Приехав в Южный Казахстан, гостей больше всего привлекает Туркестан, древняя столица Казахского ханства. Здесь им покажут мусульманские архитектурные комплексы, туристические места, связанные с именем Ахмеда Яссави (в народе известного как Хазрет Султан) – почитаемого в исламском мире суфийского поэта. В первую очередь следует посетить величественный мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави. Также туристам предоставляется возможность побывать на «ночном базаре». Паломничество в Туркестан дарит верующим немало наполненных душевным трепетом минут у святых мест, которые запоминаются на всю жизнь.

Туркестан является древнейшим городом Казахстана. Поселение на месте нынешнего города, располагавшегося на пресечениях караванных путей из Бухары, Самарканда, Хивы на север, возникло около 500 года н. э. В 12-м веке оно называлось Ясы (Яссы). В средние века это был город-крепость. Здесь жил и работал поэт Ходжа Ахмед Ясави. В 1396-1398 годах среднеазиатский эмир Тамерлан возле мавзолея Ясави начал строить мечеть, получившую известность среди мусульман как религиозный центр – Хазрет султан (Азрет султан).


Впервые Туркестан как город упоминается в 15 веке. В 16-18 веках – столица Казахского ханства. В период Казахско-джунгарских войн была разрушена большая историческая часть Туркестана вблизи Мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави.

Современный Туркестан (с 1968 г в подчинении Южно-Казахстанской обл.) превратился в крупный промышленный, образовательный и культурный центр, сосредоточение отечественного и зарубежного туризма. Здесь успешно функционируют тринадцать промышленных объектов. В районе развито сельское хозяйство, особое место занимает культивирование зерновых культур и хлопка-сырца.

Туркестан – крупный региональный центр торговли, в городе имеется крупный рынок.

В 2000 году город праздновал 1500-летний юбилей. В Туркестане находятся такие достопримечательности: заповедник-музей Хазрет-Султан; мавзолей (ханака) на могиле Ахмеда Яссави – известного последователя суфизма; гробницы казахских ханов Абулхаир-хана, Есим-хана, Аблай-хана, также великого казахского бия – Казыбек би – создателя систематизированного свода казахских обычаев «Жеты Жаргы», других выдающихся государственных, религиозных, политических, военных деятелей Казахстана; памятник архитектуры – железнодорожный вокзал (1905 год).


В 1991 году на основе Музея архитектурного комплекса Ходжи Ахмеда Ясави создан государственный историко-культурный заповедник-музей «Азрет-Султан», площадь которого составляет 90 га.

Мемориальный комплекс «Хазрет-Султан» представляет собой научно-просветительское и научно-исследовательское учреждение, предназначенное для сбора, сохранения и исследования архитектурных и археологических памятников Туркестана.

В музей-заповедник включено множество других построек вблизи мавзолея-мечети Ходжи Ахмеда Яссави, сооруженных в разное время, а именно: городище Культобе, суфийский центр с подземной мечетью Хильвет (келья, в которой проживал в уединении Яссави, когда ему исполнилось 63 года), безымянный и восьмигранный мавзолеи, ритуальное строение Шильдехана, мавзолеи Касым-хана, Жолбарыса, Жанибек-батыра, Рабиги Султан Бегим (правнучки Тамерлана) и др; восточная баня (монша), Хума-мечеть, остатки мавзолеев Гаухар ана и Алходжа-ата, подземная мечеть (дом для размышлений) Аулие Кумшык ата, средневековая застройка цитадели и шахристан, фортификационное сооружение с башнями, оборонительными стенами, воротами, военная казарма, светозвуковая видеопанорама древнего Туркестана. Иногда весь комплекс объектов называется как «историко-культурная резервация».

Основной достопримечательностью города и центральным объектом музея-заповедника «Азрет-Султан» служит мавзолей Ходжи Ахмета Яссави (15 в), ставший первым памятником Казахстана, включенным в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.


Современный мавзолей был сооружен на могиле суфийского поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Яссави, который обладал в регионе значительным авторитетом среди мусульман  и  оказал  огромное  воздействие  на  ислам в Средней Азии. После смерти в 1166 (67) году его с большими почестями похоронили в маленьком мавзолее.

