23 декабря 1799 года родился Карл Брюллов. Сын скульптора французского происхождения Поля Брюлло, Карл был одним из семи детей в семье. Его братья Павел, Иван и Федор тоже стали живописцами, а брат Александр — архитектором. Однако самым известным оказался Карл, написавший в 1833 году полотно «Последний день Помпеи» — главное произведение своей жизни. «Культура.РФ» вспомнила, как создавалось это полотно.

История создания

Картина написана в Италии, куда в 1822 году художник отправился в пенсионерскую поездку от Императорской Академии художеств на четыре года. Но прожил там 13 лет.

Сюжет повествует о древнеримской трагедии — гибели старинного города Помпеи, расположенного у подножия Везувия: 24 августа 79 года н. э. извержение вулкана унесло жизни двух тысяч жителей.

В 1748 году военный инженер Рокке де Алькубьерре начал археологические раскопки на месте трагедии. Открытие Помпеи стало сенсацией и нашло свое отражение в творчестве разных людей. Так, в 1825 году появилась опера Джованни Пачини, а в 1834 году — исторический роман англичанина Эдварда Бульвер-Литтона, посвященный гибели Помпеи.


Брюллов впервые посетил место раскопок в 1827 году. Отправляясь на развалины, 28-летний художник и не подозревал, что эта поездка окажется судьбоносной для него: «Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом», — писал художник.

Чувства, которые Карл Брюллов испытал на раскопках, не оставляли его. Так родилась идея полотна на историческую тему. Работая над сюжетом, живописец изучал археологические и литературные источники. «Декорацию сию я взял с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину». Моделями для персонажей стали итальянцы — потомки древних жителей Помпеи.

На стыке классицизма и романтизма

В этой работе Брюллов являет себя не традиционным классицистом, а художником романтического направления. Так, его исторический сюжет посвящен не одному герою, а трагедии целого народа. А в качестве сюжета он выбрал не идеализированный образ или идею, а реальный исторический факт.

Правда, композицию картины Брюллов строит в традициях классицизма — как цикл отдельных эпизодов, заключенных в треугольник.

В левой части картины на втором плане изображены несколько человек на ступеньках большого здания гробницы Скавра. Прямо на зрителя смотрит женщина, в глазах которой читается ужас. А за ней — художник с ящиком красок на голове: это автопортрет Брюллова, переживающего трагедию вместе со своими персонажами.


Ближе к зрителю — семейная пара с детьми, которая пытается спастись от лавы, а на первом плане женщина прижимает к себе дочерей… Рядом с ней — христианский священник, который уже вверил свою судьбу Богу и оттого спокоен. В глубине же картины мы видим языческого римского священника, который пытается спастись, унося ритуальные ценности. Здесь Брюллов намекает на падение античного языческого мира римлян и наступление христианской эпохи.

В правой части картины на втором плане изображен всадник на коне, который встал на дыбы. А ближе к зрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать на руках свою невесту (на ней венок из роз), потерявшую сознание. На первом плане — два сына несут своего старика отца на руках. А рядом с ними — юноша, умоляющий мать подняться и бежать далее от этой всепоглощающей стихии. Кстати, этот юноша не кто иной, как Плиний Младший, действительно спасшийся и оставивший свои воспоминания о трагедии. Вот отрывок из его письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Густой черный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас. Вокруг наступила ночь, непохожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жен и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких, некоторые в страхе перед смертью молились о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет и для мира это последняя вечная ночь».


В картине нет главного персонажа, но есть центральные: златокудрый ребенок возле распростертого тела своей погибшей матери в желтой тунике — символ падения старого мира и зарождения нового, это противопоставление жизни и смерти — в лучших традициях романтизма.

В этой картине Брюллов показал себя и как новатор, используя два источника света — горячий красный свет на заднем плане, передающий ощущение надвигающейся лавы, и холодный зеленовато-голубой на переднем плане, добавляющий сюжету дополнительную драматургию.

Яркий и насыщенный колорит этой картины также нарушает классические традиции и позволяет говорить о художнике как о романтике.

Триумфальное шествие картины

Карл Брюллов работал над полотном в течение шести лет — с 1827 по 1833 год.

Впервые картина была представлена публике в 1833 году на выставке в Милане — и тут же произвела фурор. Художника чествовали, как римского триумфатора, о картине писали хвалебные отзывы в прессе. Брюллова встречали на улице аплодисментами, а во время его переездов на границах итальянских княжеств не требовали паспорта: считалось, что каждый итальянец и без того знает его в лицо.

В 1834 году «Последний день Помпеи» был представлен на парижском Салоне. Французская критика оказалась не в пример итальянской сдержаннее. Но профессионалы оценили работу по достоинству, вручив Брюллову золотую медаль французской Академии художеств.


