В православном религиозном мире одно из главных мест занимает монастырь Сергия Радонежского, который выстроен в городе Сергиев Посад. Его многовековая история, святыни и богатая архитектура привлекают миллионы паломников ежегодно.

Месторасположение монастыря

Монастырь Сергия Радонежского Сергиев Посад  считает своей достопримечательностью, которая ныне носит название Свято-Троицкая Сергиева Лавра.


Ее официальный адрес: Сергиев Посад, Московская обл., 141300.

Как добраться на машине

В 70 км от Москвы находится крупный и привилегированный монастырь, за свои большие габариты получивший  статус Лавры. Если путь до него проделывать на личном автомобиле, то лучше двигаться по Старому Ярославскому шоссе. Монастырь находится в самом центре города, поэтому путь следует держать по проспекту Красной Армии.

Проехать святое место невозможно — его видно за счет множества золотых и голубых куполов. Личный транспорт можно оставить на любой из 3-х автостоянок, расположенных близ Лавры. Все они охраняемые. От  привокзальной площади города, где находятся железнодорожный и автобусный вокзалы, удобнее добраться пешком по ул. Сергиевская.

История монастыря

Основателями монастыря считаются Сергий Радонежский и его брат Стефан. В 1337 г. монахи возвели церковь и иные сопутствующие здания. Вплоть до XVII в. монастырь являлся крупным культурным и православным центром Руси. Монастырь стал местом жительства и создания известных работ писателей, живописцев, ремесленников.

Монастырь Сергия Радонежского, Сергиев Посад. Расписание богослужений, фото, история, адрес

Немаловажную роль монастырь играл в политической жизни Руси: был совещательным местом великих князей, способствовал организации народных ополчений.

Постепенно монастырь расстраивался и к современному времени вмещает в себя более 50 построек разного назначения, включая:


  • храмы и соборы;
  • усадьбы с постройками;
  • кельи монахов;
  • гостиницы и иные помещения для хозяйственных дел.

Монастырь Сергия Радонежского, Сергиев Посад. Расписание богослужений, фото, история, адрес

С 1917 г. до окончания Великой Отечественной войны Лавра не использовалась по назначению. С 1946 г. началось возрождение обители. В современное время Троице-Сергиева Лавра занимает лидирующее место в жизни русской православной церкви, является крупным культурным и религиозным центром, занесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Архитектор и внешняя отделка монастыря

Первый архитектор, начавший закладку главного колокола в 1741 г., считается московский Иван Мичурин. Строительство под его контролем затянулось на 30 лет.

Ныне монастырь выглядит в традиционно белых тонах стен, высота которых достигает на некоторых зданиях до 15 м, с разноцветными и золотыми куполами.

Монастырь Сергия Радонежского, Сергиев Посад. Расписание богослужений, фото, история, адрес

На музее, трапезных, кельях можно увидеть преобладание красного, зеленого и синего цветов. Заметное смешение стилей во внешней отделке, но все постройки органично вписаны и создают единое целое.


Архитектурный ансамбль монастыря

Свято-Троицкая Сергиева Лавра представляет собой религиозный ансамбль построек, накопившихся за многие века:

  • Главный атрибут монастыря — 88-метровая колокольня. Пятиярусное сооружение имеет более 50 колоколов различных размеров и тональности. За изящный силуэт и декорированный вид здание звонницы приравнено к памятникам.
  • Троицкий собор (XV в.). Белого цвета каменная постройка, которой предшествовал деревянный храм.
  • Успенский собор (XVI в.). Пятикупольное величественное сооружение, поражает и внутренней отделкой. Внешний вид собора создан на основе одноименного московского комплекса в Кремле.
  • Церковь Пр. Зосимы и Савватия Соловецких (XVII в.)
  • Храм в честь Рождества Святого Иоанна Предтечи (XVII в.), воздвигнут на месте Надвратной церкви. Аристократично и парадно стилизованны Царские Чертоги.
  • Церковь во имя Пр. Михея Радонежского, Смоленской иконы Богоматери, здание Митрополичьих покоев (XVIII в.).

По периметру окружавшей стены (XIV в.) встроены 11 башен, которые образовали вокруг монастыря изломанную четырехгранную геометрическую фигуру. Дополняют слаженный комплекс Водяная башня и Пафнутьев сад,  расположенные за стенами Лавры.

Монастырь Сергия Радонежского, Сергиев Посад. Расписание богослужений, фото, история, адрес

Здесь же на территории находится Московская духовная семинария, корпус построен в конце XIX в. в качестве  богомольной больницы при храме Прп. Иоанна Лествичника.

Внутреннее убранство

Монастырь Сергия Радонежского Сергиев Посад преображает своей величественностью и статностью. Роскошь соборов видна не только снаружи, но и во внутреннем убранстве. Все здания Лавры созданы в разное время и, соответственно, разнопланово стилизованы. Однако каждый храм, церковь, усыпальня завораживают красотой отделки. Троицкий собор является центром Лавры.

Цветовое оформление его в золотых тонах. От пола до куполообразного потолка по кругу в 5 ярусов изображены иконы, которые идут сплошным рядом и не разделены присущими им рамками. Росписью Свято-Троицкого собора занимались известные иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Однако подлинники изделий не дошли до наших дней, но спустя 2 века были восстановлены и приближены к оригиналу.

Монастырь Сергия Радонежского, Сергиев Посад. Расписание богослужений, фото, история, адрес

В центре собора в позолоченной раке покоятся нетленные мощи Сергия Радонежского.


Трапезная церковь, служившая для богослужений и торжественных обедов царей, как снаружи, так и внутри представляет стиль русского барокко. Внутреннее убранство поражает роскошью отделки: от лепнины до росписи. Иконостас и религиозная атрибутика традиционно выполнены в цвете золота, купольный потолок и плиточный пол — в комфортных пастельных тонах.

Святыни и мощи монастыря

Монастырь Сергия Радонежского (Сергиев Посад) хранит в своих зданиях для богослужения и открытых для прихожан мощи 9 святых:

Монастырь Сергия Радонежского, Сергиев Посад. Расписание богослужений, фото, история, адрес


Имя святого и вид  хранения мощей Собор (церковь)

хранения

Рака с мощами пр. Сергия Радонежского Троицкий собор
Рака с мощами пр. Максима Грека Духовская церковь
Рака с мощами пр. Антония (Медведева) Духовская церковь
Рака с мощами св. Иннокентия Московского Успенский собор
Рака с мощами св. Макария (Невского) Успенский собор
Мощи св. Серапиона Новгородского в земле, пустое надгробие для поклонения в церкви Никоновская церковь
Мощи св. Иоасафа Московского в земле, пустое надгробие для поклонения в церкви Никоновская церковь
Мощи пр. Дионисия Радонежского в земле, пустое надгробие для поклонения в церкви Никоновская церковь
Мощи пр. Михея Радонежского в земле, пустое надгробие для поклонения в церкви Михеевская церковь

Наставники

Учителем, наставником, а позже и основателем монастыря считается Сергий Радонежский. Смиренный и кроткий еще с подросткового времени, Сергий  изо дня в день познавал библейские заветы, науку и грамотность, и считался очень образованным человеком.


