Доминирующая религия Кубы — христианство. По утверждению Римской католической церкви, 60 % жителей страны являются ее последователями. Однако христианство на Острове Свободы в большинстве случаях видоизменено под воздействием традиций африканского народа йоруба, завезенного на Кубу во времена работорговли. В результате синтеза католических положений и африканского культа образовалось несколько вариантов своеобразного религиозного направления, названного сантерией. Последователи этой традиции предпочитают именоваться лукуми, и, возможно, эта синкретическая религия наиболее распространена среди кубинского общества.

На острове присутствует еще несколько религиозных направлений с меньшей численностью последователей, а также немалый процент атеистического населения.

Католицизм

По мнению Римско-католической церкви 60 % населения Кубы составляют католики, из которых только 5 % регулярно посещают мессу. Однако, по данным независимого исследования Pew Research Center 59,2 % кубинцев — это общая доля христиан, включая все деноминации.


Католицизм сыграл важную роль в истории Кубы с момента, когда в 1492 году спустя несколько дней после прибытия в Новый Свет Колумба остров был обнаружен. С 1511 года началась колонизация: конкистадор Диего Куэльяр основал католическую церковь на Кубе с первым священником Бартоломе Касасом, известным как «защитник индейцев». С тех пор католическая религия на Кубе стала верой большинства людей, населявших остров.

Однако после прихода Фиделя Кастро к власти в 1959 году на церковную деятельность были наложены ограничения и даже запрещены рождественские праздники. После окончания холодной войны атеистические принципы, изложенные в кубинской конституции, были устранены. Католики получили возможность вступать в партию с 1990 года. Рождество стало национальным праздником с 1998 года, и в тот же год Папа Иоанн Павел II совершил официальный визит на Кубу, встретившись лично с Фиделем Кастро. В 2012 Бенедикт XVI также посетил остров и стал гостем Фиделя и Рауля Кастро.

Другие деноминации христианства

Протестантская религия на Кубе была введена британцами с 1741 года и особенно распространилась после завоевания западной части острова британцами в 1762 году. С 1990 годов, эпохи церковного роста в государстве, названной Великим пробуждением, количество протестантов значительно увеличилось и к 1998 году достигло 400 000 активных последователей, по сравнению с 500 000 католиками, посещающими службу. В последние десятилетия в стране наблюдается быстрый рост евангельских протестантов, членство которых сегодня оценивается в 5 % от общего населения, включая баптистов, пятидесятников, пресвитерианцев, англиканцев, методистов и лютеран.

Другие христианские конфессии представлены Греческой Православной Церковью, Русской Православной Церковью, а также маргинальными движениями Свидетелей Иеговы и Церкви мормонов.

Santería


Куба является колыбелью такого явления как сантерия — переплетение христианства, западноафриканских и некоторых индейских культовых традиций. На протяжении XVI – XIX веков для работы на сахарных плантациях на остров было завезено много рабов народности лукуми (йоруба), родом из западной Африки. Они отличались особым трудолюбием и мягким нравом, потому их число составило в итоге около 34 % от общего количества рабов на Кубе. Религия сантерия развилась из культа этих племен, смешавшись при этом с элементами христианства, что позволило рабам сохранять свои традиционные убеждения и проявлять практику католицизма.

Например, La Virgen de la Caridad del Cobre (Богоматерь Милосердия) является католической покровительницей Кубы, считается ее символом и очень почитается населением острова. Сантерией она была соотнесена с африканской богиней Очун, день которой теперь совпадает с важным кубинским праздником Богоматери Милосердия 8 сентября. Другой пример: варианты этой религии практикуются сектами Пало-Монте и Абакуа, которые проводят большую часть своей псевдокатолической литургии на африканских языках.

Согласно докладу Госдепартамента США, до 80 % населения острова, так или иначе, прибегает к услугам людей, практикующих сантерию, будь то консультация, гадание, исцеление или ворожба.

