История Бамианской долины

Бамиан — одна из провинций Афганистана. Буддизм проник в эту провинцию в 3 веке до нашей эры, в период правления Ашоки — императора из династии Маурьев. В то время по Бамианской долине проходил важный торговый путь, который являлся частью Великого Шёлкового пути. Купцы, перевозившие товары по материку, полностью пересекали Афганистан. Вместе с ними шли буддийские монахи, которые проповедовали свое учение. Вернее всего, что именно из Бамиана буддизм распространился на территории Японии, Китая, Кореи, Тибета, Непала, Бутана и Монголии. В этой провинции буддизм просуществовал до 9 века — времени принятия ислама.

Бамиан превратился в настоящий центр буддизма в период правления Канишки Великого. Именно в этот период была создана первая тридцатисемиметровая статуя Будды. Два столетия спустя была создана вторая пятидесятипятиметровая статуя.

Сначала их покрыли смесью глины и соломы, благодаря которой удалось создать лица, руки и складки одежды. Затем статуи отштукатурили и покрасили: меньшую статую в синий цвет, а статую большего размера в красный. Руки и лица позолотили. Сами статуи и территория, на которой они находились, считались священными для людей, исповедующих буддизм. Прошло время, и черты лица на статуях сгладились, исчезли руки. Существует мнение, что это было сделано специально, чтобы впечатление от этих идолов не было таким ужасным.


Войны, которые велись в Афганистане с 1980 года, нанесли огромный ущерб Бамиану и буддийскому монастырю, находящемуся на территории провинции. С 1994 года талибы (исламские фундаменталисты) — уничтожили очень много скульптур, изображений и других артефактов в Бамиане. Свои действия они обосновывали запретом на изваяние статуй и идолопоклонство в исламе.

В середине 1990-х годов территория около 55-метрового Будды использовалась как склад вооружения. Вероятнее всего, это не было случайностью: афганская оппозиция хотела сохранить мистический идол, а мусульманские группировки воспринимали Будду как лжепророка. В 1997 году командующий войсками талибов заявил, что как только территория перейдет под его контроль, он уничтожит статуи Будды. Однако со всего мира посыпались протесты, и талибы пообещали, что будут охранять статуи. Склад оружия перевели в другое место. Но в то же время возникли разногласия между солдатами и представителями властей, так как чиновники обнаружили, что статуям уже нанесен ущерб.

Уничтожение статуй

Уничтожение Бамианских статуй Будды состоялось после указа лидера талибов муллы Мохаммеда Омара от 26 февраля 2001 г.: «Бог един, а эти статуи поставлены для поклонения, что ошибочно. Они должны быть разрушены, чтобы не быть объектом культа ни сейчас, ни в будущем».


Статуи были уничтожены в несколько этапов в течение нескольких недель, начиная от 2 марта 2001 г. Первоначально статуи были обстреляны с помощью зенитных орудий и артиллерии. Это нанесло серьёзный ущерб, но не разрушило их. По этому поводу министр информации талибов Кудратулла Джамал посетовал, что работа разрушения не так проста, как можно было подумать, поскольку скульптуры высечены в скале. Позднее талибы разместили противотанковые мины на дне ниши так, что когда обломки скал упали от артиллерийского огня, статуи получили бы дополнительные разрушения на минах. В конце концов, талибы спустили людей вниз по скале и заложили взрывчатку в отверстия в статуях. После одного из взрывов не удалось полностью уничтожить лицо одного из Будд, была запущена ракета, которая оставила отверстие в остатках каменной головы.

Реакция мировой общественности на разрушение статуй

Правительство США заявило, что «удручено и озадачено» решением об уничтожении статуй, которое было названо «осквернением культурного наследия Афганистана».

Министерство иностранных дел Индии назвало решение талибов «атакой на культурное наследие не только афганского народа, но и всего человечества».


Глава ЮНЕСКО Коитиро Мацуура осудил действия талибов, заявив, что «ужасно видеть хладнокровное и расчётливое уничтожение культурных ценностей, которые являются наследием афганского народа и всего человечества».

Пакистан, одна из трёх стран, официально признавших движение Талибан, подверг критике решение об уничтожении статуй.

Иранское агентство новостей Iran News заявило, что решение талибов, будучи «принятым во имя ислама, бросает тень на священную религию».

Муфтий Египта Наср Фарид Уасель призывал талибов отменить своё решение, заявив, что «присутствие статуй не запрещено исламом».

Современное состояние. Проекты восстановления

В 2003 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены многочисленные исторические постройки Бамианской долины, включая буддийские монастыри, гигантские статуи Будды (как разрушенные, так и уцелевшие), остатки города Гаугале и две мусульманские крепости.

