Основные моменты

В наши дни в медресе Мухаммадия проводят подготовку имамов-хатыбов, преподавателей основ ислама и арабского языка, а также переводчиков с арабского языка. Здание, которое занимает медресе, было возведено в начале прошлого века. На сегодняшний день оно имеет статус объекта культурного наследия Республики Татарстан.

По исламским традициям обучение в медресе бесплатное и ведется раздельно. На дневное отделение принимают после 9 или 11 класса. Базовое обучение или санавия на дневном отделении длится 3 года, а повышенное или галия – 5 лет. На вечернем отделении студенты учатся 4 года. Выпускники получают документ о среднем специальном образовании и при желании могут продолжить учебу в университете.

Медресе Мухаммадия открыто с 8.00 до 18.00, с перерывами для совершения намаза.

История медресе Мухаммадия

Основателем казанского медресе был преподаватель и знаток ислама Галимжан Галеев Баруди. В 1882 году его отец Мухаммеджан организовал постройку одноэтажного дома размером 16 на 8 м. В честь него учебное заведение получило имя «Мухаммадия», но из-за фамилии Галеев его часто называли «Галеевским медресе». Количество желающих учиться здесь было так велико, что пришлось оборудовать дополнительные помещения.


В 1898 году деревянное здание сгорело во время пожара, и Баруди с помощью друзей удалось выстроить для учебного заведения двухэтажный кирпичный дом. Слава о медресе Мухаммадия быстро распространялась по городам империи, поэтому в Казань приезжали учиться не только татары. Образование в медресе привлекало и представителей других тюркоязычных народов. Сюда ехало много калмыков, башкир, киргизов и казахов.

В начале прошлого века для медресе Мухаммадия построили новое трехэтажное здание. Кроме учебных классов, в нем была столовая, помещения для кухни и больницы, обувная и переплетная мастерские. Возле постройки летом разбивали огород, а в зимнее время учащиеся катались здесь на коньках.

Дети, которые посещали медресе, получали бесплатную одежду, книги и даже небольшую стипендию. Благодаря Баруди, помимо традиционных религиозных и светских дисциплин, студенты ходили на уроки религиоведения и арабского языка. В учебном заведении издавались собственные газеты, существовал любительский театр.

Перед началом Первой мировой войны система образования в медресе Мухаммадия стала многоступенчатой и занимала 12 лет. Учащиеся могли получить начальное, среднее и высшее образование, а также пройти подготовительные курсы. Здесь изучали каллиграфию, этику, философию, психологию, лексикографию, русский и татарский языки, рисование, морфологию, фонетику, географию, юриспруденцию, математику, логику и другие предметы.


В 1918 году учеников и преподавателей разогнали, а здание передали различным ведомствам. В 1993 году работа медресе Мухаммадия возобновилась.

Как добраться

Медресе Мухаммадия расположено в историческом центре города, на улице Габдуллы Тукая, стр. 34а. До медресе можно дойти пешком от железнодорожного вокзала Казани (1,7 км) или от станции метро «Площадь Тукая» (1,2 км). Неподалеку от медресе, на улице Татарстан, делают остановки автобусы № 1, 3, 5, 6, 10, 10а, 31, 53, 54, 68, 71, 74, 74а.

Источник: wikiway.com

Одним из самых известных учебных заведений Казани начала XX века по праву считается медресе «Мухаммадия». Его возглавлял выдающийся религиозный деятель Галимджан Галеев (Баруди), который получил образование в бухарском медресе «Мир-гараб».

Медресе «Мухаммадия» находилось на Тихвинской улице, неподалёку от 5-ой (Галеевской) мечети и занимало три каменных корпуса. Один из них был построен в 30-х годах XIX столетия одновременно с Галеевской мечетью.

Там размещалось медресе, которым с 70-х годов XIX века заведовал мулла-ахун М. Сагитов. Но его взгляды на методы преподавания резко отличались от методов Г. Баруди, что впоследствии привело к расколу учебного заведения.


