Окрестности рядом с замком

С обзорной площадки замка Нойшванштайн открывается великолепный вид на Альпы. Правее виднеется маленькая деревушка Швангау, а слева можно рассмотреть силуэт другого замка – Хоэншвангау, где провел свое детство Людвиг II. Есть еще одна достопримечательность в округе – Лебединое озеро (Schwansee), то самое, которое стало источником вдохновения для композитора Петра Ильича Чайковского.

Сложно пройти и мимо моста Мариенбрюке (Marienbrücke) над ущельем Поллат. Он был назван в честь матери короля Людвига – Марии. Отсюда открывается красивый вид на баварский замок Нойшванштайн и водопад. Конструкция не для слабонервных, так как находится мост Марии на высоте 92 метра над землей. В зимнее время проход по мосту запрещен из соображений безопасности.

Интересные факты

  • На строительство замка Нойшванштайн было потрачено 7,5 миллионов марок – это баснословные деньги на то время. Король был должен кредиторам огромную сумму, после его смерти было принято решение открыть замок для платного посещения. В течение 13 лет за счет туристов долг был погашен.

  • Прототип Нойшванштайна можно узнать в замке Спящей красавицы в парижском Диснейленде. Также похожий замок встречается в заставках мультипликационной студии Уолта Диснея.
  • Изображение замка Нойшванштайн увековечено и на картине Адольфа Гитлера, которая в 2015 году была продана за 100 тыс. евро.
  • Исторические и художественные фильмы о сказочном замке: «Людвиг II: Блеск и падение короля» (1955), «Людвиг» (1972), «Людвиг Баварский» (2012).

Замок Нойшванштайн ночью

Посещение замка Нойшванштайн: как добраться и режим работы

Расстояние от Мюнхена до замка Нойшванштайн составляет 130 км.

Как доехать: с ж/д вокзала Мюнхена купить билет на поезд до Фюссена с пересадкой в городке Бухло (стоимость примерно 28 евро в одну сторону). С Фюссена ежедневно курсируют автобусы ко всем замкам в окрестности, самый популярный маршрут – до Нойшванштайна (линии RVA/ OVG 73 и RVA/ OVG 78).

Добраться самостоятельно на машине: двигаясь по трассе A7, сверните на Фюссен и направляйтесь по указателям в сторону Королевских Замков (Schwangau/ Königschlösser). Когда выедете на федеральную трассу B17 в направлении города Швангау, следуйте указателям Hohenschwangau – Königsschlösser (Хоэншвангау – Королевские замки). Ближайшая парковка вблизи замков платная. Чтобы не платить, можно оставить машину в конце городка Швангау на стоянке у ресторана.

Часы работы замка Нойшванштайн: ежедневно, кроме 24-25 и 31 декабря и 1 января.

  • 9:00 – 18:00 (с апреля по 15 октября)
  • 10:00 – 16:00 (с 16 октября по март)

Цена билета: 12 евро – полный; 11 евро – льготный; детям до 18 лет – бесплатно.

Пик сезона: июль-август.

Правила посещения:

  • экскурсия по замку Нойшванштайн возможна только с экскурсионным туром (длится 30-40 минут);
  • нельзя проводить фото- и видеосъемку внутри замка.

Где находится замок Нойшванштайн на карте Германии:

Планировать поездку в замок Нойшванштайн лучше с самого утра или в обед. Во второй половине дня, особенно в высокий сезон, билетов и записей на экскурсионные туры может уже не быть. Чтобы быть ближе к самому красивому замку Германии, бронируйте жилье в городке Швангау на сайте Planet of Hotels.

Источник: planetofhotels.com

История Нойшванштайна

В живописных землях Баварии, в стенах замка Хоэншвангау прошли годы юности будущего короля Людвига II. До 18 лет он жил в родительском имении, но и тогда отличался любовью к уединению. В год своего совершеннолетия Людвиг II приступил к строительству нового королевского дворца. Для своей резиденции он подобрал уединенное место по соседству, на отвесной скале.


В 1868 году рабочие начали готовить площадку для будущего дворца. С помощью подрывных работ предполагалось снести вершину скалы и подготовить небольшое плато. После расчистки территории, завершения дорожных работ и прокладки водопровода был заложен фундамент Нойшванштайна.

Король поставил перед строителями очень сложную задачу. Он хотел, чтобы замок был построен в кратчайшие сроки. Строителям пришлось работать не только днем, но и ночью, чтобы успеть выполнить приказ правителя. Задача усложнялась непростым расположением и сложностью доставки строительных материалов.

Для строительства понадобилось почти 500 тонн цемента, несколько тысяч вагонеток песчаника и 200 тонн извести. Доставить материалы на такую высоту можно было с помощью крана у западной стороны скалы.

К 1873 году были закончены крепостные стены и ворота, а также первые три этажа замка. Спустя еще десять лет завершились почти все строительные и часть отделочных работ. С весны 1884 г. Людвиг II смог поселиться в личных покоях, где и проводил большую часть времени. Увы, но наслаждаться новой обителью ему оставалось только два года. В 1886 г. король был признан душевнобольным и переведен в лечебницу. Спустя короткое время он загадочным образом скончался.

Немецкий замок нойшванштайн

До смерти Людвига II замок не был достроен. Оставались незавершенными западная терраса, купальни и башни замковой церкви. Завершен Нойшванштайн был только в 1891 г. Хотя нелюдимый король искал в этих стенах уединение, сегодня замок считается наиболее многолюдной достопримечательностью Баварии.

Архитектура


Окрестности замка поражают своей красотой. Само строение расположено на фоне неприступных Альп, на высоком холме, густо покрытом растительностью. Дорога к замку довольно извилиста и заканчивается дворцовыми воротами с высокими башнями. Врата стали не меньшей достопримечательностью, чем сам дворец. Они выполнены из красного кирпича, что контрастирует с белоснежными стенами Нойшванштайна.

Немецкий замок нойшванштайн

Сводчатый проход главных ворот приводит посетителей в Нижний двор. Чтобы попасть в Верхний двор, следует подняться по лестнице в Квадратной башне. На территории внутреннего двора разбит очень красивый сад с искусственной пещерой.

По периметру Верхнего двора расположены основные постройки замка. С двух сторон находятся Палата рыцарей и Женская башня. По центру расположен сам дворец. Здание высотой в пять этажей благодаря остроконечным башням вытянуто до самого неба и кажется бесконечным. Декоративные элементы отделаны Зальбургским мрамором. Многочисленные резные окошки и балконы на белоснежных стенах подчеркивают сказочность образа Нойшванштайна.

Немецкий замок нойшванштайн

Удивительные интерьеры замка


В оформлении Нойшванштайна трудно угадать единый стиль. Здесь встречаются мавританские, готические и барочные составляющие. Внутреннее убранство дворца напоминает яркие сказочные декорации. Мастера очень тщательно прорабатывали каждую деталь. Например, спальня Людвига II поражает великолепной резьбой по дереву. Только кровать пятнадцать резчиков мастерили три года. Огромные и очень яркие гобелены на стенах пронизаны сказочными мотивами легенды о Тристане и Изольде.

Тронный зал является самым большим и светлым помещением. Трон в нем так и не был установлен. Подготовлено лишь возвышение, куда его следовало поставить. В зале выделено два яруса, по периметру расположены ряды колон. Все поверхности покрыты яркой мозаикой и отливают сочными красками. Особого внимания заслуживает напольная кладка. Потолок и стены украшают библейские образы. Они должны были подчеркнуть связь короля с Богом.

Немецкий замок нойшванштайн

Не меньшее восхищение вызывает Большой салон. В нем прослеживаются мотивы «Лебединого озера». Людвиг II, впечатленный музыкой Вагнера, видел себя в роли одного из героев этого произведения. Для концертов и выступлений был предусмотрен Зал певцов, однако королю так и не пришлось насладиться музыкой в этом помещении. Первый концерт был дан здесь уже после его смерти. Начиная с 1933 года в стенах Нойшванштайна проходит часть выступлений Вагнеровского фестиваля. Потолок зала украшают резные деревянные панели с зодиакальными узорами. Стены и певческая аркада испещрены замысловатым орнаментом.


Рабочий кабинет выполнен с особой помпезностью и строгостью. Огромный стол покрыт зеленым сукном с золотой вышивкой. Такие же тона присутствуют на шторах. Канцелярские принадлежности короля выполнены из золота и слоновой кости с инкрустацией драгоценными камнями. В кабинете за небольшой ширмой оборудована маленькая молельня. Людвиг был очень набожным и уделял молитве значительную часть своего времени.

Немецкий замок нойшванштайн

Экскурсии

Посетить Нойшванштайн можно только в составе экскурсионных групп, которые отправляются к нему ежедневно, кроме Рождества и Нового года. Режим работы замка следующий:

  • 9:00-18:00 (апрель-октябрь);
  • 10:00-16:00 (ноябрь-март).

