История храма Христа Спасителя

Идея создания принадлежала Михаилу Ардалионовичу Кикину. Необычный на тот момент замысел генерала армии нашел поддержку во всех слоях населения. Этой идеей заинтересовался император Александр I, вскоре объявивший конкурс архитекторов. Автором проекта стал Константин Витберг, ради создания церкви принявший православие, однако позднее его заменил Константин Тон.

Изначально храм Христа Спасителя в Москве было решено построить на Воробьевых горах в честь победы над армией Наполеона в 1812 году. Строительство началось в 1817 году, но было приостановлено в 1825 году из-за финансовых и организационных проблем. Официальная версия прекращения строительства — неподходящий, ненадежный грунт основания. Церковь начала оседать и перекашиваться.

Возобновил строительство Николай I в 1839 году. Новой площадкой стала территория Алексеевского женского монастыря на Волхонке. По легенде, опечаленная такими действиями монахиня приковала себя цепями к дереву в знак протеста. Император приказал выкопать дерево с корнями и перенести вместе с игуменьей. Тогда игуменья женского монастыря прокляла стройку, предсказав, что храм не простоит более 50 лет.


Для выполнения архитектурных задач был приглашен Константин Тона. Он был первым разработчиком русско-византийского стиля в храмовом зодчестве. Место возведения храма Христа Спасителя выбрано не случайно. Сооружение должно было легко просматриваться с любого уголка Москвы. Глубокую связь с историей России и ее культурой подчеркивало соседство с Кремлем. Внутреннюю роспись выполняли известные художники: Верещагин, Суриков, Крамской.

Строительство храма продолжалось до 1883 года, чуть меньше 40 лет. Торжественное освещение произошло 26 мая. На церемонии присутствовали Александр III и вся императорская семья. Одновременно внутри собора могли находиться 7200 человек. Просуществовал первый соборный проект 48 лет. Многие историки связывают с этим пророчество игуменьи бывшего Алексеевского женского монастыря.

С повсеместным распространением атеизма величественный храм перестал вписываться в советскую идеологию. Он был разрушен 5 декабря 1931 года по распоряжению Иосифа Сталина. Превратить в руины храм Христа Спасителя получилось только с третьего раза. Найти человека, способного запустить детонацию, оказалось непросто. Несколько инженеров отказались нажимать на кнопку даже под угрозой расстрела.

По решению советской власти на месте православного собора планировалось строительство Дворца Советов. Вскоре был разработан проект самого высокого сооружения в мире, крышу которого должен украшать вращающийся памятник Ленину. Ладонь вождя должна была выполнять функцию вертолетной площадки для нескольких летательных аппаратов. Реализовать проект помешала война. Впоследствии от этой идеи полностью отказались.


Оставшийся от храма котлован после войны стали использовать в качестве бассейна. Открытый комплекс «Москва» начал работу в 1960 году. Уникальная инженерная конструкция просуществовала до 1994 года. К закрытию самого большого бассейна в стране под открытым небом привели экономические трудности. В 1995 году было принято решение восстановить храм Христа Спасителя на его историческом месте.

Работы по восстановлению православного собора продолжались 5 лет. Над проектом трудились реставраторы со всего мира. Разработка внешнего декора принадлежит Зурабу Церетели. Его руками были созданы бронзовые медальоны для кокошников. Отделочные работы были завершены в 1999 году. В декабре этого года двери распахнулись для прихожан. В 2000 году прошла канонизация царской семьи.

Московский храм Христа Спасителя — архитектурная достопримечательность столицы. Собор является целым архитектурным комплексом, состоит из нескольких сооружений — собственно храма, шатровой часовни, Преображенской церкви. Все постройки располагаются на массивном основании — стилобатной части. Тут находятся церковь Преображения Господня, Зал церковных соборов, Музей, Зал Высшего совета, служебные, технические, трапезные помещения.

Церковь христа искупителя

Особенности архитектуры и интерьера храма Христа Спасителя


Конструкция собора выделяется монументальностью. Попасть внутрь можно со всех четырех сторон. С каждой есть по три двери. Центральный вход находится со стороны улицы Волхонка. К площадкам у входа ведут 15 ступеней. По краям крыльца установлены большие фонари. Карниз собора поддерживают 36 настенных столбов. Венчающую часть украшают 20 арок. Имеется 60 окон: 16 — в главном куполе, 36 — над хорами, 8 — в коридоре.

По православной традиции собор увенчан пятью главами. Все купола имеют форму восьмиугольной башни, центральный элемент — значительно крупнее. Детали сделаны из нержавеющей стали, покрыты нитридом титана с тонким слоем золота. Для защиты от воздействия внешних факторов нанесено алмазное напыление. Общий вес колоколов составляет 64 тонны. Издалека собор выглядит нарядно и торжественно.

По внешнему периметру храм украшен горельефами. Каждый посвящен определенному историческому событию, канонизированному святому. На северном фасаде установлены бронзовые статуи святых, несших веру Христа. Западный фасад украшают изображения архангелов. С южной стороны изображены святые, в дни празднования памяти которых происходили битвы в 1812 году, с восточной — святые-заступники русской земли.


Крыльцо храма необычайно красиво. Паперти вымощены мелкозернистым темно-красным гранитом. Двери храма сделаны из бронзы, высота самых центральных ворот — 9,6 метров, боковых — 8,5 метра. Ворота украшены образными композициями и ликами. Русские воины особо почитали Божью Матерь, Иисуса Христа, апостолов. У входных ворот находятся скульптуры, сотворенные по макетам Ф. П. Толстого.

На территории московского храма Христа Спасителя есть четыре колокольни. Звонница насчитывает 14 колоколов. Самый крупный — Торжественный — задействован четыре раза год, звонит по самым важным православным праздникам. С внешней стороны пологого купола изображены Божья Матерь, Христос, Иоанн Предтеча, в медальонах — Александр I, Александр II, Николай I. Большой колокол входит в список самых крупных в мире, занимает 19 место.

Внутреннее оформление храма оригинальное и роскошное. Высокие стены смыкаются сводчатыми потолками, расписаны узорами, передают библейские, мифические сюжеты. Много религиозных картин, изображений с ликами святых. Преобладают яркие оттенки, преимущественно золотой, красный, бордовый, зеленый цвета. Главная обитель представлена множеством залов. На входах работают лавки с сувенирами и религиозной атрибутикой.


В соборе работает Патриарший музей. В залах церковного искусства размещены уникальные экспонаты: они представлены свидетельствами, посвященными первому основанию храма, его уничтожению, последующему восстановлению. Особенно ценные предметы — части мемориальных плит, закладные доски со времен 1839 года. Нижний ярус занимает площадка для проведения лекций, выставок, концертов.