Монастырь Сергия Радонежского, Сергиев Посад. Расписание богослужений, фото, история, адрес
Первый, кто основал и возглавил монастырь Сергия Радонежского стал сам Сергий.

Позже его приравняют к святым в помощь всем учащимся. Несмотря на его отшельничество, он был гуманным человеком. Его примеры человеколюбия дошли до наших дней и стали традицией для служителей Лавры. Ученики и последователи его наставлений открыли много монастырей по стране.


Расписание служб, режим работы

В монастырь можно попасть на любое богослужение. Каждый собор, храм  и церковь имеет свое расписание служб. Самая ранняя литургия читается с 05.00 ч., начало вечерних молебен — в 18.30 ч.

Монастырь Сергия Радонежского, Сергиев Посад. Расписание богослужений, фото, история, адрес

Расписание богослужений составляется на неделю (Седмица) с учетом православных праздников и постов, его можно узнать в самой Лавре либо на официальном сайте, с указанием храма, в котором будет проходить служба. Для экскурсий, свободного посещения и молитвенной процессии монастырь открыт с 5.00 до 21.00 ч., в православные праздничные дни — круглосуточно.

Правила посещения монастыря

Сергиевопосадский монастырь Сергия Радонежского, известный далеко за пределами России, в первую очередь — место для проведения молитв и религиозных обрядов, и только потом музей и памятник культуры и многовекового искусства. Служители настоятельно рекомендуют паломникам придерживаться традиционных церковных правил, чтобы сохранить атмосферу и суть православного верования.

Они такие:

  • внешний вид посетителя — закрытая одежда (исключить шорты, короткие юбки, глубокий вырез на груди), по возможности спокойные тона в цветовом исполнении, без головных уборов. Для женщин дополнительные условия: покрытая голова, низ одежды должен исключить брючные варианты, спокойный макияж;
    Монастырь Сергия Радонежского, Сергиев Посад. Расписание богослужений, фото, история, адрес

  • на территории Лавры запрещены телефонные звонки и разговоры;
  • не фотографировать внутреннее убранство храмов, так как фотовспышка наносит невосполнимый вред старинным фрескам, а также процессию богослужений, так как это создает помехи для монахов при проведении службы;
  • посетителей с детьми просят не оставлять чад без присмотра во избежания травматизма, нанесению вреда.

Престольные праздники

Ежегодно в праздник обретения мощей преподобного Сергия Радонежского в обители проводится благотворительный обед для гостей Лавры. Трапеза начинается после последней утренней службы в 11.00 ч. и продолжается до 17.00 ч. Обед проводится за длинными столами под открытым небом. Готовка угощений  — также на улице, всегда трудятся около 4 полевых кухонь.

Монастырь Сергия Радонежского, Сергиев Посад. Расписание богослужений, фото, история, адрес

Такую традицию зародил в монастыре его основатель Сергий Радонежский, он прославлял совместную трапезу монахов и гостей Молитвенных домов, как единение с Богом. Вот уже 7 столетий его традиция бережно передается от поколения к поколению.

Интересные факты про монастырь


Старинные богомольные места обрастают слухами и таинствами. Некоторые — вполне правдивые и имеют достоверные источники подтверждения этому. Не исключением стал и монастырь Сергия Радонежского. Известно, что огромное количество паломников в любое время года шли к святому месту. Среди них были и русские цари.

Так, религиозная Елизавета Петровна решила преодолеть расстояние в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру пешком от Москвы. Однако такой путь проделала она не сразу. По мере сил проходила около 3 километров в день, далее отправлялась обратно во дворец в карете. На следующий день извозчик привозил императрицу в карете на то место, где она накануне закончила путь.

И таким образом Елизавета Петровна добралась до Лавры за несколько месяцев. Во все времена колокольне Лавры принадлежал самый большой колокол. Ныне восстановленный после разрушений звонарь массой более 70 т находится на самой вершине колокольни и действует до сих пор. За свою масштабность и тяжеловесность получил имя Царь-колокол.

Монастырь Сергия Радонежского, Сергиев Посад. Расписание богослужений, фото, история, адрес

Однако в советские годы во время религиозных гонений все колокола монастыря, в том числе и Царь-колокол, были разрушены. Аналог звонаря создан в 2004 г. на Балтийском судостроительном заводе. Месторасположение монастыря, наличие в его покоях богатых и ценных украшений и предметов искусства искушали кочевников и разорителей.

Поэтому в подземном пространстве Лавры проделаны различные ходы, которые соединяют храмы, церкви и скиты между собой. Доподлинно учеными не подсчитан километраж подземных путей, также не проводилась проверка их эксплуатационного состояния. Однако подтверждающие источники говорят о том, что ходами пользовались во вторую мировую войну.

В апреле 1931 г. городские власти Сергиева Посада (в то время город именовался Загорском) своим решением запрещали колокольный звон в пасхальные дни. Звонари настолько  громко трезвонили, что заглушали работу в учреждениях, предприятиях и школах, которые находились рядом с церквями.

Информация для посетителей

Для иногородних посетителей паломническая поездка может продлиться более одного дня. Для знакомства с культурой и историей страны и совершения религиозных обрядов организаторы предлагают остановиться на ночлег близ Лавры: гостиницы Вознесенская и Старая.

Монастырь Сергия Радонежского, Сергиев Посад. Расписание богослужений, фото, история, адрес

Условия не отличаются роскошью, однако все необходимое для проживания имеется: новая и комфортная мебель, чистые санузлы, комнаты рассчитаны на 2-8 человек. Немаловажный фактор  выбора пансионатов — шаговая доступность до обители. Для организованных групп предусмотрены комплексные завтраки и обеды в трапезной, с учетом расписания ранних литургий и иных богослужений.

Так, время начала литургии в храмах:

  • в Троицком соборе — в 6:30 ч.;
  • в Трапезном храме и Успенском соборе — в 6:00 ч. и 8:30 ч.

Всенощное бдение в молитвенных домах — с 17:00 ч. Исповедь начинается в 6.00 ч. и в 9.00 ч. в зависимости от начала литургии и проводится в Надвратном храме в честь Рождества Святого Иоанна Предтечи (2 этаж).

Монастырь Сергия Радонежского, Сергиев Посад. Расписание богослужений, фото, история, адрес

Монастырь Сергия Радонежского является достопримечательностью не только Сергиев Посада, но и столицы. За масштабность построек и количество служителей церкви получил статус Лавры — самой крупной в России.  Возможно, лучше один раз увидеть и прикоснуться к его величию, чем много раз услышать.

