Царь-колокол стоит в Московском Кремле у подножия высочайшей (когда-то) российской колокольни.  Это крупнейший колокол в мире. Из-за российской любви ко всему большому и величественному народная молва решила, что нарекли его Царь-колоколом за колоссальные размеры.
Действительно:  масса колокола составляет около 202 тонн(!), язык колокола весит 5 тонн. Высота – 6 м 60 см, а диаметр “юбки”, т.е. нижней, широкой части колокола – 6 м 14 см.  В конце ХХ века в провинции еще бытовала легенда о том, что внутри Царь-колокола по кругу может ездить повозка, запряжённая тройкой лошадей. На самом деле имя колокола никак не связано с его величиною.  Появилось оно лишь 100 лет спустя после отливки. Однако, давайте обо всём по порядку.

Русские государи всегда стремились, чтобы в их царствование был отлит самый большой и тяжёлый колокол. Причина тому вовсе не государево тщеславие или желание прославиться, а наоборот, вера Христова и богобоязненность. Ведь чем ниже звук, издаваемый колоколом, тем скорее молитвы, возносимые под ним, достигнут Господа. А тональность колокольного звона напрямую зависит от массы колокола. Государь Алексей Михайлович Романов, получивший в русской истории прозвание “Тишайший”, был весьма богомольным правителем.


Царь-колокол
Именно в его царствование в 1654 году был отлит крупнейший на тот момент колокол весом 127 тонн. Однако лишь 20 лет спустя его удалось поднять и установить на особой пристройке к Успенской звоннице.

В 1701 году во время пожара колокол сорвался со звонницы и разбился. Как известно, сын Алексея Михайловича царь Пётр Алексеевич более интересовался пушками, нежели колоколами. Мы ещё вспомним легенды, рассказывающие о Петре и его отношении к колоколам, а сейчас вернёмся к историческим фактам. Спустя 8 лет после смерти Петра Великого, его племянница Анна Иоанновна повелела перелить разбитый колокол времён Алексея Михайловича с добавлением веса до 160 тонн.
Царь колокол рисунок
По указу государыни для этой работы были приглашены иноземные мастера, но превзойти этот вес вызвался русский мастер Иван Моторин с сыном Михаилом.


Работы по отливке велись около 3 лет с 1733 по 1735 год. Место для отливки нашли во внутреннем дворе Кремля, между Чудовым монастырём и колокольней Ивана Великого, примерно на том месте, где сейчас пешеходный переход от Царь-колокола в кремлёвский сад. К работе привлекли более 100 мастеров: печников, каменщиков, плотников, кузнецов и их помощников. Вокруг котлована для установки формы (глубиной 10 метров) построили целый металлургический завод с четырьмя плавильными печами. Первая попытка оказалась неудачной. Работы возобновили через год, Иван Моторин  к тому времени уже умер, работы завершал его сын, Михаил. Вторая плавка проходила при большом стечении народа, это была удивительная школа мастерства. Рядом постоянно находились около 400 пожарных, готовых небедленно вступить в борьбу с огнём. Отливка шла три дня и три ночи и завершилась полным успехом.

После окончания работ колокол не смогли поднять из литейной ямы, а в мае 1737 года в Кремле случился разрушительный пожар, известный под названием Троицкого. “Московская жёнка” Мария Михайлова в день Святой Пятидесятницы зажгла свечу перед образом и ушла. От этой то свечи сгорели почти все деревянные постройки Кремля. Во время пожара чтобы колокол не расплавился, его поливали водой. Из-за разности температур при нагреве от пламени и охлаждении от воды в теле колокола образовались 11 трещин.


Царь колокол рисунок

Царь колокол рисунок

Кроме того от колокола откололся кусок весом 11,5 тонн.
Царь колокол рисунок
Повреждённый колокол остался в яме на целых 100 лет.  За это время успела появиться легенда, связавшая расколотый Царь-колокол с тяжёлой рукой и крутым нравом Государя Петра Алексеевича.

Царь-колоколСогласно легенде, Пётр, возвращаясь в Москву после Полтавской виктории, приказал звонить во все колокола.


рь-колокол единственный из всех не зазвонил , как ни старались звонари раскачать его язык. Разгневанный царь послал им на подмогу целую роту гвардейцев, но язык колокола оборвался, так и не зазвонив. “Упрямее царя был” – говорили в народе. В руках у царя была дубинка, которую он отобрал у шведского короля Карла XII под Полтавой. Пётр в гневе ударил дубинкой по Царь-колоколу: “Вот тебе за то, что не хотел ты народ о моей победе оповестить!” От удара откололся у колокола кусок, а сам он загудел и ушёл в землю.
Царь-колокол
Говорят, что молчал Царь-колокол в отместку за своих собратьев, перелитых на пушки по приказу царя.

Существует ещё одна не очень цензурная легенда о петровском приказе, согласно которому колокола обдирали и переливали на пушки. По окончании Северной войны духовенство во главе с митрополитами обратилось к Петру с просьбой вернуть им колокольную медь, изъятую на военные нужды.  Пётр в гневе наложил на их челобитную следующую резолюцию:” Получите х…!”  После смерти Петра в 1725 году духовенство вновь подало челобитную его супруге императрице Екатерине I. Государыня потребовала из архива бумагу с решением её августейшего супруга. Прочтя челобитную и наложенную на неё резолюцию, государыня с милой улыбкой ответствовала иерархам: “Увы, а я и этого дать не могу!”


