Царскосельский сад Царскосельский сад

История строительства Екатерининского парка

Екатерининский парк – красивейший памятник мирового садово-паркового искусства 18–20 вв., входит в состав Государственного музея-заповедника «Царское Село». Прогуливаясь по парку, вы испытаете массу приятных эмоций и ощутите наслаждение от его живописной природы. Свое название парк получил по находящемуся на его территории Екатерининскому дворцу. 

Царскосельский сад Царскосельский сад

Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. По преданию Старый (Голландский) сад основал сам Петр I. В 1720-х годах голландские мастера садово-паркового дела Я. Роозен и И. Фохт распланировали территорию Голландского (Старого) сада перед Екатерининским дворцом. В середине 18 века сад был расширен, созданы павильоны «Эрмитаж» и «Грот», Большой пруд. В 1770-х годах по проекту архитекторов В. И. и И. В. Нееловых в саду был построен комплекс Адмиралтейства, Эрмитажная кухня, Верхняя и Нижняя ванны. 


ermitag1 kotov_pavilon_grot

В этот же период, под руководством В. И. Неелова, начались работы по созданию пейзажного (Английского сада). Екатерина II хотела показать не просто сад разбитый в современном стиле того времени, но и украшенный памятниками, прославляющими величие ее царствования. В честь российских побед в русско-турецких войнах были воздвигнуты в 1770–1780-х годах Башня-руина, Чесменская, Морейская, Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.

baschnya_ruina2 kotov_moreyskaya_kolonna

В регулярной части парка находятся белые мраморные статуи мифологических героев в исполнении итальянских мастеров. Там вы встретите амазонку, опирающуюся на щит с высеченным на нем изображением орла, борющегося со львом (символ победы России над Швецией); статую Геркулеса, в облике которого изображали Петра I.


фасада Екатерининского дворца вы увидите скульптуры персонажей античной мифологии: Иола – возлюбленная Геракла, Сивилла – пророчица; а также аллегорические статуи – Любовь к родине, Мудрость, Мир и Великолепие. Вы повстречаете на своем пути фигуру бронзовой девушки, сидящую на большом камне с разбитым кувшином, из которого льется вода. Эта незнакомка – героиня сюжета басни Лафонтена о молодой крестьянке, которая по дороге на базар разбила кувшин с молоком.

Царскосельский сад Царскосельский сад

Гуляя по Екатерининскому парку летом и осенью, вы насладитесь видом цветущих аллей, искусственных водоемов, вдохнете ароматный запах хвои, цветущей сирени и шиповника. Ну а встреча с белками, утками и другими «братьями нашими меньшими» доставит вам незабываемое удовольствие. В Екатерининском парке расположено множество уникальных сооружений и исторических памятников:

  • Екатериниский дворец, 
  • Камеронова галерея,
  • Верхняя ванна,
  • Эрмитажная кухня,
  • Эрмитаж,
  • Мраморный мост,

Царскосельский сад kotov_pavilon_verhnyaya_vanna1

  • Морейская колонна,
  • Гранитная терраса,
  • Грот,
  • Холодная баня,
  • Адмиралтейство,
  • Чесменская колонна,

Царскосельский сад Адмиралтейство

  • Ворота «Любезным моим сослуживцам»,
  • Турецкая баня,
  • Пирамида,
  • Красный каскад,
  • Готические ворота,
  • Скрипучая беседка,

turetskaya_banya_posle_restavratsii3 kotov_piramida

  • Кагульский обелиск,
  • Концертный зал,
  • Кухня-руина,
  • Орловские ворота,
  • Нижняя ванна,
  • Зал на острову.

kotov_zal_na_ostrovu2 kotov_pavilon_nignyaya_vanna1

Екатерининский дворец

Екатерининский дворец выполнен в стиле барокко и является композиционным центром и одним из главных украшений парка. Его лазоревые фасады имеют протяженность 300 метров. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Дворцовые фасады декорированы колоннами, фигурами атлантов, различными лепными украшениями по моделям скульптора И. Дункера. Строительство Царскосельской резиденции с конца 1748 по 1756 год возглавлял обер-архитектор двора Ф.-Б. Растрелли. 


Екатерининский дворец Екатерининский дворец

Апартаменты Екатерининского дворца:

  • Янтарная комната (над ее созданием 5 лет трудились лучшие мастера из разных стран),
  • Белая Парадная столовая,
  • Малиновая и Зеленая Столбовые,
  • Тронный зал,
  • Картинный зал (в нем представлены более 100 картин из произведений западноевропейских мастеров живописи XVII – начала XVIII века различных национальных школ),
  • Зеленая столовая,
  • Официантская,
  • Опочивальня,
  • Голубая и Китайская голубая гостиные.