Предлагаются различные планы восстановления статуй, включая необычный проект японского художника Хиро Ямагата — лазерную проекцию, воссоздающую утраченные памятники. Ведутся работы по консервации сохранившейся живописи V — IX веков в пещерных буддистских монастырях.

14 марта 2011 года стало известно, что ЮНЕСКО не будет восстанавливать Бамианские статуи Будды. На это решение повлияло два фактора: на финансирование проекта уйдёт от 8 до 12 млн долларов, но необходимых средств нет. Во-вторых, более чем наполовину, Будда будет состоять из нового камня: «Нам следует подумать о публике, которой не нужна подделка: ей нужен подлинник. А подлинные статуи разрушены» — заявил Франческо Бандарин, помощник генерального директора ЮНЕСКО по вопросам культуры.


Источник: wikiway.com

Совершилось непоправимое. Мир лишился уникального памятника древней истории человечества. Две огромные статуи, одна высотой 53 метра, другая — 37 метров, расположенные в провинции Бамиан (Афганистан), были варварски взорваны талибами — наиболее бесчеловечными и невежественными из религиозных фанатиков. Взрывчатка была заложена в отверстия, находящиеся в самих статуях. Эти отверстия — не что иное, как правильной формы округлые и квадратные пещерки, которые на протяжении веков служили кельями и жилищами для буддийских монахов и паломников. До взрыва талибы забавлялись тем, что расстреливали статуи из крупнокалиберных пулемётов и гранатомётов, невзирая на мусульманские праздники, во время которых нельзя брать оружие в руки.

Эти статуи называли «шедеврами мировой архитектуры», «одним из чудес света», самым значительным историческим памятником раннего Афганистана. Архитектурный комплекс Бамиана, находящийся на пересечении путей из Азии в Европу, пережил нашествия Чингисхана и Тимура, огромное количество войн и этнических конфликтов. Он находился под охраной ЮНЕСКО. Однако никакие призывы не подействовали на бессердечных исламских варваров, которые вместе со статуями (статуи стали только последней точкой в этом ужасном деянии) уничтожили множество памятников доисламской культуры Афганистана — и это в начале третьего тысячелетия!


«Перекрёсток цивилизаций» — так называют это место. Здесь встретились античная и буддийская культуры. В первые века нашей эры их взаимодействие породило уникальную культуру Гандхары, распространившуюся в древности по территории Афганистана, Пакистана и Средней Азии. Именно гандхарская культура, как полагают современные исследователи, оставила после себя колоссальные изваяния Будд (хотя некоторые невежественные талибы усматривали в этих фигурах неизвестные языческие божества и даже изображения женщин, которых они относят к третьесортным существам). Статуи Будд, как считается, выполнены в греческой скульптурной традиции, они даже были облачены в античные тоги.

 

Статуи в Бамиане. Свидетельства эволюции Рас

Самая большая бамианская статуя

 

Помимо произведений мастеров древней Гандхары, здесь были обнаружены самые древние в мире коллекции изделий из слоновой кости, завезённые из Индии, первые изделия из стекла, попавшие сюда из Александрии, уникальная коллекция китайских ваз эпохи династии Хань, предметы парфянского и персидского искусства и многое другое, что нашло своё место в музеях.


гатая коллекция находилась в Кабульском музее древностей, который был разграблен и, видимо, больше не существует. Впрочем, как и музеи и культурные достопримечательности в других афганских городах. Более того, в результате самодеятельных варварских раскопок, а почти весь Афганистан — богатое место для археологических изысканий, было утеряно и стало предметом подпольной торговли, особенно в Пакистане, ещё немалое количество сокровищ древности.

Буддизм на территории Афганистана в своё время достиг высочайшего развития. Колоссальные статуи буддийских божеств, а также замечательные фрески, покрывавшие стены буддийских храмов и монастырей, знаменитая буддийская скульптура были созданы на рубеже новой эры и в её первых веках, ещё задолго до возникновения ислама. В первые века нашей эры наряду с буддизмом на территории Афганистана и Средней Азии мирно сосуществовали различные религиозные движения, секты, философские школы. В IV веке здесь процветали христианские общины несториан. Даже после арабского завоевания этих земель в VII—VIII веках и распространения ислама, буддийские и христианские монастыри продолжали действовать. В Бамиане находили пристанище многие деятели наук, искусства и ремёсел, бежавшие от гнёта средневековых деспотий. Произведения многих философов, мыслителей, поэтов и художников Востока связаны с Бамианом.


Бамианская долина образует естественный проход в неприступных горах Центрального Гиндукуша, открывая путь к Балху, в Среднюю Азию, а также связывая Балх с Кабулом, Индией и Китаем. Здесь пролегал в прошлом главный трансазиатский маршрут Великого шёлкового пути. Это высокогорная долина, через которую проходили торговые караваны, странствующие монахи и богомольцы, орды кочевников и полчища завоевателей. Здесь проходил и один из путей из России в Индию. Контакт великих культур Востока и Запада осуществлялся благодаря взаимообмену идеями, культурными достижениями народов с различными философскими и религиозными идеалами.

