Общая информация

Город находится в южной части Тибетского автономного района в Китайской Народной Республике высоко на склоне Гималаев. «Лхаса» дословно переводится как «Место богов». Город появился более 1300 лет назад, когда в VII веке здесь были построены первые храмы и дворцы. Цонгхапа и его ученики возвели здесь три монастыря в XV веке.

Лхаса – мистический, таинственный и уединенный город с огромным историческим прошлым и наследием духовной культуры, расположенный в Гималаях. Река Куи Чу, приток Брахмапутры, протекает рядом с Лхасой.

Но не питайте ложных надежд, политический и духовный центр Тибета сегодня мало чем отличается от любого другого центра китайской провинции: безликие новостройки, широкие, прямые улицы, спутниковые тарелки.

Достопримечательности Лхасы

Храм Йокханг

Массивный храм Йокханг состоит из трех ярусов. В нем находится самая почитаемая на Тибете статуя Будды. Паломники ходят по трем тропинкам (одна – на территории храмового комплекса, а две другие — вне его), хотя идти вокруг храма теперь непросто из-за строительства оживленной магистрали.


Дворец Потала

Большой дворец Потала – бывшая резиденция далай-ламы, когда-то духовный и политический центр Тибета, – ныне является музеем. Крепость, где насчитывается более 1000 помещений, расположена на горе Марпо Ри, она была построена в XVII веке, в период правления пятого далай-ламы. Внутренняя часть крепости, Красный дворец – место, где расположены храмы и захоронения далай-лам. Дворец – место пребывания правительства и зимняя резиденция далай-ламы, пока он не был вынужден бежать после неудачного антикитайского восстания в 1959 году. Подробнее про дворец Поталы

Монастырь Джоканг

Монастырь Джоканг находится в столице Тибета городе Лхаса в одном километре к востоку от дворца Потала и является самым старинным сооружением Лхасы, насчитывает 1400 лет. Подробнее про монастырь Джоканг

Парк драгоценных камней

В обширном Парке драгоценных камней на западе Лхасы стоят летние дворцы 7-го, 8-го, 13-го и 14-го Далай-лам. Это место выбрал 7-й Далай-лама благодаря бьющему здесь ключу, целебные свойства которого он испробовал на себе. Здесь осматривают, в первую очередь, построенный в 1956 г. дворец ныне живущего Далай-ламы. Он не очень велик, довольно светел и роскошно оформлен, а потому вполне сравним с дворцом Потала. Среди настенных росписей есть одна, изображающая визит Далай-ламы в Пекин, где его принимает Мао Цзэдун. Время работы: ежедн. 9.00-13.00, 14.30-18.00.


Монастырь Дрепунг

Дрепунг, некогда крупнейший монастырь Тибета, был основан в 1416 г. одним из учеников Цонгкхапы. До 1959 г. он был политически наиболее влиятельным центром гелугпы, «школы желтых шапок», и поскольку его настоятели часто определяли политику Поталы, порой наживал себе могущественных врагов, поэтому его несколько раз поджигали и частично разрушили. К монастырю относятся четыре академии, чьи здания асимметрично группируются вокруг большого зала собраний.

Покои Далай-ламы и Дворец радости

На западе Лхасы стоит постройка, в которой расположены бывшие частные покои 5-го Далай-ламы. Выше размещается Дворец радости с интронизационным залом 5-го Далай-ламы. Оба здания впечатляют настенными росписями, то же самое можно сказать о большом зале собраний, имеющем сто восемьдесят четыре колонны. Главенствующей статуей в этом зале является изображение Майтрейи, которое высится до самого верхнего этажа. К западу наискосок от зала собраний, позади него стоит здание тантрической академии. Оно знаменито чрезвычайно примечательными настенными росписями с изображением Дхармапалы. К востоку, ниже зала собраний стоят здания трех других академий, также содержащие исключительное изобилие росписей и статуй. В 10 км к западу от Лхасы. Время работы: ежедн. 9.00-17.00.

Монастырь Сера

В то время как один ученик Цонгкхапы основал Дрепунг, другой создал в 1419 г. монастырь Сера. Он не столь знаменит, как его вечный конкурент и несколько меньше, но потому же он не так пострадал от исторических катаклизмов.


Нижняя академия

Ближе всего к автостоянке расположена Нижняя академия. В ее большом зале находится изображение Шакьямуни; но больше почитается меньшая статуя Шакьямуни во второй часовне справа у задней стены. По другую сторону двора для ученых диспутов следуют еще две академии со значительными произведениями искусства, слева — тантрическая, а справа — так называемая академия беглеца, основанная монахом, покинувшим монастырь Дрепунг в результате ссоры. В центральном святилище на задней стене большого зала этого здания показан реформатор Цонгкхапа, слева от него — Шакьямуни, а справа — Амитабха, далее следуют восемь тибетских бодхисаттв, а также божества-стражи.

Зал собраний

По ту сторону другого двора для диспутов, в котором после обеда часто можно наблюдать, как монахи играют в «вопросы и ответы», за окружающей его дорожкой стоит главный зал собраний, в святая святых которого находится монументальный, занимающий два этажа Майтрейя. В 5 км к северу от Лхасы. Время работы: ежедн. 9.00-16.00 (отдельные здания до 18.00).

Окрестности Лхасы

Экскурсии из Лхасы в принципе нужно организовывать через турфирму. Чаще всего требуется внедорожник; поэтому цены на экскурсии высоки и оправдывают себя лишь тогда, когда вместе отправляются четыре человека. Впрочем, эти экскурсии весьма рекомендуются, в первую очередь, из-за красивых пейзажей, знакомства с деревнями, крепостями и одиночными монастырями.


Ганден

Ганден, важнейший духовный центр школы «желтых шапок», основанный, как и Дрепунг, в 1416 г., начиная с 1960-х гг. свидетельствует, прежде всего, о жестокости религиозной политики Мао. Во всем Китае ни одна другая святыня не подвергалась настолько обширному разрушению, так что от массивных зданий остались только руины и кучи битого камня. Между тем несколько главных зданий были возведены заново на государственные деньги и роскошно оформлены в соответствии с оригиналом. Посещение этого монастыря рекомендуется из-за красотам пейзажа, мимо которых вы будете проезжать, и в связи с впечатляющим местоположением святилища среди горного ландшафта. В 50 км к востоку от Лхасы. Открыт в течение всего дня.

