Результаты ДНК показывают, что родина американской культуры Паракасы находится между Черным и Каспийским морями.

«Паракасы были невероятно сложным этническим миром людей… Существует множество разных гаплогрупп, которые были обнаружены в тестах ДНК удлиненных черепов Паракаса и эти гаплогруппы, которые являются вашей генетической родословной, не вписываются в историю Перу…»

Согласно группе экспертов, которые занимаются исследованиями феномена удлиненного черепа Паракас, недавние результаты ДНК показали, что удлиненные черепа Паракас, Перу, не являются родным для этого региона.

В 1920-х годах перуанский археолог по имени Хулио Телло обнаружил серию гробниц в Паракасе Перу. Содержание гробницы оставило экспертов в тупике, поскольку из могил были извлечены бесчисленные удлиненные черепа. С тех пор в регионе обнаружены более вытянутые черепа, что вызывает многочисленные вопросы об этих таинственных людях.


Уже более пяти лет такие эксперты, как Бриен Фёрстер, пытались решить тайну удлиненных черепов. Несмотря на значительный прогресс в их понимании, исследование было очень сложным.

Анализ этого удлиненного черепа с красными волосами показывает, что он имеет митохондриальную гаплогруппу U2e, которая может означать, что она возникла где-то на Кавказе… далеко от Паракаса.

После бесчисленных исследований мы начали больше узнавать об этих тайных черепах. Некоторые анализы ДНК показали, что удлинение, существующее на черепах Паракаса, не было результатом искусственной черепной деформации, а генетикой. Некоторые из черепов Паракаса имеют краниальный объем, который на 25% больше и на 60% больше, чем обычные человеческие черепа. В то время как «перевязка головы» может изменять форму черепа, но она не может изменить его объем.

В конце прошлой недели в Лос-Анджелесе был проведен симпозиум, где эксперты объявили о новых результатах тестирования, выполненных на удлиненных черепах.

Основными докладчиками мероприятия были Л. А. Марзулли и Бриен Фёрстер.

Как сообщает Megalith Marvels, Фёрстер, автор нескольких книг по этому предмету и признанного эксперта по черепам Paracas, опубликовал следующую информацию о вышеупомянутых результатах ДНК.

«Результаты ДНК на самом деле были невероятно сложными … Мне понадобится время, чтобы понять, что означают результаты. То, что он точно показывает, состоит в том, что удлиненные черепа Paracas люди не были 100% коренными американцами. Они были микс или даже, в некотором роде, гибрид разных людей».


Больше вопросов, чем ответов…

Фюрстер объясняет, что «их типы крови также очень сложны, они должны быть типами крови«О», если они являются 100% коренными американцами, и это не так. Вероятно, мы смотрим на подвид человечества в отношении Паракасов… Кажется, есть много доказательств ДНК из крайней восточной Европы и крайней западной Азии. В частности, речь идет о районе между Черным и Каспийским морями, где жили древние люди с удлиненным черепом, около 3000 лет назад»

А вот черепа найденные на южном Урале, в районе Аркаима:

Источник: lsvsx.livejournal.com

Не весь, ох не весь колорит Паракаса показали мы в предыдущем очерке. Ведь помимо знаменитых покрывал и гобеленов эти древние перуанцы знамениты и своими мумиями!

Об этом, в частности, повествует в своей научно-популярной книге Галина Ершова.
Итак, ПЕРЕПОСТ:

ПАРАКАС
древние исследователи тайн мозга

[конспективные выдержки]

Культура паракас ..В 20-е годы археологом Хулио Тельо были обнаружены круглые пещеры, внутри которых сидели десятки мумий, укутанных в несколько покрывал каждая.
ходка произвела огромное впечатление даже на видавших многое коллег.
…Специфические природные условия Южного побережья Перу способствовали естественной мумификации покойников и великолепной сохранности органических останков. На песчаном полуострове Паракас присутствуют оба основных условия: сухой жаркий воздух и почвы, содержащие большое количество солей.

…Паракас примыкает к Чавину не только территориально, но и во временном отношении, являясь культурой-преемницей. Первые памятники Паракаса появляются в середине I тысячелетия до н.э.; угасание культуры происходит в начале I тысячелетия н. э.

Выделяются два основных периода культуры Паракас.
Первый длится от 600 года до н.э. до I века н.э. и стилистически связан с поздним Чавином.
Второй период приходится на 200–400 годы н.э. и ассоциируется с ранним этапом культуры Наска.

