В конце 63/августе 683 года мусульманская армия в Ифрикии потерпела поражение под Таудой от войска берберов, которым руководил вождь племени ауреба Аксиль. В арабских источниках он упоминается как Кусайля ибн Лямзам, а некоторые западные историки преподносят его как царя берберов. Лишь немногие мусульмане уцелели в том сражении, среди погибших был и командующий армией ‘Укба ибн Нафи‘. В результате мусульмане были вынуждены оставить Кайруан и покинуть пределы Ифрикии. Впрочем, берберам не удалось развить свой успех.

В 55/674 г. Му‘авия ибн Абу Суфьян снял с должности вали Египта Му‘авию ибн Худайджа и назначил вместо него своего соратника Масляму ибн Мухалляда аль-Ансари. Лишился должности и вали Ифрикии ‘Укба ибн Нафи‘ аль-Фихри, который правил там пять лет и основал город Кайруан, ставший опорным пунктом Халифата в Северной Африке. На тот момент Ифрикия была самостоятельной провинцией, но халиф Му‘авия объединил её с Египтом под управлением одного наместника, впервые в истории ислама.


Отставка ‘Укбы ибн Нафи‘ стала неожиданностью для мусульман в Ифрикии. ‘Укба участвовал в завоевании Египта под командованием ‘Амра ибн аль-‘Аса, и тот доверил ему гарнизон в Барке (на севере Ливии). Несмотря на юный возраст, ‘Укба сразу проявил себя с наилучшей стороны и за долгие годы службы заслужил доверие и любовь мусульман. Когда при халифе ‘Усмане началось завоевание Ифрикии, ‘Укба снова отличился в боях, а после отставки Му‘авии ибн Худайджа он стал вали Ифрикии.

Несмотря на заслуги ‘Укбы, новый вали Египта и Ифрикии назначил командующим армией в Ифрикии своего вольноотпущенника Абу аль-Мухаджира Динара. Причиной отставки, вероятно, было желание Маслямы ибн Мухалляда изменить жёсткую политику в отношении местного населения, которой придерживался ‘Укба. Есть мнение, что Масляма действовал по распоряжению халифа Му‘авии, который опасался независимых действий ‘Укбы. Так или иначе, но прибытие Абу аль-Мухаджира в Ифрикию привело к его конфликту с ‘Укбой, который в итоге был арестован и отпущен лишь после вмешательства Маслямы.

Абу аль-Мухаджир приказал мусульманам оставить Кайруан и разбил лагерь в двух милях к северу. Новое поселение он назвал Тикраван. Согласно некоторым источникам, он даже приказал сжечь Кайруан, хотя это представляется сильным преувеличением. ‘Укба же отправился в Дамаск и пожаловался халифу Му‘авие на то, как с ним обошёлся «бывший раб». Му‘авия с пониманием отнёсся к его жалобе и даже пообещал восстановить его в должности, но случилось это уже после его смерти. Второе назначение ‘Укбы в Ифрикию состоялось в 62/681 г., когда у власти был Язид ибн Му‘авия.


Между тем Абу аль-Мухаджир, командовавший войсками в Ифрикии, зарекомендовал себя как умелый военачальник и мудрый политик. Для того чтобы лишить византийцев поддержки берберов, среди которых было много христиан, он двинулся вглубь Атласских гор и дошёл до Тлемсена. Берберы с особым почтением относились к своим старейшинам, и поэтому Абу аль-Мухаджир пытался склонить тех на свою сторону. Среди принявших ислам был и вождь племени ауреба по имени Аксиль.

Большим успехом Абу аль-Мухаджира стало завоевание Мили (город в Алжире между Беджаей и Константиной) и победа над ромеями вблизи от Карфагена в 59/679 г. Благодаря этому мусульмане сумели закрепиться на юге полуострова Бон, в местечке Джазира Шурайк, откуда можно было угрожать непосредственно Карфагену, столице Африканского экзархата. Несмотря на это, многие арабские историки вскользь упоминали о деятельности Абу аль-Мухаджира на посту командующего армией в Ифрикии, особо выделяя его разногласия с ‘Укбой ибн Нафи‘.

