674114_f520 (520x566, 86Kb)

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры.

Афродита Анадиомена (др.-греч. Αφροδίτη Αναδυομένη, «выныривающая, выходящая из моря») — эпитет богини Афродиты, рождающейся из морской пены и выходящей на сушу, и иконографический тип её изображения в этот момент. Данная иконография прославилась во времена античности благодаря несохранившейся картине Апеллеса и неоднократно повторялась мастерами последующих эпох. Варианты её названия: Афродита Анадиомена, Венера Анадиомена, Рождение Венеры, Venus Marina.

antiq092 (501x700, 85Kb)


Рождение Афродиты
Вильям Бугеро
1879

Рождение богини Афродиты, согласно одному из древнегреческих мифов, было необычным: оно случилось, когда Гея, богиня земли, устав от измен своего супруга Урана, попросила младшего сына Кроноса облегчить свою судьбу. Тот оскопил отца серпом. Схватив отрезанные гениталии левой рукой (с которой с тех пор связаны плохие предзнаменования), он зашвырнул их вместе с серпом в море близ мыса Дрепан. Плодоносная сила Урана была настолько велика, что от капель крови, упавших на землю, родились эринии, гиганты и мелии (нимфы ясеня), а капель крови (вариант — крови в сочетании семенем), упавших в море — богиня Афродита. [1] Таким образом, произошло девственное[1] зачатие в патриархальном варианте: кровь Урана, в тот момент ещё бывшего верховным богом, попав в море, образовала белоснежную пену, из которой появилась на свет Афродита. Отсюда её эпитет — Пенорожденная, и даже, согласно одной из версий этимологии, само имя — от от ἀφρός — «пена»).
Богиня возникла из морской пены обнажённой и на раковине (античном символе вульвы), добралась до берега. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы[2]:

Altes_Museum_-_Antikensammlung_230 (525x700, 107Kb)


Marcus Cyron
Терракотовая статуэтка.

 
«Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Лёгкий, ласкающий ветерок принес её на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием». (Николай Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»). Иконографический тип изображения рождающейся Афродиты, включал, таким образом, следующие элементы, которые могли использоваться в различных комбинациях: обнажённая богиня морское побережье, вода, волны, пена выжимание богиней своих мокрых волос ракушка — одновременно средство передвижения и символ вульвы, то есть рождения и любви (ср. йони) атрибуты морской стихии — напр. дельфины, нереиды помощники богини — служанки, оры, хариты, ветра (Борей, Зефир, проч.), купидоны.

Герберт Дрепер. Жемчуг Афродиты. (333x700, 57Kb)Афродита будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этому она царит над всем миром. Никто не может избежать ее власти. Только Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу. Высокая, стройная, с мягкой волной золотых волос Афродита — олицетворение красоты и вечной юности.


спутницы Оры и Хариты, богини красоты и грации прислуживают ей. Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Легкий ветер принес ее на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из воды богиню любви и отвели ее на Олимп. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь. Афродита дарит счастье тому, кто верно служит ей. Так было со счастливым художником Пигмалионом. Но кто не чтит златую Афродиту, того немилосердно карает богиня любви.
Афродита прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная "богиня гор", спутница и добрая помощница в плавании "богиня моря", т.е. земля, море и горы объяты силой Афродиты. Поздние эллины принижали значение Великой средиземноморской богини, которая долгое время почиталась как верховное божество в Коринфе, Спарте, Феспиях и Афинах. Они подчинили ее мужским божествам и рассматривали священные оргии как половую распущенность.

Герберт Дрепер. Жемчуг Афродиты.

Афродита — символ вечной весны и жизни. dc9c01fc1839 (299x700, 73Kb)Она всегда окружена розами, фиалками, нарциссами, лилиями, в сопровождении харит, гор (ор) и нимф. Любовной власти Афродиты подчинены боги и люди. Ее сын Эрот с колчаном стрел летает, поражая золотой стрелой сердце бога или смертного, каждого, на кого укажет богиня любви.


подвластны Афродите только девы Афина и Артемида, а также богиня домашнего очага Гестия. Афродиту отождествляли с Астартой (Иштар), Исидой, поэтому так же, как и они, Афродита появляется в сопровождении львов, волков, медведей, усмиренных ею. Иногда ее сравнивали с Кибелой. Но Афродита, живущая на Олимпе, более мягкая, кокетливая и игривая, чем Кибела. Горы (оры) украшают ее драгоценностями, она носит чудесный пояс, в котором скрыта тайна ее обаяния, а оно велико до такой степени, что все боги хотят на ней жениться. Но законным ее супругом становится Гефест, самый искусный мастер и самый некрасивый из богов. Хромоногий Гефест вечно трудится в своей кузнице, а Афродита развлекается с гостями, иногда изменяет мужу (в незаконном браке с Аресом, от которого родит Эрота, Гармонию и других детей). Афродита покровительствует многим смерным во всех делах, касающихся любви: Елене, Парису, Диомеду, в Троянской войне держит сторону троянцев. Но она карает того, кто отвергает любовь (принесла смерть, Нарциссу и др.), В V в. до я. э. греки начинают различать Афродиту Уранию («небесную») как "одухотворенную любовь" и Афродиту Пандемос («всенародную»), простую и доступную всем.

