Как добраться в Палермо

Лоукостеры открывают новые маршруты из Украины в европейские города. Больше всего направлений в Италию. Рим, Неаполь, Милан, Турин. С недавних пор из Украины за небольшие деньги можно полететь на Сицилию – самый большой остров в Средиземном море.

Стоит внимания Уютная Италия с видом на Альпы: что посмотреть в Турине

Кроме Катаньи, украинцы прямым рейсом из Львова могут добраться в Палермо. Рейсы осуществляет авиакомпания Ryanair. Самые дешевые билеты традиционно не в курортный сезон – осень-весна.

Но даже осенью Палермо и Сицилия в целом – приятное место для отдыха.

Палермо это где
La Cala в Палермо / Фото Михаила Гемы

Забегая вперед, расскажу, как добраться из аэропорта Палермо в центр города. Самый дешевый и простой способ – это автобус.

Билет стоит 6 евро. Его можно приобрести только в кассе терминала аэропорта за наличные или оплатив банковской картой. По дороге к центру автобус делает несколько остановок.

Также из аэропорта едет поезд и такси. Стоимость билета на поезд почти 6 евро, но время в пути составляет больше, чем на автобусе. Помимо обычного такси, из аэропорта есть возможность взять taxi-sharing за 8 евро. Однако придется ждать, когда автомобиль заполнится попутчиками.

Шок, принятие, любовь


Именно такими словами свое эмоциональное состояние описал мой коллега, когда мы пробыли в Палермо несколько дней. Сицилия поразила еще в самолете, когда сквозь туман начали виднеться скалистые горы.

Одна из таких сразу вблизи аэропорта и манит остановиться на трапе и сделать фото. Чтобы не задерживать других пассажиров, спешащих покинуть аэропорт, отказал себе в этом удовольствии…

Сицилия – один из наименее развитых регионов Италии, но известный во всем мире. Сомнительную славу региону, кроме вулкана Этна, принесла мафия. В XX веке на Сицилии существовала одна из самых опасных и жестоких итальянских мафий – Коза ностра.

Палермо это где
Улица Discesa Maccheronai / Фото Михаила Гемы

Сегодня на стенах города можно увидеть красивые граффити с главным героем фильма «Крестный отец» Марлоном Брандо. Такие же красивые магниты продают туристам.


Но местные не слишком счастливы, что Сицилия прежде всего ассоциируется с мафией и благодаря этому пытается развивать туризм.

Фильмы романтизировали мафию. Но сегодня она приобрела другую форму. В Палермо или другом месте Сицилии вы вряд ли встретите стереотипного мафиози в шляпе и пальто. В наше время это запущенная форма бюрократии.

Шок

Палермо – специфический город. В нем приходится идти на компромисс с собой. Забегая вперед предупрежу, что город не для всех и пусть не вводят в заблуждение глянцевые фото.

После первой прогулки по главной улице города Via Maqueda я спросил себя: «А когда уже вылет домой?» Побывав в других регионах Италии, мы были готовы, что Палермо беднее Милана, Турина, Флоренции или Болоньи. Но одно дело думать об этом, другое – столкнуться.

Одна сторона Палермо – это полный хаос! Бешеный поток людей на самокатах, велосипедах и мопедах, которые проносятся в сантиметрах от того, чтобы сбить человека. На небольших, но крайне шумных мопедах по улицам города рассекает местная шантрапа.

Палермо это где
Улица Via Maqueda / Фото Михаила Гемы

Палермо – это пробки и звонкие сигналы автомобилей с самого утра и до вечера. Нерегулируемые пешеходные переходы, к которым приходится адаптироваться, чтобы не попасть под колеса. Странная парковка.

Это коктейль ароматов: от палермитанской пасты с орехами на оливковом масле до турецкого кебаба или чего-то индийского и даже китайского. Палермо – это модный бутик Dolce&Gabbana, который делит площадь с магазином китайских подделок.


