Киево-Печерский монастырь — целый город, расположенный в историческом центре Киева (Украина).  На его территории, помимо мужского монастыря и четырнадцати православных храмов можно найти семь музеев, первую на Руси типографию, мощи святых и многое другое.

Киево-Печерский монастырь находится в центре Киева (Украина)
Киево-Печерский монастырь находится в центре Киева (Украина)

История Киево-Печерской лавры – от первых пещер до современности. Сложный путь через огонь набегов и постоянное возрождение

В начале XI в. в лесистой местности священник из села Берестова Иларион выкопал себе пещеру. В ней он в одиночестве совершал молитвы. Но в 1051 г. ему дали должность митрополита Киевского и пещера оказалась покинутой.


Святые Антоний Печерский и Феодосий Печерский – основатели Киево-печерского монастыря. Они поселились в пещерах, которые стали началом целого монастырского комплекса
Святые Антоний Печерский и Феодосий Печерский – основатели Киево-печерского монастыря. Они поселились в пещерах, которые стали началом целого монастырского комплекса

Основание же Киево-Печерского монастыря можно считать с пришедшего после Илариона Антония. Он поселился в пустующей пещере. Слава о его благочестии широко распространилась и привлекла множество последователей. В их числе оказался и монах Феодосий – с тех пор почитающийся как один из основателей лавры.

Антоний же удалился на соседнюю гору, где выкопал себе другую пещеру. Именно с нее начались «ближние» пещеры. Им в противовес прежние – это «дальние» пещеры, в зависимости от расположения.

В новообразованном монастыре, по велению Антония главным остался настоятель Варлаам. История сохранила его имя как первого игумена Киево-печерской лавры (его мощи хранятся в ближних пещерах).


Преподобный Варлаам Печерский – по настоянию Антония стал первым игуменом Киево-Печерского монастыря
Преподобный Варлаам Печерский – по настоянию Антония стал первым игуменом Киево-Печерского монастыря

Количество монахов и послушников все растет. И тогда над дальними пещерами они строят кельи и церковь Успения Пресвятой Богородицы. И в 1073 г. новое здание становится главным храмом лавры.

А со временем Антоний добивается у княжившего в тот момент Изяслава Ярославича, позволения использовать территорию все горы. И вот новый монастырь получает имя «Печерского». Название это идет от старославянского. Ведь слово «печера» означает пещера, либо любое подземное жилье.

Собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1073 г. становится главным храмом новообразованного монастыря
Собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1073 г. становится главным храмом новообразованного монастыря

В 1096 г. обитель, только начавшая вставать на ноги, сильно пострадала от половцев. И это нападение было первым в длинной череде набегов и разрушений.


Самые крупные из них это: разграбление обители торками в 1151 г., в 1169 г. при восстании князей, объединившихся со степняками-язычниками берендеями, в 1203 г. при опустошительном набеге половцев на русские земли.

Особенно губительные последствия для монастыря оказались после разорения ордами хана Батыя. Обитель долго не могла оправиться. Многие монахи были убиты.

Однако, как ни тяжелы были последствия нападений, лавра каждый раз отстраивалась заново. Благодаря щедрым пожертвованиям князей и прихожан, монастырь становился еще краше и рос с каждым годом. Недаром в одном из храмов устроена княжеская усыпальница.

Хоронили здесь и представителей знатных родов – политических деятелей, известных художников, архитекторов и прочих.

Монахи полностью переселились в кельи большого монастыря. Пещеры же были превращены в усыпальницы для почивших братьев. А в 1106 г. строится Троицкая надвратная церковь. Она сохранилась до наших дней. И это один из уникальных памятников княжеских времен. Стены вокруг расписаны библейскими сюжетами.


Троицкая надвратная церковь 1106 г. – уникальный памятник княжеских времен, сохранившийся до наших дней
Троицкая надвратная церковь 1106 г. — уникальный памятник княжеских времен, сохранившийся до наших дней

Во второй половине XII в. настоятели монастыря получают право именоваться архимандритами. А сама обитель получает статус «лавры».

Слово «лавра» переводится с греческого буквально как «городская улица» или «»многолюдный монастырь». Это особый статус. Право его получить могли мужские монастыри, которые имели особое духовное и историческое значение.

В конце XVI в. было несколько попыток подчинить монастырь унии. Порой они принимали характер вооруженного нападения. Но монахи с честью отстояли свои права и обширные земли.

Занималась она изданием богослужебной и полемической литературы. Впоследствии под руководством Петра Могилы была образована духовная семинария, в последствии переросшая в академию.

В середине XVIII в. под руководством известного архитектора немецкого происхождения Готфрида Шеделя была построена Великая Лаврская колокольня. Больше века она носила почетное звание самого высокого строения Украины.

Это высокая (96,5 м) башня в форме восьмигранника. Четыре яруса в стиле барокко отличаются каждый своим оформлением. Здание богато оформлено и украшено керамикой, изготовленной на заводе лавры.


Великая Лаврская колокольня построена в середине XVIII в. архитектором Готфридом Шеделем. Восьмигранная башня возвышается на 96,5 м и имеет 4 яруса, оформленных каждый в своем стиле
Великая Лаврская колокольня построена в середине XVIII в. архитектором Готфридом Шеделем. Восьмигранная башня возвышается на 96,5 м и имеет 4 яруса, оформленных каждый в своем стиле

Если в конце XVII в. лавра была подчинена Московскому митрополиту, то уже в конце XVIII в. ситуация изменилась. Монашеская община отошла под руководство Киевского митрополита.

В период советской власти монахов разогнали, либо расстреляли. На территории лавры устроили музейный городок. Во время военной оккупации лавра была разграблена. Чтобы скрыть это, Успенский собор взорвали.

Возрождать монастырь стали в конце XX века

В 1988 г. вновь возрожденной монашеской общине передали территорию Дальних пещер. Ее первым настоятелем стал Филарет – митрополит Киевский и всея Украины. Начались длительные работы по восстановлению.

В настоящее время территорию лавры можно поделить на две части:


  • Верхнюю — это территория историко-архитектурного комплекса;
  • Нижнюю — действующий мужской монастырь, в состав которого входит комплекс пещер: Дальние и Ближние.

Мощи святых и иконы — святыни монастыря

В пещерах находятся самые главные святыни монастыря — мощи более ста двадцати киево-печерских святых. Кроме того здесь находятся великие чудотворные иконы.

Мироточивые главы в пещерах монастыря
Мироточивые главы в пещерах монастыря

В 1990 г. Киево-Печерская лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Расписание богослужений на каждый день по храмам можно посмотреть на официальном сайте Киево-Печерской лавры.

Источник: hranitel.club

Цитата сообщения Вечерком История Киево-Печерской Лавры


Основание киево печерской лавры
Киево-Печерская Свято-Успенская Лавра находится на правом берегу Днепра, на высоких днепровских холмах. Первые монахи селились в пещерах, именно отсюда название Печерская (укр. печера – пещера). Лавра – это почетное звание, которое присуждалось только крупным и значительным монастырям. Взяв начало от первых пещер, вырытых в 11 веке, в течение 9 веков Киево-Печерская Лавра разрослась до величественного комплекса церквей и монастырей, производящего не только на верующих, но и на обычных туристов очень сильное впечатление.

История Киево-Печерской Лавры  восходит к  1051 году, когда вернувшийся  со Святой Афонской горы  монах Антоний  поселился в пещере в ложбине между двух холмов. Пещеру эту выкопал для себя отец  Иларион, духовник Ярослава Мудрого.  Незадолго до возвращения Антония Иларион оставил пещеру, приняв  сан митрополита. Надо отметить, что Иларион  стал первым митрополитом русского происхождения. К Антонию потянулись  последователи. Когда число монахов достигло 12, на соседней горе Антоний вырыл для себя новую пещеру. Впоследствии, первые пещеры были названы дальними, а вторые – ближними.