Одилон Редон, «Рождение Венеры»

Гимн Гомера и стих Гесиода об Афродите:

Кипророждённую буду я петь Киферею. Дарами
Нежными смертных она одаряет. Не сходит улыбка
С милого лика её. И прелестен цветок на богине.


Над Саламином прекрасным царящая с Кипром обширным,
Песню, богиня, прими и зажги её страстью горячей!
Ныне ж, тебя поминув, я к песне другой приступаю.
… Афродитой
«Пенорожденной», еще «Кифереей» прекрасновенчанной
Боги и люди зовут, потому что к Киферам пристала.
 «Кипророжденной» — что в Кипре, омытом волнами, родилась.

afrodita (440x548, 37Kb)

Художник Яшина Алла Борисовна

http://pryahi.indeep.ru/mythology/greek/aphrodita.html
http://mifolog.ru/mythology/item/f00/s00/e0000639/
 

Источник: www.liveinternet.ru

Создав свою «Афродиту Анадиомену», Апеллес стал первопроходцем. Изображение обнаженного женского тела в те времена, 4 в. до н.э., было достаточно смелым — вспомним Праксителя, который, изваяв нагую «Афродиту Книдскую» с гетеры Фрины, должен был оправдываться перед афинским судом; вдобавок, шокированные заказчики статую не приняли (заказчики всегда мерзавцы) и ему пришлось сплавить её другим. Как обстояло дело с живописью, не очень понятно — тем не менее, картина Апеллеса сразу стала знаковой и вызвала множество подражаний.


Что конкретно на ней было изображено — неясно, старый сплетник Плиний Старший в своей «Естественной истории» больше места посвятил рассказам о её перемещениях и цене. Считается, что фреска «Рождение Венеры» из Помпей может быть копией Апеллеса, но это — лишь допущение, которое не очень сочетается со словами источников. А они описывают картину так: новорожденная богиня, выходя из волн, отжимает волосы.

При зрелище Фрины, выходящей из волн залива обратно на сушу, Апеллеса посетило вдохновение и он придумал образ «Афродиты Анадиомены». Одни говорят, что Фрина позировала ему для этой картины, так же как она позировала для скульптуры Праксителю. Другие упоминают имя Кампаспы — бывшей любовницы Александра Македонского. Согласно легенде, царь как-то попросил художника написать её обнаженной. В процессе позирования Апеллес так проникся её красотой, что влюбился в неё без памяти. Александр подарил свою наложницу мастеру, продемонстрировав тем самым свое благородство (и свойственную ему прохладцу в отношениях с женщинами).

Картина отправилась в Асклепион — храм бога Асклепия на острове Кос, где она и находилась несколько столетий. Судьба полотна с началом Римской Империи оказалась не очень счастливой: около рубежа нашей эры её забрал император Август, правда, простив взамен жителям острова налогов на сумму в 100 талантов. Он поместил её в Риме, в храме Юлия Цезаря. К этому времени картина была уже повреждена в нижней части, но за реставрацию ее никто не брался. А император Нерон, известный перфекционист, заменил погибающее произведение одной из работ некоего мастера Доротея. С тех пор так никто и не знает, что там было. Но многие предлагают свои толкования.


Источник: history-of-art.livejournal.com

Судя по количеству эпитетов, заменявших в обыденной греческой речи имя Афродиты, нежная богиня любви представлялась тогда достаточно грозным и опасным божеством.
(329x45, 1Kb)
Рождение Венеры
Адольф-Вильям Бугро, 1879 г.
Париж, музей Орсэ
(495x699, 112Kb)
Рождение Венеры
Корнелис де Вос, ок. 1636-37 гг.
Мадрид, музей Прадо
(699x605, 187Kb)


(329x45, 1Kb)
Ни одно из греческих божеств не имело столь компрометирующей родословной, лишь слегка приукрашенной эрудитами древности, выводившими происхождение Афродиты от почтенных Океана, Дионы и Тефиды.
[more]
Венера Анадиомена
Жан Огюст Доминик Энгр, 1808-48 гг.
(403x699, 73Kb)
Эротизм греческой богини предстает как результат изначально неравновесного, неравномерного распределения жизненной силы между сотворенными существами.
(329x45, 1Kb)
Греки прямо связывали культ Афродиты с инстинктом продолжения рода и лишенной яркого индивидуального начала, но при этом весьма мощной эротикой, сохраняющей по существу животную природу. Кипрская богиня не раз наказывала мужчин и женщин, уклонявшихся от угодных богам и разрешенных ими любовных отношений.
Венера, Меркурий и Купидон (Школа любви)
Корреджо, ок. 1528 г.
Лондон, Национальная галерея

(402x699, 75Kb)
Для большинства народов древности (и греки здесь вряд ли были исключением) тот смысл, который новоевропейская культура вкладывает в понятие «любви» как идеальной, предельной формы отношений между мужчиной и женщиной, был бы совершенно непонятен. Существовало два различных и даже противоположных модуса таких отношений, один из которых удобно обозначить как «сексуальный позыв» (своего рода «sex drive»), а другой — как «страсть». Они отличались друг от друга как интенсивностью, так и длительностью.
Венера, Сатир и Купидон
Корреджо, ок. 1528 г.
Париж, Лувр
(444x699, 111Kb)
Венера, Купидон, Вакх и Церера
Питер Пауль Рубенс, 1612-13 г.
Кассель, Государственные музеи