Экскурсии в замке гиды проводят по-английски и по-немецки, они длятся около получаса. По желанию посетители могут воспользоваться услугой аудиогид, в том числе на русском языке.

Стоимость полного билета на посещение Нойшванштайна составляет 23 евро. Для льготных категорий предусмотрены скидки. В билетные кассы выстраивается довольно большая очередь, а в послеобеденное время можно уже не попасть в замок в этот же день. Чтобы избежать неудобств, лучше бронировать билеты заранее на официальном сайте (www.neuschwanstein.de/).

Немецкий замок нойшванштайн

На территории замка запрещено проводить съемку, объемные сумки также придется оставить за воротами. По запросу бесплатно выдается схема помещений дворца, которая значительно облегчит путешествие по дворцу.

Как добраться


Ближайшим населенным пунктом к Нойшванштайну является город Фюссен. В нем расположен железнодорожный вокзал. Расстояние до него от Мюнхена составляет 130 км. По живописной дороге до Фюссена можно доехать на автомобиле. От этого населенного пункта до поселения Хоэншвангау регулярно курсируют автобусы. Они прибывают на удобную парковку между двумя замками, где также есть небольшой ресторан и билетные кассы.

От парковки до ворот замка можно дойти пешком за 20 минут или воспользоваться услугами извозчиков и доехать на микроавтобусе или повозке с лошадьми за 4 евро.

Источник: tepler.ru

История и описание замка

Нойшванштайн построен на руинах двух других замков. Король Людвиг II был основателем замка и принимал активное участие в постройке, поэтому замок оправдано считается его личным творением. Он переехал в ещё недостроенный замок и прожил там меньше полугода. По велению короля вечером во всех комнатах Нойшванштайна зажигали свечи, чтобы Людвиг мог наслаждаться видом своего замка, гуляя по тропинкам в округе. Достопримечательность достроили только после смерти короля.

«Нойшванштайн» переводится с немецкого языка как «новый лебединый утёс». Людвиг с самого детства обожал лебедей, поэтому не удивительно, что в замке всё обставлено в виде этих животных. В окрестностях расположен фонтан-лебедь, на стенах лебединые иллюстрации; даже такие мелочи, как подсвечники оформлены по подобию птицы.


Лебедь также был символом рода Швангау, из которого происходил отец Людвига. Не зря королю очень нравился персонаж Лебединого рыцаря у Вагнера, он с ранних лет мечтал о лебедином замке безграничной красоты.

Зал певцов – главный и центральный зал замка Нойшванштайн, вокруг которого и выстроена вся достопримечательность. С 1933 года там по обычаю устраивают концерты в честь великого композитора Рихарда Вагнера. В замке часто можно увидеть гобелены и композиции на стенах, иллюстрирующие оперы композитора. А в замке Хоэншвангау, неподалёку от Нойшванштайн, есть фортепиано Вагнера, сделанное из клёна.

Замок Нойшванштайн внутри
Фотография: замок Нойшванштайн внутри, один из залов

Билеты и цены

Есть три способа попасть в замок Нойшванштайн:

  1. Купить билеты у подножия замка
  2. Заранее приобрести билеты на официальном сайте
  3. Заказать экскурсию из Мюнхена

У подножия замка Нойшванштайн. Покупать билеты в кассах около Нойшванштайна не рекомендуется: во-первых, там всегда большие очереди (можно простоять полтора-два часа), а во-вторых, билеты привязаны к определенному времени и могут закончиться.

На официальном сайте. Если едете самостоятельно – покупайте билет в замок Нойшванштайн на официальном сайте. Но сайт не доступен на русском языке и, в целом, очень неудобен.

Цена взрослого билета в кассах и онлайн:

  • замок Нойшванштайн – 13€
  • замок Хоэншвангау – 13€
  • музей баварских королей – 11€

При покупке билета на официальном сайте дополнительно берется небольшая комиссия (1-2€).

Также есть возможность купить комбинированные билеты на посещение нескольких достопримечательностей из списка выше (выйдет немного дешевле).

Экскурсия. Хороший вариант – купить экскурсию с русскоязычным гидом из Мюнхена.

В этом случае не придется самостоятельно добираться до замка Нойшванштайн, что довольно удобно.

Можно заказать либо групповую экскурсию (дешевле), либо индивидуальную (проводится только для вашей группы).

Доступные варианты экскурсий можно посмотреть и забронировать на русском языке на сайтах Tripster и Sputnik8.

Подробнее обо всех способах попасть в замок читайте не странице Билеты →

Время работы

Замок Нойшванштайн открыт для посещения практически целый год в будни и выходные дни. Время работы замка меняется в зависимости от сезона:

  • летом (с апреля по 15 октября): 09:00-18:00
  • зимой (с 16 октября по март): 10:00-16:00

Замок закрыт для посещения в праздничные дни: 24-25 декабря (католическое Рождество), 31 декабря и 1 января (Новый год).

Большинство туристов посещают замок Нойшванштайн с июля по октябрь. Если вы хотите избежать огромных очередей у касс и отсутствия билетов на желаемое время, лучше приезжать не в разгар сезона.

Время работы касс

  • с 24 марта по 15 октября: ежедневно с 7:30 до 17:00
  • с 16 октября по 23 марта: ежедневно с 8.30 до 15.00

Расположение

Нойшванштайн расположен в 135 км от Мюнхена, неподалеку от городков Фюссен и Швангау.

Добраться до замка можно в несколько этапов (на поездах или автобусах):

аэропорт Мюнхена → Мюнхен → Фюссен → кассы → подъем к замку

Можно сделать проще:

  • заказать такси из Мюнхена (от 160 евро за машину)
  • арендовать авто и доехать самостоятельно
  • заказать экскурсию в Нойшваншайн на русском языке

Про все возможные варианты читайте на страницах Экскурсии → и Как добраться до замка →

Замок Нойшванштайн на карте Германии:

Правила посещения замка

В замке Нойшванштайн запрещено:

  • фотографировать и снимать видео внутри (для разрешения требуется согласование с администрацией и письменное разрешение на съёмку). Наружная съёмка в частных целях разрешена бесплатно
  • передвигаться на летальных аппаратах (территория достопримечательности находится возле заповедника)
  • въезжать на территорию замка на мотоцикле или велосипеде
  • вносить в замок детские коляски, автомобили, переноски, рюкзаки любых объёмов. Для этого имеются камеры хранения
  • брать с собой животных
  • курить
Замок Нойшванштайн зимой
Фото: так выглядит Нойшванштайн зимой

Советы

Несколько советов для туристов:

  1. Для посетителей без предварительного бронирования администрация замка советует приезжать в зимний период (с октября по июнь), так как в другое время замок переполнен туристами и к полудню часто билеты все раскуплены. В летний период замок посещают более 6000 туристов в сутки
  2. Приходить на место нужно в то время, которое указано на входном билете, или чуть раньше – иначе строгие немцы просто не пустят в музей. Примкнуть к группе после того, как началась экскурсия, невозможно. Билет лучше забрать из касс минимум за час до начала экскурсии.
  3. Билеты лучше всего бронировать онлайн. Вам придется заплатить комиссию, но зато сохраните время и не будете стоять длинную очередь у касс (в летнее время это может занять более полутора часов). Билеты, зарезервированные онлайн, также забираются в кассах, но для этого существует отдельная очередь, которая двигается достаточно быстро.
  4. Если покупать билет у замка, то можно столкнуться с проблемой свободных мест: экскурсии проводятся только в составе группы, а ближайшее место может быть через несколько часов.
  5. Лучшее посещать достопримечательность утром или после 14:00.
  6. После экскурсии можно зайти в магазин сувениров, посетить кафе или посмотреть 15-минутный фильм о замке. Всё это займёт не больше часа. Возле Нойшванштайна также можно пообедать в уютном ресторане.
  7. В несезонное время большинство ресторанов и кафе не работают, поэтому постарайтесь пообедать в отеле или взять еду в дорогу.
  8. Отправляться с Фюссена стоит не последним автобусом в 18.00, а раньше, так как есть вероятность «не влезть» в автобус.

Дополнительные сведения:

  • аудиогид всегда входит в цену билета
  • на всей территории замка работает бесплатный Wi-Fi

Что посмотреть рядом

Рядом с замком Нойшванштайн расположено несколько интересных достопримечательностей.

Если время позволяет, советуем запланировать их посещение на тот же день, либо остановиться в одном из отелей рядом с Нойшванштайном и осмотреть окрестности за несколько дней.

Замок Хоэншвангау, отстроенный отцом Людвига, стал домом для королевской семьи. Именно там король-романтик Людвиг II мечтал о создании лебединого замка. Внутри можно посетить шикарный банкетный зал, завораживающий своей красотой («зал рыцарей»). Он украшен иллюстрацией, на которой изображён лебединый рыцарь Лоэнгрин. По легенде он спас принцессу, заколдованную злой ведьмой, которая превратила девушку в лебедя.