Озеро Нам-Цо

Озеро Нам-Цо, расположенное на высоте 4590 м и в 222 км дороги к северу от Лхасы, — популярная цель экскурсий. Вершины лежащих сразу к югу от озера гор достигают 7114 м. Здесь необходимо заночевать, лучше всего в каком-нибудь монастыре на берегу озера. На какие-либо удобства рассчитывать не приходится.

Источник: wikiway.com

Немного истории

Когда был основан город Лхаса – неизвестно. Более того, неизвестно даже в каком веке в этом районе обосновались люди. Первые достоверные данные, а также старинные карты свидетельствуют о том, что в 7 веке н.э. она была уже значительным городским поселением. В это время началось объединение Тибета под властью Сонгцэна Гампо. Этот царь построил здесь дворец Потала и храм Джоканг.

Последний привлек в город множество паломников, превратив его в важный религиозный центр.



В период раздробленности (10-14 века) город пришел в упадок, возродившись лишь в 15 веке, когда были построены три монастырские буддийские школы и установилась власть далай-лам.

В 1642 году Лхаса стала столицей для местных буддистов, после того, как Далай-Лама V построил на руинах Поталы новый дворцовый комплекс.

лхаса

В 1794 году империя Цин подчинила Тибет.

В 1912 году регион обрел независимость. Она просуществовала до 1951 года, когда представители Далай-ламы подписали Соглашение по мирному освобождению Тибета, ставшее формальным предлогом для его присоединения к Китаю.

Хронология основных исторических событий:


618-649 г.г. Правление Сонгцэна Гампо. Строительство в Лхасе дворцового комплекса Потала и храма Джоканг.
1409- 1419 г.г. Строительство буддийских монастырей Ганден, Дрепунг, Сэра.
1642-1682 г.г. Правление Далай-ламы V . Лхаса объявлена духовным центром Тибета.
1716 -1720 г.г. Тибет под властью ойратов.
1720 г. При помощи китайских войск ойраты изгнаны. Усиление влияния империи Цин.
1792 г. Тибет становится вассалом Цин.
1912 г. Тибет получает независимость.
1939-1945 г.г. В ходе Второй мировой войны Тибет проводит политику нейтралитета.
1950 г. Китайские войска входят в Тибет.
1951 г. Включение Тибета в состав Китая

Как добраться до Лхасы

Есть несколько вариантов как добраться до Лхасы.

Самолетом

Это наиболее быстрый путь, чтобы попасть в Тибет и Лхасу. Существует два варианта перелета – через Непал или через Китай.

Самым удобным в силу большего количества рейсов, а также аэропортов вылета, является Китай. Самолеты в Лхасу летают из Гуанчжоу, Куньмина, Пекина, Сианя и Чэнду. Простой выбор – Пекин, поскольку туда летает множество авиакомпаний и часто билет в один конец из Москвы можно купить за 15-16 тысяч, причем даже аэрофлотовским рейсом. Время в полете —  семь с половиной часов. Из Пекина до Лхасы – три раза в день летают два авиаперевозчика – Air China и Tibet Airlines.  Это удовольствие не из дешевых – билеты стоят от 30 тыс.рублей.


Лететь около семи часов. Существует и несколько рейсов с пересадками. До Гуанчжоу добираться будет дольше, чем до Пекина – примерно девяти часов, и цена билета выше – от 26 тыс. рублей только туда. Аэропорт отправления – Москва. Из Гуанчжоу существует единственный прямой рейс до Лхасы, который осуществляет компания China Southern Airlines. Средняя цена – 27-28 тыс. рублей. Лететь – чуть более шести часов. В другие упомянутые города прямых рейсов ни из Москвы, ни из Санкт-Петербурга нет.

Совет! Сэкономить на авиаперелете можно, добравшись из Центральной России до Новосибирска или Барнаула. Оттуда и лететь ближе и цена билета до того же Пекина ниже.


Второй вариант авиаперелета в город Лхаса через Катманду (Непал). Он менее удобен, но о нем тоже стоит упомянуть. Сначала надо долететь до Дели (Индия) или Дохи (Катар), потом до Катманду и, наконец, единственным прямым рейсом компании Sichuan Airlines до точки назначения. Время полета – 1 час 25 мин. Цена билета –  около 18 тыс. рублей.

лхасы

Поездом

Еще недавно считалось невозможным доехать до Лхасы железнодорожным путем. Теперь, благодаря Цинхай-Тибетской железной дороге, туда легко добраться на поезде из разных районов Китая. Самым популярным является поезд Пекин-Лхаса-Пекин.

Расписание поездов в Лхасу:


Вокзал отправления Время отправления Время прибытия Время в пути Цена билета на сидячее место
Beijing West (Пекин Западный) 20:00 15:40 1 день 19 часов 40 минут Около 8500 руб.
Shanghai (Шанхай) 19:36 20:15 2 дня 39 минут Около 9500 руб.
Guangzhou (Гуанчжоу) 12:12 19:20 2 дня 7 часов
8 минут
Около

7600 руб.

Chongqing Norh (Чунцин Северный) 19:37 16:35 1 день 20 часов 58 минут Около 5000 руб.
Chengdu (Чэнду) 20:55 16:35 1 день 19 часов 40 минут Около 4000 рублей
Lanzhou (Ланьчжоу) 12:05 14:35 1 день 2 часа 30 Около 4500 рублей

 

Указанные поезда останавливаются в Синине, после которого начинается высокогорный участок дороги с захватывающими дух видами. Горная болезнь пассажирам не грозит, потому что подъем весьма плавный, а в вагоны начинает подаваться кислород. Поезд прибывает на вокзал, который расположен на окраине города. Оттуда за 30 минут можно добраться в центр на общественном транспорте.

Интересно! Цинхай-Тибетская железная дорога является самой высокогорной железной дорогой в мире, местами проходя по высоте около 5 тыс. метров над уровнем моря.