Полотно произвело сенсацию в Европе, и его с нетерпением ждали в России. В том же году оно было отправлено в Санкт-Петербург. Увидев картину, Николай I изъявил желание лично познакомиться с автором, однако художник отправился с графом Владимиром Давыдовым в путешествие по Греции, а на родину вернулся только в декабре 1835 года.

11 июня 1836 года в Круглом зале российской Академии художеств, где была выставлена картина «Последний день Помпеи», собрались почетные гости, члены Академии, художники и просто любители живописи. Автора полотна, «великого Карла», внесли в зал на руках под восторженные крики гостей.«Толпы посетителей, можно сказать, врывались в залы Академии, чтобы взглянуть на «Помпею», — пишет современник и свидетель того успеха, равного которому ни один русский художник не знал.

Заказчик и владелец картины Анатолий Демидов подарил ее императору, а Николай I поместил ее в Эрмитаже, где она находилась в течение 60 лет. А в 1897 году была переведена в Русский музей.

Картина буквально взбудоражила все российское общество и лучшие умы того времени.

Искусства мирные трофеи
Ты внес в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи»,
Для русской кисти первый день! —

написал о картине поэт Евгений Боратынский.


Александр Пушкин также посвятил ей стихи:

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Упоминает «Последний день Помпеи» и Михаил Лермонтов в романе «Княгиня Лиговская»: «Если вы любите искусство, то я могу сказать весьма приятную новость: картина Брюллова «Последний день Помпеи» едет в Петербург. Про нее знала вся Италия, французы ее разбранили», — Лермонтов явно знал об отзывах парижской прессы.

Российский историк и путешественник Александр Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии.

А Николай Гоголь посвятил картине большую статью, написав: «Кисть его вмещает в себе ту поэзию, которую только чувствуешь и можешь узнать всегда: чувства наши всегда знают и видят даже отличительные признаки, но слова их никогда не расскажут. Колорит его так ярок, каким никогда почти не являлся прежде, его краски горят и мечутся в глаза. Они были бы нестерпимы, если бы явились у художника градусом ниже Брюллова, но у него они облечены в ту гармонию и дышат тою внутреннею музыкою, которой исполнены живые предметы природы».

Источник: www.culture.ru

История


На протяжении 250 лет Помпеи остаются самым популярным туристическим маршрутом Италии

Помпеи — античный город, образованный в VI веке до нашей эры у подножия вулкана Везувий. Это был оживленный торговый центр. Непосредственная близость к реке Сарно давала возможность выхода в Неаполитанский залив, который был практически единственным глубоководным местом у берегов Италии. Это делало порт важнейшим стратегическим пунктом.

В 89 году до нашей эры город потерял самостоятельность и стал римской колонией. По приблизительным оценкам количество горожан составляло примерно 20 тысяч человек. Возникает логичный вопрос: зачем строить поселение в непосредственной близости от вулкана? Дело в том, что Везувий не проявлял никакой активности и давно считался потухшим. Никаких наблюдений за ним не велось. Между тем по его вине было разрушено целых три города:

  • Помпеи;
  • Геркуланум;
  • Стабии.

Интересно! За 20 лет до рокового события случилось землетрясение, которое уничтожило несколько близлежащих небольших поселений. Отстроив разрушенные здания, люди забыли об этом, и жизнь быстро вошла в прежнюю колею.

Гибель города

Археологам удалось создать гипсовые слепки жертв катастрофы

Считается, что Помпеи были разрушены в августе 79 года. Историки, датируя это событие, опираются на письмо Плиния-младшего Тациту, где он по его просьбе описывает страшный день гибели города. Недавние археологические находки опровергают этот факт. На стене одного из домов была найдена надпись, сделанная углем, которая дает все основания полагать, что катастрофа произошла в октябре.

Согласно официальной версии, 24 августа во второй половине дня Везувий стал проявлять активность. Начались подземные толчки, однако никто не связывал их с угрозой извержения. Их попросту игнорировали, пока не стало поздно.


Когда началось извержение, огромное облако раскаленных камней и пыли поднялось над землей на высоту около 33 километров. Камни стали падать вниз, и люди попытались бежать. Сильное извержение вытолкнуло наружу миллионы тон различных пород. Адская смесь под названием пирокластический поток хлынула с горы на воздушной подушке, сметая все на своем пути. После обрушения потока образовалась лавина из камней. Ее верхний слой составляли облака из раскаленного газа, пыли пепла.

