Почему же в конце царствования Ивана Грозного бомбарды вышли из моды? Вместо гигантских бомбард функции стенобитных орудий стали выполнять пушки. Изобретение зерненого пороха, эффективность которого была почти в два раза больше, чем у пороховой мякоти, и начало производства чугунных ядер (впервые во Франции в 1493 г.) сделало целесообразным изготовление длинных (20 калибров и более) орудий. Такие орудия имели множество названий, из которых вскоре осталось одно – пушка. Пушки в XV–XVIII веках обычно не имели пороховых камор. Лишь в некоторых образцах канал оканчивался пологим конусом с полушарным дном. Соотношение веса снаряда и заряда у пушек составляло от 1/2 до 1.

Кроме того, около 1450 г. в Голландии начали изготавливать орудия с цапфами. Цапфы делались в центре тяжести орудия. Они существенно облегчили вертикальную наводку и установку орудия на лафет. При этом произошло кардинальное изменение самих лафетов.

Ну а бомбарды в XVI веке трансформировались в мортиры. Рассмотрим для примера две самые ранние дошедшие до нас русские мортиры.


В 1587 г. в Москве Андрей Чохов отливает 15-пудовую мортиру «Егуп». Егуп – это мужское имя, достаточно распространенное на Руси в XVI веке. В ряде источников эта мортира именуется 265-гривенной. Калибр мортиры – 470 мм, длина – 119 см, то есть 2,5 калибра. Вес – 1265 кг.

Дульная часть мортиры утолщена, с ней заодно отлиты цапфы. На дульной части ствола надпись: «Слита бысть сия пушка при державе государя царя Федоре Ивановиче всея великие России лета 7095 делал Ондрей Чохов». Ниже другая надпись: «Можжира весом 77 пуд. 10 фунтов, в ней ядро весом 6 пуд 25 фунтов».

Зарядная камора мортиры цилиндрическая. Торель ровная, гладкая, без изображений. Таким образом, эта мортира весьма близка к бомбарде XIV века.

В середине царствования царя Алексея Михайловича мортира находилась в составе псковской крепостной артиллерии.

Мортира «Егуп» использовалась в Азовском походе Петра I в 1695 г. В 1778 г. она поступила в Достопамятный зал.

В 1605 г. Андрей Чохов вместе с мастером Проней Федоровым отлили 30-пудовую мортиру, позже получившую название «мортиры Самозванца». Она и по сей день является самой большой мортирой, изготовленной в России. Калибр ее 534 мм. Длина ствола – 131 см, то есть 24,5 калибра. Вес – 1913 кг. На средней части ствола имеются цапфы. Торель плоская, без изображений. Зарядная камора цилиндрическая. У дульного среза имеется утолщение, а ниже — литой пояс, украшенный растительным орнаментом в характерном для Чохова стиле.


Под ним литая надпись: «Божиею милостию повелением великого государя царя великого князя Дмитрия Ивановича всея Великия России самодержца, в первое лета государства его зделана бысть сия пушка в царствующем граде Москве в лета 7114 сентября в 26 день мастер Ондрей Чохов».

На казенной части ствола литая надпись: «А делал пушечной литеец Проня Федоров», под которой выбита буква «П». Казенная часть украшена литыми поясками и орнаментом в виде полукруглых чешуек и плетеного жгутика.

Во второй половине XVII века эта мортира находилась на вооружении Киева, где входила в состав «стенобитного наряда». Затем ее передали в Московский арсенал.

Никаких сведений об устройстве станков «Егупа» и «мортиры Самозванца» до нас не дошло. В исторической литературе к ним прилепилось название «мортиры», но я считаю их гибридом – «мортиро-бомбардами».

От классических бомбард XV столетия их отличают массивные цапфы, отлитые заодно с телом орудия и расположенные почти посредине его. Зато казенный срез у обеих мортир абсолютно гладкий, что свидетельствует о том, что орудия упирались в деревянную колоду или каменную плиту.

Вообще говоря, мортира – это орудие, способное стрелять под углом свыше 45 градусов. Лично я занимаюсь историей артиллерии свыше 30 лет, но не могу представить себе конструкцию станка, допускавшую стрельбу из «Егупа» или «мортиры Самозванца» под углом свыше 45 градусов.

Сведений о боеприпасах «Егупа» и «мортиры Самозванца» у историков нет. Я считаю, что чугунных разрывных бомб такого калибра в России тогда не было и стреляли мортиро-бомбарды исключительно каменными ядрами, подобно классическим бомбардам. Причем, наличие цапф позволяло мортиро-бомбардам вести как настильный, так и навесной огонь, правда, под углами, меньшими 45 градусов. Они должны были разрушать крыши укреплений и постройки внутри крепости.


