Музей риса Субак (Subak Museum) расположен недалеко от города Табанан (Tabanan) в одноименном округе центральной части острова Бали.

В музее вы можете познакомиться с особенностью возделывания одной из наиболее популярных зерновых культур в мире, а его экспозиции расскажут об истории рисовых плантаций Индонезии.

На этой странице вы найдете подробное описание музея риса Субак. Я расскажу вам, где он находится, как добраться до него из разных районов острова и что посмотреть в окрестностях.

Что такое Субак?

Прежде чем рассказать вам о музее, я объясню, что такое субак. Так называют традиционную балийскую систему ирригации — орошения рисовых полей. 29 июня 2012 года на 36-й сессии Комитета ЮНЕСКО в Санкт-Петербурге она была включена в список объектов всемирного культурного наследия.

Система представляет собой бассейн, откуда производится водозабор, а также траншеи, по которым вода доставляется к рисовым полям, расположенным на многоуровневых террасах. Во время выращивания риса они заполняются водой, а потом осушаются. Ирригационная система острова охватывает территории Бадунга, Бангли, Булеленга, Гианьяра и Табанана.


Аналоги системы субак встречаются и в других странах — во Вьетнаме (там она называется Fai) и на Филиппинах (Zanjera). Они имеют некоторые отличия, но общий принцип такой же.

Кроме того, субак — это название организации, которая осуществляет надзор за рациональным использованием водных источников острова при возделывании риса. В нее входят десятки и сотни фермеров, которые совместно занимаются решением проблем, связанных с орошением полей, хранением и транспортировкой риса.

Субак — это сложная организация со своей иерархией. В частности, в ней есть несколько групп, на каждую из которых возложены определенные обязанности:

  • Sekaa Numbeg — представители этой группы следят за правильной обработкой земли.
  • Sekaa Jelinjingan — отвечают за организацию распределения воды по полям.
  • Sekaa Sambang — следят за расходом воды, пресекают ее кражу, а также уничтожают птиц и грызунов, которые портят посевы.
  • Sekaa Memulih — отвечают за посадку риса.
  • Sekaa Mejukut — отвечают за прополку риса.
  • Sekaa Manyi — отвечают за сбор урожая риса.
  • Sekaa Bleseng — отвечают за транспортировку риса с полей в хранилища.

Это не просто сообщество с какой-то внутренней структурой. Представители организации субак живут в соответствии с канонами философии Три Хита Карана. Это учение о достижении гармонии. Название можно перевести как «три вещи, приводящие к благополучию».

Вот эти вещи:

  • Parahyangan — гармоничные отношения между человеком и Богом.
  • Pawongan — гармоничные отношения между человеком и его близкими.
  • Palemahan — гармоничные отношения между человеком и окружающим миром.

История создания музея риса на Бали

Субак индонезияРис на острове выращивают с незапамятных времен. Для балийцев это основной продукт питания. Поэтому и технологии его выращивания уходят корнями в древность. Доподлинно известно, что еще до начала Нашей Эры островитяне занимались сельским хозяйством, в том числе и посадками риса, а ирригационная система (в современном виде) возникла в VII веке.

Вплоть до начала XX века этот процесс был полностью ручным. Облегчали работу крестьян только буйволы, при помощи которых вспахивали поля. Все поменялось к середине столетия.

В конце 1960-х годов на острове произошла так называемая «зеленая революция». На остров были завезены несколько высокоурожайных сортов риса, а также пестициды и другие химические удобрения. В 1970-х годах индонезийцы решили выращивать рис на Бали в таких объемах, чтобы можно было прокормить им чуть ли не всю Индонезию.


Вскоре они поняли, что от таких темпов сбора почва очень быстро истощается, а новую взять просто неоткуда. В итоге, было принято решение ограничить использование химикатов с целью сохранения плодородных свойств почвы.

17 августа 1975 года балиец И Густи Кетут Калер, представитель Департамента религии Бали, выступил с инициативой о создании музея для сохранения и распространения информации о культуре возделывания риса. Кроме того, на базе музея планировалось создать научный центр.

Музей был открыт 13 октября 1981 года губернатором Бали. С тех пор в нем проводятся экскурсии и ведутся различные исследования.

Описание территории музея и экспозиции

Музей риса Субак находится в 2 км на восток от города Табанан, в деревне Санггулан. Это примерно в 20 км от Денпасара. В Табанане находится одно из самых больших рисовых полей острова, поэтому этот регион называют «рисовым амбаром Бали».