Вернёмся, однако, к истории Царь-колокола. Расколотый колокол пролежал в литейной яме у подножия Ивана Великого целых 100 лет (ну, может быть, 99) Лишь в 1836 году французский инженер и архитектор Огюст Монферран, автор знаменитых Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге, разработал и реализовал проект подъема колокола. По чертежам Монферрана несколько сотен солдат (700?) при помощи 16 воротов начали подъем колокола. Первая попытка оказалась неудачной – Царь-колокол потащил за собой железную решётку, на которой он покоился в литейной яме. Несколько канатов оборвалось, подъем пришлось прекратить. 23 июля 1836 года была сделана вторая попытка поднять колокол. Канаты заменили, число воротов увеличили до 20. На сей раз операция прошла успешно. Подъем колокола занял всего лишь 42 минуты. По проекту Монферрана колокол установили на отделанный белым камнем постамент. На нём укрепили памятную доску со следующим текстом: “Колокол сей вылит в 1733 году повелением ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ Анны Иоанновны. Пребыл в земле сто и три года и волею благочестивейшего ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА Николая I поставлен лета 1836 августа в 4 день”.


Царь колокол рисунок

Монферран же увенчал колокол державой – символом царской власти. Благодаря этой державе (а вовсе не из-за своих размеров) он и получил своё прозвание “Царь-колокол”.

Царь колокол рисунок

Безусловно, Царь-колокол, как и Царь-пушка, служат символами Государства Российского. Не случайно большевистские провокаторы всячески старались принизить их значение. После установки в 1909 году в Санкт-Петербурге скандального памятника императору Александру III работы Паоло Трубецкого появилась следующая уничижительная частушка:
Третья дикая игрушка
Для российского холопа
Был Царь-колокол, Царь-пушка
А теперь ещё Царь-ж…па!
“Колокол отлит из колокольной бронзы – сложного сплава, включающего 80% меди, 19% олова, 1% серебра (около 2 тонн!) и 72 килограммов (!) золота.  Благородные металлы добавили в сплав, чтобы голос колокола был чистым и ясным. Так об этом говорят в Кремле.


Но специалисты колокольных дел утверждают, что никаких примесей даже драгоценных металлов в сплаве быть не должно. Любая примесь влияет на звук, “голос” колокола, и значительно ухудшает его. Поэтому древние мастера при отливке следили, чтобы в сплаве не было никаких посторонних металлов и составов, только медь – 80% и олово – 20%.  Правда,  голос “Царь-колокола” так никому и не удалось услышать. Кроме…

Здесь начинается ещё одна, наверное, самая молодая легенда о Царь-колоколе. В 1979 году в Кремль заехали военная танковая платформа и сверхмощный кран. Царь-колокол сняли с постамента, погрузили на платформу и отвезли в Военно-Инженерную Академию им. Дзержинского. ( Не знаю, существует ли Академия до сих пор, но если и существует, то она уже точно не Дзержинского ). Её специалисты и провели первую с момента отливки реставрацию знаменитого Царь-колокола.  Эта информация полностью реальна, а вот дальше начинается разнузданный вымысел.

Согласно этой новейшей легенде военным инженерам удалось… синтезировать звук Царь-колокола с помощью компьютера ЭВМ. Результат получился ошеломляющим.


-первых звон колокола был бы слышен в радиусе 40 км. То есть его могли бы слышать во всей нынешней Москве и на доброй четверти территории Московской области. Если учесть, что во времена Анны Иоанновны Москва лишь немного выходила за пределы нынешнего Садового кольца, то колокол бы слышала половина московской губернии. Однако сами старинные москвичи ничего бы не услышали, а лишь испытали очень неприятные ощущения: в радиусе примерно 4 км распространялись бы лишь инфразвуковые волны, переходящие за Садовым кольцом в очень низкий, на грани инфразвука гул.

Царь-колоколИтак, в Кремле стоит крупнейший в мире колокол, который никогда не звонил. Тем не менее это выдающийся памятник литейного искусства, отличающийся прекрасной отделкой. Тело колокола украшено барельефными изображениями Алексея Михайловича и Анны Иоанновны, литым картушем с надписью, повествующей об истории создания колокола. Наконец, Царь-колокол – это подписное изделие. В нижней части юбки колокола видно клеймо. оставленное его создателями:
Царь-колокол


Лил сей колокол российский мастер
Иван Федоров сын Моторин с сыном своим
Михаилом Моториным.

Другие надписи на колоколе гласят: “Блаженныя и вечнодостойныя памяти великаго государя, царя и великаго князя Алексия Михайловича, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержца повелением, к первособорной церкви Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, слит был великий колокол осмь тысящ пуд меди в себе содержащий, в лето от создания мира 7162, от Рождества же плоти Бога Слова 1654 года, а из меди сей благовестить начал в лето мироздания 7176, Христова же Рождества 1668 и благовестил до лета мироздания 7208, РОждества ж Господня 1701, в которое месяца июня 19 дня, от великаго в Кремле бывшаго пожара поврежден, до 7239 лет от начала мира, а от Христова в мире Рождества 1731 пребыл безгласен.