X. Тельо, копавший Паракас в 20-е годы XX века, определил эти периоды соответственно как «Паракас-пещеры» и «Паракас-некрополи».
И в том, и в другом случае речь идет о способах погребения. Причем оба типа на определенном этапе существовали одновременно.
Захоронения со сходным инвентарем встречаются в некрополе (собственно Паракасе), Кабеса-Ларга, Серро-Колорадо, а также в долинах рек Наска, Ика, Писко и Чинча.

Судя по всему, традиция консервации тел умерших продолжала сохраняться на Тихоокеанском побережье Южной Америки со времен Чинчорро. Преобразования были самыми незначительными – главное состояло в изменении позы умершего.

NB!


Культура паракас
мумии перуанской культуры Чинчорро (ок. 5000 до н.э.)

Культура паракас Культура паракас
The oldest mummies in the world are the Chinchorro mummies from northern Chile and southern Peru.
While the earliest Egyptian artificial mummy dates to around 3000 BC, the earliest Chinchorro artificial mummy dates to around 5050 BC.
And while the earliest Egyptian natural mummy dates to around 3400 BC, the earliest Chinchorro natural mummy dates to around 7020 BC.


И при жизни, и после смерти объектом постоянных забот обитателей древнего Паракаса являлась голова. Черепа у покойников, как правило, закреплялись с помощью специальных приспособлений. Иначе при высыхании шейных позвонков голова могла отвалиться.

Но самое интересное, что все черепа — мужские и женские — были деформированы. Это, естественно, проделывалось ещё при жизни.

У создателей культуры Паракас было странное пристрастие к экспериментам со своими черепами. Младенцы поголовно подвергались мучительной операции по деформированию черепа, в результате чего голова паракасца приобретала клиновидную форму.

Культура паракас Культура паракас
примерная визуализация паракасских обладателей деформированных черепов

Культура паракас
Иногда детишки не выдерживали столь суровых испытаний, о чем свидетельствует трагическая находка в одном из могильников.
r />Здесь в 1931 году был обнаружен крохотный ребенок с головой, перетянутой лентой из хлопковой ткани.
Под туго обмотанной лентой оказались две плотные подушечки – одна давила на лобную, а другая на затылочную часть черепа.
Результатом должна была стать идеально клиновидная форма головы — но младенцу уже не довелось порадоваться этому результату.

Но еще более странным выглядит массовое трепанирование черепов.

Такие черепа встречаются почти в половине случаев — от 40 % до 60 %.
Как водится, иногда трепанации осуществлялись по несколько раз на одну голову. Судя по следам зарастания отверстий (регенерации кости), люди, перенесшие эту неординарную операцию, как правило, выживали. И речь идет не только о банальных маленьких отверстиях в затылочной части для понижения внутричерепного давления – этим занимались очень многие народы.

Культура паракас
Культура паракас

В Паракасе широко и с размахом использовались разные техники: выпиливались квадратные или прямоугольные пластинки, которые затем вынимались; высверливались дырочки по обрисованному кругу или же срезалась кость. Иногда отверстия закрывались тонкой золотой пластиной.

Вместе с тем, убедительных объяснений этого странного феномена – практики массовой трепанации – нет.

Культура паракас Считать, что так лечились болезни мозга, было бы красиво, но сомнительно.
Даже при современном уровне развития знаний о мозге и нейрохирургии вряд ли найдется такое количество людей (пусть даже 40 %), перенесших операции, сопряженные с вскрытием черепа.

Одно из предположений состоит в том, что трепанации делались вследствие нанесения ранений дубинками с каменным набалдашником, которые также часто встречаются в погребениях. Хотя очевидно, что подобные дубинки использовались по всему достаточно обширному региону и в разные периоды, но трепанации при этом у других народов не проводились.
Кроме того, в подобных случаях на черепе помимо отверстий должны были бы присутствовать и трещины. Да и женщины достаточно редко участвуют в военных действиях и, как правило, не доходят до рукопашной, чтобы так вот залечивать раны на голове.


Более убедительной кажется ритуальная версия.
Однако сложно предположить, в чем состояла цель подобных хирургических вмешательств, если не согласиться с гипотезой о попытках достижения изменённого состояния сознания.

Культура паракас Аналогичную картину мы наблюдаем и в Мезоамерике, где при сходном образе жизни разных народов трепанациями увлекались прежде всего сапотеки в Оахаке, причем примерно в то же самое время, что и жители Паракаса, – но, правда, всё же без такого размаха.

