Башня

космическая гора

Шумерские зиккураты представляли собой массивные башни из семи платформ, наложенных одна на другую, уменьшающихся к вершине и окрашенных в разные цвета; на верхней располагалось святилище, в которое нисходило божество, связывая таким образом небо и землю.

Самые известные из этих Холмов Неба, или Гор Бога,— зиккураты Вавилона: Этеменанки, то есть Дом Семи Направлений Неба и Земли, расположенный над священной дорогой, и Э-еур-имин-ан-ки, стоявший в юго-западной части* города.

Зиккурат, служивший одновременно сторожевой башней и защитным талисманом, представляет собой искусственную гору, построенную по определенному плану, каждая часть которой имела собственное символическое значение. Башня, сориентированная по четырем сторонам света, олицетворяла космос, а ее ярусы

символизировали небеса семи планет и посвящались богам этих планет.

Первый ярус, окрашенный в черный цвет, посвящался Сатурну; второй — оранжевого цвета — Юпитеру; третий, красный,— Марсу; четвертый, цвета золота,— Солнцу; пятый, желтый,— Венере; шестой, голубой,— Меркурию, и седьмой, серебряный,— Луне.


На этажи и в святилище этой Благословенной башни ведет лестница в виде спирали (символ духовного развития), ступени которой были около 80 см в высоту. На середине подъема есть комната и скамьи, где могут присесть и отдохнуть те, кто решил добраться до самой вершины. В верхней башне расположено большое святилище, а в нем — широкое, богато украшенное ложе, рядом с которым стоит золотой стол. Каждое утро, на восходе Солнца, верующие поют гимн Огня, повернувшись лицом к светилу, поднимающемуся к вершине башни*

О В Холме Неба соединяется символика лестницы и степеней посвящения. Восхождение на него паломника или жреца подобно путешествию к Центру Мира, наполняющему душу восторгом. Достигнув верхней террасы в попав в священное пространство … человек поднимается на совершенно новый уровень, возвышается над пространством скверны и вступает в «сферу чистоты». о Китайским аналогом зиккурата служит Алтарь Неба (Тьен Тан), или Круглая Возвышенность, расположенная к югу от Пекина. Четыре лестницы, сориентированные по странам света, ведут на три круглые террасы разной высоты, помещенные одна над другой и снабженные перилами. На второй террасе расположены таблички, посвященные Солнцу, Луне, Большой Медведице, пяти планетам, 28 Лунным домам (Сиеу) и звездам.


Алтарь, расположенный на верхней террасе, символизирует зодиак и небесную сферу. Во время зимнего солнцестояния Император и его вельможи с превеликой пышностью восходили на Тьен Тан, дабы поклониться Небу.

Шумерский храм, который строился как символ Мировой Горы — места обитания божества. Это космическая ось, связующая вертикаль между небом и землей, землей и подземным миром. Зиккурат строился семиэтажным, что символизировало семь небес или планов существования, семь планет и семь ступеней, чему соответствовали также семь металлов и семь цветов: 1. черный — Сатурн, свинец; 2. красно-коричневый — Юпитер, олово; 3. красно-розовый — Марс, железо; 4. золотистый — Солнце, золото; 5. бело-

золотистый — Венера, медь; 6. темно-синий — Меркурий, ртуть; 7. серебристый — Луна, серебро.

По мнению немецкого ученого Г. Гункеля, предания навеяны исторической действительностью, и речь в них идет о многоэтажном храме богу Мардуку в Вавилоне, увенчанном башней (о которой и в другом памятнике гиперболически отмечено, что она достигает небес), временами сооружение это укреплялось и реставрировалось, вполне вероятно, что оно рано разрушилось.