На высоте 40 метров возвышаются четыре смотровые площадки. Они расположены между храмовыми колокольнями, соединены вместе проходами. Еще с дореволюционных времен место обзора в храме Христа Спасителя было самым высоким и атмосферным. С площадок были сделаны известные фотоснимки города. Отсюда открывается обзор на важные советские, современные постройки. Можно увидеть Каменный мост, Москву-реку, Кремлевскую набережную.

С 2008 года на территории собора открыт Зал церковных мероприятий. Он является неотъемлемой частью храма, вмещает 1300 посетителей. Стены украшены мозаичным панно, фресками, потолок оснащен точечными светильниками, имитирующими звездное небо. В самом центре подвеса размещена композиция сошествия Святого Духа на апостолов. На колоннах размещены изображения воинов Господних, портреты государственных деятелей.

Преображенская церковь построена на территории комплекса в память об Алексеевском женском монастыре, когда-то находившемся на этом месте. Ее называют Нижним храмом из-за размещения в подвальном помещении. Внутренняя обстановка напоминает убранство древнерусских церквей. Тут есть три алтаря, большой иконостас с редкими иконами. Все стены украшены религиозными образами.


В трапезных палатах проходят праздничные приемы, проводятся трапезы участников архиерейских, поместных соборов. Некоторые залы используются в обычные дни как благотворительные столовые, места для проведения выставок, различных мероприятий. Тут всегда много туристов и паломников. Пять помещений рассчитаны на 1500 человек. Они расположены таким образом, что при необходимости легко соединяются в один огромный зал.

Блеском и размахом поражают росписи в храме, занимающие площадь в 22 тысячи квадратных метров. При написании половины из них использовалось сусальное золото. Особую ценность составляют подлинники художника Верещагина. На территории постоянно проводятся тематические экскурсии: «История Вселенской Церкви», «Зарождение иконописи», «Притчи и чудеса», «Война 1812 года», «Особенности звонов и колоколов».

Церковь христа искупителя

Реликвии храма Христа Спасителя

Часто в храм Христа Спасителя привозят удивительные реликвии с самых отдаленных мест. Тут выставлялся Пояс Пресвятой Богородицы, Дары волхвов, крест апостола Андрея, мощи святителя Николая. Находится постоянно в соборе множество других святынь. Основная часть туристов приезжает сюда, чтоб приклониться к мощам. Весь комплекс принадлежит городу. Обитель имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси.


Частица Ризы господней

Настоящее церковное сокровище — частица Ризы господней. Небольшой фрагмент хитона был получен одним из свидетелей распятия Христа. Попал он в руки воина по жребию. Другая легенда гласит, что это часть верхней одежды. Святыня хранится в особом аналое, вдали от прочих реликвий. Частица Ризы была передана московскому храму в 2008 году. Ранее находилась в Крестовоздвиженском монастыре, в Патриаршем соборе в Мцхете.

Гвоздь Христа Господня

Подлинный железный гвоздь Христа Спасителя совсем недавно стал достоянием церкви. Попал он в Россию в XVII веке, ранее находился в Кремлевском музее. Считается, что этим гвоздем была прибита одна из кистей Иисуса к кресту. Вес гвоздя — 80 граммов, длина — 14,5 сантиметров. Он хранится в отдельном ковчежце в алтаре. Выносят реликвию только в дни Великого поста на богослужения, во время Всенощного Бдения.

Частица Ризы Богородицы

Частица Ризы Богородицы хранилась на Святой земле долгое время. Дева Мария завещала свой хитон прислужницам-вдовицам перед Успением. В V веке реликвию выкрали и перевезли в Константинополь. Оттуда и пошли сказания о ее чудодейственной силе. На Русь частица Ризы попала в XIV веке. Ее привез Дионисий Суздальский. После событий октября 1917 года реликвия оказалась в Музее Московского Кремля.

Глава Иоанна Златоуста

Глава Иоанна Златоуста попала в Россию из монастыря Ватопед. Передал ее царь Алексей Михайлович из Афон. Правитель отказался вернуть реликвию на Святую гору по требованию афонитов. Монахи не прекращали борьбу за главу, но вместо нее каждый раз получали от русского царя большой денежный откуп. Находится святыня в общем мощевике, рядом с главным алтарем Храма Спасителя.


Церковь христа искупителя

Мощи Святителя Филарета

Почетное место на пьедестале занимают мощи святителя Филарета. Митрополит Филарет Московский, в миру Дроздов, был причислен к лику святых в 1994 году. Он прославился благодаря богословским трудам, деятельности пастыря. Современники отзываются о нем как о высокоблагородном человеке с искренними речами и помыслами. На протяжении 46 лет митрополит Филарет возглавлял Русскую православную церковь.

Древний Спас Нерукотворный

Старинная икона — «Спас Нерукотворный» — также находится в храме Христа Спасителя. Это копия образа на полотне, появившегося при жизни Христа. Царь Авгар заболел проказой. Узнав про чудесные исцеления Христа, послал за ним слугу с письмом и попросил нарисовать портрет. Из-за отражения благодати рисунок не получался. Тогда Христос умылся и вытер лицо полотном, на котором стал виден четкий лик.

Лик святителя Николая Чудотворца

Лик святителя Николая Чудотворца — одна из старинных реликвий. В храме Христа Спасителя представлена икона с изображением строгого благообразного мужа. Таким видели Николая Чудотворца первые иконописцы. Со временем образ стал меняться. Но на всех иконах он изображен с благословляющим жестом в традиционной одежде.


Частица мощей Андрея Первозванного

На хранении в соборе находится частица мощей Андрея Первозванного. Один из апостолов, ученик Христа, был призван первым. Около 67 года распят в Патрах на косом кресте, в дальнейшем именуемым «Андреевским». В VIII веке его мощи были перевезены в Шотландию, переданы в кафедральный собор. В дальнейшем храм получил название Сент-Эндрюс в честь апостола. В 1208 году крестоносцы увезли часть мощей в Италию.

Церковь христа искупителя

Полотна Василия Верещагина

Настоящая достопримечательность храма Святителя — полотна художника Верещагина. Это однофамилец знаменитого живописца, чьи работы висят в Третьяковской галерее. Удивительные картины расположены по обе стороны от тронного места патриарха Тихона. Высота каждой из шести картин — 5 метров, ширина — 3 метра. Они считаются вершиной творчества русского художника.

