Единый билет + посещение сада (без экскурсии)
Для пенсионеров, школьников до 18 лет и студентов от 16 лет 200 руб.
Бесплатно:
1. Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные Кавалеры Орденов Славы;
2. Граждане РФ, удостоенные звания Герой Социалистического Труда и граждане РФ, награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней.
3. Ветераны, участники и инвалиды Великой Отечественной войны.
4. Лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Жителю блокадного Ленинграда», труженики тыла.
5. Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в том числе признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин.
6. Ветераны и инвалиды боевых действий на территории СССР.
7. Реабилитированные лица, пострадавшие от политических репрессий.
8. Ликвидаторы Чернобыльской аварии.
9.


валиды I группы (граждане РФ) и сопровождающий посетителя с ограниченными физическими возможностями.
10. Инвалиды II группы (граждане РФ).
11. Дети в возрасте до 7 лет.
12. Дети-сироты и дети, находящиеся под опекой, а также находящиеся в детских домах РФ и Республики Беларусь (для группы по предварительной договоренности).
13. Дети-инвалиды и сопровождающий ребенка-инвалида.
14. Лица, проживающие в домах-интернатах РФ и Республики Беларусь (по предварительной договоренности).
15. Многодетные семьи (все члены семьи).
16. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.
17. Курсанты образовательных учреждений Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ и МЧС России.
18. Кадеты военных училищ (группа более 5 человек принимается как заказная группа).
19. Лица, не достигшие 18 лет, а также обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, имеют право на бесплатное посещение 1 раз в месяц Музея-усадьбы Г. Р. Державина — третий четверг месяца;
20. Студенты очной формы обучения высших учебных заведений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации.
21. Сотрудники музеев, находящихся в подчинение Министерства культуры Российской Федерации.
22. Сотрудники центрального аппарата Министерства культуры Российской Федерации и члены ИКОМ, члены МОО «Творческий союз музейных работников Санкт-Петербурга и ЛО».

Источник: peterburg.center


Особняк державина

Музей-усадьба Г. Р. Державина — особняк Гавриила Романовича Державина в Санкт-Петербурге, на набережной Фонтанки, 118, по соседству с Державинским переулком. С 2003 года литературно-мемориальный музей, филиал Всероссийского музея А. С. Пушкина.

Усадьба Державина, наб. р. Фонтанки. Панорамный вид. 1948 –1949
Особняк державина

Набережная реки Фонтанки, 118. 1985 – 1991. Дом-усадьба Г.Р.Державина
Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

из книги "Сочинения Державина" с пояснения Я.Грота. Изд. Имп. Академии наук. Том 8. 1880.


Особняк державина

Так выглядел дом Державина в XIX веке.

Особняк державина

Дом Державина. 2018 г.
Особняк державина
яндекс-карта

План нижнего этажа.

Дом Г. Р. Державина на Фонтанке.
План нижнего этажа.
Особняк державина

План верхнего этажа.
Особняк державина

Когда Державин купил недостроенный дом и участок земли на Фонтанке, по понятиям того времени он был уже немолод.

Гавриил Романович Державин
Гавриил  Романович Державин (1743-1816) — выдающийся русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник.
Особняк державина

Как раз в 1791 году приятель Державина, директор Государственного заёмного банка и литератор Иван Захаров, продавал уютный, хотя недостроенный и запущенный дом на набережной Фонтанки. Величественные своды выглядели заманчиво, но для жилья были непригодны. Бывший господский дом был каменным и первоначально двухэтажным.  На  момент покупки  здание было отстроено «вчерне» и не имело внутренней отделки.


