• 25 Июля, 2019
  • Достопримечательности
  • Кристина Дегтярева

Это место скорби и памяти. Именно здесь шли кровопролитные бои, которые оставили после себя курган, весь изрытый глубокими воронками, окопами, обожженный и обугленный. Всего на одном квадратном метре здесь можно было обнаружить от 500 до 1200 осколков бомб, мин и снарядов. Долгое время весной здесь даже не всходила трава. Сегодня мы расскажем вам о памятнике-ансамбле «Героям Сталинградской битвы», расположенном на уникальном месте – «Высоте 102».

Священная «Высота 102» и ее страшная история

Эту высоту называют главной в России, для жителей нашей страны это по-настоящему священное место. Как, впрочем, и воздвигнутый на ней памятник – величественный ансамбль, посвященный героям Сталинградской битвы, проходившей здесь. Достаточно попасть на Мамаев курган в Волгограде, чтобы увидеть удивительную историю мужества, героизма и бесстрашия защитников города и страны, переломивших ход Великой Отечественной войны.


Свое название этот курган получил еще во времена татаро-монгольского нашествия. По крайней мере, именно так говорится во всех путеводителях по городу. Еще в те времена он был стратегически важной высотой, на его вершинах располагалась застава, которую учредил сам хан Мамай. Однако многие историки говорят, что такое мнение ошибочно, никаких застав и караулов в этих местах никогда не было. Задолго до того, как началась Великая Отечественная война, местные жители называли этот курган словом «бугор». В переводе же на язык волжских татар это слово звучало просто — мамай. Во времена кровопролитной Сталинградской битвы в военных документах этот объект именовали просто «Высота 102», а сразу после того, как здесь был открыт мемориальный комплекс, назвали его Курганом славы. Название же Мамаев курган впервые встречается в высказываниях автора мемориала Евгения Вучетича.

По страницам истории

Если вы были внимательными на школьных уроках истории, вы наверняка помните, что Сталинградская битва продолжалась 200 дней и ночей. Один из самых ожесточенных боев шел именно за этот курган. Он был ключевой позицией в обороне города, ведь с его вершины отлично просматривались и центр города, и его вокзалы, и порт, и промышленные районы. Вполне естественно, что удержание кургана для войск 62-й армии было самым настоящим вопросом жизни и смерти. Фашисты, в свою очередь, стремились завладеть этим участком земли, несмотря на все потери. Бои за «Высоту 102» продолжались целых 135 дней. Вершина не раз переходила из рук в руки.


27 сентября 1942 года противнику удалось закрепиться на западных склонах, а к середине октября – овладеть южными и северными. Круглые сутки напролет войска Гитлера обстреливали советские позиции из самых разных видов оружия, бомбили с воздуха, атаки начинались по 10 раз в сутки! Фашисты теряли и технику, и людей, но так и не смогли полностью овладеть Мамаевым курганом. На восточных склонах яростные атаки противника стойко и героически отбивали советские воины.

26 января 43-го 21-я армия соединилась с 62-й. Немцы были разделены на две части и ликвидированы. Именно так завершилось величайшее сражение, которое и стало переломным в ходе всей Второй мировой войны. Но победу эту сложно назвать радостной, ведь она досталась невероятно высокой ценой: город практически превратился в руины, погибло около 1,5 миллиона человек, которые отважно и стойко защищали Сталинград.

После того как здесь стих свист пуль и снарядов, можно было заметить, что изменились сами очертания Мамаева кургана. Описание его болью отзывается в сердце: он был изрыт воронками от бомб и глубокими окопами, даже зимой он чернел на фоне снега, словно обугленный. После окончания всех боевых действий на кургане похоронили погибших со всего города. По приблизительным подсчетам это было более 34 тысяч человек. Именно тогда это место стало самым настоящим курганом, где были захоронения людей, огромной братской могилой. Весной сорок третьего на кургане не взошла трава, настолько земля была пропитана кровью и усеяна осколками снарядов и мин. В таком виде курган оставался до 1959 года.

Появление мемориального комплекса


О том, что на кургане должен появиться большой мемориальный комплекс, мысли появились еще до окончания войны. Уже в 1944 году в стране начали проводить конкурсы проектов этого грандиозного памятника. Разработку поручили известному в Советском Союзе скульптору Евгению Вучетичу и архитектору Якову Белопольскому. Строительство мемориального комплекса на Мамаевом кургане началось в 1959 году, а его торжественное открытие состоялось спустя 8 лет – в середине октября 1967 года. Сам скульптор так говорил о своей работе:

Воины сложили свои головы во имя торжества жизни, во имя победы над силами зла, насилия и смерти. В этом был смысл их самопожертвования и подвигов. Это составляет и основное содержание ансамбля.

В состав мемориального ансамбля входит сразу несколько достопримечательностей, которые посвящены героям Великой Отечественной. Одной из самых прославленных, разумеется, можно назвать скульптуру «Родина-мать зовет!». Прямо у ее подножия расположен еще один значимый объект – зал воинской славы, который появился как дань памяти всем погибшим в битве за высоту – Мамаев курган – и город.

Предлагаем подробнее познакомиться со всеми объектами, расположенными на «Высоте 102».

Зал воинской славы


Изначально здесь собирались построить музей-панораму, но после того как здание уже было возведено, было принято решение разместить в этом месте совершенно другой объект. Кстати, тот факел Победы, который сегодня можно увидеть в зале воинской славы, появился только в 1998 году.

Что представляет собой этот зал славы на Мамаевом кургане? Это цилиндр, высота которого 13,5 метра, а диаметр – 42 метра. Зал открыт для посетителей и днем, и ночью, в нем нет дверей и окон – лишь отверстия в стенах. Войдя сюда, посетители попадают в узкую галерею, в глубине которой мозаикой выложена медаль «За оборону Сталинграда». Тоннель приводит в зал, имеющий овальную форму. В самом его центре, в крыше, есть круглый проем, откуда можно увидеть скульптуру «Родина-мать», а под этим проемом находится гигантская мраморная рука, которая держит зажженный факел – Вечный огонь. Здесь круглосуточно звучит музыка – «Грезы» Роберта Шумана, в стенах зала дежурит почетный караул, сменяющийся ежечасно. А на стенах указаны имена героев-защитников Сталинграда – семь с половиной тысяч фамилий, высеченных на плитах алого цвета с каймой из траурной ленты.