Копия иконы «Мадонна ди Сан-Лука»

У алтаря в храме находится копия старинной иконы «Мадонна-Де-Сан-Лука». Она была передана служителям в 1999 году. Оригинал находится на Караульном холме в Болонье. С момента появления ее в небольшой итальянской церкви стала процветать литургическая, политическая жизнь района. Икона прославилась «чудом дождя». Беспрерывные ливни губили урожай. Жители пронесли икону по городу, и дождь прекратился.


Икона Рождества Христова

Икона Рождества Христова занимает почетное место в соборе Христа. Она относится к самому раннему праздничному иконостасу, представляет огромную ценность для русской культуры и искусства. Святыня имеет значительные потертости, реставрировалась уже несколько раз. Согласно официальным документам, икону переписывали минимум три раза, накладывая краску послойно.

Частицы мощей Александра Невского

Частицы мощей Александра Невского поставлены на постоянное пребывание в 1989 году. Раньше реликвия хранилась в Санкт-Петербурге. Настоятели монастыря великодушно поделились святыней с Москвой, чтоб как можно больше людей могли к ней приложиться. Знаменитый русский полководец похоронен во Владимире. В 1724 году его мощи перенесены в Санкт-Петербург, оттуда частично переданы в храм Спасителя.

Частицы мощей князя Михаила Тверского

Частицы чудотворных мощей князя Михаила Тверского доступны к поклонению в соборе Христа в Москве. Это первый правитель Руси, похороненный в столичном Спасском монастыре. Спустя несколько лет его вдова выкупила тело для перезахоронения в Твери. Там мощи покоились до XX века. Прямым потомком Михаила Тверского многие историки считают Владимира Путина, нодо сих пор эти данные не получили официального подтверждения.

Режим работы храма

Адрес храма Христа Спасителя — Москва, Волхонка, 15. Добраться до собора можно на метро. Ближайшая станция метрополитена — «Кропоткинская». Можно поехать по другой ветке и выйти на станциях «Библиотека им. Ленина» или «Боровицкая». От центра Москвы храм находится в нескольких минутах ходьбы. Изумительный вид на церковь открывается с Патриаршего моста. Отсюда можно сделать отличные фотографии.

До храма можно доехать наземным общественным транспортом из любой точки Москвы. По маршрутам постоянно курсируют автобусы и троллейбусы. Пешком потребуется пройти через Кремлевскую набережную, Патриарший мост. По пути можно посетить не менее интересные достопримечательности — Старый Арбат, Красную площадь. Для удобства перемещения по столице можно воспользоваться услугами такси.

Храм Христа Спасителя —один из главных соборов Русской православной церкви. Тут каждый сможет прикоснуться к чудотворным мощам, частицам риз. Церковь живет активной жизнью, открыта для посетителей с 10:00 до 17:00 ежедневно. В понедельник — с 13:00 до 17:00. Вход на территорию храма свободный. Цену одиночных, групповых экскурсий устанавливает туристическая фирма-организатор. Расписание богослужений лучше уточнять заранее.

Церковь христа искупителя

Источник: iskatel.com

Путешествие во времени

Наши предки строили храмы Спасителю и Пресвятой Богородице в благодарность за благодатную помощь в жизни, за чудесное спасение от гибели, за дарование побед в сражениях с врагами.

Страницы истории

Во время наполеоновского нашествия 1812 года 200 тысяч русских солдат сложили головы на полях сражений. Армейский генерал Михаил Ардалионович Кикин после окончания войны предложил императору увековечить победу русского народа, его мужество и героизм.

25 декабря 1812 года царь издал манифест, повелевающий построить церковь «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозящей гибели», в честь победы России над армией Наполеона. Возводимый храм, по мысли императора, должен отличаться величием и духовной идеей.

Обрусевший швед, художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, угадал желание императора, предложив построить грандиозный собор. Замысел Витберга впечатляет: 600 гигантских колонн из трофейных пушек, парадная лестница длиной 106 метров, усыпальница для русских воинов при высоте здания 170 метров и полукруглыми галереями, каждая из которых равна 640 метрам. Украшать церковь должны были памятники монархам и видным полководцам, трофейное оружие, добытое в боях с французами.

Проект Витберга

Проект восхитил императора: выбранная для строительства площадка на Воробьевых горах находилась между Смоленской дорогой, по которой французы вошли в Москву, и Калужской дорогой, по которой враги бежали из Москвы. 48 колоколов возвещали бы начало и конец службы.

Попытка строительства храма

В пятую годовщину изгнания французов из Москвы 12 октября 1817 года торжественно заложили храм. Молодой архитектор при проектировании не учел особенности почвы, которая обвалилась и осела под тяжестью фундамента.

Строительство затягивалось, грунтовые воды и оползни сорвали возведение. В 1825 году работы остановили. Проект Витберга признали неудачным и, обвинив в растрате государственных средств, отправили в ссылку в Вятку.

Всем миром

Император Николай I, занявший престол в 1832 году, поручил создание нового проекта архитектору Константину Андреевичу Тону с предложением построить церковь на другом месте. Строить новый храм решили недалеко от Кремля на берегу Москвы-реки и ради этого разобрали Алексеевский женский монастырь.

По легенде, настоятельница обреченного монастыря отказалась покинуть обитель и приковала себя цепями к дубу. По специальному распоряжению Николая I дерево выкопали и вместе с игуменьей перенесли на другое место. Тогда она прокляла храм, который будет на месте монастыря, и предсказала, что он простоит только 50 лет.

Первый храм

В день 25-летия Бородинского сражения 10 сентября 1839 года в присутствии императорской семьи торжественно заложили новый храм на берегу Москвы-реки. Деньги на строительство собирала вся Россия, хотя много средств поступало из казны. Строили 44 года, а 26 мая 1883 года в присутствии Александра III и его семьи освятили, присвоив наименование кафедрального.

Слово «кафедральный» дословно обозначает «место, где сидит епископ». Для удобства управления территория Русской Православной Церкви поделена на области (епархии). В каждой епархии есть руководитель – епископ, архиепископ, митрополит, – который служит в своем кафедральном соборе. А представитель всей церкви – Патриарх – служит в главном кафедральном соборе страны.

Новый храм

Собор получился на славу. Скульптуры и живопись, иконы и барельефы, резьба и литье – какие только таланты ни приложили люди, чтобы увековечить память доблестных предков и воздать хвалу Богу! Над росписью храма, площадь которой 22 тысячи квадратных метров, (9 тысяч позолоченной), работали Василий Суриков и Иван Крамской, Василий Верещагин и Генрих Семирадский, Алексей Корзухин и Федор Бруни.

Храм в 20-е годы

На позолоту куполов ушло 400 кг золота. Горельефные изваяния святых выполнены скульпторами Антоном Ивановым, Николаем Рамазановым, Александром Логановским. Скульптор Петр Клодт – автор скульптурных композиций храма.

