Коряки

Коряки проживают на территории Корякского округа Камчатского края, а также Чукотского округа и Северо-Эвенcкого района Магаданской области.
Народ разделялся на две большие хозяйственно-культурные группы: береговые рыболовы и охотники на морского зверя (нымыланы), кочевые оленеводы (чавчувены).
В комплексном хозяйстве береговых коряков сочетались зверобойный промысел, рыболовство, сухопутная охота и собирательство. Основные виды промысловых животных — тюлени, моржи и киты. В пищу собирали клубни и луковицы съедобных растений, моллюсков, яйца диких птиц, ягоды, орехи.
Основа хозяйства кочевых коряков — крупнотабунное оленеводство (численность стад от 400 до 2000 голов). Оленеводы летом и зимой жили в переносных каркасных ярангах. Тип поселения — стойбище из нескольких яранг. Оседлые коряки сооружали полуподземные жилища.


КорякиЗимой передвигались на оленьих и собачьих упряжках. Нымыланы плавали по рекам и выходили в море на кожаных и долблёных лодках.
Традиционные домашние промыслы — обработка дерева, кости, металла, камня, растительное плетение, выделка шкур. Занятия строго разделялись на мужские и женские.
Одежду шили из шкур оленя и ровдуги (шкуры оленя без ворса, выделанной наподобие замши и окрашенной корой ольхи) нитками из сухожилий оленя, богато украшая орнаментом и подвесками. Верхняя одежда — кухлянка с капюшоном и нагрудником; женщины зимой надевали под неё меховой комбинезон. Традиционный головной убор — малахай, его форма отличалась у разных племенных групп.
Главные праздники были связаны с родом занятий: у береговых коряков это осенний благодарственный праздник кита/морских млекопитающих, праздник первой рыбы, праздник спуска байдары, у кочевых — осенний праздник возвращения оленьих стад, праздник рогов, зимний праздник встречи солнца. Мифический первопредок и культурный герой — проказник и шутник Ворон Куткинняку. Существовал семейный и профессиональный шаманизм.

Презентация «Люди моря и люди тундры» из цикла публикаций, рассказывающих о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на камчатской земле

Источник: kamlib.ru


Кто живет на камчатке

На земле Камчатки проживали и проживают такие малочисленные народы, как: Ительмены, Коряки, Чукчи, Алеуты, Айны, Эвены, Камчадалы. Интересно было бы узнать "в живую" особенность всех этих народностей, но во время последнего посещения Камчатки я буквально окунулся в традиции коряков.

Это основное население, обитающее на севере Камчатки с собственным автономным округом. На самом деле коряки никогда себя "коряками" то и не называли. Так, обитатели побережья всегда называли сами себя…

Фото 2.
Кто живет на камчатке

…нымыланами, что означает в переводе на русский язык — «обитатели оседлых селений», а кочевники, занимающиеся выпасом оленей в тундре, говорили о себе, как о «чавчувенах», что переводится просто «оленные люди»!

Так вот, в поисках фермеров и предпринимателей, которые взяли бесплатно землю по программе "Дальневосточный гектар" мы практически случайно наткнулись на этнокультурный комплекс и питомник ездовых собак "Авача Мэй"

По традиции небольшой видеообзор:


А дальше в формате фоторепортажа…

Фото 3.
Кто живет на камчатке

Вот что удивительно на Камчатке — куда не поверни голову везде офигительные виды!

Фото 4.
Кто живет на камчатке

Подъехав к территории комплекса внезапно на нас напали … щенки! Куча милых комков шерсти, которые буквально атаковали нас и физически и своей "мимишностью"!

Фото 5.
Кто живет на камчатке

Сначала щенки начали нас всех "тискать"

Фото 10.


Кто живет на камчатке

А потом мы похватали щенков и начали их тискать и фотографироваться с ними. Александр Кто живет на камчаткеzhzhitel зачем то схватил еще и череп то ли медведя, то ли оленя.

Фото 9.
Кто живет на камчатке

Пока хозяев не было на месте мы осматривали питомник.

Фото 6.
Кто живет на камчатке

Великолепные и абсолютно не злобные собачки привыкли к общению с туристами.

Фото 7.
Кто живет на камчатке

Фото 8.
Кто живет на камчатке

Фото 11.
Кто живет на камчатке

Сергей Анашкевич тестирует элементы корякского стойбища.

Фото 12.


Кто живет на камчатке

Вообще коряки замечательно разбираются в множестве домашних промыслов. Эти жители режут по дереву и кости, обрабатывают металлы, создавая известные по всему миру паренские ножи, а также изготавливают национальную одежду и ковры, вышивают бисером.

Кто живет на камчатке

Чавчувены, являющиеся коренными жителями Камчатки, сделали оленеводство своим основным промыслом. Более того, по сути, оно было единственным, так как олень, это животное, смог дать им и еду, и одежду (кухлянки, малахаи, трбасы шились из шкур), и жилье, так как яранги строились также из шкуры оленя, плюс, из костей мастера создавали орудия труда. Естественно, олени же выступали и в качестве средства передвижения для коряков.

