Легендарный Собор Парижской Богоматери – одна из самых интересных достопримечательностей Парижа. Не зря более 13 миллионов человек посещают это древнее сооружение каждый год. Любопытных туристов привлекает история, готическая архитектура и таинственные истории, связанные с собором. Паломники из разных стран приезжают, чтобы увидеть основную святыню христианского мира, хранящуюся в храме – Терновый венец Иисуса. И те и другие с удовольствием слушают старинный орган, который находится в соборе с начала XV столетия. О соборе написаны книги и тысячи статей, сняты художественные и документальные фильмы.

Фото и краткое описание величественного собора можно увидеть на туристических проспектах, в исторических книгах, на сайтах для архитекторов и паломников.

Где находится Собор Парижской Богоматери


Собор расположен на острове Сите.

Как добраться:

  • Метро – до ст. Cite или Saint-Michel – Notre-Dame.

История Собора Парижской Богоматери

Почти 9 столетий сооружение возвышается на острове Сите. Это самая древняя часть города, собственно здесь начинается история французской столицы. На месте, где почти тысячу лет стоит Нотр-Дам, до него находились другие религиозные сооружения. Языческий храм Юпитера, во времена Римской империи, после первая христианская церковь города – базилика Св. Стефана.

Собор изначально задумывался масштабным. Население Парижа, на момент строительства храма, было 10 000 человек. Все они должны были поместиться в соборе. Строить Нотр-Дам начали в 1163 г., при Людовике VII. Храм возводили долгих 182 года.

Собор играл важную роль в истории страны. Здесь короновали, венчали и отпевали монархов, здесь получали благословение воины перед походами. В соборе хранили ценности знатные горожане. Храм посещали не только аристократы и богачи. Священники помогали бедным и нищим.

Строительство


Почти два столетия понадобилось, чтобы возвести это величественное сооружение. Многие архитекторы участвовали в строительстве. Имена некоторых сохранились в истории. Жан де Шеля начал работать в 1258 г., под его руководством были возведены фасады, южные и северные ворота. После смерти Шеля, работами руководил Пьер де Монтрей.

Номер дам де пари

К 1177 г. возвели стены, в 1186 г. был закончен и освещен алтарь. И хотя до завершения строительства было еще далеко, в соборе начали проводить богослужения. В 1200 г. начали строить западный фасад, тот самый, где сегодня вход в храм. Чтобы освободить место для сооружения снесли несколько домов, расположенных вблизи храма. В 1240 г. завершили строительство южной колокольни, а через десятилетие была готова северная башня.

К середине XIII столетия закончили строительство северного и южного фасадов. В этот же период был установлен шпиль.

Датой окончания строительства собора считают 1345 г.

Некоторые исторические события, связанные с собором

  • Нотр-дам был местом, где впервые состоялось заседание Генеральных Штатов, первого французского парламента. Это произошло в 1302 г.

  • В 1324 г. в соборе был зачитан смертный приговор магистру тамплиеров де Моле.
  • На ступенях храма каялись в грехах приговоренные к смерти, перед тем как отправиться в последний путь на Гриневскую площадь.
  • На стене собора выцарапана студенческая молитва, ее оставил великий французский поэт Франсуа Вийон.
  • В 1572 г. в соборе прошло странное венчание. Женихом был Генрих Наваррский, гугенот. Невеста – Маргарита Валуа, известная королева Марго, католичка. Все время пока длилось венчание, жених не входил в храм, а оставался снаружи.
  • Еще одно королевское венчание прошло в 1660 г. – Людовик XIV и Мария-Тереза.
  • В 1804 г. Нотр-Дам стал местом коронации Наполеона. Здесь же проходили молебны о победах императора.
  • В 1944 г. горожане собрались на торжественную мессу, посвященную окончанию немецкой оккупации.
  • В 1979 г. в Нотр-Дам траурная месса была проведена, чтобы почтить память Шарля де Голля.

Собор на грани гибели

В бурный революционный период Нотр-Дам чудом уцелел. Собор назвали «твердыней мракобесия» и хотели снести. Робеспьер, самый радикальный из руководителей революции, объявил парижанам, что если они хотят сохранить собор, то должны за это заплатить. Горожане собрали деньги. Собор не разрушили, но урон сооружению нанесли значительный.


Номер дам де пари

Были сброшены и обезглавлены статуи иудейских царей, революционеры почему-то решили, что это изваяния французских монархов. Собор лишился шпиля. Также строители светлого будущего не пощадили прекрасные витражи и разграбили ценности. Колокола сняли и переплавили на пушки.

Нотр-Дам объявили Храмом разума, потом центром Высшего Существа. Потом стали использовать как склад для продуктов. Через некоторое время, жемчужину готической архитектуры забросили. Храм стоял никому не нужный и ветшал.

Гюго – спаситель Нотр-Дама

До XIX столетия величественное сооружение постепенно разрушалось. Власти не раз обсуждали вопрос сноса ветхого здания.

