► РУБО Франц Алексеевич (1856-1928), МЯСОЕДОВ Иван Григорьевич (1881-1953) панорама «Бородинская битва». 1910-1912 гг.
Холст, масло.
Музей-панорама «Бородинская битва», Москва.

Битва состоялась 26-го августа (7-го сентября) 1812 года в 125 километрах от Москвы. Это было самое крупное сражение Отечественной войны, в нём участвовало около 130 тысяч солдат с каждой стороны. Около 50-ти тысяч человек погибло на поле боя.
Считается, что Российская армия одержала победу, однако на следующий день был отдан приказ к отступлению с целью уберечь войско от нового удара противника, что позволило сохранить силы для последующих сражений. К 100-летию битвы художник Франц РУБО по заказу НИКОЛАЯ II написал панораму «Бородинское сражение».

Панорама бородино

Фрагмент 1. Командный пункт генерала Д.С. Дохтурова.


Наполеон предпринял вторую попытку разбить русских на левом фланге у деревни Семёновской. Линия фронта в этот момент проходила по Семёновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления Багратионовых флешей.
После ранения Багратиона в командование левым флангом вступил «железный» генерал Д.С. ДОХТУРОВ. Его можно видеть на первом плане, у барабана. Через полуразрушенную деревню проходят солдаты Московского и Астраханского гренадерских полков. Офицеры салютуют генералу Дохтурову. За разрушенными избами на окраине деревни войска, ранее оборонявшие Багратионовы флеши. Перед ними, на белом коне, генерал КОНОВНИЦЫН.
Панорама бородино

Фрагмент 2. Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии.

Русские войска активно обороняются. В стремительном порыве устремились в контратаку солдаты сводно-гренадерской дивизии. Они бегут по легкому дощатому мостику, по колено в воде через Семёновский ручей взбираются по крутым уступам оврага и на противоположном западном берегу вступают в жестокий рукопашный бой с французами.
По дороге на рысях мчатся два полка кирасир из дивизии И.М. ДУКИ на помощь русским гвардейским пехотным полкам. Построенные в каре на Семёновских высотах лейб-гвардии Измайловский, Литовский и Финляндский полки проявили невиданную стойкость и героизм.


течение шести часов под непрерывным огнём неприятельской артиллерии гвардейцы отражали атаки «железных людей» Наполеона – конницы генерала НАНСУТИ. Каждый второй гвардеец остался на поле битвы, однако наполеоновские кавалеристы так и не смогли сломить их сопротивления. После сражения в рапорте М.И. КУТУЗОВ писал: «Полки лейб-гвардии Измайловский, Литовский в сем сражении покрыли себя славою в виду всей армии».Огонь по противнику вела русская гвардейская артиллерия, расположенная вдоль Семёновского ручья.
Панорама бородино

Фрагмент 3. Схватка русских гренадер с дивизией Фриана.

«Генерал ДЮФУР (подкрепленный ФРИАНОМ) кинулся через овраг и подошёл даже к Семёновскому. Тут можно было подумать, что французы разрезали нашу армию; но это ненадолго! Недолго праздновали неприятели! Полки гренадерские: Киевский, Астраханский, Сибирский и Московский уже ревели ура!.. Четыре стены приближались, неся ружье наперевес!.. Сошлись и кинулись колоться!.. Генерал-лейтенант БОРОЗДИН 1-й предводительствовал ими. Гренадеры, работая штыком и прикладом, выжили французов из гнёзд, в которых они не успели ещё отсидеться», – так описал этот напряжённый момент сражения его непосредственный участник Ф.Н. ГЛИНКА.
Панорама бородино


Фрагмент 4. Семеновское (Багратионовы) флеши.

Одна за другой следуют атаки французской пехоты: огромной лавиной наступает дивизия ФРИАНА. Её наступление поддерживает артиллерия генерала СОРБЬЕ. У леса – захваченные французами Семёновские (или Багратионовы) флеши. Лучшие силы французской армии были брошены на эти укрепления: пехотные корпуса маршалов ДАВУ, НЕЯ и ЖЮНО, конница МЮРАТА. Обороняли флеши войска 2-й Западной армии под командованием БАГРАТИОНА.
В течение шестичасового боя стремительными контратаками, яростными рукопашными схватками героические защитники флешей отразили семь атак неприятеля. И лишь к полудню, когда был тяжело ранен Багратион, русские оставили укрепления. Потеряв около 30 тысяч убитыми и ранеными, французы сумели потеснить русских только на 700 метров. НАПОЛЕОН не добился своей главной цели – французы не смогли прорвать линию обороны русских.
Панорама бородино

Фрагмент 5. Командный пункт Наполеона.

