Всеми известное имя Берендея, его царства, загадочное племя берендеев всегда вдохновляли писателей, драматургов на создание светлых жизнеутверждающих произведений.

Александр Николаевич Островский̆ русский драматург путешествовал по стране Берендеев. Познакомится с Берендеевом царством и его жителями-берендеями, можно через дневник Островского. Еще в юности он отправился с домочадцами в путешествие. Путь островских лежал через древние русские города с их историческими памятниками и святынями: Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострому. Ехали в течение целой недели. Когда он находился в Переславль — Залесском он завел разговор с местными жителями. Здесь он впервые услышал легенду о берендеях. Что в недалеке находилось Берендеево болото, в центре на острове сохранились остатки прежнего городища, в далекие времена здесь существовала царство счастливых берендеев, которыми управлял умный и добрый царь Берендей.
зднее в 1873 году устами царя Берендея он сказал: « Народ великодушный. Во всем велик-мешать с бездельем дело… Взглянув на вас разумном оком, скажешь, что вы народ честной и добрый». [1, c.180] «Берендеево царство» не было вымыслом драматурга. Первое упоминание о берендеях (о народе тюркского происхождения), датируется в летописях в 1907 году, когда они вступали в союзе с киевскими князьями. В окрестностях Переславля, мимо которого неоднократно проезжал Островский в 1840-1850-е годы, сохранилось то самое село Берендеево и Берендеево болото. Предание гласит, что раньше там стоял городок, а правил в нем царь Берендей. Несомненно, что название «Берендеево царство» А.Н. Островский взял из места, где, когда то жили люди, чью культуру погребло торфяное болото.  

Премудрый царь Берендей так же встречается у художника Васнецова Виктора Михайловича. Одной из декораций Васнецова являются «Палаты царя Берендея», изображение Царя Берендея, Снегурочки, Леля, девушек берендеек, берендеи-старики.[2, c. 55]

 

Царство берендея

Рисунок 1. Парни и девушки берендеи

 

Одежда берендеев поражает еще больше. Фрагменты орнамента уходят далеко в глубь веков. Палочки, точки, ромбы, квадраты, треугольники все это означает солнце, огонь, земля, жизнь. Все это расположено в строгом порядке, потому что в прошлом  орнамент не был просто декоративный, каждый имел свой смысл и был условным. Даже когда Васнецов писал картину с изображением Снегурочки. Он опирался на образ воссозданы в сказке Островского. Васнецов  высказывался о творение Островского так: « Снегурочка, лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость пророка… С возможным для нас совершенством и полнотой изобразим и выразим красоту, мощь наших родных образов…».


Царь Берендей встречается и у поэта Жуковского. В 1831 году Жуковский поселился в Царском селе, где ежедневно встречался с Пушкиным. Для творческого соревнования поэты взяли два сюжета, и оба, из записей Пушкина со слов Арины Родионовны. В результате появились две новых сказки. У Пушкина — «Сказка о царе Салтане», у Жуковского – « Сказка о царе Берендее». По началу в сказке Жуковского не было имени царя Берендея. Был просто царь. Жуковский искал экзотическое имя для своего царя, в этом ему помог его друг Карамзин, который слышал о северных народах. Так в сказке появляется царь Берендей. Звучное и в тоже время оригинальное имя. Так на свет появилась сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудростях Марьи -царевны, Кощеевой дочери.

