Основание Вологды
// Мухин А. А., Шилова Н. Б. История Вологды в рассказах для детей. – Ч.2: Вологда новгородская. – Вологда, 1998.


1. Древние города нашего края — Белозерск, Устюжна, Великий Устюг — с основания были окружены десятками сели Эти города, как вековые деревья, росли медленно, увеличиваясь год за годом, становясь опорными пунктами торгов: ремесла, административными и военными центрами.
2. Археологами в Вологде не обнаружено ни одного поселения конца 12-го века. По схеме рождения древних городов Вологда не могла появиться даже в 13 столетии. Но она была основана и значится в документах за 1264 год. Как же это произошло?
3.


лучается, что за какие-то полвека были возведены сотни различных строений, заселено необжитое место. Имеется гипотеза, что основание Вологды связано с нашествием монголо-татар в 1237-1240 гг. Они разгромили множество городов, и это заставило людей семьями уходить с земли отцов и дедов в безопасные для жизни места, каким тогда и был наш край.
4. Самым крупным незавоеванным на Руси городом оставался Великий Новгород. К нему и устремились многие беженцы. Новгородские власти, обеспокоенные ростом населения, стали развозить новых подданных по своим бескрайним владениям. Несколько групп поселенцев высадились на высоком берегу реки Вологды.
5. После ужасов поражения люди потеряли веру в христианство. Беженцы посчитали за честь поселиться на месте древнего языческого центра. Новый город был защищен труднопроходимыми лесами и болотами, имелась удобная для сообщения река.
6. Поселенцы принялись выкорчевывать многовековые деревья, строить избы, возделывали и засевали поля, ловили рыбу и охотились. Сразу приступили к возведению деревянной крепости — центру любого древнерусского города. Не прошло и полутора десятков лет, как название города было занесено в древние документы.

Святой Герасим

1. После страшного опустошения Руси во время нашествия татаро-монгольских полчищ многие люди усомнились в христианской вере и обратились к язычеству.


среди первых жителей Вологды был человек, который ни на один миг не усомнился в Иисусе Христе; звали его Герасим, и был он простым монахом.
2. В «Житии» о святом Герасиме говорится, что еще юношей он покинул свой родной город Киев и пришел в небольшой монастырь при озере Глушец, где через некоторое время постригся в монахи. Сколько лет Герасим прожил в монастыре, неизвестно. В 1240 году Киевское княжество покорили татары. В огне пожарищ сгорел и Глушицкий монастырь.
3. Оставшиеся в живых монахи разбрелись по Руси, но дальше всех ушел Герасим — в далекую северную Вологду. В «Житии» сказано, что пришел он «еще до зачала града Вологды, на великий лес, на средний посад Воскресенья Христова, Ленивые площадки Малого торжка».
4. Явно, что Герасим пришел в зарождающуюся Вологду, где среди лесов поднималась деревянная крепость, где осваивались и застраивались Верхний и Средний посады. А на Ленивой площадке, среди торгового шума, стояла старая и единственная в Вологде Козмодемиановская церковь. Предположительно, это было 19 августа (1 сентября по новому стилю) 1247 года.
5. В языческом городе на православного монаха многие смотрели враждебно, поэтому Герасим поселился на окраине города: за Кайсаровым ручьем у большого леса. Жил он заботами простых людей, но каждый день по нескольку часов молился Господу. Через несколько лет сумел построить небольшую Троицкую церковь, которую стали посещать язычники: кто посмотреть, а кто «украдкой и помолиться».
6. Прошло несколько лет, и люди стали строить небольшие дома — кельи в Закайсарье. Так возник первый в Вологде монастырь.
Преподобный Герасим прожил в Вологде 31 год и скончался 4 марта 1278 года. Похоронили его рядом с церковью, которая долгое время называлась Троице-Герасимовскою.


Предание о Пятышеве

1. Тяжело оказаться беженцем в своей стране, когда рушится привычный жизненный уклад, а человеку ежедневно грозят голод, болезни, смерть, когда нет уверенности в завтрашнем дне, и редко кто протянет руку помощи. Примерно в таком положении оказался и монах Герасим, не имея средств к существованию и знакомств.
2. Вся жизнь преподобного Герасима в Вологде была борьбой за выживание: вначале для строительства жилища и об устройства клочка земли, отвоеванного у леса; затем для по стройки храма и возможности помогать людям, которые вместе с ним желали молиться Господу.
Именно к этому времени относится предание о вологжанине Пятышеве.
3. По-видимому, Пятышев был родом из Великого Новгорода. В Вологде ему были выделены значительные земли, и по богатству он мог принадлежать к влиятельной городской верхушке. Стремясь еще больше упрочить свое положение, он на свои средства продолжал выкорчевку леса, увеличивая количество принадлежащей ему земли.
4. Именно в обладании землей интересы монаха Герасима, мечтающего основать первый в Вологде монастырь, и богато го землевладельца Пятышева пересеклись.


роятно, богатства и знакомства помогли Пятышеву окружить клочок земли Герасима своими полями и огородами.
5. Когда у Троицкой церкви стали селиться христиане, спор о земле разгорелся с новой силой. В конце концов, землевладельцу пришлось пойти на некоторые уступки, и он продал часть поля. В «Житии» записано, что Пятышев прикрывал свою жадность бережливостью и благоразумием. Преподобный Герасим предсказал, что за это весь род Пятышевых станет жить не богато и не бедно.
6. Предсказание Герасима Вологодского исполнилось в точности: до прекращения рода Пятышевых в середине прошлого века его представители жили не бедно и не богато; никто из них не числился в купечестве. После смерти последних Пятышевых их родовой дом в Закайсарье опустел. Считалось, что в нем обитала нечистая сила, и люди боялись подходить к дому, особенно в вечернее и ночное время.

Первое испытание

1. Слово «город» возникло от слова «огород» или «огороженное место» в значении — крепость. Десяток таких крепостей — городков существовал в нашем крае. Некоторые из них сохранились до нашего времени, например, Тарногский и Кичменгский городки, а другие исчезли.
2. Когда-то и Вологда была таким же городком-крепостью; со временем она стала не только крупным городом, но и центром края.


рвоначально город был основан на границе земель, зависимых от Великого Новгорода и Ростова Великого.
3. После татарского нашествия неоднократно разоренное Ростовское княжество уже не могло противостоять Новгороду. В Вологде формируется вооруженная дружина, а сами вологжане по-хозяйски ведут себя в ростовских землях: рубят лес, ставят жилища, засевают поля.
4. В 1273 году проходила феодальная война между русскими княжествами и Великим Новгородом. В ходе войны тверская дружина князя Святослава Ярославовича вместе с дружиной великого баскака Амрагана двинулась войной на северные земли.
5. Большое войско, наполовину состоявшее из татар, по дошло к Вологде. Воевать с покорителями Руси в то время было небезопасно. За неповиновение татарский хан мог по вторить опустошительное нашествие, поэтому вологжане без сопротивления сдались на милость победителей.
6. В летописи 1273 года записано: «Князь Святослав Тверской, племянник великого князя, совокупясь с великим числом татар, воевал новгородские волости: Волок, Бежич и Вологду и с многочисленным пленом и богатой корыстью вернулся в Тверь».

Последствия поражения

1. В XIII столетии победители могли убить или изувечить побежденных, продать в рабство или вывезти и поселить всех на своих землях, сжечь город дотла.