Карта Лхасы


Когда лучше всего ехать в Лхасу

Лхаса расположена в горах на высоте 3650 метров над уровнем моря. В городе комфортный сухой климат. Там не бывает ни очень холодных зим, ни слишком жаркого лета. Иногда, особенно летом, может наблюдаться резкий перепад между дневными и ночными температурами.

Зимой средняя температура около 0ºС. Часто дует сильный ветер, поэтому ощущение холода усиливается.

Весна наступает в марте. Она теплая и солнечная, но ветры с гор могут вызвать весьма некомфортные ощущения.

Летом температура поднимается до +18-20 ºС, но выпадает наибольшее количество осадков.

лхаса

Осенью в среднем +10-16 ºС, причем практически в течение всего дня. Осадков выпадает мало, так что именно осень является наиболее подходящим сезоном для поездки.

Второй приемлемый вариант – лето. Однако в этом случае необходимо запастись теплыми вещами на вечер.

Совет! Следует помнить о солнечной радиации, которая характерна для горных регионов, где воздух разреженный. Солнце здесь светит ярко и сильно. Поэтому, в какое бы время года ни осуществлялась поездка, обязательно запаситесь солнечными очками и зонтиком.

Средние температуры по месяцам:

Месяц Температура Количество дождливых дней
Днем Ночью
Январь — 1,9 — 9,2 0
Февраль +1,6 -5,8 0
Март +4,8 -1,2 1
Апрель +9,5 +4,1 2
Май +14,2 +9,2 3
Июнь +18,7 +13,6 4
Июль +19,7 +14,7 7
Август +19,4 +13,2 4
Сентябрь +16,9 +10,9 3
Октябрь +10,3 +4,7 0
Ноябрь +4,7 -3 0
Декабрь +1,8 -6,3 0

Основные достопримечательности

Лхаса полна достопримечательностей, некоторые из них внесены в список объектов Мирового значения.

Дворец Потала

Внесенный ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия, дворец Потала в Лхасе, является достопримечательностью №1.

Дворец Потала

Построенный в 7 веке царем Сонгцэном Гампо большой дворцовый комплекс пришел в упадок в 10-12 веках. Он был возведен заново в 1645-1694 г.г. Далай-ламой V и Далай-ламой VI. Именно этим религиозным деятелям дворец обязан своему нынешнему облику.

Расположенный на горном хребте на высоте 3700 над уровнем моря, комплекс представляет собой величественное зрелище. Он состоит из двух дворцов.

Белый дворец служил резиденцией далай-лам. Жилые комнаты отделены от главного священного дворца, предназначенного для молитв и учения, широким двором, выкрашенным в желтый цвет. Внутри дворца хранятся золотые ступы, в которых покоятся останки восьми далай-лам.

Также там расположена богатая библиотека со священными буддийскими текстами.

Красный дворец возведен в 1690-1694 г.г. В основном там проводились различные буддийские церемонии. Там хранится множество реликвий: мандалы, погребальные ступы, а также статуи буддийских учителей и божеств. Наибольшую художественную ценность представляет ступа, в которой погребен основатель Поталы – Далай лама V. Ее высота составляет 14 метров. Она богато украшена драгоценными и полудрагоценными камнями.

Важно! Существует жесткий лимит на посещение  туристами Поталы – не более 2300 человек в день. Поэтому билетами необходимо запасаться заранее и не опаздывать к обозначенному там времени.

Летняя резиденция далай-лам (Норбулинка)

Еще одна достопримечательность города, связанная с далай-ламами, их Летний дворец (Норбулинка) находится на окраине. Это целый комплекс, включающий в себя сам дворец и парк. Основанный в 1754 году, он долгое время был летней резиденцией далай-лам, которые приезжали сюда с целью лечения в местных целебных источниках. В 1959 году комплекс сильно пострадал от действий китайских войск. Вновь свои двери Норбулинка открыла в 2003 г. после тщательной реставрации.

Летняя резиденция далай-лам (Норбулинка)

Самой ценной жемчужиной является сам парк, раскинувшийся на 360 гектаров. Это удивительный природный памятник, превращенный руками буддийских монахов в подлинный шедевр.

Там расположены четыре дворца, выстроенные разными далай-ламами. Они гармонично вписаны в окружающий пейзаж, став его неотъемлемой частью. Здания словно были задуманы самой природой, а не созданы руками людей. Одновременно каждое из них в отдельности представляет великолепный образчик буддийской архитектуры.

В юго-восточной части Норбулинки находится Тибетский музей.

В нем хранятся редчайшие экспонаты загадочной тибетской истории, а также масса древних культовых предметов и произведений местного искусства. Самым ценный экспонат — старинный Атлас тибетской медицины, в котором описаны традиционные способы лечения разнообразных болезней.

Храм Джоканг (Цуглахан)

Этот храм, являющийся святыней для тибетцев, был сооружен  в 7 в. неизвестным непальским архитектором. В его главном зале находится позолоченная статуя Йово Сакьямуни, высотой 1,5 метра, изображающая Будду в возрасте 12 лет. Это одно из самых чтимых среди тибетцев изображений Будды.

Храм Джоканг (Цуглахан).

Боковые залы посвящены Будде в прошлом и Будде в будущем.

На позолоченной крыше сверкают статуи золотых оленей, вокруг Колеса Дхармы.

Джоканг также признан ЮНЕСКО памятником всемирного наследия.

Буддийские монастыри

Это монастыри Дрепунг, Сера и Ганден. У них одинаковая судьба. Основаны в 15 веке учениками Чжэ Цонкапы. Постепенно приобрели среди верующих репутацию важнейших культовых мест Тибета. После присоединения Тибета к Китаю большая часть монастырских помещений была уничтожена, а монахи изгнаны. В 1970 году возобновили деятельность в ограниченном объеме. В 2008 г. закрыты и вновь открылись в 2013 г. Сейчас в них живет небольшое число монахов, а на территории комплексов функционируют музеи.

Буддийские монастыри

Режим работы основных достопримечательностей Лхасы.

Потала с 1 мая по 31 октября — с 07:30 до 18:40;

с 1 ноября по 30 апреля — с 09:00 до 16:00

Джоканг Ежедневно с 09:00 до 18:00
Норбулинка Понедельник-суббота с 09:00 до 18:00
Дрепунг, Сера и Ганден Ежедневно с 09:00 до 17:00

Туристические улицы

А после долгих экскурсий просто необходимо отдохнуть и расслабиться. Это можно сделать в самом колоритном месте города — улице Бархор.

