Туркменский посёлок Куня-Ургенч — это не просто посёлок, а бывшая столица всего Хорезма, известная под именем Гургандж.

Куня ургенч

В истории хорезмской столицы чётко выделяются три периода:
1) империя хорезмшахов, 995-1221;
2) вассальное ханство Золотой орды, 1221-1388:
3) удельное узбекское ханство, 1388-1598.

При этом, на каждом этапе размеры и влияние Гурганджа не возрастали, а наоборот, сокращались. Хорезмшахам в 11-12 веках удалось создать сильное государство и объединить под своей властью огромные территории, а их столица, через которую проходил Великий шёлковый путь, стала большим и процветающим городом. Однако, в 1218-21 годах, империи и династии положил конец Чингисхан, разгромив тогдашнего правителя Хорезма в войне. Взяв Гургандж после осады, Чингисхан попросту затопил город вместе со всеми его жителями.


Земли Хорезма были включены в состав монгольской империи, а позже — Золотой орды. Древняя хорезмская цивилизация служила источником культуры, ремесленных и торговых навыков для варварского государства, и поэтому Гурганджу удалось снова возродиться на 150 лет. К концу 14 века в Средней Азии возвысился Тамерлан, а хорезмский хан вёл себя весьма недальновидно по отношению к могущественному соседу, и был в конечном итоге за это жестоко наказан. Тамерлан взял Гургандж в 1388-м, а всех его жителей угнал к себе в Самарканд.

После смерти Тамерлана, Средняя Азия надолго погрузилась в феодальные дрязги, а Хорезмское ханство, хоть и автономное, прозябало в изоляции и безвременье.

А в 1598 году состоялась экологическая катастрофа. Где-то выше по течению Амударьи превысили расход на орошение, и река, которая до того текла по Дарьялыкскому руслу в озеро Сарыкамыш, внезапно поменяла течение и ушла от Гурганджа севернее, к Аральскому морю. Поскольку вместе с рекой исчезла и основа жизни, хорезмский хан перенёс столицу в Хиву, а обитателей постепенно переселил в новый город, который назвали Новый Ургенч. Двухтысячелетний Гургандж перестал существовать, и люди вернулись туда только в 1830 году, когда провели новую оросительную систему.

На древнюю землю Хорезма я, в буквальном смысле, десантировался. В те годы рейс Аэрофлота Баку — Алма-Ата делал промежуточную посадку в Нукусе, чем я и воспользовался.


йс и так был малозагруженным, а в Нукусе я вообще выходил один. В кромешной темноте (рейс был вечерним) меня выгрузили прямо на лётное поле, а минут через пять выбросили и велик с рюкзаком. На авиалиниях никогда не обращались бережно с багажом, а тут такая хрупкая вещь: немудрено, что кое-что сломалось и рассыпалось. На ощупь собрав и наладив, я прямо со взлётной полосы поехал в город искать ночлег. Главная и единственная гостиница столицы Каракалпакии оказалась довольно своеобразной: удобства находились на улице, чуть ли в деревянной будочке. Номера были тоже под стать, но деваться всё равно было некуда. Опасаясь клопов, я так и лёг в спортивном костюме, а с первыми лучами солнца поспешил оттуда убраться.

Нукус — город новый, поэтому осматривать я его не стал вовсе, а двинулся по направлению к Амударье. Довольно скоро, слева от дороги показался город Ходжейли, похожий на большое село. Надо сказать, что в Средней Азии дома с виду выглядят, мягко говоря, невзрачно: их главная задача — беречь хозяев от солнца, а не красоваться фасадами. Однако, с непривычки, вид приземистых глинобитных мазанок-сарайчиков меня не вдохновил, и я даже проехал город без остановки. На выезде, к городу примыкало огромное кладбище. Могилы и надгробья на нём выглядили намного помпезнее и наряднее жилых домов — со стороны казалось, что настоящий город именно тут — старинный, красивый, величественный:

Ходжейли: кладбище Миздакхан


Кладбище и впрямь оказалось древним городищем, или некрополем Миздакхан. За две тысячи лет Миздакхан разросся, и по размеру (160 га) и впрямь не уступает иным городам (впрочем, до нашествия монголов 1220 г. тут действительно был и город, и крепость Гяур-Кала). Подлинную историю этого места, весьма популярного среди мусульманских паломников, никто не знает, и оно обросло множеством легенд и суеверий. Захоронения здесь древнее самого ислама — возможно, принадлежали зороастристам. По обычаям кочевых народов, над могилами сооружались прочные склепы или башни с куполом — мавзолеи, или гумбазы, и некоторые из них сохранились здесь ещё с 9-го века. Похоже, что кладбище так и не стало музейным объектом, а до сих пор используется по назначению (на более чётком, чем мой слайд, снимке видны новые могильные ограды):

Ходжейли: некрополь Миздакхан

Дорога шла не вдоль, а поперёк Амударьи; в районе моста удобных подъездов не оказалось, так что искупаться в ней не удалось. Для спасения от жары приходилось применять креативные методы: примерно каждый час спешиваться и окунаться в мутные воды арыков, попадавшихся иногда вблизи обочины. Так себе удовольствие, но позволяло продолжать путь. А вдоль арыков паслись вовсе не привычные нам коровы и лошади, а самые настоящие верблюды:


Куня ургенч

Вообще, жара под 40 была не самым большим злом: главной жестью стали мошки, тучами залетавшими в глаза при езде. Очков, конечно, не имелось, и пришлось завязать чалму из майки. Вот так, с шутками и прибаутками, пересёк границу Туркмении и доехал до Куня-Ургенча.

От славной эпохи здесь остались отдельные памятники — в основном, мавзолеи и минареты. Территория древней столицы, что южнее современного посёлка, оформлена в музейно-архитектурный заповедник. До разрушения Тамерланом, город занимал примерно вдвое большую площадь, чем в свой последний период, поэтому создалась необычная структура: внутри городища и остатков крепостных стен 15 века находятся более новые памятники, а те, что старше — располагаются севернее, чуть ли не в чистом поле. Создаётся впечатление, что древние сооружения возникают ниоткуда, словно миражи в пустыне:

Куня-Ургенч: территория древней столицы

Безусловной доминантой пейзажа является самый высокий в Средней Азии 64-метровый минарет Кутлуг-Тимура — ордынского правителя начала 14 века:


Куня-Ургенч: минарет Кутлуг-Тимура

Ещё были свежи в памяти вчерашние миниатюрные бакинские минареты, а тут вдруг такое чудо — заворожило и впечатлило. Рядом с минаретом примостилось небольшое (по сравнению с ним, конечно), но более древнее сооружение — мавзолей Текеша (1200-е гг), с удивительно гармоничной геометрией форм портала и конического купола. Именно при шахе Аладдине Текеше в конце 12 века государство Хорезма достигло пика своего могущества, образовав империю от Аральского моря до Персидского залива. Снимок из Википедии:

Куня-Ургенч: мавзолей Текеша

Вернёмся к первому слайду. Слева на нём виднеется комплекс из двух мавзолеев: Наджметдина Кубры — исламского теоретика и основателя суфийской секты (13 в.) и Солтана Али — правителя Ургенча конца 16 века. Современное фото крупным планом:

Куня-Ургенч: мавзолеи Наджметдина Кубры и Солтана Али

Ещё левее, за кадром, а на местности — прямо у дороги, стоит полуразрушенный мавзолей ордынской принцессы Турабек-Ханум 14 века:


Куня-Ургенч: мавзолей Турабек-Ханум

Несмотря на отсутствие купола, этот мавзолей обладает целым рядом архитектурных достоинств, а его арки и мозаики из плиток символизируют 12 месяцев и 365 дней года, соответственно. Как обычно, смотрим поближе:

Куня-Ургенч: мавзолей Турабек-Ханум

Мою фотосессию внезапно прервал музейный охранник, не поленившийся для этого примчаться на мотоцикле:

Куня-Ургенч: минарет Кутлуг-Тимура и мавзолей Текеша

Я даже не сразу понял, что он хочет, настолько неуместно выглядел этот гонщик на фоне вечности. Это сейчас подобный рэкет у туристических мест никого не удивляет, а в советское время такие предъявы были в диковинку. Никаких денег я, конечно, не дал, но съёмку пришлось на этом закончить. Отмечу, что долгие годы этот инцидент оставался единичным, пока в 2010-м мне вторично не запретили фотографировать, на сей раз здание почтамта в польском Торуне.


Но вернёмся к последнему слайду: в его правой части можно разглядеть ещё один замечательный мавзолей — Таджаддина иль-Арслана (хорезмшаха в 1156-72 гг.), или как его иногда ошибочно называют, Фахраддина Рази в честь известного философа и теолога 12 века. В отличие от мавзолея его сына Текеша, купол мавзолея иль-Арслана не конический, а пирамидальный,12-гранный. Для наглядности, современный вид на оба памятника (но с обратной стороны):

Куня-Ургенч: мавзолеи Таджаддина иль-Арслана и Текеша

Впрочем, всё равно пора было двигаться в путь: перспектива заночевать у какого-нибудь арыка совершенно не прельщала. К наступлению темноты, мне всё-таки удалось доехать до областного центра — города Ташауз, но цивилизацией там явно не пахло. Выросшему в благополучной советской стране, мне, к примеру, было дико видеть, как люди массово валяются прямо на газонах, причём не пьяные (мусульмане же), а просто решившие таким способом переночевать. Я так не умел, и попробовал выяснить у прохожих, как попасть в гостиницу. Но не тут-то было! Никто из местного населения не владел русским языком, и пришлось искать самому. Спустя полчаса до меня дошла ужасная правда жизни: кроме Дома колхозника, других гостиниц в городе нет. Дальше ничего не помню, но судя по слайдам, на следующий день я благополучно возвратился в Узбекистан, но уже в Хорезмскую область. Там меня ждала древняя Хива.


Источник: novotor.livejournal.com

Кёнеургенч (Куня-Ургенч)

Куня-Ургенч располагается на земле древнего Хорезма, в 480 км к северу от Ашхабада вблизи старого русла Амударьи, он был одним из крупных городов Великого шёлкового пути.

Дата его основания неизвестна, но остатки старейшей крепости города «Кыркмолла» (туркм. Kyrkmolla — Сорок мулл) относят к античному периоду (II—V вв. до н. э.). Город упоминается в священной книге зороастрийцев — Авесте под названием «Урва», «Урга»; а в китайских источниках о нем писали уже в I в. н. э. 

В кангюйский период город известен под названием «Хангирд», «Хаджирд».

В середине VIII века город попадает под власть арабов. После арабской экспансии получает название Гургандж. В X веке на правобережье Амударьи правили наместники Саманидов, постепенно отмежевавшиеся от сюзеренов. Так возникло северохорезмское государство Ургенчский эмират, столицей которого и являлся этот город. В Саманидской империи он уступал по величине лишь Бухаре. В 995 году эмир Мамун ибн-Мухаммад победил Южный Хорезм, убив последнего афригида Абу-Абдаллаха Мухаммада. Объединив под своей властью весь регион, он стал править из южнохорезмской столицы Кята. В 1017 году Хорезм был завоёван Махмудом Газневи.


С возвышением новой хорезмской династии Ануштегинидов, город возвращает столичный статус и при Алауддине Мухаммаде оказывается центром огромной империи на территории Средней Азии и Среднего Востока. XII и начало XIII века были периодом расцвета Ургенча, превосходившего по численности населения и известности все города Средней Азии. В 1221 году город, носивший название «сердце ислама», Куня-Ургенч восстал против жестокого Чингизхана и был разрушен монголами.

