Во многих странах веками существовали персонажи, которыми принято было пугать детей, когда они не слушались. Kinderfresser (нем.: Пожиратель детей)  — один из таких персонажей. /вместо эпиграфа/

Автор: Эфраим Калиш /фото автора/

Однажды, в первый наш приезд в Швейцарию, нам случилось прогуливаться по Берну в сопровождении нашей приятельницы Урсулы. Уютный городок — столица нейтральной Швейцарии. Мы были немного убаюканы его скромной, тихой красотой.

Признаться, внимание мое слегка притупилось от обилия увиденного и я слушал рассказ Урсулы в пол уха. Но на Корнплатц (одна из центральных площадей Берна) ко мне вдруг вернулась моя бодрость, когда я услышал слова «она была желтого цвета». Слова эти были сказаны о фигуре, коей был украшен один из многочисленных фонтанов Берна. Я попросил повторить. «Изначально шапка этого господина была выкрашена в желтый цвет», — застенчиво повторила Урсула, — «и создан он в 1546г. Хансом Гиенгом».


Очень интересно. Остроконечный колпак желтого цвета. Хм-м. Это такой же узнаваемый знак, каким позже стала желтая нашивка в виде шестиконечной звезды Давида. По ней, как и по островерхой шапке (чаще всего желтой) прохожий уведомлялся, что ее владелец — еврей.

Фонтанов питьевой воды в старом городе довольно много. В центре каждого устанавливалась колонна, украшенная какой-нибудь фигурой. Это мог быть библейский персонаж, национальный герой Швейцарии, какой-нибудь рыцарь бургомистр, или представитель гильдии ремесленников. Kinderfresser – старейший (16-го века) и самый известный из всех фонтанов Берна.

Когда в христианской Европе город украшают библейскими персонажами – это вполне понятно. Понятно также и желание бюргеров прославить свое сословие, или своих предводителей. Но что делает в центре Берна Сатурн?

fresser a 1000

Даже на пестром фоне персонажей, украшавших собой поильни, Kinderfresser выделяется своей экстравагантностью. Есть различные толкования смысла этой фигуры: от первой приходящей на ум ассоциации с Кроносом (Сатурном), поедающим своих детей, до образа швейцарского правительства, посылающая сыновей Швейцарии на бойню, в качестве платных наемников. Все это, наверное, справедливо, если не принимать во внимание уже отмеченную Урсулой деталь. Наш герой одет в характерную островерхую еврейскую шапку. И доподлинно известно, что изначально шапка была желтого цвета. Этот цвет был обязательным отличительным знаком одежды евреев средневековой Европы.


kozel 31

И еще одна отличительная деталь – капитель, на которой восседает киндерфрессер, украшена козлиными головами. Этот атрибут сопровождает изображения евреев в Европе на стенах и витражах соборов, а также на страницах манускриптов. Во многих случаях, когда изображалась аллегория униженной Синагоги, противопоставленная воинствующей и побеждающей аллегории Церкви, эта самая Синагога изображалась вместе с козлиной головой.

Именно желтая островерхая шапка расставила для меня все на свои места. Этот признак специально служил знаком различия, обязательным для ношения евреями (их к тому принуждал королевский указ).

Нет лучшего персонажа для запугивания, в «воспитательных» целях, детей, как ненавистный еврей с его извечной «потребностью» выпекать мацу с добавлением свежей крови христианских младенцев. Помните, в СССР детей пугали дядей милиционером. Пожиратель детей – это куда круче. Прогуглив тему, вы найдете средневековых христианских писателей, всерьез выводивших наличие у иудеев злобных и вредных качеств из характера их бога Сатурна. В них де, течет та же черная кровь и душа их черна, как их кровь.

Персонаж Kinderfresser появился на улице Берна не случайно. Он был, так сказать, местным героем. Его прототипом явился некий еврей, живший в 13-том веке. Летописец сообщает о ритуальном убийстве евреями и мученической смерти христианского мальчика в Берне 1288г. В последствие выяснилось, что это был очередной кровавый навет, но это уже никому не было интересно. Объяснялось все очень просто:


Желая улучшить свое материальное положение, бернские мещане задумали освободиться от своих обязательств перед еврейскими кредиторами. Поводом для погромов и изгнания евреев в 1294 г. послужило ложное обвинение в ритуальном убийстве христианского мальчика Рудольфа евреем Иоелем. Вместе с последним пострадали все евреи Берна: одни погибли мученической смертью, остальные были изгнаны из города.

С тех пор бывали времена, когда единственный в Берне еврей, который не был изгнан, или убит – был тот самый пожиратель детей на центральной площади Берна.

Сегодня шапку на Киндерфрессере перекрасили в зеленый, чтобы не возникали нежелательные ассоциации. Все-таки просвещённая, либеральная, демократическая Европа. Но, как говорится, слов из песни не выкинешь. И по сей день мой соплеменник в образе Сатурна «украшает» собой старейший фонтан Берна. И по сей день его венчает еврейский островерхий колпак, пусть и перекрашенный в другой цвет.

kinderfresser 1

Источник — toraart.com

Источник: ieshua.org

Полезно знать


Этот фонтан сыграл важную роль в романе «Людоед» Жака Шессе.

В 2007 году статую снимали с постамента и полностью реставрировали, негодование многих горожан вызвал тот факт, что для восстановительных работ понадобилось 500 тысяч франков.