Иудаизм


Кубинцы прослеживают иудейское происхождение к марранам (анусим), насильно обращенным в христианство испанским и португальским евреям, которые пришли на остров как колонисты или корсары. Однако мало кто из их потомков практикует иудейское вероисповедание на Кубе сегодня. Более 24 000 евреев жили на острове в 1924 году, и большое число иммигрировало в страну в 1930 годах. Но после коммунистической революции 1959 года 94 % евреев уехали в Соединенные Штаты и другие страны, а на Кубе в 2007 году насчитывалось около 1500 человек иудейского сообщества, пребывающего преимущественно в Гаване. С тех пор еще несколько сотен эмигрировало в Израиль.

Мусульманство

Ислам пока не многочисленная религия на Кубе. В какой-то момент в стране сосредоточилось около 1500 – 2000 студентов ближневосточных стран, преимущественно из Пакистана. В 2001 году помощник генерального секретаря Мусульманской лиги мира (MWL) прибыл на остров для переговоров о разрешении кубинскими властями на создание исламской организации, которая бы оказывала поддержку кубинской мусульманской общине. Также целью визита было получение разрешения на строительство мечети и центра для распространения исламской культуры. Согласно отчету американского Исследовательского центра Pew за 2009 год, на острове находилось 9000 мусульман, которые составляли 0,1 % населения. По состоянию на 2012 год большинство из почти 10 000 кубинских мусульман были обращенными исламистами.

По состоянию на июль 2015 года, Фонд по делам религий Турции открыл первое молитвенное помещение для кубинских мусульман, а также финансировал строительство первой мечети на Кубе.


Другие духовные направления

Какая на Кубе религия представлена верующими меньшинствами? Таковых в стране совсем немного. По духовным убеждениям 0,1 % жителей государства распределяется между последователями индуизма, веры Бахаи, буддизма и некоторых неорелигий. На верующее сообщество китайского народа приходится 0,2 % от всего населения острова. Следует добавить, что 18,0 % кубинцев объявили себя агностиками, а 5,1 % заявили, что они атеисты.

Источник: FB.ru

История

После коммунистической революции 1959 правительство Кубы ограничило религиозную практику; это привело к преследованию многих католиков в университетах и на рабочих местах. правительство признает право граждан выразить и практиковать любую религиозную веру в рамках уважения к закону.

С 1957 до 1961 восемьдесят процентов профессиональных католических священников и протестантских министров оставили Кубу для Соединенных Штатов. Отношения между новым правительством и конгрегациями стали напряженными, и новое кубинское правительство очень ограничивало и подозрительное к церковным операциям, обвиняя их в сотрудничестве с ЦРУ во время залива вторжения Свиней в апреле 1961 и для запаса рук для «контрреволюции».


В соответствии с традиционной антирелигиозной доктриной марксистско-ленинской идеологии, государство приняло политику продвижения атеизма. Баптист Пастор Клара Родес Гонсалес говорит в брошюре, что она создала это, Комитеты по Защите Революции заявили, что «для Ваших детей не хорошо пойти в церковь» и ее дальнейшие требования, что это «религиозные верования рассматривалось как реакционер, обратный, неосведомленный, суеверный.

Исследования появились, который попытался связать относящиеся к темнокожим кубинцам религии с психическим заболеванием. Кампания за уничтожение расовой дискриминации на Кубе была (и все еще), используемый в качестве территории, чтобы запретить создание относящихся к темнокожим кубинцам учреждений, потому что выполнение так было маркировано как в расовом отношении аналитическим.

Пастор Клара Родес Гонсалес утверждает, что «мы перенесли дискриминацию в школах и на работе».

Десятилетие после 1960-х было бурным, и много сторонников приняли решение скрыть свою веру в ответ на государственное преследование. Много родителей не хотели обременять своих детей трудностями, которые они унаследовали бы, если бы они были окрещенными христианами, и поэтому не поднимали их как таковой. Митрополия Гаваны в 1971 сообщила о только 7 000 крещений. В 1989 это число увеличилось до 27 609 и в 1991 до 33 569.


