В Тулузе многое связано с именем Святого Сатурнина. Крупнейшая романская церковь Европы – базилика Святого Сатурнина Тулузского (Basilique Saint-Sernin de Toulouse) – это известнейшее храмовое строение Тулузы. Церковь посвящена христианскому мученику – святому епископу Сатурнину. Сатурнин был миссионером. Он отправился в Галлию, чтобы обратить языческие племена в христианство. Однажды жрецы схватили его и стали принуждать […]

В Тулузе многое связано с именем Святого Сатурнина. Крупнейшая романская церковь Европы – базилика Святого Сатурнина Тулузского (Basilique Saint-Sernin de Toulouse) – это известнейшее храмовое строение Тулузы. Церковь посвящена христианскому мученику – святому епископу Сатурнину.

Сатурнин был миссионером. Он отправился в Галлию, чтобы обратить языческие племена в христианство. Однажды жрецы схватили его и стали принуждать отречься от христианства и поклоняться языческим божествам. Сломить миссионера не удалось, тогда мучители привязали его к хвосту бешеного быка. Дикий бык волочил тело Сатурнина по всем улицам Тулузы. Когда верёвка наконец оборвалась, мученик был мёртв. Женщины похоронили его останки. На этом месте новообращённые христиане построили маленькую часовню, а в V веке она была перестроена в церковь.


В святое место потянулись паломники. Маленькая церковь не могла вместить всех, и в XI веке решено было строить большую базилику. В 1080 году была построена апсида, немного позже – возведены капеллы и хор, освящён алтарь. Строительство нефа и трансепта было закончено в 1180 году. Остатки первозданной часовни сохранились внутри храма, они стали криптой епископа Сатурнина.

Несколько раз за годы существования базилика подвергалась перестройке. Эжен Виолле-ле-Дюк, который занимался реставрацией в XIX веке, работал не по старинным рисункам, а по своим предположениям о первоначальном облике храма. В конце прошлого века те элементы, что создал Ле Дюк, демонтировали, а храм воссоздали в облике XIV века.

Однонефная базилика Сен-Сернин имеет массивные формы и большой восьмиугольный купол. Стены здания сложены из камня и розового кирпича. В здании два портала с колоннами. Северный портал называется: Врата Мьежвиль. Фронтон врат украшен рельефами со сценами Вознесения, с двух сторон от них расположены скульптурные изображения святых Петра и Иакова.

Западный портал построен в XII веке. Восемь колонн портала оформлены изящными резными капителями, на фронтоне располагается ряд арок с лепным декором и окно-роза.


Высота центрального нефа церкви – 21 м. Он хорошо освещён, в боковых капеллах можно увидеть средневековые фрески. На лицевой части главного алтаря XI века изображен Иисус, благословляющий христиан. В хоре располагается другой алтарь в стиле барокко (работа Марка Арси). Роспись этого алтаря запечатлела сцену мученичества епископа.

Боковая галерея хора хранит коллекцию резной деревянной мебели XVII века, комодов и шкафов-реликвариев. В храме две крипты. В одной из них находятся мощи Св. Сатурнина, во второй – богатейшая сокровищница базилики. Среди сокровищ следует отметить реликварий Истинного Креста с эмалевыми изображениями работы художников XII века.

Орган базилики Сен-Сернин был создан Аристидом Кавайе-Колем в XIX веке.
Сегодня базилика Saint-Sernin является действующей церковью, местом паломничества верующих. В ней проводятся органные концерты.

Базилика Святого Сатурнина Тулузского (Basilique Saint-Sernin de Toulouse)
13 Place Saint-Sernin 31000 Toulouse, France
basilique-st-sernin-toulouse.fr‎

Источник: parisgid.ru


Basilique Saint-Sernin – Базилика Святого Сернена (Сатурнина)

Координаты для GPS: 43&deg 36&#39 30&#39&#39 СШ, 1&deg 26&#39 31&#39&#39 ВД

Адрес: Place Saint-Sernin, 31000 Toulouse

Большая церковь в честь первого епископа Тулузы Святого Сатурнина (Сернен – это его сокращённое имя). В настоящее время является одной из главных достопримечательностей города и одним из его символов. Считается крупнейшей романской базиликой в Европе, сохранившейся до настоящего времени. Находится в северной части Старого города.

