История возникновения храма

Храм Воскресения Христова, получивший в народе название Спас на Крови, построен на месте покушения на императора Александра II и представляет собой уникальный памятник национальных исканий русской архитектуры конца XIX – начала XX веков. Возведение мемориальных культовых сооружений на Руси имело давнюю традицию. Храмы-памятники посвящались главным образом историческим событиям, чудесным избавлениям или памяти монархов.

Александр II вошел в историю как выдающийся государь. Император положил окончание Крымской войне, произвел перевооружение армии и флота по западному оОписание спаса на кровибразцу.


огромном масштабе при нем велось строительство железных дорог, для всех сословий стало доступно высшее образование. Наиболее известная его реформа – отмена крепостного права в 1861 году, которая покончила с таким пережитком древности, как личная несвобода человека.

Однако преобразования императора были прерваны трагическими событиями 1 марта 1881 года. Революционеры из подпольной организации «Народная воля» считали самодержавие устаревшей формой правления. Под воздействием идеи утопического социализма они полагали, что гибель царя вызовет в стране смятение, на волне которого «Народная воля» свергнет самодержавие и установит республиканское правление. Взяв на себя право вынести императору «смертный приговор», они стали предпринимать одну за одной попытки привести его в исполнение. На Александра II было совершено шесть покушений. Государь оставался жив только чудом, но при этом гибли люди, оказывавшиеся поблизости, что террористов не смущало.

Покушение 1 марта (13 марта по новому стилю) 1881 года готовилось долго и тщательно. Было установлено наблюдение за всеми передвижениями императора. Во время проезда его кареты по набережной Екатерининского канала Н. Рысаков бросил бомбу.


рывом была повреждена задняя стенка кареты, но император не пострадал. Государю предложили немедленно вернуться во дворец, однако он пожелал осмотреть место взрыва и взглянуть на схваченного преступника. Когда Александр II медленно шел по набережной к экипажу, раздался новый взрыв. Вторая бомба была брошена императору под ноги террористом И. Гриневицким. Истекающего кровью от тяжелых ран императора положили в сани и отвезли в Зимний дворец. Через несколько часов государь скончался, успев исповедоваться и причаститься.

На следующий день на место трагедии огромное число петербуржцев принесли цветы. Надежды «Народной воли» не оправдались – убийство царя не вызвало выступлений народных масс, а правительство и консервативные силы тесней сплотились перед угрозой опасности. Последовала эпоха политической реакции, приостановившей преобразовательные реформы Александра II.

По повелению нового императора Александра III на месте трагедии был возведен храм-памятник. С внешней стороны храм облицован рядами плит из красного гранита, где высечены основные реформы и преобразования Александра II. Внутри храма оставлен фрагмент булыжной моОписание спаса на кровистовой, где пролилась кровь государя. Характерно, что само название – храм Воскресения Христова – знаменует тему преодоления смерти.


Церковь была построена по совместному проекту молодого архитектора А. А. Парланда и архимандрита Игнатия (в миру – И. В. Малышева). Живописные эскизы для мозаик Спаса на Крови создавали 32 художника, отличавшихся как степенью своего дарования, так и художественной направленностью. Среди них В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин.

Освящение собора состоялось 19 августа 1907 года, в день летнего Спаса. Храм не был приходским, в нем не служились требы. В церкви ежедневно служили панихиды по Александру II и дважды в год — Литургию.

В годы советской власти Спас на крови неоднократно собирались снести, он уцелел только чудом. После сильнейших повреждений храм-памятник был восстановлен, его открыли для посещения.Описание спаса на крови

На весь мир Спас на крови славится своими мозаиками – наружными и интерьерными. По масштабу мозаичного убранства храм превосходит как ранневизантийские храмы, так и собор Св. Марка в Венеции. Осуществлен набор мозаик Спаса на Крови первой в России частной мастерской братьев Фроловых. Орнаменты храма гармонично соотносятся с мозаичными иконами, цветным поделочным камнем иконостаса и киотов, а также мраморным мозаичным полом. Это удивительной красоты сочетание производит незабываемое впечатление на каждого посетителя храма.


Образ Московской Руси в Петербурге

Храм Воскресения Христова был построен в стиле допетровского зодчества и народного искусства и представляет собой собирательный образ храмов Москвы и Ярославля конца XVI – начала XVII веков. Такой стилизаторский способ освоения старины назывался «русским стилем» и развивался в общем русле эклектики второй половины XIX века. Архитектурный образ в нем формировался на основе сознательного отбора соответствующих прототипов разных стилей или их элементов.

Весь облик храма Спаса на крови пестрит архитектурными цитатами. «Русский стиль», как и любое воссоздание архитектурных форм, представляет собой стилизацию – всегда более декоративную, чем ее первоисточник. Поэтому храм насыщен декоративными деталями. Здесь фигурные наличники и кокошники, всевозможные пояски и изразцы, яркие, Описание спаса на кровипраздничные кресты и главы неповторяющегося рисунка. Из первоисточников Парланд отбирал наиболее яркие, насыщенные элементы, утрируя приметы «самобытности».


Из церковного зодчества Московской Руси храм Воскресения Христова наиболее сопоставим с храмом Василия Блаженного, общепризнанным символом Московского государства. Изощренность декора, обилие в нем декоративных элементов, почти фольклорных по своему происхождению, преобладает над интерьером храма. Эта особенность здания обращала на себя внимание иностранных гостей Московского царства, которые говорили, что храм Описание спаса на кровиВасилия Блаженного «построен скорее для украшения, чем для молитвы».