В 1985 Государственный совет в Гаване издал бестселлер под названием Fidel y la Religion, который был сжатой транскрипцией 23 часов интервью между Фиделем Кастро и бразильским монахом теологии освобождения по имени Фрай Бетто, O.P. Он взял на себя ответственность за исключение неатеистов от членства в коммунистической партии на том основании, что:

В годах после краха Советского Союза, государство приняло более примирительное положение к религии и уменьшило ее продвижение атеизма. В ноябре 1991 коммунистическая партия начала позволять сторонникам в ее разряды. В июле 1992 конституция была исправлена, чтобы удалить определение Кубы, как являющейся государством, основанным на марксизме-ленинизме, и статья 42 была добавлена, который запретил дискриминацию на основе религиозной веры. Небольшим центрам вероисповедания по закону разрешили существовать снова.

Тем не менее, к началу 1990-х, после трех десятилетий государственного атеизма, кубинское общество стало почти полностью секуляризуемым. Еженедельное посещение церкви на острове 11 миллионов было оценено в пределах 250 000 или приблизительно 2% населения (с ровным подразделением между католиками и протестантами). У Кубы было меньше священников за жителя, чем какая-либо другая латиноамериканская страна.


С 1992 ограничения были ослаблены, и прямые проблемы государственными учреждениями к праву верить ослабленный несколько, хотя Римско-католическая церковь все еще сталкивается с ограничениями письменного общения и электронной коммуникации и может только принять пожертвования от одобренных государством источников финансирования. Римско-католическая церковь составлена из Cuban Catholic Bishops' Conference (CCBC), во главе с Хайме Лукасом Ортегой y Алэмино, Кардинальный архиепископ Гаваны. У этого есть одиннадцать епархий, 56 заказов монахинь и 24 заказа священников.

Конференция кубинских Епископов сильно подвергла критике американское эмбарго против Кубы и утверждала, что все население пострадало от него. Конференция Соединенных Штатов католических Епископов была под влиянием этого и привела доводы в пользу исключения продуктов питания и лекарств от эмбарго.

В январе 1998 Папа Римский Иоанн Павел II нанес исторический визит в остров, приглашенный кубинским правительством и Католической церковью на Кубе. Он подверг критике американское эмбарго во время своего визита.

20 октября 2008 первая Русская православная церковь на Кубе открылась во время официальной церемонии, посещенной Раулем Кастро.

Согласно собственным числам Католической церкви, только 6% всего населения, как полагают, практикуют католиков. Приблизительно 11% населения практикуют протестантов (число группируется членство в обоих кубинских Советах

Церкви и non-CCC наименования также). По контрасту приблизительно 80% населения думаются быть включенными до различных степеней в области относящихся к темнокожим кубинцам религиозных методов.

Санктерия на Кубе


Прибытие и выносливость Санктерии (также известный как Regla de Ocha) на Кубе следуют из многократных факторов содействия. Корни Санктерии происходят от Нигерии и транспортировались в Кубу посредством людей Lucumi. Однако люди Lucumi только состояли приблизительно из 8% полного рабского населения на Кубе с 1760 приблизительно до 1850.

С такими низкими числами, чтобы догнать, религия была под постоянной атакой в форме растворения через более доминирующие числа в форме репродуктивного аутсорсинга и жестокости, причиненной через занятость рабства.

Между 1800 и 1850 почти все население на Кубе состояло из людей африканского происхождения. Этот фактор создал сомнения для владельцев плантаций из-за напряженных отношений среди рабского населения. Рабская конкуренция в конечном счете привела к постоянно повышающейся потере в производстве. Метод для борьбы с потерями привел к этому, увеличение населения Lucumi будет служить плантации лучше всего. Люди Lucumi, как было известно, были тружениками и умеренный манерный.

Как результат увеличивающегося импорта рабов население Lucumi поднялось резко приблизительно до 34%. Приписывание увеличению Санктерии состояло в том, что много других рабов и почетных граждан начали практиковать религию Санктерии, таким образом увеличив промежуток влияния и присоединения более разнообразным способом.