Со стороны одного из ближайших перевалов перед путниками открывалась грандиозная панорама буддийского монастыря с двумя высеченными в толще отвесных скал статуями. Как считали те, кто побывал там, у подножия большой скульптуры ощущалось её особое психологическое воздействие на человека. Впечатление ирреальности и фантастической грандиозности происходило оттого, что древние зодчие выразили идею сверхъестественной мощи и величия духа по сравнению с быстротечной жизнью земного человека не только в колоссальных размерах статуй, но и в умелом использовании особенностей скальной архитектуры, органически сливавшейся с горным ландшафтом.

Хотя известно о традиции возвед.


ром девять раз упоминается слово «Бамьян».

Эзотерическое учение утверждает, что археологи, которые видят Будд в бамианских статуях, ошибаются. «Что это за статуи и какова местность, в которой они простояли на протяжении бесчисленных веков, противостоя катаклизмам, совершавшимся вокруг них, и даже руке человека, как, например, при нашествии орд Тимура и воинов вандалов Надир-Шаха? Бамьян представляет собою маленький, жалкий, полуразвалившийся городок в Центральной Азии на полдороге между Кабулом и Балом, у подножия Кох-и-баба, огромной горы цепи Паропамиза или Гиндукуша, около 8500 футов1 над уровнем моря. В древние времена Бамьян был частью древнего города Джулжул, разграбленного и разрушенного до последнего камня Чингис Ханом в XlII столетии. Вся долина окаймлена колоссальными скалами, которые полны частью естественными и частью искусственными пещерами и гротами, однажды обиталищами буддийских монахов, основывавших в них свои Вихары. <…> Перед некоторыми из этих пещер были открыты или, вернее, вновь открыты в наше столетие пять огромных статуй, которые рассматриваются как Изображения Будды»2.


Е.П.Блаватская при этом замечает, что самая большая статуя, высотой 173 фута, выше как современной статуи Свободы, так и древнего Колосса Родосского, считавшегося одним из чудес света. Таким образом, ещё до совсем недавнего времени это была и самая огромная статуя в мире. Как говорится в «Тайной Доктрине», вторая большая статуя была высотой 120 футов, третья — 60 футов, две другие ещё меньше, последняя же из них — лишь немного больше среднего высокого человека нашей настоящей Расы.

Придя в Бамианскую долину, буддийские архаты и аскеты обнаружили не только эти пять статуй, но ещё и многие другие, которые были разрушены в более ранний период. Буддисты бережно отнеслись к статуям, включили их в свою традицию, принимая в сферу буддийской веры. Три из них они покрыли глиною и поверх старых изображений вылепили новые, долженствовавшие изображать Владыку Татхагату. Они искусно задрапировали фигуру в одеяния наподобие античной тоги, сделав складки одежды из гипса. Более того, фигура самой большой статуи была позолочена и, как отмечают древние путешественники, «блеск золотых украшений, покрывавших статую, ослеплял взоры»3.

Внутренние стены ниш, где находились изваяния, были покрыты фресками и орнаментами, напоминавшими византийский живописный стиль, сделанными монахами-отшельниками, нашедшими здесь прибежище.


ои обиталища они сооружали прямо внутри огромной фигуры, которая сообщалась со скалой, а также рядом с ней, украсив яркой живописью на буддийские темы. Статуя была превращена в огромный храм-монастырь. Почему же буддисты так трепетно и сокровенно относились к этим местам и этим статуям? Вероятно, экзотерический буддизм тогда ещё не утратил связь с эзотерической традицией, говорящей, что «пять фигур принадлежат к созданию рук Посвящённых Четвёртой Расы (здесь и далее выделено автором статьи), которые, после потопления их Материка, нашли прибежище в твердынях и на вершинах Центрально-Азиатской горной цепи. Таким образом, пять фигур являются нерушимым рекордом Эзотерического Учения о постепенной эволюции Рас.

Самая большая изображает Первую Расу человечества, её эфирное тело было запечатлено в твёрдом несокрушимом камне в назидание будущим поколениям, ибо иначе память о ней никогда не пережила бы Атлантического Потопа. Вторая — в 120 футов высоты — изображает "Потом рождённых"; и третья — в 60 футов — увековечивает Расу, падшую и тем зачавшую первую физическую Расу, рождённую от отца и матери, последнее потомство которых изображено в статуях, найденных на острове Пасхи. <…> Четвёртая Раса была ещё меньше размерами, хотя и гигантская по сравнению с нашей настоящей Пятой Расой, и ряд заканчивается последней»4.

