Мечеть (араб. масджид — место поклонения или место, где совершают земные поклоны) — у мусульман молитвенное и одновременно общественное здание. Само по себе оно не имеет сакрального характера, никак не освящается. В Коране и во времена становления ислама этим термином называли место молитвы, подразумевая любой ритуально приемлемый участок земли.

Возникновение

Главной мечетью считается заповедная мечеть в Мекке (Масджид аль-Харам), в которой находится исламская святыня — Кааба. В каждом исламском городе существуют «соборные» мечети, служащие для больших коллективных молений в пятницу, а также квартальные мечети, мечети при медресе, на вокзалах и в аэропортах, в богатых домах и дворцах.
Первая мечеть была построена сразу после хиджры в предместье Ясриба (Медины) в середине 623 г. рядом с домом пророка Мухаммеда. Это была очень просторная мечеть, где проводились преимущественно пятничные молитвы. Однако, согласно тексту Корана, мечеть не является необходимым условием для совершения этого культового действия: весь мир, данный верующему человеку во владение, годится для того, чтобы почитать Бога.
После завоевания Мекки в 630 г.
аба и окружающий ее двор тоже были превращены в мечеть. После этого мечети стали возводить во всех мусульманских городах.
Начиная с 7 в. сосуществовали два типа мечетей: частные молельни и мечети, предназначенные для всей общины, в них по пятницам проводились коллективные моления, выполнявшие не только религиозную, но и важную политическую функцию. Чаще всего на русский язык словосочетание masdjid djami’ переводится как «большая» или «соборная» мечеть.
В первые века ислама правители или наместники широко использовали мечеть: хранили казну, объявляли народу указы, выступали с речами, проводили судебные разбирательства. Постепенно социально-политическая функция мечетей ослабевала. Однако и по сей день они продолжает быть символом не только духовного, но и светского единения общины мусульман.

Архитектура мечетей

Что касается архитектурных особенностей, то устойчивая планировочная структура закрепляется за мечетями лишь с 16 столетия. Однако надо учитывать, что мечети, возводимые на периферии мусульманского мира (в Индонезии, Малайзии, Китае), в большинстве случаев представляют собой относительно недавние постройки, архитектурный облик которых сложился не столько под влиянием ислама, сколько под воздействием местных строительных традиций.

Внутреннее убранство


В разных районах мусульманского мира сложились различные архитектурные типы мечетей. Основные черты мечетей определились в конце 7 в. Большинство мечетей имеют один или несколько минаретов — башен, с которых провозглашается призыв к молитве (азан). В молитвенном помещении находится михраб — ниша, указывающая направление на Мекку, к которой молящиеся должны повернуться лицом. Около михраба устанавливается кафедра проповедника — минбар. Пол мечети и ее двор обычно устилаются коврами. При каждой мечети должен быть естественный или искусственный водоем для ритуального омовения. Женщины молятся в специально отгороженной части общего зала или на галереях. Во многих мечетях размещаются книгохранилища. Некоторые мечети совмещены с усыпальницами.

Содержание

Многие мечети содержатся на средства общины, но есть и такие, что существуют за счет вакфов или государственные субсидии. В исламе нет духовенства, но с первых дней существования мечетей в них трудились известные странствующие проповедники (куссас), выполнявшие также роль наставников, толкователей Корана и учителей. Со временем в больших мечетях появляется предстоящий на молитве, имам. Он мог состоять в штате мечети и одновременно выполнять обязанности казначея. Во многих мусульманских государствах организацией и поддержанием мечетей ведает аппарат чиновников; они же назначают имама. Кроме имама, в мечетях есть еще одна значимая фигура — му’аззин (муэдзин), человек, созывающий верующих на молитву.
Служители мечетей — имамы, хатыбы, муэдзины — не обладают святостью и благодатью (как, например, христианские священнослужители); они выступают лишь как организаторы ритуала.

Требования к посещению


От верующих на молитве требуется ритуальная чистота, перед входом в мечеть принято снимать обувь.

На Западе

Образцом для мечетей, строящихся по всему миру по мере распространения ислама, служил масджид, сооруженный в Медине рядом с домом Мухаммада. Архитектурный стиль мечетей зависел от эпохи и от региона, в котором они возводились. Иногда мечети строили похожими на церкви, крестообразными в плане. В разных странах под воздействием местных эстетических воззрений, архитектурных и строительных традиций выработались самостоятельные типы мечетей. В Америке мечети обычно возводят в строгом ближневосточном стиле, чтобы они выделялись на фоне молитвенных зданий других конфессий, привлекая внимание верующих. Однако в ряде сообществ из-за стесненности городской застройки можно встретить мечети в многоквартирных домах, в складских помещениях, в помещениях, предназначенных для магазинов, что соответствует практике организации церквей и синагог.
Следует отметить, что в мечетях нет специального обряда освящения молитвенного дома, и здание может использоваться по другому назначению, если не служит больше мечетью. Многие американские мечети не только служат местом общей молитвы, но и выполняют функции исламских общественных центров, где есть помещения для кухни и банкетные залы для празднования событий, связанных с обрядами жизненного цикла.


Источник: islamist.ru

В мусульманском мире существуют три главные мечети: Аль-Харам (Запретная мечеть) в Мекке, Аль-Набави (Мечеть Пророка) в Медине и Аль-Акса (Отдаленная мечеть) в Иерусалиме.

islam (640x480, 146Kb)

Все эти мечети очень важны для мусульман, и каждая из них имеет свое определенное значение.

