Исландия — несомненно страна природных красот. За редкими исключениями здесь практически нет рукотворных достопримечательностей. Однако, когда заезжаешь в какие-нибудь исландские городки, или даже когда проезжаешь из одного городка в другой мимо больших и пустых ферм, то нельзя не заметить, что самые заметные, самые яркие здания это несомненно церкви.

Церковь в рейкьявике

В этом посте я собрал много совсем разных исландских церквей, которые попались мне на глаза в ходе недавнего кольцевого маршрута по Исландии. Больших и крохотных, традиционных и очень продвинутых и необычных. Давайте я вам их покажу!

Кстати, сразу скажу, что я не очень разбираюсь в различных русских терминах, для христианских религиозных зданий. В Исландии большинство населения — лютеране, и кажется их церкви вернее было бы именовать «кирхами». По-исландски например они все пишутся «kirkja». Однако такие слова как кирха и костел мне чужды, я в них постоянно путаюсь, и поэтому надеюсь вы простите, что я своё примитивное англоязычное «church» попросту перекину назад в «церковь», и буду этим словом пользоваться в данном материале.


1. Итак, самая известная церковь Исландии несомненно Хадльгримскиркья — вот это необычное здание в Рейкьявике. Его построили во второй половине ХХ века, и оно красиво возвышается над городом, стоя на холме. В Исландии вообще все церкви как правило стоят на холмах или возвышенностях, об этом мы чуть позже поговорим.

Церковь в рейкьявике

2. Передний фасад и своеобразные «крылья» по бокам от главной часовни — самая необычная часть этой главной церкви. Если обойти её сзади, то видно, что здание имеет вполне стандартную церковную структуру.

Церковь в рейкьявике

3. Кроме того, что здесь стоит подняться наверх и посмотреть на город (но только оплатив билет!) стоит ещё и внутрь главного зала заглянуть. Тут всё очень по-спартански. Своды из бетона, и практически никаких украшений.

Церковь в рейкьявике

4. Немного неожиданным исключением стали лишь православные иконы по обе стороны от главного алтаря церкви. Откуда они там? Кто подарил? Я так никакой информации на этот счёт и не нашёл. Если кто знает, расскажите!


Церковь в рейкьявике

5. В Рейкьявике есть и куда более традиционная церковь, расположенная в историческом центре, на берегу озера Тьёднин. Её построили в 1903 году.

Церковь в рейкьявике

6. Традиционные церкви в Исландии все похожи. Это классический эталонный «домик», на который сверху водрузили остроконечную башню-колокольню. Читал, что этот стиль сюда приехал из материковой Скандинавии — Норвегии и Дании, которые долгое время управляли островной страной.

Церковь в рейкьявике

7. Нередко такие церкви встречаются просто недалеко от дороги, когда просто мчишь к своей следующей точки между редких ферм. Стоит церковь, а рядом с ней особо и нет ничего на километр-другой. Просто фермеры из округи решили собираться именно здесь.

Церковь в рейкьявике

8. Порой церковь — даже не домик с башенкой, а скорее сарай с башенкой! (Кстати, тут на заднем плане государственный винный магазин!)

Церковь в рейкьявике

9. Бывает, что у таких этих «фермерских» церквей своя отдельная территория, с каменной насыпью и белой калиткой. Правда, всё это сохранилось немного лучше, чем краска на самой церкви.


Церковь в рейкьявике

10. А вот уже более осоновательный вариант. Тут и башенка более внушительная, и стоит она не просто на крыше домика, а как-то сбоку, придавая всему ансамблю некоей почтенности. Это, если что в городке Грюндарфьордюр, на полуострове Снайфедльснес.

Церковь в рейкьявике

11. А вот уже прямо совсем вычурный вариант — старая деревянная церковь в городе Хусавик — считается местной достопримечательностью. Её построили в 1907 году.