Особняк державина

Это  давало шанс спроектировать и оформить внутреннюю отделку согласно вкусу новых хозяев. Гаврила Романович Державин обратился с просьбой о завершении работ к архитектору и своему давнему другу Н. А. Львову, тот с удовольствием взялся за дело.
Особняк державина

Николай Львов был человеком своего времени: как истинный представитель эпохи Просвещения, он всю жизнь посвятил наукам и искусству. Львов пробовал себя в живописи, музыке, поэзии, но прославился в первую очередь как архитектор.
Николай Львов дружил со многими известными людьми своего времени, в том числе и с поэтом Гавриилом Державиным. В 1791 году он обратился к архитектору с просьбой достроить купленный им двухэтажный особняк на Фонтанке. Помимо строительства дома, Львов занимался и обустройством сада

Масштаб строительства был немаленький, к тому же планировалась достройка служебных помещений.  К 1794 году заканчивались отделочные работы, в усадьбе появились конюшня и кухня, над проектом и возведением которых работал архитектор Пильников. Желая обустроить семейное гнездо, но испытывая при этом финансовые трудности, хозяйка дома Екатерина Яковлевна Державина вела отчетность всех расходов в «Книге о издержках денежных для каменного дома. С августа 1791 года». К сожалению,  Екатерина Яковлевна, вкладывавшая душу в дом, к моменту завершения всех работ умерла.


Портрет первой жены Державина – Екатерины Яковлевны.
Ей было 17 лет, когда они поженились. Катерина Яковлевна была дочерью Якова Бенедикта Бастидона, португальца по происхождению, камердинера Петра III. А её мать была кормилицей Великого князя Павла Петровича. Державин называл жену Пленирой. Это был счастливый брак, но Катерина Яковлевна умерла от чахотки, прожив в этом доме только три года.
Особняк державина
источник

Дворец на Фонтанке потребовал тяжких расходов. В ход пошли не только доходы от имений и жалованье, но и карточные выигрыши, а также литературные гонорары.

Зато получилось пристанище на все случаи жизни. Для трудов, для творчества, для отдыха, для развлечений…  Нелишним оказался и домашний театр: Державин на закате лет увлёкся драматургией.

После смерти Львова (а он скончался пятидесятилетним, в начале 1804 года) Державин стал попечителем его пятерых детей.

Особняк на Фонтанке и обстоятельства его возведения обыграны в стихотворении «Ко второму соседу» (1791), обращённых к  полковнику М. А. Гарновскому.

Набережная реки Фонтанка, 118-120 (дома Державина и Гарновского)


Особняк державина

яндекс-карта

Полковник М. А. Гарновский, управляющий имуществом Г. А. Потемкина . В 1791 г. Державин купил дом на Фонтанке в Петербурге и начал капитально переделывать его. Соседний же дом строил Гарновский.

Гарновский  слыл одним из первых богачей в Петербурге. Насколько он был богат, можно судить по тому великолепному дому, который он построил на Фонтанке, рядом с домом Державина. Этот дом был выше узаконенной меры и должен был примыкать к дому Державина эрмитажем, в котором предполагалось устроить сад и фонтан. Гарновский строил свой дом в надежде, что его купит казна для кого-нибудь из великих князей или княжон. Будучи раздосадован, что сосед лишил его солнечного света,

Державин жаловался в полицию и написал даже стихи «Ко второму соседу», конец которых явился как бы пророчеством дальнейшей судьбы этого дома:

Быть может, что сии чертоги,
Назначенны тобой царям,
Жестоки времена и строги
Во стойла конски обратят.

Особняк державина


Особняк державина

Казармы Измайловского полка (бывший дворец Гарновского), вид с набережной Фонтанки. Современный вид
Особняк державина

Узнав о кончине Потёмкина, Гарновский вывез к себе лучшие вещи из Таврического дворца: статуи, картины, мебель и даже строительные материалы. Когда весть об этом разнеслась по столице, наследники остановили чрез полицию расхищение имущества, перехватывая на Фонтанке нагруженные барки, как сказано у Державина:

И, ах, сокровища Тавриды
На барках свозишь в пирамиды

Средь полицейских ссор.

Дом не был, однако, достроен Гарновским и долго стоял непокрытый; после смерти Потемкина владелец просил у императрицы пособия на достройку и не раз подавал об этом прошения, что дало Державину повод написать эпиграмму: «Челобитная о достройке дома».

Поселившись в доме на Фонтанке, Державин создал в нем особую атмосферу.  На рубеже 18-19 веков дом славился гостеприимством и считался центром культуры .В 1811-1816 гг. в доме Державина проходили собрания литературного общества "Беседа любителей русского слова". Общество создано по инциативе А. С. Шишкова, автора "Рассуждения о старом и новом слоге", ставшего манифестом общества. Среди членов общества были: В. В. Капнист, А. Н. Оленин, граф Д. И.  Хвостов, кн. А. А. Шаховской и др. Деятельность "Беседы…" была направлена на утверждние жанров классицизма в русской литературе, сохранение в ней старославянского языка.