На другой стороне надпись: “Благочастивейшия и самодержавнейшия великия государыни императрицы Анны Иоанновны, самодержицы всея России повелением во славу Бога в Троице славимого Ея Успения, отлит сей колокол из меди прежняго, осьмии тысящ пуд колокола, пожаром поврежденнаго, с прибавлением материи двух тысящ пуд, от создания мира в 7241, от Рождества же во плоти Бога Слова 1734“.
12


Царь-колокол
При подготовке статьи использовалась книга В.А.Горохова “Колокола земли русской. Из глубины веков до наших дней”. М, “Вече”, 2009
Про Царь-пушку мы рассказали отдельно. Есть рекомендации о том, как попасть в Кремль. Можем и экскурсию по Москве провести. Вот некоторые из наших пешеходных экскурсий по городу.

Источник: kraeved1147.ru

История создания

Царь – колокол какой мы знаем сейчас, был не первым колоколом. С шестнадцатого века в России пытались создать огромный колокол, который и стал бы царем всем колоколам. Первая попытка отлить гиганта была в 16 веке и его вес составлял 40 тонн. Прослужил этот колокол не долго, около 40 лет. После чего он разбился. Но Россияне не отчаялись и приняли решение отлить новый колокол, гораздо большего размера, новый колокол получился весом 130 тонн. Установили его неподалеку от колокольни Великого Ивана.

Но к сожалению, и этому колоколу не пришлось долго звонить. И в 1654 году на рождественском перезвоне он упал и раскололся. Но на этом не закончилась история создания царя – колокола. Решили заказать создание нового гиганта профессиональному мастеру литейщику по фамилии Григорьев. Григорьев подошёл со всей ответственностью к заказу и отлил прекрасный колокол весом 160 тонн. Но к сожалению, и этот колокол звонил не долго и при пожаре в 1701 году сорвался с колокольни и раскололся. И лишь спустя 30 лет после этого происшествия всеми известная императрица Анна Иоановна решила поставить точку в создании Царя – колокола и своим указа приказала создать по-настоящему великолепный колокол.

Как был отлит колокол

Что бы отлить по-настоящему огромный колокол, не подойдёт простая форма, тут нужно гениальное решение. И такое гениальное, но в то же время простое решение пришло к мастерам литья Ивану Моторину. Форму для литья решили выкопать прямо на Ивановской площади в подготовленной форме. Глубина ямы составила 10 метров. За тем при помощи кирпича и дубовых вставок укрепили стенки формы. В низу ямы была установлена решётка на массивных дубовых сваях, которая в последствии стала основанием колокола. В 1734 года 26 ноября было все готово к литью колокола. После службы в Успенском соборе, были затоплены четыре сталеплавильные печи. Но что-то пошло не так и две печи дали сбой, и раскалённая медь стала вытекать из них. В последствии чего возник сильнейший пожар. А спустя немного времени умер Моторин Иван. Не забудьте прочесть познавательную статью Собор Василия Блаженного.

Но на этом не закончилось создание великого колокола. Сын литейщика Ивана, Михаил продолжал дело отца. Как известно из достоверных источников, литье колокола заняло 1 час и 15 минут и происходило это 25 ноября 1735 года. Затем началось украшение Царя – колокола чеканкой. Но не успели мастера закончить свою работу, как в 1737 году, Москву окутал очередной пожар. В последствии чего загорелись дубовые сваи, которые поддерживали литейную форму для колокола, в следствии чего колокол начал разогреваться. Михаил испугался, что колокол может расплавится и приказал залить его водой. И от резкого перепада температуры от колокола откололся кусок, весом 11.5 тонн. После чего колокол не трогали и оставили в яме где его и выливали. Там он пролежал 100 лет. Спустя 100 лет после войны с Наполеоном началось восстановление кремля. И в тоже время в 1836 было решено вытащить Царь –колокол из ямы и водрузить на постамент.

Интересные сведения

Высота колокола шесть метров 30 сантиметров, диаметр составляет шесть метров шесть сантиметров, вес гиганта 200 тонн. Основной металл, из которого вылит царь – колокол — это медь, так же в сплав было добавлено 72 кг золота и 525 кг серебра для лучшего звучания.

Украшения и чеканка на колоколе

После возрождения Царя – колокола он был установлен на специально подготовленный постамент (где он находится и посей день). Люди того времени увидев колокол были удивлены и поражены его величественностью и красотой. На колоколе присутствует изящная чеканка с внешним видом императрицы Анны Иоанновны, царя Алексея Михайловича и имена мастеров литейщиков Ивана и Михаила Моториных. Так же на барельефе присутствуют образа святых: Христос с Богоматерью, Иоанн Предтечи и апостол Перт.

Так же не забудьте посмотреть интересную статью фото Павловский Посад.

Если вы будите в Москве, обязательно посетите Ивановскую площадь и посмотрите на Царь — колокол. Так же вы можете его потрогать, тем самым прикоснутся к многовековой истории нашей страны.

Источник: russiakrasava.ru

История создания Царь-колокола

Царь-колокол, который сегодня можно увидеть в Москве, не первый. Оказывается, был его более ранний вариант. Отлили его в 1600 году и весил он примерно 40 тонн. К сожалению, в середине XVII он разбился. Сразу после этого печального события решили выплавить новый колокол, гораздо больше предыдущего. Вес нового колокола составил 130 тонн, который был установлен рядом с колокольней царя Ивана Великого. Но и ему не суждено было «жить». Известна точная дата его падения — это был 1654 год, Рождество. Пострадал колокол во время рождественского колокольного звона. Но и на этом решили не останавливаться. Обратившись к профессиональному литейщику А. Григорьеву, мастеру заказали колокол ещё больше — весом уже 160 тонн.

