В Ростове-на-Дону есть одно необычное место — бывший армянский монастырь со странным названием Сурб-хач. Слышала я про него много, но посетить как-то все не было времени. Местные любители эзотерики называют монастырь местом силы, многим чудятся здесь приведения и какие-то тени. Эти майские праздники я провела с пользой — наверстала упущенное и прошлась по разным необычным местам Ростова, в том числе и посетила церковь Сурб-хач.

В Ростове много интересных мест, и признаюсь, за свои 20 лет проживания в городе я  посетила не все из них. Дело в том, что всю жизнь свою ростовскую я провела в самом центре, на ул. Пушкинская. А из центра, как в любом городе, ой как не хотелось уезжать. Тогда мне казалось, что это очень далеко, 20 минут на маршрутки, но после Москвы, понимаешь, что это вообще не расстояние. В общем, как это всегда бывает, настоящее понимание красот Ростова пришло ко мне много лет спустя, после переезда в Москву.

Церковь Сурб-хач


 

Отправились мы к церкви Сурб-хач с подругой на машине, хотя добраться туда общественным транспортом не составит труда. Ориентир — парк Дружба, аква-пар Осьминожек, Северный жилой массив. Добраться можно автобусом 83, 65.

Что же такое Сурб-хач ?

Сурб-хач (в переводе "святой крест") — это очень красивый храм, построенный в стиле классицизм, который остался от армянского одноименного монастыря. Сурб-хач сегодня — это небольшой комплекс на высоком холме, включающий саму церковь, длинную каменную лестницу к реке, родник и часовню. С высоты храма открывается прекрасный вид на Северный жилой массив Ростова.

Церковь Сурб-Хач

 

Сурб-хач считается самой древней постройкой Ростова.  Интересный вопрос, что делает армянский монастырь в Ростове? Тут все сложно, история эта начинается со времен Екатерины II, которая подписала указ о переселении армян с Крыма. Армяне долго плутали, как дети Моисея, и в итоге осели на берегах реки Дон. Рядом с Ростовом был заложен город Нахичевань (примерно спустя 30 лет после основания Ростова), а в 20-м веке он был объединен с Ростовом в один город. Невидимая граница проходил по Театральной площади.

Строительство каменного храма начали в 1786 году, закончили в 1792-м. Храм был возведен в стиле классицизма.


тором проекта принято считать русского архитектора И. Е. Старова. Богослужение здесь продолжалось до 1931 г., после чего храм был закрыт, а в нем устроили зернохранилище. Церковь восстановили в 1968-1972.   К началу реконструкции все постройки монастырского подворья были разобраны. К 1972 году были восстановлены ограда и ворота, но уже в измененном виде. Заслуженный архитектор Армянской ССР М.В. Григорян был автором проекта восстановления. В 1972 году здесь был открыт музей русско-армянской дружбы, а в марте 2007 года решением администрации Ростовской области здание было передано в пользование Армянской Апостольской церкви. Сегодня — храм действующий.

Так выглядел монастырь в 19-м веке

 

Храм небольшой, людей в парке у храма почти нет. Многие любят сидеть здесь наверху, и смотреть на закат. Романтика! Само место поражает своей тишиной и спокойствием.

Ворота Сурб-хач

 

Вид от церкви Сурб-хач

 

Длинная и величественная лестница от храма вниз производит впечатление очень старой. Вниз спускаются ровно 86 ступенек.  В нишах сделаны скамейки, для того, чтобы пожилые люди могли отдохнуть во время подъема. В камне выдолблены религиозные знаки: кресты и пятиконечные звезды.


Старинная лестница

 

Если спуститься от церкви к роднику, можно увидеть странное сооружение —  каптажное здание «Чорхах», или «Сахлых Су». Это небольшая часовня, сегодня она, правда, закрыта.