Александр Семёнович Шишков
Александр Семёнович Шишков(1754-1841) — русский писатель, литературовед, филолог, мемуарист, военный и государственный деятель, адмирал (1824). Государственный секретарь и министр народного просвещения. Один из ведущих российских идеологов времён Отечественной войны 1812 года, известный консерватор, инициатор издания охранительного цензурного устава 1826 года. Президент литературной Академии Российской.
Особняк державина

Дмитрий Иванович Хвостов
Дмитрий Иванович Хвостов (1757— 1835) — русский поэт, один из поздних представителей поэтического классицизма;
военный и государственный деятель.

Особняк державина
Степан Щукин. Портрет графа Хвостова (до 1828)

Шаховской, Александр Александрович
Князь Александр Александрович Шаховско́й (1777-1846, Москва) — русский драматург и театральный деятель из рода Шаховских, который с 1802 по 1826 год служил в Петербургской дирекции императорских театров и фактически руководил театрами Петербурга.


Особняк державина
За свою жизнь написал более ста произведений (комедии, водевили, дивертисменты, оперы и пр.). По словам А. А. Гозенпуда, «заслуга Шаховского состояла в том, что он сумел, снова сообщив русской комедии значительность проблематики, выдвинуть этот жанр на первое место». Пушкин писал о нём в «Евгении Онегине»:
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой.

В конце 18 века музей-усадьба Державина пополнился театральными подмостками, для которых было обустроено помещение. В постановках принимали участие члены семьи, близкие друзья и известные профессиональные актеры своего времени.

Кроме планов по постройке и отделке дома, в задачу архитектора входило обустройство приусадебного сада. В плане усадьбы обозначены несколько оранжерей, каждая из которых отдавалась одной культуре – персикам, ананасам и т. д.

Несколько видов приусадебного сада отсюда

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина


Архитектор Львов также занимался разбивкой сада и выбором деревьев. По его замыслу сад должен был стать великолепной оправой для величественного дома. На территории парка были высажены деревья, такие как липы, клены, березы, дубы и др. Сад украсили вошедшие в моду кусты сирени и жасмина, а также более привычные – калина, шиповник, жимолость.

А ещё — обустройство сада и оранжереи, хотя в первую очередь — мощение двора. Всё должно быть, как на лучших столичных улицах. В контракте от 29 апреля 1793 года сказано, что крестьянин Матвей Тимофеев берётся исполнить следующие работы по благоустройству двора: «Счистить, сравнять по ватерпасу, дабы в трубу был спуск воды, усыпать весь двор песком вышиною на четверть, а сверху песку выкласть морским булыжным камнем в линейках и крестах, крупный камень на ребро, а мелкий в клиньях востряками вверх и защебенить мостовую красным щебнем из кирпича… У стен сделать возвышенные площадки для проходу пешим так точно, как мне показано было».

Особняк державина

Католический период
После смерти Державина в 1816 г. и  кончины его второй жены в 1842 г. усадьба неколько лет пустовала и  былa проданa в 1846 г. Особняк приобрела римско-католическая духовная коллегия.  Для целей организации не нужны были роскошные и уютные залы, поэтому сразу начались работы по перепланировке.

Проводились они под надзором архитекторов А. М. Горностаева и В. И. Собольщикова. Согласно новым задачам, музей-усадьба Державина получил дополнительный этаж над домом и флигелями, была разобрана колоннада, изменился дизайн фасада.

Внутренние помещения лишились главной парадной лестницы, некоторые залы получили перегородки и другие изменения. Позднее были разрушены за ненадобностью оранжереи, а постройка костела Успения Девы Марии (1870-1873 годы) лишила усадьбу огородов и большей части сада.

Собор Успения Пресвятой Девы Марии — католический собор в городе Санкт-Петербурге, в 1873—1926 годах носил статус прокафедрального и был резиденцией митрополита Могилёвского, главы Католической церкви на территории Российской империи. Административно относится к Северо-западному региону Архиепархии Матери Божией (с центром в Москве), возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци.

