Что посмотреть в Троице-Сергиевой Лавре

На территории Лавры расположено более 10 храмов и более 50 зданий разного назначения. Прежде всего паломники и туристы стремятся побывать в Троицком соборе, где находятся мощи основателя монастыря Сергия Радонежского, в самом крупном храме — Успенском соборе и в Трапезном храме.

Кроме этих самых известных храмов на территории Троице-Сергиевой Лавры вы можете увидеть церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, построенную в 1476-1477 годах, в которой находятся мощи преподобных Максима Грека и Антония (Медведева), Михеевскую церковь 1734 года, Смоленскую церковь 1746–1753 годов, шатровую церковь в честь Зосимы и Савватия соловецких чудотворцев 1637-го года.
Издалека видна лаврская пятиярусная колокольня, построенная с 1741 по 1770 год. Ее высота — 88,5 метров, она считается самой высокой в нашей стране, то есть на 6 метров выше звонницы Ивана Великого в Кремле в Москве.


На площади у Колокольни перед Успенским собором стоит небольшая изящная сооруженная в стиле нарышкинского барокко Надкладезная часовня XVII века, где верующие могут набрать святой воды.

На территории Лавры погребены преподобный Максим Грек, писатель Иван Аксаков, представители российских знатных родов: Воротынских, Оболенских, Одоевских и другие известные люди.

Святыни Троице-Сергиевой Лавры

В Троице-Сергиевой Лавре находится множество православных святынь. Назовем лишь некоторые из них.

В Лавре хранятся мощи преподобного Сергия Радонежского (в Троицком соборе), преподобного Максима Грека (в церкви Сошествия Святого Духа на Апостолов), святителей Иннокентия Московского и Макария (Невского) (в Успенском Соборе), под спудом в Серапионовой палатке — мощи святителей Серапиона Новгородского, Иоасафа Московского и преподобного Дионисия Радонежского.

Также среди святынь Лавры почитаемые почитаемый список иконы Божией Матери «Скоропослушница», часть камня Гроба Господня (в церкви преподобного Никона Радонежского — южном пределе Троицкого собора), чтимая копия чудотворной каменной резной иконы Смоленской Божией Матери Одигитрии — на наружной восточной стене церкви, посвященной Одигитрии.

Правила посещения Троице-Сергиевой Лавры

При посещении Лавры, как и любого другого православного монастыря, нужно одеваться пристойно: женщинам лучше быть в юбках и с покрытой головой, а мужчинам — в брюках (а не в шортах) и без головных уборов.

На территории Лавры нельзя курит. Перед входом в храмы лучше отключать звук у мобильных телефонов.

Фотографировать на территории Лавры разрешено, но не стоит снимать монахов, а в храмах — пользоваться фотовспышкой, так как она может повредить старинные фрески.


Информация для паломников о Троице-Сергиевой Лавре

В Троицком соборе в 6:30 начинается Литургия, в Трапезном храме или Успенском соборе в 8:30 — Литургия, а в 17:00 — Всенощное бдение. Расписание богослужений можно уточнить на официальном сайте Лавры.

Исповедаться удастся на втором этаже Надвратного храма Святого Иоанна Предтечи. Исповедь к ранней Литургии начинается в 6 утра, к поздней — в 9.

История Троице-Сергиевой Лавры

Монастырь был основан преподобным Сергием Радонежским в 1337 году как пустынь в уединенном месте на берегу речки Кончуры. Первой церковью обители был небольшой деревянный Троицкий храм, построенный святым и его подвижниками (сейчас на его месте находится каменный Троицкий собор). Постепенно к Сергию стали приходить люди, и возник монастырь.

Первым игуменом обители был сам святой. Он играл важную роль в истории страны. В 1380 году Сергий благословил войско князя Дмитрия Донского на сражение с Мамаем на Куликовом поле. После смерти в 1392 году преподобный был погребен в обители.


В 1408 году обитель сильно пострадала от нашествия татар, и после этого в ней начали возникать каменные постройки, первой из которых был возведенный в 1422 году Троицкий собор, иконы для которого создавали Андрей Рублев и Даниил Черный. Также в XV веке монастырь обнесли мощной белокаменной стеной, протяженность которой — 1284 метра.

В последующие годы монастырь продолжал играть важную роль в истории России: он выдержал польско-литовскую осаду и в нем было организовано народное ополчение во времена Смуты, в нем скрывалась во время Стрелецкого бунта царевна Софья, находил в нем убежище и Петр Первый.

В 1744 году, по указу Елизаветы Петровны, монастырь стал лаврой — этот статус присваивается только самым крупным и именитым монастырям.

В 1814 году на территории Лавры в бывших Царских чертогах открылась Московская Духовная академия (бывшая Славяно-греколатинская академия — первый вуз России), переведенная из столицы после пожара Москвы в 1812 году.

К началу XX века революции Лавра была крупнейшим и богатейшим монастырем страны, в ней подвизалось более 400 монахов. Совершить паломничество в нее стремились люди со всей России. Многие богомольцы шли пешком: так, очень популярный маршрут начинался у Красной площади в Москве у Иверской часовни (сейчас она восстановлена).

После революции монастырь был сначала преобразован в трудовую артель, затем закрыт и разорен, мощи святых осквернены. Потом зданиях обители разместился историко-художественный музей. Однако с 40-х годов Лавра начала оживать. В 1944 году в ней заработали Православный богословский институт и Высшие богословско-пасторские курсы (наследники Духовной академии). В 1946 году в монастырских храмах возобновились богослужения, в Лавру стали возить иностранцев и демонстрировать им, что в Советском Союзе существует свобода вероисповедания.


Источник: turizm.sputnik.ru

Сергиев Посад.