Вдали – Шевардинский редут – командный пункт Наполеона. По обе стороны от него – «Старая» и «Молодая» гвардии. Вдали на белом коне во главе свиты – НАПОЛЕОН. Со всех сторон к нему спешат гонцы. Они сообщают о безуспешных атаках, о беспримерном сопротивлении русских, просят подкрепления. Идет восьмой час сражения, но Наполеон так и не добился успеха ни на левом фланге, ни в центре.


Панорама бородино

Фрагмент 6. Атака саксонских кирасир.

Пытаясь прорвать левое крыло русских, Наполеон севернее деревни Семёновской бросает конницу; мы видим, как атакует корпус ЛАТУР-МОБУРА. На первом плане саксонцы, за ними вестфальцы. На пути неприятельской конницы встает естественная преграда – Семёновский овраг. Расстроились стройные ряды кавалерии, на всем скаку всадники осаживают лошадей и небольшими группами преодолевают овраг. Ослабела атака конницы. Художник здесь подчёркивает, что позиция, выбранная КУТУЗОВЫМ для генерального сражения, была неудобной для наступающей армии НАПОЛЕОНА. У обочины дороги за движением кирасир наблюдает главнокомандующий французской резервной кавалерией маршал МЮРАТ.
Панорама бородино

Фрагмент 7. Подвиг неизвестного героя.

В центре кавалерийской схватки – русский кирасир, который в ходе боя потерял головной убор, получил многочисленные ранения. Однако, несмотря на это, он мужественно отбивается от неприятелей.
Когда у Рубо спросили, почему на полотне панорамы изображено мало отдельных героев, он ответил, что на Бородинском поле все русские воины сражались геройски, картина посвящена подвигу всей русской армии.


Панорама бородино

Фрагмент 8. Кавалерийский бой во ржи.

Завязывается ожесточённая схватка между неприятелем и русской кавалерией. «Кавалерийский бой во ржи» – один из кульминационных, самых динамичных и напряжённых фрагментов панорамы. На всём скаку, грудь в грудь, сшиблись саксонские и русские кирасиры. В самом центре сцены – русский кирасир, образ которого является олицетворением мужества и героизма всей русской армии, русских воинов, готовых к самопожертвованию ради спасения Родины. На втором плане драгуны Киевского и Новороссийского полков контратакуют польских улан генерала РОЖНЕЦКОГО.
После нескольких часов кровопролитного боя неприятель был отброшен назад. Горит село Бородино. Белая церковь Рождества – единственный немой свидетель героической славы русского оружия, сохранившийся до наших дней.
Панорама бородино

Фрагмент 9. Горки – командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.

Идут в бой Ахтырские гусары и Астраханские кирасиры.


ереди, в зелёном мундире, командир бригады генерал Бороздин-2-й. Вдали, у деревни Горки, командный пункт русского главнокомандующего. В окружении своего штаба М. И. Кутузов. Все 15 часов шестидесятисемилетний полководец спокойно и уверенно руководил сражением. Большое значение в любом бою Кутузов придавал сохранению резервов. Он всегда подчеркивал, что «тот генерал, который сохранит еще резервы, не побежден». Справа от командного пункта выходят из резерва 2-й и 3-й кавалерийские корпуса.
Панорама бородино

Фрагмент 10. Раненого генерала П.И. Багратиона увозят с поля битвы.

У дальних берез расположились лейб-гвардии Семеновский и Преображенский полки, находящиеся в резерве. Поодаль, ожидая команды к атаке, стоят Кавалергардский и Конногвардейский полки, цвет русской кавалерии. Мимо них по дороге к перевязочному пункту у деревни Князьково тянутся повозки с ранеными. В последней, запряженной тройкой лошадей, увозят с поля битвы тяжелораненого генерала Багратиона. Офицеры, привстав на стременах, в последний раз приветствуют героя Бородина.
Панорама бородино
Источник; 3d панорама

Источник: the-morning-spb.livejournal.com

Видео: Бородинская панорама


Основные моменты

Музей-панорама «Бородинская битва» и памятник Кутузову

В основе мемориального комплекса – изба в бывших Филях, в которой в сентябре 1812 года главнокомандующим М. И. Кутузовым был созван Военный совет. На нем была рассмотрена возможность дать после Бородинского сражения, которое не выявило победителя, сражение под Москвой или, как вариант, оставить город без боя. Здесь же находится собственно панорама Бородинской битвы авторства русского художника-панорамиста Франца Алексеевича Рубо, академика и руководителя батальной мастерской Академии художеств.