Музей баварских королей находится недалеко от замков Нойшванштайн и Хоэншвангау. Там можно ознакомиться с коллекцией предметов (более 150 экспонатов), принадлежащих баварским королям. Это предметы интерьера, сервизы, ювелирные украшения, а также одежда и многое другое. Вся история королей запечатлелась в стенах этого музея.

Любого туриста заинтересует прогулка по извилистым скалистым дорожкам долины Альгой. Шикарные виды на замки и музей, находящиеся в заповеднике, вызывают чувство уединения с природой. Также вблизи есть озёра Альпзее, Форггензее и Шванзее. Альпзее считается самым чистым озером во всей Германии.

И как же без фотографии, сделанной с моста Мариенбрюке, на фоне великолепного замка Нойшванштайн? Туристы считают за правило сфотографироваться именно с этого ракурса.

вид с замка Нойшванштайн
Фото: вид на озеро Альпзее и замок Хоэншвангау (справа)

В трёх километрах от замков расположен город Фюссен. Там можно расположиться в отеле, если вы решили выделить на этот регион Баварии несколько дней, и посетить ещё несколько достопримечательностей.

  • Замок Фалькенштайн. Построен в 13 столетии. В этом месте пересекались владения трёх властных лордов, которые без конца воевали между собой. Именно поэтому замок расположен вдали от людей и дорог. Спустя время лорды разрушили замок, а король Людвиг II заинтересовался местностью и начал отстраивать небольшой замок. Вскоре из-за смерти короля стройка была остановлена. В наши дни там построили отель и смотровую площадку.
  • Замок Хоэнфрейберг. Руины этого замка завораживают. Он сполна выполнил свою оборонительную функцию, частично сохранившись. Его много раз пытались достроить разные владельцы, но так и не завершили работы. Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на руины других замков и природные красоты.
  • Замок Хоэ Шлесс. Любителям искусства будет вдвойне интересно, так как замок оформлен старинными фресками, арками, резьбой. На первом этаже галерея живописи, где постоянно устраивают выставки местные художники. Также стоит заглянуть в музейные залы, часовню, подземелье и башни замка.
  • Монастырь Святого Манга. В 9 веке в лесу поблизости поселился отшельник Манг. У него быстро образовалась группа последователей, и местные власти разрешили построить монастырь. Строение выполнено в стиле барокко и великолепно сохранилось внутри и снаружи до сегодняшних дней. В монастыре также находится музей скрипок, ведь изготовление данного музыкального инструмента издавна считалось ремеслом Фюссена.

Посмотреть список экскурсий в Нойшванштайн →

Источник: noishvanshtain.ru

Замок Нойшванштайн (нем. Schloß Neuschwanstein, буквально: «Новый лебединый утес») — замок XIX века около городка Фюссен и Замка Хоэншвангау в юго-западной Баварии, недалеко от австрийской границы.

Как мы уже знаем, Людвиг II начал возведение трех дворцов – Нойшванштайн, Херренкимзее и Линдерхоф, однако до конца был достроен при его жизни лишь Линдерхоф. Стоит отметить  то, что Нойшванштайн называют “замком” напрасно, по факту он никогда им не был, поскольку он никогда не имел оборонного значения. Нойшванштайн – каприз короля, увлеченного музыкой Вагнера и построившего для своего любимого композитора этот замок-дворец в духе его произведений, для которых замок служит некой иллюстрацией или театральной сценой.

Немецкий замок нойшванштайн
Кликабельно 5000 рх , панорама

“Я решил перестроить старый замок. Архитектурный стиль его будет воспроизводить первозданные германские рыцарские замки. Расположение его — одно из самых прекрасных, которое можно найти. Замок будет священным и неприступным. Певческий зал, откуда открывается общий вид на замок, напомнит Вам сагу о Тангейзере, а внутренний двор и часовня — песню о Лоэнгрине. Это сооружение будет более величественным, чем нижний замок Хоэншвангау. Здесь мы будем чувствовать божественное дыхание небес”, – так напишет король Баварии Людвиг II Рихарду Вагнеру о идее строительства Нойшванштайна.

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Людвиг II решил возводить свой первый замок в родных ему с детства местах, на вершине скалы по соседству с Хоэншвангау. Всего на этой территории находилось четыре крепости, которые защищали дорогу на Тироль. Лучше всего из них сохранился замок Шванштайн, который был перестроен Максимилианом II в Хоэншвангау. Далее на запад располагались развалины Фрауэнштайн, которые Максимилиан решил сохранить в неприкосновенности как памятник. Еще два замка – Фордерхоэншвангау и Хиндерхоэншвангау – оставались лежать в руинах на востоке от Хоэншвангау. Это место Людвиг называл “скалой юности” . Первоначально Людвиг планировал типичную для XIX века реставрацию обоих замков в стиле XII-XIII в., основываясь на опыте Хоэншвангау. Первые эскизы Нового Швангау значительно отличались от финального варианта замка. Проекты предполагали объединение двух замков в единый ансамбль. Фордершвангау в этом случае становился главной башней замка, а Хинтершвангау преобразовывался в основное здание. Однако ряд обстоятельств изменил изначальную задумку.

Немецкий замок нойшванштайн
Людвиг II

Для создания проекта будущего замка Людвиг II приглашает архитектора Эдуарда Риделя, который ранее перестраивал замок Берг для отца Людвига. Также в разработке внешнего вида Нойшванштайна участвует театральный художник Христиан Янк, который воплощает задумки Риделя в живописной и графической форме, чтобы предоставить заказчику наиболее полное впечатление о проекте. Янк считался специалистом по средневековым крепостям, после того как создал для бала Художественного союза “Юнг-Мюнхен” декорацию “крепости на Рейне”, выполненную в романтическом ключе . Для создания плана Нойшванштайна Ридель и Янк, также как и Людвиг, отправлялись в Вартбург за вдохновением. Янк предоставил несколько эскизов будущего замка. первые из них демонстрировали стремление к фанатическим и готическим формам, однако после редакции короля они приобрели более спокойные романские очертания.

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Работа над будущим шедевром архитектуры началась летом 1868 года. Для того, чтобы заложить фундамент понадобилось взорвать около восьми метров скалы. В июне 1869 года закончили прокладывать подъездную дорогу. Первый камень был заложен 5 сентября 1869 года вместе с планом строительства, портретами короля Людвига II и монетами эпохи его правления.

При возведении замка использовались самые современные на то время технологии. В строительстве была задействована передовая техника. Например, чтобы облегчить транспортировку материалов на строительную площадку, в западной ее части был построен паровой кран. Для тех же целей использовались локомобили – передвижные паровые двигатели, прототипы автомобилей . За них отвечала “Баварская ревизионная комиссия по паровым котлам”. Кроме того, последние достижения техники были установлены и в самом здании, будучи невидимыми для зрителя. Среди них – водопровод, проведенный на каждом этаже, центральное паровое отопление, электрическая система телефонов и т.д. Все это функционировало еще при жизни Людвига II, и обеспечивало комфортное пребывание короля в замке.

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Трудно себе представить, с какими проблемами тогда приходилось сталкиваться и какое количество стройматериала требовалось. Один только производитель цемента, Якоб Ланг из Шонгау, поставил в 1872 году не менее 9000 центнеров цемента. В том же году фирма «Унхох» поставила 184500 литров извести. На 1879/80гг. существует статистика по использованию строительного материала: 9300 центнеров мрамора из Зальцбурга, 91000 центнеров нюртингского песчанника, 400000 кирпичей, 3600 кубометров песка, 12000 центнеров цемента, 1000 центнеров древестного угля, 2050 кубометров досок (на леса). Песчаник для портала и эркера был привезён из Нюртингена земли Вюртемберг. Для окон, выступов свода, колонн и капителей применялся мрамор из-под Зальцбурга. Огромное количество стройматериала поднимали с западной стороны здания в вагонетках с помощью крана, работающего на паровой тяге. Их доставляли и устанавливали в нужном месте с помощью специальной системы подъёмных блоков. Строительные машины уже тогда ежегодно проверялись на безопасность и надёжность «Баварской ревизионной комиссией по паровым котлам», из которой вышло сегодняшнее Объединение технического надзора (TUV). В 1880 году на стройке было занято 209 плотников, каменотёсов и подсобных рабочих.

После смерти короля(в 1886 году) все строительные работы были приостановлены. Третий этаж замка и рыцарское помещение не были достроены. Главная башня замка с церковью, высотой 90 м, которая должна была возвышаться над всеми строениями, не была построена вообще. Не была закончена и западная терраса, которая должна была вести к незаконченной купальне.

