Родина-мать зовет

В решительном порыве стоит на кургане женщина с мечом в руках. Ее необычайно выразительное, волевое лицо и повернутый торс, развивающиеся на ветру волосы создают ощущение значительной силы. Раздуваемые ветром концы платка делают ее похожей на птицу. В безмолвном крике призывает она идти за собой сыновей своей страны, идти в бой и биться с врагом на смерть, стоять до конца. Она – Родина-мать — самая необыкновенная и величественная скульптура Мамаева кургана.

Родина мать зовет


Являясь частью ансамбля «героям Сталинградской битвы» в Волгограде, скульптура «Родина-мать зовет» заслуженно занимает в нем центральное место благодаря своим внушительным размерам – 85 метров, и не мене значительному весу – 8 тонн. Меч в ее руке имеет размер в 33 метра, а вот вес превышает массу скульптуры и составляет 14 тонн, что невольно наталкивает на мысль: а не хотел ли автор тем самым показать, что как бы тяжело ни было, все ровно нужно стремиться к победе.

памятник Родина-Мать зовет

Специально для этого памятника была создана искусственная четырнадцати метровая насыпь, которая стала самой высокой точкой в окрестностях города. В этой возвышенности были захоронены останки воинов, павших в сражении за Сталинград. К памятнику ведет серпантинная дорожка, вдоль которой расположены 35 надгробий отличившихся воинов. Стены памятника толщиной 25-30 см прочно скреплены внутри жесткими тросами. Что примечательно, сама фигура не скреплена с фундаментом, она просто стоит на двухметровой плите.

Родина-мать в Волгограде


Интересным фактом является и то, что памятник Родине-матери мог выглядеть совершенно иначе. Создателем памятника мог стать каждый приславший свой чертеж или эскиз. Отбор проводился очень тщательно и занял десять лет.

Автором памятника стал Е.В. Вучетич, заработавший непререкаемый авторитет тем, что слепил портреты почти всех советских военачальников, начиная с Жукова. На тот момент им уже были построены такие памятники, как «Воин-победитель», находящийся в Трептов-парке в Берлине и «Перекуем мечи на орала», нашедший свое место в Нью-Йорке. В каждом из этих произведений затронута тема меча.

Памятник воину-освободителю в Берлине
Памятник воину-освободителю в Берлине

Проект памятника «Родина-мать зовет!» в ходе строительства подвергался колоссальным изменениям. Из первоначальной задумки в виде женщины со знаменем и бойца, который склонил перед ней колено, он превратился в тот образ «Родины-матери», который мы можем видеть сегодня. Изменилась и идея строительства торжественного постамента, на котором должна была стоять скульптура. Но самым значительным изменением было увеличение размера — из 36 метровой, фигура увеличилась в высоту до 85 метров.


Перекуем мечи в орала
Перекуем мечи в орала, Нью-Йорк

Все эти рабочие эскизы сохранились, и мы можем ознакомиться с ними в доме-музее автора. Этот дом являлся мастерской для Вучетича, он же был его дачей, находящейся в Тимирязевском районе Москвы.

Изменения происходили и после того, как памятник был открыт и уже несколько лет привлекал посетителей. Они коснулись переделки меча. Меч сильно раскачивался в руке скульптуры. Как оказалось, он находился плашмя по отношению к ветру. Решением этой проблемы, стали отверстия, проделанные в мече. Позднее и само лезвие меча было сделано из более легкой стали.

Родина-мать


50 мощных прожекторов были изготовлены для того, чтобы мы смогли рассмотреть статую как днем, так и ночью. Рабочие трудились сверх нормы, осознавая, что они делают важное дело. К открытию памятника 15 октября 1967 года, каждый прожектор занимал свое место рядом с памятником.

Родина мать зовет

Родина мать размеры
Валентина Изотова — прототип памятника Родине-матери

Прототипом памятника главной Матери СССР стала жительница Волгограда Валентина Изотова. Своей внешностью она больше подходила для образа Родины-матери, чем приехавшая позировать московская модель.