Автор: Анна Данина

Оформление статьи: Лозинский Олег

Источник: touristam.com

Список мощей Троице-Сергиевой лавры.

В Свято-Троицкой Сергиевой лавре хранятся мощи девяти святых:

Лик святости Имя святого Храм Вид хранения
преподобный Сергий Радонежский Троицкий в раке
преподобный Максим Грек Духовская в раке
преподобный Антоний (Медведев) Духовская в раке
святитель Иннокентий Московский Успенский в раке
святитель Макарий (Невский) Успенский в раке
святитель Серапион Новгородский Никоновская под спудом
святитель Иоасаф Московский Никоновская под спудом
преподобный Дионисий Радонежский Никоновская под спудом
преподобный Михей Радонежский Михеевская под спудом

Пояснения к списку святых мощей Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Преподобный — лик святости для святых из монашествующих.
Святитель — лик святости для святых из епископского (архиерейского) чина.
Рака — сосуд для хранения мощей святых. Обычно изготавливается в форме гроба. Рака может открываться для поклонения.
Под спудом — форма хранения мощей в глухо запечатанных раках. Мощи под спудом не открываются для поклонения. Чаще всего мощи остаются в земле и над ними устанавливается пустое надгробие без открывающейся крышки.
Крипта, или нижняя церковь — одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников.

Мощи преподобного Сергия Радонежского.

Не умаляя значения ни одного из святых, чьи мощи покоятся в Троице-Сергиевой лавре, а единственно с целью раскрытия темы лавры отметим некоторые факты из истории мощей преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный Сергий Радонежский умер 25 сентября (8 октября нов.ст.) 1392 года. Святой смиренно завещал положить свое тело не в церкви, а на общем монастырском кладбище вместе с другими. Однако авторитет Сергия и любовь к нему братии заставили их обратиться за советом к митрополиту Киприану, который и повелел похоронить Сергия в Троицкой церкви. Так было положено начало посмертного почитания преподобного Сергия Радонежского.

Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского.

5 (18 нов.ст.) июля 1422 года, через 30 лет после смерти Сергия, в связи с постройкой на месте старой деревянной Троицкой церкви новой каменной останки святого были извлечены и предстали в нетленном виде. Этот день отмечается как день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Деревянный гроб, в котором тело преподобного находилось в земле первые 30 лет хранится как святыня в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. Сейчас он закрыт стеклянным саркофагом, поскольку, прикладываясь к нему, многие верующие старались откусить частицу святыни.

Канонизация Сергия Радонежского.

Официальной процедуры канонизации святых в православной церкви до 1547 года, когда прошел первый Макарьевский собор, не было. Но почитание Сергия Радонежского уже возникло и с 1439 начались попытки как-то закрепить его статус святого. Однако сделать это почти 10 лет не удавалось как по политическим — пленение великого князя Василия Темного, так и по внутрицерковным причинам – отсутствие официального митрополита на Руси. Тем не менее, уже в 1448 году появляются княжеские грамоты, в которых Сергий Радонежский упоминается в качестве местночтимого святого. Точная дата общегосударственной канонизации Сергия также не известна. Предполагается, что это произошло в период с 1449 по 1452 годы, а документом, свидетельствующим об этом, считается грамота митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке.

В связи с канонизацией Сергия Радонежского необходимо упомянуть мнение преподобного Максима Грека, который открыто высказывал сомнения в святости Сергия. Причина сомнений была в том, что Сергий, как и московские святители «держали города, волости, сёла, собирали пошлины и оброки, имели богатства».

В 1585 году мощи преподобного Сергия Радонежского перекладывают из деревянной раки в серебряную золоченую раку, изготовленную по заказу Ивана IV Грозного. Сам царь к этому времени уже умирает (18 (28 нов.ст.) марта 1584 года).

В 1737 году по заказу императрицы Анны Иоанновны над ракой с мощами преподобного ставится серебряный балдахин.

За весь дореволюционный период мощи преподобного Сергия Радонежского покидали лавру 3 раза:

  • 1709 год – во время пожара мощи вынесли на Красногорскую площадь перед лаврой.
  • 1746 год – во время пожара мощи вынесли на окраину города.
  • 1812 год – во время войны с Наполеоном мощи были вывезены в Кирилло-Белозерский монастырь.

Вскрытие мощей Сергия Радонежского.

20 января (2 февраля нов.ст.) 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Декрет вступил в силу через три дня 23 января (5 февраля нов.ст.) 1918 года и был отменен постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1990 года. Специально для реализации этого декрета в Народном Комиссариате Юстиции (НКЮ) был организован V отдел (позже стал отделом VIII) во главе с товарищем П.А.Красиковым. Интересен тот факт, что одним из членов комиссии по подготовке декрета и даже его возможным инициатором был священник (!) Михаил Галкин, настоятель церкви Преображения Господня в Петрограде.

Этим декретом большевики запустили общегосударственную антирелигиозную кампанию результатом которой стали разграбление и закрытие большинства религиозных учреждений всех конфессий, а апофеозом ее стало физическое уничтожение, лишение свободы, высылки духовенства. Важным элементом этой кампании было вскрытие и изъятие из церквей мощей святых.

Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского состоялось в пятницу 11 апреля 1919 года, накануне Лазаревой субботы.

Перед этим 1 апреля 1919 года состоялось Общее собрание Совета рабочих и крестьянских депутатов Сергиева Посада, на котором фракция коммунистов внесла предложение о вскрытии мощей Сергия «считая, что мощи Сергия являются средством пошлой эксплуатации малосознательных масс и почвой для злостной агитации черного духовенства» (цитата из протокола собрания).
4 апреля 1919 года Московский губисполком утвердил решение Сергиевского совета депутатов от 1 апреля 1919 года о вскрытии мощей Преподобного Сергия.

Однако и до этого собрания было понятно, что мощи преподобного Сергия будут вскрыты, поскольку в советской прессе широко освещались десятки уже произведенных вскрытий и было ясно, что это возведено в ранг государственной политики.

Предвидя надвигающиеся события в Крестопоклонную неделю профессор Московской Духовной Академии (располагалась в Троице-Сергиевой лавре) и настоятель академического Покровского храма иеромонах Варфоломей произнес проповедь о возможной угрозе вскрытия мощей Сергия и призывал молящихся подписываться под обращением о сохранении мощей. На следующий день тот же иеромонах Варфоломей произнес еще более пламенную проповедь, в которой сказал, что в России появился антихрист и что «Христа сейчас в России распинают вторично». Монахи лавры стали собирать подписи граждан за сохранение мощей. Всего было собрано около 5000 подписей, что вероятно, составляло почти все грамотное население Сергиева Посада, поскольку всего в то время в городе проживало около 20 000 человек. (10 июля 1935 года Варфоломей был расстрелян в Бутырской тюрьме.)

