Триумфальная арка в честь победы над наполеоном

Деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы были сооружены в 1814 к торжественной встрече русской армии, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном. В 1829-1834 вместо них были построены новые Триумфальные ворота — 28-метровая однопролётная «римская» арка из кирпича с белокаменной облицовкой, 12-ю колоннами, статуями русских войнов и «Колесницей Славы» из чугуна наверху. Скульптурный декор арки выполнен скульпторами Иваном Петровичем Витали и Иваном Тимофеевым, работавшими по рисункам Осипа Бове. Ворота украшают русские витязи — аллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости. На некотором расстоянии от парадной въездной арки, по обеим сторонам от Б. Тверской-Ямской улицы, были построены 2 кордегардии (караульных помещения), а также перепланирована и благоустроена территория вокруг.


Триумфальная арка в честь победы над наполеоном

Николай I лично утвердил надпись на Триумфальной арке: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения Первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826».

Триумфальная арка в честь победы над наполеоном

Триумфальная арка в честь победы над наполеоном

Владимир Гиляровский писал в книге «Москва и москвичи» о Триумфальных воротах: «Говорили, что по всей Москве и есть только два трезвых кучера — один здесь, другой — на фронтоне Большого театра. Только это был не «кучер», а «баба с калачом», по местному определению.»


Триумфальная арка в честь победы над наполеоном
Сооружение железнодорожного путепровода у Тверской заставы — 1906 г.

Триумфальная арка простояла в центре Тверской заставы чуть более 100 лет, пережив постройку (1869-1870), перестройку (1907) будущего Белорусского вокзала и многочисленну смену его названий (первоначально, с 1870 — Смоленский, с 1871 — Брестский, с 1912 — Александровский, с 1922 — Белорусско-Балтийский, и лишь с 1936 — Белорусский). В 1936 году, согласно концепции Генплана 1935 года, под руководством А. В. Щусева был разработан проект реконструкции площади. Арка была разобрана, часть скульптур была передана в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря. После окончания реконструкции площади планировалось восстановить арку на площади Белорусского вокзала, но сделано этого не было.

Триумфальная арка в честь победы над наполеоном

В 1966-1968 Триумфальная арка была воссоздана на нынешнем своём месте — на площади Победы по оси Кутузовского проспекта, у Поклонной горы. Для строительства использован железобетон; беломраморная облицовка цоколя была заменена гранитной, стены облицованы блоками крымского известняка. Все недостающие скульптурные детали, а также 12-метровые колонны были вновь отлиты из чугуна по образцу одной оставшейся колонны. При воссоздании были несколько нарушены пропорции арки.


Триумфальная арка в честь победы над наполеоном

Часть подлинных элементов убранства арки можно увидеть сейчас во дворе музея архитектуры. Они там в углу свалены.

В нынешнем расположении Триумфальной арки есть небольшой казус: если первоначально арка символически встречала русскую армию-освободительницу, торжественно входившую в Москву через Тверскую заставу, то теперь она стоит на месте вступления в город армии Наполеона.

На сайте "Фотографии старой Москвы" вы найдете много интересных фотографий. Если у вас есть интересные снимки Москвы, присылайте их мне, или добавляйте через специальную форму на сайте. Также, я буду очень признателен, если вы разместите информацию об этом проекте у себя в журнале.

И да, всем оказавшим помощь будет выдан спец-аккаунт ))).

Источник: varlamov.ru


Триумфальные ворота находятся на западе Москвы, их высота составляет 28 метров, а по форме они напоминают Триумфальную арку Константина, построенную в эпоху Древнего Рима. Двенадцать колонн, установленных на фундаменте, образуют шесть групп. Колонны отлиты из чугуна, их высота составляет 12 метров, а вес — 16 тонн. Между колоннами располагаются воины с копьями и щитами в руках, над их головами — рельефы, посвященные войне между российской и французской армиями. Верх арки украшает триумфальная колесница, запряженная шестью окрыленными конями. С колесницы на въезд в город взирает богиня победы Ника с лавровым венком в высоко поднятой правой руке. Ниже находятся воины с мечами или лавровыми венками и оливковыми ветвями, символизирующие мир и победу. Между колоннами — четыре русских воина в доспехах, со щитами и копьями в руках, а над ними надпись: «Изгнание французов» и «Освобожденная Москва». Над проемом ворот можно увидеть гербы 44 российских городов, принимавших участие в сопротивлении наполеоновской армии. Арка полностью облицована белым камнем, благодаря контрасту с черными колоннами это становится особенно заметно.