И в завершение – это божественная архитектура с трущобами. Красивые и благоухающие кусты и горы мусора. Город, который легко доведет до инфаркта «зеленых»…

Принятие

Увидев всю эту «красоту», я с ужасом понял, что должен прожить в ней целую неделю. Сперва возникло желание не выходить из номера. Однако довольно быстро мы дали логическое определение всему, что увидели. Колорит!

И это сработало. В один момент Палермо приобрело новые формы и образы. Теперь это не шумный и грязный город, а старенькая Италия, которую, пожалуй, больше нигде не встретишь.

Палермо это где
Кафедральный собор / Фото Михаила Гемы

Хаос, который был описан выше, теперь работает, как слаженный механизм. Время замедлилось и пересечение нерегулируемого перехода больше не квест, а обыденность.

Этап принятия завершился на людях, которые поют на улице и насвистывают красивые мелодии. Наконец путешествия во времени стали реальностью. Привет, 80-е. Именно в этом времени в хорошем смысле и застрял Палермо.

Любовь

Чтобы поверхностно познакомиться с Палермо в осенний период, хватит 3–4 активных дней. Достопримечательности чуть ли не на каждом шагу и в самых неожиданных местах. Сперва вы идете в трущобах, где под ноги бросают петарды, после чего приходите к невероятному кафедральному собору.


Палермо это где
Кафедральный собор / Фото Михаила Гемы

Гуляя по шумной улице Via Maqueda, в один момент наталкиваешься на фантастической красоты фонтана Претория. Возле него церкви Марторана и Сан-Катальдо.

На этой же улице расположен третий по величине театр Европы – Массимо. Попасть на спектакль можно за демократичные 20–40 евро.

Палермо это где
Театр Массимо / Фото Михаила Гемы

В Палермо смешаны стили архитектуры, что только добавляет красоты и помпезности городу. На многих зданиях прослеживается арабский стиль. Его легко узнать благодаря ромбовидным вырезам на верхушках зданий и богатому убранству.

Столица Сицилии богата дворцами, виллами и музеями. Палермо – чрезвычайно зеленый город. Кроме больших парков и ботанических садов, в городе много кустов и различных деревьев. Конечно, есть и мандарины.

Одним из лучших садов города является Orto Botanico dell’università degli Studi di Palermo, вход в который составляет меньше, чем 10 евро. Обязательно нужно попасть в бесплатный парк Parco d’Orleans. Кроме красивого ландшафтного парка, посетителей ждет маленький сюрприз – пеликаны, фламинго, попугаи и другие экзотические птицы.


Палермо это где
Parco d’Orleans / Фото Михаила Гемы

Чуть не забыл добавить, что вся эта красота еще и на фоне приятной теплой погоды, живописных зеленых гор и Тирренского моря. Палермо красив при солнечной и дождливой погоде. Последняя крайне редко беспокоит город, но серые облака на фоне зеленых гор и скал создают маленькую Исландию.

Купаться в море в самом Палермо плохая идея, ведь город имеет статус портового. Местные и туристы отдают предпочтение роскошному пляжу Мондело в нескольких километрах от центра Палермо. Чистый песок и бирюзовая вода – что может быть лучше? Купаться и загорать можно даже в ноябре!

Палермо это где
Пляж в Мондело / Фото Михаила Гемы

Добраться до пляжа Мондело легко на автобусе всего за 1,20 евро. Билет действителен в течение 90 минут, а поездка займет полчаса.

Традиционно для Италии билеты продаются в табачных киосках и иногда на остановках. Приобрести билет у водителя невозможно. Замечу, что по центру Палермо курсируют несколько бесплатных автобусов. Их легко узнать благодаря надписи Free. Они в основном предназначены для студентов и школьников.