0_a14e2_35b3459f_M (300x83, 20Kb)

Мечеть Аль-Харам (Запретная мечеть)

Мечеть Аль-Харам – главный мусульманский храм, расположенный в Саудовской Аравии, в Мекке. Во внутреннем дворе этой мечети находится Кааба. 

img-pub-v1-1028-201404-61ac52b9-4024-473b-b4f4-65e39bda95d8 (700x525, 107Kb)

Мечеть Аль-Харам (Запретная мечеть) во время Хаджа


Кааба – святыня ислама, представляющая собой каменное сооружение кубической формы во внутреннем дворе, в центре Священной мечети (аль-Месджед аль-Харам) в Мекке. Это главное святилище ислама, которое мусульмане называют аль-Баит аль-Харам, что означает «священный дом». Само название «Кааба» происходит от слова «куб». Высота здания составляет 15 метров. Длина и ширина – 10 и 12 метров соответственно. Углы Каабы ориентированы по странам света, и каждый из них имеет свое название: йеменский (южный), иракский (северный), левантийский (западный) и каменный (восточный). Кааба изготовлена из гранита и покрыта сверху тканью, а внутри нее располагается помещение, куда ведет сделанная из чистого золота дверь, которая весит 286 килограммов. 

20110926030650-73025831-me (700x525, 250Kb)

Для отделки двери использовано почти триста килограмм чистейшего золота

В восточный угол Каабы на уровне полутора метров вмонтирован Черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад), окаймленный серебряным ободом. Это твердый камень неправильной овальной формы черного цвета с алым оттенком. На нем есть красные пятнышки и желтые волнистые линии в местах соединения отколовшихся частей. Диаметр камня составляет около тридцати сантиметров.
, как уверены мусульмане, был послан Аллахом с неба. Черный камень – самый известный священный метеорит, природа которого до сих пор неизвестна. Камень очень хрупкий, но при этом плавает в воде. После того, как Черный камень похитили в 930 году, то при возвращении в Мекку его подлинность установили именно по свойству не тонуть в воде. Кааба два раза горела, а в 1626 г. ее затопило – в результате Черный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление. Видимая поверхность камня 16 на 20 сантиметров. Считается, что Черный камень Аллах послал Адаму и Еве как знак прощения.

hajar_aswad (460x275, 26Kb)

До сих пор семь осколков Камня удерживает на месте большая серебряная оправа, огибающая угол Каабы и скрывающая в себе его большую часть, оставляя паломникам лишь небольшое отверстие для поцелуев и прикосновений.

trZhf (647x700, 115Kb)

86704282_4316166_14564 (598x640, 89Kb)

Masjid-Haram (700x531, 152Kb)


Губернатор Мекки принц Халед Аль-Фейсал у Черного Камня во время традиционного мытья Каабы

Кааба имеет особое значение в мусульманских обрядах. В направлении Каабы мусульмане всего мира во время молитвы обращаются лицом. Вокруг этого сооружения во время хаджа верующие мусульмане совершают обряд таваф – ритуальный семикратный обход Каабы против часовой стрелки. В ходе этого обряда совершается поклонение иракскому и йеменскому углам Каабы, при котором паломники прикасаются руками, целуют эту постройку и молятся около нее. По мусульманской традиции в Каабу помещен камень, который Бог даровал Адаму после грехопадения и изгнания из рая, когда первый человек осознал свой грех и раскаялся в нем. Другая легенда повествует, что камень – это ангел-хранитель Адама, который был превращен в камень за то, что недоглядел и допустил грехопадение вверенного его охране первого человека. По арабской легенде, после изгнания из рая Адам и Ева (Хава) были разлучены – Адам оказался на Шри-Ланке (остров Цейлон), а Ева – неподалеку от Мекки, на берегах Красного моря, в местах, где ныне расположен порт Джидда. На окраине этого города якобы до сих пор находится могила Хавы. Встретились они с Адамом лишь спустя двести лет, и произошло это в районе Мекки. После долгой разлуки они познали друг друга на горе Арафат, которая тоже является священной для арабов.
ам, однако, и после встречи с женой скучал по храму, в котором он молился в раю. Тогда Бог спустил для него с неба копию того храма. Согласно преданию, когда Черный камень был спущен с неба, он был ослепительно белым и при этом блестел так, что его можно было видеть за четыре дня пути до Мекки. Но со временем от прикосновений к нему многочисленных грешников камень стал темнеть, пока не стал черным. Время постройки Каабы и ее строители неизвестны. По преданию, Каабу построил первый человек – Адам, но она была разрушена Всемирным потопом, и даже место, где она стояла, было забыто. Восстановили святыню патриарх Авраам (Ибрагим) с сыном Исмаилом, родоначальником местных народов. Авраам строил Каабу при помощи одного чудесного приспособления. Это был плоский камень, на котором стоял праотец Авраам, и этот камень мог летать над землей и подниматься на любую высоту, выполняя функцию мобильных строительных лесов. Он сохранился, находится в нескольких метрах от Каабы и называется Макам Ибрагим (место стояния Ибрагима) и, несмотря на то что давно утратил свои летные свойства, также является святыней мусульман. На нем остался отпечаток ступни Авраама-Ибрагима. Над этим камнем со временем был возведен купол. В восстановлении Каабы Ибрагиму помогал архангел Гавриил (Джебраил). От него Ибрагим и Исмаил узнали, что возведенный ими храм является точной копией того храма, в котором молился Адам. Для народов и племен Аравийского полуострова Кааба традиционно была священным сооружением задолго до возникновения ислама. Кааба была главным святилищем Хиджаза – исторической области на юго-западе Аравийского полуострова. Арабы с древнейших времен верили, что Кааба – дом Бога, и совершали к нему паломничества.


makkah_caaba_3 (700x525, 156Kb)