1273 году Вологда была разграблена, но не сожжена.
2. Карательный поход великого баскака на новгородские земли и в том числе на Вологду был предпринят потому, что подвластные Новгороду земли не платили дань или платили в малом объеме. Скорее всего, после взятия Вологды в городе и округе была проведена перепись населения и установлен размер дани по численности вологжан.
3. Татары получили недоимки за все годы существования Вологды, богатые дары и пленных. Для сборщиков дани было выделено место для жительства и выстроен просторный двор. Предполагается, что этот двор находился на Числихе, в местечке, где сегодня возвышается церковь Покрова на Торгу.
4. Новгород Великий при заключении мира с Василием Ярославовичем должен был возвратить все захваченные княжеские земли, в том числе и ростовские под Вологдой. По-видимому, земли с посевами и построенные в вологодском заречье дворы были переданы людям ростовского князя.
5. По требованию русского митрополита в Вологде и под городом были разорены все языческие святилища, а жители Вологды не только не имели права восстанавливать их, но и обязались возвести на этих местах христианские храмы.
6. После поражения значительных изменений не произошло. Вологда так же принадлежала Великому Новгороду, имела свою вооруженную дружину. Управлял городом новгородский посадник. В церковном отношении Вологда подчинялась новгородскому архиепископу.


Крещение города

1. Христианство на Руси вводилось силой. Ярким примером может служить крещение Великого Новгорода, где 30 и 31 августа 990 года княжеский наместник Добрыня и тысяцкий Путятя жгли дома новгородцев и убивали непокорных. Но в Вологде спустя три столетия крещение проводилось мирно.
2. Скорее всего, вопрос о введении христианства в Вологде решался на городском вече и был принят большинством жителей. Тогда же приняли решение строить на разоренных языческих святилищах православные храмы. Вероятно, на вече присутствовали новгородские бояре, которые и убедили вологжан принять христианство.
3. Первые церкви в Вологде были деревянными. Для их создания требовались искусные мастера. Вначале в лесу подбирали нужные деревья и рубили их, затем с бревен тщательно убирали кору. Весь строительный материал вымачивался в специальном растворе несколько месяцев и сушился. Храмы строились без единого гвоздя, не гнили и стояли многие века.
4. Из Новгорода для крещения вологжан прислали несколько священников, которые ежедневно проводили богослужения в древней Козмодемиановской церкви и крестили желающих. Списки крещеных передавались вологодскому наместнику. На тех, кто не желал креститься, налагали дополнительные налоги и городские повинности.
5. Постепенно на местах бывших святилищ одна за другой появились деревянные красавицы — церкви.


на Ленивой площадке, рядом с Козмодемиановской церковью, был вы строен деревянный, но обширный Воскресенский собор — главный храм Вологды, после чего центральная площадь древнего города стала самой красивой.
6. Наряду с церквами в честь вселенских святых был возведен храм в честь новгородского святого Варлаама Хутынского. Преподобный Варлаам прославился борьбой с язычниками, на свои средства основал монастырь и строил церкви. Некоторые ученые считают, что именно святой Варлаам Хутынский был первым небесным покровителем Вологды.
1. Окончательной победой православия в нашем городе можно считать 1303 год. В летописи записано: «Создана бысть на Вологде церковь во имя Пресвятой Богородицы, священа благоверным епископом новгородским Феоктистом в 15 день августа на память Успения Пресвятой Богородицы». В более поздних документах данная церковь именовалась собором Пресвятой Богородицы на Ленивом торгу.

Бесово

1. Разрушить языческие святыни и построить на их месте церкви было проще, чем окрестить всех вологжан. Многие жители города не желали креститься, другие, вновь крещеные, продолжали посещать языческие торжества. Но так как поклонение древним богам было официально запрещено и святилища разрушены, то язычники стали проводить празднования в окрестных лесах.
2. В Вологде имеется легендарное место, которое называли Бесов лес.


о современный парк Мира. В одной из легенд говорится, что по окраине леса проходила дорога на север и в Белозерье, которая от города, огибая лес, шла к деревне Лазаревской (современная Слобода) и дальше к реке Вологде. В лесу будто бы скрывались разбойники и грабили проезжих торговцев и крестьян. Называли грабителей бесами.
3. Другая легенда сообщает, что лес облюбовали язычники для проведения своих праздников. Христиане называли поклонение языческим богам бесовскими играми, а участников — бесами. Язычники же считали, что этот заповедный лес охраняет их от беды.
4. Власти преследовали участников языческих поклонений, старались пресечь эти «бесовские» забавы. За язычниками следили, а на местах торжеств устраивали облавы. Пойманных ряженых хватали и садили в судную избу. Люди, почитавшие древних богов, стали более осторожными и приглашали на праздники только известных им язычников.
5. Для торжественных церемоний использовались едва приметные возвышенности в разных частях Бесова леса, но наиболее часто праздники проводились на берегу ручья, который до сих пор называется Бесовым. Деревянных и каменных идолов тщательно прятали, а если их находили и уничтожали христиане, то изготовляли новых.
6. Позднее, для большей безопасности, язычники стали использовать и другие леса для своих праздников. Некоторые из них долго сохранялись в названиях, например, Бесов крюк и Чертово место на Козлене. Другие места так и остались безымянными. Власти и церковь ничего не могли поделать и пошли на уступки, разрешив в некоторых храмах на почетных местах устанавливать языческих идолов.


Вологда новгородская

1. Можно только догадываться, какой была новгородская Вологда. Ее описаний не сохранилось. Краткие летописные упоминания только подчеркивают факт существования города, его крепости, посадов и слобод. А для изучения древней Вологды ученые используют сведения истории Великого Новгорода
2. Законодательная власть в древнейшей Вологде, скорее всего, по примеру Новгородской республики принадлежала вече. Исполнял указы вологодский посадник, в подчинении которого находилась вооруженная дружина. При нападении неприятеля он мог собрать городское ополчение.
3. Центром древнего города, безусловно, была деревянная крепость с прилегающей к ней Ленивой площадкой. На последней, кроме соборных храмов, располагалась главная торговая площадь Вологды. Здесь же проводилось городское вече. В самой крепости находилось множество маленьких домиков, в которых хранились ценные товары и продовольствие. Люди жили здесь только во время осады.
4. Большинство вологжан проживало на посадах: Среднем, Верхнем и Нижнем. Средний посад окружал древнюю крепость и тянулся от Хрулева ручья до современного парка ВРЗ. Верхний посад располагался по течению реки Вологды, выше Хрулева ручья; Нижний — в современном парке ВРЗ и части. Соборной горки. Люди семьями селились так же во дворах, которые строились вдоль дорог.
5. В состав Новгородской Вологды входили немногочисленные слободы: Рощенская, Кузнечная, Кайсаровская и Обуховская. Они располагались на важнейших дорогах, ведущих из города. В слободах, как и на посадах, вологжане семьями жили во дворах. Дворы состояли из жилых и хозяйственных по строек, огородов, были обнесены забором. Проживали в них ямщики и ремесленники, которые, как и жители посадов, занимались сельскохозяйственными работами.
6. Как жили вологжане, мы можем только догадываться. А по кратким летописным сообщениям известно: в 1335 году чума, разразившаяся в Европе, докатилась до Вологды. Вымерла большая часть горожан. В 1364-1366 годах стояла очень жаркая погода — горели окрестные леса и болота. В 1372 году голод охватил пермские земли. Из Вологды туда возили на судах хлеб.

Источник: www.booksite.ru

(Случается, что некоторое новое это очень хорошо забытое старое).

Начнем с того, что не существует никаких письменных сведений оставленных в память потомкам о том, кто и когда основал город Вологда. Однако не будем отчаиваться, а попробуем восполнить отсутствие знаний анализом историко-археологической информации вологодских исследователей, которая сегодня есть.

Итак, первое упоминание о Вологде относят к середине XII века (1147 год) из  описания жития преподобного киевского монаха Герасима на Вологде. По причине того, что другой более ранней даты нигде в письменах не упомянуто, то 1147 год считается годом  основания города Вологды.

