• 25 Июля, 2019
  • Достопримечательности
  • Кристина Дегтярева

Это место скорби и памяти. Именно здесь шли кровопролитные бои, которые оставили после себя курган, весь изрытый глубокими воронками, окопами, обожженный и обугленный. Всего на одном квадратном метре здесь можно было обнаружить от 500 до 1200 осколков бомб, мин и снарядов. Долгое время весной здесь даже не всходила трава. Сегодня мы расскажем вам о памятнике-ансамбле «Героям Сталинградской битвы», расположенном на уникальном месте – «Высоте 102».

Священная «Высота 102» и ее страшная история

Эту высоту называют главной в России, для жителей нашей страны это по-настоящему священное место. Как, впрочем, и воздвигнутый на ней памятник – величественный ансамбль, посвященный героям Сталинградской битвы, проходившей здесь. Достаточно попасть на Мамаев курган в Волгограде, чтобы увидеть удивительную историю мужества, героизма и бесстрашия защитников города и страны, переломивших ход Великой Отечественной войны.


Свое название этот курган получил еще во времена татаро-монгольского нашествия. По крайней мере, именно так говорится во всех путеводителях по городу. Еще в те времена он был стратегически важной высотой, на его вершинах располагалась застава, которую учредил сам хан Мамай. Однако многие историки говорят, что такое мнение ошибочно, никаких застав и караулов в этих местах никогда не было. Задолго до того, как началась Великая Отечественная война, местные жители называли этот курган словом «бугор». В переводе же на язык волжских татар это слово звучало просто — мамай. Во времена кровопролитной Сталинградской битвы в военных документах этот объект именовали просто «Высота 102», а сразу после того, как здесь был открыт мемориальный комплекс, назвали его Курганом славы. Название же Мамаев курган впервые встречается в высказываниях автора мемориала Евгения Вучетича.

По страницам истории

Если вы были внимательными на школьных уроках истории, вы наверняка помните, что Сталинградская битва продолжалась 200 дней и ночей. Один из самых ожесточенных боев шел именно за этот курган. Он был ключевой позицией в обороне города, ведь с его вершины отлично просматривались и центр города, и его вокзалы, и порт, и промышленные районы. Вполне естественно, что удержание кургана для войск 62-й армии было самым настоящим вопросом жизни и смерти. Фашисты, в свою очередь, стремились завладеть этим участком земли, несмотря на все потери. Бои за «Высоту 102» продолжались целых 135 дней. Вершина не раз переходила из рук в руки.


27 сентября 1942 года противнику удалось закрепиться на западных склонах, а к середине октября – овладеть южными и северными. Круглые сутки напролет войска Гитлера обстреливали советские позиции из самых разных видов оружия, бомбили с воздуха, атаки начинались по 10 раз в сутки! Фашисты теряли и технику, и людей, но так и не смогли полностью овладеть Мамаевым курганом. На восточных склонах яростные атаки противника стойко и героически отбивали советские воины.

26 января 43-го 21-я армия соединилась с 62-й. Немцы были разделены на две части и ликвидированы. Именно так завершилось величайшее сражение, которое и стало переломным в ходе всей Второй мировой войны. Но победу эту сложно назвать радостной, ведь она досталась невероятно высокой ценой: город практически превратился в руины, погибло около 1,5 миллиона человек, которые отважно и стойко защищали Сталинград.

После того как здесь стих свист пуль и снарядов, можно было заметить, что изменились сами очертания Мамаева кургана. Описание его болью отзывается в сердце: он был изрыт воронками от бомб и глубокими окопами, даже зимой он чернел на фоне снега, словно обугленный. После окончания всех боевых действий на кургане похоронили погибших со всего города. По приблизительным подсчетам это было более 34 тысяч человек. Именно тогда это место стало самым настоящим курганом, где были захоронения людей, огромной братской могилой. Весной сорок третьего на кургане не взошла трава, настолько земля была пропитана кровью и усеяна осколками снарядов и мин. В таком виде курган оставался до 1959 года.