Площадь Скорби

Попасть в это место можно двумя путями: либо по лестнице от площади Героев, либо из зала воинской славы. Мемориал, расположенный здесь, изображает скорбящую мать, которая на руках держит своего погибшего сына. Склонившись над телом своего героя, мать оплакивает его. При этом стоит отметить, что герои скульптуры – не конкретные люди, это собирательный образ всех скорбящих матерей, которые в годы Великой Отечественной войны потеряли своих родных.


Эта скульптура выглядит не так, как задумывалась изначально. Вучетич планировал дать лицо погибшему солдату. Однако позднее он изменил свое решение, ведь солдат без какого-то определенного лица представлял собой абстрактный образ, отражающий мужей и сыновей, братьев и отцов, которых каждая женщина страны потеряла в эти страшные годы. Окружает скульптуру озеро Слез, а совсем недалеко захоронен Василий Иванович Чуйков, дважды герой Советского Союза, главный военный консультант, занимавшийся строительством кургана. На могиле героя Сталинградской битвы на Мамаевом кургане всегда лежат цветы и венки.

Аллея тополей

Широкая лестница выводит посетителей этого скорбного места на аллею пирамидальных тополей. Она проложена по гребню земляной насыпи, созданной искусственно прямо над входной площадью. Протяженность аллеи – 223 метра, ширина – 10. На склонах насыпи высажены деревья и кустарники, это место идеально подходит для глубоких раздумий и размышлений. По мере приближения к вершине кургана появляется удивительная композиция, называющаяся «Стоять насмерть!».

С этой насыпи видны не только тополя и скульптуры, но и городские кварталы, заволжские дубравы, заводы. Все эти элементы, как фон одной огромной панорамы, они подготавливают чувства человека, настраивают его душу на осмысление главной темы памятника. Именно здесь несколько десятилетий назад защитники города-героя смело шли в бой, не отступая ни на шаг. Противник мог продвинуться вперед только в том случае, если в живых не осталось ни одного советского воина.

«Стоять насмерть!»


Эта скульптура Мамаева кургана представляет собой образ воина-защитника, внешние черты которого схожи с чертами маршала Чуйкова. У основания скульптуры можно увидеть такие надписи:

Ни шагу назад!

или

Стоять насмерть!

или

За Волгой для нас земли нет!

Именно с этими словами шли в бой бесстрашные герои, защитники Родины, желавшие сохранить свой дом, свою семью, свое государство.

Горельеф «Память поколений»

Еще один интересный объект на Мамаевом кургане. Высота его составляет 8 метров, а длина – 17. Это целая вереница скорбящих людей, которые направляются в сторону основного монумента. Говоря о символическом значении горельефа, его автор отмечает, что это вечная память о подвиге советских солдат.

Площадь Стоявших насмерть

Главным объектом этой площади можно назвать скульптуру воина, который вооружен гранатой и автоматом. Это изображение тех людей, что встали на защиту Отечества. Прямо от этой площади посетители могут попасть на площадь Героев: их объединяет лестница-коридор. По обе стороны от нее расположен парный горельеф под названием «Стены-руины», который символизирует собой все ужасы осажденного города.

Площадь Героев


В центре этой площади расположен прямоугольный бассейн. С одной стороны он ограничен стеной, представляющей собой знамя с надписями, с другой стороны находятся парные скульптуры – сражающиеся солдаты, горожане, женщины и дети.

«Родина-мать зовет!»

Эту скульптуру можно назвать венцом, кульминацией, вершиной мемориала. Сложно поспорить с тем, что образ женщины в развевающихся одеждах с огромным мечом в руках, призывающей к борьбе с фашизмом, широко известен во всем мире. Высота фигуры «Родина-мать» на Мамаевом кургане составляет 85 метров. Эта скульптура вместе с памятником-ансамблем была включено в число Семи чудес России. Памятник открыли в 1967 году. Чье у него лицо? Есть ли у скульптуры «родственники»? Расскажем прямо сейчас!

Конкурс без границ

В конкурсе, объявленном в сентябре 1944 года, участвовали и солдаты, и именитые архитекторы. Проекты приходили не только с территории Советского Союза, но и из-за рубежа, например, из Марокко и Шанхая. Кстати, участие в конкурсе не принимал будущий создатель этого проекта — Вучетич. Поговаривали, что он мог обсуждать свой проект прямо с Иосифом Сталиным. Изначально предполагалось, что рядом с фигурой женщины будет фигура солдата, стоящего на коленях и протягивающего ей свой меч. Однако впоследствии композицию изменили, причем произошло это уже после подтверждения «сверху». Во-первых, она показалась архитектору слишком уж сложной, а во-вторых, присутствовал и идеологический аргумент: солдат не мог передавать свой меч никому, ведь война еще не была окончена.

Прототип


Многие искусствоведы сходятся во мнении, что Вучетич был вдохновлен парижским барельефом «Марсельеза», кто-то считает, что за основу была взята античная скульптура Ники Самофракийской. Сегодня невозможно ответить на вопрос, кто позировал ему, скорее всего, скульптор лепил фигуру со спортсменки Нины Думбадзе, а лицо принадлежит его супруге Вере.

Следует сказать, что «Родина-мать» на Мамаевом кургане была первым в СССР памятником, выполненным из железобетона – одного из самых дешевых материалов, однако работа с ним была довольно сложной. К тому же через год после того, как был открыт монумент, на скульптуре появились небольшие трещинки. Для того чтобы сохранить скульптуру, ее ежегодно покрывали водоотталкивающими средствами.

Еще одна интересная особенность – укрепление конструкции. Инженерными расчетами занимался Николай Никитин, один из создателей Останкинской телебашни. Монумент «Родина-мать» никак не закреплялся при возведении. На земле он стоит исключительно за счет своего веса. Внутри объекта все куда интереснее: в скульптуре натянуты прочные металлические канаты, делающие ее более устойчивой, поддерживающие металлический каркас. На сегодняшний день на тросах установлены датчики, которые контролируют специалисты.