Однако назвать 1147 год — датой рождения Вологды нельзя. Как пишет журналист и публицист Г.К. Лукомский в своей книге «Вологда в её старине», изданной в 1914 году: «Герасимовское житие следует отнести к XVII веку и, быть может, не всё в этой записи достоверно и даже значительная часть принадлежит свободной фантазии составителя, жившего шесть веков спустя…». Вот дословно, что рассказывает составитель жития  Герасима по имени Фома: «Как пришел он (Герасим) во время княжения великого князя Изяслава Мстиславовича, внука Владимира Мономаха (1147 г.), из Киева  на реку Вологду на великий лес, как основал на Кайсаровом ручье Троицкий монастырь»…

Разберем детально и оценим эту информацию.

Во-первых, проповедник христианства монах Герасим из Киева никак не мог быть исследователем-первопроходцем, который бы отправился из Киева на Север в никуда и, будучи в единственном числе основал бы в лесу в окружении болот монастырь.  

Во-вторых, пешему человеку добраться до окрестностей Вологды было физически не возможно. Хотя бы потому, что в те далекие времена Вологда была не доступна из-за  непроходимых болот и лесов. Дорог же никаких в ту пору не было. Сообщение между отдаленными славянскими  поселениями осуществлялись исключительно по воде. Единственно реки были в те глубокие времена связующими путями.

В-третьих, река Вологда принадлежит к рекам водостока северного бассейна. А это значит, что даже и по водной глади из ранее обжитых рек южного Волжского и западного Балтийского бассейна  в Северные реки было никак не попасть.

Исходя из всего этого, напрашивается вывод, что в северную реку Вологду из рек Волжского водостока должен был быть где-то проложен древний волок. По которому лодки и суда в промежутке между реками тащили волоком по густой траве или по бревнам (уложенным поперек пути, как железнодорожные шпалы). Для прохода в северную реку Вологду должен был существовать короткий путь по воде и короткий волок по земле. Не тот современный, длинный и окружной путь по рекам и озерам, называемый сегодня «Северо-Двинский каналом. А другой простой и короткий путь, которым пользовались древние славяне. Они-то надо считать, и были теми первопроходцами, которые основали своё поселение в Вологде.

 Предполагая необходимость существования пути до Вологды по воде и по волоку, внимательно изучим крупномасштабную географическую карту Вологодской области. И найдем, что кратчайший путь в Вологду от водостока южных рек действительно есть.

Поднимемся взором по карте в истоки реки Вологды. Правый её рукав упирается в тупик (берет начало в обширных болотах современного Шекснинского района). А вот левый приток реки Вологды (имеет название Авдеевка) в весеннее половодье подходит с восточной стороны к основанию «Вороновского холма». На холме этом ныне стоит деревня Вороново Чаромского сельского поселения Шекснинского района. Этот небольшой Вороновский холм служит границей водораздела рек северного и южного бассейна. С западной стороны к Вороновскому холму подходит река Волжского водостока Улома. Здесь под холмом в низине река Улома и северная река Авдеевка в весеннее половодье практически соединяются в один сплошной водоем.

По западному склону Вороновского холма талая и дождевая вода стекает в южный бассейн рек Улома и далее в реку Шексну и Волгу. А по восточному склону  холма вода стекает в северный бассейн рек: Авдеевку, Вологда, Сухона и Северная Двина.

Волок между реками Улома и Авдеевка самый короткий путь из рек южного водостока  в реки северного бассейна. Здесь бы в последующем можно было проложить и кратчайший канал, связующий южные и северные реки. Однако верховья названных выше рек слишком малы для прохода больших судов, но вполне достаточные для прохода небольших рыбацких  лодок. Надо учитывать и то, что в IX-XII веках во времена освоения славянами северных рек уровень водоемов в Вологодской области был выше и возможно, что часто в осенне-весеннее половодье из-за соединения верховий рек волок вообще не требовался.

Отметим и другое, что река Улома впадает в реку Шексна напротив древнего  русского поселения Ирма, расположенного в красивом месте на высоком берегу реки Шексна. Археологические раскопки в селе Ирма обнаружили, что это поселение существовало уже в X веке. В среднем течении реки Шексны в последние годы вологодскими историками и археологами А.Н. Башенькиным, А.В. Кудряшовым, Н.А. Макаровым обнаружены десятки  древнерусских поселений, могильников. Это говорит о хорошей освоенности данной территории и высокой плотности заселения в те времена.

От села Ирма выше по течению реки Шексна (на расстоянии чуть более 100 км) на берегу Белого озера стоит ещё более древний русский город Белозерск. По официальным сведениям в летописи он был основан в 862 году (в IX веке) и входил в состав территорий  древне русского государства со столицей в Киеве. Белозерск был центром Белозерского княжества.

Река Шексна относится к южному водостоку рек. Она берет начало из Белого озера и впадает в реку Волга там, где стоит современный город Рыбинск Ярославской области. Южные реки и прилегающие к ним земли были обжиты славянами много раньше земель по северным рекам. Продвижение славян на Север по рекам происходило с юга и запада.

Возвращаясь ко времени основания города Вологды.

Как пишут Вологодские археологи В.С. Банге и Н.В. Перцев: «Археологические раскопки, произведенные в 50-х годах нашего (XX) века, показали, что уже в XII веке Вологда была городом далеко не маленьким». Логично будет сделать вывод, что меньшие поселения на месте города возникли ранее.

От села Ирма до Вороновского холма, следуя через деревни: Якунина Гора, Княже и Топорищево (характерные древние русские названия) всего 14 километров. А если от Ирмы проплыть верх по реке Уломе, то до Вороновского холма около 20-ти километров. Славянским охотникам и рыбакам из села Ирма не составляло труда в мае месяце в период разлива рек в поисках дичи и рыбы проплыть на лодках в верховье реки Уломы до подножия Вороновского холма. Весенние воды Уломы разливались и затопляли низменные болотистые окрестности в округе. Крупная рыба из Шексны, поднималась по реке Уломе вверх и нерестилась в траве на прогретом мелководье на заливных лугах, там же рыбаки и били рыбу острогой. С другой же стороны к Вороновскому холму подступали разливы северной  реки Авдеевки. Весной воды рек сливались в общем разливе и рыбаки на лодках легко пересекали черту водораздела и таким образом заходили в северную реку Вологду, а, спустившись вниз по её течению, попадали в обширную сеть рек Северного бассейна. Сами того не зная, рыбаки из села Ирма открыли кратчайший проход из южных рек в северные. Летом же, когда уровень воды в маленьких реках значительно снижался, то на участке водораздела требовалось лодки протащить на небольшое расстояние волоком.

От древнего села Ирма до Вологды (по рекам Уломе, Авдеевке, Вологде) немногим более 100 километров. Этот переход на лодках славяне могли преодолеть за 1-2 суток.

С большой долей вероятности, что рыбаки в период весеннего разлива вод прошли вокруг Вороновского холма в Северные реки и основали на месте нынешней Вологды своё поселение (первоначально как место охотничьей стоянки). Уместно здесь отметить и название реки Авдеевка. Имя Авдей в переводе с древне греческого означает слуга Бога (священнослужитель). Возможно, что русский рыбак  по имени Авдей, именем которого была названа река, нашел этот короткий проход между реками. Спустившись на лодках вниз по открытой ими северной реке, названной, буквально Волок…- да, выбрали на её правом берегу высокое место, по виду очень напоминающее своё родное  поселение Ирма на реке Шексне. Как уже было выше сказано, иначе, сухим путем  через леса и топкие болота в Вологду было физически не пройти.