Кстати, в одном из паракасских погребений был даже найден набор хирургических инструментов той далекой эпохи.
Это были обсидиановые орудия различных размеров, на которых сохранились следы крови.
Среди них были маленькие колющие орудия, небольшие ланцеты и крупные ножи.
Кроме того, там же оказалась ложка из зуба кашалота, обернутая хлопковыми нитями, кусок ткани, бинты и нитки.

Культура паракас
[…]
Собственно процесс подготовки мумий состоял в следующем: тело очищалось от внутренностей и заполнялось деревянными брусками, волокнами и другими растительными материалами. Из черепа извлекался также и головной мозг.

Затем в некоторых случаях тела подсушивались на жарком солнце и даже немного коптились на огне. Лица и некоторые части тела, вплоть до накладных кос, обмазывались древесной смолой и глиной.

В редких случаях на покойника надевали набедренную повязку или украшение.
Зато почти всегда в рот ему вкладывался маленький кусочек золота.

После всех приготовлений умершему придавалась так называемая «поза зародыша» — поджатые к подбородку колени, скрещенные на груди руки.
Для фиксации этой позы тело обвязывалось веревками.

Наконец его заворачивали в несколько покрывал, длина которых могла достигать двух с половиной метров, а сверху накрывали циновками из тростника-тоторы. Надо заметить, что результатом всех этих манипуляций стала великолепная сохранность кожи и тканей тел умерших.

Организация жизни после смерти

Как мы уже упоминали, исследование погребений позволило установить два основных этапа в жизни Паракаса. При этом предполагается, что «пещерные» погребения являются более ранними, нежели «некропольные», хотя возможно, что на каком-то этапе они существовали в одно и то же время.

Как выглядели эти погребения?

Культура паракас «Пещерные» погребения (или куэвас, что по-испански означает «пещера») называют еще «бутылкообразным» – по форме ямы, в которую помещались умершие. Наиболее ранние могильники этого типа датируются 600–400 годами до н.э.
Наиболее типичными для этой культуры считаются погребения на полуострове Паракас.

На вершине холма в слое песка сооружалась округлая входная яма диаметром 1–1,5 м и глубиной около 2 м. Чтобы её края не осыпались, стены укрепляли камнями. В центре основания ямы находился вход в узкую вертикальную шахту, высота которой могла достигать 4–6 м. На стенах шахты высекались ступени – характерный тип вертикального спуска. Шахта приводила к просторной куполообразной камере, высеченной в грунте. Глубина всего сооружения от входа до основания камеры в исключительных случаях могла достигать 7,5 м, в среднем же составляла 2–3 м.

Культура паракас Сама камера (диаметром 3–4 м и высотой 1–1,5 м) располагалась симметрично относительно входной шахты и была выложена камнем.
В камере находились несколько мумий – в среднем 30–40, в исключительном случае – до 55.

Когда места не хватало, мумии помещались даже в вертикальную шахту.

Каждая мумия сидела, подогнув колени к груди, закутанная в несколько слоев одежд из цветных тканей.
На мумиях были раскрашенные маски (фальшивые головы) из хлопковой ткани.
Каждый покойник был прикрыт китовыми костями или циновками.

Здесь же, на полуострове Паракас, и в Серро-Колорадо имеются и погребения несколько иного типа. Они представляют собой простые, не очень глубокие ямы высотой до 1,5 м.
По мнению Майкла Ко, некоторые из них были вырыты на месте мусорных ям поселений типа кавернас, жители которых создавали пещерные захоронения. В них помещали всего двух-трёх покойников.
Иногда между соседями воздвигались стенки из камней или необожженных кирпичей.
Иногда поверх покойников сооружался «потолок» – перекрытие из жердей.

Культура паракас

Инвентарь, сопровождавший погребение, как правило, не был особенно богат.
Рядом с покойником помещали керамические сосуды – черные и с рельефным изображением.

Как обычно, каждого человека сопровождали предметы, использовавшиеся им в быту.
Так, вместе с женщиной находились остатки пищи: початок кукурузы, арахис, фасолевая мука. Кроме того, там были такие предметы, как пряслица, куски тканей и мотки волос.
Для мужчин более характерен набор из рыболовных сетей, плетеного приспособления для переноски грузов, тканей.
Часто встречаются копьеметалки, наконечники дротиков, шкуры лам и гуанако, раковины, обсидиан. Гораздо реже можно обнаружить окислившиеся до зелени бронзовые или медные изделия.

