Дворец и парк Сан Суси в Потсдаме — выдающийся архитектурный ансамбль, появлением которого Германия обязана необыкновенной и разносторонней личности прусского короля Фридриху Ⅱ Великого. Взойдя на престол в 1740 г., Фридрих Ⅱ начал реформирование Пруссии согласно канонам и духу эпохи Просвещения. Первым делом он отменил цензуру и пытки, в 1942 г. учредил Королевскую оперу, в 1744 — Берлинскую академию наук и первую публичную библиотеку.

А в 1747 г. Фридрих начал строительство своей летней резиденции в Потсдаме, получившей название Сан Суси, в которую, после окончания семилетней войны, он переселился навсегда, покинув нелюбимый Берлин. «Прусский Версаль» — как часто называют дворцово-парковый комплекс в Потсдаме с 1990 г. входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как выдающийся образец монархической дворцовой и ландшафтной архитектуры ⅩⅧ в.

Строительство дворца


Дворец и парк Sanssouci расположены на южном склоне холмистой излучины реки Хафель. При строительстве города Потсдама во время правления Фридриха Вильгельма Ⅰ, отца Фридриха Великого, для укрепления болотистых почв на этих склонах были вырублены все дубовые рощи. Фридрих Ⅱ принял решение разбить на этом месте виноградники. Выращиванием виноградной лозы и виноделием в Бранденбургских землях занимались уже не первое столетие, но идея декоративного оформления виноградниками королевской резиденции была использована только в Сан Суси.

В августе 1744 г. на голых холмах начинается строительство шести террас, спланированных таким образом, чтобы по максимуму использовать солнечный свет. На террасах между саженцами виноградной лозы местных сортов и привезенными из Франции, Италии и Португалии, были устроены застекленные ниши, в которых высадили инжир, а в больших горшках росли апельсиновые деревья. По центру холма была построена широкая лестница, а передние части террас декорированы изгородями из стриженого тиса, фруктовыми деревьями на шпалерах и газонами.

В 1745 г. на самой высокой точке виноградника началось строительство дворца. Проектированием и воплощением замыслов прусского короля занялся архитектор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф, которого впоследствии назовут основателем стиля фридерицианского (или потсдамского) рококо, воплощенного в архитектуре дворца Сан Суси.


обенно сильно этот стиль появляется во внутренней отделке помещений: стены и потолки богато украшены стилизованными растительными орнаментами, которые не выглядят тяжеловесно. Легкость декора достигается сочетанием изящной позолоты тонких орнаментов со светлыми оттенками стен, множеством зеркал и живописных полотен.

Внешне дворец Сан Суси больше всего соответствует канонам южно-германского и австрийского барокко. Здание состоит из центрального зала-ротонды с куполом и двух длинных одноэтажных пристроев по обеим сторонам с анфиладами комнат. Фасады богато орнаментированы и украшены скульптурами, вазами и пилястрами. Гермы, изображающие вакхов и вакханок символизируют тему виноделия.

Фридрих хотел иметь резиденцию, отвечающую его убеждениям и взглядам: чтобы дом был наполнен любимыми произведениями искусства, но имел тесный контакт с природой. Он не позволил строить длинные парадные лестницы, чтобы из дома можно было выходить прямо в сад. У подножия виноградного холма построен большой фонтан. Его окружают полукруглые скамьи и скульптуры античных богов и символы стихий — Вода, Земля, Воздух и Огонь. Наибольшую художественную ценность среди них представляют статуи Меркурия и Венеры выдающегося французского скульптора Жана Батиста Пигаля.

Резиденция Фридриха Великого


После двухлетнего строительства и открытия дворца в 1747 г. Фридрих Великий начал проводить в нем сначала только летний сезон, а затем стал жить постоянно.

«Без забот» — так переводится с французского языка название Sans Souci. Именно такой планировал свою жизнь в этой резиденции король Пруссии. Здесь он предавался любимым занятиям: читал, философствовал, сочинял музыку. Здесь из-под его пера вышли поэтические произведения и философские трактаты. В Сан Суси король много музицировал: сохранилось музыкальное наследие Фридрих Ⅱ — 121 соната и 4 концерта для флейты. В летней резиденции короля подолгу жили его друзья, среди которых нужно упомянуть Вольтера. Не следует думать, что монарх лишь праздно проводил время в Сан Суси и ничего не делал для государства. Его заслуги в укреплении Пруссии, дворянской и крестьянской реформах, развитии промышленности, приглашении иностранных колонистов неоспоримы.

Скромность и бережливость в быту Фридриха Ⅱ к концу жизни превратилась в скаредность. Он жалел денег на ремонт ветшающего Сан Суси, говоря, что дворец создан только для его жизни и не должен продолжаться. В своем завещании Фридрих просил похоронить его здесь же в склепе, который он построил при жизни на вершине виноградного холма. Его воля была исполнена только через 200 лет после смерти. На скромную могильную плиту Фридриха Великого в Сан Суси кроме цветов кладут клубни картофеля, в память о во внедрении королем картофелеводства в сельское хозяйство Пруссии.

Строительство парка


После закладки виноградника и завершения строительства дворца, к нему были присоединены прилегающие земли. На них был создан огромный сад в стиле барокко. Прямая стрела центральной аллеи, протяженностью более 2 километров, начиналась у восточного входа в парк, украшенного порталом с коринфскими колоннами, статуями богинь Флоры и Помоны и обелиском с египетскими иероглифами. С западной стороны аллея заканчивалась у Нового дворца, возведенного Фридрихом в честь окончания семилетней войны. Помпезное здание длиной более 200 м украшенное пилястрами, пилонами и огромным количеством статуй служило для официальных приемов и проживания гостей Фридриха Великого. Кроме апартаментов для гостей в Новом дворце есть несколько торжественных залов, а в южном крыле был построен театр.

От центральной аллеи ответвляются дорожки к различным уголкам парка, формирующие его живописный ландшафт. В времена Фридриха Великого в парке Сан Суси построены грот Нептуна, Картинная галерея, Новые палаты и Китайский чайный домик.


Галерея считается первым в истории Пруссии музейным зданием, созданным специально для хранения и демонстрации картин. В роскошном павильоне в стиле барокко выставлены картины художников итальянского Возрождения, а также великих голландцев и фламандцев, среди которых Ван Дейк, Караваджо, и Рубенс.

