Барселона и её прославленный архитектор

Столица Каталонии – Барселона, красивейший город средиземноморья, который славится фантастической архитектурой и интересными образованными людьми.

Дерзкий город Испании, символ каталонской культуры, смело бросает вызов устоявшимся взглядам, очаровывает и поражает воображение. Такой известностью Барселона обязана Антонио Гауди, архитектору с причудливой фантазией, который родился здесь и строил здания в стиле модерн.

Барселона и ее необычный архитектор встретились, когда 16-летний Антонио поступил в высшую архитектурную школу. С тех пор город становится лабораторией архитектурных опытов зодчего.

Родной Барселоне испанский архитектор подарил 14 оригинальных построек. Гауди, ненавидевший прямые углы и строивший здания без перекрытий, навсегда изменил Барселону и сформировал неповторимый облик города.

Храм Гауди в Барселоне


Зодчий обожествлял природу, черпал из нее вдохновение, перенося законы природы на архитектуру. Мастер жил и творил, придерживаясь в творчестве непостижимых правил, понятных только ему.

Знаменитый храм Испании – Саграда, созданный Гауди, возвышается над Барселоной, словно огромная пещера, с колокольнями в виде сталактитов и глубокими гротами, увлекающими внутрь таинственного храма. Последние 43 года возведение величественного и монументального храма стало смыслом жизни зодчего.

Начало строительства

19 марта 1882 года на окраине Барселоны епископ в праздничном облачении заложил первый камень в основание будущего Искупительного храма, посвященного почитанию и прославлению Святого Семейства.

Инициатором строительства стал Хосе Мария Бокабелье, президент Святого Братства. Вдохновленный ватиканским собором Святого Петра, он решил возвести подобное сооружение в родном городе. 10 лет Бокабелье собирал деньги, чтобы купить землю под строительство храма на окраине небольшой деревеньки в 7 км от Барселоны.

Спроектировал храм архитектор Франсиско дель Вильяр, но из-за разногласий с церковной властью зодчий покинул орден. Его место в 1883 году занял молодой талантливый архитектор Антонио Гауди, который работал над храмом без устали.

С 1914 года зодчий поселился в мастерской на стройплощадке, жил отшельником, чтобы беспрепятственно контролировать работу, за что его прозвали «Божьим архитектором». Гауди увеличил размер церкви и украсил так, что вскоре её стали называть собором.

Замысел архитектора


По замыслу архитектора, храм должен быть возведён в форме креста и состоять из трех фасадов. Архитектор задумал изобразить на фасадах храма Святого Семейства ключевые эпизоды земной жизни Иисуса Христа, выраженные в камне, – лепнине и скульптуре: рождение, предательство и распятие, воскресение из мёртвых.

Собор Саграда Фамилия в Барселоне

Архитектор ввёл в проект элементы барокко, модерна и мавританского стиля. Дизайн Гауди включает 18 шпилей – символов 12 апостолов, 4 евангелистов, а также Деву Марию и Иисуса.

Увлечённый идеей, Гауди собирался воплотить в камне весь Новый Завет. Он не любил заранее продумывать детали проекта. По ходу строительства часто останавливал работу, заставляя переделывать отдельные части здания, чтобы воплотить новый замысел.

Горожане сравнивали растущий собор с муравейником, пещерами и лесом, что соответствовало замыслу зодчего.

«Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звёзды», – писал архитектор.


Воплотить все идеи лично Гауди не успел. 74-летний зодчий, прохаживаясь по городу, остановился, любуясь издалека Саградой, и попал под трамвай. Неопрятно одетый старик, похожий на бомжа, не получил помощи.

Люди проходили мимо, не узнав знаменитого зодчего, который умер через трое суток в больнице, не оставив готовых чертежей проекта здания. В храме Саграда в подземном уровне часовни покоится тело знаменитого архитектора.

Последователи Гауди

После смерти Гауди руководство проектом возглавил ученик и соратник архитектора Доменек Сугранес, который также не успел завершить строительство. В XX и XXI веках над храмом работали трое зодчих: Франсеск Кинтану, Исидр Пучь-Боада и Бонет Гари. Используя немногие чертежи Гауди, они реализовали собственные представления о соборе.

Мы никогда не сможем до конца понять гениальный замысел Гауди. Никогда не узнаем и то, каким получился бы собор, если бы архитектор дожил до его завершения. Ведь самое главное из замысла Гауди остается за гранью нашего понимания.

Элементы фасада

«То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы», – сказал один из исследователей творчества Антонио Гауди, застыв в изумлении у храма Саграда Фамилия.

Библия в камне


Гауди до предела насытил свое творение христианскими символами. Основное средство выражения авторских идей – необычные скульптурные группы и барельефы. Подражая разнообразию природы, скульптор насытил фасады храма фигурами ангелов и птиц, грибов и растений, черепах и фантастических животных.

Внешний вид Саграда Фамилия

Воздушная конструкция собора Святого Семейства состоит из множества интересных деталей: улиток и морских коньков, лиан и цветов.

Высота собора – 170 метров: на 60 см ниже горной вершины, возвышающейся над Барселоной. Архитектор считал, что творение рук человеческих не должно превосходить то, что создал Господь. Каждый из трех фасадов украшен четырьмя криволинейными шпилями высотой 115 метров, так чтобы получилось 12 вершин.