После похода Чингисхана Ургенч был включён в состав улуса Джучи, а затем в 1359 году стал независимым в системе золотоордынского ханства. Особую роль в его развитии в первой половине XIV века сыграли местный правитель Кутлуг-Тимур и его жена Тюрабек-ханым.

Очередное разрушение города в 1388 году в ходе завоевательных походов Тамерлана, а в XVI веке неожиданное изменение направление русла Амударьи на север вынудили его жителей покинуть это место навсегда. В 1646 году после построения на территории Узбекистана нового города Ургенч старый Ургенч стал называться Кенеургенч (Старый Ургенч). После этого на долгие годы Ургенч попадает в забвение, пока в 1831 году, при строительстве оросительного канала Хан-Яб, сюда снова не приходят люди. Поэтому многие великие памятники Куня-Ургенча дошли до наших дней в сильно разрушенном состоянии.


Первые археологические раскопки в старом городе были проведены Александром Якубовским в 1929 году. К этому времени большинство памятников Кёнеургенча были полностью или частично разрушены.

Древнейшим сооружением городища является крепость «Кыркмолла», на месте которой в XI веке была построена так называемая «Академия» султана Мамуна ибн-Мамуна, где обучались энциклопедист Абу Рейхан аль-Бируни (973—1048) и естествоиспытатель, врач и философ Абу Али ибн-Сина, известный на Западе как Авиценна (980—1037). По народной легенде, во время нашествия Чингисхана в этом здании спряталось сорок мулл и в результате их молитв оно перевернулось вверх дном.

В древнем городе находится ряд памятников, относящихся в основном к периоду XI—XVI веков, включая мечеть, ворота караван-сарая, крепости, мавзолеи и минарет. Они свидетельствуют о выдающихся достижениях в архитектуре и ремеслах, влияние которых проявилось в Иране и Афганистане, а позднее, в ХVI веке — и в архитектуре империи Великих Моголов в Индии.

В настоящее время на территории города расположены три небольших мавзолея XII века и более совершенный мавзолей Тюрабек-ханым XIV века, который был почти полностью восстановлен в 1990-е годы. Наиболее известным мавзолеем «Старого Ургенча», прежде всего среди исламских паломников, является мавзолей Наджм ад-дин ал-Кубра (наджм ад-дин (араб.) — «Звезда религии (веры)») — суфийского подвижника XIII века, который считается основоположником суфизма в Хорезме.

Главная достопримечательность Куня-Ургенча — 60-метровый минарет Кутлуг-Тимура, построенный в середине XIV века. В настоящее время это самый высокий кирпичный минарет в Средней Азии. Следует также отметить самый старый из уцелевших памятников — мавзолей Иль-Арслана (1157—1172), который увенчан 12-гранным коническим куполом, облицованным глазурованным кирпичом.

К северу от города находится обширный средневековый некрополь «360 святых». По одной народной легенде, в нём находятся тела 360 исламских святых, в основном учеников пророка Мухаммеда, которых он послал во все концы света для проповедования ислама и велел вернуться обратно в Ургенч. По другой легенде, эти тела принадлежат исламским святым, принявшим мученическую смерть во время разрушения города войсками Чингисхана.