Но больше  всего Царь Берендей и Берендеево царство присутствует в трудах писателя М.М. Пришвина. Переславская земля для Михаила Пришвина была любимым краем.
вшим большего всего творческого материала. Здесь он сформировался как писатель. В своих произведениях он не раз упоминает царство Берендея: «Сказка о Берендее», «Сказка о Берендеевом царстве», «Сказка о берендеях». [3, c. 92] В очерке «Торф» он пишет: «Есть известная сказка о Берендеевом царстве. И ученным известно, что некогда было озеро Берендеево. Теперь же на месте Берендеева царства и озера лежит болото…». Когда Пришвин впервые услышал название станция «Берендеево», он удивился: «Какие удивительные есть имена и как они на меня действуют: дворец мне явился сказочным дворцом Берендеева царства, и пошло в душе берендить…». И Пришвин поселился в лесном крае, возле Переславля, на берегу Плещеева озера. Годы жизни, которые он провел там, он называл себя Берендеем. Первая его книга была названа «Родники Берендея», как итог его многолетних наблюдений и встреч.

Его мечта была создать в нашем районе биостанцию, чтобы на много верст были бы не тронуты все леса, птицы, зверье. Его мечта была исполнена, был создан национальный парк «Плещеево озеро». [4, c.75]

Берендеево царство осталось жить лишь в памяти народа и на страницах людей, которые прославили этот край. Подарившие народу не только сказания и легенды, картины, но и сказки.

 

Список литературы:

  1. Островский А.Н. Полн.собр.соч. М.: ГИХЛ. Т. 13. С. 180-183, 184-187.
  2. Моргунов Н. В.М. Васнецов: Жизнь и творчество. М., 1962. 286 c.
  3. Финошина А.П. Путешествие в чудесный мир природы Михаила Пришвина. М.: Наука, 2004. 186 c.
  4. Финошина А.П. Загадочна и таинственна страна берендеев. – М.: Наука. 2010. 156 с.

Источник: sibac.info

Основные моменты

Парк "Берендеево царство"

Все, что расположено в этом природном уголке, имеет сказочные названия. Водопады, мостики и необычные места носят имена известных героев пьесы-сказки Александра Николаевича Островского «Снегурочка». В этом произведении царя звали Берендеем, поэтому нетрудно догадаться, что дало название парку. В «Берендеевом царстве» можно увидеть красивые водопады и древний мегалит – дольмен, пройти маршрутом по поросшему вечнозелеными вьюнами колхидскому лесу, порыбачить, искупаться в озере и провести время с друзьями в кафе.

Территория парка декорирована деревянными фигурами сказочных персонажей, именно поэтому путешествие в «Берендеево царство» так нравится детям. Кроме того, работники парка часто проводят для маленьких посетителей увлекательные шоу с участием любимых героев мультфильмов.

Экскурсии в природный парк популярны у тех, кто приехал отдыхать в Лазаревское, а также у туристов, остановившихся в Большом Сочи и в соседних курортных поселках – Совет-Квадже, Солониках, Волконке, Чемитоквадже, Вардане, Лоо и Дагомысе. В «Берендеево царство» приезжают самостоятельно и в составе организованных экскурсий. Посещение природного парка платное. Вход для взрослых стоит 100 руб., для детей до 10 лет – бесплатно.


Ходить по парку рекомендуется в кроссовках, а не в пляжной обуви. С собой хорошо иметь питьевую воду. Если есть выбор, путешествие по «Берендееву царству» лучше запланировать после дождя – тогда можно увидеть водопады во всей красе.

В колхидском лесу

Кто такой Берендей?

Рисунок В. Васнецова "Премудрый царь Берендей"

Изначально берендеями называли тюркские кочевые племена в восточноевропейских степях. Они впервые упоминаются в летописях в 1097 году. Берендеи селились на границах Древней Руси, были вассалами русских князей, участвовали в борьбе с половцами, а также в междоусобных войнах на Руси.

Берендей неоднократно выполнял роль мифического царя в русской литературе. Так, в 1831 году В. А. Жуковский сочинил «Сказку о царе Берендее», где Берендей – отец Ивана-царевича. В 1873 году А. Н. Островский окончил пьесу «Снегурочка», в основу сюжета которой легла русская народная сказка, почерпнутая писателем из второго тома «Поэтических воззрений славян на природу» (1867) А. Н. Афанасьева. Стихотворная пьеса переносит зрителя в «царство добрых берендеев», мало имеющих отношение к реальным берендеям.