Таким образом, мир лишился не просто изображений неизвестных божеств или даже Будды, но свидетельств, доказывающих как последовательную эволюция Рас, так и существование Гигантов, или Великанов, о жизни которых говорится и в Библии, и в преданиях многих народов мира. Причём это были изображения «Сынов Бога», в отличие от порождений могучих колдунов, статуи которых находятся на острове Пасхи и которые также являлись первобытными великанами. Бамианские Будды изображали «потомков Богов через Риши», поэтому они имели столь огромную эзотерическую и психологическую значимость как для Сокровенной Доктрины, так и для экзотерических учений. Более того, мы можем предположить существование в древние времена в Бамианской долине сокровенного центра Учителей Человечества, ашрама Великих Риши, Посвящённых, передающих эстафету сокровенных знаний потомкам. Таинственная страна Агартха не имела ли здесь своих поселений? Ведь многие скалы в этом районе Афганистана имели своеобразные гроты, превращённые затем буддийскими монахами в Вихары и кельи?

 

Статуи в Бамиане. Свидетельства эволюции Рас

Вид Бамианской долины

 

То, что произошло в Афганистане в наши дни, в самом начале XXI века, не поддаётся разумному объяснению. Люди во всём мире ещё не осознали до конца всей значимости этой утраты. Некоторые даже склонны оправдывать талибов. Дескать, если в этой стране живут только мусульмане, то должны ли находиться в ней памятники доисламского прошлого — внутреннее дело Афганистана. Мол, и в России, и во всём мире всегда уничтожали религиозные памятники; и что оставалось делать талибам, если западный мир проводил по отношению к ним суровую изоляционистскую политику; поэтому и ответственность-де лежит на всём мировом сообществе, не умеющем договариваться и чем-то жертвовать ради диалога.

И это событие, к великому прискорбию, показало, что большинство человечества фактически бессильно против относительно небольшой группы исламских вандалов, добивающихся своего признания разрушением святынь. Все обращения со стороны ООН, ЮНЕСКО, многих других организаций не возымели действия. И даже предложения купить и вывезти статуи, последовавшие от Ирана, Индии, Греции, США, были отклонены.

Признать талибов — это значит признать и оправдать все те действия, которые они совершили и совершают, их невежество, религиозный фанатизм, грубость, бесчеловечность и жестокость. Разрушением огромных статуй, как и многих других святынь и сокровищ древности, находившихся в Афганистане, талибы сами подписали себе приговор. Отрицающим культуру человечества нет места в Новом Мире. Но и мировому сообществу необходимо выучить горький урок о сплочении сил под знаменем Культуры и нахождения адекватных средств для защиты общечеловеческих святынь. В этой связи по-новому выступает в XXI веке Пакт защиты культурных ценностей Н.К.Рериха. Его принятие должно стать необходимым условием для членства в ООН и всех крупных международных организациях. И, наконец, должны быть найдены надёжные гарантии Пакта Культуры в международном праве.

«Повелительно принять немедленные меры, чтобы оградить от опасности благородное наследие Прошлого для славного Будущего. Это произойдёт тогда, когда все страны торжественно поклянутся охранять сокровища культуры, которые в сущности принадлежат не одному народу, но Миру. Этим путём мы можем создать ещё одно приближение к расцвету Культуры и Мира»5.

 

Источник: www.delphis.ru

Статуи будды в афганистане

Бамианская долина расположена в центральной части Афганистана, менее чем в 200 км северо-западнее Кабула. В долине находится современный город Бамиан — центр одноимённой провинции Афганистана.

Долина представляет собой единственный удобный проход через Гиндукуш, поэтому издревле служила торговым коридором.

Во II веке здесь возникли буддийские монастыри. При царе Ашоке было начато строительство гигантских статуй, завершившееся только через двести лет. В V веке китайский путешественник пишет о десяти монастырях, которые населяли тысячи монахов. Обширные пещерные комплексы, вырубленные в скалах, служили постоялыми дворами для паломников и торговцев. В XI веке долина была присоединена к мусульманскому государству Газневидов, однако буддийские святыни тогда не были разрушены. В долине вырос город Гаугале, украшенный прекрасными мечетями. В 1221 г. войска Чингисхана разрушили город и опустошили долину. В средневековье комплекс буддийских монастырей в Бамианской долине получил название Кафиркала — город неверных.

Статуи будды в афганистане

Уникальными являются две гигантские статуи Будды, входившие в комплекс буддийских монастырей в Бамианской долине. В 2001 году, вопреки протестам мировой общественности и других исламских стран, статуи были варварски разрушены талибами, считавшими, что они являются языческими идолами и подлежат уничтожению.