Церковь в рейкьявике

12. А эта церквушка стоит на берегу фьорда, в городке Сейдисфьордюр. У неё довольно интересная история. Когда-то она стояла на частной ферме, но в 1882 году её решили подвинуть поближе к городу, и поставили, как полагается, на холм там она простояла пару лет, пока её не сдул сильны ветер. Просто опрокинул деревянное здание. После этого церковь отремонтировали, и поставили пониже. Но потом ещё пару раз двигали, пока в 1920 году, не поставили, наконец на нынешнее место. Как видите, в этой церкви ведёт довольно весёлая дорожка — прямо как к той знаменитой церкви в Рейкьявике.


Церковь в рейкьявике

13. Но давайте посмотрим на несколько менее традиционных церквей. Например вот тут решили вместо башенки просто весь домик сделать повыше. Очевидно, обошлись без колокольни.

Церковь в рейкьявике

14. А у этой церкви наоборот башня возвышается над крышей основного здания на треноге.

Церковь в рейкьявике

15. Как я писал раньше, в городках церковь принято ставить на какой-нибудь живописный холм. Чтоб видно было отовсюду. Эти бело-красные остроконечные домики очень красиво гармонируют с зеленью исландской природы, которая обычно служит для них задником.

Церковь в рейкьявике

На этом фото церковь городка Вик.

16. Когда подходишь ближе к такому зданию из городского центра, как правило смотришь на него снизу вверх, думаю это тоже часть задумки.

Церковь в рейкьявике

17. Разумеется, какую-нибудь церковь можно найти в любом городке. В некоторых есть специальные карты, и если отыскать на них самый выгодный холм, то велика вероятность, что церковь будет стоять именно на нём.


Церковь в рейкьявике

18. Вот, кстати, та самая церковь на этой карте — и та же самая, что и на заглавной фотографии. Это городок Стиккисхоульмюр на севере полуострова Снайфедльснес. Местную церковь построили в 1980 году, из бетона.

Церковь в рейкьявике

Вообще, я так понял, что во второй половине ХХ века, когда Исландия стала независимой, тут было желание отойти от традиционной скандинавской архитектуры предыдущих лет. А тут ещё и новые технологии и стройматериалы — в Исландии всегда с этим было нелегко, и многое привозилось с материка. Но во второй половине века они решили, что церкви можно строить из бетона. И понеслось. Все новые церкви очень далеки от традиционных домиков с башенкой, которые были в первой половине поста. Теперь в каждом городке стараются друг-друга переплюнуть, кто построит более необычную, более «современную» церковь?

19. При этом, эти хитрые конструкции продолжают включать в себя определённые «классические» элементы. Например, тут мы видим, что изогнутые рёбра переходят в башню-колокольню, возвышающуюся над основным зданием. Тут даже сами колокола на виду.

Церковь в рейкьявике

20. Вот ещё одна современная церковь на полуострове Снайфедльснес — на этот раз в городке Оулафсвик.


Церковь в рейкьявике

21. Тут отдельно стоит башня, на которой возвышается крест, и отдельно ещё одна, которая колокольня. И если в предыдущей мы видели много всяких изгибов, то тут одни диагонали и углы.

Церковь в рейкьявике

22. В городке Блёндюоус проживает чуть меньше 1,000 человек. Когда-то на окраине стояла традиционная церковь, но местные жители решили, что надо построить новую, более современную. И построили в 1993 году. Она по форме своей напоминает вулкан (которых в стране немало). Крест у неё стоит с одного бока, а с другого очень необычная колокольня (которая вовсе не башня).

Церковь в рейкьявике

Теперь в этом крохотном городке аж две церкви!

23. Хверагерди расположен всего в 45 км от Рейкьявика. Мы остановились тут, когда уже завершали свой кольцевой маршрут. Местная церковь (конечно же она стоит на холме!) была одной из ранних «современных» моделей — её возвели в 1967-1972. Сколько я ни старался, мне так и не удалось её как-то внятно сфотографировть, чтоб всё влезло в один кадр. Это вид сзади.

Церковь в рейкьявике

24. А спереди на фасаде стоит огромный крест.


Церковь в рейкьявике

25. Ну и колокольня совсем где-то сбоку. Тут по-хорошему фотосферу надо было бы снимать, но я не стал.

Церковь в рейкьявике

26. Эйильсстадир — по меркам восточной Исландии довольно крупный город. Тут живёт больше 2,000 человек. Местную церковь кажется построили уже в XXI веке, но я не смог найти точной информации о ней.