(700x489, 99Kb)
Сохранение в Древней Греции близких к архаичным представлений о различных формах любви и брака засвидетельствовано различением двух ипостасей Афродиты, обозначаемых двумя популярными ее прозвищами: «Урания» и «Пандемос». Начиная с эпохи Ренессанса, эти эпитеты принято переводить соответственно как «любовь небесная» и «любовь земная»; если первый перевод еще можно признать относительно точным, то второй значительно сглаживает подлинный смысл греческого слова.
(329x45, 1Kb)
«Пандемос» у греков означало — общедоступная, низменная, площадная; подобным образом обозначались публичные женщины весьма низкого пошиба (в отличие от гетер, которые вовсе не были «пандемос», т.е. общедоступными).
Праздник Венеры
Питер Пауль Рубенс, 1630е гг.
Вена, Музей истории искусств
(545x698, 163Kb)
Эпитет Афродиты «Пандемос» содержит в себе прямую отсылку к любви-позыву, которая принципиально не завершается браком.
(329x45, 1Kb)
Эпитет Афродиты «Урания» подразумевает возвышенную любовь-страсть, которая (что еще важнее!) не завершается у греков браком «романтического» типа.
Афродита Урания
Кристиан Грипенкерл.
(397x390, 77Kb)
Своеобразное разделение Афродиты на Уранию и Пандемос осмысливалось как выделение двух универсальных сфер существования богов, героев и людей, равно доступных для представителей каждой из трех групп, вне зависимости от «размера» величия каждого из них. Принцип «номоса» как всеобщего закона мог быть реализован в царстве Афродиты только в форме сочетания двух различных, но равно относящихся ко всем законов.
(329x45, 1Kb)
Не случайно одним из распространенных эпитетов, обозначающих богиню любви, стало у греков слово Пейто — «Убеждающая». Силу эроса греки действительно воспринимали как силу убеждения человека в глубоком единстве природного и социального, в необходимости подчиняться законам, проистекающим из этого единства.
Триумф Венеры
Элси Рассел, 1980 г.
(699x504, 151Kb)
Разум, стремящийся утвердиться в своей способности постигать и преобразовывать реальность, неудержимо влечется к потаенным и хаотическим областям человеческой жизни — только здесь он может по-настоящему проверить свои возможности. Одним из возможных результатов проникновения разума в сферу хаоса является их взаимное уничтожение, которое греки предпочитали определять позитивно в качестве «гармонии».

Облик прекрасной женщины, выражающей идею возвышенного, небесного эроса, но созданной при этом из хаотической смеси крови, спермы и морской влаги, представляет собой идеальный символ понятой по-гречески гармонии бытия.
(329x45, 1Kb)
Фольклорная культура Древней Греции по-своему осмыслила и представила эту гармонию в многочисленных обрядах и ритуалах, посвященных Афродите. Наибольшей популярностью в массовом сознании пользовались сюжеты, связанные с любовной связью Афродиты и Адониса, закончившейся трагической гибелью Адониса на охоте. Все соответствующие обряды группировались вокруг двух основных событий — радостного и печального. Первым стала свадьба Афродиты и Адониса, вторым — оплакивание прекрасного юноши.
Венера и Адонис
Тициан.
Рим, Национальная галерея Античного искусства
(699x672, 213Kb)
Венера и Адонис
Франсуа Лемуан, 1729 г.
(586x699, 209Kb)
Чрезвычайно трогательно выглядит греческий обычай разводить «садики Адониса»: за несколько недель до праздника все женщины семьи, включая самых маленьких девочек, высаживали в горшки или корзины с землей рассаду пшеницы, ячменя, латука, сладкого укропа и разных цветов.
Венера с зеркалом
Тициан, 1554-55 гг.
Вашингтон, Национальная галерея искусств
(570x699, 132Kb)
Маленькие девочки тайком клали подарки на алтари богини, часто находившиеся в уединенных живописных местах в садах и рощах; часто это были куклы или дешевые украшения, подаренные родителями. Все эти детали обрядности Афродиты показывают нам специфически греческую смесь интимности и публичности человеческого существования, естественно и без труда вселявшуюся уже в детские души. Радость сливалась со страхом точно так же, как пена сливалась с кровью…

Как следует называть то, что возникает из этого слияния? Греки назвали ее Афродитой.
(329x45, 1Kb)

источник
Венера, упрекающая Юпитера
Абрахам Янссен, 1612-13 гг.
Чикаго, Институт искусств
(443x369, 71Kb)
Афродита имела эпиклесы (эпитеты):
(329x45, 1Kb)
Афродита-Пандемос. Поклонение ей ввел Тесей.