Когда ‘Укба вернулся в Ифрикию во главе 10-тысячной армии в качестве нового наместника, он первым делом надел железные оковы на своего обидчика Абу аль-Мухаджира и возил его с собой в оковах. Как пишет Ибн ‘Изари, ‘Укба разрушил Тикраван и приказал людям вернуться в Кайруан, который к тому времени был заброшен. Рассказывают, что вместе с группой сподвижников, командиров и уважаемых людей он объехал вокруг города, помолившись за то, чтобы в нём всегда жили праведные люди, поддерживающие религию Аллаха.


arab-expansion-west1200x875

В отличие от Абу аль-Мухаджира, ‘Укба не желал искать благосклонности берберов и предпочёл снова предать их поселения огню и мечу. Оставив в Кайруане небольшой гарнизон под командованием Зухайра ибн Кайса аль-Баляви, он двинулся из песчаного моря Сахары в сторону Атласских гор. Не имея возможности сдержать натиск арабов, ромеи укрывались в крепостях, а берберы спасались в горах. ‘Укба же не тратил время на осаду крепостей и двигался на запад мимо городов Багай, Беджая, Тиарет, дойдя до Танжера. Историки особо упоминают сражение под Тиаретом, где армия ‘Укбы столкнулась с объединёнными силами византийцев и берберов и понесла большие потери, но всё-таки одержала победу.

Заключив мир с византийским наместником Танжера по имени Юлиан, ‘Укба направился дальше вдоль побережья. Легенды о его походе в южные области Марокко, известные как Дальний Сус, и сражении с язычниками, которые пили кровь животных, и пленённых там красавицах впоследствии облетели весь мусульманский мир. Впрочем, есть и более сдержанные описания походов ‘Укбы, из которых следует, что после Танжера он уже не встречал противников и двинулся обратно в Ифрикию.

На обратном пути, добравшись до городка Тобна (совр. Барика), ‘Укба позволил части армии вернуться в Кайруан, а сам во главе пятитысячного войска направился на юг, в сторону Тауды (римский Thabudeus), небольшого лимеса на границе империи.


тория умалчивает о том, почему ‘Укба разделил свою армию, возможно, он просто решил дать солдатам отдохнуть после длительного похода, полагая, что берберы больше не представляют серьёзной угрозы. Но когда арабы приблизились к Тауде, ромеи заперли перед ними ворота крепости и отправили гонца к вождю племени ауреба Аксилю, который к тому времени отрёкся от ислама и вернулся в христианство.

thouda800x484

Как пишут историки, причиной отступничества Аксиля было неуважительное отношение к нему со стороны ‘Укбы. Тот требовал от него работать вместе с остальными и даже снимать шкуру с овец. Восприняв это как оскорбление, Аксиль затаил злобу, а потом выступил против арабов, призвав под свои знамёна другие берберские племена. Ибн ‘Изари пишет, что Аксиль привёл к Тауде 50-тысячную армию. Возможно, эта цифра сильно завышена, но можно думать, что мусульманская армия по численности уступала противнику.

Сражение состоялось в местечке, которое известно как Сиди Окба (в 20 км от Бискры). Много достойных людей полегло в тот день: берберы умирали за свою свободу, мусульмане — за свою религию. Когда ‘Укба понял, что сражение проиграно, он предложил Абу аль-Мухаджиру бежать в Кайруан и принять на себя командование, но тот отказался и погиб вместе с ‘Укбой и остальными. Лишь немногие были взяты в плен берберами, и правитель Гафсы заплатил за них выкуп и отправил их в Кайруан.


Тем временем армия берберов приближалась к Кайруану, и Зухайр ибн Кайс собрал совет и предложил дать им сражение. Но силы были неравны, и большинство мусульман поддержало предложение вернуться в Египет. Зухайр с небольшим отрядом отступил в Барку, где оставался до тех пор, пока в Дамаске к власти не пришел ‘Абд аль-Малик ибн Марван. Кайруан же был занят берберами, и случилось это в мухарраме 64 г. х. (сентябрь 683 г.).

Читайте по теме: Завершение арабского завоевания Ифрикии

Источник: e-minbar.com

Общая информация

До 1057 года Кайруан был тунисской столицей, потом одно время разделял этот статус с Махдией и в итоге утратил его в пользу города Туниса. Но и до сих пор Кайруан почитают как священный город: многие тунисцы верят, что семь паломнических поездок сюда могут заменить паломничество в Мекку.

Основная достопримечательность Кайруана, объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО – Большая мечеть, или мечеть Икба, расположенная далеко на северо-востоке. Мечеть великолепна в своей простоте, особенно по сравнению с изящными деталями, заметными в более поздних образцах религиозной архитектуры.

Внутри мечети находится большой асимметричный двор, который когда-то использовался как площадка для сбора дождевой воды.