Интересные сведения о Везувие:

  • это единственный действующий вулкан на европейском материке;
  • по оценкам экспертов его возраст составляет 17 000 лет;
  • за время своего существования он извергался около 100 раз;
  • в 79 году тепловая энергия, выброшенная вулканом, в 100 000 раз превысила энергию от бомбы, брошенной на Хиросиму!

Если верить документам, то разрушение происходило в течение нескольких дней. И всякий раз жители слишком легкомысленно относились к очередным проявлениям опасности. Помпеи только на второй день после пробуждения вулкана по-настоящему забеспокоились, тогда, когда с неба стал сыпаться пепел, густо покрывая крыши домов и растительность. Вместе с тем появился и все больше усиливался ядовитый запах серы.

В течение 18-20 часов горячая масса из воды и пепла обволакивала все, что было на ее пути, с неба продолжали падать камни, а вулкан не переставал извергаться.


Люди пытались спасти свою жизнь, укрываясь в домах, но либо погибали под обломками, либо задыхались отравленные газом. Через два дня все закончилось. Три города были погребены под толстым слоем пепла.

Последний день Помпеи в искусстве

Картина Брюллова «Последний день Помпей»

Трагическое событие стало источником вдохновения для многих артистических натур. Так, например, русский художник Карл Брюллов написал знаменитую картину «Последний день Помпей». Перед началом работы он изучал исторические материалы, в том числе письма Плиния-младшего.

Ужас рокового дня изобразили на холсте и такие известные художники, как Айвазовский, Валансьен, Джон Мартин и Гэвин Гамильтон. Однако такого эффекта, какой произвела великая картина Брюллова, не удалось достичь больше никому.

Современный кинематограф тоже не обошел стороной это потрясающее воображение событие. В 2014 году режиссером Полом Андерсоном был снят художественный фильм «Помпеи». Картина описывает события дня, погубившие около 20 000 человек.


Всем спасибо!

Ставьте лайки, если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, у нас еще много удивительных фактов. Задавайте вопросы в комментариях и делитесь статьей в соц. сетях.

Источник: zen.yandex.ru

Древний город Помпеи: от осков до Ганнибала

Предположительно, основателями Помпей были оски, один из народов Древней Италии. Уже древние высказывали разные мнения о происхождении названия Помпеи. Одни возводили его к триумфальному шествию (помпе) Геркулеса после победы над Герионом. Другие — к оскскому слову «пять» (пумпэ). По этой версии Помпеи были образованы как объединение пяти общин.

По мнению писавшего в I веке н. э. географа Страбона город основали оски. Позже контроль над ним захватили этруски, а затем после побед на этрусками — греки. Позже у греков город отобрали самниты, народ, родственный оскам. Это произошло в V веке до н. э. Археология фиксирует упадок городской жизни в этом столетии. Возможно Помпеи на какое-то время были заброшены.

В IV веке до н. э. Помпеи стали частью Самнитской федерации. Город служил портом для самнитских городов, располагавшихся выше по реке Сарно. В IV веке до н. э. между Римской республикой и самнитами прошла серия войн. В ходе них в 310 г. до н. э. недалеко от Помпей высадился римский десант. Римляне опустошили земли соседней с Помпеями Нуцерии. Позже жители сельской округи Помпей напали на возвращавшихся с награбленной добычей легионеров, отняли награбленное и загнали их на корабли.

Дом Фавна.
Дом Фавна. Источник: wikipedia.com

Римляне победили и покорили своей власти самнитов и их союзников. Отныне Помпеи наряду с другими кампанскими городами стали частью Римско-италийской конфедерации. В городе сохранялось самоуправление. Помпеи должны были быть союзниками Рима, а также предоставлять вспомогательные войска.

В эпоху самнитов Помпеями управлял городской совет. Среди вопросов его ведения было, в частности, строительство. Непосредственное наблюдение за строительными работами и их оплату осуществлял квайстур (латинский вариант — квестор), должностное лицо, отвечавшее за городскую казну. Верховная власть в городе принадлежала должностному лицу с названием «meddissa tuvtiksa», что переводят как «градоправитель».

Присоединение к Риму дало толчок развитию города в III веке до н. э. В конце столетия выросло население Помпей. Во II веке до н. э. появились новые общественные постройки — храмы, театры, бани. Появляются роскошные особняки. Среди них знаменитый «Дом Фавна», на стене которого сохранилась фреска с изображением битвы македонян и персов при Иссе.

Парадоксально, но стимул развитию Помпей придала война Рима с Ганнибалом. После перехода через Альпы и побед над римскими войсками карфагенский полководец вторгся в Кампанию. Капуя, сильнейший город региона, перешла на его сторону. Нуцерия сохранила верность Риму и была за это уничтожена Ганнибалом. В ходе войны римляне взяли Капую и покарали неверного союзника.