В 1802 г. собор вернули церкви, его освятили. Здесь состоялась коронация Наполеона. Чтобы скрыть плачевное состояния здания, на время коронации его ветхие стены прикрыли декорациями.

Номер дам де пари

Неизвестно, смогли бы мы сегодня любоваться этим великолепным храмом, если бы не классик французской литературы Виктор Гюго, автор романа «Собор парижской Богоматери». Трагическая история красавицы Эсмеральды и других героев происходит на фоне собора. Автор уделяет много внимания истории храма, его описанию. Собор стал одним из героев романа. Автор хотел привлечь внимание сограждан к плачевному состоянию этого удивительного сооружения.


В предисловии к произведению Гюго прямо указывал, что его основная цель – вдохновить нацию любовью к архитектуре. У великого литератора все получилось. Роман стал очень популярным. Парижане вспомнили про собор, заинтересовались храмом. Роман вышел в 1831 г., через несколько лет началось восстановление собора.

Реставрация

Восстановление храма длилось более 20 лет, можно представить в каком плачевном состоянии находился собор, который сегодня является гордостью Франции.

Реставрацию проводил архитектор Виолле ле Дюк. Он не просто восстановил собор, но и добавил некоторые элементы, которые сегодня являются визитной карточкой Нотр-Дам.

Архитектор начал с самых серьезных повреждений, чтобы остановить разрушение здания. Затем приступил к восстановлению декоративных элементов. Виолле ле Дюк вернул на фасад статуи королей, был установлен новый шпиль. Его высота 96 м, шпиль изготовлен из дуба, сверху покрыт свинцом. У его основания размещены фигуры апостолов.

Интересно, что все апостолы смотрят на город, и только св. Фома, покровитель строителей и зодчих, повернут к Парижу спиной. Он рассматривает шпиль. Считают, что Виолле ле Дюк изобразил себя в этой скульптуре.

Были снесены дома перед храмом и обустроена соборная площадь.


Появление химер

Знаменитые химеры и горгульи собора появились в разное время. Горгульи были на фасаде собора до реставрации. Эти уродливые создания на самом деле выполняют определенную функцию. Они маскируют отверстия для отвода воды. Фигуры, как бы пытаются вылезти из стен, их пасти открыты. Дождевая вода стекала и попадала внутрь фигур, через отверстия в пасти водные потоки направлялись подальше от стены.

Номер дам де пари

Химеры, без которых сегодня сложно представить Нотр-Дам, появились после реставрации. Виолле ле Люк привлек для их создания молодых скульпторов. Сегодня кажется, что жуткие существа у подножия башен были всегда. Фигуры совершенно разные – жуткие и смешные, злобные и печальные. Одни задумчиво смотрят на город, другие внимательно наблюдают за площадью возле собора.

Если преодолеть 387 ступенек узкой лестницы, то рассмотреть знаменитых химер Нотр-Дама можно вблизи. Нам непривычно видеть подобные создания на религиозном сооружении, но оказывается, они охраняют собор. Кроме того, химеры олицетворяют людские грехи и пороки. Именно поэтому они настолько уродливы. Кстати, с колокольни открывается чудесный вид Парижа.

Архитектура

Собор, который возводился почти 200 лет, имеет некоторые признаки романской архитектуры. Но в основном он соответствует готическому стилю. В нем есть все элементы присущие готике. Отсутствие внутренних стен, стрельчатые окна и арки, отсутствие настенной росписи, большие витражи, окно-роза. Высокое, просторное внутреннее помещение. Рассмотрим архитектурные особенности собора более подробно.

По данным Википедии, параметры Нотр-Дам де Пари:


  • длина – 130 м;
  • высота (без шпиля) – 35 м;
  • ширина – 48 м;
  • колокольни – 69 м.

Фасад

Западный фасад с двумя башнями выглядит одновременно мощно и изящно. Он имеет три уровня. На нижнем находятся три больших, арочных входа-портала, св. Анны, Страшного суда и Девы Марии. Над порталами расположена галерея из 28 статуй ветхозаветных королей, над ними окно-роза – это средний уровень. Башни составляют третий, верхний уровень.

Номер дам де пари

Порталы выполнены в виде арок, своды которых покрыты вырезанными из камня сценами библейских сюжетов. Эти изображения кратко передают всю суть христианства. Здесь есть сцены страшного суда, история Богоматери. Резьба выполнена очень искусно. Особенно это стало заметно, после того, как фасад собора отмыли перед 2000 г.

Архитектура фасада объединила романский стиль – массивность, ровные плоскости и готику – стрельчатые окна и порталы, окно-роза.


Внутреннее убранство собора

Первое, что производит впечатление на посетителей, это необычное освещение храма. Дневной свет попадает в собор через большие окна с цветными витражами. Такое освещение необычно и таинственно, блики разных цветов придают помещению волшебный вид.

