Армянский монастырь Сурб-Хач в Старом Крыме

Армянский монастырь Сурб-Хач находится в густо растущих деревьях на горных склонах вблизи города Старый Крым, около 3-х километров. Неординарное архитектурное исполнение Сурб-Хач неоднократно обращало на себя внимание многих художников, которые отображали на своих полотнах величественное построение. Монастырь, который 29 июля 2015 года достиг 657-летия, является святой землей для всех, кто ищет духовности и умиротворения. Монастырь Сурб-Хач обладает своеобразной созидательной силой, которая позволила армянам сохранить свою религию, веру, обычаи.

Географические координаты армянского монастыря в Старом Крыму Сурб-Хач на карте Крыма N 45.0007, E 35.0625

Святой Крест – это дословный перевод монастыря Сурб-Хач. Данное название было дано не зря. Существует легенда, что Ованес Себастаци из города Себастия, увидев в небе над землёй огненный крест, решил основать на этом месте монастырь. Ованес вместе с братом выкупили земельный участок размером 50 гектаров у генуэзцев и начали строительство монастыря в 1358 году. На протяжении всего времени становления и реставрации армянского монастыря было вложено большое количество сил и времени архитекторов, иконописцев и художников.


Армянский монастырь Сурб-Хач

По мнению экспертов, данное строительство было обусловлено многочисленным переселением армян со своей родины на Крымский полуостров. Постройки Сурб-Хач очень схожи на храмы Армении, которые были построены в 7-8 веках. В период с 17-го во 18-й века армянский монастырь был перестроен ни один раз. Данные изменения отображались на стенах монастыря в различных надписях. В 78-м году 18 века жители монастыря покидают его и переходят нести свою службу в Нахичевань-на-Дону. Однако позже совместными усилиями Армянской Церкви монастырь был возрожден.

В 1925 году армянский монастырь в связи с распоряжением советской власти закрывают и используют не по назначению. В послевоенные период монастырь был подвержен серьёзным разрушениям и только в 94-м году 20 века монастырь был реставрирован и прихожане могли посещать храм. Из целого комплекса строений состоит Армянский монастырь Сурб-Хач: трапезная монастыря, кельи, церковь Сурб-Ншан и фонтаны и сад. Церковь Сурб-Ншан является сердцем монастыря Сурб-Хач. Там по сегодняшний день можно найти средневековые росписи. К церкви примыкает гавит, от которого идёт каменная лестница к башни-колокольни. Помещение гавита украшено разнообразными крестами.


Трапезная состояла из двух залов: первый зал ведёт в подвальные помещения, а в другом зале расположен камин и печь. В конце 19 века над трапезной монастыря был достроен второй этаж, который был предназначен для гостиничных помещений.

монастыря Сурб-Хач

Кельи, или как их ещё называю, братский корпус, расположены с южной стороны гавиата и храма. Братский корпус – это двухэтажное помещение, построенное в виде буквы «г». Снизу было размещено несколько комнат, а на втором этаже находится балкон-галерея, стоящий на деревянных колоннах.
На территории Сурб-Хач расположена лестница и два фонтана, в которой течёт родниковая вода. На пологом склоне гор на четырёх террасах расположен сад монастыря.
Армянский монастырь Сурб-Хач — это святое место, которое манит не только своеобразной архитектурой, но и местом, где можно найти душевный покой, гармонию и избавиться от всех забот. Армянский монастырь Сурб-Хач входит в рейтинг лучших церквей Крыма. 

Армянский монастырь Сурб-Хач в Старом Крыме на карте

Источник: www.krym4you.com

Где находится Сурб-Хач в Старом Крыму?


Старый Крым расположен на территории Кировского района республики – у подножия горы Святого Креста (Монастырской). С нее сбегает речушка Чурук-Су. На вершине этой же лесистой возвышенности турист заметит силуэт апостольской церкви. Севернее от сакрального места, в Козьей балке, можно также посетить Парк антилоп.

Монастырь на карте Крыма

История становления обители

Армянский монастырь в Старом КрымуВ XIII столетии, по разрешению ордынцев, в Тавриду приехали армяне из разрушенного землетрясением города Ани. Они заселили монголо-татарскую ставку на полуострове – город Кырым (образованный на месте византийского полиса Карсан).

Первые упоминания о воздвигнутом здесь храме относятся к XIV столетию. Как-то предводителю общины переселенцев (Ованесу Себастаци) пришло знамение: огромный огненный крест. Как все ортодоксальные монофизиты (всегда наблюдающие этот знак), члены диаспоры Солдайя тут же назвали монастырь Сурб-Хач. С армянского языка это переводится соответственно — «святой крест». На крышу они водрузили свою реликвию – крест с главного храма города Ани, построенного еще в IV веке.


Так началась история очередной Церкви Святого Креста. Долгое время она была связана с постоянными разрушениями – генуэзским, татарским, турецким. Братский корпус быстро отстраивался. Появлялось даже больше келий. Обитель становилась временным домом для всех страждущих, подвергавшихся гонению за монофизитство и вообще за христианство.

Вышеуказанный исторический памятник находится на государственном учете Украины с 1963 г. Сегодня любой вандализм в отношении его зданий преследуется по закону Российской Федерации.

Чем интересен Армянский монастырь для туристов?

Армянский монастырь Сурб-Хач – действующая мужская обитель. Соответственно, в его новые корпуса и хозяйственные помещения вход женщинам запрещен. Открыты для просмотра лишь прекрасно сохранившиеся останки древнего здания – братский корпус (кельи), трапезная, внутренний дворик и фонтаны.

Но площадка перед архитектурной достопримечательностью Старого Крыма — место, где христиане-монофизиты любого пола в середине июля отмечают Вардар (армянский аналог праздника, посвященного Ивану Купале).армянский монастырь Сурб-Хач У красивого портала по «красным» дням армянского апостольского календаря устраиваются выставки шедевров народного ремесла и даже концерты народных коллективов.


Под звуки дудука на автопарковке собираются армяне со всего СНГ, иногда – из стран дальнего зарубежья. Зачастую организаторами мероприятий у этого религиозного комплекса выступают жители городского округа Судак. При этом любой гость празднества, независимо от национальности и вероисповедания, может посетить каждую часть ритуального торжества, в том числе обливание.