Отличительная черта стиля Гауди – причудливое сочетание природной и рукотворной красоты. Для зодчего это была не просто церковь, а грандиозная книга, созданная в камне. И читать эту книгу призваны все посетители, которые замирают от восхищения, глядя на величественное сооружение.

Книга, созданная в камне


Центральная, самая крупная башня с сияющим крестом и четырьмя шпилями вокруг, – символ Христа и Евангелистов: Луки, Матфея, Иоанна и Марка. Детали скульптур выполнены максимально реалистично. Вид собора, массивный и величественный, производит неизгладимое впечатление.

Фасад Рождества Христова

Фасад Рождества с башнями-колокольнями веретенообразной формы выполнен в стиле модерн под руководством Гауди. Помпезный, самый светлый и радостный, он рассказывает историю появления на свет Христа. Оформляя этот фасад, Гауди использовал прием готической архитектуры – стремление к небу.

Главное украшение стены – скульптурное изображение трех христианских добродетелей: надежды, веры и милосердия. Четыре остроконечные башни посвящены библейским апостолам: Варнаве, Иуде, Симону и Матфею.

Поверхность фасадаов покрыта каменными узорами

Поверхность фасада покрыта сложнейшим каменным узором: обручение Марии, рождение Иисуса, поклонение волхвов и благовест. На столбах, разделяющих стену на три части, – изображения испанских королей и высеченная в камне родословная Христа. Скульптурные группы, расположенные на фасаде Рождества, изваяны Гауди в натуральную величину.


Врата фасада обильно украшены лепниной – каменными цветами, птицами, насекомыми и животными. Вся природа, по мнению архитектора, радостно встречает пришедшего в мир Спасителя, родившегося в яслях.

Главный портал выполнен в виде ствола пальмы, увитой лентами предков Иисуса. Над порталом – скульптурная группа с изображением Святого Семейства (по-испански Саграда Фамилия).

Фасад Страстей Христовых

Напротив фасада Рождества – юго-западная стена храма, покрытая многоугольными рельефами Страстей Христовых. Центральная фигура фасада – изображение Мессии, распятого на кресте. Здесь же – магический квадрат, сумма цифр которого в любой комбинации равна 33 – возрасту смерти Иисуса.

Барельефы фасада повествуют о главных человеческих грехах, поэтому должны вызывать чувство страха. Измождённые фигуры людей смотрятся особенно ярко при необычной градации света и тени скульптур. Каменные изваяния показывают страдания Христа: Тайную вечерю, Поцелуй Иуды, сцену бичевания Христа.

Барельефы фасада

Выразительны барельефы, связанные со смертью и погребением Спасителя: Суд над Христом, Понтий Пилат, умывающий руки, Путь на Голгофу и Распятие Христа.


Главный вход обозначен бронзовой дверью, на полотнах которой – тексты из Нового Завета. Последователи Гауди, начав возводить фасад Страстей в 1954 году по его проекту, составленному ранее, отдали должное великому архитектору.

Антонио Гауди изображен на фасаде Страстей Христовых в образе старца-евангелиста. Скульптура сделана по последней фотографии мастера за два года до смерти.

Фасад Славы, или Воскресения

Завершается евангельская история в камне главным событием Нового Завета – Воскресением Христовым, победой жизни над смертью. Основной сюжет истории – вечное противостояние человеческих грехов и добродетелей.

Стена Славы, посвященная жизни Мессии на небесах, – заключительный элемент собора Саграда Фамилия. Сюда, на самый крупный фасад, в будущем перенесут центральный вход.

Фасад украшают башни

Строители возводят 7-колонный портик – символ даров Святого Духа, и башенные колокольни. Верхнюю часть сооружения украсят скульптурные изображения Троицы и ветхозаветные тексты о Сотворении мира. Прямо над ними – устрашающие картины Преисподней и обычных людей, занимающихся праведным трудом.

Фасад украшают башни, выполненные по принципу жалюзи. Благодаря многочисленным просветам в изящных башнях, звук церковных колоколов волнуется, изысканно переливаясь. Дуновение ветра вызывает в башнях мелодичные звуки.

Интерьер Саграда Фамилия


Интерьер храма Саграда отличается от внутреннего оформления традиционных храмов. Работая над собором, архитектор хотел добиться полного единения с природой, поэтому внутри Саграда Фамилия напоминает залитый солнечными лучами сказочный лес, а не классическую церковь.

Саграда Фамилия напоминает сказочный лес

Помещение храма разделено на 5 нефов колоннами, которые похожи на исполинские деревья или громадные цветные подсолнухи, устремлённые к небу. Сооружённые из железобетона, порфира и базальта, они с легкостью удерживают не только массивный церковный свод, но и башни, которые возвышаются над ним.

В храме нет прямых линий. Внутренние колонны стоят не вертикально, а под углом – с изменчивой формой: квадрат, затем восьмиугольник, а в самом конце – круг разветвляющийся, словно крона деревьев.

В расположенные на неодинаковой высоте пересечения мягко проникает свет, создавая ощущение светящихся сквозь листву звезд.

Резные витражи


От винтовых лестниц в виде закрученных спиралей, которые напоминают огромных улиток, захватывает дух. Круглые и эллиптические окна преломляют свет, окрашивая внутреннее убранство собора в волшебные цвета. Резные витражи похожи на неземные цветы. Цветовое оформление собора символизирует 4 времени года.