Продолжение моей однодневной вылазки из Москвы начинается на железнодорожном вокзале Сергиева Посада, куда меня довезла электричка из Александрова. Про начало моего путешествия, что меня сподвигло на него, о городе Александров и Александровской слободе можно почитать в статье “На поезде в Александров, Александровская Слобода”. Подъезжая к Сергиеву Посаду, я заметил, что недалеко от станции очень красивый вид на Свято-Троицкую Лавру и решил дойти до этого места. Но сначала, к моему изумлению, на выходе с перрона мне пришлось пройти солидный кордон из полицейских с собаками и военнослужащих. Честно говоря, я и фотоаппарат побоялся вытаскивать, лица у всех были слишком уж серьёзные.
На привокзальной площади много кафе, тут и Макдональдс и Бургер Кинг, где можно перекусить. Пополнив свой запас необходимыми калориями, я пошёл искать смотровую площадку. Идти долго не пришлось, она находится в метрах 400 от вокзала. Только предупреждаю, что в дождь и с детьми повторять мой поход не стоит, нужно идти по грунтовой тропинке и вдоль железнодорожного полотна.

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Сергий Радонежский.


Посмотрев Свято-Троицкую Лавру со стороны, пора изучить её внутри. По пути в Лавру кроме огромного количества полицейских попадалось много паломников. Волею судьбы, я оказался в Свято-Троицкой Лавре во время большого праздника. Догадаться, что за праздник для меня не составило большого труда. Все улицы Сергиева Посада пестрели информационными стендами и плакатами, а на газонах были выложены праздничные надписи, утверждающие, что в этом году 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Празднования были назначены на 16, 17, 18, 19 и 20 июля 2014 года, а сегодня было 17-е июля. На самом деле, точная дата рождения преподобного не известна. Но известно, что либо 3 мая 1314 года, либо в мае 1322 года. Поэтому скорее всего в 2022 году нас ждёт ещё один юбилей, для верности. Число же 18 июля и окружающие его дни выбраны были не случайно. 18 июля (5 июля по старому календарю) 1422 года дата обретения нетленных мощей Сергия.

Свято троицкая сергиева лавра где находится

История Сергиева Посада.

История Сергиева Посада, как и его достопримечательности, тесно связаны с Лаврой. В середине XIV века Сергий Радонежский с товарищем срубили первую келью и деревянную церковь во имя Троицы на месте будущей Лавры, после чего сюда потянулись верующие и последователи Сергия.
м монастырь потихоньку обрастал постройками, а слава о чудесах преподобного Сергия дошла до Москвы. По легенде, сам Дмитрий Донской в 1380 году приехал в обитель, чтобы получить благословение на Куликовскую битву.
До Лавры я шёл вдоль недавно заасфальтированного огромного проспекта Красной армии – главной транспортной улице, проходящей через весь город прямо посередине. Проспект по случаю праздника был закрыт как для машин, так и для людей.

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Золотистый купол пятиярусной колокольни середины XVIII века Лавры просматривался практически с любой точки Сергиева Посада. Высота колокольни 88 метров. Это самое высокое здание Свято-Троицкой Лавры, оснащено самым большим колоколом России (72 тонны).

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Фото колокольни ниже сделано с территории Свято-Троицкой Лавры.

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Соврем рядом со стенами Лавры стоят две подольные церкви: Введенская и Пятницкая.

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Здесь же находится памятник родителям преподобного Сергия Радонежского Кириллу и Марии Радонежским от благодарных потомков.


Свято троицкая сергиева лавра где находится

Территория вокруг Лавры в принципе ухоженная, но создалось впечатление, что сделано это было недавно: мало зелени и цветов, местами просто вспаханная земля.

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Чтобы понять где, что есть, нужен план.

Карта Троице-Сергиевой Лавры.

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Для Ивана Грозного Троице-Сергиева Лавра имела особое значение. Здесь он был крещён. Вместо деревянных ограждений в середине XVI века он приказывает возвести мощные башни и стены, превращая тем самым монастырь в неприступную крепость. При 16-ти месячной осаде польско-литовских войск в 1608-1610 толстые стены очень даже пригодились.

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Тем временем я подошёл к большой площади Красногорской у главных ворот Лавры. Здесь меня ждал очередной кордон с металлоискателями и собаками. Вдоль площади стояло много транспорта федеральных каналов, а на самой площади было много людей.


Свято троицкая сергиева лавра где находится

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Женщин в пропорции к мужчинам было десять к одному, в основном после сорока. Каждый ищет своё утешение в разном: в нашей стране оно делится на мужское и женское. Женщина ходит в церковь замаливать грехи, а мужик в кабак грешить. Так вот и живём.
Немного разбавляли возрастной женский контингент молодые волонтёры в зелёных майках, готовые прийти на помощь. Один мне объяснил, что сегодня попасть в Лавру очень сложно, люди стоят в очереди по три часа. Я всё же решил постоять в очереди и, о чудо, может мне повезло, а может время приблизилось к всенощному бдению, но очередь задвигалась быстро и через 15 минут я стоял уже в Свято-Троицкой Лавре.

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Немного расскажу про Святые ворота, главные ворота в Лавру. Войти через них мне не довелось, довелось только выйти. Вход паломников во время праздника осуществлялся только через соседние ворота. Святые ворота, одно из самых красивых сооружений Лавры, состоит из надвратной башни, называемой Красной;

Свято троицкая сергиева лавра где находится

ризного пристроя XIX века;

Свято троицкая сергиева лавра где находится

и надвратного храма Рождества святого Иоанна Предтечи.


Свято троицкая сергиева лавра где находится

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Внутри ворота украшены фресками, посвящёнными житию Сергия Радонежского. Войти через Святые ворота в Лавру всегда была большая честь, открывались они только по приезду патриарха или батюшки царя.

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Троицкий собор, Троице-Сергиева Лавра.