Существующий сейчас мавзолей был построен через 233 года после смерти Яссави по приказу Тамерлана. Среднеазиатский полководец и завоеватель в 1395 году разгромил хана Тохтамыша, правителя Золотой Орды и разрушил столицу Сарай-Берке. Тамерлан в честь такой победы принял решение на месте старого, на тот момент ветхого мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави возвести новый величественный мемориальный комплекс.

Из легенды известно, что Тамерлан распорядился над могилой Ходжа Ахмеда Яссави в первую очередь начать строительство мечети. Все попытки построить стены были неудачными: то сильная буря их сносила, то возникал «зеленый бык», который все крушил. Тимуру во сне явился святой и сообщил, что прежде необходимо построить над могилой святого Арыстан-Баба мавзолей, затем мавзолей над могилой Яссави. Тамерлан все так и сделал. Сейчас паломники сначала приходят в мавзолей Арыстан-Баба, затем посещают мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави.


Принимая решение возводить сооружения, Тамерлан следовал не только религиозным убеждениям, а и руководствовался политическими целями. Построив мавзолей на месте захоронения такого уважаемого человека, он укреплял свои авторитет и власть среди кочевников степи. Среди историков существует мнение, что Тамерлан лично участвовал в разработке проекта будущего мавзолея и раздавал указания строителям.

Тимур сам установил основные размеры постройки, диаметр большего купола равнялся 30 гязам (1 гяз = 60,6 см). Этой мерой длины (гязом) предопределялись размеры всех частей сооружения. Тамерлан в своих указах давал рекомендации касающиеся декоративных деталей внешнего вида здания и внутреннего убранства.

Ранее, еще в 1385 году Тамерлан отдал приказ на могиле Яссави заложить монастырь суфиев, сторонников Яссави. Завершить строительство мечети не удалось, оно прекратилось в 1405 году, сразу после смерти Тамерлана. Остался только недостроенный входной портал.

Во время сооружения здания персидскими зодчими были применены новаторские архитектурные и строительные решения, которыми пользовались при возведении столицы империи Тимуридов – Самарканда. В настоящее время мавзолей – это одно из самых значительных и неплохо сохранившихся сооружений той эпохи.

В период Казахского ханства мавзолей служил резиденцией казахских ханов.


Мавзолей Яссави представляет из себя огромное прямоугольное здание с куполами и порталами. Внешние стены имеют толщину около двух метров, в центральном зале стены составляет почти три метра в толщину. Арочный портал в высоту составляет 37,5 метров, главный купол – 44 метра в высоту и диаметром 22 метра.

Мавзолей – это сооружение с огромным входным порталом и множеством куполов. Центральный зал окружают более 35-ти помещений. Дверь в усыпальницу украшает прекрасная резьба по дереву и слоновой кости. Купольная конструкция мавзолея является одной из самых больших кирпичных в Центральной Азии. Для мусульман купол – это символ единства и гостеприимства, поэтому размеру и внешности конструкции было уделено особое внимание. Из Тебриза был доставлен надгробный камень святого.

По своим размерам мавзолей Ахмеда Яссави сравнивают с мечетью Биби-Ханым в Самарканде.

Здание мавзолея составляют восемь помещений различного назначения, которые сгруппированы вокруг главного, самого значительного в комплексе зала для тай казана (казан для варки большого количества мяса): мавзолей, большой и малый залы дворца, мечеть, библиотека, хозяйственный комплекс, включающий столовую, колодезную, жилые и др. помещения.

Казандык – парадное помещение комплекса, в котором размещен тай казан, имеет форму квадрата со сторонами 18,2 метра. Покрывает его самый большой из сохранившихся в Средней Азии сфероконический купол с одинарной оболочкой. В стенах помещения оборудованы высокие стрельчатые ниши, украшенные ганчевыми сталактитами. В помещении с помощью его пропорций, высоты (39 м), белизны стен в тусклом освещении создается атмосфера покоя, торжественности и благоговения.