Побывав в музее-панораме «Бородинская битва», вы обязательно увидите одну или сразу несколько исторических выставок, которые проводятся здесь регулярно. Продумана специальная программа для детей, в рамках которой проводятся культурологические и исторические мастер-классы. Они помогают подрастающему поколению, да и взрослым тоже, глубже узнать целую эпоху, охватывающую конец XVIII – начало XIX века. Здесь же вывешены портреты известных деятелей той поры и, конечно же, полководцев, без талантливого руководства которых наши войска не смогли бы добиться решающих успехов. В экспозицию музея входят и полотна с батальными сценами, памятные монеты того времени, а также некоторые предметы быта, среди них – редкие изделия из коллекционного фарфора.


Каждая экскурсия в Бородинскую панораму – это уникальная возможность соприкоснуться с историей нашей страны, воплощенной в искусстве, узнать о событиях и людях, оказавших большое влияние на судьбу России. И, конечно, ощутить себя, что называется, в гуще событий – ведь это полотно выполнено очень реалистично.

Зал с панорамой «Бородинская битва»Фасад здания

История создания

Музей-панорама «Бородинская битва», которому уже больше полстолетия, расположен в конце Кутузовского проспекта. Его здание по своей архитектуре выглядит лаконично, без каких-либо внешних «излишеств». Красивым его тоже не назвать – оно, скорее, образец утилитарного модерна, возведенный к 150-летию Бородинской битвы.

Бородинское сражение. Картина Луи ЛеженаАтака Шевардинского редута. Самокиш, 1910

Здание круглое и необходимость придания ему такой формы вызвана предназначением музея, ведь именно в его стенах экспонируется колоссальная картина-панорама, написанная Францем Рубо по заказу императора Николая II еще в 1912 году, к 100-летию исторического сражения под Бородино. Авторами проекта стали советские архитекторы А. Р. Корабельников, А. А. Кузьмин, С. И. Кучанов и инженер-конструктор Ю. Е. Аврутин. При проектировании они использовали рекомендации самого Рубо, которые он дал при возведении первоначального здания панорамы.

Бородинское сражение. В центре картины раненый генерал Багратион, рядом с ним на коне генерал Коновницын. Вдали виднеется каре лейб-гвардии. Художник Петер Гесс, 1843


Располагалось же первоначальное здание, точнее специально построенный павильон, на Чистых прудах в Москве (на его месте сейчас находится дом №12-а по Чистопрудному бульвару). Павильон, который стал узнаваемым благодаря своей ажурно-купольной конструкции, построил архитектор П. А. Воронцов-Вельяминов. Автором упомянутой конструкции был инженер Е. Израилович.

В 1918 году Бородинскую панораму демонтировали и отправили на реставрацию. Работами занимался художник П. Д. Корин, и продолжались они довольно долго. Она была открыта вновь в 1962 году, к 150-летию Бородинского сражения. Немногим ранее, в 1940 году, на территории музейно-исторического комплекса установили обелиск, который перенесли с братской могилы 300 русских воинов, скончавшихся от ран, полученных во время этого исторического сражения. В 1958 году в музее поставили бронзовый бюст М. И. Кутузова.

Впоследствии в состав комплекса также вошли памятник «Славным сынам русского народа» и Триумфальная арка. Последняя прежде находилась на площади Тверской заставы. И уже в наше время, 1 декабря 2007 года, в учреждении появился новый отдел, он называется «Музей Героев Советского Союза и России» (находится по ул. Большая Черемушкинская, д. 24, корп.3). Инициатором создания выступила Региональная общественная организация «Фонд поддержки Героев Советского Союза и России», которая носит имя генерала Е. Н. Кочешкова.


Что касается собственно самой экспозиции, то начало ей было положено в 1883 году, с установки офицерами Гренадерского корпуса верстового столба на месте сгоревшей избы Военного совета в Филях, ее еще называли «кутузовской» (в 1887 году изба была восстановлена). В 1912 году рядом с ней построили часовню архистратига Михаила, которую посвятили памяти генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.