сположение колониализма принесло значительное напряжение на всех религиях за пределами католицизма. В течение 90-летнего промежутка Lucumi поддержал практику религии Санктерии. Религия Санктерии охватывает жертвенную еду, песню, танец, костюмы, духовные божества и использование экспонатов. В начале Lucumi и другие поклонники Санктерии должны были бы практиковать в тайне.

Они создали бы поспешные области, в которых они проведут structuralized практику Санктерии и возвратятся к их колониальной жизни после. Однако практика Санктерии на более регулярной основе имеет место не на сахарных плантациях, а в городских районах. syncretism, который модернизировал Санктерию, был введен, когда первоклассные мулаты должны были найти способы облегчить болезни, такие как напряжение или болезнь. Не было никакой формальной медицинской помощи, доступной сообществу в то время. В свете этого расположения первоклассный Mulattoes, вынутый из любых ресурсов, которые они могли найти. Они использовали методы образованных христианами рабов с относящимися к темнокожим кубинцам целителями и испанским curanderos.

Относящиеся к темнокожим кубинцам целители и испанский curanderos служили единственными врачами на Кубе и были ответственны за рассмотрение и черно-белое население. Расстояние между городом и сельской местностью сделало очень трудным для рабов участвовать в syncretism Санктерии с католицизмом и христианством. Это происходило из-за географии. Большинство европейских религиозных церквей было расположено, городские районы или города и посетить услуги потребуют путешествия по большим расстояниям, которые вмешались бы в сахарное производство. В рабах городских районов, работавших рядом с почетными гражданами и Белыми кубинцами в менее ограниченной атмосфере.


Они образовывались и доверялись, чтобы выполнить квалифицированный труд и давались большую ответственность. Они служили во многих разнообразных рабочих местах, которые действовали как катализатор для syncretism Санктерии с католицизмом и христианством. Не каждый раб на Кубе выполнил занятость рабства. Cimmarones, поскольку кубинские рабовладельцы маркировали их, были группой рабов, которые сбежали из захвата и сформировали сообщества, состоящие из тысяч людей. Они нашли убежище в дикой местности и горах Кубы, где они поддержали практику Санктерии. Их рассмотрели, очень серьезная угроза колониальному правительству держатся рабство и притеснение.

Беглые рабы смогли уклониться от захвата и обеспечить помощь и приют другим сбежавшим рабам. Со временем они разработали средства общаться с другими окружающими секретными лагерями через рабов плантации и дружелюбных Белых кубинцев. Другие рабы и почетные граждане, которые жили в сельских районах, сформировали тайные общества и группы, в которых они осуществили свои религиозные верования Санктерии из общественного мнения, чтобы избежать колониальной реформы и притеснения. После отмены рабства Паленке учреждение Беглых рабов было преобразовано в город под названием El Cobre после выживания в течение пятидесяти лет.

В религии Санктерии акцент сознательного существования связывает понимание природы, более высоких полномочий и каналов происхождения вместе через ритуальную практику и ясновидение. Круг — символ, который разделен на три секции, которые начинаются в ядре с людей и простираются в две других секции, являющиеся предками и наконец богословием. Значение людей во внутреннем основном стенде, чтобы представлять настоящий момент существования и понимающий в форме восприятия с в человеке, поскольку он или она может интерпретировать информацию, окружающую их.

Внешний слой предка представляет наследственное понимание, что человек несет с ними как источник того, как и почему интерпретировать ценности восприятия в пределах данной сферы. outmost слой представляет богословие, ценность знания, направления и понимая, что это приобретено от Orishas и личного опыта. Существование, которое представляет круг, не является фиксированной равниной понимания, но стоит как взаимозаменяемая когда-либо развивающаяся и вращающаяся сознательность и быть. Происхождение санктерии структурировано в связи через Родственники (группа семьи) с каждой Сиб, прослеживаемой до общего предка мужского пола, связывающего родословные с религией. «Было три различных маршрута для передачи вероисповедания Orisha. Ребенок мог унаследовать Orisha или от его матери или от отца и продолжить их вероисповедание его. В этом случае треугольные отношения существовали между ребенком, родителем и Orisha».