степенно появлялись все новые пещеры, они соединялись друг с другом лабиринтами, вмещая все новых и новых монахов. Число последователей Антония росло, им становилось тесно в пещерах, и тогда была построена Успенская церковь и кельи на поверхности. По просьбе Антония, Князь Изяслав подарил монастырю территорию, включающую в себя всю гору  над пещерами.  В 1062 году монастырь был назван Печерским. После смерти Антония в 1073, его похоронили в пещере, в дальнейшем таким же образом стали хоронить и других  монахов.  Пещеры остались местом проживания лишь самых аскетичных монахов-отшельнков. Пещерный монастырь удостаивал частыми посещениями сам князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого. Киевская знать тоже проявляла уважение к монастырю.

В период 1106-1108 г.г. при участии преподобного Алипия, а также греческих зодчих и живописцев, была построена церковь над воротами главного входа в монастырь. Её так и назвали Надбрамна (Надвратная), или Троицкая Надбрамная церковь (Церковь Святой Троицы над брамой). Несмотря на прошедшие века, церковь пережила разрушительные набеги, пожары, и сохранилась до нашего времени.

Монахи и затворники Киево-Печерской обители отличались высокими нравственными качествами и подвижничеством, что вызывало уважение у просвещённых и влиятельных людей того времени. Постепенно, монастырь превращается в своеобразное образовательное учреждение, академию православных правителей. Со всех уголков Руси сюда начинают стекаться не только знатные, но и образованные люди. От времени возникновения Киево-Печерской обители до начала 13 века из числа иноков вышло 50 епископов, назначенных на служение в разные уголки государства. Слава о монастыре разошлась далеко за пределы Руси.


Во время нашествия орд Батыя в 1240  году Киево-Печерская Лавра была разорена и разграблена.  Большинство монахов было убито, части удалось  сбежать. После этих событий достоверных сведений о монастыре нет вплоть до 14 века, когда он был  отстроен и даже стал усыпальницей князей и другой знати.  Но в конце века снова был разграблен и сожжен  крымским ханом Менгли I  Гераем (Гиреем). В 16 веке, несмотря на препятствия, возникающие в связи с окатоличиванием части украинских земель, монастырю удалось выстоять. Даже утратив часть своего авторитета и славы, Киево-Печерский монастырь оставался  духовным и культурно-просветительским оплотом. Статус Лавры монастырь получил в 1688 году.

В 1615 году архимандрит Елисей Плетенецкий открыл при Киево-Печерской Лавре типографию, которая долгое время оставалась  самой крупной в Киеве. Очень известна была и иконописная мастерская Лавры. В 18 веке вокруг монастыря появляются земляной вал  и каменная стена. Чудовищный пожар, который охватил Лавру в 1718 году, уничтожил все деревянные постройки  на территории монастыря и некоторые каменные, сгорели также архив Киево-Печерской Лавры и библиотека.


1720 году начинается восстановление монастыря.  Именно это время считается расцветом стиля барокко в Киево-Печерской Лавре. Примерно тогда же строится Великая  Лаврская Колокольня высотой 96.5 метров, которая вплоть до середины 20 века была самым высоким строением в Киеве.  В 19 веке  Киево-Печерская Лавра включала в себя уже 6 монастырей:  Главный (при Великой церкви), Ближние Пещеры,  Дальние Пещеры, Больничный, Китаевская пустошь и Голосеевская пустошь.

После Октябрьской революции 1917 года, для Киево-Печерской Лавры, как и для многих других христианских святынь, настали трудные времена. В 1918 году был зверски убит настоятель Киево-Печерской Лавры митрополит Владимир. Имущество Лавры было национализировано, на её территории открыли  музейный городок, а в 1930 году монастырь был ликвидирован.

Невосполнимые потери понесла Лавра во время Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года был взорван Свято-Успенский собор, причем до сих пор идут споры, кем и зачем это было сделано. В то же время, в 1941 году на территории Нижней Лавры возобновил свою деятельность монастырь. В 1961 году монастырь вновь упразднили. Только в 1988 году, по случаю празднования 1000-летия крещения Руси, согласно     постановлению Совета Министров УССР территория Дальних пещер со всеми наземными строениями и пещерами была передана общине, а в  1990 глду к монастырю вернулись и Ближние пещеры.  В 1990 году Киево-Печерская Лавра  внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.   В 2000 году восстановлен и  освящен Успенский Собор.

В разное время с Лаврой были связаны легендарные деятели, такие как: летописец Нестор (автор "Повести временных лет"), живописец Алипий, Агапит – ученик Антония, целитель, просветитель Петр Могила, в честь которого названа академия в Киеве, а также другие выдающиеся личности.

В пещерах Лавры нашли приют мощи богатыря Чобитько, который принял монашество в Киево-Печерской Лавре, взяв имя Илья, которого считают прототипом былинного героя Ильи Муромца. В 1643 году преподобный Илия из Мурома был причислен к лику святых и канонизирован. На территории Лавры похоронен и Пётр Аркадьевич Столыпин, убитый в Киеве в 1911 году.

рекламное сообщение


Киев не только прекрасный город, в котором масса достопримечательностей, но еще и столица Украины. Это город, который всегда рад своим гостям. Здесь есть на что посмотреть. Многим приходилось бывать в этом прекрасном городе не один раз, и каждый раз город раскрывал перед ними все больше и больше незабываемых моментов, которые манят посетить его еще раз. Для того, чтобы была возможность задержаться в столице Украины на несколько дней и насладиться его прелестями посетив массу незабываемых мест, стоит заранее позаботиться о временном жилье. Квартира посуточно РІ Киеве, в настоящее время является самым правильным выбором. Комфорт и доступная цена, позволят чувствовать себя как дома.

Источник: www.liveinternet.ru

1) Место ее в ряду других русских монастырей и значение ее в истории русской церкви и русского народа. Киево-Печерская лавра, по справедливости, занимает выдающееся место среди всех иноческих обителей православной России. Такое положение ее создалось на почве не одной только исторической традиции, но и действительного значения, какое имел в истории России этот монастырь. Киево-Печерской лавре принадлежит бесспорно, пальма первенства в ряду всех русских монастырей, существовавших, прежде и теперь существующих, не только потому, что она была действительно первым истиннорусским народным монастырем (в собственном смысле этого слова) в России, по времени своего происхождения, но также и по сумме того духовного блага, какое она принесла русскому народу и какое неизмеримо превосходит заслуги всех других позднейших русских монастырей на пользу русского народа и государства. Правда, и позднейшие наши монастыри, несомненно, сослужили свою великую службу для русского народа. Но все они трудились, если можно так выразиться, на поле, уже отчасти возделанном, или, по крайней мере, значительно очищенном от сорных трав. Первоначальники же Киево-Печерской лавры были первыми ратаями на великом русском поле, первыми работниками на поприще духовного образования и воспитания русского народа в самом широком, даже всеобъемлющем смысле этого выражения. Позднейшие монастыри, – даже те из них, которым, волею Божиею, было указано трудиться в необитаемых странах великой России, среди непроходимых болот и лесов, – имели уже перед собою готовый образец в виде подвижнической жизни и деятельности первоначального русского монастыря – Киево-Печерской лавры. Один этот пример значительно облегчал их труд особенно в нравственном отношении. Заслуги и слава Киево-Печерского монастыря воодушевляли позднейших русских иноков в их высоком служении обществу, возбуждали и усиливали их энергию, освещали им путь к достижению высокой цели их призвания. Особенно замечательна всеобъемлемость подвига и служения, которыми приобрела пальму первенства во всех отношениях среди русских иноческих обителей и создала свою славу Киево-Печерская лавра. Все позднейшие монастыри прославились своею деятельностию преимущественно на одном каком-либо поприще: или учительном, или просветительном, или миссионерском, или церковно-политическом, а Киево-Печерская лавра, особенно в первый период своего существования, была одинаково славна во всех этих отношениях. Она была тогда истинным средоточием христианско-просветительной деятельности среди русского народа, центром всей русской христианской образованности. Киево-печерская лавра сиянием высоких нравственных подвигов, явленных перед русским народом ее первыми иноками, оказала могучее содействие христианскому солнцу, взошедшему над русскою землей при св. кн. Владимире, для рассеяния того тумана, той тьмы, которая окружала тогда русскую землю, освещенную пока на одних только вершинах ее. Благодаря такому исключительному своему положению среди русских монашеских обителей и значению, Киево-Печерская лавра произвела глубокое и неотразимое впечатление не только на современников ее происхождения, но и на отдаленных потомков их. Та величайшая сила человеческого духа, какую явили миру первые русские монахи, лучшие во всех отношениях представители святой Руси, в подземном, пещерном киевском монастыре, неудержимо влекла и теперь влечет сотни тысяч русского народа в Киево-Печерскую лавру на поклонение ее многочисленным и замечательным святыням. Сила эта нисколько не умалилась и не ослабела даже и в то время, когда внешность Киево-Печерской лавры утратила было на время свою первоначальную красоту, когда монастырские храмы и стены лежали в развалинах, когда сама лавра вместе с Киевом и со всего Западною Русью находилась под чуждым владычеством. Наоборот, в период чуждого владычества в Юго-Западной Руси (сначала татарско-монгольского, а потом польско-литовского) слава и сила нравственного обаяния Киево-Печерской лавры сияли для русского народа еще ярче и сильнее прежнего: тогда она была истинным фокусом, в котором слились лучшие и сильнейшие лучи русской народной веры, нравственности и образованности. И ныне Киево-Печерская лавра является славнейшим и любимейшим среди всех русских монашеских обителей местом паломничества для нашего благочестивого русского народа. Самый Киев свое высокое значение „русского Иерусалима» имеет в глазах русского народа благодаря именно Киево-Печерской лавре и ее святыням.