В казандыке большую художественную ценность представляет дар Тимура – монументальный бронзовый светильник. Его украшают растительный орнамент, гравированные надписи, инкрустации золотом и серебром. Из надписи известно имя мастера Изуддин ибн Таджундин, дата изготовления – 1397 год.

Тай казан считается главной достопримечательностью мавзолея. Это самая большая чаша для воды во всем восточном мусульманском мире. По преданию ее отлили в селе Карнак (25 км от Туркестана) из сплава семи металлов. Ручки имеют вид цветов лотоса. Поверхность тай казана украшают три полосы рельефных надписей на фоне растительных орнаментов. Верхняя надпись сообщает, что сей казан для воды – подарок Тамерлана зданию, воздвигнутому в честь Ходжи Ахмеда Яссави. Средняя гласит: «Будь благословен», далее дата изготовления казана – 1399 год, мастер – Абдульгазиз ибн Шарафутдин из Тебриза. В нижней полосе слова: «Царство Аллаху». Чаша с 1934 года экспонировалась в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге), в Государственном Эрмитаже. В мавзолей тай казан вернули в 1988 году.


Усыпальница Ходжи Ахмеда Яссави представляет квадратное со стороной 7,5 м купольное помещение с широкими (в полдлины каждой стены) неглубокими арочными нишами. Надгробие, облицованное светло-зеленым орнаментом, находится в центре помещения. Паломники, совершая молитву у входа, в усыпальницу не заходили.

Малая мечеть (или место для молитвы) является одним из наиболее интересных по конструкции и оформлению помещений комплекса. Крестообразный в плане зал венчает необыкновенный купол, словно вырезанный из перламутра и установленный на достаточно высоком барабане с проемами для света.

Малый и большой дворцы представляют двусветные залы. С 16-го по 18-ый век в Туркестане располагалась резиденция казахских ханов Старшего и Среднего жузов. В этот период их использовали как дворцовые помещения.

В Малом дворце на протяжении шести веков хоронили особо уважаемых людей. Здесь находится 43 надгробных камня. Наиболее старое захоронение датировано 1431 годом, последнее – 1917 годом.

Уникальное помещение – Большой дворец первоначально предназначался для собраний религиозных общин, сбора дервишей. В зале устраивали дипломатические приемы, собрания феодальной знати, военные переговоры. Здесь хранятся скипетр и ханское кресло.  На входе в Большой дворец находится надгробный камень знаменитого казахского правителя Абылай хана, который умер в 1781 году.


С запада к главному залу примыкает библиотека, условно уравновешивая в плане Малый дворец, примыкающий с востока. В этом зале располагалась библиотека древних рукописей и печатных изданий. Здесь переписывали книги и вели делопроизводство.

Асхана (столовая) – так называли зал, в котором готовили особое ритуальное кушанье для паломников. Пищу из пшеницы и баранины готовили в течение суток. До сего времени сохранились котел, старинные печи, деревянная посуда.

Помещение с колодцем называют Колодезной. Существует версия, что его вырыли в период строительства комплекса, чтобы обеспечивать строителей водой; или в период сопротивления жителей города джунгарам, которые вторглись в 18-м веке в пределы Казахского ханства. Вода из колодца считалась священной. Тай казан наполняли этой водой и в дни мусульманских праздников раздавали паломникам.

В Южном Казахстане Туркестан превратился в один из популярных туристических центров. В 165 километрах от Туркестана расположен третий по величине в Казахстане город Шымкент (Чимкент), в окрестностях которого существует целая россыпь архитектурных достопримечательностей и святых мест.

