На момент китайского вторжения население Тибета составляло шесть миллионов человек. Это были тибетцы, отдельный народ с древней историей, богатой культурой и уникальной духовной традицией. Тибетский народ очень сильно отличается от китайцев и от народов других соседних стран.

Правительство Тибета располагалось в столице Тибета Лхасе. Оно состояло из главы государства (Далай-ламы), кабинета министров (Кашага), национального собрания (Цогду) и сложного административного аппарата, призванного контролировать обширную территорию Тибета. Юридическая система основывалась на законах, разработанных Сонценом Гампо (VII век), Чангчубом Гьялценом (XIV век), Пятым Далай-ламой (XVII век), Тринадцатым Далай-ламой (XX век) и ее исполнительными органами были магистраты, назначавшиеся правительством. Правительство Тибета взимало налоги, выпускало собственную валюту, поддерживало почтовую систему страны, руководило тибетской армией и выполняло все функции правительства.


Межнациональные связи Тибета фокусировались на соседних странах. Тибет поддерживал дипломатические, экономические и культурные связи с Непалом, Сиккимом, Монголией, Китаем, Британской Индией, Россией и Японией. Тибет проводил свою собственную независимую зарубежную политику, и лучшим примером этого может служить нейтралитет Тибета во время Второй мировой войны. Когда Япония заблокировала стратегически важную Бирманскую дорогу, Тибет остался верен своему нейтралитету несмотря на сильное давление со стороны Великобритании, Соединенных Штатов и Китая, требовавших позволить провоз вооружения через Тибет в Китай, и союзники с уважением отнеслись к такой позиции.

Сегодня Тибету грозит опасность полного уничтожения от рук китайских коммунистов. Тибетская культура и национальное самосознание систематично и целенаправленно уничтожаются. Более 1.2 миллиона тибетцев умерло в Тибете с 1949 года в результате китайского вторжения и оккупации. Было уничтожено более 6000 тибетских религиозных и культурных центров. Его Святейшество Далай-лама, духовный и светский лидер шести миллионов тибетцев, в 1959 году был вынужден покинуть Тибет и искать убежища в Индии. Около 80.000 тибетских беженцев последовали за ним и нашли убежище в Индии, Непале и Бутане.

Каков статус Тибета?
В 1949 году, во время вторжения войск Народной освободительной армии Китая, Тибет был независимым государством, как de jure, так и de facto. Военный захват его территории представлял собой агрессию против суверенного государства и нарушение международных законов. Китай продолжает оккупировать Тибет, используя для этого военные формирования, состоящие из нескольких сотен тысяч солдат, и это также является нарушением международного законодательства и фундаментальных прав тибетского народа на самоопределение и независимость.


Сегодня Тибет является страной, находящийся под китайской оккупацией. Коммунистическое правительство Китая утверждает, что у него есть «право собственности» на Тибет. Это «право собственности», по мнению китайского правительства, основывается не на военном захвате Тибета, начавшемся в 1949 году и на осуществлявшимся с тех пор якобы эффективном управлении Тибетом. Китайское правительство также не считает, что «право собственности» основывается на так называемом «Соглашении из семнадцати пунктов о мирном освобождении Тибета», навязанном Тибету в 1951 году. Китай считает, что его «право собственности» на Тибет основывается на исторических связях — главным образом на связях монгольских и маньчжурских правителей Китая с тибетскими ламами. Главное событие, которое Китай считает основой своих притязаний на Тибет, произошло много веков назад: во время расцвета монгольской империи. Монгольские императоры в этот период подчинили своей власти почти всю Азию и значительную часть Восточной Европы. Также Китай вспоминает о маньчжурских правителях Китая, распространивших в XVIII веке свое влияние на Восточную и Центральную Азию, в том числе и на Тибет.


Никто не спорит, что в разные периоды своей долгой истории Тибет в разной степени подпадал под иностранное влияние: он находился под влияним монголов, непальских гурков, маньчжурских императоров Китая и британских правителей Индии. В другие периоды Тибет сам подчинял своей власти соседние страны и оказывал на них влияние (в том числе и на Китай). Сейчас в мире едва ли можно найти государство, которое некогда не находилось под властью другой страны или под иностранным влиянием. А иностранное влияние на Тибет и вмешательство в дела Тибета никогда не было сильным и продолжительным. Более того, отношения с монгольскими, китайскими и маньчжурскими правителями, хотя и имели некоторое политическое значение, все же по природе своей были личными и никогда не подразумевали объединение или интеграцию Тибетского государства с Китаем.

Однако, несмотря на то, что тибетская история очень интересна, статус Тибета на момент китайского вторжения нужно, конечно же, определять по его положению в современной истории. Особенно подробно следует рассмотреть, как складывались отношения Тибета с Китаем начиная с 1911 года, когда китайцы свергли то, что они считали чужеродным маньчжурским правлением, и стали хозяевами своей собственной страны. Каждая страна может отыскать в своей истории период, который позволит ей предъявить права на соседние государства. Такой подход неприемлем для международного законодательства и практики.


