Иерусалим — один из древнейших городов на Земле. Его возраст достигает 6000 лет! Его считают святым все три авраамические религии. И у каждой на то есть свои причины.
С Иудаизмом всё понятно — Иерусалим был столицей Израильского, а затем Иудейского царств. В Иерусалиме были построены и разрушены два Иерусалимских Храма. Стена Плача (на иврите это просто Западная Стена) является остатком фундамента Второго Храма. Здесь же, по иудейским пророчествам, будет построен и Третий Храм. Возможно не построен, а просто появится, сойдёт с Небес.
С Христианством тоже нет вопросов — в Иерусалиме принял смерть и воскрес сын Бога (Он же сам Бог) — Иисус Христос. Оставим, пока, в стороне нестыковки с иудейским пророчеством и отсутствие римских упоминаний об Иисусе. Главное, что в общем, всё вполне могло так и быть. Действительно, в тот период многие провозглашали себя мессиями, поднимали народ и вели на Иерусалим,  дабы освободить Иудею от римского протектората. Время было такое.


огих из них признавали мессиями, иначе люди не шли бы за ними. Почти всех их постигла одна и та же участь — восстание топили в крови, а зачинщиков распинали. Того же Понтия Пилата, римского префекта Иудеи, описанного в Библии как человека миролюбивого и благородного, Римские власти отстранили от должности и отправили в Рим за излишнюю жестокость при подавлении подобных восстаний. Так что, верите ли вы в Иисуса или нет, его прототип или собирательный образ вполне мог существовать и был казнён в Иерусалиме.
С Исламом дела обстоят куда сложнее. В Коране Иерусалим не упоминается даже под его арабским именем Аль-Кудс. Так же он не упоминается и в Сунне. Почему же Иерусалим стал священным для мусульман? Потому что Хатабыч Умар ибн аль-Хаттаб, захвативший Иерусалим уже после смерти Мухаммеда и провозгласил,  что именно здесь находится Мечеть Отдалённейшая (аль-Акса), в которую Мухаммед совершил своё Ночное путешествие. Правда, тогдашний патриарх иерусалимский, Сафроний, обманул Хатабыча, и на вопрос о том, где стоял Иудейский Храм, указал ему на южную часть Храмовой Горы, на которой тогда была свалка. Именно поэтому мечеть аль-Акса (чёрный купол) стоит на южной окраине Горы. Когда обман раскрыли,  мусульмане построили ещё одну мечеть — Куббат ас-Сахра (Купол Скалы. Мечеть с золотым куполом). По мусульманской традиции: Аль-Акса – мечеть, в которой Мухаммед с другими пророками вознёс Аллаху молитву, а под куполом Куббат ас-Сахра находится камень с которого Мухаммед совершил вознесение. И никого не смущает тот факт, что в тот момент,  когда Мухаммед совершал своё Ночное путешествие Аль-Аксы ещё не существовало, а на её месте была городская свалка.


Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса. Вид со смотровой площадки.

На Храмовой горе расположены три важные мечети.
На месте Первого и Второго Храмов сейчас стоят две мечети — Купол Скалы, иногда переводят как Купол над Скалой— А́ль-Масджи́д Кубба́т ас-Сахра – мечеть с золотым куполом, и Мечеть Аль-Акса ( отдалённейшая мечеть) – мечеть с серым куполом.
Хотя Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) и Мечеть Аль-Акса два совершенно разных исламских храма, однако они составляют единый архитектурный комплекс Харам аль-Шариф. То есть комплекс Храмовой горы.

Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса.

Я долго думала, как бы удачнее показать их расположение, а потом в интернете нашла вот такой кадр. Мечеть Купол Скалы.

Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса.

Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса.


Место, которое мусульмане называют Благородным святилищем. Это единый архитектурный комплекс, в состав которого входят древнейшая в мире мечеть Аль-Акса и Купол Скалы. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы, была воздвигнута в конце VII века. Внутри купола расположен выступ скалы, с которого, согласно легенде, пророк Мухаммад совершил восхождение на небеса. Купол Скалы находится на Храмовой горе, которая считается святым местом как для иудеев, так и для мусульман, однако на сегодняшний день гора находится в распоряжении представителей ислама. Раньше туда можно было попасть с экскурсионной группой, но в нынешнее время туда не пускают людей не мусульманской веры.

Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса.

Нередко Купол Скалы путают с мечетью Аль-Акса. Скала — это камень мироздания, другими словами, сначала Бог сотворил этот камень, а уже вокруг него весь остальной мир. Камень, естественно, считается святым, и прикасаться к нему запрещено, для чего он и огорожен позолоченной решёткой. Изначально сам купол был золотым, но лишь до тех пор, пока один из правителей это золото не содрал и не продал. И лишь сравнительно недавно  купол снова покрыли золотом благодаря поддержке короля Иордании.

Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса.

Мечеть Купол Скалы в Иерусалиме — одно из самых заметных зданий города, причём в любую погоду. Интересно, что до сих пор не существует единого мнения о том, зачем именно было построено это здание. Одни считают, что оно должно было стать заменой Каабы в Мекке, другие полагают, что сооружение было задумано как противовес Храму Гроба Господня, который находится неподалёку.


Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса.
Несмотря на то, что купол Аль-Акса имеет более скромный вид, эта мечеть считается третьей по значимости исламской святыней, после Мекки и Медины.

Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса.

Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса.

Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса.

Сегодня купол мечети покрывают свинцовые листы, но некогда он был украшен позолоченными пластинами. Интересно, что в 1969 году австралиец Майкл Рохэн, ворвавшись в мечеть с горючим, поджёг её, что, по его мнению, должно было приблизить дату возвращения Миссии. Несмотря на то, что после поджога ему удалось скрыться, его всё же задержали. В ходе суда Рохэн был признан психически больным, и его депортировали на родину. Одновременно здесь могут находиться до пяти тысяч верующих.


Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса.
Мечеть отдалённейшая — чёрный купол справа. Купол скалы — золотой купол слева. Закрытый деревянный мост — путь по которому евреи таки могут попасть на Храмовую Гору при условии что не принесут с собой предметов иудаики, не будут молиться и не попытаются припасть к земле. Любое из перечисленного расценивается мусульманами как провокация. Стена за мостом — та самая Стена плача или Западная стена у которой каждый может попросить чего захочет и никто не обвинит его в том что он разговаривает со стеной.
К слову сказать — позолочен «Купол над скалой» был недавно, как я уже упомянула выше, лет этак пятьдесят назад, но стоит давно — с конца седьмого века. Вообще-то, Купол над скалой — не мечеть, а, скорее, исторический памятник архитектуры, «охраняющий» камень, где стоял Ковчег Завета, где Авраам должен был принести в жертву своего сына Ицхака, камень, с которого по  преданию, началось сотворение мира…

Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса.
Это тоже не моя фотография, но на ней хорошо видно расположение мусульманских святынь и Стены плача. С самым началом мусульманской эры они «освятили» все еврейские ценности, включая еврейских пророков и даже царей. Так Давид стал Даудом, Шломо — Сулейманом, гробница Рахели — мечетью, Хеврон — святым для мусульман местом, а Храмовая гора — местом вознесения на небо Мухаммеда…


Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса.

Тут же хочу сказать ещё об одной достопримечательности. Согласно христианскому преданию, Иисус вошел в Иерусалим через Золотые ворота, обращенные в сторону Елеонской горы и Вифании. В настоящее время два проема этих ворот заложены камнем, но арки, обозначающие вход, хорошо видны на стене.

Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса.

Один из проемов носил название «Ворот Покаяния», а второй – «Ворот Милосердия». Эти стены с башней были возведены римлянами после разрушения Иерусалима в ходе Первой римско-иудейской войны; пытаясь стереть память об Иерусалиме, победители назвали свою крепость Элия Капитолина. Со времени принятия христианства в качестве официальной религии Византийской империи и превращения Иерусалима в центр паломничества, дорога от этих ворот должна была вести к храму гроба Господня. После захвата Иерусалима турками в XVI веке, Сулейман Великолепный из религиозных соображений приказал наглухо заложить Золотые ворота. Дело в том, что по иудейскому преданию, Мессия должен войти в город именно через них.


Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса.

Надеясь ему помешать, арабы наглухо замуровали Золотые Ворота, изнутри пристроили эспланаду мечетей, а снаружи устроили мусульманское кладбище (верховным иудейским священникам запрещено ступать на кладбищенскую землю): по еврейской традиции ни одна святыня, будь то храм или место погребения, пусть и принадлежащая врагу, не может быть уничтожена. Проход через кладбище, (по мнению мусульман)  запрещен коэнам – он надеялся, что пророк Эльягу (по нашей традиции, он коэн), который должен возвестить приход Мессии, не сможет войти через кладбище в город. Все фотографии были сделаны с разных точек и в разное время суток.

Источник: idoorway.mirtesen.ru

Кого сюда пускают, а кого нет

Вход на территорию Храмовой горы свободный, вне зависимости от вероисповедания. Храмовая гора всегда была причиной раздора между иудеями и мусульманами, и власти серьезно опасаются терактов и провокаций. Отсюда серьезные меры безопасности, проверка здесь не менее строгая, чем в аэропортах.


Вход на Храмовую гору

Храмовая гора окружена стеной, в этой стене всего 11 ворот, но только одни из них доступны для входа немусульманам. В результате, стометровая очередь на вход – это вполне обыденное явление.

Попав на Храмовую гору, можно посмотреть на мечеть Купол Скалы снаружи. Внутрь могут пройти только мусульмане.

Проверяют вероисповедание просто – просят прочитать первую суру Корана, которая носит название “Аль-Фатиха”.

В пятницу вход на Храмовую гору немусульманам закрыт. Для мусульман это священный день недели, как Шабат для иудеев. Также немусульман сюда не пускают во время всех исламских праздников.

Время работы

Храмовую гору можно посетить:

В летние месяцы: с 8-30 до 11-30 и с 13-30 до 14-30;

В зимние месяцы: с 7-30 до 10-30 и с 12-30 до 13-30.

Такой сложный график связан с расписанием молитв.

Как добраться

Нужно добраться до Старого города. Проще всего это сделать на такси, но израильское такси – удовольствие дорогое.

Можно доехать сюда на скоростном трамвае (на фото справа), это удобно, так как маршрут у него всего один, не ошибетесь. Остановки: Damascus Gate или City Hall, стоимость проезда – 5,9 израильских шекелей. Еще один вариант – автобус. Цена билета также 5,9 шекелей, рядом со Старым городом останавливаются автобусные маршруты: 1, 2, 3 и 21.


Оказавшись в черте Старого города, сориентироваться легко, так как Купол Скалы видно отовсюду. Вход для туристов находится около площади Стены Плача и называется “Магрибские ворота” или “Марокканские ворота”.

Настоятельно рекомендуем приходить сюда за час до открытия и занимать очередь, чтобы точно успеть попасть внутрь. Контроль безопасности длится долго, и очередь двигается медленно, можно просто не успеть войти до закрытия.

Источник: jj-tours.ru

Мечеть Купол Скалы, или Куббат-ас-Сахра – святое для мусульман место на Храмовой горе.

Легендарное сооружение имеет огромное значение как религиозная святыня, архитектурный памятник и туристическая достопримечательность.

Узнаваемый облик Куббат-ас-Сахра с позолоченным куполом, возвышающимся в центре Храмовой горы, приобрёл такую популярность, что иногда его даже принимают (по незнанию или недоразумению) за другую мечеть, а именно за мечеть халифа Умара – Аль-Акса, находящуюся немного в стороне, буквально в нескольких десятках метров к югу.

Оба сооружения является целостным комплексом Харам аль-Шариф.

С момента своего создания Купол Скалы или в арабском произношении Куббат ас-Сахра, предназначена для того, чтобы предохранять сакральную скалу, связанную с именем пророка Мухамедом.