Последняя редакция:

Источник: www.miraterra.ru

Краткое описание


В отличие от оседлых народов, казахстанские кочевники вместе со своим имуществом постоянно переезжали с места на место в поисках лучших пастбищ для скота. Кочевой народ передавал традиции из уст в уста на протяжении веков, но не оставил потомкам больших архитектурных памятников.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Казахстане

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави с высоты птичьего полёта

Тем ценнее для казахов великолепный мавзолей, построенный в Южном Казахстане среди бескрайних степей города Туркестана. По сей день здесь помнят и почитают религиозного просветителя по имени Ахмед Ясави, который проповедовал ислам среди казахов и призывал тюркоязычные народы к духовному единению. Кочевники заучивали наизусть стихи Ясави из сборника «Дивани Хикмат» и в трудных жизненных ситуациях шли за советом к мудрецу, преодолевая все тяготы караванных путешествий.

Как человек преданный учению ислама, Ахмед Ясави считал, что не может жить дольше пророка Мухаммеда и в возрасте 63 лет заточил себя в подземной келье, вдали от дневного света, где и провёл остаток своих дней. В 1166 году великий суфий умер и был погребён с большими почестями в маленьком мавзолее. В 1385 году Тамерлан приказал построить над могилой Ахмеда Ясави грандиозный мемориальный комплекс. Возводя мавзолей над могилой пророка, Тамерлан возвеличивал свой авторитет в глазах простого народа.


Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Казахстане

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави (слева), мавзолей Рабиги Султан Бегим (справа)

Кроме того, новый архитектурный ансамбль был призван демонстрировать могущество державы и внушать благоговейный трепет вражеским ордам, проезжающим мимо пограничного города Яссы (Туркестана). Границы империи Тамерлана простирались от пирамид Гизы до Великой китайской стены, а в 1395 году список побед великого эмира ознаменовался разрушением Золотой орды. Совместно с лучшими зодчими «Владыка мира» разработал проект мавзолея. От кирпичного завода, находящегося в Сауране (40 км от Туркестана), были расставлены цепочкой рабочие, которые из рук в руки передавали кирпич к месту стройки. В 1405 году Тамерлан умер перед походом на Китай, но к тому времени мавзолей предстал во всём блеске перед восхищёнными взорами казахов.

Помещения и реликвии мавзолейного комплекса в Туркестане

Архитектурный ансамбль в честь Ходжи Ахмеда Ясави объединил в своих стенах различные по функциям помещения: гурхану (усыпальницу), мечеть и др.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Казахстане

Вид мавзолея с востока

Так, в дворцовом зале «Большой Аксарай» проводились собрания дервишей и переговоры с иностранными послами. Малый Аксарай служил склепом: в 1431 — 1917 годах здесь хоронили уважаемых людей. Кытабхана (библиотека), содержащая большую коллекцию древних рукописей, использовалась и в качестве медресе, где людей обучали канонам ислама. При мавзолее выстроен хозяйственный комплекс: асхана (столовая), в которой готовили ритуальные кушанья для паломников, и кудукхана (колодезная), где находится колодец со священной водой. Все эти помещения сгруппированы вокруг казандыка — самого большого парадного зала, в центре которого установлен древний Тай Казан — огромная чаша (котёл) для воды. По легенде, этот котёл весом в 2 тонны изготовлен из сплава 7 металлов: цинка, свинца, железа, олова, серебра, красной меди и золота. Казан декорирован растительными орнаментами и причудливой арабской вязью, а его 10 ручек выполнены в виде цветков лотоса. Сделанные на чаше надписи свидетельствуют о том, что казан был отлит в 1399 году по приказу Тамерлана иранским мастером Абдульгазизом ибн Шарафутдином.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Казахстане

Фасад мавзолея

Также в казандыке хранятся и другие подарки Тамерлана — бронзовые подсвечники, инкрустированные серебром и золотом. Просторный зал перекрыт громадным куполом (диаметр 18.5 метра) такого же бирюзового цвета, как небо Казахстана. В глубине здания расположено главное помещение — усыпальница Ахмеда Ясави. В центре крестообразного в плане зала установлено надгробие, облицованное плитами из змеевика. Угловые гульдасты и карниз надгробия украшены рядами призматических фигур («сталактитами»). Помещение перекрыто высоким куполом, облицованным лазурными плитками. В северно-западном углу мавзолейного комплекса расположена мечеть, стены которой расписаны растительными и геометрическими орнаментами в голубых тонах. В стене помещения оборудован михраб (молитвенная ниша), декорированная мозаичным узором. Вокруг мавзолея чудом уцелели подземные жилища, в том числе келья, где 63-летний суфий Ахмед Ясави предавался размышлениям.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Казахстане