Благодаря этой святыне прославилась Мекка – ныне это священный город ислама, расположенный в семидесяти километрах от побережья Красного моря, в очень засушливой и непригодной для земледелия области. Единственный фактор, сделавший эти места привлекательными для поселения там людей, – источник пресной воды – Замзам. Удачным оказалось и расположение Мекки на торговых путях региона. Появление источника, по местной легенде, произошло чудесным образом – Бог сотворил его ради патриарха Авраама (Ибрагима) и его сына Исмаила – родоначальника арабских племен. Одним из семи святых мест считали ее сабейцы Персии и Халедонии. Остальными их святынями считались: Марс – вершина горы в Исфахане; Мандусан в Индии; Hay Бахар в Балхе; Дом Гамдана в Сане; Каусан в Фергане, Хорасан; Дом в Верхнем Китае. Многие из сабейцев верили, что Кааба является Домом Сатурна, поскольку она была древнейшим известным строением в ту эпоху. Персы также совершали паломничество к Каабе, полагая, что там обитает дух Тормоз. Уважительно относились к этой святыне и евреи.
и поклонялись там единому Богу. С не меньшим почтением приходили к Каабе и христиане. Однако со временем Кааба стала исключительно мусульманской святыней. Идолов, почитаемых язычниками, в 630 году уничтожил пророк Мухаммед, родившийся в Мекке и бывший, согласно Корану, потомком пророка Авраама (Ибрагима). Он оставил лишь находившиеся там изображения Девы Марии и Иисуса. Их изображения были там нанесены не случайно: в Мекке проживали христиане, а кроме них – иудеи, а также ханифы – праведные последователи веры в единого Бога, не входившие ни в одну из религиозных общин. Пророк не только не стал отменять паломничества к святыне, но и сам почтительно приложился посохом к Каабе. Во втором году после хиджры, или по более привычному нам календарю – в 623-624 годах нашей эры, пророк Мухаммед установил, что мусульмане должны совершать молитву, повернувшись в сторону Каабы. До того они молились, повернувшись к Иерусалиму. К Каабе в Мекку потянулись мусульманские паломники. Они верят, что святыня – это прообраз небесной Каабы, вокруг которой ангелы также совершают таваф. Святое место подверглось разрушению и в 930 году, когда карматы, шиитские сектанты-исмаилиты из Бахрейна, похитили Черный камень, который возвратили на свое место лишь спустя 21 год. После этого случая возникли некоторые сомнения по поводу его подлинности, однако их развеял следственный эксперимент: камень бросили в воду и удостоверились, что он не тонет. Но приключения Черного камня на этом не закончились: в 1050 году халиф Египта выслал в Мекку своего человека с заданием уничтожить святыню. Да и потом два раза Каабу охватывал пожар, а в 1626-м – потоп. В результате всех этих бедствий камень разбился на 15 частей. В наше время они скреплены цементом и вставлены в серебряный оклад. Почтение к Каабе выражается и в укутывании реликвии специальным покрывалом – кисвой. Оно ежегодно обновляется. Верхнюю его часть украшают вышитые золотом изречения из Корана; на изготовление кисвы расходуется 875 квадратных метров материи. Первым покрыл Каабу полотнами, украшенными серебряным шитьем, тубба (король) Йемена Абу Бакр Асад. Его преемники продолжили этот обычай. Использовались различные виды тканей. Традиция укрывать Каабу претерпела существенные изменения: первоначально, до паломничества в Мекку Аббасидского халифа Аль-Махди в 160 году после хиджры, покрывала на сооружение надевали просто друг на друга. После того как покрывало изнашивалось, сверху водружали новое. Однако служители Запретной Мечети высказали правителю Халифата свои опасения, что здание может просто не выдержать веса нагроможденных одно на другое покрывал. Халиф согласился с их мнением и повелел укрывать Каабу не более чем одним покрывалом одновременно. С тех пор это правило соблюдается неукоснительно. Изнутри строение тоже украшено занавесями. За всем этим порядком следит семья Бени Шейбе. Святыня бывает открыта для посещения лишь во время церемонии омовения Каабы, а случается это лишь дважды в год: за две недели до начала священного месяца Рамадан и в течение двух недель после хаджа. От сына Авраама Исмаила Каабу унаследовало южное арабское племя джурхумитов, пользовавшееся поддержкой вавилонян. А в III веке нашей эры их вытеснило другое южное арабское племя Бану Хузаа. От отчаяния джурхумиты, оставляя Мекку, разрушили Каабу и засыпали источник Замзам. Хузаиты Каабу восстановили, и с середины III века до нашей эры Кааба становится пантеоном арабских племен. Вождем хузаитов в то время был Амр ибн Люхей, ставший властелином Мекки и покровителем Каабы. Вопреки первоначальному монотеизму Авраама-Ибрагима и его сына Исмаила, он поставил в Каабе идолов и призвал людей поклоняться им. Первого поставленного им идола – Хубала – он привез из Сирии. Курайшиты – еще одно арабское племя, жившее в районе Мекки и происходившее от Аднана, одного из потомков Исмаила, и его жены, дочери вождя хузаитов, изгнавшее хузаитов из Мекки и получившее контроль над городом и храмом около 440-450 года. Из этого племени и происходил прославивший Каабу на весь мир пророк Мухаммед. До его проповеди Кааба была центром многочисленных религиозных культов. В центре Каабы стоял идол Хубала – божества племени курайш. Он считался повелителем небес, властелином грозы и дождя. Со временем там поставили еще 360 идолов языческих богов, которым поклонялись арабы. Возле них приносили жертвы и гадали. На этом месте строго воспрещались ссоры и кровопролития. Интересно, что среди персонажей языческих культов были изображения Авраама (Ибрагима) и Исмаила с пророческими стрелами в руках; Исы (Иисуса) и Мариам с младенцем (Девы Марии). Как видим, каждый находил в этом месте что-то близкое своей вере. Паломники прибывали в Мекку регулярно. Дважды в год на местную ярмарку съезжалось множество народу. Кааба была известна и почитаема и далеко за пределами Аравийского полуострова. Чтили ее хинду, согласно верованиям которых дух Сивы, третьего лица Тримурти, сопровождаемого своей женой во время посещения Хиджаза, вошел в Черный камень.

