Карельские петроглифы – одни из самых древних наскальных рисунков на Земле. И самые таинственные.

Карельские петроглифы. Наскальные рисунки почтенного возраста — им не менее 5-6 тысяч лет.

Петроглифами (по-древнегречески πέτρος — камень, γλυφή — резьба) во всём мире называют изображения, высеченные на камнях. Они есть в Азии и в Европе, в обеих Америках, в Африке и в Австралии.

В Карелии наскальные святилища всегда — в самых красивых местах. Древние художники жили на Белом море, при впадении реки Выг; на мысах и островах восточного берега Онежского озера. Именно здесь археологи находят высеченные кварцем изображения людей, животных, небесных светил и неопознанных (возможно, летающих) объектов.

Беломорские петроглифы. Бес и крепкие хозяйственники

Беломорские петроглифы — на островах. Большой Малинин, Ерпин Пудас, Шойрукшин. В древности рисунки находились у самой воды, в основном изображения небольшие: от 20 до 50 сантиметров, но есть и лоси-гиганты — до трёх с половиной метров в длину.


Вообще беломорские петроглифы реалистичны. Лодки, с экипажами и пустые. Подробные сцены охоты на лосей, птиц, тюленей. Батальные композиции. В них всегда участвует человек: идёт пешком, на лыжах, плывёт в лодке. Сражается, охотится, пляшет.

Но есть здесь и свои бесы. На острове Шойрукша на пологой скале выбиты восемь отпечатков то правой, то левой человеческой ступни. Ведут они к изображению Беса, самой крупной фигуре. Бес высотой около метра, изображен в профиль. С огромной рукой, ногой, мужским достоинством.

Много лет жители соседней деревни считали Бесовы Следки священной скалой. Когда началась Великая Отечественная, верили, что враг сюда не дойдет: Бес охранит.

Онежские петроглифы. Бес и инопланетяне

Восточный берег Онежского озера. Бесов нос, мысы Кладовец, Гагажий, Пери Нос, остров Гурий. Здесь больше тысячи петроглифов, размеры фигур от нескольких сантиметров до четырёх метров. И лебеди — огромные, с такими непропорционально длинными шеями, что, может, и не лебеди это вовсе — динозавры!

Много космических, «солярных» и «лунарных» знаков: круги и полукружья с отходящими линиями-лучами. Есть версия, что это — капканы. Но современный человек отчётливо увидит и радар, и скафандр. Более того — телевизор.

Самый известный из онежских петроглифов — Бес (некоторые специалисты полагают, что Бесиха). Больше беломорского чёрта: два с половиной метра. Изображение пересекает глубокая трещина, разделяя его ровно на две половины. «Щель» в иной, потусторонний мир.


В километровом радиусе от Беса нередко отказывает спутниковая навигация. Капитаны этому давно не удивляются, ориентируются на маяк. Часы тоже ведут себя непредсказуемо: могут убежать вперед, могут остановиться. С чем связана такая аномалия, ученые только предполагают. Говорят, всё дело в насыщенных магнитной рудой гранитах, залегающих глубоко под землей. Но Бесу виднее.

Древняя фигура перерезана православным крестом. Скорее всего, его выдолбили поверх бесовского изображения монахи Муромского монастыря в XV–XVI веке. Дабы нейтрализовать дьявольскую силу.

Природный музей без охраны

В 1934 году молодые советские музееведы решили, что Эрмитажу нужна наскальная живопись. И взорвали скалу с петроглифами на мысе Пери Нос–3. Большая плита с рисунками («крыша») отправилась в Эрмитаж, обломок помельче достался местному краеведческому музею. При взрыве погибли около десятка рисунков, в том числе уникальная для карельских петроглифов сцена деторождения.

В советские времена территория Беломорских петроглифов пострадала при строительстве ББК и Выгостровской ГЭС. Одна из групп рисунков на острове Шойрукшин засыпана плотиной.

Сегодня карельские петроглифы тоже никто всерьёз не охраняет. В Беломорске летом работают волонтёры, приглядывающие за вольными туристами. Пару лет назад на норвежские деньги сделали мостки — чтобы не топтали петроглифы при осмотре.

Восточный берег Онеги и вовсе далёк от заповедных условий. Сюда приезжают на джипах, ставят палатки, жгут костры на камнях с древними рисунками. Добавляют свои, современные. «Ося и Киса здесь были»…

Краеведческий музей


К обломку скалы, перепавшему карельским музейщикам от эрмитажных щедрот, три года назад археологи присоединили ещё две плиты с рисунками.