Статуи были высечены в окружающих долину скалах, частично дополнены прочной штукатуркой, державшейся на деревянной арматуре. Выполненные из дерева верхние части лиц скульптур были утрачены ещё в древности. Кроме разрушенных скульптур, в монастырях долины имеется ещё одна, изображающая лежащего Будду, её раскопки начались в 2004 году.

Статуи будды в афганистане

Координаты: 34.716667, 67.834°43′ с. ш. 67°48′ в. д. / 34.716667° с. ш. 67.8° в. д.

Кстати, эти статуи не раз переносили нашествия враждебных буддизму людей. Первый раз долину опустошил Чингиз-хан, а второй раз она была присоединена к к мусульманскому государству Газневидов, однако и в первом и во втором случае завоеватели оставляли гигантские скульптуры нетронутыми.

Статуи будды в афганистане

По описанию путешественников, побывавших в долине Бамиан с Iпо Xвв блеск золотых украшений, покрывавших статую большого Будды ослеплял взоры, складки одежды, по контрасту к самой фигуре, высеченной из скалы, сделаны из гипса и вылеплены поверх каменного изображения, сверху покрытыкраской обогащения расплавленным металлом (вероятно, бронза). Драпировка одежды была выполнена по уникальной технологии, благодаря которой при порывах ветра слышался мелодичный звон. 1500 лет, статуи Будд и скальные святилища в Бамиане являлись олицетворением славы, роскоши, стабильности и процветания в Афганистане во время своего расцвета и гармонии со своими соседями.

Статуи будды в афганистане

До 3 века, Афганистан был древней Бактрией, одной из провинций в составе Персидской империи Ахеменидов. Позже Бактрия присоединилась к Кушанскому царству. Проходящий через Афганистан Шёлковый путь способствовал распространению буддизма из Индии в этом регионе в первом веке нашей эры.

Статуи будды в афганистане

А ещё в Кушане покровительствовали искусству и религии, именно поэтому произошло внедрение буддийского в бактрийских стиль, который до этого находился под влиянием эллинистического искусства.

Исламизм был введен в Бамиан в 11-м веке нашей эры, когда центральная часть Афганистана находилась под властью султана Махмуда Chazna (998 — 1030). А город Джулджул (Бамиан) стали корректировать по образцу области Хорасан Ирана.

Статуи будды в афганистане

В следствие этого появились крепостные стены, башни, крепости, земляные сооружения и цитадели. В начале 13 века армия Чингисхана разрушила город Бамиан до последнего камня и разграбила буддийские монастыри. Не тронули только статуи Будды. В 17 веке император Моголов Аурангзеб приказал своей армии отстрелить ноги большому Будде.

Статуи будды в афганистане

Долина к тому времени уже была заброшена. И только в середине 19 века, пещеры стали заселяться и использовались в качестве убежищ для домашних животных. В 1979 году в городе Бамиане было около 7000 жителей.

Статуи будды в афганистане

В 1970-х -1980-х годах, долина использовалась советскими военными.

Китайский путешественник, Сюань Цзан, который посетил Бамиан около 630 н.э., описал не только двух стоящих Будд, но и храм в отдалении от королевского дворца, где находился лежащий Будда длиной примерно 1 тыс. футов. Многие эксперты полагают, что он лежал на земле и давно уничтожен. Но два археолога, Земарялай Тарзи из Афганистана и Казуя Ямаучи из Японии, усердно ведут раскопки в надежде найти его основание. Тарзи, который раскопал буддийский монастырь, возможно, нашел также стену королевской крепости, которая может привести к третьему Будде. "Историю Бамиана впервые начинают раскапывать в буквальном смысле, и путем реставрационных работ, и путем археологических раскопок", – заявил Касаку Маеда, японский историк, изучающий Бамиан более 40 лет.

Статуи будды в афганистане

Самой удивительной находкой был ковчег, в котором находились три глиняных бусины, лист, глиняные печати и фрагменты буддийского текста, написанные на коре. Полагают, что ковчег был помещен на грудь большего Будды и заштукатурен при строительстве.

Статуи будды в афганистане

в 2001 году большие статуи Будды были разрушены талибами. Когда талибы и их покровители из "Аль-Каиды" были в зените власти в Афганистане. Боевики, во исполнение указа о разрушении "богов неверных" приложили максимум усилий. Это произошло в марте, операция проводилась в течение двух недель. Вначале несколько дней статуи расстреливались из 2-х зенитных орудий и артиллерии, затем в ниши у основания были заложены противотанковые мины и, наконец несколькоместных жителей Хазара, опустили на веревках вниз скалы, где они заложили взрывчатку в основание и плечи двух Будд и разорвали статуи на куски.