Самая высокая в мире


Согласно первоначальному проекту, высота скульптуры должна была составлять 36 метров. Но Хрущев дал распоряжение увеличить размер. «Родина-мать» должна была перегнать статую Свободы, высота которой без учета пьедестала составляла 46 метров. После того как работа над «Родиной-матерью» была закончена, женская фигура возвысилась над пьедесталом на 52 метра – и это без учета длины руки и меча. Вместе с ними высота памятника – восемьдесят пять метров!

Кстати, меч, который «Родина-мать» держит своих руках, был изготовлен по авиационной технологии. За основу взяли нержавеющую сталь, обшили оружие листами титана. Правда, такое решение было не самым лучшим для памятника: меч скрипел на ветру и сильно раскачивался. В 1972 году его заменили на стальной, с отверстиями.

Часть триптиха

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что этот удивительный монумент – часть скульптурного триптиха. Его дополняют «Воин-освободитель», установленный в Берлине, и «Тыл – фронту», который находится в Магнитогорске.

Где находится

В заключение расскажем о том, в каком районе Волгограда находится Мамаев курган, как до него добраться. Мемориальный ансамбль расположен в Центральном районе города, добраться сюда можно на всех видах общественного транспорта, например, на скоростном трамвае, проходящем по проспекту Ленина. Остановка так и называется – «Мамаев курган».


Источник: gkd.ru

В детстве жил у бабушки в Волгограде. Фрагменты скульптыры Родина мать почему-то решили складывать не у самого Мамаева кургана, а в обрыве — там, где раньше была речка Пионерка. Мы жили у самого памятника чекистам и часто лазили по этим огромным частям. Вот тогда и у нас была возможность узучть части скульптуры изнутри. Фрагменты руки, ещё какие-то части лежали на земле. Меня почему-то тогда впечатлили гигантские ступни — когда залезали на них — то можно было скатиться, как с огромной горки. Потом уже увидел всё это в сборе — очень впечатлило — видно очень далеко, особенно красиво было на речном трамвайчике подплывать. Зал воинской славы был построен значительно позже.
В то время вся земля Волгограда была нипичкана оружием, минами, костями людей. Мы играли в войнушку почти всем настоящим. У меня был наган с помятым барабаном — тяжелый такой. Чуть вдалеке от дома на улице Клинской стоял танк — его убрали, когда стали сторить детский садик. А до этого мы почти каждый день залезали внутрь, пытались дергать рычаги. Немецких касок и миномётных мин на берегу у пристани было оргомное количество. Во время игр мы неоднократно находили неразрвавшиеся авиационные снаряды и бежали сообщить об этом в ближайшую воинскую часть — МЧС тогда не было. У моего товарища в сарае стоял пулемёт — в отличном состоянии — выкатывать его на улицу мы не решались и «строчили» в дверь. Когда устанавливали Памятник чекистам то вынутый грунт насыпали рядом. Если его взять в ладонь и чуть просеять, то можно было найти или пулю или осколок — вся земля Волгограда была пронизана сталью и прошитаи свинцом на несколько метров вглубь. Один раз мы нашли в колодце истлевшего фашиста — он видимо решил спрятаться и замёрз. Его ранец долго валялся у нас под домом, а его оружие забрали вызванные милиционеры.
Спасибо за рассказ — очень хочется съездить туда — посмотреть на уже окончательный вариант комплекса. Когда я был там первый раз деревья были свежепосаженными — не более полутора метров высоты. Храма, естественно, тоже не было, газонов тоже не было — вскопанная земля.

Источник: sergeydolya.livejournal.com

Мамаев курган и скульптура родина мать зовет

Скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира.

Над площадью Скорби возвышается огромный холм, который венчает главный монумент – Родина Мать. Это насыпной курган высотой около 14 метров, в котором захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. На вершину холма к Родине Матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которого расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см – по числу дней Сталинградской битвы.

Мамаев курган и скульптура родина мать зовет

Мамаев курган зимой 1945 года. На переднем плане — разбитая немецкая пушка РаК 40.

Конечная точка пути – монумент «Родина-мать зовет!», композиционный центр ансамбля, высшая точка кургана. Её размеры огромны – высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота Родины-матери – 85 метров (вместе с мечом). Для сравнения, высота знаменитой статуи Свободы без постамента составляет только 45 метров. На момент постройки Родина мать была самой высокой статуей в стране и в мире. Позднее появилась киевская Родина-Мать высотой 102 метра. Сегодня же самая высокая статуя в мире – это 120-метровая статуя Будды, построенная в 1995 году и находящаяся в Японии, в городе Чучура. Общий вес Родины-Матери – 8 тысяч тонн. В правой руке она держит стальной меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз. Толщина железобетонных стен Родины-матери составляет всего 25-30 сантиметров. Она отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов. Внутри жёсткость каркаса поддерживается системой из более чем сотни тросов. Монумент не скреплён с фундаментом, держится силой тяжести. Родина мать стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой в 16 метров, однако его почти не видно – большая его часть скрыта под землёй. Для усиления эффекта нахождения монумента на самой пиковой точке кургана была сделана искусственная насыпь высотой в 14 метров.

Мамаев курган и скульптура родина мать зовет

Сталинград, Мамаев курган. На переднем плане Renault UE Chenillette — легкий французский бронетранспортер, стоявший на вооружении вермахта.

Едва в Сталинграде стихла канонада, благодарная страна задумалась о том, каким должен быть памятник творцам этой великой победы. Чертежи и эскизы присылали не только профессионалы, но и люди совершенно иных профессий. Одни отправляли их в академию художеств, другие в Государственный комитет обороны, кто-то лично товарищу Сталину. Причем все видели будущий памятник грандиозным, невиданных размеров, под стать значению самой победы.

Всесоюзный конкурс объявили сразу же после войны. Участвовали все видные советские зодчие и архитекторы. Итоги подвели десять лет спустя. Хотя мало кто сомневался что выиграет лауреат Сталинской премии Евгений Вучетич. Он к тому времени уже создал мемориал в берлинском Трептов-парке и пользовался доверием первых лиц государства. 23 января 1958 года Совет министров СССР принял решение о начале строительства памятника-ансамбля на Мамаевом кургане. В мае 1959-го стройка закипела.

