«Джоконда» Леонардо да Винчи

Лувр картины смотреть

Джоконда, или Портрет Моны Лизы. Картина создана великим Леонардо да Винчи между 1503 – 1506 или 1513 – 1516 гг. На ней изображена, как считается, Флорентина Лиза Герардини, жена Франческо дель Джокондо. Картина была куплена французским королем Франциском I. Это одна из самых знаменитых картин в мире: во-первых, она достоверно принадлежит кисти Леонардо. Во-вторых, огромное количество художников, особенно в эпоху романтизма, считали изображение Моны Лизы самым идеальным отображением женского лица в живописи. За время своего существования картина обросла мифами и легендами. В XXI в. она стала самым посещаемым объектом искусства в мире. Считается, что половина посетителей Лувра приходит в музей, чтобы увидеть именно Джоконду. Легендарная полу-улыбка очаровывает толпы.

Местонахождение в Лувре: крыло Denon, 2-й этаж, зал 711

Афродита, или Венера Милосская


Лувр картины смотреть

Эта знаменитая скульптура из мрамора, датируемая 150-130 гг. до н.э, была найдена в 1820 г. на острове Милос. Она представляет богиню любви Афродиту (по-гречески), или Венеру (на латыни). Ее появление в Лувре в 1821 г. вызвало настоящую сенсацию: она стала первой греческой статуей в коллекции музея, и первой, выставленной напоказ в разрушенном виде. Статуя стала знаменитой благодаря красоте полуобнаженного тела, а также из-за полемики, разгоревшейся по поводу ее рук. Среди предложений по их возможному положению, археологи отдают предпочтение двум версиям: либо Афродита держит в руке яблоко Париса, либо она смотрится в щит бога войны Ареса.

Местонахождение в Лувре: крыло Sully, первый этаж, зал Венеры Милосской, зал №346

Ника Самофракийская

Лувр картины смотреть

Предполагают, что Ника была высечена из белого мрамора около 200 г. до н.э. Она была обнаружена в 1863 г. на острове Самофраки в Греции. Скульптура состоит из безголовой  крылатой фигуры Ники, богини победы, и опоры в виде носа корабля. Это одно из самых впечатляющих произведений, выставленных в Лувре, ведь его высота – более 5 метров.

Местонахождение в Лувре: крыло Denon, первый этаж, лестница Ники Самофракийской, зал 703

«Коронация Наполеона» Жака-Луи Давида


Лувр картины смотреть

Полное название картины – «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г.». Картина была написана в 1805-1807 гг. официальным художником Наполеона – Жаком-Луи Давидом. Полотно поражает своими размерами – 10 х 6 метров. Копия картины, сделанная самим автором, весит в Версальском дворце. На картине изображено более 200 человек. Причем Давид позволил себе вольности в интерпретации события: например, мы можем увидеть в центре главной ложи мать Наполеона, которая не присутствовала в реальности на церемонии.

Местонахождение в Лувре: крыло Denon, 2-й этаж, зал 702

«Плот «Медузы» Теодора Жерико

Лувр картины смотреть


Зрелище не для слабонервных. На картине мы видим выживших и умерших в результате реально произошедшей трагедии – кораблекрушения фрегата «Медузы», который должен был доставить чиновников и военных во французскую колонию на территории Сенегала. Корабль потерпел крушение 2 июля 1816 г. на песчаной отмели в 60 км от берега Мавритании. 147 человек забрались на плот, но только 15 из них удалось подняться на борт корабля, пришедшего на их спасение 17 июля. Пятеро из них умерли уже после прибытия в Сенегал. Оставшиеся в живых пережили голод, обезвоживание, сумасшедшие и даже каннибализм. Это событие вызвало широкий международный резонанс, также как и картина, представленная в Париже на салоне 1819 г. В наше время картина считается одной из самых значимых картин эпохи французского романтизма. Ее влияние находят в творчестве Делакруа, Курбе, Эдуарда Мане. Картина была куплена Лувром в 1824 г. у друга художника вскоре после смерти последнего.

Местонахождение в Лувре: крыло Denon, 2-й этаж, зал 700

«Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа

Лувр картины смотреть

Картина написана в 1830 г., и ее часто ассоциируют с Французской революцией 1789. Однако здесь изображены события революции, позже прозванной революцией «Трех славных дней» 27 – 29 июля 1830 г., когда жители Парижа восстали против короля Карла X.
авный персонаж полотна притягивает все взоры – это женщина, ведущая толпу протестующих и символизирующая свободу. В ней смешиваются изображения античной богини с босыми ногами и открытой грудью и простой женщины «из народа» с загорелой кожей и мускулистыми руками. Этот аллегорический персонаж изображен в толпе мужчин и участвует в уличных битвах. Она собирает народ, жителей пригородов и буржуазию, теряющих свою классовую принадлежность в одинаковом революционном настрое. Делакруа играет на патриотических чувствах, используя лейтмотивом три цвета национального флага. Лувр приобрел полотно в 1874 г. Считается, что картина вдохновила известного французского писателя Виктора Гюго на описание сцен баррикад в книге «Отверженные», в частности, на изображение персонажа Гавроша. Картина часто воспринимается как символ Французской республики и демократии из-за аллегорий и политического подтекста. Во Франции картина часто используется в официальных, рекламных или школьных целях. А также была изображена на банкнотах национальной валюты – франках.

