Полоцкая София – древнейший храм Беларуси, окруженный тайнами. Несмотря на свой статус, а по значимости, Полоцкий собор не уступает киевскому Софийскому собору, об этой церкви пишут немного и неохотно. Возможно, это связано с тем, что нынешний вид полоцкого Софийского собора значительно отличается от классических православных церквей.

Основная причина в том, что храм несколько сотен лет был центром униатства в восточных областях нынешней Беларуси и после разрушения был восстановлен в архитектурных традициях «виленского барокко», которое больше сходно с европейской строительной школой, чем классические православные церкви, построенные по византийскому образцу.

Легендарная Полоцкая София

Вторая святая София в мире

Хотя первоначально именно полоцкая София была построена с соблюдением всех классических византийских канонов. Эту постройку затеял князь Брячислав Изяславич Полоцкий, показывая свою независимость от древнерусского государства, с центром в Киеве. У него были очень сложные отношения с киевским князем Ярославом Мудрым, с которым они никак не могли поделить славянские земли.


А ведь первая деревянная церковь возникла в Полоцке за три года до крещения Руси в 977 году и тоже носила имя святой Софии, а 992 году в городе появился первый греческий епископ и центр епископской кафедры. В 1029 году в Полоцк прибывает личный посланник византийского патриарха с архитектором, которому поручено возведение второй в мире православной Софии после Константинополя. Киевский храм святой Софии начали возводить на 7 лет позже, а Новгородский на 15 лет позже.

Полоцкая София в XI веке

Но Полоцкий храм строился дольше всех, целых 30 лет, современные исследователи связывают это с тем, что одновременно под храмом строилась подземная секретная часть собора и два монастыря с монастырской школой, которые, не дошли до наших времен. Кроме того постоянные войны, отвлекали финансовые и человеческие ресурсы.

Всеслав Чародей и полоцкие колокола

Достроил собор самый знаменитый правитель Полоцка Всеслав Чародей, который по некоторым сведениям не являлся примерным христианином, а по некоторым легендам, вообще был ведьмаком-оборотнем. Именно с этим связана интересная история.


Полоцкий князь Всеслав Брячиславович

Как-то князь Всеслав, в году так 1066, отправился в небольшую военную экспедицию, то ли очередной раз пленников среди радимичей набрать, то ли ограбить города Туров и Заславль – являющихся киевскими вассалами, не в этом суть. В городе не было, ни его, ни дружины «а воинов тех две тысячи, шлемы у них золоченые, кольчуги серебренные, а кони степные половецкие, на которых и хану не стыдно в поход отправится».

Летучая дружина полоцкого князя

В это время очередной варяжский военачальник новгородского войска решил по легкому пограбить Полоцк. Что ему и удалось, среди остального были украдены и знаменитые колокола полоцкой Софии, отлитые в Византии и стоившие Всеславу 3000 гривен золотом, что примерно составляло ежегодный доход среднего древнерусского княжества.

Возможно будет интересно: экскурсия в Полоцк.

Кроме того с колоколами была связано предание, что Всеслав слышит полоцкие колокола в любом месте, хоть в Киеве, хоть в Смоленске. Поэтому в то время никто и не удивился, что не успела довольная новгородская дружина отпраздновать дома богатую добычу, как у стен появились стальные ряды войска Всеслава Чародея. Закончилось всё полным разорением Новгорода и угоном его жителей в рабство, и новенькая новгородская София, лишилась уже своих колоколов и ценностей, которые не успели спрятать священники. А полоцкие колокола были водружены на своё место, чтобы и в дальнейшем могли предупреждать своего князя об опасности.

Почему Иван Грозный подарил реликвию Полоцкой Софии


Вторая история связана с именем Ивана Грозного. Жестокий русский царь испытывал особые чувства к главной православной святыни Беларуси – крестом Ефросиньи Полоцкой, который хранился в Спасо-Ефросиньевском женском монастыре с момента его изготовления до 1222 года. Но во время очередной полоцко-смоленской междуусобицы, он попал в Смоленск, где после присоединения этого города к ВКЛ, крест имел статус главной православной реликвии Великого княжества Литовского.