В соборе более 100 окон. На витражах изображены библейские сюжеты. Большинство окон были застеклены после реставрации. Но есть несколько, в которых сохранились старинные витражи. Старое стекло имеет свои особенности. Во времена их изготовления, технология производства стекла была далека от совершенства. Оно было массивным, неравномерным, попадаются инородные частицы и пузырьки воздуха. Эти недостатки придают особую прелесть витражам, они необычно искрятся, свет по-особенному преломляется в местах дефектов.

Номер дам де пари

Окно-роза, диаметром около 10 м, внутри собора смотрится иначе, чем с внешней стороны. Благодаря проникающему свету видны изображения Богоматери, сцены из крестьянской жизни, изображения грехов и достоинств, зодиакальных знаков. Окна-розы на северном и южном фасаде имеют диаметр – 13 м.

Орган был в соборе с момента постройки, но свои размеры он приобрел в 1402 г. За прошедшие века инструмент многократно настраивали. В XX столетии был заменен кабель и компьютеризировано управление.


Внутри собора отсутствуют стены, вместо них, как в любом готическом храме, помещение разделяется колоннами с арками. Некоторые стены украшают барельефы и картины.

Попав в собор, вполне можно забыть о времени и провести несколько часов изучая скульптуры, картины, барельефы, люстры, витражи. Каждый элемент достоин внимания, каждый уникален и интересен.

Собор построен в честь Богоматери, Нотр-Дам переводится, как «Наша Дама». В храме есть 37 изображений Девы Марии.

Если, действительно, существуют места силы, то Собор Парижской Богоматери одно из них. По отзывам туристов, внутри храма чувствуется особая энергетика, не хочется уходить и появляется желания вернуться в собор еще раз.

В сокровищнице храма хранят реликвии. Здесь находится главная святыня не только собора, но всего христианского мира.

Терновый венец

Ежегодно миллионы паломников совершают путешествие, чтобы увидеть основную реликвию христианства – Терновый венец. Ватикан признал, что это тот самый венец, который возложили на Христа римские воины. Во Франции реликвия оказалась 800 лет назад.

Изначально венец хранился в Иерусалиме, есть воспоминания паломников, видевших его в IV столетии. Точно не известно, как именно реликвия попала в Константинополь. В Византии хранилось множество христианских святынь.


Номер дам де пари

Во время 4 похода крестоносцев, «рыцари Христовы» захватили Византию. Константинополь был разграблен, а грабить там было что. Победители стали править завоеванными землями, но получалось не очень. Латинская империя просуществовала недолго, менее века, и постоянно испытывала нехватку средств. Один из правителей заложил венец банкирам.

Денег выкупить реликвию не было. Зато они были у Людовика IX. Он выкупил венец за сумму, которая равнялась половине годового бюджета королевства – 135 000 ливров. Это событие произошло в 1238 году.

Король лично встречал святыню. По воспоминаниям современников, Людовик без королевских регалий, босой нес венец в Париж 40 км.

Специально для хранения реликвии построили часовню на острове Сите.

Несколько десятков шипов с тернового венца были отделены и подарены другим странам. Венец хранился в часовне Сент-Шапель более 500 лет. Во времена революции часовня была сильно повреждена во время пожара. К счастью, венец и другие реликвии были заранее перепрятаны. Революционеры были атеистами. Хранители святыни боялись, что венец могут уничтожить. Его разделили на несколько частей и спрятали в Национальной библиотеке. Там он и хранился до 1801 г.

Когда Наполеон стал императором, служители церкви попросили его вернуть святыни. Наполеон не был религиозен, но выполнил просьбу и преподнес в дар церкви реликварий, в нем венец хранится по сегодняшний день.

С 1806 г. венец, запаянный в корпус из стекла, находится в Соборе Парижской Богоматери.

Номер дам де пари

Реликвию можно увидеть раз в месяц, в первую пятницу, в 15.00. Верующие могут поклониться святыне в Страстную пятницу.

Демонстрируют реликвию очень торжественно. По собору проходит процессия из рыцарей ордена Гроба Господня, дам из этого ордена, священников и хранителей. Венец несут на носилках, обитых бархатом.

Легенды собора

За долгую историю Нотр-Дам оброс многочисленными легендами. Вот самые известные из них.

О кузнеце

Кузнецу Бискорне (реальная личность) поручили изготовить для собора центральные ворота. Кузнец долго размышлял, как создать ворота, которые бы соответствовали самому величественному храму города. Долгие размышления ни к чему не привели, мастер просто не знал, что делать дальше, как справиться с ответственной работой. И тогда, по легенде, он заключил сделку с самим сатаной.

Номер дам де пари

Утром возле собора нашли бесчувственного кузнеца, а рядом с ним лежали удивительно красивые ворота, с невероятными узорами из металла. После того как ворота установили, никто не смог их открыть. Кто только не пробовал отпереть замки, ничего не выходило. Наконец, кто-то догадался брызнуть святой водой. Только после этого они открылись.

Интересно, что и сегодня никто не знает, как именно были изготовлены ворота. Бискорне унес свой секрет в могилу. Кто-то считает, что кузнец не хотел признаваться в сделке с сатаной, другие считают, что кузнец не хотел делиться секретом своего мастерства. Известно только, что для изготовления ворот не использовались ковка и литье.