На память о посещении Сурб-Хач туристы обычно набирают в бутылку воду, освященную местным католикосом. Она сбегает по водоводу, идущему прямо из стены культового сооружения. Армянский монастырь в Старом Крыму на подъезде украшен стелами с ритуальной армянской резьбой. В окружающем их монастырском саду можно увидеть план всего комплекса. Уже отсюда слышна музыка богослужений.

Как добраться до Сурб-Хач?

Гора Монастырская (украинское название – Грыца) – фрагмент северного склона Крымских гор. Из других таврических городов проехать к ней можно по дороге Р-29 или Р-23. Путешественники, двигающиеся из сел Кировского района, попадают сюда по узкому шоссе «Приветное — Старый Крым».

Сойдя на автостанции Старого Крыма, они добираются до храма следующим способом. Нужно продолжать двигаться вдоль трассы на запад. Там, где в нее впадает улица Ленина, необходимо повернуть в сторону горы – по ближайшему переулку выйти из поселка (пройти 700 м). После пересечения реки Чурук-Су путь продолжит специальная дорога, поднимающая вас к духовному сокровищу армянского народа. Восхождение займет 3,3 км.

На машине доехать до монастыря из Судака можно так:


Из Феодосии, чтобы добраться до обители, нужно преодолеть такой путь:

Туристу на заметку

  • Адрес: г. Старый Крым, Кировский район, Крым, Россия.
  • Координаты: 45°0′2″N (45.000459), 35°3′45″E (35.062593).
  • Телефон: +7-36555-5-13-50.

Армянский монастырь Сурб-Хач – место паломничества приверженцев армянской апостольской церкви со всего мира. Но он собрал массу довольно теплых отзывов и на интернациональных форумах. Их авторы – не только армяне. Многие отпускники и любители истории только благодаря этой обители запомнили названия близлежащих поселков. Отметим — главная особенность Сурб-Хач – хорошая обзорная площадка (храм в «верховье» глубокого оврага). С преобладающей высоты открывается вид на весь Старый Крым и некоторые участки северного склона Таврических гор. Фотографии отсюда сделали тысячи приезжих. В завершении смотрите небольшое видео об этой достопримечательности.






Источник: krymania.ru

Нас трое из группы саровских туристов, совершивших по Восточному Крыму пеший спортивный поход (рук. – А.А. Демидов) и закончивших его спортивную часть 2 июня 2013г. в поселке Коктебель.

Сегодня, 5 июня 2013 года, мы знакомимся с заповедными местами Юго-Восточного Крыма, где сохранились и живут культурные традиции разных народов Таврики. Это – город Старый Крым, армянский монастырь Сурб-Хач, литературные музеи А. Грина и К. Паустовского.

Здесь я расскажу о Сурб-Хаче, а мои спутницы, Валентина и Ольга, об удивительных судьбах русских писателей А. Грина и К. Паустовского расскажут в отдельном очерке.

Историческая справка

Армяне относятся к индоевропейской языковой семье народов мира. Древнейшее государство на территории Армении в Закавказье – Урарту существовало в IX-VI вв. до н.э. В Армении христианство стало государственной религией с 301 г. Армянский алфавит создан в 405-406 гг.

По преданию, первыми проповедниками христианства в Армении были  апостолы Святые Варфоломей и Фадей. Армянская Апостольская церковь основана епископом Григором в 301 г. Её вероисповедание определяется Библией и решениями первых трех Вселенских соборов: Никейского 325г., Константинопольского 381 г. и Эфесского 431г. Армянская Апостольская церковь не признала решения Халкедонского собора 451 г. и выделилась в самостоятельную конфессию – монофизитство. К монофизитству также относится коптская церковь Египта.


После захвата арабами и турками-сельджуками территории Армении в Закавказье армяне постоянно переселяются в Малую Азию и затем основывают колонии с XI в. на южном побережье Крыма. Армяне живут в Крыму отдельными общинами, не образовывая самостоятельных княжеств. Поэтому церковь духовно и культурно сплачивала армянский народ, обеспечивая сохранение на чужбине (в изгнании) родного языка, письменности, веры и обычаев [1, 2].

Монастырь Сурб Хач был основан в XIV в. и до конца XVIII в. являлся центром западно-крымской епархии Армянской Апостольской церкви. Он пережил  генуэзскую колонизацию, турецкое нападение на Крым в 1475 г., гнет Крымского ханства и Советской власти, пожары и разрушения. В 1925 г. монастырь закрыли, и долгое время здесь были пионерский лагерь, санаторий, база отдыха. В 70-е годы проводились комплексные археологические раскопки ведущими крымскими учеными, по результатам которых началось постепенное восстановление монастырского храма и других зданий. В 1994 году в храме Сурб-Ншан были возобновлены богослужения. В 2002 году постановлением Совета министров Крыма монастырь возвращён Армянской Апостольской церкви. Первые богослужения стали проводиться с 1993 года. В 2008 году Сурб-Хач торжественно отпраздновал свое 650-летие, на этом празднике присутствовали Католикос всех армян Гарегин II, Президент Армении С. Саркисян, высокие чины духовенства Армянской Апостольской Церкви, представители Украины и России.


Сурб-Хач – ландшафтный и культовый памятник Юго-Восточного Крыма

Сурб-Хач является главной святыней крымских армян и единственным сохранившимся в Украине памятником армянской монастырской архитектуры XIV-XIX вв.

Монастырь расположен в верховьях балки Монастырская на склоне горы Грыця, которая имеет древнее название – Святой Крест (на армянском языке — Сурб-Хач). По одной версии название монастыря связано с священной реликвией — хачкаром («каменный крест» или «камень-крест» в переводе с армян. яз.), который в XIII в. был вывезен из древней столицы Армении города Ани и хранился в монастыре. На севере и северо-западе его окружают хребты Агармыш и Таз- Агармыш, на юге и юго-западе — хребет Карасан-Оба. Это – отроги Главной горной гряды Крыма, покрытые мощными лесами, в которых основными древесными породами явлляются крымская сосна, дуб скальный, бук, граб и ясень.

207848_BIG_2_0г

Туристическая карта окрестностей Старого Крыма и монастыря Сурб-Хач. Наше путешествие в Сурб-Хач началось от трассы в Старом Крыму и обозначено красной сплошной линией

 


Крым-93-95 088

Вид на Сурб-Хач с верховьев балки Монастырская. 1993 г.