Очевидно, что с 1911 года и до китайской оккупации 1951 года нет никаких свидетельств того, что Китай управлял Тибетом или оказывал на него влияние. На самом деле, факты свидетельствуют об обратном: Тибет был полностью независимым от Китая суверенным государством. К этому выводу пришли самые компетентные ученые, изучающие этот вопрос. Международная комиссия Юридического исследовательского комитета по тибетскому вопросу в работе, озаглавленной Тибет и Китайская Народная Республика (Женева, 1960 год), сделала следующий вывод о правовом статусе Тибета: «С 1913 по 1950 год Тибет, согласно нормам международного законодательства, имеет все признаки отдельного независимого государства. Тибет существовал как независимое государство почти две тысячи лет до того, как Китай вторгся в страну и начал его оккупацию в 1949 году. Почти все страны свободного мира осудили Китай, назвав нарушение территориальной целостности Тибета агрессией. На протяжении своей истории Тибет обладал всеми атрибутами независимого государства, признаваемого международным законодательством. У него была определенная территория, правительство и способность вступать в международные отношения. Территория Тибета главным образом соответствует геологическому плато, площадь которого составляет приблизительно 2,5 миллиона квадратных километров. Население Тибета во время китайского вторжения составляло более 6 миллионов. Правительство Тибета находилось в столице Тибета Лхасе. Оно состояло из главы правительства (Его Святейшества Далай-ламы), кабинета министров (Кашага), национального собрания (Цонгду) и административного аппарата.


Международные отношения Тибета были сфокусированы на соседних странах. Тибет поддерживал дипломатические, экономические и культурные отношения со странами этого региона: Бутаном, Китаем, Индией, Монголией, Непалом и, в определенной степени, с Японией и Россией. С 1913 по 1950 год международные отношения Тибета осуществлялись исключительно правительством Тибета, и страны, с которыми Тибет поддерживал международные отношения, как показывают официальные документы, действительно относились к Тибету, как к независимому государству».

Очевидно, что сорок лет независимости — это достаточный срок для того, чтобы международное сообщество относилось к стране как к суверенному государству. Многие члены ООН являются независимыми примерно столько же лет, а некоторые и меньше.

Ранняя история
Согласно тибетским анналам, первый тибетский царь правил с 127 года до н.э., но лишь в VII столетии нашей эры Тибет стал объединенным государством, которым правил царь Сонгцен Гампо и его наследники. В последующие три столетия Тибет был одним из самый могущественных государств Азии. В мирном соглашении, заключенном между Тибетом и Китаем в 821 году н.э., указывалась граница между двумя этими странами.


е стороны торжественно поклялись, что «великая эпоха, когда тибетцы будут счастливы в Тибете, а китайцы будут счастливы в Китае» никогда не прекратится. Текст мирного договора на тибетском и на китайском языках был высечен на трех каменных колоннах. Одна из них была воздвигнута в Лхасе, где она стоит в настоящее время, вторая — на тибетско-китайской границе в Гунгу Меру, а третья — в китайской столице Чанг’ан.

Между X и XII веками Тибет распался на несколько провинций. Внимание Тибета было сфокусировано на Индии и Непале, сильное религиозное и культурное влияние которых породило духовный и интеллектуальный ренессанс.

Отношения с монгольскими императорами (1240-1350 гг.)
Монгольский правитель Чингиз-хан и его наследники покорили обширные территории в Азии и Европе и создали одну из самых больших империй, когда-либо существовавших в мире. В 1240 году принц Годан отправил экспедицию в Тибет и пригласил одного из ведущих тибетских религиозных лидеров, Сакья Пандита Кунга Гьелцена (1182-1251 гг.) к своему двору, что положило начало продолжительным тибетско-монгольским отношениям. Кублай-хан, ставший правителем после Годен-хана, принял тибетский буддизм и Дргон Чогьел Пагпа, племянник Сакья Пандиты, стал его духовным наставником. Эти отношения чо-йон (священник-патрон) привели к тому, что Хубилай-хан сделал буддизм государственной религией своей империи, и Пагпа стал наивысшим духовным авторитетом в этой империи. В благодарность Хубилай-хан в 1254 году сделал своего тибетского наставника правителем всего Тибета, даровав ему разнообразные титулы.


Невозможно отрицать, что влияние монгольских императоров распространялось и на Тибет. Но, вопреки утверждениям Китая о том, что «в середине XIII века Тибет официально вошел в состав территорий китайской династии Юань», ни один из монгольских правителей никогда не предпринимал попыток напрямую руководить Тибетом: Тибет даже не платил налогов монгольской империи, и, конечно же, монгольские императоры никогда не считали его частью Китая.

Тибет разорвал политические отношения с монголами в 1350 году, когда Пагмо Дубпа унаследовал главенство над школой Сакья в Тибете. Через восемнадцать лет после этого китайцы освободились от монгольского правления, обрели независимость и установили династию Мин.

Отношения с маньчжурами и соседними народами
Тибет не устанавливал политических связей с китайской династией Мин (1368-1644 гг.). В 1642 году Великий Пятый Далай-лама с помощью своего монгольского патрона Гуши-хана стал высшим политическим и религиозным правителем Тибета. С этого времени тибетцы стали считать его своим «Гонгса Ченпо», «Высшим Правителем».