В 1881 году во дворе медресе было построено новое каменное здание на средства купца Мухамедзяна Галеева и пожертвования некоторых прихожан. Здесь расположилось второе медресе, которым целиком заведовал мулла Г. Баруди. Так возникло новое Галеевское медресе («Мухаммадия» названа в честь Мухаммедзяна Галеева). Но официально эти две духовные школы считались едиными. Лишь после смерти М. Сагитова, приблизительно с 1908 года, оба медресе окончательно объединились.

Медресе содержалось на средства вакуфа — из доходов от принадлежащей медресе недвижимости: домов, лавок, земли, лугов. Наиболее значительная сумма поступала по духовному завещанию купца Ахмеда Хусаинова от лавок на Нижегородской ярмарке, которые приносили 10 тысяч рублей в год. Свою лепту вносили шакирды и частные пожертвования.

В «Мухаммадии» взималась плата за обучение — 5 рублей в год. В старометодных медресе занятия были бесплатными, а средства могли поступать исключительно как садака.

Большинство шакирдов были уроженцами Казанской губернии. Также в «Мухаммадию» приезжали получать исламские знания ученики из Симбирской, Саратовской и Уфимской губерний России. Студенты, успешно окончившие полный курс, обычно поступали на должность муллы; остальные становились мугаллимами. Нужно сказать, что число выпускников медресе было довольно незначительным. Так, в 1906 году полный курс прослушали 12 человек, в 1908 и 1909 годах «Мухаммадию» окончили по 5 человек, а в 1907 году и вовсе не было выпуска.


Преподаватели получали жалованье — от 100 до 1000 рублей в год, в зависимости от знаний и опыта. Ежегодно перед началом занятий Совет медресе распределял педагогов по отделениям, назначал дисциплины, выбирал новые учебники, если прежние казались устаревшими. Совет также составлял расписание учебного дня: время занятий, обеда, чая, отдыха и прогулок. Преподаватели обязаны были следить за поведением и успехами шакирдов и докладывать Совету. Малоуспешные ученики исключались из медресе.

Шакирды располагались в жилых комнатах. При «Мухаммадии» существовал лазарет с приходящим врачом, визиты которого оплачивались из общих сумм. Вопреки распространённому среди мусульман обычаю давать приют больным и странникам, в медресе не дозволялось жить или ночевать посторонним. Деньги учеников хранились в особой кассе и выдавались им по мере надобности.

В начале ХХ века в «Мухаммадии» насчитывалось рекордное количество учащихся — 500 человек и 20 преподавателей-мугаллимов. Поступившие на учёбу шакирды получали полноценное светское и религиозное образование. В течение 12, а затем 14 лет они изучали татарский, арабский, турецкий, русский языки, математику, геометрию, физику, географию, психологию, педагогику, историю России и тюркских народов. В медресе царила атмосфера относительного свободомыслия: студенты могли объединяться в неформальные общества, выпускать рукописные газеты, журналы, ставить спектакли. Не случайно именно в «Мухаммадии» возникло мощное шакирдское движение подпольной организации «Берек», которая хотела провести радикальную реформу всех исламских учебных заведений, читален, учительских курсов волжских татар.


При поступлении в «Мухаммадию» у будущего шакирда контролировали состояние здоровья, спрашивали паспорт и позволение от воспитателей, письменное удостоверение о благонравии с прежнего места обучения. Также до начало обучения требовалось сделать полный взнос и иметь достаточно средств, чтобы безбедно прожить в течение зимы. Уличённые в испорченности или злонравии шакирды не принимались. Были и возрастные ограничения: для подготовительного класса начального отделения — моложе 7 и старше 10 лет; для первого класса второго отделения — моложе 12 и 15 лет. К тому же для перехода с одной ступени нужно было сдать экзамен: уметь декламировать Коран согласно требованиям таджвида, читать и понимать всякую тюркскую книгу, знать четыре действия арифметики, введение в географию и историю Ислама, понимать русский алфавит. Для поступления в высшие классы приходилось выдерживать экзамен по программе курсов низшей ступени.