 Монастырь найти легко. На трассе «Симферополь-Феодосия-Керчь» в Старом Крыму есть указатель в Сурб-Хач. Хорошо асфальтированная дорога на протяжении 3 км полого поднимается в окружении густого и высокого леса. Даже в ясный жаркий день здесь всегда есть спасительная прохлада. Во время подъема к монастырю можно отдохнуть в стоящих на обочине дороги отдельных домиках и отведать блюда армянской кухни.

Перед входом на территорию обители на расчищенной от леса площадке можно оставить машину. Вход на территорию монастыря cвободный и бесплатный. Сначала мы увидели хачкары (камни-кресты). Это — каменные стелы или отдельные камни с резным изображением креста, обычно устанавливаемые у дорог, при монастырях, внутри и на фасадах храмов. Хачкары принято изготавливать из туфа, так как эта горная порода легко поддаётся обработке и обладает антикоррозийными свойствами. Благодаря таким свойствам туфа хачкарам удалось сохраниться ещё с очень древних времён. Каждый хачкар отличается своим неповторимым узором, хотя все узоры обычно выдержаны в едином стиле.

 OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Современные стелы – хачкары у входа на верхнюю террасу монастыря

 OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Древние хачкары – кресты, высеченные на камнях

 На рисунке, взятом с сайта www.tracri.net, показан основной архитектурный комплекс обители, который можно видеть в настоящее время. Отсутствует сад и два фонтана, расположенные ниже основной площадки. Также храм ошибочно назван как «Церковь Святого Креста». Должно быть – «Церковь Святого Знамения».

index

«… Сурб-Хач — творение не одного, а нескольких зодчих, сменявших друг друга. Тем не менее можно подойти к нему как некоему единству: он сохранил целостность общего замысла при всех переделках и щедро наделен чисто архитектурными достоинствами. Кроме того, монастырь вобрал в себя немало и от других искусств — декоративной пластики, полихромии, живописи. … В юго-восточной Таврике мы увидим в некоторых церквах, построенных в период расцвета армянской колонии, не только арменоидные черты. В самой конструкции, декоративных рельефах и прочих архитектурных украшениях сурбхачского храма … есть нечто от романского зодчества и готики. …» [3].

Комплекс  строений монастыря включает:

Церковь Сурб-Ншан (Святого Знамения), 1358 год;

Гавит, XV или XVI в.;

Кельи (братский корпус), 1694 год;

Трапезная монастыря, XVIII в. с достроенным в конце XIX в. вторым этажом;

Два фонтана и лестницы в монастырском саду, XVIII -XIX вв.;

Монастырская гостиница, 1906 г.

Вышеприведенные даты указывают время начала сооружения, перестройки, восстановления после пожаров и землетрясений монастырских зданий.

Церковь Сурб-Ншан – центральное здание монастыря, располагается в его восточной части и выступает за монастырскую ограду. Архитектура храма является традиционной для строительного искусства средневековой Армении. Храм увенчан пирамидальным каменным шатром, опирающимся на высокий двенадцатигранный барабан. Сооружение храма датируется 1358 годом по стихотворной надписи, выполненной на верхней части барабана купола церкви. Надпись в переводе с древнеармянского языка гласит: «Сей божественный храм славы на земле — рай древа жизни; он подобие горнего неба и обиталище Святой Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году, начав, воздвигнут во имя Святого Знамения усердием служителя его Ованеса инока и родных братьев его и по духу сынов…». Основателем храма был указанный в надписи архимандрит Ованес Себастаци.

Писец-каллиграф Степанос в памятной записке к Библии, написанной в Сурб-Хаче в 1368 г. сообщает о сооружении церкви Сурб-Ншан:

«…тот [Ованес] и собирал писания многих толкователей, святыми отцами изъясненные — толкования всех богодухновенных писаний; и так как будучи книгочеем, получил все написанное и с неутолимым вожделением прочел, (то) обучался и обучал не только словом, но и достатки вкладывая в дело, в камне увековечивал выученное из святых писаний. В чем и среди множества произведений, что сотворил, основательно воздвиг в монастыре своем и храм небу подобный, распрекрасный, арочный, купольный из тесаных камней, с позолоченной лепотой, в месте непостижимом и над покоем непорочных волей Божьих и жертвенником Агнца бессмертного, именуя его [храм] Святое Знамение, с пятью хоранами, девятью ступенями — по образу Верхнего Сиона, утвердив в нем служителей» [2], www.qrim.ru/pages/east-crimea/articles/Surb_Khach.

В храме сохранились остатки средневековых росписей. Узорчатая резьба по камню содержит традиционные черты армянского творчества: многочисленные кресты, плетенные шнуры, шестиконечные звезды.

Поэт Серебряного века Максимилиан Волошин в 16-летнем возрасте посетил монастырь и запечатлел в стихотворении «Сурп-Хач» особую духовную атмосферу, присущую  храму Сурб-Ншан:

 «…Вход во храм. Во храме тихо.
Полумрак. Из окон
Две струи блестящих света
В мрак ворвались. Ряд икон
Почерневших, полустертых.
В глубине пред алтарем
Помост каменный высокий, 

Книга старая на нем…»

Это раннее стихотворение М. Волошина написано 6 августа 1894 года в Коктебеле. Оригинал хранится в Институте русской литературы Академии наук России (Петербург).

С тех пор минул целый век, но простое очарование этого храма никуда не исчезло….

«Там красота возведена в закон,
Там красота не в бархате и злате,
Там каждый звук — кристально чистый тон,
Там дирижер — светило на закате»

 Елена Скрябина «Сурб-Хач: Легенды и были». 2000 г. travel.kyiv.org/crimea/surub_hach

 OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Алтарь церкви Сурб-Ншан

 Со стороны главного фасада к зданию храма примыкает прямоугольный в плане гавит (притвор). В гавит вели два входа в южной и западной стенах. Над юго-западным углом гавита воздвигнута башня-колокольня, в неё из гавита ведет каменная лестница. Интерьер гавита украшен резными крестами. Вероятно, гавит был пристроен к храму не позже конца XVI века, самый ранний хачкар в гавите датирован 1551 годом. Некоторые исследователи считают, что гавит был сооружен в XV в.