Первое сооружение здесь появилось в 687-691 годы при халифе Аб аль-Малике.

Здание неоднократно перестраивалось, оно повреждалось пожарами и страдало от землетрясений. Несколько раз Куббат ас-Сахра меняла свое назначение в зависимости от того, кто правил в Иерусалиме.

В 1099 году крестоносцы водрузили над куполом крест и организовали здесь христианскую церковь Templum Domini. Полумесяц восстановили на мечети в 1187 году, когда Саладин вернул власть над Иерусалимом мусульманам.

Купол Куббат ас-Сахра расположен над Краеугольным камнем, который ещё называют Камнем Основания.

Этот небольшой осколок скальной породы, имеющий длину около 18 метров, ширину – 13,5 метра и высоту всего не более 2 метров, приобрёл разный сакральный смысл в разных религиях.

Название Краеугольный Камень или Камень Основания богословские философы объясняют тем, что данная скала была создана первой, а затем вокруг неё сотворён весь остальной мир.

В иудаизме утверждается, что скала служила местом, где Авраам должен был совершить жертвоприношение своего сына Исаака. Здесь же по утверждению богословов находился Первый храм, а небольшая пещера в Краеугольном камне – это место, где сохранялся Ковчег Завета.

По мнению иудейских богословов, Куббат ас-Сахра построена там, где стоял Второй храм, который римляне разрушили в 70 году.

Мусульмане утверждают, что пророк Мухаммед вместе с архангелом Джабраилов был перенесен крылатым конем из Мекки в Иерусалим, и вознесся отсюда к Аллаху.

Это путешествие, совершенное ночью, и последующее вознесение на небо мусульмане называется Исра и Мирадж. Здесь хранятся и доказательства происшедшего чуда – отпечаток руки Джабраила и три волоска из бороды Мухаммеда.

Купол Скалы – это воплощение одного из первых образцов мусульманской архитектуры. Здание имеет восьмиугольную форму и отличается пропорциональными пропорциями.

Оно возводилось под руководством двух мастеров из Иерусалима, которые во многом следовали традициям строительства христианских храмов Византии.

Всё сооружение находится на возвышении, к которому ведут несколько лестниц. В здание можно зайти через четыре входа с портиками, сориентированными на четыре стороны света.

Многие правители вносили свой вклад в убранство Купола Скалы. Нынешний облик Куббат ас-Сахра в основном приобрела в XI веке. Серьёзные перестройки сделаны в XVI столетии при султане Сулеймане I Великолепном.

Интерьер расписан затейливыми мозаичными растительными и геометрическими орнаментами, стены украшают изречения из Корана.

Нижняя часть фасада выложена мрамором, а сверху здание облицовано плиткой, которая при первом приближении кажется голубой, но в зависимости от освещения и угла зрения отчётливо просматривается игра зеленого, черного, белого, желтого и различных оттенков синего цветов.

Король Иордании пожертвовал 80 килограммов золота па позолоченный купол мечети, и сегодня он хорошо виден из всех мест Старого города.

Диаметр купола составляет чуть более 20 метров и высота 30 метров. Это не самое большое сооружение подобного рода. Однако здание Куббат ас-Сахра, находящееся в центре огромной и, по большей части пустынной площади, как бы посредине мира, производит сильное впечатление.

Главная реликвия Купола Скалы – Камень Основания находится в центре мечети. Его разрешается только созерцать, поэтому вокруг установлена позолоченная решётка.

Если знать архитектурные стили, то сразу бросается в глаза, что решётка представляет собой образец готического стиля и не соответствует остальному внутреннему убранству. Парадокс объясняется просто – решётка здесь осталась от крестоносцев.

Паломники-мусульмане соблюдают традицию и обходят Краеугольный Камень семь раз.

Камень Основания окружён шестнадцатью колоннами, образующими круг. Четыре самые массивные из них поддерживают купол. Восьмиугольную форму создают колонны внешнего ряда. Все они изготовлены из мрамора зелёного и фиолетового оттенков.