Туристические улицы

В местных лавочках продают аутентичные сувениры, здесь расположено множество тибетских ресторанов. Здесь вы увидите настоящий парад тибетских национальных нарядов. Паломники бредут по направлению к Джокангу, читая на ходу молитвы.

Гиды в Лхасе

Найти русскоязычного гида в Лхасе нетрудно. Достаточно зайти в Интернет, и вы найдете массу предложений. Они не ограничиваются городом, а предлагают экскурсии по Тибету. Только с такими гидами и надо путешествовать в тех краях — языковой барьер между рядовыми тибетцами и иностранцами до сих пор не преодолен. Как вариант можно взять англоязычного товарища.

Поскольку ситуация в регионе непростая, то туры ограничиваются следующим маршрутом: Лхаса-Шигатсе-Кайлас-Манасоровар-Ракшас-китайский базовый лагерь под Эверестом.

Цена таких туров от 1000 долларов за 10 дней и выше, до 2500 и выше за 14 дней без учета билетов, питания и т.д. Это групповые туры – за индивидуальные придется платить больше. Можно ограничиться пятидневной экскурсионной программой по Лхасе и окрестностям за 800 долларов.

Туристические улицы

Если сделать общий подсчет, то групповая поездка в Лхасу без услуг турагентства при самом экономном варианте обойдется в 4000 долларов с человека.

Предложения турагентств выгодней по ценам – поверхностный тур с осмотром основных городов Китая будет стоить от 2500 до 3500 долларов. Но стоит ли постоянно дрессированными собачками ходить за поводырем?

Подытоживая, можно сказать следующее. Мечтаете ли вы о просветлении, хотите ли приобщиться к иной культуре или вы – простой наблюдатель этого мира во всех его проявлениях – обязательно надо съездить в Тибет. За древним новым.

Источник: KitayGid.ru

Настало время начать рассказ о моём четвёртом паломничестве в Тибет к священной горе Кайлас. Когда-то я просто мечтал побывать на «крыше мира», теперь же пытаюсь предугадать, когда же случится моё очередное возвращение. Но в 2014м Кайлас снова позвал к себе, и путь нашей группы по святой земле снегов начинался в столице некогда закрытого и запретного государства — Лхасе. Мы должны были въехать в Тибет через Непал на участке Кодари — Цангму, но из-за сошедшего оползня, принёсшего кучу проблем с логистикой и туристов, и товаров между непальскими деревнями, решили не рисковать и взяли билеты на самолёт. Так как Лхасу я осмотрел только во время своей первой поездки в Тибет в 2010м году, мне было крайне интересно сравнить, насколько изменился и индустриализировался город за четыре года. Первый полноценный день в солнечноликой Лхасе, а именно так переводится название города, был отведён на посещение дворца Далай Лам — Поталы и главного храма Лхасы и всего Тибета — Джокханг.

     Лхаса тибет

Солнечноликая Лхаса не часто радовала нас хорошей погодой, всё-таки середина августа — ещё не лучшее время для поездки в Тибет. Основной сезон, также наилучший для прохождения Коры вокруг Кайласа — это май и сентябрь. До мая в горах очень холодно и идёт снег, летом часто идут дожди, а в октябре снова начинается зима. Однако туроператоры возят группы на короткие туры по Тибету, захватывая Лхасу, даже в декабре. Величественный дворец Потала, потрясающий своим масштабом и органичным сочетанием белого, чёрного, бордового и золотистого цветов, возвышался на Красной горе на фоне пасмурного августовского неба цвета тибетского чая на ячьем масле.

 2. Лхаса тибет

Нынче дворец, устоявший во время «культурной революции», превращён китайцами в музей, посещение которого разрешено только с гидом и по заранее купленным билетам. Каждый день выпускается лимитированное количество билетов, их стоимость составляет 200 юаней в высокий сезон с мая по октябрь и сокращается до 100 юаней в низкий туристический сезон. Для паломников, приезжающих из отдалённых деревень поклониться месту, где жили предводители тибетского народа, это всё равно достаточно высокая цена.
Но теперь о самой Потале (ударение на первый слог). Дворец именуют по названию горы в южной Индии, одной из святых гор, где по поверьям индуистов обитает бог Шива. У буддистов считается, что эта же гора служит домом бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары, чьими воплощениями являются все Далай Ламы. Поэтому Потала, что означает «чистая земля», стало наиболее подходящим названием для дворца.

 3. Лхаса тибет

Первый дворец на Красной горе был построен в VII веке царём Сонгценом Гампо, принёсшим буддизм тибетскому народу, поклонявшемуся многочисленным духам и демонам. Дворец был сожжён китайской армией во время одной из войн, и сложно судить, что представляла из себя первая Потала. Строительство выстоявшего до наших дней дворца началось в 1645м году во время правления Далай Ламы V, и спустя три года над Лхасой засиял белый дворец. Однако, чтобы закончить строительство Поталы и достроить верхнюю красную часть, советнику Далай Ламы V пришлось скрыть смерть своего правителя под предлогом его ухода в продолжительное медитативное затворничество. Красный дворец полностью возвели через 12 лет после смерти Далай Ламы V в 1694м году.

 4. Лхаса тибет

Со второй половины XVIII века Потала использовалась как зимний дворец Далай Ламы, тогда как лето лидеры тибетского народа предпочитали проводить в тени парков резиденции Норбулингка. До 1959го года в Потале постоянно проживали 175 монахов, сейчас же их число сокращено до нескольких десятков. Всего во дворце 999 комнат, постоянно китайцы то закрывают одни залы, то открывают другие. Легенды гласят о тайных помещениях и секретных ходах вглубь Красной горы к подземному озеру и пещерам, где в саркофагах спят люди, прилетевшие на Землю из созвездия Сириуса и принёсшие с собой мыслящий камень Чинтамани, что по другим легендам находится внутри или на вершине горы Кайлас. Более подробно всё расписано в книге Лобсанга Рампы «Третий Глаз». Как англичанин мог так чётко, до малейших подробностей передать в своих книгах быт закрытой для иноземцев страны, для не верящих в возможность переселения душ до сих пор остаётся загадкой.