Статуи будды в афганистане

Вот как об этом пишут очевидцы:

Мирза Хуссейн и другие заключённые трудился в течение многих часов, закладывая мины, бомбы и динамит у подножия наиболее живописной художественной работы Афганистана — 55-м статуя стоящего Будды, вырезанная в утесе из песчаника в долине Бамиан примерно в 7-ом столетии. Когда работа была завершена, местный командующий Талибана подал условный знак, и сотни наблюдателей закрыли свои уши, задержали своё дыхание в ожидании падения Будды. Однако этого не произошло. Первый заряд взрывчатых веществ только разрушил ноги статуи. «Они были очень разочарованы», – рассказывает Хуссейн, имея в виду лидеров Талибана, которые в марте 2001 года постановили декретом, что известный буддистский памятник является идолопоклонническим, и поэтому должен быть уничтожен. Первоначально, борцы Талибана стреляли в Будду из автоматов, ПЗРК и РПГ, однако разрушения были минимальны. После того, как взрыв у основания статуи не принёс результата, Хуссейн с другими заключенными были подвешены по краю утесов, чтобы наполнить динамитом отверстия в мягком камне. "Наши солдаты упорно трудятся над тем, чтобы уничтожить остающиеся части, – так заявил на пресс-конференции в Кабуле, состоявшейся через день после взрыва, Молои Кадраталла Джамал, министр Талибана по информации и культуре. – Легче разрушить, чем заново построить".

Статуи будды в афганистане

Он был прав. В течение нескольких дней Талибан почти уничтожил остатки могучей буддистской цивилизации, которая управляла в течение шести столетий этой стратегической долиной на перекрестке центроазиатской торговли. Они разграбили пещеры в утесе Бамиана, разбивая тысячи меньших скульптур Будды. Они отсекали филлигранные фрески со стен, а где они не были в состоянии отсечь гипс, они выбивали глаза и руки изображенным людям. Местные жители говорят, что фигуры на изображениях имели черты лица, типичные для хазарейцев, преследуемого шиитского меньшинства, которое населяет эту область. После взятия Талибаном под свой контроль Афганистана были уничтожены сотни хазарейцев; многие в долине полагают, что разрушение Будд было расширением их кампании направленной на геноцид. "Глаза Будды были похожи на глаза местных жителей, и Талибан разрушил статуи так же, как пробовал уничтожить нас, – рассказывает Марзия Мохаммади, акушерка. – Они хотели убить нашу культуру, стереть нас в этой долине".

Статуи будды в афганистане

Семь лет, археологи и добровольцы со всего света делали всё, что в их силах, чтобы возрадить эти символы буддистского наследства Бамиана. Груды разрушенного камня были сложены в укрытии из рифленого железа и пластмассы, возведённого там, где однажды стояли Будды. Сейчас учёные спорят, должны ли статуи быть восстановлены и если должны, то как. Ведь совсем немного аутентичной штукатурки и камня сохранилось. Складывание их вместе снова было бы родственным складыванию паззла состоящего из миллионов частей — но без исходного изображения, напечатанного на крышке. Однако, Хабиби Сараби, губернатор Бамиана, полагает, что восстановление Будд важно для психологического климата в ее области. "Будды были частью жизни людей в Бамиане, – рассказывает она. – Теперь пустые ниши Будд влияют на пейзаж, подавляя людей".

Статуи будды в афганистане

В процессе, назваемом «сборка», оригинальные фрагменты поврежденной скульптуры могут быть смешаны вместе с цементом, или другими материалами — как было сделано в древнем камбоджийском храмовом комплексе Ангкора Уот. Однако, по словам экспертов по реконструкции, если остаётся меньше чем половина оригинального материала, новая структура теряет свою историческую ценность, и считаеся только точной копией. Восстановление точной копии может навсегда вычеркнуть Бамианские статуи Будды из списка мирового наследия Юнеско. Археологи оценили, что осталость приблизительно 50 % оригинального камня, но ещё будет проведено более полное исследование.

Статуи будды в афганистане

Абдул Ахад Абасси, глава отдела по реставрации и консервации исторических памятников Афганистана, видит определённый шаблон в усилиях Талибана уничтожить Будд. Один из ранних Исламских королей Афганистана прорвался в 11-ом столетии в пещеры, разбивая идолов. В конце 19-ого столетия мать короля Абдулы Рахмана стреляла в стоящих Будд из орудий. Афганская история, по его словам, заполнена личностями, которые пытались стереть прошлое. Однако они также являются частью наследия Афганистана — наследия, которое он обязан по работе сохранять. Несмотря на всю зверскость, это наследство Талибана — важная часть недавнего прошлого Афганистана. Пустые ниши Бамиана – напоминание о жестокости, о которой нельзя забыть — восстановление Будд было бы своего рода стиранием памяти. "Существующее состояние Будд — само по себе выражение нашей истории, – считает Абасси. – Независимо от того, насколько хорошим или плохим был Талибан, мы не можем вырвать эту страницу из книги".