Возможно, что охотники из самого ближнего русского поселения Ирма ещё в X веке и основали Вологду. Охотники и рыбаки народ «легкий на подъем». К тому же по современным сведениям вологодских археологов А.Н. Башенькина, И. П. Кукушкина: «Никаких других славянских поселений в окрестностях Вологды в X-XII веке не было».

Не исключено и то, что ещё ранее X века на месте города Вологда было предшествующее поселение одного из северных фино-угорских племен (чудь, меря, весь, вепсы и другие). Так как в 40 км. ниже по течению реки Вологды на берегу реку Сухоны в 1980 г. было обнаружено и к настоящему времени обследовано фино-угорское поселение, датируемое серединой I тысячелетия и до XII века, получившее названное «Векса» (по имени маленькой речки впадающей поблизости в р. Сухону).  

Открытый рыбаками из  Ирмы короткий, легкий проход в Северные реки вскоре стал известен и Белозерским князьям. По этому пути позже, взявши в проводники рыбаков из Ирмы, на берега реки Вологда  на больших плоскодонных гребных стругах пришли Белозерские князья с дружинами. Они-то, высадившись на высоком берегу реки, и поставили городок Вологда. Который в последующем стал отправной точкой для освоения славянами неизведанных северных земель и устройства новых поселений: Тотьма, Великий Устюг и других в бассейне северных рек Сухоны, Северной Двины и далее с выходом в Белое море.

 

И вот, только, спустя два века после основания Вологды, после глубокого проникновения и  расселения славян вдоль северных рек, пришел на Вологодский лес и христианский проповедник из Киева монах Герасим. Дорога Герасима на Вологду, по-видимому, проходила кратчайшим путем через то самое славянское село Ирма. На лодке по реке Шексне, затем вверх по реке Уломе, потом пешком вокруг Вороновского холма и далее вниз по рекам Авдеевка и Вологда.

Следуя в Вологду, Герасим хорошо был осведомлен, что там, куда он идет уже существует русское поселение. К этому времени Белозерские и Новгородские князья хорошо знали о северных реках и землях. Имя Вологды официально упоминается в Новгородских грамотах 1203, 1265 и 1270 годов (о чем пишет в книге Г.К. Лукомский).

«К XIII веку новгородцы овладели уже всем Заволочьем, и Вологда неоднократно упоминается в их грамотах и документах как новгородская волость» (1979 г. Московские искусствоведы Г. Н. Бочаров и доктор В. П. Выголов).

Кратчайшим путем к Вологде по волоку между реками Уломой и Авдеевкой,  вероятно пользовались  несколько веков, до тех пор, пока на вологодском Заволочье достаточно не возросло число жителей и поселений. Когда у людей хватило сил, чтобы начать устраивать между селами дороги по земле, разрубая просеки по лесу, засыпая землей и застилая лежневым настилом болота.

Относительно названия города Вологда.

Скорее всего, город получил название от реки Вологда. Река же в свою очередь получила название от славянского слова «волок», по которому надо было тащить на реку Вологду лодки.  Так возникло название у реки, а затем оно перешло и на поселение «Волокда», а позже распространилось на город Вологда. Существует другая версия, что слово Вологда в переводе с языка племени весь означает «ясная вода», но проверить это в силу исчезновения племени и утраты языка не возможно. К тому же ясной реку Вологда назвать нельзя, скорее, наоборот, из-за множества окружающих и питающих её болот, реку можно называть «темной водой».

Настаивать на том, что всё вышесказанное абсолютная Истина не возможно, но и отрицать это из-за отсутствия какой-либо другой информации тоже нельзя.

Иногда случается, что некоторое новое – это хорошо забытое старое.

Лучшим подтверждением (нового — открытием старого) это повторить кратчайший путь древних славян из поселения Ирма до Вологды. Вологодским историкам, краеведам, археологам пройти указанный путь в период весеннего разлива на лодках…

 

            Владимир Гарматюк

            г. Вологда.

            8.09.2016 г

 

 

 

 

 

Источник: viperson.ru

С Вологдой напрямую связана жизнь многих выдающихся россиян: первого доктора медицины Матвея Мудрова; поэтов и писателей Константина Батюшкова, Владимира Гиляровского, Николая Рубцова, Сергея Орлова, Варлама Шаламова, Василия Белова; мецената Христофора Леденцова; святителя Игнатия Брянчанинова; защитников Отечества Александра Панкратова, Степана Ловенецкого, Евгения Преображенского; спортсменов Александра Бородюка, Николая Гуляева; авиаконструкторов Александра Можайского и Сергея Ильюшина; киноактеров Лидии Сухаревской, Риммы Марковой и других.

Основатель вологды

Первое письменное упоминание о городе относится к 1147 году. В житии преподобного Герасима повествуется, что именно в этот год «на великий лес на средний посад Воскресения Христова Ленивая площадка малого Торжку» пришел на Вологду из Киева монах Герасим и основал на Кайсарове ручье Троицкий монастырь. Обитель была поставлена не на безлюдном месте. В то время на территории будущего города уже находилось небольшое поселение, судя по всему, имевшее православную церковь.

Место для города было выбрано весьма удачно. Окрестные леса и болота надежно охраняли его от нашествия неприятелей. Река Вологда сполна обеспечивала горожан рыбой, служила главной «дорогой» для торговых отношений местных жителей с другими городами, в первую очередь с Белозерском и Новгородом Великим.

Одни исследователи утверждают, что название города древневепского (финно-угорского) происхождения. В переводе оно звучит как река с белой (чистой) водой. Белый цвет весьма подходит нашему городу. Он символизирует чистоту, простоту, добропорядочность. Многие поэты воспели в стихах именно белую, «снежную» Вологду.

Основатель вологды

Быстрый рост города объясняется прежде всего тем, что он занимал выгодное географическое положение и являлся одним из главных ключей к овладению богатствами Заволочья. Новгородские, ростово-суздальские, тверские и другие князья стремились закрепить за собой богатый Север. Открытие торговых отношений с заграницей послужило толчком к процветанию Вологды. В середине XVII века по числу жителей она входила в пятерку самых крупных городов Московии. Поэтому легенда о том, что царь Иван Грозный захотел перенести в Вологду столицу Русского государства, имеет под собой и экономико-политическое обоснование.

Иван IV ценил Вологду не столько за торговое, сколько за ее оборонное значение. Вологда со своим Кремлем — мощной фортификацией своего времени (так до конца и недостроенной в камне) надежно прикрывала пути к Москве с севера.

Основатель вологды

Иван Грозный сыграл большую роль в развитии города. Благодаря ему на высоком берегу реки Вологды был возведен величественный Софийский собор — главная достопримечательность города вот уже четырех с половиной веков, центр православия. При первом русском царе оформилось направление нескольких ныне существующих улиц и площадей, был прорыт искусственный канал Золотуха.

Рано или поздно вологжане обязательно поставят памятник этому царю. Иван Грозный заслужил это.

Основатель вологды

Во времена смуты и лихолетья начала XVII века вологжане внесли особый вклад в восстановление российской государственности. Наши пращуры принимали участие в освободительной борьбе Минина и Пожарского. Вологде удалось объединить для совместной борьбы с захватчиками крупные северные города — Великий Устюг, Тотьму, Сольвычегодск.  В 1612 году в первый и в последний раз в своей истории город подвергся нападению интервентов. Взяли и сожгли Вологду отряды польских и литовских захватчиков «с черкасами и казаками». Местное население подвергалось пыткам и насилию. О жестокости их говорит хотя бы тот факт, что нападавшие казнили не только защитников города, но и 59 монахов Спасо-Прилуцкого монастыря.