Святая реликвия Беларуси

Но отец Ивана Грозного – Василий III в 1514 году штурмом взял Смоленск и перевез артефакт в Москву. Здесь он попадает в руки Елены Глинской, дочери брестского старосты, жены московского царя, которая считала этот крест самой главной православной реликвией. И это же отношение она передала своему сыну Ивану Васильевичу.

Московский царь Иван Грозный, по свидетельству современников не расставался с эти крестом никогда. Иногда носил его на груди, постоянно целовал и молился. В 1563 году московские войска осаждают Полоцк. В это время в Софийском соборе Полоцка, собирается так называемая «пятая колонна» состоящая из московских купцов, священников московской автокефальной церкви, сторонников митрополита Макария, и местных жителей, которым была обещана награда. В Полоцкой Софии открыто проводится молебен во славу царя Ивана и московских войск.


Возможно будет интересно: экскурсия в Софийский Собор.

В этот раз Полоцк Ивану Грозному удалось взять. Но взятие города, было отмечено огромным количеством жутких злодеяний, о которых выжившие иностранцы писали с диким ужасом и спустя десятки лет. Все виды казней, которые был способен выдумать средневековый изощренный мозг, были применены к жителям крупнейшего города ВКЛ на восточных рубежах.

Иван Грозный в Полоцке

Горожане были вырезаны полностью, за исключением тех, кто находился в Софийском Соборе Полоцка. И когда царь подъехал со своими телохранителями и зашел внутрь церкви, он внезапно начал срывать с себя одежду, а потом и большой деревянный крест и все присутствующие в храме увидели ярко-красный ожог на теле Ивана Грозного в виде креста. А сам Крест Ефросиньи упал на сорванную рубаху царя и начал кровоточить. Царь понял, что православная святыня отвергла его, и в ужасе покинул храм. А крест остался в Софийском Соборе.

Но именно деятельность московских священников во время Ливонской Войны, привела к реформации церкви в Великом Княжестве Литовском.


ркви по Брестской унии становятся подчиненными Киевского униатскому митрополиту, а службы начинают проводить на белорусском языке, открываются учебные заведения для подготовки священнослужителей из числа разночинцев ВКЛ. Большинство православных священников, кроме самых ярых фанатиков становятся униатами. Такая же перестройка происходит и в католической церкви Беларуси, большинство костелов становятся протестантскими соборами, и латынь в богослужениях заменяет белорусский язык.

Неразгаданные загадки полоцкой Софии

Святая София становится униатским собором, здесь располагается кафедра епископа, но святой Крест Ефросиньи находится в центре храма, чтобы любой желающий, любой веры мог прикоснуться к святыни. В Полоцк ездят, поклониться святому артефакту не только жители Гродно, Киева, Минска, Вильно, но и тайком пробираются гости из Москвы, Пскова, Новгорода. От огромных приношений приход Святой Софии становится одним из самых богатых христианских церквей Европы. При нем действует две школы, больница, приют, мастерские, библиотека. Но всё великолепие закончилось после визита в храм русского царя Петра Первого. Но об этом будет вторая часть на Welcome-Belarus.RU.

Читайте также

  • Новые тайны Мирского замка
  • Древнейшие города Беларуси
  • Гродно — город королей
  • Чем интересен Несвиж кроме замка

Источник: zen.yandex.ru

Сафійскій сабор

Полоцк — древнейший город Белоруссии (862 год), а может и всей Руси. В 9-10 веках — столица кривичей, самого крупного из восточно-славянских народов, чьи земли простирались от Смоленска до Пскова (точнее, Изборска). Его история очень сложна и противоречива, самые яркие ее события происходили более 1000 лет назад, когда во всей Руси не было ни единой каменной постройки, и поэтому являются ныне не более чем гипотезами. Возможно, Полоцк был мощной крепостью уже в 5-6 веках, а Балтийское море на самом деле транскрипция "Полоцкое море". Возможно, здесь еще до призвания Рюрика существовало централизованное государство, которым правил другой варяжский род. О колонизации Полоцка Киевом помимо реальной истории существует и легендарная, но придуманная еще до нашествия монголов. Здесь сложно понять, где факты, где гипотезы, где легенды.