Сами Помпеи не были взяты карфагенянами и стали убежищем для беженцев из других кампанских городов. Это и объясняет рост городского строительства в конце III века до н. э.

Элита кампанского города получила свою долю богатства от экспансии Рима в Средиземноморье во II веке до н. э. Сохранились свидетельства о контактах помпейских купцов с восточными рынками. В частности, с островом Делос. В сами Помпеи попадают восточные пряности. Фрески в Доме Фавна говорят о художественном вкусе и интересе его владельца к истории.

Союзническая война: Помпеи против Суллы

В 91 году до н. э. ряд италийских общин (включая Помпеи) восстал против Рима. Этот конфликт вошел в историю как Союзническая война. Восставшие против Рима союзники добивались равного с римлянами статуса в государстве. После трех лет войны римляне разгромили мятежных союзников. Но после этого они дали им права римского гражданства.

В 89 году до н. э. в ходе войны Помпеи осадил римский полководец Луций Корнелий Сулла. В серии битв недалеко от города Сулла разбил кампанского полководца Клуенция, пытавшегося снять осаду Помпей. Город сдался вскоре после разгрома и гибели Клуенция.

Помпеи не были разрушены и получили римское гражданство. Через 10 лет Сулла, одержавший победу над своими противниками и ставший диктатором, основал в городе колонию своих ветеранов. Отныне Помпеи получили статус римской колонии, и прежних оскских магистратов сменили новые римские. Делопроизводство в городе переносится на латинский язык. И в последний век города сокращается число записей на оскском.

Город римского времени: Помпеи при империи

В эпоху империи Помпеи были скромным провинциальным городом. Здесь производили знаменитый соус гарум и вино. Частично жители колонии пытались скопировать постройки самого Рима. В городе находился форум, на котором стояли храмы Юпитера, Юноны и Минервы. В стенных нишах одного из зданий стояли статуи основателей Рима — Энея и Ромула. Под ними были выбиты надписи, излагавшие их деяния. Такие же надписи, рассказывающие об Энее и Ромуле, были и на римском форуме.

Италийские города были связаны с Римом и императорским домом. В частности, племянник и один из возможных наследников Августа Марцелл занимал полуофициальную должность патрона (покровителя) Помпей.

Амфоры из Помпей для гарума.
Амфоры из Помпей для гарума. Источник: wikipedia.com

В 59 году н. э. Помпеи печально прославились побоищем в стенах города. Дело было во время гладиаторских боев, но сражение началось между горожанами Помпей и Нуцерии. Жители городов начали задирать друг друга, затем взялись за камни, а затем — и за мечи с кинжалами. Победили в потасовке помпейцы.

Информация о побоище дошла до императора Нерона, который поручил сенату провести расследование. В итоге сенат запретил Помпеям 10 лет проводить гладиаторские игры, а их организатор Ливиней Регул отправился в изгнание.

Интересно, что Ливиней Регул несколькими годами ранее был лишен звания сенатора. То есть, опальный представитель правящего класса мог найти убежище в Помпеях и стать благодетелем горожан.

Помпеи располагались в 240 километрах от Рима. Жители столицы могли добраться до кампанского города в течение недели. Поэтому многие знатные и богатые римляне строили в окрестностях Помпей свои виллы. В частности, еще в эпоху Республики такую виллу приобрел Цицерон.

Марк Клавдий Марцелл.
Марк Клавдий Марцелл. Источник: wikipedia.com

Высшими должностными лицами в Помпеях были два его избираемых правителя — дуумвиры. Они собирали городской совет и председательствовали в нем. Чтобы стать дуумвиром, карьеристу из Помпей нужно было пройти через должность эдила, которая открывала ее исполнителю дорогу в городской совет. Члены городского совета носили это звание пожизненно. Эдилы отвечали за городское благоустройство — снабжение хлебом, содержание улиц и бань, занимались организацией зрелищ.

В гражданских делах с небольшой исковой суммой дуумвиры были председателями. Уголовные дела и более сложные гражданские рассматривались в Риме. Также дуумвиры отвечали городскую казну.

Потасовка жителей Помпей и Нуцерии.
Потасовка жителей Помпей и Нуцерии. Источник: wikipedia.com

Раз в пять лет избранные дуумвиры назывались квинквенналами (пятигодниками). Они обновляли списки городского совета — вносили новых людей, вычеркивали умерших и тех, кто потерял право на членство в совете за преступления. Также они составляли списки граждан города.