Два года она позировала скульптору. Работа для нее оказалась очень серьезной и тяжелой, ведь нелегко стоять, часами раскинув руки, в одной из которых находилась палка как предполагаемый меч.


Всю жизнь Валентина гордилась тем, что стала образом для такого великого памятника.

На момент окончания постройки статуя «Родина-мать зовет!» оказалась самой высокой в мире, что и отразилось в книге рекордов Гиннеса. Сегодня же она отодвинулась на 11 место списка самых высоких памятников.

Родина мать размеры

Статуя каждый год отклоняется от своего первоначально положения, что в 1986 году стало основанием для значительного укрепления конструкции. В 2010 были произведены устранения трещин, образовавшихся за столь длительный период, и был скорректирован угол допустимого наклона статуи.

Родина мать размеры

Тысячи россиян и иностранцев приезжают из года в год на Мамаев курган, чтобы поклониться, выразить свою благодарность, почтить память павших в Сталинградской Битве советских воинов. И изо дня в день встречает гостей наша «Родина-мать» — символ воли и бесстрашия всех тех, кто сражался с фашистской Германией!


Инна Антонова
Анастасия Савиных

Источник: rusmystery.ru

Четыре меча скульптора Вучетича

Мы продолжаем нашу серию материалов, посвященную квадриптиху скульптора Евгения Вучетича – четырем монументам с мечами, расположенным в разных частях России и мира. Расскажем о статуе «Родина-Мать» в городе-герое Волгограде. Аллегорическая фигура Родины, поднявшей меч против врага и увлекающая за собой народ на великую битву. Монумент недаром установлен в Волгограде: именно Сталинградская битва в начале 1943 года стала переломным моментом Великой Отечественной войны. Мамаев курган, где установлен памятник (высота 102) был местом ожесточенных боёв.


«Родина-Мать» — самый сложный и грандиозный памятник скульптора Вучетича. Монумент возводился в течение 8 лет: с 1959 по 1967 год. На момент постройки памятник являлся крупнейшей нерелигиозной скульптурой в мире! Для постройки памятника использовано свыше 8 000 тонн железобетона высочайшего качества. Высота статуи – 85 метров (для сравнения – Статуя Свободы в Нью-Йорке – 46 метров, статуя Христа-Спасителя в Рио-де-Жанейро – 38 метров).

Статуя занесена в Книгу рекордов Гиннеса за свои колоссальные размеры. Только представьте: длина меча статуи – 33 метра, это высота девятиэтажного дома! Очень необычна технология постройки памятника: он внутри полый, состоит из соединенных между собой бетонных комнат-камер. Жесткость каркаса памятника обеспечивают толстые металлические тросы, постоянно находящиеся в натянутом состоянии.


Из таких камер состоит монумент

Натянутые тросы поддерживают жесткость каркаса

Любопытная история связана с мечом, который держит в руках статуя. Первоначально он был изготовлен из нержавеющей стали и обшит цельными листами титана. Однако через несколько лет выяснилось, что такой меч обладает огромной парусностью – проще говоря, раскачивается от ветра. По словам наблюдателей, порою даже было заметно, что статуя будто бы «размахивает» мечом. Конечно, такая парусность снижала прочность крепления меча в руке и грозила поломкой. В ходе реконструкции монумента в 1972 году листы титана сняли, а в стальном мече проделали технологические отверстия – жалюзи, благодаря чему парусность конструкции уменьшилась. Однако поэтому при внимательном взгляде на меч отверстия стали заметны.


Отверстия на мече

Моделью для скульптора послужила советская спортсменка-легкоатлетка Нина Думбадзе. А голову статуи Вучетич создавал по образу лица своей жены Веры Вучетич.

Изображение монумента «Родина-Мать» — одно из самых известных в России, оно находится на гербе и флаге Волгограда и Волгоградской области, неоднократно помещалось на юбилейные медали и памятные монеты.