баннер для гостинцы в городе Пушкин

Редакция сайта Пушкин. ру

Источник: pushkin.ru


Наряду с дворцовым комплексом неотъемлемой частью Царскосельской императорской резиденции являются парки, прежде всего главные из них — Екатерининский и Александровский, получившие эти названия по находящимся в них дворцам.

Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. Старый (Голландский) сад основал, по преданию, сам Петр I. Эту легенду приводит в своем сочинении «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей» (1817) П. П. Свиньин: «Петр I, заезжая иногда сюда прохлаждаться молоком к старой голландке Сарре, пленился местом сим…» и собственноручно насадил платановые и дубовые аллеи.

Так или иначе, но именно голландские мастера садово-паркового дела Я. Роозен и И. Фохт распланировали в 1720-х годах Старый сад на трех уступах перед царицыным дворцом. В это же время на третьем уступе были устроены Зеркальные пруды, а на речке Вангазе, стекавшей с холма, — еще два пруда: Верхний (Большой) и Мельничный, позже вошедший в систему Каскадных, или Нижних, прудов.

В середине XVIII века сад был расширен, перепланирован и украшен скульптурой. Ф. Растрелли спроектировал павильоны «Эрмитаж» и «Грот», а также Катальную гору; Большой пруд с расположенным на острове люстгаузом (увеселительным павильоном) приобрел форму шестиугольника и был обведен аллеями. Наконец, в 1770-х годах архитекторы В. И. и И. В. Нееловы построили в саду комплекс Адмиралтейства, Эрмитажную кухню, Верхнюю и Нижнюю ванны. Вдоль границы сада до самых Нижних прудов протянулся Продольный (Каскадный) канал с двенадцатью плотинами.


Тогда же на территории к югу от дворца и вокруг Большого пруда, был разбит пейзажный «английский сад», начатый под руководством В. И. Неелова и завершенный садовым мастером И. Бушем. Оказавшийся частью нового парка, Большой пруд подвергся перепланировке и был превращен в озеро; прямоугольные очертания Нижних прудов также были смягчены. В Старом саду на третьей террасе появились Полулунные пруды, сохранявшиеся вплоть до реконструкции этой части парка в 1960-х годах. Именно в это время водные поверхности, занимающие пятую часть территории Екатерининского парка, стали важной составляющей его образа. Естественный склон местности к северо-востоку позволил связать все водоемы в единую самотечную систему и устроить на ней небольшие, но бурные водопады. И. Ф. Яковкин, автор «Истории Села Царского», сообщал: «Для гулянья по большому пруду содержались всегда разные двувесельные мелкие суда; а в августе 1777 года привезены и спущены на большой пруд сделанные по Высочайшему повелению на партикулярной верфи два четыревесельных трешкоута, обошедшиеся построением в 507 рублей 71 коп. с позолотою резьбы в приличных местах и окрашением, один зеленаго, а другой краснаго цвета, краскою, на коих Ея Величество, по благоразсуждению, изволила иногда по большому пруду забавляться плаванием. Суда сии в торжественные праздники и доныне украшаемы бывают множеством разноцветных флагов, всегда для сего сохраняющихся в шлюбочном сарае, а при происходивших в садах Села Царского иллюминациях самым прелестным образом освещаемы бывали множеством разноцветных фонарей, по всем снастям и бортам, отсветом своим к поверхности водной производивших вид безподобный.


том, по 1825 год, посреди большого пруда стояли на якоре двенадцатипушечная яхта и большой бот, а у пристани большого каскада всегда стоит готовых, в значительном числе двувесельных малых яликов, для желающих кататься по большому пруду, прикрепляемых к пристани железной цепью с замком, дабы никто из гуляющих по саду не мог их брать самовольно».

Екатерина II спешила явить просвещенной Европе сад, не только разбитый в новейшем вкусе, но и украшенный памятниками, прославляющими величие ее царствования. Так, в честь российских побед в русско-турецких войнах были воздвигнуты в 1770–1780-х годах Башня-руина, Чесменская, Морейская, Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.

О чуткости императрицы — просветительницы и законодательницы — к новейшим веяниям в искусстве  свидетельствовали павильон «Холодная баня» с Агатовыми комнатами и Камеронова галерея, Концертный зал и другие классицистические постройки. Сооружение литых чугунных Готических ворот и множества металлических мостиков демонстрировало высокий уровень развития русской промышленности. В свою очередь, разнообразные по художественному решению парковые павильоны и беседки напоминали о том, что сад создан для удовольствий и отдыха.