Все учащиеся «Мухаммадии» с начала учебного года и до каникул были обязаны прилежно заниматься всеми без исключения науками по программе и в конце года продемонстрировать знания аттестационной комиссии. Отстающие шакирды исключались.

В медресе была установлена и форма одежды: пальто чёрного или тёмного цвета, маленькая чёрная шапочка, казакин или джуббя, резиновые галоши на ичигах или другой обуви. В холодные дни разрешалось надевать башлык. Шакирдам было запрещено носить шляпу, высокую шапку и короткую одежду.


Строгий распорядок царил и в интернате. Студентам выдавали кровать, шкаф для одежды и сундук, с которыми они должны были обращаться крайне аккуратно и сдать при отъезде из медресе. Время с 10 часов вечера до 6 утра отводилось на сон. Шакирды совершали пятикратный намаз с фардами и ваджибами в молитвенной комнате при медресе, но на пятничные богослужения ходили в соборную мечеть. Пропуск джума-намаза становился поводом для отчисления. Ученикам запрещалось посещать театры, кинематограф и литературные вечера. Особое дозволение выдавалось только для татарских лекций, признанных полезными.

Выпускниками медресе «Мухаммадия» стали многие известные люди: писатели Ф. Амирхан, З. Башири, Ф. Бурнаш, М. Гафури, К.Т инчурин, Г. Камал, Н. Исанбет, учёные, общественные деятели Г. Нугайбек, Г. Шараф, Г. Губайдуллин, артисты З. Султанов, Габдрахман и Габдулла Камал, композиторы С. Габяши, С. Сайдашев, художник Б. Урманче и другие. Также здесь собралась плеяда выдающихся мугаллимов и мударрисов: Галимджан Баруди, Ахметзян Мустафин, Саидгерей Алкин, Шахар Шараф, Юсуф Акчура, Габдулла Апанаев, Худжа Бадиги.

В 1890 году Махруй Барудия открыла первое в Казани мектебе нового типа для татарских девочек при медресе «Мухаммадия». После 1917 года медресе было расформировано. За годы существования это учебное заведение сыграло значительную роль в истории просвещения татарского народа и подготовке педагогических кадров для национальных школ.

Источник: www.islamisemya.com


Петиция с призывом сохранить историческое наследие медресе «Мухаммадия» взбудоражила накануне соцсети и телеграм-каналы Петиция с призывом сохранить историческое наследие медресе «Мухаммадия» взбудоражила накануне соцсети и телеграм-каналы Фото: Василий Иванов

«Все было бы хорошо, если бы не планировалось разрушить важную часть этого комплекса…»

Петиция с призывом сохранить историческое наследие медресе «Мухаммадия», взбудоражившая соцсети и телеграм-каналы, появилась в сети накануне. К утру сегодняшнего дня ее подписали почти 400 человек. Авторы обращения выбрали адресатом президента РТ Рустама Минниханова. Они обеспокоены тем, что с началом 2020 года стартуют работы по реконструкции памятника архитектуры республиканского значения — комплекса зданий медресе.


к известно, здесь учились писатель и драматург Галиаскар Камал, революционер-большевик Хусаин Ямашев, писатель и общественный деятель Фатих Амирхан, драматург и артист Карим Тинчурин, писатель Мажит Гафури, революционер-большевик Камиль Якубов, один из первых татарских композиторов Султан Габяши.

«Все было бы хорошо, если бы не планировалось разрушить важную часть этого комплекса — здание по адресу улица Габдуллы Тукая, 34а, где с 90-х годов прошлого века по сегодняшний день организована основная часть образовательного процесса медресе, — сообщается в петиции. — На его месте по проекту предусмотрена постройка нового здания».

Авторы обращения — студенты и выпускники «Мухаммадии» — подчеркивают, что строить что-то новое за счет сноса исторического объекта неприемлемо, и выступают за сохранение этого старинного здания. «Оно близко к сердцу каждого из нас, и время, проведенное в его стенах, — самая лучшая и светлая часть нашей жизни, — отмечают они. — Объект не аварийный, в хорошем состоянии, никому не мешает».