Пятый Далай-лама не только поддерживал близкие взаимоотношения с монголами, но у него также были тесные связи с маньчжурским императором (1639 г.) и с его наследником, Шунци, который покорил Китай и основал династию Цин (1644-1911 гг.). В 1653 году Пятый Далай-лама побывал с государственным визитом в Пекине по приглашению первого императора династии Цин Шунци. В качестве беспрецедентного знака уважения маньчжурский император проделал четырехдневное путешествие за пределы своей столицы, чтобы принять тибетского правителя и высшего духовного лидера центрально-азиатского буддизма. При этой встрече Пятый Далай-лама и маньчжурский император одарили друг друга высокими титулами. Далай-лама согласился стать духовным наставником маньчжурских императоров и взамен принял их покровительство и защиту. Эти отношения «священника и патрона», которые Далай-лама также поддерживал с некоторыми монгольскими принцами, были единственными формальными узами между тибетцами и маньчжурами на протяжении правления династии Цин. Само по себе это никак не влияло на независимость Тибета. На всем протяжении правления династии Цин отношения между Тибетом и маньчжурскими императорами не выходили за рамки отношений «священник-патрон». Маньчжурский император с готовностью откликнулся на просьбу помочь изгнать вторгшихся джунгарских монголов и сопроводить только что обнаруженного Седьмого Далай-ламу в тибетскую столицу (1720 г.). Маньчжурские войска еще три раза входили в Тибет в XVIII столетии, один раз — чтобы защитить Тибет от вторгшихся гурков из Непала (1792 г.), и еще два раза — чтобы восстановить порядок после гражданских войн (1728 и 1751 гг.).


ждый раз они приходили по просьбе тибетцев. Эти экспедиции позволили маньчжурскому императору установить свое влияние в Тибете. Император послал в столицу Тибета Лхасу своих представителей, и некоторые из них пытались оказать влияние на тибетское правительство. В тот период, когда маньчжурское влияние на Тибет достигло своего пика (а этот период продолжался несколько десятилетий) отношения между двумя странами представляли собой отношения между сильной державой и страной, находящейся под ее протекторатом. Таким образом, независимость более слабого государства вовсе не затрагивалась. Тибет никогда не был частью маньчжурской империи и, тем более, Китая, продолжая поддерживать собственные отношения с соседними странами.

После этого маньчжурское влияние в Тибете быстро пошло на убыль, и маньчжуры уже не могли участвовать в войнах, которые Тибет вел с захватчиками из Джамму (1841-1842 гг.), Непала (1855-1856 гг.) и Британской Индии (1903-1904 гг.). К середине XIX столетия роль маньчжурского императора (и, соответственно, роль его представителя) стала исключительно номинальной.

Беспрецедентное вторжение маньчжурских войск в Тибет в 1908 году стало поворотным пунктом в отношениях Тибета и маньчжурского императора.


ежде императорские войска приходили в Тибет лишь по просьбе Далай-ламы или тибетского правительства. Но в этот раз маньчжурский император попытался установить контроль над Тибетом с помощью силы, и сделано это было, главным образом, для противодействия усиливающемуся британскому влиянию в Тибете. В 1910 году Далай-лама XIII бежал в соседнюю Индию, но оккупация Тибета продолжалась недолго. После китайской революции 1911 года и свержения Маньчжурской династии, имперские войска сдались тибетской армии и вернулись на родину после заключения двух китайско-тибетских договоров, подписанных соответственно в августе и декабре 1912 года.

Далай-лама XIII восстановил полную независимость Тибета, выпустив в 1913 году в Лхасе соответствующую декларацию, установив связи с зарубежными лидерами, в том числе с британскими, российскими и китайскими, и подписав соглашение с Монголией.

Тибет в XX веке
С 1911 по 1950 годы Тибет успешно избегал каких-либо влияний и сохранял полную независимость. Накануне китайского вторжения, которое началось в конце 1949 года, Тибет обладал всеми атрибутами независимого государства, признаваемого международным законодательством: у него были четкие границы, население, проживающее на территории, очерченной этими границами и правительство, способное поддерживать международные отношения. У Тибета был глава государства и система правительства, юридическая система, налогообложение, валюта и почтовое сообщение, представители за рубежом и вооруженные силы. Международные связи Тибета фокусировались на соседних странах. Тибет поддерживал дипломатические, экономические и культурные связи с Непалом, Бутаном, Сиккимом, Монголией, Британской Индией, независимой Индией и, до определенной степени, с Россией и Японией.

Отношения с Китаем оставались напряженными. Китай вел с Тибетом пограничную войну. В то же время китайский президент многократно формально призывал Тибет и Непал присоединиться к Китайской Республике, тем самым признавая, что Тибет не был в то время составной частью Китая. Однако, в то же время, Китай заявлял всему миру, что тибетцы — это один из «пяти народов» Китая.Чтобы избежать войны между Тибетом и Китаем, была проведена трехсторонняя конференция, организованная британскими посредниками в Симле (Индия) в 1913 году. На этой конференции три страны встретились и вели переговоры на основе принципа равноправия. На этой конференции Великобритания, заинтересованная в том, чтобы на ее северо-индийских границах сохранялся мир, убедила Тибет принять номинальную власть Китая в обмен на обязательство Китая уважать территориальную целостность и полную автономию Тибета. Однако китайское правительство отказалось подписать Симлскую Конвенцию. 3 июля 1914 года тибетские и британские полномочные представители подписали Объединенную Декларацию, лишавшую Китай всех преимуществ, которые он мог бы получить при подписании Конвенции. Статус Тибета, таким образом, остался таким же, как и до начала конференции: Тибет остался независимым государством, никак не связанным с Китаем. В Симлской Конвенции также содержалось признание Великобританией и Китаем независимости Тибета и его способности вести торговлю и заключать независимые договоры с другими странами на равноправной основе.