На этот раз никакого варварства: камни откололись от скалы сами, много лет назад (то ли из-за перепада температур, то ли ледоход помог). С максимальными предосторожностями находки весом в 460 и 280 килограммов подняли и перевезли в Карельский государственный краеведческий музей.

Теперь артефакты можно увидеть (и потрогать руками) в зале петроглифов. Дети счастливы: для них здесь организована интерактивная программа «В гостях у древнего племени». Костёр в музее разжечь, конечно, не дадут. Но почувствовать себя древним человеком можно: добыть огонь трением, обработать скребком шкуру, примерить маску шамана. Как мальчик Льок из книжки археолога Линевского «Листы каменной книги» (читать каждому юному краеведу!).

А ещё здесь, в музее, есть целая стена с петроглифами. Каменная. Хочется просунуть руку в трещинку, провести пальцем по контуру заонежского Беса.

И только если подойти совсем близко, видно, что это — фотография. Точнее, панно (19,5 на 2,55 метра). И если имя художника, выбившего на скалах первые петроглифы, навсегда останется для нас тайной, то имя художника, «выбившего» фотографию на музейной скале, известно: Игорь Георгиевский.

Фотоаппарат как машина времени


В археологических экспедициях на Белом море и Онежском озере фотограф Георгиевский работал одиннадцать сезонов. Фиксировал на плёнку сцены охоты на белуху, хоровод «космических пришельцев», древнюю карельскую «Камасутру» (есть среди северных петроглифов и непринуждённая групповая эротика).

«Поймать» удачный момент для съёмки непросто: многие скалы потрёпаны временем и водой. Края петроглифов стёрлись, при свете дня рисунки почти не видны. Много лет для выявления изображений использовали прожектора, солнечные зайчики крупных зеркал, многочасовые наблюдения в скользящих лучах солнца. Надёжную картину на бумаге давали протирки графитом — так дети монетку карандашом копируют.

Пять лет назад археолог Кнут Хельскуг привёз карельским учёным кусок черной плёнки: похожа на нашу, из магазина «Сад-огород». Но только абсолютно непрозрачная. Накрывшись этой пленкой и приоткрывая один край, можно было запустить луч света вдоль поверхности камня. Чётко обрисовывался микрорельеф и фактура скалы.

Новый подход — и сенсация. На Старой Залавруге в Беломорском районе археологи обнаруживают более двухсот «новых» изображений!

Фотографу задача: зримо отобразить находку. Но вопрос перестал быть только «фотографическим», требовалось инженерное решение — петроглифы располагались группой на большой поверхности.

Раскраски и паззлы


Как снять одним кадром многометровое горизонтальное скальное полотно с петроглифами? Встать на ходули, влезть на стремянку? Съёмка с вертолёта невозможна: вокруг скалы, высоковольтные линии двух гидроэлектростанций. К тому же вертолёт — это пыль у самой поверхности земли и вибрации.

Надо делать составную фотографию. Разметить скалы, снять отдельно сотни фрагментов и после сводить в компьютере по угловым точкам-маркерам.

Была и ещё одна сложность: равномерность освещения общего снимка. Центральная часть полотна Старой Залавруги — это сложный макрорельеф и физический размер 12 на 16 метров. Часть рисунков видна только в косых лучах утреннего освещения. Другая появляется вечером. А днём неглубоко выбитые, особенно крупные по площади петроглифы вообще не видны.

Решили прокрасить петроглифы акварельными красками, а фотосъёмку произвести в максимально короткие сроки.

Дневник, Залавруга:
• 4–9 июня 2006 года: выявление под чёрной плёнкой петроглифов с обводкой контуров мелом, тонирование выбивок акварелью в два цвета
• 10 июня: дождь смывает акварель
• 11 июня: повторные тонировки с проверкой
• 12–13 июня: разметка скалы на фрагменты 40×60 см с закреплением угловых точек кусочками малярной клейкой ленты
• 14 июня: фотографирование 523 фрагментов в течение 3-х часов. Погода безоблачная, солнечная. Компенсационные корректировки экспозиции и цветового баланса по ходу съемки намеренно не производились
• 15 июня — ветер, дождь. Финал полевых работ

После экспедиции — многочасовое сидение за компьютером. Тогда, в 2006-м, Игорю Георгиевскому впервые удалось уложить в один кадр реальную скальную поверхность площадью 11 на 15 метров. И лодки, и лосей, и охотников.