Сам музей состоит из крытой и открытой части. Закрытая часть — это двухэтажное здание. В нем есть стенды, где представлена информация о традиционной системе орошения, а также демонстрируются сельскохозяйственный инвентарь. Кроме того, здесь имеется библиотека и аудиовизуальная комната, где можно посмотреть фильм о технологиях выращивания риса. Открытая часть музея — это макет системы ирригации в уменьшенном виде.


Музей призван сохранить Субак как местное культурное достояние и познакомить с ним не только жителей острова, но и иностранцев. Экспозиции позволяют познакомиться с историей рисоводства и увидеть старинные сельскохозяйственные инструменты — например, легендарные палки для переноса рисовых снопов, которыми крестьяне сражались с голландскими колонизаторами в начале ХХ века.

В музее вы также узнаете о разных сортах риса, выращиваемых на местных полях. Вам расскажут об уникальном сорте Beras bali. Считается, что этот рис наполнен волшебной силой богов и целительной энергией острова. Более 2000 лет его выращивали с использованием только естественных удобрений. Так продолжают делать и сейчас.

Кроме экспозиции, музей выполняет функцию научно-исследовательского центра и документации. Для туристов эта часть музея вряд ли будет интересна. Однако именно здесь изучаются проблемы, связанные с сохранением рисовых полей. Одной из наиболее важных таких проблем является, как ни странно, туризм. С развитием курортной инфраструктуры туристическая зона острова стала углубляться в центральную часть Бали. За номер в отеле с видом на тропический лес и рисовые террасы отдыхающие готовы платить большие деньги. Этим пользуются владельцы отелей, забывая о том, что так они нарушают экосистему.

Как добраться до музея риса


Табанан расположен в южной части центрального округа острова Бали. Общественный транспорт прямо к музею не ходит, поэтому лучше ехать на автомобиле. Дорога из Денпасара займет около 50 минут. Табличек, указывающих направление к музею по дороге нет, но путь несложный. Сейчас я опишу его.

Субак индонезия

Выезжайте из Денпасара на север, к шоссе Jl. Raya Denpasar — Gilimanuk. К нему можно попасть с нескольких дорог, ведущих из города.

  1. Доберитесь до перекрестка с Jl. Ngurah Rai и поверните направо. Это единственный перекресток с кольцевым движением, так что не заметить его будет сложно. Можете ориентироваться на дорожные знаки, указывающие направление в Табанан. Они помогут вам найти нужный поворот.
  2. По Jl. Ngurah Rai двигайтесь прямо примерно 1 километр. Далее будет еще один перекресток. На нем поверните налево. Так вы окажетесь на дороге Jl. Gatot Subroto, ведущей в Табанан.
  3. Через 500 метров поверните налево и едьте прямо еще 200 метров. Проехав через каменные ворота, вы окажетесь у двухэтажного здания. Это и есть музей.
  4. Дорога от других южных курортов аналогична. Если вы не хотите стоять в пробках в Денпасаре, можете проехать через Jl. By Pass Tanah Lot и Jl. Raya Tanah Lot. Они проходят западнее Денпасара и выведут вас к Jl. Ngurah Rai.

Музей риса Субак (Subak Museum Bali) на карте

Источник: www.bali-gid.com

Субак – ирригационная система для рисовых полей, характерная только для одного места на Земле – острова Бали, относящегося к Индонезии. Система субак существует на Бали с 11 века и представляет собой не только способ распределения водных ресурсов, но и своеобразную модель общины, которой местные жители придерживаются вот уже больше девяти веков.

Основной доступной для возделывания культурой Бали является рис, посадки которого располагаются на террасах – горных склонах, являющихся типичными для рельефа острова. С технической точки зрения субак представляет собой совокупность каналов, туннелей, запруд, искусственных водопадов и плотин, сообщающихся с источником влаги, который, как правило, располагается значительно выше, чем орошаемые поля, в горах. Изобретательность и размах, с которыми выстроены некоторые балийские ирригационные системы, поражают воображение ученых по сей день. Так в некоторых районах острова длина проложенных вручную тоннелей достигала 3 км, а глубина – 40 метров.


Субак как социальное явление представляет собой не что иное, как общину, во главе которой стоит выборный старейшина, на плечи которого ложится координация не только хозяйственной, но и общественной жизни ее жителей. На ежемесячных сходах решаются вопросы, связанные с посадкой и уборкой риса, а также решаются некоторые имущественные и даже бытовые конфликты среди семей, входящих в субак. Вторым важным лицом общины является священник храма. Последний возводится сообща всеми жителями субака и часто является самым большим сооружением на территории общины. Наиболее заметные в году события, такие как пуск воды на рисовые поля, сопровождается религиозными обрядами, а собственно вода является (как и во многих других земледельческих культах) священной. Все крестьяне, относящиеся к общине, обрабатывают свои участки самостоятельно, вопросы же, так или иначе затрагивающие работу всей ирригационной системы, всегда решаются сообща.