Но машину коммунистического антирелигиозного террора остановить уже было невозможно.
11 апреля в исполком Сергиева Посада (Сергиев Посад тогда был переименован в Сергиев) стали собираться приглашенные на вскрытие мощей представители волостей и духовенства. О том, что именно будет происходить приглашенных не известили, но некоторые догадывались.

Во избежание возможных волнений рота курсантов, размещавшаяся в лавре, заняла все колокольни лавры, ворота и выставила посты на стены. У монахов были изъяты ключи от помещений лавры.

Народ стал собирался на Красногорской площади перед входом в лавру. Позади них выстроилась конная милиция.

После 17 часов представители власти и приглашенные заходят в лавру и идут актовый зал Духовной академии. Сюда же приходит наместник лавры архимандрит Кронид.

Председатель исполкома О.Г. Ванханен сообщает Крониду о том, что будет производится вскрытие мощей и желательно, чтобы это сделали сами представители духовенства. Кронид отказывается лично вскрывать мощи и сообщает, что мощи будет вскрывать благочинный лавры иеромонах Иона.

Все переходят в Троицкий собор. Народу собралось много. Сюда же допустили делегированных от толпы перед лаврой верующих. Устанавливается аппаратура для кино и фото съемки.

В 20 часов 50 минут начинается вскрытие мощей Сергия Радонежского.
В 22 часа 50 минут вскрытие завершается.

Вся процедура снимается на кинокамеру под руководством режиссера Льва Кулешова. К сожалению, качество съемок оказалось плохим и не все моменты вскрытия видны. Среди верующих этот факт интерпретировался как одно из чудес преподобного.

Кадры из этого фильма доступны в Интернете: Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского.

После вскрытия мощи преподобного Сергия Радонежского были оставлены на прежнем месте и вместе с Троицким собором перешли в образованный историко-художественный музей.

Глава Сергия Радонежского.

История вскрытия мощей преподобного Сергия Радонежского содержит еще один интересный и важный момент:
Священнику отцу Павлу Александровичу Флоренскому, профессору Московской Духовной Академии, от тещи одного их комиссаров Сергиева Посада стало известно о готовящемся вскрытии мощей преподобного Сергия Радонежского. Последовавшие за этим события доподлинно неизвестны и сохранились только в виде семейного предания потомков П.Флоренского. По одной из версий предполагается, что Флоренский, будучи обеспокоен сохранностью мощей преподобного Сергия, сообщил полученные сведения наместнику лавры архимантриту Крониду (К.П.Любимов) и графу Ю. А. Олсуфьеву, члену Комиссии по охране памятников истории и старины Троице-Сергиевой лавры. Затем они тайно проникли в Троицкий собор и отделили главу (череп) святого, которую заменили головой (черепом) погребённого в соборе князя Трубецкого. Главу Сергия Радонежского спрятали в ризнице, откуда затем граф Олсуфьев переместил ее в дубовый ковчег и перенёс к себе домой.

Когда именно было произведено отделение главы, до вскрытия мощей или после, точно неизвестно, поскольку никаких документов нет и быть не должно было. Устные свидетельства потомков Павла Флоренского несколько противоречивы. Предположительно отделение главы святого от основного массива мощей могло произойти в период от нескольких дней до вскрытия мощей до конца марта 1920 года, когда власти планировали перевезти мощи из Троице-Сергиевой лавры в один из московских музеев. Однако сам факт отделения главы не оспаривается.

Олсуфьев хранил ковчег с головой святого у себя в доме, а в 1928 году закопал его в саду и уехал в Москву. К сожалению, дальнейшая история сохранения святой реликвии становится еще более неоднозначной и по этой причине я ограничусь только констатацией того, что в 1946 году мощи преподобного Сергия Радонежского были воссоединены с главой.

Все участники тайного отделения главы преподобного Сергия Радонежского впоследствии были арестованы и расстреляны:

  • Архимандрит Кронид (Константин Петрович Любимов) – расстрелян 10.12.1937 на полигоне в Бутово. В 2000 году причислен к лику святых.
  • Павел Александрович Флоренский – расстрелян 8.12.1937 года под Ленинградом
  • Юрий Александрович Олсуфьев — расстрелян 14.03.1938 на полигоне в Бутово

Об истории сохранения главы Сергия Радонежского снят документальный фильм Пятое клеймо. Тайна Сергиева Посада.

Эвакуация и возвращение мощей Сергия Радонежского.

Осенью 1941 года мощи, наряду с другими ценностями Троице-Сергиевой лавры были эвакуированы в город Соликамск. В 1946 году перед Пасхой часть Троице-Сергиевой лавры была возвращена Московской Патриархии, в том числе были возвращены и мощи преподобного Сергия с ракой и балдахином. Но Троицкий собор все еще оставался в составе Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника и мощи временно расположили в Успенском соборе лавры. В настоящее время мощи преподобного Сергия Радонежского покоятся на своем историческом месте в Троицком соборе.

Источник: www.gbxtour.ru

Видео: Троице-Сергиева Лавра

История Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Эрнест Лисснер. «Троице-Сергиева лавра»

Судьба Лавры тесно переплетена с именем Сергия Радонежского. Подвижник перенес идею общего монастырского служения из Киевской Руси севернее, в Московское княжество. В 1337 году Варфоломей, будущий Сергий, с братом поселились в глухих местах в 3 часах пути к северо-востоку от Покровского Хотькова монастыря, где приняли постриг их родители. Вскоре к мужчинам присоединились другие верующие, а импровизированное поселение быстро обзавелось деревянным храмом Святой Троицы и хозяйственными службами. Впоследствии, когда Варфоломей стал монахом Сергием и занял пост игумена, вокруг монастыря образовался городок, ставший основой современного Сергиева Посада. Деревянные храмы были разрушены во время нашествия Едигея, в XV веке появились первые каменные сооружения. Монастырь разрастался, пока в 1744 году не получил статус Лавры, высший в православной иерархии монастырей. После революции монахов выселили из монастыря, но с 1946 года религиозная деятельность была возобновлена. Во второй половине ХХ века комплекс пережил глобальную реконструкцию.

Панорама Троице-Сергиевой Лавры Троицкий собор

Достопримечательности Троице-Сергиевой Лавры

На территории монастыря расположено около 50 объектов, построенных в разное время. Чтобы осмотреть их, а тем более посетить церковные службы, одного скоротечного визита явно недостаточно. Туристам рекомендуется остановиться в гостиницах и хостелах в окрестностях обители и уделить знакомству с достопримечательностями монастыря несколько дней.

Троицкий собор

В старейшем культовом сооружении комплекса, возведенном в XV веке, хранится главная святыня монастыря, предмет поклонения православных паломников со всей страны – чудотворные мощи преподобного Сергия. Белокаменный храм с золотыми куполами был расписан Андреем Рублевым, но подлинники фресок не сохранились. О былой красоте изображения можно судить только по более поздним копиям. Одноглавая белая церковь, скромно замершая по соседству с собором, построена над могилой Никона Радонежского, верного ученика и преемника Сергия.

Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Успенский собор

По замыслу крестившегося в Лавре Иоанна Грозного представительный Успенский собор должен был повторять очертания одноименного храма из ансамбля Московского Кремля. Однако новое здание стало не просто копией уже существующего, но самобытным произведением искусства: над оформлением иконостаса трудился знаменитый мастер Симон Ушаков, фрески выполнили выдающиеся представители московской иконописной школы. И здесь не обошлось без исторических захоронений: у стен Успенского собора сохранилась могила Бориса Годунова.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

Ажурная пятиярусная колокольня, спроектированная архитектором Дмитрием Ухтомским в середине XVIII века, по праву считается самой красивой в России. Когда-то здесь звучали десятки колоколов, но после революции они были безжалостно уничтожены и восстановлены только в XXI веке. Самый крупный из них, Царь-колокол, весит более 70 тонн.

Малые церкви и другие сооружения

Миниатюрную Духовскую церковь возвели в XV веке заезжие мастера из Пскова. Ее звонница расположена прямо под куполом, что совершенно нетипично для московской архитектуры. Богато декорированный надвратный Предтеченский храм построен над восточным входом в монастырь по инициативе купцов Строгановых. Праздничное красно-белое здание стало выдающимся образцом барочной русской архитектуры. Самая миниатюрная церковь комплекса, Михеевская, появилась в XVIII веке на том месте, где Сергию Радонежскому когда-то явилась Богородица. Рядом с Успенским собором с 8 утра до 8 вечера открыта нарядная часовня: ее возвели над источником целебной воды.

Троице-Сергиева Лавра с высотыБелокаменные стены ЛаврыУсыпальница Годуновых План территории лавры с достопримечательностями

Информация для туристов

Благодаря удачному расположению ансамбль Лавры хорошо просматривается из разных точек Сергиева Посада. Добраться в город проще всего из Москвы на электричке, идущей с Ярославского вокзала, или на автобусе от Щелковского автовокзала. От сергиево-посадского железнодорожного вокзала до восточного входа в монастырь 15 минут пешком в северо-западном направлении, от автовокзала, расположенного на той же линии, путь еще короче. Вход на территорию комплекса бесплатный, но при посещении принято оставлять небольшие пожертвования.

Уточья башня

Правила поведения в Лавре

Поскольку Троице-Сергиева Лавра прежде всего действующий монастырь, к поведению и внешнему виду посетителей предъявляются строгие требования. Женщины должны быть одеты в юбки или платья без декольте, закрывающие колени. В этот день лучше обойтись без макияжа и повязать платок на голову. Мужчинам не следует появляться в храмах в шортах и бриджах. На территории Лавры, в ее ресторанах, кафе и гостиницах запрещено курить и употреблять алкоголь. Фотосъемка разрешена с некоторыми ограничениями: нельзя снимать службу и монахов, даже просто проходящих по двору, внутри зданий не используют фотовспышку, чтобы не повредить настенным росписям.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери

Где остановиться

Лавре принадлежит несколько недорогих гостиниц для паломников на территории Сергиева Посада. Гостиница «Вознесенская» с 4-8-местными номерами и удобствами на этаже открыта в 10 минутах ходьбы к юго-востоку от Лавры в заметном издалека ярко-красном здании на одноименной улице. Поток желающих поселиться в этом хостеле всего за 300-350 рублей в сутки всегда велик, поэтому места бронируют минимум за месяц. Примерно на таком же расстоянии к северо-востоку от Лавры, на проспекте Красной Армии, расположена гостиница «Старая Монастырская», построенная почти 200 лет назад на живописном берегу Белого пруда. Это классический отель со всеми удобствами с номерами от эконом-класса до люксов. В обоих корпусах можно полноценно пообедать, утолить легкий голод свежей монастырской выпечкой можно в кафе прямо в Лавре, во время экскурсий.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Религиозные службы

Православный канон запрещает монастырям проводить обряды отпевания, венчания, крещения, но в Лавре можно заказать заупокойные и заздравные молитвы за родных и близких. Ежедневные службы для паломников проходят в Троицком соборе: заутреня в 5-6 часов, затем каждые 2 часа акафисты преподобному Сергию. Дополнительную нагрузку в праздничные дни принимает на себя Успенский собор: в 17 часов здесь начинается Всенощное бдение, в 5:30 – Ранняя, а в 8:30 – Поздняя Литургия. На Пасху и во время Великого Поста расписание может меняться, поэтому паломникам рекомендуется предварительно уточнять информацию в телефонной справочной монастыря.

Источник: wikiway.com

Сергиев Посад.

Продолжение моей однодневной вылазки из Москвы начинается на железнодорожном вокзале Сергиева Посада, куда меня довезла электричка из Александрова. Про начало моего путешествия, что меня сподвигло на него, о городе Александров и Александровской слободе можно почитать в статье “На поезде в Александров, Александровская Слобода”. Подъезжая к Сергиеву Посаду, я заметил, что недалеко от станции очень красивый вид на Свято-Троицкую Лавру и решил дойти до этого места. Но сначала, к моему изумлению, на выходе с перрона мне пришлось пройти солидный кордон из полицейских с собаками и военнослужащих. Честно говоря, я и фотоаппарат побоялся вытаскивать, лица у всех были слишком уж серьёзные.
На привокзальной площади много кафе, тут и Макдональдс и Бургер Кинг, где можно перекусить. Пополнив свой запас необходимыми калориями, я пошёл искать смотровую площадку. Идти долго не пришлось, она находится в метрах 400 от вокзала. Только предупреждаю, что в дождь и с детьми повторять мой поход не стоит, нужно идти по грунтовой тропинке и вдоль железнодорожного полотна.

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Сергий Радонежский.

Посмотрев Свято-Троицкую Лавру со стороны, пора изучить её внутри. По пути в Лавру кроме огромного количества полицейских попадалось много паломников. Волею судьбы, я оказался в Свято-Троицкой Лавре во время большого праздника. Догадаться, что за праздник для меня не составило большого труда. Все улицы Сергиева Посада пестрели информационными стендами и плакатами, а на газонах были выложены праздничные надписи, утверждающие, что в этом году 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Празднования были назначены на 16, 17, 18, 19 и 20 июля 2014 года, а сегодня было 17-е июля. На самом деле, точная дата рождения преподобного не известна. Но известно, что либо 3 мая 1314 года, либо в мае 1322 года. Поэтому скорее всего в 2022 году нас ждёт ещё один юбилей, для верности. Число же 18 июля и окружающие его дни выбраны были не случайно. 18 июля (5 июля по старому календарю) 1422 года дата обретения нетленных мощей Сергия.

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

История Сергиева Посада.