Загадки петроглифов


Учёные продолжают находить новые рисунки, регистрируют их, музеефицируют некоторые находки. Но объяснить многие изображения не могут.

Лебедь, лось и кит-белуха — понятно. Человек. На карельских скалах, как правило, выгравирован в профиль, с одной рукой и одной ногой. С луком или капканом. На лодке. Эти охотники похожи на нынешних людей.

Но кто это двуногое существо, у которого вместо головы два огромных шара? Археологи ласково зовут его Чебурашкой, списывая творческий порыв художника на действие мухоморов.

Ещё меньше ясности с космическими знаками, ориентированными строго на запад или восток. Исследователи условно относят их к солярно-лунарному типу. Не исключено, что в Заонежье могла существовать первая в истории человечества обсерватория.

Но если знаки — это Луна и Солнце, то зачем они установлены на две или три «ножки»? Может, древние люди видели летающие объекты?

Жители Карелии, живущие неподалёку от этих мест, нисколько подобным изображениям не удивляются. Они, по их собственным словам, чуть не каждую ночь наблюдают в небе похожие «явления».

Источник: www.culture.ru


Петроглифы

Древние наскальные изображения – одни из наиболее ценных археологических объектов. Они известны на всех континентах нашей планеты. По имеющимся приблизительным подсчетам, в мире общее число рисунков на скалах достигает 20 миллионов фигур, которые сконцентрированы более чем на 20 тысячах участков в 78 странах.
Карельские петроглифы – выдающиеся памятники, пользующиеся мировой известностью. "Каменная летопись", "Библия каменного века" — так их характеризуют исследователи. В конечном счете, ценность карельских петроглифов сопоставима с такими памятниками, как Кижи и руны "Калевалы".
Петроглиф (греч. petra – скала, glyphe – резьба) – это высеченные на поверхности прибрежных скал, сложенных гранитами, изображения животных, птиц, рыб, лодок, людей и непонятных знаков. Рисунки выбивались кварцевыми отбойниками на глубину 2 – 3 мм.
Из всех открытых петроглифов исследователям удалось истолковать меньше половины. У ученых не возникает вопросов по поводу фигур людей и животных. Но много и других знаков, не похожих на известные предметы. Такие рисунки некоторые ученые относят к солярно-лунарному типу, т.к. считают, что они обозначают Луну или Солнце. Но другие исследователи уверены, что древние люди видели какие-то летательные аппараты и изобразили их.


к бы там ни было, за каждым рисунком кроется глубокий смысл: эти символы, прежде чем появиться на скалах, возникли в сознании людей.
Петроглифы Онежского озера и Беломорья создавались приблизительно в одно и тоже время — от начала IV до начала III тыс. до н.э., а их творцами были предки современных прибалтийско-финских народов. Однако на Белом море процесс создания изображений шел дольше и их общее число почти в два раза больше, чем на Онего. При этом среди онежских петроглифов гораздо больше фантастических черт, образов и деталей. Рядом с петроглифами и на Онежском озере, и на Белом море усилиями археологов обнаружено и исследовано огромное число других археологических памятников.
Наскальные святилища находятся в двух местах:
на севере, в Беломорском районе, в низовьях р.Выг, в 8 км выше ее впадения в Сорокскую губу Белого моря,
на юго-востоке республики – в Пудожском районе, на восточном побережье Онежского озерав 18 км к югу от п.Шальский.

Об уникальных и загадочных открытиях в этом районе читайте в статье "Остров мертвых"


Об открытии петроглифов

Весной 1960 года рабочий одного из карельских колхозов обнаружил на гладких прибрежных камнях Онежского озера загадочные рисунки. Заинтересованный своей находкой, он в ближайший выходной день отправился в поход вдоль озера. Оказалось, что подобных рисунков — великое множество. Странная «картинная галерея» протянулась на 20 километров. Особенно много изображений оказалось на двух выступающих в озеро мысах — Бесов Нос и Пери Нос.