Фото 13.
Кто живет на камчатке

Нымыланы же занимались, как правило, рыболовно-охотничьим типом хозяйства. Они делали специальные сети из крапивы и добывали в реках рыбу. Это тяжелый труд, так как, чтобы создать такую сеть, приходилось потратить порядка 2 лет, а служила она — только год. Выходил народ и в море на байдарках. Последние обтягивались шкурами. Охота велась на лахтака, нерпу, даже кита. Метался гарпун, а после киты добивались копьями, оснащенными наконечниками из камня. Охота была острой необходимостью, так как даже шкуры морских обитателей использовались не для «красоты», а для обтяжки лодок, пошива одежды и обуви, сумок и ремней.

Фото 15.


Кто живет на камчатке

В настоящий момент на Камчатке встречаются лица 176 национальностей, этнических групп и народностей. На первом месте находятся русские, на долю которых приходится около 252 тысяч человек, что соответствует 83% от всего населения. На втором месте по численности находятся украинцы, процент которых достигает 3,5%, а третье место досталось корякам — коренному населению полуострова. На их долю приходится немногим более 2% населения.

Фото 14.
Кто живет на камчатке

Общее число людей, представляющих эту народность близко к 8 000, из которых на Камчатке проживают около 6,6 тысяч человек. В большинстве своем эти люди населяют Корякский округ, Магаданскую область и Чукотский АО.

Коряки сейчас изъясняются на русском языке, однако их историческим языком считается корякский, составляющий ветвь чукотско-камчатской языковой семьи.

И вот появилась хозяйка гектара и туристического комплекса "Авача Мэй" Анастасия Шукшина.

Фото 16.


Кто живет на камчатке

Она рассказала как взяла на тщательно выбранном участве гектар земли и планирует тут оустроить корякское стойбище и питомник для ездовых собак. Она давно занимается культуорй аборигенов Камчатки и самое главное — именно они будут тут гравными действующими лицами.

Она планирует помогать сохранять культуру народностей Камчатки и помогать им зарабатывать на этом. Этноультурные комплексы очень распространены в мире и зарабатывают неплохие деньги на туристах. А для Камчатки это очень перспективное направление.

Тем более земля достанется бесплатно и государство выделяет гранты на развитие туристического направления.

Фото 17.
Кто живет на камчатке

Пока мы разговариваем, хозяин готовит обед. Удивительно наблюдать, как придя в гости почти к любому обядательно на стол подадут красную рыбу, нерку, киту или кижуча.

Собачка вон тоже ждет вкусняшек…

Фото 18.
Кто живет на камчатке

На территории комплекса будут предлагать полное погружение в культуру местных народностей с переодеванием в народную одежду, танцами, традициями и кухней.

Фото 19.


Кто живет на камчатке

Анастасия помнит с детства все это. Она и ее муж родились и выросли в Раздольном. У них на глазах еще было вдоволь яранг и бабушек, которые рассказывали и показывали все, что передали им предки.

Сейчас тем, кто еще помнит традиции своих народов уже под девяносто лет и это все нужно как то сохранять.

Фото 20.
Кто живет на камчатке

Если сохранить все это на уровне нашего поколения, то вот уже и следующее подрастает. Малышка чувствует себя в ярангах и между корякскими танцами себя как дома.

Фото 21.
Кто живет на камчатке

Вот такой праздник тут предлагают туристам в том числе — хололо. Это копилка древних обычаев, танцев и песен коряков. К этому празднику готовятся целый год! Северные аборигены – народ трудовой: отдыхать и развлекаться времени почти нет.

Фото 22.
Кто живет на камчатке

Традиционно Хололо отмечают в конце осени, когда у коряков заканчивается долгий сезон охоты и рыбалки. Хололо – это, можно сказать, корякский День благодарения. А благодарят аборигены природу и богов за пойманную рыбу, за добытого зверя, за собранные грибы и ягоды – за то, с чем можно пережить долгую и холодную зиму.

Фото 23.


Кто живет на камчатке

Этот праздник называют еще и Днем морского зверя – нерпы. Животное на Хололо должен добыть молодой охотник. У священного костра над нерпой совершают обряд очищения – коряки как бы просят прощение за убийство. Они с уважением относятся к этому животному, без которого жить зимой было бы очень трудно: нерпа – это и питательное мясо, и жир, который можно использовать не только в еду, но и для освещения жилища, а также для обогрева.

Фото 24.
Кто живет на камчатке

Вот нам сейчас покажут его элементы, но для этого нужно очиститься от злых духов и пройти сквозь дым.

Фото 25.
Кто живет на камчатке

А дальше пошли легенды.

Фото 26.
Кто живет на камчатке

Большого Ворона коряки считали основателем мира. Корякское имя Ворона – Куйкиняку или Куткиняку. Камчадалы его называли Кутх, Кутху или Кутча, чукчи – Куркил. Большого Ворона также называли Большим Отцом (осёдлые коряки) и Создателем (кочевые). Иногда в одном мифе встречается оба эти имени.