На первый взгляд, Полоцк сохранил лишь осколки былого величия.


январе 2007 года, когда я был здесь прошлый раз (а это кстати первый город Беларуси, который я видел), он меня не слишком впечатлил — но лишь потому, что я не знал его истории. Вникнув в эту историю поглубже, в Полоцке начинаешь видеть чудеса за каждым камнем. Мой рассказ об этом городе будет состоять из трех частей: центр, Софийский собор и Спасо-Ефросиньин монастырь. Начнём с Софии Полоцкой, и здесь же я попробую рассказать о древней истории Полоцка.

Софийский собор расположен слегка на отшибе — в конце Нижне-Покровской улицы (бывшая улица Ленина), являющейся фактически набережной Западной Двины. На этой же улице много всего интересного, и ее стоит пройти из конца в конец, что я и делал в оба приезда. А вот со стороны центра идти к собору не очень удобно, найти путь от Софии к главной площади легче, чем наоборот. На вводном кадре — вид собора с Нижне-Покровской улицы:

Сафійскій сабор

История Полоцка буквально теряется в глубине веков. В "Повести временных лет" он упоминается под 862 годом в связи с призванием варягов, как и еще десяток древнерусских городов: Киев, Новгород, Изборск, Белоозеро, Ростов, Муром. Но все эти города старше минимум на 2-3 века и известны по европейским и арабским хроникам. В книге "Деяния данов", 16-томном труде по истории датских викингов, написанном в конце 12 века Саксоном Грамматиком, есть глава "Не сила города берёт", в которой повествуется, как конунг Фродо Первый (а имя-то какое!) хитростью взял город Палтиски — крепость была не по зубам даже викингам, и хитрый Фродо мастерски сымитировал свою гибель в бою, после чего во время пира в Палтиски пробрались лазутчики, убили князя Веспасия и открыли ворота для варяжской дружины.


тами этот эпизод не снабжен, но из родословной Фродо Первого можно сделать вывод, что все это происходило около 1500 лет назад. В то же время, несложно представить, на каком уровне была историография в 12 веке, так что совсем не факт, что этот Фродо Первый вообще был, не говоря уж о датировке. Тем более не факт, что Палтиски — это Полоцк, хотя если так — получается даже интереснее: ведь это значит, что название Балтийского моря — переиначенное Полоцкое море.

Сафійскій сабор

Более достоверно то, что земли Полоцкого княжества населяли кривичи — один из крупнейших и древнейших восточно-славянских племенных союзов. Кривичами были основаны Изборск, Полоцк и Смоленск. Почти все древнейшие русские города (кроме Мурома, Ростова и Ужгорода) находились на периферии кривичской земли. Интересно, что в латышском языке русских по-прежнему неофициально называют "криевас", а Россию — Криевия.


лоцкое княжество, ставшее государством кривичей, располагалось в верховьях Днепра и Западной Двины, которые сами по себе образовывали "путь из варяг в греки" — причем более прямой и короткий, чем через Новгород. Есть гипотеза, что именно Полоцкое княжество, полумифическая Криевия была первым централизованным восточно-славянским государством, расцвет которого пришелся на "тёмные века", а упадок в 9-10 веках сопровождался усилением вассалов — таких как Новгород и Чернигов. Главным врагом Полоцкого княжества были викинги, постоянно пытавшиеся отвоевать балтийское побережье, и не было ли призвание варягов в Новгород заключением союза против Полоцка? Всё это лишь не подтвержденные предположения — об истории Руси до 862 года известно катастрофически мало.