P1040038

Гавит (притвор храма)

Перед входом в сам храм лежат могильные плиты с полустершимися армянскими надписями, под которыми захоронены настоятели монастыря. Ступая по ним, живущие на земле как бы общаются с почившими праведниками и поминают их. «…Так через века выполняется последняя воля скончавшихся в монастыре праведников – служить надежной опорой для подошвы приходящего к Богу человека» (www.svoboda.org/content/article/1927226.html).

    P1040041

Вход в гавит (притвор храма).

Справа над входом – колокольня (сторожевая башня). Колокол висит на кронштейне, вбитом в стену рядом с окном над входом в гавит.

 Кельи (братский корпус) и внутренний дворик примыкают к южному фасаду церкви и гавита. Попасть в келейный дворик можно из внутреннего монастырского двора и из гавита. Здание братского корпуса двухэтажное. На первом этаже было восемь помещений, перекрытых полуциркульным сводами, каждое с камином, дымоход которого упрятан в стене. Кельи второго этажа имели выход на открытый балкон-галерею на уровне междуэтажного перекрытия, который опирался на деревянные колонки, от них в вымостке двора сохранились каменные базы. Ко входу на балкон-галерею сначала подводила лестница с восточного края двора, а позднее был устроен вход также с площадки лестницы, ведущей в гостиницу над трапезной. Отдельно от братского корпуса расположено одноэтажное каменное здание монастырской гостиницы.

 P1040039

Вход из атриума (внутреннего двора) к братскому корпусу.

 Под лестницей, ведущей на второй этаж трапезной, расположен фонтан для омовения рук и босых ног перед тем как войти в храм или трапезную. Справа от главного входа в гавит, возле калитки, ведущей в малый двор, есть надпись на мраморной плите. В переводе текст ее гласит: «Милостью божией монастырь Сурб-Хач вторично возобновлен великолепно, а также храм и наружные двери с окружающими стенами… во времена епархиального начальника … архиепископа Адама… Он был радетелем и виновником перестройки… Год спасителя нашего 1751, лета армянской эры 1200» [3].

Трапезная расположена к западу от храма, их разделяет внутренний монастырский двор. Под зданием трапезной были устроены подвальные помещения. Собственно трапезную составляли два зала прямоугольной в плане формы. В северном зале помещения устроены камин с полукруглой топочной аркой, окаймленной изящным наличником, с дымовою трубой, упрятанной внутри стены и печь. Из южного зала в подвальные помещения вела  лестница, устроенная в северо-западном углу. Второй этаж над трапезной предназначался для гостиничных помещений, он был надстроен в конце XIX века. Северная сторона здания снаружи укреплена мощными контрфорсами. К южной стене примыкает привратницкая, между ней и кельями вход в монастырь с двумя дверными проемами. Над одним из проемов была надпись, датирующая эту часть монастыря 1686 годом.

С севера внутренний дворик между трапезной и храмом замкнут стеной. В нём, справа от входа в келейный дворик, под лестницей, ведущей на второй этаж трапезной, расположен фонтан.

Два фонтана и лестница, ведущая к ним, находятся на территории сада к юго-западу от монастырского комплекса. Все фонтаны были построены по единому принципу — это прямоугольное в плане сооружение с декорированным фасадом и глухими стенами, с примыкающим к нему с тыльной стороны колодцем-цистерной. Вода к фонтанам подводилась по водопроводам, сложенным из керамических труб, из расположенных выше по склону источников воды. Сад монастыря был заложен несколькими террасами на пологом горном склоне. От трапезной с уровня внешнего открытого двора монастыря, в сад к нижнему фонтану вела  лестница. В этой части усадьбы сохранились четыре террасы с подпорными стенами из бутового камня. Полотно участка дороги вблизи от монастыря и открытый двор комплекса были замощены бутовым камнем.

 DSC02215

Нижний фонтан. Фото c www.tour.crimea.com.

Занимаясь археологическими изысканиями, крымские ученые О. Домбровский и В.Сидоренко обратили внимание на особенности проектирования и сооружения основного комплекса Сурб-Хача в горных условиях, о чем написали в своей книге «Солхат и Сурб-Хач» [3]:

«В здании трапезной дверь, ведущая из южной его половины в атриум, расположена прямо напротив большого окна — на пять высоких ступеней выше пола. На оси, проходящей через оба проема, находится вход в храм — затененная дверь гавита в обрамлении скромных резных наличников. Порог этого входа лежит на высокой семиступенной паперти. На той же оси внутри гавита — изукрашенный резной портал святилища (собственно храм, без гавита), в свою очередь приподнятый на пять крупных ступеней. За ним, в самой глубине храма, возвышается на высоком помосте полукружие алтаря со светящимся в полумраке узким окном — на той же главной продольной оси, пронизывающей весь монастырский комплекс. Пять проемов, просматриваемых насквозь — снизу вверх! И пятиметровый перепад на протяжении каких-нибудь сорока пяти метров.

Поразительна эта — можно назвать ее дивной — ступенчатая перспектива вздымающихся один над другим архитектурных объемов, а с ней и постепенное возрастание орнаментального богатства — в обрамлениях входов, в полихромии рельефных узоров и в росписи, которую видим над входом из гавита в святилище. По-особому настраивал посетителя и дальний сумрак, манивший в глубину перспективы — туда, внутрь храма, где в благовонном дыму синевато курившегося ладана повисал солнечный луч, проникавший в окно алтарной абсиды».

 pict16

Продольный разрез храма (1), гавита (2), атриума (3), трапезной (4) и поперечный — храма. Рис. В. Сидоренко из книги [3]

 «Сурб-Хач! Ты защита и убежище нашего народа. Ты единственный, нет тебе подобных… И вид и положение твое дивны…». Такими восклицаниями пересыпаны стихотворные обращения к монастырю, созданные армянскими поэтами средневековья [3].

Сурб-Хач являлся одним из центров духовного и светского образования для крымских армян. Также здесь обучали рукописному делу и искусству художественной миниатюры. В монастыре работали художники и мастера книжной миниатюры, переписчики и переводчики, создавались рукописные книги и библии.

Многие рукописи, созданные в Сурб-Хаче, хранятся в ереванском Матенадаране (институте древних рукописей) и в зарубежных коллекциях.