Триумфальные ворота находятся в центре оживленного проспекта на западе Москвы и напоминают также Триумфальную арку в Париже, но меньше размером. Это уникальный пример монумента, сооруженного в честь победы российской армии над Наполеоном.


Связанная с Триумфальными воротами в Москве гласит: в 1812 году Наполеон вторгся в Москву во главе с 640-тысячной армией и поджег город. Он думал, что одержал победу, но еще до его появления солдаты и жители Москвы сделали все приготовления, чтобы взять императора измором, заставить его армию, самонадеянно вступившую в город, покинуть его, не добившись успеха. Многочисленные нападения из засады, лютый мороз и недостаток провианта и фуража, сопутствующие отступлению Наполеона, сулили множество бед и привели к большим потерям в его армии. Конечно, победили жители Москвы.

В честь российской армии, вернувшейся из Западной Европы с победой, в 1814 году у Тверской заставы москвичи установили деревянные Триумфальные ворота. Однако через 12 лет, к 1826 году, дерево, из которого была сделана арка, подгнило и сооружение рухнуло. В результате обсуждений было решено построить новую арку, на этот раз из камня. После всех перипетий работы начались лишь 17 августа 1829 года и завершились 20 сентября 1834 года.

В 1936 году советское правительство приняло решение передвинуть Триумфальные ворота на площадь рядом с Белорусским вокзалом. Многочисленные элементы отделки арки поместили на хранение в музей архитектуры имени А. В. Щусева.


В 1966 году Московский Совет депутатов трудящихся принял решение о восстановлении Триумфальных ворот на новом месте. Строительство началось 6 ноября 1968 года.

От возведения деревянной Триумфальной арки в 1814 году до окончания строительства Московских триумфальных ворот в восточной части площади Победы в 1968 году прошло целых 154 года. Стоит отметить, что большинство высокопоставленных советских чиновников проживает именно на этой улице, а буквально в десятке метров от Триумфальных ворот, на вершине Поклонной горы расположена Площадь Победы, знаменующая собой победу в войне с другими захватчиками. Огромная площадь и 200 фонтанов, устремляющих водяные столбы в небо, представляют величественное зрелище. На другом конце площади расположен музей Великой Отечественной войны, открытый в 1995 году. 

Источник: inosmi.ru

Где раньше стояла Триумфальная арка в Москве

Итак, я рассказала о Триумфальной арке в Москве и истории её сооружения. Где стояла и где стоит монумент сегодня? Почему выбирали именно эти места?

Первая деревянная арка была одной из тех, которую установили по пути возвращения русских войск из Западной Европы после войны с французами. Триумфальные ворота у Тверской Заставы установили неслучайно, обычно именно здесь встречали въезжавшего российского императора народ и представители московской власти вместе с известными купцами и дворянами.


Сегодня Триумфальная арка в Москве стоит в центре Кутузовского проспекта, в оживлённом месте. В 60-е годы XX в специалисты спорили о том, в каком месте столицы устанавливать восстановленные «ворота Победы». Ведь Москва изменилась. Если в XIX веке высокая, почти тридцатиметровая арка была заметной в любом месте на фоне малоэтажных домов, то XX век и активное послевоенное строительство изменили город.

Выбранное место на Кутузовском проспекте находится на въезде в столицу из Европы. Плюс рядом музей Бородинская панорама. А с появлением комплекса Поклонная гора архитектурный ансамбль площади Победы сложился окончательно. Ежедневно тысячи или даже миллионы машин проезжают мимо, въезжают и выезжают. И для каждого столичного жителя, для каждого россиянина Триумфальная арка — это символ победившей Москвы, торжества народа, это наша признательность героям, это наша память.

image.jpeg

История Триумфальной арки в Москве продолжается. Вслед за проведённой серьёзной реконструкцией в 2012 состоялось торжественное открытие, где власти представили обновлённые Триумфальные ворота. Москва, наша столица тогда начала преображаться на глазах, и на этом мероприятии мэр Москвы Сергей Собянин озвучил возможность в дальнейшем открытия на воротах смотровой площадки.