Афродита-Урания. Ей впервые поклонялись ассирийцы, у афинян ввел его Эгей . По некоторым, старшая из Мойр . Афродите Урании как матери Ананки посвящен LV орфический гимн. Предположительно перевод Meleket Aschamain «царица небес», прозвища Астарты у Иезекииля . Ее храм в Кифере воздвигли финикияне.
(329x45, 1Kb)
Киприда — от острова Кипр, где Афродита впервые вышла на берег. Эпитет Афродиты .
Пафия, Пафийка, Пафосская богиня — от г. Пафос на Кипре, где находился храм общегреческого значения.
Киферея (Цитерея) — рождённая близ острова Кифера , другого центра почитания; так как вначале пристала к Киферам, прежде чем родиться у Кипра ;
Идалия (Идалийка) — от города Идалион и по горе Идалии на Кипре, где Афродита почиталась, как главное божество;
Амафусия (Аматузия) — от города Амафунта на Кипре, центра почитания богини;
Акидалия — от Беотийского источника.
Эрикина. (лат. Эрицина.) Эпитет Афродиты . Ее святилище было не только в Сицилии, но и в Псофиде (Аркадия) .
(450x600, 43Kb)
Афрогенейя («пенорожденная»).
Анадиомена (выныривающая) — появившаяся на поверхности моря;
Евплея (Эвплойя) (эпитет Афродиты как покровительницы мореплавания .);
Понтия (морская).
(329x45, 1Kb)
Меланида (чёрная, мрачная),
Скотия (тёмная, мрачная),
Андрофонос (губительница людей) и, в противоположность,
возможно, Сосандра (спасающая людей),
Эпитимбия (погребальная),
Мухейа — богиня тайных мест
вероятно, сохранились отголоски древних функций богини, связанных со смертью.
(367x599, 44Kb)
Дола (обманщица),
Морфа (дающая красоту),
Анфея (цветущая),
Пейто (убеждающая, обольщающая),
Гетерия — покровительница гетер,
Порн — покровительница разнузданной страсти,
Дарцетос — покровительница праздной лени,
Диварисатрикс и
Перибазия (совершающая девиационный сексуальный акт),
Каллипига (прекраснозадая),
Кастния (Кастниетида) — покровительница бесстыдства. Только эта богиня принимает в жертву свиней .
(329x45, 1Kb)
Акрея. Эпитет Афродиты на Книде .
Алентия. Эпитет Афродиты в Колофоне .
Апатурос. Ее храм в Фанагории. Есть миф, что на Афродиту здесь напали гиганты, она призвала на помощь Геракла и спрятала его в пещере, а затем поодиночке приводила их к Гераклу .
Арента.
Арея. «Воительница». Храм Афродиты Ареи в Спарте . Святилище в Платеях, выстроенное после победы при Марафоне .
Бербея.
Диона.
Киндиада. Ее святилище около Баргилий (Кария).
Колиада.
Колотида. Эпитет Афродиты на Кипре .
Морфо. Прозвище Афродиты. Ее храм в Спарте, там она сидит под покрывалом и с оковами на ногах, которые наложил Тиндарей.
Филомедея.
Рождение Афродиты из моря
Афродита в окружении двух нимф
Мрамор, центральная панель трона Людовизи
Ок. 465 г. до н.э.
Национальный музей Терм, Рим.
(700x467, 84Kb)
(329x45, 1Kb)

Источник: terrao.livejournal.com

Греки обожествляли Венеру (Афродиту). В их представлении таинственным покровителем любовных наслаждений должно было быть божественное существо, обладающее наряду с совершенной физической красотой и обаянием духа. Она воплощала гармонию тела и духа.  Божественная Венера воплощала  в пластически совершенной форме  образ женщины, вызывающей  плотское вожделение. Но в Венере присутствовало как бы два начала: целомудрие небесное, божественное   и любовь земная, вожделение телесное.
Рождение Венеры Адольф-Вильям Бугро, 1879 г. Париж, музей Орсэ.

(495x699, 112Kb)
Венера была древнейшей по времени из богинь. В ней воплощалась идея жизни, первопричина всего живущего.
Грубый, порочный  культ Венеры не гармонировал с духом греческого народа, который и установил весьма заметное различие между Афродитой, рожденной из пены морской — Уранией, беспорочной богиней и матерью богов, покровительницей целомудренной любви, и Венерой  с вульгарным Эросом.
 

http://casterbridgetours.com/images/uploads/Uffizi-Botticelli-Birth-of-Venus-9000.jpg

Венера — Урания была богиней платонической любви и наук, в отличие от Венеры-Пандемос, которая  была олицетворением любви земной, а потом случилось так, что развратники  сделали её своей эмблемой, и стала несчастная Венера олицетворением проституции. Любовь у греков не отличалась большим целомудрием.
Венера Анадиомена

Жан Огюст Доминик Энгр, 1808-48 гг.
(403x699, 73Kb)

Эротизм греческой богини как бы результат изначально  неравномерного распределения жизненной силы между сотворенными существами. Греки прямо связывали культ Афродиты с инстинктом продолжения рода с  мощной эротикой. Кипрская богиня не раз наказывала мужчин и женщин, уклонявшихся от угодных богам и разрешенных ими любовных отношений.

Афродита Урания
Кристиан Грипенкерл.

(397x390, 77Kb)

Не случайно одним из распространенных эпитетов, обозначающих богиню любви, стало у греков слово Пейто — "Убеждающая". Силу Эроса греки  воспринимали как силу убеждения человека в глубоком единстве природного и духовного, в необходимости подчиняться законам,
проистекающим из этого единства.
Венера, Меркурий и Купидон (Школа любви)
Корреджо, ок. 1528 г.
Лондон, Национальная галерея
(402x699, 75Kb)

Для греков тот смысл, который новоевропейская культура вкладывает в понятие "любви" как идеальной, предельной формы отношений между мужчиной и женщиной, был бы совершенно непонятен. Существовало два различных понятия  таких отношений: "сексуальный позыв" (своего рода "sex drive") и  "страсть".
Рождение Венеры
Корнелис де Вос, ок. 1636-37 гг.
Мадрид, музей Прадо
(699x605, 187Kb)
Актеры и проститутки — две древнейшие в мире профессии, доведенные до упадка любителями (А.Вулкотт).
«Любители»  довели до упадка и образ божественно-земной Венеры, Венеры, в которой была гармония.