Внутреннее убранство

Уникальная акустика храма предполагает наличие большого хора, в соборе – место для 30 000 молящихся.

Мировая достопримечательность

В 2005 году храм Саграда внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2010 году храм освящён папой Римским Бенедиктом XVI и объявлен действующей церковью.

Башня креста

Саграда – популярная достопримечательность мира, ежегодно храм посещает 3 миллиона туристов. Наверх башни туристы поднимаются на лифте или по длинной винтовой лестнице.

Строительство, длящееся 130 лет на добровольные пожертвования верующих, ещё не закончено, но даже в незавершённом виде Саграда Фамилия поражает воображение.

Источник: ArchitectureGuru.ru

Цены на билеты в храм Саграда Фамилия на 2016 год


Без экскурсии: 15 евро. 

С гидом: 24 евро (на испанском, английском, французском, немецком языках).
С аудиогидом: 22 евро (на русском, испанском, английском, французском, немецком, итальянском, португальском, китайском языках).
С аудиогидом и осмотром башен: 29 евро.

Источник: espanarusa.com

Собор Саграда Фамилия, или Святого Семейства, — пожалуй, одно из самых главных и впечатляющих сооружений Барселоны! А слава о нем уже давно разнеслась по всему миру. Это здание начали строить в 19 веке, а планируют закончить в нашем 21 веке, уже скоро.

Собор Саграда фамилия архитектура прошлого или будущего?, фото № 1

Собор Саграда фамилия архитектура прошлого или будущего?, фото № 2

Собор Саграда фамилия архитектура прошлого или будущего?, фото № 3

“То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы”, сказал один из исследователей творчества Антонио Гауди, застыв в изумлении возле храма Саграда Фамилия.

Самый знаменитый храм Испании действительно поражает. Он возвышается над Барселоной, словно огромная пещера с колокольнями в виде сталактитов и глубокими гротами, увлекающими внутрь таинственного храма.

Собор Саграда фамилия архитектура прошлого или будущего?, фото № 4

19 марта 1882 г. на окраине Барселоны в скромном квартале Баррио-дель-Поблет собрались все самые именитые люди города. Епископ Барселоны в праздничном облачении говорил медленно и торжественно. «…Да проснуться спящие сердца, да будет превознесена вера, да восторжествует милосердие, да помилует бог эту страну…» С этими словами он заложил первый камень в основание будущего Искупительного Храма, посвященного почитанию и прославлению Святого Семейства.

Первоначальный проект принадлежал Франческо дель Вильяру. Но уже через год его сменил Антонио Гауди, совершенно изменивший проект собора, который уже начали строить. Дель Вильяр задумал возвести церковь в неоготическом стиле, но успел построить только крипту под апсидой ( см. примечания).

Собор Саграда фамилия архитектура прошлого или будущего?, фото № 5

“Традиционная готическая система — мертвая система. Ее можно сравнить с человеческим существом, скелет которого, вместо того чтобы гармонично удерживать различные части тела, был раздавлен плотью, которую он поддерживал, и нуждался в подпорках любого рода”, — писал Гауди.

В результате привычные готические стрельчатые арки в творении Гауди стали параболическими, контрфорсы (см. примечания) сменились внутренними уступами, выполняющими ту же функцию, но более изящными, а наклонные колонны ветвились, как крона дерева, — так лучше распределяется нагрузка. Чтобы еще больше подчеркнуть легкость и вертикальную устремленность храма, внутренним колоннам Гауди придал спиральную форму, заставив их “стремиться все выше, испытывать желание жить собственной жизнью”. “Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды”, — писал архитектор.

Для сравнения посмотрите, какие воздушные нематериальные интерьеры у готического здания — святой капеллы Сен Шапель в Париже.

Собор Саграда фамилия архитектура прошлого или будущего?, фото № 6

И его внешний облик — с обязательной системой контрфорсов, удерживающих эту неземную красоту.

Собор Саграда фамилия архитектура прошлого или будущего?, фото № 7

А вот — конструкции контфорсов у знаменитого Собора Парижской богоматери.

Собор Саграда фамилия архитектура прошлого или будущего?, фото № 8

Вот именно использование этих тяжеловесных «подпорок» и старался избежать Антонио Гауди, используя приемы готической архитектуры — стремление к небу. Его новые параболические арки как раз и распределяют все усилия так, что все конструкции кажутся легкими и естественными!

Замысел Антонио Гауди был грандиозен. Высота готового собора — 170 метров — всего лишь на метр будет меньше высоты самой высокой горы Барселоны. Так Гауди хотел подчеркнуть, что творение человека не может быть выше созданного Богом.

Собор Саграда фамилия архитектура прошлого или будущего?, фото № 9

Основные двери фасада Страстей воспроизводят слова из Библии на разных языках, включая Каталонский.

