Храм Спаса на Крови (или храм Воскресения Христа) – уникальный образец монументально-декоративного искусства, в нем соединены стили русской классической архитектуры XVII столетия и европейское позднее барокко. Сегодня храм относится к главным достопримечательностям православной архитектуры, из-за которых стоит посетит Санкт-Петербург.

Этот храм – один из немногих уцелевших в советский период памятников памяти царя Александра II, он является частью большого музейного комплекса «Исаакиевский собор».

Спас на крови. Расположение и адрес храма в Санкт-Петербурге

Найти храм можно на набережном канале Грибоедова, 2Б. Храм Спаса на крови удобно посетить во время прогулки центром города, также там Санкт-Петербург имеет огромное количество памятников архитектуры вдоль канала Грибоедова, которые стоит увидеть.

Время работы музея-памятника «Спас на крови»: обычный режим работы — ежедневно с 10.30 до 18.00, выходной — среда.


Храм Спас на крови (Санкт-Петербург) имеет особую программу на летнее время года – возможность посетить музей-памятник в вечернее время. Она действует с 1 мая по 30 сентября, с 18.00 до 22.30 ежедневно. Выходной день – среда.

Как добраться до храма?

Самый простой способ попасть к территории храма – воспользоваться метрополитеном. Выйти нужно на станции метро «Невский проспект», одной из центральных и узловых станций, что находится на синей маршрутной ветке. Выход непосредственно к храму можно найти по указателю в направлении к выходу на канал Грибоедова. При выходе из метро справа можно будет увидеть купола церкви.

История собора

Храм Спас на крови (Санкт-Петербург был тогда столицей Российской империи) возведен в память об Александре II, Царе-освободителе, которого смертельно ранил член радикального движения, которое боролось за свержение самодержавства. Так, 1 марта 1881 г., шестое подряд покушение на царя стало успешным.


Храм Спаса на крови Санкт-Петербург. История, описание, адрес, расписание богослужений

Его совершил Игнатий Гриневицкий – он бросил в императора бомбу, которая смертельно его ранила. В последствии Гриневицкого, и других членов террористического акта арестовали и засудили.

Временная часовня

Смерть императора Александра II стала трагедией – он, народный любимец, провел ряд реформ в социальной, экономической и политической сфере империи. Временная часовня появилась сразу после смерти Александра II – городские депутаты обратились к новому императору, Александру III, с просьбой увековечить память об царе-реформаторе, Александре II, и поставить часовню.

Александр III согласился на временную часовню, и объявил о конкурсе на проект будущей церкви, что должна была стать главным символом памяти о его отце. Строительство собора на этом месте начали в марте 1883 г.

Храм Спаса на крови Санкт-Петербург. История, описание, адрес, расписание богослужений

Часовню построили в апреле 1881 г. под руководством Леонтия Бенуа. Здесь проводились литургии в память об усопшем царе. Маленькая временная часовня просуществовала здесь 23 месяца – потом ее перенесли на Конюшенную площадь, где она простояла 9 лет перед тем как ее разобрали.


Архитектурный конкурс

В апреле 1881 г., Городская Дума Санкт-Петербурга согласно приказу Александра III, объявила в газетах о конкурсе на сооружение церкви. На протяжении 2 лет, специально создана комиссия из лучших архитекторов XIX века, отбирались проекты возможных церквей, что должны были увенчать память об усопшем.

Перед участниками стояло четкое задание – храм должен быть создан в духе ретроспективного национального стиля – русского зодчества XVI-XVII веков.

Храм Спаса на крови Санкт-Петербург. История, описание, адрес, расписание богослужений

После осмотра всех альтернатив, право сооружения получил Альфред Парланд, которого прославил, возведенный им ранние храм в Троицко-Сергиевской пустыни. Главный архитектор, А.Парланд, и архимандрит Игнатий вместе представили проект будущего храма.

Храм Спаса на крови (Санкт-Петербург был центром симбиоза русской и европейской архитектур) стал главным символом объединения строительных стилей. В нем намеренно сочетался сложный образ из нескольких архитектурных стилей — русского архитектуры XVII века с барокко.

Выбор такого соединения имел свои причины – XIX век был переломным в истории русского государства и культуры, его отношений с западными странами. Шатровые композиции храма, умело сочетали европейские культурные элементы с московским барокко.