В начале XIX века к числу памятников русской славы прибавились ворота «Любезным моим сослуживцам», посвященные победе над Наполеоном, а в середине столетия ансамбль Екатерининского парка был завершен павильоном «Турецкая баня». Наконец, в 1865 году на лугу перед южным фасадом Зубовского флигеля был устроен Собственный императорский садик с большим мраморным фонтаном и Перголой — верандой в итальянском стиле.

 


 

Источник: tzar.ru

История парка

В 1720-е годы в бывшей шведской усадьбе Сарская мыза начали возводить новый дворец для Екатерины I. Одновременно было решено создать вокруг зеленый парк. Для этого Петр I нанял голландских мастеров Яна Роозена и Иоганна Фохта.

В лесу, с запада от дворца, они устроили царский зверинец. Парк разбили на террасах, а берега Большого пруда укрепили сваями. Возвышенную часть стали именовать Верхним садом, а ту, что располагалась возле пруда, Нижним.

В парке появились прямые аллеи, беседки и боскеты. Вдоль дорожек стояли скульптуры, которые приобрел царь Петр I. С юга парк ограничивал Рыбный канал, а за ним росли деревья, которые в те времена называли «дикой рощей».


Екатерининский парк в Царском Селе

Вид на Екатерининский дворец

В середине XVIII века территорию расширили. На каналах и ручьях создали несколько искусственных водоемов. Во времена правления Елизаветы Петровны Царское Село превратилось в загородную резиденцию, где государыня жила теплые месяцы. Дворец перестроили, и парк расширили до Нижних прудов.

Постепенно территория с юга, запада и востока от Большого пруда превратилась в роскошный пейзажный парк. Сюда пересаживали многолетние деревья из садов Санкт-Петербурга, а также декоративные кустарники и молодые деревья, которые привозили из-за границы. В парке построили новые павильоны, галереи и мосты.

Екатерининский парк в Царском Селе

Вид на Верхнюю ванну

Большой урон парковый ансамбль получил в годы фашисткой оккупации. Пока немецкие солдаты хозяйничали в Царском Селе, была уничтожена четверть всех насаждений – около 3000 деревьев. К восстановлению парка приступили еще в годы войны, и летом 1945 года его открыли для посетителей. Сегодня уникальный парк входит в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Регулярный парк


Старая часть Екатерининского парка спланирована в лучших традициях французского паркового искусства. Во время прогулки по Регулярному парку можно увидеть старинные павильоны.

Екатерининский парк в Царском Селе

Камеронова Галерея

Самый необычный из них – «Эрмитаж» находится за Рыбным каналом. Он был построен в 1740-е годы по проекту Михаила Григорьевича Земцова. Двухэтажное барочное здание очень похоже на Большой Екатерининский дворец. Оно использовалось для приемов иностранных гостей.

Императрица любила камерную обстановку, поэтому в «Эрмитаже» слуги не подносили еду к столу. В здании существовал специальный механизм, благодаря которому угощения поднимали наверх – в зал, где обедала царица и ее гости. В наши дни туристы могут осмотреть внутренние помещения, полюбоваться на затейливую лепнину и богато украшенные парадные столы.

Екатерининский парк в Царском Селе

Холодная баня с Агатовыми комнатами

На берегу прямоугольного Зеркального пруда красуется изящный павильон «Верхняя ванна». В одноэтажном классическом здании трудно узнать царскую баню. Однако, до конца XIX века здесь находились ванна, парилка и восьмигранный зал для отдыха. В наши дни в павильоне проводят выставки. Неподалеку стоит «Нижняя ванна» — баня для придворных, построенная в 70-х годах XVIII века.

Очень красив павильон «Грот», который расположен на северном берегу Большого пруда. Сегодня в бело-лазоревой постройке организуют временные выставки.

Екатерининский парк в Царском Селе

Павильон «Грот»

Среди других павильонов выделяется краснокирпичная «Эрмитажная кухня». Она была построена в традициях английской готики, но реставрационные работы здесь пока не закончены.

Более двух столетий ровные аллеи и дорожки украшают парковые скульптуры, которые были сделаны мастерами венецианской школы в начале XVIII века. Их перевезли сюда из Летнего сада Санкт-Петербурга. В наши дни самые старые скульптуры установлены в павильоне «Грот», на Главной аллее и возле входов в Большой Екатерининский дворец.

Екатерининский парк в Царском Селе

Павильон «Эрмитаж»

По замыслу Петра I статуи мифологических персонажей должны были представлять военные победы России. Однако, уже при его дочери Елизавете Петровне скульптуры Андромеды, Персея, Геркулеса и Марса превратились в обычные парковые украшения.