«Брак в Кане» Паола Веронезе

Лувр картины смотреть

Огромное полотно размерами 6,77 м в высоту и 9,90 м в ширину.
ло создано в 1562 – 1563 гг. по заказу бенедиктинского монастыря в Венеции и должно было украшать трапезную этого монастыря. Во Франции картина оказалась в коллекции других предметов искусства, отданных Италией в качестве контрибуции вследствие Первой итальянской кампании. В 1798 г. «Брак в Кане» оказался в Центральном музее искусств, нынешнем Лувре. На картине изображена библейская сцена – свадьба в Кане, во время которой Христос совершает свое первое чудо – превращает воду в вино.

Местонахождение в Лувре: крыло Denon, 2-й этаж, зал 711

Крылатые ассирийские быки

Лувр картины смотреть

Эти 4-метровые быки происходят из дворца Хорсабад в Месопотамии. Эти существа с человеческой головой, телом льва и крыльями орла были защитниками города и дворца и отпугивали всех пытающихся войти неприятелей. На головах быков возвышаются тиары, украшенные перьями и цветочными мотивами, а на них возложены три пары рогов, указывающих на божественную природу.

Местонахождение в Лувре: крыло Richelieu, первый этаж, Месопотамия, Ассирия — Хорсабад, зал 229

Большой сфинкс из Таниса

Лувр картины смотреть


Скульптура из гранита, созданная в 2600 г. до н.э. Это существо с телом льва и человеческой головой, один из самых больших сохранившихся до сих пор египетских сфинксов. Сфинксы были символом власти фараонов и устанавливались над их могилами. На этом сфинксе выгравированы имена нескольких фараонов. Скульптура была найдена в 1825 г. в руинах храма бога Амона в старинной столице Египетского царства Танисе. Лувр приобрел скульптуру в 1826 г.

Местонахождение в Лувре: крыло Sully, цокольный этаж, крипта сфинкса, зал №338

Стелла с законами Хаммурапи

Лувр картины смотреть

Среди древних произведений музея Код Хаммурапи – нечто исключительное. Это самый старый юридический текст, созданный около 1750 г. до н.э. в Вавилоне во времена правления короля Хаммурапи. К тому же, это самый длинный королевский текст, содержащий пролог и эпилог, прославляющие Хаммурапи, правившего Вавилоном с 1792 по 1750 гг. до н.э. Законы выгравированы на стелле в 2,25 м высотой на аккадском языке. Стелла была найдена в 1901-1902 гг. в Сузе в Иране. Благодаря тексту законов стали известны организация судов и юридическая практика, семейное право и право собственности, социальные статусы и экономическая деятельность в Древнем Вавилоне.

Местонахождение в Лувре: крыло Richelieu, первый этаж, Месопотамия, II тыс. до н.э., зал №227

Источник: visitefrance.ru

Популярные экскурсии по Лувру


По Лувру можно гулять самостоятельно: есть схемы размещения экспонатов и аудиогиды. Но в условиях ограниченного количества времени выгоднее идти с гидом: групповая экскурсия «Главные сокровища Лувра за 2 часа» обойдется в € 35 за человека, индивидуальная «Большая прогулка по Лувру» — € 165 за экскурсию (от 1 до 6 человек). Вопросы экскурсоводам на Трипстере можно задавать абсолютно бесплатно.


Топ-12 шедевров Лувра

1. «Христос у столба», Антонелло да Мессина

Приобретена в коллекцию Лувра (1475-1479)

Приобретение этой картины позволило Лувру добавить к значительному собранию итальянской живописи необычайно волнующую работу, которую относят к последнему периоду деятельности сицилийского художника. Антонелло Мессина был новатором и непререкаемым авторитетом для живописцев эпохи Возрождения. Малые размеры шедевра (29,8 x 21 см) не соответствуют монументальной внушительности образа увенчанного терновым венцом Христа, обратившего взор к небу. Иконография восходит к евангельскому тексту «Се, человек», когда после бичевания и увенчания головы Христа терновым венцом его демонстрируют толпе.


Зритель смотрит снизу на откинутое назад лицо со следами слез и каплей крови, тенью от веревки и опирающийся на раму картины выступающий узел. Все это создает ощущение объема и реального присутствия, что невероятно для XV века.

2. «Мадонна Победы», Андреа Мантенья

Приобретена в коллекцию Лувра (1496)

Большую часть своей Андреа Мантенья из Падуи проработал, служа синьорам Мантуи, куда он переехал в 1461 г. Там он нашел идеальные условия для развития своей кристально чистой, черпавшей вдохновение из античности живописи. Причиной создания этой картины, которая находится в Лувре с 1798 г., была победа Франческо Гонзага (марких Мантуи и капитан антифранцузской лиги) в битве при Форново около Пармы. в результате алтарная картина была по обету подарена часовне Санта Мария Виттория. Голова покровителя города святого Андрея видна слева над одеянием Девы Марии. Трое святых ходатайствуют за маркиза.

Двоим из них — архангелу Михаилу с мечом и святому Георгию со сломанной пикой — было доверено поддерживать мантию Мадонны, под которой укрылся Франческо.