Царь-пушка в Москве

Однако и ему не суждено было долго звонить — григорьевский колокол разбился во время сильного пожара, случившегося в 1701 году. И уже только спустя 30 лет императрица Анна Иоановна решила предпринять ещё одну попытку возрождения Царь-колокола. Длительность подготовительных работ составила 4 года.

Для литья нового колокола на Ивановской площади была создана специальная форма в яме глубиной 10 метров. Стенки формы были укреплены с помощью кирпича и специальных вставок из дуба, а на дно была положена железная решетка. В качестве основания данной конструкции были использованы дубовые сваи. Далее в яму была помещена форма колокола, в которую залили расплавленный в четырёх плавильных печах металл. На материал для литья пошли остатки старого Царь-колокола, разбившегося во время пожара. Проектом «официально» руководил и его исполнял Иван Моторин. Начиная с этого момента, хронология создания Царь-колокола такова: подготовительные работы были полностью закончены в ноябре 1734 года. 26 ноября была проведена служба в Успенском соборе, сразу после которой затопили плавильные печи.

Царь-пушка в Москве

И вот, казалось бы, ничто не должно помешать отливке нового колокола. Однако опять случились непредвиденные вещи. Две печи дали сбой, расплавленная медь начала вытекать и всё закончилось большим пожаром. А через некоторое время Иван Моторин умер…

Начатое дело решили не оставлять и за очередную попытку создания Царь-колокола взялся сын Ивана Моторина Михаил. 1 час и 12 минут — это точное время, которое понадобилось для отливки последнего варианта Царь-колокола. Также известна и точная дата его создания — 25 ноября 1735 года. После отливки колокол начали украшать чеканкой. Однако и здесь вмешалась судьба. В мае 1737 года в Москве начался очередной пожар. В результате чего загорелись деревянные бревна и доски, которые служили каркасом для кожуха в литейной яме. Царь-колокол начал нагреваться и чтобы он опять не расплавился, было принято решение заливать его водой. Естественно, такого перепада температур металл не выдержал, и от Царь-колокола откололся кусок. Вес этого куска составил 11.5 тонн. Самое интересное, что после пожара его никто не вытаскивал из литейной ямы. А пролежал Царь-колокол в ней немало — почти 100 лет.

Царь-пушка в Москве

И только при восстановлении Кремля после войны с Наполеоном, в 1836 году Царь-колокол был водружен на специальный постамент. Таким его можно увидеть в настоящее время. Установленный вблизи колокольни царя Ивана Великого, это поистине шедевральный памятник литейного искусства царской России.

С историей создания последнего Царь-колокола, который сегодня доступен взглядам туристов, неразрывно связан ещё один замечательный человек — Август Монферран. Август Монферран приобрел славу классного специалиста по работе с тяжелыми конструкциями весом в несколько десятков тонн после постройки Исаакиевского собора. К слову, он был его главным архитектором. Именно он помог организовать подъём Царь-колокола на постамент. Кстати, сам постамент был также выполнен по проекту Августа Монферрана. Люди того времени буквально обомлели, увидев мощь и красоту поднятого Царь-колокола! Особенно здорово были выполнены орнаментальные украшения, это было отмечено в газетах того времени.

Царь-пушка в Москве

Всё тот же Август Монферран отлил медную державу с крестом, установленную наверху Царь-колокола. Крест не золотой, как многие думают, а всего лишь позолоченный. Тем не менее вид Царь-колокола от этого не становится менее захватывающим. На барельефах, украшающих Царь-колокол, можно увидеть царя Алексея Михайловича, при котором был создан предыдущий экземпляр, и императрицу Анну Иоановну, вдохновительницу создания данного экземпляра.

Ведь именно благодаря её указу начались работы по отливке нового медного колокола. Сразу под изображением императрицы Анны Иоановны красуется надпись, сообщающая о создателях Царь-колокола — отце и сыне Моториных. Также не забыли и про христианских святых — на Царь-колоколе есть изображения Христа с Богоматерью, апостола Петра и Иоана Предтечи. Однако пожар, который случился в 1737 году в очередной раз не дал довести намеченное до конца. Именно по этой причине на Царь-колоколе видны следы незавершенной чеканки. Кстати, чеканкой занимался другой мастер. Лишь недавно было установлено его имя — Фёдор Медведев.

Царь-пушка в Москве

Легенда о Царь-колоколе

Существует невероятная легенда о Царь-колоколе. Согласно ей, колокол отлили во времена Петра I (конец XVII – начало XVIII вв.). С возвращением царя в Москву после Полтавской битвы, в честь победы звонили все колокола. Лишь один колокол не звонил, не смотря на старания звонарей раскачать колокольный язык. В гневе Петр I послал на помощь роту военных, однако они лишь оторвали язык, а Царь-колокол так и не зазвонил.

