В канун 70-летия Победы корреспонденты «Комсомолки» заглянули в историю, побывали внутри монумента и узнали, как сегодня чувствует себя одна из самых высоких статуй в мире [фоторепортаж]
Скульптура «Родина-мать зовет!» уже почти полвека возвышается над главной высотой России. Мамаев курган — место святое не только для Волгограда, но и для всей страны. Здесь особенно остро ощущаешь гордость за своих предков, которые выстояли и победили в страшной войне. Именно здесь как нигде осознаешь цену жизни и смерти. 140 дней шли ожесточенные бои за 102-ю высоту. Каждый клочок земли здесь пропитан кровью и до сих пор хранит опасное «наследство». Даже спустя 73 года после того, как стихли последние бои, на Мамаевом кургане находят неразорвавшиеся снаряды.
Именно здесь после войны решили увековечить подвиг советского народа. Венчать мемориал на Мамаевом кургане должна была самая высокая статуя в мире — под стать значению самой победы. Такой Родина-мать и была в то время. Да и сейчас она остается одним из самых грандиозных творений на планете.


ТТХ
Высота с постаментом — 85 метров
Высота фигуры Родины-матери — 52 метра
Вес — 8000 тонн
Высота фундамента — 16 метров
Длина меча — 33 метра
Вес меча — 14 тонн
Работа скульптора Евгения Вучетича и инженера Николая Никитина. Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года.

В течение восьми с лишним лет возводили монумент. Это была по-настоящему народная стройка. Сначала уложили бетонный фундамент, сверху — коробку основания, которую также венчает полутораметровая плита. Предполагалось, что основание обложат камнем, но пока шли работы, скульптура по велению Хрущева «подросла» в полтора раза. Чтобы укрепить фундамент, сверху насыпали 150 тысяч тонн земли. Так что вершина Мамаева кургана — насыпная. А историческая высота 102 находится метрах в 200 от нее.
Под скульптурой 1,5 метровая плита и 16-метровое основание. Оно начинается примерно там же, где и подъем к монументу.
Путь наверх лежит через неприметную дверцу с тыльной стороны постамента.
Фото: Юлия ЕРМАКОВА
Побывать внутри грандиозного монумента удается немногим. Помимо ученых сюда лишь иногда пускают вип-персон и журналистов. На экскурсию в святая святых нас ведет Александр Чернов, ведущий научный сотрудник ОАО «НИИЭС». Это он каждую неделю поднимается наверх Родины-матери и справляется о ее самочувствии. А около десяти раз в год ему приходится забираться вплоть до кончика меча. Там установлены датчики, показания которых он снимает.
— Внутри нет никаких смотровых площадок. На руку выйти нельзя, в рот выйти или посидеть там, свесив ноги, тоже нельзя. Лифта нет, так что подниматься придется пешком. Нет здесь и подземелий. В 2010 году прорыли вглубь фундамента на 16 метров и ничего — чистый песок, — первым делом наш гид один за другим развенчивает мифы.


Отливали Родину-мать прямо на месте. Рядом стоял уменьшенный в 10 раз макет. И по трафарету статую потихоньку собирали, заливая ярус за ярусом. День и ночь шла на Мамаев курган вереница машин, которым обеспечивали «зеленый коридор». Бетон использовали такой же, как и при строительстве Волжской ГЭС. Наполнители подбирались очень тщательно — все самое лучшее.
Только голову Родины-матери отлили отдельно и поднимали наверх при помощи вертолета. Да еще меч.

Изначально меч был сделан из нержавеющей стали и обшит листами титана. Но на ветру он раскачивался и гремел. Поэтому в 1972 году меч заменили на стальную аэродинамическую конструкцию. Чтобы гасить колебания от ветра в верхней части сделали специальные жалюзи — демпферы. На старом мече их не было.
— Хуже всего меч переносит как раз слабый ветер, 5 — 8 метров в секунду, какой чаще всего и бывает в Волгограде. А сильные порывы гасит демпфер, — поясняет Александр Чернов. — Колебания меча снимаются дважды за квартал. Они составляют всего 12 миллиметров. Хотя когда ты внутри, кажется, что раскачивается он на метры.


Скульптура сделана из блоков предварительно напряженного бетона. К основанию она никак не прикреплена и держится только благодаря собственной тяжести.
Внутри Родина-мать напоминает необустроенную многоэтажку с множеством комнаток размером 3х3 и высотой 4 метра. Таких «этажей» внутри монумента одиннадцать.