Архитектурная композиция собора – асимметрическая, являет собой пятиугольное здание, которое по оси сильнее обычного вытянуто из востока на запад. Кроме сооружения церкви, А.Парланд предусмотрел также целый комплекс построек – колокольни, галереи для шествий, и музей с мемориальной зоной.

Строительство храма

Храм Спаса на крови (Санкт-Петербург уже тогда имел великолепные архитектурные сооружения) должен был стать наиболее величественным памятником, достойным императора Александра II.

Только размеры церкви, которая умещает 1600 человек одновременно, свидетельствуют о достижении задуманной цели. Чтобы построить такого размера здание, строителям пришлось долго засыпать часть канала, расширять периметр набережной и укреплять ее от подводных вод. Основа собора выполнена в форме столпообразного куба с центрическим пятиглавым возвышением.

Храм Спаса на крови Санкт-Петербург. История, описание, адрес, расписание богослужений

Строительство собора в честь Царя-Освободителя началось в 1883 году, после того, так окончательно было решено передать руководство для А.Паларда, хотя его проект тогда не был полностью закончен. Торжественное освящения храма Спаса на крови состоялось 19 августа 1907 г., после 24 лет строительства.

История прихода храма

Храм Спаса на крови, Санкт-Петербург тогда имел множество церковных приходов, должен имел особенный статус. Согласно указаниям Министерства двора, массовое посещение церкви строго регламентировалось, и там проводились в основном литургии и молебне по усопшему императору.


Этот храм, вместе с Исаакиевским собором, находился на государственном бюджетном содержании до начала революции.

В 1917 году финансирование храма прекратилось. В последующие года храм существовал исключительно на пожертвования местных жителей. Формирование прихода официально было начато только в 1919 г., и руководство храма передали Петроградской епархии.

Храм Спаса на крови Санкт-Петербург. История, описание, адрес, расписание богослужений

Важную роль храм также выполнял на протяжении 1927-1930 гг. – он был влиятельным центром иосифлянского движения, но потом президиум коммунистической партии не решил закрыть его.

История после закрытия прихода

После 1930 г., когда коммунистическая партия запретила использовать здание по назначению, на протяжении 11 лет вопрос о дальнейшей судьбе церкви несколько раз обсуждался членами партии. Окончательный шаг закрытия прихода случился в 1938 г. – когда большевицкая власть огласила намерении демонтировать храм.


Окончательное решение о снесении исторической памятки было принято в июне 1941 г., но начало войны предотвратило его снесение. В годы блокады города, в храме находился морг для умерших от холода и голода жителей Ленинграда и также склад продуктов. По окончанию войны помещение арендовал Малый оперный театр, где 2 десятилетия сохранялся инвентарь и декорации.

В 1968 г. храм включили в список охраняемых государством архитектурных объектов. В 1970 г. он стал частью музея «Исаакиевский собор», что дало возможность сохранить памятку архитектуры от уничтожения. В 1997 г. храм разрешили посещать всем желающим, но только в 2004 г. отправили первую за много лет литургию – через 70 лет после закрытия храма. В 2014 г. у храма был зарегистрирован свой приход.

Архитектура и внутреннее убранство храма

Строительство храма Спас на крови – это не только сооружение уникального архитектурного комплекса XIX века, но также сложные масштабные ландшафтные работы, во время которых частично был засыпан канал чтобы расширить площадь набережной для новой церкви.

Купола

Классический канон русской православной архитектуры составляют купола в церкви. Кроме асимметричного проектирования здания, нарушают симметрию также разные купола – 9 башен в форме луковиц имеют разную высоту и диаметр. Сами купола имеют разное покрытие, 5 из 9 покрыты позолотой, а остальные – эмалированы разноцветными красками. На барабанах куполов есть узкие окна для дневного света.


Храм Спаса на крови Санкт-Петербург. История, описание, адрес, расписание богослужений

Такая композиция уникальна в своем исполнении. Данью русской архитектурной традиции есть колокольня с западной части здания, которая выглядит репликой на Кремлевскую колокольню Ивана Великого. Звонница имеет 8 арочных проёмов, которые разделаются колоннами. Здесь, есть еще 3 купола поменьше, которые размещены с левого крыла храма.

Архитекторы также предусмотрели систему заземления, де кресты на колокольнях выполнять важную роль – громоотводов во время сезона дождей.

Внешний вид собора

В основе архитектурной композиции здания – четверик, который увенчан пятиглавием, а в композиции здания заметно пространственную трехмерность. Самая высшая точка имеет шатер высотой 81 м. У самого архитектурного сооружения – асимметрическая форма, которая вытянута по оси на восток и запад.