В 1934 году тибетское правительство приняло в Лхасе китайскую делегацию, принесшую свои соболезнования по поводу смерти Тринадцатого Далай-ламы. Китайскому представителю было разрешено остаться и он получил такой же статус как непальские и британские представители в Лхасе. Китайский представитель оставался в Лхасе до 1949 года, когда он был изгнан из Тибета.

Во время Второй мировой войны Британия, США и Китай просили пропустить через Тибет военные грузы, направлявшиеся в Китай. Но Тибет настоял на сохранении своего нейтралитета и позволил провезти через свою территорию лишь грузы невоенного назначения.

В 1947 году, за несколько месяцев до того, как Индия обрела независимость, Тибет пригласили участвовать в Конференции по азиатским связям, проходившей в Нью-Дели. Члены тибетской делегации прибыли туда с тибетскими паспортами и участвовали в Конференции в качестве представителей независимого государства. В 1948 году, когда тибетская правительственная торговая делегация посетила Индию, Великобританию, Италию, Францию и Соединенные Штаты Америки, паспорта членов делегации, выписанные тибетским правительством, были приняты правительствами всех этих стран в качестве действующих документов.

Когда в 1947 году Индия обрела независимость, она заняла британскую дипломатическую миссию в Лхасе и признала все договоры, заключенные между Великобританией и Тибетом. Это с очевидностью следует из официального сообщения, посланного индийским правительством в тибетское Министерство Иностранных Дел в котором, в частности, говорится: «Правительство Индии будет радо получить уверения в том, что тибетское правительство намерено продолжать отношения с Индией на существующей основе до тех пор, пока не будут выработаны новые соглашения по интересующим обе стороны вопросам. Индия продолжает отношения со всеми странами на основе соглашений, заключенных правительством Его Величества».

Хотя Тибет никогда не поддерживал обширных международных отношений, те страны, с которыми он такие отношения поддерживал, относились к Тибету как к любому другому суверенному государству. Когда Непал в 1949 году захотел вступить в Организацию Объединенных Наций, он сослался на договоры и дипломатические связи с Тибетом. Даже последний официальный глава китайской миссии в Лхасе, Шен Зонглиан, признал, что «с 1911 года Тибет во всех практических вопросах имел полную независимость».

Продолжение следует:

Читать Часть II

Источник: ru-free-tibet.livejournal.com

Видео: Тибет

Основные моменты

Тибетский автономный район стал доступен иностранным туристам всего 30 лет назад. Несмотря на административные и природные препятствия, стоящие перед путешественниками: необходимость получать разрешение на въезд от китайских властей и разреженный горный воздух, число туристов из-за границы увеличивается из года в год.

Регион расположен на высокогорном плато, подавляющая часть территории находится на высотах более 4 тысяч метров. Тибет полон загадочности и таинства со своей тысячелетней историей. Тут воедино слились красоты гималайских гор и древние философские учения. Попав в Тибет, сразу чувствуешь, что мистические тайны этой страны не просто слухи. Они вокруг вас.

Тибетский монахБирюзовый цвет озера Ямдрок Ютсо

Природные достопримечательности Тибета

Гора Кайлас

Монотонные пейзажи Тибета с плоскими долинами, лежащими между заснеженных гор, располагают к медитации. Наиболее выразительные природные объекты одновременно служат предметом поклонения буддистов. На пирамидальной горе Кайлас, достигающей в высоту 6714 м, по преданию, обитает одно из воплощений Будды. Добраться до места паломникам технически крайне сложно: нужно проехать несколько сотен километров к западу от города Лхасы, а потом передвигаться пешком, совершая кору, или ритуальный обход, вокруг горы.

На самую вершину Кайласа никто еще не поднимался: против попыток альпинистов бурно протестовали верующие со всего мира. У подножия горы лежит озеро Манасаровар, кора вокруг которого займет несколько дней. Еще одно почитаемое озеро, Ямдрок Тцхо, расположенное между Лхасой и Гьянгдзе, славится необычным цветом своих вод, постоянно меняющим оттенки.

Основная статья: Гора Кайлас

Тибетский пейзаж

История и современность

Сонгцен Гампо

На большем протяжении своей истории Тибет был независим, однако не всегда представлял собой единое государство. Первым, кто объединил страну под своей властью в VII в., был царь Сонгцен Гампо, взошедший на престол в 629 г.; этот год считается самой ранней исторически достоверной датой в истории страны. Впрочем, Сонгцен Гампо правил не всем нынешним Тибетом, а только районом долины Ярлунг вокруг Шигадзе и Лхасы, то есть, центром Тибета. Правда, этот царь совершал большие завоевательные походы. Долгосрочную славу Сонгцен Гампо снискал своей брачной политикой: он женился на непальской принцессе Бхрикути и китайской принцессе Вэньчэн, установив родственные связи с соседними государствами, — ныне обе принцессы почитаются как святые покровительницы Тибета под именами Зеленая Тара и Белая Тара. Обеим приписывается значительная роль в распространении буддизма в стране.

Жители Западного Тибета. В. Верещагин

Тибет продолжал крепнуть, и в VIII в. он даже покорил большие территории империи Тан, в том числе, на 67 лет овладел оазисом Дуньхуан. После эпохи распада государства, которой предшествовали гонения на буддистов в IX в., в XI в. буддизм вновь укоренился па этой земле. Собственная неповторимая версия тибетского буддизма сложилась только в XIV-XV вв. благодаря основанной реформатором Цонгкхапой «школы добродетели» или «школы желтых шапок» (гелугпа), в лоне которой в XVI-XVII вв. зародился институт Далай-ламы.