История Сергиева Посада, как и его достопримечательности, тесно связаны с Лаврой. В середине XIV века Сергий Радонежский с товарищем срубили первую келью и деревянную церковь во имя Троицы на месте будущей Лавры, после чего сюда потянулись верующие и последователи Сергия. Сам монастырь потихоньку обрастал постройками, а слава о чудесах преподобного Сергия дошла до Москвы. По легенде, сам Дмитрий Донской в 1380 году приехал в обитель, чтобы получить благословение на Куликовскую битву.
До Лавры я шёл вдоль недавно заасфальтированного огромного проспекта Красной армии – главной транспортной улице, проходящей через весь город прямо посередине. Проспект по случаю праздника был закрыт как для машин, так и для людей.

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Золотистый купол пятиярусной колокольни середины XVIII века Лавры просматривался практически с любой точки Сергиева Посада. Высота колокольни 88 метров. Это самое высокое здание Свято-Троицкой Лавры, оснащено самым большим колоколом России (72 тонны).

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Фото колокольни ниже сделано с территории Свято-Троицкой Лавры.

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Соврем рядом со стенами Лавры стоят две подольные церкви: Введенская и Пятницкая.

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Здесь же находится памятник родителям преподобного Сергия Радонежского Кириллу и Марии Радонежским от благодарных потомков.

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Территория вокруг Лавры в принципе ухоженная, но создалось впечатление, что сделано это было недавно: мало зелени и цветов, местами просто вспаханная земля.

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Чтобы понять где, что есть, нужен план.

Карта Троице-Сергиевой Лавры.

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Для Ивана Грозного Троице-Сергиева Лавра имела особое значение. Здесь он был крещён. Вместо деревянных ограждений в середине XVI века он приказывает возвести мощные башни и стены, превращая тем самым монастырь в неприступную крепость. При 16-ти месячной осаде польско-литовских войск в 1608-1610 толстые стены очень даже пригодились.

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Тем временем я подошёл к большой площади Красногорской у главных ворот Лавры. Здесь меня ждал очередной кордон с металлоискателями и собаками. Вдоль площади стояло много транспорта федеральных каналов, а на самой площади было много людей.

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Женщин в пропорции к мужчинам было десять к одному, в основном после сорока. Каждый ищет своё утешение в разном: в нашей стране оно делится на мужское и женское. Женщина ходит в церковь замаливать грехи, а мужик в кабак грешить. Так вот и живём.
Немного разбавляли возрастной женский контингент молодые волонтёры в зелёных майках, готовые прийти на помощь. Один мне объяснил, что сегодня попасть в Лавру очень сложно, люди стоят в очереди по три часа. Я всё же решил постоять в очереди и, о чудо, может мне повезло, а может время приблизилось к всенощному бдению, но очередь задвигалась быстро и через 15 минут я стоял уже в Свято-Троицкой Лавре.

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Немного расскажу про Святые ворота, главные ворота в Лавру. Войти через них мне не довелось, довелось только выйти. Вход паломников во время праздника осуществлялся только через соседние ворота. Святые ворота, одно из самых красивых сооружений Лавры, состоит из надвратной башни, называемой Красной;

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

ризного пристроя XIX века;

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

и надвратного храма Рождества святого Иоанна Предтечи.

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Внутри ворота украшены фресками, посвящёнными житию Сергия Радонежского. Войти через Святые ворота в Лавру всегда была большая честь, открывались они только по приезду патриарха или батюшки царя.

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Троицкий собор, Троице-Сергиева Лавра.

Главное строение Лавры (1422 год), место, вокруг которого формировался монастырь – это Троицкий собор. В храме в серебряном гробу покоится Сергий Радонежский. Здесь, у его мощей московскими князьями совершались молебны, крестились дети и подписывались договоры. Именно сюда, чтобы поклониться мощам Сергия Радонежского, ежедневно со всей страны стекаются толпы паломников. А в дни праздников, как сейчас, творится столпотворение.

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Очередь к мощам преподобного я решил не выстаивать, хватит на сегодня очередей. Да и вокруг было что посмотреть и чем заняться. Интересно было наблюдать за паломниками (повторюсь, в основном женщины), как они располагаются для проведения ночи в Лавре.

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Духовская церковь, Троице-Сергиева Лавра.

Одно из самых старых строений Лавры (1476 год). Сделано по проекту псковских мастеров таким образом, что звонить в колокола можно с земли.

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Успенский собор, Троице-Сергиева Лавра.

Рядом с Духовской церковью самый большой собор Лавры – Успенский собор. В нём находится гроб Сергия Радонежского, где он покоился до 1585 года. Тут же красно-белая часовня над колодцем и кружевная беседка.

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Духовная семинария, Троице-Сергиева Лавра.

Стоит отметить здание Духовной семинарии конца XVII века, находящейся в бывших царских чертогах;

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

а также Каличью башню конца XVIII века.

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Трапезная, Троице-Сергиева Лавра.

Из построек Лавры ещё выделяется богато украшенная Трапезная (конец XVII века). Здесь осуществлялись приёмы, и проходили церемонии.

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Рядом с трапезной зелёненькая резиденция патриарха.

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Не зря я закончил рассказ о постройках Троице-Сергиевой Лавры резиденцией патриарха. На территории Лавры началось активное движение, тут и полицейские забегали в полном обмундировании, и священнослужители с телохранителями активизировались.

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Навстречу мне попался митрополит Илларион (Алфеев). Все, как я уже понял потом, готовились к совершению малой вечерни, предвещавшей всенощное бдение.

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Малую вечерю совершал никто иной, как сам настоятель Троице-Сергиевой Лавры, Патриарх всея Руси Кирилл.

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Получив благословение патриарха, я двинулся в путь до вокзала. От Лавры пошёл по улице Вознесенской, где размещались кафе, рестораны, гостиницы и продавались сувениры. Наверное, это самая красивая улица Сергиева Посада. По крайней мере из тех, которые я видел.

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Родина матрёшки.

Сергиев Посад считают Родиной матрёшки. По теории, именно здесь зарождался игрушечный промысел Руси. В Сергиеве посаде по этому случаю имеется единственный в России Институт игрушки. А в музее игрушки можно посмотреть экспонаты и ознакомиться с историей.

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

На пересечении улицы Вознесенской с Сергиевской, на лучшей смотровой площадке города заканчиваю свой рассказ о Сергиеве Посаде.

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

Мощи сергия радонежского в сергиевом посаде

ИТОГИ ПОЕЗДКИ: Поездку в Сергиев Посад я совместил с поездкой в Александров. По хорошему, для более тщательного осмотра Сергиева Посада нужно выделить целый день: в городе есть ещё красивый Черниговский Скит XIX века, а в 11 километрах от города в посёлке Хотьково стоит старый Покровский монастырь, откуда уже рукой подать до музея-заповедника Абрамцево – вотчины Аксакова, написавшего “Аленький цветочек”. Вот у меня и нашёлся повод, чтобы приехать в это замечательное место ещё раз.