Венера, Купидон, Вакх и Церера

Питер Пауль Рубенс, 1612-13 г.

Кассель, Государственные музеи

(700x489, 99Kb)
Статуй Венеры в Греции было очень много; каждый город нередко насчитывал их по нескольку. Своим прозвищем они напоминали какую-нибудь привлекательную черту богини или особенности ее культа.
(367x599, 44Kb)
Венера Peribasia  — в переводе "с раздвинутыми ногами", в позе человека, садящегося верхом. Венера Melaina, или черная считалась покровительницей таинства любовных ночей. Венера Mukeia — богиня самых потаенных уголков дома. Афродита-Урания. Ей впервые поклонялись ассирийцы, у афинян ввел его Эгей . По некоторым, старшая из Мойр . Афродите Урании как матери Ананки посвящен LV орфический гимн. Предположительно перевод Meleket Aschamain «царица небес», прозвища Астарты у Иезекииля . Ее храм в Кифере
воздвигли финикияне.

Киприда — от острова Кипр, где Афродита впервые вышла на берег. Эпитет Афродиты . 
Пафия, Пафийка, Пафосская богиня  — от г. Пафос на Кипре, где находился храм общегреческого значения.
Киферея (Цитерея)  — рождённая близ острова Кифера , другого центра почитания; так как вначале пристала к Киферам, прежде чем родиться у Кипра ;

Идалия (Идалийка) — от города Идалион и по горе Идалии на Кипре, где Афродита почиталась, как главное божество; Амафусия (Аматузия)  — от города Амафунта на Кипре, центра почитания богини; Акидалия —  от Беотийского источника.  Эрикина. (лат. Эрицина.) Эпитет Афродиты . Ее святилище было не только в Сицилии, но и в Псофиде (Аркадия) . Афрогенейя («пенорожденная»). Анадиомена (выныривающая) — появившаяся на поверхности моря; Евплея (Эвплойя) (эпитет Афродиты как покровительницы мореплавания .); Понтия (морская). Скотия (тёмная, мрачная), Андрофонос (губительница людей) и, в противоположность, возможно, Сосандра (спасающая людей),

Эпитимбия (погребальная), Мухейа — богиня тайных мест вероятно, сохранились отголоски древних функций богини, связанных со смертью. Дола (обманщица), Морфа (дающая красоту), Анфея (цветущая), Пейто (убеждающая, обольщающая), Гетерия — покровительница гетер, Порн — покровительница разнузданной страсти, Дарцетос — покровительница праздной лени, Диварисатрикс и Перибазия (совершающая девиационный сексуальный акт), Каллипига (прекраснозадая), Кастния (Кастниетида) — покровительница бесстыдства. Только эта богиня принимает в жертву свиней. Акрея. Эпитет Афродиты на Книде . Алентия. Эпитет Афродиты в Колофоне . Апатурос.  Ее храм в Фанагории. Есть миф, что на Афродиту здесь напали гиганты, она призвала на помощь Геракла и спрятала его в пещере, а затем
поодиночке приводила их к Гераклу .
Арента.
Арея. «Воительница». Храм Афродиты Ареи в Спарте . Святилище в Платеях, выстроенное после победы при Марафоне .
Бербея.
Диона.
Киндиада. Ее святилище около Баргилий (Кария).
Колиада.
Колотида. Эпитет Афродиты на Кипре .
Морфо. Прозвище Афродиты. Ее храм в Спарте, там она сидит под покрывалом и с оковами на ногах, которые наложил Тиндарей.
Филомедея.
"Венера с оружием", с каской на голове и с копьем в руке  напоминала Спарту и спартанок,  историю лакедемонянок, защищавших родной город против жителей Мессены в то время, как мужья их осаждали Мессену. Враги, обманув бдительность осаждавших, напали ночью на Спарту, рассчитывая застать ее врасплох, но женщины, предупрежденные об их нападении, вооружились и отбили атаку. Они были еще вооружены, когда вернулись домой спартанцы; место сражения заняла любовная борьба между победителями и победительницами; отсюда "Венера с оружием".
(450x600, 43Kb)
Венера Callipyge, с прекрасными ягодицами. Храм этой Венеры возник благодаря одному спору. В окрестностях Сиракуз две сестры, купаясь, заспорили друг с другом о преимуществах красоты каждой из них. Юноша из Сиракуз, тайно  наблюдавший за девушками  преклонил колено точно перед самой Венерой, и заявил, что старшая одержала верх. Обе соперницы убежали, полунагие. Молодой человек вернулся в Сиракузы и, еще взволнованный всем происшедшим, рассказал, что он видел. Его брат, восхищенный его рассказом, объявил, что он удовлетворился бы младшей. Наконец, собравши все, что у них было драгоценного, они отправились к отцу этих двух сестер, прося у него руки его дочерей. Оказалось, что младшая, огорченная и оскорбленная нанесенной ей обидой, заболела; она просила произвести снова осмотр, и тогда оба брата, по общему согласию, заявили, что обе вышли победительницами из этого испытания, так как судья в первый раз видел одну с правой стороны, а другую — с левой. Обе сестры вышли замуж за этих братьев и стали известными в Сиракузах своей красотой, которая с течением времени все расцветала. Их осыпали дарами, и вскоре они собрали такое большое состояние, что построили храм в честь богини, которая была причиной их счастья. Статуя, стоявшая в этом храме, совмещала в себе сочетание скрытых прелестей обеих сестер; сочетание этих двух образцов в одной фигуре и послужило основанием для изображения Венеры Callipyge, т.е. материальной красоты женского тела с совершенными, с точки зрения скульптуры, формами.
Маленькие девочки тайком клали подарки на алтари богини, часто находившиеся в уединенных живописных местах в садах и рощах; часто это были куклы или дешевые украшения, подаренные родителями. Все эти детали обрядности Афродиты показывают нам специфически греческую смесь интимности и публичности человеческого существования, естественно и без труда вселявшуюся уже в детские души. Радость сливалась со страхом точнотак же, как пена сливалась с кровью…
Венера, Сатир и Купидон
Корреджо, ок. 1528 г.
Париж, Лувр
(444x699, 111Kb)
Храмы Венеры воздвигались часто на средства куртизанок, которые считали себя истинными жрицами богини; но главные доходы алтаря поступали в руки жрецов, для которых они (куртизанки) были только помощницами.  Вот так культ небесной Венеры был поглощен культом телесного вожделения.  А потом уж «любители» превратили и жриц Венеры в проституток.
В коринфском храме роль священнослужительниц исполняли куртизанки, которых содержали правоверные и поклонники божества. Неопровержимое доказательство  религиозной проституции. С культом Венеры  соединяли культ Адониса, который был обожествлен любовью к нему богини. Празднества  в честь богини Венеры обставлялись торжественно: они привлекали большое число чужеземцев, которых грабили с неподражаемым искусством во славу Венеры и в пользу духовенства.
Праздник Венеры