«Свидетели Иеговы»

С 2014 было приблизительно 96 000 активных «Свидетелей Иеговы» на Кубе (приблизительно 0,85% населения). С 1938 до 1947 число «Свидетелей Иеговы» на Кубе увеличилось с приблизительно 100 — 4 000. После Второй мировой войны членство на Кубе увеличилось до 20 000, и к 1989 было приблизительно 30 000 участников. Движение было запрещено на Кубе в 1974, и участники были заключены в тюрьму за их отказ военной службы. Во время Мариэли boatlift в 1980, приблизительно 3 000 Свидетелей уехали из Кубы. Их вытеснили, потому что «они продолжали поклоняться Богу своим собственным способом». В 1994 кубинское правительство освободило представителей Общества Башни Часов, и участникам разрешили встретиться в группах до 150 в Залах Королевства и других местах для вероисповедания. Филиал «Свидетелей Иеговы», с магазином печати, был открыт в Гаване в том же самом году. В 1998 Свидетелям разрешили встретиться в больших соглашениях в крупнейших городах на Кубе.

См. также

  • Евреи на Кубе
  • Ислам на Кубе
  • Христианство на Кубе
  • Протестантство на Кубе

Внешние ссылки

  • Куба закрывает христианский печатный станок среди применения суровых мер в отношении домашних церквей и диссидентов — христианское преследование
  • Чарльз Спенсер Кинг., «древняя религия природы» ISBN 978-1-4404-1733-7

Источник: ru.knowledgr.com

Вдали от ритмов Гаваны, в самом центре Кубы существует милый городок, несущий на себе глубокий след католицизма. Сьенфуэгос (250 км к востоку от столицы), жемчужина юга, как его называют кубинцы, был основан французами в 1819 году. На католиков здесь приходится почти две трети из 480 000 жителей, хотя в среднем по острову их обычно меньше половины. В 7 утра в соборе Непорочной Богоматери на службу уже собрались прихожане. Только вот один из них далеко не такой верующий, как остальные.

«Это агент МВД. Он каждый лень приходит наблюдать за нами. Раньше у нас был полицейский в форме. Он снимал ее перед тем, как прийти, но я его знал», — рассказывает прихожанин Рэнди. В чем смысл надзора? «Они знают, что церковь против них. Поэтому они делают все, чтобы помешать нам или, по крайней мере, не помогать. Храмы разваливаются».

Церковные власти оценивают восстановление собора в 3,7 миллиона кубинских песо (158 000 евро). Целое состояние для Кубы, однако на этом коммунистическом острове содержание церквей ложится на верующих. «Мы ведем работы вот уже десять лет. Рабочие приходят, а потом уходят на месяцы из-за более прибыльных контрактов в частном секторе», — объясняет Рэнди. Приходит время исповеди, и он сжимает в руке четки. «В городе ни о чем нельзя говорить. Там повсюду стукачи в штатском. Поэтому разговаривать я могу только с Богом», — объясняет он. Мнение людей в этой церкви (местным священником до недавнего времени был испанец, как и нынешний епископ) резко отличается от других провинций, где прихожане теперь считают, что их вера свободна.

Страсти шанговы

Любовь к Христу на Кубе все еще переплетена с афро-кубинскими религиями. Они прошли через века, бросив вызов терпевшим их испанским колонистам. Католические власти боролись с ними, видя в них соперников. Не без основания, поскольку даже католики зачастую исповедуют афро-кубинские религии, даже если и отрицают это. Так, христианка Жизель никогда не забывает почтить память предков, когда открывает новую бутылку рома. В чем состоит ритуал? Нужно капнуть напитком на порог.