 5. Лхаса тибет

Фотографировать внутри Поталы строго запрещается, монахам наказано следить за порядком. Так что в репортажах приходится довольствоваться ограниченными видами внутренних дворов и отдельных построек дворца. Если Вы захотите запечатлеть не только в памяти роскошное внутреннее убранство Поталы, можно в одной из сувенирных точек купить альбом о Потале с качественными открыточными видами как самого дворца во всей красе, так фотографиями покоев Далай Ламы, его слуг, монахов и живших во дворце членов правительства, святилищ будд и бодхисаттв, а также со снимками ступ-могил предыдущих Далай Лам, различных мандал, фресок, тханок и статуэток. Тонны золота и драгоценных камней находятся в Потале в виде ритуальных буддийских реликвий и предметов искусства.
Время визита ограничено одним часом, маршрут расписан заранее, так что свободно побродить по залам дворца Вам не удастся. Задержаться можно ненадолго перед выходом разве что на крыше, откуда открываются виды на разрезанную рекой долину, в которой на высоте около 3500 м была основана Лхаса.

 6. Лхаса тибет

Сегодня в Лхасе уже почти не осталось старых зданий, китайцы активно их сносят и строят новые кварталы. Всё больше неоновых вывесок на улицах, Лхаса — стремительно меняющийся современный город, за четыре года отсутствия я заметил разительные изменения. Но вернёмся лучше к величественной Потале.

 7. Лхаса тибет

Погода под конец нашего визита начала улучшаться, и так и часто было в последующие дни в Тибете: с утра небо затянуто пеленой облаков, к обеду выглядывает солнце, а вечером снова набегают тучи и льёт дождь.

 8. Лхаса тибет

После выхода из Поталы паломники отправляются совершать ритуальный обход, Кору, вокруг дворца по часовой стрелке. Заодно появляется возможность ещё раз испытать восторг от размеров и красоты этого уникального сооружения, к сожалению, превращённого в музей. На фронтальном фасаде в дни больших праздников вывешивают гигантские тханки с изображением будд.

 9. Лхаса тибет

Массивные стены дворца должны были надёжно укрывать и обеспечивать безопасность Далай Лам в случае войны. В западной части Поталы построена характерная сторожевая обзорная башня.

10. Лхаса тибет

По маршруту Коры на улочках расположено множество магазинов с сувенирами и буддийскими предметами. Паломники неспешно бредут, крутя молитвенные мельницы, перебирая бусины чёток и бормоча мантры. Наиболее глубоко верующие совершают Кору простираниями, отмеряя пройденный путь своим телом. Причём довольно часто такие «ползуны» простираются аж от своих дальних деревень и весь обратный путь. На такое паломничество уходят месяцы, и обычно «ползунам» помогает группа сопровождения, разбивающая палатку для ночлега и готовящая обед или ужин в заранее оговоренном месте. Лезть камерой к таким людям в лицо не тактично.

11. Лхаса тибет

После Поталы мы переехали в центр старого города, к Джокхангу — самому святому храму Тибета, построенному в VII веке царём Сонгценом Гампо, чтобы разместить в стенах храма статую Будды Акшобхьи (по-тибетски Джово Микьо Дордже), подаренную ему его непальской женой, принцессой Бхрикути. В те годы храм носил название Трулнанг, что означает «магическое появление».

12. Лхаса тибет

У Сонгцена Гампо было две жены: одна непальская, которую считают воплощением богини Зелёной Тары, вторая китайская — Вэньчен, считающаяся воплощением Белой Тары. Вэньчен и привезла в Тибет, как часть своего приданого, статую Джово Шакьямуни или Джово Ринпоче. Статуя Джово, по тибетским поверьям, была изготовлена мастером Вишвакарманом при жизни Будды. Статуя изначально находилась в храме Рамоче, но после смерти Сонгцена Гампо была перемещена в Джокханг, тогда же и получивший своё нынешнее название — «место поклонения Джово». Статуя Акшобхьи была перемещена в Рамоче.
Ещё одна легенда гласит, что когда на тибетской земле правили демоны и злые духи и Сонгцен Гампо выбирал место для будущей столицы, Вэньчен с помощью магии обнаружила, что всю территорию тибетского царства занимает тело лежащей на спине демоницы. Окружающие Лхасу холмы — это груди и пах демоницы, а на месте сердца находилось небольшое озеро. Царь приказал осушить озеро и построить на том месте храм, куда и поместили статую Будды. Так демоница была повержена, а в Тибете начал укореняться буддизм.

13. Лхаса тибет

Естественно, с годами Джокханг расширялся, и наибольшие изменения пережил во время правления Далай Ламы V. Большинство из украшающих стены Джокханга фресок — обновлённые. Во время «культурной революции» храм серьёзно пострадал, но был восстановлен. Сейчас в Джокханге проживает около 100 монахов.

14. Лхаса тибет

Снимать внутри Джокханга не разрешается, можно лишь пофотографировать в небольшом зале при входе и после посещения храма, поднявшись на крышу.

15. Лхаса тибет

В центральном зале Джокханга восседают на лотосовых тронах статуи Будды Майтрейи и великого махасиддхи Падмасамбхавы, которого тибетцы называют Гуру Ринпоче. Имя этого мага не раз упоминалось в моих прошлых рассказах о Тибете и также будет часто встречаться в данной серии постов о паломничестве 2014го года. За ними расположена статуя тысячерукого бодхисаттвы Авалокитешвары. Вокруг центрального зала расположены маленькие комнатки-святилища, отведённые разным буддам, бодхисаттвам, божествам-защитникам и тибетским буддийским учителям и святым.

16. Лхаса тибет

В огромных чанах плавятся килограммы ячьего масла, принесённого паломниками. Они обычно приносят с собой большой пакет и по чуть-чуть отсыпают в каждом святилище после молитвы. Статуям совершают подношения — фрукты, рис, мелкие деньги. Энергетика внутри Джокханга невероятная, посетители стараются сохранять тишину, и её нарушает лишь шорох шагов и мантры, произносимые шёпотом. А запах плавящегося ячьего масла и травяных благовоний довольно быстро насквозь пропитывает Вашу одежду, и гарантирую — после возвращения домой из Тибета Вы скорее всего будете скучать по этому характерному запаху.