Проблема автономии

С 1722 г. Тибет принадлежал к империи маньчжуров. Ее представляли в Лхасе двое так называемых амбанов, которые осуществляли также политическое влияние; благодаря им владычество маньчжуров было не только формальным. В 1913 г. 13-й Далай-лама провозгласил независимость Тибета (который тем временем попал в сферу британского влияния), однако Республика Китай не признала ее.

13й Далай Лама в 1910 году

Неясный юридический статус подкреплялся противоречивыми фактами: Республика Китай никак не обозначала свою власть над Тибетом, для других же государств (кроме в какой-то степени Великобритании) Тибет во внешнеполитическом смысле не существовал. Расплата за отсутствие дипломатических сношений последовала в 1950 г., когда Китай насильно реализовал свои территориальные притязания на Тибет. Последний пробовал протестовать в рамках ООН, но союзнической поддержки практически не нашел.

Притеснения

Тибетский вопрос до сих пор стоит на повестке дня, и это связано не только с фактом китайского владычества, но и с тем, как оно осуществляется. Мао Дзэдун и коммунистическая партия, творившие произвол во всем Китае, распространили его и на Тибет, хотя здешнее население не признавало китайское правительство «своим» и оказывало чужеземной власти сопротивление.

Дворец Поталы, возведенный в XVII веке

Конфликт достиг своей кульминации в 1959 г., когда силой было подавлено народное восстание, в результате чего Далай-лама, а с ним и многие монахи, бежали из страны. С тех пор в городе Дхарамсала (Индия) действует «правительство Тибета в изгнании» и проблема Тибета приобрела международное значение. Еще хуже тибетцам пришлось в годы культурной революции, когда были распущены монастыри и «красная гвардия» Мао разрушила многие священные произведения искусства. Хотя эти варварские злодеяния творились не только в Тибете, но и по всему Китаю, здесь их несправедливость, в силу большего значения религии в общественной и повседневной жизни, сознавалась гораздо острее.

Непростые отношения Тибета и Китая в наше время

До наших дней дошли более поздние памятники религиозной архитектуры, построенные 300-400 лет назад, да и они серьезно пострадали в период маоизма, когда в Китае боролись с любыми проявлениями веры. К концу XX века правительство постаралось загладить свою вину перед Тибетом, восстановив древние достопримечательности в первозданном виде.

Предупреждение на трех языках: "Не распространять запрещенные мысли и предметы"14й Далай Лама на встрече с Джорджем Бушем в Белом Доме 23 мая 2001Вмешательство военных во время тибетских волнений и актов самосожжения в 2008 году, приной которых послужил отказ монахов поднятия китайского флаг над монастырем Вонпо

Широкая, по мнению китайцев, но недостаточная, как считают тибетцы, автономия была предоставлена району в 1965 году. Юные граждане получают начальное образование на тибетском языке, на нем же ведется делопроизводство. Время от времени Тибет охватывают волнения. Мировое сообщество на словах поддерживает их, но вмешиваться в процесс не рискует, учитывая вес Китая на международной арене.

Тибетский буддизм

Тибетский монах

Свой особый характер тибетско-буддистское учение поначалу приобрело вследствие того, что оно вобрало в себя элементы местной шаманистской религии бон, бытовавшей задолго до усвоения буддизма. К отличительным признакам относится важная роль ритуалов, которым приписывается магический эффект, практическое применение учения о реинкарнации для избрания духовных наследников покойных лам и гораздо более обширный в сравнении с китайским буддизмом пантеон с обилием наводящих ужас божеств, отчасти злых, отчасти добрых. Поэтому тибетская иконография очень сложна.

Храм Обезьян в Катманду

Согласно верованиям тибетских буддистов, носителем учения становится Далай-лама, воплощение Авалокитешвары, символизирующего сострадание. Самый почитаемый храм Тибета, Джоканг, расположен в Лхасе, столице района. Это центр притяжения для буддистов, совершающих поклонение, но и простым туристам вход в храмовые помещения не запрещен. Десятки важных религиозных объектов разбросаны по всему Тибету, к большинству из них проложены качественные автомобильные дороги. Иностранных послушников в тибетских монастырях не принимают, это связано и с сопротивлением китайской администрации, и с отсутствием такой традиции в местной ветви буддизма. В отсутствие Далай-ламы XIV, проживающего в изгнании в индийской Дармсале, высшим религиозным деятелем формально признается очередной Панчен-лама, проживающий в монастыре Ташилунпо, в городе Шигадзе.

Тибетская медицина

Народная медицина Тибета тесно связана с религиозными практиками. Многие путешественники приезжают в регион ради визита к врачу, чтобы услышать диагноз и пройти курс лечения. Желающие могут пройти краткосрочные курсы обучения основам тибетской медицины, но обольщаться насчет их ценности не стоит: истинные целители учатся своему ремеслу долгие годы.

Иллюстрации Традиционной Тибетской Медицины в пекинском музее Науки и Техники Тибетский Як является неотъемлемой частью культуры страны

Достопримечательности Лхасы

Туристам, приехавшим в Тибет всего на несколько дней, рекомендуется ограничиться Лхасой, сочетающей в себе черты китайского, непальского, индийского архитектурного стиля.