Интересно, что за долгую историю своего существования субак практически не изменялся, кроме того, не было ни одной попытки его разрушения и даже перестройки. И голландцы, чьей колонией долго была Индонезия, и японцы, оккупировавшие Бали во время Второй мировой войны, считали субак хорошо продуманной, логичной и приносящей доход системой, не нуждающейся в изменениях. А в 70-х годах XXвека американские ученые доказали, что индонезийские крестьяне, не имеющие, в общем-то, экономического образования, создали стабильную рентабельную систему. В настоящее время на острове Бали насчитывается порядка 1300 общин субак, жители которых обрабатывают более девятнадцати тысяч гектаров земель. В начале 21 века индонезийское правительство приняло ряд законов, направленных на охрану и развитие субака. В 2012 году ирригационная система субак стала восьмым в Индонезии местом, внесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Источник: www.vipgeo.ru

■    На острове — большое разнообразие пернатых, здесь обитает около 200 видов птиц, 7 из них — очень редкие. Это эндемики, такие как иглоногая сова бубук: она живет только на Сумбе и нескольких близлежащих островах. Стараниями ученых-орнитологов удалось увеличить количество знаменитой птицы-носорога, и сейчас их на острове уже около 4 тыс. особей.
■    Согласно местным традициям, каждый уроженец Сумбы должен быть похоронен на родной земле, даже если он и оставил остров много лет назад. В местном аэропорту часто встречаются группы родственников и односельчан, приехавших за телом, доставленным самолетом.
■    В языке жителей Сумбы вообще отсутствует слово и понятие «время». Есть только слова, обозначающие день, ночь — определенные промежутки времени. Время 05:30 — 06:00 переводится как «светлеет горизонт» и «различаются линии на ладонях», 20.00 — «стук посуды с рисом», 22:00 — «собаки и свиньи уснули».
■    В период колониального владычества Нидерландов голландцы приучили сумбийцев к азартным играм, о которых те до этого не знали.


мбийцы оказались невероятно подвержены им, у многих это приняло болезненный характер. Азартные игры и в наши дни представляют большую проблему для жителей некоторых районов Сумбы.
■    Единственное свидетельство присутствия на острове древних людей — останки необычно высокого и крупного человека в глиняном чане. Сегодня они выставлены в Музее Джакарты и никакого научного объяснения не получили.
■    Взлетно-посадочную полосу, оборудованную японцами на острове в 1942-1945 гг., в наши дни островитяне переделали в футбольное поле.
■    Всего за несколько лет после установки мегалита в условиях влажного субэкваториального климата мох и лишайник состарят его, и определить реальный возраст погребального сооружения уже невозможно.
■ В домах возле групп мегалитов жители держат особые книги пожертвований. За право посмотреть и сфотографировать мегалит надо внести некую сумму. Какой-то определенной таксы не существует, туристы оставляют столько денег, сколько хотят.
■    Хлопковую основу для ковриков-икатов на остров завозят с других островов Индонезии: здесь для его выращивания просто нет места.
■    Существует и более практическое объяснение необходимости сооружения высокой крыши дома-ума. Крутая высокая крыша увеличивает объем помещения, и в нем больше воздуха. Кроме того, в сезон дождей плоская крыша из аланга и пальмовых листьев быстрее промокает и гниет, а традиционная служит 5 лет.
■    В прошлом жена и близкие родственницы знатного человека должны были быть похоронены вместе с ним.

наши дни они присутствуют на похоронах и в определенный момент притворяются мертвыми. Некоторые даже по-настоящему теряют сознание. Их выносят из дома на руках и кладут на землю рядом с саркофагом, но уже не в него, как в старину.
■    Плиты украшены рельефным изображением людей — мужчин и женщин, буйволов с большими рогами (напоминание о древнем культе вола), а также резным орнаментом. Чаще всего встречается изображение волн — символ перемещения усопшего по морю жизни и смерти. В наши дни все чаще на мегалитах пишут имя покойного и дату смерти. Так как изготовление мегалита — дело долгое, а хоронить покойного надо непременно в нем, подготовка к похоронам может продлиться и год, и два. Многие строят для себя саркофаг еще при жизни.
■    Большинство мегалитов представляют собой известняковые плиты, уложенные на каменный саркофаг горизонтально, на манер громадной столешницы. Если надо, плиту потом поднимут и положат в гробницу еще одно тело. Некоторые плиты достигают размеров 6×4 м и толщины до 0,5 м (размер зависит от социального статуса покойного), их устанавливают на шести каменных опорах.

Источник: geosfera.org


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.