Монумент Родины-матери в отличие от статуи Свободы изначально не предназначался для того, чтобы проводить экскурсии внутри. Поэтому здесь нет внутренней отделки. Даже опалубку со стен сняли только после пожара в Останкинской телебашне. Сооружались эти два гиганта советской эпохи по одной технологии. Остатки досок кое-где на стенах до сих пор остались.
Бетонные стенки не очень толстые, всего 15 — 20 сантиметров. Системы вентиляции внутри скульптуры нет. Поэтому летом здесь жарко и душно. Зимой монумент насквозь промерзает, образуется наледь. А на солнышке Родина-мать моментально нагревается снаружи. Такие перепады температур на пользу величавой громадине вовсе не идут.

— Как-то у Евгения Вучетича спросили, что будет, если Родина-мать начнет падать. Он ответил — ничего страшного. Для этого у подножия скульптуры есть специальные ниши, куда можно поставить домкраты и выпрямить ее, — с удовольствием рассказывает очрередную байку Александр Чернов. — Каких-то специальных домкратов на данный момент нет. И я думаю, что это, скорее, была уловка Вучетича, чтобы быстрее сдать объект.
Но ниши эти все же существуют.


Бетон хорошо себя чувствует на сжатии, но не на растяжении. Для того чтобы предотвратить растрескивание конструкции и обеспечить жесткость, ее стянули стальными тросами. В трех секциях 99 канатов, которые идут от пяток до уровня груди. Каждый из них выдерживает нагрузку в 60 тонн. На тросах установлены специальные электромагнитные датчики. Они записывают частоту колебаний, по которой специалисты НИИ энергетических сооружений контролируют натяжение.
Вверх ведет бетонная лестница, есть даже перила. Мы взлетаем по крутым ступенькам, не замечая пройденного расстояния. Сориентироваться внутри очень тяжело. Лестницы и переходы постоянно петляют, поднимаясь все выше и выше.

Эту комнату на уровне груди монумента вполне можно назвать сердцем Родины-Матери. Здесь расположена аппаратура, куда стекаются данные с сотен датчиков, размещенных на тросах и по всей поверхности статуи. Система контролирует натяжение канатов, температуру бетона и уровень деформации.

Руки монумента тоже стягивают стальные тросы. Небольшой лаз в правую руку выводит в большое помещение, дальше путь лежит в меч. Но туда мы не идем. Пролезть внутрь острия может только очень стройный человек при минимуме одежды.

Также на эфесе меча есть выходы для промышленных альпинистов. Оттуда видно тот самый люк, к которому мы направляемся.

Постепенно проходы все уже, подъемы круче. В некоторых местах приходится пригибаться.

От уровня из груди наверх ведут уже лестницы из металлических прутьев. Они тоже меняют направление.


Наконец, мы преодолеваем самое узкое место.

И вот мы в голове. Удивительно, но поднявшись на высоту 50 метров и одолев более 200 ступеней, мы этого даже не заметили.
А стены здесь успели пометить много лет назад какие-то «художники».

Трехметровая лесенка ведет к люку на макушке Родины-матери. Еще несколько шагов вверх и весь Волгоград, и Заволжье перед тобой, как на ладони.

Фото: Юлия ЕРМАКОВА
Взгляд на Храм Всех Святых на Мамаевом кургане и центр города.

Отсюда, как на ладони, видны и реставрационные работы, которые ведутся на Мамаевом кургане. Стены бассейна на площади Героев облицовывают мрамором. До этого в чаше заменили гидроизоляцию. Работы ведутся и на большой подпорной стене, которую подпортили грунтовые воды. В зале Воинской Славы обновляют крышу, пол, частично стены и фасад.
Столь масштабные работы на главной высоте России проводят впервые. И одна из задач реставраторов — сохранить мемориал в первозданном виде. Для этого используют те же материалы, что и полвека назад.
Закончить этот этап планируют к 70-летию Победы. В канун праздника в зале Воинской Славы на Мамаевом кургане вновь зажгут Вечный огонь.

Затем реставрация ждет и саму Родину-мать. В планах замена тросов, которые стягивают монумент изнутри, и обновление покрытия снаружи.
— Дожди и снег, перепады температур и возраст — монумент протекает. В этом году из-за теплой зимы Родине-матери было особенно плохо.