Собор Саграда фамилия архитектура прошлого или будущего?, фото № 10

Собор Саграда фамилия архитектура прошлого или будущего?, фото № 11

Собор Саграда фамилия архитектура прошлого или будущего?, фото № 12

Собор Саграда фамилия архитектура прошлого или будущего?, фото № 13

Собор Саграда фамилия архитектура прошлого или будущего?, фото № 14

Собор Саграда фамилия архитектура прошлого или будущего?, фото № 15

Собор Саграда фамилия архитектура прошлого или будущего?, фото № 16

Собор Саграда фамилия архитектура прошлого или будущего?, фото № 17

Собор Саграда фамилия архитектура прошлого или будущего?, фото № 18

Собор Саграда фамилия архитектура прошлого или будущего?, фото № 19

Каждый из трех фасадов собора Святого Семейства посвящен одному из трех центральных сюжетов земной жизни Христа: “Рождество”, “Страсти Христовы” и “Воскресение”.

Скульптурные группы фасада “Рождество” изваяны Гауди в натуральную величину.

Собор Саграда фамилия архитектура прошлого или будущего?, фото № 20

Второй фасад — “Страсти Христовы” — был выполнен испанским скульптором и художником — Иосифом Марией Субирачесем, и отличается своенравными измождёнными фигурами людей, в том числе и скульптурами, изображающими бичевание и распятие Христа.

Собор Саграда фамилия архитектура прошлого или будущего?, фото № 21

Собор Саграда фамилия архитектура прошлого или будущего?, фото № 22

Собор Саграда фамилия архитектура прошлого или будущего?, фото № 23

По своему обыкновению архитектор не расписал подробного проекта здания, оставив простор для импровизации. Целиком посвятив себя собору, Гауди многие годы жил на его строительной площадке, постоянно контролируя строительство, вновь и вновь воплощая свежие идеи в стройку. Увлеченный, полностью погруженный в работу архитектор неизбежно казался странным.

Внутри собора есть помещение музея, где выставлены чертежи и задумки Гауди и разные макеты (то, что сохранилось; многое было уничтожено во время Гражданской войны в Испании).

Постоянным препятствием строительства был недостаток средств: столь грандиозный проект строился исключительно на пожертвования жителей Барселоны. В первую очередь из-за нехватки средств собор и стал долгостроем. Только совсем недавно к строительству привлечены средства инвесторов, в том числе иностранных. Гауди, однако на вопросы о сроках строительства невозмутимо отвечал: “Мой заказчик не торопится”.

Так стройка пережила архитектора. Уже 74-летним стариком Антонио Гауди погиб под колесами трамвая неподалеку от строящегося собора.

После смерти Гауди строительство продолжили его ученики, потом ученики учеников. Во время гражданской войны в Испании анархисты уничтожили чертежи Гауди. После этого стройку снова приостановили, и даже были споры, а стоит ли ее продолжать? В итоге знаменитая плавность линий Гауди уступила место рубленым и грубым формам нашего современника Субиракса.

Собор Саграда фамилия архитектура прошлого или будущего?, фото № 24

Собор Саграда фамилия архитектура прошлого или будущего?, фото № 25

Это несоответствие стилей явно не добавляет гармонии всему комплексу в целом. Саграда Фамилия и так вызывает противоречивые чувства, а события, произошедшие 28 ноября 2000 года, добавили загадочности барселонскому долгострою. В этот день намечалась церемония освящения рождающегося Храма. Но торжественное мероприятие было омрачено. Рано утром того же дня в городе начался ураган, и на площадку Храма Святого Семейства с жутким грохотом свалилось навершие, венчающее одну из арок оконного проема. Возможно, в любом другом городе это было бы воспринято как дурной знак, но не в Барселоне. Освящение все-таки состоялось.

Собор Саграда фамилия архитектура прошлого или будущего?, фото № 26

И каталонцы, на чьи деньги началось и продолжается строительство Саграда Фамилия, ждут не дождутся, когда Храм будет закончен. Сейчас Саграда Фамилия снова привычно окружена подъемными кранами, но открыта для посещений. А завершение планируется к 2026 году.

Собор Саграда фамилия архитектура прошлого или будущего?, фото № 27

Примечание.

Крипта — крытый подземный ход, тайник) — в средневековой западноевропейской архитектуре одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников. Другое название крипты — «нижняя» церковь.

Апсида — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах.

Контрфорс ( contre force — «противодействующая сила») — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.

Источник: www.livemaster.ru

История храма Саграда Фамилия

Идея возведения Храма Святого Семейства принадлежит простому продавцу книг Хосе Мариа Бокабельи. Он был глубоко религиозным человеком и возглавлял общину святого Иосифа. В 1872 году книготорговец посетил храм в Лорето, который покорил его сердце. Согласно легенде, в этом городке жили Иисус с матерью Марией и названым отцом Иосифом. Бокабельи задумал создать копию понравившегося храма в своем городе Барселоне.

Книготорговец хотел воздвигнуть его в центральном районе Барселоны. Но у Бокабелью не было требуемых средств, поэтому он купил участок под постройку храма на окраине города в районе района Эйшампле. Финансирование строительства храма планировалось осуществлять за счёт денег общины и пожертвований горожан. Для сбора средств была создана специальная подписка. Она действует по сей день.

После 10 лет сбора средств, в 1882 году основанная Бокабелью ассоциация, начала строительство. Это стало важным событием для каталонцев. В нём участвовали главные лица духовенства, горожане и городские власти. Закладка первого камня произошла в торжественной обстановке 19 марта 1882 года. Проект в неоготическом стиле бесплатно разработал архитектор епархии Франсиско Вильяр. Возвести храм планировалось к 1890 году.