Но отмечена ли декоративность фасадов Спаса на крови той же печатью фольклорности, что и архитектура Храма Василия Блаженного? Содержание декора в том случае, когда он принципиально вторичен, уже не может считаться непосредственным фольклором, в той степени, в какой это могло иметь место в архитектуре Московской Руси. Парадоксальным образом «спасает» от фольклорной реальности собор именно его стилизация, которая никогда не лежит в том же историческом и культурном пространстве, что и прообраз.


Важно отметить, что Спас на крови состоялся как храм в своей цельности во многом за счет гармоничного соотношения внешнего облика и внутреннего убранства. Этого не хватает собору Василия БлаженноОписание спаса на кровиго, чье стесненное внутреннее пространство производит все же впечатление некоей скудости, контрастной с внешним чрезмерно пышным убранством.

Напротив, интерьер Церкви Воскресения Христова выглядит цельным и монументальным. Храмовая программа, в основу которой положена византийская иконография, с достаточной полнотой раскрывает смысл христианского откровения. По типу строения храм является крестовокупольным, и в куполе помещено догматически главенствующее изображение – образ Христа Пантократора, созданный по эскизу Н. Н. Харламова. Расположение мозаик в храме определено тем,  что он посвящен Христу. Например, на пилонах изображены святые. Это символично, так как пилоны поддерживают свод храма, а святые являются опорой Церкви.


Национальные искания в архитектуре храма в контексте европейской романтической традиции

Почему же прообразом и эталоном национальных исканий в русской культуре XIX века стало именно искусство XVII века, которое от всех предшествующих отличалось любовью к чрезмерной декоративности и  фольклорностью?  Национальные искания в культуре XIX века развивались под влиянием славянофильства, для которого народность была «почвой» русской культуры. Именно с нею был связан уклон в сторону фольклора в архитектуре XIX века. Но существенно здесь то, что поиск национальной самобытности, который привел к подражанию архитектуре допетровской Руси,  осмыслялся в контексте неприятия влияния Запада и радикальных реформ Петра I. При этом не принималось во внимание, что русскую культуру изначально сближало с западной гораздо больше, чем казалось славянофилам и их последователям. Ведь в результате крещения, Русь вошла в тот культурный круг стран, который центрировала собой Византийская империя, наследовавшая Античность. Не следует забывать, что в этот период в церковном отношении Запад оставался единым с Востоком. Вместе с христианством восприняты церковная архитектура, иконопись, которые на Руси обрели свои особенности.


Интересно, что явление историзма в искусстве, в рамках которого в архитектуре существовали ретроспективные стили, был как в России, так и в странах Европы. Эта тенденция ведет свое происхождение от романтизма, культурного течения конца XVIII – первым десятилетием XIX века, которое можно назвать не просто западным, но западным по преимуществу.  Причина романтической обращенности к прошлому вполне объяснима. Провозглашенные Просвещением идеи прогресса, его отвержение прошлого, и в первую очередь Средневековья, как пережитка предрассудков, для романтизма стали совершенно неприемлемыми. Утверждение полной свободы творческой личности, свойственной романтическому мышлению, позволяло выбирать тот или иной стиль. Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое национальное своеобразие, обусловленный местными историческими традициями. Архитектура наглядно и образно прослеживает выражение некоторых романтических настроений.

В чем же состояли национальные искания в западноевропейской культуре и как они соотносимы с тем процессом в России, который мы только что описали? Для иллюстрации можно привлечь знаменитый замок Нойшванштайн в Баварии, построенный в 1869 – 1886 гг. самым «романтичным» государем XIX века, баварским королем Людовиком II. Замок построен на вершине крутой горы, подножие которой омывается быстрым и шуОписание спаса на крови


орая половина XIX века" data-src="https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2011/03/200px-Castle_Neuschwanstein1.jpg" alt="" width="200" height="131" data-srcset="https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2011/03/200px-Castle_Neuschwanstein1.jpg 200w, https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2011/03/200px-Castle_Neuschwanstein1-112x72.jpg 112w" sizes="(max-width: 200px) 100vw, 200px" src="https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2011/03/200px-Castle_Neuschwanstein1.jpg" />мным потоком, и в таком природном ландшафте производит впечатление, будто он врос в гору. Поклонник и покровитель Вагнера, потрясенный его музыкальным воплощением средневекового эпоса, молодой король принимает решение заново отстроить старые крепостные руины возле ущелья в настоящем стиле средневековых немецких рыцарских замков и крепостей. Но Нойшванштайн не отвечает одному из существенных смыслов средневекового замка – быть непреступным укреплением. Для этого он слишком возвышенный и неземной, слишком романтически устремлен в запредельность. Король требовал от Кристиана Янга, работавшего над строительством, прежде всего «архитектурной живописности». В этом и сказалось свойство романтизма – стремление к воссозданию внешнего очертания архитектурного образа, вне зависимости от того назначения, которое он нес в исторической действительности.

Обращение к историческому прошлому в России и Европе представляют одну и ту же романтическую тенденцию в культуре. В России это «русский стиль», черпающий свои основы в архитектуре Московской Руси, на Западе — «романско-романтический» или «псевдоготический» стили, вдохновленные архитектурными образами Средневековья.


Поэтому на примере «русского стиля» в архитектуре можно с достаточным основанием утверждать, что национальные искания XIX века в России выводили отечественную культуру в пространство западноевропейской романтической традиции скорее, чем в подлинный контекст московской эпохи. Храм Воскресения Христова можно признать ярким тому подтверждением.

