Город Туркестан, расположившийся посреди засушливых степей крайнего юга Казахстана – настоящий подарок истории туристической отрасли. Этот город с 1500-летней историей сегодня является одним из важнейших центров мусульманского паломничества в Средней Азии, а построенный Тамерланом мавзолей поэта-суфия Ходжи Ахмеда Ясави – главной туристической достопримечательностью. Об истории этого удивительного города, как до него добраться и что интересного там можно увидеть – читайте в материале Today.kz.

История этого города начинается в VI веке до нашей эры, когда в туркестанском оазисе возникают два города – Шавгар и Ясы. Впоследствии на месте последнего и развивается Туркестан, Шавгар же постепенно исчезает. Расцвета город достигает к XII веку, когда слава о многолюдном богатом поселении, расположенном на Великом Шелковом пути, распространяется по всему исламскому миру. Серьезный удар городу нанесло татаро-монгольское нашествие, однако вскоре оазис снова становится крупным политическим и экономическим центром.

Самым известным жителем Туркестана был Ходжи Ахмед Яссави, ученый богослов, снискавший себе громадную популярность и почитание среди верующих. После его смерти город становится еще и одним из религиозных центров.

Ныне троекратное паломничество в Туркестан признается среди мусульман Средней Азии равным хаджу в Мекку


Фото -

Как добраться до Туркестана

Ближайший к Туркестану крупный транспортный узел – Шымкент – располагается в 180 километрах. До Шымкента можно добраться на самолете, после чего пересесть на автобус или такси, в которых придется добираться до Туркестана в течение примерно трех часов.

Также крупные города Казахстана и Туркестан связывает железнодорожное сообщение – с Астаной напрямую, а при отправлении из Алматы потребуется пересадка в Шымкенте.

Фото -

Фото: varandej.livejournal.com

В самом городе можно передвигаться на муниципальных автобусах и маршрутках, которые шустро снуют по улицам Туркестана, останавливаясь по взмаху руки.

Развлечения и достопримечательности Туркестана

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави


Великолепный комплекс мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави – главная достопримечательность Туркестана. Построенный Тимуром во славу этого средневекового поэта-суфи, он занимает в плане огромный прямоугольник размерами 46 на 65 метров. В общей сложности здесь 36 помещений, в том числе центральный зал, перекрытый самым большим в Средней Азии кирпичным куполом 18-метрового диаметра, а высота самого мавзолея в центральной части составляет 44 метра. Внутри непременно стоит увидеть огромную ритуальную чашу для воды диаметром почти три метра и весом две тонны, которая изготовлена из сплава семи металлов, и внушительный бронзовый светильник, отлитый в 1397 году, – дар Тамерлана мавзолею.

Фото -

Другие интересные помещения мавзолея – Большой дворец с ханским троном и скипетром, Малый дворец, где располагается пантеон казахских ханов (43 надгробия), собственно усыпальница Ходжи Ахмеда Ясави, Малая мечеть – основное место молитвы, а также вспомогательные пристройки – колодезная и столовая, где сохранились старинные печи, котел и деревянная посуда, из которой ели паломники. 

Мавзолей Арыстан-баба

Еще один важный исламский мавзолей в Туркестане – место упокоения святого Арыстан-бабы, в некотором роде «предшественника» Ясави. Легенда гласит, что сам пророк Мухаммед передал свои четки Арыстан-бабе, а тот, в свою очередь, подарил их юному Ясави. Помимо усыпальницы этого святого здесь можно увидеть изумительный образец Корана – он выставлен под стеклом.


По легенде, когда Тамерлан начал строить мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, конструкция несколько раз мистическим образом разрушалась. После чего Тамерлану приснился сон, в котором было дано повеление сперва построить мавзолей для Арыстан-бабы, а уж затем заботиться о памяти Ясави. Так он и сделал – и по этой же причине паломники посещают мавзолеи именно в таком порядке.

В историческом центре Туркестана также расположено множество других исламских памятников. Здесь стоит увидеть подземную мечеть Хильвет (12 век), музей «Жума мечети» 18 века, Музей восточной бани и Музей истории города Туркестан (здесь интересно рассказывается о взятии города монголами), Музей археологии и этнографии, Музей-мавзолей Рабии Султан Бегим (15 век) и Музей «Улица Туркестана».

Фото -

Фото: varandej.livejournal.com

Окрестности Туркестана

В окрестностях Туркестана также немало природных и исторических достопримечательностей, которые определенно заслуживают внимания. Любителей природы приглашают посетить Отрарский оазис (60 километров от Туркестана), на территории которого в IX-XII веках располагался один из значимых городов Великого Шелкового пути – Отрар. Сегодня здесь можно увидеть остатки городища – руины сохранились неважно, но масштаб поселения действительно потрясает.


Также можно посетить природный заповедник Каратау, расположенный в центральной части одноименного хребта, где обитают 15 видов животных, занесенных в Красную книгу. По заповеднику проложены разнообразные трекинговые маршруты.

Напомним, 19 июня Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ об образовании Туркестанской области. Глава государства подчеркнул, что регион располагает всеми возможностями для качественной реализации новых административных функций, и отметил важное историческое значение принимаемого решения.

Источник: today.kz

Основные моменты

Главная гордость 1500-летнего города – это мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави, прославленного казахского поэта и суфия, который, как и Пророк Мухаммед, в возрасте 63 лет решил отдать свою жизнь религии. В частности, он ушел из мира и заточил себя в келью в подвале до конца жизни, так как полагал, что никто и никогда не сможет быть выше Пророка, и, соответственно, он, как человек преданный учению Ислама, не имеет права больше видеть солнце.