Церковь в рейкьявике

27. Колокольня тут напоминает мне самый маленький в мире небоскрёб, построенный шарлатанами в США.

Церковь в рейкьявике

28. Крохотный Дьюпивогюр даже городком то назвать сложно — тут нет и 500 жителей. Ну и церковь у них соответствующая. И колокольня, и крест просто стоят рядом с основным домиком зданием. Но выглядит это очень мило.

Церковь в рейкьявике

29. А это Акюрейри. Крупнейший город за пределами столичного региона на юго-западе страны (так то он четвёртый по населению). В этом мегаполисе проживает около 18,000 человек. Тут не только супермаркет, тут и торговый центр есть! Ну и церковь соответствующая — на холме, с длинной лестницей, ведущей вверх.


Церковь в рейкьявике

Её построили в 1940 году, то есть это самая старая из нетрадиционных церквей в этом посте. Архитектором был знаменитый в Исландии Гвюдйоун Самуэльссон. Он же является автором той главной церкви в Рейкьявике, с которой мы начали этот обзор. Две симметричных башни предают ей некий католический оттенок (но нет, и эта церковь лютеранская).

30. Сбоку выглядит вот так:

Церковь в рейкьявике

31. В заключение хочу снова вам показать церковь одного из своих любимых мест в Исландии, фермы Модрудалур. Напомню, что хозяин фермы построил её в 1949 году, в память о своей умершей жене. Она вроде как традиционная, но с немного необычной колокольней, в которую как-будто добавили лишний ярус. (Уверен, для этого есть верный архитектурный термин, если кто знает, напишите!)

Церковь в рейкьявике

32. Эта церковь отлично смотрится на фоне окрестных гор. И если Модрудалур считается самым высоким обитаемым местом в Исландии, то выходит, что тут и стоит самая высокая церковь.

Церковь в рейкьявике

По моему это здорово.

* * *

Какие из показанных вам больше всего понравились? Напишите (не зря же я их нумеровал!)

Источник: levik.blog

Что посмотреть в церкви Hallgrímskirkja


Семидесятичетырехметровое здание церкви видно практически из любого уголка Рейкьявика. Так что сделать фото на память можно, даже не приближаясь к Хатльгримскиркья. Но куда лучше выделить время и исследовать церковь как снаружи, так и изнутри. У входа вас встретит статуя Лейфа Счастливого – считается, что этот викинг открыл Америку задолго до Колумба. А чуть в стороне от него стоит неприметная черная рамочка странной формы – немного постаравшись, можно “поймать” в нее Хатльгримскиркья и сделать интересное фото. Но первое, куда спешат туристы – это башня, где расположена смотровая площадка с 360-градусным обзором всего Рейкьявика. Раньше к ней вели бесконечные ступеньки, но сейчас посетителей шустро доставляет на самый верх лифт. На выходе из него вы попадете в зал с витражными часами, которыми с четырех сторон украшен фасад башни. Еще несколько ступенек – и окажетесь на смотровой, откуда видно и город с его крошечными домиками, и бесконечный океан.

Вид из башни церкви Хатльгримскиркья в ИсландииФото: pixabay

Обычно на башне интерес туристов к Хатльгримскиркья в Исландии заканчивается,  ведь церковный холл выглядит очень аскетично, и на первый взгляд, ничем особенным не отличается.


как же потрясающие высокие своды и узкие оконницы, которые будто стремятся куда-то вверх, за пределы церкви, и создают внутри потрясающую акустику? Здесь бы концерты проводить, – думаешь в первую очередь. А потом отворачиваешься от алтаря и видишь на противоположном конце зала огромный орган. Серьезно, он очень большой – 15 метров в высоту и весом 25 тонн! Инструмент состоит из 5275 труб, каждая из которых… официально принадлежит одному из жителей города – средства на покупку органа собирали вот таким необычным способом, «продавая» его жителям по частям. Выгода от покупки была очевидная – ведь теперь каждый желающий может прийти и наслаждаться концертами, которые проводятся здесь регулярно. Кстати, пульт управления органом не спрятан, а вынесен в зал, так что можно понаблюдать, как творится «музыкальная магия».

