«Каждый, кто поднимется наверх Байтерека, впитает в себя степную ширь Казахстана», — этими словами президент Республики Казахстан охарактеризовал величественное строение в сердце нашей огромной страны. Безусловно, главной визитной карточкой неповторимой столицы является уникальное и самое узнаваемое сооружение — Байтерек, что в переводе с казахского языка означает «Большой тополь». Его архитектурный замысел берет своё начало в древнетюркской мифологии, позволяя всем жителям и гостям города проникнуться удивительным духом многогранной казахской культуры. 

Байтерек — это символ бессмертных традиций прошлого, беспрерывно развивающегося настоящего и прекрасного светлого будущего для Казахстана и каждого жителя нашей страны. Побывав хотя бы один раз возле монумента или внутри него, вы уже никогда не сможете забыть непередаваемую атмосферу этого места.

Байтерек является главной и интересной достопримечательностью г. Нур-султана (Астана) с 1997 г. Байтерек был возведен в честь переноса столицы с г. Алматы. В переводе с казахского Байтерек означает “тополь”, оно возвышается над Нур-султаном (Астаной) подобно удивительному футуристическому дереву. Дерево высотой 97 метров, на 86 этаже есть смотровая площадка, откуда можно насладиться всей красотой города.


Важной частью монумента “Байтерек” является оттиск правой ладони Первого Президента РК- Назарбаева Н.А., именуемая также, как «Аялы-Алақан», что в переводе означает «заботливые руки». Многие посетители приходят, чтобы прикоснуться к ладони, они верят, что, если загадать желание, при этом вложив ладонь в отпечаток, то оно непременно исполнится. Внутри монумент разделен на три зоны, что олицетворяет три основные мировоззрения, подземный, земной и небесный. На подземном уровне, который находится на глубине 4,5 метра, расположились кафе, выставка-галерея, в которой представлены работы талантливых казахстанских художников и аквариум. На наземном уровне панорамные стеклянные лифты, ведущие вверх. На небесном уровне сам стеклянный шар, который открывает перед туристами панорамный вид на красоты молодой столицы. Необычный монумент «Астана-Байтерек» так популярен, что его копии уменьшенные в три раза установленные в других городах Казахстана.

Экскурсии по величественному Байтереку

Экскурсии по Байтереку проводятся на русском, казахском и других иностранных языках. Посетить монумент можно в любое время года, он открыт круглый год .


2017 году был проведен капитальный ремонт и реконструкция Байтерека, большая работа проделана по отделки внутренних помещений. После реставрации изменилась цена на билет в Байтерек. Взрослый билет в Монумент составит 700 тенге, цена для детей (от 5 до 15 лет) — 300 тенге. Бесплатно посетить монумент могут лица определенной категории (дети до 5 лет, многодетные, участники и инвалиды ВОВ, инвалиды, дети-сироты, дети с ограниченными возможностями здоровья). В монументе создано все для комфортного пребывания, наравне с удивительной атмосферой и великолепными видами на столицу. Для гостей здесь предусмотрены уютные кафе-бары, лавка с сувенирами, вежливый персонал, готовый всегда прийти Вам на помощь.

Источник: kazakhstan.travel

Вот такой монумент "Байтерек" находится в самом сердце Казахстана — Нур — Султане. Говорят, что это — дерево жизни. Только на дерево совсем не похоже. Пусть не похоже, зато полно символизма. Но давайте по порядку рассмотрим сам монумент, узнаем его значение, миф и символику. Наливайте кофе и читайте, будет интересно.


Полное название монумента — "Астана — Байтерек". Инициатором проекта стал сам президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, архитектором — Акмурза Рустембеков. При строительстве было использовано большое количество бетонных и металлоконструкций и стекло. Стоимость материалов составила около 6 миллионов долларов. Строительство было закончено в 2003 году. Высота монумента — 102 м вместе с шаром а диаметр шара — 22 м. Монумент очень большой и величественный. Его нижний уровень уходит под землю на 4 метра и там находятся кафе, аквариумы и минигалерея "Байтерек". Оттуда ходит лифт наверх, в шар, где расположены бар и панорамный зал. Монумент привлекает множество туристов и проводятся экскурсии на разных языках, в том числе казахском и русском.