Это можно увидеть и в том, как вписывается храм в  пространство Санкт-Петербурга. Город строился Петром I  в противовес архитектуре Московской Руси и может по праву именоваться самым «западным» среди городов России. Но европейская тенденция национальных исканий в архитектуре и стилизация Спаса на крови делают присутствие храма  уместным среди строгой классицистической и ампирной застройкой района Невского проспекта. Храм как бы дополняет собой стилистическое многообразие города, не нарушая его ритма. Поэтому Спас на крови можно назвать своеобразным символом примирения, который соединил собой архитектуру европейской традиции и допетровской Руси.

В этом году исполняется 130 лет со дня убийства Александра II. С недавнего времени в храме, который после реставрации был открыт только как музей, каждое воскресенье служится Литургия и панихида по императору.

 

 

Источник: www.pravmir.ru

Спас-на-Крови – один из самых красивейших, христианских, однопрестольных  храмов в России. Полное название – «Собор Воскресения Христова на Крови», названный из-за события произошедшего 13 марта  1881 г. Именно на этом месте было организовано покушение на  Александра II, впоследствии чего он скончался. Название «Спас-на Крови» символизирует пролитую царскую кровь. В финансировании строительства участвовала вся Россия. Собор располагается в Санкт-Петербурге, на берегу Грибоедовского канала, который раньше именовался Екатерининский, вблизи Михайловского сада и Конюшенной площади. Строение насчитывает 9 куполов, самый высокий из которых составляет 81 м., и может вместить одновременно около 1600 человек. Собор считается архитектурным памятником, внутри которого располагается музей.

История собора Спас-на-Крови

В 1883 г., по указу правителя Александра III, началось строительство  собора. Строение построено в «русском стиле» и немного схоже с храмом «Василия Блаженного» в Москве. Возведение храма продолжалось 24 года, и в 1907 г., собор освятили. Вместо храма изначально была возведена часовня, где проводились панихиды по усопшим. Государственной думе это практически ничего не стояло, все средства на строительство часовни поступили от купца первой гильдии Громова. Впоследствии собор перенесли на Конюшенную площадь, где просуществовал еще 9 лет, а потом его разобрали. Император Александр II издал указ о построении на месте часовни храма.

После смерти Александра II, для увековечивания памяти царя, был объявлен конкурс на лучший, архитектурный проект, и организованна специальная комиссия.  31 декабря 1881 г., на рассмотрение представлены 26 работ, из которых 8 рассмотрел Александр III. Ни одна из работ не отвечала требованиям царя, он принял решение о строительстве собора в чертах русской архитектуры XVII века, например таких, как в Ярославле. Предполагалось, что место трагедии, будет располагаться внутри храма, в виде отдельного предела. 28 апреля 1882 г. был объявлен второй конкурс, где участвовало уже большее количество знаменитых архитекторов, и была представлена 31 работа. Но так же, как и в первый раз император отклонил все. Разрабатывались новые проекты архитектуры, из которых император выбрал работу Альфреда Парланда и 13 мая 1887 г., проект получил утверждение.

Собор Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге

Первая работа по закладки камня свершилась в 1883 г. Свои доработки и исправление недочетов вносили в проект многие известные архитекторы. Управлять комиссией возлагалось князю Владимиру Александровичу. Работы по возведению храма сильно задерживали мозаичные работы. И вот, в середине  августа 1907 г., архиепископом  Антонием Вадковским, храм был освещен. Освещение состоялось в день православного праздника – Преображения Господня. 

В торжественном мероприятии принимал участие император Николай II и вся императорская семья. Возведение храма стоило 4,6 млн. рублей. Иконы, собранные как подношение памяти Николая II, были размещены в рядом стоявшей Иверской часовне. Освещение ризницы состоялось 27 апреля 1908 г. Спас-на-Крови строился с применением новейших технологий, так например храм электрифицировали, что даже не наблюдалось во многих государственных учреждениях. Освещение составляли 1689 ламп, что по тем временам считалось немыслимым! В начале XX века начались работы по реконструированию прилегающей территории.

Собор был передан на Государственное содержание и не считался приходским. Вход производился строго по пропускам, там проводились службы, в честь памяти Александра II  и ежедневно читали проповеди.

Октябрьская революция в 1917 г. поставила точку на финансировании и содержании собора. Настоятелю пришлось обратиться с просьбой к петроградцам, по возможности вносить денежные суммы. В 1919 г., от властей города поступило решение – организовать приход при храме. Настоятель Спаса-на-Крови, Петр Лепорский, очень сильно возражал против этого, настаивая на том, что он никогда не был приходским. В 1922-1923 гг., управление было передано новообразованному приходу, под руководством епископа Николая Ярошевича. Из-за противостояния большевиков и православного, оппозиционного направления, в октябре 1930  г. храм был закрыт. В 1931 г., Ленинградским Областным Советом, был вынесен рациональный указ о необходимости разбора собора на Крови. Этот указ был приостановлен государством. Впоследствии власти возвращались к этому вопросу, но началась ВОВ 1941 г, и решение пока осталось не принятым. Помещению собора нашлось другое применение, при блокаде Ленинграда в здание свозили умерших от холода и недоедания людей, в послевоенное время помещения применяли как хранилище декораций одного из театров.   