Великая романская базилика Сен-Сернен

Святой Сатурнин проповедовал христианство в Тулузе в середине 3 в. Язычники схватили его и попытались силой заставить отказаться от своей веры и поклониться их богам, но не смогли. Тогда привязали его верёвкой к бешенному быку, который бегал по улицам, волоча за собой святого, пока не порвалась верёвка. Его тело похоронили две христианки, а на этом месте позже была поставлена часовня.

В самом начале 5 в. часовня была перестроена в церковь, которая оказалась на пути движения паломников в Сантьяго-де-Компостела и приобрела у них популярность. В 11 в. эта церковь уже стала мала для всех желающих и в 1080 г. началось строительство новой большой базилики Святого Сернена.

Через 16 лет, когда была закончена алтарная часть храма из апсиды и хора, папа Урбан II освятил алтарь. Затем строительство продолжилось. В 12 в. были закончены неф и трансепт, а также восьмигранная башня-колокольня. После этого базилика неоднократно подвергалась перестройкам, которые её значительно изменили, но уже в конце 20 в. ей был возвращён первоначальный облик.


Базилика Сен-Сернен имеет особенности, отличающие её от других раннехристианских базилик. Она сложена преимущественно из кирпича, а в это время строили, как правило, из камня. Восьмигранная 65-метровая колокольня храма расположена не с краю, как обычно, а в самом центре «креста», заменяя собой купол. Несмотря на свои большие размеры, базилика Сен-Сернен – однонефная. Вокруг нефа проходит галерея, позволяющая ходить во время службы и обеспечивающая бесперебойный поток посетителей.

Главный, западный, фасад церкви относительно прост – из украшений здесь только восемь колонн, обрамляющих два портала, капители которых декорированы изящным рельефом, ряд маленьких арок и большое окно-розетка наверху. Интересней выглядит южный портал, который называется Врата Мьежвиль. Это название произошло от старинного обозначения «центра города» и передаёт направление, куда портал обращён. Полукруглый тимпан над дверью считается одним из лучших в романской архитектуре. Он украшен рельефами начала 12 в., на которых изображено Вознесение Христа, которого поднимают ангелы, с двух сторон изображены святые Пётр и Иаков.


Неф базилики просторный, хорошо освещён, имеет высоту сводов более 20 м. В капеллах, расположенных по периметру, и северном приделе можно увидеть фрески 10-13 вв. Главный алтарь 11 в. расположен в центре над криптой с мощами Святого Сернена и ограждён металлической решёткой. На нём изображен Иисус Христос в благословляющем жесте. На алтаре вырезана дата его освящения и имя мастера – 24 мая 1096 г., Бернардус Гильдинус.

В хоре церкви есть ещё один алтарь, выполненный Марком Арси в стиле барокко. На нём изображена сцена мученичества Святого Сатурнина. В обходной галерее хранится коллекция резной мебели 17 в. – комодов, реликвариев, а также заалтарных украшений. Есть в храме богатая сокровищница, в которой хранится так называемый реликварий Истинного Креста 12 в. с фрагментом креста, на котором, согласно легенде, был распят Иисус Христос. Также следует отметить большой орган церкви. Он выполнен знаменитым французским мастером Аристидом Кавайе-Колем в 1888 г.

Напротив западного фасада базилики Сен-Сернен стоит небольшое старинное прямоугольное двухэтажное здание. Это – бывшее здание средневекового университета Тулузы, построенное в 1523 г. архитектором Луи Приватом. Сейчас в нём располагается Археологический музей Сен-Раймон. В музее представлены произведения искусства Древнеримской эпохи и Средневековья, найденные в Тулузе и её окрестностях, включая виллу Шираган: античные статуи, бюсты, барельефы, мозаика, украшения, монеты и др. В подвале музея находятся предметы из древнего некрополя – саркофаги, урны, надгробия и др.