Самый узнаваемый объект города, расположенный на холме на высоте 3700 м над уровнем моря в западной части столицы, – гигантский дворец Потала, возведенный в XVII веке. Мощная крепость, предназначенная для защиты от чужеземцев, представляет собой обильно декорированное массивное прямоугольное здание из красного камня в окружении белых стен и лестниц. Резиденция Далай-лам вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе обширного комплекса.

Дворец Потала

Кроме Поталы, в него включена Норбулинка, или «Драгоценный парк», разбитый в 10 минутах езды к западу от Красного дворца. Летом и осенью здесь отмечаются светские и религиозные праздники. Самый популярный из них – августовский Фестиваль йогурта, или Шотон. По преданию, его придумали светские власти, чтобы подбодрить монахов, вынужденных проводить пол-лета в добровольном заточении из боязни наступить на порхающих на свежем воздухе насекомых. Во время торжества парк открыт всю ночь, в нем горят костры, выступают труппы с этническими песнями и танцами.

Вид из храма ДжокангМонастырь Рамоче

В храме Джоканг, который легко узнать по символу – двум золотым ланям, с двух сторон тянущимся к колесу дхармы, хранятся древние статуи Будды, привезенные в дар царю Сонгцэну Тампо, основателю тибетского буддизма. Фигуру монарха и его жен можно увидеть в соседнем зале Джоканга. Объект открыт для посещения с 8 утра до полудня ежедневно, часы работы во второй половине дня нужно уточнять на месте. Вокруг здания располагаются лавки ремесленников и торговцев сувенирами.

Второй по значимости монастырь Лхасы – Рамоче. В нем хранится бронзовая статуя юного Будды, по легенде, изготовленная мастером Вишвакарманом, заодно создавшим нашу Вселенную. На расстоянии примерно 10 км от города построены монастыри Сера и Дрепунг.

Паломники перед храмом Джоканг

Памятники Шигадзе

Город Шигадзе

Второй по величине город Тибетского автономного района, Шигадзе связан с Лхасой автомобильным и железнодорожным сообщением. Один из крупнейших монастырей тибетской ветви буддизма, Ташилунпо, служит резиденцией для Панчен-ламы, второго по значимости иерарха, наставника Далай-лам. Туристы приезжают сюда понаблюдать за повседневной жизнью монахов и полюбоваться 26-метровой золотой статуей Будды Майтрейи – «новоделом», которому недавно исполнилось 100 лет.

Светский памятник, городскую крепость-дзонг, в которой когда-то жили цари страны, в результате волнения 50-х годов и при маоистах полностью разрушили, но несколько лет назад в точности восстановили по сохранившимся фотографиям и рисункам.

Гьянгдзе

Знаменитая ступа поселка Гьянгдзе

Скромный поселок Гьянгдзе, лежащий в 240 км езды к юго-западу от Лхасы, известен монастырем Пелкор Чедё с четырехэтажной ступой Кумбум. Внутри изящного культового сооружения нашлось место для 108 залов и алтарей. Населенный пункт, практически не подвергшийся китаизации, обычно посещают путешественники, направляющиеся из Тибета в Непал.

Интересные факты

В каждом доме в Центральном Тибете развеваются флажки пяти разных цветов. Голубой цвет символизирует небо, белый — облака, красный — солнце, зеленый — воду, а желтый — землю. На многих дверях нарисован лежащий серп, между концами которого парит круг, от которого отходит огненный шлейф: это Солнце и Луна. Изображение скорпиона на стене дома защищает его обитателей от напастей.

Разноцветные тибетские флажки Туристы в Тибете

Информация для туристов

Туристы будут чувствовать себя комфортно с поздней весны до конца осени, насколько это возможно на высоте 3000-4000 м над уровнем моря. Зимой путешественникам недоступны некоторые высокогорные районы. Для минимальной акклиматизации и осмотра Лхасы достаточно одной недели, отдаленные монастыри и природные объекты потребуют поездки на 2-3 недели. Категорически не рекомендуется находиться в автономном районе 10 марта – это памятный день Тибетского восстания, когда возможны беспорядки. Власти Китая обычно не дают разрешения на въезд в регион на эти числа.

Где остановиться

За последние годы в Лхасе и других городах построено немало приличных отелей. В горах можно снять комнату у местных жителей: особых удобств гостям не предложат, но чистоту гарантируют. С собой обязательно брать теплую одежду, поскольку перепады между дневной и ночной температурой в любых частях Тибета весьма значительны. Дожди идут в июле и августе, но они не слишком обильны.

Холл в Shigatse HotelКомната в 5-звездочном отеле ЛхасыZong Shan Hotel в Шигадзе

Еда

Цампа — традиционное тибетское блюдо

Кухня Тибета не создает дополнительной нагрузки на желудок: пряностями здесь, в отличие от других стран Азии, не злоупотребляют, предпочитают вареные блюда. Из-за особенностей местоположения в традиционном меню нет фруктов и рыбы. Алкогольных напитков, кроме слабого рисового вина и пива, не употребляют, пьют соленый чай с добавлением масла. Кредитные карты принимают в пределах столицы, в остальных случаях лучше брать с собой наличные мелкими купюрами.

Момо с курицей (похоже на наши пельмени)

Традиционная пища тибетцев — цампа, тесто из обожженного ячменя, которое едят с чаем и маслом яка, но это не ресторанное блюдо.

Популярны «момо», пельмени с начинкой; их можно заказать в любом из кафе Старого города. В Лхасе можно отведать также хорошую непальскую и индийскую, а также, разумеется, китайскую кухни.