Культура паракас

Культура паракас

О некой смене, как мы сказали бы теперь, «культурно-идеологической парадигмы» свидетельствуют так называемые «некропольные» погребения.

А если говорить проще, то речь идет или о серьёзных изменениях в социальном устройстве общества, произошедших в Паракасе, или же о появлении каких-то новых групп населения, постепенно вытеснивших «пещерников».
По мнению М. Ко, паракасские «некрополи» несут явные черты элитарности по отношению к окрестному населению, да и вообще следы социального расслоения общества.

Культура паракас
Паракасская элита (реконструкция на основании мумий и погребального инвентаря)

Принципиальным различием, пожалуй, стал иной тип черепной деформации: на этом этапе культуры Паракас голова уже не была клиновидной – она, скорее, выглядит длинной и вытянутой, конусообразной. Одновременно практически сошла на нет практика черепных трепанаций.
Как и прежде, тела предварительно высушивались или коптились.

Тельо предполагает, что именно потому рядом с могильниками этого типа находились и специальные помещения с очагом («кухни») или небольшие выгороженные камнями дворики со следами огня и золы и большими сосудами. В них, по всей видимости, приносили морскую воду, которой поливали тела в процессе мумификации. При нагревании тел на огне из воды выпаривалась соль, что способствовало хорошей консервации органических тканей.

Культура паракас

Где же находятся эти элитарные могилы?

По описаниям Тельо, на севере полуострова Паракас, вдоль берега, были обнаружены целые ряды сооружений, которые поначалу археологи приняли за остатки поселений.
Но проведенные раскопки открыли обширные прямоугольные каменные ямы разных размеров.

Культура паракас
Паракасский некрополь

Культура паракас
сидящие мумии Паракаса

По всей видимости, их сооружали специально или же оборудовали на местах развалин каменных домов. В некоторых случаях могильники представляли собой целые подземные помещения с маленьким «вестибюлем», из которого в расположенную ниже комнату вела специальная лестница.
Стены толщиной в 30–40 см были сложены из мелких камней, палок, китовых костей, вмазанных в раствор глины с примесью известняка.

Трудно себе представить радость археологов – в подобных подземных комнатах могло размещаться до двух сотен мумий! Одному лишь Тельо удалось обнаружить 429 мумий, переживших повсеместные грабительские раскопки. И можно только гадать, сколько бесценных древностей исчезло навсегда, оказавшись в руках «чёрных археологов».

Культура паракас
Паракасские похороны (реконструкция церемониала)

Культура паракас Усаженные в форме зародыша и упакованные в ткани мумии представляли собой конусообразные свертки, достигавшие полутора метров как в диаметре основания, так и в высоту.
Правда, размеры колебались и в меньшую, и в большую стороны, что определялось имущественным и социальным положением покойного. Большой сверток должен был находиться в центре группы из нескольких тючков помельче. Так, например, в большой погребальной камере близ Серро-Колорадо были найдены 33 больших тюка (диаметр и высота по 1,50 м), 42 средних тюка (90 см в диаметре и 1 м высотой) и 354 совсем мелких.

Тела были обнаженными, изредка на них надевали украшения. Очень часто свертки помещались в корзины. Один сверток мог состоять из множества (от трех до трех десятков) покрывал – от самых тонких до плотных с вытканным орнаментом, расшитых шерстью.

Между слоями тканей и внутри корзины помещались все те вещи, которые, по представлениям соплеменников, были необходимы умершему в загробной жизни. Это могли быть золотые украшения для носа, лба или ушей или другие предметы.
Рядом с покойником ставилась глиняная посуда – двойные сосуды, а также чаши и горшки разных форм, но более простые, нежели сосуды из «пещерных» погребений. Сосуды иногда помещались перед мумией, и в них оставлялась пища. Встречаются и сосуды из тыквы.

Культура паракас

[…]
Культура паракас К счастью для исследователей, древние мумии заворачивались в многочисленные цветные ткани.

Сухой и жаркий климат пустыни обеспечил этим уникальным тканям великолепную сохранность, и таким образом до нас дошли сотни тканых шедевров, которые позволяют по достоинству оценить мастерство древних перуанских ткачей.
Многие специалисты отмечали, что качество этих тканей не уступает лучшим мировым образцам. Они поражают не только своими размерами и богатейшими сочетаниями цветов, но и тем, что спустя около двух тысяч лет они не утратили ни эластичности, ни яркости красок.
Как писал Мануэль Галич, «создается впечатление, что они лишь недавно вышли из рук мастеров-ткачей».
[…]

Безусловно, дошедшие до нас великолепные ткани изготовлялись специально для погребального обряда. Это определяется всей реинкарнационной концепцией древних перуанцев: то, чем пользуется человек в обычной жизни, имеет временное значение, а то, что предназначено для погребения, относится к жизни вечной. И для такого случая следовало постараться.