Туркестан, как и многие другие города Казахстана — довольно интересный объект для изучения специалистами.


смотря на то, что в Казахстане никогда не было огромного количества архитектурных памятников, как, например, в Иране, или даже Туркменистане, которые бы стали символом их собственной индивидуальной культуры, казахи никогда не страдали от такого расклада вещей. Безусловно, огромное влияние на это оказал их образ жизни. Кем всегда был казахский народ? Кочевниками, перемещающимися из одного места в другое на конях независимо от того, одиноки они или имеют семью. И зачем свободолюбивым странникам, привыкшим к свисту ветра и бескрайним степям, нужны стены, которые стали бы только препятствием на длинной пустынной дороге жизни кочевого народа? Именно поэтому в Казахстане сохранилось так мало древних исторических сооружений, которыми мы сегодня смогли бы восхититься. Но город Туркестан все же сохранил для нас один памятник, о котором уже говорилось выше. Скорее всего, наличие этого сооружения связано с тем, что на протяжении некоторого времени город был столицей Казахского ханства, то есть здесь проживало оседлое население, которому уже была необходима не просто достопримечательность, а святыня. По большей части именно благодаря ей Туркестан приобрел известность среди других мусульманских народов.

История

Первое древнее поселение на территории современного Туркестана возникло в начале 6 века н.э. В истории Туркестана особую роль сыграли два средневековых города Южного Казахстана — Шавгар и Ясы. В определенные исторические периоды они являлись административными и экономическими центрами туркестанского оазиса.


рвоначально главным городом был Шавнар, затем статус столицы получил Ясы (официальное название города Туркестан до 6 века). На протяжении 6 — 11 веков в подчинении у Шавгара находились мелкие города и поселения, в число которых входил и Ясы. В 11 веке Шавгар пришел в упадок, а в 12 веке окончательно прекратил свое существование. Главным центром округа теперь становится Ясы. Этот период характеризуется появлением здесь целой системы оседло-земледельческих поселений и городков тюркского огузского племени ясы.

Наибольшего своего расцвета Ясы достигает в 12 веке. В этот период город начинает пестриться восточным блеском, он становится многолюдным, его базары переполнены изобилием, ряды богатых караванов, проходящих по дорогам Великого Шелкового Пути, бесконечны. Молва о славе города расходится по всему мусульманскому миру. Именно в этот период Ясы стали именовать второй Меккой. С 12 века город стал известен как столица области Шавгар. В период до 16 века, средневековый Туркестан представлял собой административный центр среднеазиатских правителей из рода таких великих династий, как хорезмшахи, чагатаиды, тимуриды, шейбаниды.

Начало 13 века — разрушительная военная мощь Чингисхана и его кровожадной монгольской армии вторглась на территорию Средней Азии. По мере продвижения войск вперед попутно уничтожались города, истреблялись люди, опустошались целые жилые районы, разрушались древнейшие памятники архитектуры. Не миновала эта участь и территорию современного Туркестана.


Но уже при Тимуре и тимуридах, а также узбеках город получил наибольшее значение, чем когда-либо. Появление же Ходжи Ахмеда Яссави коренным образом изменило статус города и отношение к нему соседей. Отныне из важного пункта караванных путей он превратился в средоточие суфизма — учения истины. Позднее, после смерти великого Яссави, над его могилой был построен мавзолей.

В исторической литературе неоднократно говорится о Туркестане как о столице Казахского ханства, однако специальных исследований, освещающих на конкретном материале столичную роль этого южноказахстанского города, к сожалению, нет. По-видимому, Туркестан стал столицей казахских ханов в период правления Есим-хана (1598-1628 годы). Об этом свидетельствует факт пребывания будущего хивинского правителя и историка Абулгази у Есим-хана в его резиденции в Туркестане.

В Туркестан к казахским ханам направлялись посольства из разных государств. Наиболее полно сохранилась запись русского посольства к Тауке-хану, прибывшего в Туркестан 22 июля 1694 года. Исторические источники сообщают, что российские послы с самого начала встречи повели себя высокомерно, поставив перед казахским ханом неприемлемые для него условия. Когда Тауке-хан приказал прибывшим прочесть ему царский наказ, послы попросили хана встать и снять перед ними шапку, так как по обычаю, царские указы российского государя мужчины должны слушать с непокрытой головой.


н на это ответил, что встать он не может, так как у него болят ноги, а шапок у них не снимают и даже богу молятся в шапках. Далее послы явно пошли на обман, сославшись на то, что, у турецкого султана и персидского хана царский наказ слушают без шапок, стоя. На это последовал ответ, что и турецкий султан, и персидский хан ничем не выше его, Тауке-хана. Безусловно, такое поведение послов, задевших достоинство казахского правителя, вызвало негативную реакцию Тауке-хана.

Туркестан в свое время был не только резиденцией казахских правителей и местом приема иностранных послов. Здесь также проводились собрания высшей казахской знати по важнейшим государственным вопросам. Так, например, в 60-е годы 18 века над Казахским ханством повисла реальная угроза вторжения китайцев. В 1762 году к хану Абулмамбету и Аблай-султану явились китайские послы, которые сообщили о намерении с наступлением весны послать войско для принесения жертвы у гробницы Ходжи Ахмеда в Туркестане и Синей горы у Самарканда согласно китайскому обычаю. В связи с угрозой войны с Китаем в Туркестане в 1763 году состоялось собрание из шести тысяч влиятельных лиц Казахстана. На нем было принято решение о поддержке казахами антицинской коалиции мусульманских народов Средней Азии во главе с афганским шахом Ахмадом. В литературе по истории международных отношений в Центральной Азии бытует мнение, что объединение мусульманских правителей Азии, одним из инициаторов которого был Аблай, оказало отрезвляющее воздействие на политику цинского правительства.