Климат и здоровье

Восхождение на Эверест

Приезжающие в горные районы из Пекина туристы могут испытывать в пути кислородное голодание. В поездах на этот случай предусмотрены кислородные маски. Дышать в условиях высокогорья без привычки сложно даже спортсменам; сердечникам, гипертоникам, беременным женщинам и детям находиться здесь просто противопоказано. Чтобы облегчить адаптацию к недостатку кислорода, не рекомендуется во время путешествия употреблять алкоголь, переохлаждаться, нервничать, сидеть на диете или, напротив, переедать. Необходимо много пить, дозировать физическую нагрузку.

Уже в Лхасе, лежащей на высоте 3700 над уровнем моря, что для Тибета не очень высоко, может случиться приступ высотной болезни в форме сильных головных болей. После прибытия на самолете надо обязательно запланировать медленный процесс акклиматизации, в течение которого надо пребывать в покое — независимо от возраста и физического состояния. Тем более это касается более высокогорных районов. Также угрозу для здоровья представляют сильное солнечное излучение и большие перепады дневных и ночных температур. Помимо того, к северу от Трансгималаев зимой бывает холодно, как в Сибири.

Tibet Travel Permit

Источник: wikiway.com

Наш путь лежал на юг — через Тибетское нагорье в город Юшуу, что находится в пятистах километрах от истока Хуанхэ за пятью перевалами высотой до 5200 метров. В 2010-м году в провинции Цинхай, где живут в основном тибетцы, произошло 7-балльное землетрясение, погибло около двух тысяч человек, восемьдесят тысяч остались без жилья

 Мы застали город в виде огромной стройки. Всюду виднелись стрелы кранов, население  день и ночь работает на восстановлении своих домов. С такими темпами Юшуу уже через пару лет будет принимать туристов как один из транзитных пунктов на пути в Лхасу. Посетив пару монастырей в окрестностях Юшуу, мы свернули на северо-восток к хребту Амни Мачен.

Это горная система, состоящая из 13 вершин. Наивысшая из них также называется Амни Мачен. Мы подъехали к подножию священной горы, главной святыне Амдо, статус которой сравним с горой Кайлас для тибетцев Кхама и Амдо. Амни Мачен среди тибетцев сакрален не менее Кайласа, но совершенно неизвестен западному миру, на его склонах не встретишь ни одного туриста, только тибетских паломников, тогда как склоны Кайласа в разгар сезона напоминают пешеходную улицу.

1.jpg

Я много раз видел, как туристы отправляются делать кору вокруг Кайласа, начитавшись фантастических книг, что-то там ищут, хотят открыть третий или четвертый глаз, и все это в группах по 20-30 человек. Они не готовы ни физически, ни психически к соприкосновению с его энергией, поэтому в группах начинаются конфликты, болезни, нервные срывы, вплоть до панического бегства с подножия Кайласа.

Встречаясь с людьми, которые побывали на Кайласе, я спрашиваю у них, посетили ли они монастырь Чиу на озере Манасаровар, где в пещере ушел в паринирвану Гуру Римпоче, на горячих источниках Тритхапури и оказывается, что они проехали, мимо, не останавливаясь на действительно значимых местах. Всему виной непрофессионализм гидов. На весь Тибет работает лишь несколько русскоязычных гидов, да и те немного знают о святынях, потому что приехали работать откуда-нибудь с Хайлара.

2.jpg

В отдаленных горных деревнях северо-восточного Тибета остались шаманы, сохранившие свои верования и обряды. В районе Амни Мачен живут шаманы, владеющие разными ритуалами, входящие в связь с различными духами. Это древняя традиция, унаследованная от последователей религии Бон — религии, господствовавшей в Тибете до прихода буддизма.

3.jpg

Ежегодный фестиваль шаманов в Ребконге — самое главное событие для местных жителей. И мужчины, и женщины, и дети принимают в нем участие. Все жители деревни собираются вместе, надев свои лучшие наряды. Люди поют, танцуют, возжигают благовония. В каждой деревне есть свой шаман, вокруг которого разгорается все действие.

 Шаман начинает свой ритуальный танец с барабаном, обращаясь к местному духу — хранителю данной местности. Шаман через какое-то время входит в особое состояние сознания, и в его тело входит местный дух, с которым у шамана присутствует особая связь. С этой минуты шаманом управляет дух. Фестиваль шаманов проходит с целью ублажения местных духов, от которых, по мнению тибетцев, зависит благополучие местных жителей.

4.jpg

После прихода буддизма в Тибет, ритуалы религии Бон постепенно сошли на нет. Но все же в тибетской глубинке еще сохранено культурное наследие религии Бон. В каждой деревне живут свои шаманы, владеющие разными ритуалами, входящие в связь с различными духами. Мы посетили две деревни, где живут шаманы, владеющие древнейшими ритуалами добуддийской религии Бон.

Заплутав в горах, в поисках дороги мы остановились у заброшенного монастыря. Вокруг него раскинулась небольшая деревня: домов тридцать. По виду совсем заброшенная. Подъезжая к ней, мы увидели, что по четырем сторонам деревни стоят 8 оберегов, похожие на пугала. Мы с другом пошли в деревню, а водитель с переводчиком наотрез отказались выходить из машины.

5.jpg

Над деревней возвышалось огромное обоо (пирамидальное сакральное сооружение), оно возвышалось над всей местностью, пугающее и заманивающее к себе. Это было сколоченное из кусков дерева, метров на 20 в высоту и 5 в окружности, сооружение, сверху донизу обвешенное тысячами уже истлевающих хадаков (шелковых ритуальных шарфов).