Изобразительное искусство Паракаса представлено прежде всего сюжетами и орнаментами на тканях и керамике. Известен едва ли не единичный случай, когда человеческая фигура была вырезана на золотом листе.
Любимым мотивом, как и в Чавине, продолжало оставаться изображение кошачьего. Этот мотив, как и «змеиный», более характерен для «пещерных» погребений и связывается, прежде всего, с архаическими представлениями, перешедшими из Чавина.
Однако в целом происхождение этой традиции вызывает много дискуссий: от культурных влияний Мезоамерики до температурных колебаний, связанных с феноменом Эль-Ниньо, когда при понижении температуры регулярно меняется не только климат, но и фауна региона.

Культура паракас Культура паракас
ступенчасто-зигазагообразные мотивы на текстиле Паракаса

Присутствие же в Паракасе специфического геометрического (ступенчатого) орнамента, точного аналога «холодной лестницы» в Мезоамерике, вряд ли можно объяснить климатическими колебаниями. По всей видимости, в данном случае речь может идти только о пока необъяснимых культурных влияниях.

Мотив «глазастого существа» плавно перекочевывает из «пещерного» в «некропольный» пласт и становится для последнего чуть ли не самым главным.
«Глазастое существо», или лицевая маска с большими глазами со свисающими из-под них подвесками, отождествляется с так называемым «культом трофейных голов», также, впрочем, пришедшим из Чавина.

Культура паракас

Часто на изделиях появляются изображения двухголовых змей, хищных птиц, людей и антропоморфных существ.
Культура паракас

По теме также см.:

* Культура Паракас
* Culture Paracas
* Шаранов А. Цивилизация Паракас «Штормовой ветер»
* Vecchio R. 1953: Peruvian doctors delve deep into ancient medical practices to perform brain surgery
* Pinterest: Peruvian Embroidery and Textiles
* Pinterest: Stretch My Head
* http://www.lahistoriadelperu.com/2010/05/cultura-paracas.html
* http://www.turkotek.com/salon_00102/s102t4.htm
Америндская конспирология:
* http://alaudun.blogspot.com/2010/11/lines-on-desert-plains-chapter-3.html
* The White Gods [Geneticer]
* THE PALPA MOUNTAIN INSCRIPTION

Источник: enigmatic-past.livejournal.com

Паракас. Настоящая жемчужина перуанской косты. Здесь нет буйной растительности, нет (или ещё не найдено) больших исторических памятников. И на первый взгляд, нет ничего, кроме океана, омывающего здешние пустынные берега южноамериканского континента. Однако неудержимое буйство красок, оттенков, ароматов Тихого океана, представленного здесь не своенравным и гордым властелином морей, а кормильцем и заботливым хозяином, заставляет пожалеть о своём поспешном выборе тех, кто не остается здесь хотя бы на неделю. Правда, всем, кто любит огненные закаты и шум прибрежных волн, даже этого срока может оказаться мало.

Добраться до Паракаса можно на автобусе или такси прямиком из Ики или Наски. Паракас – это маленький портовый городок, живущий туризмом, добычей рыбы и… гуано – птичьего помета, идущего на удобрения. По дороге к Паракасу приходится преодолевать путь вдоль рыбного завода, запах которого минут на десять (в зависимости от скорости транспорта) перебивает вообще всё на свете, и даже начинаешь думать, что в Преисподней залы пахнут приятнее. Но это мелочи и, миновав главное производство города, ты забываешь о нём ровно до обратного пути.

В Паракас лучше приезжать утром, чтобы успеть записаться на поездку в океан к самым главным достопримечательностям города – островам Бальестас. Именно здесь гнездятся десятки если не сотни тысяч самых разных птиц: от чаек, буревестников, крачек, олушей и бакланов до пингвинов и пеликанов. Здесь же находятся станции по сбору гуано.

Кроме птичьего гомона, тут всегда можно услышать рёв морских львов, организовавших свои лежбища у подножия скал или даже прямиком на них. По дороге к островам нередко лодки берутся под конвой дельфинами. А если очень повезет, можно даже увидеть, как морские львы обучают своих малышей плаванию.