Асимметрическая композиция проектированного собора дополняется 3 алтарными апсидами – центральной и 2 боковыми — с восточной стороны. Эта композиция завершается сверху позолоченными с позолотой. Западная часть – наиболее ассиметричная – она делает двуярусную столпообразную колокольню длиннее обычной, а сверху увенчивается большим куполом.


Храм Спаса на крови Санкт-Петербург. История, описание, адрес, расписание богослужений

Северная и южная часть фасадов центральной части храма выделяется из общей пятиглавой композиции небольшими ризалитами, которые подчеркиваются выступами цоколей с резными колонами, трехчастными окошками на первом и другом ярусе.

Нарушением православного архитектурного канона является размещение входных дверей в сам храм – их сместили к углам здания, к северо-западному и юго-западному углу. Каждая дверь в Собор имеет 4 крыльца.

Основный периметр здания покрыт коричнево-красноватым зигерсдорфским кирпичом, на фоне которого виднеются вставки из цветного и белого мрамора.

Храм Спаса на крови Санкт-Петербург. История, описание, адрес, расписание богослужений

Стены собора украшены орнаментом в форме поясков и крестиков из фарфоровых и керамических кирпичей. Фриз карниза собора – сделан шире обычного, на котором выполнена резьба в форме небольших арок и колон. В основании храма – кокошники с тимпанами – традиционная часть русской архитектуры. В тимпанах можно увидеть мозаику, которая занимает 400 м2 фасада собора.

На восьмигранном шатре встроены 8 продолговатых окон с элементами декора. К верху шатер заметно сужается и заканчивается фонариком – архитектурным декоративным элементом в форме луковички – типичным элементом для европейского барокко. Покрыт этот элемент декора 3 цветными эмалями – белым, желтым и зеленым цветом. Сверху на этом фонарике встроен крест.


Храм Спаса на крови Санкт-Петербург. История, описание, адрес, расписание богослужений

Периметр шатра оснащен симметрическое композицией из встроенных декорированных окон и 4 луковичных куполов. В архитектурном комплексе храма можно найти технику русской классической архитектуры – по трех сторонах колокольни при помощи мозаики на фасаде собора отображены все гербы русских земель.

Эскизы и главные заготовки мозаик сделал Васнецов – знаменитый русский художник. Под его руководством были выполнены еще 7 мозаик.

Внутреннее убранство собора

Пышное внутреннее убранство – одна из главных задумок зодчих, поскольку оно должно было показать всю скорбь народов Российской империи за Александром II. Было подсчитано, что во время стройки и декорирования храма на декор было истрачено 2 млн руб.

Храм Спаса на крови Санкт-Петербург. История, описание, адрес, расписание богослужений


Наиболее масштабный проект внутреннего декора – это декор мозаикой, которая в конце XIX века заслужено считалась самой стойкой техникой декорирования. Украшение внутренней стороны комплекса началось в 1894 году, согласно архитектурному проекту было необходимо набить около 7 тис м2 мозаичных сюжетов.

Для создания сюжетов мозаик было привлечено десятки талантливых художников. Живописные композиции храма уникальным тем, что в технике их создания одновременно использовались стили и традиции мозаичного искусства.

Например:

  • Академическая мозаика.
  • Византийский иконописный стиль.
  • Модерн.
  • Разноплановые мозаичные орнаменты.

Для декорации храма использовались лучшие камни и минералы во всей империи. Здесь множество искусных мозаик, декорации с разнообразными самоцветами, использование ювелирной эмали. Среди всего уникального декора, наибольшего внимания заслуживают мозаики отдельных икон и иконостаса, которые выполнялись или самими художниками, или лучшими учениками из Академии художеств.

Храм Спаса на крови Санкт-Петербург. История, описание, адрес, расписание богослужений
Храм Спаса на крови Санкт-Петербург прекрасен не только снаружи, но и внутри. Прекрасные мозаики святых и сюжетов из Библии.

Они предоставлены в таблице:

Название иконы Художник оригинала Характеристики техники
«Богоматерь» и «Спаситель» В.М.Васнецов Это мозаики с главного иконостаса, площадью в 1,82 м2, имеют четкие контуры сюжета с соблюдением цветовых переходов. Работы имеют спокойную цветную гамму с небольшими яркими вставками.
«Святой Александр Невский» и «Воскресенье Христа» М.В.Нестеров Первая мозаика передает композицию уверенного в победе князя Невского во время молитвы в домовой церкви. Размер композиции – 1,2 м2. Мозаика имеет однотонную цветную гамму без ярких вставок.