И наконец еда. Палермо входит в список городов с лучшей уличной едой. Местные говорят, что Палермо лучший в мире город для тех, кто хочет поесть вкусно и недорого. Каждый должен попробовать в Палермо аранчини, панелле, сицилийскую пиццу сфинчионе и вафельные трубочки канноли.

Также многие рестораны подают рыбу. В Палермо популярна рыба-меч, попробовать которую можно за 10 евро. Особый деликатес – фаршированный кальмар. В целом Палермо дешевый город и переполнен молодежью.

За веселой «тусовкой» рекомендую идти на улицу Discesa Maccheronai: пиво по 1 евро, танцы под Mahmood и экстравагантные прикиды местных.

Палермо это где
Район Мондело / Фото Михаила Гемы

Палермо – это история. Чтобы прикоснуться к истории – езжайте в Палермо и все поймете. Прогуляйтесь по центру и попробуйте что-то традиционное. Выйдите к набережной и удивитесь, как низко небо. Палермо нужно чувствовать.

Источник: travel.24tv.ua

Достопримечательности

Палермо, в отличие от Рима, Флоренции, Венеции, Милана, не входит в число самых популярных итальянских городов. Хотя по атмосферности, количеству и разнообразию достопримечательностей, памятников истории и культуры, столица Сицилии ничуть не уступает им. Также Палермо известен огромным количеством церквей (их тут более 250). Некоторые из них являются шедевром сакральной архитектуры.


Кафедральный собор
Кафедральный собор

Кафедральный собор — главный сакральный памятник Палермо, включённый в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это великолепная древняя церковь, основанная в 12 веке и сохранившая оригинальный нормандский характер. Здание имеет впечатляющий фасад, который представляет собой переплетение элементов готики, мавританской и испанской архитектуры.

Одна из колонн собора имеет раннюю арабскую надпись, подтверждая, что церковь построена на фундаменте мавританской мечети. Колокольня датируется 12 веком, но была перестроена в 1840 году. Королевская ложа, с которой сицилийские короли приветствовали народ после коронации, также была построена в 12 веке и изменена через три столетия. Среди многочисленных артефактов собора особенно выделяются гробницы нормандских Гогенштауфенов.

Дворец норманнов
Дворец норманнов

Дворец норманнов, известный также как Королевский дворец — одна из самых известных достопримечательностей Палермо. Это монументальное здание было построено Фридрихом II на фундаменте древнего сарацинского сооружения. В период существования Сицилийского королевства здесь находилась резиденция его правителей. Дворец был существенно расширен и перестроен испанцами, представляя собой синтез средневековой и более поздней архитектуры.

В северо-восточной части дворца сохранилось выдающееся нормандское строение — высокая башня с аккуратными квадратными каменными блоками и слепыми аркадами. Квадратный двор, построенный в начале 17 века, окружен тремя этажами аркад.

Палатинская капелла
Палатинская капелла

Палатинская капелла — шедевр средневековой архитектуры, который представляет собой уникальное слияние норманнского, арабского, византийского и романского стилей. Это придворная церковь сицилийских королей, освященная в 12 веке. Несмотря на все изменения, происходившие на протяжении веков, интерьер её не утратил общей гармонии. Эта небольшая трёхнефная базилика, прежде всего, известна великолепным внутренним убранством, в котором выделяются средневековые мозаики. 


Новые ворота
Новые ворота

Новые ворота — великолепное древнее сооружение с впечатляющим фасадом, расположенное к западу от дворца.

Ворота были построены в 1535 году. 

Политеама
Политеама

Театр Политеама — замечательный пример неоклассической архитектуры, построенный во второй половине 19 века. 

Церковь св. Екатерины
Церковь св. Екатерины

Церковь св. Екатерины — сакральное сооружение в самом сердце Палермо, построенное в 16 веке. Представляет собой синтез стилей сицилийского барокко, рококо и ренессанса.