аружи ее пора покрыть гидрофобным раствором, — поделился с «КП» Александр Чернов. — В этом году проектировщики должны дать заключение, после чего начнутся работы.
В общем, как и любой женщине под пятьдесят, скульптуре требуется «косметика» и легкая «пластика». Но на это уйдут годы. Верхний слой нужно будет снять, зачистить и только потом покрывать. Чтобы провести эти работы, Родину-мать придется одеть в строительные леса.
Проблема еще и в том, что с годами проектная документация оказалась потеряна. Создавали Родину-мать десятки авторов и институтов из разных уголков СССР. У них и хранилась своя часть бумаг. В 90-е годы многие институты были расформированы, документы исчезли. Теперь их восстанавливают по крупицам.

А вот слухи о возможном падении Родины-матери, по мнению директора музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексея Васина, с действительностью ничего общего не имеют. Согласен с этим и Александр Чернов.
— Да, отклонения и проблемы есть. Но они не критические, — поясняет наш гид. — Амплитуда колебания 33-метрового меча составляет не более 14 миллиметров. Горизонтальное смещение верхней части монумента сейчас достигло 214 миллиметров. Но запас прочности у Родины-матери еще есть. Проект рассчитан на отклонение в 272 миллиметра. Невелика и деформация основания. Оно отклонено от норматива на 90 миллиметров.
Так что после реставрации легендарный монумент простоит еще не один десяток лет. И грандиозность Родины-матери, зовущей своих сыновей на бой с врагом, смогут оценить и наши потомки.
Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА
Взято тут: www.volgograd.kp.ru/daily/26369.7/3250180/

Источник: www.drive2.ru

История строительства монумента «Родина-мать зовет»


В мае 1959 года было начато строительство монумента “Родина-мать” и длилось оно до 15 октября 1967 года. На момент создания данная скульптура была высочайшим в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах.

Изначально памятник Родине-матери мог выглядеть совершенно иначе. Каждый приславший свой чертеж или эскиз мог стать создателем памятника. Сегодня все они сохранились в мастерской скульптора в Тимирязевском районе Москвы. Тем не менее отбор проводился очень тщательно и занял порядка 10 лет.

В итоге, руководителем проекта и главным скульптором был назначен Вучетич Евгений Викторович. За десять лет до этого он уже создал скульптуру «Перекуем мечи на орала» в Нью-Йорке и памятник-ансамбль воинам Советской Армии в Берлине в Трептов-парке, причем первая до сих пор украшает площадь перед зданием ООН. Вучетичу помогали скульпторы Новиков, Матросов и Тюренков, а также архитекторы Белопольский и Демин. Позже по окончании строительства все они получили Ленинскую премию, а Вучетичу была вручена еще и Золотая Звезда Героя Социалистического Труда.


Кроме того, в состав команды по строительству объекта вошли Н.В. Никитин (будущий создатель останкинской башни) — руководитель инженерной группы, а. В.И. Чуйков (командир армии, отстоявшей Мамаев курган) — главный военный консультантом проекта.

Прежде чем начать строительство мемориала на Мамаевом кургане был вырыт фундамент глубиной 16 м с установкой в нем 2-метровой плиты, однако ее почти не видно –большая часть под землёй скрыта.

Создавалась скульптура «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане из предварительно напряженного железобетона. На ее формирование без постамента было израсходовано 2400 тонн металлических конструкций и 5500 тонн бетона. Всего 25-30 сантиметров составляет толщина железобетонных стен Родины-матери. Слой за слоем она отливалась из гипсолитовых материалов с использованием специальной опалубки. 99 металлических тросов использовано для обеспечения жесткости каркаса, они постоянно находятся в натяжении. Внутренняя поверхность скульптуры выполнена наподобие конструкции жилого здания, из отдельных камер. Для усиления эффекта нахождения монумента на самой пиковой точке кургана была сделана искусственная насыпь высотой в 14 метров. В руке женщины находился 14 тонный меч длиной 33 метра. Меч был обшитой листами титана и сделан из нержавеющей стали.