2) Основание и первоначальное устройство Киево-Печерской лавры. Основание Киево-Печерской лавры положил в половине XI в. преп. Антоний. Он был уроженец города (ныне местечка) Любеча Черниговской области. Отправившись на православный Восток, он посетил Афонскую гору, в одном из монастырей которой принял иноческое пострижение. По возвращении в Россию, преп. Антоний задумал основать свой монастырь и место для него избрал в 3 верстах от (тогдашнего) города Киева вниз по течению р. Днепра на высоком берегу его. Здесь он сначала поселился один в пещере, которую выкопал для себя священник соседнего великокняжеского села Берестова Иларион и которая оставалась свободною, после избрания Илариона в 1051 г. киевским митрополитом. Слава о подвигах преп. Антония распространилась среди окрестного населения, и к нему начали собираться люди, искавшие места для уединенных подвигов. В числе других к преп. Антонию явился (около 1055–1056 г.г.) преп. Феодосий, который и сделался настоящим устроителем Киево-Печерской лавры. Преп. Феодосий родился в г. Василеве (ныне Василькове) Киевской области. Когда он был еще в малых летах, родители его переселились в Курск, где преп. Феодосий провел свое детство и юность. По смерти отца, Феодосий остался на попечении матери, которая горячо любила своего сына и желала видеть его наследником отцовского имения. Но сам преп. Феодосий, по природному расположению, стремился к удалению от мира. Несколько попыток его бежать из-под родительского крова в Киев были предупреждены и расстроены матерью. Но в конце концов преп. Феодосию все-таки удалось тайно уйти в Киев. Здесь он явился к преп. Антонию, который, после непродолжительного колебания (в виду особенной молодости просившего), принял его в свое братство. Между тем сам преп. Антоний, всегда стремившийся к уединению и созерцательной подвижнической жизни, оставил первоначальную пещеру, которая приняла вид подземного, пещерного монастыря, и удалился на ближайшую гору, где ископал для себя новую пещеру. Скоро около него образовалось новое небольшое монашеское братство, которое вело подвижническую жизнь в пещерах, известных теперь под именем ближних, или Антониевых пещер. Над прежним братством, оставшимся в пещерах, в которых первоначально подвизался преп. Антоний и которые теперь известны под именем дальних или Феодосиевых пещер, преп. Антоний поставил игуменом Варлаама. Когда же этот последний был взят вел. кн. Изяславом в игумена для устроенного им Димитриевского монастыря, то пещерное братство избрало, с согласия преп. Антония, своим игуменом преп. Феодосия. В это время в монастыре было всего 20 иноков, которые, по происхождению своему, принадлежали преимущественно к высшим классам русского общества. Преп. Феодосий стал принимать в монастырь всех вообще русских людей, не исключая и простых, под условием искреннего расположения их к монашеской жизни, и скоро собрал до 100 иноков. Преп. Феодосий ввел в своем монастыре строгий устав, по образцу греческого так наз. Студийского. Преп. Феодосий, с благословения преп. Антония и с разрешения вел. кн. Изяслава, перенес монастырь на близлежащую гору, на то место, где он и ныне находится. Последние свои заботы о благоустройстве Киево-Печерской лавры преподобные Антоний и Феодосий выразили тем, что в 1073 г. заложили каменную церковь во имя Успения Пресв. Богородицы. В 1073 г. скончался преп. Антоний, а 3 мая 1074 г. умер и преп. Феодосий. Устройство великой монастырской церкви продолжали преемники преп. Феодосия – игумены печерские: Стефан, Никон и Иоанн. Строили ее греческие мастера, которые привезли с собою и икону Успения Божией Матери, составляющую доныне величайшую святыню Киево-Печерской лавры. В 1077 г. церковь была готова вчерне и в таком виде оставалась до 1083 г. В этом последнем году явились греческие мастера, которые начали украшать церковь мозаикою, фресками и иконами. В писании икон для великой лаврской церкви принимал участие и русский ученик греческих мастеров – преп. Алипий иконописец. К 1889 г. церковь была вполне окончена и 14 августа того же года была освящена киевским митрополитом Иоанном. С освящением великой церкви, закончилось первоначальное устройство Киево-Печерской лавры.