Интерьер церкви ХатльгримскиркьяФото: unsplash

Конечно, орган приковывает большую часть внимания. Но в церкви есть и другие интересные, хоть и менее масштабные детали – например, витражи. Один из них посвящен Халлгримуру Петурссону – исландскому религиозному поэту и духовному лидеру, в честь которого и была названа церковь Hallgrímskirkja. Также обратите внимание на купель для крещения из исландского базальта и чешского хрусталя. Ну и, конечно, невозможно не заметить большие бронзовые двери на главном входе в Хатльгримскиркья: на черном фоне из красной итальянской мозаики выложен четырехлистник (один из символов христианства), а на нем – Христос и человек, обрамленные терновым венцом. 

Лучшее время для посещения церкви Хатльгримскиркья и другие рекомендации:

Если хотите увидеть со смотровой самые красивые пейзажи Рейкьявика, нужно посещать Хадльгримскиркья в ясную солнечную погоду. На площадке можно снять отличные панорамы, но сделать селфи на фоне города не рассчитывайте – оконницы для этого слишком узкие.

Билеты на смотровую площадку продаются в церковной лавке. В людное время к лифту обычно выстраивается довольно большая очередь.

На смотровой площадке обычно очень ветрено, так что одевайтесь теплее и надевайте шапку даже в теплый день. 

Церковь выглядит эффектно не только днем, но и вечером, когда ее подсвечивают лампами. А во время Фестиваля зимних огней фасад по вечерам «украшают» фантастическими световыми инсталляциями.

Церковь Хатльгримскиркья ночьюФото: facebook

Мессы проходят каждое воскресенье в 11.00 и 20.00 (в это время обзорная площадка обычно закрыта).

Свадьбы и крестины в Хатльгримскиркья обычно открытые, т.е., за церемонией может наблюдать любой желающий.

Информацию об органных концертах и других культурных мероприятиях в Hallgrímskirkja смотрите на сайте Hallgrímskirkja Friends of Art Society.

Церковь ХатльгримскиркьяФото: pixabay

Как добраться до церкви Хатльгримскиркья

Церковь расположена в центре Рейкьявика. С многих районов сюда можно дойти пешком без карты, ориентируясь на шпиль Хадльгримскиркья, который виден отовсюду. Также можно подъехать на автобусах №15 и 14. А вот приезжать сюда на авто не стоит – возле церкви очень проблематично найти свободное парковочное место.

Источник: www.easytravel.guru

Творческое объединение «Квадратура круга», созданное в 2011 году в Москве, ставит своей целью поиск идеального для нашего времени образа православного храма. Целая серия проектов, созданных архитекторами этой группы для прихода русской православной церкви в Рейкьявике, наглядно демонстрирует ареал этих поисков. Об истории работы, ее специфике, о традиционном и новом в архитектуре православных храмов Archi.ru рассказал один из основателей объединения, архитектор Даниил Макаров.
Archi.ru:
– Как такой необычный проект пришел к вам?

Даниил Макаров:
– Я давно сотрудничаю с Центром храмового искусства Андрея Рублева (ЦХИАР). Его возглавляет замечательный иконописец Александр Николаевич Солдатов, один из ведущих в сегодняшней России. В последние годы он также занимается и проектированием храмов. Собственно, изначально я помогал ему с архитектурной частью, делал визуализации его проекта, а затем рискнул предложить свое видение: каким может быть православный храм в Рейкьявике.

– Почему возникло так много очень разных вариантов?