На мраморных досках в нижней галерее начертали золотыми буквами имена героев войны. Композитор Петр Ильич Чайковский к освящению храма, приуроченному к коронации нового императора Александра III, написал патриотическую увертюру «1812 год».

После освящения утверждена государственная награда – медаль «В память освящения храма Христа Спасителя», которая вручалась тем, кто его проектировал и строил.

Кафедральный собор, возведение которого обошлось казне в 15 миллионов рублей, играл заметную роль в общественно-религиозной и культурной жизни столицы Российской империи. Новый собор скоро стал символом Москвы. Дирижером хора храма Христа Спасителя в 1918-1922 годы был А. В. Александров – автор музыки гимна Советского Союза
и современного гимна России.

Трагические времена храма

Храм строили на века, но во всем великолепии он простоял 48 лет. Пришедшие к власти большевики главный храм России снесли. По распоряжению Сталина 5 декабря 1931 года его взорвали, причем сделать это удалось только с третьего раза. Двое инженеров, зная, что за отказ грозит расстрел, так и не согласились взрывать собор, на месте которого власти решили построить Дворец Советов – новый символ новой эпохи.

Взрыв, руины собора

Самое высокое в мире здание (в 4 раза выше снесенного храма) должно было олицетворять новую страну и победивший социализм. Предполагалось, что гигантский зиккурат высотой 495 метров (150 этажей) будет венчать вращающаяся 100-метровая статуя вождя революции – Ленина. Указательный палец вождя длиной будет 4 метра, на ладони разместится вертолетная площадка, а в голове Ленина высотой с 5-этажный дом решили устроить библиотеку.

Строители вырыли огромный котлован и начали строить фундамент. Планы не сбылись: с началом Великой Отечественной войны под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Из металлических конструкций советской новостройки сделали противотанковые ежи для обороны столицы. Мраморными плитами храма выкладывали стены метро, памятные доски с именами героев Отечества положили на ступени в гардероб Третьяковской галереи. После войны на месте храма устроили открытый бассейн «Москва».

Бассейн «Москва»

Второе рождение

Впервые публично восстановить храм Христа Спасителя в 60-е годы предложил первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, выступая на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи. Небывалая смелость вызвала смятение у потерявших дар речи коммунистов: «неуместную выходку» постарались «замять», из речи Гагарина, опубликованной в СМИ, вырезали слова о храме.

Прошло 20 лет, и в конце 1980-х годов Священный Синод Русской Церкви обратился к Правительству России с просьбой вновь построить храм на прежнем месте. Разрешение было получено через четыре с половиной года.

Строительство нового храма

Бассейн разобрали. И опять деньги собирали всем миром. При поддержке правительства Москвы собор возродили за 6 лет. Благодаря стараниям и заботам художников, скульпторов, реставраторов, он воскрес из небытия.

В ночь с 6 на 7 января 2000 года в возрожденном храме прошла Божественная Литургия в честь двухтысячелетия Рождества Христова – Пришествие в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II освятил храм – воссоздание одноименного храма XIX века, куда перенесли чудотворные святыни.

При освящении над куполом появился и поплыл крест, созданный из облаков. На следующий день состоялась канонизация расстрелянной семьи Романовых и Собор новомучеников и исповедников Российских. Сегодня здесь проходят богослужения под руководством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, заседают Архиерейские соборы и международные религиозные форумы.

Обзор нового храма

Проект нового храма разработан архитекторами Михаилом Посохиным, Алексеем Денисовым и Зурабом Церетели.

Архитектура собора

Храм спроектирован в виде равностороннего креста шириной 85 метров, высотой 103 метра и поделен на три части:

  • центральную часть с алтарем;
  • верхние галереи с двумя приделами;
  • нижнюю обходную галерею с мемориалом в честь героев военной кампании 1812-1814 годов

Барабан собора поднимается на 28 м, купол с крестом уходит ввысь на 35 м. Высота главного креста – 8,5 м. Стены здания толщиной 3,2 м. Внешняя часть собора оформлена двумя рядами мраморных горельефов. Главное украшение – золотые купола с венчающими их крестами.

Храм Христа Спасителя – комплекс 3 зданий: собора, Преображенской церкви и шатрового храма-часовни в честь иконы Божьей Матери «Державная» – главной святыни современной России. Церковь сооружена в память об Алексеевском женском монастыре. Главные святыни Преображенской церкви – икона «Спас Нерукотворный» художника Сорокина, древняя икона Божьей Матери «Смоленская» и икона Святителя Николая, находящаяся прежде в церкви города Бари.

Кафедральный собор

Кафедральный собор – «верхний храм». «Нижним храмом» именуют Преображенскую церковь, расположенную под «верхним». Под храмом Христа Спасителя – массивное основание, цокольный этаж высотой 17 метров. Здесь построили Трапезные палаты на 1500 мест, где проходят трапезы Поместных и Архиерейских соборов, помещения для технических служб, музей и церковь Преображения, Зал церковных соборов и Зал высшего церковного совета.

Цокольный этаж высотой 17 м

Этаж отделан мрамором и красным гранитом. С каждой из четырех сторон собор окружен крыльцами с парапетом из мелкозернистого гранита темно-красного цвета. На крыльцах – большие фонари, на верхних ступенях – просторные площадки.

Внешнее убранство

Наружные стены облицованы мрамором и украшены ажурными аркадами полуколонн, завершающимися заостренными арками.

Фасад

Южный фасад со стороны Москвы-реки осеняет Смоленская икона Божьей Матери, образ которой 3 месяца пребывал в русской армии, а перед Бородинской битвой святыню носили по рядам войск.

На верхних галереях – приделы во имя Святителя Николая Чудотворца и святого Александра Невского. С восточной стороны храма – памятник Александру II-освободителю. Чуть поодаль от храма – часовня, в которой молились о возрождении храма.

Северный фасад посвящен заграничному периоду Отечественной войны. Здесь представлены святые, в дни памяти которых русская армия одерживала победы над армией Наполеона. В центральном медальоне – Иверская икона Божьей Матери. На горельефах – образы апостолов и святых, живших в первые века существования Церкви. Преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву и дает ему двух иноков – Пересвета и Ослябю.

Горельефы

На восточном фасаде – изображение Рождества и Воскресенья Спасителя. В виде скульптурных изображений – молитвенники за Москву и Россию: святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, преподобный Сергий Радонежский, Стефан Пермский.