Санкт-Петербург. 1-я Красноармейская улица.Собор Успения Пресвятой Девы Марии
Особняк державина
Вид со стороны Польского сада

Польский сад — сад в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, в центре квартала, ограниченного набережной реки Фонтанки, Измайловским проспектом, Державинским переулком и 1-й Красноармейской улицей. Площадь 2,3 гектара.

Предшественником нынешнего сквера был сад во дворе усадьбы Г. Р. Державина на Фонтанке, разбитый, под наблюдением Н. А. Львова. Получил своё наименование по близости католического собора Успения Пресвятой Девы Марии, который посещали в основном поляки.

Особняк державина

В течение последующего времени музей-усадьба Г. Державина перестраивался еще несколько раз. Так, в 1901 году потребовалось достроить над обоими флигелями третий этаж, работы проводились архитектором Л. П. Шишко.

Революция и квартирный вопрос

После революции, с 1918 по 1924 год, музей-усадьба Г. Р. Державина стоял бесхозный, власти не могли найти для него целевого использования. Потом было решено отдать его под жилье, что окончательно погубило остатки внутреннего убранства. Дом был густонаселен, потребовались новые перегородки, жильцы проводили ремонт по собственным вкусам и возможностям.

Пруды на территории парка засыпали к 1935 году. Сад усадьбы из регулярного превратился в стихийный, где посадки велись без всякого плана или идеи. Так ситуация продолжалась длительное время, наверняка в Петербурге можно найти людей, живших в коммуналках этого дома. Под конец 20 века в усадьбе были офисы многочисленных компаний и несколько жилых квартир, подвал дома высотой 2,5 метра годами был затоплен водой.

Решение о реставрации и передаче архитектурного наследия в ведение музея Пушкина было принято в 1998 году.  Музей-усадьба Державина и русской словесности был открыт в 2003 году, после глобальных реставрационных работ в центральном корпусе. Всего было открыто шестнадцать залов, где реставраторы постарались максимально точно воссоздать обстановку державинского дома. Опирались на свидетельства и описания современников, уцелевшие записи самого поэта.

Фото залов отсюда

В рамках реконструкции с тыльной стороны усадьбы был воссоздан и  сад.

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

А сейчас погуляем по усадьбе.

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Особняк державина

Источник: vladimirtan.livejournal.com

Продолжаю свой рассказ об июльской поездке в Санк-Петербург. Первая часть,о посещении Летнего Сада — туточки.
Готовясь к поездке, я всегда составляю план, что увидеть и где побывать.И я узнала, что 3 июля пройдет праздник русской поэзии XVIII века в музее-усадьбе Г.Р.Державина. И естественно, я туда отправилась!
Особняк державина

Музей представляет собой воссозданную городскую усадьбу XVIII века, состоящую из комплекса зданий. Центром усадьбы является сохранившийся до наших дней дом на наб. Фонтанки, 118, где выдающийся русский поэт, старший современник и предшественник Пушкина – Гаврила Романович Державин – прожил почти четверть века, до своей кончины в 1816 году.

Особняк державина

В 1846 году дом поэта был куплен Римско-католической духовной коллегией и подвергся значительным перестройкам. В 1924 году особняк Державина стал обычным жилым домом с десятками коммунальных квартир. К этому времени от его первоначальной декоративной отделки уже ничего не осталось. Распоряжением Правительства Российской Федерации Всероссийскому музею А.С.Пушкина был передан памятник истории и культуры федерального значения «Дом-усадьба Г.Р.Державина» (с прилегающим земельным участком) для размещения в нем Музея Г.Р.Державина и русской словесности его времени.

Особняк державина

И 28 мая 2003 года, в дни празднования 300-летия основания Санкт-Петербурга, Музей Г.Р.Державина и русской словесности его времени был открыт в Центральном корпусе усадьбы. Экспозиция музея, посвященного жизни и творчеству Державина в соотнесении с русской словесностью XVIII века, разместилась в шестнадцати интерьерных залах.

Особняк державина
Кстати, восстановленный сад Музея-усадьбы Г.Р.Державина открыт для посетителей с 10.00 до 19.30, без выходных, вход стоит 30 рублей.