Островский описывает царя Берендея как мудрого и величественного правителя: «Кафтан-то узорчатый, обвязка золотая и по пояс седая борода»; «премудрый, великий Берендей, владыка среброкудрый, отец земли своей».

Природные достопримечательности «Берендеева царства» в Лазаревском

Парковая территория занимает долину ручья Лель, впадающего в реку Кудепста. Здесь проложен пешеходный маршрут протяженностью 2500 м, разделенный на два этапа. Первые 500 метров от касс до смотровой площадки оборудованная тропа проходит по красивому горному ущелью с водопадами.

Идти по ней удобно, так как в нужных местах на тропе есть аккуратные пешеходные мостики и лестницы с поручнями. В «Берендеевом царстве» не стоит бояться потерять тропу, ведь все повороты и ответвления от нее оборудованы указателями и надписями. Отдохнуть можно на расставленных вдоль тропы парковых скамейках.

В пути открываются естественные горные купели с прозрачной водой, отвесные скалы и покрытые мхом камни. Склоны ущелья поросли типичными для этих мест буками, грабами и дубами. Могучие деревья создают вдоль тропы столь желанную в знойный день тенистую прохладу. В подлеске можно увидеть заросли рододендрона, лещины и бузины.

Два нижних невысоких водопада известны как «Купавна» и «Безымянный», а живописный мостик назван в честь героя сказки о Снегурочке – Мезгиря. Выше них в долине ручья расположены небольшие водопады «Изумрудный» и «Слезы Снегурочки». Вымытая ручьем и наполненная бирюзовой водой каменная купель носит название чаши «Богини любви». Над ними находится шумный 27-метровый водопад «Борода Берендея», стекающий по слоистым каменным уступам чуть красноватого цвета.


Водопад МизгиряДолина реки Кудепста

В ущелье также есть алтарь покровительницы семейного уюта – богини Лады и небольшое озеро «Счастье», в котором, при желании, можно искупаться. По местному поверью, такое купание наделяет человека здоровьем и бодростью духа.

Вторая часть пешеходного маршрута по «Берендееву царству» начинается от смотровой площадки возле водопада «Борода Берендея». Хотя эта площадка и названа «смотровой» особого обзора окрестностей с нее нет, зато есть лавочки, на которых приятно отдохнуть.

Отсюда 2-километровый подъем ведет к горе Безымянной, к древнему мегалитическому комплексу. Тропа к дольменам круче, но идти через лес вдоль левого притока реки Кудепсты – ручья Лель очень приятно. Вокруг разносится птичье пенье, а воздух в горах чист и прозрачен. Под деревьями растут типичные для Кавказа вечнозеленые лианы, папоротники и жимолость.

В пути открываются прекрасные панорамы залесенных склонов. Слева по ходу видны чайные плантации, которые считаются одними из самых северных в мире. Чай на них выращивают уже более 100 лет.

В парке "Берендеево царство"

Древние дольмены

Мегалитический комплекс находится на склонах горы Безымянной. Пришедшие сюда туристы могут увидеть каменное Святилище и большой корытообразный дольмен. Рядом с ним стоят менгиры. Сооружение этих мегалитов ученые относят ко времени возведения египетских пирамид – 2000-3000 лет до нашей эры.


На одном из менгиров сохранились выбитые на камне петроглифы – след, который оставили для потомков жители бронзового века. Неподалеку от святилища, на склоне видны следы от захоронений живших когда-то на этой земле адыгов-шапсугов.

ДольменМенгиры

Кафе и форелевое хозяйство

Те, кто проголодался, могут заглянуть в кафе «Берендеева царства». Здесь гостей угощают традиционными блюдами адыгской кухни, шашлыками, чебуреками, вином, ароматным лазаревским чаем и мороженым. В кафе можно продегустировать вкусный горный мед и увидеть выступления адыгского национального ансамбля.