3. «Мона Лиза», Леонардо да Винчи

Картина из коллекции Франциска I (1503-1506)


 
«Мона Лиза», или «Джоконда» — не только одна из самых знаменитых работ Леонардо, но и самое известное женское лицо в мире, которое будоражило фантазии ученых, писателей и поэтов всех времен. Определенного мнения, кем была эта молодая женщина, не существует до сих пор. По основной версии на этой бесценной картине Лувра изображена Лиза Герардини, супруга Франческо Джокондо. Даты определены «на глаз», основываясь на стиле художника того времени. По одной из версий муж модели якобы отказался заплатить за картину. Но специалисты склоняются к тому, что да Винчи сам не отдал работу, пока жил во Флоренции, так как не закончил ее.

Завершил он ее только в Риме, по заказу Джулиано Медичи, которому хотелось иметь хоть какую-нибудь работу мастера. Когда Джулиано умер, а Леонардо переехал во Францию, картину нашли в его бывшей мастерской, и ее выкупил Франциск I.


Знаменитые картины музея Орсе — 12 лучших
Шедевры живописи эпохи барокко — 12 лучших произведений
Шедевры импрессионизма — что нужно знать


4. «Прекрасная садовница», Рафаэль

Картина из коллекции Франциска I (1507)

Один из самых знаменитых шедевров Лувра получил название «Прекрасная садовница» благодаря цветущей красоте женской фигуры посреди луга. К тому же это одна из самых известных Мадонн Рафаэля, написанных в его первый флорентийский период (1504-1508), когда начинающий художник из Урбино во всю старался отойти от манеры своего учителя Перуджино и найти собственный стиль. Вдохновляли его работы Леонардо да Винчи, Микеланджело и Фра Бартоломео. В частности в этой картине заметно влияние Леонардо (это заметно в легком сфумато цветного построения).


Но уже отчетливо прослеживается и стиль самого Рафаэля — спокойное очарование и безмятежность, которые впоследствии станут «фирменными».

Главный вклад художника в эпоху итальянского Возрождения — это естественность, душевность и невероятная гармония. Эта картина, подписанная и датированная самим Рафаэлем, стала одним из образцов для художников вплоть до XIX века.

5. «Сельский концерт», Тициан

Картина из коллекции Людовика XIV (1510)

Вокруг этой картины долго шли споры, авторство приписывалось и Тициану, и Джорджоне. Большая часть специалистов склоняется к тому, что это все-таки работа Тициана — ученика Джорджоне. Больше всего поражает атмосфера всей сцены, ностальгическое напоминание об Аркадии и отсыл к венецианскому Возрождению. Кажется, что между персонажами нет диалога или обмена взглядами. Вся сценка будто предназначена для узкого круга посвященных и ценителей. От Джорджоне тут очарование пейзажа, слияние музыки, шелеста крон и травы воедино. Но зато от Тициана уверенное владение перспективой, бархат и шелк на контрасте с обнаженной натурой. Сам же «концерт» — это скорее «дуэт», лютня и флейта.

6. «Меняла с женой», Квинтен Массейс

Приобретена в коллекцию Лувра (1514)

Эта работа датирована художником, и 1514 г. — это начало целой вехи в истории светской живописи. В основе огромного количества повторений этого сюжета лежит утерянный прототип Яна Ван Эйка. На картине Квинтена Массейса изображена супружеская пара, занятая делами. Однако глубокий нравственный смысл нетрудно прочесть. Муж внимательно смотрит на весы. Женщина, положив руку на молитвенник, с трепетом человека, осознающего, что в торговле нет ничего божественного, смотрит на мужа. Хитрость торговца сопоставляется с покорностью вере.

Контраст между духовным и материальным подчеркивается мелкими деталями: в выпуклом зеркале на столе (мотив Ван Эйка) отражается сидящий у оконной рамы в форме креста человек. Специалисты утверждают, что это намек на религию. При этом два персонажа в дверях праздно болтают, «оскверняя» божественную атмосферу.

7. «Брак в Кане», Паоло Веронезе

Приобретена в коллекцию Лувра (1562-1564)

Сверкающее полотно, предназначенное для трапезной бенедиктинского монастыря Сан Джорджо Маджоре в Венеции, — плод сценографического воображения Паоло Веронезе, создателя декоративной живописи. Один из самых известных шедевров Лувра был отреставрирован в начале XXI века, но из-за гигантских размеров (660 x 990 см) делали это прямо на месте, не вынося картину из зала музея. Как и в других композициях, Веронезе преобразовал религиозную сцену в светский праздник, в котором принимают участие огромное количество жителей Венеции XVI века.

Слуги, шуты, животные, ценная утварь, вышитые камчатные скатерти — все это заключено в светлые и открытые архитектурные формы на фоне венецианских зданий. Большая часть из них это постройки Андреа Палладио в классическом стиле.

8. «Святой Людовик Французский и его паж», Эль Греко

Подарена Лувру меценатом (1586-1596)

Картину относят к наиболее зрелому периоду творчества художника (по происхождению грека), когда живописное и стилистическое мастерство, приобретенное им в Италии, слилось в его живописи с формальными, позднеготическими приемами, с которыми он познакомился в Толедо. К этому моменту Эль Греко достиг того уровня в своем творчестве, который определяется как «антинатуралистическая» концепция. Если человеческим языком, то «сверхъестественная», когда в жанре портрета образу придается глубочайшее духовное значение. Естественное такого результата ни за что не достичь, если соблюдать законы геометрии и пропорции.