В 1961 г., в ходе реставрационных работ, мастера обнаружили бомбу со времен ВОВ, весом более 100 кг. В стропилах самого центрального купола снаряд находился около 20 лет. Обезвреживание и уничтожение разрабатывали 6 высотников. Руководил операцией пиротехник В.И. Демидов. В 1968 г. «Государственная инспекция по охране памятников культуры», организовала работу по защите собора, и в 1970 г. вынесено решение об открытии в сооружении храма одного из отделения музея «Исаакиевского собора». К 1970 г. здание было в разрушенном состоянии, требовались огромные ремонтные работы, как внутреннего убранства, так и проведение наружных, общестроительных мероприятий. И лишь в середине августа 1997 г. после освещения, собор открыл свои двери для посетителей, как музей-памятник.

Что посмотреть в соборе

Спас-на-Крови по своему строению является уникальным, самобытным строением и на первый взгляд напоминает самоцветную, резную шкатулку. Многообразие используемых материалов просто поражает: камень, мрамор, гранит, резное дерево и т.д. Собор имеет четырехугольную форму, наверху которого располагаются пять глав: боковые луковичные, а средняя – шатровая. Центральное место отведено шатру с восьми гранями, самый высокий купол  устремляется вверх. Выполнен шатер, как и маленькие, луковые главки с традиционным, золоченым покрытием.  

В основании самой высокой из глав, расположено 8 продолговатых окна, наличники которых выполнены в виде кокошников.  В строительстве именно этого собора впервые применялась эмаль. Пластины из эмали покрывают пять основных глав, а остальные купола расписаны полосками разных цветов: зеленые, желтые, белые. В юго-западной части сооружения располагается колокольня, увенчанная куполом. В основании колокольни, почти со всех сторон, размещены 134 герба, выполненных из мозаики.  

Изображения всех гербов губерний и областей Российской Империи созданы для отражения скорби по умершему императору. Постамент храма выложен с темновато-серого, а в верхней части с бледно-серого цвета. Этот камень был привезен с острова Герман, что находится в Ладожском озере. Из этого же материала выстроены скульптурные колонны и арки всех крылец здания. Фасад собора оформлен сложными, измельченными рисунками.

Внутри самого собора место гибели царя отметили сенью на 4 столбах, под которой сохранили часть мостовой и землю, окропленную кровью императора. Там всегда покоятся свежие гвоздики и по сторонам расположены иконы святых. Подборка мозаичного художества, собранного в храме, считается самой впечатляющей в Европе. Насчитывается около 7 тыс. кв.м. оформленных  мозаикой стен, колонн и даже полы, выполненные из мрамора, которые составляет 45 картин, не похожих друг на друга.

В центре главного шатра расположена мозаичная картина образа «Христа Вседержителя». Южный свод представлен в виде картины из мозаичных кусочков «Нагорная проповедь». Рисунок купола на северо-восточной стороне собора называется «Спас Благое молчание», здесь представлено изображение Христа на подобии молодого крылатого юноши. На юго-восточном куполе представлен Христос в отрочестве – «Спас Эммануил». На юго-западном куполе – «Иоанн Креститель» На стенах собора так же располагаются многочисленные мозаичные работы: государь Владимир и его жена Ольга, икона Александра Невского, схождение святого духа на апостолов, Христос во Славе, Богоматерь и спаситель. 

Так же в соборе расположен стенд с картинками реставрации и строительства собора. По ним можно отследить всю историю создания и воссоздания храма «Спас-на-Крови».

Вокруг храма ходит много легенд. Так одна из них гласит, что жители Петербурга, дабы сохранить православные кресты от осквернения большевиков, спрятали их в канале Грибоедова. При реставрации никак не могли найти эти кресты, пока один человек не подсказал где искать. И действительно они нашлись именно в воде.

Вид на Спас-на-Крови с канала Грибоедова

Еще одно из поверий гласит, что высота самой высокой башни составляет 81 м., именно в 1881г. было совершено нападение на императора России. Так же люди отмечали, что одна из башен составляет 63 м., именно в 63 года умер Александр II.

А миф о таинственной иконе-предсказательнице, вообще повергает людей в ужас. Говорят, что икона, находящаяся под центральным куполом, имеет мистический характер. На ней проступают даты важных событий истории России. На полотне уже проявились даты: 1917 г. – Революция, 1941 г. – Великая Отечественная война, 1953 г. – смерть великого правителя, Сталина. Некоторые даты начали образовываться на полотне не так давно, и их еще не прочесть. Так же люди верят о нерушимости собора, много раз его хотели разобрать или взорвать, но то мероприятия были перенесены, или снос здания откладывали по другим причинам.

Часы работы собора Спас-на-Крови, билеты

Собор «Спас-на-Крови» можно посетить с 10-30 до 18-00, все дни, кроме среды. Среда в храме считается выходным. С 1 мая по 30 сентября, часы посещения собора меняются, его можно посетить с 18-00 до 22-30. Но в 2020 г. храм приостановил посещение посетителей, из-за проблемы распространения инфекции «короновируса». И только с 23 июля собор опять открыл свои двери и заработал в обычном режиме.

Находясь в храме, так же не следует забывать о правилах посещения, которые прописаны около входа. На территорию музея не допускаются лица с оружием, в алкогольном и наркотическом опьянении. Нельзя приносить с собой открытые продукты, легковоспламеняющиеся вещества, воздушные шары. Возбраняется передвигаться по территории музея на роликах и самокатах, пачкать и портить стены, прослушивать громко музыку, выходить  за огороженные участки музея, распитие алкоголя и курение, проводить другим людям экскурсии, приводить с собой животных, недолжное наблюдение за детьми, повышать голос, снимать и фотографировать без разрешения руководства.