Вторая работа, «Воскресенье Христа», отображает Иисуса на фоне гробницы. Здесь главный акцент – на золотом свете, на фоне которого Христос стоит в простой белой накидке.

«Хождение по водам» и «Брак в Канне Галилейской» А.П.Рябушкин Мозаика «Хождение по водам» сложена на северной части храма, ее площадь – 11,5 м2.

Особенность художественного стиля А.Рябушкина – в его уникальной способности передавать жанровые сцены, которые полны эмоциональности.

Его сюжеты лаконичны и выразительны, и их уникальная особенность в полноте красочных оттенков.

«Пантократор»,

«Христос во славе»,

«Иоанн Предтеча»,

«Богоматерь».

Н.Н.Харламов По задумке архитекторов, мозаики Харламова самые главные в храме, по его оригинальным эскизам было декорировано внутренняя часть 5 главных куполов собора. Главная композиция «Пантократор» размещена на плафоне купола, а ее размер – 63,6 м2, а «Богоматерь» покрывает площадь в 17,3 м2. Техника выполнена в стиле византийского канона: обобщенность сюжета, гармоничность цветов и статичность изображения. Контраст от точечного использования темных цветов делает мозаики Харламова притягательными, детализированными.

Внутреннее убранство стало высшим примером не только ювелирного искусства, но и камнерезного – тонкая работа декорирования при помощи киотов и других твердых пород. Во время строительства было также проведено электричество и установлено 1689 лампочек, они гарантировали разное подсвечивание – дежурное, обычное и специальное парадное.

Храм Спаса на крови Санкт-Петербург. История, описание, адрес, расписание богослужений

Там, где царь был ранен, А.А.Парланд спроектировал в 1907 году сень. Это кусок булыжной мостовой, где упал император – ее намерено сперва изъяли во время работ из набережной, а потом восстановили, но уже внутри собора. Из-за этого пол сени есть на 7 ступеней ниже, чем уровень пола в церкви.

Сама сень состоит из 4 колонн с капителями и размещенных над ними столбиками, которые соединены каменным навесом. Сень декорирована иконами покровителей царского дома Романовых. Свод сени декорирован сибирскими топазами и самоцветами. По периметру храма, на 20 темно-красных досках из норвежского гранита начертаны золотом заслуги и реформы усопшего царя Александра II.

Режим богослужений

Посетить храм можно в рабочие часы – каждый день, кроме среды, с 10.30 до 18.00.

Правила посещения Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Согласно правилам посещения Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры, «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»», к которому относится храм Спас на крови, в 2016 г. приняты некоторые правила посещения архитектурного комплекса.

Они следующие:

  1. Вход возможен при наличии входного билета, который дает право на разовое посещение музея.
    Храм Спаса на крови Санкт-Петербург. История, описание, адрес, расписание богослужений
  2. Тематические экскурсии можно заказать для группы не менее 15 человек. Для меньшего количества посетителей необходимо доплатить за экскурсионное обслуживание.
  3. Запрещено посещение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  4. Во время посещения не разрешается иметь больших сумок, рюкзаков или чемоданов.
  5. Во время посещения экспозиции строго запрещается иметь при себе еду в открытом виде, распивать алкогольные или другие напитки.
  6. Запрещен вход на самокатах, роликах и других средствах передвижения.
  7. Строго запрещается вход за имеющиеся ограждения на территории экспозиций.
  8. Не разрешено делать надписи или расклеивать объявления.
  9. Посетители должны соблюдать порядок.
    Храм Спаса на крови Санкт-Петербург. История, описание, адрес, расписание богослужений
  10. Нельзя прикасаться к экспонатам или кидать в них любые предметы.

Тематические экскурсии

Кроме обычного посещения, в музее-памятнике можно также зарезервировать тематическую экскурсию:

Экскурсия Продолжительность Короткое описание
Наружное убранство и архитектура храма Спаса на крови 45 мин Главный акцент экскурсии – на уникальности этого архитектурного комплекса, в котором смешивается сочетание разных строительных техник.
Мозаика Спаса на крови 45 мин Внутреннее убранство храма – это образцы уникальных разных мозаических техник и стилей. Они творились на протяжении десятилетий лучшими русскими зодчими XIX века.
Евангельские сюжеты храма 45 мин Акцент этой экскурсии – непосредственно на сюжетном содержании мозаик. На стенах храма изображено 277 святых персонажей и 68 сюжетных линий из Библии.