3) Краткий очерк истории Киево-Печерской лавры. В течение многовекового, более чем восьмисотлетнего своего существования Киево-Печерская лавра, разделявшая общую историческую судьбу русской церкви и русского народа, претерпела много важных перемен, в результате которых и явилось нынешнее ее состояние. С этой стороны история Киево-Печерской лавры может быть разделена на следующие периоды: 1-й) 1089–1240 г., 2-й) 1240–1362 г., 3-й) 1362–1687 г., 4-й) 1687–1786 г. и 5) 1786 до настоящего времени. 1) В течение первого периода своего существования Киево-Печерская лавра, находясь под защитою великих князей и пользуясь любовию всего русского народа, продолжала внутренне развиваться и с внешней стороны возрастать и укрепляться. Неизвестно в точности, когда и при каких обстоятельствах ( – по традиции самой Киево-Печерской лавры при вел кн. Андрее Боголюбском и по его почину – ), она уже в это время приобрела права патриаршей ставропигии и наименование лавры, а игумены ее – звание архимандритов. Тогда же, частию путем покупки, но преимущественно путем доброхотных пожертвований от князей и других благотворителей, Киево-Печерская лавра приобрела большие недвижимые имения и другие обширные средства. Обилие средств давало ей полную возможность проявлять широкую общественную благотворительность и в то же время устраиваться самой. После 1106 г. бывшим черниговским князем Николою Святошею, постригшимся в Киево-Печерской лавре, был устроен в ней больничный монастырь с церковию во имя Пресв. Троицы; в 1108 г. в Киево-Печерской лавре была устроена каменная трапеза; во второй половине XII в. монастырь был обнесен кругом каменною стеной. Кроме того, в 1109 г. на погосте великой церкви у юго-западного угла ее было погребено тело княжны Евпраксии, дочери в. к. Всеволода Ярославича, и над ее прахом была построена часовня. Но вместе с тем Киево-Печерская лавра, разделяя судьбу Киева, подвергалась бедствиям и разорениям, вследствие междуусобных войн русских князей, или же нападений иноземных врагов. Так, напр., 20 июня 1096 г. половцы вторглись в монастырь, ограбили церковь и обитель. В 1240 г. Батый совершенно разорил Киево-Печерскую лавру, превратив обитель в развалины. Некоторые думают, что после Батыева погрома уцелели только стены великой церкви, маленький храм Предтеченский, пристроенный к ней, и еще Троицкая церковь на святых воротах. 2) В течение следующего периода (1240–1362 г.) Киево-Печерская лавра находилась, кажется, все время, в запустении подобно тому, как и сам Киев в то время опустел. Монахи печерские жили в окрестных лесах и пещерах, собираясь в монастырь только для слушания службы, которая совершалась в малом уцелевшем храме обители. 3) С переходом Киева и с ним Киево-Печерской лавры под власть сначала великих князей литовских, а затем, после соединения Литвы с Польшею в 1386 г., польских королей, Киево-Печерская лавра начала постепенно оправляться, обстраиваться и восстановлять свое прежнее внутреннее, и внешнее устройство. Постепенное восстановление Киево-Печерской лавры совершилось среди многих неблагоприятных условий. По-прежнему продолжались разрушения ее татарами, напр., в 1399 и 1416 г. В 1470 г. великая церковь Киево-Печерской лавры была восстановлена из развалин наместником киевским князем С. А. Олельковичем, а в 1480 г. кн. Ю. С. Гольшанский жалованною грамотой подтвердил права Киево-Печерской лавры на владение некоторыми землями. Киево-Печерская лавра начала было устрояться, но не надолго. 1 сентября 1482 г. татарский хан Менгли-гирей разорил Киев и вместе с ним Киево-Печерскую лавру, которая после того опять запустела. В ХVІ в., благодаря возникновению на юге России казачества, которое приняло под свою защиту и Киево-Печерскую лавру, последняя снова начала постепенно, хотя и медленно, поправляться и устраиваться. Материальное положение ее, – особенно при обильных жертвах в пользу ее со стороны разных благотворителей из среды западнорусских ревнителей православия, – было в это время, можно сказать, даже удовлетворительное. Больше всего она терпела теперь от произвола и вмешательства в ее внутренние дела со стороны польских королей и вообще правительства польского. По этой причине открылось широкое поле для всяких искательств, интриг и борьбы из-за доходного архимандричьего места в Киево-Печерской лавре со стороны разных шляхтичей, которые искали этого сана, привлекаемые не внутренним расположением к монашеству или желанием потрудиться на пользу монастыря, а исключительно „духовным хлебом», т. е. богатством его. Оттого среди архимандритов Киево-Печерской лавры в XVI в. стали появляться иногда недостойные лица, производившие в обители разные беспорядки. С конца XVI в., когда в Западной России была введена церковная уния, начались усиленные попытки латино-униатской партии привлечь Киево-Печерскую лавру на сторону унии. К счастию, в это же время на архимандричьем месте Киево-Печерской лавры появляются выдающиеся ревнители и борцы за православие (напр., Елисей Плетенецкий, Захария Копыстенский, Петр Могила и др.). благодаря чему Киево-Печерская лавра является теперь одним из главнейших светильников и оплотов православия в Западной Руси и центром борьбы за веру и народность русскую. Таким направлением деятельности Киево-Печерской лавры обусловлено было появление в ней просветительных учреждений в виде типографии, школы и др., равно как оживление книгоиздательства, имевшего полемический характер. Важное значение для Киево-Печерской лавры в ее борьбе за свою самостоятельность и за православие имело еще и то обстоятельство, что она во все это время была ставропигиею патриаршей, т. е. находилась под защитою константинопольского патриарха. С 1654 г., т. е. со времени присоединения Малороссии к Московскому государству, обозначается начало нового направления в жизни и деятельности Киево-Печерской лавры. Она в лице своих архимандритов начинает теперь принимать деятельно участие в церковно-политической жизни Киева и всего Юго-Западного края, постепенно переходившего фактически и юридически под власть России. В след за подчинением киевской митрополии московскому патриарху и присоединением Киева к России (в 1685–1686 г.), Киево-Печерская лавра была сделана (в 1868 г.) ставропигиею московского патриарха и тогда началась новая жизнь Киево-Печерской лавры.

4) Ровно в течении столетия (1687–1786 г.) она живет под управлением своих архимандритов, избираемых (за редкими исключениями, напр., Иосифа Оранского) братиею, и под высшею властию сначала московского патриарха и его местоблюстителя, а затем Св. Синода. Не смотря на то, что в это время ей пришлось перенести несколько опустошительных пожаров, особенно пожар 1718 г., когда все храмы и здания (кроме Троицкой церкви на св. вратах), древние грамоты, драгоценности, богатая библиотека и архив ее сделались жертвою огня, – не смотря на это, Киево-Печерская лавра в течении ХVІІІ в. обновилась, обстроилась, украсилась и значительно увеличила свои имущества и средства. 5) В 1786 г. Киево-Печерская лавра приведена на штатное положение, когда многие имения ее были отобраны в казну, и поставлена под управление киевского митрополита, получившего звание священноархимандрита Киево-Печерской лавры. С того времени начался новый период в истории Киево-Печерской лавры, продолжающийся доселе, при чем теперь, не смотря па значительное сокращение средств, вследствие отобрания имуществ в казну, благочестивое усердие государей и благоговейное уважение всего православного русского народа к лаврской святыне дают возможность Киево-Печерской лавре поддерживать внешнее благолепие и благосостояние славной обители на высоте, соответствующей ее великому историческому значению.

4) Храмы Киево-Печерской лавры и их святыни.

И) Соборная, или великая церковь. Построена она была, при известных уже нам обстоятельствах, греческими мастерами в византийском стиле XI в. В 1470 и 1722–1729 г.г. она была возобновлена, причем хотя первоначальный план ее и был удержан, но фасад подвергся изменению, особенно карнизы, фронтоны и главы на куполах. В это же и в другое время к первоначальной церкви были сделаны пристройки с северной и южной сторон ее. В последнее время церковь капитально ремонтирована – в 1879–1880 г.г., снаружи, и в 1890-х годах, внутри. Кроме главного Успенского престола, в ней имеются еще придельные: а) внизу: 1) Михайловский, 2) Богословский, 3) Трехсвятительский, 4) Стефановский, 5) Предтеченский (в северо-западном углу); б) вверху: 1) Андреевский, 2) Иреображенский, 3) Антониевский и 4) Феодосиевский. Главнейшую святыню великой церкви и вообще Киево-Печерской лавры составляет чудотворная икона Успения Божией Матери, помещающаяся над царскими вратами. В великой же церкви Киево-Печерской лавры находятся: икона Пресв. Богородицы, именуемая Игоревскою, так как пред нею молился кн. Игорь Олегович пред убиением его киевлянами в 1147 г., и св. мощи в особых раках: св. кн. Владимира (глава), св. митр. Михаила, преп. Феодосия (под спудом), всех печерских угодников (частицы) и архидиакона Стефана; под полом в Стефановском приделе лежит нетленное тело митр. тобольского Павла (Конюскевича), а под полом главного (среднего) храма погребены, тела некоторых архимандритов Киево-Печерской лавры и князей – ее покровителей; на погосте около церкви также погребены были тела многих архимандритов и др. именитых людей.