Советская памятная монета 1975 года

Уважаемые читатели! Вам понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Такая История»! Следующий рассказ мы посвятим третьему мечу скульптора Вучетича – тому самому, который советский Воин получил от тружеников Тыла.


Источник: zen.yandex.ru

Памятник «Родина-мать зовет!» открылся в 1967 году. Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники» — вспоминаем 10 фактов о Родине-матери.

Конкурс без границ. Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны. Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Приходили проекты даже из-за рубежа — из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.

Изменения в композиции. Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь война еще не закончилась.

Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.

Первый железобетонный памятник. Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.

Укрепление конструкции. Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню. Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.

Памятник эпохи трех генсеков. Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет — его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС — в то время уже Леонид Брежнев.

Самая высокая статуя мира. Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы — ее высота без пьедестала составляла 46 метров.

После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.

Стальной меч. Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника — меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.

Скульптурный триптих. Монумент «Родина-мать зовет!» — часть скульптурного триптиха. В него входят памятники «Тыл-фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Магнитогорская скульптурная композиция изображает рабочего, который передает выкованный им меч воину. А германский монумент — солдата-победителя со спасенным ребенком на руках и опущенным мечом. Скульптуру «Воина-освободителя» выполнил Евгений Вучетич, а магнитогорский памятник создали Лев Головницкий и Яков Белопольский.

Образ «Родины-матери». Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.

Источник: www.culture.ru

В канун 70-летия Победы корреспонденты «Комсомолки» заглянули в историю, побывали внутри монумента и узнали, как сегодня чувствует себя одна из самых высоких статуй в мире [фоторепортаж]
Скульптура «Родина-мать зовет!» уже почти полвека возвышается над главной высотой России. Мамаев курган — место святое не только для Волгограда, но и для всей страны. Здесь особенно остро ощущаешь гордость за своих предков, которые выстояли и победили в страшной войне. Именно здесь как нигде осознаешь цену жизни и смерти. 140 дней шли ожесточенные бои за 102-ю высоту. Каждый клочок земли здесь пропитан кровью и до сих пор хранит опасное «наследство». Даже спустя 73 года после того, как стихли последние бои, на Мамаевом кургане находят неразорвавшиеся снаряды.
Именно здесь после войны решили увековечить подвиг советского народа. Венчать мемориал на Мамаевом кургане должна была самая высокая статуя в мире — под стать значению самой победы. Такой Родина-мать и была в то время. Да и сейчас она остается одним из самых грандиозных творений на планете.

ТТХ
Высота с постаментом — 85 метров
Высота фигуры Родины-матери — 52 метра
Вес — 8000 тонн
Высота фундамента — 16 метров
Длина меча — 33 метра
Вес меча — 14 тонн
Работа скульптора Евгения Вучетича и инженера Николая Никитина. Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года.

В течение восьми с лишним лет возводили монумент. Это была по-настоящему народная стройка. Сначала уложили бетонный фундамент, сверху — коробку основания, которую также венчает полутораметровая плита. Предполагалось, что основание обложат камнем, но пока шли работы, скульптура по велению Хрущева «подросла» в полтора раза. Чтобы укрепить фундамент, сверху насыпали 150 тысяч тонн земли. Так что вершина Мамаева кургана — насыпная. А историческая высота 102 находится метрах в 200 от нее.
Под скульптурой 1,5 метровая плита и 16-метровое основание. Оно начинается примерно там же, где и подъем к монументу.
Путь наверх лежит через неприметную дверцу с тыльной стороны постамента.
Фото: Юлия ЕРМАКОВА
Побывать внутри грандиозного монумента удается немногим. Помимо ученых сюда лишь иногда пускают вип-персон и журналистов. На экскурсию в святая святых нас ведет Александр Чернов, ведущий научный сотрудник ОАО «НИИЭС». Это он каждую неделю поднимается наверх Родины-матери и справляется о ее самочувствии. А около десяти раз в год ему приходится забираться вплоть до кончика меча. Там установлены датчики, показания которых он снимает.
— Внутри нет никаких смотровых площадок. На руку выйти нельзя, в рот выйти или посидеть там, свесив ноги, тоже нельзя. Лифта нет, так что подниматься придется пешком. Нет здесь и подземелий. В 2010 году прорыли вглубь фундамента на 16 метров и ничего — чистый песок, — первым делом наш гид один за другим развенчивает мифы.