Новые палаты — переоборудованное из бывшей оранжереи помещение для гостей короля Фридриха расположено симметрично Картинной галерее с другой стороны дворца Сан Суси. В Буфетном зале палат выставлена коллекция фарфора.

Китайский домик — дань моде эпохи Просвещения к восточной культуре и экзотике. Под шатровым куполом голубого с золотом изящного строения размещаются коллекции японского и китайского фарфора.

В аллеях парка, недалеко от Нового дворца построены Храм дружбы, посвященный сестре Фридриха Вильгельмине и Античный храм. В античном храме, миниатюрной копии римского Пантеона при Фридрихе Великом хранилась коллекция античного искусства и монет, а в последствии он стал одной из семейных усыпальниц императорской династии Гогенцоллернов.

Интересное сооружение в виде двухэтажной ротонды — Бельведер — было построено в северной части парка Сан Суси. Проект вдохновлен рисунками дворца римского императора Нерона. С Бельведера открывается отличный вид на парк и на Потсдам.


После смерти Фридриха Ⅱ в 1786 году новую жизнь в Сан Суси вдохнул Фридрих Вильгельм Ⅳ — король Пруссии с 1840 по 1861 год. В годы его правления площадь парка была расширена, появились новые дворцы и другие постройки.

Дворец Шарлоттенхоф — элегантная скромная усадьба, напоминающая римскую виллу в стиле классицизма была резиденцией Фридриха Вильгельма Ⅳ до его коронации.

Дворец Оранжерея — образцом для его строительства послужили итальянские палаццо эпохи Возрождения. В крыльях дворца находились теплые помещения для укрытия тропических растений на зиму. В центральной части были устроены покои для приема сестры Фридриха Вильгельма Ⅳ — Шарлотты и ее супруга (они же — Александра Федоровна и Николай Ⅰ Романовы). В Оранжерее находится зал Рафаэля с 47 копиями его живописных полотен.

Римские купальни, или термы — построены по античным образцам на берегу искусственного озера. Это еще одна дань романтизированной прусскими монархами культуре Римской империи.

Фриденскирхе — Лютеранская церковь Мира, построенная по раннесредневековым римским канонам. Апсиду церкви украшает мозаика из разрушенной базилики начала ⅩⅢ века, купленная Фридрихом Вильгельмом Ⅳ на аукционе. В церкви Мира и около нее, в мавзолее, находится еще одна усыпальница королевской семьи.


Северный и Сицилианский парки, а также сад Марли дополнили парк Сан Суси элементами классицизма, пейзажного и регулярного стилей. Теперь по нему можно изучать этапы развития ландшафтного искусства за последние 200 лет.

В северной части Потсдама можно посетить и другие архитектурно-парковые ансамбли — Новый парк с Мраморным дворцом и дворцом Цецилиенхоф, и так называемый Третий парк с дворцом Бабельсберг.

Билеты

Архитектурно-парковый ансамбль Сан Суси работает ежедневно, кроме понедельника. Зимой — с 1 ноября по 31 марта — с 10:00 до 16:30 часов; летом — с 1 апреля по 31 октября — с 09:00 до 17:30 часов. Вход прекращается за 30 минут до закрытия.

Следует иметь ввиду, что в зимний сезон закрыты некоторые дворцы и павильоны. Только летом работают: Китайский домик, Бельведер, Картинная галерея, Оранжерея, Новые палаты и Мельница.

Вход на территорию парка Сан Суси бесплатный.


леты требуются для посещения дворцов и выставочных мероприятий. Стоимость комбинированного билета на посещение всех дворцов Потсдама в течение одного дня — 19 евро. Льготный билет — 14 евро. Для семьи из 2-х взрослых и не более 4-х детей билет стоит 49 евро. Разрешение на фотографирование — 3 евро. На билетах указывается время входа во дворец Сан Суси, поэтому их лучше покупать заблаговременно. В режиме он-лайн это можно сделать на официальном сайте.

Дворец и парк Сан Суси на панораме Google

Как добраться

Добираться до дворца и парка Сан Суси из Берлина удобнее всего на пригородных поездах Regio. С Центрального вокзала идут электрички под номерами RB 21и RB 22, а из района Александерплац и Восточного вокзала (Ostbahnhof) № RE1. На них можно доехать до станции Potsdam Park Sanssouci.

От центрального вокзала Потсдама до Сан Суси можно доехать на автобусах и трамваях. Автобусы № 605, 606, 610, 695, N14, X5 до остановки «Park Sanssouci».

Трамваями № 91 или 94 нужно доехать до остановки «Луизенплац» или «Шарлоттенхоф».

На видео дворец и парк Сан Суси


Источник: www.tourister.ru

Дворец Сан-Суси (Shloss Sanssouci, от фр. sans souci — «без забот») находится в немецком городе Потсдаме, что недалеко от Берлина. Он был построен как личная загородная резиденция короля Пруссии Фридриха II (Великого, прозванного в народе «Старым Фрицем»), и воплощал его представления о месте, где можно жить в гармонии с природой, сочетая государственные дела с занятиями музыкой и философией. Дворец прекрасно вписан в окружающий парк и заслужил название «прусского Версаля».
Сансуси потсдам

Снято в апреле 2017г:

Дворец Сан-Суси был возведен возведён в 1745—47гг, чуть позже вокруг был разбит огромный парк. Это место должно было, по замыслу Фридриха Великого, выглядеть не помпезной и официальной королевской резиденцией, а прибежищем философа, где он мог бы окружить себя любимыми книгами, картинами и людьми. Фридрих очень любил это место, часто здесь жил, здесь же скончался в 1786г и завещал себя здесь похоронить.
Сансуси потсдам

Чаша Большого фонтана, окруженная статуями древнеримских богов, находится прямо напротив дворца:
Сансуси потсдам

Дворец расположен на холме над парком:


Сансуси потсдам

На террасах холма по приказу Фридриха Великого был разбит виноградник:
Сансуси потсдам
Увы, мы были здесь в апреле, корда лозы были еще голые. Летом сплошь увитый зеленью склон представляет собой великолепное зрелище:
[летнее фото из Сети]Сансуси потсдам

Как это ни странно, но здесь умудрялись выращивать и собирать урожай винограда и делать из него вино. В нишах за стеклянными ставнями растет инжир:
Сансуси потсдам