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Когда был заложен первый камень в основание замка, королевство Бавария уже потеряло свой суверенитет, и фантазия молодого короля находила утешение оскорбленному самолюбию в видениях фантастического нового царства, где Людвиг являлся стопроцентным сувереном. Замок-мечту возводили, как воплощение грез монарха, поэтому даже главным архитектором был назначен мюнхенский театральный художник Кристиан Янк.

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Король с юношеской страстью целиком и полностью отдался строительству. Несмотря на это, возведение замка продвигалось далеко не с такой скоростью, как виделось баварскому мечтателю. Дело в том, что соорудить в гористой альпийской местности столь сложное в архитектурном и коммуникационном плане строение являлось весьма непростой задачей. Люди трудились день и ночь, но все равно не успевали за полетом фантазии правителя, который, к тому же, постоянно пересматривал проект, в угоду вновь посетившим его видениям. В результате, например, достаточно скромное помещение для приемов, превратилось в помпезный Тронный зал.

Немецкий замок нойшванштайн

Полностью погрузившись в мир своих сладостных грез, Людвиг все больше и больше утрачивал связь с действительностью. Руководство баварскими землями было пущено на самотек, король все чаще совершал необдуманные и необъяснимые, с точки зрения здравого смысла, поступки, что привело в результате к закономерным и плачевным для государя последствиям. В 1886 году, после психиатрического обследования, король был объявлен сумасшедшим. В скором времени, при загадочных обстоятельствах во время катания на лодке в озере Старнберг, низложенный монарх вместе со сделавшим заключение о его недееспособности психиатром, утонули. Как говорится, концы в воду.

Немецкий замок нойшванштайн

Строительство Нойшванштайна в то время было в самом разгаре. Мастера приступили к возведению донжона – главной замковой башни. После кончины Людвига, стройка века была спешно свернута, и уже через семь недель после смерти, замок был открыт для посещения. Впрочем, вялотекущее строительство продолжалось чуть ли ни до начала 20 века. В 1891 году грандиозный романтический проект был наконец-то объявлен законченным и сразу приобрел статус национального достояния.

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн
Кликабельно

Немецкий замок нойшванштайн

Замок Нойшванштайн представляет собой симбиоз трех различных, в плане использования, частей: это центральное строение замка – Палас и отходящие от него крылья. Левое носит название Kemenate Building (вход в замок), правое – Дом рыцарей. Внутреннее убранство грандиозного здания выполнено в невероятном смешении и многообразии стилей, принадлежащих к различным временным эпохам. В помещениях соседствуют мавританские, готические и, одновременно, барочные элементы, но ощущения безвкусной эклектической мешанины, как ни странно, не возникает. Вызывают, пожалуй, даже эстетическое восхищение колонны-сталактиты искусственного грота, вписанного в общую архитектуру сооружения, декадентский декор византийского стиля Тронного зала, в котором трон так и не был никогда установлен, изысканное и в то же время достаточно мощное освещение певческого зала – своеобразного замкового театра, предназначенного для постановок романтических произведений Вагнера. Всего замок насчитывает около 360 комнат и залов, но поскольку строительство в полном объеме так и не было закончено, окончательная отделка проводилась только в некоторых из них.


Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Поражает внутреннее убранство уже упоминавшегося Зала Певцов, стены которого отделаны фресками на мотивы оперы любимого композитора Людвига II — Вагнера, «Тангейзер». Центральная, самая большая фреска увековечила рыцаря Парсифаля в тот момент, когда он впервые увидел Священный Грааль. Роскошный узорчатый потолок зала отделан деревянными панелями с изображениями знаков Зодиака на них. И потолок, и стены, и Певческая аркада сооружения украшены также богатой орнаментальной росписью. В настоящее время в Зале певцов проводятся концерты классической музыки. Этот зал занимает весь четвертый этаж пятиэтажного Паласа.

Немецкий замок нойшванштайн

Прямо под ним, на третьем этаже, расположилось искусственное вкрапление рукотворной дикой природы, которое должно было вызывать удивление у посетителей – находившаяся внутри замка пещера со сталактитами и сталагмитами. Изначально, для оживления интерьера и придания большего сходства с природой, здесь бил настоящий каскад воды. В наше время система подачи воды то ли сломалась, то ли отключена, никаких фонтанов либо водопадов в гроте больше нет.

Немецкий замок нойшванштайн

Еще одними, оставляющими богатые впечатления у туристов, помещениями третьего этажа являются спальня и личная молельня короля. Обе они выполнены в готическом стиле, а в спальне разместилась, пожалуй, самая главная достопримечательность замка – резная кровать владельца апартаментов. Для того чтобы представить себе ее роскошь и великолепие узорной росписи, достаточно сказать, что над изготовлением этого сооружения без отдыха трудились 14 резчиков по дереву в течение 4,5 лет. Стены спальни увешаны картинами на тему жизни Тристана и Изольды – легендарных влюбленных из средневековых европейских легенд. Существует и одноименная опера Рихарда Вагнера, в свое время произведшая большое впечатление на романтическую душу Людвига.

Персональная молельня короля примыкает к его спальне. Она посвящена ангелу-хранителю хозяина – причисленному к лику святых французскому королю Людовику Святому, в честь которого баварский монарх и был назван. Обращает на себя внимание врезанный в разрисованный стрельчатый свод, богато украшенный створчатый алтарь.

Немецкий замок нойшванштайн

Тронный зал Нойшванштайна выполнен архитекторами Эдуардом Илле и Юлиусом Гофманом в стиле византийской пресыщенной роскоши. Длинные ряды колонн идут через весь двухъярусный зал с украшениями из имитации порфира и лазурита. Заканчивается помещение полукруглой позолоченной апсидой – местом расположения королевского трона. Девять мраморных ступеней ведут к подножию помоста, на котором трон, украшенный золотом и слоновой костью, и должен был располагаться. История распорядилась иначе – монарх умер прежде, чем символ власти был изготовлен и установлен в предназначенном ему месте.

Купол апсиды украшен росписями на теологические темы. Здесь изображен Иисус Христос в окружении богоматери Марии и апостола Иоанна, а ниже расположились фигуры королей, причисленных к лику святых, среди которых уже упоминавшийся небесный покровитель Людвига – Людовик Французский. Дополняет интерьер величественная люстра, выполненная в виде византийской короны. Люстра сделана из позолоченной меди, рассчитана на 96 свечей и весит почти 2 тонны – 18 центнеров.


Немецкий замок нойшванштайн

Еще одним полностью достроенным сооружением замка стала расположенная на первом этаже королевская кухня. Несмотря на стилизацию под средневековье, замок был инженирован по последнему слову технологий 19в. Здесь были смонтированы великолепные системы водоснабжения и водоотведения, а система воздушного обогрева была для своего времени передовой. Вода для замковых нужд доставлялась из расположенного двумястами метрами выше источника, и поступала в помещения, как в знаменитых фонтанах Петродворца, самотеком, используя принцип сообщающихся сосудов. Возвращаясь к кухне, следует отметить, что сюда вода не просто подавалась, а подразделялась на холодную и горячую. Кухня снабжена не только плитами, печами и жаровнями для приготовления пищи, но и специально сконструированным механизмом, функцией которого была подача приготовленных блюд в королевскую столовую, дабы не отвлекать Его величество мельтешением слуг от возвышенных дум. Сама столовая декорирована дубовыми панелями, по стенам развешаны картины художников Фердинанда Рилоти и Иосифа Айгнера, изображающими сцены легендарного песенного состязания миннезингеров в Вартбурге 1207 года.

Немецкий замок нойшванштайн
Кликабельно 1600 рх

Архитекторам Нойшванштайна великолепно удалось выполнить один из краеугольных задач архитектуры – привязать сооружение к окружающей местности, вписать отдельно стоящий замок в природу верхней Баварии. Возвышающийся на одинокой скале с крутыми склонами, Neuschwanstein выглядит тем, чем и должен казаться – неприступным средневековым оборонительным сооружением. Из окон замка открывается невероятно живописный вид на долину Хоэншвангау, который Людвиг планировал улучшить, выстроив выше в горах еще один псевдостаринный замок, предназначением которого было сделать вид из Нойшванштайна еще более живописным. К сожалению, этим планам не суждено было сбыться.

Внутренний двор замка представляет собой великолепный парк местной растительности, где для увеселения гостей сделана даже искусственная пещера.


Немецкий замок нойшванштайн

Neuschwanstein стал местом публичного посещения и достопримечательностью Баварии еще в 19 веке. С тех пор поток туристов в строение, предназначавшееся по замыслу заказчика для уединенных мечтаний и бегства от реалий мира, год от года становится все больше и больше. Ежегодно замок посещают более 1,3 миллиона туристов. По этому показателю «Лебединый камень» уступает только парижской Эйфелевой башне. Особенно велик приток посетителей в летнее время, когда через спальню мечтателя-одиночки проходит около 6000 посетителей в день.