Вид мавзолея с тыла

У мусульман Казахстана три поездки к священному мавзолею приравниваются к паломничеству в Мекку, да и не набожные люди считают своим долгом хотя бы раз в жизни поклониться праху Ясави, принесшему в степь свет ислама. Ещё при жизни проповедника среди казахов бытовала такая пословица: «В Мекке-Медине — Мухаммед, а в Туркестане — Ходжа Ахмед».

Рейтинг достопримечательности

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави на карте

Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:

Источник: putidorogi-nn.ru

Первой достопримечательностью, которую мы посетили в Казахстане, стал Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. Он находится в городе Туркестан, о котором я писала — по пути из Шымкента в Байконур, в южной части Казахстана.

Справка: «Современный мавзолей был построен на месте погребения суфийского поэта Ходжи Ахмеда Ясави. Он умер в 1166 (67) и был похоронен с большой честью в маленьком мавзолее. Ныне существующий мавзолей был возведен спустя 233 года после его смерти по приказу Тамерлана. В 1395 году Тамерлан нанес поражение хану Тохтамышу, правителю Золотой Орды и сжёг столицу орды Сарай-Берке. В честь этой победы полководец решил построить новый, грандиозный мемориальный комплекс на месте старого мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, который к тому времени стал очень ветхим. В этом решении Тамерлан руководствовался как религиозными убеждениями, так и политическими целями.»

Вот здесь есть несколько старинных фотографий: http://www.wdl.org/en/item/2468/

Пост про Туркестан был тут: http://filonova-olga.livejournal.com/2410842.html
Пост про места паломничества в Туркестане был тут: http://filonova-olga.livejournal.com/2415076.html

Здание Мавзолея.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Так Мавзолей выглядит со стороны дороги. Балки остались со времен строительства, оно не было завершено. Обычно их срезают и снаружи все облицовывают плиткой.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

«Тамерлан сам определил основные размеры здания, в частности, диаметр большого купола должен был равняться 30 гязам (единица меры длины, равная 60,6 см). Этим модулем (гязом) определялись размеры всех остальных частей сооружения. В указе Тамерлана содержались также рекомендации относительно некоторых декоративных деталей здания и его внутреннего убранства.»

Много-много птиц!
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Наша группа =)
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Справа — остатки укреплений.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

«Ещё в 1385 году по приказу Тамерлана на месте могилы Ясави было заложен монастырь суфиев, последователей Ясави, но завершение строительства мечети прекратилось сразу после его смерти в 1405 году. После смерти Тамерлана недостроенным остался лишь входной портал.»

Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Очень все таки много птиц =)
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Масштаб!
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

«При сооружении этого здания персидские зодчие применяли ряд новаторских архитектурных и строительных решений, которые были использованы при возведении Самарканда, столицы империи Тимуридов. Сегодня мавзолей является одним из самых значительных и хорошо сохранившихся сооружений той эпохи.»

Рядом маленький мавзолей Есимхана. У наружной постройки уже нет крыши, а вот само захоронение находится под землей.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

«Во времена Казахского ханства, мавзолей был резиденцией казахских ханов. Во время российского похода в 1864 году в Туркестанские земли, российский генерал Веревкин Николай приказал стрелять из пушек по куполам мавзолея, вследствие чего монумент был частично разрушен.»

Эти резные сетчатые окошки моя любовь просто =)
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Наверняка в алькове была роспись, а в глубине видно плитку. В многочисленных отверстиях теперь гнезда птиц.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

«Мемориальный комплекс Азрет-султан помимо самого мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави включает в себя множества других сооружений построенных рядом с ним в разные годы, а именно средневековую баню (монша), келья (хильвет) где жил Ясави после исполнения ему 63 лет, мавзолей правнучки Тамерлана и дочери астронома Улугбека Рабии — Султан Бегим, мавзолей казахского хана Есима, шильдехана и другие памятники старины, среди которых чудом сохранившийся подземный дом для размышлений Кумшик-ата. В целом весь комплекс объектов иногда именуется как «историко-культурная резервация».»