Собор и алхимики

Вот уже несколько веков ходят слухи, что в геометрии собора, его барельефах зашифрован секрет философского камня. Несколько столетий оккультисты, исследователи и просто любопытные пытаются разгадать эту загадку.

Номер дам де пари

В период позднего Средневековья, собор был местом сбора алхимиков. Они встречались у входа св. Анны. Для чего они собирались в соборе, что делали, сегодня об этом можно только гадать. На галерее второго яруса, среди фигур фантастических химер, расположено изваяние человека с бородой, в колпаке и плаще. Фигура задумчиво смотрит на город. Это скульптура называется – алхимик.

Известный в свое время алхимик Фулканелли написал и издал книгу «Загадки соборов», произошло это в начале XX века. В книге автор делает попытку объяснить некоторые элементы оформления собора с точки зрения своего учения. Фулканелли был уверен, что легенда о философском камне правдива. Он считал, что барельефы собора, это не что иное, как инструкция для изготовления. И тот, кто правильно сможет расшифровать алхимические символы, тот и станет владельцем тайны, над которой несколько столетий бились не самые глупые люди своего времени.

Интересные факты

  • В Нотр-Дам проходил процесс над героиней Франции Жанной Д’Арк. Суд провели после смерти Жанны, ее полностью оправдали.
  • Перед собором расположена бронзовая плита с изображением звезды – это «нулевой километр». Именно эта точка является началом для обозначения расстояния для всех дорог Франции. Иногда возле плиты выстраивается очередь, так как есть примета, если стать на звезду и загадать желание, оно обязательно сбудется.
  • Рядом с собором расположена крипта, в которой хранятся исторические артефакты. Все экспонаты были найдены на острове Сите во время раскопок, возраст некоторых почти 20 столетий.
  • Прогресс коснулся и культовых сооружений. Колоколами управляет компьютерная программа «Квазимодо».
  • Считают, что рядом с химерами нельзя фотографироваться. На снимках люди получаются как неживые, кажется, что они тоже каменные изваяния.

Несколько советов

  • Перед собором всегда большие очереди. Рядом с достопримечательностью установлены аппараты, с помощью которых можно выбрать время посещения.
  • Ежедневно в 11.30 в соборе проходит служба. Это будет интересно даже атеистам, так как во время богослужения играет знаменитый орган Нотр-Дам.
  • В соборе можно фотографировать без вспышки.
  • Экскурсии проводятся на разных языках. Время проведения экскурсии с русскоговорящим гидом – вторник и среда в 14.00, суббота в 14.30. На сайте собора указаны телефоны, по которым необходимо записаться на экскурсию. Можно воспользоваться аудиогидом на русском языке, его стоимость – 5 евро.
  • В Нотр-Дам запрещено проносить объемный багаж.

Время работы

Собор открыт ежедневно с 07.45 до 18.45, в выходные дни до 19.45.

Цены на билеты

Вход бесплатный.

Подъем на колокольню – 15 евро, все кто моложе 26 лет – бесплатно.

Сокровищница:

  • Полный билет – 4 евро;
  • Лица 12 – 26 лет -2 евро;
  • Дети до 12 лет – 1 евро.

Что посмотреть рядом

  • Люксембургский сад считается самым красивым парком Парижа. Его разбили в XVII столетии, по распоряжению Марии Медичи. Как только сад открыли, он стал любимым местом горожан. В парке есть живописные аллеи, лужайки и водоемы, цветники и фонтаны.
  • Площадь Бастилии – место проведения различных мероприятий. Раньше здесь стояла самая мрачная тюрьма Франции, сегодня проходят праздники и концерты.
  • Центр Жоржа Помпиду популярная достопримечательность. Здесь можно познакомиться с современной живописью, скульптурой, фотографией и другими видами искусства.

Гюго называл Собор Парижской Богоматери «застывшей каменной симфонией». Величественный, древний храм является одной из основных достопримечательностей Франции. Его история овеяна тайнами и легендами. Под его сводами преклоняли колени могущественные короли и прекрасные королевы. Ему посвящали свои произведения писатели и музыканты.

Огромные очереди выстраиваются возле собора ежедневно. Кого-то привлекает готическая архитектура, кто-то хочет увидеть знаменитых химер. Верующие мечтают поклониться основной святыне христианства – Терновому венцу.

Источник: puteshestvovat.com

Ранняя история собора

История всемирно известного собора началась в эпоху Высокого Средневековья, когда Париж укрепился в статусе столицы новой европейской державы. Процветание города во многом зависело от торговли, но не меньшую славу и богатство сулило Парижу существование в качестве духовного центра страны. Вокруг местного мученика, святого Дионисия Парижского уже несколько веков развивался священный культ, ставший причиной основания аббатства Сен-Дени – главного монастыря средневековой Франции, который пользовался покровительством монархов. В первой половине 12 века в Сен-Дени была возведена новая церковь, ставшая первым сооружением в стиле готика и поразившая своим обликом епископа Мориса де Сюлли настолько, что он решил создать конкурирующее строение. Новый собор по его задумке должен был стать настоящим чудом христианского мира и посвящаться не святому, а самой Деве Марии.