Главное строение Лавры (1422 год), место, вокруг которого формировался монастырь – это Троицкий собор. В храме в серебряном гробу покоится Сергий Радонежский. Здесь, у его мощей московскими князьями совершались молебны, крестились дети и подписывались договоры. Именно сюда, чтобы поклониться мощам Сергия Радонежского, ежедневно со всей страны стекаются толпы паломников. А в дни праздников, как сейчас, творится столпотворение.

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Очередь к мощам преподобного я решил не выстаивать, хватит на сегодня очередей. Да и вокруг было что посмотреть и чем заняться. Интересно было наблюдать за паломниками (повторюсь, в основном женщины), как они располагаются для проведения ночи в Лавре.

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Духовская церковь, Троице-Сергиева Лавра.


Одно из самых старых строений Лавры (1476 год). Сделано по проекту псковских мастеров таким образом, что звонить в колокола можно с земли.

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Успенский собор, Троице-Сергиева Лавра.

Рядом с Духовской церковью самый большой собор Лавры – Успенский собор. В нём находится гроб Сергия Радонежского, где он покоился до 1585 года. Тут же красно-белая часовня над колодцем и кружевная беседка.

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Духовная семинария, Троице-Сергиева Лавра.

Стоит отметить здание Духовной семинарии конца XVII века, находящейся в бывших царских чертогах;

Свято троицкая сергиева лавра где находится

а также Каличью башню конца XVIII века.

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Трапезная, Троице-Сергиева Лавра.

Из построек Лавры ещё выделяется богато украшенная Трапезная (конец XVII века). Здесь осуществлялись приёмы, и проходили церемонии.

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Рядом с трапезной зелёненькая резиденция патриарха.

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Не зря я закончил рассказ о постройках Троице-Сергиевой Лавры резиденцией патриарха. На территории Лавры началось активное движение, тут и полицейские забегали в полном обмундировании, и священнослужители с телохранителями активизировались.

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Навстречу мне попался митрополит Илларион (Алфеев). Все, как я уже понял потом, готовились к совершению малой вечерни, предвещавшей всенощное бдение.

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Малую вечерю совершал никто иной, как сам настоятель Троице-Сергиевой Лавры, Патриарх всея Руси Кирилл.

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Получив благословение патриарха, я двинулся в путь до вокзала. От Лавры пошёл по улице Вознесенской, где размещались кафе, рестораны, гостиницы и продавались сувениры. Наверное, это самая красивая улица Сергиева Посада. По крайней мере из тех, которые я видел.

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Родина матрёшки.

Сергиев Посад считают Родиной матрёшки. По теории, именно здесь зарождался игрушечный промысел Руси. В Сергиеве посаде по этому случаю имеется единственный в России Институт игрушки. А в музее игрушки можно посмотреть экспонаты и ознакомиться с историей.

Свято троицкая сергиева лавра где находится

На пересечении улицы Вознесенской с Сергиевской, на лучшей смотровой площадке города заканчиваю свой рассказ о Сергиеве Посаде.

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Свято троицкая сергиева лавра где находится

ИТОГИ ПОЕЗДКИ: Поездку в Сергиев Посад я совместил с поездкой в Александров. По хорошему, для более тщательного осмотра Сергиева Посада нужно выделить целый день: в городе есть ещё красивый Черниговский Скит XIX века, а в 11 километрах от города в посёлке Хотьково стоит старый Покровский монастырь, откуда уже рукой подать до музея-заповедника Абрамцево – вотчины Аксакова, написавшего “Аленький цветочек”. Вот у меня и нашёлся повод, чтобы приехать в это замечательное место ещё раз.

Источник: traveligo.ru

Возрождение страны

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Южная грань обелиска посвящена эпохе основателя монастыря. Преподобный Сергий Радонежский (1314 или 1322—1392) избегал почестей и больших должностей, он даже отказался от предложения стать преемником митрополита Московского Алексия. Но поразительным образом именно преподобный Сергий, проводивший жизнь в молитве и общении с учениками, сыграл ключевую роль в истории своего времени.

В середине XIV века Русь терзали непрекращающиеся междоусобные войны. Князья выводили полки друг против друга, а иногда собственные руки обагряли кровью таких же, как они сами, князей Рюрикова рода. Народ пребывал во тьме духовной. Ордынские набеги обрушивались на древние города, главные культурные центры Руси. Не хватало ни книг, ни грамотных людей. Даже искусных ремесленников оставалось ничтожно мало. Оскудела и монашеская традиция…

Ко времени возмужания Сергия Орда правила Русью около ста лет. Она то усиливалась, то ослабевала. Порой русским князьям удавалось наносить ордынским отрядам поражения, порой русские города восставали и гнет ордынский несколько ослабевал. Но для решающего столкновения время пока не наступило: Руси не хватало сил. Ханы продолжали требовать дань, совершали карательные походы в случае неповиновения, а русские князья стремились не столько избавиться от власти Орды, сколько использовать ордынцев в политических играх, устраняя своих соперников их руками.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

В то время монастырь преподобного Сергия едва ли не полностью помещался там, где сегодня расположена его центральная площадь. Небольшая деревянная церковь, скромные монашеские кельи, несколько хозяйственных построек — вот, пожалуй, и все… Вокруг же стояли глухие радонежские леса, в которых не было ни души, а условия жизни были столь тяжелы, что старший брат преподобного Сергия, Стефан, не выдержал испытаний и ушел жить в московскую Богоявленскую обитель. Но постепенно вокруг отшельника Сергия начали собираться другие монахи, у него появились ученики, а слава о святом начала распространяться по всей Руси и за ее пределы.

В монастыре при преподобном Сергии не принимали пожертвований — на жизнь монахи зарабатывали только своим трудом, а сам настоятель ежедневно ходил за два километра с ведрами, дабы с утра принести воды своим братьям-монахам. Не брезговал он, когда требовалось, и тяжелой плотницкой работой, хотя был сыном знатного человека — ростовского боярина.