Вот и собственно дворец. Он невелик, в один этаж, и выглядит очень уютно и гармонично. И неудивительно — Фридрих строил его не для помпы, а для жизни:
Сансуси потсдам

Надпись Sans Souci («без забот») часто трактуют неправильно, полагая, что Фридрих хотел жить здесь в праздности, предаваясь только развлечениям. Это не так. Государственными делами он занимался везде и всегда. Оказаться «без забот» король имел в виду после смерти, завещая похоронить себя здесь.
Сансуси потсдам

По сторонам дворца, со стороны сада, стоят очень красивые сетчатые павильоны:
Сансуси потсдам

Вид от дворца на сад:
Сансуси потсдам

С противоположной, северной стороны дворца находится парадный двор, обрамленный полукруглыми колоннадами:
Сансуси потсдам

В промежутке между колоннадами открывается вид на просеку, заканчивающуюся холмом с искусственными «древнеримскими» руинами — популярный элемент парковой архитектуры в те времена:
Сансуси потсдам

План дворца. В центре прямоугольный вестибюль и овальный Мраморный зал. Справа от них личные покои Фридриха Великого, слева — гостевые комнаты для тез немногих, кто удостаивался чести жить в одном дворце с королем (интересно, что королева в их число, как правило, не входила, у неё был свой дворец — Щенхаузен, под Берлином). Круглое помещение справа — библиотека.
Сансуси потсдам

Дворцовая кухня:
Сансуси потсдам

Дворец Сан-Суси имеет очень полезную и удобную особенность планировки — галереи, идущие вдоль северного фасада и выполняющие функции коридоров (см.план). Благодаря этому комнаты дворца можно сделать изолированными, попадать из одной в другую через коридор, а не проходить через анфиладу комнат (как это обычно бывало во дворцах той эпохи):
Сансуси потсдам

Сансуси потсдам

Кабинет Фридриха (его портрет — на стене над часами):
Сансуси потсдам

К кабинету и спальне примыкает библиотека:
Сансуси потсдам

Концертный зал. Король любил играть на музыкальных инструментах и даже сам написал немало музыкальных произведений:
Сансуси потсдам

Зал аудиенций:
Сансуси потсдам

Потолок Мраморного зала (использовался в т.ч. как столовая, для приемов и т.д.)
Сансуси потсдам

Гостевые комнаты:
Сансуси потсдам

Сансуси потсдам

«Цветочная» комната (она же «комната Вольтера», который прожил здесь 3 года):
Сансуси потсдам

Вопреки завещанию, Фридрих Великий после смерти был похоронен в гарнизонный церкви Потсдама. Во время Второй мировой войны гроб с его телом был оттуда изъят и до 1952г перевозился по Германии из одного места в другое. Только в 1991г (через 205 лет после смерти) последняя воля «Старого Фрица» наконец исполнилась — его прах был захоронен на террасе рядом с дворцом Сан-Суси:
Сансуси потсдам
На могильной плите лежат не цветы, а картофелины — в благодарность за то, что именно Фридрих Великий приучил немцев его выращивать и употреблять в пищу (как и в свое время в России, процесс этот шел трудно и медленно, и потребовал от властей многих усилий)

Рядом с дворцом находится Историческая мельница Сан-Суси.
Первая мельница на этом месте построена в 1739г, заменена новой в 1787—91гг, обросла многочисленными легендами из серии «Ленин и печник» «король и мельник». Сгорела в время ВМВ, восстановлена в 1993г. Сейчас она является действующим памятником истории и техники:
Сансуси потсдам


Статья в Вики
Сайт дворца
Точка на картах Google

Источник: cheslav-kara.livejournal.com

Дворец Сан-Суси — резиденция короля Фридриха Великого, еще называют прусским Версалем. Он представляет собой синтез художественных направлений в европейской придворной и городской архитектуре XVIII в.

Дворцово-парковый комплекс Сан-Суси (Schloss Sanssouci) в Потсдаме, состоящий из прекрасного дворца и чудесного по своей красоте парка, безусловно, является одним из красивейших мест в Германии. Благодаря своей уникальности в 1990 году он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История строительства

Красоту местности по достоинству оценил король Фридрих II Великий, когда в 1743 году путешествуя из Берлина в Потсдам, обратил внимание на живописный холм и открывающийся с него красивый вид на окрестности. Тогда и появилась у него идея основать здесь летнюю королевскую резиденцию, где он мог бы отдыхать душой, уединяться со своими мыслями, философствовать и заниматься музыкой.

Сначала на склонах холма появились террасы виноградников, а позже в 1745 году началось строительство дворца. Фридрих II принимал непосредственное участие в проектировании и строительстве. Многие эскизы были созданы им лично, а готовые проекты обязательно должны были быть представлены для утверждение. Строительством руководил близкий друг короля архитектор Георг Ванцеслаус фон Кнобельсдорф.

Дворец Сан-Суси

Летний дворец Сан-Суси — длинное одноэтажное здание с овальным павильоном в центре, которое расположилось на холме. Его окна одновременно служат дверями. В центре дворца находится Мраморный зал с куполообразным потолком, в котором сделано круглое отверстие, напоминающее «глаз» в римском Пантеоне, и поддерживающими карниз колоннами. Скульптуры Мраморного зала символизируют Астрономию, Музыку, Живопись, Ваяние, Архитектуру.

Парк

Дворец Сан-Суси находится в окружении парка с древними дубами, каштанами, липами. По главной аллее можно попасть к ротондам с фонтанами и изящными скульптурами, которые словно замерли в танце. Покой и зелень ажурных беседок, кажется, приглашают провести время в тишине и уединение. Говорят, что сам великий Вольтер любил размышлять в тиши этих беседок, когда гостил в Сан-Суси.

В саду можно отыскать Грот Нептуна, где в центре расположилась скульптура самого Владыки морей в окружении наяд с кувшинками.

Картинная галерея

Возле летнего дворца находится Картинная галерея, которая считается одним из старейших музеев Германии. Произведения художников, собранные здесь, поражают воображение. Фридрих II лично покупал картины Тициана, Никола Ланкре, Жана-Батиста Патера, Антуана Ватто.  Так же там выставлены «Троица» Антониса Ван Дейка, «Фома Неверующий» Караваджо, «Четыре евангелиста» и «Святой Иероним» из мастерской Питера Пауля Рубенса.

Китайский чайный домик

В тишине аллей сада спрятался миниатюрный, изящный как фарфоровая статуэтка, Китайский чайный домик, который словно по волшебству появляется перед взором.