30-пудовая «Мортира Самозванца».

Царь пушка рисунок

Источник: hodor.lol

Всем привет!

Моей большой ошибкой было изучение истории только через Петербург и отдельно от Москвы. Например, я знала, что Александр Павлович Брюллов (старший брат Карла Брюллова) занимался оформлением залов Зимнего дворца после пожара 1837 года. Но я даже и не подозревала, что он причастен к созданию одного из главных символов России.

Но не будем забегать вперёд, Давайте перенесёмся в 1586 год. Время было трудное, правда, когда оно было лёгким в нашей стране? Прошло три года с подписания Плюсского перемирия, в результате которого у России остался лишь один выход к Балтике в устье Невы. Уже два года, как умер Иван Грозный и на престоле сидит Фёдор Иванович. Последний Рюрик на российском престоле. Править ему помогает Борис Годунов (историки называют Годунова соправителем с 1587 года). Идея отлить царь-пушку возникла как раз у Годунова.

Когда я была маленькой, я думала, что пушку назвали "царём", потому что она разгромила много врагов. Как выстрелила своими огромными ядрами, так всех и победила=) На самом деле, она не принимала участие в боевых действиях. И колокол не звонил и пушка не стреляла. Неужели 40-ка тонную красавицу отлили только в декоративных целях?


Н. И. Фальковский считает, что, ожидая очередного нашествия татар и сооружая новые укрепления, москвичи вряд ли занялись бы изготовлением бутафорской пушки весом 2400 пудов. Такого же мнения придерживается и ряд других авторов. Так, в книге А. Позднева «Творцы отечественного оружия», изданной в Москве в 1955 году (Воениздат), высказана мысль о возможности участия Царь-пушки в обороне Москвы. «В 1591 году прн приближении к Москве татарских полчищ Казы-Гирея,- пишет А. Позднев,- в боевую готовность была приведена вся московская артиллерия, и в том числе Царь-пушка Чохова. Ее установили в Китай-городе для защиты главных кремлевских ворот и переправы через Москву-реку». Источник: museums.artyx.ru

Смотрю на этот рисунок Мейерберга и так непривычно видеть Красную площадь без памятника Минину и Пожарскому. Вернемся к пушке. Отлил пушку русский колокольный и пушечный мастер Андрей Чохов.

Оценить пушку, как орудие, я не могу. Для меня это в первую очередь произведение искусства. Как мастер смог оживить металл? Посмотрите, каким чудесным и затейливым узором украшен ствол пушки!


Однако, главная красота — удивительный лафет, созданный Брюлловым и Павлом де Витте. Изначально у пушки был деревянный лафет. Когда французы отступали из Москвы, была взорвана большая часть Арсенала, и, конечно лафеты пушек сгорели.

И тут Монферран хотел поучаствовать:

Анри Монферран предложил использовать царь-пушку и другую крупную пушку «Единорог» (названную так по украшению) как центральный элемент композиции, а сам памятник расположить при входе в Арсенал. По замыслу архитектора, обе пушки должны были быть уложены на деревянные лафеты зелёного цвета с чёрными железными оковками. Проект памятника утвердили, но он так и не был создан. Википедия

В 1835 году на заводе Берда был создан лафет, который сохранился до наших дней. Опять-таки, Оказывается, я уже много раз встречала работы, которые были сделаны на этом заводе. Например, Почтамтский, Николаевский и Пантелеймоновские мосты и барельефы Исаакия.

В 1843 до 1960 г царь-пушка стояла на месте Кремлёвского дворца съездов. А затем её переставили на нынешнее место.

Кстати, рядом с царь-пушкой находятся ещё несколько старинных орудий.

Спасибо за поддержку! Ваши лайки, подписка и комментарии очень помогают развитию канала и дают мне вдохновение для новых статей.


Все рассказы о Москве по тегу #hellengeo_москва

Источник: zen.yandex.ru

Царь-пушка — средневековое артиллерийское орудие (бомбарда), памятник русской артиллерии и литейного искусства, отлитое из бронзы в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе.
.

.
Длина пушки — 5,34 м, наружный диаметр ствола — 120 см, диаметр узорного пояса у дула — 134 см, калибр 890 мм (35 дюймов), масса — 39,31 т (2400 пудов).