Я вспоминаю, как в 2015 году темой Дня города в столице стала «Москва триумфальная». Это был год 70-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Также в 2015 году отмечался полувековой юбилей Москвы как города-героя. Тогда столицу украсили, наполнив декорациями в форме арок. А тогда же на Рождественском бульваре и на Тверской улице установили праздничные копии арок разных исторических эпох. Сейчас некоторые из них можно найти в Музее Москвы. Одна из тех «юбилейных» арок представляла собой копию первых каменных триумфальных ворот архитектора Осипа Бове.

Источник: forum-msk.info

Беспокойная судьба памятника

В 1872 году под воротами прошла линия конки от Тверской заставы до Воскресенской площади (сейчас площадь Революции). В 1899-м её сменил первый в городе электрический трамвай, запущенный от Страстной площади (сейчас Пушкинская) до Петровского парка. Интенсивное движение не могло не сказаться на состоянии памятника, и к столетней годовщине Бородинского сражения ворота пережили первую реставрацию — пока косметическую. Следующий ремонт состоялся уже при советской власти, в середине 1920-х годов [2, 3].


В 1936-м Тверскую заставу начали переделывать в соответствии с Генпланом реконструкции Москвы, принятым годом ранее. Триумфальные ворота разобрали, планируя позже вернуть на прежнее место после тщательной реставрации. При демонтаже специалисты Музея архитектуры имени А.В. Щусева измерили параметры сооружения, составили подробные чертежи ярусов и сфотографировали арку со всех сторон. Большинство элементов почистили и обновили, а затем отправили на хранение в филиал музея на территории Донского монастыря. Они довольно органично вписались в общую композицию: фигуры воинов выстроились вдоль центральной аллеи, горельефы разместили в стенных нишах, а колесницу Славы установили на специальном пьедестале.

Восстановление ворот отложилось не неопределённый срок — его отодвинула Великая Отечественная война, после которой столицу, как и всю страну, по сути, отстраивали заново. Элементы в Донском монастыре терпеливо ждали своего часа. Гораздо меньше повезло, например, чугунным колоннам: они несколько лет пролежали на Миусской площади, а затем их переплавили для военных нужд — сохранилась лишь одна из двенадцати. Казалось, памятнику суждено забвение как одному из множества «пережитков прошлого»…

Триумфальные ворота. Автор неизвестен. Москва. Начало 1930-х годов

Арки и ворота: взгляд в историю


Триумфальные ворота пришли к нам из глубины веков: классические образцы — арки императоров Тита, Септимия Севера и Константина в Древнем Риме. Они послужили эталоном для возведения триумфальных арок в Париже при Наполеоне, и ворота на Тверской заставе, как и Нарвские ворота в Санкт-Петербурге (тоже открыты в 1834 году), стали своеобразным «симметричным ответом» России.

Считается, что античную традицию принёс в Россию Пётр I: в 1696 году он выстроил триумфальные ворота в честь взятия Азова, а в 1709-м по его приказу поставили сразу семь арок в честь празднования победы под Полтавой. Все они, хотя и искусно декорированные росписью, статуями и аллегорическими фигурами, были временными, в основном деревянными. Обычно их разбирали по окончании торжеств или позже, когда они ветшали; часто арки сгорали при пожаре.

Первым капитальным сооружением в этом ряду стали Красные ворота, построенные в 1753 году при Елизавете Петровне на месте деревянной арки. Их пытались снести ещё в середине XIX столетия, а в 1927 году разрушили для расширения Садового кольца. Название памятника сохранилось в топониме площади, а в 1935-м здесь открылась и одноимённая станция метро.

Вид на Красные ворота с пролётки. Автор Н.М. Щапов. Москва. 20 апреля 1902 года

Впрочем, есть у триумфальных арок и другой «родственник», который необязательно связан с победами, но обозначает центральный, парадный въезд в город и чаще всего говорит о его столичном статусе — речь идёт о Золотых воротах. На Руси они впервые появились в Киеве при Ярославе Мудром (XI век); их создали по образцу византийской арки императора Константина. Позже Золотые ворота возводили и в других городах, чтобы показать их величие, например во Владимире (XII век).