Сафійскій сабор

На холме перед входом с Софийский собор лежит Борисов камень — ледниковый валун около двух метров в поперечнике. Борисовы камни с выбитыми на них крестами и надписями 12 века — одни из интереснейших памятников Полоцкой Руси. Это были межевые камни князя Бориса, то есть что-то вроде пограничных столбиков. Примерно то, перед чем в былинах чесал репу Илья Муромец:

Сафійскій сабор
(2007)

В советское время "святые камни" (даже просто отмеченные крестами) разрушались еще активнее, чем церкви. Сколько Борисовых камней было, я не знаю, но сохранилось всего четыре. Один в Полоцке, второй в городке Друя на границе с Латвией, третий в деревне Камено (север Минской области), а четвертый в 1888 году был вывезен в Москву и ныне его можно видеть в Коломенском — причем он совсем небольшой:


Сафійскій сабор

До 980 (или 978) года Полоцким княжеством правила своя династия, не имевшая отношения к Рюриковичам, и по одной из версий основанная другими варягами. Последним князем был Рогволд, к чьей дочери Рогнеде сватался Владимир. Имя князя происходит то ли от славянского "владеющий рогом" (то есть скипетром — "власть имущий"), то ли от варяжского Рёнгвальд. Вообще, в Полоцкой земле были особые имена вплоть до 12 века — Всеслав, Брячеслав, Предслава и т.д. История о том, как прервался княжеский род, хорошо известна: Владимир посватался к Рогнеде, получил отказ (так как законным наследником киевского престол был Ярополк), одолел Ярополка в междоусобной войне и вернулся в Полоцк уже великим князем, где убил Рогволда и насильно взял Рогнеду в жены, а в 987 году сослал вместе с малолетним сыном Изяславом в Заславль, откуда Рогнеда вернулась в Полоцк, а с Изяслава началась полоцкая ветвь Рюриковичей.

Сафійскій сабор
(мост через Двину, с которого тоже отличные виды на собор)

Эта история еще в домонгольские времена оформилась в легенду, впервые записанную в 1128 году. Здесь Владимир полюбил Рогнеду, а Рогнеда отказала ему со словами "не буду рабича розувати" — "не желаю за сыном раба ухаживать" (ведь Владимир был незаконнорожденным сыном Святослава от ключницы Малуши). Владимир победил Ярополка чуть ли не чтобы заполучить Рогнеду, в Полоцке сначала изнасиловал ее на глазах у Рогволда, которого убил только после этого. И в Заславль ее сослал не потому, что крестился и с многоженством надо было завязывать (естественно, в пользу византийской принцессы), а потому, что все эти годы он Рогнеду может и любил, но она-то его ненавидела и в 987 году попыталась убить. В упомянутой легенде говорится, что Владимир взял меч и велел Рогнеде наряжаться в лучшее платье — мне страшно представить, что он собирался с ней сделать… но за мать вступился 8-летний сын Изяслав, зачатый в том самом изнасиловании на глазах Рогволда. Мальчик, угрожавший князю его же мечом, видимо стал последней каплей, и князь выслал проклятых аборигенов в дальнюю резиденцию Изяславль (в честь сына и названную). Это конечно легенда, но факт в том, что вскоре постаревшая Рогнеда и повзрослевший Изяслав вернулись в Полоцк.

Сафійскій сабор
(иезуитский коллегиум начала 18 века и кирха конца 19 века).

В Полоцке же в период отсутствия Рогнеды тоже не скучали: в 986 году здесь обосновал варяжский миссионер Торвальд Кондрассон, более известный как Торвальд Путешественник — родившись в Исландии, он служил в Дании, Норвегии, Англии, неудачно пытался крестить родную Исландию (закончилось все конфликтом с язычниками, одного из которых он убил — после чего уже не мог проповедовать), жил в Иерусалиме и Константинополе, откуда был командирован на Русь с миссионерской целью. В Полоцке им был основан монастырь, здесь же Кондранссон и умер в 1002 году — и вероятно, что именно он крестил Полоцк. Кроме того, есть версия, что Торвальд (Турволд) основал Туров — древнее сердце Полесья.