Часовня над источником

 

Элементы часовни

 

Больше всего народу у самого родника. Рядом сооружен небольшой пляж, людей в мае было — как в Анапе летом.
Вода  в роднике — очень чистая и прозрачная, изумительного голубого цвета. Температура всегда +6 градусов, поэтому купаются здесь и зимой и летом. Многие воду набирают в бутылки и пьют, но я бы это делать не рекомендовала.
Мне удалось сделать пару фоток у источника.

Источник Сурб-хач

 

Было очень странно увидеть здесь… бабульку, пасущую стадо коз. Настоящая чабанка! Да и почему же здесь не пасти коз? Кругом такая изумрудная трава.

Козы и источник

 

А представляете, сколько еще в нашей стране таких прекрасных уголков? А сколько мы из них не видели?

Источник: shagau.ru

Церковь сегодня


В марте 2007 года решением администрации Ростовской области здание было передано в пользование Армянской апостольской церкви с условием, что армянская община Ростова-на-Дону приобретет и восстановит здание (или построит новое) для музея, который ранее располагался в церкви.

В настоящее время церковь Сурб-Хач действующая. У стен монастыря Сурб-Хач похоронены поэт и видный армянский общественный деятель Арутюн Аламдарян, поэт и философ Микаэл Налбандян и классик армянской литературы, поэт-патриот Рафаэль Патканян.

Источник: www.culture.ru

Церковь Сурб Хач (арм. Սուրբ Խաչ [suɾpʰ χɑtʃʰ], рус. Церковь Святого Креста) — армянская церковь в Ростове-на-Дону. Является старейшим из сохранившихся до наших дней зданием в современных границах города

Церковь сурб хач

Крестовоздвиженский монастырь (Сурб Хач Ванк), названный в память одноименного армянского комплекса близ оставленного переселенцами города Старый Крым, был основан 21 января 1786 г. в семи километрах к северу от Нахичевани.
Место для него было куплено Мартиросом Шахназаряном на деньги гандзагского архимандрита Симона, прибывшего вместе с крымскими армянами и похороненного 13 июня 1794 г.


колокольни собора. Монастырь венчал вершину скалистого берегового холма, придавал его церкви значение архитектурной доминанты окружающей местности.
27 ноября 1792 — монастырь освятили архиепископ Иосиф Аргутинский.
Благодаря деятельности Иосифа Аргутинского Сурб Хач превратился в важнейший центр культурно-просветительной жизни армян всего Юга России.
Вначале монастырь входил в состав с. Большие Салы, а с 1883 г. был приписан к Нахичевани.
При активном участии Геворга Хатраняна и Алексея Аладжаляна в 1862 г. был произведен капитальный ремонт монастыря. При нем находились церковно-приходское училище, типография (самая первая на Юге России) и дом для настоятеля собора. В северо-восточной части монастыря находился армянский поселок, состоящий из 50 домов. На северной стороне располагались сад и огород. Внутри – большой хачкар, который привезли из Армении.
В ограде монастыря были похоронены: выдающиеся общественный деятель Микаэл Налбандян, выдающийся поэт, классик армянской литературы Рафаэл Патканян, епископ Кюрег Срапьянц, архимандриты Арутюн Аламдарян и Муше Данагезьян и другие деятели Нахичевани.
Некоторые из хачкаров просто вмуровывались в стены и полы храмов.Так, в соборе св.Григория Просветителя был установлен камень Просветителя, в церкви св.Николая – камень Спасителя, в Сурб Хаче – камень, освященный св.Фаддем.
Упоминания о них мы находим в различных источниках.Так, архимандрит Минас Медици упоминает «черный камень», именуемый Пырчачкар (т.е.

асский камень). По преданию армян, этот камень с выре-занным в круге крестом, был освящен святым апостолом Фаддеем, и перевезен в Крым из г.Ани. В конечном итоге этот камень был передан на хранение в монастырь Сурб Хач.
Вторая реликвия, упоминаеая архимандритом, рукописное Евангелие, которое было написано в Крыму в 1347 г. и передано в нахичеванскую церковь св. Георгия. Именно в этой церкви было сосредоточено до-вольно большое число священных реликвий. Особый интерес представлял топуз св.Георгия, короткий посох со свинцовым наконечником, обтянутый атласной материей
Богослужение здесь продолжалось до 1931 г., после чего он был закрыт и передан местному совхозу под зернохранилище.