нем стоит смещенный по отношению к центру минарет, старейший в мире, — его датируют 730 годом. Окна в минарете становятся больше по мере увеличения высоты, благодаря чему создается интересная пространственная перспектива. В молитвенный зал, с шестью проходами по обеим сторонам и восемью проходами внутри, посетители входят сквозь чудесные резные деревянные двери. Этот зал сравнивают с лесом из-за большого количества колонн, поддерживающих потолок, – о них ходит немало слухов и легенд. Говорят, что стоит попытаться сосчитать колонны — и ослепнешь; другие говорят, что если не сумеешь протиснуться между этими колоннами — значит, никогда не попадешь в рай.

Поскольку Большая мечеть обладает огромным религиозным значением, легенда утверждает, что семь поездок сюда приравниваются к одному паломничеству в Мекку в Саудовской Аравии. В Большой мечети всегда полным-полно паломников.

Названия улиц здесь часто меняются, так что чаще всего улицу знают не по одному, а по двум названиям. Кайруан также известен великолепными вязаными и ткаными коврами.

Прогулка по городу

Отправной точкой для экскурсии по городу служит туристическое информационное бюро, расположенное у бассейнов Аглабидов. У информационной стойки можно получить билеты на посещение мечетей. Затем очень советуем подняться на террасу на крыше здания и полюбоваться сверху видом кайруанского Старого города. Окружённый стенами, с бесчисленными вздымающимися минаретами, весь в охристых и белых тонах, он выглядит совершенно по-сахарски.


Прямо по соседству с туристическим бюро видны несколько бассейнов, тоже защищённых стенами: это резервуары для воды, построенные в IX веке Аглабидами. На первый взгляд они кажутся круглыми, хотя на самом деле 64-угольные. Глубина обоих больших бассейнов — 5 м. В общей сложности в окрестностях Кайруана известно 22 таких бассейна. Они соединялись длинными водопроводами с источниками в горах Джебель Кеслат и во времена расцвета снабжали водой не только этот город.

Проспект Ибн-эль-Джаззара (Av. Ibn el-Jazzar) ведёт от этих бассейнов на юг до городской стены и Касбы, где теперь находится очень комфортабельная гостиница.

Если идти вдоль городской стены на северо-восток, вы в конце концов выйдете к Большой мечети (мечети Сиди Окбы), главной святыне Кайруа-на. Она была заложена ещё в 670 году н. э. и достраивалась при каждой новой династии тунисских правителей. Несмотря на облепившие её пристройки, эта мечеть с внутренним двором всё ещё сохраняет черты строгой, сдержанной архитектуры раннего исламского периода. Самым старым её частям уже исполнилось 1300 лет. Немусульманам разрешается зайти только в огромный прямоугольный внутреннин двор, окружённый колоннадой. Капители колонн в большинстве своём происходят из руин римских сооружений. Напротив молельного зала возвышается мощный трёхступенчатый *минарет, увенчанный воинственными зубцами, как сторожевая башня. Двор устроен с лёгким уклоном к центру, так, что вода после дождей через сетку в полу может стекать в расположенную под ним цистерну. В одном углу двора видны солнечные часы, которые тоже, вероятно, относятся к первым годам существования мечети.


В молельный зал вход открыт только для мусульман, но чаще всего ведущие в него двери распахнуты, так что можно оценить всю роскошь интерьера, который украшают более четырёх сотен колонн различной высоты. Эти колонны тоже большей частью извлечены из богатого запаса здешних римских руин, в том числе из Айн-Джелулы.

Средний неф ведёт прямо к нише михраба. Эта ниша в стене, обращенной к Мекке, украшена изразцовой мозаикой и считается одним из самых изящных михрабов, а её отделка — старейшим образцом фаянсовых изделий в Тунисе. Как полагают, эти плитки были изготовлены в 860 году в Багдаде. Одиннадцатиступенчатая кафедра проповедника, называемая минбаром, вероятно, тоже относится к этому времени и украшена уникальной резьбой. Полы покрыты коврами, люстры проливают тусклый свет, и в этой возвышенной атмосфере верующие, преклонив колени, молятся или изучают священные тексты. Посетителям следует непременно вести себя тихо и полностью воздержаться от неуместного здесь фотографирования со вспышкой.

А вот ворота Лалла-Рихана (Lalla-Rihana) у юго-восточной стены мечети лучше рассматривать снаружи. Эти ворота, ведущие прямо в молельный зал, представляют собой элегантную пристройку, увенчанную куполом. Они были возведены в 1294 году для того, чтобы высокопоставленные лица могли войти в мечеть, не обходя здание через двор.