Марторана
Марторана

Марторана — средневековое религиозное сооружение, основанное в 1143 году. Этот сакральный памятник представляет собой здание в арабо-норманнском стиле. Фасад в стиле барокко, добавленный вместе с колокольней после землетрясения в 1720-х году, немного выбивается из этой концепции. Церковь имеет византийскую структуру и великолепные мозаики 12-го века, которые являются одними из древнейших на всей Сицилии.

Сан-Джованни
Сан-Джованни

Сан-Джованни — древний монастырь, основанный ещё в 6 веке. В мавританский период здесь была построена мечеть. Затем норманны заново освятили это место и в 1132 году возвели квадратную церковь с строгим интерьером, увенчанную пятью куполами.

Сан-Катальдо
Сан-Катальдо

Сан-Катальдо — памятник средневековой религиозной архитектуры в арабо-норманнском стиле. Церковь датируется 12 веком и отличается ярко-красными куполами над возвышенным центральным нефом. Здание имеет строгий интерьер, украшенный инкрустациями пол и коринфские капители на четырех древних колоннах.

Театр Массимо
Театр Массимо

Театр Массимо — главный оперный театр Сицилии и одно из самых ярких неоклассических зданий в Италии. Театр открыл свои двери в 1897 году.

Палермо имеет впечатляющий археологический музей, расположенный за небольшим монастырем 17-го века. Его коллекции — это невероятные древние артефакты, среди которых есть арабские и финикийские предметы. 

Катакомбы капуцинов
Катакомбы капуцинов

Катакомбы капуцинов — одна из самых необычных и немного жутких достопримечательностей Палермо. Эти подземные ходы расположены под аббатством и были высечены в вулканической породе в 17 веке. Катакомбы использовались для захоронений вплоть до 1881 года. Внутри представлена мрачная сцена из 8000 мумифицированных трупов, упорядоченных по полу и статусу, лежащих в проходах или висящих в нишах стен.

Дворец Абателлис
Дворец Абателлис 

Дворец Абателлис (Пателла) — здание в стиле каталонской готики, построенное Маттео Карнеливари в 1490 году. С начала 16 до середины 19 веков здесь располагался монастырь. Сейчас в стенах дворца находится художественная галерея, включающая работы выдающихся сицилийских мастеров.

Куатро Канти (Quattro Canti)
Куатро Канти (Quattro Canti) 

Куатро Канти (Quattro Canti) — одна из центральных площадей Палермо, которая представляет собой выдающийся образец сицилийского барокко. Это городское пространство было построено в первой половине 17 века по проекту римского архитектора Лассо. Площадь имеет необычную восьмиугольную форму. Фасады образующих её зданий украшены скульптурами.

За одним из дворцов скрыта барочная церковь Сан-Джузеппе деи Театини — большая базилика, построенная между 1612 и 1645 годами. 

Санта Мария ди Гезу
Санта Мария ди Гезу

Санта Мария ди Гезу — бывший монастырь миноритов, расположенный на склонах Монте-Грифон.

Санто-Спирито
Санто-Спирито

Церковь Санто-Спирито была построена в 1173-78 годах как оратория цистерцианского аббатства за пределами средневековых стен. В 1282 году перед зданием началась «сицилийская вечеря», которая закончилась изгнанием французов.

Кьярамонте
Дворец Кьярамонте

Дворец Кьярамонте — средневековое здание, построенное в 14 веке для могущественной дворянской династии. Дворец служил резиденцией наместника между 1468 и 1517 годами, затем здесь проводились суды инквизиции, а с 1799 года — обычные суды. Это массивное каменное здание с квадратным внутренним двором теперь является музеем. 

Источник: traveller-eu.ru

Сицилийская столица огромна. Да еще к тому же она все время бурлит и меняется — трудно познаваемая, яркая, пугающая и притягательная одновременно. Палермо нельзя охватить одним взглядом — даже забравшись на гору Монте-Пеллегрино. И уж точно нельзя сказать, что вы узнали этот город, если побывали здесь лишь однажды, пусть и провели на его площадях и улицах несколько недель кряду. Чтобы познакомиться с ним хорошенько, непременно нужно вернуться. Дабы перестать на каждом шагу сверяться с путеводителем и бесконечно проверять на прочность стереотипы об этом городе.