Фото 27.


Кто живет на камчатке

И вот летел этот Ворон над морем, устал, решил отдохнуть и поднял себе из моря землю в виде рыбы — так образовалась Камчатка.

Фото 28.
Кто живет на камчатке

А вот народные музыкальные инструменты коряков.

Фото 29.
Кто живет на камчатке

Фото 30.
Кто живет на камчатке

Вот знаменитый «ротовой бубен» или варган (ванныярар).

Фото 31.
Кто живет на камчатке

Нам рассказали что означают элементы традиционной одежды, узоры и орнаменты. Это все очень интересно.

Фото 32.
Кто живет на камчатке

Фото 33.
Кто живет на камчатке

На видео в начале поста можете посмотреть видеозапись народных танцев и пения коряков.

Фото 34.
Кто живет на камчатке

Фото 35.
Кто живет на камчатке

Фото 36.
Кто живет на камчатке

А вот и Александра нарядили.

Фото 37.
Кто живет на камчатке

И он даже поучаствовал в танце.

Фото 38.
Кто живет на камчатке

Фото 39.
Кто живет на камчатке

В общем все, что связано с историей, народными традициями любой части России, да и любого уголка мира это очень интересно. А про себя понимаешь, что всего этого остается все меньше и меньше.

Фото 40.
Кто живет на камчатке

Напомню вам предыдущие истории фермеров и предпринимателей Камчатки, которые взяли бесплатный гектар и активно его осваивают:

1. Кому раздают землю на Камчатке?
2. Вы все еще не верите в Дальневосточный гектар?
3. Почему на Камчатке клубника дороже красной икры?

Источник: masterok.livejournal.com

Заселение полуострова произошло около 15 тыс. лет назад. В наши дни сохранилось несколько народностей.
Коряки, проживающие в северной и центральной частях полуострова.
Численность 5506 чел. Жители побережья назывались нымыланами – «обитателями оседлых селений» . Основной тип хозяйства был рыболовно-охотничий. Кочевники, пасшие в тундре олений, издавна называли себя «чавчувенами» , т. е. «оленными людьми» . Олень давал чавчувенам всё необходимое для жизни: мясо шло в пищу, шкуры на изготовление одежды, строительство переносных жилищ (яранг) , кости на изготовление орудий труда и бытовых предметов.
Ительмены, населяющие юго-западную часть Камчатки (в пределах Тигильского р-на) Численность 1079 чел. Название народа означает «живущие здесь» . Жили ительмены большими поселениями около рек и по морскому побережью. Основной тип хозяйства был рыболовно-охотничий. Средством передвижения служили ездовые и грузовые нарты.
Эвены, расселены на территории Быстринского и Тигильского районов.
Численность 1529 чел. Эвены занимались оленеводством, охотой, рыболовством и морским зверобойным промыслом. В отличии от других народов Камчатки не практиковали широко ездового собаководства, но зато передвигались верхом на оленях. Одежду, особенно женскую, расшивали бисером.
Алеуты, население Командорских островов. Численность 238 чел. Сами себе алеуты называли «унанган» . Традиционное занятие – охота на морских животных (котики, сивучи, каланы) , рыболовство. Привычным способом передвижения стали нарты с собачьей упряжкой, а для хождения зимой по горам использовались короткие и широкие лыжи.
Чукчи, коренное население полуострова Чукотка, северные соседи коряков. Часть их расселилась по северным территориям Камчатки. Численность 1306 чел. Чукчи вели комплексное хозяйство: малотабунное оленеводство сочеталось у них с морским зверобойным промыслом и охотой. Передвигались на собачьих упряжках и оленях.
На полуострове также живут около 9000 камчадалов, произошедших от браков русских и ительменов, но не имеющих официального статуса коренных жителей. Они живут в долине реки Камчатка и на юге полуострова (города Петропавловск-Камчатский и Елизово) .
Начиная с XVII в. на берегу Охотского моря стало оседать русское население — казаки, служилые люди, промышленники, торговцы. Их численность постоянно увеличивалась. «Казаки, промышленники, вольные люди.. . легко сближались с северными народностями, селились между ними, брали у них жен». Ассимиляция пришлого и аборигенного населения вела к появлению «смешанных рас». Этот процесс и лег в основу формирования камчадалов — этнической группы старожилов-метисов, проживающих на территории современной Магаданской области.

Источник: otvet.mail.ru


Значение слова

Слово «камчадалы» употребляют по меньшей мере в шести значениях.

1. Первоначально русские называли так коренных жителей Камчатки — ительменов. И в этом значении слово продолжает циркулировать в исторической и историко-географической литературе.

2. Позднее, когда началось смешение пришлых русских с аборигенами-ительменами, слово «камчадал» стало обозначать потомков от этих смешанных браков, владевших, как правило, двумя языками — ительменским и русским — и выработавших особый диалект русского языка. И именно в этом значении чаще всего принимает слово «камчадалы» современная этнография.