Цены на билеты в храм

Чтобы посетить храм, нужно купить билет. Цена для взрослых – 250 руб., дети школьного возраста, студенты России и Белоруссии, пенсионеры платят только 50 руб. Вход детям до 7 лет – бесплатный. Также следует учесть, что посещение храма в вечернее время летом обойдется дороже – в 400 руб.

Храм Спаса на крови Санкт-Петербург. История, описание, адрес, расписание богослужений

Бесплатно посетить музей могут категории граждан РФ, которые являются:

  1. Героями РФ.
  2. Многодетные семьи.
  3. Лица до 18 лет, и также студенты ВУЗов в каждый 3 четверг месяца.
  4. Организованные группы из социальных и лечебно-оздоровительных учреждений.

Важно учитывать – бесплатное посещение не распространяется на экскурсии в ночное и вечернее время.

Легенды о соборе

Благодаря народной любви к усопшему императору, этот храм стал не только важной частью достопримечательностей города, он быстро обрел символическое, религиозное, и даже мистическое значение среди жителей города.

Кровавая мостовая

Наличие в храме непосредственно куска мостовой, где был ранен император – желание его сына, Александра III. Поэтому храм часто называют «кровавой мостовой», часть которой хранится внутри его. Также о храме быстро возникли народные легенды –его не открывают из-за того, что в там даже после смерти императора слышно его стоны.

Подводные кресты

После революции 1917 года, когда большевики начали антирелигиозную пропаганду, жители Ленинграда сняли и спрятали кресты с храма Спаса на крови.

Храм Спаса на крови Санкт-Петербург. История, описание, адрес, расписание богослужений

И во время реставрации, когда их начали искать, они невредимы лежали в канале Грибоедова на протяжении нескольких десятилетий.

Как строительные леса Спаса на Крови держали Советский союз

Первая реконструкция храма планировалась в 1970 году, и тогда же были сооружены строительные леса. Хотя реставрационные работы и начались через несколько лет, они не продлились долго, а леса вокруг храма остались стоять на месте вплоть до 1991 года. За время среди жителей Ленинграда родился анекдот: советская власть продержится пока стоят леса вокруг Собора.

Блокадный морг и «Спас на картошке»

Еще одно прозвище появилось у храма Спаса на крови во время блокады Ленинграда. Тогда здание использовали не только как морг, но и как место хранения средств пропитания, – «Спас на картошке» стал символом военного времени и выживания жителей города.

Крупнейшая коллекция мозаик

Храм Спас на крови имеет не только архитектурную значимость, но и заслужено считается музеем мозаик.

Храм Спаса на крови Санкт-Петербург. История, описание, адрес, расписание богослужений

На протяжении 24 лет строительства, над его убранство работали лучшие русские художники и зодчие: Васнецов, Харламов, Нестеров и другие.

Нумерология и нехристианская символика

Посетителей часто удивляет магическое совпадение чисел. Пропорции храма очевидно имеют очень символическое значение, хотя это не удалось подтвердить документально. Так, например, высота храма – 81 м – совпадает с годом покушения на жизнь императора (1881). А высота одного из главных куполов — 63 м, такая же, как возраст Александра II, когда его убили в марте 1881 года.

Таинственная икона

Настоящей легендой стало наличие таинственной иконы под крышей храма, на которой как бы нечетко проявляются, перед своим свершением, поворотные даты в истории России: 1917, 1941 и 1953.

Защищающий храм

Как только строительство храма завершилось и его освятили, местные жители стали относится к нему как к оберегу. В народе придумано много фольклорных молитв, которые обращаются именно к этому сбору, и просят о защите и покровительстве.

Нерушимая церковь

Храм Спаса на крови существует меньше 100 лет, но ему пришлось многое пережить. Санкт Петербург был эпицентром революций, войн и голода. Хотя в годы блокады в купол Собора попал снаряд и не разорвался, наиболее впечатляет всех история о возможной сноске храма.