Ранняя история собора
Ранняя история собора

Место для строительства нового собора честолюбивый епископ выбрал также очень удачное – на укрепленном острове Иль-де-ла-Сите, в самом сердце Парижа, рядом с королевской резиденцией и епископским дворцом. Удача сопутствовала проекту Сюлли: Франция переживала в этот период экономический подъем, и щедрая финансовая поддержка со стороны короны не заставила себя долго ждать. В 1160 году епископ заключил контракт с архитектором, чье имя не сохранилось в анналах истории. Чтобы освободить место в тесном средневековом районе пришлось снести старый романский собор, посвященный святому Этьену, который в свою очередь несколько веков назад был воздвигнут на месте древнего галло-римского храма Юпитера. Первый камень в фундамент будущего собора Нотр-Дам де Пари заложили в июне 1163 года на торжественной церемонии, главными гостями которой были Людовик VII и Римский папа Александр III.

Долгие годы строительства

Нотр-Дам де Пари строили почти два века, поэтому Морису де Сюлли не удалось увидеть свое детище во всем его величии. Работы над алтарной частью и нефом начались в первую очередь, и уже в 1182 году, в период правления короля Филиппа II Августа главный алтарь собора был освящен посланником папы, кардиналом Анри де Марси. Морису де Сюлли довелось отслужить первую мессу в соборе, но окончательное сооружение Нотр-Дам де Пари завершилось только в 1345 году, почти через полтора века после смерти епископа. В первоначальном проекте церковь имела тяжелую крышу, которая требовала массивных и крепких стен, что приводило к уменьшению количества и размеров окон. Из-за этого собор страдал от недостатка естественного освещения, и в 1220 году проблему решили с помощью перестройки потолка в нервюрный свод (ребристый свод). Такой свод оказывал меньшее давление на стены, поэтому стало возможно установить больше окон в соборе, а сами стены сделать выше и тоньше.

Строительство собора
Строительство собора

В 1240-х годах Жан де Шелль, первый из архитекторов собора, чье имя сохранилось в истории, завершил работы над нефом и двумя башнями главного (западного) фасада. Преемник де Шелля, Пьер де Монтрей завершил фасады трансепта, а также был ответственным за установку новых, просторных окон, включая прославленные ныне окна-розы в северной, южной и западной стенах. Последние значимые работы в 1300-х годах проводил Жан Рави, который одним из первых среди мастеров средневековья применил великое новшество готической архитектуры – аркбутаны. Эти наружные каменные полуарки, за счет которых удалось освободить внутреннее пространство собора от опор, сохранились до сих пор и считаются одной из самых характерных черт Нотр-Дама. В 1351 году завершились последние строительные работы, и с этой поры вплоть до 18 века Нотр-Дам де Пари сохранял свой облик практически без изменений. Конечно, в разные века производились некие мелкие переделки, согласно модным веяниям эпохи. Так, например, в эпоху Ренессанса колонны и стены собора были покрыты гобеленами, а при Людовике XIV в интерьерах появился мраморный декор.

Блеск и бесславие

Несмотря на выдающуюся архитектуру и все усилия, которые были затрачены на постройку собора, Нотр-Дам так и не занял главное место в духовной и светской жизни французских монархов. Путь на трон начинался для них с коронации в Реймсском соборе, а местом погребения почти для всех французских королей являлась базилика Сен-Дени. По иронии судьбы, единственным средневековым королем, коронованным в соборе Нотр-Дам де Пари в 1431 году, оказался не француз, а британец Генрих VI, которого во время Столетней войны провозгласили здесь королем Англии. Впрочем, для многих поколений простых парижан собор был более привлекательным местом, и не только в качестве культового сооружения. В средневековье у стен собора проводился ежегодный Праздник дураков, корни которого, возможно, уходили в более ранние, языческие ритуалы. На шумной церемонии этого праздника народ избирал шутовского папу или архиепископа, который затем главенствовал на торжествах дня.

Нередко собор выступал ориентиром для различных публичных собраний, а также являлся местом, рядом с которым происходили громкие судебные процессы и казни. В 1314 году Собор Парижской Богоматери был немым свидетелем того, как горел на костре последний Великий магистр тамплиеров Жак де Моле.

Жак де Моле
Жак де Моле

В середине 16 века, в разгар французских религиозных войн ряд скульптурных композиций собора был разрушен гугенотами, которые считали изображения святых идолопоклонством. Но настоящее разграбление и опустошение собора произошло в годы Французской революции, лидеры которой считали церковь одним из символов монархии. Обезумевшая толпа после казни короля решила «обезглавить» и статуи в Галерее королей над главным входом в собор. В результате 28 старинных статуй, изображающие библейских правителей Иудеи и Израиля, лишились своих голов, поскольку народ считал, что скульптуры представляют ненавистную династию французских королей. Значительно пострадали и внутренние интерьеры собора, а свинцовые покрытия куполов и бронзовые колокола были отправлены на военные нужды революционеров.