Статуи будды в афганистане

Губернатор Сораби видит соломоново решение примеряющее недавнюю историю Афганистана с его древней культурой. "Мы имеем несколько пустых ниш, этого достаточно, чтобы напомнить о темных страницах нашей истории, – считает она. –Восстановив одного Будду, мы можем оставить другого разрушенным".

Статуи будды в афганистане

Группа специалистов из Мюнхенского университета (ФРГ) выступила с заявлением о принципиальной возможности реконструкции одной из статуй Будды в Бамианской долине Афганистана, взорванных талибами в 2001 году.

Всемирно известные скульптуры (одна высотой 53 м, а вторая — 35 м) никому не мешали в течение полутора тысяч лет, пока исламисты не сочли их «отвратительным проявлением идолопоклонства».

Статуи будды в афганистане

Изначально скульптуры были раскрашены в приятные глазу цвета: тёмно-синий, розовый, оранжевый, красный и белый. Здесь приведено состояние изваяний на конец X в. Показаны также последующие повреждения. (Иллюстрация Arnold Metzinger.)

Скрупулёзно изучив сотни фрагментов изваяний, исследователи во главе с профессором Эрвином Эммерлингом пришли к выводу, что меньшая статуя подлежит восстановлению. Насчёт второй, глубина (толщина) которой достигала 12 м, учёные настроены скептически.

Но и возрождение 35-метровой статуи не будет лёгким междудельем. Даже если не брать во внимание политические и прочие внешние сложности, практическое воплощение сего благого намерения связано с рядом трудностей. Придётся либо построить в Бамианской долине специальное производство, либо придумать, как перевезти 1 400 осколков массой около 2 т каждый в Германию.

Причем, по словам ученого, решение необходимо принять как можно скорее, поскольку песчаник, из которого были вырезаны статуи, очень хрупок, и обломки, несмотря на все усилия по их консервации, уже через несколько лет утратят форму, пригодную для восстановления статуи.

Что касается большей статуи (высотой 55 метров), Эммерлинг отметил, что она резче выступала в рельефе утеса, в котором была вырезана, и поэтому сильнее пострадала от взрывов. Ученый усомнился в возможности ее восстановления.

Одним из результатов работы европейских и японских ученых в Бамиане станет создание трехмерной модели будд в их первоначальном виде. Исследователи, в частности, установили, что после сооружения статуи были ярко раскрашены, и позже цвета несколько раз подновлялись. Кроме того, группа Эммерлинга методом масс-спектрального анализа уточнила датировки создания статуй: меньшая — между 544 и 595 годами, большая — между 591 и 644 годами (мусульманское летосчисление, по которому жили талибы, уничтожившие статуи, начинается с 622 года).

Есть сведения, впрочем, что некие японские буддисты уже согласились выделить деньги на проект, каким бы он ни был. Более детально всё это будет обсуждаться на особой конференции в Париже на этой неделе.

Добавим, что попутно германские учёные датировали меньшего Будду 544–595 годами, а его крупного коллегу — 591–644-м.

Статуи будды в афганистане

А вот еще один интересный проект:

Статуи будды в афганистане

Правительство Афганистана также одобрило предложение японского художника Хиро Ямагаты о создании лазерно-звуковой инсталляции стоимостью 64 млн долларов, которая показывала бы изображения Будд в Бамиане и приводилась бы в движение сотнями ветряков, одновременно снабжающих окрестных жителей электроэнергией.

Статуи будды в афганистане

Существует вот такая теория появления этих статуй:

Трудами посвящённых атлантов, переселившихся в центральную Азию после затопления Атлантиды, была создана модель пяти коренных рас в масштабе 1:1 в виде статуй, выдолбленных в скалах. Эти статуи находились в сегодняшнем Афганистане в Бамианской долине. В Тайной Доктрине Е.П.Блаватской даны наиточнейшие описания этой модели пяти коренных рас. Здесь стоит полностью привести эту цитату

"… о Бамьянских статуях. Что это за статуи и какова местность, в которой они простояли на протяжении бесчисленных веков, противостоя катаклизмам, совершавшимся вокруг них, и даже руке человека, как например, при нашествии орд Тимура и воинов вандалов Надир-Шаха? Бамьян представляет собою маленький, жалкий, полуразвалившийся городок в Центральной Азии на полдороги между Кабулом и Бал'ом, у подножия Кох-и-баба, огромной горы цепи Паропамиза или Гиндукуша, около 8500 ф. над уровнем моря. В древние времена Бамьян был частью древнего города Джулжул, разграбленного и разрушенного до последнего камня Чингис Ханом в XIII-ом столетии. Вся долина окаймлена колоссальными скалами, которые полны частью естественными и частью искусственными пещерами и гротами, однажды обиталищами буддийских монахов, основывавших в них свои Вихары. Подобные Вихары встречаются в изобилии и посейчас в высеченных в скалах храмах Индии и в долинах Джелалабада. Перед некоторыми из этих пещер были открыты или, вернее, вновь открыты в наше столетие
пять огромных статуй, которые рассматриваются, как Изображения Будды, ибо знаменитый китайский путешественник Сюань-Цзан говорит, что он видел их при посещении им Бамьяна в седьмом веке.