Воспоминания о первых путешествиях в Сурб-Хач

В конце октября 1993 г. мы завершили свой первый поход по пещерным городам Юго-Западного Крыма. Идея такого путешествия возникла у саровского краеведа Антона Маслова после открытия в Сарове пещерной церкви Антония, Феодосия и прочих Киево-печерских чудотворцев. В походе участвовали М. Кудрявцев (руководитель), А. Маслов, А. Шевченко, С. Шнепова, В. Лазарев. В последние дни нашего первого крымского путешествия решили также посетить что-нибудь в Восточном Крыму и выбрали Сурб-Хач.

Вечером в под мелким постоянным холодным дождиком наша группа прибыла в Старый Крым и двинулась по бетонной дороге на подъем к монастырю. В конце подъема увидели в сумерках ограду и деревянную дверь с железным кольцом вместо ручки. Громко постучали. К нам вышел высокий худой молодой человек с длинными спутанными волосами на голове в грязной рабочей робе. Его лицо выдавало в нем интеллигентного человека, тем не менее, привыкшего к тяжелому физическому труду. Попросили приюта, объяснив цель своего путешествия, и были помещены в северном зале монастырской трапезной, где находится большой камин. Принявший нас человек назвался Аркадием и объяснил, что трудился рабочим историко-археологической экспедиции по изучению и реставрации Сурб-Хача, а теперь является сторожем исторического комплекса зданий монастыря. Живет здесь постоянно один, но иногда приходят и гостят разного рода туристы и бродяги. Монастырь пока не действует, монахов нет, тишина и покой … О себе Аркадий сообщил следующее. Он – армянин по мужской линии, в его роду также были и русские, и поляки. Родители – архитекторы, живут в Ереване. Аркадий окончил один курс исторического факультета, бросил учебу и постоянно живет здесь. Много знает о культуре и религии армянского народа. Его родословные корни тянутся из Малой Азии, где в окрестностях Трапезунда (сейчас – город Трабзон на черноморском побережье Турции) находилось дворянское поместье его предков. Аркадий был первым человеком, который познакомил нас с Сурб-Хачем и его храмом Сурб-Ншан. Постоянно живя в монастыре в 90-е годы прошлого века, он доброжелательно принимал всех путешественников, посещавших Сурб-Хач, для чего составил любопытный документ: «Устав. Обстоятельства, правила и возможности Сурб-Хачинского общежития». У автора есть рукописная копия этого Устава.

Так выглядел Сурб-Хач в 1993-1995 гг., когда только начались серьезные  работы по исследованию и реставрации монастыря.

 Крым-93-95 089

Вид на Сурб-Хач из сада. 1993 г.

«Лес высокий и тенистый, 

Всюду горы и пустырь.
Что такое? Стены зданья!
А! Так вот он, монастырь!…»

М. Волошин «Сурп-Хач»

 Крым-93-95 101

Ночлег в бывшей келье настоятеля Сурб-Хача. 1995 г.

На фото слева направо – Михаил Кудрявцев (г. Саров), Аркадий (монастырский сторож), Аркадий Иванов (г. Саров)

         В 1995 г. активизировались работы по возрождению монастыря и в его зданиях было запрещено останавливаться на ночлег, а также временно проживать. Тогда Аркадий начал строить себе временное жилье, а саровские путешественники приняли в этом активное участие. На фото ниже М. Кудрявцев и А. Иванов выкладывают печку из кирпича для обогрева хижины. Октябрь 1995 г.

Крым-93-95 106

Современная жизнь Сурб-Хача

Потом мы еще приезжали сюда в 1994 и 1995 гг., пока Аркадий жил в монастыре. А через 20 лет после первого знакомства с заброшенной и пустующей обителью, когда единственным собеседником и гидом по монастырю был Аркадий, мы попали уже в действующий и отреставрированный монастырь.

Но, странное дело, как будто ничего не изменилось ни в общем облике храма и других зданий, ни в общей душевной атмосфере живущих в обители и посещающих ёе людей. Хотя сейчас нет здесь Аркадия, но так же доброжелательно и вежливо с вами беседуют монахи и члены местной армянской общины. Уже нет разрухи и запустения в монастырском комплексе, но и восстановленный храм не блистает яркостью и роскошью церковных икон и внутренней отделки. Здесь бережно сохранен общий строгий и сдержанный стиль архитектуры, внутреннего оформления и религиозной повседневной жизни, отсутствует общая суета и сутолока паломников и туристов, часто сопутствующая некоторым нашим процветающим православным монастырям.

Журналист «Радио Свобода» Валерий Балаян в 2010 г. опубликовал свою беседу с иеромонахом Сурб-Хача Хайриком и работающими там крымчанами, из которой мы узнаем удивительные для нас суждения об особенностях здешней монастырской жизни:

«…Особенность этого монастыря в том, что он открыт для всех – христиан, инославных и даже мусульман.

Этот храм принадлежит армянам, но открыты ворота для всех верующих, паломников, – объясняет отец Хайрик. – В Новый год татары приехали сюда, потому что в Старом Крыму очень много татар. Они приехали, зашли, помолились и ушли. Удивительно. Когда был в Эчмиадзине, иранцы тоже посещали церковь. И татары тоже приходят, особенно когда свадьбы у них бывают, как паломничество, приходят сюда, молятся и уходят.

Я спросил у русского крымчанина, каменщика Сергея, какой храм он посещает.

Я хожу, естественно, в эту церковь. Если у меня есть свободное время, я также могу зайти в православную церковь, но различий, собственно говоря, я для себя не делаю никаких. Потому что моя субъективная точка зрения заключается в том, что это есть христианство. Я не делаю никаких различий между, скажем, Русской православной и Армянской апостольской церковью, — ответил Сергей.

Я заметил, что Русская православная церковь никогда не допускала причащения армянских верующих, считая их еретиками — монофизитами и инославными. Отец Хайрик смотрит на это как на древнее историческое недоразумение Халкидонского собора:

– Иногда, когда мы даем причащение, мы говорим: ты христианин (если человек, скажем, не из нашей паствы), принимаешь Господа нашего Иисуса Христа, Отца и Сына, и Святого Духа? И если человек крещеный, мы принимаем. И нет такой проблемы.

Я поинтересовался у Сергея, что удерживает его в этом монастыре:

– Ну, во-первых, это моя родина. Во-вторых, место само по себе просто замечательное. Оглянитесь вокруг, посмотрите – красота, чистый воздух, покой, тишина. Здесь я, даже когда работаю физически, отдыхаю душой». (www.svoboda.org/content/article/1927226.html).