Преподобный считал, что монаху, а тем более священнику, не подобает быть безграмотным неучем. В его скромном монастыре средства шли в первую очередь на приобретение книг. Здесь также покровительствовали иконописцам.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Именно простота и мудрость привлекали к нему людей со всей страны. За советом приходили и князья, которых преподобный Сергий стремился отвратить от междоусобных войн. Ради установления мира он даже отказывался на время от своего уединения в лесной чащобе. С миротворческими миссиями он посещал Нижний Новгород (1365) и Рязань (1385), как миротворец же участвовал в княжеском съезде в Переславле-Залесском (1374).

Святой Сергий учил людей в первую очередь любви и прощению. Он и сам подавал пример смирения в самых сложных ситуациях. Например, когда среди монахов началась борьба за право первенства, он тайно покинул обитель, дабы не быть источником раздражения и интриг. Братии пришлось потратить немало сил, чтобы вернуть игумена обратно…

Однако все это не означало абсолютного непротивления злу всегда и во всем.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

В то время московскому князю Дмитрию Ивановичу предстояло сделать непростой выбор: вновь покориться ханам, ожидая еще более незавидной участи для Русской земли, либо рискнуть и дать им отпор. За советом князь Дмитрий поехал к преподобному Сергию, и тот не стал отговаривать правителя от сражения. Напротив, благословил князя и поручил двум своим монахам, Пересвету и Ослябе, отправиться вместе с войском.

Князь победил большое ордынское войско на реке Воже в 1378 году. Однако главное столкновение назрело к 1380 году.

Дмитрий Иванович перешел Дон и дал бой ордынцам на Куликовом поле. Победа в ней стала первым шагом к освобождению русских земель, а сам князь получил прозвище Димитрия Донского…

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Об этом эпизоде из жизни преподобного Сергия знают сегодня многие. Гораздо менее известен и осмыслен другой его вклад в будущее страны: после кончины Сергия его ученики разошлись по всей Руси, проникли далеко на Север, который тогда еще был слабо заселен. Создавая новые монастыри, они возрождали ослабевшую было традицию русского монашества. Сам их духовный пример влиял на общество едва ли не больше, чем славная победа на Куликовом поле, ведь многие ученики оказались вполне достойны учителя и заслужили не меньшее уважение среди людей.

70 учеников Сергия Радонежского причислены к лику святых. Многие города возникли вокруг монастырей, основанных ими. Многие земли на севере были освоены в первую очередь монахами, выходцами из Троице-Сергиевой обители.

 

Смута

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

В боковых воротах Троицкой церкви, почти над самой ракой с мощами преподобного Сергия зияет отверстие — след от попавшего некогда в храм ядра. Его специально сохранили в память о событиях, которым на обелиске митрополита Платона уделено сразу две грани: восточная и северная.

Речь о периоде Смутного времени, когда обители вновь довелось сыграть важную роль: монастырь не только стал центром консолидации русского общества, но и вписал свою страницу в военную историю Смуты. Шестнадцать месяцев — с октября 1608 по январь 1610 года — он выдерживал осаду вражеских войск.

В Москве тогда правил государь Василий Иванович из рода князей Шуйских, Рюрикович. Русская церковь признала его и возложила ему на голову державный венец. Троице-Сергиев монастырь оказывал царю поддержку.

Но неподалеку от Москвы, в Тушине, расположился с большой армией самозванец Лжедмитрий II. У него под рукой ходили авантюристы разных мастей: поляки, литовцы, русские «воровские» казаки, изменники из числа московских дворян, «перелетевших» в стан фальшивого царика за почестями.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Захват обители стал тогда для самозванца одной из ключевых задач. Это не только позволяло ему с северо-востока окружить Москву, где продолжал обороняться Василий Шуйский. Куда важнее было идейное значение монастыря. На фоне гражданской войны и безвластия позиция троицких иноков могла сыграть ключевую роль. Лжедмитрий хорошо понимал: кого поддержат в обители — тот и может претендовать на власть в стране.

Но не только самозванец подумывал о захвате монастыря. Его «полевые командиры» — польские паны и атаманы казачьи — мечтали о сокровищах из монастырской ризницы. Многие из них «спали и видели» сказочное обогащение, дело оставалось за малым: войти в стены обители и разграбить ее.

К монастырю подошло огромное войско, состоявшее из польско-литовских военных под управлением гетмана Яна Сапеги, а также «тушинцев», то есть русских сторонников Лжедмитрия. Последних возглавлял ловкий и дерзкий командир — пан Александр Лисовский. Точное число войск неизвестно, по подсчетам историков в их составе могло быть от десяти до пятнадцати тысяч ратников, то есть на каждого защитника обители приходилось по 4-7 осаждающих.

Число ратников, оказавшихся под стягами Святой Троицы, было невелико. Способных держать оружие оказалось две-три тысячи человек. Вместе с монахами в обители заперлись стрельцы, опытные военачальники из дворян, а также крестьяне из окрестных сел. Правда, Лавра располагала превосходной артиллерией, такой, о которой Сапега с Лисовским могли только мечтать.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Осаждающие надеялись, что никто не станет рисковать жизнью ради непопулярного царя Василия, коего многие считали очередным временщиком. От Лавры ждали признания Лжедмитрия законным государем и выдачи денежной казны. Но братия, стрельцы, дворяне и прочие участники обороны встали насмерть, не желая покоряться.

Осажденные видели в своем сопротивлении не только политический, но и христианский смысл. Как сообщает один из исторических источников того времени, они молились, отстаивали службы и прибегали к помощи преподобного Сергия: «Первыми воеводы князь Григорий Борисович Долгорукий и Алексей Голохвастов целовали животворящий крест Господень у раки чудотворца, а затем также и дворяне, и дети боярские, и слуги монастырские, и стрельцы, и все христолюбивое воинство, и все православные христиане. И с той поры было… братолюбие великое, и все с усердием без измены бились с врагами».