Появление мемориального комплекса


О том, что на кургане должен появиться большой мемориальный комплекс, мысли появились еще до окончания войны. Уже в 1944 году в стране начали проводить конкурсы проектов этого грандиозного памятника. Разработку поручили известному в Советском Союзе скульптору Евгению Вучетичу и архитектору Якову Белопольскому. Строительство мемориального комплекса на Мамаевом кургане началось в 1959 году, а его торжественное открытие состоялось спустя 8 лет – в середине октября 1967 года. Сам скульптор так говорил о своей работе:

Воины сложили свои головы во имя торжества жизни, во имя победы над силами зла, насилия и смерти. В этом был смысл их самопожертвования и подвигов. Это составляет и основное содержание ансамбля.

В состав мемориального ансамбля входит сразу несколько достопримечательностей, которые посвящены героям Великой Отечественной. Одной из самых прославленных, разумеется, можно назвать скульптуру «Родина-мать зовет!». Прямо у ее подножия расположен еще один значимый объект – зал воинской славы, который появился как дань памяти всем погибшим в битве за высоту – Мамаев курган – и город.

Предлагаем подробнее познакомиться со всеми объектами, расположенными на «Высоте 102».

Зал воинской славы


Изначально здесь собирались построить музей-панораму, но после того как здание уже было возведено, было принято решение разместить в этом месте совершенно другой объект. Кстати, тот факел Победы, который сегодня можно увидеть в зале воинской славы, появился только в 1998 году.

Что представляет собой этот зал славы на Мамаевом кургане? Это цилиндр, высота которого 13,5 метра, а диаметр – 42 метра. Зал открыт для посетителей и днем, и ночью, в нем нет дверей и окон – лишь отверстия в стенах. Войдя сюда, посетители попадают в узкую галерею, в глубине которой мозаикой выложена медаль «За оборону Сталинграда». Тоннель приводит в зал, имеющий овальную форму. В самом его центре, в крыше, есть круглый проем, откуда можно увидеть скульптуру «Родина-мать», а под этим проемом находится гигантская мраморная рука, которая держит зажженный факел – Вечный огонь. Здесь круглосуточно звучит музыка – «Грезы» Роберта Шумана, в стенах зала дежурит почетный караул, сменяющийся ежечасно. А на стенах указаны имена героев-защитников Сталинграда – семь с половиной тысяч фамилий, высеченных на плитах алого цвета с каймой из траурной ленты.

Площадь Скорби

Попасть в это место можно двумя путями: либо по лестнице от площади Героев, либо из зала воинской славы. Мемориал, расположенный здесь, изображает скорбящую мать, которая на руках держит своего погибшего сына. Склонившись над телом своего героя, мать оплакивает его. При этом стоит отметить, что герои скульптуры – не конкретные люди, это собирательный образ всех скорбящих матерей, которые в годы Великой Отечественной войны потеряли своих родных.


Эта скульптура выглядит не так, как задумывалась изначально. Вучетич планировал дать лицо погибшему солдату. Однако позднее он изменил свое решение, ведь солдат без какого-то определенного лица представлял собой абстрактный образ, отражающий мужей и сыновей, братьев и отцов, которых каждая женщина страны потеряла в эти страшные годы. Окружает скульптуру озеро Слез, а совсем недалеко захоронен Василий Иванович Чуйков, дважды герой Советского Союза, главный военный консультант, занимавшийся строительством кургана. На могиле героя Сталинградской битвы на Мамаевом кургане всегда лежат цветы и венки.

Аллея тополей

Широкая лестница выводит посетителей этого скорбного места на аллею пирамидальных тополей. Она проложена по гребню земляной насыпи, созданной искусственно прямо над входной площадью. Протяженность аллеи – 223 метра, ширина – 10. На склонах насыпи высажены деревья и кустарники, это место идеально подходит для глубоких раздумий и размышлений. По мере приближения к вершине кургана появляется удивительная композиция, называющаяся «Стоять насмерть!».

С этой насыпи видны не только тополя и скульптуры, но и городские кварталы, заволжские дубравы, заводы. Все эти элементы, как фон одной огромной панорамы, они подготавливают чувства человека, настраивают его душу на осмысление главной темы памятника. Именно здесь несколько десятилетий назад защитники города-героя смело шли в бой, не отступая ни на шаг. Противник мог продвинуться вперед только в том случае, если в живых не осталось ни одного советского воина.

«Стоять насмерть!»