Триумфальное возвращение

После нескольких лет забвения и поругания, когда собор был дехристианизирован и по задумке Робеспьера посвящен некоему культу Разума и Высшего Существа, казалось, что от прежнего великолепия Нотр-Дама осталась лишь слабая тень. Его окна были разбиты, скульптуры и реликвии осквернены, в галереях под высокими сводами гнездились птицы, а стены грозили превратиться в руины. Но счастливый случай дал Собору Парижской Богоматери еще один шанс – честолюбивый Наполеон Бонапарт по неведомой причине желал принять титул императора именно в этом соборе. В 1801 году правительство передало Нотр-Дам вновь в руки Святого Престола, и к 1804 году собор был поверхностно восстановлен до состояния, позволяющего провести тут церемонию коронации Наполеона и Жозефины.

С этого момента слава Нотр-Дам де Пари медленно, но неуклонно возрастала, пока не достигла поистине мировых масштабов. Во многом это произошло благодаря роману Виктора Гюго, французского светоча стиля романтизм, который возродил у нации интерес к средневековому прошлому и готическому искусству. Масштабная реставрация собора началась в 1840-х годах, одним из ведущих мастеров-реставраторов был назначен молодой архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк. Почти четверть века своей жизни он посвятил тому, чтобы возродить Нотр-Дам де Пари в его былой мощи и красоте. Стараниями Виолле-ле-Дюка был восстановлен западный фасад собора и статуи Галереи королей, а также добавлены некоторые новые элементы: более высокий и богато декорированный шпиль, скульптуры 12 Апостолов, Галерея химер, фантасмагорические существа которой теперь считаются одним из символов собора Парижской Богоматери.

Трагический апрель 2019

Почти два столетия прошло с той поры, как с облика собора исчезли «шрамы», оставленные Французской революцией, и вот в истории Нотр-Дам де Пари началась новая печальная глава. 15 апреля 2019 года загорелась крыша собора, в котором в данный период проводились работы по реставрации и реконструкции здания, что и явилось причиной пожара в Соборе Парижской Богоматери. Огонь бушевал около 15 часов, и хотя для тушения огня было задействовано свыше 400 пожарных, собор получил серьезные повреждения.

Пожар
Пожар

Каменный сводчатый потолок не дал огню распространиться на все здание, но при пожаре был полностью разрушен шпиль и большая часть деревянной крыши, которая находилась под свинцовой кровлей. Часть произведений искусства и других ценных предметов была эвакуирована в самом начале пожара, но есть и безвозвратные утраты исторических сокровищ. Все три окна-розы с витражами 13 века уцелели, в то время как некоторые окна 19 века получили разрушения.

Перспективы восстановления

Ужасная трагедия всколыхнула мировое сообщество, и уже через несколько часов после начала пожара была запущена кампания по сбору средств на восстановление Нотр-Дама. За сутки было собрано свыше 800 млн. евро, но в данном случае материальная составляющая не является главным фактором. Специалисты утверждают, что процесс восстановления может занять двадцать или более лет, поскольку для сохранения исторического облика собора необходимо использовать материалы (древесину, камень и прочее) идентичные или схожие с первоначальными конструкциями. Кроме того, сейчас открыта дискуссия о возможности восстановления Собора Парижской богоматери в измененном виде или с использованием современных материалов (титан, сталь) вместо дерева и свинца.

Источник: wmuseum.ru

Нотр-Дам де Пари снаружи

Наибольшее внимание привлекает главный, западный фасад собора – он является одним из самых узнаваемых архитектурных образов. Визуально фасад разделен на три части, как по вертикали, так и по горизонтали. В нижней части находятся три портала (монументальных входа), каждый из которых имеет свое название: портал Страшного суда (центральный), портал Богоматери (левый) и портал Святой Анны (правый). Названия соответствуют сюжетам, которые изображены в удивительно красивых скульптурных композициях на сводах порталов.

В центре портала Страшного суда – фигура Христа. Под ним – встающие из могил мертвецы, разбуженные зовом ангельских труб. По левую руку Христа – грешники, отправляющиеся в ад. По правую – праведники, идущие в Рай.

Собор Нотр Дам в Париже история

Над порталами расположена так называемая “галерея царей“, представленная 28 статуями иудейских правителей. Она пострадала сильнее всего во время революции, и в процессе большой реставрации в XIX веке все разрушенные статуи были заменены на новые.

Любопытно, что уже 1977 году, во время строительных работ под одним из парижских домов, были найдены оригинальные скульптуры, утраченные в годы революции. Впоследствии выяснилось, что будущий владелец дома в разгар революционных волнений выкупил несколько статуй, заявив, что они нужны ему для фундамента. В действительности этот человек сохранил изваяния под своим домом – видимо, “до лучших времен”. Сегодня эти статуи хранятся в музее Клуни.