Буквально через год строительство столкнулось с различными проблемами. Отношения между архитектором и церковным советом испортились. Велись постоянные споры о технологиях, материалах. Советом было принято решение, что Вильяр не подходит на пост руководителя проекта. Замена Вильяра на Антонио Гауди стала компромиссом для всех. К работе над собором новый архитектор приступил в 1883 году.

Через пару месяцев работы он выдвинул требование, чтобы были сняты ограничения, возникающие из-за строгого соблюдения проекта Вильяра. Поначалу идеи нового архитектора отвергались, но его упорство помогало каждый раз переубеждать церковный совет, который даже не предполагал, что уникальный стиль Гауди будет формироваться долгие годы. Возглавив строительство Саграды Фамилии, Гауди вошел в тройку ведущих архитекторов Барселоны.

Крупная сумма пожертвования неизвестного позволила Гауди практически полностью переделать проект. Он сохранил только планировку строения в форме латинского креста. Антонио был очень религиозным человеком и задумал в архитектуре храма выразить главные темы Нового Завета. В свой архитектурный план он включил 3 грандиозных фасада с устремлёнными в небо колокольнями — это фасады Рождества, Страстей Христовых и Славы (Воскресения).

В 1961 году в крипте, возведённой по первому проекту Вильяра, открылся большой музей строительства храма. В конце 70-х годов были сооружены все четыре колокольни фасада Страстей по проекту Гауди. Они были декорированные скульптурами только в начале 20 века. В этот же время были созданы уникальной красоты витражи, трансепты и главный неф. Сооружение последнего фасада Славы, началось лишь в 2000 году.

В XXI веке завершились работы по возведению средокрестия апсиды. Началось сооружение шести колоколен: высотой в 170 метров в честь Христа, 123-метровой в честь Девы Марии и четырёх башен высотой 120 метров в честь евангелистов. Из своего проекта архитектор успел завершить сооружение фасада Рождества, одной башни и апсиды. Все работы по строительству храма планируется завершить к столетию смерти Гауди — к 2026 году.

Церковь святого семейства в барселоне

Уникальная красота храма Саграда Фамилия в Барселоне

Причудливые формы, архитектурные рельефы, фрески, статуи завораживают.  От них действительно нельзя отвести глаз. Гауди импровизировал, создавал новаторские решение, при этом строго придерживался инженерных правил. Скульптуры храма поражают своей биоморфностью: колонны словно каменный лес, обвитый ажурной паутиной.

У фасада Рождества, он же главный вход в собор, остроконечные башни в честь четырёх апостолов — Иуды, Матвея, Варнавы и Симона. На башнях высечены слова католической мессы. Три портика фасада символизируют добродетели — Милосердие, Веру и Надежду. Они покрыты вязью барельефов и скульптур, отображающих все значимые евангельские события — от обручения Марии, рождения Иисуса, до вознесения Богородицы.

На фасаде Страстей отражен Крестный путь Иисуса в виде S-образной тропы и все сцены распятия. На ленте тропы изображены Змей (дьявол), поцелуй Иуды, воины, которые пришли за Спасителем, и Тайная вечеря. Криптограмма из столбцов цифр даёт 300 комбинаций, сумма которых всегда равна 33, возраст Христа. На бронзовых воротах высечен текст Евангелий о Страстной неделе. У ворот статуя бичуемого Спасителя высотой 5 метров.

Строящийся фасад Славы расположен на южной стороне храма. По проекту это будет семиколонный портик, как воплощение даров Святого Духа. В центральной верхней части изображена композиция Святой Троицы, которая днем всегда освещена солнцем, а ночью подсвечивается. На фасаде будут высечены тексты Ветхого Завета. Четыре башни-колокольни будут посвящены апостолам — Петру, Павлу, Андрею и Иакову.

Интерьер храма уникален в каждой детали. Его многочисленные геометрические формы и фигуры создают оптическую иллюзию развертывания пространства.

Внутреннее освещение храма создает божественную атмосферу — через невероятно красивые цветные витражи внутрь храма попадают рассеивающиеся солнечные лучи.

Не менее оригинален и алтарь, который украшен скульптурой Христа под шатром. По периметру балдахина изображены большие виноградные гроздья, которые символизируют слова Иисуса Христа: «Я есмь истинная виноградная лоза». С обеих сторон алтаря расположены лестницы, которые символизируют восхождение Иисуса от земли к небу. Сразу за алтарём выстроены в ряд огромные органы.

Внутри собора по сей день продолжаются строительно-оформительные работы, но большая часть площадей полностью завершены и позволяют посетителям часами любоваться красотой убранства Саграды Фамилии. На лифте можно подняться наверх колокольни храма. Верхушка колокольни выложена венецианским стеклом и мозаикой. Украшают колокольню епископские символы. А в подвальном помещении храма расположилась экспозиция о строительстве собора.

Церковь святого семейства в барселоне

Где находится и как добраться к Храму Святого Семейства

Саграда Фамилия расположен в Барселоне, в районе Эшампле по адресу Calle Mallorca 401. Это самый популярный район Каталонии. Когда  строительство храма только началось, он считался окраиной города, теперь это центральный район Барселоны. Его площадь 7,5 квадратных километров. Добраться до квартала очень просто и быстро на общественном транспорте или такси.