Но прежде всего, в самом начале водного путешествия, внимание будет приковано к удивительному геоглифу – андскому канделябру. Он вычерчен на склоне одного из холмов в самом начале маршрута на острова Бальестас. Кто и когда нарисовал этот огромный, 128м на 74м, рисунок – доподлинно неизвестно. Как неизвестно и то, что именно он изображает. «Канделябр» местные жители называют «три креста», но очень вероятно, что те, кто создавал геоглиф имели какие-то свои представления и о живописи, и о её назначении. «Канделябр» удивляет и восхищает не меньше линий плато Наска, а если посетить Паракас до путешествия к насканским фигурам, то он и подавно не оставит равнодушным ни одного наблюдателя.

Как только таинственное изображение на холме скрывается из виду, начинается совсем иное приключение – лодка подплываем к островам. Здесь неплохо бы иметь две вещи – объектив с хорошим оптическим зумом и шляпу с очень широкими полями, хотя можно обойтись и какой-то покрывающей голову и плечи накидкой. Неудобство последней может быть в том, что в Паракасе очень жарко даже утром. Но защита необходима не от солнца (хотя и от него тоже), а от воздушных «бомбардировок» неизбежных при таком колоссальном скоплении птиц.

Медленно двигаясь между скалистых островов, лодка позволяет пассажирам понаблюдать за естественной средой обитания птиц и водных млекопитающих, лениво реагирующих или вообще не обращающих внимания на присутствие по соседству людей. Наверное, именно такими должны быть «зоопарки», ведь ни одно животное не обязано тешить наше самолюбие и любопытство. Хороший царь – не тиран, но мудрый властитель и гость за пределами своего дворца, даже если земли и принадлежат, де-факто, именно ему.

Будучи окруженным буйством жизни со своими ежедневными проблемами и заботами, наблюдатель не замечает течения времени. Да и не важно, прошло ли несколько минут, час или три – есть что-то завораживающее в этих картинах. А природные арки, мосты, уступы и глубоко-синий океан одаряют тебя таким зарядом положительных эмоций, что в какой-то момент кажется, что по-настоящему счастливые люди те, кто живет рядом с подобными местами и имеют возможность созерцать такие картины ежедневно.

По возвращении в порт в лодке царит молчание – красота бывает двух типов: первый – тот, который необходимо обсуждать и именно в обсуждении он получает развитие, второй – тот, для которого слова – нечто лишние и именно в молчании достигается наивысший градус его понимания.

Рядом с пристанью гостей заповедника Паракас встречают группы бакланов и пеликанов, отдыхающие после утренней охоты на мачтах и бортах многочисленных рыбацких лодок. Начало дня может быть разным. В разных регионах планеты. С разными обстоятельствами. Но утро, проведенное в Паракасе, лично для меня, показалось одним из лучших, которые я когда-либо встречал.

Уже на берегу можно поучаствовать в забавном мероприятии – один из пожилых местных жителей за символическую плату готов будет поделиться с вами свежей рыбой, которой можно будет покормить его друзей – диких пеликанов, привыкших к чудоковатому старцу и следующих за ним по пятам в надежде полакомиться быстрой наживой.

Паракас – маленький городок с длинной набережной, но к ней лучше вернуться вечером. А днём, немного подкрепившись в одном из многочисленных кафе на берегу океана, можно отправиться на центральную улицу, где располагается (а вернее, располагался) исторический музей Паракаса.

После смерти бессменного смотрителя, проработавшего там не один десяток лет, маленький музей, больше походивший на трехкомнатную квартирку, переехал в другое здание. Однако, насколько мне известно, и сейчас располагающееся где-то поблизости.

Музей этот в чем-то весьма уникален. Главные его сокровища – это десятки искусственно деформированных черепов представителей культур наска и паракас. Обитатели этого региона подвергали себя и своих соплеменников крайне болезненным процедурам вытягивания черепов, по истине, в промышленных масштабах.

Подобные процедуры совершали представители самых различных культур практически по всему миру, однако только в регионе Ика они носили такие запредельные масштабы. Но и здесь не обошлось без дополнительных загадок – четыре или пять черепов заметно отличаются от основной коллекции. На них не видно следов деформации, а сам объём черепной коробки превышает обычный объем, что можно увидеть прямо здесь, сравнивая экспонаты между собой.