В путанице узких улочек сложновато найти дорогу от Большой мечети через Старый город к району базара. Выйдя из храма, надо идти налево до угла, а затем по улице Эль-Кадрауи (Rue el-Kadraoui) в сторону юго-запада, удаляясь от мечети по диагонали. По дороге вы увидите мультимедийный центр Tunisia Experience, где в очень живо отснятом фильме показывают историю Кайруана.

На пересечении улиц Дар-эль-Бей (Rue Dar el-Bey) и Куд (Rue de Koud) нужно повернуть налево, а затем на улице Трёхвратной Мечети (Rue de la Mosquee des Trois Portes) — направо. Тут же будет и сама Трёхвратная мечеть, которую легко узнать по трём расположенным подряд входам. У этой мечети, основанной в 866 году богатым купцом, привлекает внимание прекрасный фриз на фасаде с лепным орнаментом и каллиграфией. Улица Трёхвратной Мечети выходит на небольшую площадь, на которой находится знаменитый колодец Бир Барута (Bir Barouta). «Бир» означает «источник», а именно этому приписывают особенные свойства: говорят, что он имеет магическую связь со священной рекой Зем-Зем в Мекке, поэтому его вода исцеляет все болезни, какие только можно себе представить. У верблюда, который крутит колесо с черпаками, постоянно двигаясь по кругу, завязаны глаза, чтобы у него не кружилась голова.

Здесь вы окажетесь в самом сердце базарного квартала.


прежде чем отправиться за покупками, стоит ещё ненадолго заглянуть кзавийе Сиди Абид-эль-Гариани (Zaouia de Sidi Abid el-Ghariani). В этом религиозном центре исламской общины, основанном в XIV веке, особенно хорош красивый внутренний дворик, выложенный чёрно-белым мрамором. Тот же двухцветный декор использован и в подковообразных арках, замыкающих расположенную по периметру колоннаду. А сама эта колоннада украшена такой изящной и узорчатой лепниной, такими удивительными резными деревянными потолками, что можно ходить здесь часами, рассматривая каждую деталь.

Ворота Баб-эш-Шуада (Bab ech-Chouada) ведут из Медины в Новый город. Площадь Эль-Беджауи, или площадь Мучеников (Place el-Bejaoui, Place des Martyrs), окружена уличными кафе, в которых убивают время в основном мужчины.

Назад в Медину, в мир торговых улочек, теперь лучше возвращаться по главной улице Кайруана – улице 7 Ноября (Rue du 7. Novembre). Слева и справа повороты ведут в покрытые навесами базарные ряды (souks) и на базарную площадь Кайруана, где в утренние часы продаются фрукты и овощи. Тому, кто ищет для обеденного перерыва настоящий местный ресторан, советуем отведать простую трапезу в Restaurant de la Jeunesse в базарном квартале, вместе с торговцами и покупателями. Обязательно попробуйте кайруанское сладкое блюдо, макруд (makroudh): эта выпечка с финиками, выложенная пирамидами, украшает витрины кондитерских.

У ворот Баб-эт-Тунес (Bab et-Tunes) Медина кончается, и дальше путь лежит по улице От-Марше (Rue du Haut Marche) на запад к проспекту Республики (Av. de la Republique). С левой стороны находится ещё одно святилище Кайруана, завийя Сиди Амор Аббада (Zaouia de Sidi Amor Abbada) Её называют ещё «Сабельной мечетью», потому что она была построена в XIX веке кузнецом, который украсил свой мавзолей всевозможными клинками. Уходящий направо проспект Республики ведёт к самой, пожалуй, важной цели паломников священного города: к завийе Сиди Сахаба (Zaouia de Sidi Sahab), называемой в народе также «мечетью Брадобрея». Здесь покоится соратник пророка Мухаммеда, которого часто ошибочно считают его брадобреем, потому что он был обладателем трёх волос из бороды пророка и носил их при себе как талисман.

Завийя, целый комплекс из гробницы святого, мечети, медресе и гостиницы для паломников, основательно перестраивалась в XVII, XVIII и XIX вв. Поэтому, в отличие от Большой мечети, она предстаёт в пышном архитектурном стиле эпохи Хафсидов, когда в Тунисе правили наместники османов. Поражает богатство майоликовых изразцов и лепнины на стенах; потолки из превосходного кедрового дерева украшены изысканной росписью, полы покрыты мрамором. Паломники молятся у гробницы и после этого идут к служителю, чтобы он окропил их розовой водой. К Сиди Сахабу приходят в первую очередь женщины и девушки, чтобы испросить у него счастья и плодовитости.