В народе сказали, что колокол упрямей царя. В руках Петр держал отобранную у шведского короля дубинку. В ярости за то, что колокол не захотел оповещать о победе, царь ударил по нему дубинкой. От удара откололся кусок, а сам Царь-колокол с гулом ушел в землю. Старообрядцы и сектанты веруют, что в день Страшного суда Царь-колокол сам поднимется и начнет звонить.

Царь-пушка в Москве

Интересные факты о Царь-колоколе:

  • В 1941 году в колоколе размещался узел связи Кремлевского полка. Чтобы великан не блестел и не был виден немецким бомбардировщикам, его специально покрасили;
  • Несколько раз начинались разговоры о том, чтобы спаять колокол для использования его по прямому предназначению. Но специалисты заверяют, что получить чистое звучание не получится;
  • В плавку было добавлено 72 кг золота и 525 кг серебра. Это должно было улучшить звучание;
  • У царь-колокола никогда не было языка. Тот язык, что находится рядом, был взят от другого колокола.

Рейтинг достопримечательности

← ПАМЯТНИКИ КРЕМЛЯ МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ →

Царь-колокол в Московском кремле на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Источник: putidorogi-nn.ru

Внешний вид

Это не просто огромная конструкция, которая стоит в Кремле, а одна из главных достопримечательностей России. Он также считается памятником искусства литья XVIII в.

Царь колокол рисунок

«Царский» экземпляр. Вид со стороны Ивановской площади

В высоту он превышает отметку в 6 метров, в диаметре составляет более 6,5 метра. Вес всей конструкции составляет более 200 тонн. Авторами стали известные в то время литейщики отец Иван и сын Михаил Моторины. Конструкция изначально создавалась для колокольни «Иван Великий», но не использовалась по некоторым причинам.

Снаружи отчеканены царские особы, Богоматерь, Христос и другие святые, стоит памятная запись с описанием создания, именами творцов и датой «1733 г.», хотя экземпляр отлили только через 24 месяца.

Сверху и снизу его огибает узор, вверху расположен большой золоченый крест. Однако многие исследователи отмечают различия в чеканке реальности и на изображениях прошлых веков. Информацию и фото об этом можно дополнительно найти в интернете.

Интересный факт: внутри конструкции нет языка: по указанным ниже причинам он не был отлит вовсе, внутрь положили язычок от чужого.

По данным проведенного в Советском Союзе анализа царский экзмепляр состоит из смеси нескольких металлов. Почти 85% занимает медь, еще 13% — олово, чуть больше 1% пришлось на серу. Менее 0,5% занимают серебро и золото. Впрочем, на долю золота приходится более 70 кг, на серебро более 500 кг.

Это интересно: согласно Википедии во время Гражданской войны Деникин, находясь в должности генерала, решил печатать собственную валюту, выбрав в качестве изображения этот памятник – из-за этого после обесценивания они получили прозвище «колокольчики».

Увидеть памятник можно в Московском Кремле: он стоит на Ивановской площади неподалеку от «Ивана Великого». Этого места он никогда в жизни не покидал.

Редакторы сайта рекомендуют прочитать статью с описанием танкового музея в Кубинке.

«Предки»

Первый русский «Царь-колокол», который был отлит в начале XVII в.

Сегодняшний это далеко не единственный «государь», существовавший на Руси. Такой титул появился задолго до нынешнего – каждый обладал запредельной на определенный момент массой и размерами:

  1. Впервые такое прозвище получил отлитый в начале семнадцатого века экземпляр, который весил 40 тонн, однако его судьба оказалась незавидной: в середине века он разбился.
  2. Сразу же был выплавлен следующий — весом уже в 130 тонн. Но он прожил еще меньше: уже в 1654 г. упал и разбился во время рождественского звона.
  3. Следующим стал колокол весом в 160 тонн, изготовленный литейщиком Григорьевым. Для того, чтобы раскачать его, требовалось около сотни звонарей. Он прожил до начала XVIII в. и упал, когда начался сильный пожар.

Важно знать: материал Григорьевского колокола пошел на отлив нынешнего.

  1. После этого колокола на 30 лет оставили в покое, но императрица Анна Иоанновна решила вновь попытаться побить рекорд и заказала самый большой вариант – тот, что сегодня стоит в Кремле. Впрочем, его судьба оказалась ненамного лучше, чем у «предков».

Царь-колокол -безмолвный «глас» России

Царь-колокол — это один из величайших представителей наследия русской истории, дошедший до наших дней. Величайший как по своим размерам, так и по истории. Царь-колокол — когда произносишь эти слова, кажется, будто так и видишь медную или там бронзовую махину, которая блесит всеми своими круглыми боками, наводя ужас на усатого турка с пушечкой (образ врага вообще). И, в общем-то, так оно и есть. Царь-колокол представляет собой абсолютного рекордсмена в 200 тонн, который является уникальным в своем роде, поскольку больше ни в одной стране мира не отливали колокол высотой и диаметром в более чем 6 метров. Убедиться в его масштабности можно, посетив Московский кремль, побывав возле колокольни Ивана Великого. Со времен установки и до наших дней он остается одной из самых популярных достопримечательностей у иностранцев, которые охотно фотографируются с Tsar Kolokol.