Что это? Аномалия? Или же в Паракасе сотни или даже тысячи лет назад жил неизвестный науке вид человека, на которого так хотели быть похожими представители местных индейских культур? Об этом нам могут поведать будущие исследования экспонатов этого небольшого музея. Однако одной загадкой этого место уже стало меньше. Ведь именно здесь хранится знаменитый череп «star child», наделавший в своё время немало шума среди антропологов.

Раньше «звёздное дитя» демонстрировали за дополнительные 10$ и ещё за 15$ его можно было подержать и сфотографировать. Долгое время не было понятно, кому же всё-таки принадлежали эти кости при жизни. Однако не так давно выяснилось, что несчастный страдал очень редкой формой генетического заболевания, не имеющего ничего общего ни с неизвестными ветвями развития рода человеческого, ни с пришельцами, ни с кем бы то ни было ещё. Так что Паракас медленно, не хотя, но приоткрывает завесу тайн для ищущих разгадки.

Тут же на центральной улочке городка, можно заказать поездку вглубь национального парка Паракас к Красному пляжу. К сожалению, пляж несколько лет назад частично обвалился, но всё равно до сих пор является одним из самых красивых мест прибрежной линии Перу.

За небольшой сервисный сбор парк представит своим гостям удивительное сочетание красно-жёлто-коричневых оттенков суши, врезающейся в синие воды океана. А также предоставит возможность отдохнуть на местных пляжах, пусть необорудованных, но от того ещё более привлекательных своим первозданным видом, когда человек может достаточно ярко ощутить себя представителем одной из местных культур, встречавшим первобытную мощь океана на точно таком же пляже. Чувствуя не только грандиозную мощь стихий, но и ощущая себя единым с окружающей природой.

Невероятно, но именно здесь нам посчастливилось повстречаться с андским кондором, облетавшим свои владения с присущим ему клёкотом.

Человек не может увезти с собой чувства и ощущения. В этом и беда, и прелесть путешествий. Когда ты попадаешь в такие места, куда хочется возвращаться вновь и вновь, но логистические сложности вплетаются в планы и заставляют жалеть о том, что порожденные тем или иным местом эмоции нельзя законсервировать и открыть холодным зимним утром. Впрочем, такие нюансы могут вполне придать дополнительной мотивации в вопросе управления собственной жизнью.

Побывав в Паракасе, вы уже не будете прежними. Несмотря на то, что, пожалуй, любое место, привносит в жизнь человека новые полутона, способные внести коррективы в его внутренний мир и судьбу, Паракас стоит особняком.

А самым ярким событием, может стать прощание с этим удивительным местом. Для этого под конец светового дня можно вновь вернуться на набережную Паракаса. И вместе с движением солнца к линии горизонта, прогуляться до самого конца длинного пляжа между играющей в футбол с собаками детворой и редких путников. Именно здесь, мы встретили один из самых «огненных» закатов, которые доводилось видеть хоть когда-то.

Догорая у линии горизонта, пылающий шар светила будто бы напоминает нам, что старый день уходит, пылая в лучах заката, только для того, чтобы спустя несколько часов превратиться в новый день – новый опыт, новое приключение, новую жизнь. Всё конечно. И это прекрасно. (С. Дешевой)

#перу #южная америка #паракас #путешествия #природа #история

#достопримечательности #музеи мира #древние цивилизации

LAH.RU

Источник: zen.yandex.ru

We use cookies. Read the Privacy and Cookie Policy

Паракас

Полуостров Паракас, расположенный в 200 км к югу от Лимы, делит побережье Перу на две примерно равные части. К северу от него расположены долины Писко и Чинча, к югу – Ика, Наска и Акари. Практически все эти места связаны с той или иной древнеперуанской культурой. Но самые, пожалуй, неожиданные открытия были сделаны именно на этом пустынном полуострове.

В 1925 году здесь начала работать экспедиция под руководством перуанского археолога Хулио Сесара Тельо. Внимание Тельо привлекли «кавернас» – таинственные пещеры, куда время от времени наведывались местные жители, промышлявшие грабежом древних могильников. Начав изучать «кавернас», Тельо был потрясен: это была не цепь естественных гротов, как предполагалось вначале, а целая система подземных камер, высеченных в прибрежной скале на глубине примерно восьми метров. Каждая из камер соединялась с поверхностью узким выходом. И в каждой такой камере ровными рядами лежали десятки мумий людей обоего пола и всех возрастов, завернутые в яркие материи. Сохранность тканей была просто невероятной – хотя некоторые из них пролежали в земле почти две с половиной тысячи лет (могильник относится к середине I тыс. до н. э.), они не только не истлели, но сохранили и фактуру, и яркость красок.