Капители колонн позолочены, несущие балки и обналичники четырех дверей покрыты позолоченными бронзовыми пластинами, украшенными чеканкой.

Сверху падает свет сквозь голубые, розовые и жёлтые витражи. Отражаясь от колонн, разноцветных мозаичных плиток и позолоты, свет создает неповторимую игру красок.

Пройти на Храмовую гору, которая окружена стеной, могут представители всех религий. В стене существует в общей сложности одиннадцать ворот, однако не мусульманам разрешен проход только через Магрибские ворота, находящиеся около Стены плача.

Посещение Храмовой горы осуществляется по сложному графику, что объясняется расписанием совершения намаза. Мечеть Купола скалы продолжает функционировать, к тому же она является женской мечетью.

Храмовая гора на протяжении всей своей истории была местом раздоров и открытых столкновений между иудеями, мусульманами и христианами. Никто не готов «поступаться принципами», и новейшая история не является исключением.

В прошлом столетии и уже в XXI веке здесь не один раз совершались террористические нападения.

В связи с этим существуют строгие меры безопасности, и каждый входящий на Храмовую гору подвергаются тщательному обыску.

Для осмотра достопримечательностей туристы покупают единый билет, дающий право увидеть Купол Скалы, мечеть Аль-Акса и Музей исламского искусства, находящийся уже за пределами Храмовой горы.

Источник: 29palms.ru

Куббат ас сахра

После многолетних споров и научных дискуссий израильская исследовательница предлагает новое объяснение причин, по которым мечеть «Купол Скалы» была возведена на Храмовой горе.

«Купол Скалы» («Кипат ха-села» на иврите, «Куббат ас-Сахра» на арабском), сооружение, которое ассоциируется с Иерусалимом более 1300 лет, никак не дает покоя ученым, занимающимся исследованиями древнеисламского периода. Историки многие годы пытаются выяснить цель, с которой было возведено это великолепное здание.

После того, как устоялись две версии строительства «Купола Скалы» на Храмовой горе в 661 году новой эры, израильский историк публикует третью версию, которая вновь путает все карты.

Согласно мнению ряда ученых, халиф Абдель-Малик ибн Маруан из династии Омейядов решил построить мечеть «Купол Скалы», чтобы превратить Иерусалим в альтернативный Мекке центр паломничества мусульман. В то время в Мекке правил Абдалла ибн аз-Зубайр, который поднял восстание и воцарился в этом святом для мусульман городе.

По версии других ученых, Абдель-Малику было необходимо возвести такое мусульманское сооружение, которое могло бы конкурировать с роскошными церквями, построенными в Иерусалиме христианами, и утвердить власть ислама в городе.

Доктор Милка Леви-Рубин в статье, опубликованной в вестнике института «Яд Бен-Цви», утверждает, что мечеть «Купол Скалы» была построена для того, чтобы утвердить региональный статус Иерусалима, как святого города. Причем в противовес вовсе не Мекке, а Константинополю – столице Византийской империи. Для этого мусульмане воспользовались традициями древних иудейских строителей. По версии Леви-Рубин, архитекторы «Купола Скалы» видели себя продолжателями дела еврейских царей Давида и Шломо (Соломона) – и создавали эту мечеть, как некую реинкарнацию еврейского Храма. Леви-Рубин утверждает, что «Купол Скалы» следует оценивать не только сквозь призму Каабы в Мекке или Храма Гроба Господня в Иерусалиме, но и сквозь призму противостояния Омейядов и Константинополя с его роскошным Собором Святой Софии.

Унижение Иерусалима

Между IV и VII веками новой эры Иерусалим был для Византийской империи важнейшим городом, как место, связанное с деятельностью Иисуса. В нем строились гигантские церкви, в него устремлялись толпы паломников. Но город был вынужден конкурировать со столицей Византии Константинополем, который начал утверждать себя, как «Новый Иерусалим». Определенный намек на это соперничество можно найти в древней легенде, по которой правитель Иерусалима решил отправить в качестве дара в Константинополь святой камень, на котором произошло успение матери Иисуса Марии, но камень «отказался» покидать город, и правитель был вынужден поместить его в Храм Гроба Господня.