3. Название народа (этноним), родственное географическому названию (топониму), всегда привлекательно для расширительного употребления. Поэтому название «камчадалы» стали зачастую распространять на всё старожильческое (прожившее много поколений на Камчатке) русское население, не очень-то придавая значение тому, есть ли у них и в какой пропорции примесь ительменской крови1.

4. В современном лексиконе камчатских СМИ и даже в обыденной административной лексике слово «камчадалы» порой употребляется как собирательное наименование всех коренных малочисленных народов Камчатки (а то ведь какой-нибудь образованный губернский деятель язык сломает, перечисляя: ительмены, коряки, чукчи, камчадалы, алюторцы, кереки…).

5. Когда волна политкорректности и толерантности «встречь солнца» дошла до Камчатки, там сообразили, что даже и эти затеи можно пристроить к своей пользе. Что под программы поддержки коренных малочисленных народов можно получить какие-то федеральные деньги и льготы. Тогда и родилась идея записать в камчадалы по возможности большее число жителей полуострова, имеющих здесь хоть какие-нибудь корни, вне зависимости от генов. Как мы увидим ниже, для охлаждения голов, обуреваемых этим замыслом, потребовалось вмешательство прокуратуры.

6. Многие люди, жившие, работавшие и служившие на Камчатке, сегодня с долей иронии, но и не без гордости, дорожа воспоминаниями, именуют себя камчадалами. В сети вы запросто можете попасть в «камчадальский чат» москвичей и петербуржцев. (С. Р.)

Происхождение

Камчадалы, в строгом этнографическом смысле, — этническая группа метисного происхождения, потомки от смешанных браков аборигенного оседлого населения и русских старожилов Камчатки. Русские стали вступать в браки с корячками и ительменками, и образовалась новая национальность, которую стали называть «камчадалы». По переписи 1926 г. их численность составляла 3704 человека. По данным Ассоциации коренных малочисленных народов Камчатки, в 1994 г. насчитывалось около 9 тыс. членов общин камчадалов2. В 2000 г. камчадалы включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Расселение

Потомки камчадалов, связанные с традиционным хозяйством, живут в Соболевском, Большерецком, Мильковском, Усть-Камчатском и Елизовском р-нах Камчатской обл. К камчадалам относит себя группа метисного населения города Петропавловска-Камчатского. Небольшая часть населения смешанного происхождения, относящая себя к камчадалам, проживает в Тигильском и Пенжинском р-нах Корякского а.о. и Ольском р-не Магаданской обл.

Культура

Группы метисного населения Камчатки начали складываться в середине XVIII в. Русские переселенцы перенимали у аборигенов их систему хозяйства и образ жизни. Бытовало двуязычие, потом возникло «камчатское наречие» русского языка. Оно до последнего времени сохра нялось у старшего поколения камчадалов. Для мировоззрения камчадалов было характерно двоеверие: основы православного вероучения и обрядности переплелись с традиционными верованиями и промысловыми обрядами. В последнее время в среде камчадалов наряду с возвращением интереса к православию происходит интенсивный процесс возрождения древних языческих элементов камчадальской культуры. На основе местных традиций, литературных данных, а также заимствований из культуры современных ительменов у камчадалов возрождаются обрядовые календарные праздники: весенний праздник Первой рыбы (традиционное занятие камчадалов — рыболовство), осенний — «Алхалалалай» (см. с. 31–32). (Камчатский край. Краеведческая страница)

Право на признание

До 1926 г. в официальных документах писалась народность «камчадал». Но при подготовке к переписи населения встал вопрос об официальной записи национальности туземного населения. Если с коряками, чукчами и другими народностями полуострова было все ясно, то с камчадалами возник вопрос. В 1927 г. было принято постановление: «констатировать, что ту часть населения полуострова, которая именует себя камчадалами, говорит по-русски и живет оседло, не относить к числу мелких туземных народностей северных окраин». Решение было принято без тщательного изучения проблемы. Камчадалы, проживающие в южных районах полуострова, занимались и до сей поры занимаются традиционной деятельностью; у них были свои территории расселения, сложившийся быт, своя культура, но из-за интенсивной ассимиляции камчадалы утеряли язык. И вот на основании отсутствия этого признака их отлучили от своей национальности, причислили к русским. Хотя в мировой практике много примеров, когда народы говорят на языке других народов, например, жители Бразилии говорят на португальском языке.

В конце 80-х годов камчадалы объединились в областную Ассоциацию для самоидентификации и правовой защиты своих интересов. В 1991 г. Камчатским облсоветом принято временное положение, которым признавалось наличие в Камчатской обл. этнической группы — камчадалы. В области в качестве членов традиционных общин камчадалов зарегистрировались 9 тыс. чел. Появились камчадальские клубы в селах и городах, материалы по культуре камчадалов собраны в областном, Мильковском и Соболевском музеях. (Анна Асеева//www.indigenous.ru)

Музей

В селе Мильково (200 км к С от Петропавловска-Камчатского) расположен этнокультурный центр камчадалов, представляющий собой реконструированный острог XVII в., ярангу, музей с утварью, шаманскими костюмами, кухлянками. В Милькове живут потомки ительменов и казаков. Музей возрождает старинные праздники.