– Процесс оказался долгим и сложным. Так всегда бывает, когда желания очень разных людей сталкиваются и, как следствие, постоянно что-то меняется. Самый первый вариант, созданный Александром Солдатовым, был очень скромный, однокупольный (картинок не сохранилось), но его отвергла община и священник: по их мнению решение не соответствовало амбициям первого православного храма в Исландии. Община в Рейкьявике довольно обширная, человек девятьсот, а своего храма у них нет, только небольшая молельная комната, которая вмещает не больше 50-и верующих. На большие праздники арендуется католический собор. Люди полны амбиций построить первый настоящий храм, видят его как что-то колоссальное и грандиозное, но возможностей не так много. Началось все с эскиза маленького, одноглавого храма, выполненного в стиле владимирского зодчества, с небольшим включением северных мотивов. Затем, в ответ на пожелания общины, Александр Солдатов предложил более представительный вариант каменного храма, также в стиле владимирского зодчества, но уже с тремя главами. В этот момент возникла идея поменять участок и сделать не только храм, но и вместительный культурный комплекс. Меня эта история очень заинтересовала и я предложил первый собственный проект: с каменной кладкой, напоминающей стены Соловецкого монастыря, но из местного натурального камня с градацией тона и активным использованием красного цвета, не только авангардного и протестного, но и характерного для барочных церквей. Всё же окончательно был утверждён первоначальный участок, на границе порта и старого города, для него я предложил ещё три варианта.

– В своих проектах вы обращаетесь к постройкам разных временен и разных территорий России с чем связан такой разброс?

– Мы, вместе с Филиппом Якубчуком и Иваном Земляковым, не случайно назвали «Квадратуру Круга» творческим объединением – она и мыслилась как история о поиске. И, делая большой объем работы, мы решаем ещё и собственные задачи по поиску какого-то идеального образа, полностью отвечающего контексту. Для нового-старого места я сначала предложил ассиметричный вариант, соединяющий русские традиции со скандинавской простотой и практичностью. Но после обсуждения первых эскизных проектов стало очевидно, что необходимо совсем недорогое решение. Современные варианты не рассматривались, и я попробовал найти исторические аналоги. Простые и лаконичные зимние церкви Суздаля с их двускатными кровлями показались удачным прототипом: можно было типизировать элементы, максимально сократить сложность постройки и уменьшить строительный объем. Так родился третий вариант – белоснежный храм с красным куполом. Но заказчику он опять же показался недостаточно торжественным, даже «сельским». Я усложнил решение, добавив горку кокошников, отсылающих к северному зодчеству, например к Преображенской церкви Кирилло-Белозерского монастыря.

– Какой из созданных образов вы считаете наиболее интересным и почему?

– Трудно сказать. Лучше всего проработан второй из моих вариантов. Пожалуй, он наиболее полно учитывает все пожелания заказчика и многочисленные строительные ограничения. При этом, как мне и коллегам кажется, в нём удалось органично отразить какие-то тенденции современной архитектуры, насколько это возможно, обозначить связи и с лаконичной скандинавской архитектурой, и с северной русской архитектурой.

– Какова сегодняшняя ситуация? Выбран ли проект, начато ли строительство?

– В данный момент поисков уже не ведётся. Исландские архитекторы готовят почву для более детального проектирования, в частности делается геология. А из всех созданных проектов обсуждаются два: последний проект Александра Солдатова, ориентированный на псковское зодчество – и как раз этот, второй мой проект. Насколько я знаю, священник и местная община склоняются всё же к более традиционному варианту, но окончательное решение ещё не принято.

– Расскажите немного подробнее об этом самом перспективном на ваш взгляд проекте. О каких ограничениях и градостроительных сложностях Вы упомянули?

– Площадь всех этажей храма не должна была превышать 300 м2. Цифра определена местными архитекторами исходя из градостроительных параметров участка. Поскольку вокруг находится в основном частная застройка, высота храма была тоже жёстко ограничена: порядка 20 м до креста. В результате неизбежно объем получался довольно приземистым. Кроме того, сама конфигурация участка оказалась довольно сложной, ориентировать храм точно на восток было почти невозможно. В традиционном варианте Александра Солдатова он ориентирован на северо-восток, почти на север, а нам удалось добиться более правильного расположения. Наконец, территория вокруг храма обязательно должна была быть открыта для всех и обеспечивать сквозной проход, так как на землю установлен публичный сервитут. Я стремился создать очень простой, лаконичный и чистый объем, который при этом сложно раскрывался бы в пространстве. Для старых русских храмов очень свойственная такая скульптурность, разное восприятие с разных сторон, они активно взаимодействуют с окружающим пространством. Поэтому изначально я заложил в проект большую вариативность фасадов. На северном, например, углубил окна, что позволило компенсировать недостаток света для выявления пластики и создания впечатления характерной мощной стены. А южный фасад изначально получил сложный абрис, который позволил довольно простым способом как-то разнообразить его восприятие. Когда солнце меняет своё положение в течении дня, меняется и светотеневой рисунок на фасаде, надобности как-то усложнять пластику стены уже нет, так что здесь окна расположены вровень с плоскостью стены. Внутреннее пространство храма не имеет традиционной весовой тектоники, а, подчиняясь скорее смысловой тектонике, перетекает от главного храмового престола к баптистерию, а затем к звоннице. И в этом пространстве «посажены» купола, которые соответствуют двум престолам. Ещё один использованный мной прием: разделение внутреннего и внешнего пространства, при этом вход становится элементом как бы выплеснувшегося на лаконичный фасад детально проработанного, сакрального интерьера. Эту роль исполняет резной деревянный портал. Тут уместно вспомнить традиционные резные наличники.