Мамаев курган и скульптура родина мать зовет

В своём творчестве Вучетич трижды обращался к теме меча – меч поднимает Родина-Мать на Мамаевом кургане, призывая изгнать завоевателей; мечом разрубает фашистскую свастику Воин-победитель в берлинском Трептов-парке; меч же перековывает на плуг рабочий в композиции «Перекуем мечи на орала», выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете. Эта скульптура была подарена Вучетечем Организации Объединённых Наций и была установлена перед штаб-квартирой в Нью-Йорке, а её копия – волгоградскому заводу газовой аппаратуры, в цехах которого рождалась Родина Мать). Рожден же этот меч был в Магнитогорске (в годы войны каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан из магнитогорского металла), где установлен монумент «Тыл-Фронту».

Мамаев курган и скульптура родина мать зовет

В ходе строительства монумента Родина Мать в уже готовый проект было внесено множество изменений. Мало кто знает, что первоначально на вершине Мамаева кургана на постаменте должна была стоять скульптура Родины-матери с красным знаменем и коленопреколнённым бойцом (по некоторым версиям, автором этого проекта был Эрнст Неизвестный). К монументу по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Но впоследствии Вучетич изменил основную идею монумента. После Сталинградской битвы стране предстояло ещё более 2 лет кровопролитных сражений и до Победы было ещё далеко. Вучетич оставил Родину-мать одну, теперь она звала своих сыновей начать победоносное изгнание врага.

Убрал он и помпезный постамент Родины Матери, практически повторявший тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Вместо монументальных лестниц (которые, кстати, были уже построены) у Родины Матери появилась дорожка-серпантин. Сама Родина Мать «подросла» относительно первоначального размера – её высота достигла 36 метров. Но и этот вариант не стал окончательным. Вскоре после окончания работ над фундаментом главного монумента Вучетич (по заданию Хрущёва) увеличивает размеры Родины Матери до 52 метров. Из-за этого строителям пришлось в срочном порядке «пригружать» фундамент, для чего в насыпь уложили 150 тысяч тонн земли.

Мамаев курган и скульптура родина мать зовет

В Тимирязевском районе Москвы, на даче Вучетича, где располагалась его мастерская а сегодня – дом-музей архитектора – можно увидеть рабочие эскизы: уменьшенный макет Родины-Матери, а также макет головы статуи в натуральную величину.

В резком, стремительном порыве встала на кургане женщина. С мечом в руках она призывает своих сыновей встать на защиту Отечества. Правая её нога слегка отведена назад, торс и голова энергично развёрнуты влево. Лицо суровое и волевое. Сдвинутые брови, широко открытый, кричащий рот, раздуваемые порывами ветра короткие волосы, сильные руки, облегающее формы тела длинное платье, раздуваемые порывами ветра концы платка – всё это создает ощущение силы, экспрессии и непреодолимого стремления вперёд. На фоне небосклона она подобна парящей в небе птице.

Скульптура Родины Матери прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: в летнее время, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером – светлая, освещённая лучами прожекторов. Величественная статуя, выступая на фоне темно-синего неба, как бы вырастает из кургана, сливаясь со снежным его покровом.

Мамаев курган и скульптура родина мать зовет

абота скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах, в частности в 1972 году был заменен меч.

Прообразом скульптуры была  Валентина Изотова (по другим сведениям  Пешкова Анастасия Антоновна, выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года).

Мамаев курган и скульптура родина мать зовет

68-летняя Валентина Изотова была моделью при создании знаменитого российского мемориала «Родина-мать». Почти 40 лет она не говорила о том, что участвовала в его создании.

— Могла ли я отказать, когда скульпторы попросили меня позировать для статуи в память об огромных потерях, понесенных Красной армией в Сталинграде? Но я была в ужасе, когда они заявили, что я должна позировать обнаженной.

Было начало 1960-х, и порядочные женщины не раздевались ни перед кем, кроме своих мужей. Художники, даже такие уважаемые и известные, как Лев Майстренко, работавший над мемориалом, для 26-летней женщины ничего не значили.

Ко мне обратился именно Лев. Я работала официанткой в главном ресторане города «Волгоград» — он и сейчас там — и обычно обслуживала зал, зарезервированный для высокопоставленных партийных функционеров и делегаций. Лев сказал, что я прекрасна и воплощаю в себе все физические и нравственные качества идеальной советской женщины. Конечна, я была польщена, как же иначе?

Любопытство взяло верх, и я согласилась позировать. Никто из нас и представления не имел, какой знаменитой станет «Родина-мать». Волгоград (бывший Сталинград) известен этой скульптурой так же, как и разыгравшимся здесь сражением.

Моему мужу не понравилось, что я буду позировать группе художников, присланных из Москвы. Он был ужасно ревнивым и возил меня на каждый сеанс в студию, которую они устроили на старом заводе газовых аппаратов.

Через некоторое время это стало такой же работой, как любая другая, я почти не думала о том, что стою в купальнике, и радовалась тому, что мне платят три рубля в день, поскольку тогда это была приличная сумма. Но только через полгода я наконец подалась на уговоры скульпторов снять лифчик и обнажить грудь. Но это было все. Я была непоколебима в своей решимости сохранить остатки скромности и не позировать совсем обнаженной. Это было немыслимо.

Никто кроме родственников и самых близких друзей об этом не узнал. Вскоре после того, как сеансы закончились, я поехала получать первое высшее образование: у меня два диплома — экономиста и инженера. Затем я уехала из Волгограда и стала жить и работать в Норильске.

После открытия мемориала в 1967 году я мало об этом думала и жила своей жизнью.

Мамаев курган и скульптура родина мать зовет

В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи.

Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника — 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры — 52 метра (масса — свыше 8 тысяч тонн).

Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.

Мамаев курган и скульптура родина мать зовет

Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жёсткость каркаса поддерживается девяноста девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое — целиком состоящее из фторированной стали — а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность. Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых.