Они ему к лицу — так же как слухи и домыслы нередко добавляют очарования романтическим хулиганам. Романтики, кстати, Палермо не занимать. Оставьте Венецию и Верону любителям больших и маленьких трагедий — Палермо создан для того, чтобы влюбиться и воспрянуть духом. Не верите — спросите Вима Вендерса: именно это произошло с главным героем его ленты «Съемки в Палермо» (Palermo Shooting), фотографом Финном, которого этот город вернул к жизни.

Палермо это гдеСицилийцы, кстати, полагают, что фильм у Вендерса получился почти документальный. Не в том смысле, что они сами нередко предпочитают не замечать границ между правдой и вымыслом, — а в том, что в картине, снятой заезжим иностранцем, они узнают город, в котором живут. А это дорогого стоит!

Кстати. Видимо, зерно истины в таком мнении есть: «Съемки в Палермо» в фильмографии Вима Вендерса стали последней игровой лентой, после чего он переключился на производство документального кино. А еще это фильм-исследование, в котором Вендерс-режиссер впервые выбирается за границы своей родной Германии.

Правдиво запечатлеть Сицилию и ее неспокойную столицу — задача не из легких. Палермо успешно совмещает в себе облик несомненно итальянского города и тот факт, что почти ничего собственно итальянского здесь, на пересечении всех мыслимых и немыслимых средиземноморских дорог, нет. Зато здесь можно обнаружить следы присутствия нескольких десятков иных культур — одна другой древнее.

Культурная традиция самой Сицилии тоже обширна, так что ничего не стоит выбрать себе в проводники хоть художников, хоть музыкантов, хоть литераторов — например, британские журналисты не так давно выпустили обширный литературный путеводитель по Сицилии, в заочном соавторстве с несколькими десятками поэтов и писателей из разных эпох и стран. Кинематографисты тоже могут стать отличными гидами по Палермо. Эмма Данте и ее фильм 2013 года Via Castellana Bandiera (на русский переведенный как просто «Улица в Палермо»), объединивший кинематографистов из трех стран, расскажет всю правду о здешнем образе жизни. Блестящий дуэт Франческо Рози и Тонино Гуэрры поможет «Забыть Палермо», — а вот для знакомства с городом никого лучше Вима Вендерса не сыскать.

Палермо это гдеВо-первых, он заслуженный исследователь городских пространств, их хранитель и толкователь — со времен «Неба над Берлином». Во-вторых, во всех его фильмах герои говорят сразу на нескольких языках — и в Палермо, где сплетаются разноязыкие культуры, это всегда кстати. В-третьих, в «Съемках в Палермо» у него получилось одновременно запечатлеть и все основные местные достопримечательности, и городскую повседневность. И, наконец, этот фильм — сам по себе путешествие. В «Съемках в Палермо» Вим Вендерс повествует не только о средиземноморском старинном городе — но и о Дюссельдорфе, где вырос сам режиссер, и откуда его усталый герой, модный фотограф Финн, отправляется в путешествие на Сицилию.