Но когда дело касается королей нарушение законов живописи и перспективы оправдано: на огромное плечо и вытянутую руку Эль Греко перенес центр тяжести всей фигуры. Правитель могуч, а паж на его фоне невесом и почти бесплотен. Легко догадаться, какое впечатление Людовик производит на зрителя.

9. «Прибытие Марии Медичи в Марсель», Питер Пауэл Рубенс

Картина из коллекции Людовика XIV (1622-1625)

Это одна из цикла картин на историко-аллегорические сюжеты из жизни Марии Медичи (всего их двадцать одна), заказанных королевой Франции для Люксембургского дворца. В годы правления Наполеона полотна были вывезены из дворца, так как туда переезжал Сенат, и помещены сразу в Лувре, где для них с 1900 г. оборудован целый зал. Изображая прибытие молодой королевы, Рубенс четко разделил полотно на две зоны. Верх, смещенный в глубину, заполнен декоративными деталями, на нем выделяется группа придворных дам и подданных, чьи размеренные жесты делают статичной эту часть композиции. Внизу, на переднем плане, — группа морских божеств. Это свойственное Рубенсу пиршество сочных форм, охваченных единым порывом.

10. «Портрет доньи Риты де Барренечеа», Франсиско Гойя

Дар Карлоса де Бейстегуи (1793)

Одна из немногих работ Гойи в собрании Лувра была написана уже после болезни художника, в следствии которой он потерял слух. Начиная с 1780 г. Франсиско Гойя становится модным портретистом в среде мадридских аристократов. Когда художник писал этот портрет, он использовал давно опробованные им приемы. Но тем очевиднее рука испанского мастера. Портретируемая стоит в строгом одеянии, единственный намек на роскошь — розовый бант в волосах. Манера исполнения — одна из самых элегантных в XVIII веке. Картина написана в период творческой зрелости художника и считается одной из лучших работ Гойи в спокойной стороне его живописи.

Другую сторону творчества — изображение нечеловеческих страданий, жестокости, несчастий и несправедливости мира — пока оставим за кадром.

11. «Плот «Медузы», Теодор Жерико

Приобретена в коллекцию Лувра (1819)

В 1816 г. 25-летний Теодор Жерико находился в Италии, где и произошла его встреча с античностью и великим искусство XVI века. По легендарному «Плоту «Медузы», появлению своего стиля, видно как повлияли на молодого художника лучшие работы Микеланджело и Караваджо (часть из них тоже можно увидеть в Лувре). Выставленная в салоне 1819 г. этот признанный шедевр Лувра вызвал немало возмущений из-за мрачного реализма. Жерико потрясло кораблекрушение фрегата «Медуза» и драма 149 человек. Они 12 дней боролись за жизнь вдали от конголезских берегов. На картине изображен кульминационный момент, когда 15 оставшихся в живых мореплавателей увидели вдали корабль, который мог спасти их.

Несмотря на сложность движений фигур, необыкновенное напряжение чувств и угловой ракурс тел, композиция получилось очень согласованной.


Знаменитые картины Уффици — 10 лучших
Чем знаменит собор Парижской богоматери — 10 неизвестных фактов
Экскурсия по Монмартру — топовые места


12. «Свобода, ведущая народ», Эжен Делакруа

Приобретена в коллекцию Лувра (1830)

Картина «Свобода, ведущая народ» знаменита тем, что была первым уходом от романтизма античности в политику и отражение суровой действительности. Сюжет ее отражает события 1830 г., которые привели к изгнанию Карла X и возникновению парламентской монархии Луи-Филиппа. Целью восстания парижан было восстановление республики, но результата в полной мере добиться не удалось. Делакруа участия в очередной революции в Париже не принимал. Но был либералом и примыкал к движению романтиков, поэтому не постеснялся изобразить на картине себя — мужская фигура в цилиндре с ружьем в руках.

У аллегории Свободы в руках трехцветное знамя, а за ней следует толпа вооруженных людей, которых можно разглядеть в клубах дыма. Высокая патетика и передний план, занятый изображениями погибших, создают эффект театральности. Реализм, с которым выписаны персонажи, отражают искреннюю и страстную натуру художника.

Источник: fountravel.ru

Мона Лиза

Лувр картины смотреть

Неоспоримо, главный экспонат Лувра – Джоконда или Мона Лиза кисти Леонардо да Винчи. Все указатели музея ведут именно к этой картине. Под этот шедевр в бывшем дворце японским телевиденьем куплен целый зал, сама Мона Лиза покрыта толстым слоем брони, возле нее всегда два охранника и толпы туристов.  И помните, Мону Лизу нельзя увидеть нигде кроме Лувра. Руководство музея приняло решение больше никогда не вывозить шедевр за пределы дворца. Находится Мона Лиза в части Лувра под названием Денон (Denon) в 7-ом зале итальянской живописи.

Венера Милосская

Лувр картины смотреть

Афродита или Венера Милосская не менее знаменита, чем предыдущая барышня. Ее автором считается Агесандр Антиохийский. Рост богини  – 164 см, пропорции – 86х69х93. Знаменитые руки Венера утратила уже после ее современной находки в 1820 году. Тогда возник спор между французами, которые обнаружили скульптуру, и турками, которым принадлежал остров, на котором французы её и обнаружили. Вот так Афродита осталась без рук. Находится Венера Милосская в части Сюлли (Sully) в 16-ом зале греческих, этрусских и римских древностей.