Кто такие сегодняшние «камчадалы»
и почему камчадалом быть выгодно?

Весь июнь члены общественной организации коренных малочисленных народов Севера, проживающие в Ключах (село /бывший город/ у северного склона Ключевской Сопки), находились в тревожном ожидании. Люди могли остаться без традиционной для камчадалов пищи — красной рыбы. Лишь 15 июня долгожданное распоряжение о выделении квот было подписано губернатором Камчатской обл. Вылов рыбы для камчадалов Ключей фактически начался только 1 июля, после окончательного разрешения всех формальностей.

Для нужд членов общественной организации коренных малочисленных народов Севера Ключей было разрешено добыть 18 т нерки, 4,7 т чавычи, почти 14 т кеты, 6,8 т кижуча. Таким образом, каждый член организации получит в среднем по 46 кг рыбы. Камчадалам повезло: практически весь июль нерка попадалась в сети, и рыбаки возвращались с неплохими уловами — по 200—300 кг. Нет сомнения, что рыбой в этом году будут обеспечены все камчадалы. (Усть-Камчатские вести. 29.06.2006)

Куда девается рыба, выловленная и предназначенная специально для членов ассоциации коренных малочисленных народов Севера Усть-Камчатска?

Проблема в том, что вот уже не один год район аккуратно выделяет лимиты на вылов лосося для местных эвенов, коряков и ительменов, но аборигены Усть-Камчатска лосося практически не видят. «Привезли один раз в три часа ночи хвост лащавой кеты, и всё», — объяснил один из присутствующих. А выделяется им более 50 т в год.

Но кому же тогда достается рыба? «Два-три человека наживаются, прикрываясь вашими именами», — твердили на собрании руководители района. Большинство представителей ассоциации тоже убеждены в этом и обвиняют своего председателя (носителя, между прочим, русской фамилии) в том, что он вылавливает и продает их рыбу.

По результатам последней переписи в районе проживало чуть более 30 представителей коренных национальностей Камчатки. По какому принципу в Ассоциацию малочисленных народов Севера записалось больше трех сотен человек, непонятно. Многие свое право состоять в ней объясняют тем, что их родители родились когда-то в Усть-Камчатске. Ссылаются они на федеральный закон, авторы которого недавно к малочисленным народом Севера причислили и «камчадалов». Что это за национальность, законотворцы не объясняют. Поэтому практически все, появившиеся на свет в Усть-Камчатске, считают себя «кореневыми камчадалами», как определила одна бабушка.

Собрались они вместе только для того, чтобы получать бесплатно рыбу. При этом те, кто по закону имеет на это право, часто остаются ни с чем.

«Я хочу раз и навсегда прикрыть эту кормушку, — категорично заявляет глава района. — Администрация согласна взять на себя обязанность обеспечить и представителей малочисленных народов Севера, и старожилов, и тех, кто родился в Усть-Камчатске. Со следующего года мы составим отдельные списки, будем контролировать, сколько для кого рыбы идет. А представителям коренных малочисленных народов Севера выделим лимитов ровно на столько человек, сколько будет их проживать в районе по данным предстоящей переписи. Ветераны и пенсионеры старше 70 лет у нас получают по 50 кг лосося. Им привозят свежую, хорошую рыбу с неводов, в этом году заложили на них 100 т, они благодарны и довольны. А вот представители ассоциации, наверняка, как в прошлом году, придут осенью жаловаться ко мне на то, что остались без рыбы». (Ольга Горбикова (Усть-Камчатск)//kamchatka.km.ru.10.07.2002)

Борьба за камчадалов

За 1998 г. областной прокуратурой был опротестован незаконный нормативный акт, принятый Законодательным собранием Камчатской обл., — закон «О территориально-хозяйственных общностях (общинах) коренных малочисленных народов Севера Камчатской обл.». Прокуратура пришла к выводу о несоответствии данного закона постановлению правительства, определяющему перечень районов проживания коренных малочисленных народов Севера. В Камчатской обл. к ним относятся Корякский а.о., Алеутский и Быстринский р-ны. Федеральным законом к коренным малочисленным отнесены народы, проживающие на территории России и насчитывающие менее 50 тыс. человек.

Областные же депутаты обозначили в принятом ими законе такую малочисленную народность, как камчадалы, дав им определение «этнической общности, исторически сформировавшейся в Камчатской области». Прокуратура усмотрела в этом превышение полномочий, поскольку в Конституции недвусмысленно указано, что в сфере национальных правоотношений субъекты федерации полномочны регулировать права коренных малочисленных народов, но не устанавливать их статус.

Может быть, мы и хотели бы, чтобы население Камчатской области пользовалось какими-то льготами и преимуществами только потому, что родилось и проживает на этой территории, но нас намного больше 50 тысяч.