Соперничество между двумя городами достигло пика в VI веке, когда византийский император Юстиниан завершил строительство самого большого и роскошного христианского храма того времени — Собора Святой Софии в Константинополе. Источники того времени относились к этому собору, как к символу, призванному заменить Храм царя Шломо в Иерусалиме.

Более поздний источник утверждает, что по окончании строительства Собора Святой Софии император Юстиниан сказал: «Я победил тебя, Соломон!», и даже приказал поставить возле входа в Собор статую еврейского царя в знак великой победы христианства. Собор был назван «Божественным престолом», и в него из Иерусалима был доставлен обломок Священного креста. В 638 году соперничество двух городов сошло на нет: Иерусалим был завоеван мусульманами, а Константинополь превратился в мировой центр христианства.

Многие исследователи уже указывали на связь новых мусульманских правителей Иерусалима с еврейскими традициями этого города в целом и Храмовой горы, в частности. Завоеватель Иерусалима Умар ибн аль-Хаттаб поднялся на Храмовую гору в сопровождении новообращенного иудея и с ужасом увидел, что христиане превратили это место в мусорную свалку. В желании унизить и осквернить Иерусалим они зашли так далеко, что византийские женщины посылали туда грязное белье, чтобы оно было брошено на Храмовой горе. Так, во всяком случае, свидетельствует мусульманский источник VIII века «Хвала Иерусалиму». Как считает доктор Леви-Рубин, осквернение святого места и «наглость» христиан, возмечтавших провозгласить Константинополь «Новым Иерусалимом» стали, наравне с другими мотивами, основанием для грандиозного строительного проекта на Храмовой горе.

«В этот период противостояние между Византией и мусульманами было в самом разгаре, — пишет Леви-Рубин, — и мусульмане все еще не оставляли надежд захватить Константинополь. Это было продиктовано не только политическими мотивами, но и религиозными, в частности, тем, что Константинополь был крайне высокомерен, провозгласив себя «Новым Иерусалимом», а свой Собор — престолом Всевышнего, и сознательно осквернив Храмовую гору».

Свидетельства этому приведены в трудах историка Х века Мухаммада ибн Джадида ат-Табари. «И послал Всевышний пророка в город, погребенный под мусором, и сказал ему: Ори Шалем (или Иерусалим), Фарук (прозвище Умара ибн аль-Хаттаба ) придет к тебе и очистит тебя от скверны. А другой пророк был послан в Константинополь. И возвестил он с вершины холма: «Эй, Константинополь! Что сделали твои люди моему дому? Зачем ты истолковал Священное писание против моей воли?» И далее ат-Табари приводит пророчество о разрушении Константинополя за грех, который он совершил в Иерусалиме.

«Купол Скалы» — во всех смыслах уникальное сооружение. Это не классическая мечеть, а здание, построенное в римско-византийском стиле. По своему внутреннему строению оно напоминает структуру римского Пантеона. В первые годы своего существования «Купол скалы» отличался от обычной мечети и по роду деятельности, которая в нем велась. Многие исследователи настаивают на том, что деятельность в «Куполе Скалы» во многом опиралась на иудейские обычаи и традиции. О них упоминается в книге «Хвала Иерусалиму». Там говорится о молитвах с использованием благовоний, о ритуальной чистоте, о религиозных службах и даже о церемониях по понедельникам и четвергам, явно напоминавших еврейскую традицию чтения Торы в эти дни.

В топонимику Иерусалима проникает и еврейский язык, святые места получают названия Бейт аль-Макдис и Гейхал, которые указывают на место, где находился иудейский Храм. «Были и иудеи, и христиане, которые принимали участие во всех этих церемониях, — пишет доктор Леви-Рубин. – Их всех объединяло желание вернуть святость городу, который был злонамеренно осквернен византийцами».