Пейзажный парк

Свободно спланированный Английский сад появился в Царском Селе во второй половине XVIII века. Он был создан, благодаря архитектору В. И. Неелову и садово-парковым мастерам И. Бушу и Т. Ильину. Гуляя по этой части Екатерининского парка, можно ощутить ароматный запах хвойных деревьев, насладится цветением шиповника, сирени и увидеть проворных белок.

Екатерининский парк в Царском Селе

Мраморный Мост

С востока от Большого пруда возвышается Адмиралтейство. Так называют комплекс из трех павильонов, построенных из красного кирпича. Раньше здесь находилась царская флотилия – оригинальная коллекция из парусных и гребных судов, которые попали в Россию из разных стран мира. К сожалению, до наших дней она не сохранилась.

Посредине Большого пруда находится живописный павильон «Зал на острову». Живописное здание использовали для отдыха гостей, которые катались на лодках. Сегодня в нем проводят концерты и торжественные мероприятия.

Екатерининский парк в Царском Селе

Павильон «Милоса баня»

С юга от Большого Екатерининского дворца красуется необычный архитектурный памятник – Гранитная терраса. Она была построена в начале XIX века из розового и серого гранита и украшена статуями. Сверху открывается замечательный вид на гладь пруда.

Туристы любят приходить к романтичному памятнику-фонтану «Девушка с кувшином». Это единственная скульптура, которую специально сделали для Екатерининского парка. Бронзовая фигура появилась в 1816 году. Ее автор — талантливый скульптор Павел Петрович Соколов использовал сюжет известной басни о молочнице, которая разбила кувшин. Посетители видят копию, а оригинал старинного фонтана хранится в фондах музея.

Екатерининский парк в Царском Селе

Гранитная терраса

Три парковых монумента посвящены победе России в русско-турецких войнах. Это Кагульский обелиск, Морейская и Чесменская колонны. На юго-востоке парка возвышаются чугунные ворота с парными колоннами высотой 5,7 м. Они были отлиты в 1817 году по проекту скульптора Василия Петровича Стасова и посвящены победе русской армии в Отечественной войне 1812 года. Сверху на французском языке написаны слова Александра I «Любезным моим сослуживцам».

В южной части парка находятся ажурные Готические ворота. Их изготовили из чугуна в 70-е годы XVIII века. Мастера использовали иллюстрацию из альбома архитектурных памятников Англии, который попал в Россию в 1760-е годы.

Екатерининский парк в Царском Селе

Фонтан «Девушка с кувшином»

На границе парка, у дороги, которая ведет в сторону Гатчины, расположены Орловские ворота. Их история очень интересна. Представительные ворота поставлены по распоряжению Екатерины II и стали прижизненным монументом ее фавориту Григорию Орлову. Так императрица отметила заслуги графа, который в 1771 году возглавил борьбу с чумой в Москве и сумел спасти город от страшной эпидемии.

Полезная информация для посетителей

Один из самых красивых памятников садово-паркового искусства входит в состав музея-заповедника. Он занимает площадь 107 га. Большая территория обнесена оградой и открыта в любой день, кроме вторника. С конца октября по конец апреля туристов пускают в парк с 9:00 до 19:00, с мая по июль – с 7:00 до 23:00, в августе – с 7:00 до 22:00, а в сентябре с 7:00 до 21:00.

Екатерининский парк в Царском Селе

Чесменская колонна

Зимой и в межсезонье вход бесплатный. С мая по октябрь берут 120 рублей со взрослых, 60 рублей со студентов и 30 рублей с пенсионеров. Посетителей до 18 лет и тех, кто купил билет в Большой Екатерининский дворец, в парк пускают бесплатно.

Администрация предлагает необычную экскурсию по парку на электромобиле. Туристам показывают главные павильоны и достопримечательности. Поездка рассчитана на 45 минут и стоит 250 рублей. Билеты на экскурсии продают в кассе, которая находится возле Адмиралтейства.

По Екатерининскому парку можно проехаться верхом. Час конной прогулки обойдется в 4000 рублей. По территории катают в восьмиместном конном экипаже, а по глади Большого пруда туристов возят на гондолах.

Екатерининский парк в Царском Селе

Адмиралтейство

Как добраться

Екатерининский парк находится в городе Пушкин, в 25 км с юга от Санкт-Петербурга. Сюда удобно добраться на электропоездах. Садитесь на электричку на Витебском или Балтийском вокзале и доезжайте до станции «Царское Село». От железной дороги к парку ходят автобусы и маршрутные такси. Многие туристы приезжают в Пушкин на рейсовых автобусах, которые курсируют от станций метро «Звездная», «Купчино» и «Московская».