Со стороны западного фасада можно и рассмотреть две колокольные башни, взмывающие ввысь. Кстати, хотя на первый взгляд они кажутся симметричными, присмотревшись можно заметить легкую, едва уловимую асимметрию: левая башня несколько массивнее правой.

Парижский собор Нотр Дам интересные факты

Если будет возможность, обойдите собор по периметру, чтобы увидеть и боковые фасады, их впечатляющие входные порталы с виртуозно выполненными рельефами, а также рассмотреть восточную апсиду храма (алтарный выступ) с удивительно красивыми резными сводчатыми арками.

Внутреннее пространство

Первое, что бросается в глаза внутри собора – необычное освещение. Свет проникает внутрь здания через многочисленные разноцветные витражи, создавая причудливую игру света на сводах центрального нефа. При этом больше всего света попадает на алтарь. Такая продуманная система освещения создает особую мистическую атмосферу.

парижский собор Нотр Дам де Пари аудиогид

Вместо массивных стен внутри собора Нотр-Дам – сводчатые арки и колонны. Такая организация пространства стала настоящим открытием готического стиля и позволила украсить собор множество цветных витражей.

Центральный неф Нотр-Дама кажется огромным. Масштабность собора связана с его изначальным предназначением – ведь по задумке создателей, он должен был вмещать в себя все население Парижа! И Нотр-Дам действительно прекрасно справлялся с этой задачей в то время, когда количество жителей французской столицы не превышало 10 тысяч человек. И все это население проживало на острове Сите, где находится собор.

Узнать много интересного об истории острова Сите, где и зародился Париж, можно в нашей аудиоэкскурсии “Колыбель Парижа“, доступной в приложении Travelry.

С западной стороны собора находится гордость Нотр-Дам – большой старинный орган, созданный еще в XV веке! А за ним виднеется и одно из трех витражных окон в форме розы, которые являются настоящими готическими шедеврами и украшают собор с XII столетия.

Париж собор Нотр Дам де Пари экскурсия

Перед алтарем находится отгороженное пространство, предназначавшееся для священников и церковных певчих и называемое хОрами. Отдельного внимания заслуживает ограда хоров – она искусно украшена цветными скульптурными композициями с изображением евангельских сюжетов, созданными еще в XIII-XIV веках! Их цветовое оформление было восстановлено при реставрации в XIX веке.

экскурсия по собору Нотр Дам де Пари

Ваше внимание привлекут и многочисленные интересные скульптуры, украшающие собор Нотр Дам. В частности, барочная скульптура «Пьета» за главным алтарем.

В нашей аудиоэкскурсии по острову Сите мы пройдемся по собору Нотр-Дам, обращая внимание на самое интересное и узнавая об истории и оформлении здания.

Сокровищница

Со стороны реки к Нотр-Даму примыкает небольшая пристройка, которая заслуживает особого внимания. Ведь именно в ней находится храмовая сокровищница, где хранятся важнейшие христианские реликвии (в том числе легендарный Терновый венец, попавший в Париж, по преданию, еще в 1239 году!), а также ценные предметы церковного обихода, представляющие собой изящные произведения искусства. Коллекция очень богата и разнообразна.

Номер дам де пари

  • В 1572 году в соборе Нотр Дам состоялась очень необычная церемония венчания. Генрих Наваррский (будущий король Генрих IV) вступал в брак с Маргаритой де Валуа. Невеста была католичкой, и ничто не мешало ей быть в храме, а вот Генрих в то время был гугенотом, а потому был вынужден провести собственное венчание… на паперти, перед входом в храм.
  • Именно в соборе Нотр Дам де Пари начался легендарный судебный процесс над Жанной Д’Арк, который проходил уже после ее казни и полностью оправдал французскую героиню.
  • Знаменитые горгульи, которые украшают собор, имеют не только декоративное, но и вполне практическое значение: они являются частью водостоков, защищающих строение от воздействия дождевой воды. Собственно, само их название произошло от французского gargouille – «водосточная труба, желоб». Оформленные в виде гротескных персонажей, горгульи и химеры также символизируют человеческие грехи и злых духов, которые изгнаны их храма.
  • Если будете рассматривать высокий шпиль, который взмывает ввысь над собором Нотр Дам, можете заметить фигуры двенадцати апостолов, расположенных у основания шпиля. Любопытная деталь: все апостолы смотрят вокруг, и лишь апостол Фома повернулся к шпилю. Еще со Средних веков он считался покровителем строителей и архитекторов, и в его образе архитектор Дюк, проводивший реставрацию в XIX веке и восстановивший шпиль, изобразил самого себя! Именно поэтому апостол Фома так внимательно рассматривает сооружение.
  • На крыше его ризницы собора Нотр Дам (это небольшая пристройка с южной стороны) размещены пчелиные ульи!

Еще много любопытных фактов о соборе Нотр Дам и других достопримечательностях острова Сите Вы узнаете из нашей аудиоэкскурсии «Колыбель Парижа».