Даже если вы не фотограф, непременно возьмите с собой камеру. Этот город увлечет вас — своей древностью, колоритными руинами, своей витальностью и, конечно, смешением масштабов. Такое смешение (и смещение) масштабов легко заметить и в «Съемках в Палермо». Камера оператора Франца Люстига следует от грандиозной площади Театро дель Соле, от огромных портовых кранов в Castellmare до невероятно узких улиц и квартиры героев, тесной настолько, что газовая плита буквально путается под ногами у выхода на небольшую террасу.Палермо это где

К слову, Театро дель Соле, «Театр солнца», — не метафора. Это действительно грандиозные декорации, в которых светило ежедневно, за исключением редких дождливых и облачных дней, проявляет свой актерский талант. Театро дель Соле — одна из главных площадей в Палермо, на пересечении улиц Македа и Витторио Эмануэле. Здания на ней расположены так, что хотя бы один фасад в любое время дня освещается солнцем. Неудивительно, что это метафорически-театральное название площади в речи жителей Палермо можно услышать гораздо чаще, чем ее настоящее имя — пьяцца Вильена.Палермо это где

У площади есть и другие имена, например Куаттро Канти, «Четыре угла», — то ли из-за того, что две пересекающиеся улицы разрезают площадь на четыре равные части, то ли из-за четырех изысканных барочных зданий. Из-за их скошенных фасадов ее еще называют Восьмиугольной: в Палермо геометрия — не точная наука.

Вряд ли, конечно, оказавшись на этой площади, вы почувствуете ту панику и смятение, которые сопровождают ее первое появление в «Съемках в Палермо». Она скорее похожа на музей под открытым небом — и музей довольно обширный. Трудно рассмотреть все сразу, поэтому стоит вернуться сюда, и неоднократно, чтобы во всей полноте ощутить ордерный порядок четырех почти одинаковых барочных палаццо. В нижнем уровне — фонтаны, обозначающие времена года, во втором ярусе — четыре испанских короля, правители Палермо эпохи барокко, и над всем — четыре святые девы, покровительницы города, по одной на каждый квартал. Удивительно, но среди них нет святой Розалии, которая непременно упоминается в любой пародии на жителей Палермо и тоже считается небесной покровительницей города.

Кстати. Розалию стали почитать только в XVII веке, когда обнаружили ее мощи, — а до этого возносили молитвы святым Лючии, Оливии, Нимфе и Кристине. В честь святой Лючии до сих пор готовят особое блюдо из вареных зерен пшеницы, добавляя к ним мед, орехи и изюм. Сходство с хорошо знакомой православной кутьей уловить нетрудно, тем более что это сицилийское великолепие называется «кучча».

Пожалуй, чтобы хорошенько рассмотреть кондитерские здания, которые, как в зеркале, отражаются одно в другом, нужно прийти сюда рано утром. Пока площадь не окажется заполненной туристами (даже у Вендерса рядом с героем-фотографом есть и простой турист, снимающий Куаттро Канти), и стройный, строго спланированный перекресток эпохи барокко не превратится в современный перекресток, где все встречаются со всеми и все куда-то спешат.

Палермо это гдеПерекресток, точка столкновения — лучшая и самая очевидная метафора для всего Палермо. На пути попадаются то Палатинская капелла, выстроенная норманнским королем Рожером на основе арабских арок и с византийскими апсидами — это местная хрестоматия, базовый курс истории культурных взаимодействий. То кафедральный собор Палермо, вместивший все, от добротного готического интерьера до перестроек XVIII века и портика работы лучших ренессансных мастеров. То церковь Сан-Франческо — с не менее богатой историей перестроек, но в конце концов вернувшаяся буквально к средневековому состоянию в результате бомбардировок союзников во время Второй мировой.

«Этот квартал стоит в руинах с тех пор, как в сорок пятом в него упала бомба. Она и сейчас там», — предупреждает туристов гид, и совершенно невозможно понять, шутит он или говорит серьезно. Пренебрежение к разрушениям, которые в 1940-е сопровождали превращение Италии из Республики Сало в свободное государство, — одна из узнаваемых черт характера этого города. Такая же, как вездесущий стрит-арт (правда, в Палермо у него свой колорит, например, легко наткнуться на изображение удрученного папы римского в «анархистском облачении» — красной мантии и черной тиаре) или повсеместные надписи «Odialo la polizia». «Ненавижу полицию» мимоходом читается и за спиной кинематографического Финна, проходящего по улочкам Старого города.