Церковь сурб хач Церковь сурб хач

Строительство каменного храма начали в 1786 году, закончили в 1792-м. Храм был возведен в стиле классицизма. Авторство проек¬та приписывается русскому зодчему И. Е. Старову.
Церковь располагалась у крутого берегового откоса реки Темерник и являлась доминантой не только подворья, включающего одно- и двухэтажные постройки, но и преобладала в панораме берегового холма.


сожалению, в наше время из-за большого коли¬чества зданий, построенных вокруг него в 1980 году, это значение храма утрачено.
Это был прямоугольный в плане храм, расширенный в средней части ризалитами, с выступающей на восток полуциркульной апсидой. Композиционным центром здания стал круглый барабан, увенчанный высоким куполом, завершенным малым фонарем с пологой главкой. Северный и южный входы оформлены четырехколонными порталами.
Стены церкви украшали снятые с армянских церквей Крыма и привезенные в монастырь на берегу Темерника 13 хачкаров, датированные XV, XVI веками и первой четвертью XVIII века. Их мелкоорнаментированная резьба оживляла интерьер и фасады храма.
В 1862 году была возведена двухъярусная квадратная в плане колокольня с высоким четырехгранным шатром.
К востоку от церкви находился двухэтажный архиерейский дом, имевший 32 помещения. В нем размещалась также основанная в 1791 году школа, позднее преобразованная в семинарию с пансионатом. В 1875 году при ней была учреждена библиотека, перевезенная в 1883 году в Нахичевань. Нижний этаж северного крыла дома занимала первая на юге России типография, действовавшая с 1790-го по 1796 год. За эти годы здесь было издано бо¬лее 20 книг.
У церкви были похоронены 10 преподавателей монастырской школы и выдающиеся деятели армянской культуры: М. Налбандян (1829-1866), Р. Патканян (1830-1892), А. Аламдарян (1786-1834).
В конце XIX века монастырю принадлежала территория около 50 гектаров, сдаваемая в аренду под пашню и огороды.

излучине реки Темерник находился парк, связанный с монастырем пешеход¬ной дорожкой. Она пересекала речку сначала по деревянному, затем по железобетонному мосту (заменен в 1900 году) и поднималась по выстроенной на склоне балки в 1862 году каменной лестнице. Тогда же в монастыре соорудили над родником каптажное здание «Чорхах», или «Сахлых Су».
В начале 1920 — монастырь был закрыт. На его подворье разместился детский дом. В 1935 году ударом молнии были разрушены колокольня и часть покрытия храма.
В послевоенные годы службы в храме не возобновлялись, постройки подворья не использовались. Монастырь пребывал в запустении, ветшал, часть хозпостроек, разрушенная в 1941 —,1943 годах, разбиралась. Оказались утраченными и древние хачкары, украшавшие храм. Среди них был хачкар 1439 года с именем некоего Карапета.
В середине 1960-х годов советскими и партийными органами предлагалось снести церковь и все монастырские постройки и возвести на их месте школу для выросшего рядом в послевоенные годы поселка Мясникован. Тогда Ростовское областное отделение ВООПИиК обратилось к народному художнику Армянской ССР, депутату Верховного Совета М. С. Сарьяну с просьбой о ходатайстве о сохранении храма. М.С. Сарьян, уроженец Нахичевани-на-Дону, принял актив¬ное участие в сохранении этого исторического и архитектурного памятника. По его инициативе церковь монастыря была поставлена на госохрану, в ней было предложено создать Музей русско-армянской дружбы — филиал Ростовского областного музея краеведения.
1968-1972 — церковь была восстановлена.