Рейтинг достопримечательности

← ЦАРСКОЕ СЕЛО САНКТ-ПЕТЕРБУРГ →

Екатерининский парк на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Источник: putidorogi-nn.ru

Екатерининский парк — режим работы в 2020 году

Парк открыт для посетителей с 3 июля.

  • Ежедневно с 9:00 до 21:00
  • Вход до 19:00

Екатерининский парк — стоимость билетов в 2020 году

  • В зимний период (с 21 октября по 24 апреля) вход в парк бесплатный.
  • Стоимость билетов в летний период (с 25 апреля по 20 октября):
    • для взрослых — 150 рублей
    • для детей до 16 лет — бесплатно
    • для школьников с 16 лет и студентов — 80 рублей
    • для пенсионеров России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии — 50 рублей

Старый сад

Старый сад был разбит в регулярном стиле, в нем была выполнена правильная симметричная планировка. Деревья и кустарники были красиво подстрижены, из них создавались галереи и залы, также в саду построили павильоны и установили скульптуры.

Работы по созданию Старого сада велись голландскими садовыми мастерами Яном Роозеном и Иоганном Фохтом, а позже переустройство парка проводили архитекторы Алексей Квасов, Савва Чевакинский и Бартоломео Франческо Растрелли.

Перед фасадом Екатерининского дворца устроены два симметричных партера, в центре которых установили скульптуры «Мир» и «Великолепие». Узорный партер, выполненный из угольной крошки и битого кирпича, песка и толченого стекла, напоминал своим орнаментом паркеты дворцовых залов.

Главной осью Старого сада является Эрмитажная аллея, соединяющая Екатерининский дворец с Эрмитажем. Вдоль нее установлены скульптуры Персея, Андромеды и Галатеи, Геракла и других героев античной мифологии. Все эти статуи по распоряжению Петра Первого были выполнены по специальному заказу в Венеции.

Для справки: Император придавал большое значение мраморным скульптурам, изображавшим мифологических персонажей, выражающих аллегорические идеи могущества и славы Российского государства.

Одна из скульптур на правой стороне Эрмитажной аллеи — амазонка, опирающаяся на щит, на котором изображены сражающиеся орел и лев, представляющие образы России и Швеции.

С левой стороны аллеи возвышается статуя Геркулеса, символизирующая императора Петра I, победившего многочисленных врагов России.

При Елизавете Петровне, дочери Петра Первого, статуи Персей и Андромеда, Геркулес, Марс и многие другие скульптуры приобрели сугубо декоративную роль.

В конце главной аллеи Старого сада построен роскошный малый дворец — Эрмитаж, уникальный памятник русского зодчества XVIII века, предназначенный для небольших приемов и развлечений узкого круга особо приближенных к императрице особ. Красота интерьеров Эрмитажа соседствовала с хитроумными устройствами: подъемными столами, замаскированными дверями и потайными ходами.

Пейзажный парк

Главной чертой пейзажного парка является его сходство с естественным ландшафтом.

Работы по обустройству пейзажного парка в Царском селе проводились при Екатерине Великой, начиная с 1760-х годов. Первоначальный план был выполнен архитектором Василием Ивановичем Нееловым, а исполнителями проекта стали садовые мастера Трифон Ильин и Джозеф Буш, а также сыновья архитектора — Иван и Петр Нееловы.

При обустройстве пейзажного парка были посажены тысячи различных деревьев и кустарников, выкопаны каналы и пруды, созданы насыпные холмы. Также были установлены памятники победам России в войнах с Турцией и построены различные экзотические павильоны.

Большую часть пейзажного парка занимает Большой пруд, в центре которого на острове расположен павильон «Зал на острову». Особенностью Екатерининского парка является то, что в нем отсутствуют естественные водные ресурсы — реки и озера. Большой пруд был вырыт, а затем заполнен водой из протекавшего здесь ручья Вангази, который был перегорожен запрудой.

В летнее время по пруду можно покататься на гондоле, подаренной представителями Венеции к 300-летию Царского села. Организована также платная паромная переправа на остров и экскурсия по Большому пруду.

Из истории

До начала XVIII века в том месте, где сейчас расположен город Пушкин, находилось Саарское село, принадлежащее шведам. Когда же эта территория была отвоевана Петром Первым, владелицей поселения стала его жена Марта Скавронская, в будущем императрица Екатерина I.

В 1717 году началось строительство дворца, названного Екатерининским, а в 1722 году был заложен парк, в создании которого принимали участие видные русские и зарубежные садовые мастера и архитекторы.