Украшена поясами рельефов, на правой стороне дульной части — изображение царя Фёдора Ивановича (в короне и со скипетром в руке) верхом на коне. На стволе с каждой стороны размещаются по четыре скобы, предназначенные для крепления канатов при перемещении пушки.

Выше передней правой скобы над изображением царя вылито: «Божиею милостию царь и великий князь Фёдор Иванович государь и самодержец всея великая Россия».

На верхней части ствола отлиты ещё две надписи:

справа — «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине»,
слева — «Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета 7094, в третье лето государства его.


лал пушку пушечный литец Андрей Чохов».
По одной из версий, название Царь-пушки связывают с изображением царя Фёдора Ивановича, однако более вероятно, что название произошло в связи со значительными размерами орудия. В старину пушку также иногда называли «Дробовик Российский», поскольку она была рассчитана на стрельбу не только каменными ядрами, но и «дробом», то есть картечью[1][2]. В некоторых описях пушка классифицировалась также, как василиск[источник не указан 263 дня].

По длине ствол пушки имеет 6 калибров. По современной классификации она является мортирой. Однако в XVII—XVIII веках её именовали пушкой или бомбардой, так как длина ствола мортир в те годы доходила всего до 2-2,5 калибра, а у дальнобойных мортир — до 3,5 калибра.

Отлита из бронзы в 1586 году, во времена правления царя Фёдора Ивановича, на Пушечном дворе, русским мастером Андреем Чоховым.

Лафеты и декоративные ядра для пушки, украшенные литыми орнаментами, изготовили в 1835 году на петербургском заводе Берда, по эскизу архитектора А. П. Брюллова и чертежам инженера П. Я. де Витте.

Изначально задуманная для обороны Кремля oт захватчиков, Царь-пушка была установлена на пушечном раскате (специальный деревянный настил из бревен) около Лобного места на Красной площади, однако в боевых действиях не участвовала.


В XVIII веке пушку переместили в Московский Кремль: сначала во двор здания Арсенала, а затем к его главным воротам. В советское время, в 1960-е годы в связи с постройкой Кремлёвского дворца съездов, Царь-пушку торжественно переместили на Ивановскую площадь Кремля, к собору Двенадцати Апостолов. В настоящее время орудие находится на декоративном чугунном лафете, а рядом лежат декоративные чугунные ядра весом 1,97 т, отлитые в 1834 году (стрелять такими ядрами орудие не может).

Долгое время бытовала теория, что Царь-пушка была создана лишь для того, чтобы произвести впечатление на иностранцев. Так, по словам писателя Альберта Валентинова,

«…Андрей Чохов с самого начала знал, что такая громадина стрелять не будет. Даже если предположить, что ствол не разнесёт на куски огромное количество пороха, необходимое, чтобы вытолкнуть двухтонное ядро, пушку такого веса просто невозможно перетащить с одной позиции на другую. Да Чохов и не ставил перед собой такую цель. Его пушка — это символ русского могущества, возможностей русской промышленности. Если уж русские мастера способны создать такую громадину, то орудия меньших размеров они уж тем более сумеют сделать. Поэтому Царь-пушка и была выставлена в Кремле на обозрение иностранным дипломатам».
.
Однако последующие исследования показали, что версия о чисто пропагандистском назначении Царь-пушки — просто вымысел.

В 1980 году в Серпухове был произведен ремонт пушки, одновременно она была обследована специалистами Артиллерийской академии им. Дзержинского. По строению ствола Царь-пушка оказалась классической бомбардой, предназначенной для стрельбы «дробом» — небольшими каменными ядрами совокупным весом около 800 кг. Это было орудие навесного огня, которое не перевозили с места на место, а вкапывали в землю.


По мнению одних исследователей из Царь-пушки стреляли как минимум один раз]. По мнению других исследователей Царь-пушка никогда не стреляла, поскольку в камере ствола остались приливы бронзы, которые удалились бы после выстрела. Кроме того, Царь-пушка лишена запального отверстия, что делает стрельбу из неё невозможной в принципе.
Царь-пушка была занесена в Книгу рекордов Гиннесса] как пушка самого большого калибра (самой большой по размерам и весу является немецкая «Дора», в XIX веке существовали также мортиры большего калибра).

Копия Царь-пушки в Донецке
.
Весной 2001 года по заказу правительства Москвы удмуртское предприятие «ОАО Ижсталь» изготовило копию пушки А. Чохова из чугуна. Реплика весит 42 т (одно колесо весит около 1,5 т, ядро — 1,2 т, а диаметр ствола — 89 см).