Труднодоступность и уединенное месторасположение сделали Нойшванштайн привлекательным для утилитарного его использования гитлеровской Германией. Здесь в конце второй мировой войны располагались золотые запасы Рейхсбанка, позже исчезнувшие в неизвестном направлении. Здесь же хранилась личная коллекция драгоценностей, произведений искусства и мебели, отобранных Адольфом Гитлером из общей массы ценностей, вывезенных захватчиками из Европы.

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Небезынтересно, что именно облик Нойшванштайна вдохновил Уолта Диснея на создание местожительства «Спящей красавицы» — Сказочного королевства из одноименного мультфильма. Поэтому внешний вид самого знаменитого замка Баварии хорошо знаком даже самым маленьким россиянам, никогда на землях Германии не бывавших – центральным изображением заставки «Часа Диснея» на нашем телевидении служит Neuschwanstein.

Правительство Германии внимательно относится к текущему состоянию национального достояния. В конце 20 века из государственного бюджета было истрачено свыше 11 миллионов евро на масштабную реконструкцию. Реставрационные работы, кстати, не прекращаются до сих пор – туристы регулярно обозревают ту или иную часть замка в строительных лесах. Но это, разумеется, не может никому испортить впечатления от посещения самой значимой достопримечательности этих мест – замка Нойшванштайн.

Немецкий замок нойшванштайн

В настоящее время замок является музеем. Посещение возможно только в составе группы (при этом выдаются автоматические аудиогиды на различных языках, включая русский). Для посещения замка необходимо купить билет в билетном центре (желаемое время можно согласовать на сайте центра) и подняться к замку на автобусе, а также пешком или на конной упряжке. Единственный человек, который "проживает" в замке на данный момент и является его хранителем, — это сторож.

Немецкий замок нойшванштайн

«Я хочу остаться в памяти людей как вечная тайна….» говорил король, так и произошло,
после его загадочной смерти люди слагали легенды. И сейчас нет полной информации о смерти
короля, известно, что нашли два тела на берегу реки — короля и его лечащего врача.

Принц Людвиг родился в тот день, когда на престол взошел Луи IX, король Франции, основатель Дома Бурбон. Крестным Людвига II был Луи XVI, эти дружеские отношения сохранялись на протяжение всей жизни короля Баварии Людвига II. Когда принцу было 16 лет, в его жизни произошло событие определившее его судьбу, в 1861 году он присутствовал на опере Вагнера «Лоэнгрин». Музыка Вагнера потрясла его, с тех пор он стал страстным поклонником Вагнера и коллекционером его произведений. После его коронации, он устроил встречу с Вагнером. В Мюнхине не любили Вагнера за его революционное прошлое и под давлением народа Людвиг был вынужден попросить Вагнера покинуть Мюнхен, но их дружба на этом не закончилась.

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн
Кликабельно

В 1869 году Людвиг заложил первый камень на месте старинной крепости на склонах Альп. Баварский замок Нойшванштайн был построен в виде средневекового замка с крепостной стеной, башнями и переходами и очень красиво смотрелся на фоне парка. Его строительство заняло 17 лет, но так и не было завершено. По злой иронии судьбы в этом романтическом замке Людвиг II пережил самое большое унижение в своей жизни. В 1886 году он потерпел огромное разочарование в своей жизни-война с Пруссией не принесла желающих результатов, а только громадные потери и долги.

Безудержное строительство и уходившие на него средства не способствовали популярности некогда обожаемого монарха. Он всадил в свои проекты собственный годовой доход в 5,5 миллионов марок и глубоко залез в государственный карман. К моменту смерти Людвига его долг государству составлял 21 миллион марок. Богатство страны, нажитое за 800 лет многими поколениями баварских монархов, было пущено на ветер за какие-нибудь 20 лет.

В результате заговора, Людвиг был признан недееспособным, власть отошла в бразды правления его дяди Лютпольду. Сам король отказывался признать свою недееспособность, основываясь на том, что врач сделавший такое заключение никогда и не был его лечащим врачом. Людвиг II был доставлен в Бергский дворец, где на следующий день был обнаружен мертвым на озере Старнберг при загадочных обстоятельствах, вместе с лечащим врачом, сделавшим заключение о его недееспособности.


Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн
Кликабельно 1920 рх

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Explorations of Beauty and Decay

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

Немецкий замок нойшванштайн

По традиции заканчиваем нашу экскурсию виртуальным путешествием к замку. Нажимайте на картинку и попадайте прямо в Германию !

Источник: masterok.livejournal.com

25 августа 1845 года родился «король-сказка» Людвиг Баварский. Рождение, необыкновенная жизнь самого известного короля Европы и в особенности его таинственная смерть до сих пор остаются загадкой- Людвиг II Отто Фридрих Вильгельм Баварский.
Для современников король Людвиг был чужой, странный, непонятный, необыкновенный, чужак.
«Я загадка. И хочу остаться вечной загадкой. Для себя и для других», – говорил Людвиг.
Так в чём же загадка короля Людвига Баварского?
Вокруг жизни Людвига II Баварского так много мифов, что уже трудно разобраться, где правда, а где вымысел. Он сам сложил о себе сказку, загадку, которую до сих пор разгадывают.

Сведения о «сказочном короле», как называли Людвига баварцы, крайне противоречивые, также как и свидетельства о его таинственной смерти.
Его отец – кронпринц Максимилиан (будущий король Баварии Максимилиан II) и мать – прусская кронпринцесса Мария, дочь принца Фридриха Вильгельма Карла, скрывали факт рождения наследника несколько дней. Почему же?

Людвиг родился в Мюнхене 25 августа 1845 года. Своё детство он провёл в замке родителей Хоэшвангау ("Лебедином замке") – летней и охотничьей резиденции Виттельсбахов. По преданию, династия Виттельсбахов, к которой принадлежал Людвиг II, берёт начало от средневековых рыцарей, замок которых располагался у "Лебединого озера" – Шванзее.

Исторический замок Гогеншвангау был построен в XII веке между двух горных озер – Шванзее (Лебединое озеро) и Альпензее (Альпийское озеро). Замок сильно пострадал во время наполеоновских войн 1800-1809 годов; от него остались руины. Романтически настроенный принц Максимилиан купил руины замка и в 1832-1836 годах построил свою летнюю резиденцию Хоэшвангау.

Стены замка, в котором жил юный Людвиг, украшали сцены из средневековых легенд, в том числе и сказание о лебедином рыцаре Лоэнгрине.
В средние века баварские менестрели воспевали подвиги «Лебединых рыцарей», совершённые в этих краях во славу Святого Грааля – чаши, в которую была собрана кровь Спасителя.

Вольфрам фон Эшенбах в романе «Парцифаль» рассказывает о скрытом от всех смертных замке в Альпах по имени Монсальват, где будто бы хранится Чаша Грааля — священный сосуд, содержащий несколько капель крови Христа. Мечтал её добыть и английский король Ричард Львиное Сердце. Хранителем чаши был Парцифаль – отец Лоэнгрина. На лодке, влекомой Белым Лебедем по лебединому озеру, Лоэнгрин приплывает на помощь Эльзе, герцогине фон Брабант. Он спасает её, но просит никогда не спрашивать его имя. Когда Эльза однажды нарушает запрет, Лоэнгрин должен вернуться к Святому Граалю.

Людвиг очень часто представлял себя на месте сказочных персонажей. Но особенно будоражил его воображение лебединый рыцарь Лоэнгрин.

Людвиг на озере подолгу любовался белыми лебедями, которые увлекали его в царство Грааля.
Белый лебедь – символ верности и чистоты. В Англии он считается королевской птицей и находится под покровительством монарха.
О белом лебеде как всечеловеческом архетипе свидетельствуют древнейшие предания.
В индуистских Ведах лебедь олицетворяет великую душу, которая живя в мире, остаётся независимой от мира сего. А лебедь, увенчанный золотой короной, — царственного помазанника, уводящего в миры неизречённых блаженств.
В ирландском архетипе лебедь — символ вечного девства. В ирландской саге два героя спасаются от армии жестокого короля и превращаются в лебедей. Они летят в мир Горний, где их встречает прекрасная Царь-Лебедь — Божество чистой любви.

В отличие от своего эксцентричного младшего брата Отто, Людвиг по психологическому типу был интровертом – погружённым в себя мечтателем. Он мог часами разглядывать картины на стенах, представляя себя участником мифологических сюжетов.

Родители не уделяли внимания детям. Со стороны отца воспитание сводилось лишь к наказаниям. Он лично сёк детей. Поэтому юный мечтательный Людвиг искал убежище в романтическом мире сказок.
Возможно, в детстве Людвига перекормили сказками, которые ему рассказывал сам Ганс-Христиан Андерсен, специально приглашаемый для этого родителями.