– Но всё же более благосклонно был принят традиционный, хорошо нарисованный, но вторичный по своей архитектуре проект. Будут ли подобные заказчики в обозримом будущем готовы поддержать смелые и самостоятельные решения?

– Уверен, что такие времена настанут. И вопрос скорее в том, будет ли готова архитектурная общественность дать цельный, правильный ответ на этот запрос. Очень немногие архитекторы, буквально единицы, сегодня действительно понимают, что такое православный храм. Почти все они выросли из среды реставраторов, что и провоцирует бесконечное воспроизведение исторических образов. При этом есть священники, которые готовы поддержать наши поиски. Собственно, и в этом случае, какого-то резкого отторжения проект не вызвал, насколько я знаю. Так что вопрос только в том, сколько времени понадобится, чтобы преодолеть инерционность храмовой архитектуры, кстати, свойственную российской архитектуре в целом. Поэтому мы стараемся внимательно следить за реакцией на все публикации, очень интересно наблюдать, как меняется со временем отношение к нашим проектам.
Даниил Макаров призывает читателей к обсуждению темы и будет рад откликам и мнениям. Редакции также интересно, что вы думаете об архитектуре современных храмов. Пишите комментарии. 

Источник: archi.ru

Исландия — несомненно страна природных красот. За редкими исключениями здесь практически нет рукотворных достопримечательностей. Однако, когда заезжаешь в какие-нибудь исландские городки, или даже когда проезжаешь из одного городка в другой мимо больших и пустых ферм, то нельзя не заметить, что самые заметные, самые яркие здания это несомненно церкви.

Церковь в рейкьявике

В этом посте я собрал много совсем разных исландских церквей, которые попались мне на глаза в ходе недавнего кольцевого маршрута по Исландии. Больших и крохотных, традиционных и очень продвинутых и необычных. Давайте я вам их покажу!

Кстати, сразу скажу, что я не очень разбираюсь в различных русских терминах, для христианских религиозных зданий. В Исландии большинство населения — лютеране, и кажется их церкви вернее было бы именовать «кирхами». По-исландски например они все пишутся «kirkja». Однако такие слова как кирха и костел мне чужды, я в них постоянно путаюсь, и поэтому надеюсь вы простите, что я своё примитивное англоязычное «church» попросту перекину назад в «церковь», и буду этим словом пользоваться в данном материале.

1. Итак, самая известная церковь Исландии несомненно Хадльгримскиркья — вот это необычное здание в Рейкьявике. Его построили во второй половине ХХ века, и оно красиво возвышается над городом, стоя на холме. В Исландии вообще все церкви как правило стоят на холмах или возвышенностях, об этом мы чуть позже поговорим.

Церковь в рейкьявике

2. Передний фасад и своеобразные «крылья» по бокам от главной часовни — самая необычная часть этой главной церкви. Если обойти её сзади, то видно, что здание имеет вполне стандартную церковную структуру.

Церковь в рейкьявике

3. Кроме того, что здесь стоит подняться наверх и посмотреть на город (но только оплатив билет!) стоит ещё и внутрь главного зала заглянуть. Тут всё очень по-спартански. Своды из бетона, и практически никаких украшений.