Дело передано в Верховный суд. После его решения наконец и станет известно, кто же такие камчадалы… (iks.ru.21.01.1999)

Как и почему «растет»
численность камчадалов

Мильковский район считается одним из рыбных на полуострове. Рыбакам, среднему бизнесу, который работает на реках и прибрежке, на неводах, необходима стабильность, чтобы справедливо были распределены участки, а за участками закреплялись квоты в соответствующих долях.

Администрация района стремится к тому, чтобы наконец был урегулирован вопрос о малочисленных народах Севера, о коренных жителях. В свое время начала действовать программа, исходя из которой все коренные жители обязаны были предоставить подтверждение своей принадлежности к коренной народности. Вообще, необходимо определить численность камчадалов. Например, в Мильковском р-не по документам, дающим «права на рыбу», числится 2 250 камчадалов. Это они сами записали себя в малочисленные народы Севера. Любопытно, что когда проходила перепись населения, всего лишь 600 человек заявили о том, что они считают себя камчадалами. 600 и 2250 — сами понимаете, какая огромная разница между этими цифрами. Есть необходимость задуматься над тем, на какое количество пользователей нужно выделять лимиты.

Необходимо, чтобы представители малых народов объединялись не только для того, чтобы рыбу поделить. (Владимир Ямпольский//Камчатское время. 29.08.2003)


1 В чем, кстати, заключается принципиальная разница между современными ительменами, имеющими сильнейшую примесь русской крови и говорящими в основном по-русски, и современными камчадалами, происходящими якобы от ительмен и русских и говорящими по-русски, составителю этого материала толком выяснить не удалось.

2 Эта цифра сильно расходится с полученной в ходе переписи (таблица будет в следующем номере). Ниже станет понятно почему.

Источник: geo.1sept.ru

В проекте "Такие малые народы" мы рассказываем об исторических судьбах и современных проблемах аборигенов Сибири.

Ительмены – коренные жители Камчатского полуострова. Русские географы, побывавшие здесь в XVIII веке, назвали этот народ "камчадалы". Немецкий мореплаватель на российской службе Отто Коцебу, во время кругосветного путешествия бросивший якорь у берегов Камчатки, оставил яркие описания местных обычаев:

"Этот маленький, невзрачный народ обладал геройским духом. Осажденные, потеряв надежду на спасение, не складывали оружия. Они сначала убивали женщин и детей, а затем бросались на врага, чтобы как можно дороже продать свою жизнь, или, как они выражались, "постелить себе ложе". Впрочем, в случае сдачи в плен камчадалы не могли рассчитывать на милосердие врага. Оружие их состояло из копий, луков и стрел, причем последние обычно бывали отравлены.

Придя в веселое расположение духа, хозяева и гости развлекали друг друга талантливым подражанием людям и животным

Чтобы обойтись с гостем возможно учтивее и не подать повода для войны, хозяин прежде всего так натапливал свое подземное жилище, что жара в нем становилась почти невыносимой. Затем как хозяин, так и гость раздевались донага, и последнему предлагалось огромное количество кушаний, причем в очаге непрерывно поддерживался огонь. Наконец, гость сознавался, что сыт по горло и не может больше выносить жару. Это означало, что все правила хорошего тона соблюдены, и теперь хозяин мог потребовать от гостя подарков за свое гостеприимство.

На подобных пиршествах в качестве опьяняющего средства обычно применялся мухомор. В небольших количествах он, по-видимому, возбуждает веселость, но в более значительных дозах может вызвать приступ помешательства, продолжающийся несколько дней. Придя в веселое расположение духа, хозяева и гости развлекали друг друга талантливым подражанием людям и животным".

Отто Коцебу. НОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА В 1823–1826 гг.

Двести лет назад ительмены жили на всей территории Камчатки. Северной границей расселения на западном побережье была река Тигиль, на восточном – река Ука, южная доходила почти до мыса Лопатка. По разным источникам, в XVIII веке численность ительменов составляла 15–18 тысяч человек, сегодня их осталось около двух тысяч, а носителей языка – всего пятеро.

В читальном зале краевой научной библиотеки в Петропавловске-Камчатском с осени до весны проходят вечерние курсы ительменского языка. Учениц всего пятеро, четверо из них – пенсионного возраста.

– Нас учитель хвалит, говорит, что мы стараемся, – рассказывает слушательница курса Елена Слободчикова. – Но язык сложный: пока объясняют – все понятно. А домой прихожу и опять ничего не помню.

Елена – настоящая ительменка. Но родного языка в детстве она не знала.

– Нас не учили, это было советское время. Родителям не разрешали разговаривать дома на ительменском. Нас, детей, отправляли в интернаты, чтобы мы учились по-русски. Факультативом ительменский язык появился у меня только в шестом классе. Приходилось у бабушек, дедушек спрашивать слова, выражения какие-нибудь. Много отличий от русского. Например, у нас нет слова "привет" или "здравствуйте" – мы здороваемся вопросом "Куда идешь?". Мне уже почти 60 лет, и я вот учусь.