Сафійскій сабор
(Курган Славы за Двиной)

С середины 11 века Полоцкое княжество вновь отпало от Киевской Руси, достигнув расцвета при Всеславе Чародее (правил в 1044-1100 годах), которого современники считали колдуном и чуть ли не оборотнем — этакий Волх Всеславич, превращавшийся то в сокола, то в тура. В 1065 году Всеслав начал войну за Киев с тремя сыновьями Ярослава Мудрого, в 1067 году был разбит в битве на Немиге (в связи с чем впервые упоминается Минск), полгода (1068-69) провел в темнице-срубе (то есть постройке без дверей, которая строилась прямо вокруг заключенного), а затем в Киеве случилось восстание против Ярославичей, и Всеслав на полгода таки стал Киевским князем. Затем Ярославичи вернулись с поддержкой Польши, и Всеслав решил благоразумно уйти. В родном княжестве он правил свободно, и Полоцк достиг расцвета, после которого начался упадок и дробление. Последний князь Брячеслав выдал свою дочь Александру в 1239 году за Александра Невского. В 1248 году Полоцк вошел в Литовское государство (первым князем был Товтивилл), и окончательно утратил самостоятельность в 1386 году (со смертью князя Скиргайло Ольгердовича). Но это, как говорится, совсем другая история, которую я расскажу в следующей части.

Сафійскій сабор

Три деревянных Софийских собора были заложены в год Крещения Руси в трех главных городах: Киеве, Новгороде и Полоцке. Посвящение они получили в честь Софийского собора в Константинополе. София, если кто не знает — в данном случае не имя, а греческое слово "мудрость". Полное название так и звучит: собор Софии Премудрости Божьей. В середине 11 века, по случаю победы над печенегами соборы начали перестраивать в камне. В 1037 году была освящена новая Киевская София, в 1050 — Новгородская, а в 1067 — Полоцкая. Судьбы трех храмов сложились по-разному, и ныне Полоцкая София выглядит так:

Сафійскій сабор

Это типичный белорусский храм в стиле виленского барокко. Построил его в 1738-50 годах сам Иоганн Глаубиц, и София считается его шедевром. Предыдущее здание было разрушено в Северную войну (как — расскажу чуть позже), но и оно было не изначальным. Первый раз собор был сильно перестроен в 15 веке, став храмом-крепостью. В 1596 году собор передали униатам, а в 1602 он был разрушен пожаром и восстановлен к 1618 году униатским епископом Иосафатом Кунцевичем (позднее убитом повстанцами в Витебске, так как несколько перегнул палку в насаждении греко-католичества). То есть, к Северной войне Полоцкая София уже не была древнерусским храмом. К чему я подробно на этом останавливаюсь? Дело в том, что в разрушении ДРЕВНЕЙ Софии традиционно обвиняют Петра Первого.

Сафійскій сабор

А дело было так: в 1705 году русские войска вошли в союзнический Полоцк, и в соборе случился конфликт между Петром и монахами-базилианами. Поляки говорят, что пьяная скотина Петрище нажрался вхлам, вломился в собор, попытался надругаться над мощами Кунцевича и лично поубивал вступившихся за святыню монахов. Наши же говорят, что Петр просто пришел в собор, и поинтересовался у базилиан, чьи это мощи, на что те ответили: это Иосафат Кунцевич, убитый еретиками (то есть православными). Петр разозлился и приказал монахов арестовать, они оказали сопротивление и были убиты при задержании. В документах сказано только, что причиной конфликта стал гнев Петра, спровоцированный дерзким поступком монахов.

Сафійскій сабор

Далее то ли в самом соборе, то ли в одной из ближайших построек был устроен пороховой склад, который вскоре рванул. Сейчас уже вряд ли кто-то наверняка скажет, насколько аутентичен был храм, уничтоженный этим взрывом, и насколько восстановимы были его руины.
Как бы то ни было, с 11 века уцелела только правая (если стоять ко входу лицом) апсида:

Сафійскій сабор

Это древнейшее здание в Белоруссии. Участок древней кладки с вмурованными валунами похож на кладку Коложской церкви в Гродно. Как это понимать? Я не архитектор и не искусствовед, поэтому не буду высказывать своих предположений.