Людвиг с детства любил театр, участвовал в домашних спектаклях. Ещё в ранней юности Людвиг проявлял большой архитектурный талант. Будущий король обладал романтическим и мечтательным складом характера, обожал музыку, природу и поэзию, и совершенно не готовился к управлению страной.

Когда Людвигу было шестнадцать лет, в его жизни произошло событие, во многом определившее его судьбу. 2 февраля 1861 года он присутствовал на представлении оперы знаменитого немецкого композитора Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». Музыка Вагнера потрясла юного Людвига, и с той поры он стал страстным поклонником композитора.

10 марта 1864 года умер король Максимилиан. В тот же день королём Баварии был объявлен 18-летний Людвиг. 11 марта в 10 часов утра в зале заседаний Государственного совета Людвиг принёс клятву на конституции Баварии. Юный король был одержим своей миссией и идеей святого царства Божией Милости. В тронной речи Людвиг сказал: «Я всегда буду делать всё, что в моих силах, чтобы принести моему народу счастье».

Людвига называли самым красивым королём Европы. Он был писаным красавцем ростом 1 м 91 см, с пышными тёмно-каштановыми вьющимися волосами и огромными мечтательными глазами. Современников поражали своим необыкновенным выражением глаза Людвига. Их цвет менялся от светло-голубого до чёрного в зависимости от расположения духа короля.
«Это страстные глаза Адониса», — говорил дед юного короля Людвиг I.
А знаменитый французский психиатр Morel видел в них иное: «это глаза, в которых горит будущее сумасшествие».

Женщины души не чаяли в молодом красавце. Но Людвиг всю жизнь был влюблён только в одну женщину – в свою кузину, австрийскую императрицу Елизавету, более известную под именем Сисси.

Её считали самой красивой женщиной тогдашней Европы. Но жениться на ней Людвиг не мог.

Да, всё могут короли. И судьбы всей земли вершат они порой. Но что ни говори, жениться по любви не может ни один король!

Людвиг и Сисси были похожи не только внешне, но и внутренне. Сисси вроде бы даже любила Людвига. Однако она не смогла отказаться от австрийской короны. «У людей нашей профессии не бывает истории. Мы декоративные лица. Потом нас быстро забывают, если только мы не сможем придать себе кое-какой значимости, уйдя из жизни добровольно».

Под влиянием Сисси Людвиг принял спонтанное решение о помолвке с её младшей сестрой Софией Шарлоттой. «Ты докажешь всем, что человеком и королём можно стать, только делая добро и оставаясь чистым».

Людвиг называл свою невесту Эльзой по имени героини легенд о Лоэнгрине, однако при этом не чувствовал себя влюблённым Лоэнгрином.
Однажды Людвиг, будучи женихом Софии Шарлотты, хотел доставить ей неожиданное удовольствие. Он набрал хор странствующих музыкантов и направился в замок невесты, чтобы врасплох исполнить серенаду. Каково же было его возмущение, когда жених увидел, как его возлюбленная играет локонами своего аббата. Они были спасены подоспевшими охотниками. София была возвращена отцу. Она заявила, что Людвиг одержим галлюцинациями.
София Шарлотта

Людвиг всё время откладывал момент свадьбы, к которой всё уже было готово. Разгневанный отец невесты поставил ультиматум: если король не согласен жениться на его дочери 28 ноября, то он расторгнет эту помолвку. Людвиг с радостью ухватился за этот предлог. «Твой жестокий отец разлучил нас», – написал он невесте. После чего с облегчением выбросил бюст Софии в окно.

Разрыв помолвки ошеломил не только родителей Софии, но и родню Людвига и высшую знать. Елизавета Австрийская писала матери: «Я рада только тому, что София это так воспринимает, счастливой, видит Бог, с таким человеком она бы не стала».

Однако никто не догадывался, что спустя три дня после помолвки с королём Людвигом Софи влюбилась в коммерсанта Эдгара Ханфштенгля и тайно встречалась с ним во дворце Пель.
«Я не люблю Людвига, но я не хочу, чтобы он об этом узнал». Она хотела стать королевой, и при этом иметь любовника-простолюдина. Это очень убедительно показано в фильме «Софи – страстная принцесса».

«За любовь нужно бороться. Потому что всё скоротечно словно трава. И даже человек. Он появляется словно цветок в степи. Вдруг налетает ветер, и его уже нет. И там, где был цветок, не остаётся ни следа. И только в любви мы обретаем бессмертие».
После расторжения помолвки, Людвиг писал Рихарду Вагнеру, что чувствует себя выздоровевшим от смертельно опасной болезни.
С тех пор Людвиг отказывался от всех навязываемых ему браков и возненавидел всех женщин.
Одной знаменитой актрисе Людвиг приказал читать ему вслух. Эти чтения происходили в спальне короля денно и нощно. Король лежал в постели, а красивая чтица сидела рядом на кресле. Однажды актриса, увлёкшись чтением, во время декламации присела на край кровати короля. Это вызвало страшный гнев Людвига. В 24 часа она была выслана из Баварии за оскорбление величества, несмотря на то, что являлась любимицей Мюнхена.
Однажды, прогуливаясь по парку, Людвиг встретил жену своего секретаря. На следующий день он заявил секретарю: «Я видел лицо вашей жены». Секретарь стоял в недоумении. «Я видел лицо вашей жены», — резко повторил король. Секретарь поспешил заявить, что впредь эта неосторожность не повторится.
Единственная женщина, которую Людвиг II выносил и даже ласкал, была принцесса Гизела, жена принца Леопольда (дяди Людвига). По своим странностям и эксцентричности принцесса Гизела не только походила на Людвига II, но даже превосходила его. Поэтому неудивительно, что король был милостив к человеку, который его понимал.

С матерью у Людвига также никогда не было тёплых отношений, ни в детстве, ни в зрелом возрасте. С годами он даже возненавидел мать и называл её не иначе как «вдова моего предшественника».

После вступления на престол юный король с усердием выполнял свои обязанности государя. Почти каждую неделю Людвига приглашали участвовать в заседании совета министров Баварии. Людвиг старался, но правил неумело. Вскоре ему надоела политическая жизнь. Он возненавидел это сборище лицемеров и ничтожеств.
Известный теолог того времени Игнац фон Деллингер писал: «Наш король постоянно живёт в мире фантазий, поэзии, музыки, драмы. Он ничего не хочет знать о прозе жизни».

С большим желанием Людвиг занялся вопросами культуры. Он считал, что в развитии искусства заложен мощный импульс развития всего государства.
Первым делом он пригласил к себе в Мюнхен Рихарда Вагнера. Людвиг писал Вагнеру: «С самого раннего детства вы были, не подозревая о том, единственной моей отрадой, наставником и учителем, лучшим другом, который беседовал с моим сердцем».

4 мая 1864 года Людвиг лично познакомился со своим кумиром. Когда они встретились, Людвиг опустился перед Вагнером на колени.
Молодой король буквально спас композитора от долговой тюрьмы. Людвиг предоставил в распоряжение Вагнера свою загородную виллу и обещал оплачивать все его расходы, чтобы, как он писал в одном из своих писем к Вагнеру, тот «мог свободно расправить могучие крылья своего гения в чистом воздухе восхитительного искусства».
Людвиг выделил деньги на музыкальную драму Вагнера «Кольцо Нибелунга», которую тот должен был написать за три года. Также король нашёл средства на строительство Дворца фестивалей в Байройте, где и сейчас ставят оперы Вагнера.

По-настоящему знаменитым Рихард Вагнер стал лишь после знакомства со своим добрым гением. О Людвиге композитор говорил: «Он … неслыханное чудо!».
Позже Рихард Вагнер утверждал, что король был абсолютно немузыкален. Вагнер писал своему другу доктору Вилле: «К сожалению, король такой блестящий, такой благородный, такой эмоциональный и изумительный, что я боюсь, как бы его жизнь не пропала, как ручеёк в песке, в этом жестоком мире. Мне так везёт, что я просто раздавлен; только б он жил…»

В Мюнхене Людвиг создал музыкальную школу и решил построить новый оперный театр, оборудованный в соответствии с требованиями вагнеровских опер.
Он и Вагнер хотели вернуть театру его назначение – преображать искусством души людей!
Людвиг мечтал, чтобы Вагнер писал свои оперы в его новом "Лебедином замке" – Нойшванштайн. «Здесь мы будем чувствовать божественное дыхание небес».

Но баварским бюргерам и правительству, обеспокоенному ростом расходов короля на театр и музыку, не нравилась дружба с расточительным композитором.
В декабре 1865 года Людвиг был вынужден уступить требованиям правительства, жителей Мюнхена и его собственной семьи и выслал Рихарда Вагнера из Баварии.
«Жизнь его в обыденных условиях мира промелькнёт, как мгновенный, божественный сон!» – говорил Вагнер о Людвиге.