Туркестан являлся столицей Казахского ханства вплоть до 19 века, когда на эту территории пришли русские и жизнь ханства и народа полностью изменились. Далее последовало присоединение Туркестана, как и Казахстана и вообще всей Средней Азии к СССР. В этот период город активно развивается, строятся промышленные предприятия, налаживается производство. Но после распада огромного государства и отделения от него Казахстана, город начал переживать трудные времена.

Туркестан сегодня

В последние годы Туркестан значительно поднялся. Центром областного подчинения город стал в 1968 году. За эти годы он превратился в крупный промышленный, образовательный и культурный центр, центр отечественного и иностранного туризма. Его площадь сейчас составляет 24 тысячи кв.км. Население на 2009 год исчисляется 120 тысячами человек, национальный состав которого определяется коренным населением (казахов здесь проживает больше половины от всего количества населения), узбеками, русскими и другими. В настоящее время здесь строятся новые промышленные предприятия и жилые кварталы, озеленяются улицы. Развиты легкая и пищевая промышленность, работают заводы по производству строительных материалов. Наиболее крупные промышленные объекты города: хлопкообрабатывающий завод АО Ясы КПО, машиностроительный завод КУАТ, АО Туркестан-агрореммаш, швейно-трикотажная фабрика, завод антибиотиков, совместное казахско-английское предприятие «ПАРАБЕ», специализирующееся на производстве перевязочных материалов.


крупном рынке города можно приобрести все, что необходимо для жизни и деятельности человека. В Туркестане имеется железнодорожная станция на линии Оренбург — Ташкент. В городе также расположено и крупнейшее во всей Центральной Азии высшее учебное заведение — Международный Казахско-Турецкий Университет имени Ходжи Ахмеда Яссави. На всех его факультетах может обучаться одновременно до 22 тысяч студентов.

Достопримечательности Туркестана

Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави

Мавзолей был построен на рубеже 14 и 15 веков. Его возвели по приказу Амира Тимура над могилой наиболее почитаемого тюркскими народами исламского проповедника-суфия. После постройки мавзолея город превратился в религиозный центр всей Средней Азии. Он и сейчас является местом паломничества мусульман. Мавзолей Яссави — это величественное здание, возвышающееся на 44 метра. Главный купол в диаметре составляет 22 метра, толщина наружных стен — 1,8 — 2 метра, центральной части — 3 метра. Здание мавзолея насчитывает 30 помещений. Строительный материал его стен — жженый кирпич. Технологическая чистота изготовления сооружения была доведена до совершенства. Изумительной красотой отличается облицовка северного портала и резная дверь, ведущая в усыпальницу, с тонкой костяной инкрустацией. Комплекс мавзолея помимо главного здания составляют также мавзолей внучки Амира Тимура — Рабии Султан Бегим, подземный дом для размышлений Кумшик-ата и теологическая школа. Главной особенностью мавзолея может по праву считаться Тай Казан — уникальная средневековая чаша для воды — самая большая в мире. Туркестанский казан не имеет себе равных, его диаметр — 2,45 метра, вес — две тонны. Интересно, что казан для тюркских народов всегда был символом гостеприимства. Архитектурный комплекс Ходжи Ахмеда, где, по-видимому, в большом дворце проходила церемония «коронации» хана, служил также пантеоном казахской знати. Самым ранним надгробным памятником в комплексе, связанным с родом казахов, является надмогильный камень Аманбике. Судя по надписи, она была дочерью Джанибек-хана, и скончалась в 925 году по хиджре. В настоящее время в центральном зале, где располагается чаша, открыт музей.

Мавзолей Казыбек би

Человек этот, занимавший пост великого казахского судьи, в свое время стал основателем первого свода казахских законов.

Отрарский оазис

Оазис расположен в 60 км от Туркестана и является историческо-культурным заповедником страны. В 9 — 12 веках на этой территории располагался один из торговых городов Великого Шелкового Пути — Отрар.

Мавзолей Арыстан-баба

Мавзолей представляет собой археологический памятник 19 века. Он расположен в деревне Кагам, недалеко от руин древнего города Отрара. Мавзолей построен на могиле великого религиозного мистика Арыстан-баба, который по легенде был учителем самого Ахмеда Яссави. В результате некоторых неприятных происшествий, здание мавзолея в 1910 году было полностью перестроено. Объемная форма памятника уникальна и одновременно типична для народа южного Казахстана 19 — 20 веков.

Каратауский заповедник

Этот государственный природный заповедник занимает центральную часть хребта Каратау, являющегося ответвлением Тянь-Шаньских гор. На востоке заповедник граничит с пустынями Моюнкум, Кызылкум и Бетпак-Дала. 15 видов редких животных, занесенных в настоящее время в Красную Книгу, обитают на территории заповедника, из них 12 видов птиц.