II) Трапезная во имя преп. Антония и Феодосия церковь, находящаяся рядом с великою церковию, по правую сторону ее, построена в 1893–1895 г. г. на месте Петропавловской, первоначально устроенной еще в домонгольский период и восстановленной в 1720 г. Трапезная Антониево-Феодосиевская церковь недавно росписана внутри художественною живописью. III) Благовещенская церковь при митрополичьем доме, начатая постройка в 1904 г. и оконченная в 1905 г. Она построена иждивением митрополита Флавия на месте прежней, которая была построена в 1840 г. в примыкавшем к настоятельскому дому одноярусном здании, служившим до того времени парадною столовою в большие праздники Киево-Печерской лавры. Вновь построенная Благовещ. церковь, заменившая вместе с тем и Крестовую церковь, находившуюся в самом митрополичьем доме, состоит из двух этажей и хор, в коих устроены следующие 4 престола: 1) главный, во втором этаже, в честь Благовещения Богородицы, освящен 30 октября 1905 г.; 2) в нижнем этаже, – во имя свят. Михаила, первого митрополита киевского, освящен 1 ноября 1905″г.; 3) на хорах справа – во имя святителя Флавиана, патриарха Цареградского, освящен 2 в?? 1905 г., и 4) на хорах слева – во имя святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, освящен 4 ноября 1905 г. IV) Троицкая церковь на святых вратах, устроенная в домонгольский период и возобновленная гетманом И. С. Мазепою в конце XVII в.; замечательна особенно иконопись этой церкви, представляющая любопытный памятник южнорусской церковной росписи самого начала XVIII в. V) Николаевская церковь в т. наз. больничном монастыре, находящемся в северо-западном углу лаврской усадьбы и основанном в домонгольский период; сама церковь построена в ХVІІІ в.; в ней находятся чтимые иконы св. Николая и великомуч. Варвары старинного письма. VI) Больничная церковь во имя иконы Божией Матери: „Утоли моя печали“ находится над вышеупомянутою Николаевскою церковью и устроена в 1861 г. во втором этаже большого здания, построенном в 1860 г. VII) Церковь во имя всех святых на т. наз. экономических воротах Киево-Печерской лавры построена в 1698 г. гетманом И. С. Мазепою. VIII) Церковь во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости устроена в 1865 г. в верхнем этаже каменного здания странноприимной больницы, которая находится за оградою Киево-Печерской лавры, во дворе. IX) Крестовоздвиженская церковь над входом в ближние пещеры Киево-Печерской лавры устроена в 1700 г. X) Церковь во имя всех печерских преподобных, пристроенная в 1839 г. в конце галереи, ведущей в вышеозначенную Крестовоздвиженскую церковь. XI) Сретенская церковь, деревянная, при келии блюстителя ближних пещер, устроенная в 1854 г. XII, XIII и XIV) Антониевская, Введенская и Варламовская церкви, находящиеся под землею в ближних пещерах, при чем первые две из них были устроены еще в домонгольский период, а последняя в 1691 г. киевским митрополитом Варлаамом Ясинским, бывшим архимандритом Киево-Печерской лавры. XV) Рождество-богородичная церковь, устроенная в 1696 г. киевским полковником Константином Мокиевским, на вершине холма, при дальних пещерах, на месте прежней деревянной, устроенной еще в домонгольский период. XVI) Церковь во имя зачатия св. Анны, построенная в 1809–1811 г. над входом в дальние пещеры, на месте прежней Зачатиевской же церкви, построенной в 1679 г. XVII, XVIII и XIX) Благовещенская, Христорождественская и Феодосиевская церкви, устроенные, вероятно, еще в домонгольский период (о Благовещенской ц. это несомненно известно).

Пещеры Киево-Печерской Лавры. Величайшую достопримечательность Киево-Печерской лавры, благоговей почтимую русским народом, благодаря почивающим здесь св. мощам печерских угодников составляют пещеры ее – ближние и дальние. Происхождение их нам известно. Киевские пещеры устроены, подобно лабиринту, настолько разнообразно и сложно, что человеку, незнакомому с их расположением, весьма трудно найти выход из них без опытного проводника. Пещеры эти не суть произведение природы, но дело рук древних печерских подвижников, тела которых в продолжении нескольких столетий почивают здесь нетленными. Киевские пещеры с древнейшего времени производили неотразимо сильное впечатление на посетителей их. Посему они часто бывали предметом горячей полемики между православными и латино-униатами. Главным предметом полемики служило нетление мощей, находящихся в киевских пещерах. „Не качество почвы причиною этому, – доказывали обыкновенно православные полемисты ХVІІ в., – другие тела, там же положенные, превращались в прах, но печерские угодники удостоены нетления за святость своей жизни и особенную любовь к Богу“. Начатое преп. Антонием и Феодосием, пещерное подвижничество продолжалось после них в течение нескольких столетий. Печерские подвижники отнюдь не были „пещерными людьми“, как думают иные. Наоборот, печерские подвижники были носителями и воплотителями начал высшего нравственного совершенства, выразителями победы духа над плотию. Пещерное подвижничество отнюдь не было ничего неделанием; наоборот, оно было выражением и плодом высшего напряжения сильной, высокой и чистой религиозно-нравственной жизнедеятельности, содержание которой составляли: постоянная молитва, строгий пост, изнурительные телесные труды и непрерывная борьба духа со злом и страстями. С давнего времени, когда киевский Печерский монастырь был выведен на поверхность земли и перенесен на настоящее свое место, пещеры киевские сделались кладбищем иноков. В течение восьми столетий, вследствие землетрясений и других причин, киевские пещеры подвергались и не русскими царями и царицами, императорами, малороссийскими гетманами, русскими вельможами и духовными лицами. Здесь собрано и содержится в образцовом порядке множество драгоценных евангелий, крестов, чаш, панагий, саккосов, риз, митр, архиерейских жезлов и др. вещей. Наиболее древними вещами в лаврской ризнице являются евангелие рукописное и кадильницы от XVI в., а все прочие вещи относятся к ХVII и XVIII вв.

5) Типография Киево-Печерской лавры. В особом здании, находящемся к востоку от великой лаврской церкви, прямо против алтаря ее, и построенном в 1720 г., помещается типография Киево-Печерской лавры, представляющая один из важнейших органов замечательной и высокоблаготворной для всего русского народа православного и даже для всего вообще православного христианства просветительной деятельности Киево-Печерской лавры. Типография эта была заведена архимандритом Елисеем Плетенецким (1595–1624 г.), который приобрел стрятинскую типографию, оставшуюся после смерти шляхтича Феодора Балабана († 24 мая 1606 г.). Вопрос о начале книгопечатания в типографии Киево-Печерской лавры доселе благочестие и церковное правило“. Эта высокая цель достигалась типографией Киево-Печерской лавры посредством печатания и распространения среди православного народа частию полемических сочинений, защищавших православную веру от различных обвинений и нападок на нее со стороны латино-униатов, на польском, как государственном тогда в крае, и на старорусском языках, большею же частию и преимущественно церковно-богослужебных книг и свято-отеческих творений, доставлявших православному народу здравую и чистую духовную пищу и утверждавших его в благочестии. Эту высокую цель типография Киево-Печерской лавры преимущественно преследовала и осуществляла от начала своего существования до 1688 г., при чем во все это время она вместе с самою лаврой находилась под благословением константинопольского патриарха и под действием (до 1654 г. фактическим и до 1686 г. только юридическим) прав и законов польско-литовского государства. С конца XVII в. и в течении XVIII в. просветительная деятельность типографии Киево-Печерской лавры выражалась в печатании и распространении среди православного русского народа преимущественно и даже почти исключительно церковно-богослужебных книг на славянском и отчасти на греческом и других иностранных языках. Во все это время типография Киево-Печерской лавры, состоя под непосредственным управлением архимандритов с их „капитулою“, или позднее духовного собора, независимых от киевских митрополитов, находилась „под благословением“ и ведением сначала московских патриархов, а потом с 1721 г. Св. Синода, которые особенно внимательно следили затем, чтобы типография Киево-Печерской лавры „не печатала никаких книг, кроме церковных прежних издании, и эти последние печатала в совершенном согласии с великороссийскими и московскими образцами“. Эта опека, – должно сказать, – сильно и без нужды стесняла типографию Киево-Печерской лавры. В таком положении типография Киево-Печерской лавры находилась до 1786 г. Став 10 апреля 1786 г., вместе с Киево-Печерской лаврой, под власть киевских митрополитов, получивших теперь звание священно-архимандритов Киево-Печерской лавры, типография ее уже в следующем 1787 г. получила важное право печатать, кроме славянских церковно-богослужебных книг, разные сочинения на русском и других разных иностранных языках. Это право, выразившееся реально в открытии т. наз. академической типографии при типографии Киево-Печерской лавры, внесло значительное оживление в деятельность лаврской типографии. С того времени, под высоким покровительством и сильною защитою своих священно – архимандритов, типография Киево-Печерской лавры начала постепенно расширяться и во всех отношениях совершенствоваться, пока не достигла современного своего состояния. Теперь типография Киево-Печерской лавры занимает довольно обишрное 2 1/2 этажное здание (два этажа по фасаду, от великой церкви, и три этажа со стороны Днепра), в нижнем этаже которого помещается паровик, дающий отопление для всего здания и приводящий в движение машины, станки печатные и токарные, в средине – несколько (7) усовершенствованных скоропечатных машин и ручных станков, и в верхнем – сушильня, литография, хромолитография и ксилография. И теперь типография Киево-Печерской лавры печатает преимущественно церковно – богослужебные книги, которыми пользуется значительная часть церквей нашего отечества и всего православного славянского мира, равно как и книги Св. Писания, церковно-исторические, нравоучительные и отчасти учебные пособия. Немалую часть своих изделий, которые по красоте шрифта, изяществу отделки и доброте бумаги равняются изданиям лучших наших типографий и даже превосходят их, Киево-Печерская лавра безвозмездно жертвует бедным церквям не только в России, но и в Греции, Болгарии, Сербии, на Афоне и пр.