Трон Берендея

Напротив кассы оборудованы два искусственных пруда – это местное форелевое хозяйство, где за плату можно порыбачить. Выловленную рыбу вкусно готовят повара местного кафе. Рядом в форелевым хозяйством находится небольшой пруд желаний, куда гости парка по традиции бросают монетки «на счастье».

На поляне у кафе стоят деревянные скульптуры сказочных героев и величественный трон царя Берендея, где очень любят фотографироваться все посетители. На выходе из парка можно приобрести сувениры на память о посещении «Берендеева царства».

Как добраться

Поездка в «Берендеево царство» в Лазаревском включена в состав экскурсий, которые продают в турагентствах по всему побережью. Организаторы таких туров возят путешественников до парка и обратно на автобусах и минивэнах. Часто экскурсии в «Берендеево царство» совмещают с посещением расположенной в 800 м от него Мамедовой щели.


Если добираться самостоятельно, к парку можно подъехать на арендованном автомобиле или такси – по автотрассе М27. На съезде с нее установлен указатель «Берендеево царство». Ко входу в парк и кассам ведет висячий мостик через реку Кудепста.

Висячий мост через реку Кудепста

Из Лазаревского к «Берендееву царству» местные жители добираются на рейсовых автобусах и маршрутных такси №№ 68 и 69, до остановки «Санаторий «Янтарь»». Отсюда нужно пройти 5 минут вверх по асфальтированной дороге и по указателю «Берендеево царство» свернуть в парк через висячий мостик. Кроме того, от Лазаревского к парку ходят автобусы и маршрутки №№ 159-163. Ехать нужно до остановки «Мамедово ущелье – Берендеево царство».

Источник: wikiway.com

 Давайте теперь пройдемся по некоторым музеям. Начнем с царства Берендея. Сначала напомню карту.Царство берендея

Высокий деревянный терем с яркими резными наличниками и живописным крыльцом с названием «Дом Берендея» стоит у центральной дороги, привлекая внимание путников своим нарядным обликом.  Вот и я, увидев что-то яркое, резко остановилась и сдала назад… и не пожалела. Это в другой день я уже целенаправленно внука сюда везла.
Берендеево царство.

Рядом с ярким строением находится еще один интересный домик.Берендеево царство.

Любопытсво у нас, как у кошки (я ездила в поездку теперь уже со знакомой, а познакомились мы именно благодаря Синь-камю!), вот мы и не удржались. Остановились и решили заглянуть.Берендеево царство.

Это оказалось Царство Берендея! Сами видите на вывеске!Царство берендеяЦарство берендеяБерендеево царство.

А рядом домик тоже оказался музеем. Да не простым. В Переславле-Залесском создан Центр сохранения и развития народных традиций и народных художественных промыслов «Дом Берендея», который является местом проведения фольклорных праздников и встречи народных мастеров, местом, где художники, бережно сохраняя богатое художественное наследие мастеров Ярославской области, изготавливают исключительно ручным способом, по старинной и традиционной технологии, изделия народных художественных промыслов в большом разнообразии.Берендеево царство.

Дом Берендея неслучайно построен именно в Переславле-Залесском. В энциклопедии Брокгауза и Эфрона упоминается Берендеево болото «на границах Переяславского и Юрьевского уездов. По преданию, здесь был город Берендеев, где жил царь Берендей». Как я прочитала, с конца 2010 года разрабатывается проект «Сказочная карта России». В его рамках легендарные персонажи получают «прописку» в различных городах и селах нашей страны, что позволит привлекать туда туристов.Берендеево царство.

Необычный терем построен из камня и дерева по мотивам древнерусской архитектуры с богато украшенными наличниками и другими декоративными элементами. Желающие могут посетить палату царя Берендея, увидеть его трон и услышать от него рассказ о древних берендеях, живших на переславской земле в 12 веке. Дом Берендея — Центр сохранения и развития народных традиций, художественная мастерская, музей и пр.Берендеево царство.