Храм Святого Семейства видно практически из любой точки города. Доехать к нему можно на метро (линии L2 и L5), выходить нужно на станции Sagrada Familia. До главного архитектурного шедевра Испании можно доехать и на городском транспорте. По этому маршруту курсируют автобусы No 19, 33, 34, 43, 44, 50, 51. Для туристов предлагается специальный туристический маршрут на автобусах City Tour и Bus Turistic.

Поездка к храму из Готического квартала Барселоны на общественном или туристическом автобусе займет не более 20-25 минут. Стоимость проезда по специальному билету на общественном транспорте всего 1 евро. Чтобы доехать к храму на арендованном или личном автомобиле, нужно просто ввести в GPS-навигатор координаты Саграда Фамилия — 41.4036, 2.17443.

Для многих верующих это место в Эшампле стало знаковым. В год храм посещают до 3 миллионов человек.

Церковь святого семейства в барселоне
Photo by Cristina Gottardi on Unsplash

Что нужно знать туристу при посещении церкви Саграда Фамилия 

Это настоящее архитектурное чудо, осмотр которого потребует много времени. Каждая деталь, форма, надпись приковывают, заставляют всматриваться и изучать.

На одной из башен есть смотровая площадка. Добраться к ней можно на лифте, который поднимет гостей на высоту 65 м. Далее придется преодолеть винтовую лестницу с 426 ступенькой, осилившие их будут вознаграждены  впечатляющим видом на Барселону и портики храма.

Для посетителей Саграда Фамилия открыт с 9.00 до 20.00. В зимний период его можно посетить до 18.00. Чтобы попасть внутрь храма, придется отстоять большую очередь. Избежать очереди можно, если купить билет на организованную экскурсию. Утром туристов меньше. Но именно в вечернее время можно увидеть всю красоту его убранства. Проникающие через красивые витражи лучи заходящего солнца создают необыкновенную картину и атмосферу.

Стоимость самостоятельного посещения 10-15 евро, с экскурсией, гидом-переводчиком или аудио-гидом — 20-25 евро. Для посещения башен нужно покупать билеты на лифт, его цена 4,50 евро. Для детей до 10 лет вход в собор бесплатный. Если вы впервые хотите посетить Храм Святого Семейства, лучше купить организованную экскурсию. В каждом отеле Барселоны работают агентства, предлагающие экскурсии по городу и в Саграду Фамилию.

Форма одежды для входа в собор свободная. Для женщин не рекомендуется надевать обтягивающие и слишком открытые вещи. Также нужно отказаться от обуви на высоком каблуке. Внутри храма всегда приятная прохлада. Но при осмотре фасадов, особенно в весеннее и летнее время, палящее испанское солнце может доставлять большой дискомфорт. При поездке в собор рекомендуем взять кепки, шляпы, панамы, особенно детям.

Церковь святого семейства в барселоне
Photo by La Partida Eterna on Unsplash

Источник: www.euromag.ru

Историческая справка

Идея появления Храма Святого Семейства в Барселоне принадлежит Хосе Марии Бокабелье, простому торговцу книгами, который настолько вдохновился ватиканским Собором Св. Петра, что решил возвести нечто подобное и в своем родном городе. Правда, реализацию этой идеи пришлось отложить на целых 10 лет – именно столько времени понадобилось букинисту для сбора денежных средств, необходимых для покупки земельного участка.

Строительство храма началось в 1882 году. В то время ним руководил Франциско дель Вильяр, намеревавшийся создать величественное сооружение, выполненное в стиле канонической готики и имеющее форму православного креста. Однако работа этого мастера продлилась недолго – уже через год он ушел в отставку, передав эстафетную палочку знаменитому Антонио Гауди, для которого этот храм стал делом всей жизни. Говорят, мастер не только поселился прямо на стройплощадке, но и частенько ходил по улицам собирать подаяния.

Саграда Фамилия в Барселоне

Видение именитого зодчего кардинально отличалось от первоначального проекта, созданного Бокабелье. Считая готику устаревшим и никому не интересным направлением, он использовал только базовые элементы этого стиля, дополнив их чертами модерна, барокко и восточной экзотики. Что интересно, известный архитектор был крайне неорганизованным человеком – он не только не любил продумывать все заранее, но и создавал эскизы прямо по ходу строительства. В некоторых случаях эта бесконечная череда идей приводила к тому, что рабочим приходилось постоянно что-то исправлять, а то и полностью переделывать отдельные части Саграда де Фамилия.

Задумывая этот поистине грандиозный проект, мастер отлично понимал, что не успеет закончить его при жизни. Так оно и вышло – под его непосредственным руководством был возведен лишь один из трех фасадов (фасад Рождества Христова). К сожалению, в 1926 году великий зодчий погиб под колесами трамвая, не оставив после себя ни готовых чертежей, ни каких-либо конкретных указаний. Единственным, что удалось отыскать, стали немногочисленные наброски и несколько черновых макетов. Дальнейшим строительством Храма Святого Семейства руководило целое поколение выдающихся архитекторов, одним из которых был Доменек Сугранесу, ученик и соратник Гауди. Все они пользовались сохранившимися чертежами великого мастера, дополняя их собственными представлениями о соборе.

Архитектура

Рассматривая фото собора Саграда Фамилия в Барселоне, можно заметить, что он состоит из 3 фасадов, каждый из которых изображает определенный период жизни Мессии, и нескольких колоколен, созданных по особой технологии.