В мире существует очень мало подобных скульптур, например — статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро, «Родина-мать» в Киеве, памятник Петру I в Москве. Для сравнения, высота Статуи Свободы от пьедестала — 46 метров.

Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами.

«Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75 % от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы — 60 миллиметров, до 1999 года — 33 миллиметра, с 2000—2008 — 16 миллиметров», — сообщил директор ФГУК „Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва»“ Александр Величкин.

Мамаев курган и скульптура родина мать зовет

Интересные факты

  • Скульптура «Родина-мать» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура—статуя в мире. Её высота 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира.
  • Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать! — заткнулись».
  • Существует легенда, согласно которой вскоре после создания в скульптуре потерялся человек; после этого его никто не видел. Но это лишь легенда
  • Силуэт скульптуры «Родина-мать» был взят за основу при разработке герба и флага Волгоградской области

Мамаев курган и скульптура родина мать зовет

По ходу строительства Вучетич не раз вносил изменения в проект. Малоизвестный факт: поначалу главный монумент ансамбля должен был выглядеть совершенно иначе. На вершине кургана автор хотел поставить скульптуру «Родины-матери» с красным знаменем и коленопреклоненным бойцом. К ней по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Их успели построить, когда Вучетич пошел к Хрущеву, тогдашнему лидеру страны, и убедил его, что будет лучше, если к вершине люди станут подниматься по дорожке-серпантину.

Но это далеко не все изменения, что мэтр внес в уже готовый проект. О том, как все это происходило, мне рассказала Валентина Клюшина, бывшая многие годы заместителем директора мемориала. В годы создания комплекса она работала в Волгоградском горисполкоме и курировала стройку.

— «Родину-мать» Вучетич решил оставить одну. Убрал он и помпезный постамент, практически повторяющий тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Главная фигура стала выше — 36 метров. Но и этот вариант просуществовал недолго. Едва строители успели сделать фундамент, как автор увеличил размеры скульптуры. До 52 метров! В соревновании сверхдержав надо было, чтобы главный монумент СССР оказался выше, чем американская статуя Свободы. Пришлось срочно «пригружать» фундамент, чтобы он выдержал 85-метровую (вместе с мечом) скульптуру, весящую 8 тысяч тонн. В насыпь тогда уложили 150 тысяч тонн земли. А поскольку сроки поджимали, в помощь бригадам выделили военный батальон.

Неувязочка вышла и с нынешним Залом воинской славы. Там предполагалось установить полотно панорамы. Едва «коробку» здания выстроили, Вучетич решает, что панораму надо разместить отдельно. Что затем и сделали. А в готовом сооружении по периметру стен расположились мозаичные знамена с фамилиями павших защитников города. Этот вопрос автор тоже быстро провел через ЦК КПСС.

С этими самыми знаменами тоже произошел конфуз. Вот что рассказала Клюшина:

— Работали с мозаикой мастера из Ленинграда. А художественное стекло поставляли из украинского города Лисичанска. Мозаичники выкладывали интерьер по мере поступления материала. Когда же все было готово и сняли леса, все ахнули. Тона на стене настолько отличались, что она напоминала шахматную доску. Близился срок сдачи объекта. И Вучетичу ничего не оставалось, как позвонить «наверх». На этот раз Брежневу. Тот тут же набрал первому секретарю ЦК компартии Украины Шелесту и объяснил ему задачу. Словом, через несколько дней машины доставили в Волгоград новое стекло.

Мамаев курган и скульптура родина мать зовет

Теперь представьте: на дворе июнь, до открытия мемориала остается четыре месяца. А надо снова восстановить леса, подготовить и уложить более тысячи квадратных метров разноцветных стеклянных кусочков. Тут очень помог легендарный командующий 62-й армией Василий Чуйков. Он, между прочим, был у Вучетича главным консультантом проекта. В распоряжение штаба стройки откомандировали 500 солдат. Работали бойцы по-стахановски. Уже через три недели интерьер зала обрел задуманный вид.

Но это не все трудности, с которыми столкнулись создатели комплекса. В один из весенних дней того же 1967 года критическая ситуация сложилась с 33-метровым мечом.

…Как обычно, главный инженер «Волгоградгидростроя» Юрий Абрамов утром шел на работу в штаб. На пути ему попалась стайка мальчишек, спорящих… отчего так сильно раскачивается меч в руке «Родины-матери»? Абрамов поднял голову и ужаснулся. Немедля провели оперативку, а уже на следующий день приехала специальная комиссия из Москвы. Скоро выяснилось, что проектировщики не учли данные многолетних наблюдений за розой ветров. Вот и получилось, что меч оказался развернут плашмя по отношению к ветру. Срочно пришлось делать в нем несколько отверстий, чтобы он мог свободно продуваться. Кроме того, комиссия вообще рекомендовала заменить тяжелый титановый меч на более легкий стальной.

На самом финише стройки потребовалось 50 мощных прожекторов для подсветки скульптуры. Их нигде не могли достать. Страна в то время готовилась отметить 50-летие Октября — и все, что производилось, по разнарядкам уходило в Москву и Ленинград. Клюшину командировали в столицу к председателю Мосгорисполкома Промыслову. Тот сказал, что Москва помочь не в силах. И посоветовал поезжать на завод-изготовитель. И Клюшина рванула в город Гусев, что в Калининградской области. Директор «Электромаша» на просьбу тоже только руками развел. Потом подумал и предложил Валентине выступить по заводскому радио перед рабочими и попросить их поработать сверх нормы. Организовали две дополнительные смены и прожектора «Сайра» ушли в Волгоград. 15 октября 1967 года памятник-ансамбль был торжественно открыт.

Мамаев курган и скульптура родина мать зовет

Восемь лет и пять месяцев продолжалась стройка. Еще сорок лет стоит мемориал. Он всегда выглядел достойно. Даже тогда, когда все в стране рушилось и приходило в негодность, на кургане была аккуратно подстрижена трава. Но только люди, работающие здесь, знают, чего стоит этот порядок. И как приходится выбивать деньги у начальства всех рангов, чтобы латать и ремонтировать огромное уникальное хозяйство.