Спас-на-Крови на закате

Посетители могут выбрать одну из трех разновидностей экскурсии:

  • Сюжеты Евангелие в мозаиках. Речь пойдет о 277 именах персонажей христианской библии. Здесь рассказывается о 68 историях на библейские и евангельские темы. Экскурсия проходит на протяжении 45 минут.
  • Мозаика храма-памятника. Гости музея услышат интереснейшее повествование об огромнейшем мозаичном комплексе Европы, занимающим существенное положение в контексте всемирного мозаичного художества. Любуясь лучезарными мозаиками собора, посетители многое узнают о создателях и живописцах мозаических икон, об аристократах, о технических и технологических процессах мозаичного комплекса. Экскурсия проходит 45 минут.
  • Архитектура и наружное убранство. Туристы и жители Санкт-Петербурга, могут ознакомиться с храмом, как с памятником «русской архитектуры» XIX –XXстолетий. Так же имеют возможность подробно изучить превосходный, разноцветный фасад и уникальные эмалевые купола храма, формирующий уникальный, красочный облик Петербурга. Время проведения экскурсии составляет 45 минут.
  • Собор в Белые ночи. Созданный по обыкновению допетровской религиозной архитектуры вобрал в себя наиболее живые особенности столичных храмов 16-17 веков. Красочные, эмалевые купола, уносящиеся вверх, отделанные многоцветной черепицей, множество разноцветных изразцов в фасадах здания, кокошники с красочными мозаиками дают храму уникальный образ настолько не типичный для этого города. Фотографии и видео можно осуществлять только без специального оборудования и дополнительного освещения.

Цена билета на взрослого человека составит 350 рублей. Дети в возрасте до 7 лет могут пройти бесплатно. Дети от 7 до 18 лет заплатят за билет 100 рублей. Для студентов и пенсионеров Белоруссии и России билет обойдется в 100 рублей. Студенты зарубежных стран, при наличии карты ISIC – 200 рублей. Посещение в вечернее время стоит 400 рублей.

Как добраться до Спас-на-Крови

Собор расположен по адресу: г. Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова дом 26, Невский проспект, Гостиный двор.

Доехать до собора можно на метро: самая близкая остановка «Невский проспект» расположен в 500 метрах от исторического памятника России, чуть дальше, в 700 метрах, располагается остановка метрополитена «Гостиный двор». Цена билета на метро составит 45 рублей. Так же, его можно найти, ориентируясь на другие  достопримечательности, находящиеся неподалеку: Русский Музей, Михайловский Сад, Казанский Собор. На наземном транспорте можно доехать до остановки на Невском проспекте и на улице Садовая.

Невзирая на всю свою роскошь, собственное величие и необыкновенную привлекательность, история возникновения собора весьма трагична и напрямую соединена с историческими фактами Российской империи в 1881-ом году. Многие жители этого города много раз видели «Спас-на-Крови» снаружи, но так и ни разу, не вошли внутрь помещения. А вот туристы, посещая город, в своем маршруте, ставят на первое место посещение Спаса-на-Крови.

Источник: xn—-dtbib5bdcfh.xn--p1ai

История Спаса на крови

Праздничный вид строения еще ни о чем не говорит, ведь построено оно на месте одного из самых главных трагических происшествий российской истории, на месте, где был смертельно ранен Александр II во время теракта, совершенного народовольцем И.И. Гриневицким.  когда он направлялся на парад войск на Марсово поле. Тогда Россию потрясло это трагическое происшествие.  Великий храм на этом месте был воздвигнут по приказу Александра III, сына убитого Царя, народом он стал называться «Спас на крови». Внутри этой церкви должны были регулярно совершать службы по убиенному, она считается важным местом собрания паломников, где они молились о душе Александра II.

Описание спаса на крови

Благодаря традиции русского зодчества церковные сооружения строили, как память о важных исторических событиях. Представители «русского стиля» старались воссоздать национальный исконно русский стиль, который был укоренен древнерусским зодчеством, а также народным искусством, глубочайшими традициями самобытности народа. Внешний вид храма Спаса на крови в Питере буквально завораживает.

Описание спаса на крови

Знаменитые архитекторы Питера А.И. Томишко, И.С.Китнер, В.А. Шретер, и. С. Богомолов участвовали в первом конкурсе по созданию проекта. Проекты были поданы на рассмотрение в «византийском стиле», который не отвечал характеру требуемого «русского церковного творчества». Александр III не выбрал ни одного из них, выразив пожелание построения храма в русском вкусе и, чтобы его создание служило своеобразной метафорой приближения Петербурга к заветам, диктованным старомосковской Русью. Постройка должна была символизировать единство Царя и государства, народа и его непоколебимой веры, напоминая потомкам о династии Романовых, стать памятником самодержавию России.