К другими памятниками Куня-Ургенч относятся:

  • Мавзолей Тюрабек-ханым
  • Минарет Мамуна (X—XI вв. н. э.)
  • Мавзолей Кыркмолла (II в до н. э. — III в н. э.)
  • Медресе ибн-Хаджыба (XIV—XVI вв.)
  • Мавзолей Арслан II (самое старое здание в городе — дата его закладки ориентировочно оценивается XI веком)
  • Мавзолей Фахр ад-Дин Рази (XIII в.)
  • Мавзолей Азизан Аль-Раматани (XIII—XIV вв.)
  • Мавзолей Сейд Ахмеда (XII—XIV вв.)
  • Мавзолей Пирярвели (XIV—XVII вв.)
  • Мавзолей Гулигердан (XII в.)
  • Мавзолей Хорезимбаг (XIII—XVIII вв.)
  • Мавзолей Дашгала (XIV—XVI вв.)
  • Мавзолей Маткарим-Ишан (XIX—XX вв.)
  • Мавзолей Султан Али (1580 г.)
  • Мавзолей Текеш-Хорезмшах (XIII в.) с минаретом XIV века
  • Мавзолей Дашмеджет (1903—1908 гг.)
  • Крепость Ак-Кала (Акгала, I—XIII вв.)

Архитектурные шедевры Куняургенча внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2005 году.

Источники: http://guide.travel.ru; www.opentextnn.ru; www.turkmenistan.ru;

 

Источник: dostoyanieplaneti.ru

Kyoneurgench Nebolshoj gorod s bolshoj istoriejГород на севере Туркменистана, имеющий два лица — современное скромного, небольшого населенного пункта, и славное, знаменитое, представленное находящимся рядом Государственным историко-культурным музеем-заповедником, объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь охраняются и реставрируются строения XII—XVI вв. древнего Ургенча — одной из столиц Хорезма, могущественного государства Центральной Азии в Средние века.

ЗВЕЗДА ХОРЕЗМА

Точка на карте Туркменистана, именуемая сегодня Кёнеургенч, имеет две ипостаси — небольшой провинциальный город и комплекс выдающихся памятников древнего города Ургенч.

Кёнеургенч, или Куня-Ургенч (Старый Ургенч), — городок ничем не примечательный, похожий скорее на большой поселок. Его обитатели живут в основном работой на ближайших хлопковых плантациях и продажей того, что выращивают на своих земельных участках, или перепродажей других товаров. А вплотную к нему находится объект Всемирного наследия ЮНЕСКО — созданный в 1985 г. историко-культурный музей-заповедник «Ургенч» на месте столицы Хорезма в X—XIII и XIV вв., и вот этот Ургенч имеет уже совершенно иной масштаб в истории и в искусстве.

Когда возник древний Ургенч, точно неизвестно. Развалины крепости Кырк Молла на холме, на северо-востоке Кёнеургенча, датируются V-II вв. до н. э. Известно упоминание о городе здесь, правда, беглое. Оно принадлежит Горго Прокопию из Кесарии (Палестина), сановнику и историку Юстиниана I, императора Восточной Римской империи (VI в.). Первое пространное упоминание об Ургенче в письменных источниках относится к X в., и описывается он как уступавший только Бухаре богатый ремесленный и торговый город, главный в Ургенчском эмирате на левом берегу Амударьи. Там правили наместники Саманидов с середины VIII в.

Ургенч, который арабы называли Гургандж (Джорджаниэ), стоял на перекрестке торговых путей и на Великом шелковом пути. Столицей же Саманидов был Кят. В 995 г. эмир Ургенча Мамун ибн-Мухаммед завоевал правобережный Кят и объединил северный и южный Хорезм. В начале XI в. его на престоле сменяет сын, Мамун ибн-Мамун, просвещенный и гуманный правитель. В 1017 г. он погиб, когда город завоевал Махмуд Газневи. Еще через 25 лет Газневидов победили сельджуки. В 1096 г. приходит к власти самая яркая из династий хорезмшахов Ануштегениды. Время их правления считается самым блестящим периодом Ургенча, столицы Хорезма.