mecca_gallery_mecca_gallery_1106 (650x508, 66Kb)

makkah_caaba_2 (700x525, 152Kb)

Само сооружение много раз перестраивалось. Впервые – при втором праведном халифе Умаре ибн Абд аль-Хаттабе. В период династии Омейадов халиф Абд аль-Малик реставрировал постройку, расширил пределы Священной мечети, он также установил арки, украшенные мозаикой, которые были специально привезены из Сирии и Египта. В период правления Аббасидов по указанию халифа Абу Джафар аль-Мансура мечеть была дополнительно расширена и по ее периметру возведена галерея. Территорию вокруг Каабы основательно перестроил и османский султан Абд аль-Маджид. А в недавнем прошлом, в 1981 году, пространство вокруг реликвии реконструировал король Саудовской Аравии Фахд ибн Абд аль-Азиз. Ныне территория мечети Месджед аль-Харам с площадью вокруг Каабы составляет 193 000 квадратных метров. Одновременно ее могут посетить 130 000 мусульман. По углам мечети стоят 10 минаретов, шесть из которых (вместе с надстройками в виде полумесяца) достигают высоты 105 метров. Что представляет собой Черный камень, вмонтированный в сооружение, неизвестно до сих пор. Одни ученые считают его очень крупным метеоритом. Это мнение оспаривают веским доводом, что камень не может быть железным метеоритом, исходя из его трещин, не может он быть и каменным метеоритом, так как не выдерживает перемещений и плавает в воде. Другие исследователи склонны видеть в камне большой кусок неизвестной вулканической породы: потухшими вулканами богата каменистая Аравия. Известно, что это не базальт и не агат. Однако и высказываемое мнение, что камень не является метеоритом, подвергается серьезной критике. В 1980 году исследовательница Элизабет Томсен высказала предположение, что Черный камень имеет ударную природу – это расплавленный песок, смешанный с метеоритным веществом. Он происходит из кратера Вабар, находящегося в 1800 километрах от Мекки, в Пустом квартале Саудовской Аравии. Камень из этого кратера представляет собой застывшее пористое стекло, оно достаточно твердое и хрупкое, может плавать в воде и имеет включения белого стекла (кристаллы) и песчинки (полосы). Однако столь стройная теория имеет свое слабое место: вывод, сделанный учеными по результатам нескольких измерений, говорит о возрасте кратера, составляющем лишь несколько веков. Путаницу вносят данные других измерений, позволяющие предположить, что кратеру около 6400 лет. Кратеров в Вабаре на самом деле три. Они разбросаны на площади около 500 на 1000 метров и имеют диаметры 116,64 и 11 метров. Это место кочевники-бедуины называют аль-Хадида – железные предметы. На площади в половину квадратного километра лежат множество обломков черного стекла, белых камней из спекшегося песка и железных кусков, частично засыпанные песком. У железных камней из окрестностей кратеров Вабар гладкая поверхность, покрытая черным налетом. Самый большой кусок железа и никеля из найденных там учеными весит 2200 килограммов и называется Верблюжий Горб. Он был обнаружен научной экспедицией в 1965 году и позже был выставлен на обозрение в Королевском университете аравийской столицы Эр-Рияда. Гладкий камень конусообразной формы, по-видимому, является куском метеорита, упавшим на землю и развалившимся на несколько фрагментов. Священная книга мусульман – Коран содержит рассказ о царе города Убара по имени Аад. Он насмехался над пророком Аллаха. За свою нечестивость город Убар и все его жители были уничтожены черным облаком, принесенным ураганом. Этой историей заинтересовался английский исследователь Гарри Филби. Местом, наиболее вероятным для расположения погибшего города, он счел Пустой квартал. Однако вместо руин – произведений рук человека он нашел в том месте обломки метеорита. По следам, оставленным этим событием, было установлено, что энергия, выделившаяся при падении метеорита, была эквивалентна ядерному взрыву мощностью около 12 килотонн, что сравнимо со взрывом в Хиросиме. Известны и другие места падения метеоритов, вызывавших даже еще более мощные удары, однако случай с Вабаром имеет важную особенность. Метеорит упал в открытое песчаное место, сухое и достаточно изолированное, что представляет собой идеальное естественное хранилище. Там его легко было обнаружить как кочевникам древности, так и современным ученым. Последние пока что не могут дать окончательного ответа на загадку Черного камня.

makkah_caaba_5 (700x525, 171Kb)

0_a14e2_35b3459f_M (300x83, 20Kb)

Аль-Набави (Мечеть Пророка)

mad2 (700x460, 85Kb)

Аль-Набави (Мечеть Пророка) – вторая по значимости мусульманская мечеть (после Запретной мечети), расположенная в Саудовской Аравии, в Медине. Под Зеленым куполом мечети Аль-Набави расположена могила пророка основателя мусульманства – Мухаммеда. Первые два мусульманских халифа Абу-Бакр и Умар также похоронены в мечети.