Описание спаса на крови

По результатам второго конкурса высокое одобрение получила совместная работа архимандрита Игнатия (И. В. Малышева), настоятеля Троице- Сергиевой пустыни под Питером, и архитектора А.А. Парланда. Этот проект больше всего понравился новому императору, удовлетворив все его требования. После того, как Парланд внес корректировки, значительно изменив начальный облик церкви, проект был в 1887 году утвержден. Архимандрит Игнатий внес предложение освятить будущий храм- памятник во имя Воскресения Христова. если рассматривать фото храма Спаса на крови в Питере, можно понять, что тут четко прослеживается идея заключалась в глубоком осмыслении преодоления смерти, утверждая связь между смертью Александра II и жертвой Спасителя в искуплении. место ранения, повлекшего за собой смерть самодержца- освободителя, должно было восприниматься как «Голгофа для России». Собор Воскресения Христова торжественно заложили 6 октября 1883 года в присутствии императорской четы: Александра III и Марии Федоровны, и митрополита Исидора, который составил план церемониала. В честь этого внутрь основания будущего престола заложили закладную доску с выбитой специально для этого печатью.  Император Александр III заложил лично первый камень. Обагренные кровью фрагмент решетки канала, часть булыжной мостовой и гранитные плиты предварительно сняли, упаковав внутрь ящиков, занесли для хранения в часовню на Конюшенной площади.

Имеются также интересные факты о храме Спаса на крови которые необходимо знать. Строительство храма началось раньше утверждения окончательного проекта. Его строительство заняло 24 года, а смета составила 4 606 756 рублей. Из них 3 100 000 рублей выделила казна, остальное пожертвовали императорская, государственные учреждения, частные лица.

 Близость канала вносила свои коррективы в строительство, значительно усложняя его. Для этого впервые, вместо привычной всем забивки металлических свай, применили в строительной практике Питера под фундамент бетонное основание. Кирпичные стены возвели на сплошном мощнейшем фундаменте, приготовленном из путиловской цельной плиты. Кроме того, они были оформлены красно-коричневым кирпичом, привезенным из Германии, детали из белого мрамора получили особое внимание. Наружная облицовка отличалась своей высокой декоративностью, невероятной сложностью выполнения. Особую красоту придают затейливые поливные изразцы, многоцветная декоративная черепица, произведенная фабрикой Харламова. В 1894 году были сведены купола, в 1896 Петербургским Металлическим заводом были выполнены каркасы девяти глав собора из металлоконструкций. Главы были покрыты четырехцветной ювелирной эмалью, произведенной по специальной рецептуре фабрикой Постникова и не имеющую аналогов русской архитектуры. Площадь их покрытия составляет тысячу квадратных метров, что, по сути, считается беспрецедентным случаем для истории зодчества России.

Описание спаса на крови

Крест, высота которого составляет 4,5 метра, был водружен на центральную главу церкви Спаса на крови в Санкт-петербурге торжественно в 1897 году, после чего митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий сразу же совершил отдельный молебен, освятив его. После этого строительство продолжалось еще десять лет, которые заняли преимущественно отделочные работы, укладка мозаики. Также были учтены следующие моменты:

  1. Колокольня высотой 62,5 метра стоит на месте непосредственного смертельного ранения Александра II, поэтому ей отводится особая роль. Над ее луковичной частью был установлен высокий крест, увенчанный императорской короной.
  2. Под золотым навесом, со стороны запада колокольни, находится Распятие из мрамора с образом спасителя, выложенного мозаикой, отмечающего снаружи храма место трагедии, повлекшей за собой смерь царя.
  3. Ниже карниза поверхность колокольни покрыта рисунками гербов городов, а также губерний, где скорбящие сопереживали об убийстве Царя-Освободителя всю Россию.

Войдя во внутрь храма Спаса на крови в СПБ, посетитель сразу оказывается недалеко от места ранения Александра II, то есть с той частью набережной, которая выделена шатровой сенью из яшмы, представляющей собой шатер с восемью гранями, поддерживаемый четырьмя колоннами. Большая часть его убранства состоит из натуральной алтайской и уральской яшмы, роскошного балюстрада, изысканные вазоны и цветы из камня поверх шатра выполнены из родонита с Урала. За решеткой из золоченного металла, украшенной императорской короной, видно булыжную мостовую, плиты тротуара и решетку канала – место, где замертво упал Царь-Освободитель. Возле памятного места проводят панихид люди приходя туда, молились, продолжают молятся о упокоении его души. Основные события царствования, эпизоды его судьбы высечены на досках из гранита красного цвета внутри ниш ложной аркады, которая размещена понизу стен фасадного полотна.

Описание спаса на крови

Оба крыльца объединены под одним шатром. Они прикомпонованы к колокольне со стороны севера и юга, а также представляют собой парадные входы. Двуглавые орлы венчают покрытые разноцветной черепицей шатры, в тимпанах крылец — композиции из мозаики, выполненные по оригинальным эскизам В.М. Васнецова «Страсти Христовы»

Созданный архитектором А. Парландом уникальный храм Спаса на крови в СПБ, объединил все лучшие качества арсенала зодчества допетровской Руси. Как следствие, необыкновенная элегантность и множество декора.  Спас на крови, исключительно благодаря театральному красочному декору, выглядит как настоящий цветок. который расцвел на болотистой почве Петербурга. Облик его выделяется неукротимым изобилием ярчайших деталей, изысканной палитрой всевозможных отделочных материалов, колоритом, переливами, откликами мозаик, эмалей, изразцов, разноцветной черепицы.

Источник: SnovaDoma.ru

Я уже рассказывала историю воникновения Храма Василия Блаженного. Теперь давайте коснемся истории создания Храма Спаса на Крови. В самом центре Санкт-Петербурга, на набережной канала Грибоедова, возвышается необыкновенной красоты храм с пестрыми куполами, отличающийся от других церквей не только своей многоцветностью, но и трагической историей своего появления. Собор Воскресения Христова, был возведен по случаю гибели от рук террористов Александра II, в народе его стали называть Храм Спаса на Крови. Почему же храм, возведенный по случаю трагической гибели императора, имеет такой праздничный вид?История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.