6) Библиотека и архив Киево-Печерской лавры. На юго-запад от великой церкви Киево-Печерской лавры находится большое, высокое и красивое здание, представляющее главную лаврскую колокольню. Колокольня Киево-Печерской лавры построена в 1731–1745 г.г. по проекту архитектора Шейдена. Высота ее с крестом равняется 46 саж. Снаружи она украшена колоннами различных архитектурных орденов: дорического, ионического и коринфского. Внутри колокольня состоит из нескольких ярусов. Верхние ярусы заняты колоколами. В самом нижнем ярусе помещается теперь архив Киево-Печерской лавры. Дела, хранящиеся в этом архиве, начинаются только с 1718 г. Более ранние дела погибли в пожаре и только некоторые древние документы уцелели, преимущественно, в виде копий. Архив подразделяется на несколько отделов и находится в порядке. В одном из средних ярусов колокольни Киево-Печерской лавры, представляющем довольно просторное и светлое помещение, находится теперь библиотека Киево-Печерской лавры, перенесенная сюда сравнительно недавно с хор великой церкви, где она помещалась прежде. Библиотека Киево-Печерской лавры сравнительно нового собрания. Древнее собрание книг ее, очевидно, погибло в огне во время пожара 1718 г. Нынешняя библиотека, образовавшаяся преимущественно по завещаниям настоятелей, ученой братии Киево-Печерской лавры и некоторых сторонних жертвователей, состоит из довольно значительного числа печатных книг и рукописей. Всех рукописей в библиотеке Киево-Печерской лавры насчитывается теперь до 429 №№. Они поступали сюда частию из филиальных библиотек, существовавших при монастырях – больничном, ближних и дальних пещер и уцелевших от пожара 1718 г., большею же частию написаны были уже после этого года. По языку рукописи библиотеки Киево-Печерской лавры разделяются на славяно-русские (276), латинские (133), польские (4) и греческие (2), по материалу – на пергаментные (3) и бумажные (412), по времени написания – на рукописи XIV в. (2), XV в. (5), XVI в. (до 40) и прочие XVIII и XIX в.в., по содержанию – на относящиеся к Свящ. Писанию, толкованию его и библейской истории (18), к литургике и каноническому праву (66), к основному богословию и философии (47), к догматическому богословию, нравоучению и аскетике (64), к обличительному и сравнительному богословию (17), к патристике (74)’, к проповедничеству (11), к словесным наукам (43), к грамматике и языкознанию (3), к истории гражданской и церковной, всеобщей и русской (65) и к духовному образованию (9). Печатное и рукописное собрание библиотеки Киево-Печерской лавры имеет каталоги писанные; кроме того, существует печатное описание рукописей (проф. Н. И. Петрова), а для печатных книг печатный каталог. В 1908 г. вышел из (??) первый том систематического каталога книг библиотеки Киево-Печерской лавры составляемого нынешним библиотекарем лавры игуменом Михаилом (??)стянским). Первый том каталога обнимает 4.294 названия книг богословского содержания. В 1909 г. лаврская библиотека значительно и существенно обогатилась, благодаря тому, что высокопр. Флавиан, митрополит киевский, священноархимандрит Лавры, передал Лавре свое обширное и ценное (??)ное собрание. Это последнее собрание содержит в себе свыше 8.298 на(??) и 15.088 томов книг богословского, церковно-исторического, исторического, литературного, юридического, философского и педагогического содержания. В соборе этом имеются очень ценные издания, как, напр., Полиглотта, патрология и др. Очень богат в нем отдел исторический и особенно русский церковно-исторический. Замечателен также отдел сочинений по церковному пению. Высов(??) освященный митрополит Флавиан построил, на собственные средства, с(??) каменный двухэтажный флигель (между домами митрополичьим и наместничьим для помещения пожертвованной им Лавре своей библиотеки. В верхнем (??) помещается самая библиотека, а нижний этаж занят лаврскою читальней, для (??)рой приобретена и приведена в порядок новая библиотека.

7) Просветительные и ремесленные заведения Киево-Печерской лавры ц благотворительная деятельность ее. Киево-Печерская лавра на свой счет содержит двухклассную церковно-приходскую школу, в которой безмездно обучаются дети. При ней существуют также следующие ремесленные заведения: 1) живописная школа; 2) позолотное отделение той же школы; 3) мастерские: слесарная, малярная, столярная, переплетная и словолитня (для типографии). Киево-Печерская лавра, исполняя завет своих основателей и устроителей – преп. Антония и Феодосия, ведет доселе весьма широкую общественную благотворительность: содержит больницу, странноприимницу, кормит ежедневно множество бедных, жертвует щедро на общественные нужды; напр., за время русско-японской воины (1904 и сл. г.г.) Киево-Печерская лавра пожертвовала государству и обществу в общем на сумму более 100.000 рублей.

8) Монашеские пустыни, находящиеся в ведении Киево-Печерской лавры. В ведении Киево-Печерской лавры находятся теперь пустыни: I) Китаевская, II) Преображенская и III) Голосеевская, расположенные под Киевом. IV) Китаевская пустынь находится в 9 верстах от Киево-Печерской лавры вниз по течению р. Днепра, на правом берегу его. По традиции Киево-Печерской лавры, основание этой пустыни относится к домонгольскому времени и приписывается кн. Андрею Боголюбскому, прозывавшемуся „Китаем“. Окружащие Китаевскую пустынь горы усеяны пещерами, похожими на пещеры Киево-Печерской лавры. В XVII в. в Китаеве несомненно существовал небольшой скиток. В 1716 г. киевский военный губернатор кн. Д. М. Голицин возобновил пустынь, построив в ней деревянную церковь во имя преп. Сергия Радонежского и при ней братские деревянные келлии. В 1767 г. на месте обветшавшей деревянной церкви была устроена нынешняя каменная Троицкая церковь с двумя приделами – во имя преп. Сергия и св. Димитрия Ростовского. В 1835 г. здесь была построена теплая церковь во имя 12 Апостолов при братской трапезе и каменная колокольня, а в 1845 г. каменный двухэтажный братский корпус. В 1904 г. построена и в том же году освящена церковь во имя препод. Серафима Саровского братской богадельне Киево-Печерской Лавры, находящейся в Китаевской пустыни Рядом с богадельнею помещается лаврский свечной завод, выделывающий (???-выя) свечи для потребностей Лавры и перенесенный сюда из прежнего помещения при самой Лавре в одном из корпусов нынешнего лаврского гостеприимного двора.