Рисуя набросок этого сооружения Нурсултан Назарбаев опирался на древнюю казахскую легенду о священной птице Самрук. Легенда гласит, что мифическое дерево — великан, дерево жизни, находящееся в степи, называлось Байтерек. Древние кочевники верили, что на стыке миров протекает Мировая река. Именно на ее берегу возвышается Дерево жизни, и его корни уходят глубоко в землю и крепко ее удерживают, а крона — высоко в небо и поддерживает его. Таким образом дерево находится в трех мирах: корни — в подземном, ствол — в земном, а крона — в небесном.


На самой вершине, среди ветвей дерева, жила сказочная птица Самрук. Она ежегодно в крону дерева откладывала золотое яйцо — Солнце, которое проглатывал Дракон Айдахар, живший у подножия дерева. Это означало вечную борьбу добра и зла, смену времен года и смену дня и ночи. Очень напоминает эта легенда сказку К.И.Чуковского "Краденное солнце", и если вам будет интересно, то можете прочитать мою статью об этой сказке, где я разобрала символизм и значение сказки, в которой тоже присутствует Крокодил, съевший Солнце. Читайте статью здесь.

Древние кочевники верили в то, что ствол Байтерека — это земная ось, мостик, соединяющий грешную землю с небесами. По стволу этого древа достойнейшие из праведников поднимались на небеса, чтобы беседовать с небесными жителями. Также, по стволу, они возвращались обратно, принося в наш мир Божественные знания. Это тоже знакомое действо: Древо Жизни имеется в сказаниях многих народов, в том числе и у русских. Так, в христианстве, Дерево Жизни символически описано в Книге Откровения как обладающее следующими свойствами: "И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов" (Откр.
:1–2). В католическом христианстве Дерево Жизни представляет собой безупречное состояние человечества, свободного от разложения и первородного греха, до грехопадения. Папа Бенедикт XVI говорил, что "крест является истинным древом жизни". Святой Бонавентура учил, что лечебный плод с Дерева Жизни представляет Иисуса Христа. В свою очередь святой Альберт Великий учил, что евхаристия, тело и плоть Христова, является плодом с Дерева Жизни. В восточном христианстве дерево жизни представляет собой любовь Бога. Св. Исаак Сирин говорил, что "Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами", и что "древо жизни есть любовь Божия".

В славянской мифологии Дерево Жизни — это вариант мирового древа, в книжности и фольклоре — мотив, отражающий представления о библейском древе жизни, которое Бог посадил в центре Рая. Фольклорный мотив восходит еще к дохристианской эпохе и отражает собой представление о трехчастном мировом дереве, моделирующем мир.

Древо жизни является важным объектом тюркской культуры и упоминается ещё в тюркской мифологии. Алтайские тюрки считают, что нижняя зона (корни древа) — это мир душ предков, которых оберегает Бог Эрлик вместе с подругой Тенгри-Умай. Эрлику подчиняется нижняя зона мира — духи предков, и он является опорой Древа Жизни, придавая ему импульс вечности. Благодаря ему происходит круговорот жизни в мире.


Получив знания Богов праведные люди могли по стволу, с заоблачных высот, вернуться обратно, в свой мир. (Представьте себе, человек побывал у Ангелов, поговорил с ними, они ему рассказали и показали что -то, или дали какие -то ему письменные ценности, и он спустился вниз, в мир живых, никак не навредив себе, у меня с трудом представляется, но вдруг такое раньше было возможным? Или нет?)