Царское село дорого русскому человеку, поскольку это место связано с жизнью А.С. Пушкина. Поэт учился в Царскосельском лицее и, вспоминая годы учебы, писал: «Воспоминаньями смущенный, исполнен сладкою тоской, сады прекрасные, под сумрак ваш священный вхожу с поникшею главой».

В стихотворении «В начале жизни школу помню я» А.С. Пушкин описывает очарование мраморных скульптур Старого сада:

Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум.
Всё — мраморные циркули и лиры,
Мечи и свитки в мраморных руках,
На главах лавры, на плечах порфиры —
Все наводило сладкий некий страх
Мне на сердце; и слезы вдохновенья,
При виде их, рождались на глазах.

Летом 1831 года поэт снимал дачу в Царском селе, здесь он написал письмо Онегина, завершая роман в стихах «Евгений Онегин».

В произведениях поэта упоминаются и другие памятные места Царского села, в том числе Кагульский обелиск и Чесменская колонна. Поэт был горд тем, что среди героев Морей был и его дед, Иван Абрамович Ганнибал.

Для справки: Морейская колонна в Екатерининском парке установлена в честь победы, одержанной русскими войсками на полуострове Морея в Средиземном море.

Екатерининский парк входит в состав Государственного музея-заповедника «Царское село». Это один из самых красивых памятников мирового садово-паркового искусства, являющийся памятником архитектуры Федерального значения.

Далее мы расскажем о самых интересных местах Екатерининского парка подробнее.

Источник: www.spb-guide.ru

Небольшая прогулка по парку. Парк прекрасен, но обойти все я не смогла, и все же, несмотря на холодный осенний денек и закрытые на зиму скульптуры, красота парка завораживала.

Царскосельский сад

Рыбный канал отделяет Нижний сад от Эрмитажного участка парка. Этот первый из искусственных каналов парка отрыт в 1720-х годах. Он соединяет Большой пруд с Каскадным каналом, идущим вдоль границы парка с жилой слободой. Свое название канал получил потому, что предназначался первоначально для разведения и ловли рыбы. Ряд стройных елей вдоль его берега посажен после Великой Отечественной войны взамен погибших, которые, по преданию, сажал здесь Петр I. Через канал перекинут металлический мостик.

Царскосельский сад
  
Верхний сад

Царскосельский сад

Павильон Нижняя ванна был построен по проекту архитектора И. В. Неелова в 1778 — 1779 годах и предназначался для придворных. Здание смещено с оси аллей Старого сада; его фасад наполовину скрыт деревьями и кустарниками: хозяйственные сооружения, предназначенные для придворных, таким образом скрывали от взглядов посетителей парка. И. Неелов, строивший ванну, выбрал затейливую форму в виде центрального перекрытого куполом цилиндрического объема с большой ванной внутри и примыкающих к нему шести низких круглых кабинетов, имеющих по три небольших круглых окна.

Царскосельский сад

Мраморные массивные ванны стоят по стенам всех отделений Ванны — круглой средней залы и четырех, также круглых ванных покоев по сторонам, полы помещений — мозаичные. В прямоугольных помещениях с двух сторон павильона размещались две котельные-водогрейни, имевшие самостоятельные входы. Здесь вода разогревалась и по трубам подавалась в баню и помещения с ваннами.Внутренняя отделка павильона не дошла до нашего времени. В некоторых помещениях стены и плафоны были расписаны; комната для отдыха и раздевальня обогревались мраморными каминами, круглую медную луженую ванну окружала балюстрада. Со временем павильон будет частично закрыт группой деревьев, как в конце XVIII века.

Царскосельский сад

Павильон Верхняя ванна находится перед восточным фасадом Екатерининского дворца на берегу Зеркального пруда. Два прямоугольных пруда на нижней террасе по сторонам Эрмитажной аллеи были вырыты еще в 1719 — 1722 годах. В регулярных садах пруды, обрамленные зелеными откосами, служили для создания эффекта отражения архитектурных сооружений. И теперь можно любоваться тем, как в зеркале одного из них отражается павильон Верхняя ванна.  Его название связано с расположением — на верхней террасе парка. Он был построен в 1779 году архитектором В. Нееловым. Здание выполнено в стиле раннего классицизма. В 1811 году павильон был перестроен Бетанкуром. Художественное оформление наружных фасадов Верхней ванны достаточно скромны, но внутренняя отделка отличалась нарядностью и изысканностью. Так например, стены зала для отдыха были сверху до низу расписаны художником декоратором А.И. Бельским с использованием мотивов росписи Золотого дома Нерона в Древнем Риме. Центральный плафон передает сюжеты мифа о Фаэтоне, сыне бога Солнца.