Члены совета принимали отчеты должностных лиц, осуществляли верховный надзор за городскими делами. Разбогатевший вольноотпущенник не имел права на занятие должностей и попадание в совет, но мог добиться этого для своего сына. Надпись сохранила курьезный случай некоего Цельзина, который стал декурионом (членом совета) в 6 лет за то, что восстановил пострадавший от землетрясения храм Исиды.

В Помпеях и других римских городах должности дуумвира и квинквеннала открывали двери в городскую элиту, но требовали от соискателя богатства. Дуумвир Помпей вносил при вступлении в должность 10 000 сестерциев.

Во время исполнения своей должности гражданин Помпей проводил за свой счет празднества. Например, Авл Клодий Флакк был дуумвиром трижды. Во время первой магистратуры он организовал на форуме игры в честь Аполлона, включавшие бой быков, музыкальные состязания и выступление артиста Пилада (видимо, местная знаменитость). Второй раз кроме игр на форуме он организовал травлю зверей и гладиаторские бои в амфитеатре. Третий раз был самым скромным — выступление артистов и музыкантов. Другой квинквеннал в своей надписи подчеркивал, что провел гладиаторские бои без траты общественных средств.

Вокруг выборов должностных лиц кипели страсти, сопоставимые с выборами консулов в республиканском Риме. Стены города сохранили записи, призывавшие голосовать за того или иного из граждан Помпей, желающего стать дуумвиром или эдилом. Интересно, что в основном агитация касалась должности эдила.

В Помпеях жило около 12 тысяч человек, и около 24 тысяч — в сельской округе. Половина из них была рабами. Большую часть оставшихся составляли женщины и дети. Таким образом, электоратом во время выборов было около 2500 жителей города и 5000 — в сельской округе.

Надписи закрашивали и писали поверх них новые. Агитационная надпись могла быть адресована конкретному гражданину Помпей. Житель города мог выбить надпись на стене своего дома, чтобы показать свою позицию.

Агитировали за кандидатов и профессиональные объединения. Например, плотники, извозчики, пекари или ювелиры. Своих кандидатов предлагали горожанам члены союза «Молодежь», в который входили молодые люди из знатных семей.

Иногда в пользу кандидатов слагали стихи или в прозе подчеркивали их профессиональные и нравственные качества. А иногда призывали уважаемого гражданина проголосовать за кандидата, потому что «выбери Сабина эдилом, и он тебя выберет».

Были оригинальные записи в поддержку кандидатов, которые, вероятно, должны были их дискредитировать. Это слова поддержки, написанные от имени воров-карманников, беглых рабов, пьяниц или бездельников.

Выборы в Помпеях напоминали выборы в других городах Римского мира. Гражданская община делилась на курии, каждая из которых выбирала своего кандидата.

Выборы проходили в марте, а в июле магистраты приступали к исполнению обязанностей. Помпейцы могли становиться дуумвирами повторно, но не два года подряд.

Извержение вулкана Везувий: гибель города

Примерно за 80 лет до извержения Везувий посетил географ Страбон. Ученый написал, что почти до самой вершины вулкан покрыт цветущими полями. Только сама пепельная вершина напоминала, что это место когда-то извергало огонь.

Вулкан заявил о своем пробуждении в 63 году н. э. землетрясением. Оно разрушило несколько городов в Помпеях, Геркулануме и Неаполе. Некоторые из них так и не восстановили за 16 лет.

Свидетельство о катастрофе оставил ее современник Плиний Младший, живший тогда в приморском Мизене (около 30 километров от Помпей). В Мизене была база римского флота, а одним из кораблей командовал дядя Плиния — Плиний Старший.

24 августа люди увидели, как над вулканом поднимается облако. Плиний Старший повел свой корабль в сторону Помпей. Его племянник писал, что ученым двигали желание спасти людей из города и научное любопытство. Плиний Старший приказал записывать все изменения, которые происходят в облаке.

Ночью началось землетрясение, а на следующий день люди не увидели солнца. Сначала были сумерки, потом опустился мрак, а с неба начал падать пепел. Когда он рассеялся, выяснилось, что соседних городов нет, а долина Сарно засыпана пеплом. Сначала город засыпали куски пемзы, затем — пепел.

Большинство жителей бежали из города в первый день. Погибли те, кто решил остаться и пересидеть катастрофу в домах, и те, кто слишком поздно решил бежать. Их ноги застревали в пемзе, а потом их добил дождь из пепла и воды. Некоторые помпейцы побежали в гавань, но кораблей либо не было, либо они уже были выведены из строя пеплом и камнями.

Фонтан в Помпеях.
Фонтан в Помпеях. Источник: wikipedia.com

Когда извержение закончилось, уцелевшие помпейцы отправились в свой город. Они не могли попасть в свои дома, потому что город был засыпан пеплом. Они проламывали крыши, спускались в жилища, чтобы забрать деньги и ценности, которые могли пригодиться им при переселении. При раскопках ученые Нового времени нашли в домах мало денег и предметов домашней утвари.