Церковь в рейкьявике

4. Немного неожиданным исключением стали лишь православные иконы по обе стороны от главного алтаря церкви. Откуда они там? Кто подарил? Я так никакой информации на этот счёт и не нашёл. Если кто знает, расскажите!

Церковь в рейкьявике

5. В Рейкьявике есть и куда более традиционная церковь, расположенная в историческом центре, на берегу озера Тьёднин. Её построили в 1903 году.

Церковь в рейкьявике

6. Традиционные церкви в Исландии все похожи. Это классический эталонный «домик», на который сверху водрузили остроконечную башню-колокольню. Читал, что этот стиль сюда приехал из материковой Скандинавии — Норвегии и Дании, которые долгое время управляли островной страной.

Церковь в рейкьявике

7. Нередко такие церкви встречаются просто недалеко от дороги, когда просто мчишь к своей следующей точки между редких ферм. Стоит церковь, а рядом с ней особо и нет ничего на километр-другой. Просто фермеры из округи решили собираться именно здесь.

Церковь в рейкьявике

8. Порой церковь — даже не домик с башенкой, а скорее сарай с башенкой! (Кстати, тут на заднем плане государственный винный магазин!)

Церковь в рейкьявике

9. Бывает, что у таких этих «фермерских» церквей своя отдельная территория, с каменной насыпью и белой калиткой. Правда, всё это сохранилось немного лучше, чем краска на самой церкви.

Церковь в рейкьявике

10. А вот уже более осоновательный вариант. Тут и башенка более внушительная, и стоит она не просто на крыше домика, а как-то сбоку, придавая всему ансамблю некоей почтенности. Это, если что в городке Грюндарфьордюр, на полуострове Снайфедльснес.

Церковь в рейкьявике

11. А вот уже прямо совсем вычурный вариант — старая деревянная церковь в городе Хусавик — считается местной достопримечательностью. Её построили в 1907 году.

Церковь в рейкьявике

12. А эта церквушка стоит на берегу фьорда, в городке Сейдисфьордюр. У неё довольно интересная история. Когда-то она стояла на частной ферме, но в 1882 году её решили подвинуть поближе к городу, и поставили, как полагается, на холм там она простояла пару лет, пока её не сдул сильны ветер. Просто опрокинул деревянное здание. После этого церковь отремонтировали, и поставили пониже. Но потом ещё пару раз двигали, пока в 1920 году, не поставили, наконец на нынешнее место. Как видите, в этой церкви ведёт довольно весёлая дорожка — прямо как к той знаменитой церкви в Рейкьявике.

Церковь в рейкьявике

13. Но давайте посмотрим на несколько менее традиционных церквей. Например вот тут решили вместо башенки просто весь домик сделать повыше. Очевидно, обошлись без колокольни.

Церковь в рейкьявике

14. А у этой церкви наоборот башня возвышается над крышей основного здания на треноге.

Церковь в рейкьявике

15. Как я писал раньше, в городках церковь принято ставить на какой-нибудь живописный холм. Чтоб видно было отовсюду. Эти бело-красные остроконечные домики очень красиво гармонируют с зеленью исландской природы, которая обычно служит для них задником.

Церковь в рейкьявике

На этом фото церковь городка Вик.

16. Когда подходишь ближе к такому зданию из городского центра, как правило смотришь на него снизу вверх, думаю это тоже часть задумки.

Церковь в рейкьявике

17. Разумеется, какую-нибудь церковь можно найти в любом городке. В некоторых есть специальные карты, и если отыскать на них самый выгодный холм, то велика вероятность, что церковь будет стоять именно на нём.

Церковь в рейкьявике

18. Вот, кстати, та самая церковь на этой карте — и та же самая, что и на заглавной фотографии. Это городок Стиккисхоульмюр на севере полуострова Снайфедльснес. Местную церковь построили в 1980 году, из бетона.

Церковь в рейкьявике

Вообще, я так понял, что во второй половине ХХ века, когда Исландия стала независимой, тут было желание отойти от традиционной скандинавской архитектуры предыдущих лет. А тут ещё и новые технологии и стройматериалы — в Исландии всегда с этим было нелегко, и многое привозилось с материка. Но во второй половине века они решили, что церкви можно строить из бетона. И понеслось. Все новые церкви очень далеки от традиционных домиков с башенкой, которые были в первой половине поста. Теперь в каждом городке стараются друг-друга переплюнуть, кто построит более необычную, более «современную» церковь?