Другой аналог триумфальных арок — Царские врата в христианских церквях. Они тоже наследуют античную традицию: в Древнем Риме за любые ворота и двери отвечал двуликий Янус — божество, которое смотрит одновременно вперёд и назад, в будущее и прошлое, и связывает разные миры. Именно в его честь месяц, который начинает год, назвали январь. В храме Царские врата символизируют переход от града земного к граду небесному, иначе говоря — вход в рай. Кроме того, согласно некоторым исследованиям, в эпоху классицизма (конец XVIII — начало XIX века) распространились иконостасы в форме триумфальных арок [4].

В общем, у советской власти были основания скептически относиться к яркому символу имперского величия, который был косвенно связан ещё и с религией.

Воссоздание Триумфальных ворот: новое место, новый смысл

Победа в Великой Отечественной войне позволила пересмотреть идеологические позиции. В мае 1947 года на Пушкинской площади выросла широкая резная арка с традиционными русскими узорами; по вечерам её освещали разноцветные огни. Это был не просто вход на первую послевоенную ярмарку «Весенний базар», а символический переход от времени голода и разрухи к эпохе изобилия и процветания.

Празднично оформленный вход на ярмарку в год 800-летия Москвы. Автор М. Чернов. 1947 год

В начале 1950-х годов масштабные, поистине триумфальные ворота появились на главном входе Центрального парка культуры и отдыха имени Горького и ВДНХ, который тогда был основной площадкой для массовых народных гуляний.

А в 1965 году Совет Министров СССР наконец признал большую художественную ценность и общественно-историческое значение Триумфальных ворот и приказал восстановить их. Но в ансамбль площади у Белорусского вокзала они уже не вписывались, и им нашли новое подходящее место — на Кутузовском проспекте, напротив панорамы «Бородинская битва» [1].

Строго говоря, сооружение не восстановили, а воссоздали: за 30 лет после демонтажа многие детали потерялись или пришли в негодность. Видимо, поэтому реставраторы решили не трогать рельефы и статуи, сохранившиеся на территории Донского монастыря. Пользуясь чертежами и фотографиями 1936 года, а также авторской копией арки, которая хранилась в Музее архитектуры, все элементы сделали заново. Например, чугунные колонны изготовили на заводе «Станколит», а скульптуры, гербы и горельефы — на Мытищинском заводе художественного литья.

Не обошлось без трансформаций: основа конструкции стала железобетонной, а не кирпичной, как в оригинале; вместо белого облицовочного камня использовали гранит и серый крымский известняк. А ещё изменились надписи на памятных досках: упоминание об Александре I убрали, зато процитировали строки из обращения Кутузова к армии [2]. Это явно ключевой момент — спасителем Отечества признали народ, а не императора. Кроме того, Триумфальные ворота уже не были проездными: их установили на островке посреди проспекта, сровняв с землёй небольшой холм, а с обеих сторон магистрали устроили подземные пешеходные переходы.

Торжественное открытие приурочили, как положено, к революционному празднику: церемония состоялась 6 ноября 1968 года [3]. А через восемь лет, к 30-летию окончания Великой Отечественной войны, территорию вокруг Триумфальных ворот назвали площадью Победы. Военно-мемориальный комплекс и парк Победы, выросшие впоследствии на Поклонной горе, помогли воссозданному памятнику, разделив с ним тяжёлую двойную нагрузку.

Триумфальная арка в честь победы над наполеоном

Арки нового века: реставрация и реконструкции

Время летит быстро и не щадит даже камень и чугун. В начале XXI века специалисты отметили, что Триумфальным воротам нужна реставрация, и её провели в 2012 году, к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Облагородили не только саму арку, но и территорию вокруг неё: озеленители разбили новые цветники, а инженеры переделали систему художественной подсветки. Обновлённый памятник стал одним из подарков москвичам ко Дню города.

За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.

Кроме того, на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.

Использованные источники

  1. Краевский Б.П. Триумфальные ворота. — М.: Московский рабочий, 1984.
  2. Харитонова Е.В. Триумфальные ворота столицы // Московский журнал. — 2012. — № 5 (257). — С. 91–96.
  3. Михайлов К.П. Москва, которую мы потеряли. — М.: Эксмо, 2010.
  4. Постернак К.В. Инославные заимствования в русских церковных интерьерах Петровского времени // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2015. — Вып. 3 (19). — С. 102–119.

Источник: www.mos.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.