Берендей в славянской языческой мифологии — колдун-оборотень, оборачивающийся бурым медведем. Этим же словом половцы и печенеги называли плененых или обрусевших представителей тюрских кочевых племен.
Легенды о проживавших на переславской земле Берендеях уходят своими корнями в глубокую старину. В русском языке имеется слово «берендейка» – это расписные деревянные, резные или точеные фигурки людей и животных, которые продавались в давние времена на ярмарках. Позже эти изделия стали основой для создания отдельных промыслов вблизи сложившихся торговых центров. Кстати, там много чего из этих промыслов можно купить в сувенирной лавке.Берендеево царство.

За домом расположена солнечная поляна, на которой царь Берендей со своими берендейками проводят веселые фольклорные праздники. Обряд «Повивание в Доме Берендея» для молодоженов или семейных пар, отмечающих очередной юбилей своей совместной жизни оставляет у них и их гостей надолго незабываемые впечатления от старинного народного праздника.Берендеево царство.

Традиционные ярмарки народных промыслов с широким выбором сувенирных изделий, сделанных мастерами со всех уголков России, вызывают большой интерес у гостей Дома Берендея.Берендеево царство.

Художники Дома Берендея передают свое мастерство гостям в программах мастер-класса. Своими руками гости распишут и увезут на память необычайный сувенир.
Под крышей крыльца сказочного терема есть волшебная птица счастья, встав под ней гости загадывают желания.
Дом Берендея — это центр сохранения и развития народных традиций и народных художественных промыслов.
Ежедневно для всех желающих проводятся мастер-классы по росписи деревянных сувениров. Здесь же производятся оригинальные сувениры, которые можно приобрести в сувенирном киоске.Берендеево царство.

А посмотрите какая интересная уложена мостовая.Берендеево царство.

Но есть и булыжная, ведуща видимо к жилому дому.Берендеево царство.

На территории Дома, на сказочной поляне, проводятся веселые фольклорные программы.Берендеево царство.

Встречает гостей легендарный Царь Берендей со своими помощницами. Программы «Масленица», Красная горка», «Обряд повивания» не раз показывали по центральным каналам телевидения. Фото не мое, взяла http://strana.ru/places/21292262

Программа «Масленица в Доме Берендея» настолько популярна, что уже сейчас все сеансы этой программы забронированы.

В одной и комнат разместился Музей масок. Все эти маски создал один человек — Сергей Потапов. Лица сделаны из папье-маше, волосы — из льна, ресницы — из шерсти кота (суда по кол-ву масок — сочувствую бедному коту), глаза просто нарисованы и покрыты лаком. Также использованы древесные грибы (у водяного), куски водопроводного шланга (у Вия) и пр. Внутри мы не были, но меня это очень заинтересовала и на ресурсе http://путевые-заметки.рф/russia/yaroslavl/115/

нашла вот это фото.

Лесной царь, Водяной царь, Лель и Купава, Снегурочка и Царь Берендей, различная нечисть, гневный Демон, печальный Демон, Вий, Елена Прекрасная, Елена Премудрая, Тарас Бульба, герои «Витязя в тигровой шкуре», герои «Мёртвых душ», герои «Ревизора», Отелло, Маугли, Буратино и еще много чего.Берендеево царство.

А какие там проводят праздники!!! Праздники в «Доме Берендея»: «Рождественские встречи», «Масленица», «Троица», «Кислые девки в Доме Берендея», «Медовый праздник», «Берендеевы заветы» (обряд повивания), «Пасха в Доме Берендея», «Осенины», «Масленица», «Медовый спас», «Иван Купала» и другие, фестиваль туристских брендов «В гости к Берендею», областной фестиваль народных художественных промыслов.  Ежегодно в начале лета в гости к царю Берендею съезжаются известные сказочные персонажи со всей России, и на целый день город превращается в сказочную страну Берендея.Берендеево царство.