Питер Пауль Рубенс, 1630е гг.
Вена, Музей истории искусств
(545x698, 163Kb)

Был в Греции и культ мужского. Один из этих богов представлял собою мужскую голову, лежавшую на колонне, окруженной мужскими половыми органами: это был Гермес. Другой получил имя Бахуса греческого, который, по словам Аристофана, "излечивает афинян от очень серьезной болезни половых органов".
Египетский  Приап также перешел в Грецию. Он якобы   лечил обитателей греков от болезней, которые поражали половые органы мужчины и женщины при функциональных излишествах.
Народ стал ему поклоняться. По словам Геродота и Лукиана, женщины городские и жительницы деревень носили с собой его фигуру из воска, Neurospasia, огромный половой орган, который можно было приводить в движение; этим органом бог, согласно мифам, обязан Юноне, покровительнице беременности.
Изображения фаллоса (символа плодородия) известны у всех древних народов. Рассказывают, что кельты танцевали вокруг вертикально стоящих менгиров. Бретонская сказка говорит, что от этих менгиров исходит такая сила, что столетия спустя, когда камень превратился в песок, на его месте, человека охватывает неуемное желание пуститься в оргиастический танец.
Место, где сооружали стеллу-фаллос, называли местом жизни и смерти — mortis et vitae locus: при зачатии возникает новая жизнь, но
одновременно уничтожается её прежняя форма. В одном акте неразрывно соединяются жизнь и смерть. Тайна зачатия и продолжения рода представляла для греков извечную божественную загадку.
Юнг писал, что фаллос почитался как источник жизни и либидо, создатель и чудотворец. Этот орган размножения был символом Приапа, бога виноградников, навигации и зарождения, изображаемого обычно с огромным фаллосом, олицетворявшим мужественность, физическую любовь и плодовитость.
Чтобы подчеркнуть плодовитость и жизнетворящую силу бога, его половой орган изображали в состоянии эрекции (Осирис, Приап). В Индии лингам (мужской половой орган) и йони (женский орган) символизируют активную и пассивную способности к воспроизводству, а половой акт — жизнетворящую силу божества.
В качестве символа созидающей природы мужской член выступал не только в культе Приапа. Он распространен во всех культах, как на
Востоке, так и на Западе: в культах Хроноса, Аполлона, Гермеса, Афродиты, Деметры, Диониса, Вакха… Фаллос, хранитель основополагающих принципов этих религий, торжественно проносили на процессиях при праздновании мистерий.
В этом культе, просуществовавшем вплоть до XIV века, фигурка Приапа выполняла функцию защиты: ее изображали на фасадах домов или
носили в качестве амулета от сглаза и других пагубных воздействий (этот fascinum римским детям вешали на шею, а женщины носили его в качестве украшения). О Символика фаллоса, мужского начала, прослеживается во всех предметах, находящихся под прямым углом к горизонтальной поверхности: в посохе Моисея, жезле Меркурия, королевском скипетре, копье Парсифаля, шпаге, шутовском жезле, кресте, колонне, вбитой свае, ключе, вертикально стоящих камнях…
Форму фаллоса имеют и шпаги с заостренным концом. Фаллос — символизирует ось Света, светило, луч светила; плодородные силы Природы, продолжение Жизни, творческую энергию; неуничтожимость расы; фаллический культ, мужественность, сексуальное
влечение, устремление; оплодотворение, урожай, потомство; поднятие, проникновение; комедию; собственное «Я»; публичный дом…
Фаллос — атрибут самых различных божеств Солнца, плодородия, урожая, мудрости и справедливости, как например, Озириса, Деметры,
Гермеса, Диониса, Приапа, Фасцинуса (римского фаллического демона, культу которого покровительствовали весталки; талисманы с его
изображением вешали грудным детям на шеи).
Цитируем Геродота: "Греки воздвигают фаллосы в честь Диониса и устанавливают на них
маленькие деревянные мужские фигурки с большим не по размеру половым
органом".
(700x518, 180Kb)