Источник: traveligo.ru

Лавра

Нет нужды сейчас рассказывать о бурной и славной истории Троицкого монастыря. Напомним лишь, что его основание историки относят к 1337 году, когда на горе Маковец Сергий Радонежский основал обитель. Со временем оно превратилось в крупнейший мужской монастырь России. Здесь был крещен Иван Грозный, по повелению которого построены мощные белокаменные стены и башни. За этими стенами во время стрелецкого бунта укрывался Петр I. При Елизавете Петровне, в 1742 году, монастырь получил высокий ранг Лавры. С 1993 года архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, который возводился в XV–XIX веках лучшими российскими мастерами, включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В лавре почивают мощи преподобных Сергия Радонежского, Никона, Сергия (Михея) Радонежских, святителя Серапиона Новгородского, митрополита Иоасафа, архимандрита Дионисия, преподобного Максима Грека. Здесь находится гробница Годуновых, похоронены Патриархи Алексий I и Пимен.

На территории Лавры размещается Московская духовная академия, семинария, иконописная и регентская школы.

Почти что «сорок сороков»

Главными соборами Сергиева Посада являются, конечно, лаврские: Троицкий собор (XV век), где находятся мощи преподобного Сергия Радонежского, и Успенский собор (XVI век), который строился 25 лет по образцу Успенского собора Московского Кремля. Но город богат и другими прекрасными храмами. Когда стоишь на смотровой площадке, вспоминаются московские «сорок сороков». Обилие куполов поражает. Недалеко от Лавры стройная Введенская церковь (1547), напоминающая лаврскую Духовскую церковь. Построенная в том же году Пятницкая церковь — типичный образец бесстолпной храмовой архитектуры, популярной в России вплоть до XVIII века. Напротив них, внизу крутого спуска, — Пятницкий, или Сергиевский колодец, многоярусная часовня, построенная на рубеже XVII–XVIII веков над источником, из которого, по преданию, Сергий Радонежский ежедневно приносил воду для братии.

Храмы Сергиева Посада разнообразны по архитектурным стилям. Здесь и чистое барокко — Вознесенская и Ильинская церкви (XVIII век), и сочетание барокко и классицизма — церковь Воскресения Словущего (конец 1810-х годов). И ампир — церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кокуевском кладбище (1834). Традиции древнерусского и византийского зодчества, эклектика эпохи историзма в облике церкви Архангела Михаила (1902), в которой отпевали философа Василия Розанова.

Представлено и современное направление в храмовом строительстве: в архитектурном облике храмового комплекса Сергиевской церкви (2006) и храма-часовни Усекновения главы Иоанна Предтечи (1995), построенной на месте трагической гибели протоиерея Александра Меня. Один из красивейших памятников храмовой архитектуры — храм Успения Пресвятой Богородицы (1769). В нем молились императрицы Елизавета Петровна и Екатерина Великая.

Весь город и его окрестности — это гармоничный ансамбль, в котором памятники архитектуры и живописные уголки бережно сохраняемой природы рождают умиротворенное и молитвенное настроение. Недалеко от стен Лавры бьет святой источник Саввы Сторожевского, температура воды в котором всегда около двух градусов по Цельсию. В черте города находится еще один уголок природы — парк Скитские пруды. Рядом с каскадом прудов, в старинных лиственных рощах, — Черниговский скит, который был основан в 1844 году. Около четырехсот монахов подвизалось здесь в так называемом Пещерном отделении. Еще одно место, прославленное монашескими молитвенными подвигами, — Спасо-Вифанский монастырь, названный так в память воскрешения Лазаря. А недалеко от Сергиева Посада, в поселке Смена, находится пустынь Святого Параклита, созданная в 1858-м для старцев Гефсиманского скита, удалявшихся сюда для уединенной молитвы.

Много удивительных намоленных мест и в самом городе, и в его окрестностях, но вот еще одно — водопад Гремячий ключ, что в 15-20 км от Сергиева Посада. По преданию, он возник, когда преподобный Сергий Радонежский на пути в Киржач молился на этом месте со своим учеником Романом об освобождении русской земли от татаро-монгольского ига.

Подмосковный Эрмитаж

«Эрмитажем русской культуры» называл Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник академик Дмитрий Лихачев. Основанный в 1920 году, музей хранит уникальные художественные и исторические ценности Троице-Сергиевой лавры: иконы школы преподобных Андрея Рублева, Дионисия, археологические артефакты, шедевры древнерусского искусства XIV–XIX веков — иконопись, образцы лицевого и орнаментального шитья, ювелирные украшения, резьба и роспись по дереву, камню, кости, средневековые рукописи и старопечатные машинки…

В музее работали Владимир Дервиз, хранитель ризницы Лавры, сумевший отстоять сокровищницу в 1920-е годы, Игорь Грабарь, художник и реставратор, отец Павел Флоренский… Ценнейшие экспонаты находятся в лаврской Ризнице, а вся остальная коллекция размещается в старинных городских особняках. В музейном комплексе «Конный двор» можно ознакомиться с историей монастыря и этапами развития русского декоративно-прикладного искусства XVIII-XXI веков, побывать на выставке русской матрешки, керамики, принять участие в театрализованных экскурсиях. В Краеведческом корпусе размещены экспозиции, отражающие историю Сергиева Посада от Первой мировой войны до Победы 1945 года, послевоенный быт горожан (экспозиция «Душа хранит воспоминания. Детство. 1950-е годы»).

Культурная жизнь

Сергиев Посад — город, в котором современность и старина мирно соседствуют. В Выставочном зале Дома художника экспонируются работы современных живописцев, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства. Наряду с Государственным историко-художественным музеем действует молодой, но содержательный Музей народных промыслов. Его экспозиция посвящена истории Загорска и его окрестностей и местных промыслов, особенно деревянной игрушке. Летом 2015 года в Посаде открылся новый музей «Колокола Руси», посвященный истории этого древнего инструмента. Посетители могут попробовать себя в роли звонарей.

В городе есть два профессиональных театральных коллектива: Камерный драматический театр-студия «Театральный Ковчег» и кукольный театр «Бартрам», носящий имя художника, педагога Н. Д. Бартрама, основателя Музея игрушки. В микрорайоне Семхоз регулярно организует интереснейшие арт-проекты культурно-просветительский центр «Дубрава», который создавался как мемориальный комплекс памяти протоиерея Александра Меня. При нем работает библиотека, насчитывающая десятки тысяч книг. Основой отдела религиозной литературы стали книги из собрания отца Александра. В сентябре 2015 в Сергиевом Посаде впервые прошел фестиваль музыкальных искусств памяти протоиерея Александра Меня.

Музей игрушки

Это одна из визитных карточек культурной жизни города. Музей, о котором знали во всех уголках Советского Союза и далеко за его пределами. Это первый Музей игрушки в Европе, основанный искусствоведом и педагогом Николаем Дмитриевичем Бартрамом в 1918 году. Музей создавался для детей, в нем можно было играть с экспонатами, попутно узнавая новые сведения из истории искусства. С годами музей стал владельцем одной из крупнейших в мире коллекций русской и западноевропейской игрушки от древности до наших дней.