Эти будто бы случайно попавшие в кадр граффити, киоск, торгующий формой культовых футболистов, небольшие рыночки, заколоченные окна — все это вроде бы подкрепляет растиражированный образ Палермо. И в жизни, и в кинематографической реальности Вима Вендерса. Главный герой предстает перед нами как чужак, турист: добросердечная местная художница (на непременном мотороллере!) велит ему в оба глаза следить за дорогостоящей камерой, ведь понятно, что ее в два счета украдут.

А сам Финн мгновенно попадается в эту ловушку познания «чужого» пространства, за которым приятно наблюдать, в котором особые нравы — и, будто переняв местное упрямство, садится на порог дома ждать, пока убежавшая коза не выйдет снова. Во всем этом, как ни странно, куда больше общеевропейского, чем уникального образа Палермо. Создается впечатление, что этот туристический компонент, близкий и узнаваемый, введен сюда специально — Вендерс словно иронизирует над индустрией туризма. Он остро и точно схватывает начавшуюся капитализацию впечатлений, наслаждение образом жизни придуманных «других». А это значит, что на самом деле возвращение в Палермо становится для нас, пресыщенных визуальными впечатлениями, поводом переосмыслить нашу жизнь и нашу собственную личную историю — на фоне полуторатысячелетнего Палермо кажется, что изменить ее так легко!Палермо это где

Справедливости ради надо сказать, что вы тоже вполне можете увидеть на улицах Палермо самую настоящую козу. Вы застынете в растерянности, под хохот прохожих, когда своенравное животное вдруг скроется в дверях, на которых… вручную нарисован театральный занавес. Между прочим, практика размещать небольшие театры в нижних этажах жилых зданий, наравне с кафе и лавками, встречается и в других городах европейского Средиземноморья.

У самого Палермо, конечно, много общего с его средиземноморскими родственниками. Например, как во всяком уважающем себя городе на Средиземном море, в Палермо есть свое блюдо из нута, близкий родственник фалафеля и ему подобных. Здесь также в почете и орешки пинии, и морепродукты и, конечно, оливковое масло — сицилийцы и вовсе уверяют, что это они его придумали.

Кстати. Хотя в местной кухне попадаются и блюда, на первый взгляд совсем не средиземноморского, даже не итальянского, а вовсе какого-то немецкого происхождения. Например, сальсиччи — сосиски, которые готовятся на гриле и появляются на столе в сопровождении томатов и лимонного сока.

Как они сюда попали, совершенно неясно. Также как неясно, откуда взял свою «голландскую» манеру письма самый знаменитый из сицилийских живописцев Антонелло да Мессина, южная звезда Ренессанса, сиявшая одновременно с флорентийскими звездами. Родом он не из самого Палермо, а из небольшого сицилийского городка Мессина, но по праву столицы региона Палермо выставляет его работы в палаццо Абателлис. Именно из Мадонны Аннунциаты работы да Мессины, итальянской по внешнему виду и молитвенной силе, но — странное дело — как будто вышедшей из-под кисти Ван Эйка, и начинается, по собственному признанию Вима Вендерса, визуальная история Флавии, главной героини его ленты о «Съемках в Палермо».

В фильме она работает над реставрацией фрески в том же самом палаццо Абателлис — вообще-то вход сюда вполне свободный, но в режиссерской версии событий музей на виа Аллоро закрыт на вечный ремонт. «Триумф смерти», над которым трудится Флавия, перенесенный сюда из палаццо Склафани, в реставрации действительно нуждался — первоначально панно для переноса было разделено на четыре части, а потом снова собрано, и в результате долгого экспонирования живопись вдоль соединительных швов повредилась. Сохранность этого шедевра, конечно, очень важна для регионального музея — ведь это один из немногих образцов международного, не типичного для юга Италии стиля. Фреску заказывали арагонские правители, а автором ее был, судя по всему, окситанский или провансальский художник. Со свойственной раннему барокко мрачной экспрессией он изобразил смерть, поражающую стрелами епископов, нобилей, даже бедняков — совершенно безразлично и беспощадно, ведь оставшиеся в живых богачи почти не замечают ее присутствия, а молящие о прекращении страданий бедняки не получают желанного избавления.