Ключевую роль среди афро-кубинских верований играет сантерия. Она объединяет в себе католических святых и африканских божеств. В ней есть свои собственные боги, например, Шанго, бог войны и огня. Церемонии проходят в домах священников «бабалао». «Это колдовство», — говорит Жизель, чей дед был одним из главных бабалао на востоке острова. В отличие от других культов, у мирной сантерии нет политических планов. Тем не менее это не мешает ей становиться все меркантильнее в лице своих советников «падрино». «Требование падрино денег за прием верующих стало недавним явлением. Это искажение религии наблюдается уже около 15 лет», — говорит верующий Энрике. Весьма трезвое суждение при том, что взгляд кубинцев на духовную жизнь может показаться удивительным. «Существует три религии: христиане, бабалао и палеро (другой афро-кубинский культ), — рассказывает молодая медсестра Мэйлин. — Христиане помогают понять веру, бабалао дают советы о жизни, а палеро занимаются смертью. Я сама читаю Новый Завет. Он всегда лежит у меня под матрацем, но я не закрыта для других религий, когда они помогают мне».

Какова позиция государства по отношению к религии? В вышедших в 1980-х годах «Беседах о религии» Фиделя Кастро с бразильским доминиканским священником Фреем Бетто (Frei Betto) отмечается следующее: «Не было никаких проблем с анимистами и прочими. (…) Некоторые протестантские церкви вроде «Свидетелей Иеговы» (организация запрещена в РФ — прим.ред.) столкнулись с напряженностью после революции. (…) Мы имели дело с проповедями, которые выступали против военной службы». Куда большая напряженность в отношениях возникла у Гаваны не со «Свидетелями Иеговы», а с католическими властями. До революции кубинское духовенство было по большей части испанским и поддерживало режим Батисты. Участие нескольких священников в операции в заливе Свиней, которая была организована ЦРУ в 1961 году, резко накалило обстановку. Фидель отправил сотни священников в жуткие трудовые лагеря. В статье 8 конституции 1976 года четко прописано, что «государство признает, уважает и гарантирует свободу вероисповедания», однако только визит папы Иоанна-Павла II в 1998 году позволил католицизму вернуть себе свободу при условии, что он воздержится от враждебных позиций.

В 2010 году духовенство даже поддержало режим во время очистки занятых диссидентами церквей. По мере приближения к Богу Кастро отзывались о католической вере исключительно в положительном ключе, и Ватикан даже сыграл роль посредника в сближении США и Кубы. Как бы то ни было, это оказалось лишь видимостью. В начале 2018 года церковь раскритиковала режим и будущую конституцию (должна быть принята в феврале 2019 года) за ограничения свободы. В частности кубинские католические власти призывают правительство прописать право на плюрализм политических взглядов. После многих взаимных политических претензий церкви и власти время примирения еще не пришло, тем более что все еще помнят о старых обидах.

В отличие от пятидесятников, баптистов и «Свидетелей Иеговы», которые занимаются раздачей еды и одежды, католической церкви обычно нечего предложить, кроме духовной пищи, которая далека от продовольственных проблем кубинцев. Финансируемые американскими верующими евангелические культы привлекают все больше людей в ущерб католицизму. Притягивают они и своей музыкальностью, что особенно важно в стране, где религия должна нести радость. Кроме того, эти зачастую нелегальные церкви пользуются доверчивостью верующих. «Преподобный был мошенником. У него было несколько любовниц, и он сбежал с пожертвованиями», — рассказывает Гладис, прихожанка методистской церкви.

Возрождение маленьких культов

Лидеры евангелических культов долгое время находились в тени, однако вновь вышли на первый план этой осенью. Статья 68 будущей конституции открывает путь для однополых браков, что привело их в ярость. «Брак — это добровольный союз двух людей (…) с целью совместной жизни», — гласит статья. Лидеры двух десятков евангелических течений собрались в сентябре для выработки общей позиции: «По учению божьему, семья должна считаться священным институтом, формируемым исключительно союзом мужчины и женщины». Вопреки ожиданиям этот призыв был услышан. Статью 68 отменили, хотя кубинское общество терпимо относится к гомосексуалистам, а дочь Рауля Кастро Мариэла уже не первый год выступает за права ЛГБТ-сообщества.