Ника

Лувр картины смотреть

Еще одна известная женщина – Виктория Самофракийская или, как принято называть её в России, Ника.  В отличие от предыдущей героини, богиня войны утратила не только руки, но и голову. Зато сохранился уверенный шаг и крылья, а главное ощущение полета. Расположена скульптура на втором этаже Лувра в части Денон (Denon) на лестнице перед входом в галерею итальянской живописи и Зал Апполона. 

Пленник

Лувр картины смотреть

Еще одна статую, но уже эпохи Возрождения – Пленник или умирающий раб, рук Микеланджело. Это вам не Давид, конечно. Но внимания заслуживает не меньше. Первый этаж, часть Денон (Denon), 4-ый зал итальянской скульптуры. Там же вы найдете и Амура и Психеей Кановы. 

Рамзес II

Лувр картины смотреть

На этом древности в Лувре не заканчиваются. Следующий шедевр – статуя сидящего Рамзеса II. Находится египетский фараон на первом этаже  в части Сюлли (Sully), египетские древности, зал № 12. В целом, Лувр обладает одной из богатейших в мире коллекций египетских древностей. Например, знаменитая статуя сидящего писца находится на втором этаже в части Сюлли (Sully), египетские древности, зал № 12

Стела Хаммурапи

Лувр картины смотреть

Помимо Египта, в Лувре замечательная коллекция памятников Месопотамии. Самый известным среди них можно признать Стелу Хаммурапи, с первой в мире письменной записью кодекса законов. Она находится на первом этаже крыла Ришелье, в 3-ем зале. В соседних залах вы найдете знаменитый Двор Хорасабад.   

Французское искусство

Лувр картины смотреть

Из картин, одна из самых известных «Посвящение императора Наполеона I»  французского художника Жака Луи Давида. Как бы вы к Наполеону не относились, уделите внимание этой работе. Картина находится в 75-м зале французской живописи на 1-м этаже галереи Денон (Denon). Там же вы найдете и другие известные монументальные картины уже другого известного французского художника Эжена Делакруа, например, «Свобода, ведущая народ» и «Смерть Марата».

Кружевница

Лувр картины смотреть

Шедевр! «Кружевница» – одна из самых знаменитых картин нидерландского художника Яна Вермеера. А вообще, в Лувре небольшая, но очень качественная коллекция голландской живописи. Третий этаж галереи Ришелье (Richelieu), 38-ой зал, Голландия.

Старый Лувр

Лувр картины смотреть

К крепостным укреплениям старого Лувра можно попасть через вход  Сюлли (Sully), и далее на цокольный этаж. Как мы уже писали на сайте, раньше существовал средневековый Лувр, после чего его разрушили, а на его месте построили новый. Останки старого дворца позже нашли археологи, и сейчас на них могут посмотреть и туристы. Замечательное зрелище – этот разрушенный замок!

Источник: paris10.ru

История Лувра в Париже

Современный музей расположен в бывшей королевской резиденции. Лувр ведет свою историю с возведения крепости, построенной в 1190 г. по приказу короля Филиппа II Августа. На строительство ушло 20 лет. Крепость служила не только наблюдательным пунктом, но и хранилищем казны, оружия, а также тюрьмой.

Есть несколько версий происхождения названия. Крепость строили на местности Люпара. Возможно, это слово имеет латинский корень lupus, что означает «волк». По другой версии название произошло от старофранцузского слова lauer (lower) — «сторожевая башня». Известна еще и третья версия, согласно которой название имеет нелатинские корни и переводится как «крепость, форт».

В 1528 г. большая башня была разрушена по приказу короля Франциска I, а еще через 18 лет здание начали перестраивать во дворец.

Смена приоритетов от унылой серости к пышному убранству

В период царствования Франциска I Лувр официально получил статус королевской резиденции. С тех пор его облик и внутреннее убранство становились более роскошными. Архитектор Пьер Леско работал над перестройкой здания Лувра, планировал построить изящные павильоны с колоннами и статуями вместо тяжелых каменных башен. Он сделал внутренний дворик в форме квадрата. С трех сторон дворик окружали бы дворцовые стены, а четвертая оставалась бы открытой. Одним из вариантов было строительство небольшой аркады на четвертой стороне дворика.

Далеко не все планы и проекты Пьеру Леско удалось воплотить в жизнь. Он работал над зданием в течение 32 лет до своей смерти в 1578 г., но успел построить только западное крыло дворца и часть южного. В честь архитектора западное крыло Лувра получило название «крыло Леско».

Вместе с Пьером Леско над строительством и украшением дворца работал скульптор Жан Гужон. Он создал скульптуры, украшающие фасад, и женские фигуры для кафедры в Зале кариатид. Облик, который придали дворцу Леско и Гужон, сохранился до наших дней.

Свежие формы архитектуры и галерея мастеров

С 1589 г., когда на престол взошел Генрих IV, Лувр начал превращаться в роскошный дворец французских королей. Квадратный внутренний дворик расширился. В 1594 г. здание Лувра соединили с дворцом Тюильри. Большая галерея длиной 210 м соединила два дворца. Над ней работали архитекторы Луи Метезо и Жак Андруэ. На нижнем этаже располагались мастерские и торговые лавки, а при кардинале Ришелье — монетный двор и типография. В XVII в. это место стало пристанищем вольных ремесленников.