После того, как памятник был открыт и уже привлекал посетителей, производились изменения, которые в том числе коснулись переделки меча. На сильном ветру меч в руке скульптуры сильно раскачивался из-за ее колоссальных размеров, а листы гремели. В результате листы сместились, конструкция деформировалась и при покачивании на весь окружающий статую район возникал неприятный металлический скрежет. Решением этой проблемы, стали проделанные в мече отверстия. Позднее материал лезвия меча был заменен на более легкий, выполненный из фторированной стали.

Для того, чтобы жители города-героя, а также его гости смогли рассмотреть статую «Родина-мать» ночью, были изготовлены 50 мощных прожекторов. Рабочие осознавая, что они делают важное дело, трудились сверх нормы.

Жительница Волгограда Валентина Изотова стала «лицом» скульпуры. Два года она позировала скульптору.

Хотелось бы отметить, что монумент «Родина-мать зовет!», расположенный в Волгограде на Мамаевом кургане является второй частью триптиха героям Сталинградской битвы. Первая его часть называется «Тыл – фронту!» и расположена в Магнитогорске. Третья часть находится в Берлине в Трептов-парке и имеет название «Воин-освободитель». Меч, который выковали кузнецы с Урала, как подразумевалось при создании триптиха, Родина-мать подняла в Сталинграде, а советские воины, одержав победу в Великой Отечественной войне, опустили его в Берлине.

Экскурсии на Мамаев Курган


Памятник Родина-мать сегодня, как и весь ансамбль «героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане стали настоящей визитной карточкой Волгограда.

Статуя Родина-мать зовет в Волгограде считается одной из самых высоких скульптур в мире и занесена в книгу рекордов Гиннеса. К памятнику ведут двести гранитных ступеней, ровно столько длилась Сталинградская битва. Его окружает искусственно созданная аллея славы, вдоль которой установлены 35 надгробий участников Сталинградской битвы и Героев СССР. Возле стен играет музыка, что создает неповторимую атмосферу.

Тысячи жителей России и иностранных граждан приезжают из года в год на Мамаев курган, чтобы выразить свою благодарность, поклониться, почтить память советских воинов, павших в Сталинградской Битве.

Вход на Мамаев Курган – свободный.
Время работы — круглосуточно.
Почетный караул — с 9 утра и заканчивается около 7-8 вечера. Смена караула — каждый час.

Заказ экскурсии по Мамаеву Кургану — 8-8442-38-16-22, 8-927-510-05-03.
Продолжительность 1-1,5 часа.
Набор группы – от 2-х человек.
Цена экскурсии – от 600 руб. /чел.
Требуется предварительный заказ.

Родина-мать (Волгоград)

У этого термина существуют и другие значения, см. Родина-мать.

Скульптура
«Родина-мать зовёт!»
Монумент родина мать в волгограде
Фото 2004 г.
48°44′32″ с. ш. 44°32′13″ в. д.HGЯOL
Страна РоссияМонумент родина мать в волгограде Россия
Город ВолгоградМонумент родина мать в волгограде Волгоград
Автор проекта Е. В. Вучетич,
Н. В. Никитин
Дата основания 1959
Строительство 1959—1967 годы
Статус Монумент родина мать в волгограде Объект культурного наследия № 3410022020№ 3410022020
Высота 85 м
Материал бетон
Монумент родина мать в волгограде Родина-мать на Викискладе

Монумент родина мать в волгограде памятник архитектуры (федеральный)

Монумент родина мать в волгограде Внешние изображения
Родина-мать
(Сферическая панорама у подножья монумента)
Монумент родина мать в волгограде Скульптура Родина-мать зовет

Скульпту́ра «Ро́дина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира, высочайшая статуя России и Европы (без постамента — самая высокая статуя в мире на момент постройки и в течение последующих 22 лет).

Монумент является центральной частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине.

Общая информация

Скульптурная группа «Марсельеза» на триумфальной арке в Париже

Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.

Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах; в частности, в 1972 году был заменён меч.

Наиболее вероятно, что фигуру скульптор лепил с спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — с жены Веры. По разным данным, для скульптуры также позировали Анастасия Антоновна Пешкова, Валентина Изотова или Екатерина Гребнева. Также существует мнение, что статуя имеет параллели с фигурой «Марсельезы» на триумфальной арке в Париже, а также что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской.

В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи.

В ночное время скульптура освещается прожекторами.

Технические данные

Строительство

Скульптура сделана из предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника — 85 метров (сама скульптура) — 87 метров (скульптура с установочной плитой). Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры без меча — 52 метра. Масса памятника — свыше 8 тысяч тонн.