Хотя «большие» религии находятся под надзором власти, режим понял стратегический интерес привлечения на свою сторону маленьких культов. В 2003 году Фидель Кастро подарил Греческой православной церкви храм в старой Гаване. В 2008 году он поддержал строительство православного Храма Казанской иконы Божией Матери, чтобы укрепить ослабшие связи с Россией. Есть в столице и две синагоги. Хотя Рауль Кастро участвовал в праздновании Хануки в 2010 году, иудейская община Кубы сильно поредела по сравнению с дореволюционным периодом: около 1 000 человек против 15 000 до 1959 года. Отношения Кубы с Израилем до сих пор непростые: остров долгое время был прибежищем для палестинских активистов, тогда как Израиль — единственная страна, которая все еще голосует вместе с США за эмбарго в отношении Кубы.

Более динамичная мусульманская община состоит из потомков сирийских и палестинских иммигрантов. Во время визита в Гавану несколько лет назад президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пообещал профинансировать строительство мечети, которая была закончена в 2015 году. Хранитель готовится к полуденной молитве в пустой мечети: «Наша община насчитывает 3 000 верующих, прием многие по собственному решению приняли ислам. Как, например, я 17 лет назад. Этого мало, но на пятничную молитву тут собирается 300 человек».

Источник: inosmi.ru

Распространенность

Подсчитать количество последователей сантерии довольно сложно, и точных данных нет до сих пор. Обитают они на Кубе, в США и ряде других стран, где проживают переселенцы из Африки. Подсчитать число адептов этой религии сложно еще и потому, что многие из них ходят на службы в католические храмы и скрывают свое истинное вероисповедание.

История формирования

В ученых кругах эту религию называют синкретической, что указывает на ее происхождение и характер. Синкретизм — соединение, слияние разных вещей/явлений, в результате которого образуется некий третий «продукт», обладающий характеристиками всех входящих в него элементов. То же самое можно сказать и о сантерии.

Эта религия родилась из слияния языческих верований коренных африканских народов и католицизма. Все началось в XVI веке, когда из Западной Африки начали массово вывозить рабов. «Белые хозяева» пытались их обратить на Кубе в католичество, но эти попытки потерпели крах. Уж слишком сильно африканцы срослись с верой своих дедов-прадедов. Даже будучи официально обращенными, они продолжали тайно проводить языческие ритуалы.

За несколько веков такая практика стала обычной. Попытки обратить аборигенов Африки в католичество вылились в рождение новой религии, сантерии. Базой для нее стали верования народов йоруба и конго. Богослужения обычно проводятся с применением католической атрибутики, но почитаются как католические святые, так и духи-ориша из пантеона народа йоруба.

Уникальность религии кубинцев

На протяжении трех веков сантерия существовала как живой организм, претерпевая на пути формирования различные трансформации. Окончательно она сложилась лишь к XIX веку. Изучила и описала эту религию Лидия Кабрера, кубинская писательница и исследовательница афрокубинскогокультурного наследия.

Сейчас сантерия существует как уникальный симбиоз почитания предков, православных святых и духов-эманаций бога-творца Олодумаре языческого культа народа йоруба. Верующие ходят на католические мессы, в то же время практикуя традиционные африканские гадания Ифа и обряды Вуду. Огромное значение для этой культуры имеют спиритизм, жертвоприношения и ритуалы инициации.

Трижды в год кубинцы проводят церемонию «кормления священных камней» только что пролитой кровью жертвенных животных. Своеобразные мессы под бой барабанов проходят в доме жрецов-сантеро. На алтаре можно увидеть как изображения христианских святых, так и языческую атрибутику. Верующие исполняют ритуальные пляски, ожидая, когда на одного из присутствующих сойдет дух ориша.

Источник: zen.yandex.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.