Кто-то неосторожно высказался, что, мол, «Родина-мать» так накренилась, что скоро может упасть. Чушь это. «Любое сооружение такого типа, — говорит директор мемориала, генерал в отставке Владимир Берлов, — может наклоняться. Это даже предусматривается проектировщиками. Скажем, проект нашего монумента рассчитан на отклонение 272 миллиметра. Фигура, — продолжает Берлов, — постоянно обследуется на предмет образования трещин, шероховатостей, анализируется ее положение. А анализ сколов бетона, проведенный в немецкой лаборатории, показал отличное состояние конструкции и наличие необходимого запаса прочности. Изнутри она поддерживается 99 канатами натяжения. Поверьте, утверждает директор, эта система ни за что не позволит монументу накрениться до критического уровня».

Мамаев курган и скульптура родина мать зовет

ВОТ ТУТ вы можете совершить прогулку с Сергеем Долей внутрь памятника

Мамаев курган и скульптура родина мать зовет

А вот тут прогулка с Артемием Лебедевым

Мамаев курган и скульптура родина мать зовет

В конце июня 1941 года увидело свет, пожалуй, главное графическое произведение Великой Отечественной войны, вошедшее в дальнейшем во все учебники истории — плакат Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет». По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра. В дальнейшем само понятие «Родина-Мать» стало едва ли не краеугольным камнем всей советской пропаганды, воплотившись в бесчисленных подражаниях и перекочевав в смежные области изобразительного искусства, в том числе монументального.

3

Мамаев курган и скульптура родина мать зовет

Кто с  мечем к нам придет, тот от меча и погибнет !

Мамаев курган и скульптура родина мать зовет

Мамаев курган и скульптура родина мать зовет

Мамаев курган и скульптура родина мать зовет

Мамаев курган и скульптура родина мать зовет

[источники]источники
http://www.volgastars.ru
http://www.glavagosudarstva.ru
http://waralbum.ru

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=8801

Источник: masterok.livejournal.com

Пройдут годы и десятилетия, нас сменят новые поколения. Но сюда, к подножию величественного монумента Победы будут приходить внуки и правнуки героев. Сюда будут приносить цветы и приводить детей. Здесь, думая о прошлом и мечтая о будущем, люди будут вспоминать тех, кто погиб, защищая вечный огонь жизни (надпись на плите при входе на Мамаев курган)

Главная высота России, где решалась судьба русской цивилизации. Место, где в течение 200 дней шел непрерывный бой. Восемь раз противнику удавалось ворваться на курган, и восемь раз Красная Армия отбивала назад стратегически важную позицию. Высота «102,0» на правом берегу Волги стала переломной точкой в истории Второй мировой войны. Здесь состоялась величайшая из битв в истории Человечества. Здесь стояли насмерть советские солдаты. Здесь определялось будущее этого мира. Здесь в братских могилах покоятся останки свыше 34 тысяч солдат и офицеров РККА.

Предлагаю читателям совершить обзорную экскурсию на Мамаев курган, где полвека назад под руководством Е. Вучетича был воздвигнут грандиозный памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы», более известный в народе, как «Родина-мать зовет!». Знаковое место, ставшее одним из символов Великой Победы.

Обзор будет представлять компиляцию из фотоматериалов нескольких посещений Мамаева кургана – читатель получит возможность посмотреть, как выглядит это место днем и ночью, в праздник и будничные дни. Даже в самое обычное пасмурное утро комплекс посещают толпы людей – довольно сложно выбрать правильный ракурс, чтобы в кадре не оказался посторонний человек.

Историко-мемориальный комплекс расположен непосредственно в городской черте, в центральной части Сталинграда. Популярность «Родины-матери» чрезвычайно высока – автомобильная парковка Мамаева кургана удивляет разнообразием номеров всех регионов России. Действительно, здесь есть на что посмотреть – главная скульптура «Родина-мать зовет!» превышает по высоте в два раза американскую «Статую свободы» (85 против 46 метров).

Входная площадь. Мы стоим спиной к Волге, лицом к Кургану – враг наступал именно с этого направления. На пути к главному монументу нужно преодолеть 200 гранитных ступеней – по числу дней Сталинградской битвы (не считая наклонных пандусов и взмывающих ввысь аллей). Поднявшись по первой группе ступеней, попадаем на Аллею пирамидальных тополей.

Под аллеей, у подножия кургана, проложена железнодорожная ветка – каждый уралец или сибиряк на пути к Черному морю непременно проезжает мимо «Родины-матери». К празднику 9 Мая путь к памятнику украшают десятки красных флагов, что придает месту особую торжественность.

С Аллеи пирамидальных тополей, поднявшись вверх на 6 метров по трехмаршевой лестнице, попадаем на легендарную площадь «Стоявших насмерть!». Лицо фигуры солдата с занесенной над головой гранатой принадлежит маршалу В.И. Чуйкову – командующему 62-й армией, человеку, кто непосредственно руководил обороной Сталинграда. Одно из самых фотогеничных мест на Мамаевом кургане, неотъемлемый атрибут всех наборов открыток с видом города.

Наш путь лежит наверх – по крутым гранитным ступеням поднимаемся поближе к небу. По обеим сторонам лестницы взметнулись гигантские стены-руины с барельефами, изображающими защитников города. Здесь днем и ночью, в жару и вьюгу, мощные репродукторы транслируют хронику военных лет: сообщения Совинформбюро, прерываемые треском пулеметных очередей и воем авиационных моторов. Периодически играют песни военных лет.

…Под Сталинградом идут жестокие бои, наша армия отражает многочисленные атаки противника…

Впечатляет.

Новая «локация». Площадь Героев с шестью скульптурными группами.
Большую часть площади занимает прямоугольный бассейн в гранитных берегах. Ввиду участившихся случаев кощунственного поведения посетителей, не вздумайте осквернять монумент, ползая по колено в воде, и подбирать со дна многочисленные монеты – последует немедленная кара со стороны стражей правопорядка. Никогда не нарушайте покой павших солдат. Ведите себя достойно – на Мамаевом кургане на каждом шагу установлены камеры видеонаблюдения.