Людвиг очень переживал случившееся. Все последующие годы, вплоть до смерти Вагнера в 1883 году, Людвиг постоянно с ним переписывался и перечислял деньги на театральные постановки в Байройте. Там по приказу короля Вагнер и был похоронен.
«Именно я первым признал художника, которого сегодня оплакивает весь мир», – любил повторять Людвиг. – «Вагнер – это величайший дар, который я могу принести моему народу. Вагнеру я обязан смелостью и верой в то, что я могу сделать что-то хорошее в жизни хотя бы в скромной роли посредника».

Но баварские бюргеры не понимали такой привязанности короля к Вагнеру. Их заботили только растущие траты короля. Он им казался чужим, странным, непонятным, необыкновенный, чужаком.
Искусство требует жертв. А обыватели на это не способны. То, что не сулит прямой денежной выгоды, обывателям не интересно.

«О сколь бедны и вульгарны многие люди. Их жизнь вертится внутри тесного и узкого круга их невзрачной повседневности», – писал Людвиг Вагнеру. – «Мы должны пробить брешь в стене потребительства. Потрясти законы, на которых покоится наш мир. Идеал вновь должен обрести жизнь!»

Страсть к вагнеровской музыке скоро перешла у Людвига в обожание самого Вагнера. Их даже подозревали в гомосексуальных отношениях. Но Вагнер резко отрицательно относился к гомосексуалистам.

Следующее письмо Людвига характеризует его отношение к Вагнеру. «Прошу вас не падать духом, прошу вас от имени тех, которых вы наделяете наслаждениями, которые мог бы даровать один лишь Бог. Вы и Бог! До смерти, до перехода в иной мир, в царство ночи миров, пребываю верным вам Людвиг». (Берг, 12 июня 1865 г.)

Когда в 1866 году началась война с Пруссией, Бавария выступила на стороне Германского союза и Австрии. Людвиг всячески старался избежать войны. Ради этого он даже готов был отказаться от престола.
Но Людвиг не смог остановить войны. Всё что он мог, это заявить: «для меня этой войны не существует».
Людвиг передал военные дела в руки своих министров и уехал в Швейцарию на встречу с Рихардом Вагнером.

После поражения Баварии в войне, Людвиг отходит от управления государством. Он удаляется в свои замки и руководит страной через послания. От посещения публичных мероприятий король отговаривался зубной болью и головокружениями.
«Для меня невыносимо, когда тысячи людей пялятся на меня, я не могу постоянно улыбаться и расточать приветствия, задавать вопросы, которые меня совершенно не волнуют и выслушивать крайне неинтересные ответы на них».

Когда Людвиг окончательно понял, что проявить себя в качестве прогрессивного правителя он не сможет, король увлёкся строительством новых дворцов и замков. Самыми крупными и дорогими его проектами были сказочный замок Нойшванштайн, уединённая резиденция Линдерхоф и пожалуй самый крупный его проект Херренкимзее — точная копия Версаля расположенный на острове Херренвёрт посреди озера Кимзее.

Замок Линдерхоф был построен в 1874–1878 годах на месте так называемого «королевского домика» его отца Максимилиана II. Линдерхоф является самым маленьким из трёх построенных Людвигом замков, но единственным достроенным до конца. При его постройке для снабжения светом была построена первая в мире тепловая электростанция.

Линдерхоф – настоящий маленький Версаль. Всё в нём напоминает «короля-солнце» Людовика XIV, который был образцом для Людвига. Одетый в костюм этого короля, Людвиг разгуливал по комнатам дворца и повторял всё то, что считал достойным из жизни французского монарха.
Посреди обеденной залы находился «столик, накройся!» – обеденный стол, который благодаря особому механизму мог спускаться вниз, в кухню, где слуги полностью сервировали его, затем, уже накрытый, стол снова поднимался в королевскую столовую.
Людвиг обедал один, но приказывал накрывать стол на 3-4 персоны. Во время трапезы он беседовал с духами представителей династии Бурбонов, мадам Помпадур, и был счастлив.

Помимо строительства замка Линдерхоф и замка Херренкимзее в 1868 году Людвиг задумал строительство замка Нойшванштайн (Neuschwanstein), что в переводе с немецкого означает «Новый лебединый утёс».

"Schwan" по-немецки означает "лебедь", а Schwein – «свинья». Поэтому нужно говорить правильно: не замок «свиньи», а «новый утёс лебедя».

«Я решил перестроить старый замок, – писал Людвиг Вагнеру. – Архитектурный стиль его будет воспроизводить первозданные германские рыцарские замки. Расположение его — одно из самых прекрасных, которое можно найти. Замок будет священным и неприступным».

До замка Нойшванштайн мы добирались на поезде из Мюнхена до городка Фюссен, а затем на автобусе до деревушки Швангау. Мощь и одновременно изящество архитектуры поражают! Внутренние покои показались пышными, но в то же время небольшими. Замок напомнил мне «Ласточкино гнездо» в Крыму.

Нойшванштайн стоит на месте двух крепостей, переднего и заднего Швангау. Когда-то на этом месте располагался средневековый замок Шванштайн ("Лебединый утёс"). Во времена Людвига II от него остались только руины, которые сравняли с землёй, чтобы укрепить скалу.
Король приказал на этом месте путём взрыва скалы опустить плато приблизительно на 8 м и создать тем самым место для постройки дворца. После строительства дороги и прокладки трубопровода 5 сентября 1869 года был заложен первый камень в основание замка.
Строительство было поручено придворному архитектору Эдуарду Риделю. Театральный художник Кристиан Янк переносил мечты Людвига на бумагу. При проектировании также использовались планы средневекового замка Вартбург.
Нойшванштайн стал для Людвига своего рода проекцией его внутреннего мира.

"На высокой скале, где на фоне небес
Дикой чащей разросся чернеющий лес,
Где среди тишины водопад лишь шумит,
Белый замок, как лебедь, над лесом парит…"

Вся архитектура и художественные украшения замка пронизаны мотивом лебедя. Лебедь — геральдическая птица старинного рода графов Швангау — преемником этого рода считал себя отец Людвига.
Изнутри замок украшен иллюстрациями к операм Вагнера и старинным германским легендам, прежде всего легендой о Лоэнгрине.
Это настоящий сказочный дворец. В замке можно заметить смешение архитектурных стилей неоренессанс, неоготика, необарокко.

В Нойшванштайне король приказал поставить несколько динамо-машин и провести электричество.
В 1869—1873 годах были построены ворота замка. Только в 1872 году на строительство было доставлено не менее 450 тонн цемента. В 1880 году на стройке было занято 209 плотников, каменотёсов и подсобных рабочих.

На возведение Нойшванштайна из государственной казны была израсходована гигантская сумма – шесть миллионов золотых марок. При этом добрая половина денег попросту разворовывалась. Обвиняли же в растратах короля. Лейб-медик короля, доктор Шлейс, так отзывался об окружающих монарха: «Эти продажные, мелкие, лживые, рабские натуры только поджигали его и вталкивали его в безумные затраты».

Когда министр финансов заявил королю, что денег у государства на постройку замка нет, и что государство и без того вошло в значительные долги, Людвиг II дал такой приказ в королевскую комиссию относительно дерзкого министра: «Высечь его, собаку, и потом выколоть ему глаза».

Людвиг обращался с просьбами займов в Бразилию, Стокгольм, Константинополь, Тегеран, а также к французскому правительству, обеспечивая за это нейтралитет на случай войны Франции с Германией. Всё это беспокоило Берлин, который следил за королём Людвигом.

Король даже задумал послать верных людей в крупные города Европы с целью ограбления банков. Однако «верные люди» предали своего короля, потратив выданные деньги на личные нужды и сообщив, что задуманный план сорвался по независящим от них обстоятельствам.

Если Людвигу приходила в голову какая-нибудь мысль, он немедленно должен был выполнить её. Однажды он узнал, что в Вене давалась опера, в которой выведена была мадам Помпадур. Людвиг приказал послу доставить партитуру оперы во что бы то ни стало, хотя ни автор, ни директор театра не желали отдавать её. Пришлось нанять стенографа и таким образом добыть партитуру.

Король искал понимания – и не находил, искал любви – и не находил, искал гармонии – и не находил. В результате он остался с самим собой. Одиночество – неизбежный удел таких людей.

В 1881 году Людвиг подружился с венским актёром Йозефом Кайнцем. Вместе они совершили поездку в Швейцарию по следам Вильгельма Телля.

Людвиг искал дружбы, ценил искренность и преданность.
«Но если бы мне чудом повстречался прямой и чистый сердцем человек, безумец, не утративший способность отпрянуть в ужасе перед ужасным. Когда бы предо мной явилась эта душа, не потерявшая иллюзий…»
– Я, я тот самый чистый человек, с душой, не утратившей иллюзий! – говорит Людвиг (в исполнении Хельмута Бергера) в гениальном фильме Лукино Висконти «Людвиг».
«…Так чем же провинился перед тобою этот человек с глубоким, нежным и открытым сердцем? Лишь тем, что молча преклонив колена, он столько лет любил тебя одну?!»