Как добраться

Ближайший к Туркестану крупный транспортный узел — Шымкент — располагается в 180 км. Из Алма-Аты или Астаны до Шымкента можно добраться на самолёте, после чего пересесть на автобус или такси, в которых придётся добираться до Туркестана в течение примерно трёх часов. Также крупные города Казахстана и Туркестан связывает железнодорожное сообщение — с Астаной напрямую, а при отправлении из Алма-Аты потребуется пересадка в Шымкенте.

А в самом городе можно передвигаться на муниципальных автобусах и маршрутках, которые шустро снуют по улицам Туркестана, останавливаясь по взмаху руки. Чтобы сойти, нужно заранее предупредить водителя об остановке — всё как в России. Если вы не знаете точного адреса нужного вам места, назовите ближайшую достопримечательность.

Источник: wikiway.com

Вчера, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал Указ «О некоторых вопросах административно-территориального устройства Республики Казахстан», согласно которому в Казахстане появилась Туркестанская область, а областным центром стал город Туркестан. Чем прославился этот города за свою 1 500-летнюю историю, разбирался журналист Zakon.kz.

Взгляд в историю

Первые упоминания о поселении на месте современного города Туркестана, расположенного на пересечении караванных путей из Самарканда, Бухары и Хивы на север, появилось около 500 г. н. э.

В X веке – упоминается город Шавгар (Шавагар), с XII века – Ясы (Яссы). В средневековье Ясы был городом-крепостью. В XII веке здесь жил суфийский поэт, философ Ходжа Ахмед Ясави, который был похоронен тут же. Тамерлан, в состав империи которого входил и Ясы, в 1396 – 1398 годах рядом с мавзолеем Ясави стал строить мечеть. Но, получилось у него это не сразу.

Сначала ему пришлось построить мавзолей Арыстан-баба – еще один важный исламский мавзолей в Туркестане, сохранившийся до наших дней. Святой Арыстан-баба, в некотором роде был предшественником Ясави. Легенда гласит, что сам пророк Мухаммед передал свои четки Арыстан-бабу, а тот, в свою очередь, подарил их юному Ясави.

По легенде, когда Тамерлан начал строить мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, конструкция несколько раз непонятным образом разрушалась. После чего Тамерлану приснился сон, в котором было дано повеление сперва построить мавзолей для Арыстан-баба, а уж затем заботиться о памяти Ясави. Так он и сделал – и по этой же причине паломники посещают мавзолеи именно в таком порядке. К слову, тогда же город Ясы приобрел известность в мусульманском мире как религиозный центр – Азрет султан (Хазрет султан).

Первые упоминания о Туркестане, как о городе относятся к XV веку. В XVI—XVIII веках, в период Казахско-джунгарских войн, значительная историческая часть города около Мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави была разрушена, но сама святыня устояла.

Туркестан казахстан

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. фото: yandex.com

Достопримечательности

Помимо мавзолеев Арыстан-баба и Ходжи Ахмеда Ясави (который является главной достопримечательностью города), в Туркестане имеется немало других мест представляющих интерес для туристов. К ним можно отнести гробницы казахских ханов Есим-хана, Аблай-хана, Абулхаир хана и других, бия Казыбека (одного из создателей первого свода казахских законов «Жеты Жаргы»), и других государственных политических, военных, религиозных и иных деятелей, внесших вклад в становление казахской государственности.

В историческом центре Туркестана также расположено множество других исламских достопримечательности: подземная мечеть Хильвет (XII века), музей «Жума мечети» (XVIII века), Музей восточной бани и Музей истории города Туркестан, Музей археологии и этнографии, Музей-мавзолей Рабии Султан Бегим XV века. Заслуживают внимания путешественников и заповедник-музей Азрет-Султан, а также железнодорожный вокзал, построенный в 1905 году и являющийся памятником архитектуры.

Туркестан казахстан

Музей-заповедник «Хазрет-султан». фото: Someplace.kz

Экономика и промышленность

С 1968 года – Туркестан был лишь одним из множества городов Южно-Казахстанской области. Хотя уже со второй половины XX века являлся крупным промышленным, образовательным и культурным центром, центром внутреннего и зарубежного туризма.

В городе работает больше десятка промышленных объектов, среди которых хлопкообрабатывающий и машиностроительный заводы, швейно-трикотажная фабрика, завод антибиотиков, фабрика, выпускающая мебельные изделия и обувь.

Действуют предприятия пищевой промышленности, производители строительных материалов. Развито животноводство, растениеводство. Особое место в сельском хозяйстве региона занимают выращивание зерновых культур и высоких сортов хлопка-сырца.

Туркестан является крупным региональным центром торговли, в городе расположен крупный рынок. В 1991 году в городе открыт Туркестанский университет с 13 факультетами, в 1993 году переименованный в Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмета Яссави. Он рассчитан на 22 тысячи студентов и считается одним из наиболее крупных по численности учащихся вузом центральной Азии.

В 2000 году город отметил 1500-летний юбилей.

Туркестан казахстан

Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмета Яссави. фото: SkyscraperCity

Климат

По классификации Алисова климат в городе – субтропический внутриконтинентальный, крайне засушливый, летом осадки могут выпадать не каждый год. Туркестан – один из немногих городов в мире, где непосредственно фиксировалась температура в +49 °C, в то же время зимой возможны трескучие морозы.

Лето чрезвычайно жаркое: средняя температура июля составляет 28,7 °C, января −3,1 °C. Летом характерны огромные суточные колебания температуры, которые составляют 15-20 °C, зимой меньше – около 10 °C в связи с не столь сильным прогревом Солнца. Погода зимой неустойчива и варьирует от сильных оттепелей до затяжных похолоданий.