743361bd (700x525, 50Kb)

Мечеть Аль-Набави (Мечеть Пророка) в Медине

kupol-proroka (650x350, 55Kb)

Зелёный купол (Купол Пророка)

masjid_nabavi (700x474, 159Kb)

Masjid-e-Nabawi_Sharif__17_ (700x502, 103Kb)

Могила пророка Мухаммада. Рядом с ней погребены два первых халифа, Абу Бакр и Умар, а с другой стороны находится ещё один участок, похожий на пустую могилу. Многие исламские ученые и исследователи Корана считают, что это место под могилу зарезервировано для пророка Исы (Иисуса), который вернётся на Землю, чтобы убить Даджаля (Антихриста), а затем будет править возрожденным Халифатом 40 лет

Первая мечеть на этом месте была построена еще при жизни Мухаммеда, который сам принимал участие в строительстве. Планировка этого здания была принята для других мечетей всего мира. Когда Мухаммеду исполнилось сорок лет, ему явился архангел Джабраил и призвал к служению. Мухаммед начал свои проповеди в Мекке, стремясь отвратить арабов от языческого многобожия и обратить их в истинную веру. В 622 году из-за сильного давления религиозных деятелей Мекки, Мухаммед был вынужден бежать в город Ясриб, расположенный в нескольких сотнях километров. В Ясрибе (который затем переименовали в Медину) ему удалось организовать первую мусульманскую общину. Уже через несколько лет мусульманское движении так разрослось, что Мухаммед смог создать большое войско, которое в 630 году без боя захватило Мекку. Таким образом образовалось первое мусульманское государство.

0753173002 (700x525, 91Kb)

0_a14e2_35b3459f_M (300x83, 20Kb)

Мечеть Аль-Акса (Отдаленная мечеть)

IMG_5587_0 (700x466, 237Kb)

Мечеть аль-Акса (араб. المسجد الاقصى‎‎ — крайняя мечеть) — мусульманский храм в Старом городе Иерусалима на Храмовой горе. Является третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине. Ислам связывает с этим местом исра (ночное перемещение пророка Мухаммада из Мекки в Иерусалим) и мирадж (вознесение). На месте мечети аль-Акса пророк Мухаммад совершил в качестве имама молитву со всеми пророками, посланными до него.

1280px-Al-Aqsa_Mosque_by_David_Shankbone (700x529, 78Kb)

Мечеть Аль-Акса (Отдаленная мечеть) в Иерусалиме

67829988y (700x525, 287Kb)

Заложенная в 636 году халифом Омаром на месте разрушенного римлянами иудейского храма, мечеть Аль-Акса была существенно расширена и перестроена при халифе Абд Аль-Малике в 693 году. При халифе Абд Аль-Малике недалеко от Аль-Аксы была построена еще одна мечеть, получившая название Куббат Ас-Сахра (Купол Скалы). В наше время нередко мечеть Купол Скалы путают с мечетью Аль-Акса.

original (700x453, 449Kb)

Мечеть Куббат Ас-Сахра (Купол скалы)

Часто огромный золотой купол расположенной рядом мечети Куббат ас-Сахра («Купол скалы») путают с более скромным куполом мечети Аль-Акса, называя упомянутый золотой купол Куббат ас-Сахра куполом «Мечети Омара». Но именно Аль-Акса имеет своим вторым именем название «Мечеть Омара» в честь своего основателя халифа Умара (Омара) и является историческим центром из двух мечетей на Храмовой горе, а не мечеть Куббат ас-Сахра, которая, тем не менее, в архитектурном плане является центром комплекса.

PRAVDA-O-MECHETI-AL`-AKSA-- (640x480, 64Kb)

Храмовая платформа

163192 (700x542, 226Kb)

 

0_a14e2_35b3459f_M (300x83, 20Kb)

Источник: www.liveinternet.ru

В одном из заветов пророка Мухаммеда говорится: «Если кто построит для Аллаха мечеть, для того Аллах построит подобное в раю». Поэтому строительство мечетей считается делом богоугодным. И в последние годы тенденция только набирает обороты. Страны как будто соревнуются за право считаться местом расположения самых красивых, самых известных, самых сооружений для молебна мусульман. «ВБ» решил сделать подборку самых больших мечетей мира.

Мечеть аль-Харам или Запретная мечеть

Самой большой в мире является мечеть аль-Харам в Мекке. Она окружает одну из главных святынь в исламе ‒ Каабу. Вокруг Каабы во время хаджа собираются паломники, совершают обряд поклонения. К Каабе поворачиваются верующие мусульмане всего мира во время чтения молитв, где бы они ни находились.

Впервые мечеть на этом месте была построена в 638 году. В 2007 году король Саудовской Аравии Абдаллы ибн Абдель Азиза Аль-Сауд начал ее широкомасштабную реконструкцию, которая была закончена два года назад. Сейчас площадь здания составляет 400 тыс. 800 квадратных метров, включая внутренние и внешние места для молитв. Она рассчитана на 4 млн паломников. Сейчас мечеть — это пятиугольное здание со сторонами разной длины и плоской крышей. В трех углах сооружения возвышаются три пары минаретов, обозначая входы в мечеть. Четвертый и пятый углы соединены крытой галереей. Всего в мечети девять минаретов, высота которых достигает 95 метров. В святыне нашлось место и для современных новшеств — там есть семь эскалаторов, установлены кондиционеры.

Мечеть пророка Масджид ан-Набави

Мечеть пророка Масджид ан-Набави, или просто мечеть Пророка. Находится она в Медине (Саудовская Аравия). Считается, что построил ее сам пророк Мухаммед в 622 году н. э.

Первоначально мечеть выглядела как открытая терраса, накрытая листьями пальмы, а посередине располагалось возвышение для чтения Корана.

Сейчас в центре мечети Пророка есть совсем небольшое, но очень интересное место, называемое Райский сад — от трибуны Пророка до его могилы. Паломники всегда стараются посетить это место – ведь, согласно преданию, оно является частью рая на Земле. Мечеть Пророка по праву считают уникальным шедевром в истории архитектуры. Но и здесь нашлось место новаторству. Например, комфортную температуру в мечети поддерживают кондиционеры, расположенные за 7 км от самого здания.