началу реконструкции все постройки монастырского подворья были разобраны. К 1972 году были восстановлены ограда и ворота, но уже в измененном виде. Автором проекта восстановления был засл. архитектор Армянской ССР М.В. Григорян, при соавторстве его коллег М.С. Мнацаканяна, К.А. Манукяна.
В ноябре 1972 года в восстановленном здании открыли Музей русско-армянской дружбы. В постперестроечные годы высказывалось мнение о необходимости вернуть зданию его первоначальное культовое назначение. Однако полемика в периодической печати по этому вопросу ничем не закончилась. Консультации между представителями администрации области и Армянской церкви закончи¬лись признанием преждевременности постановки этого вопроса. Ныне службы в бывшем храме совершаются эпизодически.
В марте 2007 года решением администрации Ростовской области здание было передано в пользование Армянской Апостольской церкви с условием, армянская община Ростова приобретёт и восстановит здание (или построит новое) для Музея, который ранее располагался в церкви.

Церковь сурб хач

Церковь возведена в стиле классицизм. Она прямоугольная в плане, расширенная в средней части, с выступающей на востоке полуциркульной алтарной апсидой.


мпозиционным центром здания является круглый барабан, увенчанный высоким куполом, который завершен фонарем с пологой главкой. Южный и северный фасады выделены четырехколонными портиками. Вертикальное членение фасадов осуществляется рядом высоких полуциркульных проемов первого яруса, оформленных пилястрами с сандриками сложной конфигурации, парными полуциркульными окнами барабана и пилястрами на декоративных кронштейнах в его простенках, завершенных профилированными архивольтами. Углы первого яруса оформлены лопатками. Горизонтально здание членится антаблементами первого яруса и барабана, подоконными тягами.

Источник: Сурб Хач

Источник: rostov-don.livejournal.com

На севере Ростова расположен памятник истории и архитектуры федерального значения — монастырский комплекс Сурб-Хач (в переводе с армянского «Святой крест»). Основанный в начале 1780-х годов, он известен тем, что в его стенах была первая на юге России типография.

Помимо этого, монастырь примечателен ещё тремя фактами: во-первых, это самое старое каменное здание, находящееся на нынешней территории Ростова; во-вторых, церковь Сурб-Хач первой из ростовских храмов была увенчана золотым крестом; в-третьих, здесь находились древние церковные реликвии — хачкары.

Исчезнувшие реликвии

Донской монастырь Сурб-Хач был устроен наподобие Старокрымского средневекового одноимённого монастыря. Холмистая местность с двумя родниками усиливала сходство нового Сурб-Хача с крымским. Почётной святыней монастыря, в честь которой он был назван, являлся хачкар IV века — большая каменная плита с резным изображением креста, привезённая из Армении. Помимо этого главного хачкара, в стены храма было вставлено 14 хачкаров меньших размеров. В 20-х годах прошлого века все они бесследно исчезли. Многие краеведы высказывали предположение, что исчезнувшие хачкары могут до сих пор храниться в замурованном подвале Сурб-Хача. При переселении армян из Крыма на Дон было вывезено 700 хачкаров. Святые камни раздали армянским церквам Новой Нахичевани. Однако впоследствии из-за гонения на церковь хачкары были безвозвратно утеряны вместе с разрушенными храмами. До наших дней из 700 древних реликвий армянского народа сохранилась одна — главный хачкар храма Сурб-Хач. Ныне он выставлен в экспозиции Ростовского област.ного музея краеведения. Хотя на табличке этого экспоната написано, что он относится к VI веку, заведующая отделом истории и этнографии армян Дона Светлана Хачикян уверена: он гораздо старше, IV столетия. — Дело в том, что, уже начиная с V века концы крестов, высекаемых на хачкарах, украшали растительным или геометрическим узором, — объясняет Светлана Мелконовна. — Здесь же этих узоров нет, и это указывает на то, что хачкар изготовлен ранее V века.

Когда возродится музей?