Древние тюрки считали, что простой смертный может добраться только до гнезда птицы Самрук, а дальше только эта птица могла определить, грешен ли человек, и потом она либо пропускала его наверх, либо сбрасывала к подножью древа. Птица эта тоже сама по себе не простая. Она не только способна находить "избранных", но и ее прилет к дереву вызывал ухудшение погоды. Ее крылья поднимали сильный ветер, а ее слезы падали сильным дождем на землю, и плакала она, переживая за своих птенцов, которых она надолго оставила в гнезде на верхушке кроны Байтерек. Каждый раз она, отложив яйца, вынуждена лететь за пищей очень далеко, чтобы потом накормить птенцов, и покидает их, а в подземном мире живет дракон, который ловит вылупившихся птенцов, выпавших из гнезда и съедает их. Вернувшись в гнездо, Самрук обнаруживает, что дракон опять съел ее птенчика и начинает плакать. Огромные капли слез становятся дождем и падают на землю. Так происходило долго. Но однажды человек, по имени Хасан дошел до Байтерека и увидел, что из гнезда попадали вылупившиеся птенцы, и к ним уже ползет дракон.
убил дракона и вернул птенцов обратно в гнездо, но не успел спуститься, как поднялся сильный ветер — это летела Самрук. Хасан хотел спрятаться, но прятаться было негде, и тогда птенцы укрыли парня своими крыльями. Птица присела на край гнезда и заметила, что птенцы ее все были живы и невредимы. Она очень сильно обрадовалась, и стала их кормить. В клюве у нее было много зверей: оленей, газелей и других животных. Она их сложила в кучу и почувствовала запах человека, и птенцы показали его, рассказав, что он их спас от погибели. Птица и человек стали дружить. Самрук подарила человеку свое перо и он смог на нем летать, так как оно было очень большим. (Это чем — то напоминает сказочную Жар — птицу и ее перо, а также сказку "Финист — ясный сокол").

Птица Самрук является представителем верхнего мира (света), а дракон — подземного мира (тьмы). Этот миф отражает представление о вечной борьбе между добром и злом, борьбе между верхним и нижним миром. Центром этого противостояния становится человек, который находится как бы посередине. И вот уже это не дуальность, а третичность, т. е. есть третий элемент кроме двух уже имеющихся. Байтерек — это Дерево жизни из древнетюркской мифологии, связывающее три мира между собой. Корни Байтерек в земле, в подземном мире, где живут всевозможные злые духи, черти, албасты, царь змей Бапы и его жена и дети. Ствол Байтерека — средний мир, где обитают люди и животные, батыры, ханы, богатые и бедные. И, наконец, вершина — это верхний мир, где живут птицы, ангелы, разные добрые божества.


Интересно, как люди себе представляли Байтерек. Мне удалось найти отличный рисунок древа жизни:

Но почему на монументе находится шар и в центре его вершины игла? Что это означает, по задумке автора?

Сразу хочу сказать, что впервые увидев этот монумент, и не зная ничего о нем, у меня возникли следующие ассоциации: ракета, несущая спутник. Может быть схожесть только лишь символическая, но сам шар мне напоминает спутник, вот только игла, или шпиль непонятно зачем нужен. А может быть это нужно рассматривать как земной шар, как мир, и игла — это земная ось? Конечно, у меня не было возможности спросить об этом самого автора, Нурсултана Назарбаева, и информации такой пока я не нашла… И вдруг, когда уже я хотела закончить статью вопросом, адресованном вам, мои читатели, я нашла нужную мне информацию, что несказанно меня обрадовало.

Оказывается, иногда символы современного Казахстана могут носить противоречивое историческое происхождение – не иметь почти никакого отношения к происхождению казахского этноса, но обычно они довольно стильно выглядят.

В 2008 году Астана (Нур — Султан) приняла новый герб, автором которого, как сообщали СМИ стал сам президент Назарбаев. Официальное описание герба полно символики:


"Данное художественное решение является образным выражением вектора развития современного Казахстана, который совмещает в себе как знак города, так и символ страны. Байтерек — мировое древо, являющееся олицетворением вселенной. Он понимается как космос в виде живого развивающегося организма. Это тесно связано с символикой центра. Шанырак понимается как точка перехода необъятности вселенной к родному дому.

Таким образом, с художественной точки зрения, осуществляется объединение двух символов — Байтерека и Шанырака.