Началась многомесячная осада. К лету 1609 года в монастыре осталось не более двухсот боеспособных ратников и всего 40 монахов из прежних 300. Отряды, шедшие на поддержку обители, редко прорывались за ворота. Войско же осаждавших время от времени получало подкрепления. От голода в монастыре ежедневно умирало до пятнадцати человек, а стены (они были куда ниже, чем сегодня), не могли служить надежной защитой. Ядро, след от которого сохранили до наших дней, попало в двери Троицкого храма прямо во время богослужения…

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Впрочем, и враги несли огромные потери. Боевые вылазки стрельцов, несколько неудачных штурмов, хорошая работа артиллерии и нападения извне — все это сильно измотало осаждавших. Осада монастыря стоила им дорого. Все попытки подвести подкоп под стены обители оканчивались неудачей. Перестрелки, мелкие стычки и большие бои стали каждодневной реальностью для бойцов Сапеги и Лисовского. Они все еще мечтали о золоте и серебре в сундуках монахов, но в реальности получали только свинец. Русские участники осады все больше и больше утверждались в мысли, что они совершают большой грех, и сам Господь препятствует их затее.

И вот 7 августа 1609 года состоялся большой штурм. Шансов у двухсот защитников обители не было, но…

Из-за сложной системы сигналов наступавшие части запутались в ночной темноте. Иностранные солдаты, услышав русскую речь своих союзников-«тушинцев», приняли их за противника. Наступление переросло в резню осаждавшими друг друга. Обреченная на победу армия Сапеги нанесла сильнейшее поражение сама себе, а позже ее добила артиллерия защитников монастыря.

Между тем к обители неотвратимо приближалось большое войско князя М. В. Скопина-Шуйского, сильнейшего сторонника царя Василия. Оно представляло смертельную угрозу для осаждающих.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

И вот 12 января 1610 года «…гетман Сапега и Лисовский со всеми польскими и литовскими людьми и с русскими изменниками побежали к Дмитрову, никем не гонимые, только десницей Божией. В таком ужасе они бежали, что и друг друга не ждали, и запасы свои бросали. И великое богатство многие после них на дорогах находили — не худшие вещи, но и золото, и серебро, и дорогие одежды, и коней».

Итак, Сапега бесславно отвел свои войска. Его армия понесла большие потери. Но моральный урон от поражения был еще сильнее — русское общество восприняло случившееся однозначно: пример стойкости Лавры изменил отношение к происходящему в стране, у людей появились силы бороться.

А уже через два года монастырь стал одним из центров консолидации сил, благодаря которым ополчению Минина и Пожарского удалось дойти до Москвы и положить конец Смуте.

Почему же осада провалилась? В стойкости защитников Лавры никто не сомневается, но ее одной было недостаточно… Каждый может судить сам о событиях того времени. Но участники той обороны и даже некоторые осаждавшие говорили, что видели по ночам на стене самого преподобного Сергия, который с молитвой обходил свою обитель…

 

Великий реформатор и великий монастырь

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Последняя сторона обелиска посвящена эпохе Петра Великого, еще одному поворотному моменту в истории. А ведь если бы не Троице-Сергиева Лавра, то ни петровских реформ, ни Санкт-Петербурга, ни русского флота могло бы не быть. Ведь именно здесь, в Лавре, будущий император в юные годы дважды находил убежище, спасаясь от восставших стрельцов.

Стоит отметить, что царь-реформатор никогда не забывал о том, что сделал для него монастырь преподобного Сергия. При Петре в Лавре было возведено сразу несколько важных строений, определивших сегодняшний облик обители. Это трапезный храм, на втором этаже которого расположилась просторная монастырская библиотека, надвратная церковь и здание царского дворца, где ныне расположена Московская духовная академия.

Архитектурный стиль того времени уникален: русское или, как его еще называли, нарышкинское барокко — своего рода переходный этап между старой московской Русью и новой империей с ее державным петербургским блеском. Именно барочный стиль того времени придал Лавре ее запоминающийся внешний облик.

 

После обелиска

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Но, конечно же, на эпохе митрополита Платона история Лавры не закончилась. Если бы памятный обелиск устанавливали не в конце восемнадцатого века, а сегодня, граней для него потребовалось бы больше.

Так, к примеру, еще одна важная страница летописи — это время революции, с которым связана почти детективная судьба мощей преподобного Сергия Радонежского, голова которого была похищена… из самых наилучших побуждений.

К 1917 году монастырь был крупнейшим духовным центром страны: вокруг него вырос огромный город, рядом появилась железная дорога. От пустынного захолустья не осталось и следа. В самой обители было около четырех сотен монахов, а еще студенты семинарии, паломники, работники-миряне… Вся жизнь выросшего вокруг монастыря Сергиева Посада зависела от обители. Однако грозные перемены были уже на пороге…

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

В 1918 году монастырь превратили в трудовую артель, а в 1919-м и вовсе закрыли. Именно тогда среди работников созданной при нем Комиссии по охране памятников истории и старины созрел заговор. Узнав, что власти планируют вскрыть мощи преподобного Сергия, а затем, скорее всего, уничтожить их, несколько человек из комиссии отважились похитить голову святого и сохранить ее до лучших времен.

Известный ученый и священник Павел Флоренский, а также член комиссии и видный реставратор Юрий Олсуфьев вошли в храм под видом сотрудников музея и смогли отделить от тела, а затем вынести голову преподобного Сергия.

После этого на протяжении многих лет святыня сохранялась заговорщиками, переходя от одного из них к другому. Она была возвращена в монастырь лишь после войны, когда обитель вновь передали Церкви.

 

Академия

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Отдельная страница в истории Лавры — московские духовные школы, один из крупнейших центров подготовки православного духовенства, расположенный в лаврских стенах.