Фото с сайта http://marka-turista.ru/ru/catalog/show/77Берендеево царство.

Конечно же и внутри просто сказочные интерьеры http://www.dominterier.ru/kings-house-berendey Берендеево царство.

Конечно, я еще раз побывала уже с внуком, но осенью, поэтому тут есть фото, когда на деревьях уже поредела листва. Побывали мы и внутри, но только в кафе, а музей был закрыт.Царство берендея

Зато посидели и потрогали деревянного Буратину.Царство берендея

И в утешение полопали мороженное.Царство берендея

Местные предприниматели — ООО «Мастерская подарков» — пытаются сохранять и возрождать богатое художественное наследие мастеров Ярославской области, изготавливают и продают изделия народных художественных промыслов.
Так что если Великий Устюг завёл у себя резиденцию Деда Мороза, Кострома — Снегурочки и т. д, то в Переславле — резиденция Царя Берендея. И напоследок хочу сказать: я снова хочу туда! И теперь уже посетить этот дом! А Вы?

Источник: zhiznteatr.mirtesen.ru

Реальная основа сказки А. Н. Островского «Снегурочка» и её основные источники С именем царя Берендея мы уже сталкивались в русской литературе у Жуковского («Сказка о царе Берендее») . Но в сказке Островского есть не только царь Берендей, но и царство берендеев. И царь потому Берендей, что он царь у берендеев, поэтому следует искать оправдание имени народа сказочной страны берендеев, в которой царствует Берендей. Вряд ли стоит искать ответ в историческом понятии этого названия, но всё же приведём и его. Берендеи — тюркское по происхождению, этнографически близкое печенегам племя. Кочевало за восточными границами Древней Руси. Теснимые с востока половцами, берендеи в конце XI века искали защиты у русских и входили с ними в разные союзные соглашения. По договорам с русскими князьями они селились на границах Древней Руси и нередко несли сторожевую службу в пользу Русского государства. Но после нашествия татар были рассеяны и частью смешались с населением Золотой Орды, а частью — с русскими. Как самостоятельная народность не сохранились. Очевидно, что это не те берендеи. Ответ можно отыскать в биографии писателя. Предки драматурга — люди Северной Руси. В двадцать пять лет Островский впервые едет на родину предков. Уже с полпути от Москвы до Костромы он видит особенный русский народ. Молодой Островский встречает «типы русской красоты, солидной, которая меряется саженью и особенным каким-то широким вкусом.. . красавицы в русском тоже вкусе, красавицы без всякого упрека, то есть со стороны красоты.. . учтивость русская, обворожительная, с улыбкой; без заграничного лоску, а так в душу лезет, да и на поди… Что за типы, что за красавицы женщины и девочки. Вот где я об земь бился и разрывался пополам» Эти записи — от впечатлений после Переяславля. А потом Островский приходит к выводу, в котором определяет даже этнографическую границу Северной Руси. И ее отличительные особенности. «С Переяславля начинается Меря — земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку» . Исторически меря — племя, жившее до 9-го, 10-го веков на территории нынешних Ярославской и Костромской областей. По своему этнографическому происхождению принадлежащее к финно-угорской группе. С увеличением населения северных славян, с его расселением и все большим укреплением в Северной Руси оно рассредоточивалось среди русских и сливалось с ними. Совершился, исторически естественный процесс этнографической селекции — образования обновленной северной группы славян. Меря Островский называл северный русский народ, к которому по крови Островский принадлежал сам, и был предметом его удивления и восхищения. Позже, в пути от Переяславля к Костроме он встречается с русскими-берендеями из села Берендеево. И все люди этой стороны окрещены Островским берендеями.

Источник: touch.otvet.mail.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.