Археологические раскопки (Р. Кольдевей, А. Парро и др.) подтверждают, что в предании о Вавилонской башне нашло отражение строительство в Вавилонии зиккуратов (гигантских зданий ритуально-храмового значения). / Либо прямоугольного, многоэтажного храма башенного типа в городе Вавилоне Этеменанке (краеугольный камень неба и земли), либо подобного сооружению высотой 50 метров в Борзиппе (в настоящее время Бирс Нимруд) к югу от Вавилона, святилищу бога Набу, или Небо, вавилонского бога мудрости и письменности. Борзиппа и Вавилон были соединены каналом. /


Прообраз Вавилонской башни «зиггурат» — обширное священное сооружение из камня — характерная особенность больших шумерских городов Месопотамии. Лестница в нем вела от земли к храму на вершине, где между богом и жрицей заключался священный брак.

Источник: www.symbolarium.ru

Зиккуратэто культовое сооружение, которое получило распространение по всей территории Месопотамии. Слово «зиккурат» происходит от шумерского «э-кур»«дом горы». Первые зиккураты строили шумеры еще в III тысячелетии до н.э. Они представляли собой храмы, поставленные на одну или несколько платформ. Обычай строить храмы на одном и том же месте с течением времени обусловил «рост» количества платформ. Иногда на одном и том же месте строились последовательно 16-20 храмов. Насыпи позже оформлялись в виде ступеней, снаружи пластически обработанных нишами и выступами.

Каждая ступень окрашивалась в свой цвет. Сложилась определенная символика цветов. Храм на вершине зиккурата был голубого или синего цвета с золотом, нижние ступени были красного, черного, желтого цветов (земные цвета), верхние – белого, голубого (небесные цвета). Ступенчатая форма постепенно приобрела смысл «лестницы в небо», связывающей мир богов с миром людей.


В период III-ей династии Ура (Шумеро-Аккадское государство) самый большой зиккурат был в г. Уре. Он имел высоту более 20 м., его внутреннее монолитное ядро было выложено из сырцового кирпича, а наружный слой – из обожженного кирпича. Нижняя ступень имела размеры основания 63 и 43 м. Над ней возвышалось ещё два яруса, наверху стоял храм бога Луны Сина. Стены ступеней имели небольшой наклон внутрь и несколько выпуклую в плане форму, что усиливало впечатление монументальности. Три нижних лестницы сходились на высоте 15 м, не имея промежуточных площадок. Этот узел был подчеркнут кубическим объёмом – павильоном-воротами.

В Ассирии зиккураты приобрели более компактную форму, основание стало квадратным, храм располагался в массивном верхнем уровне, окружающая его площадка — очень узкая.

Интересен храм Ану и Адада – двух богов – в Ашшуре, состоящий из двух зиккуратов, соединенных большим, окруженным крепостными стенами двором. Между зиккуратами находились два сблокированных нижних храма. В храмах было по два помещения: зал для молящихся и целла, где находилась статуя бога. Зал был ориентирован поперек продольной оси, а целла – вдоль.


Некоторые зиккураты в Ассирии имели спиралевидную форму: подъем наверх проходил по спиралевидному пандусу, разворачивавшемуся вокруг центральной оси сооружения.

Самым большим в Месопотамии был зиккурат Этеменанки в Вавилоне – прототип мифической библейской Вавилонской башни. Этот зиккурат возник ещё во времена Хаммурапи, много раз перестраивался и был разрушен персидским царем Ксерксом. Существует несколько вариантов его реконструкции. Он имел квадратное основание со стороной 91,5 м., высоту – около 90 м. Семь ступеней зиккурата соответствовали «семи небесам», которые соответствовали понятию уровней духовного совершенства. Нижние ступени были обработаны прямоугольными нишами. Все семь ступеней были окрашены в разные цвета.

Зиккурат всегда являлся главным зданием города и ставился в его геометрическом центре.

Источник: studopedia.ru

зиккуратСовременные монументальные сооружения чаще всего имеют либо сугубо практическое, либо символическое назначение – например, самое высокое здание в мире, небоскрёб Бурдж-Халифа, это гостиница, а вот Эйфелева башня не имеет какого-то утилитарного использования. В древности люди зачастую были рациональнее и умели совмещать в колоссальных объектах и символику, и пользу. Так было, например, с зиккуратами, самыми впечатляющими архитектурными объектами Междуречья.