Вообще, у русских колоколов, как и у любых царей, есть своя династия. Начинается она с Царь-колокола XVII века — аккурат в 1600 году Борис Годунов повелел отлить колокол, равных которому не было на земле. Заказ принял мастер Андрей Чохов, создав 40-тонный колокол, ставший первым царем. По сравнению с 200-ми тонн нынешнего царя это кажется не таким уж существенным, но если представить, что, чтобы ударить в такой колокол, нужна была одновременно сила более 20 человек, понимаешь, что все относительно. Поэтому в Царь-колокол (который был еще назван Большим Успенским по названию монастыря, в котором он был повешен) били крайне редко, в случае самой крайней нужды.

Строго говоря, сильные частые удары могли не только оглушить, но и резонансом снести напрочь саму колокольню. В результате колокол все-таки упал, когда тогда еще деревянная Москва горела, убив и ранив при этом несколько человек. Однако остатки Большого Успенского бережно сохранили, после чего в середине XVII века, а, точнее, в 1652 году из них мастером Данилой Даниловым был отлит новый Царь-колокол, весом уже в 130 тонн.

Но он прослужил значительно меньше своего предшественника — всего год, а затем упал и разбился во время рождественских праздников. Данилов пережил свое главное детище всего на полгода, умерев во время эпидемии чумы. Остатки колокола, как водится, сохранили, и спустя год Александр Григорьев берется за создание колокола, который бы превзошел своих предшественников во всех отношениях. Действительно, новый Царь-колокол был весом уже в 160 тонн, с голосом, ”подобным грому небесному”, с изображениями царя Алексея Михайловича, царицы, патриарха Никона и херувимов. Но и его в XVIII веке постигает судьба предшественников: Кремль горит, сгорает звонница у Ивана Великого, колокол разбивается.

Проходит еще почти 30 лет, во время которых Кремль заново отстраивается и обходится сравнительно малыми колоколами, и вот царица Анна Иоанновна приказала восстановить предыдущий колокол. Вопреки традиции того времени (и согласно традициям времени нашего) для выполнения этой работы искали человека, который бы смог отлить колокол за рубежом. Однако взялся за нее все-таки свой, местный мастер Иван Федоров и его подмастерья.

Работа над этим колоколом велась очень тяжело — вначале долго утверждали план, затем в мастерской, устроенной на Ивановской площади, случился пожар. Иван Федоров не смог закончить свою работу из-за кончины, поэтому ее продолжил его сын. Потом еще один пожар прервал работу над уже практически завершенным колоколом — во время тушения пожара на колокол попала вода, и от него откололся огромный кусок. Причем спасать колокол сбежались всем народом, но, к сожалению, не уберегли.

В результате колокол так и остался незавершенным на почти целый век, в Москве пылали военные пожары. Но вот ушли французы — и только тогда Царь-колокол, пролежавший столько лет в литейной яме, был водружен на свое место. Правда, уже не на колокольню — печальный опыт прошлых лет показал, что это довольно затруднительно — а на постамент, и уже эту работу выполнил иностранец Август Монферран, инженер.

Колокол приобрел свой нынешний вид — фигуры Алексея Михайловича и Анны Иоанновны, орнаменты и фигуры святых в медальонах украшают его поверхность, осталась и память о мастерах, которым не удалось завершить эту работу — Иване Федорове и Михаилу Ивановичу Моторину (в виде надписи). Перед революцией царская семья одобрила инициативу по созданию колокольни для Царь-колокола, но она так и не была реализована. И уже в наше время небезызвестный скульптор Зураб Церетели планировал отлить еще больший колокол, который занял бы свое место в специально построенной колокольне, но этот проект так и не был доведен до конца.

Судьба колоколов в российских храмах вообще заслуживает отдельного внимания. Конечно, рассмотренные нами царь-колокола являются самыми большими, но и остальные знаменитые голоса колоколен были не так уж малы — 32 тонны, 64 тонны и т.д. Все эти колокола имели свои названия, но, к сожалению, немногие из них дошли до наших дней — часть пострадала при пожарах, часть была снята и разбита во время революции, часть переплавили на пушки. Кстати, среди красот кремля есть и настоящая царь-пушка, почитать о которой вы можете ЗДЕСЬ.

Сам Царь-колокол, к сожалению, невозможно восстановить — сплавить отломанный кусок с основой можно, но звучать он все равно не будет. Сейчас Царь-колокол безмолвно стоит на московской площади, но, быть может, когда-нибудь все-таки заговорит.

Анастасия Берсенева Ксения Кржижановская

Как происходила работа

Предварительные работы заняли несколько лет. Сперва четыре года потратили на подготовку форм. Для этого на Ивановской площади вырыли яму глубиной 10 метров, в которой разместили форму для литья.

Расстояние между стенками ямы и формы заполнили утрамбованной землей, саму форму укрепили при помощи битого кирпича и дубовых вставок. На дно положили железную решетку, на которой стояла форма.

Чеканка на литейном памятнике-богатыре принадлежит рукам скульптора Федора Медведева: он вырезал из дерева узоры и изображения, а после делал оттиск на внутренней стороне кожуха. Также в работе принимали участие несколько мастеров, которые по приказу Петра I прошли курсы формовочного и пьедестального дела за границей.

Царь колокол рисунок

Чеканка, сделанная руками скульптора Федора Медведева

Знаете ли Вы что: сперва работу по литью предложили французскому королевскому механику по фамилии Жерменю, однако тот решил, что это шутка – сложно было даже представить себе изделие требуемых параметров и веса.