Среднегодовая температура (2001 – 2016) – +13,8 C°.

Туркестан казахстан

Туркестан. фото: wikiway.com

Источник: www.zakon.kz

ИСТОРИЯ ДВУХ ГОРОДОВ

Современный Туркестан появился на месте старинных городских поселений Туркестанского оазиса.

С древнейших времен Туркестан являлся одним из духовных и политических центров тюркскоязычного мира. Сегодня это город областного подчинения в Южно-Казахстанской области Казахстана.

Туркестан расположен в зоне пустынного климата с признаками резко континентального. Местный климат поражает контрастами: летом температура может подняться почти до +50°С, а зимой возможны морозы ниже -30°С.

Туркестан — традиционное название районов Средней и Центральной Азии с преимущественно тюркским населением. Казахстанский Туркестан — старейший город страны.

Поселение на месте современного города Туркестана появилось около 500 г. Место выбрано не случайно: здесь пересекались пути торговых караванов, шедших из Самарканда, Бухары и Хивы и далее — на север.

В период VI—XI вв. главным городом в этих местах стал Шавгар (Шавагар), которому подчинялись близлежащие поселения, в том числе Ясы, на месте которых вырос нынешний Туркестан.

В 552-702 гг. Шавгар подчинялся Тюркскому и Западно-Тюркскому каганатам, затем Тюргешскому каганату. В период господства государства Саманидов (820-999 гг.) Шавгар находился в его северо-восточном круге Испиджаб. В IX — первой половине X в. Саманиды отражали набеги тюркских племен, и в районе Шавгара постоянно шли сражения.

Расцвет Шавгара пришелся на IX-X вв., он стал крупным ремесленным и торговым центром на торговом пути, соединявшим сырдарьинские города с земледельческими оазисами Средней Азии и Хорезмом.

Когда империя Саманидов пала, Шавгар входил в состав одного из кара-ханидских уделов с конца X в. и до начала XII в., превратившись в небольшой поселок, заброшенный в XII—XIV вв.

С XII в. экономическим и политическим центром региона становится поселение Ясы (будущий Туркестан), ранее подчинявшееся Шавгару. Этот же период в истории города связан с именем поэта-мыслителя Ходжи Ахмеда Ясави (1103-1166 гг.), жившего и творившего здесь.

Ходжи Ахмед Ясави — особо почитаемый казахский поэт и суфий. В возрасте 63 лет он принял решение полностью отдать свою жизнь религии. Покинув общество людей, он заточил себя в келью в подвале до конца жизни. Поступок свой Ходжи Ахмед Ясави объяснил тем, что никто и никогда не может быть выше Пророка. Он же, будучи предан своей религии, отныне не имеет права видеть солнце.

Ходжи Ахмед Ясави основал теологическую школу, у него появилась масса учеников, благодаря ему Туркестан превратился в важный центр просвещения в Средней Азии. После кончины суфийского святого и шейха на кладбище города Ясы образовался религиознокультовый центр, куда устремились паломники со всей Средней Азии. Мавзолей шейха стал частью мемориального комплекса и самым посещаемым культовым местом в Средней Азии.

Мавзолей (ханака) сооружен по повелению полководца и завоевателя Тимура (1336-1405 гг.) в 1399 г. на месте захоронения Ходжи Ахмеда Ясави. Строение должно было способствовать возвеличиванию ислама и его дальнейшему распространению.

Первые упоминания о городе как о Туркестане относятся к XV в. В период правления Есим-хана (1598-1628 гг.) он стал столицей Казахского ханства.

Туркестан оставался столицей Казахского ханства до XIX в. В 1864 г. город осадили и захватили русские войска, а все окружающие земли вошли в состав Российской империи.

После установления советской власти город активно развивался, строились промышленные предприятия.

С 1991 г. входит в состав Республики Казахстан.

МУСУЛЬМАНСКАЯ СВЯТЫНЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ

По утверждению паломников, три поездки в Туркестан равняются малому хаджу в Мекку.

Главная достопримечательность Туркестана, уважительно именуемая «казахской Меккой», — комплекс мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави. Это очень своеобразный пример архитектуры эпохи Тимуридов: в нем находятся помещения разного предназначения, именуемые джамаатхана (зал собраний), гурхана (усыпальница), большой и малый аксараи (помещения для совещаний), китабхана (библиотека и архив), асхана (столовая), кудукха-на (колодезная) и худжры (комнаты для служителей паломников).

Мавзолей, построенный по повелению Тимура, возведен на месте более ранних построек суфийской общины. Об этом напоминают несколько фрагментов стен раннего мавзолея, сооруженного над могилой тюркского суфия и впоследствии вмурованные в стены сооружения конца XIV в.

Сам Тимур назвал главные размеры здания, несколько декоративных деталей здания и внутреннего убранства. Сохранилась надпись над входом в мавзолей: «Это святое место сооружено по велению властелина… Тимура Гургана…». Лучшие мастера со всех концов империи Тимура работали над мавзолеем. В 1405 г. Тимур скончался, работы на мавзолее прекратились, остались незаконченными портал и отделка некоторых помещений.

Главное помещение — усыпальница Ахмеда Ясави. Еще Тимур называл усыпальницу Ходжи Ахмеда Ясави «раудат», что в переводе с арабского языка означает «сад», а применительно к усыпальнице — «райский сад». Поэтому и выполнена она весьма изысканно. В центре зала — надгробие: трехступенчатый подиум, облицованный плитами серпентинита (змеевика). Надгробие украшено резьбой в виде жгутов. Помещение перекрыто двойным куполом. В основании стен — резной цоколь и панель из шестигранных зеленых плиток, расписанных золотом.