Храм Спаса на крови Санкт-Петербург. История, описание, адрес, расписание богослужений

В 1941 году большевики должны были подорвать храм, как здание, что не несет никакой культурной ценности. Но подорвать храм помешало начало Второй мировой войны – хотя взрывчатка уже была заложена в стены, ее демонтировали и перенаправили на фронт.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Источник: touristam.com

Владельцы карт isic — 200 р.
Лица от 7 до 18 лет, граждане Российской Федерации и Республики Беларусь: женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет, пенсионеры — 100 р.
Бесплатно:
1. Герои Советского Союза, Российской Федерации и Полные Кавалеры Ордена Славы;
2. Все члены многодетной семьи граждан РФ, граждан Республики Беларусь (три и более ребенка до 18 лет);
3. Лица до 18 лет – граждане Российской Федерации и Республики Беларусь. Лица, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам (студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты- стажеры), в образовательных учреждениях Российской Федерации и Республики Беларусь;
4. Участники и инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий на территории других государств; воины-интернационалисты и участники боевых действий (внеочередное обслуживание);
5. Лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» и лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
6. Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания в период ВОВ;
7. Инвалиды i или ii группы и лицо, их сопровождающее; дети-инвалиды и лицо, их сопровождающее (в т.ч. сурдопереводчик);
8. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву;
9. Лица, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой военно-прикладной направленности, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан (в частности, учащиеся суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов);
10. Дети до семи лет (право бесплатного посещения распространяется только на ребенка);
11. Штатные работники государственных и муниципальных музеев Российской Федерации; Члены ИКОМ (Международный совет Музеев); Члены творческого союза Музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области (дети-школьники членов);
12. Организованные группы лиц, находящихся в государственных социальных учреждениях, а также сопровождающему лицу;
13. Гиды-переводчики, владеющие аккредитацией на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 n 1330 «О введении единой системы подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге»;
14. Сопровождающий организованную группу представитель туристической фирмы (на основании договора экскурсионного обслуживания, заключенного между Музеем и туристической организацией);
15. Одно лицо, сопровождающее группу школьников в количестве не менее 15 человек.
Льготное посещение — студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры образовательных учреждений Российской Федерации и Республики Беларусь.

Источник: peterburg.center

Режим работы собора Спас-на-крови в 2020 г.

  • С 10:30 до 18:00
  • Выходной день — среда
  • С 1 мая по 30 сентября с 18:00 до 22:30 в музее проводятся вечерние экскурсии «Спас на крови в белые ночи» (смотрите стоимость посещения в вечернее время). Выходной день — среда

Стоимость билетов в собор Спас-на-крови в 2020 г.

  • взрослые — 350 рублей
  • дети (до 7 лет) – бесплатно
  • дети (от 7 до 18 лет) – 100 рублей
  • студенты России и Белоруссии – 100 рублей
  • пенсионеры России и Белоруссии – 100 рублей
  • студенты зарубежных стран (необходимо предъявить карту ISIC) – 200 рублей
  • Спас-на-Крови в вечернее время — 400 рублей

Как добраться до собора Спас-на-Крови

Ближайшее метро – «Невский проспект», выход на канал Грибоедова. При выходе из метро подойти к каналу, справа вы увидите купола «Спаса на крови».

История храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге

Уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели временную часовню. В апреле 1881 года она была построена и простояла до весны 1883 года. Когда из губерний стали поступать пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.

Александром III объявляется конкурс на проект храма, который вобрал бы в себя черты русской архитектуры церквей XVII века. Был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев).

Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров. В соборе было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689 лампочек.

Собор Воскресения Христова, как и Исаакиевский собор, находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди.

В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году было принято решение о его разборке. Но с началом Великой Отечественной войны решение этого вопроса было отложено. Во время блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра. С 1968 года собор находится под охраной Государственной инспекции по охране памятников. Позже он передается на баланс музея «Исаакиевский собор». После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей.

Внешний вид храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге

Собор имеет ассиметричную форму, вытянутую по оси восток-запад. К восточной стороне собора примыкают три алтарные апсиды – центральная и две малые, боковые с медными позолоченными куполами. С западной части — двухъярусная столпообразная колокольня, увенчанная массивным куполом. Входные двери смещены к северо-западному и юго-западному углам здания. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены двадцать памятных досок из темно-красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II (основные реформы с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года). Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни, выполненные мозаикой — главное украшение фасада собора. Мозаичные композиции привлекают внимание к основным деталям собора.

Между крыльцами находится распятие (также из мозаики). Сверху – изображения двуглавого орла. Общая площадь мозаики фасадов составляет 400 квадратных метров. Глава собора, покрытая цветной ювелирной эмалью, имеет луковичную форму. Такой же купол и у центрального шатра. Колокола, главный из которых весил 1100 пудов, были изготовлены в Финляндии.