17. Лхаса тибет

Нам очень повезло с гидом в этой поездке, Джун провела нас по всем святилищам, показала, где раньше стояла статуя Джово. В 2010м году мы не успели сначала попасть в Джокханг до закрытия всей группой, поэтому с приятелем вдвоём пошли на обратном пути, и времени у нас было мало. Сейчас же всё полноценно посмотрели. Теперь пора подниматься на крышу.

18. Лхаса тибет

В архитектурном стиле Джокханга, если уж хоть чуть-чуть заострять на нём внимание, прослеживается влияние и непальской, и китайской культур. Вообще, строительством Джокханга под началом принцессы Бхрикути занимались непальские мастера, но в процессе и принцесса Вэньчен приложила свою руку тоже, поэтому загнутые углы крыш очень перекликаются со стилем китайских пагод.

19. Лхаса тибет

Как и над Поталой, и над многими другими храмами и монастырями, над Джокхангом развевается китайский флаг. Тибетский флаг официально запрещён, появление с ним приводит к попаданию в тюрьму. Согласитесь, что флаг над монастырём — вообще вещь посторонняя.

20. Лхаса тибет

Перед входом в Джокханг паломники совершают обряд простирания. Паломники складывают руки в молитвенном жесте, подносят их сначала к макушке, затем к горлу и груди, что символизирует ум, речь и сердце Будды. Затем человек опускается на колени на подстилку, касается ладонями земли, а затем вытягивается во весь рост, перенося ладони за голову. Затем руки через стороны снова возвращаются к корпусу, паломник встаёт, и ритуал продолжается снова и снова, сотни раз. Чуть левее под навесами вращаются два огромных молитвенных барабана; такое впечатление, что они никогда не останавливаются.

21. Лхаса тибет

С крыши Джокханга открываются потрясающие виды на старый город, окружающий храм, на площадь Баркхор и возвышающуюся на Красной горе Поталу. Если присмотреться, то в начале площади можно увидеть пропускной пункт полиции. Сейчас из-за периодических волнений со стороны тибетцев, чтобы попасть к храму, надо пройти через рамку металлоискателя. Полицейские посты в большом количестве расположены и на обрамляющей район Джокханга улице Баркхор, по которой тибетцы совершают ритуальный обход вокруг храма, Кору. Четыре года назад этих постов не было, стоял только один в самом начале площади.

22. Лхаса тибет

Но не будем о грустном, так как непонятно, смогут ли тибетцы когда-то вернуть себе независимость или хотя бы флаг, не говоря уже о правительстве, находящемся в изгнании. Погода разыгралась, стало тепло, и Лхаса предстала нашему взору действительно солнечноликой.

23. Лхаса тибет

Несмотря на напряжённую обстановку около Джокханга ещё хорошо чувствуется дух старой Лхасы, не испорченной цивилизацией и рекламными вывесками, убивающими весь колорит и аутентичность.

24. Лхаса тибет

На углах крыш храмов и монастырей часто стоят колонны, символизирующие мифическую гору Меру. Украшены колонны различными буддийскими символами.

25. Лхаса тибет

Непременная символика буддийских монастырей — колесо жизни, по обе стороны которого присели две лани, что относит нас к первой проповеди Будды Шакьямуни. По преданиям, царевич Сиддхартха дал первые наставления в лесу в тени дерева бодхи, под которым ночью накануне обрёл просветление. Послушать проповедь Будды пришли две лани.

26. Лхаса тибет

В Джокханге, как и в Потале, всегда очень много посетителей, другие монастыри Лхасы менее популярны у туристов. Туда мы отправимся в следующих постах.

27. Лхаса тибет

А пока можно ещё полюбоваться пейзажами и затем отправиться совершать Кору по улице Баркхор.

28. Лхаса тибет

На Баркхор мы уже мелкими группами или по одиночке возвращались в последующие пару дней. Любую Кору, будь то Кора вокруг Кайласа, или просто обход вокруг небольшой ступы, лучше совершать одному, чтобы побыть наедине со своими мыслями и почувствовать энергетику места. Возвращаясь к бытовым наблюдениям, стоит отметить красивые новые фонари, а также исчезновение многочисленных торговых прилавков, у которых так интересно и весело было торговаться за буддийские ритуальные предметы и сувениры четыре года назад. Сейчас китайцы всех торговцев загнали в магазины.

29. Лхаса тибет

В последний вечер в Лхасе, когда не моросил дождь, я всё-таки решил дойти до Поталы, чтобы сфотографировать дворец с подсветкой. Над Лхасой сгущались тучи, и могло полить в любой момент. И как только я установил штатив, приготовился наснимать шедевров и сделал пробную пристрелку, начался ливень. Пришлось в спешке прятать камеру в рюкзак, буквально на бегу складывать штатив и широким шагом двигаться в сторону ближайшего навеса.

30. Лхаса тибет

Забегая вперёд, скажу, что в эту поездку я не охватил монастырь Сэра, в котором побывал в 2010м. Зато восполнил пробел по ещё одному крупному монастырю Лхасы — Дрепунг. Туда и отправимся в следующем посте, а заодно и заедем в монастырь Папонга. Keep it locked!

Другие посты о Тибете:

По следам паломничества к Кайласу 2014
Лхаса тибет
Прикосновение к Северному лицу Кайласа
Лхаса тибет
Цивилизация всё больше проникает к Кайласу
Лхаса тибет

Добавить журнал в друзья

Источник: sasha-lotus.livejournal.com

Лхаса является столицей и сердцем Тибета. Мировую славу этому месту принесли многочисленные монастыри, где и сейчас проводятся торжественные церемонии и ритуалы. Также Лхаса выступает по традиции резиденцией Далай-ламы. Лхаса служит божественным местом, ядром легендарного, неповторимого и незабываемого Тибета, душой и сердцем всего тибетского буддизма и монахов. Всем туристам будет интересно посетить это место с уникальной историей, культурой и религией.