Здесь же Владимирская икона Божьей Матери, помещенная сюда в память о Бородинской битве, случившейся 8 сентября – в день праздника этой иконы. На левом углу храма – преподобный Дионисий, архимандрит Троице-Сергиевой лавры, благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы от поляков.

В храм ведут 12 бронзовых ворот, по три на каждой стороне собора. На воротах – изображения святых небесных заступников русской земли. В арке средних ворот – на престоле Христос Спаситель, слева – апостол Петр, справа – апостол Павел.

Внутреннее убранство

Интерьер храма воссоздавали 300 художников из Москвы и Санкт-Петербурга, Ярославля и Пскова, Новгорода и Подольска, прошедших жесткий конкурентный отбор. Группа мастеров работала под руководством академика и заслуженного художника страны Н. А. Мухина.

Для росписи стен и сводов смонтировали уникальную систему строительных лесов. Для отделки интерьеров использовали росписи и сусальное золото. Пол в храме – из драгоценных пород мрамора, яшмы и порфира из Италии и Франции, Греции и России.

Внутри Храма Христа Спасителя

Храму возвращена галерея воинской славы. По периметру стен – 177 мраморных досок с описанием сражений русской армии в Отечественной войне 1812 года и заграничном походе 1813-1815 годов. Здесь же – манифест императора и имена героев Отечественной войны, прославленных полководцев и отличившихся в боях солдат. Высокие стены со сводчатыми потолками расписаны ликами святых. В убранстве преобладают красный и золотой цвета.

В центральной части находится алтарь в виде шатра – символа пещеры Гроба Господня, где был похоронен Спаситель. Шатер, свернутый в восьмигранник, – нетрадиционный иконостас: часовня из белого мрамора, украшенного драгоценными камнями. Часовню венчает шатровая глава с крестом.

Алтарь

На нижнем ярусе иконостаса – иконы Господа Вседержителя и пресвятой Богородицы. Во втором ярусе справа у царских ворот – иконы Господних праздников; слева – Богородичных. Иконы третьего яруса показывают новозаветную церковь с иконами Иисуса Христа, Богородицы и апостолов. В четвертом ярусе – иконы праотцов и пророков ветхозаветной церкви.

В алтаре – трон патриарха Тихона. В этом храме в ноябре 1917 года Тихона избрали патриархом. По обе стороны трона – 6 полотен Василия Петровича Верещагина, чудом сохранившиеся в 1931 году при взрыве храма. Работы иллюстрируют последние часы земной жизни Спасителя. Монументально выглядит композиция Василия Нестеренко «Вход в Иерусалим» и «Крещение Господне».

На своде главного купола – Господь Саваоф в облике старца, на коленях у которого сидит Сын Божий с хартией в руках, на которой написано «логос» (с греческого «слово»), на груди у старца – голубь, образ Святого Духа. В малых куполах – Господь Вседержитель, Иисус Христос в обликах Младенца и Спаса Вседержителя и Святой Дух в виде голубя.

Свод купола

В парусах (основание главного купола) – эпизоды земной жизни Христа: Преображение, Воскресение, Вознесение; на четвертом парусе – сошествие Святого Духа на апостолов.

Колокола и купола

Храм увенчан 5 главами, средний купол крупнее других. Купола отлиты из нержавеющей стали, покрытой титаном. Тонкий слой золота на поверхность нанесен ионо-плазменным способом. Дополнительно защищает купола от разрушения слой алмазной пыли.

Колокола

На четырех колокольнях храма – 14 больших и малых колоколов. Большой Торжественный колокол массой 29,8 тонны звучит 4 раза в году по великим православным праздникам. Праздничный – в дни двунадесятых праздников. Полиелейный колокол весит 9,2 тонны, Будничный – 5.

Православные святыни

Храм Христа Спасителя – кафедральный собор Русской Православной Церкви, в нем собраны ценнейшие святыни.

  • Частицы ризы Господней.
  • Частицы ризы Богородицы.
  • Мощи святителя Филарета.
  • Частица мощей апостола Андрея Первозванного.
  • Глава святителя Иоанна Златоуста.
  • Частицы мощей святителей Петра и Ионы.
  • Мощи благоверного великого князя Александра Невского
  • Мощи святителя Василия Великого.
  • Мощи Равноапостольского князя Владимира.
  • Мощи Иоанна Крестителя.
  • Гвоздь Креста Господня.
  • Частицы мощей Преподобной Марии Египетской.
  • Глава Святителя Григория Богослова.
  • Мощи Преподобной Евфросинии Московской.
  • Мощи Великомученицы Евфимии Всехвальной.
  • Мощи святого Великомученика Феодора Стратилата.
  • Мощи Преподобного Михаила Иалеина.
  • Один из Чудотворных списков Владимирской иконы Божьей Матери.

В храме выставляют мощи, на время привезенные в Москву. Осенью 2011 года выставляли для поклонения верующих пояс Богородицы, зимой 2014 года – святые Дары волхвов, летом 2017 года – мощи Николая Чудотворца, в октябре 2018 года – ковчег с десницей святителя Спиридона Тримифутского.

Музей церковного искусства в храме

В цокольной части храма – музей церковного искусства с двумя постоянными композициями:

  • История храма Христа Спасителя.
  • История церковного искусства.

На первой – фрагменты мемориальных плит от разрушенного храма, изображения нереализованных проектов собора, колокол старого храма, оригинальные иконы и старинные фотографии.

Музей церковного искусства

На второй – коллекция икон Крита, Греции и Византии. Здесь же представлена русская иконопись, иконы царских живописцев Оружейной палаты, необычная икона Богоматери Палестинской с Младенцем.

Новая жизнь в храме

Храм Христа спасителя – объект культурного наследия Российской Федерации. В 2004 году правительство Москвы передало собор в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. Храмом управляет фонд Христа Спасителя: привлекает благотворителей, распоряжается пожертвованиями, сдает залы храма в аренду, проводит выставки и экскурсии, сотрудничает с Советом Попечителей храма.

Туристы посещают музей и Залы собора, где знакомятся с историей страны, убеждаются в талантах и мужестве народа. Со смотровых площадок, расположенных на четвертом этаже, кварталы столицы и Кремль видны, как на ладони. Проводятся экскурсии и для детей. Снимать и фотографировать в храме запрещено. Вход свободный – проход через охрану и металлоискатели.

Вид на Храм Христа Спасителя

Комплекс храма оснащен современной системой вентиляции и кондиционирования воздуха, отоплением и лифтовым оборудованием, средствами связи и системой сигнализации, трансляции и контроля.