Кстати. Палаццо Абателлис — добротный дом для знатного семейства, в конце XV века построенный архитектором, чьи таланты уже были известны палермской знати, Маттео Карниливари. До этого, например, он задумал грандиозное палаццо (построить пришлось куда скромнее) для семьи Аютамикристо. Буквально их фамилия переводится как «помоги мне Христос».

Поражающий контраст полноты жизни и запустения во фреске неизвестного художника XV столетия (она, к слову, послужила вдохновением и Габриеле д’Аннунцио — от запутанных генеалогий в итальянском искусстве никуда не деться!) — есть и в современном Палермо. Площадь с фонтаном Гарафелло (название происходит от арабского слова, означающего чистый источник), немного в стороне от Старого города, в районе Кастелло-аль-Маре все еще выглядит полуразрушенной, дом за скульптурным памятником XVI столетия пустует. Словно уводят в пустоту и ступени улочки Мертвецов, Кортиле делла Морте, — как будто ее название и правда должно напугать путника! Но вдруг в конце темного и тесного тупика видишь свежевыстиранное белье самых жизнерадостных цветов и понимаешь: это внезапное memento mori — всего лишь барочная игрушка. Фрагмент, выпавший из какой-то старинной мозаики, призывающей задуматься о вечном прихожан какого-нибудь не дожившего до наших дней храма.

Фрагментарность и мозаичность — еще одна характерная черта Палермо, впрочем, присущая всей Сицилии. Островное положение, обособленность приводят к тому, что на небольшом пространстве можно найти свидетельства почти любой эпохи, а не только признанные как знатоками, так и туристами памятники Средних веков и Возрождения. Например, в XIX веке Палермо был вполне успешным и популярным туристическим городом, свидетельством чему — появившаяся в 1908 году так называемая «Эгейская вилла», отель эпохи ар-нуво, с удивительной мебелью из гнутого дерева и фресками с женскими фигурами в духе типажей Альфонса Мухи. А в юго-восточной части города есть настоящий палеолитический грот, с живописью граветтской и мезолитической эпохи — ее копии можно увидеть в Национальном музее. Там же хранится и найденный в пещере скелет карликового слона — размеры этого вида уменьшились именно потому, что он был островным и испытывал недостаток в пище.

Скелет карликового слона — как будто тоже барочный, пугающий и притягательный экспонат. Вообще барочная картина мира — действительно подходящий ключ к пониманию Палермо. Иллюзионизм и экспрессия, характерные для барокко, сами по себе созвучны облику города (как бы мирно он ни выглядел на берегу лазурной бухты). А наглядное упрощение, даже поляризация конфликтов, внешних и внутренних, может помочь разобраться с действительно перегруженной исторической памятью сицилийской столицы. Бесконечную историю завоеваний и отвоеваний можно преодолеть, только бросив на нее рассеянный, отстраненный взгляд. В Палермо это понимают. И наверное поэтому старинный народный театр здесь повествует вовсе не о хитросплетениях сицилийской истории, а о Карле Великом и его приближенных. Кукольные истории о сражениях с сарацинами, та самая святая Розалия в римском костюме, музей театральной машинерии — они позволяют отвлечься от конкретики, витающей в воздухе Палермо.

Впрочем, все это здесь, разумеется, оказалось неспроста. «А то, чего у меня нет, мне и не нужно», — поет Фабрицио де Андре в наушниках главного героя «Съемок в Палермо». И это отличный девиз для самого города.

Источник: Discovery-Russia.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.