Через некоторое время на берега Онеги прибыла археологическая экспедиция. Вскоре выяснилось, что изображения (петроглифы), подобные тем, которые обнаружил рабочий, есть еще и на берегу, а также островах Белого моря. Шло время, археологи находили все новые и новые рисунки. Сейчас на побережье Онежского озера обнаружено около тысячи загадочных фигурок, а в Беломорье -больше двух тысяч! Археологи назвали их страницами каменной книги, или мастерскими сознания. И в самом деле, живописные шедевры давно ушедших мастеров демонстрируют нам не только быт, но и мысли людей, начиная чуть ли не с эпохи мезолита. Иногда кажется, что в этих «мастерских сознания» зашифрованы какие-то сообщения, однако прочитать их мы пока не можем из-за незнания кода. Ученые считают, что петроглифы Карелии являются сложными символами, запечатлевшими представление древних людей об окружающем их мире.


Судя по всему, древние художники создавали свои картины, ударяя по каменной поверхности куском кварца. Линии при этом получались не слишком глубокими — около двух миллиметров. Рядом со сценами охоты и рыбной ловли запечатлены странные эпизоды: существа, лишь отдаленно напоминающие людей, совершают какие-то ритуальные действа, цель которых современным ученым пока не понятна. Среди фигурок есть совсем маленькие, длиной около пяти сантиметров, но встречаются и огромные — до четырех метров. Самое странное, что лучше всего выбитые в камне фигуры видны, когда их освещают косые лучи восходящего или заходящего солнца. Особенно заметными в такие моменты становятся загадочные жезлы, а также лунные и солнечные знаки.

Лесные и морские звери, водоплавающие птицы, люди, лодки, лук, стрелы, гарпуны -все это древние художники начали изображать около шести тысяч лет назад. Однако работа над созданием карельской каменной «картинной галереи» шла на протяжении многих и многих столетий.

Археологи, ведущие здесь раскопки, утверждают, что живопись на камнях обычно появлялась рядом с древними поселениями. Возможно, каменные картины располагались в своеобразных святилищах. Недаром почти все они находятся в уединенных местах побережья. Рисунки находятся так близко к воде, что кажется, будто существа, изображенные на них, только что вышли из пучины или собираются в нее погрузиться. Некоторые каменные картины скрыты под водой. Если подойти к камням с наибольшим количеством петроглифов на поверхности и посмотреть по сторонам, то становится ясно — окружающее пространство с этой точки воспринимается по-особенному. Здесь как бы соприкасаются и сливаются в одну пульсирующую точку три мира — подводный, земной и небесный. Именно в таких местах особенно остро ощущается величие мироздания, возникает потребность в общении с высшими силами, мифическими обитателями потустороннего мира. Человек, оказавшись здесь, испытывает сильнейший эмоциональный подъем. Археологи установили, что древние святилища находились в этих местах еще до появления рисунков на камнях..

Современные лозоходцы с помощью рамки определили, что на этой территории находятся энергетически активные зоны, благотворно влияющие на человеческий организм. Может быть, именно поэтому древние люди, еще не отдалившиеся от природы, являющиеся ее неотъемлемой частицей и поэтому тонко чувствующие такие места, выбирали их для оборудования святилищ. Поначалу на камнях появлялись недолговечные рисунки, выполненные, например, углем или кровью, но стихия быстро стирала их. Поэтому древние художники стали делать свои творения нетленными, выбивая знакомые образы на камнях. Изображенные на страницах «каменной книги» животные, люди и загадочные фантастические существа сделались бессмертными, и многочисленные поколения могли общаться с ними, просить об удачной охоте или исцелении от болезни. Обычно такое общение начиналось весной, когда сходил снег, и заканчивалось с первой порошей, чтобы возобновиться на следующий год. Кроме того, здесь проводились ритуалы, связанные с охотой, посвящение юношей в мужчины, принесение жертв духам предков…

Может быть, загадочные существа, изображенные на камнях, отдаленно напоминающие людей, — порождение фантазии древних людей? Но не исключено, что перед нами — реальные персонажи минувших столетий. Кто именно? Скорее всего на этот вопрос никто никогда ответить не сможет.

Ученые признают, что смысл карельских петроглифов до сих пор остается для них тайной. К сожалению, современный человек не может взглянуть на загадочные рисунки глазами своих далеких предков. Может быть, поэтому содержание «каменной книги» пока остается для нас недоступным.

Юрий Любимов журнал НЛО 40. 2001 г

Более подробная информация об открытии и изучении Карельских петроглифов читайте в разделе "Наскальные рисунки Карелии" >>>

Стоит посмотреть следующий материал:

Источник: kartravel.ru

Одними из самых древних и таинственных наскальных рисунков во всем обитаемом мире исследователи считают карельские петроглифы. Наскальные святилища в Республике Карелия располагаются в живописных местах и имеют почтенный возраст – им не меньше пяти-шести тысяч лет.