Это счастье обрушили в 1221 г. орды Чингисхана (около 1155 или 1162-1227 гг.). Город был разрушен, а его жители проданы на рынках как рабы. Вскоре Ургенч был включен в состав улуса Джучи, а затем, в 1359 г., в состав Золотой Орды, но уже на положении почти независимого города. Как мудрые и деятельные правители эмиры Ургенча проявили себя в первой половине XIV в., самую добрую память о себе оставили Кутлуг-Тимур и его жена Тюрабек-ханым. Очередной жестокий удар по Ургенчу нанесли в 1388 г. воины монгольского полководца Тамерлана, или Тимура (1336-1405 гг.). Ургенчем первые стали называть Гургандж монголы, а за ними и тюрки.

Короля, как известно, играет свита. В театре это — правило, для сильных мира сего — мировоззрение. Властители Востока всегда стремились держать при своем дворе лучшие умы и таланты своего времени. В столичном Ургенче жили и творили такие столпы интеллектуальной элиты Центральной Азии, как энциклопедист Аль-Бируни, естествоиспытатель, врач и философ Абу Али ибн Сина, или Авиценна (980-1037 гг.), путешественник-купец Ибн Баттута (1304-1377 гг.), математик, создатель алгебры Мухаммад ибн Муса Хорезми, астроном и географ Ахмад Фергани, одним из первых доказавший, что Земля имеет форму шара, ученые-богословы Бухари и Термези.

В 1598 г. Амударья изменила свое русло, и ее воды потекли уже не в Каспийское, а в Аральское море, на север. Для Ургенча это стало катастрофой. До реки, некогда протекавшей у стен крепости Ургенча, теперь было почти 40 км. Одни жители города, влиятельные и богатые, перебрались в Хиву, новую столицу Хорезма, другие — примерно на 150 км севернее, к холму, на котором стояла небольшая крепость, а рядом был торговый кишлак. Переселенцы назвали его Ягди-Ургенч (Новый Ургенч). Оттуда до Амударьи 12 км. Теперь это просто Ургенч, административный центр Хорезмской области Узбекистана.

Город Кёнеургенч (Старый Ургенч) находится на севере Туркменистана, на окраине пустыни Каракумы, вблизи от границы с Узбекистаном, в 40 км от реки Лмударъи и в 105 км на северо-запад от Дашогуза, административного центра Дашогузского велаята (области). Рядом с Кёнеургенчем расположен Государственный историко-культурный музей-заповедник «Ургенч».

ОСТАВЛЕННЫЙ, НО НЕЗАБВЕННЫЙ

Памятники древнего Ургенча, сохраненные или частично реставрированные, производят грандиозное впечатление, свидетельствующее о высочайшей культуре Центральной Азии в эпоху Средневековья.

В XIX в. Ургенч возродился, точнее, не тот, прежний, блистательный Ургенч, что был столицей Хорезма в 1097-1220 гг., владения которого в этот период простирались от Аральского моря и низовьев Сырдарьи на севере до Персидского залива на юге, от Памира на востоке и до Ирана на западе, а просто небольшой поселок, добавивший к своему названию приставку Куня. Произошло это благодаря тому, что от Амударьи в 1836 г. русскими инженерами был проведен оросительный канал Хан-Яб. В середине XIX в. хивинский хан Мухаммед Эмин попытался перенести сюда столицу своего государства и даже начал возводить стены крепости, но пал в сражении с туркменами, и все в Куня-Урген-че опять замерло. Развитие его началось уже при советской власти, в 1924 г. В 1986 г. поселок Куня-Ургенч получил статус города. Рассказывать о заповеднике древнего Ургенча можно, кажется, бесконечно, его настоящее исследование началось только в XIX в., и до сих пор здесь остаются еще неисследованные курганы, развалины и культурные слои. Самый знаменитый его объект — минарет Кутлуг-Тимура (XIV в.) — самый высокий  в  Центральной  Азии   (60 м). На его вершину ведет винтовая лестница из 145 ступенек, по ней можно подняться до отметки на высоте 51 м, где оборудована смотровая площадка.