Источник: account.travel

В Средние века отношение к детям было не столь трепетным, как сегодня, и провинившемуся малышу вместо привычного нам «дядя тебя заберет» вполне могли пригрозить дядю, который съест и не подавится. В швейцарском Берне для устрашения юных проказников на одной из площадей даже был установлен фонтан в форме великана, доедающего обнаженного младенца. Чтобы никто случайно не решил, что акт каннибализма для чудовища — поиск новых гастрономических впечатлений, а не привычный ритуал, рядом с ним стоит целая сумка, наполненная испуганными детьми. Вокруг колонны, на которой восседает людоед, маршируют вооруженные, словно рыцари, медведи, однако желают ли они остановить монстра или же являются его верными слугами — остается только гадать.


Но кто же этот ненасытный великан? Знакомые с мифологией первым делом вспомнят древнегреческого бога Хроноса, которому предсказано было быть свергнутым одним из своих детей. Ради предотвращения подобного исхода он глотал заживо только рожденных сынов и дочерей.
Впрочем, не все согласны признать в бернском пожирателе древнегреческого бога. Некоторые полагают, что фонтан был установлен в память о погибшем от рук евреев в начале XV столетия мальчике Рудольфе. В Средневековой Европе бытовало мнение, что сыны Израиля приносят в жертву христианских детей, и хотя реальных подтверждений совершенных преступлений не было, предрассудки против иудеев не исчезали. В пользу гипотезы о том, что пожиратель — собирательный образ евреев-детоубийц, свидетельствует его одеяние. Колпак, подобный тому, что надет на голову великана, когда-то служил своеобразным индикатором, указывающим на адепта иудаизма.

Кто бы ни был этот бернский пожиратель, выглядит он впечатляюще, а благодаря проведенной в 2007 году реставрации еще и необычайно свежо, так что стоит увидеть его лично.

Источник: enjourney.ru

Одной из самых странных достопримечательностей Берна является удивительный фонтан, расположенный на площади Корнхаусплац, представляющий собой довольно жутковатое зрелище.
о красноречивое название «Пожиратель детей» говорит само за себя. Эта необычная композиция, изображающая ужасного великана с большими зубами, откусывающего голову маленькому ребенку, была создана в середине XVI столетия Хансом Гиенгом, который является автором почти всех бернских фонтанов того времени. К поясу страшного людоеда пристегнута большая сумка, в которой томятся дети, ожидающие своей страшной участи. У подножия скульптуры стоят медведи, охраняющие своего страшного хозяина. Один из этих зверей стучит в барабан, а другой играет на дудке. 

Что побудило автора создать настолько устрашающую скульптуру осталось в тайне, но существует несколько официальных версий, объясняющих такое странное творчество архитектора. Согласно первой из них, великан — это воплощение греческого бога Хроноса, который съел всех своих детей, чтобы не позволить им захватить в будущем его трон. Другая версия гласит, что прообразом великана стал Сатурн, пожирающий месяцы — эта теория является довольно сомнительной, так как людоед держит восемь ребятишек, в то время, как месяцев должно быть двенадцать. Кстати, у Хроноса по преданию было шестеро детей, поэтому и первая версия вызывает некоторые сомнения. Многие историки склонны считать, что остроконечная шляпа великана прямо указывает на его принадлежность к еврейскому племени, а поедание детей — это кровавое жертвоприношение, якобы регулярно совершаемое иноверцами, за что их и преследовали христиане.
и заключительная версия гласит, что главный герой композиции — это всего лишь персонаж карнавального шествия, основная задача которого заключается в том, чтобы просто пугать маленьких ребятишек. Как бы там ни было на самом деле, жителям Берна остается только гадать о подлинных мотивах, побудивших архитектора сотворить такое «чудо». Вполне возможно, что автор просто воплотил в жизнь один из своих старых детских кошмаров.

Фонтан “Пожиратель детей” является действующим, а вода, бегущая из него, вполне пригодна к употреблению. Скульптура уже более пятисот лет служит колоритным украшением Берна, привлекая к себе жителей и гостей города, как маленьких, так и взрослых. Интересные факты: фонтан «Пожиратель детей» сыграл важную роль в известном романе Жака Шессе «Людоед». В 2007 году вся композиция была закрыта на реставрацию, и негодование многих горожан вызвал тот факт, что для восстановительных работ понадобилось пол миллиона франков.

Источник: miroved.com

Фонтан «Пожиратель детей» находится на площади Корнхаусплац в Берне. Он является одним из знаменитых бернских фонтанов XVI века.

Фонтан был установлен в 1545-46 годы Гансом Гингом на месте прежнего деревянного. Сначала фонтан назывался просто — Platzbrunnen («фонтан на площади»), а в 1666 году получил свое нынешнее название.


Фонтан «Пожиратель детей» переставляет собой скульптуру сидящего великана-людоеда, пожирающего ребенка. В руках он держит сумку с другими детьми. Великан одет в остроконечную шляпу, наподобие еврейских колпаков, которые те обязаны были носить в средние века. Этот факт послужил поводом для спекуляций, что под великаном подразумевались евреи, а поедание детей было напоминанием о ритуальном убийстве (в летописи Конрада Юстингера 1423 года упомянуто, что в Берне в 1294 евреи замучили и убили мальчика).

Согласно другой теории скульптура фонтана — это греческий бог Хронос. Вероятнее всего, что это лишь некая мифическая фигура, которую Ханс Гинг установил в воспитательных целях для запугивания непослушных детей. Великан, заталкивающий в рот малюток, был призван остудить горячие головы малолетних правонарушителей.

Wiki: ru:Пожиратель детей en:Kindlifresserbrunnen
de:Kindlifresserbrunnen it:Kindlifresserbrunnen

Это описание достопримечательности Пожиратель детей в Bern, Кантоне Берне (Швейцария). А также фотографии, отзывы и карта окрестностей. Узнайте историю, координаты, где находится и как туда добраться. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Источник: ru.esosedi.org


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.