Виноградные террасы и вишневый сад

Великолепные виноградные террасы ведут от дворца к центральному фонтану. Помимо виноградников в Сан-Суси был заложен также и вишневый сад. Со всего мира сюда привозили диковинные растения, которые прижились и чувствуют себя превосходно.

Новый дворец

Когда в 1763 году закончилась Семилетняя война, в Сан-Суси началось строительство Нового дворца – роскошного трехэтажного здания, где проходили пышные приемы и балы. Гостить в Сан-Суси любил и русский император Николай I, супруга которого была сестрой Фридриха II.

Гуляя по Сан-Суси, невольно ловишь себя на мысли, что такую красоту и великолепие могли создать только счастливые и влюбленные в жизнь люди. В Сан-Суси время летит незаметно, здесь можно бесконечно наслаждаться покоем и тишиной, великолепием природы и удивительными творениями рук человеческих. Жизнь здесь идет «без забот», ведь именно так переводится с французского название дворцово-паркового комплекса Сан-Суси, известного не только в Германии, но и во всем мире.

Сооружения в парке Сан-Суси

Дворец Шарлоттенхоф;
Оранжерейный дворец;
Новый дворец;
Картинная галерея;
Новые палаты;
Грот Нептуна;
Китайский чайный домик;
Храм дружбы;
Античный храм;
Портал с обелиском;
Ансамбль искусственных руин на горе Руиненберг;
Бельведер на горе Клаусберг;
Домик с драконами на горе Клаусберг;
Римские купальни;
Фриденскирхе.

Время работы дворца Сан-Суси

Открыт круглый год.
С апреля по октябрь: ВТ-ВС 10:00 — 18:00;
с ноября по март: ВТ-ВС 10:00 — 17:00.
ПН выходной.

Билеты

Полный билет — €12;
льготный — €8.

Источник: holidaygid.ru

Сансуси потсдам

Давно мы с вами не бродили по дворцам и замкам. Давайте вернемся  к великолепным дворцам Германии.

Сан-Суси́ (от фр. sans souci — без забот) — один из самых известных дворцов Гогенцоллернов, расположенный в восточной части одноимённого парка в Потсдаме. Эскизы для своей летней резиденции прусский король Фридрих II создал сам, и дворец в стиле рококо был возведён в 1745—1747 годах по проекту архитектора Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа.

При Фридрихе Вильгельме IV в 1840—1842 годах дворец Сан-Суси подвергся реконструкции, в ходе которой по проекту Людвига Персиуса были достроены два боковых флигеля. На месте контроль за строительством осуществлял Фердинанд фон Арним.

В 1990 году Сан-Суси с его дворцами и большим парком внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО со следующим обоснованием: «Дворец и парк Сан-Суси, часто называемые „прусским Версалем», являют собой синтез художественных направлений в европейской городской и придворной архитектуре XVIII в. Ансамбль является выдающимся образцом архитектурного творчества и ландшафтного дизайна, возникшего на интеллектуальной основе монархической идеи государственного устройства».

Сансуси потсдам

 

Знаменитые виды на сады в Сан-Суси появились благодаря решению Фридриха Великого разбить виноградники на южных склонах Борнштедтских холмов. Когда-то на холмах росли дубы. При «короле-солдате» Фридрихе Вильгельме I деревья вырубили и использовали для укрепления болотистых почв в строящемся Потсдаме. 10 августа 1744 года Фридрих Великий повелел разбить на голых холмах виноградные террасы.

Центральная часть шести широких террас, разбитых на склоне холма, была углублена для того, чтобы максимально использовать солнечное освещение. На шпалерах вилась виноградная лоза, привезённая не только из Португалии, Италии, Франции, но и из Нейруппина, а в 168 застеклённых нишах рос инжир. Передняя часть террас, отделённая изгородью из фруктовых шпалер и украшенная формовыми тисами, засевалась газоном. По центральной линии на вершину холма вели 120 (сейчас 132) ступеней, разделённые на шесть пролётов в соответствии с количеством террас, а с двух сторон холм обустроен подъездной рампой.

 

Сансуси потсдам

 

Под холмом, в партере в 1745 году был заложен декоративный сад, центр которого в 1748 году занял «Большой фонтан». Фридрих не смог насладиться видом бьющего фонтана из-за того, что нанятые им специалисты плохо владели фонтанным делом. С 1750 года чашу фонтана окружают мраморные статуи Венеры, Меркурия, Аполлона, Дианы, Юноны, Юпитера, Марса и Минервы, а также аллегорическими изображениями четырёх элементов: огня, воды, воздуха и земли. Венеру и Меркурия работы скульптора Жана-Батиста Пигаля и две скульптурные группы на темы охоты, аллегории воздуха и воды работы Ламбера-Сигисбера Адама были подарены французским королём Людовиком XV. Остальные скульптуры были выполнены в мастерской Франсуа-Гаспара Адама, руководившего основанным Фридрихом Великим французского скульптурного ателье в Берлине. Дополнения в так называемую «французскую рондель» вносились до 1764 года.

Неподалёку находился и кухонный сад, Фридрих Вильгельм I приказал разбить его ещё в 1715 году. Свой огород «король-солдат» иронично называл «мой Марли», намекая на изящный сад Марли-ле-Руа французского «короля-солнца» Людовика XIV.

 

Сансуси потсдам

 

Идея гармонии между человеком и окружающей природой нашла своё отражение в расположении и декоративном оформлении дворца Сан-Суси, разместившегося на вершине виноградного холма. Виноградники появились в Бранденбургской марке ещё в XIII в., но никогда прежде они не занимали здесь центральное место в художественном оформлении декоративных садов монархов. Виноградные террасы Сан-Суси образуют ядро парка, которое венчает небольшой замок, который Фридрих Великий называл своим «маленьким виноградарским домиком».

Здесь на лоне природы, наслаждаясь прекрасными видами из окон дворца, прусский король мечтал без забот проводить летние месяцы, предаваясь своим увлечениям и художественным наклонностям и занимаясь государственными делами. Ветряная мельница, появившаяся на холме ещё в 1736 году, подчёркивала сельскую идиллию Сан-Суси и являлась по мнению Фридриха украшением дворца.