Источник: napereputye.ru

Базилика Сатурнина Тулузского или Сен-Сернен является самой большой романской постройкой в Европе, дошедшей до наших дней, и наиболее узнаваемой достопримечательностью Тулузы, широко тиражируемой на разнообразной местной сувенирной продукции.

Она названа в честь первого тулузского епископа, Сатурнина, умершего мученической смертью в 250 году. Ему приказали поклоняться языческим богам, но он предпочел жестокую смерть — его привязали к ноге разъяренного быка, который протащил его по улицам Тулузы. Епископ скончался от черепно-мозговой травмы. Теперь же в этом храме хранятся мощи самого святого.

Первая базилика была воздвигнута в конце IV веке на месте погребения святого. Работа над нынешней церковью началась в 1078 году под руководством архитектора Раймонда Гайарда. Строительство продолжалось на протяжении 40 лет. Этот храм считался совершенно обычным приходом вплоть до 1878 года, когда указом папы Льва XIII ему присвоили почетное звание малой базилики. Сегодня он включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и находится под пристальным надзором местных властей. Масштабная реставрация здания проводилась в 1975—1976 годах.


Базилика, по своей форме напоминающая крест, относится к стилю ранней христианской архитектуры. Основными строительными материалами стали кирпичи, белые и слегка зеленоватые камни. Последние добывались на берегу реки Гаронны. Доминантой и главным украшением собора является восьмигранная колокольня, устремляющаяся ввысь на 65 метров. Пятиэтажная кирпичная колокольня была сооружена в 1478 году на пересечении креста, а не в торце здания, как это было принято в подобных постройках в то время. В 1862 году в возрасте 55 лет с ее верхнего уровня выбросился французский художник Антуан Леон Сулье.

Внутри базилики вы увидите огромный орган авторства Аристида Кавалье-Колля, который также является создателем музыкального инструмента, что украшает Московскую государственную консерваторию. Торжественное представление публике тулузского органа состоялось 3 апреля 1889 года виртуозной игрой одного из известных французских органистов Александра Гильмана.

Особую красоту просторному нефу, вытянувшемуся на 115 метров, придает высокий сводчатый потолок, поддерживаемый двумя рядами величественных колонн. Здесь же вы найдете ряд бюстов особо почитаемых святых, особое внимание стоит обратить на фигуры Святой Агаты, Святого Винсента де Поля и Святого Георгия Великого. В стены встроены семь мраморных рельефов с изображением Иисуса Христа, двух апостолов, херувима, серафима и двух ангелов, которые выполнены известным скульптором романского периода Бернардом Гилдуином.


Источник: enjourney.ru

Фото и описание

Базилика Сен-Сернен – один из старейших храмов в Тулузе и единственное сохранившееся от аббатства Святого Сатурнина здание. Базилика также была освящена именем этого святого, который жил здесь в III столетии, был первым епископом в городе и, отказавшись участвовать в языческих жертвоприношениях, принял мученическую смерть – был привязан к быку, которого погнали по городской площади. Тело епископа было похоронено членами христианской общины за городскими стенами, позже над погребением была построена маленькая часовня. Первый храм был построен рядом с могилой в начале V столетия.

К началу XI века аббатство оказалось на пути паломников, шедших в Сантьяго-де-Компостела, чтобы поклониться мощам святого Иакова. Так как могила святого Сатурнина тоже была весьма посещаема страждущими, то и монастырскую церковь было решено перестроить и увеличить ее вместительность.

Строительство базилики Сен-Сернен продолжалось в XI-XII веках, а рядом с ней было возведено строение для паломников – что-то вроде постоялого двора.
я строительства использовался местный розовый кирпич, а для отделки – контрастный белый камень. Преобладающим стилем в облике храма является романский, хотя в интерьере можно увидеть элементы и готики, и барокко. Папа Урбан II освятил этот храм в 1096, когда тот еще был недостроенным, да таким и остался. В начале XII века здесь начали строить другие здания аббатства, а работы в западном крыле базилики были прекращены.