Статуя стоит на плите высотой 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй.

Скульптура полая. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек-камер, как комнаты в здании. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет 25—30 сантиметров. Жёсткость каркаса поддерживают 117 металлических тросов (с учетом двух шлейфов — по 4 троса в каждом, и камеры натяжения — 10 металлических тросов), постоянно находящихся в натянутом состоянии.

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году клинок заменили на другой — целиком состоящий из стали,— а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность. Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых.

Расчёты устойчивости конструкции выполнены Н. В. Никитиным.

«Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75 % от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы — 60 миллиметров, до 1999 года — 33 миллиметра, с 2000—2008 — 16 миллиметров», — сообщил директор ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник „Сталинградская битва“» Александр Величкин.

В марте 1965 года Госстрой СССР выдал рекомендацию усилить стоящий на обводнённой толще майкопских глин фундамент скульптуры для предотвращения «сползания» в сторону Волги. В 2013 году архитектор Владимир Церковников направил министру культуры Владимиру Мединскому открытое письмо с опасениями об сползании фундамента и возможном обрушении скульптуры. Директор музейного комплекса Александр Васин отверг эти опасения.

Факты

Копия монумента в Китае

  • Скульптура «Родина-мать зовёт!» занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире. Её высота — 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры — 85 метров. Вес монумента — 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент статуя занимает 9 место в списке самых высоких статуй мира. С момента постройки до строительства статуи Единства в 2018 году была самой высокой нерелигиозной статуей в мире.

Слева направо сравнение по высоте (в т. ч. пьедестал):Статуя Единства, Будда Весеннего Храма, Статуя Свободы, Родина-Мать, статуя Христа-Искупителя и «Давид» работы Микеланджело.

  • Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать!»
  • Силуэт скульптуры присутствует на гербе и флаге Волгоградской области.
  • Копия скульптуры установлена в городе Маньчжурия (Китай)

> См. также Сравнение высочайших памятников России

  • «Родина-мать» (Киев)
  • «Родина-мать» (Санкт-Петербург)
  • «Мать-Волга» (Рыбинск)

Примечания

  1. Ильин С. Б., Лонгинов А. С., Сульдин А. В. Всенародная академия. — М.: Политиздат, 1986. — С. 62. — 222 с.
  2. Кудзоев О. А., Ваганов А. С. Скульптурная летопись края. — Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1989. — С. 101. — ISBN 5-7688-0158-8.
  3. Слука И. Великая Отечественная война // 99 самых знаменитых монет СССР. — 2015. — С. 17.
  4. Монумент скульптура «Родина-мать» в Волгограде
  5. «Родина-мать зовет!» 10 фактов о монументе (рус.), culture.ru. Проверено 27 февраля 2017.
  6. Иванушкина, Полина. «Слушайте! Я — Родина-мать!» // Аргументы и факты. — 2013. — № 17 (1694) за 24 апреля. — С. 69.
  7. Родину-мать зовут Валей. // Волгоград-Инфо (15.06.2003). Проверено 17 октября 2010. Архивировано 25 августа 2011 года.
  8. Галкина, Анна. Родина-мать обосновалась на Семи Ветрах. // Ваша газета (08.06.2011). Проверено 15 ноября 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  9. Стацкий, Григорий. «Родина-Мать» ушла на «больничный». // Сайт v1.ru (15.10.2010). Проверено 17 октября 2010. Архивировано 25 августа 2011 года.
  10. Родина-мать зовет!
  11. Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане // Подвиг народа: Памятники Великой Отечественной войны, 1941—1945 гг. / Сост. и общ. ред. В. А. Голикова. — М.: Политиздат, 1980. — С. 127.
  12. Как устроен мемориал «Родина-мать». BIGPICTURE.RU. Проверено 3 июня 2016.
  13. Скульптура «Родина-мать зовет!» в Волгограде на фото и карте. russights.ru. Проверено 3 июня 2016.
  14. Новиков С. «Родина-мать» падёт? // Версия. — 2013. — 9 дек.
  15. Infozoom — Самые высокие статуи мира
  16. Андрей Сахаров. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе. 1968 год: Пражская весна.. Проверено 6 ноября 2010. Архивировано 25 августа 2011 года.