С начала 1790-х годов и вплоть до смерти Державина дом поэта был одним из культурных центров Петербурга, средоточием духовной жизни столицы. Здесь, перерастая тесные рамки кружков и салонов, собиралась художественно-литературная и политическая элита страны, бывали А.А.Безбородко, А.С.Строганов, Д.И.Фонвизин, А.Н.Оленин, Н.М.Карамзин, И.А.Крылов, В.А.Жуковский, Д.Г.Левицкий и др. С 1811 года в большом двусветном зале дома устраивала заседания знаменитая «Беседа любителей русского слова».

Особняк державина

Проект дома-усадьбы составил для Державина его друг и поэт Н. А. Львов. Державин с горячо любимой им супругой Екатериной Яковлевной Бастидон въехал в усадьбу, когда в доме не то, что внутренней отделки не было — не было даже крыши. Поэтому первое время супруги жили в деревянном доме, стоявшем в другом конце участка.В 1793 году каменный дом был полностью готов. На каждом этаже было по шесть комнат.

Особняк державина
Литературная гостиная — на стене висит портрет Державина кисти Салваторе Тончи (1799 г.). В нижней части портрета С. Тончи написал на латыни двустишие, которое в переводе означает «Правосудие изображено в виде скалы, пророческий дух — в румяном восходе, а сердце и честность — в белизне снегов».

На первом находилась Овальная или Соломенная гостиная, окнами выходящая в сад. Стены гостиной поверх обоев были украшены соломенными вышитыми панно, которые сделала для Державиных жена архитектора Львова Мария Алексеевна.
Особняк державина

Здесь находятся уникальные часы европейского мастера, которые были сделаны всего в 4-х экземплярах.
Особняк державина

Просторный, в 60 квадратных метров, кабинет Гаврилы Романовича находился на втором этаже. Кабинет отапливался изразцовой печью, его большое полуциркульное окно выходило во двор.
Особняк державина
Вдоль стен кабинеты книжные шкафы, из которых три ложные — прикрывающие двери. На крыше шкафов бюсты великих людей. На стене река времени — картина, подаренная императору Александру I, где в виде реки времени изображены достижения государств и народов. Копия этой картины попала к Державину.

Глядя на неё, поэт написал:
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.

Голубая штофная гостиная — здесь проходили заседания Львовско-Державинского литературного кружка, где друзья обсуждали литературные произведения.
Особняк державина

Аванзала.Зал «Беседы любителей русского слова» — огромный зал, в котором проходили заседания общества за сохранение «старого слога» российского языка. Общество возникло в 1807 году по инициативе адмирала Шишкова.
Особняк державина

Особняк державина

Членами этого общества были известные писатели и деятели того времени — Шишков, Державин Г.Р., Крылов И.А., Хвостов, Ширинснкий-Шихматов. В 1810 году было решено разработать устав общества, который был утвержден самим императором Александром I и 14 марта 1811 года в этот зал съехалось 200 гостей на торжественное открытие общества.

Особняк державина
Ваша покорная слуга.

Бильярдная — Державин был большим любителем бильярда и создал у себя такую комнату, где играл с друзьями.
Особняк державина

Особняк державина

Музыкальная гостиная — здесь проходили занятия музыкой.
Особняк державина
В этом зале стоит музыкальный инструмент 18 века.
Особняк державина

Диванчик — маленькая, но очень уютная комната в восточном стиле.
Особняк державина

В ней принимали самых близких друзей и родственников. Два окна комнаты выходили в сад, а напротив окна стоял и сам большой мягкий П-образный «диванчик».
Особняк державина

Столовая — на стенах портреты друзей Державина и выдающихся литераторов того времени Фонвизина Д.И., Мусина — Пушкина.
Особняк державина

Особняк державина
На дальней стене портрет второй супруги Г.Р.Державина Дарьи Алексеевны, кисти В.Л.Боровиковского, 1813.

Особняк державина

Особняк державина
На дальней стене портрет Г.Р.Державина, кисти В.Л.Боровиковского, 1811.