Отливка была начата в 1733 г. и заняла больше двенадцати месяцев. В 1734 г. перед самым началом работ в плавильнях произошла авария: разлившаяся медь не только испортила образец, но и привела к крупному пожару в городе. Его последствия удалось устранить только через год. За этот период сменился руководитель проекта: Иван Моторин умер, и дело перешло его сыну.

Все было готово только через два лета. В четырех плавильных печах за 36 часов было расплавлено необходимое количество металла, после чего его залили в формы.

Процесс занял чуть больше часа, и все это время рядом дежурило около 400 человек пожарных. Яму с огромной конструкцией закрыли деревянными перекрытиями и оставили остывать. Затем, не вытаскивая, начали делать чеканку, так как изображение на стенках вышло неровным и смазанным.

Примите к сведению: поскольку изготовление, по всей видимости, происходило по старым формам, то на данном экземпляре стоит неверная дата отливки – «1733 г.».

Как отливали Царь-колокол

Государыня Анна Иоанновна хотела, чтобы в честь ее царствования был отлит колокол-исполин. Ответственное дело возглавил литейщик Моторин Иван вместе со своим сыном Михаилом. В 1730 г. вышел указ императрицы и стартовали подготовительные работы. В 1734-м торжественно начали плавить металл. В работе было задействовано более двухсот человек.

Во время плавления меди вышла из строя одна плавильная печь, из-за чего разлилось много раскаленной меди. Случился большой пожар, последствия которого пришлось устранять в течение года. Вскоре Иван Моторин скончался, так и не успев закончить начатое дело. Его сын Михаил возглавил литейные работы.

Было запущено 4 печи, в которых полтора суток плавилась медь. На отливание ушло более часа. 25 ноября 1735 г. стал днем окончания отлива самого большого в мире колокола. Масса царь-колокола составила 200 тонн, длина 6,24 м. и 6,6 м. диаметр. Предстояло еще выполнить работы по чеканке для нанесения рисунков. На это ушло еще полтора года, но в мае 1737 года произошло возгорание, в результате которого было обнаружено, что от колокола откололся большой обломок. Его вес составил 11 тонн.

Интересные факты:

  • Царь-колокол – безмолвный гигант, который не смог издать ни одного звука за более чем три века. Для него даже не отливали язык. А если бы начал звенеть, то издаваемые звуки могли вызвать страх и панику у людей и животных.
  • По мнению современных специалистов литейного дела, скол произошел из-за несоблюдения технологий при отливе. Случилось это перед пожаром, когда колокол находился в яме. Предполагается, что мастер Моторин знал, что колокол треснул еще до пожара.
  • До 1608 года самым большим был Великий колокол Дхаммазеди весом 297 тонн. Возможно, он так бы и остался лидером по размеру, если бы в 1608 г. не был похищен португальцем Феллипе Де Брито, который ненароком утопил колокол в реке.

Как откололся кусок

Но приключения не закончились: в 1737 г. произошло крупное возгорание. Вспыхнули деревянные перекрытия наверху, а затем раскалился колокол. Было принято решение вытащить его из ямы.

Предварительно металл остудили холодной водой, но из-за огромной разницы температур появились несколько сквозных трещин. Это стало основной причиной, почему при поднятии он раскололся, совершив падение. Отвалившийся кусок весил более 11 тонн.

Впрочем, некоторые исследователи полагают, что пожар послужил всего лишь предлогом, а вину стоит возложить на халтурно выполненную работу, например, на нарушения, произошедшие при отливке.

Подтверждением часто называют цену, выплаченную литейщику Моторину: за свою работу он получил тысячу рублей и цехмейстерский чин литейщика. Однако уже следующие его заказы были оценены почти в восемь раз дороже: по 8 тысяч за работу.

Царь колокол рисунок

Так происходило поднятие в Москве в 1836 г. картинки

Первые проекты по извлечению «царя» из форм окончились провалом. Удалось сделать это только через сто лет: проект вытаскивания сделал архитектор Мироновский.

Обратите внимание: когда огромную махину вытаскивали, несколько канатов лопнуло, и та опасно накренилась. Дело спас неизвестный рабочий: пробравшись под непрочно висящим предметом, он установил подпорки, которые держали конструкцию, пока меняли канаты.

В середине августа 1836 г. «царя» все-таки удалось вытащить из ямы и поставить на специально построенный бронзовый постамент. Всем процессом руководил архитектор Исаакиевского собора Огюст (Август) Монферран: он уже имел опыт в подъеме тяжестей на значительные высоты. Им же был создан медный крест, затем покрыл позолотой саму конструкцию.

Сегодня на постаменте красуется памятная табличка. В ней указаны краткая история, период создания и время вытаскивания из формы.

Дальнейшая судьба

Кусок весом 11,5 тонн, отколовшийся от основной конструкции при Троицком пожаре

Разумеется, терять такую огромную и многострадальную махину никому не хотелось, а потому несколько раз поднимали вопрос о спайке отколотого куска. Но все это были лишь разговоры: спайка полностью исказила бы звучание, а потому была бы бессмысленна.

Во время Второй Мировой войны данная достопримечательность превратилась в узел связи: внутри неё прятались связисты Кремлевского полка. Чтобы вражеские бомбардировщики не заметили его, конструкцию покрасили, а после победы оттерли вновь.