Копия Царь-пушки стала подарком Москвы городу Донецк, где и была установлена перед зданием мэрии в мае 2001 года. Было изготовлено две штуки, одна осталась в Ижевске, установлена на территории «ОАО Ижсталь».

.
Копия Царь-пушки в Йошкар-Оле
.
В 2007 году в Йошкар-Оле перед зданием Национальной художественной галереи на площади им.


оленского-Ноготкова была установлена копия московской Царь-пушки выполненная в масштабе 1:2. При этом сходство неполное: рисунок части рельефов изменён, либо отсутствует; изменены либо отсутствуют некоторые другие детали. Вес пушки с ядрами около 12 тонн, ствол и лафет — стальные, колёса — цельнолитые, на стволе с каждой стороны размещаются по три скобы, предназначенные для крепления канатов при перемещении пушки. Отлита на Звениговском судостроительно-судоремонтном заводе им. Н. С. Бутякова. Изначально рельефы вырезались из дерева, и только потом отливались из металла. Копия Царь-пушки пригодна для стрельбы, поэтому в ствол было вварено ядро. Рядом с пушкой расположены четыре декоративных пушечных ядра.
.

.
Пермская Царь-пушка
.
В Перми находится самая большая в мире 20-дюймовая литая чугунная пушка. В отличие от других «царь-пушек», Пермская является боевым орудием. Пермский гигант изготовлен в 1868 году по заказу Морского министерства на Мотовилихинском чугунопушечном заводе (предприятие, знаменитый завод артиллерийского вооружения, существует по сей день: с 1871 — Пермские пушечные заводы, с 1957 — машиностроительный завод им. В. И. Ленина, в настоящее время — ПАО «Мотовилихинские заводы», выпускающий различные пушки, миномёты, гаубицы, САУ, системы залпового огня «Град», «Ураган» и «Смерч»). Пермская пушка отлита «уральским методом» из закаленного чугуна очень высокого качества[8] по американским чертежам. Есть основания считать, что прототипом послужило «гигантское орудие» американского парохода «Поуханан», (А. Б. Широкорад Энциклопедия отечественной артиллерии, Н. Задорнов «Хэда».)

Испытания пушки проводились с 16 августа 1869 года путём стрельбы с берега через реку Кама (ширина реки здесь от 0,8 до 1 км). Позднее испытания орудий также путём стрельбы через реку проводились здесь вплоть до конца Перестройки — в советские годы здесь был огромный полигон. На испытаниях пермского гиганта присутствовал начальник артиллерийской части Кронштадтского порта генерал-майор Ф. В. Пестич. При испытаниях Пермской царь-пушки сделано 314 выстрелов ядрами и бомбами разных систем. В результате проверена прочность орудия, оптимизирован вес порохового заряда. При этом заряд постепенно увеличили до 120 килограммов чёрного пороха. В качестве боевого был установлен заряд в 53 кг. Дальность стрельбы составляла до 1,2 километра.
.
Характеристики Пермской царь-пушки:

длина ствола — 4,9 м;
калибр — 20 дюймов (508 мм);
толщина стен орудия, у дула — 180 мм; в казенной части — 450 мм;
вес только ствола — 2800 пудов (45,9 т), что больше общего веса московской Царь-пушки, составляющего 2400 пудов (39312 кг);
вес лафета — 6000 пудов (98,3 т);
вес ядра — 30 пудов (459 кг);
вес порохового заряда — 4 пуда.
Модель Пермской царь-пушки в натуральную величину была выставлена перед павильоном России на Всемирной выставке в Вене в 1873 году.

Пермская пушка должна была занять место в Кронштадте, на форту Константин, где для неё был уже установлен особый лафет, позволяющий вести круговой огонь, для защиты Петербурга со стороны моря. Двумя такими орудиями также предполагалось вооружить броненосный фрегат «Минин», строившийся в Санкт-Петербурге с 1866 по 1878 год.

Однако ей не суждено было попасть в Кронштадт: гигант был возвращен с дороги в Пермь. Связано это с тем обстоятельством, что инженер-изобретатель Павел Матвеевич Обухов из Златоуста разработал технологию получения высокопрочной пушечной стали. Основав завод в Санкт-Петербурге, он начал производство более легких орудий, которые заряжались с казённой части (система Круппа), и пермская царь-пушка технически устарела.

Решением императора Александра II она была сохранена как историческая реликвия.