 

Сансуси потсдам

 

13 января 1745 года указом своего кабинета Фридрих Великий распорядился о строительстве загородного дома в Потсдаме. По его эскизам архитектор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф создал проект будущего Сан-Суси. Кнобельсдорф предложил Фридриху возвести цокольный этаж, оборудованный погребами, и перенести здание к самому краю верхней террасы, чтобы оно хорошо смотрелось из «партера», но Фридрих отказался. Ему требовалось не представительное здание, а уютный жилой дом в стиле рококо, соответствовавший его личным потребностям, где бы культура быта сочеталась с живой природой. По замыслу Фридриха дворец Сан-Суси должен быть одноэтажным, а цоколем ему должен был служить сам холм. Фридрих отказался от длинных лестниц, из внутренних помещений он хотел выходить непосредственно на широкую террасу, ведущую в сад.

Фридрих II принимал активное участие в процессе создания всех возводимых для него архитектурных сооружений как с административной, так и с художественной точки зрения. Эскизы создавались по заданным им параметрам, до начала строительства составлялась предварительная смета расходов. Работы начинались только с разрешения от короля. Он вмешивался во все дела и хотел знать обо всём до мелочей, что часто приводило к разногласиям между архитекторами и королём. Автократическая сущность Фридриха ограничивала творческие идеи Кнобельсдорфа, покорно следовавшего желаниям своего своенравного заказчика.

 

Сансуси потсдам

 

Спустя два года после начала строительства 1 мая 1747 года несмотря на то, что ещё не все залы дворца были готовы, состоялось торжественное открытие виноградарского дворца. В мирное время Фридрих жил во дворце с конца апреля до начала октября. Здание дворца предназначалось исключительно для короля и приглашённых им гостей. После вступления на трон в 1740 году Фридрих отдал своей супруге Елизавете Кристине Брауншвейг-Бевернской дворец Шёнхаузен под Берлином. Сан-Суси был дворцом «sans femmes» — без женщин.

Стиль рококо выделял частную и публичную зоны. Репрезентативным целям в соответствии с этим служил потсдамский Городской дворец, построенный при Великом курфюрсте Фридрихе Вильгельме в 1662—1669 годах и разрушенный в 1945 году. Реконструкция Городского дворца в Потсдаме, где Фридрих жил зимой, проводилась одновременно со строительством Сан-Суси. Потсдам превратился в настоящую королевскую резиденцию, в то время Берлин и дворец Шарлоттенбург, где Фридрихом был возведён с восточной стороны так называемый «Новый флигель», оказались на втором плане.

В Сан-Суси прусский монарх сочинял музыку, музицировал и предавался философии. Он сурово управлял своей страной и жил скромно и без роскоши. Его скромность с возрастом превратилась в скупость. Фридрих Великий запрещал ремонтировать дворец снаружи и с большим неудовольствием терпел ремонт внутри дворца. Фридрих пожелал быть похороненным в Сан-Суси и умер в Сан-Суси.

 

Сансуси потсдам

 

Старый Фриц, как его называли в народе, умер 17 августа 1786 года в кресле в своём кабинете во дворце Сан-Суси. В своём завещании он пожелал быть захороненным в могиле рядом со своими любимыми псами.

В течение 46 лет своего правления Фридриха постоянно волновала тема смерти. Помимо своего «Политического завещания» 1752 года почти перед каждым сражением, перед каждой войной он составлял подробные завещания. Столь же часто он повторял свои указания касательно погребения: «Я жил как философ и хочу быть похоронен как философ, без пышности, без торжественной помпы, без роскоши. Я не желаю, чтобы меня вскрывали и бальзамировали. Пусть меня похоронят в Сан-Суси на холме с террасами в могиле, которую я повелел возвести для себя. Если я умру на войне или в пути, то пусть меня похоронят в ближайшем подходящем месте, а зимой перенесут в Сан-Суси» (1769). Племянник Фридриха и его преемник Фридрих Вильгельм II не выполнил эти указания и повелел захоронить Фридриха Великого в разрушенной в 1945 году потсдамской гарнизонной церкви рядом с его отцом, «королём-солдатом» Фридрихом Вильгельмом I.

 

Сансуси потсдам

 

Однако могила в церкви не стала последним пристанищем прусских королей. Спустя почти 160 лет во время Второй мировой войны солдаты вермахта вывезли гробы, спасая их от возможного разрушения. Сначала в марте 1943 года они были помещены в подземный бункер в потсдамском районе Айхе, в марте 1945 года перевезены в соляную шахту в тюрингском Бернтероде, откуда по окончании войны были отправлены американскими солдатами в гессенский Марбург. Там останки прусских королей находились в местной церкви св. Елизаветы, а в августе 1952 года перевезены в замок Гогенцоллерн близ Хехингена в Баден-Вюртемберге.

После объединения Германии завещание Фридриха Великого наконец-то было исполнено. «В остальном, что касается меня, я хочу быть похороненным в Сан-Суси ночью, без роскоши и помпы…» (1757). 17 августа 1991 года ровно через 205 лет после смерти Фридриха его останки в сопровождении почётного караула бундесвера были установлены для торжественного прощания на парадном дворе Сан-Суси. Погребение состоялось ночью. Фридрих был похоронен в могиле, подготовленной по его указанию на верхней террасе виноградника ещё в 1744 году.

Отец Фридриха II, «король-солдат» нашёл своё последнее упокоение в мавзолее императора Фридриха во Фриденскирхе в парке Сан-Суси.

 

Сансуси потсдам

 

После смерти Фридриха Великого в Пруссии наступила абсолютно новая эпоха, которая нашла отражение и в изменившихся архитектурных формах. Фридрих II игнорировал уже давно ставший популярным и господствовавший в 1770—1830 годах в Европе классицизм. С вступлением на трон Фридриха Вильгельма II классицизм получил распространение в Потсдаме и Берлине. По приказу нового короля в Потсдаме были построены Мраморный дворец и Новый сад, а в Сан-Суси преемник Фридриха жил лишь эпизодически до 1790 года. Ещё в год смерти Фридриха в Сан-Суси заменили мебель и отремонтировали кабинет и спальню короля.

Реконструкция Сан-Суси была поручена Фридриху Вильгельму фон Эрдмансдорфу. В то время, когда по приказу Фридриха Великого в 1763—1769 годах возводился барочный Новый дворец, дессауский архитектор создавал в Вёрлицском парке дворец Вёрлиц, первое классицистское сооружение в Германии. По его проекту в Сан-Суси появились первые в потсдамских и берлинских дворцах интерьеры в стиле классицизма.