Украшение Лувра активно продолжалось в эпоху правления Людовика XIII. Над Большой галереей работал художник Никола Пуссен. Архитектор Жак Лемерсье построил в Лувре павильон с часами и молельню. Он предложил расширить территорию дворца, но воплотить эту идею удалось лишь спустя много лет при Людовике XIV.

Король-Солнце поручил работу над дворцом архитектору Луи Лево. За годы своего труда (1655-1670) мастер увеличил королевский дворец в 4 раза. Живописец Романелли расписал фресками Зал Сезонов и кабинет Анны Австрийской. Художник Шарль Лебрен собственноручно расписывал и украшал залы Аполлоновой галереи. Архитектор Клод Перро построил восточный фасад дворца и колоннаду Лувра. Первый этаж колоннады с аркой посередине держит на себе высокий второй этаж, украшенный парными колоннами в античном коринфском стиле.

Перерождение дворца в музей

Работы по перестройке и украшению Лувра почти прекратились после 1682 г., когда Людовик XIV выбрал в качестве своей резиденции Версаль. Просветители все чаще предлагали превратить Лувр в музей, но случилось это только во время революции. 10 августа 1793 г. двери Лувра впервые были открыты для посетителей.

Дальнейшее строительство возобновилось при Наполеоне Бонапарте. Архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен построили северное крыло дворца — Павильон Маршан. Окончательные работы над этим зданием завершились в 1852 г. при Наполеоне III. Больше строительством Лувра никто не занимался. Современный вид здание приобрело после пожара, разрушившего дворец Тюильри в 1871 г. В течение многих лет все помещения Лувра были отреставрированы, бывший дворец стал музеем.

Пирамида Лувра

Новый этап реконструкции начался по инициативе президента Ф. Миттерана. Архитектор Йо Минг Пей построил стеклянную пирамиду в Наполеоновском дворике в 1989 г. Это сооружение является точной копией пирамиды Хеопса. Стекло для конструкции было изготовлено по специальному рецепту, благодаря чему пирамида излучает свет. Композиция состоит из большой центральной и трех маленьких пирамид. Между постройками находятся бассейн и фонтан.

Сегодня стеклянная пирамида Лувра играет роль входа в музей. В ней располагаются билетная касса, доски объявлений, службы музея и гардероб.

Наращивание коллекций

Самые первые коллекции были собраны королями. Франциск I приобретал полотна итальянских художников. Еще 200 полотен разных художников Людовик XIV выкупил у известного банкира. Когда музей открыл свои двери для посетителей, его коллекция насчитывала 2500 картин.

В течение долгих лет музейные коллекции постоянно пополнялись шедеврами. Сюда передавались собрания других музеев. Многие знаменитые художники дарили или завещали свои картины Лувру. Некоторые произведения были конфискованы во время революции, добыты в военных походах или найдены в ходе археологических раскопок XIX века.

Сейчас в коллекции Лувра насчитывается около 300 тыс. экспонатов. Среди них в залах выставляются только 35 тыс., потому что многие произведения должны содержаться в особых условиях.

Постоянно открыты 9 выставок:

  • Древний Восток;
  • Древний Египет;
  • Древние Греция, Этрурия, Рим;
  • искусство ислама;
  • скульптуры;
  • предметы искусства;
  • изобразительное искусство;
  • графическое искусство;
  • история Лувра.

Сотрудники музея постоянно работают над сохранением шедевров искусства, например, ведется работа по оцифровке картин.

Самые известные картины Лувра

Картина Мона Лиза
Знаменитая картина «Мона Лиза».

Картина Мона Лиза

Один из самых знаменитых шедевров мировой живописи — картина Леонардо да Винчи «Джоконда» или «Мона Лиза». Это произведение окутано атмосферой тайны. Загадочная улыбка девушки завораживает и очаровывает зрителя.

Точное время создания картины доподлинно неизвестно: Леонардо работал над ней в период между 1503 и 1519 гг. Выразительное лицо девушки гармонично сочетается с туманным пейзажем фона. На полотне изображена Лиза Герардини, жена богатого флорентийского торговца Франческо дель Джокондо.

Портрету отвели отдельное помещение. Он хранится в 6-м зале галереи Денон на первом этаже здания.

Коронация Наполеона

Картина Жака Луи Давида «Коронация Наполеона» была создана по заказу Бонапарта в 1805-1808 гг. На полотне изображена торжественная коронация императора Наполеона и его супруги Жозефины по благословению папы римского Пия VII. Художник изобразил всех самых влиятельных особ. В их числе оказалась и мать Наполеона, которой там не было. Картина выполнена в темных бордовых и пурпурных тонах, традиционно символизирующих королевскую власть. Увидеть это полотно можно в 75-м зале на 1-м этаже галереи Денон.

Людовик XIV

Портрет короля Людовика XIV создал французский художник Гиацинт Риго в 1701 г. Яркие и сочные краски, роскошные детали одежды и интерьера указывают на могущество и власть монарха. Работа кисти Г. Риго признана официальным портретом Короля-Солнца. Сейчас эта картина находится в комнате 34 на 2-м этаже крыла Салли.

Картина Эжена Делакруа Свобода, ведущая народ
Картина «Свобода, ведущая народ».