Эта скульптура Мамаева кургана представляет собой образ воина-защитника, внешние черты которого схожи с чертами маршала Чуйкова. У основания скульптуры можно увидеть такие надписи:

Ни шагу назад!

или

Стоять насмерть!

или

За Волгой для нас земли нет!

Именно с этими словами шли в бой бесстрашные герои, защитники Родины, желавшие сохранить свой дом, свою семью, свое государство.

Горельеф «Память поколений»

Еще один интересный объект на Мамаевом кургане. Высота его составляет 8 метров, а длина – 17. Это целая вереница скорбящих людей, которые направляются в сторону основного монумента. Говоря о символическом значении горельефа, его автор отмечает, что это вечная память о подвиге советских солдат.

Площадь Стоявших насмерть

Главным объектом этой площади можно назвать скульптуру воина, который вооружен гранатой и автоматом. Это изображение тех людей, что встали на защиту Отечества. Прямо от этой площади посетители могут попасть на площадь Героев: их объединяет лестница-коридор. По обе стороны от нее расположен парный горельеф под названием «Стены-руины», который символизирует собой все ужасы осажденного города.

Площадь Героев


В центре этой площади расположен прямоугольный бассейн. С одной стороны он ограничен стеной, представляющей собой знамя с надписями, с другой стороны находятся парные скульптуры – сражающиеся солдаты, горожане, женщины и дети.

«Родина-мать зовет!»

Эту скульптуру можно назвать венцом, кульминацией, вершиной мемориала. Сложно поспорить с тем, что образ женщины в развевающихся одеждах с огромным мечом в руках, призывающей к борьбе с фашизмом, широко известен во всем мире. Высота фигуры «Родина-мать» на Мамаевом кургане составляет 85 метров. Эта скульптура вместе с памятником-ансамблем была включено в число Семи чудес России. Памятник открыли в 1967 году. Чье у него лицо? Есть ли у скульптуры «родственники»? Расскажем прямо сейчас!

Конкурс без границ

В конкурсе, объявленном в сентябре 1944 года, участвовали и солдаты, и именитые архитекторы. Проекты приходили не только с территории Советского Союза, но и из-за рубежа, например, из Марокко и Шанхая. Кстати, участие в конкурсе не принимал будущий создатель этого проекта — Вучетич. Поговаривали, что он мог обсуждать свой проект прямо с Иосифом Сталиным. Изначально предполагалось, что рядом с фигурой женщины будет фигура солдата, стоящего на коленях и протягивающего ей свой меч. Однако впоследствии композицию изменили, причем произошло это уже после подтверждения «сверху». Во-первых, она показалась архитектору слишком уж сложной, а во-вторых, присутствовал и идеологический аргумент: солдат не мог передавать свой меч никому, ведь война еще не была окончена.

Прототип


Многие искусствоведы сходятся во мнении, что Вучетич был вдохновлен парижским барельефом «Марсельеза», кто-то считает, что за основу была взята античная скульптура Ники Самофракийской. Сегодня невозможно ответить на вопрос, кто позировал ему, скорее всего, скульптор лепил фигуру со спортсменки Нины Думбадзе, а лицо принадлежит его супруге Вере.

Следует сказать, что «Родина-мать» на Мамаевом кургане была первым в СССР памятником, выполненным из железобетона – одного из самых дешевых материалов, однако работа с ним была довольно сложной. К тому же через год после того, как был открыт монумент, на скульптуре появились небольшие трещинки. Для того чтобы сохранить скульптуру, ее ежегодно покрывали водоотталкивающими средствами.

Еще одна интересная особенность – укрепление конструкции. Инженерными расчетами занимался Николай Никитин, один из создателей Останкинской телебашни. Монумент «Родина-мать» никак не закреплялся при возведении. На земле он стоит исключительно за счет своего веса. Внутри объекта все куда интереснее: в скульптуре натянуты прочные металлические канаты, делающие ее более устойчивой, поддерживающие металлический каркас. На сегодняшний день на тросах установлены датчики, которые контролируют специалисты.

Самая высокая в мире


Согласно первоначальному проекту, высота скульптуры должна была составлять 36 метров. Но Хрущев дал распоряжение увеличить размер. «Родина-мать» должна была перегнать статую Свободы, высота которой без учета пьедестала составляла 46 метров. После того как работа над «Родиной-матерью» была закончена, женская фигура возвысилась над пьедесталом на 52 метра – и это без учета длины руки и меча. Вместе с ними высота памятника – восемьдесят пять метров!