На машине или на такси можно добраться до одной из самых красивых коллекций исламского искусства, которые только может предложить Тунис. Она находится в пригороде Реккада (Reqqada). Но у этого Исламского музея (Musee Islamique) есть один недостаток: подписи к большинству экспонатов сделаны по-арабски. Это, впрочем, не мешает любоваться орнаментами и каллиграфическими надписями на стекле, на свитках Корана, на штукатурке и дереве.

Источник: wikiway.com

Представляя человека, оказавшего влияние на историю, воображение невольно рисует образ известного политика или гениального военного, художника или модельера. Но в 9 веке, в Андалусии (территория современной Испании), жил раб ставший одним из ярчайших людей своего времени.

Абу-ль-Хасан Али ибн Нафи, по прозвищу Зирьяб, был главным артистом Кордовы в 822 году. Он произвел революцию в средневековой музыке, образе жизни, моде, прическах, мебели и даже посуде. Он изменил то, как люди ели, общались и отдыхали.

Рожденный в 789 году нашей эры, Зирьяб был выдающейся личностью в исламской культуре, но до сих пор он остается практически неизвестным в европейской истории, несмотря на свою главную роль в создании основы для традиционной испанской музыки. Он был высокообразованным рабом из Северной Африки.

Зирьяб покинул Багдад во время правления аббасидского халифа аль-Мамота (умер в 833 году) и переехал в Кордову на юге Пиренейского полуострова, где был принят в качестве придворного музыканта при дворе Абд аль-Рахмана II династии Омейядов (822-852 гг.).

Его прозвище Зирьяб, переводится как «черная птица» на арабском языке, охотник за золотом или золотоискатель на персидском языке, и также он был известен как Паджаро Негро, что означает черный дрозд на испанском языке.

Зирьяб обосновался в Кордове в 822 году при дворе халифа Абд-аль-Рахмана II. Его прибытие совпало с новым импульсом, данным Абд аль-Рахманом II культурной жизни, что привело Андалусию к одному из ее основных периодов расцвета. В Кордове Зирьяб обрел процветание, признание своего искусства и беспрецедентную славу. Он стал придворным конферансье с ежемесячной зарплатой в 200 золотых динаров в дополнение ко многим привилегиям. Это дало ему прекрасную возможность освободить свой талант и творческий дух от любых границ. Он не только произвел революцию в музыке, но и внес значительные улучшения в образ жизни и моду.

В музыке он первым представил лютню (Al-U'd), которая впоследствии стала испанской гитарой.

Уд — струнный щипковый инструмент.

Он был первым, кто предложил революционную идею сезонной смены одежды — не просто больше или меньше слоев, но различные стили, начиная с тенденции носить ярко окрашенные шелковые одежды для весны, чистую белую одежду летом и прекрасные меха и стеганые платья для зимнего холода. Он также предложил различную одежду для утра, дня и вечера.

Зирьяб, как известно, изобрел зубную пасту, которую он популяризировал по всей исламской Испании. Точные ингредиенты этой зубной пасты в настоящее время не известны, но, как сообщается, они были «функциональными и приятными на вкус». Он также представил дезодоранты для подмышек и «новые короткие прически, оставляющие шею, уши и брови свободными», а также популяризировал бритье для мужчин.

Зирьяб, экстраординарный гастроном, произвел революцию во всем этом. Он придумал еду из нескольких блюд, начинавших ужин с супа, затем подавалась закуску и наконец десерт. Обычай, который быстро завоевал популярность на Пиренейском полуострове, а затем распространился на остальную часть Европы и до сих пор используется во всем мире сегодня.

Он придумал много новых блюд, самым известным из которых было блюдо из спаржи. Кроме того, что еще более важно, он представил питьевое стекло из хрусталя вместо глиняной, медной, золотой или серебряной посуды, использовавшейся в то время.

Он знал более 10000 песен наизусть и был лучшим музыкантом и певцом своего времени. Зирьяб привез страстные песни, музыку и танцы Востока на Пиренейский полуостров, которые в последующие века под влиянием цыганских развлечений превратятся в знаменитое испанское фламенко.

Пара, танцующая фламенко.

Зирьяб произвел революцию во дворе Кордовы и сделал его стилистической столицей своего времени. Представляя новую одежду, стили, продукты, средства гигиены или музыку, он навсегда изменил культуру Андалузии.

Таков был вклад в историю одного раба, ставшего ярчайшей фигурой Иберии в 8 и 9 веках, а наследие, которое он оставил по-прежнему звучит на самых ярких фестивалях в Севилье, Кордобе и по всему миру.

Источник: zen.yandex.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.