Драматическая судьба постигла не только хачкары, но и сам Сурб-Хач. В 1935 году от удара молнии сгорела колокольня храма. В послевоенные годы монастырь продолжал ветшать. Часть построек, разрушенных в годы войны, была разобрана. В 60-х годах Сурб-Хач чудом избежал сноса: памятник удалось сохранить лишь благодаря заступничеству известного нахичеванца Мартироса Сарьяна. 14 ноября 1972 года в здании храма был открыт Музей русско-армянской дружбы. В его экспозиции находилось более 400 уникальных экспонатов. В марте прошлого года, согласно принятому Госдумой закону о возвращении церкви принадлежащих ей до революции строений, здание храма Сурб-Хач было передано Армянской Апостольской церкви. Под обширные экспозиции музея обещали выделить другое помещение. Однако в нём уже второй год тянется ремонт. — Монастырь Сурб-Хач с самого его основания был культурно-просветительским центром: здесь были типография, школа-интернат, музей, библиотека, — говорит Светлана Хачикян. — По историче.ской справедливости музей нельзя было выселять с территории Сурб-Хача. Другое дело, что он не должен находиться в храме. Ещё в 69-м году был сделан проект отдельного музейного здания на территории Сурб-Хача, но он так и остался проектом. Когда здание передали церкви, экспозицию из храма перевели в Ростовский областной музей, в котором места для её размещения не нашлось. А ведь музей русско-армянской дружбы был единственным музеем на территории города и даже России. И дело чести — вернуть его к жизни. Может быть, в несколько другом ракурсе: допустим, как музей Нахичевани-на-Дону — в память о том городе, который был и которого нет сейчас, но чья судьба неразрывно связана с историей Ростова.

Галина ТИМОФЕЕВА

Фото автора и из архива Ростовского областного музея краеведения

«АиФ»-справка

Из истории монастыря и его музеев

Основателю монастыря архиепископу Иосифу Аргутинскому, гостившему в усадьбе нахичеванца Мартына Торосяна, приглянулось красивое место, и он выкупил поместье для того, чтобы возвести там монастырь. В 1780 году на высоком холме у реки Темерник разбили монастырский сад и построили временную деревянную церковь. Спустя три года на её месте возвели каменный храм в стиле русского классицизма. Восточнее церкви был по.строен большой архиерейский дом, в котором находились покои настоятеля, монастырская библиотека, школа-интернат, типография, а рядом с храмом возвели двухъярусную колокольню (она не сохранилась, как и прочие постройки монастыря, за исключением самого храма, лестницы, каптажной постройки над родником, северных и южных ворот). Первый музей на территории монастыря Сурб-Хач был создан в 1875 году на средства мецената Мкртича Санасарьяна. Этот музей погиб в 1891 году от пожара. В начале XX века музей был восстановлен и просуществовал до 1919 года. В 1972 году на территории бывшего монастыря открылся Музей русско-армянской дружбы, который находился там 35 лет, вплоть до марта прошлого года.

P.S.

Святой камень стал камнем преткновения?

— Хачкар Сурб-Хач внесён в реестр фондов областного музея, но мы хотим добиться возврата его церкви, так как это неотъемлемая часть храма, ведь его именем был назван монастырь, — говорит настоятель храма Сурб-Хач отец Тер Пугос. — Что касается замурованных в подземелье остальных хачкаров, я слышал такую версию. Но пока нам не удалось разыскать этот подвал. Я склоняюсь к тому, что он мог находиться не в самом храме, а в другой монастырской постройке, скорее всего в архиерейском доме. Старожилы рассказывали мне, что когда-то спускались в какие-то подвалы на территории монастыря, но вот где именно они находились, установить сейчас достаточно сложно.

Источник: rostov.aif.ru

В Ростове-на-Дону есть одно необычное место — бывший армянский монастырь со странным названием Сурб-хач. Слышала я про него много, но посетить как-то все не было времени. Местные любители эзотерики называют монастырь местом силы, многим чудятся здесь приведения и какие-то тени. Эти майские праздники я провела с пользой — наверстала упущенное и прошлась по разным необычным местам Ростова, в том числе и посетила церковь Сурб-хач.