В северо-западном углу здания — мечеть с высоким куполом: единственное помещение ханаки с сохранившимися фрагментами настенных росписей голубыми красками. Шедевр мозаичного искусства — михраб мечети, созданный в технике наборной глазурованной мозаики.

Все помещения связывает воедино джамаатхана — большой зал собраний под самым крупным из сохранившихся в Средней Азии сфероконических куполов.

Фасад здания покрыт многоцветными глазурованными облицовками с преобладанием оттенков бирюзы. Стены сложены из квадратного обожженного кирпича на гипсовом растворе.

Рядом с мавзолеем Ходжи Ахмеда Ясави постепенно, на протяжении веков, сформировался некрополь с ханскими захоронениями-мавзолеями меньшего размера, а некоторые захоронения находятся в самой ханаке. Согласно мусульманским поверьям, быть погребенным как можно ближе к могиле — значит обеспечить себе его покровительство в загробном мире.

Мавзолей шейха стал частью мемориального комплекса и самым посещаемым культовым местом в Средней Азии. Внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2003 г.

Сегодняшний Туркестан — промышленный, образовательный и культурный центр южного Казахстана, центр отечественного и иностранного туризма. Большинство населения — казахи, за ними следуют узбеки. Русских в городе осталось совсем немного, в период распада СССР большинство из них выехали в крупные города страны и на территорию РФ.

Жители города привыкли делить город на две части: старую, именуемую «узбекской», и новую, называемую «русской». В первой находятся здания и сооружения, появившиеся в городе до установления в Казахстане советской власти. Во второй — построенные в годы СССР и после образования Республики Казахстан.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Исторические:

■ Развалины городища Ясы (XII—XIII вв.).

■ Подземные мечети Хильвет и Аулие Кумчук-аты (XII—XIII вв.).

■ Мавзолеи Рабиги Султан Бегим, Есим-хана, Аблай-ха-на, Абулхаир-хана и Казыбек би (XV—XVI вв.).

■ Государственный историко-культурный заповедник-музей «Азрет-Султан» (1991 г.).

■ Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави (XIV в.).

■ Железнодорожный вокзал (памятник архитектуры, 1905 г.).

Культурные:

■ Музей истории города Туркестан.

■ Музей археологии и этнографии.

■ Музей «Джума-мечеть» (XVIII—XIX в.).

■ Музей восточной бани.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Легенды рассказывают, что, когда строился мавзолей, отхумдана (кирпичного завода), находившегося в Сауране, рабочие из рук в руки передавали кирпичи для строительства. Это кажется преувеличением: городище Сауран находится в 43 км к северо-западу от Туркестана.

■ Комплекс мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави — соединение разных по функциям помещений, из-за чего ученые пока еще не пришли к единому мнению относительно одного общего названия. Его называют мавзолей, мечеть, мемориальный комплекс или ханака (монастырь). Последнее название используется чаще других: ханака — приют, монастырь дервишей.

■ Центральная достопримечательность самого мавзолея — средневековая чаша для воды Тай Казан, считающаяся самой большой в мире: диаметр — 2,45 м, вес — 2 т. Отлита, по легенде, из сплава семи металлов. Внушительные размеры казана объясняются древними верованиями тюркских племен: край казана должен располагаться на высоте рта приближающегося к нему человека.

■ Биография Тамерлана «Зафар-наме» (Книга побед, 1425 г.) сообщает, что до закладки мавзолея в конце 1397 г. Тимур совершил зиарат (поклонение) на могиле Ахмеда Ясави и тогда же дал указание о создании в городе этого грандиозного сооружения.

■При Саманидах город Шавгар (нынешний Туркестан) входил в круг Испиджаб — важный форпост на северо-восточных границах, сдерживающих кочевников, а город Шавгар, по словам арабского географа Шамсудцина аль-Мукадцаси (946/947 — после 1000 г.), был «…славной пограничной крепостью и местом войны за веру». Поэтому город обладал важными привилегиями: управлялся местной тюркской династией, и его даже освободили от уплаты хараджа (государственный налог за пользование землей). Владетель круга Испиджаб отправлял Саманидскому двору символическую плату — мелкую монету, равную 1/6 дирхема, и метлу — «выметать измену».

■ Город Ясы существовал под этим названием и в домонгольское время. Свидетельством этому стали серебряные монеты из Восточной коллекции Государственного Эрмитажа. Они были отчеканены около 1200 г. от имени хорезмшаха Мухамеда ибн Текеша на монетном дворе Ясы в недолгий период подчинения сырдарьинских городов хорезмшаху.

■ В 1760-е гг. Казахское ханство оказалось перед угрозой завоевания китайцами. В 1762 г. в Туркестан прибыли китайские послы. Они сообщили о намерении прислать войско для совершения религиозных обрядов у мавзолея Ходжи Ахмеда в Туркестане и Синей горы у Самарканда. По китайскому обычаю это означало переход ханства в подчинение Китаю. В 1763 г. спешно образовался антикитайский союз мусульманских народов Средней Азии во главе с афганским шахом Ахмадом, и только это остановило продвижение китайцев.