До 1870-х годов Китаевская пустынь служила местом погребения умерших иноков Киево-Печерской лавры. А когда китаевское кладбище оказалось недостаточным, то новое кладбище было устроено в одной версте к западу от Китаева, в местности, называемой Круглик. Для молитвы об усопших здесь была устроена в 1873 г. каменная церковь во имя Преображения Господня и с того времени положено основание II) Преображенской пустыни. Несколько раньше того, в 1869 г. был устроен деревянный храм во имя иконы Пресв. Богородицы „Взыскание погибших“ на острове Жукове, в 4 верстах от Китаева, при лаврском хуторе, находящемся здесь. III) В 3 верстах на северо-запад от Китаевской пустыни находится Голосеевская пустынь. Первоначально в этом месте, среди уединенной и живописной лесной дачи, находился хозяйственный хутор Киево-Печерской лавры. Еще митр. Петр Могила обратил внимание на особенную красоту места, построил здесь церковь во имя одного из св. угодников родной ему Молдавии – Иоанна Сочавского и при ней дом для себя, развел сад и положил основание небольшому пустынному скиту. Преемники Петра Могилы заботились о поддержании последнего, особенно архим. Зосима Валькевич, которому, по увольнении его в 1786 г. от управления Киево-Печерской лаврой, Голосеевская пустынь была дана в пожизненное заведывание. В 1845 г. митр. Филарет (Амфитеатров), особенно любивший эту пустынь, построил в ней нынешнюю каменную Покровскую церковь с двумя приделами – во имя св. Иоанна Сочавского и трех святителей. В настоящее время Голосеевская пустынь служит местом для летнего пребывания священно-архимандритов Киево-Печерской лавры – киевских митрополитов.

9) Управление Киево-Печерской лавры. Со времени своего устройства, Киево-Печерская лавра, состоя под главным начальством киевских митрополитов, находилась в непосредственном распоряжении своих архимандритов, избиравшихся монашеским братством. Но уже во второй половине XII в. Киево-Печерская лавра, по сохранившейся в ней традиции, приобрела себе права ставропигии великокняжеской и независимости от киевских митрополитов. Во второй половине ХV в. Киево-Печерская лавра сделалась ставропигиею константинопольского патриарха и продолжала управляться архимандритами, которые избирались вольными голосами братии и представителей светского общества. В 1685 г. Киево-Печерская лавра временно была поручена власти киевского митрополита, подчинившегося тогда московскому патриарху. Но в 1688 г. Киево-Печерская лавра снова была изъята из-под власти киевских митрополитов и признана ставропигиею московского патриарха, а с учреждением Св. Синода переименована была в ставропигию его. В 1786 г. Киево-Печерская лавра была подчинена киевским митрополитам, которые стали с того времени называться священно-архимандритами ее. Теперь к Киево-Печерской лавре высшая правительственная и распорядительная власть принадлежит священно-архимандриту, которому помогает Духовный Собор, состоящий из высших членов лаврской братии, ведающий преимущественно судебными и хозяйственными делами и имеющий все права присутственных мест. Во главе Духовного Собора стоит наместник, носящий сан архимандрита и имеющий общий надзор и руководство по всем частям управления Киево-Печерской лавры.

Протоиерей Ф. Титов

Источник: azbyka.ru

Главные сведения

■ Обитель почитается колыбелью православного монашества на Руси, с кон. XI до сер. XIII вв. была главным среди древнерусских монастырей (впоследствии – среди монастырей Украины).

■ Основанная в 1051 г. как пустынный пещерный монастырь вблизи Киева (отсюда название «Киево-Печерская»), Лавра со временем переместилась на поверхность по причине умножения своей братии (1062), но сохранила пещеры для погребения усопших иноков и уединения избранных подвижников. За 960 лет в Лавре просияли подвигами многие выдающиеся духовные мужи, включая «отца русской истории» прп. Нестора Летописца.

■ Ныне Лавра – одна из величайших святынь Христианства. В ее пещерах и храмах почивают мощи свыше 120 святых Киево-Печерских XI-XX вв.

■ В 1632-1647, 1786-1923 и с 1992 гг. в Лавре располагается резиденция митрополита Киевского, являющегося с 1990 г. Предстоятелем Украинской Православной Церкви. Здесь также находятся духовные школы: Киевская Духовная Академия (с 1992) и Семинария (с 1989). С 1920-х гг. территория Лавры объявлена историко-культурным заповедником (ныне – Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник), в 1990 г. архитектурный ансамбль обители внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Вехи истории

■ История Лавры подробно изложена в многочисленных описаниях и исследованиях – как тех, которые стали общепризнанной классикой лаврской историографии, так и менее известных, но по-своему важных работах. При этом самой читаемой книгой о Лавре был и остается «Киево-Печерский Патерик» – сборник житий древних подвижников обители. Собранный в XIV-XV вв. из произведений домонгольского времени (XI-XIII вв.), «Патерик» был первым в древнерусской литературе произведением жанра «отечников» (заимствованного из Византии) и одной из самых популярных книг на Руси. Смена эпох в жизни страны приводила к неоднократным структурным переработкам и дополнениям сборника как в рукописных (XIV-XVI вв.), так и в печатных редакциях (XVII-XXI вв.). Полноценное ознакомление с историей Лавры невозможно без прочтения «Патерика» (не только в распространенной печатной версии на основе редакций XVIII-XIX вв., но и в изданиях переводов рукописной традиции XI-XVI вв.), некоторых классических описаний XIX-ХХ вв. (митрополит Евгений (Болховитинов), протоиерей Петр Лебединцев, протоиерей Феодор Титов) и ряда современных публикаций.

■ Приняв Святое Крещение, Русь постигала Христианство через опыт Византии, где к кон. Х в. сложились основные богослужебные уставы, принципы архитектурного построения храма, традиции иконописи, жанры церковной книжности. Неотъемлемой частью Церкви является монашество, устремленное к высшей мере уподобления Христу. На византийских землях монашество, после «закалки» в пустынях, пришло и в города; на Руси же, напротив, первые документально известные монастыри были городскими, – их содержали князья (первыми оценившие преимущества новой веры), а населяли, по всей вероятности, иноки из Византии, – и лишь в сер. XI в. возникла обитель, созданная не по инициативе князя, пустынная по месту расположения и первоначальному укладу жизни, населенная по преимуществу русичами – Киево-Печерская Лавра.

■ Историю основания Лавры описывают летописная «Повесть временных лет» и «Житие прп. Феодосия Печерского». Согласно ПВЛ, при св. блгв. князе Ярославе Мудром в его загородной резиденции у с. Берестово служил священник Иларион – «муж благ, книжен и постник» (благочестивый, образованный и аскетичный); далее сообщается, что Иларион часто уходил «к Днепру, на холм, где был большой лес, и ископал пещерку двусаженную, где пел и читал часы». Вероятно, сугубое стремление к молитве он хотел скрыть от похвал в окружении князя, а способ для этого (уединение в пещере) «подсмотрел» в переводной визиантийской литературе, которая изобиловала примерами подвижничества в пещерах. Но, как гласит ПВЛ, в 1051 г. по инициативе Ярослава церковный собор поставил свт. Илариона на митрополию всея Руси (впервые на Киевскую кафедру взошел русич, а не византиец). Тем временем, один странствующий (вероятно, паломник) русич из Любеча (по версии «Летописца Переяслава Южного», его звали в миру Антипой) принял на Святой Горе (Афон) монашество с именем Антоний; затем, вернувшись на Русь по велению духовного наставника («Ибо твоими трудами многие станут потом черноризцами») и обойдя уже созданные в Киеве монастыри (княжеские), предпочел им жизнь в покинутой пещере свт. Илариона; пример строгой монашеской жизни в лице соплеменника впечатлил русичей, и у прп. Антония появились сподвижники (некоторые пришли к нему иноками, другие – приняли постриг в его пещере); они «ископали большую пещеру, и церковь, и кельи».