Отливали Родину-мать прямо на месте. Рядом стоял уменьшенный в 10 раз макет. И по трафарету статую потихоньку собирали, заливая ярус за ярусом. День и ночь шла на Мамаев курган вереница машин, которым обеспечивали «зеленый коридор». Бетон использовали такой же, как и при строительстве Волжской ГЭС. Наполнители подбирались очень тщательно — все самое лучшее.
Только голову Родины-матери отлили отдельно и поднимали наверх при помощи вертолета. Да еще меч.

Изначально меч был сделан из нержавеющей стали и обшит листами титана. Но на ветру он раскачивался и гремел. Поэтому в 1972 году меч заменили на стальную аэродинамическую конструкцию. Чтобы гасить колебания от ветра в верхней части сделали специальные жалюзи — демпферы. На старом мече их не было.
— Хуже всего меч переносит как раз слабый ветер, 5 — 8 метров в секунду, какой чаще всего и бывает в Волгограде. А сильные порывы гасит демпфер, — поясняет Александр Чернов. — Колебания меча снимаются дважды за квартал. Они составляют всего 12 миллиметров. Хотя когда ты внутри, кажется, что раскачивается он на метры.

Скульптура сделана из блоков предварительно напряженного бетона. К основанию она никак не прикреплена и держится только благодаря собственной тяжести.
Внутри Родина-мать напоминает необустроенную многоэтажку с множеством комнаток размером 3х3 и высотой 4 метра. Таких «этажей» внутри монумента одиннадцать.

Монумент Родины-матери в отличие от статуи Свободы изначально не предназначался для того, чтобы проводить экскурсии внутри. Поэтому здесь нет внутренней отделки. Даже опалубку со стен сняли только после пожара в Останкинской телебашне. Сооружались эти два гиганта советской эпохи по одной технологии. Остатки досок кое-где на стенах до сих пор остались.
Бетонные стенки не очень толстые, всего 15 — 20 сантиметров. Системы вентиляции внутри скульптуры нет. Поэтому летом здесь жарко и душно. Зимой монумент насквозь промерзает, образуется наледь. А на солнышке Родина-мать моментально нагревается снаружи. Такие перепады температур на пользу величавой громадине вовсе не идут.

— Как-то у Евгения Вучетича спросили, что будет, если Родина-мать начнет падать. Он ответил — ничего страшного. Для этого у подножия скульптуры есть специальные ниши, куда можно поставить домкраты и выпрямить ее, — с удовольствием рассказывает очрередную байку Александр Чернов. — Каких-то специальных домкратов на данный момент нет. И я думаю, что это, скорее, была уловка Вучетича, чтобы быстрее сдать объект.
Но ниши эти все же существуют.

Бетон хорошо себя чувствует на сжатии, но не на растяжении. Для того чтобы предотвратить растрескивание конструкции и обеспечить жесткость, ее стянули стальными тросами. В трех секциях 99 канатов, которые идут от пяток до уровня груди. Каждый из них выдерживает нагрузку в 60 тонн. На тросах установлены специальные электромагнитные датчики. Они записывают частоту колебаний, по которой специалисты НИИ энергетических сооружений контролируют натяжение.
Вверх ведет бетонная лестница, есть даже перила. Мы взлетаем по крутым ступенькам, не замечая пройденного расстояния. Сориентироваться внутри очень тяжело. Лестницы и переходы постоянно петляют, поднимаясь все выше и выше.