Фасад Рождества Христова

Фасад, выполненный в стиле каталонского модерна, расположен на северной стороне храма (той, что выходит на площадь). Долго искать не придется – здесь «стоит» центральный вход. Главным украшением этой стены являются скульптурные изображения трех христианских добродетелей (надежды, веры и милосердия) и четыре остроконечные башни, посвященные библейским апостолам (Варнаве, Иуде, Симону и Матвею). Вся поверхность фасада покрыта сложнейшим каменным узором, отождествляющимся с известными евангельскими событиями (обручением Марии, рождением Иисуса, поклонением волхвов, благовестом и т. д.). Кроме всего прочего на столбах, разделяющих стену на 3 части, можно рассмотреть изображения известных испанских королей, внесших большой вклад в развитие страны, и высеченную в камне родословную Христа.

Не меньший туристический интерес вызывает и стена, расположенная на юго-западной стороне храма. Центральной фигурой этого элемента, покрытого необычными многоугольными рельефами, является скульптурное изображение Мессии, распятого на кресте. Здесь же находится магический квадрат, сумма цифр которого в любой из возможных комбинаций дает число 33 (возраст смерти Иисуса).

Фасад Страстей

Согласно задумке создателей фасад Страстей, олицетворяющий главные человеческие грехи, должен вызывать у созидателя чувство страха. Усилить его помогает так называемый эффект кьяроскуро, предполагающий применение необычной градации света и тени. Кроме того именно на этой стене можно увидеть сюжеты, перекликающиеся с «Тайной вечерей», «Поцелуем Иуды» и другими всемирно известными полотнами. Остальные картинки посвящены событиям, связанным со смертью, погребением и воскресением Сына Божьего. Главный вход в эту часть здания обозначен бронзовой дверью, на полотнах которой размещены тексты из Нового Завета.

Стена Славы, расположенная на юго-восточной стороне строения и посвященная жизни Мессии на Небесах, является заключительным элементом собора Саграда Фамилия в Барселоне. Этот фасад – самый крупный, поэтому в будущем центральный вход в церковь будет перенесен именно сюда. Правда, для этого рабочим необходимо возвести мост с витыми лестницами, соединяющими храм с улицей Каррер-де-Майорка. И все бы хорошо, только на месте предстоящего строительства стоят жилые комплексы, жители которых выступают против любого переселения.

Фасад Славы

А пока местные власти всячески пытаются решить вопрос с горожанами, строители продолжают возводить семиколонный портик, считающийся символом даров Святого Духа, и башенные колокольни, посвященные 4 библейским апостолам. Верхнюю часть сооружения украсят скульптурные изображения Троицы и ветхозаветные тексты, повествующие о Сотворении мира. Прямо под ними можно будет увидеть устрашающие картины Преисподней и обычных людей, занимающихся праведным трудом.

Согласно первоначальному проекту, разработанному Гауди, Храм Святого Семейства будут венчать 18 колокольных башен, отличающихся не только по внешнему виду, но и по своим размерам. Главными из них являются башня Иисуса Христа, высота которой будет составлять не менее 172 см, и башня Девы Марии, занимающая почетное второе место. Считается, что по окончанию строительства этих колоколен собор Барселоны станет самым высоким православным сооружением планеты. На сегодняшний день в эксплуатацию сдано только 8 объектов, однако масштабы этого храма уже поражают воображение созидателей.

Башни Саграда Фамилия

Но самое главное заключается в том, что конструкция всех башен выполнена по принципу жалюзи. Такое устройство выполняет не только эстетическую, но и чисто практическую функцию – благодаря многочисленным просветам звон церковных колоколов принимает совсем иное звучание. К тому же при любом дуновении ветра эти башни будут издавать определенные звуки, создающие красивый акустический эффект.

Интерьер

Работая над проектом собора, архитекторы пытались добиться полного единения с природой. Именно поэтому внутри Саграда Фамилия больше напоминает залитый солнечными лучами сказочный лес, чем классическую церковь. Такому эффекту церковь обязана сразу нескольким декоративным элементам. Рассмотрим каждый з них.

Колонны в Саграда Фамилия

Высоченные колонны, разделяющие помещение храма на 5 нефов, похожи на исполинские деревья или громадные цветы подсолнуха, устремляющиеся прямо к небу. Благодаря особо прочным материалам (железобетону, красной порфире и базальту) они с легкостью удерживают не только массивный церковный свод, но и возвышающиеся над ним башни. Кроме того внутренние колонны собора постоянно меняют свою форму: сначала это обычный квадрат, затем восьмиугольник, а в самом конце круг.

Проглядывая фото Саграда Фамилия внутри, обратите внимание на церковную крипту, расположенную в подземной части сооружения и ставшую могилой для самого Антонио Гауди. Вход в нее осуществляется не только по лестницам, но и на лифте. Снаружи – отдельный выход, так что посещение крипты можно оставить на самый конец экскурсии.

Винтовая лестница

Винтовая лестница, использующаяся для подъема на смотровые площадки, представляет собой идеально закрученную спираль, от которой просто захватывает дух. Говорят, что людям, страдающим заболеваниями сердца, а также боязнями высоты и закрытого пространства, пользоваться ней не стоит – может стать нехорошо.