Резные каменные элементы.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Ника Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстанgrenoble
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Интересная кладка.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Арочные и даже стрельчатые двери.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Сами полотна дверей резные и очень интересные!
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Медные ручки. Раньше ручки были резными.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

«Мавзолей Ясави состоит из огромного, прямоугольного здания (46,5×65,5 метров) с порталами и куполами. Высота арочного портала 37,5 метров, высота главного купола 44 метра, диаметр 22 метра. Толщина внешних стен — почти 2 метра, стены центрального зала — 3 метра толщиной. Здание имеет огромный входной портал и множество куполов. Вокруг центрального зала расположено более чем 35 помещений. Дверь усыпальницы украшена прекрасной резьбой по слоновой кости и дереву.»

Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Немного напоминает культуру резьбы по дереву из Индии или Тайланда.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Заходим внутрь. Вообще съемка там запрещена, но у нас с собой была специальная бумага =) Безумные потолки! А из окон — лучи света.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

«Дворцы, большой и малый, представляют собой двусветные залы. В XVI—XVIII веках, когда в городе Туркестане находилась резиденция казахских ханов Старшего и Среднего жузов, они использовались как дворцовые помещения. Большой дворец — это уникальное дворцовое помещение первоначально предназначалось для сбора дервишей, собраний религиозных общин. В зале проводились дипломатические приёмы, военные переговоры, собрания феодальной знати. Здесь находятся ханское кресло и скипетр. На входе в помещение большого дворца можно увидеть надгробный камень известного казахского правителя Абылай хана, умершего в 1781 году.»

Сумасшедший свет!
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Огромное количество слуховых отверстий =)
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

«Мавзолей имеет один из самых больших кирпичных куполов в Центральной Азии. Купол для мусульман был символом единства и гостеприимства. Именно поэтому было уделено особое внимание размеру и внешности купола. Комплекс дворцов и храмов является одним из самых больших, возведённых в эпоху Тимуридов. Над входом в здание хорошо сохранилась надпись которая гласит: «Это святое место сооружено по велению властелина, любимого Аллахом, Эмира Тимура гурагана… — да продлит Аллах его повеления на века!»»

Свеееет!
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

«Казандык — помещение для тай казана. Это парадное помещение комплекса, квадратное в плане со сторонами, равными 18,2 м, покрыто самым большим из сохранившихся в Средней Азии сфероконическим куполом с одинарной оболочкой. По осям стен помещения устроены высокие стрельчатые ниши, декорированные ганчевыми сталактитами. Пропорции помещения, его высота (39 м), белизна стен в тусклом освещении создают атмосферу покоя, благоговения и торжественности.»

Большой Казан. Деньги бросать нельзя =)
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

«Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави состоит из восьми помещений различного характера, которые группируются вокруг центрального, самого большого в комплексе зала для тай казана (каз. қазандық): мавзолей, мечеть, большой и малый дворцовые залы (каз. ақсарай), библиотека (каз. кiтапхана) и хозяйственный комплекс, в который входят колодезная (каз. құдықхана), столовая (каз. асхана), жилые и другие помещения.»

Вход в саму гробницу. Туда сейчас не пускают, и сфотографировать ее разрешили всего один раз в истории.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

«Усыпальница (каз. кабырхана) Ходжи Ахмеда Ясави — это квадратное (7,5х7,5) купольное помещение, с неглубокими, но широкими, в половину длины каждой стены, арочными нишами. В центре помещения надгробие (3,25х2х2,2 м), облицованное бледно-зелёным орнаментом. Паломники, как правило, сюда не допускались. Они совершали молитву у входа в усыпальницу.»

Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

По бокам есть проходы в другие помещения и в их углах есть винтовые лестницы наверх, к проходам под потолком (!) и слуховым окнам.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Вход в одно из боковых помещений, их очень много.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Они все называются в честь кого-то.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Внутренняя небольшая мечеть.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

«Малая мечеть (место для молитв) — одно из самых интересных помещений комплекса по конструкции и декору. Крестообразное в плане, оно увенчано совершенно необыкновенным куполом, будто вырезанным из перламутра и установленным на сравнительно высоком барабане, в котором имеются световые проемы.»

Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Представляю, какое впечатление Мавзолей в свое время (да и сейчас) производил на паломников!
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Здесь еще не было реставрации.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

В одном из коридоров обнаружилась бывшая кухня!
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Корыта для мытья посуды.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

«Столовая (каз. асхана), название зала связано с приготовлением особого ритуального кушанья для паломников. Еда готовилась в течение суток, готовили еду из пшеницы и баранины. Тут сохранились старинные печи, котёл, деревянная посуда.»

Здесь потолки попроще.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Что вы видите? =) Я — бизона!
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

«Колодезная (каз. құдықхана) — помещение с колодцем (каз. құдық), который, по одной версии был вырыт во время строительства комплекса, чтобы обеспечить строителей водой; по другой версии — во время сопротивления городского населения джунгарам, вторгшимся в пределы Казахского ханства в XVIII в. Воду из этого колодца считали священной, ею наполняли тай казан и раздавали паломникам в дни мусульманских праздников.»

Самое важное — колодец!
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Некоторые проходы закрыты.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

«Библиотека (каз. кiтапхана) примыкает к главному залу с запада, как бы уравновешивая в плане примыкающий с востока малый дворец. В этом зале размещалась библиотека древних рукописных книг, печатных изданий. Также здесь переписывались книги и велось делопроизводство.»

Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Еще в одном из коридоров обнаружилась экспозиция старинных надгробий.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Захоронения.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

«Малый дворец — помещение, где на протяжении шестисот лет хоронили самых уважаемых людей. Всего здесь 43 надгробных камня. Самое старое захоронение 1431 года, самое последнее — 1917 года.»

Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Все паломники очень культурные, Ника вот познакомилась с очень интересной бабушкой.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Какой-то кот оставил свой след в истории =) Плитка под ногами.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Сейчас Мавзолей находится на реставрации, это элементы более раннего декора.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

«Одной из главных достопримечательностей этого мавзолея является тай казан — самая большая по всему восточному мусульманскому миру чаша для воды. Она была, по преданиям, отлита из сплава семи металлов в селе Карнак, в 25 километрах от города Туркестана. Поверхность тайказана украшена тремя поясами рельефных надписей на фоне растительного орнамента. Верхняя гласит, что этот казан для воды — дар Тимура сооружению, воздвигнутому в память о Ходже Ахмеде Ясави. В средней слова: «Будь благословен», год изготовления казана — 1399 и имя мастера — Абдульгазиз ибн Шарафутдин из Тебриза. В нижней сказано: «Царство Аллаху». Ручки котла имеют вид цветков лотоса и чередуются с круглыми выступами. С 1934 года эта чаша экспонировалась в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург, Россия) в Государственном Эрмитаже. В 1988 году тай казан был возвращен в мавзолей.»

Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

За стеклом небольшая экспозиция.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

«В помещении «казандык» установлены светильники, некоторые из них до сих пор хранятся здесь, а два из них хранятся в Лувре и Эрмитаже. Среди них наибольшую художественную ценность представляет монументальный бронзовый светильник — также дар Тимура. Он украшен растительной орнаментацией, гравированными надписями и инкрустацией серебром и золотом. Надписи сообщают имя мастера — Изуддин ибн Таджундин и год изготовления — 1397.»

Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Часть старых дверей.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Хозяйственное приспособление (скорее всего для мытья посуды).
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Выходим. Впечатлений масса =)
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

«Как говорится в легенде, по распоряжению Тамерлана над могилой Ходжа Ахмеда Ясави началось строительство мечети (1338—1405). Все попытки возвести стены терпели неудачу, сильная буря сносила их, по другой версии появление зелёного быка, который все разрушал. Явившийся во сне Тимуру святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-Баба, а затем над могилой Ходжи Ахмеда Ясави. Тимур так и сделал. Поэтому паломники первым посещают мавзолей Арыстан-Баба, а потом мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави.»