В послевоенное время отношения между Церковью и советской властью во многом изменились. В 1943 году Сталин, стремясь заручиться поддержкой верующих, пошел на ряд послаблений: впервые с 1920-х годов было разрешено избрать патриарха, власти вернули некоторые храмы и даже разрешили выпускать одно-единственное церковное издание — «Журнал Московской Патриархии». Но что еще более важно: Сталин позволил возобновить легальную подготовку священников, восстановить семинарии.

До этого любое собрание с целью просто изучать Библию являлось незаконным и каралось по всей строгости того времени. Теперь же Церковь получила возможность подготовить новое поколение священников, в котором она так нуждалась после репрессий и многолетнего насаждения ненависти к духовенству.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Уже в 1949 году в Троице-Сергиевой Лавре вновь начали работу Московская духовная семинария и академия. Кроме того, в обители начала возрождаться и монашеская жизнь. За три года до этого здесь состоялась первая за 26 лет Литургия.

Для советской власти Троице-Сергиева Лавра стала «образцово-показательным» монастырем: сюда привозили иностранные делегации, стремясь показать им якобы существующую в Советском Союзе свободу вероисповедания.

Поэтому даже в годы особенно жестоких хрущевских гонений на Церковь, получивших в церковной среде прозвание «черная оттепель», монастырь не был закрыт. А это, в свою очередь, помогло сохранить и укрепить в нем монашескую традицию.

В результате история времен преподобного Сергия повторилась вновь. Когда в конце 1980-х началось возрождение церковной жизни, именно из братии Лавры вышли многие епископы, священники и настоятели новых монастырей. Лавра вновь стала той точкой, из которой пошло духовное возрождение страны и Церкви.

 

Не самая большая церковь

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Сегодня в Лавру ежедневно приезжают тысячи паломников. В монастыре действует 11 храмов, а Литургия служится в общей сложности пять раз в день.

Троицкий храм — не самый крупный в архитектурном ансамбле Лавры, но именно сюда спешит большинство приехавших в монастырь. Все время, пока храм открыт для посещения людей, поток идущих в него не прекращается: паломники спешат поклониться мощам основателя обители, преподобного Сергия.

И все время, пока тянется нескончаемая очередь, у раки с мощами не прекращается молитва-акафист основателю обители: монахи читают его, сменяя друг друга. В самом центре Лавры, в центре главного монастыря страны, разговор с Богом не прекращается ни на секунду.

Где какой храм в Троице-Сергиевой Лавре

 

Скачать расписание богослужений (PDF). Уточнить на сайте Троице-Сергиевой Лавры.

Как добраться

  1. Электричкой

С Ярославского вокзала Москвы (метро «Комсомольская») до станции «Сергиев Посад». Время пути — около полутора часов. Расписание электричек до станции «Сергиев Посад».

  1. Автобусом

От метро «ВДНХ» автобус №388 до Сергиева Посада. Отправляется каждые 10-15 минут, время в пути без пробок — около часа. Расписание автобуса №388 до Сергиева Посада.

  1. Машиной

Из Москвы по Ярославскому шоссе до поворота на Сергиев Посад (съезд с левой полосы по указателю). Маршрут на карте.

Контакты:

141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра

8 (496) 540-53-34

 

Фото Владимира Ештокина

Рисунок Юлии Кузенковой

 

Читайте также:

Ученики преподобного Сергия, основавшие новые монастыри

Благословлял ли Сергий Радонежский Дмитрия Донского?

Сергий Радонежский — почему он?

Преподобный Сергий Радонежский (история в картинках)

Источник: foma.ru

Основные виды деятельности Фонда:

  • воцерковление и духовное руководство православных детей, инвалидов, пенсионеров и других категорий социально незащищенных лиц;
  • педагогическая и просветительская деятельность;
  • проведение и организация православных концертов (в медицинских учреждениях, воинских частях, школах и т. д.);
  • благотворительная деятельность в социальных учреждениях, в том числе оказание помощи детям, инвалидам, пенсионерам, не находящимся в каком-либо социальном учреждении;
  • оказание адресной помощи сотрудникам социальных учреждений и организаций любых форм собственности и/или принадлежности;
  • организация проведения православных праздников, религиозных театральных постановок, детских утренников и выставок;
  • организация строительства православных храмов как на территории Сергиева Посада (в том числе домового храма на территории Детского интерната для слепоглухих), так и на других территориях без * географического ограничения;
  • распространение православной религиозной литературы и предметов церковной утвари среди населения;
  • организация издания религиозно-просветительской литературы.

Источник: monasterium.ru

Троице-Сергиева лавра — основание

Сергей Радонежский был сыном благочестивых Ростовских бояр Кирилла и Марии. В детстве родители не благословляли его на монашескую жизнь. Лишь только, когда незадолго до своей кончины, они ушли в монастырь, Сергей Радонежский решил посвятить свою жизнь служению богу.

Но он не ушел в один из действующих монастырей, а вместе со своим старшим братом Стефаном поселился в глухом лесу.

Для справки: Сергей Радонежский (в миру Варфоломей) родился в 1313 году, он был средним сыном в семье. Его отроческие годы прошли в учении, труде и молитве в городе Радонеже, где поселились его родители.

Варфоломей был глубоко верующим, добрым, честным и скромным человеком, он стал опорой престарелых родителей, не покинув их до последних дней.

Датой основания Троице-Сергиевой Лавры считается 1337 год, когда 23-х летний Варфоломей вместе со своим братом на небольшом холме в лесу, в стороне от шума дорог и селений, построил хижину и маленькую церковь, посвященную Святой Троице.

Так была основана ставшая позже знаменитой Троице-Сергиева Лавра.

Брат Стефан не выдержал тяжелых условий уединенной жизни и ушел в московский Богоявленский монастырь. Сергей Радонежский прожил несколько лет в одиночестве, но вскоре около него стали собираться другие иноки, каждый из которых построил себе хижину и сам обрабатывал огород.