Петроглифами (наскальными изображениями или писаницами) принято называть изображения, выбитые, высеченные или нанесенные краской на каменную основу. Они имеют самую различную тематику – мемориальную, ритуальную, знаковую и существуют в Азии, Европе, Африке, Америке, а также в Австралии. Слово «петроглиф» в переводе с древнегреческого языка означает «камень» (πέτρος) и резьба (γλυφή).

Все изображения на камнях древнейших времен, с палеолита и до Средневековья, называют петроглифами, исключение составляют лишь те, в которых наверняка присутствует разработанная на хорошем уровне система письменных знаков. Однозначного определения не имеется. Петроглифы – это и первобытные живописные наскальные рисунки в пещерах, и более поздние гравировки, рисунки на специально установленных мегалитах, камнях или на скалах.

По предположению ученных они первоначально имели обрядовые назначения. Некоторые обряды связывают с умилостивлением духа погубленного животного. Поэтому вблизи наскальных изображений очень часто могут быть найдены останки различных хищников.

Для древних петроглифов, найденных только в пещерах, свойственны изображения животных: оленей, бизонов или зубров, кабанов, диких лошадей. Запечатлены также и вымершие виды: мамонты, саблезубые тигры. Изредка встречаются эскизы человеческих фигур. Позже, в эпоху неолита, появляются изображения сцен из жизни первобытного племени – охота, сражение, пляска или какой-либо обряд.

В Карелии наскальные изображения можно увидеть в самых красивых местах. Древнейшие художники проживали на Белом море, где впадает река Выг; на островах и мысах восточного побережья Онежского озера. Поэтому здесь и находят археологи высеченные кварцем различные изображения людей и животных, небесных светил и неопознанных (вероятно, летающих) объектов.

Беломорские петроглифы

Беломорские петроглифы – памятники монументального изобразительного творчества первобытного периода находятся в Беломорском районе Республики Карелия, на островах реки Выг: Ерпин Пудас, Большой Малинин, Шойрукшин и др. и датируются четвертым-третьим тысячелетием до нашей эры.

Археологический комплекс наскальных изображений «Беломорские петроглифы» представляет из себя рисунки (выбивки) на скалах и больше тридцати стоянок древнего человека.

Расположены беломорские петроглифы в местечке Залавруга, на речных островах, примерно в шести-восьми километрах от впадения реки Выг в Белое море, недалеко от деревни Выгостров. Территорию с западной и северной сторон ограничивают водохранилища Выгостровской и Беломорской ГЭС, с южной – деревня Выгостров и дорога Сосновец – Беломорск, с восточной – протока Кислый Пудас. Для того, чтобы добраться до места нахождения петроглифов, необходимо по лесной тропе пешком пройти 1,3 км от оборудованной специально автостоянки, расположенной вблизи автодороги Сосновец – Беломорск.

Археологическому комплексу «Беломорские петроглифы», находящемуся на островах, присвоили статус историко-культурного назначения с первоочередной целью охраны уникальных археологических памятников федерального значения (стоянок древнего человека, петроглифов) и их природного окружения. Петроглифы, созданные древними людьми  и  открытые  русским  ученым-археологом  А. М.  Линевским,   имеют  возраст 4,5-5,5 тысяч лет.

Наскальные изображения были найдены в низовьях реки Выг, на островах Шойрукшин, Большой Малинин, Ерпин Пудас и других. Всего обнаружено 39 групп, которые включают более 2-х тысяч отдельных фигур, с четким изображением людей и животных, отчетливо видны сцены сражений, охоты и ритуальных шествий. Среди беломорских петроглифов находится наидревнейшее в Европе изображение человека на лыжах.  Фигуры  имеют размеры от 3 см до 3 м, основное количество фигур размером от 15 см до 60 см.

В процессе раскопок было обнаружено около двухсот тысяч предметов: изделия из камня и их обломки, украшения из бронзы и янтаря, предметы из железа, обломки керамики и т. д.