Основатель вологды

На рубеже ХVI-ХVIII веков на Русский Север особое внимание обратил Петр I. При Петре Великом Вологда становится одной из главных государственных военных баз страны. Здесь хранилось военное и техническое снаряжение для строящихся кораблей, возводились суда для доставки припасов в Архангельск. От стен Вологодского Кремля начинался поход на Нюхчу, Повенец, Орешек, закончившийся победой русской армии над шведами.

Государь пять раз бывал в Вологде! В последний раз он останавливался в доме голландского купца Гоутмана, благополучно сохранившегося до наших дней. Первый музей был открыт в Петровском домике еще до революции. Сейчас в нем находится экспозиция, рассказывающая о первом русском императоре. Вологжане, по воле монарха, были в числе первых строителей новой столицы — Санкт-Петербурга.

С основанием города на Неве, с открытием морского пути в Европу через Балтийское море экономическое и торговое развитие Вологды несколько замедлилось, на несколько десятилетий прекратилось и каменное строительство.

Основатель вологды

В царствование Екатерины II определилось и возросло административное значение Вологды. Указом императрицы Вологда в 1772 году становится центром Вологодского наместничества, а в 1796 году — столицей обширной Вологодской губернии. Матушка Екатерина росчерком своего пера утвердила и план застройки губернского города Вологды. Хаотичная средневековая застройка заменялась четкой сетью прямоугольных кварталов. По этому плану Вологда развивалась почти до 20-х годов XX века.

При Екатерине Великой началось строительство каменного Гостиного двора (торговых рядов по нынешней улице Мира), был возведен Каменный мост, первые общественные здания. Многие из тех построек екатерининского времени сохранились до наших времен.

На рубеже XVIII–XIX веков было построено немало каменных храмов. В это же время был утвержден герб губернского города Вологды — в червленом (красном) щите, выходящем из серебряного облака, в золотом одеянии рука держит золотую державу и серебряный меч с золотым эфесом. Червлень считается символом храбрости, мужества и неустрашимости, золото — символ значимости и богатства. После революции герб был запрещен. 31 мая 1967 года Вологодский горисполком утвердил новый герб города. В центре его появилось изображение лося. В апреле 1991 года Вологде был возвращен исторический герб.

Основатель вологды

Не остались безучастны вологжане к судьбе страны во время нашествия Наполеона. Всем известно имя участника Отечественной войны 1812 года поэта Константина Батюшкова. В 1987 году благодарные потомки возвели на Соборной горке памятник выдающемуся земляку. Во время Отечественной войны 1812 года в Спасо-Прилуцком монастыре, ныне входящем в черту города, хранились сокровища ризницы Московского кремля, монастырей и храмов первопрестольной.

В 1824 году губернскую Вологду посетил император Александр I. Специально к его приезду были разобраны остатки крепостных сооружений времен Ивана Грозного, а на их месте разбиты Дворянский и Пятницкий бульвары (по современным улицам Октябрьской и Ленинградской). Александр Благословенный дал высокую оценку приему, оказанному ему со стороны вологжан. Остался доволен посещением города в 1858 году и его племянник — император Александр II Освободитель.

В середине XIX века Вологда обретает первые черты цивилизованного города. Строятся мосты: Красный и Соборный через реку Вологду, Рыбнорядский, Винтеровский, Мяснорядский через Золотуху. На вологодскую январскую ярмарку привозят товар не только со всех концов Российской империи, но и из-за границы. В городе появляются первые заводики. Начинается мощение улиц. Так, в 1844 году булыжной мостовой были покрыты четыре площади и 11 улиц. В Вологде открылся театр, медицинские учреждения, гимназии и училища, кипела культурная и общественная жизнь.

Основатель вологды

Заметно оживилась вологодская экономика с появлением в 1865 году на реке Вологде первых пароходов и с окончанием строительства железнодорожной ветки Ярославль–Вологда. В 1898 году железная дорога была проложена до Архангельска. В 1905 году стальная магистраль связала наш город с Санкт-Петербургом и Вяткой. Таким образом, город, лежавший на берегах судоходной реки, оказался, кроме того, в центре пересечения важных транспортных путей. Как и ранее, он стал занимать видное место во внутренней торговле Российской империи. Ее ярмарочный характер постепенно уступал место стационарной работе специализированных магазинов и торговых домов.

Основатель вологды

В конце XIX–начале XX веков Вологда быстро становится промышленным центром Северо-Запада России. В губернском городе открываются кирпичные, кожевенный, сахарные, маслодельные заводы, колбасные и обувные фабрики. Появились и крупные государственные предприятия — Казенный винный склад (ликеро-водочный завод), Главные транспортные мастерские железной дороги (ныне ВРЗ), паровозное депо. Вместе с тем, как таковой рабочий класс в Вологде до революции еще не сложился. Население росло за счет переезда в город крестьян. Бывшие селяне долго сохраняли крестьянский уклад жизни, содержали огороды и домашний скот. Немногие из них перешли в мещанство, обзавелись торговлей. По данным Первой всероссийской переписи 1897 года в Вологде проживало 27872 человека.

На рубеже веков в городе были построены электростанция, водопровод, телефонная станция. К началу первой мировой войны работали гостиницы и кинематографы, издавалось несколько газет, функционировали общественные и благотворительные организации и политические партии.

Основатель вологды

Продолжают развиваться традиционные народные промыслы — прежде всего кружевоплетение. В 1912 году в окрестностях города насчитывалось до 40000 кружевниц. Вологодские кружева шли не только на внутренний рынок, но и за границу.

В начале 1870-х годов в Вологодском уезде стало активно развиваться маслоделие. В 1876 году Н.В. Верещагиным, братом известного художника-баталиста, был получен способ приготовления особого сливочного масла с приятным ореховым вкусом высокопастеризованных сливок. Созданное им масло получило названия Парижского. В конце 1930-х годов его назвали по месту производства — Вологодским.

Многочисленные маслодельческие артели и кооперативы снабжали маслом не только Российскую империю, но и европейские страны. Благодаря хлопотам Николая Васильевича уже после его смерти в 1911 году под Вологдой было открыто первое высшее молочнохозяйственное учебное заведение России — Вологодский молочный институт (ныне Вологодская молочнохозяйственная академия). В 1912 году в Вологде появился учительский институт, прообраз современного Вологодского государственного педагогического университета.

Основатель вологды

В предреволюционный период Вологда, названная за высокий уровень интеллектуальной жизни «Северными Афинами», стала местом встреч и дискуссий ссыльных литераторов, политиков, ученых. Здесь отбывали ссылку Н.А. Бердяев, А.М. Ремизов, А.А. Богданов-Малиновский, Б.В. Савинков, П.Е. Щеголев, В.В. Воровский, А.В. Луначарский, М.И. Ульянова, И.В. Сталин, А.Я. Аросев, В.М. Молотов, О.А. Варенцова и другие.

В годы революции и гражданской войны за счет беженцев, военных, миграции крестьян, численность населения города временами доходила до 60000 человек. Вологда пережила обе революции 1917 года относительно спокойно. Почти полгода здесь сохранялось двоевластие — параллельно действовала городская Дума и Совет. В 1918 году работали дипломатические миссии ведущих стран Антанты. Советская власть фактически установилась только в июне-июле 1918 года с приездом в Вологду комиссара советской ревизии М.С. Кедрова. С этим человеком связывают и первые политические репрессии.

Основатель вологды

В послереволюционные годы Вологда начинает менять свой облик. Возникает жилищное кооперативное строительство. Строятся города-сады рабочих транспортных мастерских (Октябрьский поселок) и водников.

В сентябре 1937 года Вологда стала областным центром обширной области на севере СССР. В городе начинается строительство льнокомбината, реконструируется паровозное депо, расширяется железнодорожный узел, вступает в строй дизельная электростанция, открываются новые артели промкооперации. Промышленность требовала новых рабочих рук. К началу Великой Отечественной войны в Вологде проживало около 100000 человек.