■ Российский географ Пётр Рычков (1712-1777 гг.), член-корреспондент Российской академии наук, так описывал пришедший в XVIII в. в упадок город Туркестан в своем труде «Топография Оренбургской губернии»: город «не так знатен, как прежде», «улицы в нем кривые и весьма тесные, так что поперек инде меньше одной сажени».

■ При раскопках в Туркестане обнаружено погребение коня, относящееся к VII в. Раннетюркские погребальные обряды включали и такие одиночные захоронения коней, которые археологами считаются кенотафом — символической могилой без захоронения человека.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

  • Местонахождение: юг Казахстана, Южно-Казахстанская область.
  • Административное деление: город Туркестан. 12 сельских округов.
  • Основан: около 500 г. Языки: казахский, узбекский, русский.
  • Этнический состав: казахи — 62,25%, узбеки — 35,64%, прочие — 2.11% (2015 г.)
  • Религия: ислам (суннизм).
  • Денежная единица: тенге.

ЦИФРЫ

  • Площадь (с подчиненными сельскими округами): 9400 км2.
  • Площадь города: 7,4 км2.
  • Население(с подчиненными сельскими округами): 155 552 чел. (2014 г.).
  • Удаленность: 165 км к северо-западу от г. Шымкент, административного центра Южно-Казахстанской обл.
  • Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави: длина — 60 м, ширина — 50 м, высота — 44 м, диаметр главного купола — 18,2 м, толщина наружных стен — 1,8-2 м, центральной части — 3 м, количество помещений — 30.

КЛИМАТ

  • Пустынный, резко континентальный.
  • Средняя температура января: -З°С.
  • Средняя температура июля: +28°С.
  • Среднегодовое кол-во осадков: 210 мм.
  • Относительная влажность воздуха: 55%.

ЭКОНОМИКА

  • Промышленность: машиностроительная (кузнечно-прессовое оборудование), строительных материалов (алебастровый завод), кормовых антибиотиков, легкая (хлопкоочистительная, швейно-трикотажная).
  • Железнодорожный узел на линии Оренбург — Ташкент.
  • Сфера услуг: паломнические, туристические, транспортные, торговые, финансовые.

Источник: mirchudes.net

Фоторепортаж о регионе с тысячелетней историей.

Более двух тысяч лет насчитывает история региона на юге Казахстана, на многие века ставшего главным политическим и культурно-историческим центром страны. Именно здесь зарождалась казахская государственность, именно здесь тысячи лет назад появлялись и развивались древние центры международной торговли, именно отсюда началось распространение ислама по казахской земле. Сотни лет Туркестан олицетворял собой огромный регион, который сейчас принято называть Центральной Азией, и включал в себя огромные территории от Сибири до Афганистана и от Каспия до Монголии.

Туркестан казахстан

Такое хитросплетение истории, культуры и религии сделало туркестанскую землю богатой на достопримечательности.  Древние городища и поселения, памятники архитектуры и священные для мусульман места делают Туркестан уникальным местом для туристов.

Туркестан казахстан

Главным объектом на туристической карте региона был и остается мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный на территории историко-культурного музея-заповедника «Хазрет Султан».

Туркестан казахстан

Суфийский поэт Ходжа Ахмед Ясави был очень почитаем и оказал огромное влияние на распространение ислама в Центральной Азии. Множество легенд рассказывают о жизни этого человека, о его деяниях и учениях. Значимость этого проповедника оценил и Тамерлан, начавший строительство мавзолея.

Туркестан казахстан

Усыпальница Ходжа Ахмеда Ясави стала одной из частей большого комплекса. Над входом в усыпальницу установлен огромный шест с украшением из металла и конским хвостом, символизирующий величие проповедника.

Туркестан казахстан

В парадном зале комплекса – казандык – установлен огромный тай казан, отлитый из сплава семи металлов по приказу Тимура. Был вывезен из мавзолея и несколько десятилетий хранился в Эрмитаже. В 1988 году был возвращен в мавзолей.

Туркестан казахстан

Несколько столетий мавзолей был резиденцией казахских ханов. Здесь проводились собрания знати, велись приемы и переговоры. Сейчас здесь расположена часть экспозиции музея.

Туркестан казахстан

Перстни-печати казахских ханов.  

Туркестан казахстан

Ханские письма и грамоты.

Туркестан казахстан

Сейчас на территории музея-заповедника «Хазрет Султан» ведутся большие работы по реконструкции исторических памятников комплекса. Воссоздаются постройки средних веков, идут работы по благоустройству территории.

Туркестан казахстан

Честь быть похороненным на территории святыни получали не многие. На территории комплекса много захоронений. Часть надгробий расположена непосредственно в мавзолее Ходжа Ахмеда Ясави, а часть расположены в собственных мавзолеях. Один из элементов комплекса – мавзолей Рабиги Султан Бегим, правнучки Тамерлана.

Туркестан казахстан

Туркестан казахстан

Туркестан казахстан

Для полного погружения туристов в историю, культуру и быт казахов на территории музея создан этноаул из юрт. Скоро откроется Центр приема с аудиогидами, кафе и сувенирными магазинами.   

Туркестан казахстан

По традиции, прежде чем посетить главную святыню Туркестана, мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави, нужно обязательно побывать в усыпальнице его наставника, мавзолее Арыстанбаб. По легенде, этот святой был долгожителем и сподвижником пророка Мухаммеда.

Туркестан казахстан

Существует легенда, что Тимуру во сне явился святой и посоветовал сначала возвести мавзолей над могилой Арыстанбаба. И только после этого, по той легенде, удалось достроить мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави, который несколько раз был разрушен мифическим буйволом при строительстве.