Помимо просьбы оставить здание медресе, авторы обращения указывают на необходимость сохранить права пользования этим комплексом за «Мухаммадией».

Петиция получила распространение в соцсетях, а авторы телеграм-каналов выражали свое удивление тем, что в самом центре Казани якобы ради интересов девелоперов сносится историческое здание.


Председатель комитета по охране объектов культурного наследия Иван Гущин заявил, что о «сносе речи не идет» Председатель комитета по охране объектов культурного наследия Иван Гущин заявил, что о сносе речи не идет Фото: «БИЗНЕС Online»

«О СНОСЕ РЕЧИ НЕ ИДЕТ»

Однако председатель комитета по охране объектов культурного наследия Иван Гущин заявил, что о сносе речи не идет. Он пояснил, что комплекс «Здание медресе „Мухамадия“» имеет статус объекта культурного наследия регионального значения. Этот статус был присвоен еще в 1986 году в соответствии с постановлением Совета министров ТАССР от 1987 года. Тогда при определении пообъектного состава комплекса проведены глубокие исторические исследования, и по итогам на охрану поставлено только два здания — трехэтажного галеевского и одноэтажного сагитовского медресе. «Согласно историческим материалам, сначала в 1883 году на этом месте было построено одноэтажное здание медресе по проекту архитектора М.


молаева, в 1885-м А. Сайдашев надстроил к нему второй этаж, а в 1886-м купец Утямышев возвел третий, — сказал председатель комитета. — Объект постоянно перестраивался. К началу XX века он приобрел сложную конфигурацию». 

В рамках реставрации будут восстановлены утраченные парапетные ограждения, заменены оконные и дверные заполнения на новые, выполненные по историческим образцам, заменена кровля В рамках реставрации будут восстановлены утраченные парапетные ограждения, заменены оконные и дверные заполнения на новые, сделанные по историческим образцам, заменена кровля Эскиз предоставлен комитетом по охране культурного наследия

Оба этих здания в 2020 году ждет бережная реставрация. По словам Гущина, при подготовке проектной документации комитет провел научные и исторические исследования, проект реставрации прошел общественное обсуждение и согласован в октябре 2018-го. В рамках реставрации будут восстановлены утраченные парапетные ограждения, заменены оконные и дверные заполнения на новые, сделанные по историческим образцам, заменена деревянная обрешетка кровли и сама кровля. Запланированы работы в части обследования и усиления фундаментов, а также решены вопросы с гидроизоляцией. «Сегодня здание признано неудовлетворительным и после того, как закончится реставрация, будет пригодно для современной эксплуатации», — подчеркнул собеседник издания.

Строение же, сохранения которого требуют авторы петиции, — двухэтажное общежитие при медресе площадью 637 кв. метров. Оно находится вне территории объекта культурного наследия, не состоит в охранных реестрах, не является градоформирующим объектом. «В разные годы в отношении здания проводились исследования, в том числе комитетом, и оснований для включения его в реестр выявленных объектов культурного наследия нет, — добавил председатель комитета. — Говорить сейчас об уникальной историко-культурной ценности этого общежития не приходится, так как оно в большей степени искажено современными капитальными одно- и двухэтажными пристройками. Как нам известно, у ДУМ РТ имеются намерения расширить материальную техническую базу и отстроить новое общежитие».

Здание, сохранения которого требуют авторы петиции — двухэтажное общежитие при медресе площадью 637 кв. м. Оно находится вне территории объекта культурного наследия, не состоит в охранных реестрах, не является градоформирующим объектом Строение же, сохранения которого требуют авторы петиции, — двухэтажное общежитие при медресе площадью 637 кв. метров. Оно находится вне территории объекта культурного наследия, не состоит в охранных реестрах, не является градоформирующим объектом Фото: Василий Иванов

«После окончания работ медресе снова будет служить народу. просим не поддаваться смуте». 

