Церковь Санта-Мария-делле-Грацие знаменита тем, что здесь родилась одна из всемирно известных фресок — «Тайная вечеря» авторства Леонардо да Винчи. Церковь входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО с 1980 года. Санта-Мария-делле-Грацие находится в западной части Милана. Здание построено в стиле эпохи Возрождения и принадлежит доминиканскому монастырю.

История строительства Санта-Мария-делле-Грацие

Возведение церкви в готическом стиле началось в 1463 году, главным архитектором стал Гвинифорте Солари. В 1490 году строительство было закончено. Спустя пару лет герцог Людовико Сфорца попросил Донато Браманте заняться расширением храма и построить усыпальницу.

Санта-Мария-делле-Грацие

Посмотрев внутреннюю архитектуру церкви, можно увидеть разбежности в стилях. Солари присущи фрески и угловатые арки, квадратные капеллы вдоль боковых стен.

А Браманте спроектировал главную трибуну в стиле ренессанс, трапезную, внутренний двор, а также крупные полукруглые апсиды, которые более освещены, длиннее и минимально декорированы.

Стены старой части церкви готического стиля украшают фрески известных итальянских художников — Бернардино Бутиноне и Донато Монторфано. Внутренняя часть купола украшена гравюрами.


Санта-Мария-делле-Грацие

Тайная вечеря

С 1494 по 1498 Леонардо да Винчи работал над своей знаменитой фреской “Тайная вечеря” на стенах трапезной в церкви Санта-Мария-делле-Грацие.

В 1943 году во время Второй мировой войны храм попал под бомбоудар, но фреска чудом не пострадала.

В нынешние дни фреска “Тайная вечеря” Леонардо да Виинчи находится в пристройке рядом и принадлежит Национальному музею. Вход в музей платный.

Санта-Мария-делле-Грацие

Полезная информация для посетителей

Адрес: Piazza Santa Maria delle Grazie, 2.

Телефон: +39 02 4676111

Вход: бесплатный.

Время для туристических визитов:

По будням: 10:00 — 12:30, 15:00 — 17:30

Выходные и праздничные дни: 15:30 — 17:30.


Санта-Мария-делле-Грацие

Режим работы церкви Санта-Мария-делле-Грацие

По будням: 7:00 — 12:55, 15:00 — 19:30

Выходные и праздничные дни: 7:30 — 12:30, 15:30 — 21:00.

Святая Месса: понедельник — суббота — 7:30 — 8:30 — 12:30 — 18:30; воскресенье — с 8:00 до 9:30, с 10:30 до 11:30, с 18:30 до 20:00.

Исповедь: с понедельника по субботу — с 9:00 до 12:00 и с 16:00 до 19:00; воскресенье: с 9:30 до 12:00 и с 17:00 до 20:30.

Без сомнений, Милан славится талантливыми архитекторами, скульпторами и художниками. С шедеврами знаменитых деятелей более подробно можно ознакомиться в Пинакотеке Брера. А для того, чтобы успеть осмотреть как можно больше достопримечательностей города, стоит заранее забронировать гостиницу в Милане.

Источник: planetofhotels.com

"Проходя мимо церкви я заметил толпу. На мой вопрос мне ответили: "Мы хотим увидеть "Тайную вечерю" Леонардо. Стоять такую очередь, чтобы увидеть картину, от которой осталась лишь одна тень? Нет, я решил отложить посещение церкви. Тем не менее в одно прекрасное утро я остановил такси и сказал водителю: "Il Cenacolo". Шофер отбросил в сторону окурок, понимающе кивнул и, ни слова не говоря устремился в поток машин. Думаю, мало найдется в мире городов, в которых вместо адреса можно произнести название картины.


Санта мария делле грацие милан

Санта мария делле грацие милан

Санта мария делле грацие милан

Санта мария делле грацие милан

Я подъехал к церкви Санта Мария делле Грацие. В трапезной, примыкающей к зданию, Леонардо написал знаменитую фреску, которую, к несчастью, постигла ужасная участь. Люди все еще толпились, хлопали турникеты. Шел я неохотно, предчувствуя разочарование. Затем я оказался в большом зале, в том самом, в котором трапезничали монахи, когда церковь Санта Мария делле Грацие была доминиканским монастырем. Картина написана на дальней торцевой стене, с тем чтобы создать у зрителей впечатление, будто изображенные на ней в натуральную величину фигуры сидят за столом, находящемся на некотором возвышении, и трапезничают вместе с монахами. Таково, разумеется, было намерение Леонардо. Великолепное, вероятно, было зрелище в те времена, когда зал использовался по прямому своему назначению: монахи, сидящие по обе стороны длинного стола, и настоятель, обращенный лицом к Христу и его апостолам, находящимся за нарисованным на стене столом. Толпа экскурсантов, удивленная, по всей видимости, не менее, чем я, перешептывалась. Они никак не ожидали увидеть картину, оказавшуюся не в таком уж плачевном состоянии. 