С первых дней Великой Отечественной войны в Вологодской области было объявлено военное положение. Тысячи вологжан ушли добровольцами на фронт. В городе формировались целые соединения и части.

Основатель вологды

За всю войну на Вологду не упало ни одной авиабомбы, хотя немецкие летчики предпринимали неоднократные попытки прорваться к городу. Заслуга в этом бойцов Череповецко-Вологодского дивизионного района ПВО. Служили в нем в основном молодые девушки, уроженцы Вологодской области. В знак признательности значимости их подвига, в 1984 году в Вологде был установлен памятник бойцам дивизионного района — 85-миллиметровая зенитная пушка. В 1975 году на улице Мира, в память о формировании в Вологде танковой бригады состоялось открытие памятника-танка Т-34.

В кратчайшие сроки промышленные предприятия Вологды перестроились на выпуск военной продукции: оружия, военного обмундирования и снаряжения. Оборонными стали заводы: «Северный коммунар», ВПВРЗ, станкозавод и другие. Огромная ответственность легла в годы войны на транспорт, особенно железнодорожный. Северная железная дорога была единственной связью блокадного Ленинграда с востоком. По ней осуществлялась эвакуация блокадников, по ней из Архангельска поступала по ленд-лизу помощь союзников. Противник не раз пытался высаживать десанты с целью проведения диверсий на СЖД. В окрестностях Вологды постоянно задерживались группы вражеских диверсантов.

Основатель вологды

Уже к сентябрю 1941 года вологжанами на нужды обороны было собрано 2,7 миллиона рублей, килограмм золота и 36,7 килограмма серебра. На свои средства жители Вологды построили авиаэскадрилью «Героическому Ленинграду». За годы войны доноры сдали свыше 35 тонн крови.

Как тыловой город, Вологда являлась важным госпитальным центром. Здесь было размещено девять эвакогоспиталей. С прибытием первых эшелонов на станциях Вологда I и Вологда II были оборудовали эвакопункты, где ленинградцы-блокадники получали питание и медицинскую помощь. Только зимой и весной 1942 года Вологда приняла из осажденного города 554000 блокадников. Многие из них умерли от болезней и истощения в Вологде. В 1988 году на Пошехонском кладбище, на месте захоронения ленинградцев-блокадников состоялось открытие мемориала.

Основатель вологды

Не вернулись домой с полей сражений Великой Отечественной войны 8379 вологжан. В память о погибших, в мае 1975 года на площади Революции областного центра был зажжен Вечный огонь.

За годы войны 18 вологжан были удостоены звания Героя Советского Союза, а свыше 20000 тружеников тыла награждены медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне".

В послевоенные годы Вологда становится крупнейшим центром машиностроения. Здесь был построен Государственный подшипниковый завод, а несколько позже — «Вологодский оптико-механический завод», завод «Электротехмаш». Бурный рост промышленности вызвал интенсивный приток населения. В 1973 году численность вологжан составила 200000 человек. В 1979 году в городе проживало уже 249000 жителей. Велось большое жилищное строительство. Вологда расширилась за счет включения в черту города бывших деревень: Бывалово, Говорово, Зерново, Ватланово, Шарапово и других.

Основатель вологды

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1982 года за успехи, достигнутые трудящимися города Вологды в хозяйственном и культурном строительстве и значительный вклад в обеспечение победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, Вологда была удостоена ордена Октябрьской Революции. В июле 1983 года высокую награду прикрепил к знамени города член ЦК КПСС Г.А. Алиев – будущий президент Азербайджана.

1990-е годы для Вологды, как и для всей страны, выдались весьма трудными. Наработанные годами экономические и деловые связи претерпели существенные изменения, а то и вовсе прекратились. Несмотря на это, Вологде удалось сохранить свой экономический и научный потенциал.

Машиностроительная отрасль — ведущая в городе — не только наверстала упущенное, но и получила мощный толчок к своему развитию. Активно развиваются учреждения торговли, открываются новые банки, производства. Вологодские предприятия год от года наращивают выпуск продукции, осваивают новые рынки сбыта, в том числе в странах СНГ и мира, растет уровень заработной платы.

За последние годы в Вологде, в отличие от других областных центров, не была закрыта ни одна музыкальная, спортивная или художественная школа. Даже в самые тяжелые годы нам удалось избежать роста социальной напряженности, массовых акций протеста. Заработная плата бюджетников является социальной статьей городского бюджета.

Историческим событием стало посещение в апреле 2001 года Вологды президентом В.В. Путиным. Владимир Владимирович осмотрел производственные мощности подшипникового завода, провел на заводе совещание, посвященное разработке нового Кодекса законов о труде РФ.

По мнению экспертов, у нашего города, благодаря его выгодному географическому положению, большое будущее. Вологда играет все более заметную роль в экономических связях регионов России.

Территория города составляет 11,6 тысяч гектаров. В Вологде по данным переписи 2010 года проживало 309900 жителей.

На территории города находится 224 памятника истории, архитектуры, культуры, из них 128 взяты под охрану государства.

Вологда входит в число 116 российских городов, обладающих особо ценным историческим наследием.

Источник: vologda-portal.ru

Версии происхождения названия

Основная версия касается финно-угорского происхождения этого слова. Впервые её выдвинули финские филологи Иосиф Юлиус Миккола и Яло Калима в начале XX века, к этой же теории склоняется и отечественный филолог Ю. И. Чайкина. Согласно этой версии слово «Вологда» — вепсского происхождения. Древневепсское valgeda (совр. vauged — белый) при обычной в прошлом передаче -al- между согласными через русское -оло- привело к образованию слова «Вологда» — река с белой (прозрачной, чистой) водой. Но возможно и более древнее происхождение: известны и другие финно-угорские названия двинского бассейна на -егда, -огда (Вычегда, Керогда) и названия с основой вол- (Волонга, Волома, Волюга, Волохтома), что не позволяет считать название окончательно понятым.

Версии славянского происхождения названия чаще всего связывают с происхождением от слова «волок». Однако эта версия не имеет серьёзной поддержки в науке и представлена в основном в публицистике и художественной литературе, в частности в произведении В. А. Гиляровского «Мои скитания».

Дата основания

1147 год. Это официальная дата, впервые введённая в научный оборот в 1780 году А. А. Засецким и основывающаяся на «Повести о чудесах Герасима Вологодского» (1666) и Летописце Ивана Слободского (1716). В них говорится о том, что в 1147 году Герасим Вологодский (монах Киевского Глушецкого монастыря, разорённного во время нашествия Батыя) основал Троицкий монастырь у реки Вологды. Это и положило начало городу.

Однако указанное свидетельство, которое представляет Вологду ровесницей Москвы, на сегодняшний момент является дискуссионным. Данные археологических раскопок относят возникновение города не раньше XIII века. Достаточно сомнительными многим историкам представляются и сами источники, на базе которых основание города датируется 1147 годом. И «Повесть о чудесах Герасима Вологодского» и Летописец Ивана Слободского относятся к XVII-XVIII векам и не имели достаточных данных о биографии святого.

Кроме того практики монастырского строительства на Русском Севере и Северо-Востоке в XII веке ещё не было: первый монастырь во Владимире был основан в 1152 году, в Ростове – в 1212 году, в Белозерском крае – в 1251 году. Сторонники основания Вологды в 1147 году, в свою очередь, указывают на то что детальный анализ «Повести о чудесах Герасима Вологодского» и Летописца Ивана Слободского (в том числе и ошибок переписывания с более ранних источников) позволяют сделать вывод о достоверности многих фактов в этих источниках и о том, что Вологда всё-таки существовала в 1147 году, только не как город, а как малое поселение (и вероятнее всего не на том месте, где была историческая часть города).