Источник нашего издания, который пожелал остаться неназванным, добавил, что все здания, о которых идет речь, принадлежат ДУМ РТ и вопрос реконструкции не несет в себе коммерческой подоплеки. «ДУМ озабочено развитием данных объектов, например, ему не хватает учебных корпусов, потому принято решение преобразовать двухэтажный новодел общежития в трехэтажное здание (три этажа плюс мансарда — прим. ред.), в этом для управления сейчас приоритет, — заметил собеседник „БИЗНЕС Online“. — Но пока только планы, они еще не прошли ни градсовет, ни межведомственные комиссии, есть лишь намерение ДУМ РТ».

В самом духовном управлении мусульман Татарстана информацию о том, что здание медресе «Мухаммадия» будет разрушено, также категорически отрицают. Начальник пресс-службы ДУМ РТ Резеда Закирова, отвечая на запрос «БИЗНЕС Online», заявила, что у объекта была потребность в капитальном ремонте: «Здание, в котором сегодня ведутся занятия, не соответствует нормам и требованиям действующего законодательства для организации учебного процесса, а строение, в котором ныне размещено общежитие, находится в аварийном состоянии». 

«Говорить сейчас об уникальной историко-культурной ценности этого общежития не приходится, так как здание в большей степени искажено современными капитальными одно- и двухэтажными пристройками» «Говорить сейчас об уникальной историко-культурной ценности этого общежития не приходится, так как оно в большей степени искажено современными капитальными одно- и двухэтажными пристройками» Фото: Василий Иванов

Заместитель директора по учебной работе Казанского высшего мусульманского медресе «Мухаммадия» Зульфат Габдуллин в телефонном разговоре с нашим корреспондентом назвал известие о сносе здания фейком. Он разместил также в сетях видеообращение на татарском языке к общественности с призывом не поддаваться «смуте», которая сейчас распространяется в интернете: «В социальных сетях появилась информация, что медресе „Мухаммадия“ разрушают, уничтожают. Все это не правда, так как оно народное медресе, служило народу и, даст бог, в дальнейшем будет продолжать. На самом деле сейчас в медресе „Мухаммадия“ затеваются большие строительно-реставрационные работы, все они делаются по договоренности с его руководством. После их окончания медресе снова будет служить народу, и здесь нет никаких разногласий. Мы просим вас не поддаваться смуте». 

И Зульфат хазрат, и Закирова не смогли ответить, кто является автором петиции, а также вброса информации в интернете, но на 100% уверены, что это было сделано не шакирдами или преподавателями медресе «Мухаммадия».

Медресе «Мухаммадия» была одним из самых известных учебных заведений среди татар России. В честь первого основоположника Мухаммеджана Галеева медресе назвали «Мухаммадией» Медресе «Мухаммадия» было одним из самых известных учебных заведений среди татар России. В честь первого основоположника Мухаммеджана Галеева медресе назвали «Мухаммадией» Фото предоставлено комитетом по охране культурного наследия

ИСТОРИЯ И ВЫПУСКНИКИ МЕДРЕСЕ «МУХАММАДИЯ»

Медресе «Мухаммадия» и правда было одним из самых известных учебных заведений среди татар России. Основоположником его являлся преподаватель Галимжан Баруди (Галеев). На рубеже XX века он был известен как видный просветитель, знаток религии, реформатор и философ.

История медресе разбивается на несколько этапов. В 1882 году отец Баруди Мухаммеджан Галеев основал одноэтажное каменное здание, 16 м в длину и 8 — в ширину. В честь первого основоположника Мухаммеджана медресе назвали «Мухаммадией», также от его фамилии оно звалось «Галеевское медресе». В 1898-м деревянное здание было полностью уничтожено пожаром. Через некоторое время на помощь пришли состоятельные знакомые Баруди, с их помощью построено новое каменное уже двухэтажное медресе. В 1901 году мэр Казани Александр Лебедев дал разрешение на возведение трехэтажного здания. Баруди приложил много усилий, чтобы современный уклад медресе соответствовал санитарно-гигиеническим требованиям того периода. Оно имело при себе столовую, кухню, больницу, мастерскую обуви, лесничество, переплет книг, огород. Зимой студенты катались на коньках в зимнем саду.