21 февраля 2012 года в храме разгорелась драма – группа Pussy Riot выступила с оппозиционной акцией, в знак протеста против Владимира Путина перед выборами исполнила панк-молебен. За оскорбление чувств верующих девушек посадили на полтора года, но в преддверии Олимпиады в Сочив 2014 году отпустили. Споры в прессе сделали участниц группы всемирно знаменитыми.

Служба

В храме проходило отпевание Святейшего Патриарха Алексия II, прощание с Георгием Свиридовым и Борисом Ельциным, Мстиславом Ростроповичем и Игорем Моисеевым, Людмилой Зыкиной и Сергеем Михалковым, Вячеславом Тихоновым, Галиной Вишневской, Еленой Образцовой, Валентином Распутиным, Андреем Карловым.

Рожденный дважды храм живет новой жизнью, отражается золотыми куполами в Москве-реке. И каждый день в нем молятся о сохранении нашего Отечества.

Источник: ArchitectureGuru.ru

В 1970—73 гг. в церкви проведены серьёзные реставрационные и реконструкционные работы, в ходе которых добавлены мозаики внутри и снаружи здания. С колокольни хорошо видны Мусульманский (на северо-востоке), Еврейский (на юго-востоке), Армянский (на северо-западе) и Христианский (на юго-западе) кварталы; чтобы подняться на нее надо преодолеть 178 ступеней.  Я, само собой, не поднималась — не знала просто, что можно и что меня сюда занесет.
Церковь христа искупителя
В настоящее время владельцем здания является Немецкий евангелический иерусалимский фонд (нем. Deutsche Evangelische Jerusalemstiftung), центр которого находится в городе Ганновер. В церкви проходят богослужения на немецком и арабском языках. Помимо данного здания фонду принадлежит церковь Вознесения на Масличной горе. С северной стороны церкви можно видеть сохранившиеся с тех времен ворота. Церковь имеет очень уютный внутренний двор, окруженный галереями. В церкви есть орган и периодически устраиваются концерты. <………..>
Церковь христа искупителя
Греческая православная Церковь св. Иоанна Крестителя в Иерусалиме находится в Христианском квартале в районе Муристан, южнее Храма Гроба Господня. Отливающий серебром купол церкви возвышается над крышами Муристана и прекрасно виден издалека. Церковь Иоанна Крестителя построена в V в. при императрице Евдокии и считается одной из самых древних церквей Иерусалима. В XI в. церковь была восстановлена после разрушения и расширена.  Позже к ней были пристроены две колокольни, и с тех пор сохранилась до нашего времени без изменений. Вход в Церковь Иоанна Крестителя найти не так легко. Он расположен на ул. Христианского квартала, д. 113 и представляет собой небольшую дверь, рядом с которой икона с св. Иоанна Крестителя с надписью по-гречески "Продромус" (Предтеча"). Через эту дверь вы попадёте во двор, а из него в греческий монастырь и Церковь св. Иоанна Крестителя. <………>
Церковь христа искупителя
Протестантские церкви‬‏ Иерусалима конечно же не имеют такой глубокой истории, как католические или православные. Но тем не менее, представить сегодняшнюю картину Иерусалима без низ уже невозможно. И пусть они на поражают зрелищностью, роскошью и богатством убранства, но у них есть своя красота.
Церковь христа искупителя
"В церкви Иисуса Искупителя есть две достопримечательности, каждая из которых стоит внимательного рассмотрения и несколько шекелей за вход. Если войти в здание, пройти его до алтаря и возле правой его части спуститься по лестнице вниз, попадаешь в каменоломни времен Ирода, находящиеся глубоко внизу, и в раскопанные рядом с ними развалины времен Адриана и Константина, а также византийского Иерусалима 5-6 веков новой эры. Этот подземный археологический парк открылся трудами немецких археологов сравнительно недавно. Из него можно попасть в прекрасный внутренний дворик, построенный во времена крестоносцев, так называемый клуатр (claustrum), окруженный романскими старыми колоннами и принадлежащий гостевому дому церкви. Летом клуатр залит солнцем, на стене греются тихие иерусалимские коты, в воздухе пляшут пылинки.
Церковь христа искупителя
А второй достопримечательностью является сорокаметровая колокольня церкви. Ее построили по личному рисунку Вильгельма II, вдохновившегося колокольней в Тиволи неподалеку от Рима. 177 ступенек на вершину, которые ведут колокольни — не так уж много, если сравнивать с Собором Св.Павла в Лондоне и даже Исаакиевским собором в Петербурге. Правда, последние метры приходится идти нагнувшись. Преодолев все трудности подъема, перед вами открывается потрясающий вид на все части Старого Города."  <………..>
Церковь христа искупителя
Мусульманский квартал стал явно виден невооруженным глазом. И если возле Муристана я еще сомневалась, не умея отличить правоверного буддиста от лютеранского ортодокса, то здесь сомнений быть не могло.
Церковь христа искупителя
Мусульманский квартал (араб. حارة المسلمين‎; ивр. ‏הרובע המוסלמי‏‎) — самый большой и густонаселённый из четырёх кварталов древнего, обнесённого стенами, Старого города Иерусалима. Он занимает 31 гектар площади в северо-восточной части Старого города[1]. Квартал ограничен Львиными воротами на востоке, северной опорной стеной Храмовой горы на юге, и дорогой Дамасские ворота — Западная стена на западе. Непосредственно в квартал ведут Дамасские (Шхемские) ворота, Львиные ворота и Ворота Ирода. В этом квартале начинается Виа Долороза
Церковь христа искупителя
Население Мусульманского квартала на 2005 год составляло 22 тыс. человек. До палестинских бунтов 1929 года в квартале проживало смешанное население из евреев, мусульман и христиан; сейчас в нём живут около 60 еврейских семей и небольшое количество христиан. Действуют несколько иудейских ешив, крупнейшей из которых является Иешиват Атэрэт Ерушалаим.
Церковь христа искупителя
В 2007 году израильское правительство приступило к финансированию строительства согласно плану застройки «Цветочных ворот» — первого с 1967 года еврейского жилого района внутри Мусульманского квартала. Он включит в себя 20 квартир и синагогу.
Церковь христа искупителя
Еврейские достопримечательности включают в себя Котель Катан (Маленькая Западная стена) и Туннели Западной стены, проходящие под кварталом вдоль Западной стены. Имеется много археологических объектов периодов римлян и крестоносцев. В квартале расположены первые семь станций на Виа Долороза (Крестный путь)
Церковь христа искупителя
Здесь случились очередные вежливые арабы: а вы из Европы? а на каком языке вы говорите? на немецком. А как будет по-немецки "распродажа"? А вы не могли бы написать на листочке? Проходите вот сюда, присаживайтесь, чтоб вам было удобно? А слово "вновь открываемся"? А вы носите украшения? А какой цвет у вас любимый? Я вам сейчас серьги из кораллов сделаю, а вы пока мою коллекцию посмотрите…. Серьги вполне даже ничего. Подарил. На память.
По какому-то мне самой неясному признаку я почувствовала, что где-то совсем рядом — Котль, стена плача. Но уверена пока не была. С этой стороны и этими тропами 7 лет назад я точно не ходила.
Церковь христа искупителя
Стена́ Пла́ча, За́падная Стена́ или Ха-Ко́тель ха-Маарави (ивр. ‏הַכֹּתֶל הַמַעֲרָבִי‏‎, Ашкеназское произношение: Косель) — часть (длиной 485 м) древней стены вокруг западного склона Храмовой Горы в Старом Городе Иерусалима, уцелевшая после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н. э. Величайшая святыня иудаизма вне самой Храмовой Горы.
Церковь христа искупителя
В течение многих веков является символом веры и надежды многих поколений евреев, местом их паломничества и молитв. Самый ранний источник, связывающий евреев со Стеной, датируется IV веком. С созданием Сионистского движения в начале XX века Стена стала одной из причин трений между еврейским сообществом и мусульманскими религиозными лидерами.
Церковь христа искупителя
Ранние еврейские тексты упоминают о «западной стене Храма — однако есть сомнения, имеется ли в виду в этих текстах нынешняя Западная Стена или иная стена, стоявшая внутри Храмового комплекса. Самое раннее еврейское упоминание термина «Западная Стена», явно относящееся к стене, которую мы видим сегодня, датируется 11 веком и принадлежит Ахимаацу бен Палтиелю.
Церковь христа искупителя
Термин «Стена Плача» является переводом арабского el-Mabka, или «Место Стенаний» — традиционного арабского наименования стены. Это определение происходит от еврейского обычая приходить к этому месту стенать и оплакивать разрушение Храма.
Церковь христа искупителя
Обычно под Западной Стеной понимается 57 метров открытого фрагмента древней стены, расположенной на западном склоне Храмовой Горы. Этот фрагмент выходит фасадом на большую площадь в Еврейском Квартале и отведён для молитвы. Однако в полную свою величину та часть Западной Стены, которая выступает над землёй, тянется на 488 метров, и на большей протяжённости скрыта за жилыми постройками, возведёнными по её длине вдоль всего склона Храмовой Горы.
Церковь христа искупителя
Другие открытые фрагменты включают в себя южную часть Стены, насчитывающую примерно 80 метров, и ещё один, гораздо более короткий, восьмиметровый фрагмент, известный, как Маленькая Западная Стена, расположенный близ Железных Ворот в Мусульманском квартале Старого Города.