В Ростове много интересных мест, и признаюсь, за свои 20 лет проживания в городе я  посетила не все из них. Дело в том, что всю жизнь свою ростовскую я провела в самом центре, на ул. Пушкинская. А из центра, как в любом городе, ой как не хотелось уезжать. Тогда мне казалось, что это очень далеко, 20 минут на маршрутки, но после Москвы, понимаешь, что это вообще не расстояние. В общем, как это всегда бывает, настоящее понимание красот Ростова пришло ко мне много лет спустя, после переезда в Москву.

Церковь Сурб-хач

 

Отправились мы к церкви Сурб-хач с подругой на машине, хотя добраться туда общественным транспортом не составит труда. Ориентир — парк Дружба, аква-пар Осьминожек, Северный жилой массив. Добраться можно автобусом 83, 65.

Что же такое Сурб-хач ?

Сурб-хач (в переводе "святой крест") — это очень красивый храм, построенный в стиле классицизм, который остался от армянского одноименного монастыря. Сурб-хач сегодня — это небольшой комплекс на высоком холме, включающий саму церковь, длинную каменную лестницу к реке, родник и часовню. С высоты храма открывается прекрасный вид на Северный жилой массив Ростова.

Церковь Сурб-Хач

 

Сурб-хач считается самой древней постройкой Ростова.  Интересный вопрос, что делает армянский монастырь в Ростове? Тут все сложно, история эта начинается со времен Екатерины II, которая подписала указ о переселении армян с Крыма. Армяне долго плутали, как дети Моисея, и в итоге осели на берегах реки Дон. Рядом с Ростовом был заложен город Нахичевань (примерно спустя 30 лет после основания Ростова), а в 20-м веке он был объединен с Ростовом в один город. Невидимая граница проходил по Театральной площади.

Строительство каменного храма начали в 1786 году, закончили в 1792-м. Храм был возведен в стиле классицизма. Автором проекта принято считать русского архитектора И. Е. Старова. Богослужение здесь продолжалось до 1931 г., после чего храм был закрыт, а в нем устроили зернохранилище. Церковь восстановили в 1968-1972.   К началу реконструкции все постройки монастырского подворья были разобраны. К 1972 году были восстановлены ограда и ворота, но уже в измененном виде. Заслуженный архитектор Армянской ССР М.В. Григорян был автором проекта восстановления. В 1972 году здесь был открыт музей русско-армянской дружбы, а в марте 2007 года решением администрации Ростовской области здание было передано в пользование Армянской Апостольской церкви. Сегодня — храм действующий.

Так выглядел монастырь в 19-м веке

 

Храм небольшой, людей в парке у храма почти нет. Многие любят сидеть здесь наверху, и смотреть на закат. Романтика! Само место поражает своей тишиной и спокойствием.

Ворота Сурб-хач

 

Вид от церкви Сурб-хач

 

Длинная и величественная лестница от храма вниз производит впечатление очень старой. Вниз спускаются ровно 86 ступенек.  В нишах сделаны скамейки, для того, чтобы пожилые люди могли отдохнуть во время подъема. В камне выдолблены религиозные знаки: кресты и пятиконечные звезды.

Старинная лестница

 

Если спуститься от церкви к роднику, можно увидеть странное сооружение —  каптажное здание «Чорхах», или «Сахлых Су». Это небольшая часовня, сегодня она, правда, закрыта.

Часовня над источником

 

Элементы часовни

 

Больше всего народу у самого родника. Рядом сооружен небольшой пляж, людей в мае было — как в Анапе летом.
Вода  в роднике — очень чистая и прозрачная, изумительного голубого цвета. Температура всегда +6 градусов, поэтому купаются здесь и зимой и летом. Многие воду набирают в бутылки и пьют, но я бы это делать не рекомендовала.
Мне удалось сделать пару фоток у источника.

Источник Сурб-хач

 

Было очень странно увидеть здесь… бабульку, пасущую стадо коз. Настоящая чабанка! Да и почему же здесь не пасти коз? Кругом такая изумрудная трава.

Козы и источник

 

А представляете, сколько еще в нашей стране таких прекрасных уголков? А сколько мы из них не видели?

Источник: shagau.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.