Во время открытия «Мухаммадия» ничем ни отличалась от других учебных заведений, лишь по инициативе Баруди в программу обучения были включены новые дисциплины, такие как арабский язык и религиоведение. В дальнейшем студенты стали выпускать свои газеты, такие как «Мухаммадия», «Телескоп», «Манзаратуль-галям», «Телчан» и др. В 1906 году в медресе образовался свой профессиональный театр, в учебную программу были введены светские дисциплины, такие как математика, география, природоведение и т. д. К тому времени учебное заведение превратилось в многоступенчатое медресе, где обучение было в течение 12 лет, а в 1913-м оно стало 14-летним: 5 лет — начальное образование (ибтидаия), 6 лет — среднее (санавия), 3 года — высший и завершающий курс (галия), а также не входящий в систему обучения 1 год подготовительных курсов.

«Мухаммадия» была известна не только у татар, но и в среде турецких народов. За 36 лет своего существования медресе выпустило более тысячи студентов и дало им начальное, среднее и высшее духовное образование. Среди выпускников были такие известные личности, как Хусаин Ямашев, Махмуд Дулат-Гали, Камил Якуб, Галиаскар Камал, Карим Тинчурин, Салих Сайдашев, Фатих Амирхан, Наки Исанбет, Мажит Гафури и др.

Объект представляет из себя историческую ценность, поэтому все работы строго согласовываются с министерством культуры. «Мухаммадия» входит в общий комплекс ДУМ РТ, где расположена так же Галеевская мечеть и резиденция муфтия Объект представляет из себя историческую ценность, поэтому все работы строго согласовываются с министерством культуры. «Мухаммадия» входит в общий комплекс ДУМ РТ, где расположена также Галеевская мечеть и резиденция муфтия Фото: Василий Иванов

«МУХАММАДИЯ» — ТАКОЙ ЖЕ НАШ СИМВОЛ, КАК БАШНЯ СЮЮМБИКЕ, КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ, БОЛГАР»

Один из источников в мусульманских кругах сообщил «БИЗНЕС Online», что в медресе «Мухаммадия» реставрационные работы проводятся уже около трех лет и, видимо, отсюда идут слухи о разрушении здания. Дело в том, что объект представляет из себя историческую ценность, поэтому все работы строго согласовываются с министерством культуры. «Мухаммадия» входит в общий комплекс ДУМ РТ, где расположена также Галеевская мечеть и резиденция муфтия.

Известный татарстанский исламовед Азат Ахунов сравнивает медресе «Мухаммадия» с мечетью Марджани, которая единственная в Казани функционировала в советское время. «Большинство религиозных деятелей, деятелей науки и культуры являются выпускниками данного медресе. „Мухаммадия“ — такой же наш символ, как башня Сююмбике, мечеть Марджани, Казанский кремль, Болгар», — заявил он. По словам собеседника издания, в постсоветский период именно «Мухаммадия» стала первой кузницей кадров для вновь открывшихся мечетей. «Надо сделать все, чтобы, во-первых, медресе сохранилось как учебное заведение, которое будет продолжать традиции, начатые в конце XIX – начале XX века, во-вторых, нужно спасти максимально само здание, не пожалеть средств на то, чтобы комплекс этих объектов остался в том первозданном виде, в котором он был задуман и построен. Отрицательных примеров разрушения даже у нас в Казани достаточно», — говорит исламовед. Он напомнил, как вместо «Номеров „Булгар“», в которых жил Габдулла Тукай, построили новый жилой комплекс. «Это грубо искаженный новодел, уже не номера „Булгар“, а совсем другое, — заметил он. — Я боюсь, как бы данная история не повторилась и с медресе „Мухаммадия“. Конечно, снести и заново построить будет дешевле, но надо приложить все силы и возможности, чтобы сохранить исторический облик здания».

По словам ученого, «при желании, если будет политическая воля, найдутся реальные средства и это вполне выполнимая задача». Примеров тому предостаточно, в том числе расположенная в одном религиозном комплексе с медресе «Мухаммадия» и резиденцией муфтия Галеевская мечеть.

Источник: www.business-gazeta.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.