Могильник другого типа, обнаруженный Тельо на полуострове Паракас, получил название «Некрополис». Ориентировочно он датируется III–IV веками до н. э. Мумии (их число превышает 400) находились в подземных гробницах, сложенных из камня и необожженных кирпичей. Над каждой гробницей был устроен дворик с очагом, где, возможно, совершалась мумификация тел перед захоронением.

Культура паракас

В каждой из гробниц археологи нашли массу всевозможных предметов – в отдельных случаях их число доходит до полутора сотен. Это одежда, украшения, оружие, каменные топоры, сосуды, инструменты, украшения, головные уборы, накидки из шерсти лам и многое другое. На многих мумиях сохранились золотые украшения – они были вставлены в уши, ноздри, рот, обвивали шею или лежали на груди. Наряду с чистым золотом паракасские золотых дел мастера применяли и сплав золота с медью. Однако найденная в погребениях керамика была довольно примитивной.

Но, конечно, самой выдающейся находкой стали непревзойденные паракасские ткани. По некоторым техническим показателям ткани из паракасских погребений не имеют равных в мире, и можно только удивляться, как индейцам удавалось достигать такого совершенства на примитивных станках. Паракасские ткани поражают не только размерами и изысканными сочетаниями цветовой гаммы, но и тем, что спустя полторы тысячи лет они не утратили ни эластичности, ни яркости красок. Создается впечатление, что эти ткани лишь недавно вышли из рук ткачей.

Площадь полотнищ, потраченных на одевание и запеленывание некоторых мумий, достигает 300 кв. м. Средний же размер каждого такого «савана» составляет около 2,5 м в длину и более метра в ширину. Сотканы они из шерсти пяти или шести цветов и расписаны великолепным многоцветным орнаментом – стилизованными изображениями птиц, зверей рыб, антропоморфных фигур и диковинных страшилищ, а также геометрическими узорами. Паракасские красильщики умели изготовлять замечательные по яркости краски – особенно синюю, зеленую, желтую и коричневую. И сегодня паракасские ткани специалисты признают наиболее искусными текстильными изделиями древности.

Впрочем, не меньшего внимания, чем ткани, заслуживают и найденные Тельо мумии. При их исследовании обнаружилось, что у абсолютного большинства из них черепа искусственно деформированы, а многие черепа носят следы совершенной еще при жизни трепанации. Это было настолько неожиданно, что первоначально в научной среде возобладала гипотеза, что эти черепа проломлены в битве. Однако более тщательное исследование позволило прийти к заключению, что трепанированные черепа – результат хирургического вмешательства, совершенного, по всей видимости, в каких-то ритуально-магических целях. Отверстия в черепах, пробитые во время этих религиозных обрядов, индейские хирурги закрывали золотыми пластинками. Для такой операции они, естественно, должны были иметь соответствующие хирургические инструменты. И действительно, такие инструменты были найдены археологами, притом не только в Паракасе. Поразительно, что все эти пинцеты, ножи, иглы, скальпели и турникеты для зажимания кровеносных сосудов изготовлены из камня и кости! Однако они оказались настолько совершенными, что современные перуанские медики даже рискнули провести с их помощью несколько хирургических операций, закончившихся вполне успешно.

Мумии из Паракаса загадали ученым и другую загадку: откуда они вообще взялись? Дело в том, что в окрестностях полуострова Паракас нет никаких следов человеческих поселений, и специалисты до сих пор точно не знают, откуда доставлялись сюда покойники. Хулио Тельо, исходя из возраста погребенных, типа деформации черепов и специфики погребального инвентаря, высказал догадку, что паракасские некрополи представляли собой что-то вроде «пантеона» – здесь хоронили людей, занимавших верхние ступени иерархической лестницы – жрецов и представителей родовой знати. При этом могильник в пещерах является более древним, чем «Некрополис», и это свидетельствует о двух эпохах существования Паракаса.

Что за люди хоронили своих покойников на этом пустынном полуострове? Уже после смерти Тельо эта культура получила наименование «паракас». Считается, что культура паракас стала главным передаточным звеном цивилизационных импульсов от чавина к более поздним культурам бассейна озера Титикаки – например, тиауанако. Тут, однако, возникает проблема: оказывается, что в прибрежной культуре паракас отсутствуют некоторые особенности, которые характерны как для чавина, так и тиауанако. Но как такое могло случиться, если считать, что именно паракас послужила для них передаточным звеном?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник: document.wikireading.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.