Источник: vost-express.ru

История создания памятника «Родина-мать» в Волгограде

Памятник «Родина-мать зовёт!» в Волгограде предложил создать Вучетич Е. В., советский скульптор. Он участвовал в ВОВ, был контужен и на себе испытал кошмар войны. После неё Вучетич и предложил создать на Мамаевом кургане группу монументов.

F1F43722-9E2A-41C7-8021-586649EDA513.jpeg

История памятника Родина-мать в Волгограде начинается с 1959 г., когда город ещё восстанавливался после войны. В земле сохранилось много снарядов, рядом с экскаваторами всегда работали сапёры. Пока готовилась площадка для мемориала, над монументом работало сразу несколько скульпторов. Архитекторами руководил Белопольский Я. Б., а инженерами – Никитин Н. В. Он со своей командой занимался разработкой фундамента и каркасов для монумента.

Памятник носит собирательный образ. Тоидзе, советский живописец, уверен, что прототипом стала его супруга. Также есть версия, что фигура скопирована с Нины Думбадзе, советской спортсменки, а лицо – с супруги архитектора.

Советская спортсменка — Нина Думбадзе
nina-dumbadze.jpg

Макет головы памятника хранится в московском музее (в усадьбе Вучетича).

maket-golovy-rodina-mat.jpg

Согласно другой версии, прототипом стала Изотова Валентина, работавшая простой официанткой. Мастера нашли её после того, как столичная модель не прошла по типажу. Валентину пришлось долго уговаривать. Потом она позировала в течение двух лет, но и плата за труд по тем временам была довольно высокая. Однако точно установить прототип статуи до сих пор не удаётся.

valentina-izotova-prototip-rodiny-mat.jpg

Как строилась «Родина-мать» в Волгограде

Изначально монумент «Родина-мать» был сделан в виде небольшого памятника не выше полуметра, сделанного в обычной мастерской. Потом работы переместились на завод «Газоаппарат». Там сделали новый монумент высотой 5 метров.

kak-stroili-rodinu-mat.jpg

По начальной задумке проекта он предполагал создание двух женщин-матерей и солдата, стоящего перед ними на коленях и подающего им меч. В руках одной должно было развиваться знамя. Памятник планировалось пышно декорировать. Однако Вучетич со временем отказался от такой идеи.

К памятнику должна была вести лестница, но он заменил её на пешеходную дорожку, опоясывающую монумент. Размер самой скульптуры увеличил до 85 метров. Октябрь 1967 г. – это дата, в каком году установили «Родину-мать».

В период строительства возникало много разных проблем. Например, бетонные слои необходимо было скрепить, значит, материал должен был подвозиться непрерывно. Во избежание задержек в пути машины были снабжены красными лентами, чтобы их пропускали другие водители и транспорт мог беспрепятственно проезжать на запрещающий сигнал светофора. Работники ГАИ не имели права задерживать такие грузовики.

Весной 1965 г. скульптуру проверяла комиссия из Госстроя и рекомендовала лучше укрепить ж/б конструкцию. Их опасения вызвал неустойчивый грунт, на котором планировалось установить памятник. Земля состояла из майкопских глин, которые медленно «сползали» к берегу реки. Для предупреждения возможной катастрофы основание монумента было дополнительно забетонировано.

Прошло 8 лет – это сколько строили «Родину-мать» с момента подготовки земли к установке монумента. Все работы завершились в октябре 1967 г. Тогда памятник и был торжественно открыт.

rodina-mat-volgograd-3.jpg

Создание «Родины-мать» в Волгограде не обошлось без проблем. Они начались через 12 месяцев после открытия. На памятнике стали появляться трещинки, поэтому скульптура стала каждый год обрабатываться водоотталкивающим раствором.

Меч был сделан из прочной нержавейки и обшит титаном. Но это оказалось ошибкой, так как вес предмета и его размеры привели к повышенной парусности. В месте соприкосновения с рукой появилось сильное напряжение. Меч начал деформироваться, раскачиваться, а листы титана во время ветра сильно гремели.

В итоге в 1972 г. его заменили на стальной. Вверху меча просверлили отверстия, что устранило парусность. В 1986 г. памятник был обследован специалистами полностью. Они рекомендовали лучше укрепить всю конструкцию.