В настоящее время Пермская царь-пушка выставлена в музее боевой техники под открытым небом ПАО «Мотовили­хин­ские заводы».
ru.wikipedia.org/wiki/%D0…F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0

Источник: www.drive2.ru

В конце прошлого столетия Беато снял и мьянманский царь-колокол, или, как его называют, Мингунский колокол. Искусство колокольного литья в Мьянме насчитывает много столетий. Колокола отливали по восковым моделям. В применении этого метода мастера достигли высокого совершенства. Статуи и колокола весом в несколько, а порой и в десятки тонн здесь не редкость. Колокола издают исключительно чистый и долгий звук. Литейщики умели подбирать и форму колокола, и состав бронзы так, чтобы обеспечить очень высокое качество звучания. В состав бронзы (кроме меди) входили олово, серебро, иногда железо, а порой даже золото. Петли для подвески обычно делали в виде фантастических львов — "чинтэ" или других персонажей народной мифологии. После отливки искусные мастера чеканки украшали колокола затейливым орнаментом и надписями.
Отливка колоколов была торжественным событием. На нее, как на праздник, собиралась вся округа. Люди приезжали целыми семьями. Играли оркестры, звучали песни, бродячие актеры и кукольники разыгрывали представления. А когда начинался сам процесс отливки и в печах начинала плавиться бронза, женщины и девочки нередко бросали в расплавленный металл свои драгоценности из серебра и золота — "на счастье". Новому колоколу предстояла долгая жизнь. Его вешали вместе с другими около храма низко над землей. Каждый богомолец мог ударить в него, чтобы привлечь внимание божества. Ударить в колокол может вообще любой человек, это признак доброжелательства, уважения к обычаям. В колокол ударяют специальной битой из оленьего рога или дерева, ведь мьянманские колокола не имеют языков.
История самого большого в Мьянме и второго по величине колокола в мире такова. В конце XVIII века король Бодопая (тот самый, что захватил гигантскую пушку в Аракане) затеял строительство грандиозного храмового комплекса в местечке Мингуне, в нескольких километрах вверх по Иравади от Амарапуры. Центром комплекса должна была стать ступа высотой 150 метров. Ей предстояло затмить своей величиной и великолепием все сооружения подобного рода, построенные в мире. Ступу строили около сорока лет, пока в 1838 году землетрясение не разрушило постройку. Памятью об одной из гигантских строительных затей XIX века остались циклопические руины основания ступы и пара огромных полуразрушенных изваяний львов-чинтэ на берегу Иравади. В целости и сохранности до наших дней дошел только колокол. В самом большом храмовом комплексе он тоже должен был стать самым большим в мире (Бодопая, по всей вероятности, не знал о московском царь-колоколе).
Отливка гигантского колокола была одним из первых событий в сооружении Мингунского комплекса. Высота колокола составила около 3,5 метра, а вместе с петлей для подвески — более 7 метров. Нижний диаметр — 4,8 метра, вес около 90 тонн. Колокол отлили в 1790 году на одном из близлежащих островов Иравади. На двух баржах его доставили к месту установки. Здесь баржи вошли в специально вырытый канал, после чего уровень воды подняли и колокол подвесили на нескольких толстых бревнах. Затем баржи увели и канал засыпали. Чтобы извлечь полноценный звук из Мингунского исполина, в него ударяли подвешенным рядом тиковым бревном.
Сеньор Беато. Мингунский колокол. Фото. 1880-е годы
Землетрясение 1838 года разрушило не только ступу, но и конструкцию подвески колокола. Около ста лет пролежал он на земле, в таком виде его и запечатлел сеньор Беато. Только в наше время колокол опять повесили на стальные балки, покоящиеся на железобетонных столбах, и возвели над ним узорчатый деревянный павильон в характере традиционных деревянных храмов.
Мингунский колокол более чем вдвое уступает кремлевскому по весу, но несколько превосходит его по высоте (царь-колокол имеет высоту с ушами для подвески 6,14 метра). Декоративное убранство его скромно, но достаточно выразительно. Особое впечатление производит петля для подвески, украшенная скульптурными изображениями двух чинтэ.
Жители Мьянмы гордятся своим уникальным колоколом. Интересно, что именно благодаря ему наш царь-колокол известен в этой стране очень широко. Говоря о Мингуиском колоколе, мьянманцы всегда замечают, что он хоть и второй в мире по величине, зато самый большой из действующих.

http://igor-grek.ucoz.ru/publ/taini/kolokol_mjanma/2-1-0-634

Источник: www.yaplakal.com


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.