Образование монастыря

Когда число иноков возросло до 12, для безопасности от зверей все постройки были обнесены оградой. В обители не было начальников и, благодаря уважению, Сергий Радонежский выполнял роль руководителя. Вскоре, по распоряжению московских церковных властей, он был рукоположен в священники и назначен игуменом.

В монастыре стал действовать устав, в соответствии с которым иноки образовали единую общину и стали вести совместное хозяйство.

В связи с этим, изменилось и устройство обители: была построена трапезная и хозяйственные помещения. Церковь находилась в центре монастыря, а по четырем сторонам от нее разместились кельи. Над главными воротами была построена надвратная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского.

В то время монастырь был беден, не хватало хлеба и соли, масла и муки.

В первое десятилетие своего существования обитель приобрела широкую известность, а Сергий Радонежский пользовался большим уважением у князя Дмитрия Донского. Митрополит Русской православной церкви Алексий хотел, чтобы Троицкий игумен стал его приемником, но от такой чести Сергий Радонежский отказался.

Монастырь во время монголо-татарского ига

Время, когда жил преподобный Сергий Радонежский (1314-1392 годы), было очень тяжелым для Руси: постоянные набеги монголо-татар заставляли людей думать лишь о том, как выжить.

Преподобный Сергий считал своим долгом позаботиться об их духовном воспитании. Накануне Куликовской битвы он благословил Дмитрия Донского на бой с полчищем Мамая. Воодушевленные наставлениями игумена воины Дмитрия Донского разбили войско Мамая.

Также Троицкий игумен старался примерить враждовавших между собой князей.

Обитель стала настоящим центром культуры и просвещения.

Вместе с тем, в то время монастырь не был хорошо укреплен, для его защиты была только деревянная ограда. Поэтому во время нападения на Русские земли хана Токтамыша иноки вынуждены были укрыться в безопасном месте – на территории Тверского княжества. На этот раз монастырь уцелел, но в 1408 году во время выступления хана Едигея он был разрушен. Благодаря стараниям Игумена Никона, преемника Сергия Радонежского, монастырь был отстроен заново.

Возведение каменных храмов Троице-Сергиевой лавры в XV веке

В 1422 году, в год официальной канонизации преподобного Сергия, монастырь был украшен новыми каменными постройками.

Троицкий собор

На месте старой деревянной церкви преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря был возведен белокаменный Троицкий собор. Среди тех, кто внес средства на постройку, был и сын Дмитрия Донского князь Звенигородский и Галицкий Юрий Дмитриевич.

Троицкий собор – это древнейший белокаменный храм монастыря, возведенный в 1422-1425 годах. К красивой серебряной раке, где покоятся мощи Сергия Радонежского, очень часто выстраивается очередь.

Внутреннее пространство собора было украшено росписью, выполненной живописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным. К сожалению, фрески до наших дней не сохранились, но иконы работы Андрея Рублева можно увидеть в уникальном пятиярусном иконостасе.

Именно для этого иконостаса была создана известная икона Андрея Рублева «Святая Троица», которая до Октябрьской революции находилась в храме, а затем была передана Государственной Третьяковской галерее, где и находится в настоящее время.

Рядом с ракой находится неприметная двустворчатая кованная железная дверь, это вход в придел собора, Серапионову палату, в которой хранятся православные святыни, их здесь более пятисот. На двери сохранилось отверстие в 5-7 см, это след от польского ядра, влетевшего в храм во время осады монастыря и, к счастью, не разорвавшегося. Палата названа в честь погребенного здесь Серапиона, бывшего архимандрита Троицкого монастыря.

В 1476 году псковские мастера возвели кирпичную церковь-звонницу во имя Сошествия святого Духа на апостолов.

Крепостные стены, башни и Дмитриевская надвратная церковь все еще оставались деревянными.

Строительство оборонительных сооружений

В XIV—XVII веках Русь испытывала сильнейшее давление на востоке от Золотой Орды, на западе — от Литовского княжества. Противостоять этим силам могло только единое государство. В масштабах всего Русского государства стала создаваться единая оборонительная система.

Троице-Сергиев монастырь, расположенный на подступах к Москве, стал важной крепостью, призванной защитить столицу.

Сооружение новых оборонительных сооружений монастыря началось в 1540-1550-х годах. Тогда была построена каменная стена протяженностью около 1,5 километров в форме неправильного четырехугольника с 12-ю башнями (к настоящему времени сохранилось 11). Естественной преградой для неприятеля были овраги, а дополнительными препятствиями стали вырытые ров и пруд.

В середине XVII века крепостные сооружения были укреплены, усовершенствованы и приобрели современный вид.

Стены крепости имеют три боевых яруса, а большинство башен – шесть ярусов. Самые интересные из них — Пятницкая и Красная, Уточья и Пивная башни.

  • Пивная башня имела запасной, или тайный, выход из крепости, через который проходили вылазки во время осады крепости в начале XVII века
  • Угловая Уточья башня названа так потому, что, согласно преданиям, царь Петр Первый стрелял из нее уток, плавающих в пруду рядом с крепостной стеной
  • На Пятницкой башне ранее была вышка для наблюдения за окрестностями. Во время осады крепости башня была разрушена и заново построена в 1640 году
  • Красная башня, здесь расположены главные ворота в крепость. За ней ранее находилась построенная в 1513 году надвратная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. Позже она была перестроена в церковь, увенчанную пятью куполами в честь рождества Святого Иоанна Предтечи.

Создание Успенского собора и других храмов

Успенский собор

В 1559-1585 годах в центре монастыря, на востоке Соборной площади, был возведен новый пятиглавый собор. На его закладке присутствовал Иван Грозный со своей семьей. Храм был построен по типу Успенского собора Московского Кремля, но уступал ему по размеру. Вместе с тем, построенный собор был больше других монастырских храмов.

Как и кафедральные соборы Владимира и Москвы, он получил название Успенского. В 1684 году стены, свод и столпы храма были украшены фресками на библейские темы. В северо-западной части собора расположена усыпальница семьи царя Бориса Годунова, над которой в 1780 году была устроена шатровая палатка, не сохранившаяся до наших дней.