Правивший с 1797 года Фридрих Вильгельм III останавливался в виноградарском дворце лишь от случая к случаю. Его семья проводила летние месяцы во дворце Парец либо на Пфауэнинзель.

 

Сансуси потсдам

 

Почти спустя сто лет после того, как был построен дворец Сан-Суси, на прусском троне появился король, убеждённый в божественности своей короны и превосходстве абсолютизма и преклонявшийся перед Фридрихом II. Фридриха Вильгельма IV, прозванного «романтиком на троне», связывала с Фридрихом Великим общность разнообразных интересов: архитектура и активное участие в художественном творчестве. Через единение со своим почитаемым предком он пытался легитимизировать свои претензии на власть и роль правителя в новой политической обстановке середины XIX в., где он чувствовал себя неуютно. Это было бегство из реальности в мир грёз.

Ещё будучи кронпринцем, Фридрих Вильгельм проявлял большой интерес к замку и парку Сан-Суси, построенным его прадедом. Старший сын Фридриха Вильгельма III и Луизы Мекленбург-Штрелицской ещё в 1832 году попросил разрешения пользоваться дворцом своего предка, хотя для него и его супруги Елизаветы Людовики Баварской был построен дворец Шарлоттенхоф рядом с парком Фридриха.

После вступления на престол в 1840 году, ровно спустя столетие после прихода к власти Фридриха Великого, королевская чета окончательно поселилась в гостевых апартаментах в «божественном Сан-Суси», как его называл Фридрих Вильгельм IV. Сохранившаяся оригинальная обстановка дворца была дополнена мебелью эпохи Фридриха II. Фридрих Вильгельм собирался вернуть прежний вид отремонтированной при Фридрихе Вильгельме II комнате, где умер Фридрих II. Однако этому плану не суждено было реализоваться, поскольку оригинальные эскизы и проекты не сохранились. На своё прежнее место в 1843 году удалось вернуться только креслу, в котором умер Фридрих Великий.

 

Сансуси потсдам

 

Боковые флигели дворца Сан-Суси нуждались в ремонте, для размещения придворных не хватало места, и Фридрих Вильгельм IV поручил Людвигу Персиусу подготовить проект реконструкции Сан-Суси. Руководство строительством на месте возглавил Фердинанд фон Арним. С большим архитектурным чутьём были восстановлены элементы оформления фасада северной стороны, которые по представлению Кнобельсдорфа придавали ему более серьёзный репрезентативный характер по сравнению с более легкомысленным фасадом, обращённым в сад. Новое связывалось со старым с большим чувством стиля.

В оформлении внутренних интерьеров западного флигеля по-прежнему использовался стиль рококо. «Второе рококо» стало в середине 20-х годах вновь одним из многочисленных популярных стилевых направлений XIX века, но для Фридриха Вильгельма IV в связи с Сан-Суси рококо было не просто явлением моды, а переосмыслением художественных ценностей Фридриха Великого. Поэтому этот виток рококо можно обнаружить только в Сан-Суси. Во многих других сооружениях, появившихся при Фридрихе Вильгельме IV, преобладают античный стиль, ренессанс и классицизм.

После тяжёлой болезни Фридрих Вильгельм IV умер 2 января 1861 года в своём любимом дворце Сан-Суси и был похоронен во Фриденскирхе, возведённой в парке Сан-Суси в 1845—1848 годах. Последней во дворце проживала его вдова Елизавета Людовика. В уединении она проводила здесь лето в течение тринадцати лет. В феврале 1861 года она писала своему племяннику, Оттону I, находившемуся тогда на греческом престоле: «Я продолжаю тихо жить в том месте, которое он так любил, которое он всегда украшал и где он провёл все последние годы своей жизни… Многочисленные грустные воспоминания о счастливом времени и особенно о его последних страданиях разбили мне сердце. Но я остаюсь. Ничто не поможет мне избежать боли, она остаётся со мной, а тоска вновь приводит меня сюда…». Елизавета Людовика умерла 14 декабря 1873 года и была похоронена рядом с Фридрихом Вильгельмом IV во Фриденскирхе.

 

Сансуси потсдам

 

После смерти последней его обитательницы королевских кровей дворец Сан-Суси был превращён в музей и тем самым стал одним из первых дворцов-музеев в Германии. После Первой мировой войны и ликвидации монархии виноградарский дворец сначала оставался в собственности Гогенцоллернов, а в 1927 году был доверен попечению созданного 1 апреля того же года Управления государственных музеев и садов. В комплекс Сан-Суси был открыт доступ публики.

После начала бомбардировок Берлина во Вторую мировую войну в 1942 году из соображений безопасности особо ценные предметы искусства из потсдамских и берлинских дворцов были вывезены на хранение в бранденбургский Райнсберг и тюрингский Бернтероде. Здание дворца уцелело в боях за Потсдам в апреле 1945 года, хотя в ходе боёв, проходивших у северной стороны дворца между подъездом к нему и исторической мельницей, сгорела галерея с ветряной мельницей.

После Второй мировой войны большая часть фондов, укрытых в Райнсберге, была вывезена в качестве «трофейного искусства» в Советский Союз и была возвращена в ГДР в 1958 году. Обнаруженные в Бернтероде американскими солдатами предметы искусства сначала были доставлены в Висбаден в центральный пункт сбора предметов искусства и в 1957 году переданы во дворец Шарлоттенбург в Западном Берлине. После объединения Германии в сентябре 1992 года собрание книг Фридриха Великого вернулось из дворца Шарлоттенбург на своё прежнее место в библиотеке дворца Сан-Суси, за ней в 1993—1995 годах в Сан-Суси переехало 36 живописных полотен.

 

Сансуси потсдам

 

По своим скромным для королевского дворца размерам Сан-Суси, из двенадцати помещений которого Фридрих Великий обитал только в пяти, соответствовал изменениям в придворной архитектуре, произошедшим в середине XVIII в. Барочные дворцы-резиденции, строившиеся с середины XVII в. по образцу Версаля, демонстрировали политическую и экономическую мощь своих владельцев. Размеры этих роскошно оформленных сооружений часто значительно превышали те, которые были собственно необходимы для резиденции и размещения соответствующего положению штата придворных. После роскоши и монументальности в архитектуре наметилось стремление к интимности и комфорту. Перемены проходили постепенно. Фридрих Великий, являвшийся всю свою жизнь приверженцем барокко и рококо, через двадцать лет после появления дворца Сан-Суси построил в западной части парка Новый дворец. Строительством дворца для размещения гостей в стиле барокко он отметил силу и мощь Пруссии после Семилетней войны. Сам Фридрих называл Новый дворец «фанфароннадой».