Мечеть шейха Зайда

Эта мечеть является уникальным архитектурным сооружением по своей роскошной красоте и масштабному величию, недаром другое ее название — Грандиозная мечеть. Задумка столь грандиозного исламского сооружения возникла по инициативе шейха Зайда в конце 80-х годов прошлого века. На разработку уникального проекта потребовалось 10 лет и еще 10 лет ушло на воплощение замысла в реальность. На строительство было затрачено свыше 600 млн евро. Официальное торжественное открытие этого прекрасного архитектурного сооружения состоялось в 2007 году. Она способна вместить до 41 тыс. молящихся. Мечеть украшена 82 куполами, тысячей колонн, люстрами, позолоченными сусальным золотом, и самым большим в мире ковром ручной работы. Главный молельный зал освещается одной из самых грандиозных люстр мира. Окружающие мечеть сверкающие бассейны подчеркивают ее красоту. Днем здание блестит на солнце белым и золотым, а ночью оно залито искусственным светом.

Мечеть Фейсал в Исламабаде

Самая большая мечеть в Юго-Восточной и Южной Азии и четвертая по величине мечеть в мире. Строительство мечети началось в 1976 году Национальной строительной организацией Пакистана. Финансировалось оно правительством Саудовской Аравии. Стоимость проекта составила приблизительно $120 млн. Король Фейсал ибн Абдель Азиз ас-Сауд способствовал финансированию строительства храма, поэтому и мечеть, и дорога, ведущая к ней, были названы его именем. Автор проекта создал конструкцию, напоминающую бедуинскую палатку вместо традиционных куполов. С четырех сторон главного зала построены минареты высотой 90 метров. На входе в мечеть расположен небольшой внутренний двор с маленьким круглым водоемом и фонтанами. Стены этой мечети покрыты белым мрамором и украшены мозаикой, каллиграфией и удивительными люстрами в турецком стиле. Молитвенный зал способен вместить 10 тыс. верующих. Есть дополнительный зал для 24 тыс., еще 40 тыс. могут разместиться во внутреннем дворе.

Голубая мечеть или Мечеть Султанахмет

Одна из самых красивых мечетей Стамбула. Считается современным чудом света. Мечеть насчитывает шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких — на внешних углах. Она считается одним из величайших шедевров исламской и мировой архитектуры. Строительство мечети началось в 1609 году и завершилось в 1616 году. Мечеть может вместить до 10 тыс. человек.

Мечеть Джама Масджид.

Храм построен в 1650-1656 годах во времена могольского императора Шах Джахана, который также является инициатором строительства знаменитого Тадж Махала. Название «Джама» происходит от слова «Джаммах» — так называется еженедельная служба, которая проводится в полдень каждую пятницу. Джама Масджид имеет внушительные размеры и может вместить 25 тыс. человек. Она представляет собой комплекс из основного здания и окружающей внутренний двор высокой стены. Общие размеры — 8 058 метров на 549 метров. Во двор можно попасть через одни из трех ворот – Южные, Северные и Восточные, к каждым воротам ведет большая лестница, и каждая имеет различное количество ступеней, наиболее длинная состоит из 774 ступени и ведет к Северным воротам. Центральное здание имеет квадратную форму и построено на своеобразной платформе высотой 1,5 метра. На его крыше располагаются восемь куполов, украшенных белыми и лиловыми мраморными полосами. Два трехуровневых минарета мечети имеют высоту 41 метр и возведены из белого мрамора и красного песчаника. В каждом из них находится лестница из 130 ступеней.

Мечеть «Сердце Чечни»

Мечеть имени первого президента Чечни Ахмата Кадырова, которую еще называют Сердцем Чечни, построена в центре Грозного. В рейтинге крупнейших мечетей мира она стоит на 16-м месте. Храм построен в классическом османском стиле. Центральный зал мечети накрыт огромным куполом диаметром в 16 метров, высотой в 32 метра. Высота четырех минаретов по 63 метра — они считаются одними из самых высоких минаретов на территории России. Площадь мечети составляет 5 тысяч квадратных метров, а вместимость более 10 тыс. человек. Столько же верующих могут молиться в примыкающей к мечети летней галерее и площади. Расписывали эту мечеть мастера из Турции. Здание храма имеет повышенную сейсмоустойчивость. На прилегающей территории установлено несколько фонтанов, разбиты места для отдыха, аллеи. Высота молитвенной ниши в стене мечети — 8 метров в высоту и 4,6 метра в ширину. Стоит отметить, что она обращена в сторону Мекки, указывая верующим направление во время молитвы.

Мечеть Туркменбаши Рухы

Главная мечеть Туркменистана Туркменбаши Рухы построена на родине Сапармурата Ниязова – первого президента Туркменистана. Она расположена в селении Кипчак, что в 15 км от Ашхабада. Гигантская мечеть поражает воображение, впечатляет красотой и величием, но оставляет странное впечатление подавленности от увиденного. Это огромное сооружение, сплошь облицованное белым мрамором, было построено специально приглашенными французскими архитекторами и строителями и обошлось государственной казне в $100 млн. Мечеть занимает площадь в 18 тыс. кв. м., высота потолков достигает 55 метров, а высота отдельно стоящих четырех ее минаретов – 80 метров. Одновременно там могут молиться семь тысяч мужчин и три тысячи женщин. В здании располагаются еще восемь входов, перед каждым из которых возвышаются арочные ворота и разбиты каскады фонтанов. В мечети предусмотрен подогрев пола, который выполнен в форме восьмиконечной звезды и покрыт ковром площадью 215 квадратных метров. На территории мечети есть специальные помещения для омовений и проведения ритуальных мероприятий на 5 тыс. человек. Недалеко от мечети построена подземная автостоянка, рассчитанная на 100 автобусов и 400 автомобилей. Стены мечети украшены не только изречениями из Корана, но и цитатами из книги Сапармурата Ниязова «Рухнама».