Последние годы жизни Людвиг сидел в Государственном совете заслонённый экраном, и никто не видел его лица. Когда королю наскучили постоянные приставания министров, он подумывал совершить побег. Он хотел продать Баварию и купить себе необитаемый остров, где бы его не стесняли ни конституция, ни совет министров. Директору государственных архивов Людвиг II приказал отправиться в глубь Гималайских гор, чтобы найти там такую страну, где Людвиг мог бы царствовать неограниченным монархом. Подданный объездил Канаду, Кипр, Крит и даже Крым, чтобы отыскать такой укромный уголок, где бы его монарх мог прожить спокойно несколько лет.

На придворных обедах устраивали сервировку стола так, чтобы сидящие за столом были скрыты вазами и цветами, дабы король не мог видеть присутствующих.
Один из приближённых должен был в течение нескольких недель являться к королю в маске, так как повелитель не выносил его лица.
Посещая театр, король прятался в ложе, а позже приказал играть оперы лишь для себя одного.

Людвиг не смог построить идеальное царство Божьей Милости в своём королевстве, и потому решил построить небесный Иерусалим для одного себя.
Нойшванштайн стал своего рода монастырём для одинокого Людвига. Здесь он скрывается от людей и суеты, здесь он хочет быть ближе к Богу.
Весной 1884 года король уже мог жить в своих покоях на 4 этаже. Там Людвиг II провёл четверть всего времени за последние два года до своей смерти.
В недостроенном замке Людвиг прожил всего 172 дня. После смерти короля в 1886 году все строительные работы были приостановлены. Уже через несколько недель после смерти Людвига II, замок открыли для посетителей, чтобы хотя бы частично компенсировать расходы.

До сих пор с замком связано много легенд. В годы Второй Мировой Войны здесь хранились произведения искусства и драгоценности из личной коллекции Гитлера, а также золото Рейхсбанка. Говорят, в последние дни войны сокровища были утоплены в одном из близлежащих озёр.

В 1869—1872 годах по указанию Людвига в горах был построен альпийский деревянный дом. Там с середины 1870-х годов король проводил в уединении свой день рождения.

Людвиг наслаждался одиночеством и страдал от него. В последние годы своей жизни он всё больше и больше становился отшельником, окончательно ушедшим в собственный вымышленный мир, населённый героями легенд.
Днём король спал, а ночью отправлялся прогуляться на лошади, очень часто высоко в горы, где при свете луны декламировал любимого Шиллера. За это его стали называть «лунным королём».
Во время таких прогулок Людвиг II любил представлять себя в образе мифического Рыцаря Лебедя – Лоэнгрина, иногда даже переодевался в его костюм.

"Сказочный король" часто поднимался вверх по ущелью к горному мосту Мариенбрюке, названному так в честь его матери – принцессы Марии Фридерики Прусской.
По вечерам по приказу Людвига II во всех помещениях Нойшванштайна зажигали свет, чтобы под звёздным небом он мог издали любоваться своей резиденцией.

Король с детства избегал людей. Теперь эта особенность характера усилилась и превратилась в отшельничество. Людвиг таинственно бродил по пустым залам дворца, освещённым бесчисленным количеством свечей. Зимою он часто по ночам, одетый в фантастический костюм горного духа, предпринимал поездки в горы на санях, освещённых электрическим светом.

Очень часто Людвиг одевался в одежды пилигрима и воображал себя пилигримом из «Тангейзера». Нередко он изображал из себя рыцаря Тристана. Но самым большим его любимцем был лебединый рыцарь Лоэнгрин.
Людвиг повелел привезти в Нойшванштайн самых породистых лебедей царской метки, чтобы любоваться ими. Известно, что медитация при любовании белым лебедем очищает душу. Уподобляясь белой лебеди, человек входит в порядок бессмертия. Так учили рыцари Святой Чаши в замках Грааля.

Людвиг не только хотел быть Лоэнгрином, но хотел даже жить Лоэнгрином. Для этого он одевался в костюм Лоэнгрина и плавал в лодочке по искусственному озеру в гроте Венеры. Чтобы вода была лазурной, как хотел король, её подкрашивали. А первая в Германии миниэлектростанция создавала волнение на воде.

В молодости воздержанный, умеренный и вполне трезвый, Людвиг II начал объедаться и много пить вина. Любимым его напитком было шампанское, смешанное с рейнвейном и с каплями фиалкового эфирного масла.
Уединившись в Нойшванштайне, король пил шампанское и коньяк в неумеренных количествах. Он унизительно обращался с прислугой и своими министрами, которым приходилось разыскивать его в горах, чтобы получить подписи на документах.

Часто король слышал голоса и видел галлюцинации. Во время снега и мороза ему казалось, что он стоит у берега моря. Король кланялся деревьям и кустам, снимал шляпу перед кустарником и заставлял приближенных преклоняться перед статуей, принимая её за Марию Антуанетту. Или, быть может, он только играл в это?

Людвиг II страдал страшными головными болями, особенно в затылке, и часто прибегал к помощи льда. Желая избавиться от бессонницы, король много употреблял успокаивающего (хлоралгидрата), что давало обратный эффект. Бывали случаи, когда у Людвига наступали приступы мускульного бешенства: он скакал, плясал, прыгал, рвал на себе волосы и бороду; другой раз он, напротив, оцепеневал и стоял часами неподвижно на месте.

Ещё в детстве у принца Людвига наблюдались вспышки гнева. Однажды он чуть не повесил своего маленького братишку Отто, обвинив его в нарушении субординации.
Теперь же в бешенстве король отдавал приказы «заковать в цепи» и даже «утопить в озере». Людвиг произносил ужасные слова против отца и матери, против германского императора и других государей.
Король иногда приказывал сажать своих подданных на хлеб и воду в воображаемую Бастилию. 32 его слуги были королем избиты. Личное оружие Людвига от него прятали.
Постепенно Людвиг становился мизантропом.

Как и многие мужчины, не нашедшие любви и понимания у женщин, Людвиг искал понимание и любовь у мужчин. Король просил своих подданных набирать в прислугу «красивых юношей», используя их в качестве своих любовников. В 2002 году неожиданно всплыли письма короля Людвига к его конюху и почтальону Карлу Хессельшверду. В них содержатся инструкции подбора «друзей» мужского пола и требование обязательно предоставлять откровенные фотографии претендентов.

Людвиг был странным человеком. Увлечённый рассказами Захер-Мазоха, Людвиг вступил с ним в безымянную переписку, которая постепенно их сблизила. Людвиг даже назначил в скалах Тироля свидание Захер-Мазоху. Свою таинственную встречу с королём Захер-Мазох описал в рассказе «Приключение с Людвигом II».

Другой странный человек – Пётр Ильич Чайковский – тоже был подозреваем в гомосексуализме.

Когда в 1875 году Чайковскому сделали заказ написать романтический балет, он вспомнил об опере Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». Со студенческих лет Чайковский высоко ценил музыку Вагнера и мечтал познакомиться с ним лично. В 1876 году Чайковский отправился в Баварию на премьеру вагнеровского «Кольца Нибелунгов», где и состоялось знакомство двух композиторов.
В музыке Чайковского часто можно услышать отзвуки вагнеровских опер.
Посетив "Лебединое озеро" (Шванзее) и возвратившись в Россию, Чайковский пишет своё «Лебединое озеро». Но гениальное творение мастера вначале не нашло признания. Первые слушатели говорили Чайковскому: «Танцевать Ваш балет невозможно. Это скорее симфония. Вы взялись за немыслимый сюжет, непонятный простым смертным».
Гении всегда кажутся непонятными и странными.

100 лет назад известный французский социолог Эмиль Дюркгейм написал работу, в которой утверждал, что гениальность и сумасшествие вещи довольно близкие, часто пересекающиеся.
Всякого человека, который кажется непонятным большинству, с лёгкостью могут назвать ненормальным и даже сумасшедшим.
В этом сумасшедшем мире нетрудно сойти с ума. Только подлинно сумасшедшие кажутся здесь нормальными.
Да и что такое нормальный? Такой же как и все? А если человек не желает приспосабливаться, хочет оставаться собой, то он не нормальный?

Самый лёгкий способ избавиться от неугодного человека это объявить его сумасшедшим.
Любого человека, увлечённого какой-нибудь идеей, можно назвать параноиком.
Людей посредственных, ничем не выдающихся, обычно никто не преследует. Преследуют тех, кто по своим дарованиям или способностям чем-нибудь выдаётся над окружающими.

Источник: zen.yandex.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.