История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Храм не зря посвятили Воскресению Христову. Тем самым утверждалась связь между распятием Спасителя, его дальнейшим воскрешением и мученической смертью русского царя. В народе говорили: «Государя жизнь скончали. Второй раз Христа распяли». А согласно христианскому учению, смерть – это не конец бытия, а лишь переход в иной мир. Поэтому и возведенный на месте трагического события светлый храм вполне уместен.

Гибель императора Александра II

История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Российский император Александр II

Александр II вписан в историю России , как царь-реформатор, осуществивший множество важнейших реформ на благо народа, одна из которых – отмена крепостного права. И за все эти деяния народ отплатил ему тем, что Александр II стал рекордсменом по количеству покушений. Террористы не раз стреляли в него, взрывали Зимний дворец и императорский поезд, но шесть раз, оказываясь на волосок от гибели, император оставался жив.

Однако, 1 марта 1881 года террористы добились своего – бомба, брошенная прямо под ноги царя, оборвала его жизнь. Подготовила покушение группа террористов-народовольцев во главе с Софьей Перовской. Утром в карету с царем, возвращавшимся из Михайловского Манежа в Зимний дворец после посещения развода войск, народоволец Рысаков бросил бомбу, но царь опять остался жив, погибли два конвойных и мальчик-разносчик. Царь вышел из экипажа и направился к раненым, в это время к нему подбежал еще один народоволец, Гриневицкий, и бросил еще одну бомбу. Александра и террориста от мощного взрыва отбросило к ограде канала.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Покушение на Александра II 1 марта 1881 годаИстория возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Это был конец, через 3 часа царя не стало. На престол взошел его сын, Александр III.

Скончался от полученных ран и Гриневский. Остальные участники покушения были вскоре арестованы и повешены на Семеновском плацу.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Казнь народовольцев

Гибель императора потрясла всю Россию. Борис Чичерин писал:

«Страшной катастрофой завершилось одно из величайших царствований в русской истории. Монарх, который осуществил заветные мечты русских людей, который дал свободу двадцати миллионам крестьян, установил независимый и гласный суд, даровал земству самоуправление, снял цензуру с печатного слова, этот монарх, благодетель своего народа, пал от руки злодеев, преследовавших его в течение нескольких лет и, наконец, достигших своей цели. Такая трагическая судьба не может не произвести потрясающего действия на всякого, в ком не помутилась мысль, и в ком не иссякло человеческое чувство».

«Он не хотел казаться лучше, чем был, и часто был лучше, чем казался» (В.О.Ключевский).

История возведения храма

На месте трагедии, где «пролилась священная кровь Государя», соорудили временный памятник и поставили часового.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Но Александр III повелел на этом месте построить храм, а пока готовился проект, возвести временную часовню, и 4 апреля часовня уже стояла.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Часовня на месте гибели царя

Александр III хотел, чтобы будущий храм был выполнен в псевдорусском стиле церковного зодчества XVII века, и стоял непременно на этом же месте.
В 1893 году Александр III заложил первый камень в основание храма, и начались подготовительные работы.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Торжественная закладка храма Воскресения Христова на Екатерининском канале 6 октября 1883 года

В 1887 году был, наконец, утвержден проект, авторами которого были А. Парланд и архимандрита Игнатий из Троицко-Сергиевой пустыни, но он требовал доработки, поэтому к работе подключили и других архитекторов. В результате окончательный вариант уже мало чем напоминал первоначальный проект А. Парланда.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Строительство Собора Воскресения Христова

Строительство затянулось надолго, освятили собор лишь в 1907 году.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Император Николай II и Императрица в сопровождении свиты и роты Дворцовых гренадеров идут с крестным ходом вдоль «Спаса на крови». Петербург. 1907 г.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Крестный ход вокруг храмаИстория возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Спас-на-Крови. Фото 1910 г.

Всепобеждающая красота

Выполненный в псевдорусском стиле, яркий и праздничный, с нарядными куполами из четырехцветной эмали, храм прекрасно гармонирует с окружающими его строгими зданиями.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Купола Спаса на Крови

В связи с влажным климатом северной столицы при оформлении интерьера использовали не живопись, как в других церквях, а мозаику.Почти всю поверхность храма занимают мозаичные полотна (их общая площадь внутри здания более 6500 квадратных метров и нет ни одного живописного изображения). Их искрящиеся краски и восхитительный свет, идущий из глубины, оставляют неизгладимый след в душах и сердцах всех посетителей. Все стены, столбы и своды храма, его иконостас покрыты мозаичными рисунками и иконами по эскизам великих мастеров, таких как В.М Васнецов, М. В. Нестеров и др. Площадь, покрытая мозаикой, – более 7000 кв. м. Даже иконы – и те выполнены из мозаики!

Кроме того, для отделки использованы тонны самоцветов и итальянского разноцветного мрамора. Все это великолепие создавали совместно русские и немецкие мастера.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Мозаика в интерьере собораИстория возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Священным местом в храме является шатер из самоцветов – на четырех колоннах из яшмы воздвигнута сень из горного хрусталя с крестом на вершине. Внутри шатра находятся дошедшие до нас в неприкосновенности кусок брусчатки и часть решетки с набережной, хранящие на себе кровь убиенного царя.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Священное место в собореИстория возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Кусок брусчатки и часть решетки с набережнойИстория возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.