Сафійскій сабор

Ныне в соборе музей с платным входом. Вестибюль отделен от зала плотными шторами, а зал очень величественен — интерьер в стиле "виленского барокко" работы Глаубица:

Сафійскій сабор

Вот только нет алтарей, стоявших не только в апсиде, но и у каждого столпа. Зато орган на месте:

Сафійскій сабор

В этом же зале и небольшая экспозиция. Католические (униатские) скульптуры:

Сафійскій сабор

Изразцы и прочая керамика:

Сафійскій сабор

Уже показанный макет Софии 11 века и камень с надписями:

Сафійскій сабор

А написано на нём "Давид, Тума, Микола, Копесь, Воришко" — примерно то же, что "Саня, Дима, Серый и братва". Кто они были, эти пятеро, жившие без малого тысячелетие назад? Что за историю скрывают эти надписи? У меня с трудом укладывается в голове, что и в те века жили ЛЮДИ — почти такие же, как мы.

Сафійскій сабор

А так изнутри выглядит древняя апсида:

Сафійскій сабор

Фрагменты кладки и росписей:

Сафійскій сабор

Древний пол на два метра ниже нынешнего — культурные слои… Купюры с трехзначными числами пусть не пугают: один российский рубль равен примерно 100 белорусским (плюс-минус 2-3), да еще и здесь нет металлической монеты.

Сафійскій сабор

Фрагменты древней штукатурки с остатками фресок:

Сафійскій сабор

Под залом собора — подвал с остатками кладки 11 века:

Сафійскій сабор

Основания столпов:

Сафійскій сабор

Кирпичи. Интересно, что означает пентаграмма и какого она века? То ли 11, то ли 21, со всеми промежуточными вариантами…

Сафійскій сабор

Осколки фресок:

Сафійскій сабор

Украшения и надписи:

Сафійскій сабор

А за деревянными опорами — Тьма Веков:

Сафійскій сабор

Но древностью история Полоцка не исчерпывается — это был важный город и в Великом княжестве Литовском, и в объединенной Речи Посполитой, и в губернской России. В следующей части — центр города и его польско-литовская история.

БЕЛАЯ РУСЬ-2011
Вступление.
Витебская область.
Глубокое. Родина "виленского барокко".
Полоцк. Софийский собор.
Полоцк. По центру.
Полоцк. Спасо-Ефросиньин монастырь.
Витебск. Задвинье.
Витебск. Улица Ленина.
Витебск. Старый город.
Орша.
Могилёвская область.
Могилёв. Площадь Ленина и Первомайская улица.
Могилёв. По улице Ленина к Ратуше.
Могилёв. Николаевский монастырь.
Бобруйск. По городу.
Бобруйск. Крепость.

Источник: varandej.livejournal.com

История[править]

Возведённый в середине XI века в византийском стиле храм был освящён во имя Святой Софии. До нашего времени Софийский собор сохранился в значительно измененном виде, окончательно был перестроен в XVIII веке в стиле виленского барокко. В таком виде сохранился до нашего времени.

После многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора 11 в. остались фундамент, нижние части стен и опорных столбов, и только восточная апсида поднимается на высоту около 12 м. При возведении собора в 11 в. в качестве строительного материала использовали плинфу – плоский кирпич, рецепт изготовления которого как и технологию кладки завезли сюда византийские мастера. Кладка собора велась в классической для архитектуры Византии технике с «утопленным рядом», когда каждый второй ряд плинфы был спрятан, утоплен вглубь стены и сверху затирался цемянкой. И таким полосатым, неоштукатуренным храм был с внешней стороны в 11 веке, а внутри стены были оштукатурены и расписаны фресками.

После возврата Полоцка под юрисдикцию Великого Княжества Литовского в 1579 году войсками короля Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным. После подписания Брестской унии в 1596 году собор перешёл к униатам. После пожара и частичного разрушения 1607 года собор был в запустении, в 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.

В 1642 году собор вновь пострадал от пожара, но был вскоре восстановлен. В ходе русско-польской войны Полоцк был взят русскими войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 году посетил собор. До 1667 года Софийский собор был православным, а затем вновь перешёл к униатам.