Хотя храм увековечил трагическое событие в истории России, девятиглавое здание поражает своей яркой, пёстрой красотой. На фоне строгой архитектуры Северной столицы оно кажется игрушкой. Прослеживается сходство собора с храмом Василия Блаженного в Москве.

Внутренне убранство храма Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге

Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это и повлияло на его внутреннее убранство, поражающее своей красотой. Оформление включает в себя собрание русской мозаики того времени. Внутри она полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола. В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими мастерами. В создании украшения собора принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик. Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо отметить работы, выполненные по оригиналам художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина, Н.Н. Харламова, В.В. Беляева. Мозаичная коллекция собора является одной из крупнейших в Европе. В качестве декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания. Для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова — «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель».

Особенно значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра. Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза. Под сенью хранятся реликвии собора – часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.

Леса очень долго стояли вокруг собора. И в народе говорили что леса будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это совпадение. Но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году.

Храм Спас-на-крови — это первый храм, построенный на том месте, где погиб император государства. Построенный памятник архитектуры явился символом надвигающейся революции.

Телефон собора Спас-на-Крови

+7 (812) 315-16-36

Официальный сайт собора Спас-на-Крови

Административно является частью Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».

Официальный сайт: www.cathedral.ru

Источник: www.spb-guide.ru

Исторические моменты

  • Возведён в память императора Александра Второго. На этом месте, в 1881 году, на него было совершено покушение, после которого он скончался.
  • Храм построен на пожертвования, которые собирала вся страна.
  • Строительство проходило 24 года с 1883 по 1907 гг. Само здание возведено за 14 лет, а остальное время шли мозаичные работы внутри и снаружи.
  • Архитектора для проекта выбирали с помощью конкурса. В нём участвовало много известных людей того времени. Победитель выбран Александром Третьим только после третьего отбора, им стал Альфред Парланд.
  • В работе использовались современные технологии, поэтому здание полностью электрифицировано.

Внешний вид

Собор – эталонный образец «русского стиля». Это направление основано на зодчестве 16-17 веков. Представляет собирательный образ архитектуры православных храмов того времени. Имеет 9 глав, часть из которых позолоченная, а вторая – эмалированная. В основе построен четверик, так называли четырёхгранное помещение для храма в допетровское время. В западной части находится колокольня. Одно из главных достоинств Спаса на Крови – внешняя отделка. В ней использовался: красный кирпич, позолоченная медь, эмаль разных цветов, разнообразная мозаика, гранит, мрамор и другие материалы. Над входами расположены мозаичные панно с евангельскими сюжетами.

Вы сразу заметите сходство Спаса на Крови с собором Василия Блаженного в Москве. Этот памятник архитектуры стал главным вдохновением для строительства петербургской достопримечательности.

Спас на крови режим

@evgeny_karlson

Что посмотреть внутри

  • Главная святыня храма – участок дороги, на которой погиб Александр Второй. Это булыжная мостовая с решёткой и тротуарной плиткой с Екатерининского канала. Место никуда не переносили, а просто вокруг него и начали строительство. Над святыней установлен, украшенный объёмными узорами шатёр из яшмы с крестом.
  • Внутри расположено 7065 квадратных метров мозаики, что делает её одной из крупнейших коллекций в Европе. Она создавалась по эскизам более 30 выдающихся художников. Работы выполняла мастерская В.А. Фролова. Собор также называют «музеем мозаики».
  • Одни из ярких сюжетов на стенах: «Спаситель и «Богоматерь с младенцем» В.М. Васнецова. Интересно, что они написаны не по церковным канонам, но считаются шедеврами изобразительного искусства.
  • В оформлении храма было использовано более 20 материалов. В залах вы увидите: разноцветный мрамор, уральские самоцветы, порфир, яшму и т.д.
  • Так как собор воздвигнут в честь царя-мученика, Александра Второго, то под сводами вы найдёте икону его покровителя – святого Александра Невского. А также изображения покровителей всех членов императорской семьи.