    Вакханалия перед статуей Пана Никола Пуссен, 1631-33 гг.
Египтяне, как и греки, отмечают праздник Бахуса. Вместо фаллосов у них фигурируют статуэтки высотой 50 сантиметров, которые приводятся в движение с помощью привязанных к ним веревок. Музыкант открывает церемонию, играя на флейте, а женщины несут
статуэтки, распевая посвященные Бахусу гимны и манипулируя их половыми членами,  чья длина почти достигает длины их тела.   
   (699x622, 96Kb)

    Вакханалия — Тициан, 1523-25 гг.   

    (578x699, 196Kb)

    Вакх — Питер Пауль Рубенс, ок. 1638-40 гг.
Фаллус в Греции происходил от Фаллу ассирийского, как равно Приап ведет свое происхождение из Египта. Болезни  заставили греков действовать через посредство жрецов. Так и  возникла священная  проституция и  храмовый бизнес, если говорить языком наших современников.  Сначала дефлорация девушек производилась Фаллусом статуи или жреца, причем на это смотрели, как на жертву, которую они приносили мужскому богу. Потом придумали торговлю телом девушки в пользу храмов; подчас деньги делились пополам между храмами и семьями проституток.
Спящий сатир. Римская мраморная копия с греческого оригинала. 220-210 до н. э. Мюнхен, Музей античного прикладного искусства

                    Спящий сатир. Римская мраморная копия с греческого оригинала.
220-210 до н. э. Мюнхен, Музей античного прикладного искусства.
 
                    (539x700, 131Kb)

    Пьющий Вакх — Гвидо Рени, ок. 1623 г.Относительно введения культа Фаллуса в Греции существует масса легенд. Но все они не представляют большого интереса и относятся к области содомии, с которой познакомили население первые жрецы, поселившиеся в стране.    (699x358, 116Kb)

    Триумфальная процессия Вакха — Мартен ван Хеемскерк, 1537-38 гг.Дюлор, передавая их со всеми их грязными подробностями, совершенно справедливо замечает:
"Такими бесстыдными рассказами, характеризующими безнравственность эпохи, в которую они были созданы, жрецы вводили народ в заблуждение относительно истинной причины введения культа Фаллуса; очевидно, они находили такую ложь более выгодной для религии, чем те простые истины, которые известны были лишь немногим избранным из высших слоев общества". У них, естественно, возникает мысль о том, не может ли священная проституция мужчин и женщин послужить их интересам и обогатить праздных священнослужителей. И вот в Греции происходит то же, что имело место в Египте, в Индии и западной Азии: половые органы женщины приобретают характер ценностей, которыми спекулируют безнравственные охранители храмов, увеличивая доходность алтарей; те, которые будут писать историю религии, не должны забывать об этом».

    ВАКХАНКИ и  ВАКХАНАЛИИ
    (699x370, 54Kb)

     (700x700, 110Kb)

    (630x480, 52Kb)

       (699x286, 61Kb)
   (700x556, 80Kb)

Вакх и Эригона. Francois Boucher (1703-1770)
    http://s003.radikal.ru/i204/1008/ff/8959a9cb9f62t.jpg

Мидас и Вакх. Меркурий и Аргус. Никола Пуссен. 

Бедная, несчастная богиня Венера! Опошлили, запачкали. И кто же? Служители храма Венеры.
 
Рождение афродиты из пены морской

Francois Boucher French-The Toilet of Venus 

 Рождение Афродиты 

А нам в лицо ревет косматый зверь,

В песок вгрызаясь белыми зубами,

Алмазами сверкая под ногами

И открывая в неизвестность дверь,

Как будто говоря: а ну проверь,

Когда вас обниму, что станет с вами!

И устремляясь к пене облаков,

Он до небес пытается взметнуться,

Но успевает только лишь коснуться

Обрывистых высоких берегов.

И в ярости от каменных оков,

Он отступает, чтоб опять вернуться.

И солью синь горчинкой на губах,

Зеленовато-желтая поближе.

Язык шершавый нежно губы лижет,

Ну а в глазах живут восторг и страх.

И искры брызг сверкают на щеках,

Сливаяся в потоки чуть пониже.

Рисунком пены на сухом песке,

Как будто процарапанном когтями,

Нас увлекает и ползет за нами,

Но вновь взревает в бешеной тоске,

И бьется тонкой жилкой на виске,

И треплет лапой ленту на панаме.

Впечатан чистый профиль в синеву,

Змеится в такт прибоя черный локон,

Свиваяся узорами барокко,

Ломая на лице бровей дугу.

Вот покидает божество тюрьму –

И падает одежды пестрый кокон…

(Топунов Юрий ) 

Рождение афродиты из пены морской

Venus e Cupido de Alessandro Allori

Богиня любви и красоты Афродита, возникла
обнаженной из морской пены и на раковине добралась до берега. Первой
сушей на ее пути оказался остров Кифера, но, обнаружив, что он очень
мал, она перебралась на Пелопоннес, а затем окончательно обосновалась в
Пафосе на Кипре, который до сих пор остается ее главным святилищем. Там,
где ступала Афродита, вырастали травы и цветы. В Пафосе Времена Года,
дочери Фемиды, поспешили одеть и украсить ее. Афродита является одной из
первых богинь, даже первичных сил вселенной. Она олицетворяет
"космические функции мощной, пронизывающей весь мир любви.