«Кутузовская изба» – один из филиалов музея «Бородинская битва»«Кутузовская изба» внутри

Интересный факт: величайшее панорамное полотно, увековечившее для потомков главное сражение Отечественной войны с наполеоновской Францией, создал… француз по национальности. Да-да, не удивляйтесь: Франц Рубо хотя и был уроженцем Одессы, но родился в семье французского коммерсанта. Впрочем, это не мешало ему всю жизнь считать себя русским, настоящим патриотом России. Этот же гениальный мастер, к слову, руководил созданием и другой масштабной панорамы – «Оборона Севастополя».

Бой за Семёновский овраг. Фрагмент Бородинской панорамы. Франц Рубо. (1912)

Делая первые эскизы, художник акцентировал внимание на ожесточенном бое, который шел за Курганную батарею генерала Раевского – ключевой, стратегический пункт на поле сражения. Рубо хотел показать, как русские части под руководством генерала Ермолова осуществили контратаку на французов. Другими словами, и этот момент был отражен в одной из тогдашних газет, Рубо хотел показать всю доблесть русских войск, их патриотизм и отвагу, но император Николай II… отклонил этот эскиз.

Наполеон на Бородинских высотах. Верещагин (1897)

Художнику было предложено изобразить другой момент Бородинской битвы – масштабные атаки наполеоновской конницы на позиции русских войск. Но почему? Такое решение высокопоставленного заказчика кажется на первый взгляд нелогичным и даже непатриотичным. Однако, как оказалось, государем двигали соображения политической целесообразности. К 100-летию грандиозного сражения Россия и Франция уже не были смертельными врагами, больше того, они являлись союзниками, поэтому подчеркнутая демонстрация превосходства наших войск могла привести к охлаждению межгосударственных отношений. Рубо, конечно, понимал эти нюансы, но очень сокрушался по этому поводу. «Я пишу панораму для русских, – жаловался он, по воспоминаниям современников, – а меня заставляют писать торжество французов».

Холст получился поистине огромным, 15 на 115 метров. Работа над этим масштабным и эпохальным произведением продолжалась около года. Для его завершения в какой-то момент стало не хватать средств, и художник Франц Рубо был вынужден продать свой дом и уникальную коллекцию живописи, графики, оружия и стекла XIX века, о чем он никогда не пожалел.

Что посмотреть в музее-панораме «Бородинская битва»?

Панорама «Бородинская битва» является главным экспонатом музея, западное и восточное крыло которого украшают мозаики в стиле 60-70 годов прошлого века. На них стараниями художника Б. Тальберга увековечены такие события, как пожар в Москве и победа русской армии над Наполеоном. Если пройти к восточному крылу здания, то можно увидеть пушки. Это отнюдь не декорации «под старину», а самые что ни на есть подлинные орудия тех времен, оставшиеся «в наследство» от французской армии.

Франц Рубо, полотно панорамы «Бородинская битва»

Но вернемся к грандиозному творению Франца Рубо. Расценивать его работу как подлинный исторический документ было бы, наверное, неправильно. Панорама является, прежде всего, произведением искусства, хотя художник сделал всё возможное, чтобы максимально точно передать не только динамику, но драматизм сражения, состоявшегося 7 сентября 1812 года.

Для удобства посетителей в центре зала оборудована площадка, дающая возможность перемещаться по кругу и знакомиться с панорамой с разных ракурсов. Всё это позволяет рассмотреть изображенные события в мельчайших деталях. Начальной точкой осмотра обычно является «У Дохтурова». Находясь в ней, вы как бы оказываетесь на окраине деревни Семеновское, наблюдая за сражением с крыши чудом сохранившегося дома. Переход на вторую точку обзора переносит зрителей уже на французские позиции, где можно рассмотреть артиллерийское снаряжение врага. Следующий пункт приведет вас к самому Наполеону, находящемуся в окружении телохранителей, а за спиной императора огромная армия, насчитывающая 20 тысяч солдат.