Старший брат Сурб-Хача – монастырь Сурб-Степанос

После экскурсии по храму и другим объектам экскурсионного осмотра зайдите в монастырскую чайную (справа от монастырской гостиницы), где отведаете очень вкусные пироги и другую выпечку с чаем. А теперь по лесной дороге, поднимающейся от чайной вверх, прогуляйтесь к развалинам армянского монастыря Сурб-Степанос. Это старший брат Сурб-Хача, хотя основан в том же XIV в. В источниках не сообщается, почему монастырь получил такое имя. Известно только, что местным епископом в те годы был Тер-Степанос. О том, как мог выглядеть Сурб-Степанос, рассказали крымские ученые О. Домбровский и В.Сидоренко в книге «Солхат и Сурб-Хач»:

«К югу от монастыря Сурб-Хач поднимается в гору, огибая ее северо-восточный склон, старая забытая дорога. Круто минуя верховья оврагов, она разветвляется на узкой седловине. Левое ответвление, промаркированное туристами, идет на юг и приводит к роднику на затененной деревьями поляне. У родника, в каких-то тридцати-сорока шагах ниже по склону, обращенному на юго-восток, расположены развалины мало кому известного археологического памятника. … Под сплошным завалом камня лишь кое-где проглядывают или незначительно возвышаются разрушенные кладки. Остатки стен выдают и многолетние деревья, крепко впившиеся корнями в эти скрытые под россыпью камня конденсаторы влаги. Внушительные стволы буковых деревьев свидетельствуют о том, что памятник давно уже лежит в руинах. …

Одно из помещений, как оказалось, принадлежало крестовокупольному трехабсидному храму, внутренние размеры которого (8,4 х 8,6 м.) превосходят параметры сурбхачского. Центральная абсида с внешней ее стороны, выступающей за восточную стену ограды, — пятигранная, облицованная тесаными известняковыми блоками. С юго-запада к храму примыкал открытый внутренний дворик. Соединяющий их дверной проем (ширина его 1,5 м) заложен был камнем на растворе. В кладке всех стен использовался песчаник; исключение составляют облицованные известняком абсиды, известняковая кладка вперевязь на внешних углах здания и резные архитектурные детали. Любопытно, что детали эти найдены и в закладке дверного проема. Надо полагать, упразднен этот вход лишь после полного или частичного разрушения храма, причина которого пока еще неясна.

При расчистке каменного завала, загромоздившего дворик, на глубине 3 м от современной дневной поверхности обнаружены две узкие ступеньки, которые вели к небольшому прямоугольному колодцу. У внешней стороны постройки залегали фрагменты гончарных труб. Вероятно, от родника (он расположен выше по склону) шел сюда водопровод, питавший колодец. Подтверждением служат остатки таких же труб, найденные возле самого родника. …

Привлекательны многочисленные архитектурные детали, обнаруженные в каменном завале: куски изящных резных карнизов, затейливо профилированные наличники оконных арок, каменное подобие черепицы (калиптеры и солены). В числе находок — примитивный «крестовый камень» (хачкар), вывалившийся из стен храма. В сентябре 1976 г. археологи обнаружили целый штабель резных камней в западном углу храма, бережно уложенных кем-то орнаментированной стороной книзу.

Особую ценность представляет камень от кровли восьмигранного барабана — основа для будущей реконструкции этой части здания, завершавшей храм. Не менее интересно резное украшение с так называемой «сельджукской» плетенкой и другие подобные камни. Армяномалоазийский стиль их резьбы позволяет говорить о времени не позднее XIII-XIV вв. …О том, что затерявшиеся в лесу развалины — по всей вероятности, укрепленный монастырь, можно догадываться по планировке его построек. Значительную часть площади занимало главное здание комплекса — роскошный и просторный храм с большим гавитом или парадным двором. С южной стороны к нему примыкали прямоугольная башня и второй — внешний — двор с мелкими хозяйственными постройками. В такой планировке есть нечто общее с Сурб-Хачем».

«В 1997 году древний монастырь исследовала археолог из Армении Ф.С. Бабаян, которая полностью раскопала церковь с внутренней стороны, Наиболее ценная её находка — хачкар, датированный 1331 годом. Ею же обнаружены и две четырехгранные базы колонн, а также не имеющая аналогов в других армянских храмах часть колонны 1,8 метра, с двумя хачкарами» [2].

Рядом с развалинами Сурб-Степаноса находится туристическая стоянка «Лесная глушь» и родник. Сюда по лесным дорогам проложены пешие маршруты с туристических стоянок «Френк-Мезер» и «Водяная балка», из населенных пунктов Щебетовка и Краснокаменка, а также из Кизилташского мужского монастыря Святого Стефана Сурожского. А в старые времена здесь проходила дорога, соединявшая между собой золотоордынский Солхат (Старый Крым) и генуэзский Судак.

Здесь, среди высокого и дремучего леса, когда в октябре 1995 г. мы в последний раз посетили Сурб-Степанос, Аркадий  в раздумье произнес:

«Что-то шумно стало в Сурб-Хаче. Пора перебираться сюда, в тишину и покой…». 

 

Литература

  1. Большой энциклопедический словарь.
  2. А. Потиенко «Старый Крым: город музеев, город-музей». Историко-краеведческие очерки. Симферополь. 2009
  3. О. Домбровский и В.Сидоренко «Солхат и Сурб-Хач». Симферополь. 1978.

В статье использованы фотографии автора, Валентины Кузнецовой и с сайта www.tour.crimea.com.

Источник: sarpust.ru

На территории сохранились (полностью, частично, отреконструированные):

  • Храм обители (1358 г.), Церковь Сурб-Ншан (св. Знамения) — идентификация строения стала возможной, благодаря сохранившейся стихотворной надписи барабана купола церкви («Сей божественный храм славы, на земле — рай древа жизни: он подобие горного неба, обиталище Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году, начав, воздвигнут во имя св. Знамения усердием служителя его Ованнеса инока и родных братьев его и по духу сынов…»).

Считается то первый настоятель тайно вывез святыню из города Ани, и с 1385 года пять веков она хранился в нём. Ему приписывается божественная сила исцеления, исполнения желаний. Поэт Людвиг Дурьян писал: И вот уже хачкар-святыня,Невольник путников-армян,Седою окружен полынью,Глядится в тихий вольный Дон,И город Нор-Нахичеван.