В XIII веке облик храма дополнили готические элементы, а в XIX веке Эжен Виоле-ле-Дюк провел такую реставрацию, что в следующем столетии пришлось избавляться от ее следов и восстанавливать первоначальный вид церковного интерьера.

К особенностям церкви относят резной каменный декор двух порталов южного фасада. Вырезанные в камне сцены на библейские сюжеты украшают ворота Порт-де-Комт и Порт-Мьежевилль. Великолепной резьбой оформлены и другие части храма. В северной части базилики сохранились фрески XII века, которые чуть было не «похоронила» под слоем штукатурки неудачная реставрация XIX столетия. В храме также хранятся мощи святого Сатурнина. Высота колокольни базилики превышает 110 метров, на ней размещен карильон с 18 колоколами.

Источник: www.votpusk.ru

Строительство

Строительство базилики плохо задокументировано. Известно, что оно проходило с большими трудностями и задержками, всего можно выделить четыре этапа постройки. Основная часть здания была выстроена в XI-XII веках в романском стиле. Тогда же были сделаны хорошо известные скульптуры, отлично сохранившиеся до нашего времени. Освящение алтаря еще не до конца построенной церкви произошло в конце одиннадцатого века.


Паломники

Церковь является частью пути паломников в Сантьяго-де-Компостела город, где захоронены мощи покровителя Испании Святого Якова. Пилигримы стали часто останавливаться здесь после того французский король Карл Великий примерно в 800 году подарил базилике несколько священных предметов. Судя по размерам здания число паломников было очень большим. Кроме Сатурнена здесь захоронены и другие канонизированные святые, например архиепископ Оноратус.

Нетипичная базилика

Несмотря на то, что церковь аббатства Святого Сатурнена называется базиликой, она не похожа на типичные базилики эпохи раннего христианства. Строение гораздо больше по размерам, его длина превышает 110 метров. Потолки церкви сводчатые, в качестве материала для ее постройки использовались в основном кирпичи.

Тулузская базилика

Колокольня

Самой заметной деталью является церковная колокольня. Она возвышается в центре постройки, над поперечным нефом. Сооружение имеет несколько уровней, три нижних более старых уровня сделаны в романском стиле и относятся к двенадцатому веку. Позднее в четырнадцатом веке были надстроены еще два уровня. Шпиль колокольни появился в пятнадцатом веке. Возможно, из-за ошибок проектирования колокольня имеет небольшой наклон на запад.

Двери

Двери церкви известны барельефами с изображениями на христианскую тематику.

На одной из дверей здания в верхней части находится рельефное изображение вознесения Христа, на другой изображение Лазаря.

Орган

Другой достопримечательностью является большой орган, построенный в 1888 году и входящий в тройку наиболее известных инструментов в стране, наряду с органом в церкви Святого Уэна в Руане и органом в парижской церкви Сен-Сюльпис.

Особого внимания заслуживают скульптурные и рельефные изображения.

Капители

Всего внутри церкви находится около 270 романских колонн, увенчанных богато разукрашенными капителями. К сожалению, из-за большой высоты колонн их нельзя как следует рассмотреть.

На капителях колонн поперечного нефа (трансепта) расположены скульптурные изображения персонажей священного писания. С каждой капителью связана какая-то отдельная библейская сцена, например чудесное спасение пророка Даниила из ямы со львами и другие.

Галерея

Вдоль стен тянется галерея, позволяющая осмотреть внутреннее убранство здания, не мешая церковным службам. В конце двенадцатого века на мраморных панелях галереи были высечены изображения Христа и его последователей.

Хор

Старое убранство церковного хора не сохранилось, он был полностью переделан в пышном барочном стиле в XVII-XVIII вв. Среди его украшений выделяются скульптурное изображение Святого Сернена, сделанное французским мастером Этьеном Россом в середине XVIII века, и покрывало позади алтаря, прикрывающее гробницу святого.

Сам алтарь сделан из мрамора и богато украшен резными изображениями птиц, крылатых ангелов и др.

Источник: rutoulouse.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.