Фрагменты панорамы «Бородинская битва»

И вот, наконец, мы подошли к четвертому пункту обзора, он называется «Бой во ржи». На нескошенном ржаном поле разворачивается драматичное столкновение между русскими кирасирами и саксонской кавалерией. В первых рядах сражающихся мы видим отважного Михаила Барклая де Толли, командующего русскими частями. Чуть поодаль виднеются дома. Это деревня Горки, она же пятая (и последняя) позиция обзора, известная как «Командный пункт Кутузова». Название говорит за себя: тут находится штаб во главе с гениальным полководцем, а также расквартированные Преображенский, Измайловский и Семеновский полки, составлявшие резерв русской армии.

Осмотр панорамы

Долгое время панорама «Бородинская битва» была единственным экспонатом этого музея. С течением лет коллекция экспонатов существенно пополнилась, и в результате была составлена экспозиция, рассказывающая о событиях военного лихолетья 1812 года более подробно и увлекательно. Одна из ее витрин, например, посвящена фельдмаршалу Михаилу Илларионовичу Кутузову, его жизненному пути и как обычного человека, и как выдающегося военачальника. Среди экспонатов можно видеть его портреты, один из которых вышит человеческим волосом, личные вещи и посвящённые ему литературные произведения.

Талантливым и бесстрашным русским офицерам посвящен раздел музея под названием «Оплот Отечества»: здесь собраны образцы обмундирования, пехотное, артиллерийское и кавалерийское оружие. Еще есть «Малая портретная галерея», в ней вывешены портреты военачальников, отличившихся непосредственно в Бородинском сражении.

Зеленый зал музеяКрасный зал музея

Не остались без внимания и такие исторические эпизоды, как жизненный уклад Москвы до пожара, пребывание в городе Наполеона Бонапарта, отступление и фактическое бегство французов, пребывание в Париже императора Александра I и частей русской армии. Завершается экспозиция рассказом о зданиях, сооружениях, храмах и других архитектурных памятниках, воздвигнутых в российской столице в память об Отечественной войне 1812 года.

К сказанному добавим, что музей-панорама «Бородинская битва» – постоянный участник ежегодной акции «Ночь в музее», которая проводится в мае и приурочивается к Международному дню музеев. По условиям, в эту ночь в учреждение можно пройти совершенно бесплатно, и такой возможностью с удовольствием пользуются многие посетители.

Туристам на заметку

Музей-панорама «Бородинская битва» работает по понедельникам, вторникам и средам с 10:00 до 18:00, четвергам – с 10:00 до 21:00, субботам и воскресеньям – с 12:00 до 16:00. По пятницам и в последний четверг каждого месяца он закрыт.

Экскурсия в музей «Бородинская битва»

Вход строго по предъявлению билета установленного образца. В музее запрещается прикасаться (руками либо подручными предметами) к экспонатам и витринам, не говоря уже о том, чтобы прислоняться к ним или садиться на предметы мебели из музейной коллекции. Также строго запрещено находиться в верхней одежде, приносить с собой еду и напитки, оставлять без присмотра детей, заходить за подиумы и ограничительные линии, пользоваться моноподом для селфи.

При музее-панораме работает сувенирный киоск, в котором каждый желающий сможет приобрести различные товары по тематике Отечественной войны 1812 года. Продукция представлена самая разнообразная и в широком ассортименте: книги, карманные календари, открытки, военно-историческая миниатюра, художественные изделия, магниты и брелоки. Киоск работает ежедневно с 10:00 до 17:30, за исключением пятницы и последнего четверга месяца.

Как добраться

Музей-панорама «Бородинская битва» находится по адресу: г. Москва, Кутузовский проспект, 38.

Чтобы добраться до музея на общественном транспорте, нужно доехать до станции метро «Кутузовская», далее пешком следовать в направлении Триумфальной арки. Или можно выйти на станции «Парк Победы» и тоже идти пешком в сторону Триумфальной арки. Также до музея-панорамы «Бородинская битва» можно добраться на автобусе (маршруты №№ 91, 116 и 157) и троллейбусе (маршруты №№ 2, 7, 39 и 44).

Источник: wikiway.com

Панорама бородино

7 сентября 1812 года рано утром началось и в этот же день вечером закончилось одно из самых кровопролитных сражений XIX века — Бородинская битва. Русская и французская армии понесли огромные потери, никто не добился решительной победы.

Бородинское сражение — генеральная битва Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала Михаила Голенищева-Кутузова и французской армией под командованием императора Наполеона I Бонапарта. Битва состоялась возле города Можайска, в 124 километрах от Москвы. В ней приняло участие более 150 тысяч человек с обеих сторон.