Эту комнату на уровне груди монумента вполне можно назвать сердцем Родины-Матери. Здесь расположена аппаратура, куда стекаются данные с сотен датчиков, размещенных на тросах и по всей поверхности статуи. Система контролирует натяжение канатов, температуру бетона и уровень деформации.

Руки монумента тоже стягивают стальные тросы. Небольшой лаз в правую руку выводит в большое помещение, дальше путь лежит в меч. Но туда мы не идем. Пролезть внутрь острия может только очень стройный человек при минимуме одежды.

Также на эфесе меча есть выходы для промышленных альпинистов. Оттуда видно тот самый люк, к которому мы направляемся.

Постепенно проходы все уже, подъемы круче. В некоторых местах приходится пригибаться.

От уровня из груди наверх ведут уже лестницы из металлических прутьев. Они тоже меняют направление.

Наконец, мы преодолеваем самое узкое место.

И вот мы в голове. Удивительно, но поднявшись на высоту 50 метров и одолев более 200 ступеней, мы этого даже не заметили.
А стены здесь успели пометить много лет назад какие-то «художники».

Трехметровая лесенка ведет к люку на макушке Родины-матери. Еще несколько шагов вверх и весь Волгоград, и Заволжье перед тобой, как на ладони.

Фото: Юлия ЕРМАКОВА
Взгляд на Храм Всех Святых на Мамаевом кургане и центр города.

Отсюда, как на ладони, видны и реставрационные работы, которые ведутся на Мамаевом кургане. Стены бассейна на площади Героев облицовывают мрамором. До этого в чаше заменили гидроизоляцию. Работы ведутся и на большой подпорной стене, которую подпортили грунтовые воды. В зале Воинской Славы обновляют крышу, пол, частично стены и фасад.
Столь масштабные работы на главной высоте России проводят впервые. И одна из задач реставраторов — сохранить мемориал в первозданном виде. Для этого используют те же материалы, что и полвека назад.
Закончить этот этап планируют к 70-летию Победы. В канун праздника в зале Воинской Славы на Мамаевом кургане вновь зажгут Вечный огонь.

Затем реставрация ждет и саму Родину-мать. В планах замена тросов, которые стягивают монумент изнутри, и обновление покрытия снаружи.
— Дожди и снег, перепады температур и возраст — монумент протекает. В этом году из-за теплой зимы Родине-матери было особенно плохо. Снаружи ее пора покрыть гидрофобным раствором, — поделился с «КП» Александр Чернов. — В этом году проектировщики должны дать заключение, после чего начнутся работы.
В общем, как и любой женщине под пятьдесят, скульптуре требуется «косметика» и легкая «пластика». Но на это уйдут годы. Верхний слой нужно будет снять, зачистить и только потом покрывать. Чтобы провести эти работы, Родину-мать придется одеть в строительные леса.
Проблема еще и в том, что с годами проектная документация оказалась потеряна. Создавали Родину-мать десятки авторов и институтов из разных уголков СССР. У них и хранилась своя часть бумаг. В 90-е годы многие институты были расформированы, документы исчезли. Теперь их восстанавливают по крупицам.

А вот слухи о возможном падении Родины-матери, по мнению директора музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексея Васина, с действительностью ничего общего не имеют. Согласен с этим и Александр Чернов.
— Да, отклонения и проблемы есть. Но они не критические, — поясняет наш гид. — Амплитуда колебания 33-метрового меча составляет не более 14 миллиметров. Горизонтальное смещение верхней части монумента сейчас достигло 214 миллиметров. Но запас прочности у Родины-матери еще есть. Проект рассчитан на отклонение в 272 миллиметра. Невелика и деформация основания. Оно отклонено от норматива на 90 миллиметров.
Так что после реставрации легендарный монумент простоит еще не один десяток лет. И грандиозность Родины-матери, зовущей своих сыновей на бой с врагом, смогут оценить и наши потомки.
Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА
Взято тут: www.volgograd.kp.ru/daily/26369.7/3250180/

Источник: www.drive2.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.