Царскосельский сад

До середины 19 века Верхняя ванна служила баней для императорской семьи ("Мыльня их высочеств"). В шести помещениях находились раздевальня, восьмигранный зал для отдыха, бассейн, парильня, котельная и сени. В годы Великой Отечественной войны Верхняя ванна была разрушена, но к 1953 году она была отреставрирована, включая внутреннюю отделку. Сегодня в павильоне проводятся временные выставки.

Царскосельский сад

Царскосельский сад

В 1720-х годах садовый мастер И. Фохт обработал участок Верхнего сада тремя террасами, так как пологая местность не удобна для разбивки регулярного парка. На верхней террасе был разбит цветник и посажены шпалерные куртины из стриженого кустарника. Теперь здесь устроены два партера. Их узоры образованы из угля, толченого кирпича и цветного песка. Орнамент партеров приближен к узорам барочных растреллиевских паркетов. Подобные партеры из "мертвых" материалов устраивались в парках до середины XVIII века. По-настоящему красоту этой декоративной затеи можно оценить, посмотрев на нее сверху, из окон дворца

Царскосельский сад

Сквозь деревья видны Холодные бани и Камеронова галерея.

Царскосельский сад

Здание Холодной бани и Агатовых комнат входят в состав ансамбля Камерона. Оно построено в классическом стиле к 1794 году. Как и во всем комплексе, сразу бросается в глаза контраст отделки нижнего и верхнего этажей. Массивный первый этаж отделан грубым пудостским камнем. На первом этаже павильона располагалась "холодная баня", включавшая в себя Купальный зал, теплую ванную и русскую парную. Архитектор попытался воспроизвести планировку античных римских терм, но особенности северного климата не располагали к долгому времяпрепровождению в такой бане.

Царскосельский сад

На втором этаже расположены шесть комнат для отдыха. На отделку этих комнат ушла довольно крупная сумма денег. Кабинеты и залы облицованы яшмой, мрамором, порфиром. А по богатству лепки, живописи, паркета и декора Агатовые комнаты не уступают убранству самого Екатерининского дворца. Фасады второго этажа прорезаны нишами и украшены скульптурами и барельефами. Если смотреть со стороны висячего сада, то Агатовые комнаты воспринимаются как полноценное одноэтажное здание.

Царскосельский сад

Царскосельский сад

К 1794 году с южной стороны Екатерининского дворца был создан целый комплекс сооружений в модном тогда античном стиле по проекту шотландского архитектора Чарльза Камерона: Камеронова галерея, Холодные бани с Агатовыми комнатами, висячий сад и пандус.

Стены первого этажа галереи прорезаны большими арочными оконными проемами. Простенки между окнами выложены пудостским камнем (из села Пудость в окрестностях Санкт-Петербурга). Первый этаж состоит из среднего коридора с небольшими комнатами фрейлин по обеим сторонам, поэтому садик у галереи со стороны дворца называется Фрейлинским. В садик ведут Новые Пудостские (Фрейлинские) ворота, расположенные у Холодных бань. Они сооружены из пудостского камня каменотесом С. Копыловым по проекту В. П. Стасова в 1819 году. Два устоя ворот задуманы автором в виде счетверенных дорических колонн, перекрытых антаблементом и увенчанных чугунными изображениями жертвенников. Створы ворот простого и строгого рисунка состоят из ряда копий, соединенных в верхней части венками.

Царскосельский сад

Владельцы дворца желали иметь строения в новом стиле, чтобы не отстать от художественных веяний Европы.
Екатерина II писала скульптору Э. Фальконе о своем увлечении античностью: "Я желала бы иметь проект античного дома, распланированного как в древности… Я в состоянии выстроить такую греко-римскую рапсодию в моем Царскосельском саду". Ее желание выполнил Ч. Камерон, приглашенный в Царское Село из Шотландии, о котором императрица писала М. Гримму: "Теперь я завладела мастером Камероном, шотландцем по рождению,… великим рисовальщиком, который напитан изучением древних и известен своей книгой "О древних банях". Мы с ним мастерим здесь в Царском Селе сад с террасами, с банями внизу и галереей наверху. Это будет прелесть". Так модное желание заказчицы "иметь… античный дом", совпавшее с научным изысканием архитектора, привело к созданию удивительного сооружения, которое можно назвать "термами Ч. Камерона".