Было такое ощущение, что мы вступили на территорию чего-то очень архаичного, или даже инфернального. От него исходила невероятная по силе энергия, мы обошли его как примерные буддисты посолонь, и тут началось что-то невероятное. Время и пространство стали единым целым, все на глазах стало изменяться и за несколько часов мы побывали в четырех временах года.

6.jpg

Весенний ветер, летнее солнце, осенний дождь и снежная буря сменялись на наших глазах. Когда мы стояли ошеломленные, как будто оказались в момент сотворения мира, к нам из снежного ниоткуда подъехал всадник. Он рассказал нам о 13 вершинах хребта Амни Мачен и указал дорогу. Затем деревня стала оживать, из своих пещероподобных домов стали появляться местные жители, все вокруг пришло в движение. Все рассказывать не буду, но до сих пор мурашки бегут по спине, когда вспоминаю тот день.

7.jpg

Не от страха, нет! Потом, когда я анализировал себя и ситуацию, я подумал, что возможно, этот природный катаклизм произошел из-за того, что мы по буддийскому обычаю обошли обоо посолонь, тогда как боннские святилища обходят против солнца. Впоследствии с другом Никитой обсуждали этот день, и пришли к выводу, что иногда за годы не испытаешь того, что мы увидели за день путешествия в боннской деревне.

В 250 км от Репконга находиться уникальный пещерный комплекс Голубой Гаруды, где мы и остановились на пару дней, посвятив время осмотру пещер и монастыря, но это отдельная история. А в самом Репконге —  знаменитая школа танка Сангешонг Яготсанг и монастырь Ронпо Гончен.

8.jpg

Много лет я мечтал, зачитываясь книгами Гомбожапа Цыбикова и Базара Барадийна, попасть в Лавран, чтобы увидеть этот великолепный монастырский комплекс. В дорогу взял с собой «Жизнь в Тангутском монастыре Лавран», написанный выдающимся бурятским учёным Базаром Барадийном, который был убит коммунистами в 1937 г.

Дневник был подготовлен к публикации Ц.П. Ванчиковой, она же написала предисловия и комментарии к этой книге. Во время путешествия мой друг Никита обратил внимание на даты в дневнике, и они совпадали с нашими датами поездки! Вчитываясь в дневник, мы стали находить моменты и схожие ситуации. Было такое впечатление, что события 105 летней давности происходят с нами !!!

Перед нами открылась очаровательная картина громадного буддийского монастыря, который на этом месте захватил всю узкую долину речки. Многочисленные высокие храмы белого, красного и жёлтого цветов с множеством этажей и окон, с симметричной и прямолинейной архитектурой, с плоскими крышами напоминали по виду какой-то старинный итальянский город, но тут же нам навстречу стали во множестве попадаться люди непривычного для меня вида, быстро шагающие воинственные тангуты в огромных бараньих тулупах с открытыми загорелыми туловищами и большими боевыми мечами за поясом, а рядом с ними – смиренные монахи в красных одеяниях…" (Барадийн Б. Путешествие в Лавран).

В 1648-м году вблизи нынешнего Лаврана пишет Б. Б. Барадийн, в местности «Гангья тан» в одной кочующей бедной тангутской семье родился мальчик, которому впоследствии суждено было не только основать нынешний Лавран, но и сделаться величайшим учёным-мыслителем во всей новейшей истории тибетского буддизма под именем Гунчэн Жамьян-шадба.

Первоначальную грамоту мальчик изучил у одного тангута-мирянина и затем, уже юношей, отправился с котомкой в Лхасу. В этом отношении он был одним из тибетских Ломоносовых, которые всегда стремились к своей Москве — Лхасе. В Лхасе молодой человек поступил в цаннидскую, т. е. философскую школу «Гоман-дацан». в монастыре Брайбун.

Здесь он вскоре обнаружил выдающиеся способности и обратил на себя внимание Его Святейшества Далай-ламы «V-гo Великого». Наконец, в 1710-м году Жамьян-шадба ознаменовал свою религиозную деятельность основанием будущего Лаврана. Навстречу его желанию упомянутый элётский князь не только уступил местечко, занимаемое ныне Лавраном, и переместил свою ставку в сторону, но и деятельно помог великому учёному заложить монастырь.

Сначала Жамьян-шадбе был построен маленький дом «Лавран», что значит дом ламы, и монастырь впоследствии стал называться «Лавран-дашичил». Жамьян-шадба умер в 1722-м году. В это время и монгольские ламы, затем и буряты (со второй половины минувшего столетия) во множестве стали посещать Лавран, так что в настоящее время духовное влияние Лаврана на всю Монголию и на бурят не уступает самой Лхасе.

 Монастырь Лавран лежит на высоте футов 3040 м. над уровнем моря, у самой границы земледельческой культуры, и представляет из себя религиозный просветительный и экономический центр Амдоского нагорья в монастыре сейчас проживает 1500 монахов еще в прошлом веке до культурной революции жило более 300 тысяч.

10.jpg

 На аудиенцию к Жамьян шадбе попасть не удалось, так как он переродился в семье китайского чиновника и живет в Синине занимаясь бизнесом. Сейчас существует такая тенденция, что многие Тибетские Римпоче «перерождаются »в китайских семьях.

9.jpg

Продолжение следует…

Фото автора.

Источник: www.infpol.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.