Любопытная легенда

Несмотря на то, что судьба памятника литейного искусства интересна сама по себе, многим этого показалось недостаточно.

Пётр-I последний царь всея Руси (с 1682 г.) и первый Император Всероссийский (с 1721 г.)

Среди людей ходили невероятные слухи о нем. Многие считали, что колокол был отлит намного раньше, еще до прихода к престолу Петра I и даже успешно поднят на колокольню.

Когда после победы над шведами под Полтавой все колокола страны начали звон, «Царя» даже не смогли сдвинуть с места.

Рассердившись, царь прислал роту солдат, но они лишь вырвали ему язык, не добившись ни единого звука. Собравшийся на площади народ начал посмеиваться, послышались крики, что царю Петру придется уступить упрямцу.

Стоявший на колокольне Перт I был в ярости и изо всех сил ударил дубинкой по данной достопримечательности. Из-за удара отскочил кусок и упал на землю, даже ушел глубоко в нее, откуда его достали только через несколько десятков лет.

Полезно знать: среди старообрядцев бытовало мнение, что когда наступит Страшный Суд, памятник литейному искусству взлетит в воздух сам по себе, и раздастся его звон, хоть он и будет без языка.

О данной достопримечательности знают не только москвичи, но и многие туристы. Огромный и совершенно бесполезный, он прожил интересную жизнь, хоть ни разу и не зазвонил, и даже смог помочь своей стране в период войны, хоть и не самым обычным способом.

Смотрите видео, в котором историк кратко рассказывает историю создания и о дальнейшей судьбе Царь-колокола:

Легенда о Царь-колоколе

О Царь-колоколе ходит масса различных легенд, но есть самая популярная. Исходя из нее, говорится, что колокол впервые был отлит во времена правления Петра I. Как только царь вернулся в Москву, после сражения под Полтавой, все колокола в городе, стали звонить, но только один колокол не издавал ни звука несмотря на все старания звонарей. Разъяренный такой наглостью, Петр I послал целую роту солдат, которые должны были раскачать язык колокола, но они в итоге только отломали его. В народе сразу прокатился слух, что колокол был упрямей самого царя. В это время у Петра I в руке была дубинка, которую он отобрал у шведского короля, он что есть силы ударил по колоколу, что от того отломался кусок, а колокол вошел в землю. Сектанты и различные приверженцы старых обрядов, поговаривают, что во времена Страшного суда, этот колокол все же поднимется из земли и сам начнет звонить, оповещая тем самым всех о грядущей беде.

Несколько интересных фактов:

  • В 1941 году в Царь-колокол был помещен узел связи Кремлевского полка. Стоит отметить, что колокол был очень заметен, и для того чтобы скрыть его от фашистских атак бомбардировщиков, его специально перекрасили;
  • Всякий раз, как только поднимались разговоры о том, чтобы спаять колокол таким образом, чтобы он мог звонить, но стоит отметить, что специалисты заверяют о невозможности получения из него чистого звука;
  • В ходе плавки, смешали 525 килограмм серебра и 72 килограмма золота, для улучшения звучания;
  • Сам Царь-колокол никогда не имел своего языка, а тот, который находится рядом, был позаимствован от другого колокола.

далее: Большой театр

Источник: krasnaya-moskva.ru

Графу Миниху было поручено связаться с членом Парижской Академии Наук Жерменю. Миних писал в своих записках: «Сей художник удивился, когда я объявил ему о весе колокола, и сначала думал, что я шутил, но, уверившись в истине предложения, составил план, где до того увеличил трудность работ и стоимость их, что императрица отказалась от его планов».

После этого за работу взялся артиллерии колокольных дел мастер Иван Федорович Маторин. Он даже не испугался определенного веса будущего колокола в 12000 пудов.
Колокол решили отливать в Кремле, где и устроили литейную яму между Чудовым монастырем и Иваном Великим. На работы было отпущено 15,312 пудов и 24 фунта металла. Поскольку в привезенной из Сибири меди были частички золота и серебра, колокол отличается беловатым цветом. Новый колокол вышел 12,327 пудов 19 фунтов.

На Царь-колоколе находятся две надписи. Первая: «Блаженные и вечнодостойные памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великая и Малыя и Белыя России Самодержца повелением, в первособорной церкви Пресвятые Богородицы честного и славного Её Успения, слит был великий колокол, восемь тысяч пуд меди в себе содержащий, в лето от создания мира 7162, с Рождества же по плоти Бога Слова 1654; из меди сего благовестит начали в лето мироздания 7176, Христова же Рождества 1668 и благовестил до лета мироздания 7208, Рождества же Господня 1704 года, в которое месяца июня 19-го дня, от великого в Кремле бывшего пожара, поврежден; до 7239 лета от начала мира и Христа, в мир Рождества, прибыв безгласен».

Вторая надпись: «Благочестивейшея и Самодержавнейшея Великоя Государыни Императрицы Анны Иоановны, Самодержицы всея России повелением во славу Бога в Троице славимого в честь Пресвятой Богоматери, в первособорной церкви славного Её Успения, отлит колокол из меди преднего восьми тысяч пуд, от создания мира в 7242, от рождества же во плоти Бога Слова 1734, благополучного ее величества царствование в четвертое лето».

Источник: fishki.net


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.