Храм, для многих необычен, например,в отличие от православных храмов, все свечи – и за упокой, и за здравие – ставятся в одном месте, вне зависимости от формы подсвечника. Кстати, традиционно подсвечники — это емкости с песком или водой — это истинное чудо! Четыре стихии одномоментно объединяются, наделяя силой светлый помысел молящегося!

Ещё, что поразительно- свечи уложены на деревянном столике, в открытом доступе. В столешнице есть прорезь, где каждый может, по возможности оставить пожертвование. Богослужители очень чутки к прихожанам, и готовы, если это необходимо, поделиться бесплатно свечами с малоимущими! Великая мудрость…

У входа в двери храма – надгробные плиты. Вступая в обитель — вы перешагиваете эти плиты, под которыми -захоронения основателей монастыря и монахов, которые здесь некогда жили. Считалось, что быть захороненным у входа в храм — наивысшая честь. «Когда верующий человек по надгробию заходит в храм – это для них это уже благословение».

Считалось, что быть захороненным у входа в храм — наивысшая честь. «Когда верующий человек по надгробию заходит в храм – это для них это уже благословение».

В храме, как наиценнейший экспонат представлена, справа от алтаря, икона «Мигающий Иисус». Уникальность данной иконы неоспорима.

В мире существуют только 3 списка с оригинала (оригинал — полотнище, которым было накрыто лицо Иисуса после смерти и на котором отпечаталось его изображение).

Одно находится в монастыре Сурб-Хач, другое — в Грузии и третье в кафедральном соборе в Риме.

Икона написана таким образом, что при взгляде на нее с разных ракурсов Иисус словно то смотрит на вас, то глаза его закрыты, то глаза его полны слез или крови.

  • притвор с башней (дата постройки — конец 14 века). Имел два входа в южной и западной стенах.

Над юго-западным углом гавита воздвигнута башня-колокольня, в неё ведет каменная лестница. Интерьер гавита украшен резными крестами.

  • братский корпус(кельи (1694 год),

над входом в келейный дворик сохранилась надпись: «С помощью божьей сия стена со всеми её постройками, с этими прекрасными верхними и нижними кельями сооружена во славу святого Креста в 1143 г. (1694 г.). Пусть это будет памятью архиепископа Акопа…».

Изначально все монахи жили в одной келейной, после строение перестроилось и "поделилось" на кельи площадью примерно 2*2 м. в каждой комнате находился камин. В кельях монахи спали и молились. Самая большая келья предназначалась для настоятеля монастыря.

Недалеко от келий, также находилась одна общая душевая.

Здание двухэтажное. На первом этаже было восемь помещений, перекрытых полуциркульным сводами.

Кельи второго этажа имели вход с помоста, который опирался на сохранившиеся до сих пор каменные базы.

  • трапезная (18 век).

было 2-е трапезные (одна для мирян, другая — для монахов).

Все помещения в монастыре отапливались только каминами, а пища готовилась на печи.

Под зданием трапезной были подвальные помещения, которые многие называли подземельем, а в советские времена существовала легенда, что подземные ходы ведут в сам город Солхат, иные утверждали, что в Топловский монастырь ( близ с. Тополевка).

В зале помещения устроены камин и печь(справа).

В трапезной сохранилась плита с надписью: «Я, Саркис-повар, племянник вардапета Киракоса, служил святому кресту четыре года ради спасения души своей, года 1211 (1762 г.)».

  • Внутренний дворик, в котором под лестницей, ведущей на второй этаж, надстроенный над трапезной, расположен фонтан (сейчас он безводен). Вода поступала во все помещения по глиняным трубам( галерейкам) из источников гор.
  • гостиница для паломников (время постройки — вторая половина 19 века).Была надстроена над трапезной , этот этаж предназначался для гостей, так как возросло число посещавших его богомольцев.

Для всех страждущих, подвергавшихся гонению двери обители были открыты.

Этаж был разрушен в 40-х годах XX века и воссоздан на сохранившихся фундаментах в 80-х годах XX столетия.

  • три фонтана (18-19 века)

К сожаления в 70-х годах с него исчезла плита из проконнесского мрамора, на ней были изображены два ангела, возносящие канфар — богослужебный сосуд, из которого выступает латинской формы крест; под чашей — шлемовидное изображение клобука (головной убор), а по сторонам его курчавые клубящиеся облака.

Второй фонтан имеет изящно профилированные наличник полукруглой арки и декоративный пояс, сложный по рисунку карниз, венчающий каменный резервуар. В «сталактитовой» нише — узорчатые резные камни с «сельджукским» орнаментом, а посредине хачкар с фигурами каких-то святых.

  • лестница (19 века).

До 1917 года монастырь владел наделами земли в разных частях полуострова, в общей сложности более 4000 десятин (равная 2400 квадратным саженям (109,25 соток; 1,09 га).

В 1925 году как духовное учреждение, ликвидируется. Его здания были переданы в ведение Крым Охриса, вплоть до Великой Отечественной войны, располагался детский лагерь, а после санаторий для больных туберкулезом, и даже склады.

В военные годы строения монастыря серьёзно пострадали от боевых действий и разграбления. В послевоенный период здания монастыря были заброшены и, несмотря на проведение некоторых восстановительных работ, активно разрушались.

Все времена армянская диаспора подчинялась управлению церкви, в частности в крыму — Сурб Хач был главной "инстанцией" и хранителем, духовно сплачивая народ, сохранял на чужбине родной язык, обычаи, письменность и безусловно веру.

С 2008 года, после основательной, очередной реставрации, мужской монастырь стал вновь действующим, начали проводиться службы, церковные праздники.

В данный момент настоятель святой обители — иеромонах Мхитар Григорян, назначенный на эту должность Армянской Апостольской Церковью.

Так как это действующий монастырь — в корпуса и хозяйственные помещения вход женщинам запрещен…

В монастыре богослужение проходит ежедневно, в воскресенье проводится литургия (дословный перевод — "совместное дело"). Проводится по воскресеньям и церковным праздникам.

Во время Таинства совершается приложение хлеба и вина в в честь Тела и Крови Господней и Причащение верных.

Также стало уже традицией в стенах обители, в середине июля, ежегодно, праздновать праздник вардавара (перевод — розы в цвету).

В этот день люди дарят друг другу цветы, отдавая предпочтение розам. Считается,что тому, кто попадет под брызги "розовой" воды, грядущий год принесет счастье.