Alexandre Cabanel

Рождение афродиты из пены морской

Francois Boucher French,Triumph of Venus

Рождение афродиты из пены морской

Herbert James Draper,Pearl of Aphrodite

История, рассказанная Гомером, говорит,
что Афродита – дочь Зевса и Дионы. Благодаря такому происхождению она
обладала большой силой и могуществом. Правда, в древнегреческой
литературе известна и другая история. Более романтичная… О рождении
Афродиты из морской пены, которая образуется, когда кровь поверженного
Кроном Урана попадает в море. Именно с этим связано происхождение ее
имени: «Афродита» – «пеннорожденная».

Рождение афродиты из пены морской

Francois Boucher French,Toilet of Venus

Рождение афродиты из пены морской

GIRODET DE ROUCY-TRIOSON, Anne-Louis

Рождение афродиты из пены морской

Venus-and-Cupid

Ее называли Киприда, так как появилась она
из моря вблизи острова Кипр, на этом острове в городе Пафос сооружен
храм в ее честь, который имеет общегреческое значение (отсюда Пафосская
богиня). Другим центром поклонения был остров Кифера (поэтому ее иногда
называют Киферея). Афродита — символ вечной весны и жизни. Она всегда
окружена розами, фиалками, нарциссами, лилиями, в сопровождении харит,
гор (ор) и нимф.

Рождение афродиты из пены морской

Venus with Mercury and Cupid

Рождение афродиты из пены морской

venus-at-her-toilet-pieter-pauwel-rubens

Афродита символизировала силу природы. Ее
имя ассоциировалось с силами плодородия, природного изобилия,
вечнотекущей жизни. Сферой, на которую распространялась власть Афродиты,
были любовные отношения, браки и деторождение.

Рождение афродиты из пены морской

Tiziano Titian Vecellio — Venus of Urbino

Рождение афродиты из пены морской

Venus and Adonis

Рождение афродиты из пены морской

Силе любви, которую воплощала в себе
Афродита, подчинялись не только люди, но и боги. В «Гомеровских гимнах»
написано, что все существа на земле, не только все люди, но и боги
подвержены власти Афродиты, за исключением разве что любящей сражения
Афины, богини охоты Артемиды и скромной девственницы Гестии.

Рождение афродиты из пены морской

Francois Boucher French,Birth of Venus

Рождение афродиты из пены морской

William Bouguereau Birth of Venus

Рождение афродиты из пены морской

Zatzka_Hans_Venus_And_Her_Attendants_large

Афродиту отождествляли с Астартой (Иштар),
Исидой, поэтому так же, как и они, Афродита появляется в сопровождении
львов, волков, медведей, усмиренных ею. Иногда ее сравнивали с Кибелой.
Но Афродита, живущая на Олимпе, более мягкая, кокетливая и игривая, чем
Кибела. Горы (оры) украшают ее драгоценностями, она носит чудесный пояс,
в котором скрыта тайна ее обаяния, а оно велико до такой степени, что
все боги хотят на ней жениться. 

Рождение афродиты из пены морской

Konstantin Makovsky 

Но законным ее супругом становится Гефест,
самый искусный мастер и самый некрасивый из богов. Хромоногий Гефест
вечно трудится в своей кузнице, а Афродита развлекается с гостями,
иногда изменяет мужу (в незаконном браке с Аресом, от которого родит
Эрота, Гармонию и других детей). Афродита покровительствует многим
смерным во всех делах, касающихся любви: Елене, Парису, Диомеду, в
Троянской войне держит сторону троянцев. Но она карает того, кто
отвергает любовь (принесла смерть, Нарциссу и др.), В V в. до я. э.
греки начинают различать Афродиту Уранию («небесную») как
"одухотворенную любовь" и Афродиту Пандемос («всенародную»), простую и
доступную всем.

«Ей даны в удел девичий шепот любовный, улыбки, и смех, и обманы»

(Гомер) 

Рождение афродиты из пены морской

Aphrodite, by Robert Fowler.

Рождение афродиты из пены морской

Aphrodite's bath by ~cafir 

 В Риме Афродита почиталась под именем, Венеры, как мать легендарного героя Энея.

Рождение афродиты из пены морской

Бурдыкин Николай

Рождение афродиты из пены морской

Гефест и Афродита, Автор — Francois Boucher

 Кипророждённую буду я петь Киферею. Дарами  

Нежными смертных она одаряет. Не сходит улыбка  

С милого лика её. И прелестен цветок на богине. 

Над Саламином прекрасным царящая с Кипром обширным,  

Песню, богиня, прими и зажги её страстью горячей!  

Ныне ж, тебя поминув, я к песне другой приступаю. 

… Афродитой  

«Пенорожденной», еще «Кифереей» прекрасновенчанной 

Боги и люди зовут, потому что к Киферам пристала.  

«Кипророжденной» — что в Кипре, омытом волнами, родилась.

(гимн Гомера и стих Гесиода об Афродите)            http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post181009338

/

Источник: ru-mythology.livejournal.com


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.