Мавзолей хорезмшаха Иль-Арслана, называемый также мавзолеем Фахред-дина Рази, — другое знаменитое здание заповедника, одно из первых монументальных строений Центральной Азии, возведенное во второй половине XII в., известное также своим великолепным рельефным орнаментом главного фасада, вырезанным по терракоте, и уникальным шатром с 12 гранями. Фахреддин Рази был ученым-богословом.

Другое здание домонгольского периода в заповеднике — мавзолей хорезмшаха Текеша (Султан-Текеша), сына Иль-Арслана, именуемый также Шереп-Баба и Гёк-Гумбез (вторая половина XII в. — начало XIII в.). Ала ад-Дин Текеш был талантливым и удачливым полководцем. Это при нем Хорезм кардинально расширил свою территорию; дело отца продолжил сын Текеша. Этот мавзолей считается символом абсолютной власти хорезмшахов.

Мавзолей Наджметдина Кубры (XIII в.), основателя дервишского ордена «кубравийа» в исламе, суфийского шейха, — главный памятник и объект паломничества на некрополе «360 святых», где, по преданию, захоронено 360 праведников, учеников Кубры, оказавших героическое сопротивление монголам. По преданию, Кубра проклял Хорезм, после того как шах Мухаммед II наказал его ученика без вины, по ложному доносу. И проклятие сбылось, считали в Ургенче: пришли монголы. В XX в. частично обрушился купол этого мавзолея, сейчас он отреставрирован.

Самым изящным памятником заповедника считается мавзолей Тюрабек-ханым (XIV в.), дочери правителя Золотой Орды Узбек-хана и супруги наместника Золотой Орды в Хорезме Кутлуг-Тимура. Тюрабек-ханым была красива, добра, умерла молодой, и народ Хорезма считал ее святой, что отразилось и в облике мавзолея. Он не очень хорошо сохранился, разрушился его глазурованный купол бирюзового цвета, но даже по сохранившимся фрагментам внутренней отделки купола — а это тонкая мозаика со звездами и цветами — видно, какой любовью народа пользовалась эта женщина.

На территории заповедника есть и еще памятники, в том числе мавзолеи, минареты, ворота караван-сарая, мечети и другие строения. Археологические раскопки здесь были начаты в 1929 г., до этого все исследования велись в основном по древним рукописным источникам, что тоже позволило сделать немало интереснейших открытий, касающихся того, чем был в художественном отношении и какую роль в истории сыграл древний Ургенч.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Когда речь заходит об ариях, первое, что вспоминается, — это теория времен нацистского Третьего рейха об «истинных арийцах» с «историческими данными», фальсифицированными для того, чтобы обосновать «чистоту расы» наследников по крови и духу благородных ариев, к которым были отнесены северные европейцы, прежде всего немцы. Это была далеко не первая подобная попытка в истории, начиная с античности. Опираясь на Авесту, собрание священных текстов зороастрийцев, дошедшее до нашего времени (в неполном варианте), эпохи Сасанидов (III-VII вв.), многие историки пробовали выстроить неопровержимую систему доказательств того, откуда точно происходят арии, вернее, арии-индоиранцы; само понятие «арии» — гораздо шире. Безупречной системы доказательств так и не сложилось. И все же древний Хорезм наряду с Согдианой (Хваиризем и Гава-Сугду) остается не единственным, но одним из самых вероятных мест, где, согласно списку Авесты, точнее, ее гимну «Михр-яшт», находилась Айрьянемваэджо — страна ариев, а ее город Урга или Урва — это впоследствии Ургенч. К такому выводу пришел на основе анализа многих древних текстов виднейший австрийский специалист XIX в. К. Э. Захау.

■ В июне 1998 г. в 5 км от Кёнеургенча упал один из самых больших астероидов, посетивших Землю в XX в. Образовалась воронка диаметром 6 м, небесное тело врезалось в землю на глубину 4 м. Судя по найденным осколкам (а найдены не все), общая его масса могла составлять около 1000 кг.