Кстати, меч, который «Родина-мать» держит своих руках, был изготовлен по авиационной технологии. За основу взяли нержавеющую сталь, обшили оружие листами титана. Правда, такое решение было не самым лучшим для памятника: меч скрипел на ветру и сильно раскачивался. В 1972 году его заменили на стальной, с отверстиями.

Часть триптиха

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что этот удивительный монумент – часть скульптурного триптиха. Его дополняют «Воин-освободитель», установленный в Берлине, и «Тыл – фронту», который находится в Магнитогорске.

Где находится

В заключение расскажем о том, в каком районе Волгограда находится Мамаев курган, как до него добраться. Мемориальный ансамбль расположен в Центральном районе города, добраться сюда можно на всех видах общественного транспорта, например, на скоростном трамвае, проходящем по проспекту Ленина. Остановка так и называется – «Мамаев курган».


Источник: gkd.ru

Памятник «Родина-мать зовет!» открылся в 1967 году. Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники» — вспоминаем 10 фактов о Родине-матери.

Конкурс без границ. Победа в Сталинградской битве http://www.culture.ru/themes/4… стала переломным событием в истории Великой Отечественной войныhttp://www.culture.ru/themes/5… Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Приходили проекты даже из-за рубежа — из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.

Изменения в композиции. Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь война еще не закончилась.

Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.

Первый железобетонный памятник. Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.

Укрепление конструкции. Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню. Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.

Памятник эпохи трех генсеков. Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет — его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС — в то время уже Леонид Брежнев.

Самая высокая статуя мира. Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане http://www.culture.ru/institut… должна была «перегнать» статую Свободы — ее высота без пьедестала составляла 46 метров.

После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире http://www.culture.ru/material… Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.

Стальной меч. Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника — меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.

Скульптурный триптих. Монумент «Родина-мать зовет!» — часть скульптурного триптиха. В него входят памятники «Тыл-фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Магнитогорская скульптурная композиция изображает рабочего, который передает выкованный им меч воину. А германский монумент — солдата-победителя со спасенным ребенком на руках и опущенным мечом. Скульптуру «Воина-освободителя» выполнил Евгений Вучетич, а магнитогорский памятник создали Лев Головницкий и Яков Белопольский.

Образ «Родины-матери». Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.

Источник: http://www.culture.ru/material… 

Источник: cont.ws

История монумента

Автором памятника является архитектор Е. В. Вучетич (он является автором множество скульптурных композиций). По его проекту эта скульптура строилась с 1959 по 1967 гг.

Всеми расчётами занимался доктор технических наук Н. В. Никитин (он также проектировал и рассчитывал Останкинскую башню в Москве и здание МГУ там же).

Военным консультантом был маршал В. Чуйков. Именно он командовал 62-й армией,  во время обороны Сталинграда и именно он отдал приказ до последнего солдата оборонять Мамаев курган.

Место для монумента было выбрано не случайно. Недалеко от памятника находится легендарная 102 высота, которую советские солдаты обороняли более 140 дней (здесь погибло 34 505 солдат). Вся земля рядом с памятником пропитана кровью защитников Отечества. Именно поэтому, все приходящие сюда люди испытывают чувство гордости за совершенный их предками подвиг и чувство горечи от невосполнимой утраты.

Монумент отливали прямо на Мамаевом кургане согласно макету, уменьшенному в 10 раз (отливка статуи шла согласно макету, каждой его части). Только голова и меч создавались в другом месте и были привезены к кургану на вертолете и с помощью него же установлены.

С 1972 года на Мамаевом кургане периодически проводятся работы по укреплению и реконструкции памятника. В  2010 году здесь также начали проводить работы по обеспечению безопасности монумента. На кончике меча и внутри статуи установлены специальные датчики, которые постоянно отслеживают показатели устойчивости статуи.

Внутрь статуи могут попасть только учёные, отслеживающие её состояние; лифтов внутри нет, так что на самый верх учёным приходится подниматься пешком.