Царскосельский сад

По обеим сторонам от лестницы возвышаются мощные пилоны, украшенные бронзовыми фигурами Геркулеса и Флоры, выполненные в 1786 году по моделям скульптора Ф. Гордеева

Царскосельский сад

Царскосельский сад

Царскосельский сад

Особенно хорошо Камеронова галерея воспринимается со стороны Большого пруда из регулярной части парка. Кажется, что колоннада парит в воздухе. С каждой стороны галерея украшена четырехколонным портиком.

Царскосельский сад

Сразу бросается в глаза контраст между тяжеловесным цокольным этажом и легкой колоннадой. В цокольном этаже размещались небольшие комнаты придворных дам и фрейлин. В настоящее время там проводятся временные выставки.

Царскосельский сад

Царскосельский сад

Вдоль колоннады из 44 ионических колонн стоят бюсты античных богов, выдающихся деятелей различных эпох — философов, полководцев, политиков, ученых — кумиров Екатерины II. Всего 69 бюстов, среди которых есть изображение великого деятеля российской науки М.В. Ломоносова

Царскосельский сад

Царскосельский сад
Премацци, Луиджи — Пейзаж с Камероновой галереей и Зубовским корпусом

С юга на Камеронову галерею ведет массивный пандус. Этот пологий подъем был создан в 1792 году по приказу Екатерины II. Пандус, как и цокольный этаж Камероновой галереи, сооружен из пудостского камня. Семь арочных пролетов украшены маскаронами мифологических персонажей.

Царскосельский сад

В 18 веке вдоль всего спуска находилось 14 скульптур муз и античных богов и богинь, и пандус стали называть "Лестницей богов". Но после смерти Екатерины II в 1799 году император Павел I приказал перевезти статуи в Павловск. В 1826 году на их месте появились чугунные жертвенники с чашами для цветов.

Царскосельский сад

У подножья пандуса до 1941 года находились две огромные бронзовые вазы, которые исчезли во время фашистской оккупации. В 1811 году пандус был немного передвинут, чтобы располагаться на одной оси с Рамповой аллеей.

Царскосельский сад

Царскосельский сад

Царскосельский сад

Царскосельский сад

Сквозь деревья виден Зубовский корпус. Он начал возводиться симметрично Церковному корпусу в 1779 году по проекту Ю. М. Фельтена. Фасад корпуса исполнен в классических формах с колоннадой большого ордера из попарно поставленных мраморных колонн, охвативших второй и третий этаж. Екатерина II, поклонница нового стиля, велела устроить свои, покои именно в этой части дворца. Строительство корпуса окончено в 1785 году.

Царскосельский сад

В Собственный садик выходит южный фасад Зубовского флигеля, во втором этаже которого находились апартаменты императрицы Екатерины II. В первом этаже этого флигеля были устроены личные комнаты императора Александра II. В годы Великой Отечественной войны эти интерьеры были разрушены и в настоящее время еще не восстановлены.

Царскосельский сад

Царскосельский сад

Царскосельский сад

Царскосельский сад

В таком прекарсном месте очень приятно заниматься физическими упражнениями.

Царскосельский сад

Желтый Кухонный корпус по проекту архитектора В. И. Неелова.

Царскосельский сад

К боковым флигелям примыкают одноэтажные служебные корпуса, представляющие собой две колоссальные дуги — циркумференции. Возведенные в 1744 — 1745 годах по проекту А. В. Квасова, они определили размеры и конфигурацию парадного двора. В них размещались службы дворца, мастерские и комнаты для приезжих.

Царскосельский сад

Царскосельский сад

Царскосельский сад

Циркумференции завершает кованая чугунная решетка с воротами и гербом России.

Царскосельский сад

Царскосельский сад

На плац Парадного двора ведут трое ворот. Двое из них расположены между дворцом и циркумференциями, а главные — "Золотые" — по оси дворца, в разрыве между корпусами циркумференций.

Царскосельский сад

Как пример применения кованого металла в русской архитектуре ворота Екатерининского дворца не имеют равных. Накладные позолоченные детали из прочеканенного железа превращают узор ворот в легкое черное кружево, сквозь которое просматривается лицевой фасад дворца. Из-за обилия золоченых деталей ворота названы "золотыми". В 1756 году только на позолоту ворот, ваз, статуй, лестниц, фасадов, интерьеров дворца ушло около ста килограммов золота.

Царскосельский сад

Кроме центральных, "Золотых" ворот на парадный двор ведут и двое боковых. Наиболее интересны "Железные", примыкающие к Церковному корпусу. Они выполнены по рисунку Ф.Б. Растрелли в 1749 году слесарным мастером Кордони.

Царскосельский сад
http://www.spb-rf.ru/pushkin_karta.htm
http://www.renclassic.ru/Ru/35/1289/?page=1

Источник: bellezza-storia.livejournal.com


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.