Особняк державина
Комната Митрополита — небольшая комната, похожая на келью, была выделена для частого гостя Державина митрополита Евгения — писателя и церковного историка.
Особняк державина

Кабинет Д.А. Державиной — кабинет второй жены Державина Дарьи Алексеевны.
Особняк державина
Первая жена Державина Екатерина Яковлевна умерла от чахотки в 1794 году. Примерно через полгода 52-летний Державин женился на 28-летней Дарье Алексеевне, которая вскоре проявила себя как образцовая жена и хозяйка. С ней Державин прожил до своей смерти в 1816 году.
Особняк державина
Дарья Алексеевна начинает большое строительство, в результате которого скромная усадьба бедного дворянина превратилась в жилище, достойное придворного вельможи.

Особняк державина
С историей создания усадебного парка связан любопытный эпизод, который поведал сам Державин. Однажды они с женой вышли на балкон 2-го этажа дома, и Дарья Алексеевна, указав на большой участок дико растущих кустов и деревьев, сказала, что необходимо изыскать средства для строительства парка. На что поэт загадочно ответил: «Музы дадут нам денег». Дарья Алексеевна восприняла эти слова всего лишь как красивую фразу. Но Гаврила Романович знал, что говорил. Вскоре вышли в свет его «Анакреонтические песни», имевшие огромный успех, и на гонорар от этого издания супруги Державины сумели разбить прекрасный усадебный парк.

Главный дом (находится прямо за бюстом Державина) — здесь располагается основная экспозиция музея и именно здесь проводятся экскурсии;
Особняк державина
Западный и Восточный корпуса здания (справа и с слева от Бюста Державина) — здесь проводятся выставки.
Особняк державина

Открытие дня поэзии.
Особняк державина

На празднике русской поэзии XVIII века, выступали разные творческие коллективы, были открыты выставки.
В том числе выступал — Российский Роговой Оркестр – музыкальный коллектив из Санкт-Петербурга, возродивший утраченную традицию исполнения исконно русской Роговой Музыки, жанр которой зародился в императорской России в середине 18 века. Аналогов исполнения Роговой музыки в мире до сих пор не существует.
Особняк державина

Основатель и художественный руководитель коллектива — дирижер Сергей Поляничко. В составе Российского Рогового Оркестра – 20 музыкантов. Все они выпускники Санкт-Петербургской консерватории, лауреаты всероссийских и международных конкурсов, артисты симфонических оркестров и музыкальных театров Санкт-Петербурга.
Особняк державина
В арсенале оркестра 74 уникальных по звучанию инструмента с диапазоном в 4 октавы, которые были изготовлены талантливым петербургским мастером Владимиром Головешко. Секрет сплава и метод обжига инструментов – тайна мастера «за семью печатями». Голос каждого рога зависит от толщины металла и формы. Усовершенствованные мундштуки позволяют добиваться чистейшего звучания, и дают возможность варьировать высоту строя «Ля» в диапазоне от 430 до 442 герц.

Ну и немного видео записанного мной во время выступления капеллы, сорри за качество.

«Русская роговая капелла», руководитель Сергей Песчанский на празднике русской поэзии XVIII века в музее-усадьбе Г.Р.Державина. 3.07.2012.

Источник: yassena.livejournal.com

История

В отличие от других аристократических семей семья Державиных создала свой дом, не на голой земле, а выкупила недостроенный двухэтажный особнячок возле Измайловского моста. По желанию главы семейства, будущее дворянское гнездо должно было стать «прекрасною рамою» для городских пейзажей, и в качестве архитектора наняли Николая Львова, проектировщика Невских ворот Петропавловской крепости и Приоратского дворца в Гатчине.

Строительство велось с 1791-го по 1794-й год, и проходило оно крайне тяжело. Чтобы осилить расходы, уже немолодому Державину пришлось заложить несколько своих имений вместе с крепостными крестьянами, и вести весьма скромный образ жизни. По неординарной задумке поэта возводились не только жилые корпуса, но и несколько десятков оранжерей для выращивания заморских фруктов, ягод и целебных трав.

Как только усадьба открыла свои двери, она тут же стала центром культурной жизни Петербурга. Вплоть до увольнения владельца с государственной службы в 1803-м году, державинские балы и литературные вечера были на слуху у всей столицы. Сюда приглашали иностранных послов, здесь проводились переговоры и подписывались важные указы, а к началу XIX столетия начал работу усадебный театр, на премьерах которого бывали высшие люди страны.