 

Сансуси потсдам

 

В отличие от других королевских садов дворец Сан-Суси не является центром архитектурного ансамбля, а лишь частью виноградника, увенчивающей его. Одноэтажное главное здание с его бесшовно соединёнными с ним боковыми флигелями практически совпадает по длине с верхней террасой. Крытые аллеи, скрывающие боковые флигели со стороны сада, заканчиваются двумя отдельно стоящими сетчатыми павильонами, богато украшенными золотым орнаментом. Благодаря многочисленным стеклянным дверям во внутренние помещения дворца проникает много света. Анфиладу комнат сглаживает полуовальная центральная часть, которая слегка выдаётся своим куполом над плоской двускатной крышей. В купольной части выполненными в бронзе буквами нанесено название дворца.

 

Сансуси потсдам

 

Фасад, обращённый к винограднику, украшен скульптурными изображениями с пышными формами, которые, сгруппированные попарно между окнами, как атланты и кариатиды поддерживают крышу. Эти скульптуры из песчаника вакхов и вакханок, сопровождающих бога вина Вакха, были выполнены в мастерской скульптора Фридриха Кристиана Глуме. В этой же мастерской были изготовлены вазы для окружающей крышу балюстрады и группы путто на купольных окнах.

Игриво оформленная садовая сторона дворца резко отличается от фасада северной стороны, в архитектуре которого царит деловая строгость. Панданом к полуовальной центральной части садовой стороны является прямоугольный ризалит с плоской односкатной крышей. Вместо атлантов и кариатид перекрытия поддерживают коринфские пилястры.

Колоннады, отходящие от здания дворца, окружают полукругом парадный двор и раскрываются вновь у расположенной к северу крутой подъездной рампе. 88 коринфских колонн в два ряда образуют крытую галерею. Как и южный фасад дворца, её украшает балюстрада, украшенная вазами из песчаника.

 

Сансуси потсдам

 

Дворец построен в соответствии с принципами французского загородного дома (фр. maison de plaisance), помещения дворца находятся на одном уровне для того, чтобы из них можно было легко попасть в сад. При планировке помещений большое внимание уделялось удобству и комфорту. По мнению современной для того времени архитектурной теории комфорту при дворе соответствовали «двойные апартаменты» (фр. appartement double), предусматривавшие размещение помещений в два ряда. Главные помещения находились на садовой стороне, как правило, обращённой к югу, а комнаты для прислуги находились с северной стороны здания. Таким образом «appartement double» состоит из основного помещения и примыкающего к нему помещения для прислуги, соединённых между собой дверью. Помещения расположены по прямой, анфиладой, что позволяло при необходимости легко увеличить их размер. Главный вход во дворец находится в центральной части, по виду которой сложно сразу судить об частном характере сооружения.

В соответствии с этими правилами придворной архитектуры Фридрих Великий сделал наброски чертежей, которые однако учитывали его личные пожелания и представления о комфортном жилье и в некоторых аспектах не соответствовали французской архитектурной теории. Фридрих Великий детально проработал и оформление интерьеров. Художники Иоганн Август Наль, братья Иоганн Михаэль и Иоганн Кристиан Хоппенхаупты, Генрих Вильгельм Шпиндлер и Иоганн Мельхиор Камбли многие из своих произведений в стиле рококо для Сан-Суси создали по эскизам Фридриха Великого. Фридриху как человеку были чужды любые стремления к роскоши. Он мало заботился об этикете и моде и в старости ходил в грязной и изношенной одежде, но любил окружать себя дорогими вещами. Он любил всё красивое и оформлял свои личные покои в соответствии с собственным тонким вкусом и потребностями, часто игнорируя общеизвестные вещи. Эти «оригинальные композиции» в стиле рококо получили в искусствоведении название «фридерицианского рококо».

 

Park Sanssouci

 

Центральное место во дворце Сан-Суси занимают вестибюль и обращённый к саду мраморный зал. К западу от него разместились пять гостевых комнат, а к востоку — королевские апартаменты, состоящие из зала аудиенций, концертного зала, кабинета и спальни, библиотеки и длинной галереи на северной стороне.

Вестибюль продолжает сдержанную атмосферу парадного двора с его колоннадой. Стены вестибюля делят десять пар коринфских колонн из белого гипса под мрамор, украшенных позолоченными капителями. Три десюдепорта на вакхические темы на входе напоминают о находящемся рядом винограднике. Позолоченные стукко созданы Георгом Францем Эбенхехом. Строгую элегантность нарушает лишь живописный плафон шведского художника Иоганна Харпера, на котором не небе изображены богиня Флора и её гении, сбрасывающие вниз цветы.

Овальный мраморный зал с богато украшенным золотом куполом и потолочным окном на его вершине является парадным залом дворца. Образцом для него Кнобельсдорфу послужил римский Пантеон. Парные колонны и мозаика пола выполнены в этом зале из высококачественного каррарского и силезского мрамора.

В двух нишах находятся скульптуры французского скульптора Франсуа Гаспара Адама: Венера Урания, богиня природы и жизни, и Аполлон, бог искусств. Аполлон держит в руках открытую книгу — «О природе вещей» Лукреция. Текст на открытой странице, служащий девизом дворца, звучит:

te sociam studeo scribendis versibus esse / quos ego de rerum natura pangere conor

Будь же пособницей мне при создании этой поэмы, / Что о природе вещей я теперь написать собираюсь[1].

Соседний с мраморным залом зал аудиенций использовался под столовую. Его облик определяют многочисленные полотна французских художников XVIII в.: Жана-Батиста Патера, Жана-Франсуа де Труа, Пьера-Жака Каза, Луи де Сильвестра, Антуана Ватто. Путто с цветами и книгами на рельефных супрапортах выполнены Фридрихом Кристианом Глуме. На потолочной картине «Зефир увенчивает Флору» придворного художника Антуана Пэна изображены бог ветра и богиня цветов.