В настоящее время Лхаса считается городским округом в Тибетском автономном районе Китая и административным центром Тибета. Но есть некоторые различия между понятиями городской округ и город. То, что полагается называть «городом» Лхаса, в действительности является современным районом Чэнгуань, который находится в городском округе Лхаса.

Происхождение название

В переводе с тибетского языка наименование города Лхаса означает «место богов», «божественное место». Город был образован в середине 7 века, когда столица Тибета была перемещена из долины реки Ярлунг в Лхасу. Ранее на месте города, скорее всего, было укрепленное поселение, которое подарило городу имя Раса, что в переводе означает «место козы», «огороженное место».

Кроме написания на русском языке «Лхаса», также можно столкнуться и с вариантом названия «Ласа». Слово «Лхаса» необходимо говорить на тибетский манер с придыханием, то есть делать ударение на первый слог. В английском языке буква «h» в «Lhasa» не произносится.

О современной Лхасе

Город Лхаса находится в долине реки Джичу, на Тибетском нагорье на высоте 3650 м. С давних времен он был известен как важный транспортный и торгово-ремесленный центр на Тибетском нагорье. С 20 века тут начали работать пищевые, кожевенные, деревообрабатывающие предприятия и многие другие заводы. Кроме этого, есть в городе геофизическая обсерватория, сельскохозяйственная и метеорологическая станции.

Основу концентрического плана города составляют кольцевые дороги, по которым проходят маршруты паломников. Первая внутренняя дорога располагается внутри в монастыре Джоканг, вторая – Пакор – закрывает торговый центр вокруг монастыря, а третья – Линкор – пролегает вокруг Старого города. Архитектура этого места выражается узкими и кривыми улицами, которые застроены одно- и двухэтажными кирпичными зданиями с плоской крышей. В Лхасе и ее окрестностях можно найти достаточно историко-архитектурных памятников, которые действуют и в настоящее время, в основном это буддийские монастыри.

Достопримечательности

Дворец Потала

Одной из наиболее значимых достопримечательностей Лхасы является дворец Потала. Данный архитектурный шедевр находится на высоте 3700 м на Красном холме посреди лхасской долины. Общая территория дворцового комплекса равняется 360 тыс. кв. м. В 1994 году он внесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Возведение нижней части дворца (Белого Дворца) началось в 1645 году. Спустя три года перед тибетцами предстало величественное девятиэтажное строение. Но на этом строительство дворца не остановилось. В дальнейшем еще предстояло соорудить верхний Красный Дворец.

Белый Дворец образовывают солнечный павильон, большой восточный павильон, жилые покои регента и наставника Далай-ламы и другие. Большой восточный павильон когда-то применялся для официальных церемоний, в солнечном павильоне Далай-лама работал и жил, читал священные тексты, занимался руководством.

Красный Дворец применялся для молитв и религиозных ритуалов. Немалым значением обладают восемь мемориальных ступ, в том числе Пятого и Тринадцатого Далай-лам. Кроме того, дворец имеет вереницу больших и малых залов, которые посвящены Буддам, далай-ламам, бодхисатвам, а также аудиенциям и церемониям. Также они выступают своеобразными выставочными залами, где представлены драгоценности и реликвии, такие как, пространственные мандалы для созерцания, статуи далай-лам и учителей, поминальные ступы, статуи божеств, ритуальные предметы, стены украшают изображения сложной системы росписи.

Западный большой зал служит местом проведения приемов, религиозных церемоний и жертвоприношений. В начале 20 века стараниями Тринадцатого Далай-ламы Дворец был реконструирован, часть капелл расширена.

Сегодня Дворец Потала – это огромный туристический объект, который каждый год посещают сотни китайских и иностранных гостей. Но что может разочаровать туристов, так это то, что не все помещения Поталы в настоящее время открыты для всеобщего обозрения, а те, которые можно посещать, открываются всего на несколько часов в день.

Монастырь Джоканг

Духовным центром Лхасы и самым почитаемым религиозным строением на территории всего Тибета является монастырь Джоканг. Он также входит в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Данный памятник архитектуры является местом паломничества буддистов и любимой достопримечательностью путешественников в Тибете. За последнее время общая площадь храмового комплекса увеличилась, сейчас она составляет 25 тыс. кв. м.

Возведение монастыря началось в 639 году по указанию царя Тибета Сонгцен Гампо. До начала стройки китайская принцесса Вэнь Чэн (жена царя) изучала местность по всем правилам фэншуй.

Изначальная планировка монастыря Джоканг необычайно отличается от других религиозных строений Тибета. Основное различие состоит в том, что здание размещается с запада на восток, в направлении Непала, будто бы, в связи с тем, что жена царя Тибета, была роддом из Непала.

В общем, храм представляет собой четырехэтажное строение с крышей, которое покрыто узорчатой бронзовой плиткой. Архитектурный стиль храма обладает некоторыми сходствами с индийскими вихарами, но, когда храм расширяли, применялись элементы, которые присущи непальскому, китайскому и другим стилям. На крыше установлено две золотые лани и колесо дхармы.

Комплекс Джоканг включает в себя несколько залов и алтарей. В основном зале находится статуя Будды Сакьямуни, которая является одной из самых почитаемых статуй в тибетском буддизме. Здесь же есть и статуи царя Сонгцен Гампо и двух его известных жен, которые оказали влияние на распространение буддисткой религии в Тибет.

Монастырь Пабонка

Одним из древнейших монастырей Лхасы является монастырь Пабонка. Хоть, он и находится в часе ходьбы от монастыря Сэра, туристы его почти не посещают. Данное культовое строение было возведено в 7 веке по приказу царя Тибета. Согласно легенды, он был построен с той же целью, что и Джоканг – для усмирения демоницы. Но Пабонка был построен намного ранее, чем Джоканг и Рамоче.

В многочасовых медитациях в этом месте проводили время многие тибетские правители, такие как Гуру Римпоче, Трисонг Децен и первые семеро монахов Тибета. Стены монастыря вдохновили монаха Тхонми Самбхоту на создание тибетского алфавита.