Еще один Мавзолей, а на горизонте Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстанromapetrov и Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстанmartin пристают к верблюдам.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Сход вниз.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Левая сторона Мавзолея, выложена плиткой, какая красота!
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

А винтовые кирпичные лестницы? До чего ж интересно там все наверху устроено! Я бы залезла =)
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Внизу видны малюсенькие человечки! А мы прогулялись еще немного и поехали обратно в Шымкент.
Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстан

Большое спасибо за поездку принимающей стороне и коллегам: ilyavaliev особенно, Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстанmartin, Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстанgrenoble, Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстанromapetrov, Мавзолей ходжи ахмеда ясави казахстанdenis_balin! Это было круто!

Все посты про Казахстанский трип вот тут: http://filonova-olga.livejournal.com/tag/kazakhstan

Источник: filonova-olga.livejournal.com

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави сооружен на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположен в городе Туркестане в Южно-Казахстанской области Казахстана. Является центральным объектом на территории историко-культурного музея-заповедника «Азрет-султан».

Современный мавзолей был построен на месте погребения суфийского поэта Ходжи Ахмеда Ясави имевшего большой авторитет среди мусульман региона и оказавшего значительное влияние на ислам в Средней Азии. Он умер в 1166 году и был похоронен с большой честью в маленьком мавзолее. Ныне существующий мавзолей был возведен спустя 233 года после его смерти по приказу Тамерлана. В этом решении Тамерлан руководствовался как религиозными убеждениями, так и политическими целями. Возводя мавзолей на могиле уважаемого человека, он утверждал свою власть и укреплял свой авторитет среди кочевников степи.

Тамерлан сам определил основные размеры здания, в указе Тамерлана содержались также рекомендации относительно некоторых декоративных деталей здания и его внутреннего убранства. При сооружении этого здания персидские зодчие применяли ряд новаторских архитектурных и строительных решений, которые были использованы при возведении Самарканда. Сегодня мавзолей является одним из самых значительных и хорошо сохранившихся сооружений той эпохи.

Мавзолей Ясави состоит из огромного, прямоугольного здания (46,5 x 65,5 метров) с порталами и куполами. Мавзолей имеет один из самых больших кирпичных куполов в Центральной Азии. Купол для мусульман был символом единства и гостеприимства, поэтому было уделено особое внимание размеру и внешности купола. Высота арочного портала 37,5 метров, высота главного купола 44 метра, диаметр 22 метра. Толщина внешних стен — почти 2 метра, стены центрального зала — 3 метра толщиной. Здание имеет огромный входной портал и множество куполов. Вокруг центрального зала расположено более 35 помещений. Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави состоит из восьми помещений различного характера, которые группируются вокруг центрального, самого большого в комплексе зала для тай казана: мавзолей, мечеть, большой и малый дворцовые залы, библиотека и хозяйственный комплекс, в который входят колодезная, столовая, жилые и другие помещения. Дверь усыпальницы украшена прекрасной резьбой по слоновой кости и дереву. Комплекс дворцов и храмов является одним из самых больших, возведённых в эпоху Тимуридов.

Во времена Казахского ханства, мавзолей был резиденцией казахских ханов. Во время российского похода в 1864 году в Туркестанские земли, российский генерал Веревкин приказал стрелять из пушек по куполам мавзолея, вследствие чего монумент был частично разрушен.

Мемориальный комплекс Азрет-султан помимо самого мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, включает в себя множества других сооружений построенных рядом с ним в разные годы: средневековую баню (монша), келью (хильвет), где жил Ясави после исполнения ему 63 лет, мавзолей правнучки Тамерлана и дочери астронома Улугбека Рабии, мавзолей казахского хана Есима, шильдехана и другие памятники старины, среди которых чудом сохранившийся подземный дом для размышлений Кумшик-ата. В целом, весь комплекс объектов иногда именуется как «историко-культурная резервация».

Источник: www.TurSvodka.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.