Панорама бородино

В честь этого великого исторического события был установлен праздник, который отмечается 8 сентября, — День воинской славы России. Эта дата была получена путём ошибочного пересчёта с юлианского календаря на григорианский… Так всё и осталось!

Панорама бородино

К 100-летию Бородинского сражения по заказу императора Николая II художник Франц Рубо (1856-1928) — основоположник русской школы панорамной живописи, написал панораму "Бородинская битва". Картина размером 15×115 метров представляла один из решающих моментов Бородинского сражения. До того как разместить её в Москве, панорама несколько дней экспонировалась на благотворительной выставке в Мюнхене, а потом была отправлена в Москву на специальных железнодорожных платформах. Рубо выехал вслед за ней в сопровождении 4 помощников и 3 рабочих.

Панорама бородино
Франц Рубо. Бородинская битва (1912) Фрагмент

11 сентября 1912 года в специально построенном военным инженером П.А. Воронцовым-Вельяминовым деревянном павильоне на Чистых прудах была открыта Бородинская панорама. Торжественная церемония прошла в присутствии Николая II, семьи Романовых и представителей дворянства. Через два дня павильон был открыт для всеобщего обозрения. Ажурную купольную конструкцию павильона разработал инженер Е. Израилович. Строительство шло в спешке, так как решение было принято только в январе 1912 года. Сооружение было задумано как временное, на один сезон.
Когда в начале 1918 года здание деревянной панорамы пришло в полную негодность, полотно сняли, накатали на деревянный вал, и почти 40 лет оно хранилось в совершенно неприспособленных помещениях: под сценой в Нескучном саду, в подвале собора Александра Невского, на складе сада "Эрмитаж". В 1939 году сам Игорь Грабарь признал невозможность его реставрации. Однако группа реставраторов под руководством Павла Корина предприняла попытку спасти работу Рубо. За 1,5 года полотно было восстановлено. После реставрации картины оказалось, что в Москве нет места для её размещения, и панорама вновь отправилась на хранение в запасники ГМИИ имени Пушкина.

17-1240.jpg
Павильон панорамы на Чистых прудах, 1912-1917 гг.

Только в 1962 году построили "Бородинскую панораму" на Кутузовском проспекте. Архитекторы Александр Корабельников, Сергей Кучанов и инженер Юрий Аврутин спроектировали здание музея оригинальной формы. Основой композиции стал 23-метровый цилиндрический объём, облицованный стеклом.

Панорама бородино

По бокам от центрального цилиндра были возведены два железобетонных крыла с фасадами, украшенными мозаичными панно "Народное ополчение и пожар Москвы" и "Победа русских войск и изгнание Наполеона" по эскизам Бориса Тальберга, и высеченными на боковых стенах именами героев Отечественной войны 1812 года.

Панорама бородино

Панорама бородино

Панорама бородино

Но живописная панорама Франца Рубо пострадала и в этом павильон — по одной из версий, 27 июня 1967 года сторонники культурной революции в Китае облили её самовоспламеняющейся жидкостью и подожгли, в пожаре погибло около 60% картины. Восстановлением утерянного полотна занимались художники-баталисты из Студии военных художников имени Митрофана Грекова, ученика Франца Рубо.

Панорама бородино

Памятник Михаилу Кутузову был установлен в 1973 году возле музея-панорамы "Бородинская битва". Авторами проекта являются скульптор Николай Томский и архитектор Л.Г. Голубовский.

Панорама бородино

Полководец изображён в парадном мундире верхом на коне. Прототипом жеребца послужил конь Софист Семёна Будённого. Памятник помещён на гранитный прямоугольный семиметровый постамент.

Панорама бородино

На цоколе пьедестала с трёх сторон расположены бронзовые горельефы. С одной стороны они посвящены офицерам и соратникам Михаила Кутузова, с другой — простым солдатам, с третьей — народным ополченцам и партизанам.

Панорама бородино

Панорама бородино

Обелиск с братской могилы павших в Бородинском сражении перенесён в 1940-х годах с ликвидированного Дорогомиловского кладбища.

Панорама бородино

1 сентября 1910 года, в годовщину совета в Филях, рядом с Кутузовской избой была заложена часовня в честь Архангела Михаила, небесного покровителя русской армии и в память именин М.И. Кутузова. Музей был торжественно открыт 16 августа 1912 года, в день годовщины Смоленского сражения в Отечественной войне.