Золотой век усадьбы Державина закончился, не успев начаться. Доживший до преклонного возраста поэт умер в 1816-м году, и почти 30 лет после этого непростыми делами особняка на Фонтанке заведовала его жена Дарья. Наследников у них не было, поэтому, как только супруга скончалась, дом отошёл к городской казне, и несколько лет стоял пустым, пока его не выкупила католическая коллегия, именно они перестроили фасад в нынешний облик.

После революции 1917-го года и национализации имущества державинский дом оказался никому не нужным — большевики посчитали его слишком большим. Только в 1924-м было принято решение о перепланировке дворянского гнезда в коммунальные квартиры — таким здание и запомнилось ленинградцам, пережившим блокаду. В послевоенные годы территория усадьбы активно облагораживалась, и пришлось засыпать пруды, чтобы увеличить посадки.

Окончательная судьба здания решилась лишь в 1998-м году, когда по распоряжению губернатора Петербурга его отдали Всероссийскому музею А. С. Пушкина на правах филиала. К 300-летию Северной столицы усадьба Державина наконец-то стала музеем, но работы по реконструкции продолжались до 2011-го года. Именно эту дату принято считать полноценным днём рождения уникального выставочного центра, посвящённого русской культуре.

Экспозиция музея-усадьбы Г. Р. Державина

Сегодня музейная площадка представляет собой несколько зданий, исторический облик которых кропотливо воссоздавался по уцелевшим архивным документам и литографиям XIX века. Коллекции фондов посвящены не столько личности самого поэта, сколько эпохе, в которую он жил, и ни один зал не пустует — в каждом из них сотни уникальных экспонатов.

Центральный корпус

Сердце державинского дома — жилые блоки, гостиные и рабочие кабинеты. Всего здесь 16 залов, вмещающих постоянную экспозицию «Музея русской словесности». Ключевая идея — сохранить дух рубежа веков — уходящей эпохи Екатерины II и недавно взошедшего на престол Александра I. Личность хозяина отражена везде — от прижизненных портретов до богатейшей библиотеки, которую по крупицам собирали из частных коллекций и государственных запасников.

Парадный зал — то самое место, где собирались «Беседы любителей русского слова». За огромным столом, покрытым суконной скатертью, читал свои басни Крылов, тут же обсуждались главы исторических трудов Карамзина, а Шишков с молодым Пушкиным спорили о чистоте языка. Многочисленные виновники литературных встреч увековечены в портретах — каждая иллюстрация хранит свои тайны о том, что происходило этих стенах 200 лет назад.

Отдельная гордость музея — рабочие кабинеты Державина с мебелью, восстановленной по его чертежам. Среди них — уникальные диваны с секретными ящиками, двери «обманки», ведущие в платяной шкаф, и другие сюрпризы неординарного поэта. Венчает центральный дом парадная соломенная гостиная — она выполнена в стиле барокко, и кроме знаменитого на весь мир екатерининского портрета в ней собрана антикварная мебель из красного дерева.

Восточный корпус

Здесь находятся самые большие по площади экспозиционные залы усадьбы, и весь первый этаж посвящён двум темам — литературному обществу «Арзамас» и Отечественной войне 1812-го года. Сражения с наполеоновской армией стали краеугольным камнем для многих писателей той поры, и посетители смогут увидеть зарисовки, исторические издания стихов и рассказов, а также уникальные трофейные экспонаты, подаренные Державину офицерами.

Второй и третий этаж корпуса — официальные запасники пушкинского музея. Начинается выставка с освещения легендарного события — встречи Гавриила Романовича с будущим «солнцем русской поэзии» на экзамене Царскосельского лицея. Дальше постоянных витрин нет — они периодически обновляются, в том числе в памятные даты, связанные с жизнью Пушкина. Время от времени эти помещения арендуются под вернисажи современных питерских художников.

Западный корпус

В отличие от остальных зданий, в западной пристройке всё гораздо компактнее и уютнее. Это будто совершенно другой дом, где вместо печек-буржуек большие камины, а кабинеты обставлены так, будто талантливый хозяин вот-вот вернётся, чтобы написать очередное стихотворение. Постоянная экспозиция одна — единственная в России коллекция антикварного фарфора, собиравшегося в аристократических домах с середины XVIII века.