В 1705 году, во время Северной войны 1700—1721 годов, произошел визит в собор царя Петра I.

Согласно польскому историку XIX века Францишеку Духинскому, Пётр вторгся в принадлежавший униатам собор, где хранились мощи Иосафата Кунцевича, пьяным и с солдатами. Царь потребовал ключи от царских врат, а когда базилиане отказались их дать, лично убил настоятеля и четырёх монахов-базилиан, а тела приказал утопить в Двине. Об этом событии кратко сообщает Витебская летопись: Eodem anno [1705], mense Iulli 11 die in ecclesia S. Sofiae ipse occidit 4 basilianos in Polocia («В том же [1705] году месяца июля 11 дня в храме Св. Софии сам [царь Пётр I] убил 4 базилиан в Полоцке»).

По другой версии, конфликт произошёл после того, как на вопрос царя об изображении на иконе монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками. Царь приказал арестовать монахов, но они оказали сопротивление, в результате чего произошло столкновение, в котором они и были убиты. Документы Кабинета Петра I, хранящиеся в РГАДА, сообщают, что «происшествие в Полоцке было спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униатских монахов».

11 июля 1705 года, после инцидента, собор был закрыт российской армией. Первоначально Пётр I намеревался передать собор православной общине, но она отказалась принять его, опасаясь, что после ухода русских войск против них начнутся репрессии[4].

В притворе храма был размещен пороховой склад, который 1 мая 1710 года взорвался, после чего Софийский собор был полностью разрушен и пролежал в руинах до 1738 года.

Восстановление собора осуществил униатский архиепископ Флориан Гребницкий. К 1750 году на сохранившихся основаниях стен была возведена двухбашенная базилика в стиле виленского барокко, которую освятили в честь Сошествия Святого Духа. Во время Отечественной войны 1812 года храм использовался французскими войсками как конюшня.

После церковного собора 1839 года, открывшегося в стенах храма, собор стал православным.

В 1911—1914 годы был проведён капитальный ремонт собора. В 1924 году в рамках советской атеистической политики церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей. В период немецкой оккупации с 1942 по июль 1944 года Софийский собор был действующим, а потом был вновь закрыт.

В 1985 году в соборе чехословацкой органостроительной фирмой «Rieger Kloss» был сооружён орган. Первый концерт был дан 2 мая 1985 года органистом Олегом Янченко.

Современное состояние[править]

Собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Рядом с собором установлен один из Борисовых камней.

В концертном зале Софийского собора ежегодно в апреле и ноябре проходят фестивали старинной и современной камерной и органной музыки, самый знаменитый из них — фестиваль «Званы Сафіі», каждое воскресенье — концерты органной музыки в исполнении солистки концертного зала.

В Софийском соборе в Полоцке уже имели честь выступить такие органисты-виртуозы как Йоганн Труммер (Австрия), Пьер Живо (Франция), Вероника Вебер-Геркен (Германия).

Один раз в год, 5 июня, в день памяти св. Евфросиньи Полоцкой, проходит православное богослужение. Затем от Софийского собора до Спасо-Евфросиньевского монастыря проходит крестный ход.

Описание[править]

После восстановления в 1750 году собор стал представлять собой трёхнефную одноапсидную базилику, ориентированную на север. С южной стороны на высоту 50 м поднялись две симметричные башни. Перестроенный в стиле позднебелорусского или виленского барокко собор получил и новое решение интерьера. Кроме барочных колонн появилось много лепных украшений, фигурные карнизы и несколько непривычная цветовая гамма. Алтарная часть храма была отделена от центрального нефа высокой трёхъярусной преградой, к которой на своде примыкало барельефное изображение Троицы Новозаветной. Второй и первый ярусы были расписаны и украшены деревянной скульптурой. От росписей на алтарной преграде сохранились: копия известной фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Спас Нерукотворный.

Престольные праздники[править]

Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа

Как добраться[править]

Адрес: улица Замковая 1, Полоцк, Беларусь

Телефон: +375 214 42-53-40

Паломнику[править]

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Фото[править]


Источник: azbyka.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.