Храм строился долго — около 25 лет, не хватало средств и, в основном, он возводился на царские пожертвования. Щедрые взносы на помин души убитого сына дал Иван Грозный. Но освящение Успенского собора произошло в 1585 году, после смерти Ивана IV, при третьем его сыне, царе Феодоре Ивановиче.

  • Напротив Успенского собора, с западной стороны Соборной площади, расположен Казначейский корпус братских келий. К нему примыкают:
    • с севера — Больничные палаты с шатровой церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, возведенной в 1635-1638 годах
    • с юга – трехэтажная Лестничная башня.
  • За храмом Зосимы и Савватия располагаются Крепостная и Келарские палаты, построенные на рубеже XVI-XVII веков
  •  В 1686-1692 годах была возведена великолепная, декорированная белокаменной резьбой трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского, выполненная в стиле «нарышкинского» барокко
  • В этом же стиле в 1692-1699 годах на месте надвратной церкви в честь Сергия Радонежского у главного входа в монастырь был возведен пятиглавый надвратный храм в честь рождества Святого Иоанна Предтечи. Немалые средства на его возведение были пожертвованы купцом Григорием Строгановым
  • В том же стиле в северной части были построены Царские чертоги для размещения царской семьи
  • Надкладезная часовня была устроена в конце XVII века над открывшимся здесь источником целебной воды рядом с Успенским собором
  • Небольшая церковь во имя Михея Радонежского, ученика преподобного Сергия, свидетеля видения учителю Богоматери с двумя Апостолами. Церковь построена над гробом Михея Радонежского в 1734 году
  • Напротив больничных палат сооружена церковь Смоленской иконы Богоматери в стиле елизаветинского барокко
  • Митрополичьи покои, ныне это Патриаршие покои, являются резиденцией настоятеля монастыря, Патриарха Московского и всея Руси, во время его пребывания в обители. Строение расположено в юго-западной части монастыря и относится к XVI–XVII векам
  • За несколько километров от монастыря Вы можете увидеть великолепную пятиярусную колокольню, это один из лучших памятников русского зодчества XVIII века.

Троице-Сергиева Лавра в Смутное время

В начале XVII века Лжедмитрий II направил преданных ему воевод Петра Сапегу и Александра Лисовского с польскими и литовскими интервентами против русских городов. Были разорены Переяславль-Залесский и Ростов Великий, Ярославль и Суздаль, Владимир и Нижний Новгород. Угрожала беда и Сергиевой обители.

В сентябре 1608 года польско-литовские отряды подошли к монастырю.  16 месяцев крепость держала осаду. К концу 1609 года от тяжелых условий и недостатка еды более 2000 защитников крепости умерли от цинги. Оставшиеся в живых стойко защищали крепость и 12 января 1610 года осада была снята с помощью подошедших русских войск под предводительством Михаила Скопина-Шуйского.

После снятия осады разрушенные крепостные стены были восстановлены и на территории монастыря разместился постоянный гарнизон из стрельцов и пушкарей.

В 1618 году польский королевич Владислав, пользуясь поддержкой польского сейма, пытался занять Московский престол. Организовав поход на Москву, он подступил к Троице-Сергиевой обители и пытался взять ее. Но крепость устояла и на этот раз.

После этих событий авторитет монастыря повысился, возрастают пожертвования на его строительство. Были усовершенствованы оборонительные сооружения и построены новые храмы, также украшались старые постройки.

Троице-Сергиева лавра в период правления Петра Первого

В конце XVII — начале XVIII века, во времена Петра Первого Троице-Сергиева Лавра вновь оказалась на первом плане в связи с политическими событиями той эпохи.

В 1682 году во время Стрелецкого бунта за стенами крепости укрывались царевна Софья и царевичи Иван и Петр. А через семь лет в 1689 году Петр спрятался здесь, убежав из Москвы. Именно в Троице-Сергиевой Лавре произошла расправа над сторонниками Софьи и отсюда Пётр уехал в Москву единовластным правителем.

В начале XVIII века строительство каменных зданий было запрещено и сооружение монастырских построек было приостановлено. Вскоре Россия вступает в Северную войну и для военных нужд Петр Первый берет из монастырской казны 400 тысяч рублей.

В связи с угрозой похода на Россию шведского короля крепость укрепляется: дополнительно на угловых башнях были построены бастионы, поскольку современные для того времени орудия не могли разместиться на ранее построенных стенах и башнях.

Открытие духовной семинарии

В XVIII веке Троице-Сергиева обитель была богата и имела большие земельные владения. О высоком авторитете обители говорит тот факт, что в 1742 году на ее территории была открыта Духовная семинария, а позже здесь разместилась Московская Духовная академия. В 1744 году указом Елизаветы обители было присвоено почетное имя Лавры.

Троице-Сергиева Лавра в Советское время

В мае 1920 года состоялось последнее богослужение и вскоре в помещении обители был организован историко-археологический музей. Вся братия была выселена и стала жить в трудовых коммунах. Через девять лет большая часть монастырских колоколов была снята и переплавлена, уцелели лишь колокол «Лебедь» 1593 года и «Никоновский» 1420 года.

Монашеская жизнь возвратилась в обитель в послевоенные годы. Первая литургия прошла в ночь на Пасху 21 апреля 1946 года.

До 1983 года монастырь был резиденцией российских патриархов, позже она была перенесена в Московский Данилов монастырь.

Троице-Сергиева Лавра – одна из самых почитаемых обителей у русского народа. Тысячи верующих и паломников спешат поклониться ее святыням, а многочисленные туристы любуются памятниками истории и архитектуры, созданными лучшими мастерами XV — XIX веков. С 1993 года Троице-Сергиева Лавра находится под охраной Юнеско.

Источник: TripGuide.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.