В основании Байтерека заложен орнамент "құсқанаты" — птичьи крылья, восходящий к стилизованному изображению мифической птицы "Самрук". ( смотрите здесь).

Значит все — таки Космос. Центральная часть увенчана глобусом, где обозначены все семнадцать религий Земного шара, что является особенным символом, соединившим все религии Мира. Тогда становится понятно, что "игла" — это земная ось. В переводе с казахского языка Байтерек означает – тополь. Это набирающее силу, растущее и молодое древо. Оно воодушевляет в себе государственную силу, сохранность исторический корней и является надежной опорой и стремлением к обязательному процветанию Казахстана.

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии, делитесь с друзьями в соц.сетях.


Читайте на моем канале:

Символизм в сказке К.Чуковского "Краденое солнце"

Кто спит вечным сном в Башне Тамерлана?

История Мамаева кургана с древних времен и до нашего времени

Что находится под Сфинксом

Что можно почитать на моем канале "Собеседник на скамейке". Путеводитель по каналу

Всем добра и здоровья!

Источник: zen.yandex.ru

История создания

Идея о возведении необычного монумента пришла в голову лидеру Казахстана Нурсултану Назарбаеву в 1997 году. Стимулом послужил перенос главного города из Алма-Аты в Астану. Байтерек должен был стать символом новой «жизни» для страны и его народа, более динамичной, насыщенной и яркой. Своей необыкновенной конструкцией и местоположением монумент обязан старинной казахской легенде. Древние кочевники верили, что на месте пересечения миров протекает Вселенская река. На побережье этой реки произрастает Дерево жизни — по-казахски «Байтерек». Корни дерева уходят глубоко в землю, их силы хватает, чтобы удержать планету. Своей пышной кроной оно подпирает небо. Ежегодно к «Байтереку» прилетает священная птица Самрук, чтобы отложить очередное яйцо (солнце). Как только птица покидает свое гнездо, дракон Айдахар съедает его. Таким образом в природе происходит смена дня и ночи, времен года, добра и зла.

Особенности конструкции

Монумент Байтерек, Казахстан

Монумент Байтерек — детище знаменитого английского архитектора, автора еще одного невероятного шедевра в Астане — Дворца Мира и Согласия. Внешне он напоминает хрупкую хрустальную вазу с огромной жемчужиной на самой вершине. Высота монумента — 105 метров. Шар, венчающий Байтерек, достигает 22-х метров в диаметре, массой более 300 тонн. Он выполнен из уникального стекла, переливающегося разными оттенками, в зависимости от попадания солнечных лучей. В соответствии с философской идеей сооружения, конструкция состоит из трех уровней. Первый уровень расположен под землей, на глубине около четырех метров. Здесь размещается несколько магазинов, баров и кафе, а также художественная мини-галерея. Средний уровень — дорога, ведущая к «небесам», эта часть строения выполнена из металла, стекла и бетона. По ней курсирует современный лифт, готовый в любую минуту доставить посетителей на самый верх к позолоченной «жемчужине». На высоте 97 метров располагается замечательная смотровая площадка, откуда можно полюбоваться восхитительной панорамой города. Внутри шара находится большой панорамный зал и уютный бар. Сегодня в «стенах» монумента проводится масса культурных мероприятий и экскурсий. Последние можно заказать на трех языках — английском, русском и казахском.

Как добраться

Данная достопримечательность расположена на улице Левобережье 1, рядом с автомагистралью, ведущей к аэропорту. Доехать до нее можно на автобусах под номерами 21, 35, 10, 18, 28, 12 и 27 или воспользоваться маршрутными такси №118, 117, 116 и 110. Монумент открыт ежедневно с 10-00 до 21-00 ч. Стоимость билета от 150 до 500 тенге, в зависимости от возраста. Детям до 5 лет вход бесплатный.

Адрес: Байтерек, Астана 020000, Казахстан

Телефон: +7 775 357 9187

Официальный сайт: astana-bayterek.kz

Источник: KazakhstanLife.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.