Полная высота Стены от её основания в районе Площади Западной Стены оценивается в 32 метра, при этом открытый фрагмент составляет примерно 19 метров в высоту. Стена состоит из 45 слоёв камня, 28 из которых находятся над землёй и 17 под землёй.

Через этот пропускной пункт я сюда бе заходила и обнаружила-то его с удивлением. Народу было не много, очередь продвигалась достаточно быстро. Досмотр — удивительно поверхностный. Сумка на просвечивание — и все. Никакого личного досмотра. Заходи — не хочу.

"Ежедневно Стену Плача посещают тысячи туристов, а также паломники и местные верующие. Кроме молитв, здесь сложилась традиция оставлять записки в Стене со своими желаниями, адресованные Богу. Каждый год таких записок насчитывается более одного миллиона. А раз в полгода их собирают и предают земле на Елеонской (Масленичной) горе. Часто туристы задают вопрос: как правильно написать записку с желанием в Стену Плача? Не существует особых сводов правил и образцов. Желание должно быть не обыденным, а самым важным для вас – позитивным и созидательным. Подойдя к Стене, люди молятся, благодарят Бога и просят о здоровье и благополучии. После этого вкладывают записку в щель в Стене, хотя очень трудно порой найти там свободное пространство, поэтому подготовьте бумагу для записки минимального размера.

Территория у Западной Стены разделена на две части: левая – мужская, а правая – женская. Мужская часть большая по размеру, здесь дозволено отмечать иудейские праздники, петь и танцевать. Женская часть предназначена только для молитв и записок. <………>

Сомневаюсь я, что стена кого-то оставляет равнодушной. Что тогда, что — сейчас: вот вышла на лестницу, посмотрела на стену и зависла во времени и в пространстве. Сейчас-меньше , чем тогда, тогда первое впечатление, вопросы — где, как, что, почем… А сейчас — покой и уверенность. Все-знаю, все — видела. Просто вернулась. Деревянный настил — это переход над (чтобы не ступать на землю) храмовой горой к мечетям — Мост к Воротам Муграби («Магрибским воротам»). Была в прошлый приезд для общего развития, сейчас даже и не намеревалась.

Церковь христа искупителя

Первые семь видимых слоёв относятся к Иродианскому периоду. Этот фрагмент стены сложен без скрепляющего раствора из колоссальных гладко обтёсанных камней из известняка мелек (мелеке), добытых, возможно, либо из Пещеры Седекии, расположенной под Мусульманским Кварталом, либо из Рамат Шломо в четырёх километрах к северо-западу от Старого Города.

Церковь христа искупителя

Средняя высота камней 1—1,2 м, длина — 1,5—3 м. Большая их часть весит от двух до шести тонн каждая, а остальные весят ещё больше — включая один экстраординарный, так называемый Западный камень, 13 метров в длину и весом примерно 570 тонн, расположенный в северной части Арки Уилсона. Каждый из этих камней на лицевой стороне окружён слегка выступающими прямоугольными филёнками тонкой резки. Сами филёнки насчитывают от 5 до 20 сантиметров в ширину, в то время как их глубина составляет 1,5 сантиметра.

Церковь христа искупителя

В иродианский период верхние 10 метров стены составляли 1 метр в ширину и служили второй стеной двойной колоннады плато. Эта верхняя часть была декорирована пилястрами, остатки которых были уничтожены, когда в 628 г. византийцы отвоевали Иерусалим у персов и их еврейских союзников

Церковь христа искупителя

Я вышла от стены плача через ворота еврейского квартала. Там, где в прошлый раз сюда заходила. У входа — корзинка для сбора использованных шалей — если кто забыл, бесплатно выдают на подходе к женской части стены плача. Это ж чем надо думать, чтобы в иерусалиме с собой шаль не иметь?