■ Когда иноков стало более 10 (по версии ПВЛ – 12, по версии «Жития» – 15), прп. Антоний ископал отдельную пещеру (впоследствии Ближние пещеры) и уединился, избрав в игумены прп. Варлаама. Согласно «Житию» прп. Феодосия, к этому моменту прп. Антоний пережил временную опалу у князя Изяслава Ярославича из-за пострига прп. Варлаама, – сына старшего киевского боярина, и свт. Ефрема – княжеского дворецкого. Поскольку постриг был добровольным, прп. Варлаам смог отстоять свой выбор перед знатными родичами; кроме того, сочувствующая прп. Антонию супруга Изяслава сумела убедить князя «сменить гнев на милость». Высказывалось предположение, что уход прп. Антония в другую пещеру и назначение нового руководителя монашеской братии (а именно – самого прп. Варлаама) было своеобразным компромиссом, который позволил уладить конфликт и продолжить обустройство монастыря.

Прп. Варлаам поставил над 1-й пещерой малый наземный храм. К трудам прп. Варлаама ПВЛ относит также последующее возведение здесь наземного монастыря с новым храмом. «Житие» приписывает это строительство прп. Феодосию, преемнику прп. Варлаама (по словам «Повести», при избрании прп. Феодосия игуменом братия насчитывала уже 20 человек), и приводит дату события – 1062 г. Оба источника говорят, что после прп. Варлаама, которого Изяслав взял в настоятели своего городского монастыря, прп. Феодосий ввел в обители общежительный устав и учредил под ее опекой приют для калек и нищих. Тем временем, по данным «Повести», к прп. Антонию в его 2-й пещере присоединились новые сподвижники, предпочитавшие обитать под землей – прп. Исаакий, проведший 7 лет в тесном затворе «на 4 локтя», и некий неведомый по имени инок (посланный в 1068 г. прп. Антонием сообщить прп. Феодосию о болезни затворника).

■ Под 1073-1078 гг. ПВЛ сообщает о постройке в обители каменного Успенского собора. По «Житию», храм возвели на расстоянии от прежней усадьбы монастыря; после окончания стройки братия поселилась вокруг новой церкви, оставив немногих на старом месте, – «погребать там почившую братию» и «чтобы в ветхой церкви день за днем обязательно совершалась святая служба за усопшую братию». Впоследствии, 1-ю и 2-ю пещеры Лавры назвали Феодосиевой (в ней 18 лет почивали мощи прп. Феодосия, †1074 – до перенесения в 1091 г. в собор) и Антониевой (в ней почил прп. Антоний, †1073), или Дальней и Ближней – по расстоянию до собора. В ХХ в. территория над пещерами обрела имя Нижней Лавры, вокруг собора – Верхней.

■ С постепенным перемещением монастыря на поверхность, пещерная «колыбель» обители стала местом подвига отдельных иноков и усыпальницей братии. Это не умалило значения Лавры: святость многих ее насельников способствовала признанию обители первенствующим из монастырей Руси. В период с кон. XI до 1-й четв. XIII вв. из числа лаврских иноков были избраны и хиротонисаны ок. 50-ти архиереев для управления епархиями Русской Церкви. В этот период Лавра оставалась приютом и школой подвижничества, центром благотворительности, летописания и развития зодчества, принимала участие в примирении враждующих князей. Во 2-й пол. XIII в. настоятелем монастыря был архимандрит Серапион – с 1274 г. епископ Владимира-на-Клязьме (†1275). Известны 5 поучений свт. Серапиона, свидетельствующие о нем как подвижнике, видном проповеднике и писателе: архипастырь расценивает вторжение на Русь монгол (1237-1241) как попущение Божие за грехи, призывает народ исправить нравы и отвергнуть суеверия, оставшиеся со времен язычества. Историю Лавры XIV-XV вв. украсили имена новых подвижников: здесь приняли постриг, а позже трудились на Севере Руси свтт. Дионисий Суздальский и Арсений Тверской, прпп. Стефан Махрищский (†1406) и Косьма Яхромский (†1409); оставив княжество и славу, в Лавре окончил свою земную жизнь князь Феодор Острожский, принявший постриг с именем Феодосий († ок. 1410).

■ К освобождению от монгольского ига земли Руси шли разными путями: север – через Московское государство, юг – через Литовско-Русское. В то время, как первый переживал ужас опричнины, второй стал провиницей Польши в составе польско-литовской Речи Посполитой и подвергся дискриминации православного населения. Отвергая культурную и религиозную ассимиляцию со стороны Польши, и в то же время осознавая свое отличие от Московии, юг Руси становился Украиной, а Лавра – одним из оплотов Православия в католической Речи Посполитой. Отвергая Брестскую унию (1596), Печерский архимандрит Никифор (Тур, †1599) ни разу не допустил в Лавру чиновников, присланных для передачи ее униатам. Преемник о. Никифора архимандрит Елисей (Плетенецкий, †1624) вновь поднял жизнь братии на духовную высоту, открыл в обители типографию, собрал в ней ученых иноков, возродил широкую благотворительность монастыря. Под влиянием духовных бесед с Киевским митрополитом Иовом (Борецким, †1631), в 1627 г. стал иноком и настоятелем Лавры молодой польский дворянин Петр Могила. Потомок правителей православной Молдавии, он решил отдать свои силы и денежное состояние на то, чтобы вывести единоверцев Речи Посполитой из бедственного положения. В Лавре свт. Петр Могила достойно продолжил традиции предшественников – оо. Никифора и Елисея, архимандрита Захарии (Копыстенского, †1627). Он возвратил отторгнутые у обители земельные угодья, открыл в ней Гимназиум по образцу католических школ, отправил на учебу за границу способных юношей, предпринял ряд мер по благоустройству монастыря (включая пещеры), организовал составление и выпуск целого ряда востребованных книжных изданий. По просьбе киевлян, в 1632 г. свт. Петр объединил Гимназиум со школой Киевского Братства, переведя первый в помещения второй – так была основана Могилянская Академия. В том же году свт. Петр стал митрополитом Киевским.

■ Во 2-й пол. XVII – сер. ХХ вв. Лавру прославили имена новых подвижников: свтт. Димитрий Ростовский (†1709) и Иоанн Тобольский (†1715), Иннокентий Иркутский (†1731) и Павел Тобольский (†1770), прпп. Досифей (†1777) и Паисий Величковский (†1794), Феофил (†1853) и Парфений Киевские (†1855), свтт. Антоний (Смирницкий, †1846) и Филарет (Амфитеатров, †1857), прпп. Паисий Киевский (†1893) и Алексий Голосеевский (†1917), сщмч. Владимир (Богоявленский, †1918) и прп. исп. Антоний (Абашидзе, †1942), прп. Кукша Одесский (†1964). О свт. Филарете, который в 1837-1857 гг. был Киевским митрополитом и настоятелем Лавры, писатель Николай Лесков сказал: «Так детски чист и прост был этот добрейший человек, что всякая мелочь из воспоминаний о нем наполняет душу приятнейшею теплотою настоящего добра… Он родился с своею добротою, как фиалка с своим запахом, и она была его природою… Вся жизнь митрополита Филарета Амфитеатрова может быть поистине названа самою монашескою в самом наилучшем понятии этого слова».

■ В 1920-х гг. монастырь в Лавре был упразднен. В период нацистской оккупации Киева (1941-1943) был взорван Успенский собор, подверглись частичной разборке многие сооружения Верхней территории, и в то же время – с большим трудом удалось добиться открытия монастыря в Нижней Лавре, который действовал до 1960 г. Новое возрождение монашеской жизни в обители началось в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси: в 1988 г. Церкви была возвращена территория Дальних пещер, в 1989 г. – Ближние пещеры, а с 1990 г. возобновились регулярные богослужения на территории Верхней Лавры.

Источник: kpl.church.ua


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.