«Заговоренный» храм

В советское время у этого храма, как и у многих других, судьба оказалась совсем непростой. Долгое время его использовали, как склад, а перед войной решили уничтожить, даже начали закладывать взрывчатку. Но взорвать не успели, саперов срочно призвали на фронт.
Во время блокады здесь был морг, при этом все снаряды пролетали мимо.

После войны Спас на Крови отдают под склад декораций Малого оперного театра.
И все это время существование собора находилось под угрозой, о которой не было известно ни городским властям, ни жителям города. В 1961 году, верхолазами был обнаружен неразорвавшийся снаряд. В блокаду, во время одной из бомбардировок, он пробил центральный купол и застрял в перекрытиях. Подумать только – он пролежал там почти 20 лет!

Устоял храм и во времена Хрущева, когда в Ленинграде взорвали около ста церквей. Видимо, не зря жители города называют его «заговоренным».История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Купола до реставрации

В 70-м году храм решили отреставрировать и установили леса, которые простояли целых двадцать лет. Ходили слухи, что пока этот храм стоит в лесах, в стране будет советская власть. Удивительно, но сняли леса в августе 1991 года, накануне путча.

Окончательно реставрацию завершили в 1997 году, и храм открыли для посетителей, а в 2004 году его освятили еще раз.

И теперь этот удивительный храм – гордость северной столицы.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Храм Спаса на Крови

Сегодня этот Храм один из самых посещаемых. По красоте вряд ли можно что-то с ним сравнить. Экскурсионные автобусы, как правило, останавливаются на площади перед собором, ну а те, кто решил посетить Спас самостоятельно, идут вдоль набережной канала от метро. Таким образом, редко кто осматривает фасад храма полностью. Это большая ошибка.
Западный фасад здания украшен гербами российских городов и губерний.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Коричнево-красная кирпичная кладка собора усиливает и выгодно оттеняет краски мозаичных изображений.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Со стороны Михайловского парка их заслоняет юго-западный притвор, похожий на сказочный терем. Его затейливое убранство притягивает к себе все внимание.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Вместе с северо-западным крыльцом они составляют единый архитектурный ансамбль. Их мозаичные полотна связаны между собой по смыслу: «Несение креста», «Распятие», «Снятие со креста» и «Сошествие во ад». Все они выполнены по эскизам В.М. Васнецова.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.По праву, жемчужиной западного фасада является изображение распятия, выполненное по эскизу архитектора Спаса на Крови А.А. Парланда.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Когда я первый раз зашла попала в собор, вскоре после открытия, у меня перехватило дыхание от той грандиозной, ошеломляющей красоты, которая мне открылась: почти всю поверхность храма занимают мозаичные полотна (их общая площадь внутри здания более 6500 квадратных метров и нет ни одного живописного изображения). Их искрящиеся краски и восхитительный свет, идущий из глубины, оставляют неизгладимый след в душах и сердцах всех посетителей.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Мозаиками обрамлены даже окна собора.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.На стенах размещены панно, выполненные на библейские сюжеты,История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.а на столбах – мозаики с изображением православных святых. Мозаика главного купола «Христос Пантократор»,История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.северо-западного купола «Богоматерь»История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.и мозаики еще трех куполов выполнены по эскизам Н.Н. Харламова.

По замыслу Парланда все эскизы к мозаикам должен был выполнить В.М. Васнецов, но из-за занятости живописца, к работам были привлечены не менее выдающиеся русские художники и иконописцы – Н.Н. Харламов, М.В. Нестеров, В.В. Беляев, А.П. Рябушкин и другие.
Своим разнообразием и великолепием отделки поражает не только мозаичное, но и каменное убранство храма. Для иконостасов, сени и пола Спаса на Крови были использованы — итальянский мрамор, уральская и алтайская яшмы, порфир, орлец…
Общая площадь пола – 608 квадратных метров, и все это – резной мрамор итальянской работы. Он был почти разрушен, но трудом многочисленных реставраторов восстановлен в своем первоначальном виде. Сейчас он покрыт ковровыми дорожками, и лишь в центре собора оставлен для обозрения небольшой участок.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.В интерьер собора включено место гибели Александра II (именно этим и объясняется необычное расположение Спаса на Крови). Над ним возведена сень, созданная по рисунку А.А. Парланда.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Священными реликвиями нам предстают камни мостовой и фрагмент ограды канала, на которые попали капли крови смертельно раненного императора.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Напротив сени, в восточной части собора, находится главный иконостас, выполненный из розового итальянского мрамора.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.При ближайшем рассмотрении сложно представить, что эта тонкая резная работа выполнена не по дереву, а по камню.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.В алтаре — еще одна мозаика Н.Н. Харламова «Евхаристия»История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Царские врата не отреставрированы, стальной каркас затянут холстом с изображением их былого великолепия.История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.Справа и слева от главного иконостаса расположены северный и южный киоты – места для наиболее почитаемых икон. Они выполнены из родонита, порфира и яшмы.
Сохранились лишь «Воскресение Христа»История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.и «Святой князь Александр Невский»История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови.— мозаичные панно, выполненные по эскизам М.В. Нестерова.

На выходе из собора находятся стенды, на которых представлены фотографии Спаса на Крови до реставрационных работ.
Я была там несколько раз, но чувство восхищения ничуть не уменьшается, и всегда открываются новые детали, незамеченные ранее. Этим уникальным творением гениальных мастеров можно любоваться бесконечно!

https://turism.boltai.com/topics/hram-spasa-na-krovi-istoriy…

http://frame.friends-forum.com/Gazeta/47/67/1330.html

Источник: zhiznteatr.mirtesen.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.