По правую сторону бассейна стоят шесть массивных скульптурных композиций защитников города. В основе всех работ – контраст стоящих и поверженных фигур. Боевой товарищ мертв, и моряк, подхватив последнюю связку гранат, бросается навстречу врагу. Знаменосец убит, но знамя подхватили крепкие руки другого бойца. Медсестра с раненым на плечах…на место павших встают новые ряды бойцов. Выстояв, мы победим! Особенно символичная крайняя, шестая по счету скульптура: солдаты скрутили и выбросили на свалку мировой истории фашистскую гидру.

В этом месте всегда удивительно тихо. Стихает ветер и в гладком зеркале бассейна отражается небо. Уже ничто не потревожит покой мертвых. Уснувшие герои вечно смотрят свои березовые сны.

Железный ветер бил в лицо, и они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватило противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?

Кончается площадь и перед нами встает непроходимая стена. На барельефе – гранитная армия победителей. Под ногами у советских солдат серая масса пленных немцев. Фашистские вояки хотели увидеть Волгу? Красная Армия дала им такую возможность.

Дальнейший путь лежит под землей, мы вступаем в царство мертвых. За поворотом мрачного туннеля – вход в Зал Воинской Славы.

Почетный караул. Рука, держащая факел Вечного огня… Но что это? На стенах пантеона тридцать четыре огромных мозаичных панно от пола до потолка. На каждом, в два ряда, тянется бесконечный список имен павших героев. В страхе поворачиваешься назад – и снова имена, имена, имена… А над ними, на потолке – звездное скопление военных орденов.

Зал Славы венчает гвардейская лента: Мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной Матерью-Родиной

Мамаев курган – одно из немногих мест в России, где постоянно несет вахту Почетный караул. Пост у Вечного огня и еще один, на выходе из пантеона. Выправка, стать, осанка – все по высшему разряду. Всякий раз смена Почетного караула вызывает невероятный ажиотаж среди посетителей – солдаты маршируют, четко печатая шаг, через половину кургана.

К сожалению, точное время и периодичность смены караула установить не удалось (по собственным ощущениям – порядка 40 минут). Обычно за время экскурсии на Мамаев курган (пара-тройка часов минимум) можно неоднократно наблюдать это захватывающее священнодействие.

Поднявшись по спирали пандуса, мы покидаем Зал Воинской Славы и попадаем на новый уровень — Площадь скорби. Грустное это место. Тихий пруд, плакучие ивы. Фигура матери, склонившаяся над погибшим сыном.
В передней части Площади скорби, откуда открывается захватывающий вид на нижние уровни кургана, покоится маршал Василий Иванович Чуйков. Единственный советский маршал, завещавший похоронить себя не в Москве, а в братской могиле, рядом со своими солдатами, в городе, который он когда-то отстоял.

Серпантин аллей взмывает ввысь, туда, где в солнечных лучах сверкает фигура «Родина-мать зовет!». Под зелеными лужайками холма покоятся братские могилы советских солдат. Длинный ряд памятных гранитных плит. Герою Советского Союза сержанту Абдирову Нуркену. Вечная слава! Герою Советского Союза капитану Баранову Михаилу Дмитриевичу. Вечная слава!

Еще один поворот аллеи – и мы на вершине кургана! Здесь взметнулась исполинская фигура «Родина-мать зовет!» — современная интерпретация античной богини победы Ники, что призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу и продолжить дальнейшее наступление.

Одно из Семи чудес России. 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций покоятся на 16 метровом фундаменте, утопленном в вершине холма. Масса плит фундамента и подкреплений — 16 000 тонн. Объем подготовительных земляных работ, необходимых для установки уникальной скульптуры – 1 млн. кубических метров.

Толщина железобетонных стенок статуи не превышает 25-30 сантиметров – каркас «Родины-матери» представляет собой сложную ячеистую структуру, сваренную из уголковой стали (размеры ячеек 3 х 3 х 4 метра). Необходимая жесткость конструкции обеспечивается 99 натянутыми стальными тросами.

Меч, длиной 33 метра и массой 14 тонн, изначально представлял собой стальной каркас, обшитый титановыми листами. Высокая «парусность» меча вызвала его сильное раскачивание на ветру – избыточное механическое напряжение привело к деформации конструкции, появился неприятный скрежет металлических листов. В 1972 году лезвие меча заменили на бескаркасное, выполненное полностью из стали. Более короткое (28 м), с отверстиями для уменьшения парусности и демпферами для гашения колебаний от ветровых нагрузок.

Внутри «Родины-матери» предусмотрены лестницы, позволяющие подняться по всей высоте и проникнуть в любую часть внутреннего объёма статуи, включая голову, руки и шарфы. Через лаз в правой руке можно проникнуть даже в полость меча и подняться по стремянке по всей его длине.

Мы стоим у подножия огромной статуи, откуда открывается впечатляющая панорама на город, излучину великой реки и бесконечные заволжские степи. Тот, кто контролировал Мамаев курган, контролировал всю центральную часть Сталинграда и переправы 62-й армии. Всякое описание меркнет перед тем, что здесь творилось 70 лет назад…

Обычно в этом месте заканчиваются экскурсии – усталые посетители начинают обратный путь к подножию кургана. Но, мы, как люди любознательные, продолжим изучение воинского мемориала. Перейдем на обратную сторону холма и направимся через парк прямо к вышке теле-радио-центра. (ого! обратная сторона кургана совершенно полога и представляет собой равнину, медленно перетекающую в покрытую оврагами степь).

Рядом с радиовышкой, кроме ВИП-гостиницы, имеется небольшая достопримечательность – площадка с боевыми машинами. Сборная солянка авиационной и бронетанковой техники различных эпох. Автору удалось опознать штурмовик Ил-2, истребители МиГ-15, -17, «спарку» МиГ-21, стремительный МиГ-23, учебно-боевой «Альбатрос», пару танков Т-34, современные боевые машины пехоты, БРДМ и бронетранспортер. В общем, удачная перспектива для тех, кто любит поснимать военную технику.

Поблизости есть по-настоящему страшное место. Настоящий русский «Арлингтон» — воинское кладбище с бескрайними рядами каменных плит.
А рядом стоит СТЕНА. Жуткая стена из черного полированного мрамора с десятками тысяч имен. Копия вашингтонского мемориала ветеранов Вьетнама.