Впервые ительмен описали исследователи Камчатского полуострова еще в конце XVII века. Тогда в бассейне реки Тигиль существовало восемь поселений. В 1750-е годы на месте современного села Тигиль заложили острог. Как писал участник второй камчатской экспедиции Г.Стеллер, острог был необходим для установления отсюда пути в Охотск с Камчатки, для ограждения коряков-оленеводов от их врагов чукчей, а также для "обуздания сидячих коряков".

С 1830-х годов в Тигиле начали приучать местных "инородцев" к огородничеству. К 1876 году, по данным протоиерея Прокопия Громова, который занимался историей камчатских церквей, в Тигильской крепости проживало 255 человек, от американцев и финнов до казаков, которых было большинство.

Ительмены тем временем расселились до южной оконечности Камчатки. Они жили охотой и рыбалкой, собирали птичьи яйца, дикоросы, но предпочитали оседлый образ жизни. Это сильно отразилось на дальнейшем историческом пути народа.

Главный редактор газеты "Аборигены Камчатки" Виктор Борисов, который больше 20 лет изучает историю коренных жителей региона, рассказывает, что именно из-за своей оседлости ительмены быстро ассимилировались с русским населением.

– Если говорить о советском периоде, то до 1922 года власти особо не вмешивались в жизнь ительменов. Но и сейчас большая часть камчадалов, как принято называть коренных жителей Камчатки, – это ассимилировавшиеся ительмены. С царских времен ительмены платили ясак. С охотников, например, брали одного соболя в год. А это для умелого охотника три дня работы. А в остальное время можно было делать все, что душе угодно. Также взрослые мужчины несли каюрную повинность: должны были на своих собачьих упряжках в порядке очереди доставлять чиновников до других селений. А в остальное время коренные жители занимались личным хозяйством. У коряков другая ситуация была – они до 1930-х годов жили как их предки – в юртах, единственное – у них винчестеры были, порох, котлы современные. И если коряки постоянно кочевали, то ительмены были удобнее и доступнее. Даже крещение они восприняли легко – мол, вот есть наши боги, а этот просто еще один, рассказывает Виктор Борисов. – Еще и жили ительмены на более приспособленных для европейцев землях – по берегам рек, моря. При советской власти молодежь начали учить русской грамоте, показали им европейскую культуру, одежду, и тогда они начали смеяться над стариками своими, которые оставались неграмотными и жили, как в старину.

– Сейчас мы пытаемся сохранить то, что осталось от нашего языка, – рассказывает Мария Киле. – В Тигильском районе есть село Ковран – место компактного проживания ительменов, единственное, где благодаря труднодоступности, язык не смешивался так сильно, как на восточном побережье. Реальных носителей языка здесь живет всего пять человек, и каждому далеко за 70 лет.

Письменность на основе латинского алфавита для ительменского языка была разработана в 1932 году в Ленинграде. Тогда же появился в Хабаровске Дальневосточный техникум народов Севера, где готовили учителей и учебные пособия для национальных школ. Но в 1937 году Сталин запретил использовать латинский алфавит на территории СССР, и письменность северных народов перевели на кириллицу. Те, кто этим занимались, почему-то забыли об ительменах, и в результате их язык опять стал бесписьменным.

Как начали запрещать разговаривать на родном языке, то детей пугали тюрьмой. Дети прятались под кровати от русских

– В 50-е годы, когда Никита Хрущев объявил о создании единой общности "советских людей", это приняло на Камчатке анекдотические и грустные формы, – вспоминает Виктор Борисов. – В кочующие племена прилетали вертолетом за детьми, забирали их от матерей, от своих исконных дел. А он знает, что в интернате чужая тетя, каша на обед и соленые огурцы. А он хочет черемшу и мясо. Как начали запрещать разговаривать на родном языке, то детей пугали тюрьмой. Дети прятались под кровати от русских, те, которые не были в городе и жили только семейными группами – они же не понимали, что это и как.

Только в 1970-е годы на Камчатке появился кружок ительменского языка. Потом был разработан алфавит на основе кириллицы, но широкого распространения он не получил. Книг на ительменском было издано очень мало. А после распада СССР – вообще ни одной. В 1990-х лингвист Александр Володин и ительменка Клавдия Халоймова составили ительменско-русский словарь, которым пользуются до сих пор.

– Моя мама уже не знала ительменского, – рассказывает Мария Киле. – Она вспоминала, что мои бабушка с дедушкой общались по-ительменски только дома и шепотом. Я бабушку не застала, но знаю, что она помогала ученым составлять нашу азбуку. Правда, вот здесь, на снимке, она с бубном – у нас такого не было, у ительменов, это заимствованное от коряков.

Несмотря на большой процент ассимиляции, шаманизм среди ительменов бытовал долго. Сейчас шаманов уже не найти, но в каждой семье были знахари, которые умели заговаривать болезни.

– Дедушка рассказывал, что мой дядя был шаманом. К нему многих привозили лечиться. Он что-то такое делал над ними, слова какие-то говорил, и болезнь проходила. Значит, особые способности у него были.

Из сохранившихся в семье Марии народных традиций на сегодняшний день осталась только рыбалка, с одним отличием – плетеные сети из крапивы ительмены больше не используют. О том же говорит Елена Слободчикова. Вот только ограничений все больше, а рыбы заготавливать удается все меньше.