Хазрет Султан

Соборная мечеть в Астане – крупнейшая в Центральной Азии. По предложению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева мечеть назвали «Хазрет Султан», что означает «Святейший Султан». Ее окружают четыре минарета, каждый высотой по 77 метров. Одним из архитектурных достоинств новой мечети также являются 10 куполов. Само здание построено в классическом исламском стиле с применением традиционных казахских орнаментов. Она может вместить до 10 тысяч человек. Стоимость строительства храма составляет $6 млн 840 тыс. Эти деньги выделил эмир государства Катар.

Мечеть Бишкека.

В настоящий момент и в столице Кыргызстана — Бишкеке строится крупнейшая мечеть. Как заверяет Духовное управление мусульман Кыргызстана, новая центральная мечеть будет достроена через полтора — два года. Участок для ее строительства выделен еще в 2009 году, она занимает 3,5 гектара. Ранее планировалось, что строительство завершится к 2012 году, однако в данное время закончены только каркасные работы. Деньги выделяет Турция. По предварительным данным, на проведенную работу потрачено $10 млн. Высота минаретов достигнет 60 метров, мечеть украсят камнями, мрамором, а декор выполнят в турецком стиле. Она рассчитана на 10 тыс. человек.

Источник: www.vb.kg

Ислам – это правило жизни, но Ислам не отягощает других своими правилами. Аллах повелевает мусульманам в Священном Коране нести людям мир, добро и братскую любовь.

Мир и веротерпимость мусульман по отношению к представителям других конфессий тоже являются неоспоримым историческим фактом, который длился на протяжении всей истории Ислама. Но в последнее время было сделано очень многое, чтобы скрыть эту истину и объявить Ислам причиной чуть ли не всех бед на земле.

На мусульманских землях всегда жили иудеи и христиане, у них были свои школы, они сохраняли свои культурные и религиозные особенности. И сегодня тоже в арабских странах арабы-христиане и арабы-мусульмане живут в мире. Всего на Ближнем Востоке и в Северной Африке существуют 28 христианских конфессий, насчитывающих около 15 миллионов верующих.

Крупнейшая община арабов-христиан – это проживающие в Египте копты (5–8 миллионов человек). Значительная община арабов-христиан проживает в Ливане, Сирии, есть они и в Израиле, в Ираке и в Иордании. Под охраной и особым статусом находятся церкви и синагоги. Арабы-христиане так же, как и арабы-мусульмане, произносят имя Бога: Аллах.

Правда, в Египте во время процессов, названных «арабской весной», была совершена провокация, направленная против коптов. Но дружба мусульман и христиан Египта оказалась сильнее, поэтому удалось избежать серьёзного конфликта. Однако угроза новых провокаций остаётся.

Нет принуждения в Исламе!

Если бы Ислам призвал к насилию и принудительному обращению людей в свою веру, то с момента начала распространения пророческого призыва Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и до наших дней на Ближнем Востоке, наверное, не осталось бы иноверцев.

Религия Аллаха запрещает принуждение. До прихода Ислама мир ещё не сталкивался со столь терпимым и уважительным отношением к представителям других конфессий. В это время в Европе господствовал мрачный период религиозных войн, и насилие и принуждение было нормальным явлением. Европа была во мраке религиозного фанатизма и варварства, в то время как исламский мир был без преувеличения самой высокоразвитой и процветающей цивилизацией мира.

Мусульмане, как повелевалось им в Коране, всегда были веротерпимы и милосердны по отношению к людям Писания. Если даже кто-то из мусульман нарушал права и свободы немусульман, то исламская умма во главе с учёными осуждала этот поступок.

К сожалению, были в истории периоды, когда последователи различных конфессий, забыв свои обеты, творили несправедливость в отношении иноверцев. Истина, однако, состоит в том, что подобные действия в корне противоречат духу Ислама, который наставляет правоверных на путь справедливости и терпимости.

Один храм на двоих

В Турции, в юго-восточной провинции Хатай (Haay), вдоль сирийской границы, можно наблюдать удивительную картину, где переплетены символы многих конфессий. Обычное явление, когда мечети, церкви и синагоги расположены на одной улице или прямо друг на друге. В деревне Йогунолюк (Yoğnolk) (район Самандаг (Samanda), например, есть армянская церковь, которая, как полагают, была построена между 1633 и 1646 годами. Особенностью этой церкви является то, что на втором её этаже мечеть! Дело в том, что второй этаж был построен в более позднее время и сегодня является действующей мечетью.

Церковь была построена и использовалась армянами, теперь находится в ведении местных властей.

Цементный минарет мечети был построен на каменной кладке церкви в 1940-е годы. Все новые постройки были сделаны без нанесения вреда оригинальной архитектурной структуре церкви. В настоящее время церковь главным образом посещается армянами, а также туристами.

«У этих двух храмов различная архитектура и различные входы; ни один из них не вредит другому», – говорит имам мечети Мухаммад Гулистан.

 «Туристы бывают сильно удивлены, увидев церковь-мечеть. Им нравится, что храмы двух различных религий стоят вместе. Но церковь очень старая и нуждается в срочном ремонте», – говорит имам. По его словам, реконструкция церкви помогла бы деревне привлечь больше туристов.

Таким образом, церковь с мечетью на втором этаже являются теперь символом провинции Хатай.

Но более известное и грандиозное по своим масштабам мирное взаимодействие и сосуществование представителей двух конфессий было представлено человечеству на примере церкви святого Иоанна в Сирии.

Мусульмане пришли в этот регион в 636-м году, и у них не было своего храма для совершения богослужения. И тогда они договорились с местными христианами и с их согласия начали совершать пятничный намаз в этой церкви, причём церковь продолжала считаться христианской. Люди Писания совершали свои богослужения по воскресным дням. Последователи двух вероисповеданий в мире и согласии для служения Богу использовали один храм. Позже, при омейядском халифе Аль-Валиде , церковь была куплена у христиан.