Цвета зиккурата

Близкий родственник пирамиды

Зачастую можно встретить отождествление зиккурата с пирамидой, что не совсем корректно – в зиккурате отчасти используются те же принципы, что и в ступенчатых пирамидах Доколумбовой Америки и ранних египетских пирамидахЕгипетские пирамиды: на всякий вкус и даже цветЕгипетские пирамиды: на всякий вкус и даже цвет, однако это иное сооружение. Зиккурат представляет башню, составленную из нескольких возведённых один на другом и постепенно сужающихся кубах или террасах, с храмом на верхнем кубе или террасе. В этом первое принципиальное отличие зиккурата от египетских пирамид, которые не имели на вершинах никаких храмов или иных построек. Подобное использование вершины, для храма или святилища, имело место в американских пирамидах, но зиккураты отличаются и от них.


Прежде всего, это отличие состоит в существовании у зиккуратов лестниц, которыми соединялись между собой террасы, причём почти всегда только с южной стороны. Кроме того, зиккураты с северной своей стороны имели склоны, ведущие напрямую к вершине и храму и выдающиеся далеко за квадратный или прямоугольный периметр всего сооружения. По сути, эти склоны представляли собой поднимающуюся вверх от уровня земли пешеходную дорогу для торжественных процессий во время праздников и религиозных ритуалов. Первоначально зиккураты имели либо лестницы с южной стороны, либо склоны с северной, однако, постепенно стали появляться сооружения сочетавшие в себе и лестницы, и склоны. Наконец, коренное отличие зиккуратов от египетских и американских пирамид в том, что во внешних стенах зиккуратов были внутренние помещения для жрецов и чиновников (при этом внутри зиккураты были цельными). Количество террас или кубов, из которых состояли зиккураты Междуречья, первые из которых были созданы как минимум 5 тысяч лет назад, могла быть разным, от трёх до семи.

Цвета зиккурата

Зиккурат как модель мироздания


зиккуратВ настоящее время функции религиозных построек как модели представления о строении мира, об иерархии духовной реальности и месте в ней человека, является вполне обычной – например, христианские храмы представляют собой именно такую иерархическую модель мира, созданную в соответствии с богословскими постулатами. Но подобные традиции имеет очень глубокие корни, которые уходят, в частности, и в цивилизацию Междуречья – так как зиккураты были способом живших тогда людей проказать наглядным образом то, каким они представляют себе мир и взаимосвязи в нём. Так, число «ступеней» зиккуратов тоже имело символическое значение: историки полагают – отнюдь не случайно то, что у шумеровШумеры — загадки исчезнувшей цивилизацииШумеры - загадки исчезнувшей цивилизации зиккураты обычно имели три террасы, а у вавилонян – семь. Это интерпретируются таким образом: жители Шумера закладывали в это свои представления о делении мира на три основных части – подземный мир (царство мёртвых), земной мир (мир людей) и небесный мир (обитель богов). А вот в Вавилоне мироздание делилось на семь уровней, отсюда и семь террас вавилонских зиккуратов.

Правда, в этом отношении очень мало достоверных данных, так что, по большому счёту, это только догадки, более или менее обоснованные. Вместе с тем можно встретить и совсем не имеющие реальных оснований сведения: например, весьма распространено мнение, что каждая терраса вавилонских зиккуратов была посвящена тому или иному небесному телу и красилась в особый цвет: Сатурн (чёрный цвет), Меркурий (белый цвет), Венера (пурпурный цвет), Юпитер (синий цвет), Марс (красный цвет), ЛунаЛуна: спутник с загадками
Луна: спутник с загадками (серебряный цвет), Солнце (золотой цвет). Однако достоверных данных о том, что было именно так, на данный момент не обнаружено. Точно так же как и нет ясности с трактовкой шумерских зиккуратов: есть мнение, что их три террасы это не три мира, а три главных бога шумерского пантеона. Вдобавок нет единства в вопросе о том, использовались ли зиккураты ещё для каких-либо целей, помимо ритуальных – есть версии, что эти сооружения могли быть астрономическими обсерваториями или убежищами для населения на случай наводнений.

Источник: www.chuchotezvous.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.