Статуи будды в афганистане

Заявление, что на всем земном шаре не существует статуй большего размера, легко подтверждается свидетельствами всех путешественников, исследовавших и измеривших их. Так, самая большая в 173 ф. высоты или на семьдесят футов выше "Статуи Свободы" в Нью-Йорке, так как последняя измеряется лишь в 105 ф. или в 34 метра высоты. Сам знаменитый Колосс Родосский, между ногами которого с легкостью проходили самые большие корабли того времени, был лишь от 120 до 130 ф. вышины. Вторая большая статуя, вырезанная так же как и первая в скале, имеет только 120 ф. или на 15 ф. выше указанной статуи "Свободы". Третья статуя измеряется лишь в 60 ф., две другие еще меньше, последняя же из них лишь немного больше среднего высокого человека нашей настоящей Расы. Первый и самый большой из этих колоссов изображает человека, задрапированного в нечто вроде "тоги". М. де Надейлак полагает, что общая внешность этой статуи, линии головы, складки и особенно же большие отвислые уши являются неопровержимыми указаниями на то, что предполагалось дать изображение Будды. Но в действительности они ничего подобного не доказывают. Несмотря на тот факт, что большинство из ныне существующих фигур Будды, изображенных в положении Самадхи, имеют большие отвислые уши, это является лишь позднейшим нововведением и позднейшею мыслью. Первоначальная мысль была взята из Эзотерический аллегории. Противоестественно большие уши являются символом всеведения мудрости и должны были означать и напоминать мощь Того, кто все знает и все слышит, и от благостной любви и заботы которого ко всем созданиям, ничто не может ускользнуть. Как гласит Стих: "Милосердный Владыка, наш Учитель, слышит вопль страдания самого малого из малейших за пределами долин и гор и спешит ему на помощь".

Статуи будды в афганистане

Готама Будда был индусом, арийцем, приближение же к таким ушам встречается лишь среди монголоидов, бирманцев и сиамцев, которые так же как и в Кохине, искусственно обезображивают свои уши. Буддийские монахи, превратившие гроты Мяо-цзе в Вихары и кельи, пришли в Центральную Азию в первом столетии христианской эры или около того. Потому Люань-Цзан, описывая колоссальную статую, говорит, что "блеск золотых украшений, покрывавших статую" в его дни, "ослеплял взоры", но от такой позолоты не осталось и следа в наши дни. Складки одежды, по контрасту к самой фигуре, высеченной из скалы, сделаны из гипса и вылеплены поверх каменного изображения. Тальбот, сделавший наиболее тщательное исследование, нашел, что складки эти принадлежат к гораздо более поздней эпохе. Потому сама статуя должна быть отнесена к несравненно более древнему периоду, нежели ко времени буддизма. В таком случае, нас могут спросить, Кого же они изображают?

Статуи будды в афганистане

Еще раз предание, подтвержденное записанными рекордами, отвечает на этот вопрос и объясняет тайну. Буддийские архаты и аскеты нашли эти пять статуй и еще многие другие, ныне обращенные в прах. Три из них, стоящие в колоссальных нишах при входе в их будущее обиталище, они покрыли глиною и поверх старых вылепили новые статуи, долженствовавшие изображать Владыку Татхагата. Внутренние стены ниш покрыты до сего дня яркою живописью человеческих изображений, и священное изображение Будды встречается в каждой группе. Эти фрески и 

Статуи будды в афганистане

Статуи будды в афганистане
Кликабельно

120616-A-ZU930-023

Статуи будды в афганистане

Статуи будды в афганистане

[источники]
источники
http://www.infuture.ru/article/781
http://fredrick.ru/bamianskie-statui-buddy-vsemirnoe-nasledie-yunesko-208.html
http://tiaurus.info/1467
http://afganista.ru/a/bamianskie_statui_buddyi
http://apxeo.info/novosti/odnu-iz-bamianskix-statuj-buddy-mozhno-vosstanovit.html
http://www.edgarcaysi.narod.ru/bimianskie_statui.html

—-

Если вспоминать, о гигантских статуях Будды, то могу вам напомнить про Самого большого Будду в мире или про Пещеры Лунмэнь (Longmen Grottoes)

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Источник: masterok.livejournal.com


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.