В празднества, независимо от национальности и вероисповедания, приехать может каждый, и окунуться ( в прямом и переносном смысле) в традиционные армянские гулянья.

За многие года существования, здесь отдыхали, жили и творили деятели искусства, знаменитые личности.

Например Волошин в 1894 году писал:

Лес высокий и тенистый,

Всюду горы и пустырь.

Что такое? Стены зданья!

А! Так вот он, монастырь!

Что ж однако? Где же люди?

Вкруг всё тихо. Лишь журча,

В арке белого фонтана

Льется светлая струя…

Я чувствую спокойствие в этом месте. Пенье птиц тут звонко, как и капли воды.

Воздух в любое время года — прохладен, свеж.

Наивысшая радость — после рабочего дня приехать погулять по лесу, саду, храму монастыря, напитаться энергией и умиротворением.

Адрес: Республика Крым, Кировский район, город Старый Крым.

Телефон: +7 (36555) 5 13 50

GPS координаты: 45.000742, 35.062577

Обязательно подпишитесь на мой канал, чтоб не пропустить новые статьи о Крыме, моем Крыме, моими глазами. Всех благ Вам, мира и здравия.

Источник: zen.yandex.ru

Где находится в Крыму армянский монастырь

Любой турист, который приезжает в Крым, должен еще до поездки определить, какие достопримечательности он хочет посетить. Если в план включен и этот монастырь, необходимо знать, где он находится, а также как удобнее к нему добираться. Это поможет значительно сэкономить время на его поиски.

Итак, место расположения армянского монастыря в Кырму следующее: городок Старый Крым, расположенный в Кировском районе. Но все же это только общий адрес, понадобится большая конкретика. Самый верный ориентир — это подножие горы, которая называется «Святой Крест». Она находится между такими курортами как Феодосия и Судак. Это как раз территория Кировского района, а обитель расположена на этой горе. Кстати, многие местные жители называют ее и Монастырской. 

Историческая справка

Мужской монастырь Сурб-Хач считается в Крыму одним из самых старых объектов, так как был построен еще в XIV столетии. А если быть точнее, то время его появления припадает на 1358 год. В это время полуостровом владела Генуэзская республика, которая старалась распространять католицизм. Вот и получилось так, что армянским переселенцам пришлось отправляться вглубь полуострова. Этот монастырь был духовным центром для всех армян, которые жили в то время в Крыму.  Сурб хач старый крым

В XV столетии, когда Крымом стали владеть турки, они не посмели разрушить эту святыню христиан. Но на протяжении столетий монастырь Сурб-Хач несколько раз перестраивался, расширялся. Например, это происходило как в XVII, так и в XVIII вв. В 1778 году, по повелению императрицы Екатерины II, армяне из Крыма были переселены на Дон. Там они построили монастырь точно с таким названием. А в Крыму обитель начала действовать лишь под конец XVIII столетия. Но потом она была закрыта в 1925 году. Открытие произошло только в 1994 году.

Интересные факты про монастырь

  1. Мужской монастырь Сурб-Харч в Крыму является действующим. Здесь имеется своя братия, проводятся богослужения. Относительно него можно назвать несколько интересных фактов.
  2. Так как это действующий монастырь, вход туда женщинам строго запрещен. Посмотреть можно только некоторые здания: трапезную, а также братский корпус.
  3. Монастырь принадлежит монофизитской ветви христианства.
  4. Это хорошая обзорная площадка как на Старый Крым, так и на склоны Таврических гор.
  5. Рядом с монастырем протекает источник. Многие считают, что в нем вода приносит исцеление от разных болезней. Вода настолько чистая, что ее спокойно можно пить даже детям.

Достопримечательности монастыря

Одна из достопримечательностей монастыря — это старинный каменный крест. Он называется хачкар, считающийся основной святыней обители. Но теперь его на территории монастыря нет, так как крест был перенесен в новый монастырь, расположенный на территории Дона. Вместо него как паломникам, так и туристам показывают только изображения креста.

Сурб хач старый крым

Вторая достопримечательность этой мужской армянской обители — это монастырский сад. Правда, его слава за несколько столетий уже поблекла. Раньше сад славился своими деревьями и другими насаждениями, было несколько фонтанов. Он был расположен на нескольких террасах. Но теперь от всего великолепия остались только дорожки, да еще сохранилось и два фонтана. Они представляют собой прямоугольные сооружения, выложенные из камня. На камне просматриваются вырезанные украшения. К фонтанам ведет лестница, которая находится уже в полуразрушенном состоянии.  Сурб хач старый крым

Чтобы обеспечить фонтаны водой, раньше здесь действовал надежный керамический водопровод. Он работал благодаря воде, поступающей сюда из горных источников. Так как раньше в монастырь приезжало много паломников, нужно было подумать над тем, где их размещать. Поэтому был построен братский корпус. Вначале он имел один этаж, а в XVII столетии появился следующий этаж. Братский корпус обители отличается своей аскетичностью, впрочем, как и все остальные здания монастыря, выложенные из крупного камня.

Информация для посетителей

  • Адрес: г. Старый Крым, Кировский р-н, респ. Крым.
  • Тел.: +7-36555-5-13-50.
  • GPS координаты: 45°0′2″N (45.000459), 35°3′45″E (35.062593).

Как добраться доя обители Сурб-Хач

Лучше всего сюда добираться от городка Старый Крым. От него, если выбирать юго-западное направление, проходит грунтовая дорога. Контактов этого монастыря нигде не существует, так что стоит надеяться не на телефона, а на свой навигатор в автомобиле. А еще лучше — это спросить местных жителей, как лучше добираться к данной достопримечательности. Подниматься от подножия, где находится Старый Крым, придется больше 3 км. Если брать во внимание другие таврические города, то добираться от них к монастырю можно не только по дороге Р-23, но также и по Р-29. Имеется и узкое шоссе направлением Приветное — Старый Крым. 

Дорога из Судака: 

Дорога из Феодосии:

Неординарное архитектурное исполнение монастыря СурбХач всегда привлекало внимание многих художников, которые запечатлели на своих полотнах красивые формы этой святыни. Рекомендуем к просмотру видео о мужском монастыре Сурб-Хач в Старом Крыму. Приятного просмотра!

Источник: jeduvkrym.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.