Император Тит направил в Кампанию сенатскую комиссию. Они должны были оценить ущерб и организовать восстановление городов. Имущество погибших горожан, не имевших наследников, должно было пойти на восстановление Помпей. Но ничего сделано не было. Выжившие разбрелись по другим местам.

Источник: diletant.media

24 августа 79 года сильнейшее извержение вулкана Везувий уничтожило город Помпеи и ещё несколько населённых пунктов поблизости. Неожиданная гибель древнеримского города, который так и не восстановился после разрушения, позднее стала популярным сюжетом в европейской культуре. Погребённый под пеплом Везувия город стал своеобразным символом жестокого могущества природы. Но Помпеи стали не единственным погибшим городом в истории. Лайф выяснил, какие ещё города по тем или иным причинам разделили судьбу древнеримского.

Хотя самым известным погибшим городом в европейской культуре стали Помпеи, вместе с ним под слоем вулканического пепла и потоками раскалённой лавы оказались погребены ещё два римских города – Стабии и Геркуланум. 

Помпеи к моменту катастрофы были достаточно крупным городом, его население составляло около 20 тысяч человек. Это был достаточно процветающий город благодаря тому, что находился на пересечении торгового пути, связывавшего южные регионы Италии с Римом. В связи с этим в городе было немало великолепных домов, украшенных фресками и статуями. Кроме того, в городе было несколько вилл знатных и богатых жителей Рима. 

В 62 году в городе произошло землетрясение, но тогда разрушенные здания были быстро восстановлены. 24 августа 79 года началось извержение Везувия. Разумеется, город погиб не в одну секунду. Сначала вулкан выбросил огромное облако пепла.  Это стало своеобразным предупреждением горожанам. Большая часть из них, опасаясь продолжения, покинула город. Остались только те, кто недооценил опасность или по какой-то другой причине не смог бежать из города, либо слишком долго мешкал и попытался спастись в последние минуты, когда было уже поздно (позднее при раскопках трупы погибших находили и за городскими воротами, вероятно это были те, кто решил бежать в последнюю секунду). 

Извержение длилось около суток, прежде чем город накрыли пирокластические потоки, полностью уничтожившие его. Но и до этого многие успели погибнуть из-за отравления газами или задохнувшись от пепла. Тем не менее большинство жителей спаслись, предполагается, что в результате извержения погибло около двух тысяч жителей города. 

Небольшой городок Стабии, разрушенный вместе с Помпеями, был не столько городом, сколько элитным поселением богатых патрициев, где они имели свои виллы. Этот городок был чем-то вроде современного курорта для богатых римлян, население его было незначительным. 

Третий погибший город – Геркуланум — был значительно меньше Помпеев по своим размерам, там насчитывалось около 4 тысяч жителей, большинство которых также успели бежать. 

Раскопки погибших городов начались только в XVIII веке и первоначально велись богатыми аристократами-энтузиастами либо охотниками за древними сокровищами. Несмотря на то что города были уничтожены, лава и пепел сохранили город в его изначальном виде и по итогам раскопок археологи получили богатейший материал по римской культуре. Фактически эти погибшие города являются наиболее полно сохранившимися городами Римской империи. В сохранности остались не только здания, но и фрески и украшения внутри них. Открытие Помпеев привело ко всеобщему увлечению римской историей в Европе. В настоящее время раскопано порядка 80% площади Помпеев и большая часть Геркуланума. 

Что же касается жителей этих городов, большинство из которых выжило, то они не стали возвращаться на прежнее место, предпочтя расселиться по другим городам. 

Один из крупнейших городов Золотой Орды. Его упоминал в своих работах знаменитый путешественник Марко Поло. Упоминался он и в других средневековых хрониках, а также в очерках арабских путешественников. Город существовал приблизительно с середины XIII века, когда произошло монгольское нашествие на Русь. Через некоторое время Увек уступил свое значение другим более крупным городам Орды, хотя некоторое время продолжал оставаться важным центром. 

По наиболее популярной гипотезе, во время нашествия Тамерлана, который разорил в том числе и многие золотоордынские города (XIV век), Увек был разрушен и немногочисленные уцелевшие жители оставили его.  Позднее неподёлеку от города возникло русское поселение, которое со временем превратилось в город Саратов. Известно, что еще в XVIII веке развалины Увека сохранялись, однако с расширением Саратова местные жители растащили сохранившиеся постройки ради строительных материалов и уже в XIX веке от некогда существовавшего там крупного золотоордынского поселения не осталось ничего.