– Конечно, мы, когда разрешают, рыбу ловим. Но и рыбы мало, и участки маленькие – на Малолагерной и в селе Авача мы буквально друг на друге стоим – всем же надо. И то, что лет 10-20 назад ловили и сейчас, – огромная разница, – говорит Елена Слободчикова.

Причины недавней гибели морских животных в Бухте Спасения для коренных жителей Камчатки так же загадочны, как и для экспертов. Кто-то из них объясняет случившееся тем, что в воду попали продукты распада ракетного топлива с ракетного полигона. Кто-то склоняется к другой версии – гибель морских животных была вызвана цветением водорослей рода Karenia. Местные жители наверняка знают только то, что на восточном побережье Камчатки цветение водорослей наблюдалось всегда.

– Я сам с Усть-Камчатского, – рассказывает Виктор Борисов. – И там, в протоке Озерная, которая связывает Нерпичье озеро и реку Камчатку, к осени можно было наблюдать такую картину – цветение водорослей шириной примерно до 10 метров вдоль берега. Раньше этой проблемой никто не интересовался. А однажды я наблюдал на берегу Камчатского залива падеж морской птицы – на одном километре берега было примерно по 15–20 тушек птиц. Так что ученым-то мы верим, все вместе они обманывать не могут, но мониторинга как такового нет. Но, что распространение проблемы пошло на западный берег Камчатки – вот это плохо. Берега Камчатки, – это пути миграции дикого лосося и обитания ценных пород белой рыбы, это может отразиться и на их популяциях. Ракетное топливо не пошло бы на западное побережье. Но то, как климат меняется, – это очевидно. Такого теплого октября на Камчатке я не припомню…

Для сохранения своей культуры коренные народы Камчатки объединились в несколько ассоциаций, а на базе библиотеки работает Этноцентр "Друзья Севера".

– Раньше мы снимали офис в городе, но там приходилось по 30 тысяч рублей платить, накладно, – объясняет Мария Киле. – Молодежь пытаемся привлекать, проводя национальные праздники, особенно широко отмечаем День благодарения природе – Вакканай. Это наш ительменский праздник урожая. Раньше его отмечали в селах, когда заканчивали готовить на зиму рыбу и коренья. Но сейчас-то какие села? Все, кто мог, оттуда уехали. Осталась ительменская деревня Ковран, но там живут люди старшего возраста. Или Хайрюзово взять – когда-то там было 800 ительменов. А сейчас от силы человек 100, да и те – в основном коряки. А язык родной молодежь изучать не хочет.

Мария в этом году получила диплом преподавателя ительменского языка. Но продолжает ходить на занятии, чтобы подтянуть языковые навыки.

– Курсы, которые были организованы в 2019 году на базе Камчатского университета им. Витуса Беринга, – это большой прорыв в сохранении ительменского языка. Уже пятеро наших получили "корочки" преподавателей. Литературы очень не хватает. Мы разработали методичку для обучения детей 6–7 лет, если в этом году выделят деньги, то в следующем году напечатаем наше учебное пособие, – делится планами Мария.

Пока в классе занимается всего пять учениц. Однако преподаватель Виктор Рыжков настроен оптимистически. Он верит, что ительменский язык ещё можно вернуть к жизни.

– Мне с детства было интересно, что за названия такие на Камчатке? Да и мама моя в какой-то степени дала мне импульс. Я маленький был, у нас в театре поставили ительменскую оперетту по сказке "Кутх и мышь". Мама играла на сцене, а меня брала с собой и оставляла за кулисами. Я там сидел и слушал, как мама поёт на этом языке. Так его и полюбил.

– Но молодежь, говорят, не стремится учить язык предков?

– Всё у людей отговорки. Когда молодые – некогда, когда постарше – уже память не та. Но это на самом деле от лени.

– Может ли вернуться язык в быт, в села?

– Конечно! Язык может вернуться – нужно только желание. Никакие госпрограммы – ничего не поможет, пока люди сами не захотят. Сейчас я вижу, что есть люди, которые хотят изучать свой язык. Их мало, но они есть. Нам бы только литературы побольше – хотя бы старые советские книжки переиздать.

На уроке Елена Слободчикова рассказывает о Кутхе, том самом персонаже оперетты. Кутх – ворон, божество Среднего мира, в котором живут люди. В фольклоре коренных народов Камчатки этот ворон – один из самых ярких героев, – он и смешной, и хитрый, и справедливый, а главное, очень живой. Поэтому дети любят слушать о нем сказки.

– Кутх создал Камчатку. Он увидел косяк рыбы. Вытащил одну и попросил, чтобы она стала землей для наших предков, ительменов. Вот оттуда наша рыбина! – рассказывает Елена Слободчикова по-ительменски.

По преданию, ворон Кутх не только создал землю, но и высидел яйца, из которых вылупились первые люди. Разумеется, это были ительмены.

#история #камчатка #глубинка #малые народы #коренные народы

Источник: zen.yandex.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.