■ В крепости Кырк Молла, что означает «40 мулл», размещались Академия и библиотека эмира Мамуна ибн-Мамуна. По местному преданию, во время монгольского нашествия там забаррикадировались 40 ученых мулл, моля Аллаха о спасении древних рукописей. Как только враги подошли к холму, здание Академии перевернулось и ушло под землю. У подножия холма расположен старинный некрополь, место паломничества. Опять же по преданию, здесь похоронено 360 праведников. На холме бесплодные женщины молят Аллаха о ниспослании им детей. Произнеся молитву, они, закутавшись с головой в покрывало, скатываются с холма вниз.

■ Аль-Бируни, врач и мыслитель, автор фундаментальных для раннего Средневековья трудов по философии, истории, географии, языкознанию, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии и другим наукам, когда умирал и понимал это, призвал к себе друзей. Спокойно попрощался со всеми, а последнего попросил: «Напомни, пожалуйста, что ты толковал мне однажды о методах подсчета неправедных прибылей». «Как вы можете думать об этом сейчас?» — изумился тот. «Я думаю, что покинуть сей мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой…» — произнес тихо Бируни.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Холм Кырк Молла, развалины крепости и мавзолея Кырк Молла (II в. до н. э. — В. п. Э.)
■ Минарет Кутлуг-Тимура (XIV в.).
■ Мавзолей Иль-Арслана (XII в.).
■ Мавзолей Тюрабек-ханым (XIV в.).
■ Минарет Мамуна (X-XI вв.).
■ Медресе ибн-Хаджыба (XIV-XVI вв.).
■ Мавзолей Арслана II (самое старое здание в городе, дата его закладки — ориентировочно XI в.).
■ Мавзолей Гулигердан (XII в.).
■ Мавзолей Фахреддина Рази (XIII в.).
■ Мавзолей хорезмшаха Текеша (XIII в.) с минаретом XIV в.
■ Мавзолей Дашгала (XIV-XVI вв.).
■ Мавзолей Азизан Аль-Раматани (ХIII-XIV вв.).
■ Мавзолей Сейд Ахмеда (XII-XIV вв.).
■ Мавзолей Пирярвели (XIV-XVII вв.).
■ Мавзолей Хорезимбаг (XIII-XVIII вв.).
■ Мавзолей Султан Али (1580 г.).
■ Мавзолей Маткарим-Ишан (XIX-XX ввb).
■ Мавзолей Дашмеджет (1903-1908 гг.).
■ Некрополь «360 святых».

ЦИФРЫ

Население Кёнеургенча: 36754чел. (2014г.).
Территория музея-заповедника: занимает в целом площадь около 640 га, самые известные памятники — около 24 га.
Расстояние до Ашхабада: 480 км.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Город в Туркменистане, административный центр Кёнеургенчского этрапа (района) Дашогузского велаята (области) и примыкающий к нему историко-культурный музей-заповедник. Другие названия древнего Ургенча — Урва, Урга, Хангирд, Хаджирд, Гурганч, Гургандж, Джурджания (Джорджаниэ).
Предположительное время основания древнего Ургенча: I тысячелетие до н. э.
Язык: туркменский.
Этнический состав: туркмены, узбеки.
Религия: ислам (суннитского толка).
Денежная единица: туркменский манат.
Ближайший аэропорт: Ургенч, в Узбекистане (международный), в 150 км.

Атлас. Целый мир в твоих руках №309

Читайте в этом номере:

ЦЗЯНСУ: У устья великой Янцзы
РАЙОН БАЗАРА: Весь мир под одной крышей
ОНЕЖСКОЕ ОЗЕРО: Второе по величине озеро Европы
КЁНЕУРГЕНЧ: Небольшой город с большой историей
ЮЖНЫЙ КАНАЛ: Самый старый работающий канал Европы
СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ В НОВГОРОДЕ: Самая древняя каменная постройка в стране

 

Источник: asonov.com


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.