В 1971 году Беломорские петроглифы поставлены на государственный учет как памятники археологии государственного значения. В 1998 году земли археологического комплекса Постановлением правительства республики признаны землями историко-культурного назначения. Беломорские петроглифы в 2018 году были внесены в предварительный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Вблизи города Беломорска, у северной оконечности острова Шойрукша, располагаются «Бесовы следки» – памятник 5-6 тысячелетия до н. э., являющийся главным экспонатом филиала городского музея «Беломорские петроглифы». «Бесовы следки» представляют из себя прибрежную скалу, покрытую знаками и разнообразными фигурками. По нижнему краю этой скалы растянулась цепочка из восьми следов босой ступни. И заканчиваются они фигурой так называемого «беса», изображенной с группой фигур. Изучавшие рисунки исследователи сделали вывод, что «бес» – это хозяин или божество, а скала с рисунками – место жертвоприношений.

Приблизительно в 400-х метрах восточнее Бесовых следков находится другое скопление наскальных изображений – Ерпин Пудас.

Кроме того, одно наиболее интересных скоплений петроглифов расположено в 1,5 км к северо-востоку от Бесовых следков – на Старой и Новой Залавруге, которая оборудована для посещений.

Онежские петроглифы

В Пудожском районе Республики Карелия, на восточном берегу Онежского озера, расположены Оне́жские петрогли́фы, представляющие из себя наскальные изображения. Эти памятники монументального изобразительного творчества первобытного периода датируются четвертым-третьим тысячелетием до нашей эры.

Петроглифы разрозненными группами разбросаны на скальных образованиях полуострова Бесов Нос, мысах Пери Нос, Кладовец, Гагажий, на острове Гурий, на Карецком Носу, на полуострове Кочковнаволок недалеко от посёлка Шальский.

Онежские петроглифы охватывают часть озёрного берега, имеющего длину 20,5 км, и насчитывают 24 группы, которые включают около 1100 фигур и знаков. Большая часть изображений сосредоточена на мысах – Бесов Нос, Пери Нос и Кладовец. Преимущественно – это изображения людей и лодок, лесных зверей, птиц (лебедей). Размеры фигур достигают четырех метров.

Изображения выбиты на прибрежных пологих скалах на глубину 1 – 4 мм и находятся на высоте около 2,5 метров от поверхности воды. Расположение петроглифов свободно-ориентировано.

Интерес вызывают загадочные фигуры, имеющие мистический характер, – широко известная триада на мысе Бесов Нос: «бес», выдра (ящерица) и сом (налим), а также геометрические фигуры неопределенных образов. По преданию, примерно в 15-м веке монахи Муромского Свято-Успенского монастыря «дабы обезвредить нечисть» поверх изображения триады высекли христианский крест.

Первооткрывателем петроглифов на Онежском озере является российский геолог и археолог, доктор философских наук, профессор К.И. Гревингк (1819-1887 гг.). Он руководил пятимесячной экспедицией, имеющей цель исследовать прибрежную зону Онежского озера, когда наткнулся на наскальные изображения. Существует мнение, что рисунки ему показали местные жители из деревни Бесов Нос, которым было известно о петроглифах. Вероятно, что свое название деревня также получила от наскальных рисунков, обладающих «бесовской силой».

Онежские петроглифы в 2018 году внесены в предварительный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Беломорские и онежские петроглифы существенно отличаются друг от друга. Различия заключаются и в технике нанесения рисунков, и в их тематике. В беломорских рисунках часто наблюдаются изображения водоплавающих птиц и морских животных, а в онежских – только несколько раз можно увидеть нерпу. Беломорские петроглифы, как правило, собраны в группы, представляющие определенный сюжет. В то время как онежские – мифологичны, требующие сложной интерпретации.

Предполагается, что места для нанесения изображений выбраны неслучайно. Это спокойные, живописные места, а рисунки расположены у самой кромки воды, преимущественно в устьях рек, благоприятных для промысла.

До сих пор исследователи продолжают находить новые изображения, регистрируют их, но многие из них объяснить не могут. На карельских скалах человек чаще всего выгравирован на лодке в профиль с одной рукой и одной ногой, с луком или капканом. Эти охотники имеют сходство с нынешними людьми.

Но не ясно с космическими знаками, ориентированными в точности на восток или запад. Ученые условно причисляют их к солярно-лунарному типу. Не исключается, что в Заонежье существовала первая в истории человечества обсерватория. Может быть древние люди наблюдали летающие объекты?

В настоящие дни петроглифы изучены не полностью. Для их расшифровки необходимо развитие не только петроглифоведения, но и некоторых смежных наук.

Последняя редакция:

Источник: www.miraterra.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.