По мнению доктора Леви-Рубин, гибридная религиозная природа «Купола Скалы» стала исчезать к концу VII века, когда мечеть приобрела ярко выраженный мусульманский характер, который она имеет и в наши дни. В тот период происходит сближение Иерусалима и Мекки, крепнет вера в то, что именно с этого места пророк Мухаммед вознесся на небеса. Мечеть, которая была воздвигнута рядом с «Куполом Скалы», получила имя «Аль-Акса», а впоследствии это название распространилось и на весь комплекс мусульманских зданий на Храмовой горе, занимающих площадь в 144 дунама (1 дунам – 0,1 га). Что же касается причин, которые подвигли мусульман на строительство «Купола Скалы», то они, вероятно, еще долгие годы будут занимать умы исследователей и вызывать жаркие споры.

Нир Хасон, «ХаАрец», Е.С.

Источник: grimnir74.livejournal.com

Помимо религиозного значения, является одним из древнейших и красивейших памятников раннего исламского зодчества, имея правильные пропорциональные очертания и внутренний богато украшенный узорчатый мозаичный орнамент. Мечеть построена во времена правления династии Омейядов рядом с мечетью Аль-Акса на вершине Храмовой горы (гора Мориа) в Иерусалиме, священной для мусульман, иудеев и христиан. Золотой купол Куббат ас-Сахра виден издалека и является символом Иерусалима. Часто ошибочно отождествляют Купол скалы с Мечетью Омара (Аль-Акса).Куббат ас-Сахра и Аль-Акса два совершенно разных исламских храма, однако вместе они составляют единый комплекс — Харам Аш-Шариф. Мечеть Куббат ас-Сахра был построена в Иерусалиме в 687-691 гг. двумя инженерами-арабами Раджа бен Хайва и Язид бен Салям по повелению омейядского халифа Абд аль-Малика на месте разрушенного римлянами Иерусалимского храма. Здание многократно перестраивалось, страдало от землетрясений и нашествий.С 1250 г. Купол Скалы принадлежит мусульманам. Внутри купола находится часть скалы, с которой, по преданию, пророк Мухаммад совершил мирадж — «прыжок в небо».Архангел Гавриил (Джабрил) разбудил пророка ночью в Мекке и Пророк Мухаммад перенесся на крылатом коне Аль-Бураке (Молния) в Иерусалим, где молился в мечети Аль-Акса и затем с места, на котором стоит Купол Скалы, поднялся по лестнице на небеса и предстал перед Аллахом и получил завет мусульманской веры.В Куполе Скалы хранится отпечаток стопы Мухаммада и три его волоска. Считается, что эта скала и является Камнем Основания или Краеугольным камнем на Храмовой горе, над которой располагалась Святая святых Иерусалимского храма, т.е. краеугольным камнем мироздания, поскольку именно с неё Господь начал Сотворение мира. Вокруг скалы по периметру стоят 4 мощных столба, держащих купол и множество легких изящных колонн.Нынешний купол имеет 20 м в диаметре, его высота 34 м.Число архитектурных элементов каждого вида строго кратно четырем — священному числу мусульман. Куббат ас-Сахра является одним из древнейших и красивейших памятников раннего исламского зодчества, имеет правильные пропорциональные очертания и богато украшенный узорчатый мозаичный орнамент.Зодчим удалось создать здание, царящее над городом… Сейчас Купол Скалы не используется в качестве мечети. Это архитектурный памятник, оберегающий камень, с которого вознёсся пророк Мухаммед. Интерьер поражает великолепием: стены облицованы узорчатым мрамором, покрыты мозаикой, капители колонн позолочены, балки и притолоки четырех дверей обшиты бронзовыми пластинами с чеканкой и позолотой. Строго соблюдена характерная для ислама бело-сине-зелено-золотая гамма. Когда стоишь рядом и любуешься этим великолепием, то просто чувствуешь с свою сопричастность с Библейскими временами, как потомка…Приходите к этим Святым местам и сами ощутите это…

Источник: yandex.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.