1264 год. Эта дата первого упоминания Вологды в письменных источниках: в «докончаниях» Новгорода с великим князем волость Вологда называется в перечне других окраинных владений Новгорода. Помимо этого, версия основания Вологды не раньше 1264 года опирается на результаты археологических раскопок, которые, как уже говорилось, не обнаруживают Вологду раньше XIII века.

На сегодняшний день общепризнанным является только факт того, что местом основания города Вологды являлась не нынешняя его центральная часть, а район вокруг Ленивой площадки, где располагалась церковь Воскресения Христова на Ленивом торгу. Это место являлось центром древнего города вплоть до 1565 года. Причём до этого времени в Вологде не было ни одной каменной постройки: все городские укрепления, мосты, жилища, церкви, торговые и производственные помещения строились из дерева.

Статус города

Выгодное положение Вологды на перекрёстке водных путей сделало город в XIII—XV веках объектом междоусобных войн Новгорода, тверских и московских князей. В 1368 году московский князь Дмитрий Донской захватил Вологду, вынудив Новгород согласиться на совместное владение. Некоторое время в Вологде правило сразу два наместника — новгородский и московский. В 1371 году Димитрием Прилуцким в трёх километрах от Вологды был основан Спасо-Прилуцкий монастырь – первый общежительный монастырь на Русском Севере. Строительство монастыря было поддержано Дмитрием Донским, рассматривавшим его в качестве форпоста московского княжества в борьбе с Новгородом за утверждение в северных землях.

В 1397 году московский князь Василий I присоединил Вологду к своим владениям, тем самым положив конец совместному управлению города московскими и новгородскими наместниками. Однако и после этого город не раз подвергался нападению новгородцев, и был одним из объектов борьбы в период Междоусобной войны 1425-1453 годов. В результате поражения от Дмитрия Шемяки, в 1446 году в Вологду был сослан Василий II Тёмный, которому город был отдан в удел. Отсюда Василий II направился в Кирилло-Белозерский монастырь, где игумен Трифон в 1447 году освободил его от крестного целования не претендовать на московский престол, после чего князь вновь продолжил борьбу с Дмитрием Шемякой. В 1450 году Вологда подверглась осаде войсками Дмитрия Шемяки, которые, однако, не смогли взять город. После смерти Василия II Вологда в 1462 году переходит в удел его сыну Андрею Меньшому и становится центром Вологодского удельного княжества. В 1481 году после смерти князя Андрея, не оставившего наследников, Вологда как выморочный удел переходит великому князю Ивану III и окончательно закрепляется за Московским княжеством.

Город во времена Ивана IV Грозного

В период правления царя Ивана IV Грозного, Вологда становится одним из важнейших транзитных центров во внешней торговле России с Англией, Голландией и другими западными странами по Северодвинскому пути и в торговле с Сибирью по Сухоне и Вычегде. В городе был построен государев кладовой двор на берегу реки.

В 1553 году Вологду посетил английский мореплаватель Ричард Ченслор, который в том же году установил дипломатические отношения между Россией и Англией.

В 1554 году торговый агент Джон Гасс докладывал английским купцам о Вологде как большом городе с изобилием хлеба, где товары вдвое дешевле, чем в Москве и Новгороде, и нет города в России, который бы не торговал с Вологдой. На основании донесений Дж. Гасса в 1555 году англичане открыли в городе свою торговую контору, а первым русским послом, направленным в Англию для переговоров, стал уроженец Вологды Осип Непея. В 1565 году Иван Грозный вводит Опричнину и включает Вологду в состав опричных земель. В том же году он впервые посещает город и решает превратить его в центр Опричнины и тем самым – в столицу опричного государства. Царь приказал строить новую крепость, которую было решено заложить в другой части города, ограниченной с одной стороны рекой, а с другой – пределами современных улиц Ленинградской, Октябрьской и Мира, вдоль которых должен был проходить крепостной ров. Закладка крепости началась при личном присутствии царя 28 апреля 1566 года в день святых апостолов Иасона (Насона) и Сосипатра. В этой связи территория крепости, расположенная в новом от исторической части Вологды месте, получила название «Насон-город». Другое название Насон-города – Вологодский кремль (сейчас, в сознании современных жителей города Вологодским кремлём называют не бывшую территорию крепости, а только Архиерейский двор).

В 1568 году на территории крепости начато строительство нового кафедрального храма и первой каменной постройки Вологды – Софийского Собора, сооружение которого продолжалось до 1570 года и осуществлялось по образцу Успенского собора Московского кремля. Тем самым Иван Грозный придавал своей северной резиденции столичный облик. Строительные работы, проводившиеся архитектором Размыслом Петровым, проходили под личным наблюдением царя, неоднократно и подолгу останавливавшегося в Вологде.

В 1571 году Вологда становится центром Вологодско-Пермской епархии, которая была образована ещё в 1492 году с кафедрой в далёком пермском селении Усть-Вымь. Тем самым, наряду с торговым и военно-политическим возвышением, произошло усиление Вологды и в церковных делах.

Однако в 1571 году Иван Грозный неожиданно прекращает строительные работы в Вологде и навсегда покидает её. Возможно, это было связано с решением царя упразднить Опричнину, а, следовательно, и её предполагавшийся центр. Однако легенда гласит о том, что при очередном посещении Софийского собора, из его кровли на голову Ивану Грозному упал камень (или кусок штукатурки). Суеверный царь, получивший серьёзную травму головы, воспринял это как дурной знак и решил уехать из города. В подтверждение этой легенды приводится факт того, что Софийский Собор, который Иван Грозный даже хотел разобрать, так и не был освящён в его правление. Само освящение собора состоялось только при его сыне Фёдоре Иоанновиче в 1587 году. А участки недостроенной крепости, которые позднее в XVII веке ненадолго укрепили деревянными стенами, простояли вплоть до начала XIX века, когда были разобраны городскими властями и местными жителями как материал для каменного строительства.

Город в «Смутное время»

Смутное время для Вологды началось с эпидемии чумы в 1605 году, охватившей весь город. В 1608 году, в условиях, когда часть страны контролировалась царём Василием Шуйским, а часть – Лжедмитрием II, вологжане присягнули самозванцу. Владея Вологдой, он не только получал контроль за русскими и английскими торговыми складами, но и смог бы подчинить весь север страны. Однако направленная сюда новая администрация злоупотреблениями и безграничными поборами вызвала крайнее недовольство населения, в результате которого Вологда отошла от «Тушинского вора». А в феврале 1609 года на борьбу с Лжедмитрием II из Вологды вышло народное ополчение под руководством Никиты Вышеславцева, освободившее от интервентов и их союзников Романов и Ярославль. В 1612 году вологжане оказали серьёзную продовольственную и военную помощь ополчению К. Минина и Д. Пожарского. Однако, направив огромные военные силы на поддержку второго ополчения, в самом городе практически не осталось достаточного воинского контингента для его защиты. В результате, 22 сентября 1613 года один из польско-литовских грабительских отрядов без труда овладел Вологдой, после чего город был сожжён, а многие жители — убиты или взяты в плен. Как свидетельствовал вологодский архиепископ Сильвестр:

« «разорители православной веры пришли на Вологду безвестно изгоном, город взяли, людей всяких посекли, церкви божии поругали, город и посады выжгли до основания» »

Город при Романовых

В начале правления Петра I Вологда становится крупной военной базой страны. Здесь хранилось военное и техническое снаряжение для строящихся крепостей и военных кораблей. В городе строились суда для доставки припасов в Архангельск. Кроме того, Вологда могла стать центром учебных плаваний создававшегося русского флота, которые Пётр намеревался проводить на Кубенском озере (в 30 км от Вологды). Однако Кубенское озеро, куда Пётр из Вологды отправился в 1692 году, показалось царю неподходящим для этого. Сам Пётр I не менее 10 раз проезжал через Вологду, из них 6 раз (1692, 1693, 1694, 1702, 1722, 1724) останавливался в городе. Местом пребывания царя в Вологде служил домик голландского купца И. Гоутмана, который в 1872 году был приобретён городскими властями, а в 1885 году превращён в Дом-музей Петра I, ставшего первым музеем Вологды. Однако с основанием Петербурга, открывшего морской путь в Европу через Балтийское море, значение Вологды как центра внешней торговли России резко упало. Кроме того, Вологда перестала быть административным центром: в 1708 году город был приписан к Архангельской губернии. А указом Петра 1722 года об ограничении торговли через Архангельск, Вологда и вовсе оказалась в стороне от торговых путей, запустела и превратилась в обычный провинциальный город.