В 2013 г. архитектор Церковников обнаружил, что первоначальные расчёты, которые делал скульптор «Родины-мать» в Волгограде были неправильные и монумент может рухнуть в любой момент. Оказалось, что он держится только за счёт своего веса, а к основанию не прикреплён.

С 1966 г. памятник постепенно отклоняется, но эти цифры не превышают допустимой нормы, а даже уменьшаются. Например, с момента, когда была построена «Родина-мать» в Волгограде и по 1970 год смещение составило 102 мм, по 1986 г. – 60, до 1999 г. – 33, за период 2000-2008 гг. – 16 мм. Общее отклонение – не более 75 процентов от допустимого по расчётам.

Перед тем как устанавливали «Родину-мать» был сделан 2-х метровый постамент на прочном фундаменте. Он находится в земле на глубине 16 м. Холм под монументом – искусственный. Чтобы фундамент нагрузку выдержал, было привезено 150 т земли.

Из чего сделана Родина-мать в Волгограде: стенки статуи – из ж/бетона толщиной 25-30 см, оболочка поддерживается металлическим каркасом в 2,400 тонны. Монумент укреплён 117 тросами, не дающими деформироваться каркасу под сильным давлением. Канаты сделаны из металла и постоянно натянуты, что фиксируется датчиками.

rodina-mat-vnutri.jpg

Где стоит памятник Родина-мать: адрес, сайт, gps координаты

Мемориал «Родина-мать» расположен в Волгограде, на Мамаевом кургане. Добраться до памятника можно по дороге от площади Скорби. В позе шагнувшей вперёд женщины с мечом легко угадывается призыв защищать Родину. Адрес: Мамаев Курган, Волгоград, Волгоградская обл., 400078.

Добраться до мемориала можно и на собственной машине. Параметры GPS для навигаторов: 48°44′32″ с. ш. 44°32′13″ в. д. H G Я O. Если ехать на общественном транспорте (автобусе, трамвае или троллейбусе), то выйти нужно на остановке «Мамаев курган». Мемориал открыт для посещений ежедневно. Для уточнения интересующей информации есть телефон: 8 (844) 255-01-51. Либо можно зайти на официальный сайт: stalingrad-battle.ru.

Какая высота «Родины-мать» в Волгограде

Общая высота «Родина-мать» в Волгограде с мечом – 87 метров, с установочной плитой, без неё – 85 м. На момент строительства монумент считался самым большим и был внесён в Книгу Гиннеса. Сейчас памятник находится на 11 месте в мире. Вес «Родины-мать» – более 8000 тонн.

Сама скульптура – 5500 т., металлические конструкции (без основания) – 2400 т. Внутри фигура полая, с множеством небольших ячеек-камер. Размер статуи «Родина-мать» – 52 м. Длина руки – 20 м. В ней находится вскинутое вверх оружие. Длина меча «Родина-мать» в Волгограде – 33 м. Интересно, что его вес (14 т) превышает массу самой статуи.

mech-rodiny-mat.jpg

Памятник «Родина-мать» входит в композицию посвящённой Сталинградской битве, во время которой погибло более миллиона советских солдат. Их останки находят до сих пор. Скульптура освещается прожекторами и за время своего существования не претерпела изменений и деформаций.

Источник: forum-msk.info

Памятник «Родина-мать зовет!» открылся в 1967 году. Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники» — вспоминаем 10 фактов о Родине-матери.

Конкурс без границ. Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны. Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Приходили проекты даже из-за рубежа — из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.

Изменения в композиции. Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь война еще не закончилась.

Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.

Первый железобетонный памятник. Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.

Укрепление конструкции. Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню. Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.

Памятник эпохи трех генсеков. Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет — его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС — в то время уже Леонид Брежнев.

Самая высокая статуя мира. Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы — ее высота без пьедестала составляла 46 метров.

После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.

Стальной меч. Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника — меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.

Скульптурный триптих. Монумент «Родина-мать зовет!» — часть скульптурного триптиха. В него входят памятники «Тыл-фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Магнитогорская скульптурная композиция изображает рабочего, который передает выкованный им меч воину. А германский монумент — солдата-победителя со спасенным ребенком на руках и опущенным мечом. Скульптуру «Воина-освободителя» выполнил Евгений Вучетич, а магнитогорский памятник создали Лев Головницкий и Яков Белопольский.

Образ «Родины-матери». Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.

Источник: www.culture.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.