Свобода, ведущая народ

Картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» создана в 1830 г. На замысел живописца повлияли события Июльской революции. В центре изображена женщина с флагом — это Марианна, символизирующая Французскую республику. На ее голове фригийский колпак — символ революции 1793 г. Женщина изображается босой и с обнаженной грудью, что символизирует самоотверженность людей. Рядом изображены подросток, рабочий и буржуа: разные люди сплотились в борьбе за свободу. Картина выставлена в комнате 77 на 1-м этаже крыла Денон.

Похищение сабинянок

Знаменитый живописец Никола Пуссен создал картину «Похищение сабинянок» в 1637-1638 гг. Сюжет основан на историческом событии времен основания Рима. Соседние племена не хотели отдавать своих дочерей замуж за римлян. Царь Ромул пригласил сабинян на праздник. Когда гости приехали, их дочери были похищены. Это привело к длительной войне. Прекратить вражду помогли похищенные сабинянки, которые полюбили своих римских мужей и родили детей. Динамичная картина передает острое напряжение и ожесточенность битвы. Полотно можно увидеть в комнате 11 на 2-м этаже в галерее Ришелье.

Брак в Кане Галилейской

Итальянский художник Паоло Веронезе создал картину «Брак в Кане Галилейской» в 1562-1563 гг. В основе лежит евангельский сюжет — Иисус Христос превращает воду в вино во время брачного пира в Кане, неподалеку от Назарета. Картина написана по заказу монахов-бенедиктинцев. На ней художник изобразил многих правителей. Среди музыкантов можно увидеть венецианских художников — Тициана, Тинторетто, Якопо Бассано и самого Веронезе в белом. Картина располагается напротив Джоконды в 6-м зале на 1-м этаже в галерее Денон.

Портрет художника с чертополохом

Альбрехт Дюрер создал свой автопортрет с чертополохом в 1493 г. На картине двадцатидвухлетний живописец держит в правой руке ветку чертополоха (синеголовика), что символизирует Страсти Христовы, верность и готовность служить Богу. Картину можно увидеть в комнате 11 на 2-м этаже галереи Ришелье.

Женщина перед зеркалом

Картина венецианского живописца Тициана «Женщина перед зеркалом» создана в 1515 г. На ней художник изобразил красивую девушку, расчесывающую длинные золотистые волосы и смотрящую на себя в маленькое зеркало, которое слуга держит перед ней. За спиной девушки есть еще одно большое зеркало. Полотно находится в 7-м зале галереи Денон на 1-м этаже.

Большая одалиска

Произведение создал французский художник Жан Энгр. На картине «Большая одалиска» зритель видит изображение наложницы из восточного гарема. Создавая портрет, художник допустил несколько анатомических неточностей: левая нога девушки неестественно изогнута, правая рука длиннее левой, в спине три лишних позвонка. Смотреть на эту картину можно в комнате 75 на 1-м этаже галереи Денон.

Плот «Медузы»

Картина французского художника Теодора Жерико «Плот «Медузы» написана в 1819 г. На полотне изображено кораблекрушение фрегата «Медуза», случившееся в 1816 г. Пассажиры и моряки эвакуировались на плоту, но выжили среди них немногие. Художник запечатлел самый драматичный момент трагедии — утро последнего дня скитаний плота по морю. Увидеть полотно можно в зале 77 на 1-м этаже в крыле Денон.

Шулер с бубновым тузом

Картина французского художника Жоржа де Латура «Шулер с бубновым тузом» написана в период между 1633 и 1639 гг. Изображение в темных тонах создает ощущение тревоги и напряжения. Герои картины предаются опасным порокам. Шулер и женщины, играющие в карты, стремятся обмануть юношу в дорогих одеждах. По мнению ученых, здесь изображена карточная игра, в которой туз был особенно важной картой. Эту картину можно посмотреть в зале 28 на 2-м этаже галереи Салли.

Знаменитые экспонаты Лувра

Венера Милосская

Древнегреческая мраморная статуя богини Афродиты (в римской мифологии — Венеры) создана примерно в 130-100 гг. до н.э. В эллинистический период искусства Древней Греции скульптурам придавались реалистичных черты живых людей.

Венера Милосская была найдена археологами в Турции в 1820 г. на острове Милос, после чего французский посол выкупил ее для музея у турецких властей. Статую можно увидеть в отдельной галерее №16 на 1-м этаже в крыле Салли.

Саркофаг муз

Мраморная скульптурная композиция «Саркофаг муз» относится ко II в. до н.э. и создана в Риме. Она предназначена для украшения гробницы. Умерший изображен в окружении муз, которые помогут ему войти в лучшую жизнь. Саркофаг муз хранится в комнате 26 на 1-м этаже галереи Денон.

Ника Самофракийская

Скульптура греческой богини победы Ники создана из мрамора во II в. до н.э. (около 190 г.). Ее изваял скульптор Пифокрит из Линдоса с острова Родос. Нику Самофракийскую обнаружила экспедиция Шарля Шампуазо в 1863 г. на острове Самотраки. Скульптура была расколота на части, поэтому ее пришлось восстанавливать. Ника Самофракийская стоит на лестнице Дарю на 2-м этаже в галерее Денон.

«Рабы» Микеланджело

Две статуи «Восставший раб» и «Умирающий раб» изображают связанных пленников. Первый изо всех сил пытается вырваться из пут, а второй смирился со своей участью. Микеланджело работал над «Рабами» в 1513-1519 гг. Он собирался изваять 6 скульптур, но успел сделать только две. Работа предназначалась для надгробного памятника папе римского Юлия II. Статуи находятся в комнате 4 в галерее Денон.