Здесь действует экспозиция «Русский и западноевропейский детский портрет XVII–XXI веков». В музее десятки тысяч игрушек. У них удивительные, подчас сложные судьбы, отразившие судьбы их хозяев. Эти истории сотрудники музея бережно хранят и рассказывают посетителям. Недавно, например, в коллекции музея появился тряпичный щенок Вавка, который летал вместе с хозяином, летчиком-бомбардировщиком, был подарен им маленькой дочери и разделил со своими хозяевами все тяготы военного и послевоенного времени.

Родина русской матрешки

В Музее игрушки можно увидеть первую русскую матрешку и узнать историю ее появления, ведь Сергиев Посад — родина русской матрешки. Существуют разные версии происхождения этой игрушки. По одной — жена известного мецената Саввы Мамонтова привезла из путешествия по Японии смешного деревянного старичка, японского бога удачи, внутри которого находились еще фигурки. Идея понравилась художнику Сергею Малютину, который создал свою версию: крестьянку с черным петухом под мышкой, в которой находилось все ее семейство. Фигурки выточил талантливый токарь Василий Звёздочкин, работавший на мамонтовской игрушечной фабрике. По другой версии, никаких японских корней в русской матрешке нет. В воспоминаниях Звёздочкина читаем, что он придумал трехместную разъемную игрушку по образцу деревянных пасхальных яиц, издревле популярных в России.

В 1900 году эта игрушка, получившая имя Матрена, удостоилась признания на Всемирной выставке в Париже, и началось ее победное шествие по миру. Как бы то ни было, обе игрушки: и деревянный японский божок, и первая матрешка — заняли почетное место в экспозиции Музея игрушки. Благодаря преданным своему делу энтузиастам в музее теплая и по-домашнему уютная обстановка.

Сергиев Посад — старейший центр производства матрешек и деревянных игрушек в России. В 1904 году была открыта фабрика матрешек, которая работает до сих пор. Мастера вытачивают и расписывают матрешек по старинной технологии, вручную. А еще здесь делают неваляшек и кукол в национальных русских костюмах. Ну а в селе Богородское, что недалеко от Сергиева Посада, изготавливают легендарные богородские игрушки — резные фигурки из липы.

Памятники

Не каждый город может похвастаться таким количеством монументов, как Сергиев Посад. Надо сказать, что все они деликатно вписаны в духовно-исторический контекст города и его окрестностей. На привокзальной площади гостей встречает… нет, не традиционный Ленин с кепкой, а легендарный меценат-предприниматель Савва Мамонтов. Всего несколько станций отделяют Сергиев Посад от знаменитого Абрамцева, имения Мамонтова. Через город прошла железная дорога Москва — Архангельск, которую строил Савва Мамонтов. Прошлый год, когда праздновалось 700-летие Сергия Радонежского, был особенно урожайным на новые монументы.

Памятники Петру и Февронии Муромским, родителям преподобного Сергия — Кириллу и Марии. Памятник «Сергий и голуби», запечатлевший эпизод жития святого, когда ему во время вечерней молитвы явились птицы, символизирующие большое число его учеников… Есть и памятник создателям ядерного щита России (2007), и памятный знак «Пострадавшим за веру во Христа в годы гонений и репрессий» (2012).

Детский дом слепоглухих

Есть еще одно уникальное учреждение, которое прославило Сергиев Посад, — это единственный в России детский дом слепоглухих, основанный в 1962 году. Здесь помогают детям с тяжелыми нарушениями развития адаптироваться и социализироваться, насколько это возможно.

Здесь разрабатываются уникальные методики, осваивать которые приезжают специалисты-дефектологи со всей России. Хотя, конечно, ни прекрасно оборудованные учебные классы и мастерские, ни высококлассное медицинское оборудование и постоянное медицинское сопровождение не заменяют ребятам радость общения с людьми. Вот почему здесь всегда рады гостям, волонтерам. И, конечно, огромное значение имеют для воспитанников службы, проходящие в домовом храме Преподобного Сергия Радонежского.

Поэты и философы

Близость великой русской святыни — Троице-Сергиевой лавры — побуждала не только паломничать, но и жить в благодатной сени монастыря. Что и делали люди искусства, великие русские мыслители. Художники А. В. Лентулов, М. В. Нестеров, В. А. Фаворский, специалист по древнерусскому лицевому шитью Н. А. Маясова, писатель М. М. Пришвин, философы К. Н. Леонтьев, В. В. Розанов, П. А. Флоренский, Л. А. Тихомиров, актриса МХАТ А. К. Тарасова…

Василий Розанов перевез семью в Сергиев Посад из потрясаемого революционными бурями Петрограда в 1917 году. Отец Павел Флоренский нашел ему жилье — три комнаты в доме ректора Свято-Троицкой духовной семинарии. Розанову приходилось голодать, и через два года он скончался и был похоронен в Черниговском скиту. В Сергиевом Посаде через несколько лет оказался и гимназический ученик Розанова — Михаил Пришвин.

После многолетних скитаний Пришвин в 1925-м поселился в Сергиевом Посаде, причем, как записал он в дневниках, его нигде не хотели селить с пятью охотничьими собаками, пока он, наконец, не купил маленький домик с пустырем. В 1926 году с колокольни Троице-Сергиевой лавры сбрасывали колокола. Пришвин каждый день ходил в Лавру и фотографировал, а свои мысли записывал в дневник. Получилась горькая и честная летопись тех страшных событий. На коробке, где хранились фотопленки, рукой Пришвина написано: «Когда били колокола». Пришвин прожил в Сергиевом Посаде до начала войны в 1941-м…

Центром притяжения и творческой интеллигенции, и простых людей, идущих «к батюшке» за советом, был дом Павла Флоренского, который поселился в Сергиевом Посаде в 1915 году. Отсюда в 1933-м началось его хождение по мукам Гулага. Физик, математик, искусствовед, богослов, православный священник, человек высочайшей культуры, образованности и ума, Флоренский объединил вокруг себя таких же талантливых людей. Семья Флоренского тесно общалась с семьей Фаворского, со священником Михаилом Шиком и его женой Наталией Дмитриевной, дочерью князя Д. Шаховского. В уютном гостеприимном доме Флоренских бывали фольклористы Соколовы, поэт Максимилиан Волошин, писатель Андрей Белый, философ Алексей Лосев, собиратель северного фольклора Борис Шергин, писательница Ольга Форш, пианистка Мария Юдина. Велимир Хлебников, тоже бывавший здесь, присвоил Флоренскому титул «председатель земного шара». Долгие философские беседы вели Флоренский и Сергей Булгаков. Такими запечатлел их на своем знаменитом полотне «Философы» Михаил Нестеров (1917 год).

 

Читайте также:

Троице-Сергиева Лавра разных лет

Источник: foma.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.