Не меньший восторг вызывают и художественные витражи, обеспечивающие необычное преломление света и окрашивающие внутренне убранство собора в различные цвета. Общее цветовое оформление Храма Святого Семейства, символизирующее 4 времени года, считается отдельным произведением искусства. Специалисты утверждают, что именно благодаря ему использование витражей начало развиваться как отдельное декоративное направление.

Витражи в Саграда Фамилия

Практическая информация

Собор Саграда Фамилия в Барселоне, расположенный по адресу Carrer de Mallorca, 401, работает согласно сезонному графику:

  • Ноябрь – февраль: с 9 утра до 6 вечера;
  • Март и октябрь: с 9 утра до 7 вечера;
  • Апрель – сентябрь: с 9 утра до 8 вечера;
  • Праздничные дни (25.12, 26.12,01.01 и 06.01): с 9 утра до 2 часов дня.

Стоимость посещения зависит от типа билета:

  • Билет с русскоязычным аудиогидом – 25€;
  • Комплексный билет (Собор + Аудиогид + Башни) – 32€;
  • Билет + профессиональная экскурсия – 46€.

Вход в крипту свободный. Более подробную информацию можно посмотреть на официальном сайте комплекса — https://sagradafamilia.org/

Потолок в Саграда Фамилия

Правила посещения

В храме Святого семейства Антонио Гауди действуют строгие правила поведения, которые распространяются как на местных жителей, так и на туристов:

  1. Для посещения одной из главных архитектурных достопримечательностей Барселоны следует подбирать простую и максимально закрытую одежду: никаких прозрачных тканей и глубоких декольте, длина – до средины бедра. Головные уборы разрешаются только по религиозным и медицинским показаниям, а вот ступни должны быть прикрытыми.
  2. Из соображения безопасности на входе в собор стоит рамка металлоискателя, предусмотрен осмотр сумок, рюкзаков и чемоданов.
  3. На территории Храма Святого Семейства нельзя курить и употреблять алкогольные напитки.
  4. Проносить еду и воду здесь также запрещено.
  5. Фото- и видеосъемка разрешена только на мобильный телефон, любительскую камеру или обычный фотоаппарат. Использование профессионального оборудования является недопустимым.
  6. Находясь внутри церкви, старайтесь не шуметь и вести себя уважительно.

Полезные советы

Планируя посетить храм Саграда Фамилия, прислушайтесь к этим полезным советам:

    Наушники для экскурсии
  1. Не жалейте денег на услуги профессионального экскурсовода или аудиогид – узнаете много чего интересного. К тому же вы всегда можете взять с собой наушники и использовать одно устройство на двоих. К слову, англоговорящий аудиогид стоит немного дешевле, поэтому если вы свободно владеете этим языком, можете остановиться на нем.
  2. Билеты в храм стоит покупать заранее. Если вам важны день и время посещения, то хотя бы за 5-7 суток до предполагаемого визита. Сделать это можно на официальном сайте – причем не только из дома, но и на месте (для оплаты есть Wi-Fi).
  3. На экскурсию следует приходить за 15-20 минут до начала. В соборе полно туристов, поэтому найти гида не так-то просто, а возврат денег в случае опоздания не предусмотрен.
  4. Хотите попасть в Храм Святого Семейства абсолютно бесплатно? Приходите на воскресное богослужение, которое начинается в 9 утра и длится примерно час (проводится на разных языках). Это, конечно, не экскурсия, да и фотографировать во время мессы нельзя, зато вы сможете насладиться красотой собора в лучах утреннего солнца. Также следует отметить, что богослужение – это публичное мероприятие, собирающее огромное количество верующих. Вместить в себя всех желающих ограниченная территория церкви просто не в состоянии, — действует принцип «кто первый».

Интересные факты

С собором Саграда Фамилия в Барселоне связано несколько любопытных фактов, которые делают ее еще более интересной:

  1. Несмотря на наклонное расположение несущих колонн, конструкция храма является достаточно прочной для того, чтобы выдержать еще не одну сотню скульптур и композиций из камня.
  2. Церковь святого семейства в барселоне
  3. Во многих русскоязычных источниках одно из лучших творений Антонио Гауди называют Собором Святого Семейства. На самом же деле титул главного храма Барселоны принадлежит La Catedral de la Santa Cruz y Santa Eulalia, тогда как Саграда Фамилия удостоена совсем другого звания – Малой папской Базилики.
  4. На вопрос о том, сколько лет продлится строительство этого собора, Гауди ответил, что его клиент никуда не торопится. При этом подразумевал он не какого-нибудь чиновника или богатого горожанина, а самого Бога. Также он нередко называл свое детище «делом трех поколений».
  5. Возведение самого известного собора Барселоны действительно затянулось на неопределенное время. Возможно, виной тому стали черепахи-горгульи, которых архитектор Гауди разместил в основании центральных колонн.
  6. Мало того, до недавнего времени все строительные работы, проводившиеся на территории храма, считались незаконными. И только в 2018 году попечителям церкви все-таки удалось договориться с городским муниципалитетом о получении соответствующей лицензии.
  7. Поговаривают, что строительство собора будет окончено только к 2026 году, то есть к столетию со смерти великого мастера. Согласно одной легенде это будет концом света.

Храм Святого Семейства в деталях:

Автор: Ольга Шейко

Источник: kuku.travel


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.