Не лучшим временем для Пабонки оказался 841 год, когда противник буддизма король Ландхарма повредил здание монастыря. Лишь к 11 веку его восстановили. Некоторые изменения испытал монастырь во времена Пятого Далай-ламы. Его стараниями к двум имеющимся был добавлен третий этаж. Во времена Культурной революции монастырь сильно пострадал, но не так давно он был восстановлен.

Монастырь Дрепунг

Примерно в 8 км на запад от центра Лхасы располагается монастырь Дрепунг. В свое время он был одним из крупнейших монастырей в мире: на его территории проживало около 10 тыс. монахов.  Для  сравнения  в  настоящее  время  тут  проживает  всего где-то 600 служителей буддизма. В переводе с тибетского «Дрепунг» означает «Гора риса». Это связано с тем, что монастырь окружает огромное количество монашеских жилищ белого оттенка, которые издали напоминают рисинки, рассыпанные по горному склону.

Дрепунг был сооружен в 1416 году Джамгьянгом Чёдже. Спустя год после строительства монастыря в нем проживало 2 тыс. монахов. В 1530 году на территории монастыря Второй Далай-лама образовал дворец Ганден – будущую резиденцию всех дальнейших Далай-лам, до того периода, пока Пятый Далай-лама не соорудил дворец Потала.

Монастырь Нечунг

В десяти минутах ходьбы от монастыря Дрепунг находится Нечунг. До 59 года 20 века он был местом обитания Оракула-медиума, который имел способность передавать вслух слова и указания буддийских божеств. Оракулы выступали главными советниками Далай-лам. Ни одно важное решение не принималось без обсуждения с Оракулами, потому что только через них Далай-ламы могли узнать, какое мнение по то тому или другому поводу у Дордже Дракден – тибетского  божества,  защитника  буддийского  государства. Но в 1959 году на тибетский буддизм пришло несчастье, религия стала преследоваться коммунистическим Китаем. Оракул и Далай-лама бежали из Тибета в Индию.

У монастыря Нечунг довольно зловещий внешний вид, поэтому у путешественников он ассоциируется с заклинаниями и другими признаками добуддистской религии, которые присущи тибетскому буддизму. Сегодня в монастыре живет небольшая численность монахов.

Монастырь Ганден

На горе Вангбур в 47 км от Лхасы в Тибете находится монастырь Ганден. Он является одним из самых крупных буддийских монастырей и известный университет школы гелуг тибетского буддизма. Также монастырь выступает популярным местом паломничества всех буддистов мира. Он был построен в 1409 году Цонгкапой, знаменитым реформатором в истории тибетского буддизма, основателем традиции Гелуг.

С тибетского название монастыря переводится как «Радостный», а также выступает синонимом «Западного рая», знаменитого как «Тушита»,  обитель  Будды  Майтреи.  В 1966 году монастырь, который оказывал сильное влияние на политику региона, значительно пострадал от действий Красной Армии. Большое количество зданий монастыря разрушено, и до настоящего времени не восстановлено. Сейчас в монастыре проживает свыше 200 монахов.

Монастырь Сэра

Когда -то монастырь Сэра был одним из самых больших монастырей Гелугпа в Тибете, где проживало около 5 тыс. монахов. Он находится в пригороде Лхасы, в 10 км от центра. В период своего расцвета Сэра был в числе трех государственных монастырей Тибета. В настоящее время в нем живет всего около сотни монахов.

Монастырь был основан в 1414 году учеником Чже Цонкапы – Сакья Еши. В прошлом в Сэра работали 5 факультетов, где проводились наставления по буддистским предметам. Китайское вторжение 1959 года послужило причиной того, что факультетов тут осталось три. Фундаментальные принципы буддизма преподавались в отделении Сэра Ме; странствующие монахи, которые прибыли из отдаленных районов Тибета учились на факультете Сэра Дже; тантрическим наукам учили на отделении Сэра Нгагпа.

Сейчас монастырь Сэра кроме своих прямых задач выполняет функции музея, который открыт для широкой публики. Каждый год его посещает большое число туристов и паломников, которые кроме всего прочего могут увидеть монахов, дискутирующих на философские темы.

Храм Сукан

На севере старой части города Лхасы расположен храм Сукан. Он был построен в середине 7 века. Сейчас монастырь имеет статус духовной семинарии Гелугпа, в котором проводятся учения. За время своей истории храму пришлось пережить немало трудностей, он несколько раз горел и реконструировался. Внутри стены храма декорированы множеством фресок, есть здесь также статуи Шакья-Муни, Моджурти и Милосердного Будды. В центральном зале размещена золотая статуя восьмилетнего Шакья-Муни во весь рост, который привезен в Тибет непальской принцессой Чицзун.

Храм Чжэбон

В 5 км на северо-запад от Лхасы, на склоне горы Гэнпэйуцз находится храм Чжэбон. Он был построен в 1416 году и представляет собой крупнейший храм секты Гелугпа. Храм занимает территорию в 250 тыс. кв. м. Когда-то в нем проживало 10 тыс. монахов.

Храм служит хранилищем богатой коллекции литературных и исторических книг, буддийских канонов Тибета. Ежегодно, в августе, в дни религиозного праздника Сюедунь в Чжэбон собирается много людей. Тут проходит церемония Показа Большого Будды, когда с вершины горы до самого низа спускают большое полотнище с изображением Будды. Это является одним из самых крупных религиозных мероприятий в Тибете.

Улица Баркхор

В самом центре Лхасы находится ярмарочная улица Баркхор, окружающая храм Джоканг. Ее длина 500 м и она стала процветать вместе со строительством храма. На этой улице перед туристами предстает большое количество тибетских национальных товаров, изделия тибетских ремесленников и предметы домашнего обихода. Также здесь можно продегустировать и настоящую тибетскую кухню.

Посещение Тибета может стать замечательным началом знакомства со всей Азией. Сегодня Лхаса привлекает все больше и больше внимания путешественников. Трудно отказаться от поездки, где красоты природы сочетаются с особыми загадками, радушием местных жителей и древнейшими практиками. В Лхасе у туристов будет возможность попасть в священную религиозную атмосферу, узнать интересные тибетские обычая и нравы, а из Лхасы можно легко отправиться и в другие места Тибета.

Последняя редакция:

Источник: www.miraterra.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.