Собор в советские годы и наше время

В первые годы правления большевики не выделяли деньги на содержание храма. Служители долго отстаивали свою позицию, но в 1930 году Спас был закрыт. Затем вынесен приговор: разобрать здание до основания. Но война помешала осуществлению задуманного. В непростое время для страны в помещениях собора был морг для военных жертв. После 1945 года Собор Воскресения Христова на Крови принадлежал Малому театру, который хранил в нём декорации для спектаклей. И только в 60-хх государство забрало его назад. Позже сделало филиалом музея «Исаакиевский собор». Аварийное состояние помещений требовало реставрации, начавшейся в 80-хх гг. В 1997 г. он открылся для посещения, а в 2004 г. возобновились богослужения.

Спас на крови режим

@dr_ankit_chakrawarti

Интересные факты

  • Во время революции верующие жители города сняли кресты с куполов Спаса на Крови, и положили на дно канала Грибоедова. Так они спасли их от большевиков. Золотые ценности были найдены строителями только в годы реставрации по наводке случайного прохожего.
  • В 1970-хх гг установлены строительные леса. Они там находились долгие годы, поэтому петербуржцы шутили, что пока леса будут окружать храм, советская власть будет править. Строительные работы были закончены на кануне 1991 года, перед сменой государственного режима.
  • В сооружении находят и мистическую сторону. Можно заметить нехристианские символы, которые ещё раз указывают на почести Александра Второго. Высота центрального сооружения 81 м, смерть царя была в 1881 г. Высота главного купола 63 м такая же, как и возраст, в котором умер император. Над крестом в колокольне возвышается корона, а по всему храму расположились гербы русских городов и двуглавый орёл.
  • Существует поверье, что в соборе есть икона, на которой со временем проступают даты. Они являются переломными в истории России. Например, виднеется 1917 г – революция и свержение власти, 1941 г – начало войны и 1953 г – убийство Сталина и государственный переворот. Остальные числа, пока видно нечётко.
  • Петербуржцы называют Собор Воскресения Христова на Крови «нерушимой церковью». Правительство пыталось её взорвать в 1941 и в 70-хх гг, но что-то всё время мешало. В начале 20 века её было велено разобрать. А во время реставрации в стене найден невзорвавшийся немецкий снаряд. В городе были уничтожены десятки церквей, но эта осталась невредимой.

Адрес: Набережная канала Грибоедова, 2. Ближайшая станция метро «Невский проспект».

Стоимость билета: для граждан РФ и Белоруссии – 250 рублей для взрослых; 50 рублей для пенсионеров, студентов и учащихся; до 7 лет вход бесплатный. Аудиогид на разных языках – 100 рублей.

Часы работы: каждый день, кроме среды, с 10:30 до 18:00. В высокий туристический сезон с 27 апреля по 30 сентября в соборе проводятся экскурсии «Спас на Крови в белые ночи» с 18:00 до 22:30. Стоимость 400 рублей. Кассы закрываются в 22:00.

График богослужений: по субботам и воскресеньям в 7:30 – божественная литургия; по субботам в 18:00 – всенощное бдение.

Источник: www.Sputnik8.com

Расписание Богослужений на Март — 2020

Подробнее

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа -19 января 2020

19 января святая Церковь  вспоминает евангельское событие — Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Этот праздник называется также Богоявлением, поскольку в этот день произошло явление Святой Троицы: Сын Божий крестился в Иордане от Иоанна, голос Бога Отца свидетельствовал о Нем, как…

Подробнее

Расписание Богослужений на Февраль — 2020

Подробнее

12 января 2020 — Божественную Литургию в нашем храме возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий

Спас на крови режим

Сегодня, 12 января, Божественную Литургию в нашем храме возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Владыке сослужили настоятель храма протоиерей Сергий Куксевич с клиром и другие священнослужители. Впервые за долгое время в Спасе на крови была совершена хиротония: чтец храма Преображения…

Подробнее

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Подробнее

Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа – 7 января 2020

Рождество Христово – радостный, светлый праздник. Сын Божий, Царь царей спустился на землю, чтобы сделать нас детьми Божиими, причастниками Своего Царства. В эту ночь Небо соединилось с землей. Святой покой озарила Вифлеемская звезда, развеяв мрак и холод грешного мира. Лучи…

Подробнее

Расписание Богослужений на Январь — 2020

Подробнее

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — 4 декабря 2019

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — двунадесятый праздник, установленный в память введения Девы Марии в Иерусалимский храм для посвящения Богу, согласно данному Ее родителями обету. Пресвятой Деве в это время исполнилось только три года. Она…

Подробнее

Набор в детский Хор Рождество́ Христо́во 2020

Подробнее

Источник: spas.spb.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.