  • На площади перед Нотр-Дамом расположен «нулевой километр» – небольшая бронзовая звезда, вмонтированная в площадь. Именно от этой точки идет отсчет протяженности всех автомагистралей страны.
  • Также на площади перед собором находится археологическая крипта (Крипта Нотр-Да де Пари), представляющая собой музей археологических артефактов, найденных в окрестностях Нотр-Дама во время раскопок. Экспонаты охватывают широчайший отрезок истории – почти 20 веков, начиная с античности и заканчивая XIX веком.
  • В южной части площади перед собором Нотр Дам восседает верхом на коне король Карл Великий, правивший франками в VIII и начале IX века. Памятник ему появился здесь во второй половине XIX века.
  • Восточная апсида Собора Парижской Богоматери выходит в уютный тенистый сад на берегу Сены, называемый сквером Иоанна XXIII. Именно отсюда можно рассмотреть прекрасные ажурные готические арки апсиды собора и его шпиль.
  • Чуть дальше, на самой восточной оконечности острова Сите, притаился еще один крошечный сквер – Иль де Франс. В нем находится Мемориал мученикам депортации, в память 200 000 французов, отправленных фашистами в концлагеря. А возле мемориала разбит красивый и ухоженный розовый сад.
  • Недалеко от собора, на живописной набережной О-Флер, стоит дом, в котором когда-то жили прославленные влюбленные Пьер Абеляр и Элоиза (дом №9).

Как видите, не только в самом соборе Нотр Дам, но и вокруг него можно провести много насыщенных и познавательных часов, рассматривая окружающие его сооружения, изучая памятники старины и отдыхая в близлежащих скверах. Ну а если пройти чуть дальше, то перед Вами откроются и другие исторические и архитектурные сокровища острова Сите: часовня Сен-Шапель, Дворец Правосудия, замок Консьержери и другие интересные достопримечательности. Они входят в маршрут нашей аудиоэкскурсии «Колыбель Парижа», в которой Вас ждет много увлекательных историй и интересных рассказов.

собор Нотр Дам как добраться

Как добраться

Из отдаленных районов Парижа добраться до Собора Парижской Богоматери удобнее всего на метро – неподалеку от собора расположены станции Cite и Saint-Michel – Notre-Dame.

А из близлежащих районов (например, 1, 2, 5, 6 округов) вполне удобно дойти пешком. Остров Сите, на котором расположен собор Нотр Дам де Пари, соединяется как с правым, так и с левым берегами Сены старинными мостами.

Собор закрыт на реконструкцию после пожара, случившегося в апреле 2019 года и серьезно повредившего сооружение.  

Читайте также:

Париж недорого: как сэкономить и что посетить бесплатно

Нотр Дам: лайфхаки и советы туристам

собор Нотр Дам де Пари без очереди

  • Как избежать очереди

Раньше «головной болью» туристов была огромная очередь в собор Нотр-Дам. Теперь это уже не такая большая проблема, т.к. с недавнего времени можно выбрать точное время посещения с помощью специальных аппаратов, установленных рядом с собором, или с помощью мобильного приложения Jefile (в русском варианте – «ВнеОчереди»). Скачайте его на мобильное устройство, укажите в приложении количество человек, желающих посетить собор, и выберите время посещения. Таким образом, Вы заранее «займете» очередь и сможете подойти к собору в нужное время!

  • Как послушать орган

Богослужения в Нотр-Даме проводят каждый день. Начинаются они в 11:30 и примечательны тем, что во время литургии можно послушать знаменитый орган собора – один из самых мощных и больших в мире.

  • Когда увидеть Терновый Венец

Увидеть главную святыню собора Нотр Дам – Терновый Венец Спасителя – можно в первую пятницу каждого месяца и в каждую пятницу католического Великого поста, в 15.00. А в Страстную пятницу (по католическому календарю) Терновый Венец выносят почти на целый день: с 10 до 17.00.

Что еще стоит знать туристам

  • В соборе Нотр Дам нет запрета на фотографирование, но нельзя использовать вспышку.
  • В соборе регулярно проводятся бесплатные экскурсии на разных языках. Если вы хотите попасть на русскоязычную экскурсию, дату и время ее проведения стоит уточнить заранее.
  • Стоит помнить о том, что собор является действующим, а потому нежелательно находиться в нем в вызывающих нарядах и вести себя слишком шумно, если идет богослужение.
  • В собор не пускают с объемным багажом.

Аудиогид по собору Нотр Дам де Пари

Туристы могут воспользоваться официальным аудиогидом, в который также включен русский язык. За использование официального аудиогида придется заплатить € 5.

Напомним также, что подробный, обстоятельный и увлекательный рассказ о соборе Нотр Дам де Пари входит в нашу аудиоэкскурсию по острову Сите, в которой мы предлагаем совершить путешествие по разным эпохам истории Парижа, с самого момента зарождения города, и узнать много любопытных фактов и о соборе, и об острове, на котором он стоит.

Источник: mytravelry.com


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.