Я знал, что Леонардо написал эту картину не в технике фрески, а масляными красками на стене, которая была такой мокрой, что даже в ранние времена краска начала трескаться и осыпаться. В последнее время положение настолько ухудшилось, что стену пришлось греть — только бы спасти картину. Реставраторы столетие за столетием вносили свою лепту, и от оригинала мало что осталось. Затем, в августе 1943 года, произошло то, что могло бы полностью уничтожить шедевр. Во время воздушного налета в здание угодила бомба, снесла крышу трапезной и одну из стен, но при этом не уничтожила картину. В трапезной представлена фотография, на которой видно, в каком состоянии находилось здание сразу после налета. Когда реставратор, стоявший последним в длинной веренице людей, снял мешки с песком, все увидели шедевр Леонардо, покрытый толстым слоем земли. В 1947 году "Тайная вечеря" была реставрирована учеными экспертами под контролем государственной комиссии. Реставраторы поставили перед собой цель: убрать все наслоения прошлых веков и сохранить мазки Леонардо, все до единого. Возможно, картина сейчас больше похожа на оригинал, чем в течение многих прошлых столетий.


Я был удивлен помимо своей воли. С картины нельзя сделать репродукцию. Открытки и даже большие иллюстрации в книгах не в силах передать и капли впечатления, которое испытываешь от огромной работы. Размеры картины составляют примерно тридцать футов в длину и пятнадцать в ширину. Хотя цвет ушел и выражение лиц можно себе представить лишь приблизительно, одно осталось как и прежде — это композиция картины, ее общий настрой. Перед тобою две группы взволнованных людей в ритмическом движении, разделенные спокойной фигурой Христа. Я забыл, что смотрю на разрушенную картину. Мне казалось, что я вижу ее в первые месяцы создания, когда Леонардо медленно, часть за частью, занимался ее выстраиванием. Какая сила воображения заключена в этой работе! Сколько застолий посетил в Милане Леонардо, чтобы схватить все эти жесты и позы. С каким вниманием наблюдал он за людьми в трактире: вот они режут хлеб, или нечаянно просыпают соль, или шепчут соседу что-то на ухо. Кому из них пришло бы в голову, что художник обессмертит их простые движения? 

Леонардо было сорок три года, и в Милане он работал уже тринадцать лет, когда герцог Лодовико заказал ему "Тайную вечерю". Эта картина являлась частью его плана — возвеличивание церкви Санта Мария делле Грацие и превращение ее в мавзолей Сфорца. В то же самое время он нанял Браманте, чтобы тот спроектировал собор.


льшинство критиков полагает, что Леонардо начал свою работу в 1495 году, а закончил ее через два года. Молодой послушник Маттео Банделло из монастыря часто наблюдал Леонардо за работой. Он рассказывал, что художник приходил рано утром и взбирался по лесам. "С рассвета до заката, — писал Банделло, — он не откладывал кисть, не вспоминал о еде и питье, писал без перерыва, после чего по два, три, а то и по четыре дня не прикасался к картине. Но и тогда час или два в задумчивости смотрел на фигуры и приходил, должно быть, к какому-то решению. Я видел, как от Корте Веккьо — там Леонардо работал над конной статуей — он шел под лучами полуденного солнца прямо в монастырь. Взбирался на леса, прибавлял несколько мазков и тут же удалялся".

Об этих двух годах сохранилось много историй. Самая известная — это та, когда монахи, видевшие, что лица Христа и Иуды на протяжении нескольких месяцев оставались незаконченными, жаловались герцогу, будто художник не старается. Леонардо отвечал что каждый день, с утра до вечера, вот уже более года он ходит в городское гетто в поисках лиц злодеев и преступников, с которых он мог бы писать Иуду. "Если понадобится, — продолжил он, — напишу его с настоятеля!"