Панорама бородино

Архитекторы М.Н. Литвинов и Н.Д. Струков выстроили часовню в историческом русско-византийском стиле, украсив её кирпичным декором и мозаикой.

Панорама бородино

Кутузовская изба — место проведения "Совета в Филях". Оригинальная изба погибла в пожаре в 1868 году вместе с обстановкой, имевшейся во время военного совета.

Панорама бородино

В 1887 году изба была восстановлена по проекту инженера Михаила Литвинова и архитектора Николая Струкова, основанному на этюде Алексея Саврасова 1866-1867 годов.

Панорама бородино

В 1966-1968 годах на Кутузовском проспекте была установлена копия Триумфальной арки скульптора Осипа Бове.

Панорама бородино

Впервые арка была сооружена в 1829-1834 годах на площади Тверской заставы в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Сейчас Триумфальные ворота стоят на Кутузовском проспекте, ныне площади Победы в районе Поклонной горы.

Панорама бородино

Исполнилось 208 лет со дня Бородинской битвы. Первая реконструкция сражения состоялась в 1989 году. 2020 год оставил поле Бородино без реконструкции.
Спасо-Бородинский женский монастырь в видеопанораме:

Вся информация из открытых источников интернета

Источник: moscow-walks.livejournal.com

Панорама Бородинской битвы

Над панорамой Бородинской битвы Франц Рубо работал в 1911-1912 годах. Это была третья панорама художника, первые две — «Штурм аула Ахулько» 1890 года и «Оборона Севастополя» 1904-1905 годов. Картину Рубо писал в Мюнхене. Кроме самого мастера, участие в создании шедевра принимали участие также генерал-лейтенант Борис Колюбакин, Иван Мясоедов, известный художник-баталист Беккер, мастер пейзажей Цен-Димпер и художники Мюллер и Фрош. Также Рубо помогал его родной брат.

Размеры картины внушительные — 15 на 115 метров. Из Мюнхена в Москву столь большое полотно транспортировали на специальных железнодорожных платформах. Изначально для панорамы был построено временное деревянное строение, которое все желающие могли посетить уже с 31 августа 1912 года.

Дальнейшая судьба картины оказалась весьма печальной. И уже к 1930-м годам из-за варварского обращения и неправильных условий хранения панорама была практически уничтожена — из 1725 квадратных метров было утеряно 900! Реставрационные работы начались уже после Второй Мировой войны. Руководил ими Павел Корин, который внес в панораму некоторые изменения (увеличил фигуру Кутузова, дорисовал Багратиона). Однако после реставрации стало ясно, что выставлять картину попросту негде. В 1961 году началось строительство специального музея под панораму. И уже 18 октября 1962 года, к 150-летию победы Российской империи в легендарной Бородинской битве, картина стала снова доступна широкой публике.

Но в 1967 году картину постигло новое несчастье — некий сторонник Культурной революции в Китае облил картину воспламеняющейся жидкостью и поджег ее, в результате чего сгорело около 60% полотна. Впрочем, реставрационные работы под руководством Митрофана Грекова (ученика самого Рубо) позволили потомкам увидеть полотно в будущем.

Экспозиции для детей в музее-панораме «Бородинская битва»

В музее Бородинcкой битвы в Москве постоянно проводятся тематические мероприятия для детей. В музее проводятся уроки истории, организуются экскурсии по временным выставкам, посвященным произведениям русских писателей 19 века (на тему той войны и Бородинской битвы). Кроме того, для детей устраиваются мастер-классы и интерактивные игры-представления. Причем, всё это рассчитано на детей самых разных возрастов — от 7 до 18 лет.

Как добраться до музея-панорамы «Бородинская битва»

До музея можно добраться по ул. Новый Арбат, которая переходит в Кутузовский проспект. Также можно доехать на метро — выходить следует на станции «Парк Победы». Если же вы предпочитаете наземный транспорт, то остановка автобуса так и называется «Панорама Бородинской Битвы». Доехать можно на автобусах № М2, М27, Н2, Т39, Т7, Т7к, 91, 116, 157, 205, 324, 454, 474, 840. Тут же останавливаются маршрутные такси № 477, 523.

Еще один способ добраться до музея — вызвать такси. Сделать это можно, например, через специальное приложение для смартфона. Наиболее популярны сервисы Uber и Яндекс.Такси.

Видео:

Источник: www.tourister.ru

Все рубрики

Источник: mostrek.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.