Описание скульптуры

Описание скульптуры

Центральная скульптура архитектурного памятника «Героям Сталинградской битвы» является уникальным памятникам во многих отношениях. К его созданию привлекали различных специалистов: архитекторов, скульпторов, инженеров, металлургов.

Высота и материал памятника

Скульптура одна из самых высоких в мире. Причём её высота и вес считаются в двух категориях – с мечём и без меча.

Высота:

  • без меча – 52 м;
  • с мечём – 85 м (длина меча отдельно -33 м).

Вес:

  • без меча – 8 т. тонн;
  • с мечём – 22 т. тонн (вес меча отдельно – 14 т. тонн).

В книге рекордов Гиннеса статуя (по габаритам) занимает 11 место в мире (изначально, в 1967 году, она занимала по высоте и весу первое место в мире).

При строительстве статуи использовались разные материалы. Но в основном металл (2500 элементов металлической конструкции) и бетон (5500 тонн).

Технические характеристики статуи таковы:

  • фундамент (глубина 15 м);
  • плита над фундаментом (2 м);
  • толщина стен памятника (30 см);
  • металлические тросы (95 штук).

Меч статуи изначально был изготовлен из обычной стали, но под воздействием различных природных факторов он начал деформироваться и издавать неприятные звуки при ветре. Именно поэтому в 1972 году меч заменили. Новый клинок был выполнен из формированной стали, боле устойчивой к воздействию дождя и ветра.

Образ Родины-матери

Образ Родины-матери

Существует несколько легенд о том, что или кто послужил прообразом скульптуры. Первая легенда говорит о том, что Вучетичу позировали три простых девушки из Волгограда. Вторая указывает на то, что архитектор «списал» свою статую с фигуры парижской «Марсельезы». Также некоторые специалисты утверждают, что при работе над платьем Родины-матери скульптор брал за основу силуэт знаменитой греческой Ники Самофракийской.

Первая легенда более правдоподобна. В Волгограде до сих пор живёт Валентина Изотова, которая в возрасте 26 лет позировала Вутечичу, работавшему над статуей. Скульптора привлекло её выразительное лицо и спортивная фигура. На работу у них ушло коло 2 лет. Долгое время женщина молчала об этом скромном факте своей биографии, так как профессия натурщицы в 50-60ые гг XX  века в СССР считалась, мягко говоря, неприличной.

В целом, у архитектурно-проектировочной группы получилась женщина, которая делает решительный шаг на встречу врагам, а в руках держит меч, поднятый против оккупантов, пришедших на её землю. Рот её открыт в призывном крике, одежда развивается, она энергична, полна сил и решимости.  Понятно, что это своеобразная аллегория. Родина завёт своих детей подняться на борьбу с врагом.

Факты и события, связанные с памятником

С памятником связано много различных интересных фактов и событий:

  1. Для укрепления фундамента по приказу Н. Хрущёва на курган привезли более 150 тысяч тонн земли, так что на сегодняшний день вершина кургана – привозная (на природной вершине кургана сейчас располагается Храм Всех Святых).
  2. Для изготовления станции использовались только качественные материалы и наполнители (например, бетон был перевезен со строительства Волжской ГЭС).
  3. Маршал Чуйков не попросил денежную награду за консультационную работу; он попросил похоронить себя на Мамаевом кургане, рядом со своими солдатами. В 1982 году, после смерти маршала, его просьба была исполнена. Теперь он лежит рядом со своими солдатами, среди которых 35 Героев Советского Союза (их могилы отмечены особыми гранитными плитами).
  4. В ГДР когда-то была выпущена марка с изображением Родины-матери.
  5. На сегодняшний момент статуя медленно, но уверенно «сползает» к Волге (сместилась уже 214 мм при максимально допустимом отклонении в 272 мм), хотя учёные утверждают, что запас прочности у неё очень большой и эти показания не критичны.
  6. Скульптура является финалистом конкурса «7 чудес России», прошедшего в 2010 году.

Как добраться до скульптуры?

Добраться можно:

  • на городской электричке;
  • метро (ост «Мамаев курган, Ст-2);
  • на троллейбусе (№1,8,12);
  • на автобусе (№37,123);
  • на маршрутном такси (№1с, 7к, 10а, 13к, 15с, 30а, 77, 84, 93с, 123).

Источник: run4trip.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.