Усадебный сад

Настоящее украшение музея, площадью с полноценный городской сквер, появилось ещё в годы строительства самого особняка. Известно даже имя садовника — Густав Мейсель — ему поручили разбить не простую зону отдыха, а территорию с огородами и теплицами. Где можно было выращивать продукты для дворянского стола. Со своей задачей он справился, взяв за основу лучшие французские парки, где естественный ландшафт сочетался со строгой геометрией.

К сожалению, годы революции и Великой Отечественной войны нанесли саду наибольший ущерб. Почти 80 лет газоны находились в запустении, превращаясь в вытоптанные пустыри, а ценнейшие деревья гибли без должного ухода. Парк восстановлен не совсем в первоначальном облике, зато теперь он выигрышно смотрится на фоне большинства скверов в районе Фонтанки. В тёплые дни площадка усадебного сада используется для концертов и театральных постановок.

Домашний театр

Во время глобальной реставрации усадебную сцену восстановили первой — уже в 2005-м году здесь проводились полноценные экскурсии. Что интересно, при жизни Державина театр, в самом деле, был «домашним», потому что актёрами назначались многочисленные родственники поэта, прислуга, да и он сам иногда выходил на подмостки. Ценители музыки приходили сюда на клавесинные концерты — поиграть для высшего сета собирались лучшие исполнители.

Сейчас площадка театра — это, скорее, камерный зал, который используется в сугубо образовательных целях. Тут ставятся спектакли и оперетты по произведениям современников Державина — Сумарокова, Крылова, Озерова и даже юмористические пьесы самой Екатерины II. Каждую постановку предваряет лекторий на тему русской литературы XVIII века, забытых имён и традиций, присущих для той эпохи.

Интересные факты

В западном корпусе усадьбы работают залы Медиацентра. Это современная библиотечная система, которая ежегодно оцифровывает редчайшие издания на русском языке, относящиеся к началу XIX века. Например, тут можно увидеть первое опубликованное стихотворение Пушкина на отсканированной странице журнала «Вестник Европы», или пролистать цифровую версию собрания сочинений Карамзина в масштабе 1:1.

Канун Нового года — пора чудес, и для маленьких петербуржцев в усадьбе Державина организуют ёлку. Праздничные представления рассчитаны на разный возраст — они могут проходить как в формате классических утренников, так и в виде пышных балов для подростков и старшеклассников. Программы анонсируются за несколько месяцев, чтобы у всех желающих оставалось время забронировать билеты и подготовить костюмы.

Вопреки популярной гипотезе оранжереи из усадебного сада исчезли не в годы революционных потрясений — их уничтожили ещё в середине XIX века по распоряжению католической коллегии, не пожелавшей тратиться на садовников. Когда-то в них росли ананасы, которые мог купить себе только очень богатый дворянин, в настоящее время ананасовая оранжерея реконструирована — теперь в ней кафе и банкетный зал для частных вечеринок.

Как добраться до музея-усадьбы Г. Р. Державина в Санкт-Петербурге

Ближайшая станция метро — «Технологический институт», прошагать пешком от неё придётся ровно километр, но другого варианта нет. Выйдя из центра зала, нужно идти прямо по Троицкому проспекту до перекрёстка, после чего повернуть направо. Набережная Фонтанки уже должна хорошо просматриваться, ориентир — Троице-Измайловский собор по левую руку. От него останется чуть больше 300 метров до главных ворот музея.

Заказывая машину через Uber, Maxim или Яндекс-такси, следует понимать — парковочной зоны возле центрального входа фактически нет. Отсюда — не каждый водитель захочет ехать в сторону Фонтанки, особенно в час пик, туристов часто высаживают ещё на Измайловском проспекте, и идти получится немногим меньше, чем от метро, что совсем не порадует.

Аналогичная ситуация и у тех, кто путешествует на своём или арендованном автомобиле. Даже введя координаты навигатора — 59.918901, 30.310254 — нет никакой гарантии, что у входа будет свободное стояночное место. Тогда единственный выход, чтобы не попасть на серьёзный штраф — платная парковка во дворе дома № 2 на измайловском проспекте.

Источник: www.tourister.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.