Туркестан казахстан

Именно с этого мавзолея начинают «малый хадж» на туркестанской земле мусульмане.

Туркестан казахстан

Самой, пожалуй, известной туристической достопримечательностью в окрестностях Туркестана является город Отрар. Этот средневековый город, расположенный на Шелковом пути, был крупным центром торговли и крепостью, защищавшей от врагов.

Туркестан казахстан

Глинобитные стены древнего города некогда служили серьезным препятствием для войск Джучи-хана, осаждавшего Отрар около шести месяцев. Но под действием времени они не смогли устоять. Часть крепостной глинобитной стены накрыли новым слоем глины, оставив для туристов места, где можно увидеть древние укрепления.

Туркестан казахстан

Рядом с большим городом, которым в свое время и был Отрар, неизменно располагались множество строений или поселений. Одним из памятников прошлого стали найденные археологами под слоем земли руины бани, в которой могли мыться десятки человек одновременно.      

Туркестан казахстан

Караваны с товарами, двигавшиеся с севера на юг или с востока на запад, дали огромный толчок развитию этого южного региона. Именно поэтому здесь очень много памятников, посвященных караванам и верблюдам.

Туркестан казахстан

При воссоздании разрушенных временем и людьми объектов строители пытаются максимально сохранить исторический облик ансамбля, известный по описаниям и рисункам.

Туркестан казахстан

«Историческим мусором» усеяны буквально все древние городища в регионе. По мере раскопок количество артефактов, как и их размер, становится все меньше.

Туркестан казахстан

Для воссоздания облика древнего города строители создают лабиринты старых улиц и домов, зачастую используя аутентичные материалы, такие как глина и солома.

Туркестан казахстан

Несмотря на новые технологии, основным методом исторических исследований были и остаются раскопки.

Туркестан казахстан

Для привлечения туристов в окрестностях городища был построен визит-центр с музеем, конференц-залом и интерактивной зоной.     

Туркестан казахстан

Еще одной легендарной личностью, жившей, по преданиям, в окрестностях Туркестана, был богатырь, сподвижник пророка, Укаша-Ата. Не знавший поражения воин был подло убит врагами во время утренней молитвы. На месте его гибели, где пролилась кровь батыра, была воздвигнута сагана длиной 21 метр. Здание многократно разрушалось и перестраивалось. Сейчас, помимо саганы, здесь есть дом для паломников.

Туркестан казахстан

А в месте, где, по легенде, голова Ушака-Ата провалилась в расщелину, возник источник. Сейчас этот колодец, обустроенный над источником, стал одним из «мест силы» для верующих. По преданиям, из тридцатиметрового колодца воду удается поднять только чистым душой людям. А более удачливым в ведре с водой попадутся и камешки.

Туркестан казахстан

По словам шыркаши, под присмотром которых и находится колодец, зимой они спускаются вниз, чтобы очистить источник. Со дна удается достать несколько сотен оборвавшихся помятых ведер. 

Туркестан казахстан

На карте достопримечательностей Туркестанской области есть множество объектов, как исторических, так и духовных. Помимо древних городищ Отрара или Саурана, интерес вызывают и памятники духовного наследия. Архитектурный комплекс мечеть-медресе «Аппак Ишан», входящий в проект «География святых мест Казахстана», несомненно, заслуживает внимания туристов. Здание комплекса с причудливой архитектурой украшают 35 куполов.

Туркестан казахстан

Долгое время Туркестанский регион был настоящим центром исламской культуры и просвещения. Сейчас в области есть несколько религиозных сооружений XIX века, сохранившихся до наших дней. Большой комплекс «Аппак Ишам» строили несколько десятилетий. В свое время эта мечеть-медресе была крупным учебным заведением. К сожалению, в советский период большинство объектов религиозного культа были либо разрушены, как это случилось, например, с мавзолеем Арыстанбаба, либо варварски использовались не по назначению. Эта мечеть долго была складом, а комнаты медресе использовались как общежитие. Сейчас комплекс находится под охраной государства, как и большинство исторических и культурных объектов региона, и здесь находится архитектурно-художественный музей Байдибекского района.

Туркестан казахстан

Мавзолей святой прорицательницы и ясновидящей Домалак Ана и по сей день остается местом поклонения для потомков многих родов казахского народа.

Туркестан казахстан

В последние годы Туркестанский регион вновь становится очень популярным направлением туризма. Святые места привлекают и многих верующих. Проводится активная работа по реконструкции и благоустройству исторических памятников. А вот для обустройства священных для мусульман мест большую лепту вносят иностранные инвесторы.

Туркестан казахстан

К сожалению, недостаток финансирования серьезно сказывается и на ходе и методах реставрационных работ. За внешней пафосной картинкой зачастую скрываются множество проблем с туристической инфраструктурой. Отсутствие туалетов на активно рекламируемых объектах – одна из них.

Туркестан казахстан

Не будучи историком или специалистом в археологии, трудно судить о том, в каком виде нужно сохранить древние артефакты для туристов и следующих поколений.

Туркестан казахстан

Можно сделать однозначный вывод – туристический потенциал у региона огромен. Такое скопление священных и исторических памятников – база для активного развития туризма в регионе, в том числе и внутреннего.

Туркестан казахстанТуркестан казахстанТуркестан казахстанТуркестан казахстанТуркестан казахстан

Максим Морозов

Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Источник: inbusiness.kz


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.