Церковь христа искупителя

Мусорные ворота (ивр. ‏שַׁעַר הַאַשָּׁפוּת‏‎ Ша’ар Ха’ашпот, также известны под названиями Сильванские ворота, Марокканские ворота, араб. باب المغاربة‎) — одни из ворот в стенах Старого города Иерусалима. Расположены близ юго-восточного угла Старого города, к юго-западу от Храмовой горы.

Церковь христа искупителя

Ближайшие ворота к Западной Стене; сразу за ними находится вход на территорию Западной стены. Мусорные ворота являются главным пунктом проезда автомобилей.

Церковь христа искупителя

Изначально они были гораздо меньше, однако в 1952 году — через четыре года после того, как Старый город перешёл под контроль Иордании — ворота были существенно увеличены иорданским правительством. После захвата Мусорных ворот Израилем в 1967 году архитектору Шломо Аронсону было поручено обновить их.

Церковь христа искупителя

Когда стоишь на выходе из этих ворот и смотришь на масличную гору, захватывает дух.

Церковь христа искупителя

Источник: www.liveinternet.ru

Протестантские церкви‬‏ Иерусалима конечно же не имеют такой глубокой истории, как католические или православные. Но тем не менее, представить сегодняшнюю картину Иерусалима без низ уже невозможно. И пусть они на поражают зрелищностью, роскошью и богатством убранства, но у них есть своя красота, о которой мы расскажем вам ниже.

Церковь Спасителя (Редимер), Иерусалим

Церковь Спасителя находится в непосредственной близости от Голгофы и храма Гроба Господня, но она настолько вписалась в ансамбль Старого города, что сегодня сложно представить себе, что когда то здесь не возвышался 40-метровый купол. Хотя построена она была только в XIX веке. Как и большинство новостроек в Иерусалиме, она построена на развалинах более древних зданий. В ходе археологических раскопок на территории церкви, обнаружены остатки строений периода Первого и Второго Храмов, которые можно идентифицировать с остатками городской стены. Этот вывод подтверждает тот факт, что рядом, в церкви Александра Невского, найдены остатки стены и городской арки того периода. Возле этой стены (на месте где сейчас в церкви Александра находится "Порог Судных врат") Иисусу зачитали приговор, когда вывели из города, по дороге на Голгофу.

Район, в котором находится церковь, называется Муристан. Муристан — это и одноименная улица, на которой стоит церковь, и находящийся рядом рынок. На персидском (фарси) слово "Муристан" означает "госпиталь". Именно здесь в XII веке, во время Иерусалимского королевства крестоносцев, было положено начало рыцарскому ордену, первоначальной задачей которого было оказание помощи заболевшим паломникам, и поэтому известного, как орден госпитальеров.

Еще в ХI веке на месте, где сейчас находится церковь Спасителя, итальянские купцы построили монастырь Марии. По одной из версий, именно здесь стояла Мать Иисуса во время казни. В ХII веке крестоносцы перестроили здание монастыря. Оно был частично разрушено после того, как Иерусалим был захвачен воинами Салах-Ад Дина.

В 1968 году кронпринц Фридрих III получил от турецкого правителя подарок — территорию, рядом с Гробом Господним. Во время визита в Иерусалим он заложил здесь первый (краеугольный) камень. В 1898 году построенную церковь с высокой колокольней, с которой был виден весь Иерусалим, освятили в присутствии кайзера Вильгельма II. Монарх не без удовольствия поглядывал на массивное, в неороманском стиле, здание, олицетворявшее мощь молодой Германии и ее стремление занять достойное лидирующее место среди европейских держав. В корпус здания были аккуратно включены мощные каменные ворота времен крестоносцев.

Несмотря на то, что построена немцами, чаще используется английское её название — Редимер (Church of the Redeemer, церковь Спасителя, כנסיית הגואל). Большинство зданий, принадлежавших немцам и немецким организациям (дома темплеров, Талита Куми и др.), после образования государства Израиль были конфискованы, но Старый город оказался в составе Иордании, поэтому церковь Спасителя сохранила своего владельца. После Второй мировой войны немцев в Иерусалиме осталось очень мало, и в 1959 году церковь перешла под контроль Евенгелистической Лютеранской Церкви Иордании, став её центром. Остаётся она им и теперь, являясь единственной в мире лютеранской церковью с епископом-арабом во главе.

После войн 1948 и 1967 годов, в ходе которых церкви были нанесены повреждения, в начале 70-х гг. было решено произвести в ней капитальный ремонт, коснувшийся, в первую очередь, интерьеров здания. Если до этого стены церкви были богато расписаны, то сейчас интерьер выдержан в строгом протестанском стиле, и о былом буйстве красок напоминают только витражи (тоже современные) и небольшая мозаика круглой формы с изображением головы Иисуса (оригинал). Мозаики с изображением четырёх евангелистов были сняты. Изменились и алтарь, и сцена; над входом был установлен изготовленный в Берлине орган. Если вы будете в Иерусалиме в 12.00 — обязательно войдите в церковь, и послушайте чудесные звуки органа и пения.

В церкви Иисуса Искупителя есть две достопримечательности, каждая из которых стоит внимательного рассмотрения и несколько шекелей за вход.

Если войти в здание, пройти его до алтаря и возле правой его части спуститься по лестнице вниз, попадаешь в каменоломни времен Ирода, находящиеся глубоко внизу, и в раскопанные рядом с ними развалины времен Адриана и Константина, а также византийского Иерусалима 5-6 веков новой эры. Этот подземный археологический парк открылся трудами немецких археологов сравнительно недавно. Из него можно попасть в прекрасный внутренний дворик, построенный во времена крестоносцев, так называемый клуатр (claustrum), окруженный романскими старыми колоннами и принадлежащий гостевому дому церкви. Летом клуатр залит солнцем, на стене греются тихие иерусалимские коты, в воздухе пляшут пылинки.

А второй достопримечательностью является сорокаметровая колокольня церкви. Ее построили по личному рисунку Вильгельма II, вдохновившегося колокольней в Тиволи неподалеку от Рима. 177 ступенек на вершину, которые ведут колокольни — не так уж много, если сравнивать с Собором Св.Павла в Лондоне и даже Исаакиевским собором в Петербурге. Правда, последние метры приходится идти нагнувшись. Преодолев все трудности подъема, перед вами открывается потрясающий вид на все части Старого Города. Вот перед вами как на ладони Купол Скалы, с другой стороны прямо перед вами Храм Гроба Господнего, хорошо видно и гору Сион,.

Если вы будете гулять по Иерусалиму, обязательно посетите церковь Спасителя. Здесь по особенному открывается духовная красота Иерусалима, и величие истории Святого Города.

http://www.kingofglorytours.com

Тел.: +(972) 545 371 805

Email: [email protected]

Источник: kggj.org


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.