Лошадь Марли

Динамичную мраморную композицию «Лошадь Марли» изваял скульптор Гильом ле Кусто в 1739-1745 гг. по приказу Людовика XV. Она находится в отдельном мезонине, расположенном в зоне Ришелье.

Крылатые ассирийские быки

Фигуры доброжелательных быков с человеческими головами были созданы в период между 721-705 гг. до н.э. Они стояли у входа во дворец ассирийского царя Саргона II Дур-Шаррукин. Скульптор создал иллюзию движения, добавив каждому быку по одной дополнительной ноге. При виде спереди быки кажутся неподвижными (видны 2 ноги). Сбоку фигура выглядит так, будто бык шагнул вперед (видны 4 ноги). Скульптуры расположены в комнате 4 на 1-м этаже в зоне Ришелье.

Что еще посмотреть в Лувре

Кратер из Антей

Шедевр греческой краснофигурной керамики был создан гончаром Евфронием в 515-510 гг. до н.э. На вазе изображен мифологический сюжет — борьба Геракла с Антеем. На стенках сохранилась подпись создателя. Кратер находится в комнате 43 на 1-м этаже в крыле Салли.

Алмаз Регента

Крупный бриллиант массой 140, 64 карата был найден в Индии в 1698 г. Британский купец продал его регенту Людовика XV герцогу Филиппу II Орлеанскому. Так возникло название алмаза. Сначала он весил 426 карат, но его много раз распиливали и продавали. Сейчас бриллиант можно увидеть в комнате 66 на 1-м этаже в галерее Денон.

Кодекс Хаммурапи

В Лувре можно увидеть базальтовую стелу, созданную в 1792-1750 гг. до н.э. На ней запечатлены законы Вавилона, принятые царем Хаммурапи. Эта стела является одновременно памятником скульптуры, юриспруденции и письменности, поскольку свод законов запечатлен в виде клинописи. Она находится в комнате 3 на 1-м этаже галереи Ришелье.

Апартаменты Наполеона III

Роскошные комнаты Наполеона III, украшены багровым шелком, позолотой и хрусталем. Апартаменты служили ему приемной, а не жилыми помещениями. Увидеть их можно на 2-м этаже в крыле Ришелье.

Бельфегор — призрак Лувра

Со старинным дворцом связано множество легенд. Считается, что ночью по залам и коридорам бродит демон по имени Бельфегор, внушающий людям ужас и отчаяние. Этот призрак вышел из мумии, которую привезли в Лувр в начале XX в. Душа умершего не находит покой, если мумию извлекли из гробницы, поэтому призрак скитается по музею. Эта легенда легла в основу романа Артура Бернеда «Бельфегор», по мотивам которого был снят фильм.

Время работы

Лувр открыт для посетителей ежедневно с 9:00 до 18:00, по средам и пятницам — до 21:45. Но важно помнить, что залы закрываются за полчаса до окончания рабочего дня. Выходной день — вторник. Музей закрыт в праздничные дни — 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Билеты в музей

Билет можно купить в кассе, расположенной у входа в музей. Он стоит 15 евро. Можно заказать билет онлайн за 17 евро. Продажей билетов занимается не сам музей, а компании-посредники. Можно попасть в Лувр без очереди, купив билет заранее или онлайн.

Бесплатно посетить музей могут дети до 18 лет, малоимущие, люди с ограниченными возможностями и их сопровождающие, а также художники, скульпторы и граждане Евросоюза 18-26 лет. С октября до марта каждое первое воскресенье месяца всем посетителям открыт свободный вход в Лувр.

За 5 евро можно приобрести аудиогид, который подробно расскажет о каждом экспонате. Виртуальная экскурсия по Лувру через сайт музея поможет увидеть мировые шедевры всем, кто не смог приехать в Париж.

На посещение всех залов и выставок столь большого музея понадобится около трех дней. За 2 часа можно увидеть только самые знаменитые шедевры. Идти в музей желательно утром. Вечерние часы подходят для тех, кто не любит стоять в очереди.

Где находится и как добраться

Дворец-музей находится на улице Риволи на правом берегу Сены по адресу Palais Royal, Musee du Louvre, 75001 Paris, France.

До Лувра легко добраться на парижском метро. Это можно сделать несколькими способами:

  • по ветке 1 нужно доехать до станции Louvre Rivoli;
  • на пересечении веток 1 и 7 выйти на станции Palais Royal/Musee du Louvre.

Главный вход в Лувр расположен в стеклянной пирамиде, но есть и другие входы:

  1. Попасть в музей можно через торговый центр Карузель (Carrousel du Louvre) по подземному переходу. Там находится Перевернутая пирамида, а рядом с ней — вход в Лувр. Здесь почти нет очередей.
  2. В торговый центр Карузель можно перейти из сада Тюильри, там рядом с аркой расположены подземные входы к Перевернутой пирамиде.
  3. В правое крыло здания можно войти через Львиные врата.
  4. Вход в левое крыло открыт со стороны улицы Риволи.

В России при Екатерине II был создан музей, подобный Лувру, — Эрмитаж. Там собраны картины художников, чьи произведения выставлены в Париже.

Фотографии великих картин и скульптур и их описание легко найти в книгах, альбомах или в интернете. Но их оригиналы можно увидеть только в Лувре.

Источник: VseMuzei.com


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.