Теперь мы её знаем как Большую мечеть Дамаска, также известную как Мечеть Омейядов. Это одна из крупнейших и старейших мечетей в мире. Она расположена в старом городе Дамаска и представляет собой большую архитектурную ценность.

Мечеть содержит сокровищницу, в которой, как говорят, находится голова Пророка Яхьи (Иоанна Крестителя), почитаемого как христианами, так и мусульманами. В мечети также находится могила Салах-ад-Дина Аюби, расположенная в небольшом саду, примыкающему к северной стене мечети.

Высочайшая культура, чувство красоты и гармонии, глубокий ум и мудрость, которую даровал верующим Аллах в Коране, озаряли собой всё человечество. Мусульмане несли с собой веротерпимость, справедливость, науку и просвещение, эстетику, чистоту жизни и процветание. Ислам – это свет, озаряющий людям благородный путь истины и красоты.

После второго пришествия Пророка Исы (Иисуса) люди Писания, разделённые сегодня на разные конфессии, объединятся вокруг единобожия и последуют за истинной.

Источник: islam.ru

Основа религии, молитва

Так, для всех мусульман един закон Всевышнего. Ежедневная пятикратная молитва и в неделю один день считаются священными, этот день у мусульман — пятница. В пятницу все мужчины собираются в мечети для совершения пятничной молитвы, это тоже один из пунктов поклонения, предписанный им Господом и переданный пророком Мухаммедом. В мечети проходят молитвы не только пятничные. В любой день верующий может посетить это священное место поклонения для совершения обязательной и желательной молитвы.

Значение мечети в религии ислам

Итак, мечеть — это священное здание для богослужения мусульман. Первая мечеть была построена пророком Мухаммедом во время переселения из Мекки в Медину. До въезда в Медину пророк остановился в одном не слишком отдаленном месте под названием Куба, где дожидался двух своих сподвижников. Именно в этот период было начато масштабное строительство на то время благословенной мечети Аль-Куба. Эта великолепная мечеть сохранилась до наших дней.

Разностороннее предназначение мечети в Исламе

В те времена, еще с 620 годов по хиджре, мечеть являлась не только местом поклонения Аллаху, но и своего рода центром образования и продвижения религии Ислам. В принципе ясно, что такое мечеть, но вот все процессы, проходящие в ней, имели глубокие и мудрые решения. Например, бракосочетание и бракоразводный процесс. Так как в исламе развод считается неугодным Аллаху действием, то мусульмане всеми силами стремились сохранить рушившуюся семью, делая назидание супругам.

В плане обучения, в мечетях проходили не только лекции на религиозную тематику, но и уроки по различным вычислениям и общей математике. Путники могли найти в мечетях место для отдыха и ночлега. Так же проводились собрания жителей, такие собрания сохранились и по сей день. Жители решают важные вопросы касательно места их поселения или положения мусульман.

Дом Аллаха должен соответствовать этому великому толкованию!

Мусульманские мечети, фото которых восхищают даже иноверцев, располагают к посещению и радуют глаз многих, с каждым днем привлекая все больше внимания, поскольку в наше время редко встречается город, где не построена мечеть.

По своей архитектуре современная мечеть для мусульман удивляет восхитительными решениями в плане оформления и масштаба. Крыша мечети, как правило, представляет собой купол. Есть что-то схожее с церковью. Отличительной чертой мечети являются минареты. В зависимости от масштаба построения самой мечети, число минаретов варьируется от 2 и больше, однако не позволительно их возводить более 9. Одной из самых больших мечетей считается Аль-Харам. Эта мечеть построена вокруг одной из самых главных святынь в исламском мире, Каабы. Строительство и доработки в плане архитектуры в мечети Аль-Харам идут по сей день.

Правила и основы совершения молитв в мечети

В каждой мечети имеется угол для проведения проповедей, этот угол называется Минбар. Имам мечети каждую пятницу проводит наставляющие проповеди для мусульман. Также важным атрибутом любой мечети является Михраб, это угол, направленный в сторону Каабы. Во время совершения молитвы мусульмане встают строго по направлению к Каабе. Так повелено в исламе, совершать любую молитву необходимо, обратившись в сторону священной Мекки-Каабы.

Условия, которые необходимо выполнить для входа в мечеть

Во дворе мечети устанавливаются специальные раковины для совершения омовения, в больших мечетях таких раковин может насчитываться до 10 штук. Обустроены эти умывальные приспособления очень комфортно, дабы у верующего были все условия для полноценного омовения. Для мусульман вход в мечеть без омовения не приветствуется.

Внутренняя отделка мечетей восхищает изыском и красотой. Здесь есть многочисленные росписи на арабском ярким синим и красным цветом, узорные украшения в восточной тематике. В мечетях нет никаких изображений и ничего специфического, что могло бы отвлекать прихожан от основной духовной цели.

Пол в мечетях застелен коврами, поскольку молитву следует совершать без обуви. При входе в мечеть прихожане ее снимают и выставляют в ряд перед входом. Женщины наравне с мужчинами имеют право на посещение мечети, для женщин выстроен отдельный балконный этаж. С таких балконов можно наблюдать всю красоту мечети и одновременно соблюдать раздельное пребывание с мужчинами, как и положено в исламе. Возможно, после такого детального описания, у многих развеется вопрос о том, что такое мечеть, именно сейчас подходящее время найти ближайшую мечеть и понять, сколько мудрости и любви к Аллаху вкладывается в возведение этих зданий.

Разные мусульманские мечети, фото и описание их можно найти в интернете. Но для того чтоб понять масштаб этого религиозного возведения и его историческую и религиозную суть, нужно хотя бы раз посетить ее и окунуться в эту атмосферу.

Что такое мечеть для мусульман? Это намного больше, чем великолепная архитектура, это огромное духовное значение. Посещение мечети приносит мусульманам огромную пользу и награду от Аллаха.

Источник: www.syl.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.