В настоящее время поселение застроено жилыми домами и географически входит в состав Саратова. 

Самый знаменитый город погибшей Ацтекской империи. Был основан в XIV веке и просуществовал около 200 лет. По предположениям некоторых исследователей, на момент своей гибели был одним из крупнейших городов на всей планете. Частично он напоминал современную Венецию, поскольку многие строения находились на воде, а внутри города было множество водоёмов, каналов и дамб. Кроме того, местные жители владели искусством создания плавучих островов, на которых выращивали маис. 

Ацтекская империя находилась на пике своего развития, когда испанцы высадились в новом свете. В 1519 году испанский конкистадор Эрнан Кортес добрался до столицы ацтеков. Первоначально он и его люди были приняты очень хорошо, но после того, как Кортес отправился дальше, оставив часть отряда в городе, ацтеки взбунтовались против них и испанцам с боями пришлось бежать из города. После этого Кортес решил приступить к его завоеванию. 

Разумеется, он никогда не смог бы завоевать отлично укреплённый и огромный город со своим небольшим отрядом, однако ацтеки и сами были весьма воинственным племенем, поработившим многие менее удачливые племена и имевшим достаточно сильных врагов, именно среди них он и нашёл своих союзников.

Участие индейских союзников Кортеса в штурме Теночтитлана в 1521 году было гораздо более значительным, чем непосредственно испанцев. Осада города длилась несколько месяцев, и после неоднократных попыток штурма им удалось овладеть городом, который после этого был разрушен до основания, а большая часть населения истреблена.

На месте падшего города Кортес провозгласил создание нового города, получившего название Мехико. Но это был уже колониальный город, строившийся по европейскому образцу и не имевший ничего общего с Теночтитланом и его сложной системой каналов, водостоков и дамб. В благодарность за помощь в завоевании ацтеков племя тлашкальтеков, которое дало Кортесу более 100 тысяч воинов, было не только допущено к разделу добычи, но и фактически сохранило независимость и даже имело множество привилегий в колонизированной испанцами Америке. 

Один из древнейших городов на территории современной Хорватии погибал дважды. Был известен ещё в античную эпоху, во времена Римской империи Двиград процветал благодаря выгоднейшему расположению прямо на торговом пути в Истрию. Однако с распадом империи город пришёл в упадок, а население либо уехало, либо погибло от многочисленных эпидемий малярии. Позднее город был вторично заселён теперь уже хорватами.

Начиная с XIV века он практически беспрерывно находился в эпицентре противостояния с Венецианской республикой и постоянно подвергался осадам и нападениям. После подчинения города торговой республике он вновь стал процветать благодаря всё тем же торговым маршрутам. Богатство города стало привлекать к нему пиратов Адриатики, кроме того, на город стали заглядываться и другие европейские державы. В дополнение ко всему, по нему прокатилось несколько эпидемий чумы и малярии, практически полностью выкосившие местное население.

К середине XVII века большая часть населения либо погибла в войнах, либо умерла от эпидемий, либо бежала подальше от «золотого проклятия» города. К этому моменту там осталось лишь несколько десятков беднейших жителей. К началу XVIII века город стал полностью необитаемым. 

В настоящее время в некогда процветавший город возят туристов, чтобы показать им заросшие развалины, оставшиеся от былого величия и богатства города.

Некогда центр британского влияния в Карибском море и его главный форпост. Первоначально город был построен испанцами, но в середине XVII века был отвоёван англичанами и стал столицей ямайской колонии. Город имел важное значение благодаря ряду стратегических преимуществ, которые предоставлял своим владельцам, со временем он стал главной базой британского флота в Карибском море, а также одним из главных карибских центров торговли. 

Кроме того, город негласно считался пиратской столицей, поскольку был базой для многих британских пиратов, грабивших с разрешения короны испанские владения и корабли. 

Однако расцвет города вскоре был прерван стихией. В 1692 году он был полностью разрушен сильнейшим землетрясением и последовавшим за ним цунами. Погибли почти все жители города. Англичане вынуждены были перенести столицу в маленькое поселение Кингстон. 

Порт-Ройал начали заново отстраивать, но в 1703 году в городе произошёл сильный пожар и он почти целиком сгорел дотла. Уцелевшие жители снова взялись восстанавливать город, но через некоторое время на него обрушился тайфун, а затем ещё один пожар. Вероятно, англичане сочли такое количество напастей проявлением гнева высших сил и отказались от попыток восстановления города. Уцелевшее население покинуло город и разбрелось по другим колониальным поселениям. 