Некоторое оживление наступило только при Екатерине II, которая в 25 января 1780 году сделала Вологду центром особого Вологодского наместничества. Указом Павла I от 12 декабря 1796 года Вологодское наместничество было переименовано в Вологодскую губернию. В свою очередь территория нынешней центральной части Вологды с конца XVIII века застраивается по плану губернского города, утверждённому в 1781 году, и получает тот исторический облик, который характерен для неё и сегодня. Новый экономический подъем города связан с пароходным движением по Сухоне и со строительством железнодорожной линии, связывавшей Вологду с Ярославлем и Москвой (1872), с Архангельском (1898), с Петербургом и Вяткой (1905).

В 1871 году в вологодской усадьбе Марфино (13 км от Вологды) голштинским предпринимателем Ф.А. Буманом был открыт специализированный маслодельный завод, ставший первым как в Вологодской губернии, так и в России. С тех пор Вологда становится центром маслодельной промышленности, а вологодское масло, технология изготовления которого была изобретена Н.В. Верещагиным и приобретена Ф.А. Буманом, – мировым брендом. В 1911 году усадьба Фоминское с маслозаводом Ф.А. Бумана была передана в казну, а на её базе был основан Вологодский молочный институт: тем самым Вологда превращается в один из крупнейших молочнохозяйственных центров страны. Кроме того, Вологда ещё с XV века являлась местом ссылки и в XIX веке получила прозвание «подстоличной Сибири». В конце XIX – начале XX века в городе в качестве ссыльных побывали И.В. Сталин, В.М. Молотов, Н.А. Бердяев, Б.В. Савинков, М.И. Ульянова (сестра Ленина), А.В. Луначарский, А.А.Богданов.

Город при Советской власти

Советская власть, установленная в Вологде лишь в декабре 1917 года, вплоть до середины 1918 года сосуществовала с органами земского и городского управления. Кроме того, в феврале 1918 года Вологда на несколько месяцев становится «дипломатической столицей России»: опасаясь захвата немецкими войсками Петрограда, сюда эвакуируется порядка 11 посольств во главе с американским послом Дэвидом Р. Фрэнсисом. Однако, под давлением большевиков, 24 июля 1918 года дипломаты вынуждены были покинуть Вологду и через Архангельск отправиться на родину. В годы Гражданской войны Вологда стала местом расположения штаба VI-й Красной Армии, которая противостояла белогвардейцам Е.К. Миллера и интервентам на севере страны. В память о красноармейцах, сражавшихся на Северном фронте, в Вологде на Площади Революции установлен монумент.

В 1929 году Вологда на время утратила значение губернского центра: Вологодская губерния была упразднена и включена в состав нового образования – Северного Края, куда помимо Вологодской вошли территории Архангельской и Северо-Двинской губерний, а также автономной области Коми (Зырян). Административным центром Северного Края стал Архангельск. В декабре 1936 года Северный Край был упразднён и разделён на Коми АССР и Северную область, административным центром которой оставался Архангельск. Однако уже 23 сентября 1937 года постановлением ЦИК СССР Северная область была разделена на Архангельскую и Вологодскую область. Этим же постановлением к Вологодской области были присоединены районы Череповецкого округа Ленинградской области, составляюшие ныне западную часть Вологодчины и прежде никогда не входившие в состав Вологодской губернии. Тем самым были оформлены современные границы Вологодской области. В 1930-е годы в Вологде проходила индустриализация: были построены Льнокомбинат, Вагоно-ремонтный завод и завод «Северный Коммунар» (лесопильный).

В годы Великой Отечественной войны в Вологде было введено военное положение, а промышленные предприятия перешли на военное производство. Осенью 1941 года фронт подошёл к границе Вологодской области, а с 7 октября бои шли на её территории в Оштинском районе (ныне Вытегорский). Вологда стала прифронтовым городом. Её жители участвовали в строительстве оборонительных рубежей. Сама Вологда также была разбита на сотни участков самозащиты: строились бомбоубежища, простейшие укрытия, развёртывались системы ПВО, которые охраняли железнодорожный узел и военно-промышленные предприятия. В результате на город не упала ни одна бомба, хотя попытки бомбардировок были неоднократны. В память об этом в Вологде установлен монумент подвигам сил ПВО в виде зенитки (на улице Зосимовской).

Кроме того, Вологда регулярно снабжала Ленинградский фронт через свой железнодорожный узел и принимала эвакуированное оборудование и сотни тысяч людей.

В годы войны город также являлся крупным госпитальным центром. Сами жители Вологды осуществляли пожертвования в виде донорской крови, денег и драгоценностей.

На деньги вологжан была сформирована танковая колонна «Вологодский колхозник», в память о которой, а также о боевых подвигах жителей города, участвовавших в войне, был сооружён монумент танку Т-34 (на улице Мира).

В 1961 году первым секретарём вологодского обкома и руководителем области становится А.С. Дрыгин. Под его руководством как в области, так и в городе произошли ощутимые изменения во всех сферах жизнедеятельности и экономики. В Вологде были основаны подшипниковый и оптико-механический заводы, станкозавод, птицефабрика; открыт политехнический институт; развёртывается масштабное строительство жилья и первых многоэтажек , результатом которого было появление новых микрорайонов (Бывалово, ГПЗ, 5-й и 6-й микрорайоны). В 1976 году в Вологде был пущен троллейбусный транспорт. В 1982 году город награждён орденом Октябрьской Революции.

Современный период

В ноябре 1991 года была создана администрация города и начата реформа органов местного самоуправления. В октябре 1993 года были ликвидированы Советы народных депутатов всех уровней, в том числе и города Вологды. После роспуска Совета в Вологде была учреждена Городская дума, первые выборы в которую состоялись 20 марта 1994 года. В её состав входило всего 6 депутатов. В декабре 1995 года состоялись новые выборы в Городскую думу, а её состав был расширен до 30 депутатов. 25 июля 1996 года Городская дума приняла основной закон города — Устав города Вологды. 6 октября 1996 года в Вологде состоялись первые в истории всенародные выборы главы города, победу на которых одержал А.С. Якуничев, руководивший городом до 2008 года.

25 августа 1995 года, в связи с подписанием Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Городская Дума утвердила новый устав Вологды.

Однако, несмотря на внесение депутатами более 400 поправок и увеличение объёма документа в 2,5 раза, существенных изменений, по сравнению с городским Уставом 1996 года, Устав 2005 года не содержал. 14 июля 2006 года в Вологде был открыт Четырнадцатый Арбитражный апелляционный суд Северо-Западного федерального округа (не включая Санкт-Петербург и Ленинградскую область).

Источник: vologdahistory.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.