 

Сансуси потсдам

Сансуси потсдам

 

В библиотеке хранится около 2100 томов древнегреческой и древнеримской поэзии и исторических трудов на французском языке, а также французской литературы XVII и XVIII вв., основу которой составляют произведения поэта и философа Вольтера. Немецкую литературу Фридрих особо не уважал. Переплёт книг выполнен из козьей кожи коричневого и красного цвета с позолотой. В дворцовых библиотеках короля сложился единый набор литературных произведений, которые в 1771 году были помечены на переплётных крышках золотыми буквами: V — дворец Сан-Суси (V=Vigne=виноград), S = Новый дворец в Сан-Суси, P = Городской дворец в Потсдаме, B (курсив) = Берлинский городской дворец, B,BR = дворец в Бреслау.

 

Сансуси потсдам

 

После того, как были разбиты террасы виноградников и достроен дворец, наступило время обустройства окрестностей, где был создан барочный декоративный сад с газонами, цветочными клумбами и древесными насаждениями. Квадратами были высажены 3000 фруктовых деревьев. Апельсины, дыни, персики и бананы росли в многочисленных садовых парниках. О единении декоративных и утилитарных садов говорят богини Флора и Помона, украшающие портал с обелиском у восточного входа в парк.

После возведения в парке других зданий в нём появилась прямая как стрела главная аллея длиной в 2,5 км. Своё начало она берёт на востоке от возведённого в 1748 году обелиска и заканчивается у Нового дворца на западе. На уровне построенной в 1764 году картинной галереи и Новых палат, построенных по бокам от дворца в 1774 году, аллея раскрывается к ротондам с фонтанами, окружёнными мраморными скульптурами. От этого места среди высокого кустарника лучами расходятся дорожки, ведущие в разные стороны парка.

В оформлении парка Сан-Суси Фридрих Великий следовал идее, уже воплощённой в Нейруппине и Райнсберге. Ещё во время своего пребывания в Нейруппине, где будучи кронпринцем в 1732—1735 годах он командовал полком, Фридрих повелел разбить в своей резиденции декоративно-утилитарный сад. Уже здесь он отказался от классического барочного оформления сада в исключительно репрезентативных целях по образцу Версаля и объединил прекрасное с полезным. Этому принципу он остался верен и в Райнсберге. Переоборудовав дворец, подаренный ему отцом Фридрихом Вильгельмом I, в квадратах, обрамлённых кустарником, он повелел посадить фрукты и овощи.

 

Сансуси потсдам

 

Фридрих Великий вкладывал большие деньги в систему фонтанов парка Сан-Суси, поскольку фонтаны были неотъемлемой частью барочного сада. Однако фонтаны, как и построенный в 1757 году грот Нептуна в восточной части парка, не использовались по своему назначению. У «фонтаньеров», нанятых Фридрихом, не хватало профессиональных знаний, чтобы добиться нужного для парковых фонтанов напора воды.

Лишь спустя сто лет эта проблема была решена с помощью силы пара. В октябре 1842 года начала работать построенная Августом Борзигом паровая установка в 81,4 лошадиных силы, заставившая бить «Большой фонтан» у подножия виноградникового холма на высоту 38 м. Специально для этой паровой машины в бухте Хафеля по заказу Фридриха Вильгельма IV Людвигом Персиусом была построена насосная станция в форме турецкой мечети с трубой в форме минарета.

 

Сансуси потсдам

 

За несколько лет до этого Фридрих Вильгельм III приобрёл земельный участок к югу от парка Сан-Суси и подарил его на рождество 1825 года своему сыну, кронпринцу Фридриху Вильгельму, будущему Фридриху Вильгельму IV. На месте бывшей помещичьей усадьбы архитекторы Карл Фридрих Шинкель и Людвиг Персиус возвели дворец Шарлоттенхоф. Петеру Йозефу Ленне было поручено оформление сада. По примеру декоративно-утилитарного сада времён Фридриха Великого садовый архитектор превратил ровную, местами болотистую местность в открытый ландшафтный парк. Благодаря обширным лугам из Шарлоттенхофа открылись великолепные виды на Римские купальни и Новый дворец с Храмом дружбы времён Фридриха Великого. Свободно размещённые группы древесных насаждений оживляют просторы парка, на юго-восточном крае которого был создан искусственный пруд. Грунт из него использовался для создания на окружающей территории плавных холмов, на вершинах которых пересекаются парковые дорожки.

 

Сансуси потсдам

 

Foto-Inventarnr: F0017024, Fotograf: Bach, Hans, Standort: > Fotothek, Aufnahmedatum: 2008

 

Благодаря Фридриху Великому и Фридриху Вильгельму IV в XVIII и XIX вв. и их архитекторам, скульпторам, художникам, декораторам и садоводам вокруг виноградниковых террас и венчающего их дворца в Сан-Суси появился комплекс произведений архитектуры и садового искусства. Исторический парк Сан-Суси площадью в 290 га и общей длиной парковых дорожек в 70 км является самым крупным на территории Бранденбургской марки.

 

Сансуси потсдам

Сансуси потсдам

Сансуси потсдам

Сансуси потсдам

Сансуси потсдам

Сансуси потсдам

Сансуси потсдам

1844 год,  Johann Heinrich Hintze — Potsdam, Schloss Sanssouci, Terrassen und Große Fontäne von Westen

 

Сансуси потсдам

Сансуси потсдам

Сансуси потсдам

Сансуси потсдам

Potsdam Luftbild Schloss Sanssouci östlich im Park Foto Wolfgang Pehlemann Wiesbaden DSCN0738

Сансуси потсдам

Сансуси потсдам

Сансуси потсдам

Georg Knobelsdorff

 

 

Сансуси потсдам

Сансуси потсдам

Сансуси потсдам

Сансуси потсдам

 

Сансуси потсдам

Сансуси потсдам

Сансуси потсдам

Сансуси потсдам

Сансуси потсдам

Сансуси потсдам

Кто хочет виртуально прогуляться по Сан-Сусси, добро пожаловать на экскурсию, нажимайте на картинки ниже:

 

 

источник текста

 

Напомню вам еще что нибудь из германских дворцов:   а вот посмотрите какой величественный Эльц (нем. Burg Eltz) или миниатюрный Вишеринг (Castle Vischering in Lüdinghausen). А вот чем то похожая Королевская усадьба Линдерхоф (Linderhof)

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=33383

Источник: masterok.livejournal.com


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.