На создание картины ушли годы раздумий, и она живет, потому что это жизнь, увиденная глазами, которые ничего не упускали и не пропускали. "Когда идете гулять, — писал Леонардо в качестве наставления молодым своим ученикам, — присматривайтесь, обдумывайте позы и выражения лиц.


отрите, как люди разговаривают, как они спорят, смеются или дерутся. При этом обращайте внимание как на действия дерущихся, так и на тех, кто их поддерживает, не забудьте и про зевак. Тут же несколькими штрихами сделайте в блокноте зарисовки. Блокнот всегда носите с собой". С тринадцатилетнего возраста ("Это возраст, с которого обычный деловой человек перестает присматриваться к окружающему", — комментирует Кеннет Кларк) Леонардо никогда не расставался со своим блокнотом. Он заносил туда все, что видел, и все, что представлял. Целыми днями он ходил за людьми, чья наружность чем-то была ему интересна. Мы знаем, что он даже записывал их адреса. "Джованина, фантастическое лицо, больница Святой Екатерины" — вот одна из записей в его блокноте. Привычки и методы гения всегда интересны, но невозможно препарировать гениальность и понять, как она работает. Ни одна записная книжка или техническое достижение не смогут объяснить, например, почему Леонардо отказался сделать темой своей картины вручение Святых Даров, а выбрал вместо этого ужасный момент, когда Иисус сказал: "Истинно говорю вам, рука предающего Меня со Мною за столом". 

Генри В. Мортон "Прогулки по северной Италии"

мой самый любимый момент в книге 🙂

От себя добавлю, что попасть в бывшую трапезную и посмотреть на "Тайную вечерю" нам не удалось. Причина банальна — билеты были распроданы на много дней вперед. И несмотря на то, что мы были в церкви Санта Мария делле Грацие в середине августа и пытались купить билеты на последний день августа, когда мы должны были спустя две недели наших странствий по Италии вновь вернуться в Милан, билеты в трапезную продавались только на сентябрь. Видимо, надо бронировать заранее в интернете. Что ж, будет повод вернуться 🙂 


Источник: avstrijka.livejournal.com

Тайная вечеря в Санта-Мария-делле-Грацие

Главной достопримечательностью Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie является одна из самых известных фресок в мире, выполненная знаменитым итальянским художником Леонардо да Винчи, — «Тайная вечеря». Монументальная роспись создавалась в период с 1495 по 1498 годы и изображает сцену последней трапезы Христа со своими учениками. Размер картины насчитывает примерно 460 на 880 см.

В ходе Второй Мировой войны, в ночь на 15 августа 1943 года, бомбы разрушили здание церкви и монастыря. Некоторая часть трапезной тоже пострадала, лишь чудом уцелели некоторые стены, одна из которых оказалась с работой «Тайная вечеря». Фреску реставрировали 7 раз, а последнее восстановление длилось в течение 20 лет, с 1978 по 1999 год.


 момента проведения последней реставрации было замечено, что стена, на которой располагается фреска, сыреет, что может навредить картине. Тогда было принято решение использовать специальные технологии для покрытия фрески. В конечном итоге были удалены все нанесенные ранее краски и Тайная вечеря предстала в первозданном виде, что делает ее максимально естественной.

Панорама церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане на картах Google Maps:

Билеты в Санта-Мария-делле-Грацие

Вход в церковь Санта-Мария-делле-Грацие свободный, а за посещение трапезной придется платить. Несмотря на близкое их расположение друг к другу, трапезная не относится к церкви, она — часть государственного музея. Пускают в трапезную небольшими группами по 20–25 человек и всего на 15 минут. Дополнительно можно взять аудиогид на русском языке за 3,50 евро.

Билет за посещение стоит 10 EUR, льготный — 5 EUR. Покупать билет лучше заранее, сделать это можно по ссылке. За онлайн покупку билета взымается комиссия в размере 2 EUR. Первое воскресение каждого месяца вход в трапезную бесплатный, но бронировать бесплатный билет нужно заранее, желательно за пару месяцев.


В трапезной запрещается шуметь и разговаривать. С одной стороны может показаться, что 15 минут — это очень мало для ее посещения, но в помещении, где нет ничего кроме фрески, в абсолютной тишине этого вполне достаточно. Посетителей допускают к фреске лишь после обязательной процедуры — перед тем, как зайти в трапезную, каждого посетителя проводят через аппарат, который удаляет частички грязи и пыли, чтобы не навредить фреске.

Источник: www.tourister.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.