Современный город, разрушенный в результате сирийско-израильской войны. После Шестидневной войны 1967 года город отошёл Израилю, однако в ходе войны Судного дня спустя 6 лет был захвачен сирийскими войсками. Город находился прямо на пути наступления сирийцев и был занят ими. В ходе конфликта обе стороны наносили по городу артиллерийские удары, а также подвергали массированным бомбардировкам с воздуха. 

По условиям мирного договора Эль-Кунейтра была передана Израилем Сирии и до настоящего момента является сирийской территорией. Однако с тех пор город, чьё население до войны составляло чуть менее 20 тысяч человек, так и не был восстановлен и заселён. Об стороны винят друг друга в разрушении города: Израиль утверждает, что город был разрушен в ходе сирийского наступления и теперь специально не восстанавливается по пропагандистским соображениям. Сирия утверждает, что город был разрушен в результате израильского наступления. 

До начала гражданской войны в Сирии были достаточно распространены туристические туры в город, правда, для этого нужно было специальное разрешение Министерства внутренних дел. В городе и его окрестностях до сих пор находится большое количество мин. 

Город из непризнанной республики Нагорный Карабах. До распада СССР и начала событий в Нагорном Карабахе в городе насчитывалось почти 30 тысяч человек. В поздние советские времена город был известен на всю страну благодаря имевшемуся там музею хлеба, а также производившемуся там дешёвому портвейну «Агдам», который по своей популярности у любителей выпить составлял серьёзную конкуренцию легендарному «777». 

После начала Карабахской войны через город пролегла линия фронта. Практически всё население успело покинуть город, который стал ареной ожесточённых боёв, ещё до их начала. Бои за город длились полтора месяца и наконец завершились победой армянской стороны. Но в ходе боевых действий город был практически стёрт с лица земли, более-менее уцелела только знаменитая агдамская мечеть постройки XIX века. 

После войны Агдам контролировался карабахскими вооружёнными силами. Старое население в город не вернулось, а для нового не нашли денег на восстановление целого города, тем более что в восстановлении нуждались и многие другие города. В итоге Агдам уже более 20 лет остается городом-призраком, в котором никто не живет. Население из окрестных населённых пунктов иногда приезжает туда, разбирая разрушенные здания на стройматериалы. 

Ещё один британский город, уничтоженный стихией. Маленький островок Монтсеррат в Карибском море стал известен во всём мире благодаря промышленному выращиванию лайма (которое впервые началось именно там) и производству лаймового сока. Столицей Монтсеррата стало поселение Плимут. Так продолжалось до самого конца века, когда неожиданно проснулся находившийся в южной части острова вулкан Суфриер-Хилс, спавший с XVII века. Начиная с лета 1995 года на острове произошла целая серия извержений вулкана. Всё население острова было заблаговременно эвакуировано, но вскоре вернулось.   

Спустя два года произошла новая серия извержений, на этот раз погибло несколько человек, несмотря на эвакуацию. Пирокластические потоки и вулканический пепел практически стёрли город с лица земли, 3/4 зданий в Плимуте были разрушены. 

Из-за слишком дорогой и хлопотной расчистки города было принято решение не возвращать сюда жителей, а администрация острова переместилась в другое поселение. Часть острова была закрыта для посещения, а большая часть населения острова покинула его. 

Российский город на Сахалине, полностью разрушенный землетрясением в 1995 году. Городок первоначально появился как посёлок для вахтовиков-нефтяников. Из-за такого временного статуса не были соблюдены правила строительства в сейсмоопасном регионе при возведении там панельных пятиэтажек, в которых и селились нефтяники. 

28 мая 1995 года произошло землетрясение, по своей мощности ставшее сильнейшим на территории России за последние сто лет. Сообщалось, что в эпицентре сила толчков достигала 8 баллов. Основной удар принял на себя Нефтегорск, оказавшийся ближе всех остальных населённых пунктов к эпицентру землетрясения. 

Построенные в городе пятиэтажки были рассчитаны на силу толчков не более 6 баллов и, естественно, не выдержали напора стихии. Значительно усугубило ситуацию то, что землетрясение произошло ночью, что привело к большим жертвам. Выжить смогли в основном те, кто не спал или проснулся в самом начале толчков, они успели выбежать из квартир на улицу до обрушения домов. Также больше шансов уцелеть было у жителей верхних этажей: после обрушения домов они оказались выше и спасатели успели извлечь их из-под завалов и вовремя оказать помощь.

Из трёх тысяч жителей города погибли 2 тысячи. Город был полностью стёрт с лица земли. В итоге было принято решение не восстанавливать его на прежнем месте. В настоящее время на месте города Нефтегорск расположен мемориальный комплекс в память о страшной трагедии.

Источник: life.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.