19. При этом, эти хитрые конструкции продолжают включать в себя определённые «классические» элементы. Например, тут мы видим, что изогнутые рёбра переходят в башню-колокольню, возвышающуюся над основным зданием. Тут даже сами колокола на виду.

Церковь в рейкьявике

20. Вот ещё одна современная церковь на полуострове Снайфедльснес — на этот раз в городке Оулафсвик.

Церковь в рейкьявике

21. Тут отдельно стоит башня, на которой возвышается крест, и отдельно ещё одна, которая колокольня. И если в предыдущей мы видели много всяких изгибов, то тут одни диагонали и углы.

Церковь в рейкьявике

22. В городке Блёндюоус проживает чуть меньше 1,000 человек. Когда-то на окраине стояла традиционная церковь, но местные жители решили, что надо построить новую, более современную. И построили в 1993 году. Она по форме своей напоминает вулкан (которых в стране немало). Крест у неё стоит с одного бока, а с другого очень необычная колокольня (которая вовсе не башня).

Церковь в рейкьявике

Теперь в этом крохотном городке аж две церкви!

23. Хверагерди расположен всего в 45 км от Рейкьявика. Мы остановились тут, когда уже завершали свой кольцевой маршрут. Местная церковь (конечно же она стоит на холме!) была одной из ранних «современных» моделей — её возвели в 1967-1972. Сколько я ни старался, мне так и не удалось её как-то внятно сфотографировть, чтоб всё влезло в один кадр. Это вид сзади.

Церковь в рейкьявике

24. А спереди на фасаде стоит огромный крест.

Церковь в рейкьявике

25. Ну и колокольня совсем где-то сбоку. Тут по-хорошему фотосферу надо было бы снимать, но я не стал.

Церковь в рейкьявике

26. Эйильсстадир — по меркам восточной Исландии довольно крупный город. Тут живёт больше 2,000 человек. Местную церковь кажется построили уже в XXI веке, но я не смог найти точной информации о ней.

Церковь в рейкьявике

27. Колокольня тут напоминает мне самый маленький в мире небоскрёб, построенный шарлатанами в США.

Церковь в рейкьявике

28. Крохотный Дьюпивогюр даже городком то назвать сложно — тут нет и 500 жителей. Ну и церковь у них соответствующая. И колокольня, и крест просто стоят рядом с основным домиком зданием. Но выглядит это очень мило.

Церковь в рейкьявике

29. А это Акюрейри. Крупнейший город за пределами столичного региона на юго-западе страны (так то он четвёртый по населению). В этом мегаполисе проживает около 18,000 человек. Тут не только супермаркет, тут и торговый центр есть! Ну и церковь соответствующая — на холме, с длинной лестницей, ведущей вверх.

Церковь в рейкьявике

Её построили в 1940 году, то есть это самая старая из нетрадиционных церквей в этом посте. Архитектором был знаменитый в Исландии Гвюдйоун Самуэльссон. Он же является автором той главной церкви в Рейкьявике, с которой мы начали этот обзор. Две симметричных башни предают ей некий католический оттенок (но нет, и эта церковь лютеранская).

30. Сбоку выглядит вот так:

Церковь в рейкьявике

31. В заключение хочу снова вам показать церковь одного из своих любимых мест в Исландии, фермы Модрудалур. Напомню, что хозяин фермы построил её в 1949 году, в память о своей умершей жене. Она вроде как традиционная, но с немного необычной колокольней, в которую как-будто добавили лишний ярус. (Уверен, для этого есть верный архитектурный термин, если кто знает, напишите!)

Церковь в рейкьявике

32. Эта церковь отлично смотрится на фоне окрестных гор. И если Модрудалур считается самым высоким обитаемым местом в Исландии, то выходит, что тут и стоит самая высокая церковь.

Церковь в рейкьявике

По моему это здорово.

* * *

Какие из показанных вам больше всего понравились? Напишите (не зря же я их нумеровал!)

Источник: levik.blog


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.