Увы, немногие из посетителей мемориального комплекса догадываются о существовании данного воинского захоронения. Люди предпочитают любоваться открывшейся панорамой Волгограда, увлеченно щелкая затвором фотоаппарата у подножия «Родины-матери», не утомляя себя скорбными мыслями о братской могиле, которой, по сути, является весь Мамаев курган.

Чтож, теперь остается пройти знакомым маршрутом к подножию кургана, где нам предстоит распрощаться с уважаемыми читателями. Через сутки, под перестук колес, поезд промчится у подножия высоты «102,0» и унесется вдаль на просторы необъятной России.

Останется лишь МАМАЕВ КУРГАН. Вечно живая память в сердцах русского народа.

Источник: topwar.ru

История строительства монумента «Родина-мать зовет»

В мае 1959 года было начато строительство монумента “Родина-мать”  и длилось оно до 15 октября 1967 года. На момент создания данная скульптура была высочайшим в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах.

rodina mamaev (5)

Изначально памятник Родине-матери мог выглядеть совершенно иначе. Каждый приславший свой чертеж или эскиз мог стать создателем памятника. Сегодня все они сохранились в мастерской скульптора в Тимирязевском районе Москвы. Тем не менее отбор проводился очень тщательно и занял порядка 10 лет.

rodina mamaev (4)

В итоге, руководителем проекта и главным скульптором был назначен Вучетич Евгений Викторович. За десять лет до этого он уже создал скульптуру «Перекуем мечи на орала» в Нью-Йорке и памятник-ансамбль воинам Советской Армии в Берлине в Трептов-парке, причем первая до сих пор украшает площадь перед зданием ООН. Вучетичу помогали скульпторы Новиков, Матросов и Тюренков, а также архитекторы Белопольский и Демин. Позже по окончании строительства все они получили Ленинскую премию, а Вучетичу была вручена еще и Золотая Звезда Героя Социалистического Труда.

Кроме того, в состав команды по строительству объекта вошли Н.В. Никитин (будущий создатель останкинской башни) — руководитель инженерной группы, а. В.И. Чуйков (командир армии, отстоявшей Мамаев курган) — главный военный консультантом проекта.

rodina mamaev (6)Прежде чем начать строительство мемориала на Мамаевом кургане был вырыт фундамент глубиной 16 м с установкой в нем 2-метровой плиты, однако ее почти не видно –большая часть под землёй скрыта.

Создавалась скульптура «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане из предварительно напряженного железобетона. На ее формирование без постамента было израсходовано 2400 тонн металлических конструкций и 5500 тонн бетона. Всего 25-30 сантиметров составляет толщина железобетонных стен Родины-матери. Слой за слоем она отливалась из гипсолитовых материалов с использованием специальной опалубки. 99 металлических тросов использовано для обеспечения жесткости каркаса, они постоянно находятся в натяжении. Внутренняя поверхность скульптуры выполнена наподобие конструкции жилого здания, из отдельных камер. Для усиления эффекта нахождения монумента на самой пиковой точке кургана была сделана искусственная насыпь высотой в 14 метров. В руке женщины находился 14 тонный меч длиной 33 метра. Меч был обшитой листами титана и сделан из нержавеющей стали.

rodina mamaev (1)После того, как памятник был открыт и уже привлекал посетителей, производились изменения, которые в том числе коснулись переделки меча. На сильном ветру меч в руке скульптуры сильно раскачивался из-за ее колоссальных размеров, а листы гремели. В результате листы сместились, конструкция деформировалась и при покачивании на весь окружающий статую район возникал неприятный металлический скрежет. Решением этой проблемы, стали проделанные в мече отверстия. Позднее материал лезвия меча был заменен на более легкий, выполненный из фторированной стали.

rodina mamaev (3)Для того, чтобы жители города-героя, а также его гости смогли рассмотреть статую «Родина-мать» ночью, были изготовлены 50 мощных прожекторов. Рабочие осознавая, что они делают важное дело, трудились сверх нормы. 

rodina-matЖительница Волгограда Валентина Изотова стала «лицом» скульпуры. Два года она позировала скульптору.

Хотелось бы отметить, что монумент «Родина-мать зовет!», расположенный в Волгограде на Мамаевом кургане является второй частью триптиха героям Сталинградской битвы. Первая его часть называется «Тыл – фронту!» и расположена в Магнитогорске. Третья часть находится в Берлине в Трептов-парке и имеет название «Воин-освободитель». Меч, который выковали кузнецы с Урала, как подразумевалось при создании триптиха, Родина-мать подняла в Сталинграде, а советские воины, одержав победу в Великой Отечественной войне, опустили его в Берлине.

 

 

Экскурсии на Мамаев Курган

 Памятник Родина-мать сегодня, как и весь ансамбль «героям Сталинградской битвы»  на Мамаевом Кургане стали настоящей визитной карточкой Волгограда. 

shema111Статуя Родина-мать зовет в Волгограде считается одной из самых высоких скульптур в мире и занесена в книгу рекордов Гиннеса. К памятнику ведут двести гранитных ступеней, ровно столько длилась Сталинградская битва. Его окружает искусственно созданная аллея славы, вдоль которой установлены 35 надгробий участников Сталинградской битвы и Героев СССР. Возле стен играет музыка, что создает неповторимую атмосферу.

ca5558a9

Тысячи жителей России и иностранных граждан приезжают из года в год на Мамаев курган, чтобы выразить свою благодарность, поклониться, почтить память советских воинов, павших в Сталинградской Битве.

1370378970

 

Вход на Мамаев Курган – свободный.
Время работы — круглосуточно.
Почетный караул — с 9 утра и заканчивается около 7-8 вечера. Смена караула — каждый час.

Заказ экскурсии по Мамаеву Кургану — 8-8442-38-16-22, 8-927-510-05-03.
Продолжительность 1-1,5 часа.
Набор группы – от 2-х человек.
Цена экскурсии – от 600 руб. /чел.
Требуется предварительный заказ.

 

 

Где находится «Родина-мать»?

«Родина — Мать» в Волгограде расположена по адресу: проспект Ленина, Мамаев Курган.

 

 

Источник: parusvlg.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.